90 000 человек в мире Без гражданства Лица без гражданства в Африке 90 001
× Лица без гражданства в Африке
Региональные стандарты
Идентификация для развития (ID4D) и региональные паспорта
Новые возможности в Западной Африке: Абиджанская декларация
Профили стран
Инициатива «Права гражданства в Африке» (CRAI)
Оглавление
Лица без гражданства в Африке
Безгражданство остается серьезной, но плохо документированной проблемой в Африке. Население без гражданства пересекается с более многочисленным населением без документов, чей национальный статус неясен до тех пор, пока не будет проведена проверка посредством усилий по получению документов. Однако есть важные признаки прогресса: ряд государств предпринял важные шаги по урегулированию случаев безгражданства; африканская система защиты прав человека разработала свои позиции и рекомендации в отношении права на гражданство; и Абиджанская декларация глав государств Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) показала наличие политической воли к искоренению безгражданства.
Безгражданство в Африке имеет ряд причин. Из 27 государств, которые до сих пор дискриминируют женщин в отношении возможности передачи гражданства своим детям, девять находятся в странах Африки к югу от Сахары, и многие африканские государства не имеют гарантий, гарантирующих гражданство детям, рожденным на их территории, которые в противном случае остались бы без гражданства. В результате дети по-прежнему рождаются без гражданства по всей Африке. Расовая, религиозная и этническая дискриминация присутствует в законах о гражданстве примерно десяти африканских государств и приводит к тому, что люди не могут получить гражданство. Кочевое и трансграничное население по-прежнему сталкивается с практическими и политическими проблемами, поскольку законы о гражданстве не предназначены для их удовлетворения, а оседлое население по-прежнему с подозрением относится к их лояльности. Перемещенные лица, в том числе беженцы, рискуют потерять связь со страной своего происхождения, а также столкнуться с трудностями при получении документов, что может привести к безгражданству, особенно в последующих поколениях. Правопреемство государств, как наследие деколонизации, так и более поздние случаи правопреемства, и вытекающие из этого переопределения национальной принадлежности также являются причиной безгражданства в Африке. Наконец, безгражданство может быть связано с отсутствием надлежащей правовой процедуры и широкими полномочиями государственных должностных лиц, ответственных за выдачу свидетельств о рождении и удостоверений личности, которые на практике могут определять доступ человека к гражданству.
Таблица 1: Страны Африки с более чем 10 000 лиц без гражданства
Кот-д’Ивуар | 700 000 |
Зимбабве | 300 000 |
Кения | 20 000 |
Демократическая Республика Конго | * |
Эритрея | * |
Эфиопия | * |
Мадагаскар | * |
Южная Африка | * |
В конце 2015 года УВКБ ООН зарегистрировало 1 021 418 лиц без гражданства в Африке, но реальная цифра, вероятно, намного выше, поскольку она основана на оценочной численности населения только в шести странах. Еще пять стран отмечены звездочкой в цифрах УВКБ ООН, что указывает на наличие в них значительного, но неучтенного населения без гражданства. Оценка населения Зимбабве без гражданства была впервые включена в статистику УВКБ ООН в 2015 г., но представляет собой единственное изменение в цифрах с 2014 г.
Безгражданство: много во всем мире, мало в Норвегии
Статистический анализ, 2017 г.
Безгражданство – серьезная глобальная проблема
Эта статья была впервые опубликована на норвежском языке в журнале Samfunnsspeilet Статистического управления Норвегии:
– начать глобальную проблему. Statsløse: mange i verden, få i Norge. Самфунсспайлет 4/2016. Статистическая служба.
В Норвегии проживает около 2 400 лиц без гражданства, большинство из которых являются беженцами. Во всем мире эта цифра составляет примерно 10 миллионов,
по данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Самая большая проблема для лиц без гражданства с видом на жительство
разрешения в Норвегии является отсутствие паспорта, в то время как во многих других странах есть значительно большие проблемы, часто сталкиваясь с
дискриминация и почти полная изоляция от общества.
Автор: Хельге Брунборг
В Норвегии относительно немного лиц без гражданства: 2 425 на начало 2016 года. Однако это число значительно колебалось
из года в год, в основном из-за иммиграции и натурализации. Как показано, пик был достигнут в 2011 году и составил чуть более 3 000 человек.
на рисунке 1 и в таблице 1.
В 2003–2015 годах в Норвегию иммигрировало в общей сложности 6 400 лиц без гражданства. Из них 3 500 были палестинцами, причем большинство
прибытие в 2009 году(877 человек), см. рис. 2. Сегодня самые большие группы лиц без гражданства в Норвегии родились в Сирии (1 200 человек),
Палестина (402) и Норвегия (134), см. рис. 3. В последние годы наблюдается рост числа лиц без гражданства.
из Сирии, а также значительное увеличение числа родившихся в Палестине, Норвегии, Ираке и Ливане, что отражает рост
цифры за последние годы, см. рис. 4.
