Янукович получил 13 лет тюрьмы. Какие против него были улики
- Святослав Хоменко
- Би-би-си, Киев
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Sharifulin Valery/TASS
Суд в Киеве приговорил бывшего президента Украины Виктора Януковича к 13 годам лишения свободы. Приговор вынесен заочно.
Януковича обвиняли в государственной измене, в пособничестве в ведении агрессивной войны и пособничестве посягательству на территориальную целостность Украины.
В итоге обвинение в посягательстве на территориальную целостность страны суд снял за недоказанностью. По первому пункту обвинения в госизмене в форме «предоставления иностранному государству, а именно России, помощи в подрывной деятельности против Украины» Янукович приговорен к 13 годам лишения свободы, по второму — к 12 годам.
По совокупности общий срок наказания составил 13 лет. «Срок наказания считать с момента задержания», — говорится в приговоре.
- Телохранитель рассказал суду в Киеве, как бежал Янукович
- Янукович не выступит в суде. Он получил травму, играя в теннис
- В деле экс-президента Украины Януковича появились новые эпизоды
Суд над Януковичем длился с весны 2017 года и был заочным: с февраля 2014 года бывший президент Украины находится на территории России.
Защита Виктора Януковича настаивает на невиновности экс-президента, заявляет о политическом характере этого процесса и обещает оспорить приговор киевского суда в украинских и международных судах.
«На данной стадии это решение — это пиар-акция, предвыборная агитация конкретных заинтересованных лиц, — прокомментировал приговор суда адвокат Януковича Александр Горошинский.
Письмо Путину
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Ключевой уликой обвинения против Виктора Януковича стало письмо экс-президента Украины в адрес президента России Владимира Путина от 1 марта 2014 года.
На тот момент Виктор Янукович, покинувший страну вскоре после массовых расстрелов участников акций протестов в центре Киева, уже на протяжении недели пребывал на территории России и даже успел провести пресс-конференцию, на которой назвал себя легитимным президентом Украины.
Согласно обвинительному акту, 1 марта 2014 года, пребывая в неустановленном следствием месте, Янукович подписал короткое обращение, звучавшее так:
«Заявление президента Украины.
Как законно избранный президент Украины, заявляю: события на Майдане, незаконный захват власти в Киеве привели к тому, что Украина оказалась на пороге гражданской войны. В стране царят хаос и анархия. Жизнь, безопасность и права людей, особенно на Юго-востоке и в Крыму, под угрозой. Под воздействием западных стран осуществляется открытый террор и насилие. Люди преследуются по политическим и языковым признакам.
В этой связи обращаюсь к президенту России В.В.Путину с просьбой использовать Вооруженные силы Российской Федерации для восстановления законности, мира, правопорядка, стабильности и защиты населения Украины.
Виктор Янукович. 1 марта 2014 года».
В этот же день Совет Федерации РФ по обращению Владимира Путина принял решение разрешить «использование Вооруженных сил РФ на территории Украины до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране».
3 марта фотокопию письма на заседании Совбеза ООН продемонстрировал представитель России при ООН Виталий Чуркин.
А на следующий день о получении письма от Януковича заявил и Владимир Путин.
«Как вы знаете, у нас есть прямое обращение действующего и легитимного […] президента Украины Януковича об использовании Вооруженных сил для защиты жизни, свободы и здоровья граждан Украины», — рассказал он на встрече с журналистами в Ново-Огарево.
«Если мы увидим, что […] беспредел начинается в восточных регионах (Украины), если люди попросят нас о помощи, а официальное обращение действующего легитимного президента у нас уже есть, то мы оставляем за собой право использовать все имеющиеся у нас средства для защиты этих граждан. И считаем, что это вполне легитимно», — до сих пор можно прочитать в стенограмме на официальном сайте президента России.
Сторона обвинения в процессе над Виктором Януковичем утверждает, что письмо экс-президента Владимиру Путину «представители власти и должностные лица ВС РФ использовали для попытки легитимизации незаконного перемещения в период до 16 марта 2014 года на территорию полуострова Крым не менее 10500 военнослужащих, не менее 10 танков» и большого числа другой военной техники, что позволило «обеспечить военную оккупацию» Крыма.
«Никакого письма не поступало»
В начале 2017 года позиция Москвы, которая ранее подтверждала получение письма с просьбой о применении российских войск от Януковича, неожиданно поменялась.
«Никакого письма официально в администрацию президента не поступало. Никакого подобного документа в администрации президента не регистрировалось», — заявил в марте 2017-го журналистам пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков.
А когда его попросили уточнить, почему же в Совбезе ООН российский представитель представил некий документ как официальное обращение Януковича к Путину, Песков ответил: «Этого я не знаю. Я могу только констатировать ситуацию де-факто и де-юре, то есть то, что я уже сказал».
Примерно тогда же впервые о том, что не подписывал письмо с просьбой ввести на Украину войска, впервые заявляет и Виктор Янукович.
«Я не просил вводить войска в Украину. Это не так», — сказал экс-президент журналистам в феврале 2017-го.
«Я не изменял своему народу, я пытался свой народ защитить, и сделать это в рамках своих полномочий», — объяснил он. И добавил, что его главной целью было «остановить банды нелегалов, которые не подчинялись никому, начали издеваться, уничтожать людей на Донбассе», не пояснив, что конкретно он имеет в виду — боевых действий на территории Донбасса в феврале-марте 2014 года еще не велось.
В марте прошлого года Виктор Янукович на специально созванной пресс-конференции рассказал о новой версии появления письма, на котором строится его обвинение в киевском суде.
По его словам, документ, продемонстрированный Чуркиным в ООН, был не первым письмом, которое он написал зарубежным лидерам после побега из Киева. Янукович заявил, что 22 февраля 2014 года, еще пребывая на Украине, но уже будучи отстраненным от власти решением Верховной рады, он обратился к министрам иностранных дел Германии, Польши и Франции с просьбой повлиять на оппозицию и рассмотреть возможность развернуть на Украине миротворческую миссию.
И только после того, как из европейских стран проигнорировали его обращение, а наоборот — признали «нелегитимную» власть, продолжил Янукович, он написал письмо в Россию.
В четырехстраничном документе, продемонстрированном журналистам, экс-президент обращается к Владимиру Путину с просьбой «провести двусторонние консультации» в соответствии с договором о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Россией.
«В частности, необходимо обсудить возможности и состояние готовности к выполнению задач […] подразделениями Вооруженных сил РФ относительно:
1) временного выполнения отдельных миротворческих функций, в том числе полицейских;
2) помощи в эвакуации и предоставлении гуманитарной помощи населению;
3) помощи в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
4) обеспечения предоставления достоверной информации международному сообществу о ситуации в Украине».
