Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
СЕВАСТОПОЛЬ
Субъект РФ, город федерального значения. Пл. 0,9 тыс. кв. км. Население 556,3 тыс. чел. (2023).
Принят в состав РФ в марте 2014 в соответствии с ФКЗ от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и ФЗ от 21.03.2014 № 36-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов».
11 марта 2014 Верховным Советом Автономной Республики Крым и Севастопольским городским Советом принята Декларация о независимости Республики Крым и города Севастополя. 16 марта 2014 в Автономной Республике Крым и городе Севастополе состоялся общекрымский референдум, на котором был поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации.
Устав города Севастополя принят 14 апр. 2014. Высшее должностное лицо – Губернатор города Севастополя. Губернатор избирается гражданами РФ, проживающими на территории города, сроком на 5 лет.
В апр. 2014 врио Губернатора города Севастополя назначен С.И. Меняйло (до вступления в должность лица, избранного губернатором города). В окт. 2014 С.И. Меняйло избран губернатором города, в июле 2016 полномочия досрочно прекращены по собственному желанию, врио Губернатора города Севастополя назначен Д.И. Овсянников (до вступления в должность лица, избранного губернатором города). В сент. 2017 Д.И. Овсянников избран Губернатором города Севастополя. В июле 2019 полномочия досрочно прекращены по собственному желанию. В июле 2019 врио Губернатора города Севастополя назначен М.В. Развожаев (до вступления в должность лица, избранного губернатором города). В сент. 2020 М.В. Развожаев избран Губернатором города Севастополя. Срок окончания полномочий – сент. 2025.
Высший исполнительный орган государственной власти – Правительство Севастополя.
Законодательный (представительный) орган государственной власти – Законодательное Собрание города Севастополя. Избирается на 5 лет. Состоит из 24 депутатов, из которых 8 избираются по одномандатным избирательным округам, 16 – по городскому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.
Действующий состав Законодательного Собрания города Севастополя избран в сент. 2019. Срок окончания полномочий – сент. 2024. В апр. – сент. 2014 Председатель Законодательного Собрания города Севастополя Ю.В. Дойников, в сент. 2014 – марте 2016 – А.М. Чалый. В марте 2016 исполняющим обязанности Председателя Законодательного Собрания города Севастополя избрана Е.Б. Алтабаева, в сент. 2016 избрана Председателем Законодательного Собрания города Севастополя. В сент. 2019 Председателем Законодательного Собрания города Севастополя избран В.В. Немцев.
Представители в СФ: Е.Б. Алтабаева, С.Н. Колбин, В. В. Куликов, А.Н. Соболев, О.Л. Тимофеева.
Самая маленькая республика в России: площадь, население
Российская Федерация является самой большой страной в мире. Ближайшие по площади к ней государства почти вдвое меньше нее. Территория России составляет более 17 миллионов квадратных километров. В ее состав входят 85 субъектов, среди которых республики, области, края, автономные округа и другие субъекты. Они занимают разную площадь. Интересно узнать, какая самая большая, а какая самая маленькая республика в России.
От Сахо до Ингушетии
Самой большой из 22 республик в составе Российской Федерации является Якутия, или Республика Саха. Кстати, такое название она носит с конца 1991 года.
Саха занимает площадь немногим более 3 миллионов кв. км. Она входит в Дальневосточный округ РФ и размещается на северо-востоке Сибири. Состоит из 33 районов и 5 городов. Столицей ее стал Якутск. В Саха проживает менее одного миллиона человек, так что по плотности населения она занимает одно из нижних мест.
Общая площадь России
Россияне по праву могут утверждать, что они проживают в самой большой по размерам стране мира….
Самая маленькая республика в России – это Ингушетия, расположенная на Северном Кавказе и занимающая площадь 3628 кв. км.
Об Ингушетии подробнее
Самостоятельной республикой в составе РФ она стала в 1992 году. С 1936 года входила в Чечено-Ингушскую АССР. До этого здесь была Терская область. Первые взаимоотношения ингушей с Россией датируются 1770 годом. Через 40 лет, в 1810 г., некоторое количество значительных ингушских родов, так называемых тейпов, стали российскими подданными.
Сегодня Ингушетия входит в Северо-Кавказский федеральный округ. Подлежит административно-территориальному делению на 4 района и 4 города. Столица — город Магас.
Самая маленькая республика в России располагается на севере центральной части Большого Кавказа. Ее протяженность с севера на юг составляет 144 км, с востока на запад – 72 км. Рельеф горный и предгорный. Население, в основном, проживает в Сунженской долине (453 тысячи человек).
Соседние страны России: полный список. Специфические…
Россия — это самое большое по площади государство на планете. Разумеется, у неё должно быть много…
Хотя эта маленькая республика традиционно отличается гостеприимством, однако спокойной жизнь ее населения назвать нельзя. Территориальные споры с Чечней и Северной Осетией вносят в этот российский регион напряженность.
