Вопросы и ответы о правах человека
Что такое «права человека»?
Права человека – это то, чем, согласно нормам морали, наделен каждый живущий в мире просто в силу того, что он — человек. Добиваясь реализации наших прав, мы обращаемся, как правило, к собственному правительству с позиций морали: так поступать нельзя, потому что это – вторжение в сферу моей морали и оскорбление моего личного достоинства. Никто, ни человек, ни правительство, никогда не может отобрать у нас наших прав человека.
Откуда они взялись?
Они возникли потому, что человек помимо физической, имеет также моральную и духовную сущность. Права человека нужны для того, чтобы защитить и сохранить человеческую сущность каждого, чтобы обеспечить каждому человеку достойную жизнь – жизнь, которую человек заслуживает.
Почему кто-то «должен» их уважать?
Прежде всего потому, что человеческая сущность включает и нравственную составляющую. Большинство людей, если им указать на то, что они ущемляют чье-то личное достоинство, постараются этого не делать. Как правило, люди не хотят причинять зла другим. Однако теперь помимо моральных санкций собственной или чужой совести в большинстве стран мира существуют законы, которые обязывают правительства уважать основные права своих граждан, даже если им этого, может быть, и не хочется.
Кто обладает правами человека?
Абсолютно все. Преступники, главы государств, дети, мужчины, женщины, африканцы, американцы, европейцы, беженцы, лица без гражданства, безработные, работающие, банкиры, лица, обвиняемые в совершении террористических актов, работники благотворительных учреждений, учителя, танцоры балета, астронавты…
Даже преступники и главы государств?
Абсолютно все. Преступники и главы государств — тоже люди. Сила прав человека заключается в том, что они признают всех равными с точки зрения обладания человеческим достоинства. Кто-то порой может нарушить чьи-либо права или стать угрозой для общества, и поэтому может возникнуть необходимость тем или иным образом ограничить права таких людей, чтобы защитить права других, но только в определенных пределах. Эти пределы определяются как минимум, необходимый для сохранения человеческого достоинства.
Почему некоторым группам требуются особые права человека? Означает ли это, что у них больше прав, чем у других людей?
Нет, не означает, но некоторые группы, такие как цыгане-рома в Европе, далиты и определенные касты в Индии так долго подвергались дискриминации в том или ином обществе, что потребовались специальные меры, чтобы обеспечить им равный с другими людьми стандарт прав человека. Было бы смешно полагать, что после долгих лет укоренившейся дискриминации и стереотипов, откровенной ненависти и социальных барьеров будет достаточно просто предоставить им общеприменимые права, полагая, что этого будет достаточно для соблюдения равенства.
Почему речь идет о правах людей, а не об их ответственности?
Несмотря на то, что некоторые философы и НПО выдвинули веские аргументы в пользу необходимости определить меру ответственности людей и даже представили в защиту этого довода свои «кодексы» и «декларации», сообщество правозащитников в целом хранит молчание по поводу этого спора. Причина в том, что многие правительства ставят «дарование» прав в зависимость от определенных обязанностей, налагаемых на людей правительством или правителем, отчего сама идея прав человека изначально теряет смысл. И все же, разумеется, все мы ‒ отдельные люди и группы людей ‒ должны со всей ответственностью относиться к правам других, не злоупотреблять ими, но уважать, как свои собственные права. И в этом свете статья 29 Всеобщей Декларации прав человека признает, что: «1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. 2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
Кто следит за соблюдением прав человека?
Все мы должны за этим следить. Существуют законы, как национальные, так и международные, которые ограничивают свободу действий правительств в отношении своих граждан, но если никто им не укажет на то, что своими действиями они нарушают международные нормы, правительства могут безнаказанно продолжать нарушения. Каждый из нас, как личность, должен в повседневной жизни не только уважать права других, но и внимательно следить за действиями наших и не наших правительств. Системы защиты прав существуют для того, чтобы все мы могли ими воспользоваться.
Как я могу защитить свои права?
