Евросоюз нарушил 5 больших табу за год войны в Украине
Евросоюз нарушил за год войны в Украине 5 больших табу: на оружие, на энергетическую зависимость, на конфискацию, на убежище, на расширение.
Европейский союз был создан изначально для того, чтобы остановить войны, которые опустошали континент, и обеспечил десятилетия зыбкого мира. Но вторжение России в Украину 24 февраля 2022 года возмутило Брюссель и вынудило его пересмотреть некоторые давние убеждения. В ЕС вспыхнули дискуссии на темы, которые когда-то считались запретными.
Вот пять основных табу, которые Евросоюз осмелился нарушить за год войны:
Табу на оружие
В годы, последовавшие за окончанием «холодной войны» и распадом СССР, военные расходы по всей Европе резко сократились, поскольку политические приоритеты сместились в другую сторону, а общественность забыла об угрозе ядерного Армагеддона.
К началу 2020-х годов большинство стран ЕС явно отставали от поставленной НАТО цели тратить не менее 2% своего ВВП на оборону — к большому разочарованию Белого дома. Предложения о создании общеевропейской армии оставались абстрактными, находя больше места в аналитических центрах, чем на министерских встречах.
Но полнейший шок и ужас от прорыва российских танков через границу Украины открыли окно возможностей, которое годами оставалось закрытым: через три дня после начала вторжения блок решил профинансировать закупку и доставку смертоносного оборудования в третью страну, подвергшуюся нападению. Такое происходило впервые в истории.
«Это переломный момент», — заявила тогда председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Брюссель предложил использовать средства внебюджетного инструмента Европейский фонд мира, чтобы возместить расходы на военную помощь и оперативную поддержку, которые каждая столица обещает Киеву.
За двенадцать месяцев войны страны-члены предоставили в Европейский фонд мира 3,6 млрд евро. В качестве ещё одного прецедентного шага они учредили миссию военной помощи для обучения украинских солдат на территории ЕС. В целом военная помощь, оказываемая Евросоюзом, оценивается примерно в 12 млрд евро.
Тем не менее, военная помощь ЕС меркнет по сравнению с более чем 44 миллиардами долларов, которые Украине уже выделили США.
Табу на энергетическую зависимость
В тот день, когда началось вторжение в Украину, экспорт ископаемого топлива обеспечивал 40% доходов федерального бюджета России. Эта статистика заставила Брюссель признать то, что долгое время скрывалось: укоренившуюся и дорогостоящую зависимость от российских нефти, газа и угля.
В 2021 году Союз потратил 71 млрд евро на покупку российской сырой нефти и нефтепродуктов. Что касается газа, то доля России оценивалась в 40% всего экспорта, при этом несколько восточноевропейских стран превысили показатель в 90%.
Пристрастие к российскому топливу было настолько глубоким и интенсивным, что в декабре 2021 года, когда Россия продолжала сосредотачивать войска вдоль украинской границы у всех на глазах, канцлер Германии Олаф Шольц всё ещё защищал скандальный газопровод «Северный поток-2» как частный коммерческий проект.
Только после того, как на Киев начали падать бомбы, статус-кво признали несостоятельным, и необходимость освободиться от этой зависимости стала политическим приоритетом номер один.
Затем страны ЕС бросились диверсифицировать свой энергетический баланс. Российский уголь был быстро запрещен, поступления российской нефти постепенно сокращалась, а российский газ был заменен тем, что поставляли либо норвежские трубопроводы, либо танкеры, перевозившие сжиженный природный газ (СПГ) из США, Катара, Нигерии и Алжира.
Параллельно с этим Еврокомиссия разработала амбициозные планы по ускоренному внедрению возобновляемых источников энергии и содействию энергосбережению. Переход сопровождался огромными тратами и обвинениями в том, что богатый Евросоюз вытесняет развивающиеся страны с рынка СПГ, где сильна конкуренция.
На сегодняшний день ЕС импортирует более 12% необходимого ему газа из России.
Основные поставщики газа в Евросоюз
Табу на конфискацию
С 24 февраля ЕС и его союзники накладывали на Россию постоянно расширяющийся список международных санкций с целью подорвать способность Кремля финансировать свою военную машину.
Многие из этих санкций носили радикальный, неслыханный характер, например, введённое «Большой семёркой» ограничение цен на российскую сырую нефть, которое, по оценкам, обходится Кремлю более чем в 160 млн евро в день.
Однако один конкретный шаг был особенно смелым: Запад ввёл полный запрет на все операции с Центральным банком России, фактически заморозив половину его валютных резервов в размере 643 млрд долларов.
Теперь ЕС готов углубиться в неизведанную территорию, разрабатывая планы инвестирования этих отобранных резервов и перенаправления получаемых от этого доходов на восстановление Украины.
Экспертами-правоведы назвали эту не имеющую прецедента идею «юридически хитроумной» и «глубоко проблематичной», поскольку валютные резервы являются государственными активами и пользуются особой защитой в соответствии с международным правом, соблюдение которого ожидается от всех стран.
Но Брюссель настаивает на том, что это легальный способ использовать замороженные российские активы для финансирования Украины, пострадавшей от агрессии.
«Россия должна заплатить за причиненные разрушения и пролитую кровь», — заявила Урсула фон дер Ляйен.
В то же время блок работает над планами конфискации экспроприированных у российских олигархов частных активов, таких как яхты, особняки и картины, и их продаже для сбора дополнительных средств для Украины.
Украинские беженцы на фоне жёлто-голубого флагаMichal Dyjuk/Copyright 2022 The AP. All rights reserved
Табу на убежище
Миграционная политика является причиной самых бурных разногласий в ЕС. Хотя кризис с беженцами 2015 года давно миновал, его дух продолжает преследовать чиновников и дипломатов в Брюсселе. Несмотря на несколько попыток унифицировать миграционные правила и политику предоставления убежища среди 27 стран-членов, эта задача казалась слишком трудновыполнимой и взрывоопасной.
