риски отказа от права вето
В Евросоюзе создали группу из девяти стран, которая будет продвигать реформу основополагающего принципа голосования по внешней политике и политике безопасности. Решения по этим вопросам сейчас принимаются по правилу единогласия и могут быть заблокированы одним членом ЕС. Реформа предлагается для того, чтобы одна страна не смогла при помощи права вето заблокировать какие-либо политические решения Евросоюза.
Какие страны входят в группу
Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Словения и Испания. Эти страны составляют недавно созданную «Группу друзей по голосованию квалифицированным большинством».
Кто автор инициативы
Инициатива появилась еще в прошлом году, ее предложил Верховный представитель европейской дипломатии Жозеп Боррель.
«Если страны заранее знают, что окончательное решение может быть принято квалифицированным большинством голосов, у них появляется стимул к переговорам, созданию союзов и формированию консенсуса», —
написал Боррель в своем блоге в прошлом году.
Предложение поддержали глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, канцлер Германии Олаф Шольц, лидер итальянской Демократической партии Энрико Летта. В частности, Шольц в конце августа прошлого года
выступил с громкой речью, призвав к масштабному расширению ЕС — но только после существенных изменений в деятельности блока. Несколько недель спустя председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен включила эту тему в свою ежегодную речь о положении в ЕС.
Кому это выгодно и для чего делается
Реформа выгодна странам с антироссийской риторикой для продвижения антироссийских инициатив. Группа утверждает, что спецоперация России на Украине «спровоцировала тектонические геополитические сдвиги, которые являются достаточно вескими причинами для начала обзора и постепенного перехода от единогласия к квалифицированному большинству». Такое требование, которое применяется к подавляющему большинству областей политики ЕС, таких, как действия по борьбе с изменением климата, цифровое регулирование, единый рынок и миграция.
«Внешняя политика ЕС нуждается в адаптированных процессах и процедурах, чтобы укрепить ЕС как внешнеполитического субъекта. Улучшение процесса принятия решений также является ключом к тому, чтобы сделать ЕС пригодным для будущего», — говорится в кратком
заявлении девяти стран, опубликованном 4 мая.
Суть инициативы
Инициатива заключается в том, чтобы переделать процесс принятия решений «прагматичным образом, сосредоточив внимание на конкретных практических шагах и опираясь на положения, уже предусмотренные» в договорах ЕС.
В заявлении, однако, не рекомендуются конкретные области внешней политики, такие как санкции или военная помощь, в которых должно применяться квалифицированное большинство, а не единогласие.
Страны обещают «прозрачно» делиться своими будущими обсуждениями со всеми 27 государствами-членами и координировать свою работу с институтами ЕС.
Между тем девять государств, составляющие «Группу друзей по голосованию квалифицированным большинством», сами по себе не могут обеспечить квалифицированное большинство, поскольку для этого необходимо, чтобы 15 государств-членов представляли не менее 65% всего блока.
Действующая законодательная база
Процедуры голосования в Совете Европейского Союза описаны в
договорах ЕС. В настоящий момент единодушие требуется для принятия решений по следующим вопросам:
— общая внешняя политика и политика безопасности (за исключением некоторых четко определенных случаев, требующих квалифицированного большинства, например, назначение специального представителя)
— предоставление новых прав гражданам ЕС
— членство в ЕС
— гармонизация национального законодательства о косвенном налогообложении
— финансы ЕС (собственные ресурсы, финансовая структура)
— отдельные положения в области юстиции и внутренних дел (европейский прокурор, семейное право, оперативное полицейское сотрудничество и т. д.)
— гармонизация национального законодательства в сфере социального обеспечения и социальной защиты.
Эти вопросы, как
говорится на сайте Евросовета, считаются странами ЕС «деликатными». При этом воздержание не является препятствием к принятию решения.
Предпосылки
Дебаты о квалифицированном большинстве и единогласии постепенно набирали обороты в последние годы и обострились после начала Россией спецоперации. После этого в ЕС был «запущен трансформационный период», который
заставил альянс «заново изобрести свою политику и сломал давние табу», пишет Euronews.
За последние 15 месяцев были моменты, когда право вето использовалось только одним членом ЕС. Венгрия, в частности, подверглась резкой критике за то, что она
заблокировала решение о Запрете на территории ЕС на импорт российской нефти и пакет в 18 млрд евро для Киева. В конечном итоге вето было снято, но только после того, как односторонние требования Будапешта были полностью выполнены. Еще одна причина критики Венгрии — требование исключить патриарха Кирилла, главу Русской православной церкви, из списка санкций ЕС.
Всё это создало предпосылки для реформы голосования и отказа от единодушия в пользу квалифицированного большинства по внешнеполитическим решениям.
Перспективы
Евросоюзу будет сложно провести такую реформу, так как ее одобрение тоже требует единодушия. В реализации реформы не заинтересованы не только Венгрия, но и Польша, а также Дания и Швеция,
сообщал участник комитета Европарламента по конституционным вопросам, французский депутат Жилль Лебретон. Европейские чиновники также не испытывают оптимизма в отношении реформы. В частности, об этом
сообщал Министр по европейским делам Чехии Микулаш Бек.
Журнал Международная жизнь — Будущее ЕС вновь туманно
На фоне событий вокруг Украины проступают контуры нового мирового порядка. В этой связи в Евросоюзе обостряются не только споры о путях дальнейшего политического и социально-экономического развития, о перспективах превращения в автономный полюс международного влияния. Тенденции к усилению неопределенности внутри ЕС, утихшие, казалось, после развода с Великобританией, снова выходят на передний план.
