Предельные розничные цены на топливо перепишут в Казахстане — Kolesa.kz || Почитать
Согласно проекту приказа, подготовленного министерством, госрегулирование цен на отдельные виды топлива в стране предлагается продлить ещё на 180 дней.
При этом бензин марки АИ-80 на всех заправках будут обязаны продавать по 89 тенге за литр. А бензин марки АИ-92 и АИ-93:
— в Костанайской, Северо-Казахстанской областях — по 187 тенге за литр;
— городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, в Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской, Туркестанской, Мангистауской областях, а также в областях Абай, Жетысу, Улытау — по 182 тенге за литр.
Также в ближайшие полгода дизельное топливо (летнее, межсезонное) на заправках будет продаваться:
— в Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Северо-Казахстанской областях, а также в области Абай по 260 тенге за литр;
— городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, в Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской, Туркестанской, Мангистауской областях, а также в областях Жетысу, Улытау по 230 тенге за литр.
Госрегулирование цен не будет распространяться на бензин марки АИ-95 и зимний дизель. (К слову, по прогнозам экспертов, при нынешнем курсе тенге/рубль стоимость российского зимнего дизтоплива, поставляемого в Казахстан, может подскочить до 550–600 тенге за литр).
По словам разработчиков приказа, продлить госрегулирование необходимо для снятия в стране социальной напряжённости. А позволить в ряде регионов торговать топливом чуть дороже придётся из-за более сложной логистики.
«Исходя из цены на нефть 130 долларов за баррель предельная розничная цена, согласно правилам, составит: бензин марки АИ-92 — 236 тг/л, дизельное топливо — 420 тг/л. Учитывая, что резкое повышение цены бензина марки АИ-92 на 54 тенге может оказать негативный эффект среди населения, предлагается до 2025 года (срок начала функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС) поэтапное повышение предельных розничных цен на бензин марки АИ-92 и АИ-93», — отмечают в министерстве.
Установить предельные цены на топливо на 180 дней в Казахстане решили в январе текущего года. Указанный в прежних решениях правительства срок истекает 6 июля.
Ещё по теме
Президент РК о подорожании бензина и дизеля: у всех цены на топливо выше
|
|
3.0K10
В Казахстане подорожал бензин и дизель
|
|
126.5K14
Поднять цены на бензин и дизель Минэнерго планирует с 12 апреля
|
|
103. 1K35
Подорожание бензина с 1 апреля – правда, шутка или фейк?
|
|
13.1K0
Бензин дешевле, чем у соседей: стоит ли радоваться
Стоимость казахстанского бензина составляет в среднем 170 тенге за литр, что дешевле, чем в России, Узбекистане, Туркменистане и Кыргызстане.
Canva Pro
Как ранее сообщило Energyprom.kz, в рейтинге по наименьшей стоимости бензина Казахстан занял 8-е место среди 167 стран. Стоимость нашего бензина составила 170,2 тенге за литр. Открывают рейтинг страны с самым дешевым бензином – Венесуэла, Иран и Ангола, замыкает Сирия, где его стоимость в тенговом эквиваленте достигает 1,1 тыс. за литр.
По данным Бюро национальной статистики, в декабре 2020 года бензин в Казахстане стоил немногим дороже, чем годом ранее. Так, на 0,8% подорожал бензин АИ-95/АИ-96, до 171,3 тенге за литр; на 1,4% – АИ-98, до 190,2 тенге за литр; на 2,7% – АИ-92, до 150,6 тенге за литр.
Топливо уйдет туда, где дороже
Сложившуюся ситуацию с бензином сложно назвать нормальной. С этим согласен эксперт международной брокерской группы TICKMILL Арман Бейсембаев. По его мнению, цена на бензин в Казахстане будет расти.
«Когда в одном месте дешевле, а в другом – дороже, то это говорит об неэффективности рынка, создает благоприятные условия для арбитража – купить дешевле у нас и продать там, где дороже», – пояснил эксперт.