Постарайтесь обратить внимание других на то, что ваши права были нарушены; потребуйте их соблюдения. Дайте противоположной стороне понять: вам известно, что она не имеет права обращаться с вами подобным образом. Выделить соответствующие статьи во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах человека или других международных документах. Если соответствующие законы есть в вашей собственной стране, сошлитесь и на них. Сообщите другим о случившемся: дайте сообщение в печать, напишите вашему депутату парламента и главе государства, проинформируйте об этом неправительственные организации, занимающиеся правами человека. Спросите у них совета. Если есть возможность, поговорите с адвокатом. Постарайтесь, чтобы правительству стало известно о ваших действиях. Дайте ему понять, что вы не собираетесь отступать. Продемонстрируйте поддержку, на которую вы можете рассчитывать. Наконец, если все остальное не помогло, вы можете обратиться в суд.
Как мне обратиться в Европейский Суд?
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод определяет процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб. Однако принятие дел к рассмотрению регламентируется строгими требованиями. Например, до подачи дела в Европейский суд вы должны подтвердить, что ваша жалоба уже подавалась в национальные суды вашей страны (вплоть до самой высшей инстанции!). Если вы хотите попытаться, и полагаете, что ваша жалоба отвечает установленным требованиям, ее можно представить на официальном бланке, который можно получить в Секретариате. Однако вам настоятельно рекомендуется обратиться за советом к юристу или неправительственным организациям, действующим в этой области, и убедиться, действительно ли у вас есть реальный шанс на успех. Имейте в виду, что вынесению окончательного решения может предшествовать длительный и сложный процесс.
У кого мне требовать соблюдения моих прав?
Соблюдения почти всех основных прав человека, перечисленных в международных соглашениях, вы должны требовать от правительства вашей страны, или от официальных должностных лиц государства. Права человека защищают ваши интересы от посягательств государства, поэтому вы должны требовать их соблюдения от государства или от его представителей. Если вы считаете, что ваши права нарушаются, например, вашим работодателем или соседом, вы не можете напрямую ссылаться на международные законы о правах человека, за исключением тех случаев, когда правительство вашей страны было обязано принять меры, чтобы не допустить таких действий работодателей или соседей.
А лежит ли на ком-нибудь обязанность защищать мои права?
Да. Право не имеет смысла, если на кого-то не возложена соответствующая ответственность и обязанность. Моральная обязанность не посягать на ваше личное достоинство возложена на каждого человека, но правительство вашей страны, подписав международные соглашения, несет не только моральную, но и юридическую ответственность.
Права человека – это проблема только недемократических стран?
Даже сегодня в мире нет такой страны, где бы полностью были соблюдены все права человека. В одних странах нарушения могут происходить чаще, чем в других, затрагивать бóльшую или меньшую часть населения, но всякое, даже единичное нарушение представляет проблему, которая не должна возникать и которой надо заниматься. Человеку, чьи права были нарушены в стране с устоявшейся демократией, вряд ли будет легче от того, что в целом в его стране положение с соблюдением прав человека лучше, чем в других странах мира.
Добились ли мы прогресса в борьбе с нарушениями прав человека?
Большого прогресса — даже если порой он и кажется каплей в море. Вспомните об уничтожении рабства, о предоставлении женщинам права голоса, о странах, которые отменили смертную казнь, об освобождении узников совести в результате международного нажима, о крахе режима апартеида в Южной Африке, о делах, рассмотренных в Европейском суде и законах, измененных в результате этого. Задумайтесь над тем, что постепенное развитие культуры международного общения означает, что даже наиболее авторитарным режимам приходится сегодня считаться с правами человека, если они хотят быть принятыми на международной арене. Положительных результатов было достигнуто много, особенно за последние 50 лет, но гораздо больше еще предстоит сделать.
2 Вопросы и задания
1.
Приведите примеры правовых ситуаций,
которые бы регулировались конкретной
отраслью российского права.
1 Понятия
в конце параграфа выделены для того,
чтобы учитель мог
организовать
работу с ними.
2 Вопросы
со значком * являются вопросами повышенной
сложности.
12
13
2. Что
такое источник права? Какие их виды вам
извест
ны? Является ли источником
права:
трудовой
договор гражданина Петрова с фирмой
N;приговор
суда по делу Котова;Указ
Президента РФ «Об усилении борьбы с
преступностью»?
3. Какие
принципы лежат в основе российского
права?
Охарактеризуйте их.