Другие малые республики
Самая маленькая республика в России, Ингушетия, в два раза меньше следующей по минимальной величине республики – Адыгеи, которая занимает площадь 7792 кв. км. Адыгея окружена территорией Краснодарского края. Ее столица — город Майкоп. Образована она была на территории Кубано-Черноморской области в 1922 году и называлась в то время Черкесская (Адыгейская) АО.
Тройку самых маленьких республик РФ замыкает Северная Осетия (по-другому — Алания), которая расположена в северной части Большого Кавказа. Ее площадь составляет 7987 кв. км. Столица — город Владикавказ. Северная Осетия, как и Ингушетия, относится к самым густонаселенным субъектам РФ (5 место).
Чуть более крупные субъекты
Если рассматривать республики России на карте, то можно обнаружить и те, которые несколько крупнее указанных, но все равно занимают очень небольшие территории. Площадь таких республик превосходит 10 тыс. кв. км, но не дотягивает до 20 тысяч. Это Кабардино-Балкария (12470 кв. км), Карачаево-Черкесия (14277 кв. км) и Чечня (15647 кв. км). Все они входят в Северо-Кавказский федеральный округ — самый молодой в РФ, образованный в 2010 году.
Площадь СССР. Республики, города, численность населения
Крупнейшее государство мира — Союз Советских Социалистических Республик занимал шестую часть…
К этой же группе можно отнести и Чувашию, площадь которой составляет 18343 кв. км. Она расположилась в центре европейской части РФ. В состав республики входит 21 район и 9 городов. Столица Чувашии — город Чебоксары, расположенный на берегу Волги. Население республики составляет 1 миллион 239 тысяч человек. Оно состоит, в основном, из чувашей и русских.
Маленькие или большие
Пожалуй, большими назвать республики, площадь которых превышает 20 тыс. кв. км, но не доходит до 50 тыс. кв. км, нельзя. Имеет в своем составе и такие административные единицы Россия. Республика Мордовия, к примеру, занимает площадь 26128 кв. км и делится на 22 района, а также имеет 3 города республиканского подчинения. Столица ее — город Саранск.
В 1994 году из Мордовской ССР была образована Республика Мордовия. Территориально она размещается на Восточно-Европейской равнине. Относится к Приволжскому федеральному округу РФ. Население ее немногим более 810 тысяч человек.
Практически такую же территорию занимает республика Марий Эл – 23375 кв. км. Она расположена в Приволжском федеральном округе РФ. В советское время она называлась Марийской АССР. В республике проживает почти 700 тысяч человек, в основном, марийцы и русские.
Примечательной особенностью этого края является обилие рек – около 190, основная – Волга.
Среди субъектов федерации, которые включает в себя Россия, Удмуртская республика тоже не может похвастаться обширной территорией. Ее площадь составляет 42061 кв. км.
Свою государственность Удмуртия ведет с 1920 года. Тогда была образована Вотская АО, которая затем стала Удмуртской АО. Она тоже относится к Приволжскому федеральному округу, расположена в Предуралье. Численность населения ее — более 1,5 млн. человек. Столица — город Ижевск.
Последняя республика
В марте 2014 года еще двумя субъектами федерации пополнилась Россия. Республика Крым и город Севастополь вошли в ее состав.
Если обратиться к истории, то первоначально Крым присоединился к России в 1783 году. Таврическая область, затем Новороссийская губерния, потом Крымская АССР, Крымская область. Такие разные названия носил Крым за годы своего пребывания в составе России и РСФСР. В 1954 году его передали в состав Украинской ССР. Республикой Крым стал называться с 1991 года.
Площадь полуострова — 26081 кв. км. Население Крыма вместе с г. Севастополь – более 2 миллионов 300 тысяч человек. Большинство из них русские, украинцы на втором месте, на третьем — татары.
Рассматривая республики России на карте, можно заметить, что Крым выпадает из общего конгломерата и не имеет сухопутной границы с остальной частью России. Крым омывается Азовским и Черным морями. С материком он соединен Перекопским перешейком, ширина которого составляет всего лишь 8 километров, и граничит в этом месте с Херсонской областью Украины. Однако за Керченским проливом сразу начинается Россия.
Республика Крым характеризуется благоприятными, мягкими природно-климатическими условиями и самыми разнообразными ландшафтами. Она по праву считалась главной здравницей Советского Союза, а позже — стран СНГ.
субъектов Российской Федерации | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Флаги и гербы регионов
ПРОФИЛЬ
Основан 20 января 1921 года как Дагестанский Автономный Совет
Социалистическая Республика
Дагестанская Советская Социалистическая Республика с 17 сентября 1991 г.
Республика Дагестан с 17 декабря 1991
Столица Махачкала
Республика Дагестан входит в состав Северо-Кавказского федерального округа
9 0003
Площадь 50 300 кв. км
Население 3 209 800 (2023 г.)
