Еврейская кухня
Еврейская кухня полна запретов и символов. А блюда еврейского стола не только потрясающе вкусны, но и назидательны.
Блюда еврейской кухни готовят по законам кашрута. На иврите «кашрут» («пригодный») – это определенный свод правил, которым нужно следовать при приготовлении не только праздничной, но и повседневной еды. Например, запрещено смешивать молочную и мясную пищу, употреблять мясо животных, не жующих жвачку и не имеющих раздвоенного копыта, а также мясо хищных животных и птиц. Но даже разрешенное мясо перед употреблением в пищу нужно сделать кошерным – удалить кровь и специальным образом разделать. Любопытно, что рыба считается кошерной сразу – как только ее вынули из воды.
Табу накладывается на пресмыкающихся и рыб, у которых нет плавников и чешуи (в том числе моллюсков), а также на все производные из них продукты. А вот фрукты, овощи, орехи и зерновые культуры разрешены без всяких ограничений.
Еврейская традиция гуманно предписывает недолгое (не более одного дня) воздержание от пищи в «скорбные» дни: в эти дни нельзя ни есть, ни пить. Праздник Йом-Кипур (Судный день) подразумевает отказ от пищи до появления на небе первой звезды.
Также важен и запрет на выполнение какой-либо работы – даже на приготовление пищи – в субботу. Чтобы было чем подкрепиться во время шабата («суббота» на иврите), евреи придумали специальное блюдо чолнт, которое готовят без особых ухищрений на медленном огне из фасоли, картофеля и жирной говядины.
Из-за того, что много веков назад евреи, спасая жизнь себе и потомкам, рассеялись по всему миру, еврейская кухня впитала кулинарные традиции других народов, но осмыслила их по-своему. Так в еврейском меню появились фаршированная рыба и куриные шейки, традиционные субботние супы чолнт и хамим, разнообразные цимесы, кугели и штрудели, тающие во рту нежные слоеные пирожки с начинкой из мяса и толченых грецких орехов, утопающие в сметане румяные драники, бухарский и персидский плов, блюда марокканских евреев, в которых острота перца соседствует со сладостью меда…
Ашкенази – евреи Западной Европы – ели говядину и корнеплоды, приправленные животным жиром, сахаром, луком и чесноком: их кухня многое позаимствовала у итальянцев, немцев, французов и славян. Сефареды – евреи Северной Африки и Ближнего Востока – долгое время оставались верны пище, упомянутой в Ветхом Завете, – бобам, чечевице, дробленой пшенице и баранине, но при этом с удовольствием пользовались рецептами турецкой и персидской кухонь.
При всем ее разнообразии еврейскую кухню объединяют некоторые устойчивые черты. Прежде всего это излюбленные способы приготовления: варка, запекание, припускание, тушение с добавлением воды. Специи используются очень осторожно, они призваны лишь оттенять и раскрывать вкус того или иного продукта. А традиционные еврейские блюда готовятся из субпродуктов: говяжьего мозга, языка, печени и потрохов.
Цимес – обязательное блюдо на праздновании еврейского Нового года (Рош Ха-Шана). Цимес готовят из моркови и фруктов, припущенных на очень слабом огне под соусом. Существует множество рецептов этого блюда, с самыми разными ингредиентами: фасолью, нутом, мясом, птицей. Но чаще всего его подают как десертное блюдо – густое и сладкое, с большим количеством фруктов и ягод.
Другие рецепты
Блюда французской кухни
Блюда в китайском стиле
Испанское меню
5 самых известных блюд израильской кухни и кое-что еще
Израильская кухня — это микс из восточноевропейской и африканской кухонь. Сочетание, на первый взгляд, совершенно несочетаемого: венгерские блины, кус-кус, московский салат (правда без колбасы), хумус, борщ (на израильский манер звучит как борчщ), фалафель и т.д. и т.д., перечислять можно бесконечно.
Каждая новая аллия (волна миграции) привозила свои национальные блюда. В итоге, как сказал израильский шеф Марк Тов: «Здесь получился интересный кулинарный котел из вкусов и кулинарных традиций».
При этом развитие израильской кухни не останавливается ни на минуту. «Привычная» к постоянным изменениям и появлениям новых трендов, сейчас она стала даже более динамичной, чем раньше. И если раньше новые тенденции приходили с каждой новой аллией, то теперь уже сами израильтяне, активно интересующиеся мировой кухней, привозят из своих путешествий новые рецепты. А средний израильтянин ездит за границу от 3 до 6 раз в год. Но, при всей своей готовности принять новое, израильтяне придерживаются традиций. И речь идет в первую очередь о кошерности. Еврейская кухня в основе своей кошерная, хотя, конечно, сейчас на это обращают значительно меньше внимания и молодые шефы готовят не только кошерные блюда.