Отдельно, заявил Янукович, в приложении к «большому письму» он послал Путину короткое заявление об «антиконституционном вооруженном перевороте на Украине», которое попросил распространить по дипломатическим каналам.
Что было с этими документами дальше? Ответ на этот вопрос должен дать документ из российского МИД, продемонстрированный адвокатами Януковича. В нем российские дипломаты признают, что в марте 2014-го четырехстраничную просьбу Януковича о двусторонних консультациях даже не рассматривали «по причине прогрессирующей дезорганизации украинского государственного аппарата».
Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер
Подпись к видео,
Единственный соратник Януковича, который сидит в тюрьме
А вот приложение к этому письму, которое Янукович просил распространить по дипломатическим каналам, решили зачитать на заседании Совбеза ООН. Что, собственно, Виталий Чуркин и сделал.
То есть, резюмируют адвокаты Януковича, ни о каком введении войск их клиент Путина не просил — просьба касалась исключительно консультаций о направлении на Украину миротворческого контингента. А зачитанный Чуркиным документ — не более чем декларация, заявление для мирового сообщества.
«Все обвинения в государственной измене являются полностью уничтоженными», — заявил тогда защитник экс-президента Украины Виталий Сердюк.
В разговоре с Би-би-си Сердюк назвал процесс над бывшим украинским лидером заангажированным и политически мотивированным.
«Основная цель данного процесса — переписать историю нашей страны, похоронить правду о событиях [февраля — марта 2014 года] и освободить себя от ответственности [за те события]. .. переложить вину на своего политического оппонента, Виктора Януковича», — говорит Виталий Сердюк.
«[Защитники Януковича] пытаются появлением документов, в достоверности которых мы объективно сомневаемся, оправдать незаконные действия своего подзащитного», — оценивал в разговоре с Би-би-си версию защиты Януковича государственный обвинитель Максим Крым.
По его словам, документы, о которых рассказывал Янукович, являются взаимоисключающими и противоположными по смыслу, а никаких доказательств того, что все письма, подписанные Януковичем, действительно были отправлены, в суде не продемонстрировали.
Свидетель Порошенко
Обвинение бывшему президенту Украины во время сеанса видеосвязи с одним из киевских судов в ноябре 2016 года начал зачитывать лично генеральный прокурор Юрий Луценко. Весной 2017 года обвинительный акт поступил в суд, а в июне того же года Оболонский районный суд города Киева начал рассмотрение этого дела по существу.
На протяжении около 90 заседаний суд заслушал показания нескольких десятков свидетелей, среди которых фигурировали бывшие и нынешние представители украинской власти.
Так, в качестве свидетелей обвинения в суде выступали президент Украины Петр Порошенко, бывший и.о. президента Александр Турчинов, бывший премьер Арсений Яценюк, глава Верховной рады Андрей Парубий, министр внутренних дел Арсен Аваков, бывший глава МИД Андрей Дещица, бывшие главы минобороны Игорь Тенюх и Александр Коваль, бывший глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко и другие.
На стороне защиты выступали, в частности, бывший министр иностранных дел Леонид Кожара, бывший начальник генштаба Вооруженных сил Украины Юрий Ильин, бывший командующий внутренних войск МВД Станислав Шуляк и другие.
Защита Виктора Януковича заявляла, что сам экс-президент не смог принять участие в суде над собой из-за опасений за свою жизнь.
Представители обвинения рассказывали Би-би-си, что обращались к российским правоохранительным органам с запросами на допрос Виктора Януковича, а также на вручение ему процессуальных документов, однако российская сторона не выполнила этих ходатайств.
Ожидалось, что Янукович выступит перед судом по видеосвязи с последним словом в ноябре или декабре прошлого года, однако накануне заседания экс-президент, как сообщили его адвокаты, получил серьезную травму во время игры в теннис и был госпитализирован.
Судья Владислав Девятко заявил, что «суд не сочтет пренебрежением или проявлением неуважения к суду, если Виктор Федорович Янукович выступит в суде с последним словом сидя или лежа на больничной койке, если здоровье не сможет ему позволить перед судом стоять». Однако экс-президент так и не вышел на видеосвязь с Оболонским судом.
«Учитывая, что медицинские справки, предоставленные суду, не содержат данных о том, что Виктор Федорович Янукович не может выступать в суде, в том числе в справках не указано, что у него травмирована голова или травмированы органы речи, суд не усматривает оснований для дальнейших перерывов», — заявил судья 5 декабря, перед тем, как суд удалился в совещательную комнату.
Адвокаты Януковича тогда заявили о нарушении права на защиту их клиента.
- Янукович: моя главная ошибка — решение не вводить военное положение на Украине
- Янукович заявил суду в Киеве, что был против крови на Майдане
- На заочном суде над Януковичем прения переросли в скандал
Заочный приговор
Украина приняла законодательство о заочном судопроизводстве в течение нескольких последних лет: представители официального Киева утверждали, что только таким образом можно привлечь к ответственности виновных в масштабных коррупционных преступлениях и тяжких преступлениях против национальной безопасности и общественной безопасности представителей предыдущей власти.
В течение 2017-2018 годов украинские суды разрешили заочное расследование в отношении бывшего премьер-министра Николая Азарова, экс-главы МВД Виталия Захарченко, бывшего главы Службы безопасности Украины Александра Якименко, бизнесмена Сергея Курченко и ряда других представителей государственной элиты времен президентства Виктора Януковича.
Впрочем, порядок заочного осуждения, действующий на Украине, критикуют даже высокопоставленные киевские правоохранители.
«Как по мне, процедура [заочного судопроизводства] прописана таким образом, чтобы они [Виктор Янукович и его юристы] получили решение суда и успешно обжаловали его в Европейском суде по правам человека», — отмечал начальник управления специальных расследований украинской генпрокуратуры Сергей Горбатюк в интервью Би-би-си.
Адвокаты Виктора Януковича утверждают, что собираются обжаловать приговор Оболонского районного суда в украинских и, если понадобится в международных судах.
«Единственный возможный справедливый приговор [по этому делу] — оправдательный, и я уверен, что мы получим его, раньше или позже, в этом суде или в другом. В этом сомнений нет», — заявил Би-би-си адвокат Януковича Виталий Сердюк накануне зачитывания приговора бывшему президенту Украины.
Тем временем, судя по более ранним заявлениям генпрокурора Украины Юрия Луценко, сразу после получения приговора по делу о госизмене Виктора Януковича в суд будет направлено дело о его причастности к расстрелам на Майдане в феврале 2014 года.
По словам Луценко, если против одного лица в суд одновременно направляются два дела, они должны быть объединены.