Но когда множество украинцев начали спасаться бегством от натиска России, ЕС обнаружил, что уроки прошлых миграционных кризисов к этому случаю неприменимы. В отчаянных поисках практического решения блок стряхнул пыль с Директивы о временной защите — малоизвестного закона 2001 года, который никогда не применялся.
В соответствии с Директивой, страны-члены могут предоставлять немедленное укрытие избранной группе перемещенных лиц, в данном случае беженцам из Украины.
Закон позволяет обходить традиционно перегруженные системы предоставления убежища и вместо этого предлагает упрощенный и ускоренный путь к доступу к виду на жительство, образованию, здравоохранению, социальному обеспечению и рынку труда — основным условиям, которые необходимы украинцам, чтобы начать новую жизнь.
Приведение в действие Директивы о временной защите 3 марта было названо «историческим», но также подверглась критике со стороны некоторых активистов и организаций за разоблачение расовой предвзятости, присущей миграционной политике ЕС.
На сегодняшний день по всему блоку расселено четыре миллиона украинских беженцев, причем Польша и Германия приняли около одного миллиона каждая.
Табу на расширение
После присоединения Хорватии в 2013 году аппетит к расширению Евросоюза за пределы 27 членов стал заметно слабее. Однако российская война изменила ситуацию и предоставила Брюсселю политический аргумент, которого ему не хватало для оправдания расширения: единство перед лицом агрессии.
Президент Украины Владимир Зеленский быстро воспользовался моментом и подписал заявку своей страны на вступление в блок через четыре дня после того, как Путин отдал приказ о вторжении.
Благодаря настойчивой пиар-кампании Зеленского и его чиновников заявка Украины превратилась из нереальной в выполнимую за четыре месяца, в течение которых члены ЕС постепенно изменили свое мнение и публично осмелились говорить о расширении после многих лет безрезультатных дебатов.
Кульминация состоялась 23 июня, когда Европейский совет единогласно предоставил Украине, а также Молдавии, желанный статус страны-кандидата, что стало официальной преамбулой переговоров о вступлении.
История Европейского союза | это… Что такое История Европейского союза?
На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции.
Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Как результат, в 1949 был создан Совет Европы — организация, существующая до сих пор (её членом является и Россия). Совет Европы, однако, был (и остаётся) чем-то вроде регионального эквивалента ООН, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах.
Содержание
|
Первый этап Европейской интеграции
Основная статья: Европейское объединение угля и стали
В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали (ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета.
С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждёно Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.
Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременных структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 27 государств (расширения союза государств).
1952-2007: Расширение ЕС
Второй этап европейской интеграции
Основная статья: Второй этап европейской интеграции
В январе 1960 Великобритания и ряд других стран, не вошедших в ЕЭС, сформировали альтернативную организацию — Европейскую ассоциацию свободной торговли. Великобритания, однако, вскоре поняла, что ЕЭС — гораздо более эффективное объединение, и приняла решение о вступлении в ЕЭС. Её примеру последовали Ирландия и Дания, чья экономика существенно зависела от торговли с Великобританией. Аналогичное решение приняла и Норвегия.
Первая попытка в 1961—1963, однако, закончилась неудачей в связи с тем, что французский президент де Голль наложил вето на решение о вступлении новых членов в ЕЭС. Аналогичным был результат и переговоров о вступлении в 1966—1967.
В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейские сообщества.
Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того, как генерала Шарля де Голля в 1969 сменил Жорж Помпиду. После нескольких лет переговоров и адаптации законодательства Великобритания вступила в ЕС 1 января 1973. В 1972 прошли референдумы о вступлении в ЕС в Ирландии, Дании и Норвегии. Население Ирландии (83.1 %) и Дании (63.3 %) поддержали присоединение к ЕС, но в Норвегии это предложение не получило большинства (46.5 %). Однако, в Дании народ проголосовал на референдуме о вхождении лишь после обещаний правительства не переходить на единую валюту Евро, поэтому в Дании до сих пор в обращении датские кроны. Предложение о вступлении в 1973 году поступило и Израилю. Однако из-за войны «Судного дня» переговоры были прерваны. А в 1975 году вместо членства в ЕЭС, Израиль подписал договор об ассоциативном сотрудничестве (членстве).
Греция подала заявку на вступление в ЕС в июне 1975 и стала членом сообщества 1 января 1981.
В 1979 были проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.
В 1985 Гренландия получила внутреннее самоуправление и после референдума вышла из ЕС.
Португалия и Испания подали заявки в 1977 и стали членами ЕС с 1 января 1986. В феврале 1986 в Люксембурге был подписан Единый европейский акт.
Третий этап Европейской интеграции
В 1992 все государства, входящие в Европейское сообщество, подписали Договор о создании Европейского союза — Маастрихтский договор. Маастрихтский договор учредил три опоры ЕС (pillars):
- Экономический и валютный союз (ЭВС),
- Общую внешнюю политику и политику безопасности(ОВПБ),
- Общую политику в области внутренних дел и юстиции.
В 1994 в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь голосует против.
Австрия, Финляндия (с Аландскими островами) и Швеция становятся членами ЕС с 1 января 1995.
Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн.
В 1997г. членами Европейского сообщества был подписан Амстердамский договор (вступил в силу в 1999г.). Основные изменения по Амстердамскому договору касались:
- общей внешней политики и политики безопасности ОВПБ
- создания «пространства свободы, безопасности и правопорядка»
- координации в области правосудия, борьбы с терроризмом и организованной преступностью.