Подтверждение его слов можно найти на сайте GlobalPetrolPrices.com. По данным на 15 февраля 2021 года, 1 литр бензина в России стоил $0,652, Узбекистане – $0,745, Туркменистане – $0,428, Кыргызстане – $0,472. Для сравнения, в Казахстане – $0,408.
Если исходить из приведенных данных, то самыми привлекательными рынками сбыта казахстанского бензина являются Россия и Узбекистан. Однако, как отмечают многие аналитики, в той же России своих перерабатывающих мощностей хватает, а заход на узбекский рынок местными властями сильно усложнен.
Что у человека в кошельке, столько на баннере у АЗС
Экономические законы порой сильнее субъективных обстоятельств. Они работают и в отношении бензина. Как отметил директор Института современного государственного развития РФ Дмитрий Солонников, стоимость бензина может определяться несколькими моментами.
«Во-первых, далеко не везде это рыночная цена. Отношение к бензину может быть различным, в том числе входить и в часть государственной политики. Тогда возможно и дотирование бензина для потребителей за счет бюджета, и плановое определение цены при том, что продавать его на внутреннем рынке может только одна госкомпания (или несколько, но одинаково связанных с государством). Кроме того, действуют и экономические механизмы. В странах, добывающих нефть и производящих бензин, его стоимость будет ниже, чем у соседей, не имеющих таких возможностей. Здесь и затраты на транспортировку, и дополнительные затраты на таможенные и налоговые сборы. Опять же, никто не отменял спекулятивные действия, картельные сговоры и естественные монополии. На цену часто (но не всегда) влияет покупательная способность потребителей, что, в свою очередь, является отражением экономического положения в стране», – заметил политолог.
С последней частью комментария эксперта можно согласиться. Согласно данным сайта Visasam.ru, средняя зарплата в России составляла $788, тогда как в Казахстане – $486. Этим можно объяснить и разницу в ценах между $0,652 и $0,408 за литр. В Узбекистане средняя зарплата находится на уровне $184, в Кыргызстане – $253, а по Туркменистану сведений нет. В Узбекистане есть два НПЗ, однако собственного сырья катастрофически не хватает. Кыргызстан же не имеет ни собственного сырья, ни своей переработки.
Все можно объяснить пандемией
2020 год стал годом пандемии коронавируса. Естественно, она не могла не ударить и по бензину. Солонников не видит особой проблемы в дисбалансе розничных цен на топливо.
«То, что в каких-то странах розничные цены на бензин могут быть выше, еще не говорит о том, что производителям выгоднее отправлять его туда, а не на внутренний рынок. Так что какой-то особой реакции от производителей – НПЗ может и не быть. Главное, чтобы они не работали себе в убыток. Все эти факторы характерны и для Казахстана. Цены на бензин в России ниже, чем в соседних государствах Европы. В Казахстане ниже, чем в России. В 2020 году в ряде стран было зарегистрировано снижение цен на бензин, сворачивание внутреннего потребления. Этим можно объяснить и рост доли экспорта в структуре спроса на бензин, произведенный в стране. Ничего драматичного этот факт сам собой не демонстрирует. Изменения в социально-экономическом положении, вызванные коронавирусом и соответствующими ограничениями, проявляются во всех сферах жизни, и здесь в том числе», – подчеркивает эксперт.
Казахстан на самом деле нарастил экспорт бензина. По данным Energyprom.kz, за январь-август 2020 года компании экспортировали 362,1 тыс. тонн автомобильного бензина против 6,3 тыс. тонн годом ранее (рост в 57,6 раза). В деньгах экспорт составил $125,6 млн – в 48,5 раза больше, чем в прошлом году. В страны СНГ было отправлено 103,3 тыс. тонн бензина на сумму $36,7 млн.
Основными импортерами казахстанского бензина стали Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В остальные страны мира было отправлено 258,8 тыс. тонн автомобильного бензина на сумму $88,9 млн. Основные импортеры – Афганистан, Нидерланды и Грузия.