В последние годы кризисы стратегического характера настигают ЕС с «завидной» регулярностью. До сих пор в каждом случае сторонникам европейского единства удавалось сохранить хотя бы внешнюю сплоченность Союза. Так, в ходе переговоров по Брекзит, Германия и Франция добились заключения итогового соглашения скорее на условиях Брюсселя, подразумевающих фактическую выплату, в прямом и переносном смысле слова, своего рода контрибуций. Вместе с тем, процесс торга с Великобританией усилил разногласия между Брюсселем и Варшавой, Будапештом, Веной, и Римом. Это показало, что глубинные причины, толкнувшие британцев проголосовать за выход из ЕС, никуда не исчезли.
В 2020 году коронакризис, первоначально, обнажил хрупкость европейского «единства» до такой степени, с которой объединенная Европа еще никогда не сталкивалась прежде. Неспособность ЕС «превзойти суверенные национальные государства стала очевидной для всех». И хотя в дальнейшем членам Сообщества удалось консолидироваться и согласовать общий План преодоления последствий пандемии, который в текущих ценах оценивается в без малого 810 млрд евро, вопрос о финансировании Плана посредством эмиссии общего долга едва не привел Союз к расколу. А в настоящее время выделение уже формально согласованных средств из Фонда отдельным странам сопровождается жестким выкручиванием рук по ряду политических и идеологических вопросов.
Наконец, в нынешнем году, первоначальная реакция ЕС на эскалацию украинского кризиса выглядела очень решительно. Однако и в этот раз разногласия не заставили себя долго ждать. В мае ЕС разделился по вопросу эмбарго на нефть из РФ. Особую позицию Венгрии открыто поддержали, по меньшей мере, ещё три государства-члена. В результате полного отказа от закупок российской нефти не случилось. К концу июня, состоящие в НАТО члены ЕС раскололись на три группы. «Ястребов», которые включают в себя государства-члены, непосредственно граничащие с Россией, включая Польшу. «Страусов», с юга и крайнего запада. И «голубей», которые объединили под своей эгидой большинство ведущих стран Евросоюза, призывающих к скорейшему заключению соглашения о перемирии. А теперь опять оказалась под вопросом инициатива об установлении с 5 декабря «ценового потолка» на российскую нефть, которую в Брюсселе и ведущих столицах ЕС считали уже «делом решенным».
Нескончаемая череда кризисов подпитывает давнюю стратегическую проблему Европейского Союза. В последние 30 лет, всякий раз, когда консенсус в рамках ЕС начинает явным образом буксовать, начинают громче звучать голоса сторонников идеи, предложенной в свое время еще Гельмутом Колем — «Европы разных скоростей», концепции KernEuropa.
В 2019 году британский The Economist обрисовал два подобных сценария будущего Евросоюза. Первый – умеренно позитивный, предполагает, что ЕС «со скрипом» удастся трансформироваться в «многоуровневую структуру», в рамках которой государства-члены и их неформальные коалиции будут взаимодействовать, подобно планетам, вращающимся по разным орбитам. Тем сильнее, чем глубже пересекаются их взаимные интересы в конкретной области. Для разных задач, внутри Евросоюза сформируются различные «коалиции заинтересованных стран», «коалиции по желанию».
Второй вариант негативнее — упадок Евросоюза будет носить более выраженный характер. Хроническая слабость экономики отодвинет на второй план долгосрочные геополитические и интеграционные амбиции. Договоренности между членами приобретут краткосрочный и тематически ограниченный характер, поскольку каждый будет ставить во главу угла собственные интересы. Внешние вызовы и угрозы приведут к росту изоляционистских настроений и отчужденности между государствами. Распада ЕС к 2030-м не произойдет. Однако всё более разобщенное Сообщество будет неуклонно терять международную конкурентоспособность, а уровень жизни и численность населения будут снижаться.
Сегодня в поддержку подхода «Европы множества треков» активно высказываются президент Франции Эммануэль Макрон и глава Евросовета Шарль Мишель. Они предлагают зафиксировать фактическое положение дел, когда внутри ЕС уже давно существуют более или менее формальные коалиции, не включающие всех 27 членов. Концепцию даже предлагается расширить на страны, не входящие в Сообщество. В этом случае кандидаты в члены ЕС и страны-партнеры могли бы присоединяться к работе общих институтов Союза в рамках тех направлений политики, на которых они добились полного соответствия «стандартам ЕС».
Канцлер ФРГ Олаф Шольц на словах готов пойти еще дальше. Он продвигает тезисы, которые звучат как заявка Берлина на роль стратегического лидера, если не нового гегемона, Евросоюза. В конце августа, обобщая свою позицию, Шольц призвал Евросоюз готовиться к дальнейшему расширению на Западные Балканы и постсоветское пространство, вплоть до Грузии. Для этого, по мнению Берлина, нужен отказ от принципа единогласия при принятии решений в области внешней и налоговой политики, трансформация ЕС в «геополитический» союз, способный к «решительным» действиям «в глобальном масштабе». В этой связи канцлер ФРГ предложил сформировать уже к 2025 году «европейские силы быстрого реагирования» и создать в Европе единую систему ПВО.
Подобная линия вызывает закономерное и растущее беспокойство восточных членов ЕС. Поскольку складывается впечатление, что западные европейцы целенаправленно ищут механизмы для повышения своего влияния на «новичков» из Центральной и Восточной Европы. Восточные европейцы справедливо опасаются «понижения в классе» в вопросах принятия важнейших решений Сообщества, в частности, определения его стратегических приоритетов, формирования общей внешней и оборонной политики.