Этнические группы
(2010 Национальный
Перепись, %)
Аварец – 29,39
Даргинец – 16,96
Кумык – 14,93
Лезгин – 13,32
лакский – 5,58
азербайджанский – 4,53
табасаранский – 4,11
русский – 3,60
чеченский – 3,24
ногайский – 1,40
Прочее – 2,94
Республика Дагестан – самый этнически разнообразный регион в Российской Федерации, с представителями разных национальностей, этнических
группы и три языковые группы.
Административное деление (2023)
Муниципальные районы – 41
Городские районы — 10
Сельские города — 7
Сельские районы — 701
Внутригородские районы — 3
География и климат
Республика расположена в восточной части Северного Кавказа. Северная часть в основном низменная, южная — предгорно-горная, Большой Кавказ. Восточная часть граничит с Каспийским морем (длина побережья 350 км).
Республика граничит с Республикой Калмыкия, Чеченской Республикой и Ставропольским краем, а также с Азербайджаном и Грузией. Там тоже есть вода
граничит (через Каспийское море) с Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном и Исламской Республикой Иран.
В регионе есть четыре типа местности: низменности, предгорья, горы и высокогорья.
Район не имеет себе равных в России по разнообразию растительного и климатического
зоны: от субтропиков в устье реки Самур, пустынь и полупустынь на севере до высокогорных тундр, ледников и альпийских трав.
Республика имеет умеренный
климат континентальный, обычно сухой. Самый холодный месяц – январь. Среднее
Температура января −0,3°С. Средние температуры июля достигают в среднем +22,8°С.
В этом регионе проживает несколько
ООПТ федерального значения: Дагестанский государственный природный заповедник, Самурский
Национальный парк, три государственных заказника природы (Аграханский, Тляротинский и Самурский) и два ботанических сада. Имеются также региональные охраняемые природные
объекты: 12 государственных памятников природы, 4 природных парка, 28 памятников природы,
лагунно-барьерный комплекс Сулакская лагуна.
Правительство
Законодательная власть — Народное собрание —
Парламент Республики Дагестан, который является постоянным, высшим,
представительный и единственный орган законодательной власти в регионе.
Народное Собрание состоит из 90 депутатов, избираемых сроком на пять лет в едином
округа пропорционально количеству голосов, отданных за кандидатов.
Нынешнее Народное собрание
Республики Дагестан избран в сентябре 2021 года. Срок полномочий истекает в сентябре 2026 года.
Органом исполнительной власти является Правительство Республики Дагестан, а также другие местные исполнительные органы.
Глава Республики Дагестан является высшим должностным лицом республики , который возглавляет исполнительную власть и руководит Правительством Республики.
Дагестана. Депутаты Народного Собрания республики избирают Главу Республики Дагестан сроком на пять лет. Срок полномочий действующего Главы Республики истекает в октябре 2026 года.
Правительство Республики Дагестан является высшим
постоянный орган исполнительной власти в республике. Образуется Главой Республики Дагестан и подотчетен его власти. Правительство
Республики Дагестан возглавляет исполнительную власть республики Глава Республики назначает Премьер-министра Республики Дагестан с согласия Народного Собрания Республики Дагестан. Премьер-министр организует работу правительства и
несет личную ответственность перед Главой Республики Дагестан за осуществление возложенных на него полномочий.
Экономика и природные ресурсы
Экономика Республики Дагестан
многоотраслевая и специализируется на агропромышленном развитии.
Агропромышленный комплекс,
строительство, производство, транспорт, связь и торговля играют главную роль
роль в валовом региональном продукте (ВРП) и налоговых доходах региона.
Доля отрасли в ВРП составляет около 15%. Ведущая роль принадлежит обрабатывающей промышленности (более 60 % отгруженных товаров и услуг, за ней следуют электро-, газо- и водораспределение (около 30 %) и сырьевая промышленность.
добыча сырья (более 6%).
Несмотря на структурные изменения в отрасли, пищевая промышленность остается основной отраслью промышленности с выпуском продукции
широко известны не только в России, но и за рубежом (Кизлярский коньячный завод,
Дербентский завод игристых вин, Дербентский коньячный завод и Денеб).
Машиностроение и металлургия
центры обработки расположены в Махачкале, Избербаше, Кизляре и Хасавюрте (завод Дагдизель, Авиаагрегат, Каспийский завод точной механики,
Гаджиевский завод и Группа КЭМЗ). Оборонная промышленность России занимает важное место в машиностроительной отрасли региона.