Четвертый этап Европейской интеграции
9 октября 2002 Европейская комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по паритету покупательной способности — примерно 840 млрд. долларов США, примерно равный ВВП Испании.
Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления[источник не указан 1295 дней]. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.
По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС положительное окончательное решение было объявлено 13 декабря 2002. Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003.
16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении ([1]). В 2003 в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами.
1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза. Вступление Кипра в ЕС произошло после референдума, проводившегося одновременно в обеих частях острова, и в то время как население непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра в большинстве своём проголосовало за реинтеграцию острова в единое государство, процесс объединения был заблокирован именно греческой стороной, в итоге вступившей в ЕС в одиночку.
Новейшая история Европейской интеграции
После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т.д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.
Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живёт по целому ряду основополагающих договоров.
1 января 2007 года состоялось очередное расширение Евросоюза — вхождение в него Болгарии и Румынии. Евросоюз прежде предупреждал эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит ещё немало сделать в области борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам ЕС.
17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии.
21 февраля 2005 года Европейский союз подписал план действий с Украиной. Вероятно, это стало результатом того, что к власти на Украине пришли силы, внешнеполитическая стратегия которых направлена на вступление в Евросоюз. В то же время, по мнению руководства ЕС, о полноправном членстве Украины в Евросоюзе пока говорить не стоит, так как новой власти необходимо сделать очень много, чтобы доказать, что на Украине существует полноценная демократия, отвечающая мировым стандартам, и провести политические, экономические и социальные реформы.
См. также
- История Европы
- Отцы-основатели Европейского союза
Подписан Вступил в силу Документ | 1948 1948 Брюссельский пакт | 1951 1952 Парижский договор | 1954 1955 Парижские соглашения | 1957 1958 Римский договор | 1965 1967 Договор слияния | 1975 неприменимо Решение Европейского совета | 1986 1987 Единый европейский акт | 1992 1993 Маастрихтский договор | 1997 1999 Амстердамский договор | 2001 2003 Ниццкий договор | 2007 2009 Лиссабонский договор | ||||||||||
Три опоры Европейского союза: | |||||||||||||||||||||
Европейские сообщества: | |||||||||||||||||||||
Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) | |||||||||||||||||||||
Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) | Срок действия истёк в 2002-м | Европейский союз (ЕС) | |||||||||||||||||||
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) | Европейское сообщество (ЕС) | ||||||||||||||||||||
править] Примечания Wikimedia Foundation. Игры ⚽ Нужен реферат?
Полезное |
Европейский Союз — Econlib
Европейский союз (ЕС) включает двадцать семь стран и 490 миллионов человек. В 2005 году экономика ЕС составляла 13 триллионов долларов (11 триллионов евро), единый рынок, а для некоторых стран-членов — единая валюта. Растущее число политических и экономических решений принимается на общеевропейском уровне в Брюсселе.
Истоки ЕС обычно восходят к Европейскому сообществу угля и стали (1952 г.). Жестко регулируемая угольная и сталелитейная промышленность Германии и Франции должна была находиться в ведении наднациональной власти. Ожидалось, что экономические выгоды от наднационального контроля над одним сектором экономики приведут к необходимости наднационального управления другими секторами экономики. Но наднационализм, характеризующийся бюрократическим планированием и регулированием, не мог обеспечить экономический рост.
Рыночные реформы, проведенные Людвигом Эрхардом в Западной Германии в конце 1940-х годов (см. немецкое экономическое чудо), предоставили альтернативную модель развития, а вызванный этим экономический рост послужил веским аргументом в пользу общеевропейской либерализации. Римский договор 1957 года создал Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). ЕЭС отменила внутренние тарифы и квоты и создала Таможенный союз. Договор предусматривал возможную либерализацию движения рабочей силы, услуг и капитала.
Несмотря на многочисленные несовершенства Римского договора, считалось, что экономическая взаимозависимость между странами, которую он породил, снижает вероятность будущих вооруженных конфликтов. Как сказал французский экономический журналист девятнадцатого века Фредерик Бастиа, «когда товары не пересекают границы, это сделают солдаты». Многие из первых сторонников интеграции в Европе помнили большие торговые барьеры 1930-х годов и последовавший за ними крах международной торговли. Новый принцип экономического сотрудничества повысил экономическую эффективность и привел к повышению уровня жизни.
Наднационалисты хотели усилить европейскую интеграцию с помощью подхода «сверху вниз». Будущее социально-экономическое развитие Европы должно было управляться и регулироваться из Брюсселя, столицы Бельгии. С другой стороны, Римский договор был направлен на децентрализацию. Европейское сотрудничество должно было возникнуть «спонтанно» после того, как были устранены барьеры для взаимодействия между социальными и экономическими акторами.
Развитие
Адам Смит
заметил, что рост эффективности ограничен размером рынка. Международная торговля увеличивает размер рынка. Либерализация многосторонней торговли через Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) и его преемницу, Всемирную торговую организацию (ВТО), добилась больших успехов после Второй мировой войны, существенно увеличив объем международной торговли. ВТО основана на недискриминации: страны-члены предоставляют всем другим членам ВТО одинаковый доступ к своим рынкам (см. международные торговые соглашения).
Таможенный союз является исключением из правил ВТО. Члены таможенного союза могут отменить импортные пошлины на товары друг друга при сохранении единого тарифа на импорт из других стран ВТО. Сам ЕС начинался как таможенный союз Бельгии, Люксембурга, Франции, Италии, Нидерландов и Западной Германии. В 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Ирландия и Дания. В 1981 г. к ним присоединились Греция, а в 1986 г. – Испания и Португалия. рынок. Всемирная экономическая либерализация обнажила Европу как чрезмерно зарегулированную зону с высоким уровнем безработицы и низкой производительностью и низким ростом. Единый европейский акт либерализовал ограничения на транспортировку товаров; государственные закупки; движение услуг, капитала и рабочей силы. Расширилась внутриевропейская торговля: в 1960, более 60 процентов европейской торговли приходилось на страны, не входящие в ЕС, в то время как в 2003 году две трети всей торговли товарами в ЕС были внутренними. Но этот акт также расширил возможности европейских бюрократов по созданию общеевропейского регулирования, которое снижает возможность политической конкуренции внутри Европы.
