Статья 1 \ КонсультантПлюс
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031; 2003, N 46, ст. 4447; 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 2, ст. 170; N 31, ст. 3420; 2007, N 49, ст. 6057; 2008, N 40, ст. 4498; 2009, N 1, ст. 9; N 26, ст. 3125; 2012, N 47, ст. 6393; 2013, N 27, ст. 3461, 3477; N 44, ст. 5638) следующие изменения:
1) статью 14 дополнить частью второй.1 следующего содержания:
«2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, при условии отказа указанных иностранных граждан от имеющегося у них гражданства иностранного государства вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «г» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо в случае, если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин.»;
2) в статье 16:
а) наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 16. Основания отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации»;
б) абзац первый части первой после слов «Отклоняются заявления» дополнить словами «о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации,»;
3) статью 30 дополнить пунктом «к» следующего содержания:
«к) рассматривают заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, поданные иностранными гражданами и лицами без гражданства, признанными носителями русского языка в соответствии со статьей 33. 1 настоящего Федерального закона.»;
4) статью 32 дополнить частью пятой следующего содержания:
«5. Заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации подается иностранным гражданином или лицом без гражданства в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган. Указанное заявление подается в соответствующий орган, решением комиссии которого данные иностранный гражданин или лицо без гражданства признаны носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона.»;
5) часть четвертую статьи 33 после слова «применительно» дополнить словами «к выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации,»;
6) дополнить статьей 33.1 следующего содержания:
«Статья 33.1. Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка
1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее — комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.
2. Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. Заявление о признании временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее пятнадцати суток до истечения срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.
4. Заявление о признании проживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее чем за три месяца до истечения срока проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.
5. По результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.
6. Решение комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка выдается данному иностранному гражданину или лицу без гражданства для подачи заявления о выдаче вида на жительство или заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, а в случае выезда иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации для решения вопроса о последующем въезде данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию.
7. Срок действия решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка не ограничен.
8. В случае признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка проведение повторного собеседования, указанного в части первой настоящей статьи, не допускается.
9. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые не признаны носителями русского языка, вправе вновь обратиться с заявлением о признании носителем русского языка не ранее чем по истечении одного года после принятия в отношении данного иностранного гражданина или лица без гражданства предыдущего решения о непризнании носителем русского языка.»;
7) статью 35:
а) дополнить частью четвертой.1 следующего содержания:
«4.1. Рассмотрение заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частями второй.1 и седьмой статьи 14 настоящего Федерального закона осуществляются в срок до трех месяцев со дня подачи указанного заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. «;
б) дополнить частью четвертой.2 следующего содержания:
«4.2. Рассмотрение заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации и принятие решения по нему осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом в срок до трех месяцев со дня подачи указанного заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.».
Об упрощенном порядке приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации и признанных носителями русского языка. | ТП УФМС России
02 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 20.04.2014 № 71 о внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», устанавливающий упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации и признанных носителями русского языка.
Иностранные граждане или лица без гражданства могут обратиться в территориальный орган ФМС России по месту проживания (пребывания) с заявлением о признании их носителями русского языка в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии (родители, бабушки, дедушки и т.д.) постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы Российской Федерации. Заявитель должен не просто свободно владеть русским языком, но и использовать его повседневно в семейно-бытовой и культурной сферах.
Документами, подтверждающими факт их постоянного проживания на соответствующей территории, могут служить: вид на жительство, выписка из домовой книги, копия поквартирной карточки, документ, содержащий сведения о постановке на воинский учет, военный билет или иной документ.
Заявление о признании носителем русского языка с комплектом документов принимается в отделении по вопросам гражданства и реадмиссии УФМС России по Архангельской области.
Порядок приобретения гражданства Российской Федерации в соответствии с частью 2.1 стати 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31.05.2007:
1 этап
Процедура признания носителем русского языка.
Носитель русского языка – лицо, владеющее русским языком и повседневно использующее его в семейно-бытовой и культурной сферах (по результатам специального собеседования) в случае, если данное лицо либо его родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской Империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.
Для получения консультации заявитель обращается в УФМС России по Архангельской области.
В зависимости от оснований заявителю будет предоставлен перечень документов, необходимых для подачи заявления и выдан бланк заявления, разъяснен порядок его заполнения.
Заполненное заявление и необходимый пакет документов заявитель вправе подать в УФМС России по Архангельской области.