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды осуществляется на базе энергокомплекса с гидроэлектростанциями (Чиркейская, Ирганайская,
Миатлинская, Чирюцкая и Гоцанлинская), ТЭЦ (Каспийская
и Махачкала) и теплоэлектростанции. Республика полностью отвечает своим
потребности в электроэнергии. В промышленности используются нетрадиционные возобновляемые источники энергии, такие как геотермальная, ветровая, солнечная и биологическая энергия. Газификация
в регионе составляет более 80%.
Добыча полезных ископаемых
ресурсов базируется на известных месторождениях нефти и газа, цветных металлов (Кызыл-Дере
Шахта), а также строительные материалы (камень, кварцевый и стекольный песок, другой песок
гравийные смеси и глины). Шельф Каспийского моря – важный заповедник
для углеводородов.
Помимо основных отраслей промышленности, строительных материалов, лесной и химической промышленности (стекловолокно, минеральные удобрения и покрытия)
развит в Дагестане.
На долю агропромышленного комплекса приходится не более 20% ВРП.
Дагестан — древний центр террасного земледелия и скотоводства.
Благоприятные природно-климатические условия области обеспечивают сельскохозяйственное
развитие и специализация в овцеводстве и коневодстве, а также виноградарстве,
садоводство и овощеводство. Козоводство играет важную роль в сельском хозяйстве.
Зерновые (рожь, крупы и кукуруза), фрукты, ягоды и картофель, а также мясо,
молочное, шерстяное, кожевенное и яйцеводство – основные отрасли сельского хозяйства. Селективный
В последнее время активно развивается семеноводство.
Выгодное географическое положение Республики Дагестан играет важную роль в системе международных и евразийских транспортных маршрутов благодаря
доступ к Каспийскому морю. Дагестан имеет прямой доступ к международным транспортным путям
и обеспечивает экономические связи России с Закавказьем, Средней Азией,
Казахстан, Турция и Иран. Он также может стать транзитным коридором.
для международных маршрутов между Ближним Востоком и Европой. Транспортный сектор
приходится 7% ВРП, а объемы транзита через республику
увеличение. Махачкалинский морской торговый порт, Махачкалинский международный аэропорт «Уйташ»,
железные дороги, автомагистрали и трубопроводы — все это части сектора транспорта и логистики.
Туризм и отдых также входят в число приоритетных направлений развития экономики республики. Там
нет такого места, как Дагестан в Евразии по качеству и количеству климатических и бальнеологических ресурсов на относительно небольшой территории. региональный
геотермальные воды обладают лечебными свойствами, которые превосходят другие
известные курорты. Курорт Талги — единственный бальнеологический курорт в мире
на основе сульфидно-тяжелых вод с сероводородом. Источник Талги
не имеет себе равных в Европе по качеству. Качество воды позволяет
для лечения людей с кожными, гинекологическими и неврологическими заболеваниями, а также заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Розничная торговля, обувная промышленность и кустарные промыслы
являются традиционными направлениями в экономике региона.
Культура и туризм
Дагестан предлагает уникальное множество
народов и этнических групп, где все
народы сохранили свои исторические традиции, фольклор, ремесла и языковой образ. Многие археологические, исторические и горные культурные памятники и помогают развитию внутреннего и международного туризма.
В Дагестане более 6000
памятники истории и культуры, всего более 170 памятников федерального значения, пять из которых включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО: Дербентский
Стена, Дербентский маяк, Джума-мечеть, Нарын-кала часть Дербентской крепости и Армянская церковь Всеспасителя.
Разнообразное искусство
а кустарные промыслы Дагестана известны далеко за пределами области. Есть мастер
золотых дел мастера из Кубачи, ювелиры из Гоцатля, гончары из Балхара,
известные мастера по дереву из Унцукуля и ковровщики из Южного Дагестана
и отмечены на всемирных выставках и ярмарках. Их работы являются наиболее признанными
и известная торговая марка Дагестана.
Плавание
сезон на каспийском море длится до 140 дней. Здесь около 160 туристических баз,
гостевые дома, санатории и детские лагеря вдоль побережья.
Уникальный климат и ландшафт Дагестана способствуют развитию горного туризма.
Возвращение истории: постсоветское пространство через 30 лет после распада СССР
Первоначально опубликовано на испанском языке под названием «El retorno de la historia», Política external, 204 (ноябрь/декабрь 2021 г.): 40–50.
В декабре 1991 года, когда Советский Союз разваливался, я попросил своих студентов на курсе «СССР в кризисе: национальный вопрос» сыграть в небольшую игру. Его основная предпосылка заключалась в том, что по состоянию на 19 декабря91 все советские граждане имели право переселяться куда угодно в своей республике или любой другой союзной республике, возможность, которая была бы утрачена, когда республики стали бы независимыми государствами. Студентам было предложено выбрать, в каком регионе или республике они хотели бы поселиться: другими словами, какие государства-правопреемники СССР преуспеют в следующем десятилетии или двух.