В безвыходной ситуации включается административный ресурс
В корне противоположного мнения придерживается Бейсембаев. По его словам, как бы ни прискорбно это звучало, но сложившаяся ситуация делает совершенно неинтересным для нефтедобытчиков и производителей ГСМ продавать свою продукцию внутри страны.
«Ведь можно продать дороже за пределами страны. Это вынуждает государство директивно запрещать вывоз горючего, чтобы насытить внутренний спрос, не меняя при этом цены. Регулярные срывы поставок ГСМ и возникающий почти каждое лето-осень дефицит бензина и дизельного топлива на заправках страны, в самый разгар уборки урожая – один из результатов сложившейся практики», – развивает мысль эксперт.
Экономист прав в том смысле, что Казахстан ежегодно вводит запрет на вывоз ГСМ из страны. В мае 2020 года вице-министр энергетики Асет Магауов на брифинге заявил, что Казахстан отменил запрет на вывоз нефтепродуктов автомобильным транспортом за пределы республики с 10 апреля 2020 года и ввел запрет на железнодорожные поставки бензинов и дизельного топлива из России в Казахстан с 30 марта по 1 июля.
Все это было обусловлено большим объемами производства ГСМ на НПЗ в Шымкенте, Атырау и Павлодаре. С другой стороны, можно согласиться с Бейсембаевым в вопросе регулярных срывов поставок ГСМ в период лета-осени. Они были характерны вплоть до 2020 года и вызывали раздражение у тех, кто от поставок зависел – сельхозпроизводителей. Но прошлый год стал исключением. Во-первых, собственное производство после модернизации НПЗ выросло. Во-вторых, пандемия и ограничительные меры снизили спрос.
С общим рынком энергоресурсов много неясного
Страны ЕАЭС ранее договорились внедрить общий рынок энергоресурсов в 2025 году. Предполагалось, что с осуществлением этих планов розничные цены на топливо во всех странах – России, Казахстане, Беларуси, Армении и Кыргызстане – будут одинаковыми. Солонников просит не спешить.
«Что касается общего рынка энергоресурсов в ЕАЭС, то это еще серьезный вопрос для обсуждения. Как мы видим по предыдущему опыту, заранее механизмы реализации таких решений не готовятся. Еще непонятно, как это можно реализовать на границах Беларуси, России, Казахстана и Кыргызстана. Есть общие сухопутные границы, прямая связность инфраструктур и т.д. Кто-то от этого выиграет больше, кто-то меньше. Предприятия Казахстана смогут напрямую работать на рынке России и Беларуси. Это, конечно, новые возможности. Про одинаковые цены говорить, наверное, не приходится. Они различаются и внутри России, от региона к региону. Так что какие-то особенности будут и здесь. Основной вопрос будет с Арменией, общих границ с которой нет ни у одного другого государства ЕАЭС. И как там обеспечить те же розничные цены? Если за четыре года не произойдут существенные изменения. А в нынешнем неустойчивом мире все возможно. Видимо, поэтому и не спешат с четким прописанием «дорожной карты» перехода к общему рынку энергоресурсов. К 2025 году ситуация в мире будет иной, и то, как ее видят сейчас, из 2021 года, будет неактуально», – полагает эксперт.
Бейсембаев с такой трактовкой не согласен. «Полагаю, что цены (на бензин в том числе) внутри Союза будут выровнены, причем, очевидно, по бенчмарку, а им выступает Россия, как крупнейший рынок и крупнейшая экономика региона. Опять же, не нужно тешить себя надеждами, ведь выровнены они будут определенно в сторону повышения там, где цены ниже. В конечном итоге, можно предположить, что цены будут выровнены уже внутри Союза по отношению к мировым ценам», –резюмировал эксперт.
Арман ЕЛ
Топливный кризис обнажает энергетические противоречия Казахстана – The Diplomat
Перекресток Азии
За последний месяц нехватка бензина, рост цен и общественное недовольство высветили инфраструктурный и институциональный тупик Казахстана.