Недавно Европейская комиссия выступила с предложением о приостановке выделения Венгрии 7,5 млрд евро из своего текущего бюджета. В качестве официально причины называются «усиление коррупции» и «мошенничество». 10 сентября чешский министр по европейским вопросам Микулаш Бек сказал в интервью радиостанции Český rozhlas Plus, что «позиция Венгрии по отношениям с Россией может привести к выходу Будапешта из Евросоюза». В ответ польский премьер-министр Матеуш Моравецкий заявил, что его страна выступит решительно против «любых действий европейских институтов, которые намерены незаконно лишить средств какие-либо» страны Сообщества.
В свою очередь, глава польского МИД Збигнев Рау опубликовал в конце августа статью в Rzeczpospolita, озаглавленную «Союз равных». Осудив, для порядка, «русский империализм», Рау уделяет основное внимание «империалистическим» тенденциям, имеющим место, по мнению Варшавы, внутри Евросоюза. Польский министр, в частности, отмечает «стремление» ряда стран-членов «доминировать» и «господствовать». Недвусмысленно намекая на последние инициативы Германии и Франции, направленные на сокращение сфер общей политики ЕС, в которых национальные правительства могут накладывать «вето», Рау пишет о «дефиците свободы», который лишает возможности эффективно защищать свои интересы в первую очередь малые и средние государства-члены.
Хотя Польша не входит в зону евро, именно общую валюту Рау характеризует как «вопиющий пример» «дефицита равенства». Представитель Польши фактически прямо обвиняет Германию в том, что единая европейская валюта позволяет той богатеть за счет других стран ЕС. Рау выступает за радикальную реформу еврозоны, не исключая даже возможности для ряда стран вернуться к национальным валютам. По мнению главы польского МИД, свобода участников ЕС требует «радикального усиления» принципов консенсуса при принятии решений в качестве «краеугольного камня» Сообщества. В заключение, Рау, ссылаясь на историю Древнего Рима, предупреждает, что усиление «империалистических» настроений внутри ЕС угрожает самому существованию Союза.
Замечания, высказанные главой польского МИД, звучат для ЕС крайне тревожно как экономически, так и геополитически. Критики традиционно называют единую европейскую валюту «ошибочной конструкцией», существование которой поддерживается лишь по политическим причинам. Но сейчас государственный долг в странах Евросоюза достиг новых «беспрецедентных» уровней. Средний показатель инфляции в странах еврозоны, по данным Eurostat, превысил в августе отметку в 9 процентов. А в девяти государствах – достиг двузначных величин. Затраты на энергетические нужды в несколько раз выше, чем в США. Что уже приводит к переводу за океан ряда производств и перетоку капиталов на триллионы евро. Заявления руководства ЕЦБ звучат всё тревожнее. Отчетливо проступает призрак нового европейского финансового кризиса. А большинство экономистов предсказывают Европе рецессию уже в следующем году.
The Financial Times приводит слова главы Международного энергетического агентства Фатиха Бироля. По его мнению, энергетический кризис в Европе потенциально может привести к ситуации, когда между членами ЕС начнется борьба за энергоресурсы, а торговля ими будет ограничена. Остановка сотрудничества в энергетической сфере способна «подорвать единство Европы и спровоцировать социальные волнения». Политические последствия будут «исключительно плохими».
Геополитически, усиление внутренних раздоров угрожает ЕС появлением в Европе альтернативных форматов межгосударственного сотрудничества. Покинувший пост летом британский премьер Борис Джонсон выдвинул инициативу «Европейского содружества», интерес к которой уже проявляют страны Балтии и Польша, а также Украина. Как отмечают исследователи из Института Европы РАН, «о Европейском содружестве уже рассуждают как о потенциальном политическом, военном и экономическом объединении в противовес ЕС, мотивом чего были бы недоверие к Брюсселю и слабая поддержка Украины со стороны Германии».[i]
Снова растет в Евросоюзе и популярность политиков-суверенитистов. Виктор Орбан одержал минувшей весной очередную убедительную победу в Венгрии. Сходных взглядов на усиление роли национальных государств придерживаются, как было отмечено выше, и в Варшаве. Второе место на недавно прошедших выборах в Швеции завоевала националистическая партия «Шведские демократы». Во Франции Национальный фронт Марин Ле Пен стал главной оппозиционной силой в парламенте. И вот теперь, по итогам выборов в Италии, большинство мест в обеих палатах парламента завоевала коалиция трех партий, выступающих за ограничение централизации Евросоюза. Если сторонники приоритета национальных интересов в Италии, Польше и Венгрии объединят усилия, то процесс дальнейшей федерализации ЕС существенно усложнится.
Сплочение вокруг общей повестки борьбы с пандемией коронавируса, вероятно, быстро стерло в коллективной памяти политиков ЕС воспоминания о том, как Союз балансировал на грани утраты дееспособности весной 2020 года. Однако эскалация вокруг Украины показала, что Европейский Союз, несмотря на внушительные размеры и экономическую мощь, по-прежнему не способен позиционировать себя в качестве самостоятельного игрока в международных отношениях, не способен защищать и продвигать свои интересы безопасности. Угроза аморфизации, если не полураспада, остается для Евросоюза системной проблемой. Поскольку государствам-членам всё труднее договориться как относительно общих интересов, так и по поводу общей цели и стратегии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] http://www. zapiski-ieran.ru/images/analitika/2022/an285.pdf
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs
Всеобщая система преференций
Резюме: Льгота, предоставляемая в одностороннем порядке развивающимся странам, включая «Инициативу «Все, кроме оружия» для наименее развитых стран. |
a) Общее введение
Принцип ВСП был согласован на Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) и представляет собой льготу, предоставляемую развивающимся странам («странам-бенефициарам») некоторыми развитыми странами (« страны-доноры»). С ними не договариваются: преференциальный режим невзаимный.