Наиболее популярными были два региона Российской Федерации: Калининградский анклав, часть Восточной Пруссии в районе города Кенигсберга, захваченная Красной Армией в 1945, так как он считался естественным мостом для политической и экономической интеграции новой России в Европу и дальневосточный регион вокруг Владивостока, который должен был выполнять ту же функцию по отношению к бурно развивающемуся Тихоокеанскому краю. Другие выбрали Украину, которой эксперты Deutsche Bank пророчили самое светлое экономическое будущее среди всех советских республик.
Тридцать лет спустя надежды и ожидания моих учеников и большинства экспертов и прогнозистов не оправдались. Регионы, которые якобы имели наилучшие шансы на успех, сейчас оказались в числе худших по экономическим показателям и уровню жизни. Оценивая экономический потенциал постсоветского пространства, не только мои студенты, но и профессора и ученые ошибались в перспективах демократического развития в государствах-преемниках. Фрэнсис Фукуяма, в частности, приветствовал окончание холодной войны и распад Советского Союза как «конец истории как таковой: то есть конечную точку идеологической эволюции человечества и универсализацию западной либеральной демократии как последней формы человеческого правления. ”
Будущее выглядело светлым, и что бы ни думали о прогнозе Фукуямы, распад Советского Союза обычно воспринимался как отдельное событие, которое, казалось, произошло чудесным образом, почти за одну ночь; поворотный момент в том или ином процессе, но не процесс сам по себе. «Мне трудно представить себе событие более странное и поразительное и на первый взгляд более необъяснимое, чем внезапный и полный распад и исчезновение с международной арены… великой державы, последовательно известной как Российская империя и Советский Союз, — писал декан американской советологии Джордж Ф. Кеннан в 1995.
Оглядываясь назад, мы видим, что 1991 год не ознаменовал конца истории ни как идеологическая эволюция человечества, ни как наука, задокументировавшая длительный и болезненный распад большинства мировых империй. То, что мы наблюдаем сегодня на постсоветском пространстве, — это продолжающийся процесс распада СССР, сопровождающийся попытками установления сфер влияния, пограничными спорами и открытыми военными действиями. Мы также видим возвращение России на международную арену, поскольку она пытается играть роль не только региональной, но и глобальной державы, подобной той, которую играли Российская империя и Советский Союз.
***
Теперь, когда эйфория начала 1990-х прошла, мы можем более трезво оценить распад Советского Союза и его причины. Мы также можем определить направление, в котором этот процесс продолжает развиваться, и, возможно, лучше предсказать его будущее. Сразу бросается в глаза одно: постсоветское пространство распалось на более чем дюжину более мелких политий, которые движутся под собственную барабанную дробь, часто в разных направлениях. История, в особенности досоветская история, сыграла важную роль в определении постсоветских событий в регионе.
Падение Советского Союза началось с самых последних присоединений к его территории — земель, аннексированных в ходе Второй мировой войны сначала в результате пакта Молотова — Риббентропа, а затем отвоеванных у гитлеровской Германии в 1944—1945 гг. Ялтинских соглашений. В авангарде мобилизации против советского центра были страны Прибалтики, особенно Эстония и Литва. Первая была первой советской республикой, объявившей о своем суверенитете, а это означало, что ее законы имели приоритет над законами Союза.
Литва, со своей стороны, была первой республикой, объявившей себя полностью независимой от Советского Союза. Это было сделано в марте 1990 года на первой сессии свободно избранного литовского парламента. Даже Коммунистическая партия Литвы вышла из состава СССР, заявив о своем выходе из состава Коммунистической партии Советского Союза. Лидерство перешло к представителям альтернативной элиты из рядов интеллектуалов и технократов, что мало чем отличается от процесса в Восточной Европе несколькими годами позже.
Стремление Балтийских стран восстановить утраченную в огне Второй мировой войны независимость оказало влияние на весь Советский Союз. Чтобы справиться с прибалтийскими «Народными фронтами» — организациями, выступающими за независимость, которые вывели на улицы сотни тысяч людей для достижения своей цели, — Москва и местные партийные элиты организовали «Международные фронты», которые стремились мобилизовать русское и русскоязычное меньшинство. в республиках.
Русская мобилизация на западных окраинах СССР вскоре перекинулась и на саму Россию. Подход «Россия прежде всего» объединил русских националистов и демократов, продвинув бывшего ставленника Горбачева, а затем его заклятого врага Бориса Ельцина сначала на пост главы российского парламента, а затем на пост президента России. Победа Ельцина стала результатом нескольких мобилизаций, сначала националистов, а затем демократических активистов в крупных городах. Наконец, была поддержка вновь организованных рабочих, которые объявили забастовку из-за экономических условий, ожидая, что российские власти смогут помочь им, когда профсоюзные чиновники потерпели неудачу.