В 1995 году Австрия, Финляндия и Швеция стали членами ЕС. В 2004 г. к ним присоединились Чехия и Словакия, Польша, Венгрия, Эстония, Латвия, Литва, Словения, Кипр и Мальта. В 2007 г. к ним присоединились Румыния и Болгария9.0003
1 января 1999 года одиннадцать членов ЕС заменили свои национальные валюты единой валютой — евро (€). После этого денежно-кредитная политика членов еврозоны перестала быть автономной и теперь определяется Европейским центральным банком (ЕЦБ) во Франкфурте, Германия. Евро снизил транзакционные издержки и устранил неопределенность, вызванную колебаниями обменного курса, и, таким образом, стимулирует дополнительную внутриевропейскую торговлю и инвестиции. Однако требование о том, чтобы члены еврозоны поддерживали одинаковую денежно-кредитную политику и одинаковые процентные ставки, лишает национальные правительства инструментов политики, которые традиционно использовались для решения их собственных макроэкономических проблем (см. валютный союз).
В прошлом, когда в стране наблюдался спад, не характерный для других стран ЕС, ее центральный банк мог увеличить денежную массу с целью повышения внутреннего спроса и сдерживания спада. Поскольку денежно-кредитная политика передана ЕЦБ, такой ответ больше невозможен. Общая денежно-кредитная политика будет полезна только для сдерживания колебаний делового цикла в масштабах всей Европы. Когда европейские страны испытывают циклические расширения и сокращения в разное время, жертва денежной автономии может дорого им обойтись. С другой стороны, страны с мягкой денежно-кредитной политикой выигрывают, потому что их правительства больше не могут раздувать свои валюты.
ЕС также ограничивает фискальную автономию государств-членов. Пакт о росте и стабильности запрещает членам ЕС иметь годовой дефицит бюджета более 3 процентов ВВП. Пакт призван гарантировать, что фискальная безответственность отдельных членов не угрожает стабильности единой валюты в целом. Однако у пакта нет действенного механизма обеспечения его соблюдения. Таким образом, когда Германия и Франция нарушили его условия, создав дефицит, превышающий разрешенный, Комиссия ЕС не смогла их обуздать.
Еще один европейский проект связан с принятием Европейской конституции. Конституция вызвала много споров. Некоторые противники утверждали, что конституция еще больше отдаляет ЕС от общественности. Другие сочли включение Основополагающей хартии прав человека, которая включает обширные положения о социальном обеспечении, непомерно дорогим. Отсутствие упоминания религии в целом и христианства в частности оттолкнуло более консервативных в культурном отношении членов. В любом случае ратификация Конституции остается под вопросом, отчасти из-за ее отклонения на референдумах во Франции и Нидерландах.
Гармонизация
Дискуссия о «гармонизации» олицетворяет напряженность между двумя взглядами на интеграцию. Централисты «сверху вниз» считают гармонизацию во всем Европейском союзе необходимой, потому что, по их мнению, общий рынок требует общих правил и положений. Они также рассматривают гармонизацию как способ обеспечить возможное политическое объединение континента.
Другие утверждают, что именно отсутствие политического и экономического единообразия позволяло Европе процветать в прошлом. Историк Гарвардского университета Дэвид Ландес пишет:
Фрагментация породила конкуренцию, а конкуренция способствовала заботе о хороших субъектах.. . . Европейские правители и предприимчивые лорды, стремившиеся к увеличению доходов. . . приходилось привлекать участников предоставлением привилегий, свобод и привилегий — словом, заключением сделок. Они должны были убедить их приехать.1
Децентрализованные политические образования, такие как Соединенные Штаты, по-прежнему предоставляют лаборатории социальной политики. Как и сегодняшние американские государства, автономные города-государства в Европе в прошлом предлагали потенциальным эмигрантам целый ряд потенциальных свобод. Многие эмигранты принесли знания и опыт, которые улучшили общество, к которому они присоединились. Социальная гармонизация сверху вниз, в которой участвует ЕС, может оказаться контрпродуктивной. Навязывание конкретных социальных программ порождает недовольство, приводит к негативным результатам и усиливает политическую борьбу.
В прошлом различные правительства Европы пытались получить преимущество над своими конкурентами, снижая налоги. Эта налоговая конкуренция держала под контролем общий уровень налогообложения, точно так же, как налоговая конкуренция между различными штатами США контролирует налогообложение штата. Тем не менее, есть те, кто хотел бы уменьшить то, что они называют «вредной налоговой конкуренцией».
Об этом говорится в отчете парламента ЕС. В нем утверждалось, что может быть необходимо гармонизировать налоги на бизнес, потому что снижение налогов в одной стране повышает конкурентоспособность и/или привлекательность этой страны по сравнению с другими. Возникающие в результате потоки товаров, капитала, а также, возможно, высококвалифицированной рабочей силы наносят ущерб странам-партнерам с точки зрения экономической активности и налоговых поступлений. 2
В атмосфере растущей гармонизации европейских экономик низкие налоги стали наиболее эффективным способом для производителей в различных европейских странах оставаться конкурентоспособными. Налоговая конкуренция особенно важна для более бедных стран ЕС, обремененных чрезмерным регулированием ЕС. Прошлые бенефициары низкого налогообложения, такие как Великобритания и Ирландия, также, вероятно, будут продолжать поддерживать налоговую конкуренцию.