Библейские традиции в израильской кухне
Основываясь на том, что израильская кухня — кухня иммигрантов, многие говорят о том, что кухня эта молода и иногда даже «сумбурна». Но хотелось бы сказать пару слов в ее защиту, ведь основы кухни заложены более 2 000 лет назад! Оливковое масло, инжир, творог, применение огромного числа специй, в том числе активно используемого и по сей день заатара, — все это имеет глубокие исторические корни.
Познакомиться с кухней библейских времен и образом жизни древних евреев можно в деревушке Кфар-Кедем (Kfar Kedem) в Галилее. Основал ее Менахем Гольдберг в 1992 году.
Творог, приготовленный Менахемом Гольдбергом из свежего молока козы.
Посещение деревушки особенно понравится городским детишкам: где же еще можно покататься на ослике, испечь хлеб, подоить козу, сделать своими руками сыр и оливковое масло. А кроме того, всех посетителей деревни одевают в традиционные одежды, так что вам обеспечено полное погружение на 2 тысячи лет назад. И кто сказал, что путешествовать во времени невозможно?!
Израильская кухня — это симбиоз вкусовых пристрастий представителей разных культур и народов. Это своеобразный Вавилон из кухонь всех народов мира, которые дополняют друг друга.
5 блюд Израиля, которые должен попробовать каждый
1. Хумус
Если продолжать аналогию с Вавилоном, то хумус — тот цемент, который удерживает всю конструкцию. Это закуска из пюре нута (бараньего или турецкого гороха), оливкового масла и сока лимона. Иногда в хумус кладут тхину — соус-пасту из семян кунжута.
Традиционно его подают с горячим лавашом или лепешкой. Также дополнительно подаются закуски.
Хумус продают по всему миру, но самый вкусный он, конечно, в Израиле. Настоящий хумус лучше всего пробовать в «хумусиях», наиболее известные находятся в Иерусалиме и Тель-Авиве (Abu Hassan в Яффе, Falafel Hakosem, Hummus Ashkara и Hummus Asli в Тель-Авиве и другие).
Фалафельная или хумусия ХаКосем (Hakosem). Здесь делают лучшие фалафель, сабих и шаварму (шварма, шаурма, шаверма). Большой выбор соусов. Хозяин Ариэль Розенталь совместно в двумя соавтарами написал книгу, которая так и называется «Hummus» (Хумус). Отдельный плюс заведения — это сервис: пока вы ждете своей очереди, вам предложат угоститься фалафелем — тарелка с ним всегда стоит на стойке.
2. Фалафель
Возможно, фалафель даже более популярен в Израиле, чем хумус. Это маленькие шарики из нута, зелени, обжаренного лука, чеснока и специй, обжаренные во фритюре. Иногда фалафель подают на маленьких тарелочках вместе с местными “салатами” — острой капустой, свеклой, баклажанами.
Фалафель подают чаще всего вместе с хумусом, израильским салатом и пикулями.
Abu Hasan / Ali Karavan в Яффе — довольно атмосферное место, которое находится на первом этаже обычного жилого дома. Узнать его можно по большому количеству людей на входе. На выбор подают три вида хумуса — классический, острый и с мясом.
3. Баба гануш
Часто не отдельное блюдо, а пюре/соус из жареных или запеченных баклажанов, который подают к фалафелю. Это пюре из баклажанов, которые предварительно жарятся на углях или запекаются. Затем пюре смешивают с разными приправами — тахини, лимонным соком, чесноком и специями.
4. Шакшука
Шакшука — это больше чем просто яичница с помидорами, это блюдо — практически легенда. Готовится и подается в чугунной сковородке с хлебом. Сначала из помидоров, лука, чеснока и специй делается густой соус, в который потом аккуратно вбиваются сырые яйца. Посмотрите как это виртуозно делает владелец заведения «Доктор Шакшука» — Бино (Биньямин) Габсо (Dr. Shakshuka, 3 Beit Eshel ).
Кроме шакшуки в ресторане Бино можно отведать баранью шаурму, кускус с мафрумом (мясная котлета в картошке) и другие блюда местной кухни. Сам Бино представляет себя не просто поваром ресторана, а капитаном корабля, где матросами служат в основном члены его семьи. Он же на капитанском мостике ведет их в лучшие времена, где, конечно, все будут все есть его шакшуку.