Схемы ВСП, предлагаемые различными странами-донорами, и их правила происхождения существенно различаются. Например, товары, соответствующие условиям ВСП США, не обязательно будут соответствовать ВСП ЕС.
Были созданы специальные механизмы для удовлетворения особых потребностей наименее развитых стран. После так называемой инициативы «Все, кроме оружия» (EBA), представленной в 2001 году, GSP ЕС предоставляет этим странам беспошлинный и бесквотный доступ почти ко всему их экспорту.
Для получения более подробной информации об общих аспектах ВСП и ее предыстории см. страницы GSP DG Trade.
Экспортеры из развивающихся стран могут также заинтересоваться Службой поддержки экспорта для развивающихся стран DG TRADE.
Для получения более подробной информации о правилах происхождения см. руководство Комиссии для пользователей по правилам происхождения ВСП (Правила происхождения Европейского союза для ВСП: руководство для пользователей).
Предупреждение : не все страны, перечисленные в качестве бенефициаров, могут соответствовать требованиям. Беларусь, например, временно отстранена от ВСП, в то время как некоторые другие страны еще не выполнили требования административного сотрудничества, которые являются предварительным условием для предоставления товарам преференций. В случае сомнений компетентные таможенные органы проконсультируют вас.
b) Правовая база
Правила происхождения ВСП содержатся в
- Статьях 37 и 41-58 Делегированного Регламента Комиссии (ЕС) 2015/2446 от 28 июля 2015 г., дополняющего Регламент (ЕС) № 952/2013 Европейского парламента и Совета в отношении подробных правил, касающихся некоторых положений Таможенного кодекса Союза;
- Статьи 60 и 70-112 Исполнительного Регламента (ЕС) 2015/2447 Комиссии от 24 ноября 2015 г., устанавливающие подробные правила для реализации некоторых положений Регламента (ЕС) № 952/2013 Европейского парламента и Совета в отношении подробных правил, касающихся некоторых положений Таможенного кодекса Союза. Перечень правил содержится в Регламенте 2015/2446, Приложение 22-03 (Вводные примечания и перечень рабочих или операции обработки, которые присваивают исходный статус).
Обратите внимание, что это большие правила, которые не касаются только происхождения. Однако подготовленное Комиссией руководство для пользователей по правилам происхождения ВСП (Правила происхождения Европейского союза для ВСП: руководство для пользователей) включает неофициальную сводную версию правового текста, касающегося правил происхождения ВСП.
Указано, что ВСП является единым режимом. Включенные в него специальные механизмы (EBA, специальная система стимулирования устойчивого развития и надлежащего управления (GSP Plus)) являются частью GSP, поэтому к ним применяются те же правила.
Регламентом ВСП на период до 31.12.2023 является Регламент (ЕС) № 978/2012 Европейского парламента и Совета, применяющий схему общих тарифных преференций и отменяющий Регламент Совета (ЕС) № 732/2008. Текст можно найти на страницах GSP DG Trade.
c) Особые положения
ПРИМЕЧАНИЕ: Эти специальные положения содержат информацию только о случаях, когда правила конкретного соглашения отличаются от общих положений или когда эти общие положения необходимо дополнить. Поэтому всегда проверяйте и общие положения.
Совокупность
- Двусторонняя кумуляция
- Региональная кумуляция
- Расширенная кумуляция
- Совокупность с товарами, происходящими из Норвегии, Швейцарии и Турции
Не допускается ни диагональная кумуляция, ни полная кумуляция.
Региональная кумуляция происхождения
Это может принести пользу группам:
- Группа I: Камбоджа, Индонезия, Лаос, Мьянма/Бирма, Филиппины и Вьетнам;
- Группа III: Бангладеш, Бутан, Индия, Непал, Пакистан и Шри-Ланка.
Две другие группы теперь содержат только одну страну (Группа II: Боливия и Группа IV: Парагвай), поэтому кумуляция невозможна.
Региональная кумуляция между странами одной и той же региональной группы применяется только при условии, что обработка или обработка, осуществляемая в стране-бенефициаре, где материалы подвергаются дальнейшей обработке или включению, выходит за рамки «минимальных» операций и, в случае текстильных изделий , а также за пределами операций, указанных в Приложении 22-05 (Работы, исключенные из региональной кумуляции ВСП (текстильные изделия)).
Во избежание искажения торговли между странами, имеющими разные уровни тарифных преференций, некоторые чувствительные товары исключаются из региональной кумуляции, как указано в Приложении 22-04 (Материалы, исключенные из региональной кумуляции). Кроме того, теперь возможна кумуляция между отдельными странами Группы I и Группы IV по запросу и при определенных условиях.
Расширенная кумуляция происхождения
Расширенная кумуляция между страной-бенефициаром и страной, с которой Европейский Союз имеет действующее соглашение о свободной торговле, может быть предоставлена Комиссией по запросу страны-бенефициара при условии, что страны, участвующие в кумуляция обязалась, среди прочего, обеспечить необходимое административное сотрудничество как в отношении Европейского Союза, так и между собой, и что заинтересованная страна-бенефициар уведомила об этом обязательстве Комиссию.