«Чтобы не затягивать время и получить справедливый приговор относительно государственной измены Януковича, мы дождемся этого [приговора] и сразу же, на следующей неделе, подаем дело о следующем преступлении, о преступлениях против Майдана. А дальше шаг за шагом, дело за делом, все, что натворила мафия Януковича», — заявил Луценко в мае 2017 года.
Виктор Янукович — биография президента Украины
Виктор Янукович – политик, занимал пост премьер-министра и президента Украины. С 2014 года живет в России. Обладатель украинского ордена «За заслуги» 1, 2 и 3 степени, знака «Шахтерская доблесть». Имеет многочисленные награды от иностранных государств. Автор 6 книг.
Детство
Виктор родился в 1950 году в селе Жуковка, на территории Донецкой области УССР. О ранних годах его биографии известно немного, преимущественно со слов самого Януковича. Он происходит из многонациональной семьи, имеет белорусские и польские корни, русский по матери. Родители не были богаты. Мать Виктора работала медицинской сестрой, отец был машинистом на железной дороге.
Детство не было безоблачным. Когда Виктору было 2 года, его мать, Ольга Семеновна, умерла. Воспитанием мальчика занялась его бабушка по отцу, полька Кастуся Ивановна, пережившая концлагерь в годы войны. Отец спустя некоторое время снова женился, но с мачехой контакта у его сына не было. Мальчик ушел из дома, предпочел жить с бабушкой. От второго брака отца у Янукович есть сестры.
Виктор Янукович в детсвте
Виктор окончил обычную среднюю школу в Енакиево, учился не блестяще, но удовлетворительно. Отсутствие строгого контроля привело к тому, что юноша попал в плохую компанию. В 17 лет он был осужден по статье за участие в ограблении. В 19 получил второй срок, по статье за нападение. Наказание (вероятно условное) он отбыл, не оспаривая приговор (по другим данным, будущий политик был оправдан). Сам Янукович вспоминать о «грехах молодости» не любит.
Покончив с криминальными наклонностями, Виктор решил исправить былые ошибки. Он поступил в горный техникум в Енакиево. Успешно окончил его в 1973 году. Затем поступил в Донецкий политехнический институт, учился заочно. Диплом получил в 1980 году, получив специальность инженера-механика.
Карьера
Первую свою работу Янукович получил еще в 1969 году, устроившись на Енакиевский металлургический завод. Здесь трудился газовщиком, автослесарем, механиком. В 1976 году, во время учебы на 2 курсе института он устроился на предприятие «Орджоникидзеуголь», в подразделение транспортных перевозок.
Затем, до 1996 года успешно продвигался по карьерной лестнице, занимая высокие должности в «Донецкавтотрансе», «Донбасстрассремонте», «Углепромтрансе». Был генеральным директором.
Виктор Янукович в армии
В 1996 году Януковича пригласили работать в администрацию Донецкой области, на должность заместителя главы. В этом качестве он проработал около 10 месяцев. Затем занял пост главы администрации.
Политическая карьера
Успешно проявив себя на должности губернатора, Янукович решил двигаться дальше по карьерной лестнице. Он стал премьер-министром при в 2002 году, при президенте Леониде Кучме, был утвержден на должность Верховной радой.
Политический курс Януковича изначально считался пророссийским, но готовым двигаться и в сторону европейской интеграции Украины.
В 2004 году, еще занимая пост премьер-министра, Виктор был выдвинут в качестве кандидатуры в президенты от Партии регионов. Основную поддержку он получил на юге и востоке страны. Но этого оказалось недостаточно. Собрав 39,8 % голосов, Янукович уступил в президентской гонке Виктору Ющенко. Но во втором туре одержал победу, оспоренную и позднее аннулированную Верховным судом. Президентом стал Ющенко. А в стране, по результатам выборов, начались массовые протесты, известные как «Оранжевая революция». Парламент также не признал победу Януковича. Более того, Виктора вынудили уйти в отставку и с поста премьер-министра.
Сформированное на Украине новое правительство во главе с Юлией Тимошенко начало проводить политику евроинтеграции страны. Блок Януковича оказался в оппозиции. А затем, из-за разногласий в руководстве страны, даже смог добиться назначения на премьерский пост своего кандидата – Еханурова.
Политическая борьба в Украине в то время не отличалась честностью. Например, в 2004 году возникали слухи об участии Януковича в скандале с девушкой, ставшей жертвой насилия. Но пресс-служба Виктора Федоровича опровергла обвинения, заявив, что он наоборот защищал пострадавшую от нападения, и сам был избит.
Оспаривались и права на участие Януковича в выборах из-за полученных в молодости судимостей. Впрочем, срок их давности давно истек. Неудивительно, что политик продолжил свою карьеру без особых препятствий.
2005 год принес Партии регионов новую поддержку – она заключила договор о сотрудничестве с главной российской партией. Янукович даже выступал на одном из съездов в РФ.
В 2009 году Виктор Федорович вновь вступил в президентскую гонку, получив поддержку Молодежной партии и Партии регионов. Кампания не была тихой. Накануне объявления результатов выборов Янукович даже просил своих сторонников быть готовыми к выходу на Майдан. Но все обошлось. Он победил в двух турах, достаточно уверенно, даже по мнению европейских наблюдателей. Тимошенко планировала оспорить результаты, но отказалась от этой идеи.
Президентство
Инаугурация Виктора Януковича в качестве президента Украины состоялась в феврале 2010 года. Торжественный молебен по этому поводу отслужили в Киево-Печерской Лавре, при участии патриарха Кирилла. Ющенко и Тимошенко на церемонии не присутствовали.
В своих программных заявлениях Янукович делал основной акцент на евроинтеграции Украины, при этом подчеркивая и важность взаимоотношений с Россией. Он считал правильным для страны соблюдение нейтралитета, без вступления в НАТО и ОДКБ. При этом всегда подчеркивал важность партнерства с международными альянсами.
Во время своего президентства Янукович сделал основную ставку на социальную политику. Повышал пенсии и пособия. Учредил Конституционную Ассамблею при президенте, для разработки изменений в законодательство. Но реальных полномочий у него было мало. Виной всему – поправки в закон от 2004 года, которые значительно сократили возможности президента по управлению государством. В частности, функции назначения министров были переданы парламенту. И без его одобрения занять должность в правительстве было невозможно.
Впрочем, в 2010 году партийной поддержки было достаточно. Сторонники Януковича сформировали в парламенте коалицию, позволившую избрать на должность премьера удобного кандидата.
Своими главными задачами в период президентства Виктор считал реформирование налогового законодательства, борьбу с коррупцией, изменение договоренностей по газовым контрактам с РФ. А также решение по Черноморскому флоту, база которого находилась в Севастополе.