4. Опишите
иерархию нормативных правовых
актов.
Объясните пределы их действия.
5. Что
обозначает правило: «Закон обратной
силы не име
ет»? Какие исключения
из этого правила вам известны?
*6.
Проанализируйте знакомые вам концепции
о сущности права. Выделите их положительные
и отрицательные стороны. Ответ
аргументируйте.
*7.
Согласны ли вы с утверждением: «Право
создается государством, которое
должно быть вместе с тем с ним связано»
(Кудрявцев
В. Н.)1
*8.
Назовите известные вам законы, принятые
в России в последнее время. Определите
их характерные черты. При необходимости
воспользуйтесь такими изданиями, как
«Российская газета», «Собрание
законодательства РФ».
*9.
Как действуют во времени, в пространстве
и по кругу лиц следующие нормативные
правовые акты:
а) Закон
РФ от 9 января 1996
г.
№ 2 — ФЗ
«О защите
прав
потребителей»;
б) Закон
РФ от 28 марта 1998 г. № 53 — ФЗ «О
воинской
обязанности и военной
службе»;
в) Постановление
Правительства РФ от 18 июля 1996
г.
№
841 «О
перечне
видов заработной платы и иного дохода,
из
которых производится удержание алиментов
на несовер
шеннолетних детей».
■ Проблема.
Как
вы считаете, человека наделяет правами
государство или он от рождения наделен
правами, отнять которые государство
не может?
Практикум.
Сопоставьте
между собой содержание двух колонок
таблицы, описывающей отрасли права.
Таблица
Название | Содержание |
Уголовное | Регулирует |
Административное | Устанавливает |
Гражданско-процессуаль | Определяет |
Трудовое | Устанавливает |
Семейное | Регулирует |
Гражданское | Определяет |
Декларация независимости: Транскрипция
Распечатать эту страницу
Примечание. Следующий текст представляет собой транскрипцию каменной гравюры пергаментной Декларации независимости (документ, выставленный в ротонде Национального архивного музея). Орфография и пунктуация соответствуют оригиналу.
Конгресс, 4 июля 1776
Единогласная Декларация тринадцати Соединенных Штатов Америки, Когда в ходе человеческих событий одному народу становится необходимо распустить политические узы, связывавшие его с другим, и занять среди сил земли отдельное и равное положение, на котором действуют Законы Природы и Бог природы дает им право, приличное уважение к мнению человечества требует, чтобы они объявили причины, побуждающие их к разделению.
Мы считаем самоочевидными те истины, что все люди сотворены равными, что их Творец наделил их определенными неотъемлемыми правами, среди которых есть Жизнь, Свобода и стремление к Счастью. — Что для обеспечения этих прав , Среди людей учреждаются правительства, получающие свои справедливые полномочия с согласия управляемых, — что всякий раз, когда какая-либо форма правления становится разрушительной для этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новую. Правительство, закладывающее основу на таких принципах и организующее свои полномочия в такой форме, которая, по их мнению, будет наиболее вероятной для обеспечения их безопасности и счастья. Благоразумие, действительно, подскажет, что давно установленные правительства не должны меняться по легким и преходящим причинам; и, соответственно, весь опыт показал, что человечество более расположено страдать, пока зло терпимо, чем исправлять себя, уничтожая формы, к которым они привыкли. Но когда длинная череда злоупотреблений и узурпаций, неизменно преследующих одну и ту же цель, выявляет замысел подчинить их абсолютному деспотизму, их право и их долг — свергнуть такое правительство и поставить новую гвардию для своей будущей безопасности. .— Таково было терпение этих колоний; и такова теперь необходимость, которая вынуждает их изменить свои прежние системы правления. История нынешнего короля Великобритании — это история неоднократных оскорблений и узурпаций, имеющих непосредственную цель установить над этими штатами абсолютную тиранию.
Чтобы доказать это, позвольте фактам быть представленными беспристрастному миру.
Он отказался принять законы, наиболее полезные и необходимые для общественного блага.
Он запретил своим губернаторам принимать законы, имеющие неотложную и неотложную важность, если их действие не будет приостановлено до получения его согласия; и когда он так отстранен, он совершенно пренебрегает ими.