Регламент
В течение 1990-х годов ЕС усилил регулирование производства, доставки и продажи по всему союзу. Законодательство о здоровье и безопасности работников, рабочем времени и обязательном отпуске сделало неоплачиваемые затраты на рабочую силу в Европе намного выше, чем в США и многих других странах.
Некоторые винят в этом руководящую структуру профсоюза. Брюссельская бюрократия функционирует при минимальном надзоре со стороны выборных должностных лиц, издавая новые правила независимо от затрат на их соблюдение. Например, более половины всех постановлений, принимаемых британским парламентом, исходят из Брюсселя. Даже бывший европейский комиссар по внутреннему рынку Фриц Болькештейн признал, что ЕС имеет «тенденцию к чрезмерному регулированию». Некоторые считают, что регулирование иногда может исправить провалы рынка. Но регулирование также часто приводит к неудачам и усугубляет экономические проблемы. Сторонниками регулирования часто являются европейские государства с обширными положениями о социальном обеспечении, которые хотят помешать конкуренции со стороны своих менее регулируемых европейских конкурентов.
Чрезмерное регулирование усложняет расширение ЕС за счет стран Центральной и Восточной Европы. Западноевропейское трудовое законодательство, разработанное для богатых обществ, снижает конкурентоспособность рабочих в этих менее производительных странах и может привести к длительным периодам высокой безработицы. Кроме того, по оценкам Комиссии ЕС, к 2013 году только затраты новых членов на соблюдение природоохранных норм ЕС достигнут 144 миллиардов долларов (120 миллиардов евро). Эти расходы, вероятно, приведут к увеличению налогов и государственного долга во всем регионе.
Система квот и субсидий представляет собой еще одну сложную проблему. После падения коммунизма страны Центральной и Восточной Европы приспособились к рынку и стали более продуктивными. ЕС теперь мешает им производить «слишком много», упрекая, например, Словакию за превышение своей квоты на сталь.
Протекционизм и перераспределение
Страны-участницы получают выгоду от своего таможенного союза только в том случае, если их участие создает больше торговли, чем отвлекает (см. международные торговые соглашения). Представьте, например, что страны ЕС продолжают импортировать нефть с Ближнего Востока, пшеницу из США и стереоаппаратуру из Азии. Представьте также, что они специализируются на собственном производстве. Таким образом, вместо того, чтобы производить и пиво, и вино, британцы производят пиво, а французы — вино, и они свободно торгуют друг с другом. В таком случае создается торговля и повышается уровень жизни. Но если члены ЕС теперь будут покупать дорогой немецкий ячмень, а не дешевую американскую пшеницу из-за высоких внешних тарифов или низких квот, торговля будет отвлечена, и члены Таможенного союза могут оказаться в худшем положении.
Большинство предыдущих исследований пришли к выводу, что ЕС является таможенным союзом, создающим торговлю. Однако чрезмерная гармонизация и чрезмерное регулирование уменьшают преимущества принадлежности к ЕС. Единая сельскохозяйственная политика (ЕСП) и другие ограничения внешней торговли создают дополнительную неэффективность.
CAP субсидирует сельскохозяйственных производителей ЕС примерно на 54 миллиарда долларов (45 миллиардов евро) в год и не допускает импорта более дешевой продукции. По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), общий уровень государственной поддержки европейских производителей сельскохозяйственной продукции в 2005 году составил 130 миллиардов долларов (108 миллиардов евро) (www.oecd.org). Субсидии ЕС часто приводят к перепроизводству сельскохозяйственных товаров, некоторые из которых затем «сбрасываются» на мировые рынки, снижая их мировые цены и создавая убытки в размере 20 миллиардов долларов (17 миллиардов евро) для производителей в странах с низким уровнем дохода. В то же время ЕСП поддерживает искусственно высокие цены на сельскохозяйственную продукцию в ЕС, снижая европейский уровень жизни. По данным британского аналитического центра Policy Exchange, «потребители ЕС в настоящее время платят за сельскохозяйственную продукцию на 42 процента больше, чем если бы система была демонтирована». Менее обеспеченные семьи, для которых продукты питания составляют большую часть семейного дохода, страдают несоразмерно больше.
По оценкам французского экономиста Патрика Мессерлина, европейский торговый протекционизм в целом обходится Европе в 5–7 процентов ее годового ВВП. Мессерлин обнаружил, что средняя работа, сохраненная за счет протекционизма, обходится европейским налогоплательщикам примерно в 200 000 долларов (167 000 евро) в год.
Другие распределительные программы (см. перераспределение) в ЕС включают так называемые структурные фонды и фонды сплочения, которые субсидируют регионы с низким доходом. Фонды искажают распределение ресурсов и ограничивают перемещение рабочей силы в более продуктивную экономическую деятельность. Когда средства начали распределяться в середине 1970-х годов 44 процента населения ЕС проживало в регионах, имеющих право на получение субсидий. К 1997 году этот показатель увеличился почти до 52 процентов. Программа не смогла ни ликвидировать региональную бедность, ни укрепить особые интересы. Правительство Испании, например, пригрозило полностью заблокировать расширение ЕС, вместо того чтобы согласиться на сокращение его фондов.
Перераспределительная политика ЕС, скорее всего, приведет к более негативным результатам, недовольству и напряженности. Таким образом, успех европейского проекта может заключаться в том, чтобы охватить «волюнтаристскую» Европу, в которой отдельные государства, предприятия и лица будут свободны в выборе характера и степени своего сотрудничества.