Придерживаясь умеренных взглядов, Янукович стремился и к объединению Востока и Запада страны, в которых к тому времени наметилось явное разобщение. Как показало время, эти попытки успехом не увенчались. Как и стремление сделать русский язык вторым государственным на Украине. В 2012 году был принят закон о региональных языках, по которому области сами могли бы устанавливать в качестве официальных наречия, употребляемые более 10% населения. Но его отменили 6 лет спустя, как неконституционный.
Во внешней политике в годы своего президентства Янукович также стремился к поиску компромиссов. Он не стремился ускорять интеграцию Украины в НАТО, но обещал изменить отношения с Россией, которые с 2005 года были довольно прохладными.
В 2010 году Януковичем было подписано соглашение с ЕС по разработке плана действий для последующего безвизового перемещения граждан страны по Европе при краткосрочных поездках. А затем и вовсе объявлено о стремлении Украины к вступлению в Евросоюз. Разумеется, все это вызвало недовольство со стороны России. Налаживающиеся отношения снова перешли в стадию охлаждения.
В течение всего периода своего президентства, Янукович получал немало обвинений – в коррупции, попытках устранения оппозиции, установлении государственной цензуры для прессы, кумовстве (почти все его приближенные были выходцами с Донбасса). Он действительно не был тонким дипломатом. Предпочитал решать проблемы достаточно прямолинейно.
К 2013 году все выборные обещания Януковича остались в прошлом. Интеграции с ЕС так и не произошло. Это вызвало протесты по всей стране. Главный из которых начался 21 ноября, на киевской площади Независимости. Поводом для митингов стал разворот политики президента от ассоциации с ЕС к налаживанию украино-российских связей.
Протест попытались разогнать силами полиции. Но это лишь усугубило ситуацию. Вскоре недовольные граждане выступали уже по всей территории Западной Украины. Янукович был вынужден принимать экстренные меры. В середине января 2014 года он подписывает законы против протестов. Но, к тому времени, демонстрантами уже были захвачены администрации в 10 регионах страны. Принятые Януковичем законы не получили поддержку Верховной Рады.
В попытках договориться с оппозицией, президент предложил компромисс: назначение ее лидеров на ведущие посты в кабинете министров. Но те уже жаждали власти на совсем другом уровне. Протесты разгорелись с новой силой. Ушел в отставку премьер-министр. Переговорные процессы не давали результата. В 2014 году Украина оказалась на грани гражданской войны. 18-20 февраля при силовом разгоне протестов были убиты и ранены десятки мирных жителей и сотрудников силовых структур.
Отстранение
Так называемая Революция достоинства в Киеве в феврале-марте 2014 года привела к тому, что президент был вынужден пойти на компромиссы. Он подписал соглашение с оппозицией о досрочных выборах и создании временного правительства. На 22 февраля парламент назначил голосование по импичменту Януковича. Но тот выступил с телевизионным обращением, отказавшись уйти в отставку. При этом уже покинул страну, утверждая, что в Украине произошел государственный переворот. Де-юре Янукович оставался президентом. Но фактически просто не имел возможности продолжать управление страной.
Бегство из страны
Киев Янукович оставил еще 21 февраля 2014 года. Он выехал в Харьков, где представил свой визит как официальный, но внеплановый. В то же время все, включая лидера региона, Михаила Добкина, прекрасно понимали, что полномочия президента уже весьма сомнительны. Но сам Янукович еще верил в счастливый финал. Впрочем, все надежды довольно быстро развеялись. Последующие перемещения президента с семьей уже действительно напоминали бегство в надежде обеспечить безопасность. Границу страны он сначала пыталась пересечь обычным авиарейсом, из Донецка, но не смог этого сделать из-за ограничений погранслужбы. Тогда Янукович попросил о помощи президента России, и все же смог вылететь на военном самолете, 24 февраля. Местом назначения в этой поездке была Москва.
Виктор Янукович с Путиным
28 февраля 2014 года Янукович был уже на территории России. 11 марта он выступил в Ростове-на-Дону, где в ходе пресс-конференции рассказал о своем видении ситуации. А также о попытках вооруженного нападения на его семью.
Позднее стало известно, что 27 февраля 2014 года Янукович лично попросил власти РФ о гарантиях безопасности. И получил положительный ответ. Решения парламента Украины о своем отстранении он не признал. В дальнейшем, в интервью, Янукович не раз благодарил власти России за спасение.
В ноябре 2015 года стало известно о выдаче годичного разрешения о предоставлении временного убежища свергнутому президенту Украины и членам его семьи. Затем оно неоднократно продлевалось.
Официальное лишение статуса президента Украины прошло в июне 2015 года, без него участия. Это решение Виктор Федорович попытался обжаловать в декабре 2021 г. Также против экс-президента возбуждалось на Украине дело о государственной измене. В ходе допроса генеральным прокурором страны по видеосвязи, Януковича предупредили о его статусе. Суд проходил в заочном режиме. По вынесенному в 2019 году решению, Януковича приговорили к 13 годам заключения. При этом привести приговор в исполнение, разумеется, не представляется возможным. Виктор Федорович остается в России, и не покидает ее пределов.
Бизнес-интересы
На протяжении всего периода прихода Януковича во власть ходили слухи о его коррумпированности и неслыханных богатствах. Так называемая «семья» — группа родственников и приближенных, работавшая на благо бизнес-интересов президента, активно скупала промышленные предприятия в Донецкой и Луганской областях. А его личное состояние оценивалось в сумму около 12 000 000 000 долларов США.
Не раз возникали версии о многочисленных хищениях средств из казны в пользу президента. Власти ряда европейских стран даже заморозили счета Януковича и его сына. В самой же Украине, по разным оценкам, клану политика приписывают захват или выкуп за бесценок более 7000 предприятий.
И даже приобретение знаменитой частной резиденции Межигорье было овеяно коррупционными скандалами. Купил его Янукович еще в 2007 году, через целую цепочку сделок. На момент бегства из страны, Межигорье оценивалось в 75 000 000 долларов. На его территории был личный тир, зоопарк, боулинг, теннисные корты и поле для гольфа. А еще здесь хранился личный автопарк президента из 35 автомобилей (27 из них коллекционные ретрокары) и 7 мотоциклов. Позднее они были арестованы судом Киева в пользу государства.
Личная жизнь
Не слишком бурная личная жизнь характерна для большинства политиков. Виктор Янукович исключением не является. В официальный брак он вступил всего один раз, в 1971 году. Избранницей стала Людмила Настенко – девушка из рабочей семьи, инженер-строитель по образованию. По неподтвержденным данным, пара развелась в 2017 году, после 45 лет брака. Сейчас Людмила Александровна предположительно живет в Крыму, в поселке Отрадное.
Свадьба Виктора Януковича
У супругов Януковичей в браке родилось двое сыновей. Старший, Александр – стоматолог по образованию, успешный бизнесмен. Младший, названный в честь отца, строил карьеру политика. Он погиб на озере Байкал в 2015 году, утонул при купании.