Материалы, относящиеся к главам с 1 по 24 Гармонизированной системы, исключаются из расширенной совокупности.
Совокупность с товарами, происходящими из Норвегии, Швейцарии и Турции
Поскольку схемы ВСП, предлагаемые Норвегией, Швейцарией и Турцией, аналогичны ВСП ЕС, между ними возможна определенная связь. Странам-бенефициарам с 2001 г. разрешено объединять происхождение товаров, подпадающих под главы 25–97 Гармонизированной системы, происходящих из Норвегии и Швейцарии. Эта кумуляция будет продолжаться и распространяется на Турцию. Материалы (кроме сельскохозяйственной продукции или продуктов, на которые распространяется отступление), происходящие из Норвегии, Швейцарии или Турции, которые подвергаются более чем минимальной обработке в стране-бенефициаре, считаются происходящими из этой страны-бенефициара и могут пользоваться льготами при импорте в ЕС, в Норвегию, в Швейцарию или в Турцию.
Кроме того, таможенные органы ЕС, Норвегии, Швейцарии или Турции могут с целью отправки товаров одной из других сторон заменить Форму А, выданную властями страны-бенефициара.
Правовые нормы дополняются соглашением в форме обмена письмами между сторонами, опубликованным в ОЖ L 38, 02. 08.2001, с. 25.
«Недостаточная обработка и обработка» (Минимальные операции)
Список минимальных операций можно найти в статье 47 Делегированного регламента (ЕС) 2015/2446.
Общее правило допуска
Общее правило допуска установлено в статье 48 Делегированного регламента (ЕС) 2015/2446.
Правило отсутствия недостатков
Правило отсутствия недостатков не существует.
Принцип территориальности
Работа или переработка за пределами территории страны-бенефициара (без ущерба для региональной кумуляции) не допускается. Экспортированные и впоследствии возвращенные товары могут считаться происходящими только в том случае, если можно доказать, что они такие же, как экспортированные, и что они не подвергались никаким операциям, кроме тех, которые необходимы для сохранения их в хорошем состоянии.
Правило о недопустимости манипулирования/неизменения
Давнее правило прямой перевозки, ранее действовавшее в правилах происхождения ВСП, было заменено более гибким принципом отсутствия манипулирования (см. статью 43 Делегированного регламента (ЕС) 2015 г./ 2446). Это означает, что продукты, заявленные для выпуска в свободное обращение в Европейском союзе, должны быть такими же продуктами, которые экспортируются из страны-бенефициара, из которой они считаются происходящими. Они не должны быть изменены, трансформированы каким-либо образом или подвергнуты каким-либо операциям, кроме операций по сохранению их в надлежащем состоянии.
Доказательство происхождения, применимое до полного применения REX
Обычным доказательством происхождения товаров, экспортируемых из страны-бенефициара в ЕС, является сертификат происхождения формы А. За исключением отступлений, декларация-инвойс может использоваться для товаров, чьи общая стоимость не превышает 6 000 евро.
Если товары, происходящие из ЕС, экспортируются в страну-бенефициара с целью двусторонней кумуляции, экспортер из ЕС должен использовать сертификат о перемещении 1 евро. также любым экспортером товаров, общая стоимость которых не превышает 6 000 евро.
Срок действия 10 месяцев.
Максимальный предел стоимости освобождения от требования предоставления доказательства происхождения для небольших посылок, отправляемых от одного частного лица к другому, составляет 500 евро, а для товаров, содержащихся в личном багаже путешественников, — 1 200 евро.
Отступления
По инициативе Комиссии или в ответ на запрос страны-бенефициара стране-бенефициару может быть предоставлено временное отступление от положений, если внутренние или внешние факторы временно лишают ее возможности соблюдать применимые правила для приобретение происхождения, если оно могло сделать это ранее или когда ему требуется время, чтобы подготовиться к соблюдению «обычных» правил приобретения происхождения.
Временное отступление ограничивается продолжительностью воздействия внутренних или внешних факторов, вызвавших его, или продолжительностью времени, необходимого стране-бенефициару для достижения соответствия правилам.
Запрос на отступление подается в письменной форме в Комиссию. В нем указаны причины, по которым требуется отступление, и содержатся соответствующие подтверждающие документы.
Когда отступление предоставляется, оно подлежит соблюдению любых требований, изложенных в отношении информации, которая должна быть предоставлена Комиссии относительно использования отступления и управления количествами, для которых отступление было предоставлено.
REX с 1 января 2017 г.
Новая система сертификации происхождения товаров, система зарегистрированных экспортеров (система REX), заменяет систему сертификации происхождения государственными органами с 1 января 2017 г. Электронное обучение, объясняющее все изменения, связанные с этой новой системой, можно загрузить бесплатно.
rex-elearning.png
Административное сотрудничество
Доступ к схеме ВСП зависит от создания и поддержания странами-бенефициарами необходимых административных структур и систем, необходимых для внедрения и управления в этой стране правил происхождения и происхождения ВСП. связанные с этим процедуры, включая, при необходимости, меры, необходимые для применения кумуляции. Компетентные органы стран-бенефициаров обязаны сотрудничать с Европейской комиссией и таможенными органами государств-членов ЕС.