Об авторе
Мариан Л. Тупи — политический аналитик Центра глобальной свободы и процветания Института Катона. Он получил степень бакалавра. по международным отношениям и классике из Университета Витватерсранда в Йоханнесбурге, Южная Африка, и его докторская степень. по международным отношениям Университета Сент-Эндрюс в Великобритании.
Дополнительная литература
Бастиа, Фредерик. Закон. 1850. Доступно на сайте: http://www.econlib.org/library/Bastiat/basLaw.html
Джиллингем, Джон. Европейская интеграция: 1950–2003 гг. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2003.
Ландес, Дэвид. Богатство и бедность народов. Нью-Йорк: Нортон, 1998.
Мессерлин, Патрик. Измерение затрат на защиту в Европе. Вашингтон, округ Колумбия: Институт международной экономики, 2001.
Смит, Адам. Богатство народов. 1776. Доступно на сайте: http://www.econlib.org/library/Smith/smWN.html
Тупи, Мариан. Расширение ЕС: затраты, выгоды и стратегии для стран Центральной и Восточной Европы. Анализ политики Cato №. 489. Вашингтон, округ Колумбия: сентябрь 2003 г.
Винер, Джейкоб. Выпуск Таможенного союза. Нью-Йорк: Фонд Карнеги за международный мир, 1950.
Сноски
Дэвид Ландес, Богатство и бедность наций (Лондон: Little, Brown, 1998), p. 36.
«Реформа налогообложения в странах-членах ЕС», Европейский парламент, Генеральный директорат по исследованиям, рабочий документ ECON 127 EN, 07–2001, онлайн по адресу: http://www.europarl.eu.int/working papers/ econ/pdf/127_ru.pdf.
«Болькештейн обвиняет Комиссию в чрезмерном регулировании», EUobserver, , 13 октября 2003 г., онлайн по адресу: http://euobs.com/?aid=13001&rk=1.
Европейский Союз и наднационализм
2.3 Европейский Союз и наднационализм
Цели обучения
- Обрисовать, как Европа была разделена в двадцатом веке.
- Опишите меры или методы, которые были реализованы для объединения Европы.
- Объясните динамику наднационализма, его преимущества и недостатки.
- Кратко расскажите, как глобализация усилилась с появлением Европейского Союза.
В мировой экономике существует конкурентный рынок. Каждая независимая страна должна конкурировать экономически, чтобы получать национальный доход, но не все страны равны в природных или человеческих ресурсах. Небольшим странам Европы может быть трудно конкурировать с основными экономическими державами мира, такими как Япония или Соединенные Штаты. Некоторые из стран Европы небольшие по площади. На самом деле штат Техас больше в квадратных милях, чем любая отдельная европейская страна, а Кентукки больше, чем более половины европейских стран. Общая физическая площадь всех европейских стран вместе взятых составляет лишь 60 процентов от общей физической площади Соединенных Штатов. Однако применительно к Европе физический размер может не являться показателем экономических возможностей. Ряд европейских стран обладают высоким уровнем производства и являются крупными силами мировой экономики.
Экономические силы глобализации побудили национальные государства Европы работать вместе, а не конкурировать друг с другом. Западная Европа как регион с высокой степенью индустриализации и высоким уровнем жизни. Объединившись, страны могли бы стать крупной экономической державой мира. По отдельности и независимо они могут быть не в состоянии конкурировать на том же уровне, что и другие всемирно признанные торговые блоки. Стать единым после века, когда их разделяли центробежные силы, было нелегко. Рассмотрим культурные силы, действовавшие в Европе. Центростремительные силы, объединяющие царство, включают общую христианскую религию, индоевропейские языковые группы и кавказское этническое происхождение. Эти силы не привели к объединенной Европе. Ближайшим подобием объединенной Европы была Римская империя, которая удерживалась вместе военной силой.
В двадцатом веке в Европе существовало три основных подразделения, все они были продуктами центробежных сил. Во-первых, Первая мировая война, которая должна была положить конец всем войнам, разделила Европу и промышленно развитый мир. Во-вторых, во время Второй мировой войны державы Оси (во главе с Германией и Италией с Адольфом Гитлером во главе немецкого резерва) противостояли союзным державам (во главе с Великобританией и Францией, а Соединенные Штаты вошли позже). В-третьих, после Второй мировой войны противостояние коммунизма и капитализма переросло в «холодную войну».91. Двумя главными державами были Соединенные Штаты и Советский Союз, которые не имели прямых военных конфликтов, но воевали друг с другом в странах третьего мира. Железный занавесФизический барьер в виде стен, колючей проволоки и противопехотных мин, разделил Восточную Европу и Западную Европу во время холодной войны., построенный из бетона, колючей проволоки и противопехотных мин, отделил коммунистическую Восточную Европу, в которой доминировало правительство Советского Союза, от капиталистических демократий Западной Европы, которые были союзниками с Соединенными Штатами. Когда Советский Союз распался в 19В 91 году в Европе наступила новая эра, и появилась сила объединения.
Усилия по объединению в Европе
После окончания Второй мировой войны в Европе три маленькие страны — Бельгия, Нидерланды и Люксембург — поняли, что вместе они будут намного сильнее и быстрее оправятся от войны, чем если бы они остались порознь. В Бельгии были банковское дело и бизнес; в Нидерландах была промышленность, сельское хозяйство и порт мирового класса Роттердам на реке Рейн; и Люксембург имел сельскохозяйственные ресурсы. Чтобы помочь оправиться от Второй мировой войны, в 1944 три страны подписали экономический пакт под названием Соглашение Бенилюкса Наднациональное соглашение между Бельгией, Нидерландами и Люксембургом, которое послужило ранней моделью для Европейского Союза. (после первых слогов названия каждой страны), что является успешным примером объединения и сотрудничества.