Бино Габсо или Доктор Шакшука в своем ресторане. Кстати, в ресторане очень необычный интерьер: хозяин в течение многих лет собирает антиквариат. Место на стенах давно не хватает, и на потолке висят целые гирлянды из старых чайников, кастрюль и ламп.
5. Израильский салат
Под этим названием скрывается салат из обычных свежих овощей! Но внимание!, все овощи нарезаны очень мелко. Классический состав израильского салата включает в себя помидоры, огурцы, лук и петрушку. Также можно еще добавлять перец, зеленый лук, морковь и чеснок. Салат заправляют смесью лимонного сока и оливкового масла .
Традиционный друзский обед. В друзком варианте израильского салата половина объема — это свежая петрушка, остальное — томаты, огурцы и специи. Приготовила все эти блюда хозяйка кафе Barbazina из деревни Далият эль-Кармель недалеко от Хайфы.
И еще немного про израильский…
Алкоголь
Культура виноделия в Израиле молода, как и ее виноградники. Однако, как это ни удивительно, израильское виноделие лежит в основе истоков мирового: в древней Иудее выращивание виноградников и изготовление вина активно развивалось, было это в IV-III до н.э.. Проблема тут в сложной израильской истории: в арабский период весь виноград на территории был полностью вырублен и виноградники стали появляются снова всего лет 30 назад. Можно сказать, что израильтяне учатся снова ходить, т. е. пить свое вино. А это очень важно для Израиля из-за соображений все той же кошерности. Ведь только кошерное вино можно подавать в кошерных заведениях.
Интересно, что кошерное вино по своему составу ничем не отличается от обычного, которое мы все пьем. Вопрос только в том, что его производят люди, соблюдающие все необходимые религиозные традиции и ритуалы. К сожалению, обычному человечку вряд ли доведется его попробовать, ведь когда вы возьмете в руки бокал (с вином, произведенным на кошерном производстве и налитым сомелье, соблюдающим все традиции), тут же в ваших руках оно перестанет быть кошерным и станет самым обычным вином. Что, впрочем, не помешает вам насладится его вкусом и ароматом. Кроме вина израильтяне начинают работать и с более крепкими напитками, такими как ром и коньяк.
Менеджер и сомелье Эфи Коц винного бара в Mamilla Hotel проводит дегустацию израильского вина.
Сыр
Отдельно хотелось бы сказать пару слов о… сыре. Для того чтобы попробовать настоящий израильский сыр, лучше сразу ехать в гости к Ханану аГабан, или просто к Габану-сыроделу. Свои сыры он продает только в своей сыроварни, совмещенной с небольшим кафе. Кстати его овечий сыр «Херут» с шалфеем этим летом получил бронзовую медаль на международном сырном салоне Mondial du Fromage.
Ханан аГабан, или Габан-сыродел
Легкий израильский обед с 9 видами сыра
Рестораны и кафе в Израиле: новый тренд
В Израиле, особенно в крупных городах (Тель-Авив, Хайфа, Иерусалим и др) огромное количество ресторанов, кафе, закусочных и баров. Однако содержание больших ресторанов довольно трудозатратно, и тренд последних лет — это не рестораны, а студии у шефов дома, домашние рестораны или Chef’s table. Используют их как временную платформу, а не как постоянный ресторан. Работают такие места 2-3 дня в неделю.
супы, 12 пошаговых рецептов с фото на сайте «Еда»
Сметана
1,5 банки
Хрен
60 г
Оливковое масло
3 столовые ложки
Репчатый лук
1 головка
Стебель сельдерея
3 штуки
Чеснок
2 зубчика
Свекла
4 штуки
Лимонный сок
3 столовые ложки
Сахар
1 столовая ложка
Молотый кориандр
2 чайные ложки
Соль
1 чайная ложка
Молотый черный перец
¼ чайной ложки
Каково работать на кошерной кухне – «Еда»
Я шеф мангала в кафе «Ткемали», но часто помогаю с банкетами
ресторану «Иерусалим» при синагоге на Малой Бронной. И на мангале, и как повар
горячего цеха, и как повар холодного.