Молодой Виктор Янукович с ребенком
Долгое время ходили слухи о том, что брак Януковича с женой распался намного раньше. Его фактической супругой пресса называет Любовь Полежай, сестру кухарки, работавшей у экс-президента Украины в его резиденции Межигорье. Знакомы Виктор и его неофициальная жена с 2002 года. Любовь родом из Енакиево – родного города Януковича. До знакомства с ним она работала официанткой. В годы президентства политика женщина вела роскошный образ жизни, владела салонами красоты, занималась благотворительностью.
Виктор Янукович: человек олигархов — Карнеги Европа
Виктор Янукович вступил в должность в феврале 2010 г. на фоне низких общественных ожиданий — страна находилась в относительно слабом экономическом четкое ощущение «усталости от Украины» на Западе. При избрании Янукович заявил, что статус Украины как одного из немногих постсоветских государств, занимающих высокие места в международных рейтингах демократии и политических свобод, будет сохранен и тщательно взращен. Но в первую очередь он пообещал обеспечить стабильность и реформы, которых давно ждали многие в Украине и на Западе.
Год спустя, однако, ситуация противоречивая. В Украине и за ее пределами существует широко распространенное беспокойство по поводу курса страны. Растущие опасения, что политика Януковича сводит на нет политические свободы Украины, вызвали разную реакцию. Небольшое меньшинство заняло выжидательную позицию и готово дать Януковичу шанс доказать, что он может успешно проводить болезненные реформы, которые приведут к лучшему будущему. С другой стороны, призывы к санкциям против действующей администрации также растут в объеме и интенсивности.
Представления о Януковиче разнятся. Его попеременно видят то тираном в процессе становления, то эффективным сильным человеком, слабой личностью, контролируемой олигархами, или политиком, пытающимся возвыситься над ними, пророссийским президентом или человеком, опасающимся захвата власти Россией. Простая истина в том, что Янукович не является ни тем, ни другим. Хотя он не идеологичен — и у него нет коварного плана подорвать украинскую демократию и превратить страну в полицейское государство — похоже, он не хочет улучшать жизнь рядовых украинцев.
Похоже, что его целью является создание системы, которая позволит ему и его сети олигархов получить и укрепить контроль над Украиной и ее активами, извлекая из них выгоду без вмешательства извне. Оставаться у власти — вопрос выживания для Януковича и его окружения. Они сделают все, чтобы установить свой контроль над различными ветвями власти, поставить своих людей на нужные места и заставить замолчать тех, кто выступает против них.
Оставаться у власти — вопрос выживания для Януковича и его окружения.
Однако создать такую систему в сегодняшней Украине будет непросто. Даже если политический процесс далек от упорядоченности, многие украинцы уже привыкли к демократическим свободам и не захотят от них отказываться. Они больше не приемлют стыда за свою страну; они хотят, чтобы их страну снова уважали. Украинцы готовы идти на жертвы при условии, что проводимые реформы принесут пользу им и их семьям, даже если выгоды не будут немедленными. Однако они не готовы платить за меры, которые в конечном итоге принесут пользу только олигархам. Однако у самих олигархов, похоже, другие планы.
Состоятельные бизнесмены начали приобретать влияние в середине-конце 1990-х годов, играя важную политическую роль в период президентства Леонида Кучмы. Хотя они были влиятельны, Кучме удалось держать их под своим контролем, гарантируя преобладание — пусть и хрупкое — национальных интересов над корпоративными. Однако когда в 2005 году к власти пришел Виктор Ющенко, он приблизил к кругам власти еще одну группу крупных бизнесменов, предоставив им доступ к активам, ранее контролируемым олигархами Кучмы.
Пока старые олигархи сохраняли свои позиции наверху, появление новых игроков начало подрывать их монополии. При Януковиче старые группы интересов и некоторые новые люди, близкие к нему, пытаются обратить вспять события эпохи Ющенко и обеспечить, чтобы их интересы не находились под контролем относительно сильного президента. В сегодняшней Украине преобладают корпоративные интересы ограниченного числа олигархов.
Цена политической стабильности
После политических распрей 2005‒2009 годов позитивным шагом для достижения стабильности в Украине можно считать то, что президент, правительство и парламент действуют согласованно. Однако очень немногие украинцы хотели, чтобы эта стабильность и сплоченность были результатом консолидации власти в очень ограниченном кругу. Это нарушение традиционного принципа разделения власти также полностью противоречит западным ценностям. Для украинцев это принесло разочарование и страх.
Голосуя за Януковича в 2010 году, украинцы думали, что выбирают президента с ограниченными полномочиями, который отвечает только за внешнюю и оборонную политику. Но осенью 2010 года Конституционный суд отменил политическую реформу 2004 года по процессуальным основаниям и восстановил Конституцию 1996 года. Это вернуло Украину к президентской республике, значительно уменьшив роль парламента и поставив правительство под контроль президента. Администрация президента вернулась в центр принятия решений, как это было при Кучме.
Президент и его команда предприняли ряд шагов, чтобы еще больше укрепить свои позиции у власти. Внесение изменений в избирательное законодательство перед местными выборами 2010 года значительно ограничило возможности оппозиционных политических партий для успешной работы, ограничив участие партийных блоков, разрешив баллотироваться только отдельным партиям и усложнив регистрацию новых партий для участия в выборах.
В результате президентская Партия регионов (ПР) получила большой процент голосов во многих регионах страны. Решение парламента отложить парламентские выборы, которые ранее были запланированы на весну 2011 года, до 2012 года дает финансистам PoR столь необходимое время, чтобы «отдохнуть и восстановить силы» после непрерывного потока кампаний.
Янукович утверждал, что ему нужна дополнительная власть для проведения долгожданных, но болезненных реформ, но этот аргумент кажется пустым. В феврале 2010 года Янукович уже имел достаточное большинство в парламенте, чтобы заменить правительство бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко новой командой, которую возглавил его старый союзник и бывший первый вице-премьер Николай Азаров. Кроме того, президент быстро назначил новых лояльных ему глав региональных администраций. Одного этого было бы достаточно, чтобы протолкнуть реформы, если бы реформы были главной целью Януковича.
Экономические реформы нацелены на людей, а не на олигархов
Возвращение Международного валютного фонда (МВФ) в Украину было одним из немногих успехов Януковича на сегодняшний день. МВФ приостановил сотрудничество с Украиной перед последними президентскими выборами из-за неразберихи внутри предвыборной политики. Весной 2010 года МВФ вновь поставил правительству Украины свои жесткие условия по его возвращению: сокращение государственных расходов, нормализация процесса возмещения налога на добавленную стоимость (НДС), пенсионная реформа, сокращение дефицита государственного бюджета Украины. газовой компании «Нафтогаз Украины», подняв цены на газ для населения. Хотя властям удалось частично стабилизировать государственные финансы, они не спешили выполнять более политически чувствительные обещания, такие как повышение цен на газ или повышение минимального пенсионного возраста.