Реализованный с 1948 по 1952 год План Маршалла государственного секретаря США Джорджа Маршалла Инициатива государственного секретаря США Джорджа Маршалла после Второй мировой войны, направленная на восстановление разрушенной войной Европы с помощью Америки и деловых связей (1948–52). помогли восстановить разрушенную войной Европу с американской помощью и деловыми связями. Американские предприятия и корпорации выиграли от увеличения международной торговли с Европой. Но чтобы удержать европейские нации от повторения войны, нужна была торгово-экономическая политика, которая способствовала бы хорошему деловому климату. В 1957 году наиболее видные страны Франции, Западной Германии, Нидерландов, Люксембурга, Италии и Бельгии собрались вместе и подписали Римский договор года , который создал Общий рынок — предшественник Европейского Союза, созданного Римским договором для установить общие институты и внедрить между ними стандарты торговли и коммерции. Это соглашение обеспечило структуру, необходимую для объединения Европы под Европейский союз (ЕС) в 1992 году. Несмотря на множество проблем, после Второй мировой войны предпринимались неустанные усилия по объединению Европы. ЕС был структурой общей экономической системы с согласованным руководящим органом, и он был задуман как торгово-экономический блок, способный конкурировать с Соединенными Штатами и Японией. Наконец-то был создан механизм поддерживающей объединенной Европы, но заставить его работать должны независимые страны, присоединившиеся к этому союзу.
Наднационализм
Рисунок 2.11 Члены ЕС по состоянию на 2010 г.
Рисунок 2.12 Европейский Союз и языковой вопрос
Наднационализм Добровольное объединение трех или более независимых государств, желающих уступить некоторую степень суверенитета для взаимной выгоды. определяется как добровольное объединение трех или более независимых государств, желающих уступить некоторую степень суверенитета для взаимной выгоды. Соглашение Бенилюкса 1944 года стало образцом европейского наднационализма. Нации часто не решаются отказаться от любого чувства независимости или автономии, особенно с сильным стремлением к статусу национального государства. Другое дело в Соединенных Штатах: хотя Соединенные Штаты не классифицируются как национальное государство из-за их этнического разнообразия, английский язык является единственным основным языком, а доллар является национальной валютой. Можно проехать две тысячи миль по Соединенным Штатам и по-прежнему ощущать сходный культурный городской ландшафт с теми же англоязычными дорожными знаками, идентичными франчайзинговыми ресторанами, обычными сетевыми большими магазинами и похожими рекламными значками. Это не относится к Европе, где каждая страна может иметь свой язык, валюту, правила дорожного движения и правовую систему. Наднационализм и объединение могут быть болезненным процессом. Вместе с общими стандартами и единой валютой становится реальностью возможность развития общего культурного ландшафта. Наднационализм может подорвать уникальность каждого государства, поскольку Европа все больше становится «Соединенными Штатами Европы».
Специальная секция: Эсперанто
Поиск решения языковой проблемы для Европейского Союза является серьезным делом. Одним из предложенных решений было использование искусственного языка эсперанто в качестве международного языка. Излишне говорить, что это решение не получило большой поддержки со стороны государств-членов и было отвергнуто ЕС. Эсперанто, введенный в 1887 году как нейтральный язык, был образован с использованием слов латинской, германской и славянской языковых групп (трех основных языковых групп Европы).
Проверьте свои языковые способности
http://www. esperanto-usa.org/en/node/107
Inteligenta persono lernas la lingvon Esperanto Rapide kaj facile. Эсперанто estas la moderna, kultura lingvo por la tuta mondo. Lernu la internacian lingvon Esperanto.
Проверьте свой перевод
Умный человек выучит язык эсперанто быстро и легко. Эсперанто — современный культурный язык для всего мира. Изучайте международный язык эсперанто.
Рисунок 2.13
Евро был принят в 1999 году. Однако не все страны ЕС используют евро.
Чтобы устранить различия во многих валютах, используемых в Европе, ЕС ввел общую валюту под названием евро. Это решение встретило сопротивление, но было принято большинством членов ЕС. Великобритания является крупным экономическим игроком в ЕС, но она не приняла евро в качестве своей основной валюты. Он сохранил традиционный английский фунт стерлингов. Большинство старых валют стран-членов ЕС выводятся из обращения, и стандартом стала единая валюта евро. Даже страны, не входящие в настоящее время в ЕС, приняли евро в качестве своей национальной валюты.
Объединение создало экономические проблемы между богатыми промышленно развитыми странами и более бедными регионами южной Европы. Существуют разногласия по поводу того, как будут распределяться налоги или средства. Более бедные страны хотели бы получить экономическую помощь в развитии своей промышленности. Более богатые страны иногда сопротивляются тому, чтобы делиться своим богатством. Италия столкнулась с этой проблемой внутри своих границ: богатые северные регионы Италии намекнули на отделение от своих более бедных южных регионов. Это извечная проблема, с которой сталкиваются правительства большинства стран.
Другие вопросы возникают с наднациональным ЕС. Как ЕС будет управлять внешней политикой? Будет ли у ЕС армия? Если да, то как он будет управляться? Кто будет командовать? Что произойдет с текущими военными активами каждой страны-участницы? Поездки в пределах ЕС также изменились. До вступления в ЕС люди, путешествующие между европейскими странами, сталкивались с пограничным контролем, на котором проверяли их паспорта и ставили штампы, и для каждой страны существовали разные правила дорожного движения. Это меняется. Оказавшись внутри ЕС, больше нет пограничных остановок, а движение и поездки упрощаются в соответствии с общими законами, что делает поездки между странами-членами похожими на поездки между штатами США.
Рисунок 2.14 Европейский союз и проблема внешней политики
НАТО – Организация Североатлантического договора (Западная Европа и Северная Америка).