Как я попал в «Иерусалим» — это чуть-чуть длинная история,
смешная. Я просто проходил мимо синагоги на Большой Бронной. Это было в 2008 году,
я искал работу, грубо говоря. Работал в одном месте, там мало платили, и я
хотел подработку. Иду, слышу — на нашем языке разговаривают, на
азербайджанском, и удивился. Подошел к людям, начал разговаривать, сказал, что
на любую работу согласен, я, говорю, повар, может, у вас какой-нибудь знакомый
ресторан есть. Они сперва меня взяли туда столы потаскать, сказали, что только
такая работа есть. Я согласился на это: жена беременная, в декрете дома сидит,
мне деньги нужны были. И пошло-поехало. Стал с ними работать. Меню в
«Иерусалиме» кавказское, процентов на девяносто это азербайджанская кухня. Все потому,
что в ресторане работают горские евреи.
Евреи очень уважают верующих людей, тех, кто соблюдает закон.
Нет разницы, христианин ли он или мусульманин. Из-за этого они со мной и
начали работать и до сих пор работают. Я, например, держу пост, читаю намазы,
я соблюдаю свою веру, ислам. Если вы верующий христианин, я могу на вас
положиться, потому что вы боитесь Бога. То же самое со мной. Люди из «Иерусалима»
могут на меня положиться. Они могут сказать мне: иди сам рассчитай банкет. Такое
не каждому доверяют.
За кошерностью кухни наблюдает машгиах, религиозный человек.
Только он имеет право открывать и закрывать кухню, зажигать огонь и включать плиты
и другие приборы. Повар не имеет права даже поворачивать ручку, чтобы уменьшить
или увеличить огонь. Он может включить только микроволновку; потому что, как
мне объяснили, еда там не готовится, а разогревается готовый продукт. Если плиту
включит не машгиах — все, кухня автоматически закрывается. Не просто печку
выкидывают и ставят другую — закрывается кухня. Однажды был случай: повар
горячего цеха поставил в духовку пятьдесят дорад и сам ее включил. Все выбросили
вместе с печкой. А у нас оставался час до банкета, где было человек двести, и
рыбное блюдо должно было идти в начале.
Вся посуда в ресторане должна быть кошерной. Как ее кошеруют
— для этого всю новую посуду окунают в микву и читают молитву. Миква — это
такой бассейн. Есть миква для человека, а есть для посуды, и в ней очень чистая
вода. Если на кухне вдруг окажется некошерный нож, все, чего он касался,
выкидывают или сжигают. Мне кажется, что одноразовую посуду придумали евреи — я
вам серьезно говорю; потому что с ней удобнее.
А когда мы делаем выездные банкеты — в гостиницах, например,
или на кораблях, то предварительно, за день, машгиах, или даже несколько машгиахов,
кошерует ту кухню, на которой нам предстоит готовить. Выносят всю посуду, что
там есть, оставляют только рабочие поверхности, и их обрабатывают шлангом, через который идет пропан, а где нельзя использовать этот огонь, обливают кипятком. После
этого можно вносить кошерные посуду и продукты. Но опять: машину с продуктами на
выезде из синагоги закрывает и пломбирует машгиах и встретить ее тоже должен
машгиах. Однажды приехала перед банкетом машина, и я отправил ее обратно,
потому что в том месте не было машгиаха; обратно она вернулась с машгиахом из «Иерусалима».
Машгиах проверяет все продукты. Крупы он должен все перебрать,
чтобы убедиться, что в нем нет насекомых. Грибы он тоже тщательно проверяет.
Смотрит, нет ли в яйцах крови. А капусту, салатные листья и зелень он не только
хорошо осматривает, но и моет с помощью кошерного средства для мытья зелени, с
пеной, и потом три-четыре раза промывает проточной водой.
У нас в исламе как: забить животное должен мусульманин, поставив
его головой в сторону Каабы. Он перерезает горло острым ножом с короткой
молитвой: «Бисмилла», что означает «во имя Бога», затем кровь должна стечь —
все, животное считается халяльным. В кашруте все гораздо сложнее. Забить
животное должен специально обученный человек, и он проверяет, здорово ли
животное. Не дай бог он обнаружит какую-то непонятную точечку на туше — она
сразу выбрасывается. Если в желудке обнаружится гвоздь или еще что-нибудь
металлическое — туша тоже выбрасывается. А после того как сняли шкуру, мясо
должно оставаться в соленой воде восемь-девять часов, чтобы в нем точно не было
крови. И, например, переднюю часть барана есть можно, а заднюю часть евреи не
едят. Как мне объяснили, в задней части есть вена, которую невозможно вытащить,
чтобы кровь вышла, и только в Израиле есть один или два мясника, которые ее
вытаскивают.