К июню 1991 года в Москве было два президента, один из России, а другой из СССР. Но в России, в отличие от прибалтийских республик, оппозицию центру возглавлял бывший партийный босс, а не интеллигент, как это было в Литве, где бывший профессор музыки Витаутас Ландсбергис играл примерно ту же роль, что и Ельцин. Несмотря на то, что Ельцин публично вышел из Коммунистической партии, а затем приостановил ее деятельность, новая российская элита так и не порвала с коммунистическим прошлым, как это сделали ее коллеги в странах Балтии. Это была существенная разница.
Мобилизация на Украине, второй по величине советской республике после России по численности населения и экономике, сочетала в себе элементы прибалтийской и русской мобилизаций. В частях Западной Украины, аннексированных Советским Союзом на основе пакта Молотова-Риббентропа, она следовала балтийской модели, сосредоточив внимание на вопросах истории, языка, культуры и национального суверенитета. Провозглашение Украиной независимости от Советского Союза после неудавшегося августовского переворота 1991 года в Москве произошло не только в результате союза националистов, демократов и бастующих рабочих Донбасса, но и благодаря поддержке партийного аппарата. , которому угрожала приостановка Борисом Ельциным деятельности Коммунистической партии.
1 декабря 1991 года украинцы нанесли последний удар Советскому Союзу, подавляющим большинством голосов проголосовав за независимость. Прибалтики к тому времени фактически уже не было, как и Молдовы и значительной части Кавказа. Но белорусы и выходцы из Средней Азии, рассчитывавшие на постоянные поставки субсидированного газа и нефти из России, уезжать не спешили. Даже богатый природными ресурсами Казахстан сомневался в независимости, отчасти из-за большого количества русского и славянского населения. Но решение России признать независимость Украины и не нести экономическое бремя Союза без существенных человеческих и экономических ресурсов Украины означало конец СССР. Вольно или невольно белорусам и выходцам из Средней Азии тоже пришлось уехать.
25 декабря 1991 года Михаил Горбачев объявил о своей отставке с поста президента после того, как Советский Союз уже перестал существовать как юридическое лицо, формально распущенный руководителями союзных республик. Это оказалось началом процесса распада, а не его завершением.
***
Падение СССР, далеко не всеобщее торжество демократии, как это представлялось еще в 1991 году, было победой в разной степени националистов, демократов и партийных аппаратчиков, роль и идеология которых варьировались от республики к республике. В ряде случаев власть консолидировали наиболее консервативные элементы советской элиты.
Различные пути к независимости, которые избрали разные республики, не могли не повлиять на постсоветскую траекторию теперь уже формально независимых государств. За заметным исключением государств Центральной Азии, они начали со значительной демократизации своей политической жизни и институтов, но не каждое государство было способно поддерживать или повышать этот уровень демократии в бурные годы постсоветского перехода. На самом деле большинству из них это не удалось.
Демократия была полностью успешной только в странах Балтии, где она оказалась более прочной и устойчивой к авторитарному давлению, чем даже в странах бывшего восточноевропейского коммунистического блока, прежде всего в Венгрии и Польше. Демократия в форме конкурентных выборов сохранилась в Украине, Молдове, Грузии, Армении и, в некоторой степени, в Кыргызстане (исключение среди государств Центральной Азии в этом отношении). В остальной части Центральной Азии, включая Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан, он так и не получил распространения. В Беларуси скатывание к авторитаризму началось в середине 1990-е годы после избрания Александра Лукашенко президентом. Его режим стал фактически диктатурой к 2020 году, когда он применил неограниченное насилие против мирных демонстрантов, протестовавших против широкомасштабных фальсификаций правительства на выборах, направленных на сохранение Лукашенко у власти.
В России, маяке демократии для более консервативных республик в конце 1980-х и начале 1990-х годов, авторитаризм начал набирать силу после неудавшегося переворота 1993 года против Бориса Ельцина. Президент России приказал своим военным подавить переворот танками и переписал российскую конституцию, чтобы усилить полномочия своего офиса. Придя в Кремль в качестве президента в 2000 году, Владимир Путин в полной мере воспользовался этими полномочиями. В 2021 году, будучи дважды премьер-министром и уже отбыв свой третий президентский срок, Путин еще раз переписал конституцию, позволив себе еще два президентских срока, каждый из которых был продлен с первоначальных пяти лет до семи.
По многочисленным показателям демократического развития три прибалтийских государства неизменно опережали другие постсоветские страны. Индекс трансформации Бертельсмана делит их на три категории. За Украиной, набравшей 6,81 балла, следуют Армения, Грузия, Кыргызстан и Молдова в лагере так называемой «ограниченной демократии». Россия, набравшая 5,3 балла, возглавляет группу «очень ограниченная демократия». За ним следуют Казахстан, Беларусь, Азербайджан и Узбекистан. Внизу расположились Таджикистан и Туркменистан с соответствующими баллами 3,32 и 2,71. Это лагерь «неудавшейся демократии».