Глобальные торговые блоки, такие как ЕС, не редкость. Соединенные Штаты вместе с Мексикой и Канадой разработали Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) для создания глобального экономического торгового блока. Япония и соседние страны работают вместе как Восточноазиатское сообщество (ВАС), которое не является официальной организацией, но является признанным субъектом, который действует как основная экономическая зона со своими собственными союзами. Другие более крупные или более мелкие экономические торговые блоки существуют по всему миру. На каждом континенте есть организации, которые способствуют экономическому развитию своих регионов или стран. Многие из этих соглашений превратились в разновидность экономического наднационализма.
Европейским странам приходится противостоять как центробежным силам, которые сплачивают их нации, чтобы сохранить уникальную независимость, так и центростремительным силам, которые призывают к интеграции в ЕС, что приводит к потере части их автономии. Европейские культуры имеют историю борьбы за сохранение своего наследия и традиций. Сильные деволюционные силы, выступающие за статус национального государства, сталкиваются с необходимостью принадлежать к более крупному союзу для экономического выживания. Европейцы застряли между сохранением культурного наследия и экономическим продвижением вперед в конкурентной глобальной экономике. Подобные силы ощущаются и в других регионах мира.
Германия, объединившая свои западные и восточные регионы после падения железного занавеса, поднялась на вершину экономической лестницы в Европе. Германия также является крупнейшей страной в Европе по численности населения. Другие страны ЕС обеспокоены тем, что Германия может снова доминировать в их владениях или вызвать массовый раскол в Европе. Холодную войну, Первую мировую войну и Вторую мировую войну забыть нелегко; это жизненно важные события в европейской истории, затронувшие весь мир. Многие европейцы подозревают, во что может превратиться ЕС. Другие приветствуют более открытое европейское сообщество.
О Европейском Союзе
По данным Копенгагенского Европейского Совета 1993 года, «страна должна соответствовать определенным требованиям, чтобы вступить в ЕС. Эти требования включают стабильную демократию, уважающую права человека и верховенство закона; функционирующая рыночная экономика, способная конкурировать в ЕС; и принятие обязательств членства, включая право ЕС. Ответственность за оценку соответствия страны критериям лежит на Европейском совете». «Европейский союз», Translation Directory, по состоянию на 13 сентября 2011 г., http://www.translationdirectory.com/articles/article1627. php.
В 2010 году в ЕС входило двадцать семь государств-членов, представляющих почти пятьсот миллионов человек. Ряд дополнительных государств подают заявки на членство, поэтому количество государств-членов ЕС продолжает меняться. В 2010 году в ЕС было двадцать три официальных деловых языка. Каждое государство ЕС теперь имеет свои собственные вооруженные силы для национальной обороны. Большинство членов ЕС также являются членами Организации Североатлантического договора (НАТО), которая представляет собой политический союз между странами Западной Европы, Канадой и Соединенными Штатами. ЕС является одним из многих глобальных наднациональных образований. Таких экономических и политических ассоциаций стало больше по всему миру. На каждом континенте есть свой набор национальных соглашений между странами, которые призваны предоставить больше возможностей и преимуществ для его членов. Конкуренция за рабочую силу и ресурсы приводит к необходимости объединения малых стран для экономической конкуренции на мировом рынке. ЕС является движущей силой одной из трех основных экономических зон мира: Северной Америки, Западной Европы и Восточной Азии.
Рисунок 2.15 Глобальные группы с тремя основными регионами Северной Америки, Западной Европы и Восточной Азии
На протяжении всей своей истории Европа сталкивалась с сильными центростремительными и центробежными силами. От Римской империи до Европейского Союза историческая модель развития Европы является модельным исследованием в региональной географии. От империи к национальному государству, а теперь и к союзу, континент изо всех сил пытается противостоять этим культурным силам, которые объединяют и разделяют. ЕС является примером того, к чему может привести наднационализм. Чтобы конкурировать в глобальной экономике, национальные государства Европы должны сотрудничать и координировать свою промышленную деятельность, чтобы поддерживать высокий уровень жизни. Государства-члены ЕС являются частью элиты «имущих» наций мира. Они сталкиваются со многими вопросами о своем будущем, и весь остальной мир будет внимательно следить за ними.
Ключевые выводы
- Хотя Первая мировая война, Вторая мировая война и холодная война разделили Европу в двадцатом веке, ЕС стал объединяющей силой для европейцев.
- Соглашение Бенилюкса, план Маршалла и Римский договор помогли подготовить почву для объединения Европы, которое превратилось в ЕС.
- Наднационализм дал европейским странам возможность экономически конкурировать на мировом рынке. Трудности были связаны с культурными и историческими различиями, которые повлияли на сохраняющиеся экономические и политические проблемы.
- ЕС представляет собой основной экономический регион планеты. Северная Америка и Восточная Азия работали над созданием конкурентоспособных торговых отношений, чтобы конкурировать с ЕС в экономическом плане.
Вопросы для обсуждения и изучения
- Какова была цель железного занавеса? Как он разделил Европу?
- Какая связь между членством в ЕС и индексом экономического развития?
- Как План Маршалла и Соглашение Бенилюкса способствовали созданию ЕС?
- Как деволюция в Европе повлияла на динамику ЕС?
- Где проявляется наднационализм в других регионах мира?
- Каковы были три главных раскольнических события в Европе двадцатого века?
- Почему не все европейские страны являются членами ЕС?
- Почему европейские страны с подозрением относятся к членству Германии в ЕС?
- Какие методы или действия предпринял ЕС для поощрения единства и сотрудничества между его членами?
- Где в Европе могут проявиться сильные деволюционные силы?
Упражнения по географии
- Определите положение железного занавеса на карте Европы.
Leave a Reply