Сначала мне, конечно, было трудно привыкнуть ко всем
правилам кошерной кухни. Некоторые вещи я не мог себе объяснить. Например,
когда они делают тесто для халы, то должны оторвать кусочек и сжечь его; в моей
вере так нельзя. Мясо и рыбу нельзя одновременно готовить в одном мангале: либо
они должны быть разделены перегородкой, либо ты должен сначала одно
приготовить, а потом только другое. Я это понимаю, и машгиах это понимает, а
гость, который, допустим, не еврей, будет ждать рыбу сорок минут. Но таковы
правила. Через пару лет я освоился.
вот чему стоит поучиться у еврейской хозяйки
Еврейская кухня — одна из самых необычных кухонь мира, она полна запретов и символов. Еврейские блюда не только вкусны, скрупулезно приготовлены, но в некотором роде назидательны. Для них еда — это гораздо больше, чем просто способ насытиться. Благодаря своим устоявшимся традициям и правилам этот рассеянный по всему миру народ на протяжении многих лет хранит свою целостность.
© DepositPhotos
Отзвуки этих традиций звучат в каждодневном укладе жизни, рецептах блюд, праздниках и молитвах. Редакция «Так Просто!» решила углубиться в этот вопрос и рассказать тебе некоторые особенности еврейской кухни, отношения к еде и каждодневного быта их хозяек. Поверь, пусть наши традиции и отличаются, но у них есть чему поучиться.
Еврейская кухня
Евреи очень трепетно относятся к своим традициям, а их еда — это неотъемлемая часть всех праздников и обрядов. Каждый еврейский праздник проходит по особому сценарию, у него свои правила и запреты, а также свое особое меню. Блюда на столе могут рассказать о том, какой сегодня день недели, праздник или время года.
Блинчики и масляные пончики укажут на зимний праздник Ханука, а сладкие треугольные пирожки с маком или вареньем — явный признак светлого праздника Пурим, знаменующего начало весны. И так в каждом еврейском доме, неважно в Канаде или Израиле.
© DepositPhotos
Можно подумать, что всё сводится к тому, насколько трапеза разнообразна и обильна, но это не так. Важнее всего, из каких продуктов и для какого случая она приготовлена. Согласно Торе, еда — это первая ступень процесса облагораживания человека. Это не просто способ насытиться или насладиться. Еда — это в первую очередь духовная сила.
Принятие пище в еврейской традиции — это особый ритуал: принимать ее нужно правильно, не забывая благодарить за нее Бога. Даже сам процесс приготовления приравнивается к священному обряду. Каждая хозяйка знает все древние заповеди приготовления пищи и все маленькие таинства, которые нужно совершить в процессе.
© DepositPhotos
Еще еврейские хозяйки считают, что пища должна быть питательной и правильной. Ведь именно в правильной еде заключены сила и здоровье тела и мозга в частности. Считается, что в правильной еде состоит секрет долголетия и крепкого здоровья. А правильной у евреев считается кошерная еда, приготовленная в соответствии с правилами Кашрута.
Это целый свод правил и особенностей, о котором можно написать отдельную статью. Например, запрещено смешивать молочную и мясную пищу, перерыв между их приемами должен составлять не менее 6 часов. Запрещается также употреблять в пищу мясо животные, не жующих жвачку и не имеющих раздвоенного копыта. Но даже такое мясо считается кошерным, только после удаления всей крови и специальной разделки.
© DepositPhotos
Менее строгие правила с рыбой: не кошерной считается только та рыба, у которой нет плавников и чешуи. Табу накладывается и на моллюсков и все произведенные из них продукты. Фрукты, овощи, орехи и зерновые культуры разрешены без ограничений. Это лишь основные правила, на самом деле их гораздо больше.
Еврейская кухня разнообразная и аутентичная, в ее основе — блюда из зерновых культур, а рацион преимущественно состоит из плодов, бобовых и злаков. По праздникам на их столах появляется рыба, мучные и овощные блюда. Мясо они употребляют умеренно. За долгий период времени еврейская кухня потерпела множество серьезных изменений.
© DepositPhotos
Всё дело в том, что из-за трагических событий, еврейский народ вынуждено расселился по разным странам. Там они столкнулись с непривычными продуктами питания и кулинарными традициями. Но кухня не растеряла своих особенностей, а приобрела новые, впитав в себя специфику и колорит других стран.