- Информационный бюллетень
Пан-евро-средиземноморская кумуляция и Конвенция PEM
Система пан-евро-средиземноморской кумуляции происхождения позволяет применять диагональную кумуляцию между ЕС, государствами ЕАСТ, Турцией, странами, которые подписали Барселонскую декларацию, Западные Балканы и Фарерские острова. Он основан на сети соглашений о свободной торговле, имеющих идентичные протоколы происхождения. Эти протоколы о происхождении заменяются ссылкой на Региональную конвенцию о пан-евро-средиземноморских преференциальных правилах происхождения (Конвенция PEM). Единая конвенция будет способствовать постоянному пересмотру правил происхождения PEM с целью их модернизации и упрощения.
Переходные правила происхождения, применимые в панъевро-средиземноморской (PEM) зоне
ЕС находится в процессе внесения поправок в 21 протокол происхождения в рамках пан-евро-средиземноморской (PEM) зоны путем внедрения альтернативного набора правил происхождения, применимые наряду с правилами Конвенции PEM, на двусторонней основе до принятия пересмотренной Конвенции. Эти новые правила, которые были одобрены подавляющим большинством Договаривающихся сторон PEM, содержат значительное количество улучшений и упрощений по сравнению с действующей Конвенцией PEM.
Целевая дата применения нового набора правил — 1 сентября 2021 года.
С 1 сентября 2021 года новые правила начали применяться на начальном этапе между ЕС и каждым из следующих партнеров: Албания, Фарерские острова (ОЖ L395, 09.11.2021, стр.84), Грузия (ОЖ L381, 27.10.2021, стр.78), Исландия (ОЖ L381, 27.10.2021, стр.1), Иордания (ОЖ L164, 10.5.2021, стр. 1), Палестины*( ОЖ L328, 16.11.2021, стр. 23), Норвегии (ОЖ L395, 09.11.2021, стр. 1) и Швейцарии (ОЖ L404, 15.11.2021, стр. 1).
В пределах Европейской экономической зоны (ЕЭЗ) новые правила введены с обратной силой с 1 сентября 2021 года (ОЖ L246, 22.09.2022, стр. 133)
С 9 сентября 2021 года новые правила стали применяется между ЕС и Северной Македонией (OJ L406, 16.11.2021, стр. 1).
С 16 ноября 2021 года новые правила вступили в силу между ЕС и Республикой Молдова (ОЖ L27, 08. 02.2022, стр. 9).
С 6 декабря 2021 года новые правила вступили в силу между ЕС и Сербией.
Со 2 февраля 2022 года новые правила стали применяться между ЕС и Черногорией (OJ L156, 09.06.2022, стр. 72)
Решение 1/2022 Совета ЕС-Косово* по стабилизации и ассоциации относительно реализации переходных правил вступили в силу 29 апреля 2022 г. и применяются с 15 октября 2022 г. (ОЖ L252, 30.09.2022, стр. 87).
В ожидании публикации остальных принятых Решений в OJEU можно сделать ссылку на содержание применимых правил происхождения на соответствующее Решение Совета ЕС, опубликованное на портале Реестра Совета:
- ЕС-Албания
- ЕС-Сербия
Процесс принятия поправок к двусторонним протоколам о правилах происхождения со всеми остальными партнерами (Босния и Герцеговина, Египет, Израиль, Ливан, Турция и Украина) продолжается и находится на разных стадиях развития.
DG TAXUD предоставит в режиме реального времени информацию о любом новом партнере, способном применять переходные правила, как на своем веб-сайте, так и в уведомлениях Комиссии, опубликованных в Официальном журнале (последнее уведомление Комиссии OJ C 51 от 10 февраля 2023 г. , стр. 4). ).
DG TAXUD подготовил в тесном сотрудничестве с экспертами из ЕС и Турции Руководство по переходным правилам PEM .
Загрузить
Документ адресован бизнес-сообществу, таможенным органам и другим заинтересованным сторонам, чтобы облегчить понимание того, как два набора правил происхождения будут применяться параллельно.
Первостепенной целью ЕС остается завершение пересмотра Конвенции PEM, чтобы единый набор правил мог применяться во всей сфере PEM. По этой причине Комиссия подтверждает свою готовность продолжать двусторонние и многосторонние обсуждения со всеми Договаривающимися сторонами PEM, чтобы как можно скорее завершить обзор Конвенции PEM.
1 Это обозначение не должно толковаться как признание государства Палестина и не наносит ущерба индивидуальным позициям государств-членов по этому вопросу.
* Это обозначение не наносит ущерба позициям в отношении статуса и соответствует Резолюции СБ ООН 1244/1999 и Заключению Международного Суда по декларации независимости Косово.
Pan-Euro-Med cumulation
Применение диагональной кумуляции происхождения в зоне Pan-Euro-Med основано на сети соглашений о свободной торговле (FTA), протоколы происхождения которых состоят из идентичных правил происхождения. Для получения более подробной информации см. список договоренностей и уведомление Комиссии, содержащее «матрицу», показывающую, среди каких Договаривающихся сторон может применяться диагональная кумуляция.
ЕС также опубликовал пояснительные примечания к общеевропейско-средиземноморским протоколам происхождения.
Подробная информация о пан-Евро-Средиземноморской системе кумуляции происхождения доступна в Справочнике пользователя к правилам преференциального происхождения, используемым в торговле между ЕС, другими европейскими странами и странами, участвующими в Евро-средиземноморском партнерстве.
Переход к Конвенции PEM
Протоколы о правилах происхождения в соглашениях о свободной торговле между Сторонами пан-евро-средиземноморской зоны заменяются правилами происхождения, изложенными в Региональной конвенции о пан-евро-средиземноморских преференциальных правилах происхождения (Конвенция PEM), опубликованной в OJ L54 от 26 февраля 2013 г.