Он отказался принять другие законы для размещения больших районов людей, если только эти люди не откажутся от права представительства в Законодательном собрании, права бесценного для них и грозного только тиранам.
Он созывал законодательные органы в необычных, неудобных и удаленных от хранилища их публичных архивов местах с единственной целью утомить их и заставить соблюдать его меры.
Он неоднократно распускал представительные палаты за то, что с мужественной твердостью противостоял его вторжениям в права людей.
Долгое время после таких роспусков он отказывался избирать других; посредством чего законодательные полномочия, неспособные к уничтожению, вернулись к народу в целом для их осуществления; тем временем государство оставалось подверженным всем опасностям вторжения извне и потрясений внутри.
Он пытался предотвратить заселение этих штатов; с этой целью воспрепятствование Закону о натурализации иностранцев; отказ пропустить других, чтобы поощрить их миграцию сюда, и повышение условий новых ассигнований земель.
Он воспрепятствовал отправлению правосудия, отказавшись принять законы об установлении судебной власти.
Он поставил судей в зависимость только от своей воли, в том, что касается пребывания в должности, а также суммы и выплаты их жалованья.
Он построил множество новых офисов и послал сюда множество офицеров, чтобы беспокоить наш народ и поедать его имущество.
Он содержал среди нас в мирное время постоянные армии без согласия наших законодательных органов.
Он стремился сделать армию независимой от гражданской власти и поставить ее выше.
Он объединился с другими, чтобы подчинить нас юрисдикции, чуждой нашей конституции и не признаваемой нашими законами; давая свое согласие на их акты мнимого законодательства:
За расквартирование среди нас больших отрядов вооруженных сил:
За защиту их посредством инсценированного суда от наказания за любые убийства, которые они должны совершить в отношении жителей этих штатов:
За прекращение нашей торговли со всеми частями мир:
За обложение нас налогами без нашего согласия:
За лишение нас во многих случаях права на суд присяжных:
За то, что нас перевезли за моря для суда за предполагаемые преступления
За отмену свободной системы английских законов в соседней провинции, установление в ней произвольного правления и расширение ее границ, чтобы сделать ее одновременно образцом и подходящим инструментом для введения такого же абсолютного правила в этих колониях:
За принятие отменив наши хартии, отменив наши самые ценные законы и коренным образом изменив формы наших правительств:
за то, что приостановили действие наших собственных законодательных собраний и провозгласили себя наделенными властью издавать законы для нас во всех случаях.
Здесь он отрекся от правительства, объявив нас вне своей защиты и развязав против нас войну.
Он разграбил наши моря, опустошил наши побережья, сжег наши города и разрушил жизни наших людей.
В настоящее время он перевозит большие армии иностранных наемников, чтобы завершить дело смерти, опустошения и тирании, уже начатое при обстоятельствах Жестокости и вероломства, едва сравнимых с самыми варварскими веками и совершенно недостойных главы цивилизованной нации.
Он заставил наших сограждан, взятых в плен в открытом море, поднять оружие против своей страны, стать палачами своих друзей и братьев или пасть от их рук.
Он спровоцировал среди нас внутренние мятежи и попытался навлечь на жителей наших границ беспощадных индейских дикарей, чье известное правило ведения войны заключается в ничем не примечательном уничтожении всех возрастов, полов и состояний.
На каждом этапе этих притеснений Мы ходатайствовали о возмещении ущерба в самых скромных выражениях: На наши неоднократные ходатайства отвечали только повторными оскорблениями. Принц, чей характер отмечен каждым действием, которое может определить Тирана, не годится для того, чтобы быть правителем свободных людей.
Мы также не нуждались во внимании к нашим британским братьям. Мы время от времени предупреждали их о попытках их законодательного органа распространить на нас необоснованную юрисдикцию. Мы напомнили им об обстоятельствах нашей эмиграции и поселения здесь. Мы взывали к их природной справедливости и великодушию и заклинали их узами наших общих родственников отречься от этих узурпаций, которые неизбежно прервали бы наши связи и переписку. Они тоже были глухи к голосу справедливости и кровного родства. Поэтому мы должны смириться с необходимостью, осуждающей нашу разлуку, и считать их, как мы считаем остальное человечество, врагами на войне, друзьями в мире.