Вопреки ожиданиям 1991 года, либеральная демократия не смогла охватить большую часть бывшего Советского Союза, и большинство постсоветских государств, включая Россию, сейчас идут по пути авторитаризма, а не демократии.
***
История, казалось, подошла к концу в 1991 году в одном отношении — отказе от монополистической государственной собственности и планирования в каждом новом политическом устройстве и принятии в той или иной степени принципов частной собственности, свободного предпринимательства и рыночной экономики.
К сожалению, верховенство закона в целом не стало определяющим принципом политической, социальной и экономической жизни. Жесткое государственное регулирование и манипуляция, сопровождаемые коррупцией, стали неотъемлемой чертой экономической жизни региона. Опять же, страны Балтии являются единственным исключением из этого общего правила. Там демократия и верховенство права идут рука об руку с самым высоким ВВП на душу населения на постсоветском пространстве (в 2020 году лидировала Эстония с $23 000 в год).
Там, где демократия не сопровождается верховенством права, экономическая трансформация последних тридцати лет дала далеко не скромные результаты. Украина с самым высоким уровнем демократического развития находится почти в конце списка постсоветских стран с ВВП на душу населения всего 3500 долларов. То же самое в разной степени относится и к другим странам группы «ограниченной демократии»: Грузии, Молдове и Армении, чей ВВП на душу населения в 2020 году составил менее 4500 долларов. Все эти страны находятся в еще более невыгодном положении из-за приостановленных или продолжающихся военных конфликтов: российские войска остаются в Приднестровье, Армения имеет не столь замороженный конфликт с Азербайджаном, Грузия подверглась вторжению России в 2008 году, а Украина уже восьмой год сражается с российским вторжением в Украину. Донбасс.
Россия, Казахстан и Туркменистан относятся к группе «очень ограниченной демократии» или даже «неудавшейся демократии». В экономическом плане они отстают от Прибалтики, но опережают Украину, Грузию, Молдову и Армению. ВВП на душу населения составляет около 10 000 долларов США в России, около 9 000 долларов США в Казахстане и немногим более 8 000 долларов США в Туркменистане. Относительное богатство этих стран в немалой степени обусловлено их природными ресурсами и их способностью продавать их на внешних рынках. Прибыль от этой торговли помогает поддерживать авторитарных правителей и ограничивает распространение демократии во всех трех странах. Российские и азербайджанские нефтяные доходы также помогают финансировать войны этих стран.
***
Когда в 1991 году распался Советский Союз, одной из самых обнадеживающих особенностей его распада было отсутствие широкомасштабных войн между республиками. Обеспокоивший многих на Западе сценарий «Югославия с ядерным оружием» так и не был реализован.
Наличие ядерного оружия на советской территории следует объяснить не только мирным окончанием холодной войны, но и относительно мирным распадом Советского Союза, в котором оказались четыре республики, Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан. , хотя и не всегда в контроле, ядерного оружия. Соединенные Штаты работали рука об руку с Россией, чтобы добиться ядерного разоружения, вынудив Украину и другие республики отказаться от своего ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности. Они оказались бесполезными, когда Россия вторглась в Украину весной 2014 года.
1990-е годы стали кульминацией российско-американского сотрудничества. Две страны достигли договоренности по ряду ключевых вопросов, от дальнейшего сокращения ядерных арсеналов до разрешения региональных конфликтов в Африке, на Ближнем Востоке и в Афганистане, где Москва перестала поддерживать своих клиентов. Но было одно серьезное исключение: Россия и США так и не пришли к пониманию будущего постсоветского пространства.
Несмотря на принятое им в декабре 1991 года решение допустить распад Советского Союза, Ельцин никогда не рассматривал постсоветское пространство как территорию, в которой бывшие республики СССР получат полную свободу действий в решении своих дел. Содружество Независимых Государств, образованное 19 декабря.91, в том числе для обеспечения ведущей роли России в регионе. Другие республики, в частности Украина, рассматривали Содружество как международный институт, который сделает возможным организованный распад Союза или, как это называли в Киеве, «цивилизованный развод».
Соединенные Штаты оставались решительным сторонником Горбачева и Советского Союза до последних недель существования Союза, но как только СССР распался, Вашингтон поддержал полную независимость постсоветских государств в противоположность отстаиваемому для них ограниченному суверенитету Ельциным и его советниками. Конфликт между этими двумя взглядами вышел на первый план в начале двадцать первого века.
Украина оказалась в самом центре битвы за полный суверенитет республик. Она так и не присоединилась полностью к Содружеству, которое она помогла создать, а с уходом с политической сцены бывших партийных чиновников продемократические силы предприняли попытку переориентировать Украину на Запад. Оранжевая революция — массовые протесты в Киеве осенью 2004 года, спровоцированные попыткой правительства сфальсифицировать выборы в пользу кандидата в президенты, поддерживаемого Россией, — поставила членство в Европейском Союзе на политической повестке дня Украины. США поддержали демократический выбор Украины, но Россия посчитала Оранжевую революцию формой американской агрессии и посягательством на свою сферу влияния.