23 Договаривающиеся стороны Конвенции PEM:
- ЕС,
- государства ЕАСТ (Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн),
- Фарерские острова,
- участники Барселонского процесса (Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Марокко, Палестина (это обозначение не должно толковаться как признание государства Палестины и не наносит ущерба отдельным позициям государств-членов по этому вопросу), Сирия, Тунис и Турция),
- участники процесса стабилизации и ассоциации ЕС (Албания, Босния и Герцеговина, Республика Северная Македония, Черногория, Сербия и Косово) Мнение о Декларации независимости Косово.),
- Республика Молдова
Соседние страны или территории Договаривающихся сторон могут подать заявку на то, чтобы стать Договаривающейся стороной Конвенции PEM при условии, что у них есть действующее ЗСТ, предусматривающее преференциальные правил происхождения, по крайней мере, с одной из Договаривающихся сторон.Республика Молдова подала заявку на членство в июле 2013 г. и стала 23-й Договаривающейся стороной 1 сентября 2015 г.
Две Договаривающиеся Стороны, ратифицировавшие Конвенцию и заключившие между собой ЗСТ, могут заменить протокол о правилах происхождения к этому ЗСТ новым протоколом о правилах происхождения со ссылкой на Конвенцию о PEM. Веб-сайт Совета Европейского Союза предоставляет доступ к таблице, показывающей, какие Договаривающиеся стороны ратифицировали Конвенцию PEM. Столбец «Правила происхождения/кумуляции» списка договоренностей показывает, в каких ССТ между ЕС и другими Договаривающимися сторонами протокол о правилах происхождения ссылается на Конвенцию PEM.
Конвенция PEM в конечном итоге заменит сеть из примерно 60 двусторонних протоколов о правилах происхождения, действующих в пан-Евро-Средиземноморской зоне, единым правовым инструментом. Основная цель Конвенции PEM состоит в том, чтобы обеспечить более эффективное управление системой пан-евро-средиземноморской кумуляции происхождения, позволяя Договаривающимся сторонам лучше реагировать на быстро меняющиеся экономические реалии. В единый правовой документ действительно легче вносить поправки, чем в сложную сеть протоколов, и он должен проложить путь к давно ожидаемой адаптации общеевропейских и средиземноморских правил происхождения к текущим рыночным условиям.
Конвенция PEM также позволит лучше интегрировать участников Процесса стабилизации и ассоциации Европейского союза (ЕСП ЕС) в пан-евро-средиземноморскую систему кумуляции происхождения путем создания единой зоны, в которой может применяться диагональная кумуляция. Этот шаг открывает новые торговые возможности. В частности, он допускает применение диагональной кумуляции с одновременным участием ЕС, стран ЕАСТ и участников СПД ЕС.
Особые положения
Диагональная кумуляция
В дополнение к двусторонней кумуляции в пан-Евро-Средиземноморской зоне применяется диагональная кумуляция. Это означает, что материалы, получившие статус происхождения в одной из Договаривающихся сторон, могут быть включены в продукты, произведенные в другой Договаривающейся стороне, при этом эти продукты не теряют своего статуса происхождения при экспорте в третью Договаривающуюся сторону в пределах панъевро-средиземноморской зоны. Однако диагональная кумуляция
применяется только в том случае, если между всеми заинтересованными Договаривающимися сторонами существует соглашение о свободной торговле. Это называется правилом «переменной геометрии». Пожалуйста, проверьте «матрицу», чтобы узнать, среди каких Договаривающихся сторон может применяться диагональная кумуляция.
Диагональная кумуляция также охватывает промышленные товары групп 25–97 ГС, происходящие из Княжества Андорра, и товары, происходящие из Республики Сан-Марино.
Параллельно в настоящее время действует полная кумуляция внутри Европейской экономической зоны (ЕЭЗ включает ЕС, Исландию, Лихтенштейн и Норвегию), а также между ЕС и Алжиром, Марокко и Тунисом. Страны ЕЭЗ применяют между собой полную кумуляцию, при этом ЕЭЗ считается единой территорией с общим «статусом происхождения из ЕЭЗ». Они также применяют диагональную кумуляцию с другими странами-партнерами панъевро-средиземноморской зоны. Важным моментом является то, что члены ЕЭЗ могут применять диагональную кумуляцию происхождения также между собой, когда это может предоставить преференциальное происхождение страны ЕЭЗ (в этом случае заявленным происхождением будет происхождение страны, а не само происхождение ЕЭЗ).
Правило безвозврата
Правило безвозврата применяется, в принципе, в преференциальной торговле в панъевро-средиземноморской зоне.
Протоколы о правилах происхождения в соглашениях о свободной торговле между ЕС, с одной стороны, и Алжиром, Египтом, Иорданией, Марокко, Тунисом и Палестиной, с другой стороны, допускают возмещение в чисто двусторонней торговле, то есть, если не применяется диагональная кумуляция и продукт не реэкспортируется из страны импорта в любую из других стран зоны.
Доказательство происхождения
Статус происхождения товара подтверждается либо:
- сертификатом о перемещении EUR.1 или EUR-MED, выданным таможенными органами страны-экспортера, либо
- инвойсной декларацией или инвойсом декларация EUR-MED, составленная утвержденным экспортером или любым экспортером для груза, состоящего из одной или нескольких упаковок, содержащих продукты, общая стоимость которых не превышает 6 000 евро.