Поэтому мы, представители Соединенных Штатов Америки, собравшись на Генеральном конгрессе, взывая к Верховному судье мира за правильность наших намерений, делаем от имени и властью добрых людей этих Колонии, торжественно опубликуйте и заявите, что эти Соединенные Колонии являются и по праву должны быть Свободными и Независимыми Государствами; что они освобождаются от всякой верности британской короне и что все политические связи между ними и государством Великобритании должны быть полностью расторгнуты; и что как свободные и независимые государства они имеют полную власть развязывать войну, заключать мир, заключать союзы, устанавливать торговлю и совершать все другие действия и действия, которые независимые государства могут совершать по праву. И для поддержки этой Декларации, твердо полагаясь на защиту божественного Промысла, мы взаимно обещаем друг другу наши Жизни, наши Состояния и нашу священную Честь.
Georgia
Button Gwinnett
Lyman Hall
George Walton
North Carolina
William Hooper
Joseph Hewes
John Penn
South Carolina
Edward Rutledge
Томас Хейворд-младший
Томас Линч-младший
Артур Миддлтон
Массачусетс
Джон Хэнкок
Мэриленд
Сэмюэл Чейз
Уильям Пака
Томас Стоун
Чарльз Кэрролл из Кэрроллтона
. Нельсон-младший
Фрэнсис Лайтфут Ли
Картер Брэкстон
Пенсильвания
Роберт Моррис
Benjamin Rush
Benjamin Franklin
John Morton
George Clymer
James Smith
George Taylor
James Wilson
George Ross
Delaware
Caesar Rodney
George Read
Thomas McKean
Нью-Йорк
Уильям Флойд
Филип Ливингстон
Фрэнсис Льюис
Льюис Моррис
New Jersey
Richard Stockton
John Witherspoon
Francis Hopkinson
John Hart
Abraham Clark
New Hampshire
Josiah Bartlett
William Whipple
Massachusetts
Сэмюэл Адамс
Джон Адамс
Роберт Трит Пейн
Элбридж Джерри
Род-Айленд
Stephen Hopkins
William Ellery
Connecticut
Roger Sherman
Samuel Huntington
William Williams
Oliver Wolcott
New Hampshire
Matthew Thornton
Вернуться на главную страницу декларации
Фонд конституционных прав
Томас Джефферсон (Библиотека Конгресса) |
Томас Джефферсон, опираясь на современное мышление своего времени, использовал идеи естественных прав, чтобы оправдать провозглашение независимости от Англии.
Томас Джефферсон, 33 года, прибыл в Филадельфию 20 июня 1775 года в качестве делегата от Вирджинии на Второй Континентальный Конгресс. Между колонистами и британскими войсками уже вспыхнули бои при Лексингтоне, Конкорде и Банкер-Хилле. Тем не менее, большинство в Конгрессе хотели выработать какое-то взаимное соглашение с метрополией.
Более года американцы направляли в Англию петиции, в которых заявляли о своих обидах на британское правительство. Колонисты даже обратились к британскому народу, умоляя его избрать других членов парламента, которые были бы более открыты для компромисса. Но «британские братья» отказались от этого.
Вскоре после того, как Джефферсон прибыл в Филадельфию, Конгресс поручил ему составить проект документа, объясняющего, почему колонисты подняли оружие против Англии. Даже в столь позднее время Конгресс по-прежнему обвинял только парламент и министров королевского правительства, а не самого короля Георга, в нарастающем конфликте. Декларация Джефферсона о причинах и необходимости взяться за оружие не провозгласила независимости, но указала на безрассудство управления американскими колониями из Англии.
Однако ни парламент, ни король Георг не были заинтересованы в переговорах по предотвращению тотальной войны. В августе 1775 года король Георг издал прокламацию, в которой утверждалось, что американцы «приступили к открытому и открытому восстанию». Несколько месяцев спустя парламент принял важный закон, лишивший американские колонии защиты короля. Этот акт позволил захватить американские корабли, оправдал сожжение колониальных городов и привел к отправке военных кораблей и войск, в том числе иностранных наемников, для подавления восстания. Тем временем королевский губернатор Вирджинии предложил свободу рабам, присоединившимся к британскому делу. Эти действия британского короля и правительства воспламенили американцев, которые сомневались в независимости, и почти наверняка сделали войну с Англией.