Например, излюбленный еврейскими хозяйками суп-гуляш с мясом изначально был венгерским блюдом, рецепт штруделя пришел из Австрии, а знаменитый еврейский фалафель вообще перекочевал из кухни стран Ближнего Востока. А такая популярнейшая еврейская закуска — хумус на самом деле изначально была арабской. Евреи просто сумели ее хорошо разрекламировать.
© DepositPhotos
Старинная еврейская поговорка гласит: «Пища без пряностей не приносит ни пользы, на радости». Еврейские хозяйки приправляют практически все свои блюда, используя разнообразные пряности: гвоздика, мускатный орех, укроп и анис. Главное условие — их содержание должно быть умеренным, чтобы не перебивать вкус еды.
Все используемые специи очень хорошо влияют на пищеварение и улучшают аппетит. К слову, их хозяйки предпочитают запекать, варить или тушить пищу, а не жарить. Так что можно сказать, что блюда еврейской кухни не только питательны, но и полезны для здоровья. Так что каждой хозяйке стоит взять на заметку рецепты традиционных еврейских блюд.
© DepositPhotos
У евреев есть чему поучиться не только в хозяйственных, но и семейных делах. Ранее мы писали о том, как еврейские мамы воспитывают своих детей. Жаль, что не все правила у нас прижились.
Раз уж заговорили об особенностях еврейских традиций, то нельзя не упомянуть об идише. Мы приготовили материал о фразах, которые мы часто слышим, но даже не подозреваем об истинном их значении. И ведь все они пошли из идиша!
Тебе понравилась статья? Тогда обязательно поделись ею с друзьями!
- Поделиться на Facebook
published on
cemicvet.ru according to the materials
takprosto.cc
Кошерный стиль // Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр
Дома уже несколько месяцев нет некошерного мяса. Сейчас уже привык, а поначалу было непросто. Странен был сам факт, что теперь нельзя зайти в магазин и купить что заблагорассудится. Приходишь в супермаркет, где покупал годами. Подходишь к полкам, забитым индейкой, бараниной, курицей… и проходишь мимо. Попробуйте провести над собой эксперимент: представьте, что в магазине, где вы обычно покупаете продукты, перестали продавать мясо, и вам нужно ехать для этого на другой конец города.
На самом деле, мне должно быть стыдно жаловаться. В моем Северном Лондоне отделы кошерных продуктов есть практически во всех крупных торговых сетях. А если хочется разнообразия, то в 15 минут езды есть еврейский район Гольдерс Грин, где выбору хумуса позавидует любой израильский магазин. У многих других любителей кошерной еды такой привилегии нет, им действительно приходится потрудиться, чтобы раздобыть пропитание.
Даже те из рожденных еврейской матерью, кто с упоением поедают сало, в глубине своей русско-еврейской души знают, что делать это — нехорошо. Хотя насколько нехорошо? Ведь не придет же в голову европейцу есть собаку, хотя где-то там, в Таиланде, это деликатес? А чем свинина для еврея лучше, чем собака для европейца? |
Помню, был у меня коллега. Выходец из семьи иракских евреев, он, преуспевающий тель-авивский адвокат, был неизлечимо заражен сионизмом, что привело его в далекие Уральские горы, где он трудился в качестве посланника Еврейского агентства по репатриации. Я собирался готовить материал о его геройском времяпрепровождении на границе Европы и Азии, а он, досконально соблюдающий все нормы еврейской жизни, рассказывал мне, как месяцами не пробовал мяса. «Ты знаешь, что это такое — сидеть за столом со своими коллегами, которые со смаком поедают то, что ты даже под страхом смерти не взял бы в рот, да еще и с упоением рассказывают тебе, как это вкусно?» Гордый сын выходцев из Багдада объяснил мне, как в далеком Екатеринбурге заново переоценил значение еды для человека. Тогда мне это казалось голыми философскими изысканиями. Сейчас я чуть лучше понимаю, о чем тогда говорил мне адвокат-сионист.
Что такое кошерная еда? В понимании большинства несведущих в этом вопросе людей, это скорее запреты: что нельзя есть евреям. А нельзя есть в основном свинину, морепродукты и мешать мясное с молочным. Кстати, о свинине. Все знают, что евреи не едят свинину, но никто точно не знает, почему. И хотя свинину евреям не положено есть точно так же, как, скажем, конину или крольчатину, по поводу крольчатины мало кто страдает угрызениями совести, а у свинины, выражаясь нашим профессиональным языком, совсем плохой имидж. То есть даже те из рожденных еврейской матерью, кто с упоением поедают сало, в глубине своей русско-еврейской души знают, что делать это — нехорошо. Хотя насколько нехорошо? Ведь не придет же в голову европейцу есть собаку, хотя где-то там, в Таиланде, это деликатес? А чем свинина для еврея лучше, чем собака для европейца?