Предложение о пересмотре правил происхождения для конвенции PEM
27 ноября 2019 года Европейская комиссия, действуя в качестве секретариата Конвенции PEM, председательствовала на 9-м заседании Совместного комитета PEM, чтобы пригласить все Договаривающиеся стороны выразить свою позицию в отношении официального принятия пересмотренных правил происхождения Конвенции PEM на основе сводного текста, распространенного в октябре.
Однако пересмотренные правила, которые повысят гибкость правил для конкретных продуктов во многих секторах и введут другие меры по упрощению процедур торговли, не могут быть приняты Совместным комитетом в свете оговорок, высказанных некоторыми Договаривающимися сторонами. .
Секретариат PEM и ЕС продолжат двусторонние обсуждения со всеми Договаривающимися сторонами для изучения возможных путей решения нерешенных вопросов/отступлений и последующих шагов, учитывая, что основная цель состоит в том, чтобы завершить процесс пересмотра, чтобы пересмотренный ПП Конвенция может быть одобрена всеми Сторонами.
Подробнее об итогах 9-го заседания Объединенного комитета по пересмотру правил PEM
Дальнейшие шаги по применению пересмотренных правил происхождения
На техническом совещании, состоявшемся в Брюсселе 5 февраля 2020 года, на котором присутствовали представители тех Договаривающихся сторон PEM, которые выразили заинтересованность в начале применения пересмотренных правил на переходной основе, был начат процесс введения пересмотренных правил в протоколы двустороннего происхождения. В настоящее время заинтересованными сторонами являются: Босния и Герцеговина, Европейский Союз, Грузия, Исландия, Израиль, Иордания, Косово*, Ливан, Молдова, Черногория, Северная Македония, Норвегия, Швейцария, Сербия, Турция и Украина, а также Секретариат Европейского Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и Секретариат Центральноевропейского соглашения о свободной торговле (ЦЕФТА).
Эти правила будут применяться в качестве правил, альтернативных правилам Конвенции PEM, которые будут по-прежнему в полной мере применяться всеми Договаривающимися сторонами PEM, как это делается в настоящее время. Правила будут применяться на переходной стадии до принятия пересмотренного варианта Конвенции PEM. Таким образом, их заявка будет необязательной:
- либо экономические операторы из Договаривающихся сторон, подающих заявку, которые ввели пересмотренные правила в двусторонние протоколы, смогут требовать преференциального режима на основе этих пересмотренных правил, либо
- экономические операторы могут применять действующие правила Конвенции PEM в зависимости от своих деловых потребностей и предпочтений.
Участники этой встречи выразили заинтересованность в том, чтобы действовать как можно быстрее, чтобы их экономические операторы могли как можно быстрее воспользоваться модернизированными, более гибкими и удобными для бизнеса правилами. Понятно, что завершение этого процесса зависит от его одобрения политическими властями всех заинтересованных сторон, а в отношении двух участников (Северная Македония и Турция) от удовлетворительного решения некоторых нерешенных вопросов.
Следующими шагами в этом процессе будет представление Комиссией предложений Совету по изменению протоколов происхождения, содержащихся в двусторонних соглашениях между ЕС и заинтересованными странами, и их принятие Советом, который, как ожидается, будет завершен. перед летом. Соответствующие органы в соответствии с двусторонними соглашениями должны затем принять пересмотренные протоколы, как только заинтересованные договаривающиеся стороны завершат необходимые внутренние процедуры, чтобы дать свое согласие. Прежде чем пересмотренные правила вступят в силу, Комиссия выпустит подробное руководство по их применению и организует семинары для разъяснения их функционирования в интересах операторов и таможни. Пересмотренные правила будут более удобными для бизнеса и лучше адаптированы к текущим потребностям бизнеса и торговли, а также будут в большей степени соответствовать правилам, введенным в самых последних торговых соглашениях, заключенных ЕС. Основные внесенные улучшения:
- Более гибкая региональная кумуляция по происхождению (введение «полной» кумуляции для большинства продуктов)
- Возможность возврата пошлины для большинства продуктов местная добавленная стоимость, новая двойная трансформация для текстиля (больше операций по отделке определяют происхождение), правило множественного выбора для химических веществ (химические реакции определяют происхождение) правило «прямого переноса» с правилом «невмешательства»
- Более гибкие правила раздельного учета
- Возможность — в будущем и при условии согласия Договаривающихся сторон — заменять сертификаты происхождения заявлениями о происхождении зарегистрированными экспортерами и выдавать электронные сертификаты происхождения.
Эти правила, таким образом, установят новый стандарт для правил происхождения, применимых между ЕС и его средиземноморскими торговыми партнерами в Европе. Они также обеспечат дальнейшее развитие интегрированных цепочек поставок и торговли в зоне, на долю которой приходится около 60 % преференциальной торговли ЕС, в интересах бизнеса и экономического развития стран зоны. Текст пересмотренной Конвенции можно найти в приложении к Решению Совета, принятому Советом 25 ноября 2019 г.которая одобрила пересмотренный текст Конвенции PEM.
Исходная информация
Общеевропейская кумулятивная система была создана в 1997 году и охватывает ЕС, страны ЕАСТ, ЦВЕ (страны Центральной и Восточной Европы) и страны Балтии. Затем она была расширена за счет Словении и промышленных товаров, происходящих из Турции (1999 г.). Система также была расширена до Фарерских островов.
В 2005 г. он был расширен за счет участников Барселонского процесса, что привело к созданию панъевропейско-средиземноморская кумулятивная система происхождения (IP/05/1256).
Leave a Reply