Заседание Комиссии проводится в срок от 2 до 5 дней с момента принятия заявления к рассмотрению.
Согласно нормативам, разработанным ФМС России (п. 11 приказа № 379 от 26.05.2014 года), в ходе собеседования определяется способность иностранного гражданина:
понимать и уметь интерпретировать неадаптированные тексты на любую тематику, включая абстрактно-философские, профессиональной ориентации, публицистические и художественные, а также тексты, обладающие подтекстовыми и концептуальными смыслами;
максимально полно понимать содержание, в частности, радио- и телепередач, кинофильмов, телеспектаклей, пьес, записей публичных выступлений, свободно воспринимая социально-культурные и эмоциональные особенности речи говорящих, интерпретируя фразеологизмы, известные высказывания и скрытые смыслы;
уметь достигать поставленных целей коммуникации в ситуациях подготовленного и неподготовленного монологического и диалогического общения, в том числе публичного, демонстрируя различные тактики речевого поведения.
уметь продемонстрировать полное знание языковой системы и свободное владение средствами выразительности языка во всем многообразии лексико-грамматических, стилистических, синонимических и структурных отношений.
Решение комиссии о признании носителем русского языка предоставит возможность заявителю подать заявление на вид на жительство в Российской Федерации, а в дальнейшем – приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. В случае выезда иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации — позволит решить вопрос о последующем въезде данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию.
2 этап (при необходимости)
Получение уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигший 18 лет, обладающий дееспособностью и признанный носителем русского языка, в целях отказа от имеющегося у него гражданства иностранного государства вправе обратиться с заявлением о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации.
Заявление подается только в тот территориальный орган ФМС России, решением комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка которого заявитель признан носителем русского языка.
3 этап Получение вида на жительство
4 этап Приобретение гражданства Российской Федерации
В соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона о гражданстве иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Более подробную информацию, а также формы заявлений и других документов, необходимых для признания носителями русского языка, оформления гражданства Российской Федерации, можно найти на сайтах ФМС России (www.fms.gov.ru), а также в ближайшем подразделении ФМС России.
порочный круг проблем не разорвать
Лишение свободы лиц без гражданства с целью депортации – жестокая и бессмысленная практика, широко используемая российскими судами и правоохранительными органами. Являясь лишь «временной мерой» выдворения, такое лишение свободы превращается в наказание. В 2013 году длительное содержание под стражей Романа Кима без гражданства в Центре временного содержания иностранных граждан (ЦСИИ) привело к разбирательству в Европейском суде по правам человека. В то время суд вынес важное решение для лиц без гражданства, содержащихся в следственных изоляторах, и обязал РФ принять общие меры по недопущению лишения свободы лиц без гражданства только за нарушение миграционных правил. К сожалению, спустя 10 лет лицам без гражданства продолжают выносить решения о заведомо невыполнимом выдворении, что обрекает их на годы содержания в СИЗО. Для некоторых наших абитуриентов такие решения стали роковыми.
В России административное законодательство, регламентирующее порядок привлечения лиц без гражданства к ответственности за нарушение правил миграции, устарело. АДЦ «Мемориал» на протяжении многих лет пытается обратить внимание на системное нарушение прав лиц без гражданства, годами находящихся в изоляторах временного содержания в тяжелейших условиях. Их вина заключается лишь в том, что они утратили принадлежность к какому-либо государству и по стечению обстоятельств однажды оказались в России, где считаются нарушителями действующих миграционных правил. Они не имеют законного права находиться в Российской Федерации, поэтому их задерживают, по этому поводу возбуждаются административные дела и выносятся постановления о выдворении, после чего их сажают в изолятор временного содержания иностранных граждан – фактически за на неопределенный срок и без цели, так как таких людей нельзя депортировать ни в какую страну.
В 2014 году Европейский суд по правам человека принял важное решение по делу лица без гражданства Романа Кима, признав длительное содержание лиц без гражданства в СИЗО нарушением Европейской конвенции и условий содержания в следственных изоляторах Санкт-Петербурга – пытка. Общие меры, предписанные ЕСПЧ, не были проведены, поэтому требовалось решение Конституционного Суда РФ по аналогичному делу лица без гражданства Ноэ Мсхиладзе о признании неконституционными норм российского законодательства, превращающих лишение свободы в СИЗО в ожидание неосуществимого отчисления в дополнительное наказание. Оба эти решения стали стратегическими в борьбе за права заключенных в следственных изоляторах. Со ссылкой на решение Конституционного Суда удалось добиться освобождения десятков иностранцев и лиц без гражданства из СИЗО.