Но если со свининой все более или менее ясно, то вот с морепродуктами никакой ясности нет. Отказаться от поедания даров моря способны лишь самые стойкие. Сообщить, сидя в модном суши-баре, что ты отказываешься от креветок, — это уже серьезное заявление. И если публичный отказ от свинины еще способен найти понимание в глазах окружающих, то при объявлении бойкота креветкам вы рискуете увидеть много поднимающихся вверх бровей.
Еще есть особая кошерность на Песах. Недавно я вернулся из Тель-Авива. Это был мой первый полностью кошерный Песах. Точнее, первая удачная попытка. Неудачная была в прошлом году, и закончилась она довольно быстро — на бублике с маком в брюссельской лавке. Я шел мимо Писающего мальчика и вдруг заприметил знакомый с детства кулинарный силуэт. Мое еврейское самосознание было тогда настолько молодым, что не успело вовремя отреагировать и закричать: «Гевалт!»
На практике выбор кашрута означает, что теперь в моем доме смогут оставаться лишь люди, соблюдающие или хотя бы понимающие и уважающие законы кашрута… Для меня, чей дом всегда был открыт для друзей и друзей моих друзей, это было самое страшное откровение. Всеми фибрами своей еврейской души я прочувствовал участь моего народа, вынужденного отгородиться от окружающего мира. |
Но в этом году я держался как мужчина. Для соблюдающего кашрут Песах в Тель-Авиве — это особое испытание, Брюссель со всеми его мучными лавками отдыхает. Практически во всех кафе, куда я заходил, мне незамедлительно подавали питы — и это в разгар Песаха. Лишь в некоторых местах деликатно осведомлялись, не желаем ли мы заменить хлеб насущный на кущи небесные. К слову сказать, маца в большинстве тель-авивских харчевен тоже была в наличии. А в одном из ресторанов официантка, услышав, как я, со своим русским акцентом, прошу ее убрать со стола квасное, от неожиданности расхохоталась.
Однако настоящим испытанием для меня оказалась совсем не еда, а моя кошерная кухня. Разделив посуду на мясную и молочную, я с гордостью сообщил об этом в одной из социальных сетей, созданию которой недавно посвятили очередной блокбастер голливудские кинематографисты. Комментарии моих виртуальных друзей не просто жгли — они выжигали все виртуальное пространство. А потом я пригласил своего друга, собирающегося в Лондон с кратким визитом, остановиться у меня дома. «Ну что ты, ответил он, у тебя ведь теперь кошерная кухня, а я с кашрутом — сам знаешь…» Только в этот момент до меня дошел весь смысл происходящего. Только тогда я понял, что на практике выбор кашрута означает, что теперь в моем доме смогут оставаться лишь люди, соблюдающие или хотя бы понимающие и уважающие законы кашрута. Не менять же мне после каждого гостя всю посуду и заново кашеровать кухню. Для меня, чей дом всегда был открыт для друзей и друзей моих друзей, это было самое страшное откровение. Всеми фибрами своей еврейской души я прочувствовал участь моего народа, вынужденного отгородиться от окружающего мира. Мысль о том, что в XXI веке подобные культурные различия решаются, к примеру, пластиковой посудой, пришла несколько позже.
О кошерной еде ходит множестве мифов. Но самый ужасный миф — это утверждение, что кошерная еда — непременно невкусная. Странно, что никто никогда не скажет такого о еврейской еде, а ведь это, по идее, синонимы. Есть такое выражение на иврите — «рецах офи», когда клевета и дезинформация морально уничтожают человека. Мне кажется, это именно то, что сделали с кошерной пищей многочисленные еврейские семинары на просторах бывшего СССР. У всех, кто хоть раз побывал на каком-то еврейском летнем или зимнем мероприятии, кошерная еда неминуемо ассоциируется с рыбой второй свежести, рядом с которой на тарелке, как бедные родственники, примостились грубо нарезанные овощи. И вот разбуди участника этого семинара посреди ночи спустя лет десять, спроси его про кашрут — у него в глазах та самая рыба.