В мае 1776 года Континентальный Конгресс сделал судьбоносный шаг и принял резолюцию, направленную против самого короля Георга. Это был не первый случай в английской истории, когда подобное происходило. В 1688 году парламент аналогичным образом осудил короля Якова II. Это привело к так называемой Славной революции, свергнувшей Джеймса с престола. Теперь, почти 100 лет спустя, официальное провозглашение независимости Континентальным конгрессом было единственным препятствием на пути к полному разрыву с королем Георгом.
Декларация независимости
Еще до того, как Континентальный конгресс провозгласил независимость, большинство колоний, а также некоторые города, округа и даже частные организации выпустили свои собственные декларации. В большинстве случаев в этих заявлениях подробно описывались злоупотребления властью со стороны Великобритании и требовалось право на самоуправление.
8 июня 1776 года Континентальный конгресс проголосовал за написание декларации независимости и быстро назначил комитет для разработки официального документа. Но работа по написанию черновика легла на плечи Томаса Джефферсона, главным образом потому, что Джон Адамс и другие члены комитета были заняты попытками справиться с быстро нарастающей войной с Англией.
Работая и работая, выполняя другие обязанности, Джефферсон завершил свой проект декларации за несколько дней. В своих первых двух абзацах он утверждал, что народ имеет право свергнуть свое правительство, если оно злоупотребляет его основными естественными правами в течение длительного периода времени. Затем в прямой атаке на короля Георга Джефферсон перечислил 20 случаев, когда король нарушал права американских колонистов. Тщательно изложив свое доказательство того, что король был «тираном», «неспособным быть правителем народа», Джефферсон продолжил осуждать британский народ. «Эти бесчувственные братья, — писал он, — переизбрали членов парламента, которые вступили в сговор с королем, чтобы лишить прав колонистов. Джефферсон закончил свой проект, заявив: «Мы утверждаем и провозглашаем эти колонии свободными и независимыми государствами…».
Когда 28 июня Джефферсон представил Конгрессу свой проект, делегаты уделили мало времени его вступительным абзацам, которые сегодня являются самыми известными частями Декларации независимости. Вместо этого они сосредоточились на списке претензий Джефферсона к королю Георгу и британскому народу.
Делегаты внесли небольшие изменения, чтобы сделать Декларацию более ясной и точной. Но они также разорвали последние разделы черновика Джефферсона, удалив из него около 25 процентов. Они убрали большую часть его резких выражений, направленных против британского народа, и полностью вырезали страстные нападки Джефферсона на рабство и работорговлю.
Удаление раздела о рабстве, последней претензии Джефферсона к королю, возможно, было вызвано возражениями южных рабовладельческих делегатов. Но аргумент Джефферсона был ослаблен, когда он обвинил только короля в продолжении работорговли, а затем осудил его за то, что он предложил свободу рабам, которые присоединились к британцам в борьбе с американскими повстанцами.
Джефферсон впадал в депрессию, поскольку все больше и больше его слов вырезалось или изменялось. Позже он написал, что Конгресс «исказил» его проект.
2 июля 1776 года Континентальный конгресс проголосовал за независимость американских колоний от английского правления. Четвертого июля они утвердили окончательный отредактированный вариант Декларации независимости. Теперь пути назад не было бы.
Естественные права
Члены Континентального Конгресса внесли только два незначительных изменения в начальные абзацы проекта декларации Джефферсона. В этих двух абзацах Джефферсон развил некоторые ключевые идеи: «все люди созданы равными», «неотъемлемые права», «жизнь, свобода и стремление к счастью». Откуда Джефферсон взял эти идеи?
Джефферсон был человеком эпохи Просвещения. Это был период 17-го и 18-го веков, когда мыслители обращались к разуму и науке, чтобы объяснить как физическую вселенную, так и человеческое поведение. Такие, как Джефферсон, думали, что, открыв «законы природы», человечество можно улучшить.
Джефферсон не изобретал идеи, которые он использовал для оправдания американской революции. Сам он сказал, что усвоил «гармонизирующие настроения дня». Эти идеи были, так сказать, «витающими в воздухе» в то время.