Фото: Flickr/torekhan
Цена на бензин в Казахстане в сентябре достигла 144 тенге (40 центов) за литр. В начале октября он уже преодолел психологический потолок в 150 тенге за литр. В отчете из села в Западном Казахстане зафиксировано целых 200 тенге за литр. Правительство недавно сняло ограничение на цены на бензин, которые когда-то полностью устанавливались правительством.
Топливный кризис достиг нового уровня, когда флагманская авиакомпания «Эйр Астана» заявила, что ей придется сократить количество регулярных рейсов, чтобы справиться с ограниченным запасом бензина. Шымкентский НПЗ — единственный в стране, производящий авиационное топливо, которое удовлетворяет лишь около 30 процентов годовых потребностей гражданской авиации страны. Остальное импортируется из России.
Россия сыграла большую роль в создании дефицита предложения в Казахстане. Председатель национальной нефтегазовой компании «Казмунайгаз» Сауат Мынбаев объяснил в интервью, что продавать импортный бензин в Казахстане — значит терять деньги.
«Дело не только в наших внутренних издержках производства. В России бензин продается по 220 тенге (эквивалент) за литр. У нас в Казахстане цена 150. В таких условиях никто торговать не будет, ни мы, ни другие крупные компании. Вот так и возник дефицит», — сказал Мынбаев.
Diplomat Brief
Еженедельный информационный бюллетень
N
Получайте информацию о новостях недели и развивайте сюжеты для просмотра в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Получить информационный бюллетень
В попытке обуздать кризис правительство ввело систему квот, чтобы все регионы могли снабжаться минимальным количеством бензина. На следующий день, 10 октября, премьер-министр Бахытжан Сагинтаев уволил заместителя министра энергетики Асета Магауова и объявил выговор его начальнику Канату Бозумбаеву. Сагинтаев посетовал, что плановый ремонт местных НПЗ нужно было проводить более тщательно.
Бозумбаев защищал свои действия, говоря, что нефтеперерабатывающие заводы должны были справиться с периодом повышенного потребления, упомянув ЭКСПО в Астане как часть повышенного спроса. Министр также подчеркнул, что с начала года импорт вырос на 40 процентов по сравнению с ростом цен на бензин, который составил около 11 процентов.
Несмотря на свои оправдания, Бозумбаеву пришлось вынести самую суровую порчу в Казахстане. 11 октября президент Нурсултан Назарбаев подал официальную жалобу в советском стиле на свои действия. Назарбаев повторил выговор несколько дней спустя во время пленарного заседания с правительством.
Депутаты заявили, что увольнение или ругань государственных чиновников не решит проблему нехватки топлива, которая больше связана с управлением и контролем.
Объявление
В качестве экстренной меры Министерство энергетики обеспечило поставки 100 000 тонн бензина из России, поставляемого Роснефтью и Газпромнефтью. Эта сумма, по мнению министерства, гарантировала бы поставки топлива на среднесрочную перспективу. В то же время Бозумбаев заявил, что цены на бензин вырастут в ноябре примерно до 160 тенге за литр, что, по его мнению, ниже рыночного уровня в 170 тенге за литр.
По словам местного эксперта по энергетике Сергея Смирнова, нехватка финансирования могла сыграть важную роль в сокращении плана полной реконструкции трех существующих нефтеперерабатывающих заводов.
«Первоначально планировалось увеличить до 18,5 млн тонн, после чего правительство даже хвасталось, что может достичь 19,5 млн тонн. Однако на 2017 год поставлена цель 16,5 млн тонн», — сказал Смирнов местным СМИ. Однако в этом году мощность осталась неизменной на уровне 14,5 млн тонн.
Нехватка топлива в богатом нефтью Казахстане может показаться парадоксом, но тем не менее эта тема постоянно повторяется. Минэнерго повысило прогноз добычи нефти в 2017 году до 84,5 млн тонн, чему способствовал устойчивый рост добычи на Кашагане. Однако внутренние перерабатывающие мощности остаются скудными и зависят от стареющих заводов. Переговоры о строительстве четвертого НПЗ на западе страны как никогда непостоянны.