У всех, кто хоть раз побывал на каком-то еврейском летнем или зимнем мероприятии, кошерная еда неминуемо ассоциируется с рыбой второй свежести, рядом с которой на тарелке, как бедные родственники, примостились грубо нарезанные овощи. И вот разбуди участника этого семинара посреди ночи спустя лет десять, спроси его про кашрут — у него в глазах та самая рыба. |
Зачем соблюдать кашрут? Для религиозного человека ответ прост: это предписание Торы, так обязывают нас наши законы. А чем обосновывают это люди светские? Одни говорят о здоровой пище. Мол, законы кашрута нашли подтверждение у лучших диетологов мира. Но для того, чтобы понять, что от смешения мяса и молока ничего хорошего в человеческом желудке не происходит, не нужно быть великим диетологом. К тому же, ни один диетолог в мире не объяснит, почему нельзя есть мясо непарнокопытных животных. Про рыб без чешуи диетология, как мне известно, тоже умалчивает.
Лично мне очень нравится постмодернистское веяние, согласно которому животные, чье кошерное мясо я употребляю в пищу, были умертвлены максимально безболезненным способом. Идея в том, что тебе не передается боль, которую испытывало животное. Но от этой мысли недалеко и до вегетарианства. Кстати, многие мои товарищи по синагогальной скамье в Лондоне действительно перешли на вегетарианский образ жизни. С еврейской точки зрения, это довольно удобно, да и на семейном бюджете отражается крайне положительно. Но для меня это уже чересчур.
А если серьезно, законы кашрута для меня — это часть богатейшего культурного наследия моего народа. Ровно так же, как и Пасхальная Агада, томики Шолом-Алейхема и ханукальный дрейдл. Соблюдая кашрут, я, считающий себя человеком нерелигиозным, тем самым приобщаюсь к многовековым традициям моих предков. И очень хорошо себя при этом чувствую.
Автор о себе: Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ». После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. Мнение редакции и автора могут не совпадать |
Минутку …
Включите файлы cookie и перезагрузите страницу.
Этот процесс автоматический. Ваш браузер в ближайшее время перенаправит вас на запрошенный контент.
Подождите до 5 секунд…
+ ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [ ] + !! [] + !! []) + (! + [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + ( !! []) + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [])) / + ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [ ] + []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [ ]) + (! + [] + (!! []) — []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []))
+ ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) — []) + (! + [] — (!! [])) + (! + [ ] + (!! []) + !! [] + !! []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) — []) + (! + [] + (!! []) + !! [])) / + ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) +! ! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) — []) + (! + [] — (!! [])) + (! + [ ] + (!! []) + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (+ !! []) + (! + [] — (!! []))) 9 0003
+ ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) — []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [])) / + ((! + [] + (!! []) — [] + [ ]) + (! + [] + (!! []) — []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] — (!! [])) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [ ] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! []))
+ ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] +! ! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (+ !! []) + (! + [] —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
+ ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + ( !! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (! ! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] — (!! [])) + (! + [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] ) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] +! ! [] + !! [])) / + ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! [ ]) + !! [] + !! []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (! + [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (+ !! []))
Кошерный китайский экспресс
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
URL: http: // www.kosherchinese88.com/
Чтобы получить комментарии, вопросы или предложения, щелкните здесь
Copyright © 2018 Kosher Chinese Express.
Petaks Kosher Catering
Салат из тунца, яичный салат, салат из сига, маринованная сельдь с луком в сливочном или винном соусе, тарелки салата, нарезанные помидоры и лук без добавок, зеленый лук и сливочный сыр с овощами, бейглы ассорти, печенье ассорти и тарелки Ruggelach
10 долларов.50 на человека *
+ 50 человек Мин.
$ 10,50 на человека *
Добавьте тарелки нарезанной новы за 6 долларов США на человека
Тарелки с копченой рыбой из новошотландского лосося, копченого сига, соболя и лосося с жареным картофелем, украшенные дольками помидоров, лимоном, перцем и оливками Салат из тунца и яиц Маринованная сельдь с луком в сливочном или винном соусе.Блюдо из салата, нарезанных помидоров и лука. Бублики ассорти из простого сыра, зеленого лука и овощей
, Фруктовые тарелки, ассорти из печенья и тарелки Ruggelach
27,50 долларов США на человека *
+ 50 человек Мин.
27 долларов.50 на человека *
Кидуш №5 «Просто чудесно»
Ассорти из бубликов, простых, овощных и сливочных сыров с луком. Салаты, помидоры и лук. Маринованная сельдь или рыба гефилте. Блюдо для печенья и руггелаха.
9 долларов.
Leave a Reply