В то время как либеральные союзники Путина, такие как Анатолий Чубайс, выступали за формирование российской либеральной империи, в которой другие республики были бы связаны с Россией экономической зависимостью и мягкой силой, Путин пришел к выводу, что его единственный эффективный инструмент для сдерживания постсоветского пространства Русское управление заключалось в применении военной силы. В первые месяцы 2014 года, когда украинцы подняли восстание против своего президента Виктора Януковича, который обещал им подписать соглашение об ассоциации с Европейским союзом, но отказался от него под давлением России, Путин ввел свои войска в украинский Крым и захватил полуостров. Через несколько месяцев он открыл еще один фронт в войне с Украиной, на этот раз в восточном промышленном районе Донбасса.
Война, начавшаяся там весной и в начале лета 2014 года, продолжается до сих пор, унося жизни более 14 тысяч человек, раненых как минимум в два раза больше, сотни тысяч остались без крова, миллионы вынуждены стать беженцами. Каковы мотивы России? Во-первых, остановить дрейф Украины в сторону Запада: Путин заявил, что, если бы он не аннексировал полуостров, он стал бы стартовой площадкой для сил НАТО. Во-вторых, подорвать и дискредитировать украинскую демократию, успех которой стал бы нежелательным сигналом для россиян: если Украина может быть демократической и успешной, то почему Россия не может сделать то же самое?
Усилия Москвы по установлению или сохранению российской сферы влияния не ограничиваются Украиной. Та же причина очевидна и в соседней Беларуси, где Россия поддерживает крайне непопулярного президента Александра Лукашенко, чья легитимность не признается европейскими соседями страны. Западный фронт конфронтации России с коллективным Западом также включает страны Балтии, постсоветскую историю успеха. Они вступили и в Евросоюз, и в НАТО, но Россия считает их оспариваемой территорией и применяет новые методы кибервойны против своих бывших подданных.
Южнее Россия продолжает оказывать военную и экономическую поддержку Приднестровью, дипломатически непризнанному анклаву, созданному в Молдавии для сдерживания западных устремлений этой страны. На Кавказе Россия вторглась в Грузию в 2008 году и захватила регион Южная Осетия, присоединив его к другому грузинскому анклаву, уже находящемуся под контролем России, республике Абхазия. Война стала прямым ответом на желание Грузии вступить в НАТО.
Многие наблюдатели говорят о возвращении холодной войны в ныне переосмысленную Восточную Европу, состоящую из бывших советских республик западной и частично южной периферии СССР. Но на самом деле новая холодная война началась там, как только закончилась первоначальная. Что поистине беспрецедентно в событиях последнего десятилетия, так это появление на постсоветском пространстве новых международных акторов. Недавнее возобновление военного конфликта между Азербайджаном и Арменией на оспариваемой территории Нагорного Карабаха завершилось победой Азербайджана, во многом благодаря поддержке его союзника Турции. Россия ввела в этот район своих «миротворцев», но была вынуждена смириться с поражением своего клиента, Армении.
Весь регион становится новым полем битвы другой холодной войны, войны между Соединенными Штатами и Китаем, в которой Москва фигурирует как младший партнер Пекина — возвращение к старому советско-китайскому альянсу, когда роли партнеров поменялись местами. . Китай, который расширяет свое экономическое и политическое влияние в Центральной Азии и за ее пределами (это крупнейший торговый партнер Украины), воздерживается от прямых вызовов России в этих областях, но его растущая экономическая мощь, в отличие от стагнирующей экономики России, не оставляет сомнений в окончательный победитель этого конкурса.
***
Это вряд ли сценарий, который кто-либо предполагал тридцать лет назад. Точно так же наблюдатели не предвидели судьбу демократии, экономики и верховенства права на постсоветском пространстве. В одних республиках торжество демократии состоялось, в других нет. А Россия, поколебавшись, просто отказалась от своих амбиций единоличного хозяина постсоветского пространства.
Но не все новости мрачны. Масштабы новой холодной войны гораздо меньше, чем у старой. Железный занавес пал, и люди могут свободно путешествовать. Ушли диктат коммунистической идеологии, ее социальные эксперименты и ГУЛАГ. Никто не заставляет крестьян вступать в коллективы, заморивая их голодной смертью, и никто не убивает писателей, чтобы остановить развитие нерусских культур. Большинство постсоветских стран сегодня намного свободнее, чем они были даже во времена горбачевской перестройки, не говоря уже о кровавой сталинской диктатуре. Верховенство закона медленно продвигается вперед в регионе, и подавляющее большинство постсоветских экономик выросли с 19-го века.
Leave a Reply