Некоторые из родившихся в Сирии и Ираке также могут иметь палестинское происхождение, но у нас нет информации об этом. Почти все
лица без гражданства в Норвегии являются беженцами или членами семей беженцев. Лишь 4 процента лиц без гражданства иммигрировали в
другие причины, такие как работа и образование. Большинство лиц без гражданства за пределами Европы не являются беженцами.
Большинство из них становятся норвежскими гражданами
Основная причина сокращения числа лиц без гражданства в Норвегии в последние годы заключается в том, что многие из них стали норвежцами
граждан, как показано на рисунке 5. В период с 2003 по 2015 год 4 900 лиц без гражданства, большинство из которых иммигрировали в течение того же
период – натурализовались в Норвегии, см. Таблицу 1. Лица без гражданства старше 18 лет могут подать заявление на получение норвежского гражданства
если они «проживали в королевстве в течение последних трех лет и имеют вид на жительство сроком не менее одного года» (норвеж.
Закон о гражданстве 2015 г.). Дети натурализованных граждан также могут подать заявление, но они должны проживать в стране в течение предшествующего периода.
два года. Это значительно меньше, чем у большинства других иммигрантов из нескандинавских стран, которые, должно быть, прожили здесь семь лет.
Дополнительные статистические данные о норвежском гражданстве см. в Pettersen (2015).
Большинство натурализаций в Норвегии происходит через три года после иммиграции, см. рис. 6. Через четыре года 90 процентов лиц без гражданства
иммигранты стали норвежскими гражданами, и только 3 процента прожили здесь десять или более лет без натурализации.
Восемьдесят три процента детей, рожденных в Норвегии от родителей без гражданства, были натурализованы через четыре года после рождения.
и только 2 процента прожили здесь десять или более лет без натурализации.
Немногие лица без гражданства эмигрируют из Норвегии, в среднем всего 30 человек в год с 2003 г. (Таблица 1).
Многие лица без гражданства подали заявления о предоставлении убежища в Норвегии, как показано на Рисунке 7 и в Таблице 1, но они по-прежнему составляют скромную
доля лиц, ищущих убежища, в Норвегии – почти 6% в период 2007–2014 гг. (UDI 2016). Безгражданство автоматически не
право человека на получение вида на жительство в Норвегии, но в 2015 году 88 процентов всех ходатайств о предоставлении убежища для получения вида на жительство
от лиц без гражданства были успешными.
Количество лиц без гражданства среди проживающих в Норвегии без вида на жительство, в том числе без документов,
неизвестно.
Хотя сегодня число лиц без гражданства в Норвегии невелико, оно может значительно возрасти, особенно если
беженцев из Сирии снова увеличивается.
Почему в Норвегии рождаются дети без гражданства?
Существует широко распространенное мнение, что когда ребенок рождается в Норвегии, он автоматически становится гражданином Норвегии, однако это
это не так. В период 1986–2015, 997 детей родились в Норвегии без гражданства. Эти дети были лицами без гражданства
родителей, когда они родились. Ребенок становится гражданином Норвегии при рождении, если отец или мать являются гражданами Норвегии (норвеж.
Закон о гражданстве 2015 г.), независимо от того, проживают ли они в Норвегии или нет. Принцип, согласно которому гражданство ребенка
определяется национальностью родителей, известен как jus sanguinis и применяется в большинстве стран мира, но не в США, где все новорожденные имеют право на гражданство США (jus solis) . УВКБ ООН рекомендует, чтобы всем детям, рожденным в Норвегии, было предоставлено норвежское гражданство, как и в Дании, где власти
предоставить датское гражданство детям, чей дом находится в Дании. Это соответствует статье 7 Конвенции о
Права ребенка, в котором говорится, что все дети с рождения имеют право на приобретение гражданства (Управление
Верховный комиссар ООН по правам человека, 1989 г. ).
Правительство недавно (21 октября 2016 г.) приняло новые инструкции об условиях получения норвежского гражданства лицами без гражданства.
лица, родившиеся в Норвегии. В инструкциях указано, что они должны были постоянно проживать в Норвегии в течение трех последовательных
лет, предшествующих подаче заявления на получение гражданства. При наличии у родителей постоянного вида на жительство дети могут получить гражданство
в течение одного года после рождения (Министерство юстиции и общественной безопасности, 2016 г.).
Несовершенное законодательство?
Во многих странах у лиц без гражданства возникают проблемы с получением свидетельств о рождении для своих детей и удостоверений личности для
сами себя. Без таких документов может быть сложно обеспечить основные права на услуги здравоохранения и образования, получить доступ к
на рынок труда, путешествовать, владеть землей и другим имуществом, открыть счет в банке, получить водительские права, наследовать имущество и
выйти замуж. Лица без гражданства также могут быть арестованы или высланы и часто подвергаются дискриминации и преследованиям. Они
часто относятся к беднейшим слоям населения, как в Мьянме и Кении. Важно, чтобы права человека лиц без гражданства
лица защищены, даже если они не признаны ни одной страной.