Однако изменений в законодательстве, которых требовали высшие суды, так и не произошло. До сих пор не введен судебный контроль за условиями и основаниями помещения в центры временного содержания иностранных граждан. Правозащитники фиксируют не только случаи длительного содержания под стражей лиц без гражданства в разных регионах России, но и случаи гибели заключенных СИЗО, напрямую связанные с неустановленными сроками и жесточайшими условиями содержания.
Во многих случаях заключение в СИЗО если не убивает человека, то ломает ему жизнь. Примером тому является драматическая история лица без гражданства, которое неоднократно попадало в СИЗО и оставалось там надолго, причем во второй раз – уже выиграв дело в ЕСПЧ и получив компенсацию. Тем не менее, он так и не смог легализовать свой статус.
Уроженец Душанбе Хуршед Мардоншоев, как и многие бывшие граждане СССР, не стал гражданином ни одной страны в 1990-е годы. С 1993 года живет в России.
В 2014 году Мардоншоев оказался в Центре временного содержания иностранных граждан Санкт-Петербурга, условия в котором были признаны ЕСПЧ пытками. Туда его перевели из СИЗО Архангельской области, куда он попал из-за неисполнения решения суда о выдворении (ранее Управление УФМС по Архангельской области признало его пребывание в России нежелательным, но без документов он не мог выехать из России, конечно). Всего Мардоншоев провел 9месяцев в ужасных условиях:
«Естественный свет плохо проникает в камеры. Окна полупрозрачные, с решетками по бокам. Дневного света мало, а лампа в камере очень тусклая. Туалет находится в самой камере. Кают нет. Есть стена средней высоты, около метра высотой. Туалета нет. Принимайте душ каждые 5-7 дней. Часто под ледяной водой, так как часто нет горячей воды. Стираем одежду в ведрах, тоже в холодной воде. Готовить негде, еда доставляется в готовом виде. Чистой питьевой воды в камерах нет, воду можно брать из душевой, но доступ к ней периодически ограничивают. Еда очень скудная. Никогда не дают одной рыбе, молочным продуктам, свежим овощам и фруктам. Кормят нас в основном примитивными кашами и супами. Мясо редкое и ужасного качества (в основном хрящи, жилы, кожа). Сладости никогда не дают, даже примитивный шоколад или печенье. Они берут вас на прогулку в течение 15 минут. Не каждый день. Прогулки происходят во дворе между вагончиками – «бытовками». Спортивных сооружений нет и вообще ничего. В той части двора, куда заключенные не могут попасть, есть турник».
Суд принял решение о выдворении Мардоншоева с территории Российской Федерации, несмотря на то, что у него не было документов, удостоверяющих личность, и страны, готовой обеспечить его выезд из Российской Федерации. Судебные приставы и Федеральная миграционная служба попытались отменить его выдворение, но суд счел, что даже лицо без гражданства может быть вывезено из России и что срок содержания заявителя под стражей не был необоснованным, даже если не было никаких перспектив для выдворения. Только после месяцев, потраченных адвокатом на обжалование этого решения, в августе 2015 года заявитель был освобожден.
После освобождения адвокаты Мардоншоева подали жалобу в ЕСПЧ на незаконное длительное содержание под стражей в нечеловеческих условиях. 29 января 2019 года жалоба была удовлетворена. В своем решении Европейский суд вновь признал Россию виновной в нарушении права на свободу и личную неприкосновенность лица без гражданства, а заявителю была присуждена денежная компенсация.
За время нахождения в изоляторе Мардоншоев не успел получить даже временное удостоверение личности, оставался «нелегалом», а через 2 года и 10 месяцев после освобождения снова был признан виновным в нарушении правила пребывания в РФ и снова попал в CTDFN.
В постановлении Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 01.11.2021 указано, что срок содержания под стражей в Центре временного содержания иностранных граждан не должен превышать 3 месяцев, но на самом деле Мардоншоев отсидел 1 год и 1 месяц под стражей.
19 декабря 2022 года, благодаря усилиям адвоката, Мардоншоев вновь был освобожден, но за время нахождения в Центре временного содержания иностранных граждан в его жизни произошли серьезные изменения. Его сестра, с которой он жил до заключения, умерла. Из-за отсутствия документов он так и не был прописан в ее квартире, а потому после освобождения остался без крыши над головой. На работу его никто не брал, а возможности снять хотя бы комнату в коммуналке не было. Постоянные скитания по ночлежкам и заброшенным домам, где он проводил время с другими бомжами, сильно повлияли на его психологическое и физическое состояние: он начал пить и заболел туберкулезом. В его положении его жизни в настоящее время угрожает серьезная опасность, но без действительных документов он не может даже получать стабильную медицинскую помощь.