Украинское правительство, и особенно администрация президента, слабо разрабатывают стратегии управления экономикой. Полный список реформ составил Комитет по экономическим реформам во главе с заместителем главы администрации президента Ириной Акимовой. Однако его реализация носила неоднородный характер, поскольку этот процесс был обусловлен краткосрочными политическими и долгосрочными корыстными интересами.
Реформа Налогового кодекса Украины является основным примером этой проблемы. Начатая в прошлом году налоговая реформа стала одной из мер страны по сокращению дефицита. Хотя его быстрое принятие обеспечило постоянную поддержку со стороны МВФ, оно вряд ли решит долгосрочные системные проблемы Украины. Возлагая более тяжелое бремя на простых людей и малые и средние предприятия, но оставляя нетронутыми олигархов, кодекс делает трансформацию и модернизацию украинской экономики все более маловероятной. Кроме того, она вызвала значительное общественное недовольство, уже выведя на улицы представителей малого и среднего бизнеса, вынудив президента пойти на попятную.
Пенсионная реформа, за которую выступает МВФ, будет столь же сложной в реализации мерой. Пакет реформ предусматривает повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет в течение следующих десяти лет, а для мужчин-госслужащих — с 60 до 62 лет. реализовано. Однако, хотя украинцы могут быть готовы пожертвовать и работать дольше ради повышения пенсий и социальных услуг, они опасаются того факта, что перераспределение доходов бюджета пойдет на пользу лишь небольшой группе людей, а не населению в целом.
Изменение политической системы
Янукович разрывается между своей финансово мотивированной потребностью приспособиться к Западу и международным финансовым институтам и своей целью укрепления и консолидации позиций украинских олигархов. Однако по-прежнему существует вероятность того, что многие выгодные экономические реформы могут быть реализованы, даже если они будут иметь меньший масштаб, что позволит Януковичу удовлетворить оба фронта.
Однако на политическом фронте возможностей для маневра будет гораздо меньше. В настоящее время политическая система Украины перестраивается таким образом, чтобы Янукович и небольшая группа олигархов могли более эффективно контролировать страну и укреплять свои позиции. Это очевидно в области судебной, избирательной, административной и политической реформы, и Запад и финансовые институты уже обращают на это внимание.
Политическая система Украины перестраивается, чтобы Янукович и небольшая группа олигархов могли более эффективно контролировать страну.
Судебная система на службе олигархов
Судебная система Украины, которая часто позорит страну, становится все более монолитной. Однако это обходится дорого. Система становится все более предвзятой и зависимой от воли небольшой группы людей. Маловероятно, что система сможет удовлетворить потребности большинства простых украинцев или бизнес-сообщества. Появляется все больше свидетельств эрозии высших эшелонов судебной системы: Конституционный суд меняет конституцию, Высший совет юстиции занимает центральное положение в судебной системе, становясь все более политическим и контролируемым, Верховный суд ограждается от принятие каких-либо осмысленных решений и так далее. Если в прошлом звонок сверху часто мог помочь добиться желаемого исхода дела в Украине, то сейчас такого рода манипуляции стали повсеместными.
Украинские олигархи понимают важность независимой судебной системы. Они передают большинство своих важных дел в европейские суды, где пользуются правом на справедливое судебное разбирательство. Однако они по-прежнему рассматривают национальную судебную систему как инструмент консолидации своей власти и влияния и избавления себя от более мелких конкурентов и интересов, которые могут помешать их интересам. Это не оставляет Украине шансов на развитие свободной и справедливой судебной системы в обозримом будущем.
Административная реформа скрывает дальнейшую консолидацию
Процесс реформ, направленных на повышение эффективности управления, был запущен указом президента в декабре 2010 года. Президент хотел создать более упорядоченную систему за счет сокращения штатов и принятия более централизованной структуры власти. Программа реформ готовилась тайно, без широких обсуждений ни в парламенте, ни в администрации. Хотя он предписывает значительное и быстрое сокращение числа государственных чиновников, в нем отсутствует функциональный план преобразования администрации. Его основным направлением видится укрепление вертикали власти, которая позволила бы президенту передать контроль над большинством ключевых политических и экономических секторов членам своего окружения.
Законодательство о выборах: укрепление контроля одной партии
В период с 2005 по 2009 год Украина завоевала международное уважение за шаги, которые привели ее к избирательной демократии. Поэтому местные выборы в октябре 2010 года рассматривались как серьезный шаг назад. Они регулировались новым законом о выборах, который вернулся к существовавшей до 2004 года модели смешанной системы одномандатных округов и партийных списков. Хотя этот новый закон не противоречил строго европейским стандартам, международное сообщество опасалось, что закон — и особенно его упор на одномандатных округах — позволит власть имущим использовать свое положение для влияния на исход выборов. Сейчас говорят и о восстановлении этой системы к парламентским выборам. В нынешних условиях на Украине это только еще больше укрепит позиции правящей партии и ее лидеров в политической власти, что затруднит получение известности какой-либо альтернативной или новой политической силе.
Борьба с коррупцией: инструмент избирательного правосудия?
Янукович неоднократно заявлял, что возглавит широкую беспартийную борьбу с коррупцией в Украине. Однако эти заявления, похоже, расходятся с реальностью на местах. Недавняя отмена парламентом антикоррупционного законодательства создала лазейки, которые позволяют тем, кто коррумпирован, но близок к президенту, избежать судебного преследования, в то же время предоставляя властям возможность возбуждать уголовные дела против оппозиции.
Янукович готов пожертвовать рядом младших членов своей партии, чтобы процесс выглядел более беспристрастным. Однако его политическая соперница Тимошенко и члены ее команды ощутили на себе всю тяжесть этой антикоррупционной кампании, и в сознании многих мало кто сомневается, что этот процесс политически мотивирован.
Многие украинцы не сомневаются, что кампания против коррупции имеет политическую подоплеку.
Коррупция — неотъемлемая часть политической жизни Украины, и среди граждан и политиков существует широкий консенсус в отношении того, что практически любой политический деятель может быть успешно привлечен к ответственности. Таким образом, обвинения против Тимошенко и ее союзников рассматриваются как попытка убрать их из политического спектра и лишить их права баллотироваться на следующих парламентских выборах.
Тимошенко воспринимается украинскими олигархами как серьезная угроза. Многие из них считают, что в случае победы на президентских выборах 2010 года Тимошенко стремилась бы поставить олигархов под свой непосредственный контроль, создав вертикаль власти по образцу путинской России.