У лиц без гражданства в Норвегии меньше проблем, чем во многих других странах. Однако в отчете УВКБ ООН (2015) отмечается,
что норвежское законодательство имеет ряд пробелов и недостатков. Иммигрантам без гражданства не обязательно предоставляется вид на жительство в
Норвегия.
- Две конвенции ООН о статусе апатридов 1954 и 1961 годов и Европейская конвенция о гражданстве
1997 г. прямо не включены в норвежское законодательство. - В норвежском законодательстве нет определения безгражданства.
- В Норвегии нет специальных процедур определения безгражданства.
- Не существует признанного статуса лица без гражданства, обеспечивающего права лиц без гражданства, за исключением более короткого периода проживания
требуется для получения норвежского гражданства, чем для других нескандинавских граждан.
УВКБ ООН (2015 г.) отмечает, что эти недостатки норвежского законодательства нарушают международные конвенции о
к которой присоединилась Норвегия, и рекомендует включить конвенцию ООН в норвежское законодательство. Постоянный комитет
по местному самоуправлению и государственному управлению парламента поднял этот вопрос и заявил, что «ожидает, что правительство
обеспечить, чтобы норвежское законодательство в этой области соответствовало нашим международным обязательствам» (Постоянный комитет по местным
Правительство и государственное управление, 2015–2016 гг.).
Ссылки
Совет Европы. (1997). Европейская конвенция о гражданстве, ETS No.166. Получено с http://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/166
УВКБ ООН. (1954). Конвенция о статусе лиц без гражданства. Получено с http://www.unhcr.org/protection/stateless/3bbb25729/convention-relating-status-stateless-persons.html
УВКБ ООН. (1961). Конвенция о сокращении безгражданства. Получено с http://www.unhcr.org/protection/stateless/3bbb286d8/convention-reduction-stateless.html
Сплав. 30 (2015–2016). (2016). Fra mottak til arbeidsliv – en effektiv integreringspolitikk. Получено с https://www.regjeringen.no/no/dokumenter/meld.-st.-30-20152016/id2499847/sec1
Министерство юстиции и общественной безопасности. (2016). Instruks om tolkning av statsborgerloven – gjeldende rett for statsløse søkere
som er født i Norge. (Рундскрив Г-08/2016). Получено с https://www.regjeringen.no/no/dokumenter/instruks-om-tolkning-av-statsborgerloven—-gjel-dende-rett-for-statslose-sokere-som-er-fodt-i-norge /id2518182/?utm_source=www. regjeringen.no&utm_medium=epost&utm_campaign=Innvandring-28.10.2016
Инст. 399 С. (2015–2016). Внедрение коммунального и форвальтнингского омитета в частную жизнь – эффективная политика интеграции
и представитель forslag fra stortingsrepresentantene Karin Andersen og Audun Lysbakken om å sikre integrering. Извлекаются из
https://www.stortinget.no/globalassets/pdf/innstillinger/stortinget/2015-2016/inns-201516-399.pdf
Pettersen, S. V. (2015, 07.01.). Stadig lavere andel som tar norsk statsborgerskap. Получено с http://www.ssb.no/befolkning/artikler-og-publikasjoner/stadig-lavere-andel-som-tar-norsk-statsborgerskap
Статсборгерловен. (2015). Lov om norsk statsborgerskap. Получено с https://lovdata.no/dokument/NL/lov/2005-06-10-51/KAPITTEL_3#KAPITTEL_3
Søbye, E. (2015). Коснитесь Ав Боргерретт. I KS Bull (Red.), Borgerrolle og borgerrett (с. 102–114). Осло: Издательство Dreyer Akademisk.
УДИ. (2015). Ежегодные отчеты. Получено с https://www.udi.no/statistikk-og-analyse/arsrapporter/ UN
UNHCR. (2015). Картирование безгражданства в Норвегии. Получено с http://www.refworld.org/docid/5653140d4.html
УВКБ ООН. (2014). Глобальный план действий по ликвидации безгражданства на 2014–2024 гг. Получено с http://www.unhcr.org/protection/stateless/54621bf49/global-action-plan-end-stateless-2014-2024.html?query=global
УВКБ ООН. . (2016а). Безгражданство во всем мире. Получено с http://www.unhcr.org/stateless-around-the-world.html
УВКБ ООН. (2016б). Глобальные тенденции: вынужденное перемещение в 2015 г. Получено с https://s3.amazonaws.com/unhcrsharedmedia/2016/2016-06-20-global-trends/2016-06-14-Global-Trends-2015.pdf
УВКБ ООН. (1989). Конвенция о правах ребенка. Получено с http://www.ohchr.org/EN/ProfessionalInterest/Pages/CRC.aspx
ул. прп. номер 75 (1956). Om innhenting av Stortingets samtykke til ratifisere konvensjonen om stats-løses Stilling av 28.
Leave a Reply