Всего этого могло бы не быть, если бы порядок оформления и легализации лиц без гражданства на территории Российской Федерации был своевременно введен в российское законодательство и начал эффективно действовать. Изменения в Закон о правовом положении иностранных граждан, вступившие в силу в августе 2021 года, уже позволили получить временное удостоверение личности сотням лиц без гражданства. Однако, как мы видим в случае с Хуршедом Мардоншоевым, процедура документирования работает неэффективно, лица без гражданства в любой момент могут быть задержаны за «незаконность», лишены свободы на два года, освобождены в одном статусе «нелегалов» с риск повторного лишения свободы. Риск такой участи в России грозит 400-500 тысяч человек – так правозащитники оценивают количество лиц без гражданства (по переписи 2020-21 гг. – около 9 человек).5000 человек).
Теперь, когда Россия исключена из Совета Европы и денонсирует европейские конвенции, в том числе Конвенции о правах человека, заключенные Центров временного содержания иностранных граждан потеряют возможность искать защиты своих прав в ЕСПЧ, а решения Европейского суда больше не будут исполняться российскими властями и учитываться судами.
Мир Без гражданства Лица без гражданства в Европе
Лица без гражданства в Европе
Безгражданством сегодня страдают около 600 000 человек в Европе. Большинство из них могут проследить свое положение до политических потрясений 1990-х годов, в частности, до распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР), а также распада Югославии. Действительно, более 80% от общего числа зарегистрированных лиц без гражданства в Европе проживает всего в четырех странах, во всех государствах-правопреемниках Советского Союза: Латвии, Российской Федерации, Эстонии и Украине. Число пострадавших в каждой из этих стран продолжает снижаться. Тем не менее, спустя четверть века после того, как произошло правопреемство государств, почти полмиллиона человек остаются лицами без гражданства в этих четырех штатах. В шести государствах, возникших на основе Социалистической Федеративной Республики Югославии, насчитывается в общей сложности почти 10 000 лиц без гражданства, а другим по-прежнему угрожает опасность стать безгражданством из-за отсутствия основных форм документации.
В Европе другим основным контекстом, в котором возникает безгражданство, является миграция. В некоторых случаях люди, уже не имевшие гражданства в стране своего происхождения, прибывают в Европу в составе смешанных миграционных потоков в качестве мигрантов, жертв торговли людьми или беженцев. В других случаях люди могут столкнуться с проблемами гражданства и стать лицами без гражданства по прибытии в связи с утратой или лишением гражданства во время их пребывания за пределами своей страны. В связи с массовым наплывом в 2015 г. мигрантов и беженцев в Европу значительно выросло количество лиц без гражданства в некоторых принимающих государствах. Например, в Швеции зарегистрированное число лиц без гражданства в стране выросло с 20 450 на конец 2013 г. до 31 062 на конец 2015 г. Кроме того, дети, родившиеся в Европе от родителей-мигрантов или беженцев, иногда могут подвергаться риску безгражданства как в результате дискриминационных законов о гражданстве страны происхождения или коллизии законов о гражданстве. Было установлено, что законы о гражданстве многих европейских государств не обеспечивают адекватной защиты детей, рожденных на их территории, от безгражданства. В сентябре 2015 года отчет «Ни один ребенок не должен быть без гражданства» продемонстрировал, что более половины европейских участников соответствующих международных конвенций не выполнили должным образом свои обязательства по обеспечению того, чтобы все дети без гражданства, родившиеся в стране, получили гражданство. В том же отчете также подчеркивается, что другие факторы, такие как отказ от детей, международное суррогатное материнство или трансграничное усыновление, а также системные препятствия для регистрации рождений для определенных групп также приводят к безгражданству в Европе.
Безгражданство в Европе картировано более полно, чем в любом другом регионе: УВКБ ООН располагает статистическими данными о безгражданстве по 42 из 50 стран, входящих в компетенцию его Европейского регионального бюро. Общая цифра, указанная УВКБ ООН в отношении лиц, находящихся под мандатом безгражданства в Европе в рамках своей статистической отчетности на конец 2015 года, составляет 592 151 человек.
Leave a Reply