Однако нынешняя стратегия попыток дискредитации Тимошенко вполне может иметь неприятные последствия. Действительно, пострадав после поражения на выборах, ее популярность сейчас, кажется, снова растет.
Колебания свободы печати
Свобода печати была одним из немногих конкретных достижений Оранжевой революции. Конечно, было бы преувеличением утверждать, что медийный климат в Украине после 2004 года был идеальным. Появились новые формы цензуры, когда владельцы частных СМИ заменили правительство в попытке ограничить деятельность своих журналистов.
Однако эти попытки цензуры носили сравнительно небольшой характер и во многих случаях сообщались общественности. Украинцы вскоре привыкли к сбалансированному освещению. Однако с 2010 г. цензура со стороны владельцев частных СМИ усилилась и сопровождалась новым явлением: самоцензурой со стороны журналистов, опасающихся растущей мощи правительства.
Все заслуживающие доверия наблюдатели опасаются, что свобода слова в Украине находится под угрозой. Страна опустилась на 42 позиции в рейтинге свободы слова; Согласно последнему отчету «Репортеров без границ», сейчас это 131 страна из 178. Янукович и его команда отрицают наличие проблемы и утверждают, что международные наблюдатели должны смотреть на картину в целом, а не сосредотачиваться на отдельных случаях.
Сохранение демократии: параллельная реальность
Таким образом, Янукович и его команда, похоже, укрепляют политическую систему своего типа за счет демократических достижений предыдущих пяти лет. За двенадцать месяцев пребывания у власти президент и его команда получили ряд «желтых карточек» от Запада за самый большой регресс демократии в Восточной Европе.
Общая атмосфера в Украине отражает эти негативные тенденции. Люди кажутся менее готовыми свободно выражать свое мнение. Преследование членов оппозиции и преследование журналистов и общественных деятелей создали атмосферу беспокойства и, возможно, даже страха. Помня о силе масс во время Оранжевой революции, украинцы вспоминают и реальность своего советского прошлого, когда их кухни, а в современном мире и их блоги были единственным местом, где они могли выражать свое мнение.
В ответ на международную критику Янукович и его команда, похоже, действуют в параллельной реальности. Они пытаются успокоить общественность и Запад законническими аргументами, но демонстрируют слабое понимание или отсутствие понимания духа демократии. Президент, например, подчеркивает, что он подписал закон о доступе к информации, который предоставит журналистам и общественности более широкий доступ к информации о государственных расходах. Однако в условиях, когда судебная система не служит народу, а доступ к конфиденциальной информации остается привилегией избранных, прозрачность далеко не гарантируется. Поэтому, несмотря на лоббирование со стороны журналистов и поддержку со стороны ЕС, успешная реализация этого закона не гарантирована.
Как и в советское время, президент и его команда, похоже, клеймят всех, кто обращает внимание внешнего мира на какие-либо проблемы страны, предателем.
Два лица Януковича
Янукович — человек с двумя лицами. После своего унижения во время Оранжевой революции он стремился к тому, чтобы общественность воспринимала его власть как законную. Ему нужно было выиграть свободные и честные выборы. Однако в 2010 году он победил большинством голосов (48%), а не большинством голосов9.0003
По логике, это должно было привести его к пониманию пределов его мандата. Вместо этого Янукович наблюдает за кардинальной перестройкой политической системы Украины, которая отдает предпочтение олигархам, которые поддерживали его в его стремлении к власти.
Несмотря на эти действия, имидж и восприятие продолжают иметь значение для Януковича. Он жаждет признания как на Западе, так и в России. Тем не менее, он постоянно недооценивает их обоих и их ожидания. Он думал, что ЕС удовлетворит стабильность, символический процесс реформ и поверхностный взгляд на демократию. Он не видел искреннего желания Союза увидеть повторение процессов всесторонних реформ, которые имели место в Польше и странах Балтии в 19-м веке.90-е. Он ожидал, что Россия будет довольна символическими уступками, такими как продление договора аренды российского Черноморского флота в Крыму в обмен на более дешевый газ. Но он проигнорировал стратегические цели Москвы на постсоветском пространстве, такие как Таможенный союз или пути транзита энергоресурсов.
Янукович разочарован и Востоком и Западом. Он чувствует, что его усилия недостаточно оценены. Недавние события, такие как предоставление политического убежища бывшему министру экономики Украины Богдану Данилишину в Чешской Республике, критика со стороны Запада за отмену конституции 2004 года, низкие международные рейтинги демократических событий и фильмы, пародирующие его на российском телевидении, это разочарование.
Янукович будет продолжать работать над своим имиджем, особенно внутри страны. Он делает тщательно срежиссированные выступления в СМИ и пытается изобразить прозрачность и открытость для общества. Однако, даже если бы президент был искренен в своих мотивах, существуют факторы и интересы, которые будут ограничивать то, как далеко он готов зайти.
У Януковича есть и другая сторона, которая не нуждается и не может позволить себе фокусироваться на имидже. Эта грань президента связана с властью и контролем. Оставаться у власти как можно дольше и консолидировать эту власть — ключ к выживанию Януковича и поддерживающих его заинтересованных кругов.
Его команда уже начала пробовать почву для его переизбрания. Один из его министров недавно заявил, что, поскольку президент был избран в соответствии с конституцией 2004 года, которая впоследствии была отменена Конституционным судом, он не будет ограничен ограничением в два срока и все еще может баллотироваться еще два раза. Общественность пока хранит молчание о такой возможности. Однако он нужен олигархам, чтобы оставаться у власти для защиты их интересов. Но и Януковича они тянут в разные стороны, учитывая, что их интересы иногда расходятся.
Имидж по-прежнему имеет значение для Януковича, однако есть и другая сторона президента, которая не может позволить себе сосредоточиться на имидже.
Президентство Януковича, вероятно, будет постоянно меняться. Он не является ни последовательно прозападным, ни пророссийским. Вещи не бывают черными и белыми; нельзя однозначно выделить хороших или плохих людей в окружении Януковича. Один и тот же человек или группа людей могут сегодня настаивать на дальнейшей либерализации, а на следующий день выступать за отступление. Политика становится ситуативной, а выбранная линия отражает точку пересечения интересов олигархов.
Во время избрания Януковича эксперты были склонны полагать, что внутренняя конкуренция между олигархами, лояльными к ПР, будет гарантировать определенную степень плюрализма и, таким образом, предпочтительнее опасений по поводу возможной путинской структуры власти при Тимошенко. Они думали, что олигархи будут рассматривать демократию как гарантию против недобросовестной конкуренции со стороны своих ближайших соперников.