Как подчеркнули в Казмунайгазе, просто невыгодно импортировать дорогой бензин и торговать на месте по более низким ценам. Однако это означает, что автомобилистам приходилось часами стоять в очереди на заправках, чтобы обеспечить минимальный запас, который продавался по завышенной цене. Это переросло в резкую общественную критику правительства.
Будто бы ситуация была недостаточно напряженной, угледобывающая Карагандинская область также столкнулась с нехваткой угля из-за несезонных холодов в сентябре. Сагинтаев объявил губернатору области Ерлану Кошанову строгий выговор за неадекватное обращение с ситуацией. Несколько дней спустя Бозумбаев опроверг слухи о нехватке угля, призвав губернаторов ужесточить контроль над поставками.
Топливный кризис повлиял и на макроэкономическое планирование, нарушив расчеты ЦБ относительно инфляции. Когда цены на топливо растут беспорядочно, растут и цены на большинство других потребительских товаров.
Теперь правительству Казахстана нужно залатать несколько дыр в своих счетах. Однако важнее всего восстановить уверенность общественности в том, что она справится с хронически нестабильной ситуацией с внутренними поставками топлива.
Метки
- Перекресток Азия
- Казахстан
- Энергетика Казахстана
- Энергетическая инфраструктура Казахстана
- Энергетика Казахстана
- Дефицит газа в Казахстане
- Политика Казахстана
Казахстан занимает первое место в дешевизне бензина среди 33 стран
Абдул Керимханов
Казахстан имеет самый дешевый бензин среди 33 стран мира
мир.
В абсолютных ценах самая низкая стоимость отмечена в Казахстане.
литр 95-й бензин составляет 181 тенге ($0,47). В секунду
место занимает Россия с 263,7 тенге ($0,69) за литр. Беларусь заняла место
третий — 274,8 тенге ($0,72). Цена в Украине 421 тенге
(1,10 доллара США).
Дальше в рейтинге идут в основном страны Восточной Европы,
также при относительно низких ценах на топливо, говорится в статье.
В то же время самый дорогой бензин в Нидерландах
составляет 689,7 тенге ($1,8) за литр. Далее следует Норвегия,
Дания, Италия и Греция. В этих странах литр газа будет
стоит более 656 тенге ($1,72) за литр.
Самое дешевое дизельное топливо также продается в Казахстане по себестоимости
272 тенге (0,71 доллара США за литр), Россия и Беларусь 276,5 тенге (0,72 доллара США за литр).
каждый).
Самое дорогое дизельное топливо в Норвегии — 670,9 тенге ($1,76)
за литр. Также в лидерах по высоким ценам находятся
Швеция, Великобритания, Италия, Франция и Финляндия. Там цена
превышает 615 тенге ($1,61).
Составители рейтинга отмечают, что в большинстве штатов
цены на бензин упали. Снижение отмечено у 26 из 33
странах, самые значительные — на Кипре (12,3 процента), в
Венгрия (90,4 процента) и Словении (8,7 процента).
Ранее в Казахстане производился новый вид дизельного топлива,
выдержит сильные морозы.
Новый вид топлива произведен в конце ноября и
присвоено имя «Хазар-32» по решению работников завода. Его максимум
температура фильтруемости 32.
По своим качествам соответствует классу экологичности К5,
то есть имеет минимальное содержание серы, а значит меньше
вреден для окружающей среды.
На построенном комплексе глубокой переработки нефти произведен новый продукт
в рамках проекта модернизации НПЗ.
Крупнейший в Казахстане комплекс технологических
установки, производящие моторное топливо, соответствующее классам
К4 и К5, и позволяет увеличить объем переработки нефти на
Атырауский НПЗ до 5,5 млн тонн.
Стоимость топлива в РК по данным Минэкономразвития
энергии, значительно ниже, чем в соседних странах. Таким образом,
розничная стоимость бензина марки АИ-92 в Казахстане составила
154,8 тенге за литр ($0,4).
Leave a Reply