Однако текущая ситуация в Украине предполагает, что эти элиты хотят контролировать систему и не подвергать себя неопределенности демократии. Способом обеспечения этого они видят консолидацию президентской системы вокруг Януковича, а в государственной казне еще много того, что можно за определенную плату распределить между небольшой группой людей. Например, Укртелеком, государственная компания, контролирующая около 90 процентов подключений к стационарным телефонам будут проданы по удивительно низкой цене компании, связанной с олигархом. В руках «минигархов» также немало того, что можно было бы дать для усиления контроля олигархов над целыми отраслями экономики Украины.
Путь вперед
Президент и его команда находятся между краткосрочной экономической задачей сохранения экономики на плаву и среднесрочной стратегической целью консолидации системы, выгодной олигархам. Они зажаты между Западом, общественностью, олигархами и, что неудивительно, Россией.
Спустя год президентства Януковича Запад, хотя и выражает обеспокоенность состоянием демократии в Украине, по-прежнему готов взаимодействовать с Киевом. Однако слова — ее единственный источник рычагов воздействия на Януковича, что может привести к новой волне усталости от Украины в Европе.
Россия же будет рада, если Украина останется в изоляции. Его грандиозные интеграционные планы могут начать приносить плоды, и российские бизнесмены получат привилегированный доступ к украинским активам. Вероятность того, что Россия не примет модель Януковича, также существует, поскольку интересы украинского и российского бизнеса часто конкурируют, а не дополняют друг друга.
Президент и его команда разрываются между краткосрочной экономической необходимостью поддержания экономики на плаву и среднесрочной целью консолидации системы, выгодной олигархам.
Украинцев по-прежнему больше заботит собственное повседневное экономическое выживание. В сегодняшних условиях украинское общество не готово подталкивать к изменению курса, которым Янукович ведет страну. Яркому гражданскому обществу, которое часто хвалят после Оранжевой революции, нужно время, чтобы созреть. Были некоторые обнадеживающие реакции общественности, такие как протесты малых и средних предприятий против налогового кодекса или кампания журналистов за закон о доступе к публичной информации.
Заглядывая вперед, вполне вероятно, что стратегию Януковича будет все труднее поддерживать. Уголовные обвинительные приговоры бывшему правительству и преследование журналистов и других представителей гражданского общества, вероятно, вызовут резкую реакцию Запада, который может попытаться дистанцироваться от Украины. Это привело бы к большему российскому присутствию в стране, особенно в экономическом плане, усилив конкуренцию, с которой столкнулись бы украинские олигархи.
Кроме того, улучшение общей экономической ситуации в Украине также может отвлечь внимание населения от повседневных экономических проблем и вызвать общественное недовольство. Остается вопрос, в какой степени нынешняя политическая структура в Украине может противостоять этому давлению, сталкиваясь с риском все более подвергаться остракизму как на международном, так и на внутреннем уровнях.
Карнеги не занимает институциональную позицию по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.
Виктор Янукович – ПОЛИТИК
9 декабря 2022 г.
4:00 утра по центральноевропейскому времени
Джейми Деттмер
По мере того, как появляется все больше свидетельств о предателях среди духовенства, в обществе растет шум в пользу запрета связанной с Россией Украинской православной церкви.
Грязная дюжина
29 сентября 2022 г.
4:02 CET
Дуглас Басвайн
Как мог уйти самодержец в Кремле — и кто может стремиться его заменить.
Распакованный
31 августа 2022 г.
4:00 утра по центральноевропейскому времени
Джейми Деттмер
По словам президента Владимира Путина, были приложены все усилия для привлечения школьных учителей к преподаванию «истории».
2 июня 2022 г.
20:01 CET
По
Леони Киевски
Более 20 бизнесменов, политиков и других лиц, связанных с Кремлем, подают в суд на Совет ЕС после того, как в отношении них были введены санкции после вторжения в …
12 мая 2022 г.
4:05 утра по центральноевропейскому времени
Зоя Шефталович
Участники песенного конкурса обещают не делать политических заявлений — но Украину это никогда не останавливало.
5 мая 2022 г.
18:19 CET
Автор
Дэвид М. Херзенхорн
Президент Совета говорит, что российское богатство должно помочь восстановить Украину, но этот план сталкивается с юридическими препятствиями.
25 апреля 2022 г.
2:58 CET
Зоя Шефталович
Украинские евреи не обращают внимания на заявление Путина о том, что он хочет спасти их от нацистов.
Записная книжка репортера
20 апреля 2022 г.
4:01 CET
Джейми Деттмер
Под наковальней российской агрессии укрепляется украинская идентичность.
8 апреля 2022 г.
11:19 CET
Дэвид М. Херзенхорн и
Пол Маклири
Познакомьтесь с Валерием Залужным, главнокомандующим Вооруженных сил Украины, который ведет борьбу с российскими оккупантами.
22 марта 2022 г.
4:07 CET
Ольга Олейникова
Российское вторжение дало новый импульс западной траектории.
21 марта 2022 г.
4:00 по центральноевропейскому времени
По
Jacopo Barigazzi
Хотя в последнее время в ЕС дела обстояли лучше, у блока когда-то была неоднозначная репутация в суде по санкциям, и местные органы власти не всегда применяли их.
17 марта 2022 г.
20:00 CET
Дэвид М. Херзенхорн
На фоне убийств, похищений и издевательств украинцы срывают планы Путина по повторной реализации его пьесы об оккупации Крыма.
6 марта 2022 г.
11:57 CET
Екатерина Шведенко и
Анастасия Кэрриер
Молодая женщина, которая достигла совершеннолетия в условиях конфликта и решила не бежать из Киева из-за последнего кризиса, говорит, что ее соотечественники устали бояться.
28 февраля 2022 г.
18:18 CET
Джошуа Д. Циммерман
История изобилует примерами цены бездействия.
26 февраля 2022 г.
11:46 CET
Зоя Шефталович
Президент неправильно понял не только украинцев, но и россиян.
16 февраля 2022 г.
4:00 утра по центральноевропейскому времени
Дэвид М. Херзенхорн
Путин настаивает на том, что Киев должен вести переговоры с местными властями, но Украина утверждает, что все решает Кремль.
14 января 2022 г.
4:01 CET
Дэвид М. Херзенхорн
В интервью экс-президент Украины целится в Путина и обвиняет Зеленского в планировании мести.
16 декабря 2021 г.
4:03 по центральноевропейскому времени
Дэвид М. Херзенхорн
В то время как Россия стягивает войска, а Запад предостерегает от эскалации, боевые действия на Украине продолжаются уже много лет.
30 ноября 2021 г.
5:05 CET
Дэвид М. Херзенхорн
Несмотря на нестабильность дома и опасения российского вмешательства, трио стремится к более тесным связям с Брюсселем.
Leave a Reply