Как человек эпохи Просвещения, Джефферсон был хорошо знаком с британской историей и политической философией. Он также читал заявления о независимости, составленные Вирджинией и другими колониями, а также труды товарищей-революционеров, таких как Том Пейн и Джордж Мейсон. При составлении декларации Джефферсон следовал формату английской Декларации прав, написанной после Славной революции 1689 года. . Локк написал свою Второй трактат о правительстве в 1689 году во время Славной революции в Англии, свергнувшей правление Якова II.
Локк писал, что все люди равны в том смысле, что они рождаются с определенными «неотъемлемыми» естественными правами. То есть права, которые даны Богом и никогда не могут быть отняты или даже отданы. Среди этих фундаментальных естественных прав, сказал Локк, есть «жизнь, свобода и собственность».
Локк считал, что самым основным человеческим законом природы является сохранение человечества. Для достижения этой цели, рассуждал он, люди имеют как право, так и обязанность сохранять свою жизнь. Убийцы, однако, лишаются права на жизнь, поскольку действуют вне закона разума.
Локк также утверждал, что люди должны быть свободны в выборе того, как вести свою жизнь, если они не мешают свободе других. Поэтому Локк считал, что свобода должна иметь далеко идущие последствия.
Под «собственностью» Локк имел в виду нечто большее, чем земля и товары, которые могут быть проданы, подарены или даже конфискованы правительством при определенных обстоятельствах. Имущество также относится к владению собой, что включает право на личное благополучие. Однако Джефферсон заменил фразу «стремление к счастью», которую Локк и другие использовали для описания свободы возможностей, а также обязанности помогать нуждающимся.
Цель правительства, писал Локк, состоит в обеспечении и защите данных Богом неотъемлемых естественных прав людей. Со своей стороны, люди должны подчиняться законам своих правителей. Таким образом, между правителями и управляемыми существует своего рода договор. Но, заключил Локк, если правительство преследует свой народ «длинной чередой злоупотреблений» в течение длительного периода, люди имеют право сопротивляться этому правительству, изменять или упразднять его и создавать новую политическую систему.
Джефферсон принял теорию естественных прав Джона Локка, чтобы обосновать революцию. Затем он представил доказательства того, что революция 1776 года была необходима, чтобы положить конец тирании короля Георга над колонистами.
«Все люди созданы равными»
С 1776 года никакие слова в Декларации независимости не привлекали большего внимания, чем фраза Джефферсона «Все люди созданы равными». Но как мог Джефферсон и другие подписавшие декларацию поверить в это, когда в колониях существовало рабство? Некоторые рабовладельцы утверждали, что рабы станут равными и достойными естественных прав только тогда, когда станут цивилизованными. Для Джефферсона, пожизненного владельца рабов, это был гораздо более сложный вопрос.
В раннем возрасте Джефферсон пришел к выводу, что рабство — это плохо. К его чести, он попытался осудить рабство или, по крайней мере, работорговлю в Декларации независимости. Некоторые ученые считают, что Джефферсон соглашался с шотландским философом Фрэнсисом Хатчесоном в том, что все люди рождаются морально равными друг другу и что «природа не делает ни хозяев, ни рабов». Но как это объясняет, что Джефферсон держал большую часть своих рабов на протяжении всей своей жизни?
Похоже, хотя Джефферсон в принципе выступал против рабства, он не видел очевидного способа покончить с ним, как только оно установится. Джефферсон опасался, что если рабы будут освобождены сразу, предрассудки белых и озлобленность черных приведут к войне на истребление, в которой белые выиграют. Он беспокоился, что, если бы рабы были освобождены индивидуально, им некуда было бы идти и не было бы средств, чтобы выжить самостоятельно. Конечно, Джефферсон, как и большинство других южных плантаторов, также экономически зависел от рабского труда.
Лучшее, что мог придумать Джефферсон, — это план отобрать детей-рабов у их родителей и отправить их в школы, чтобы они получали образование и обучали ремеслу за государственный счет. Когда они станут взрослыми, их перевезут в какую-нибудь колонию и дадут инструменты и рабочих животных, чтобы они начали новую жизнь как «свободные и независимые люди».
Из причудливого плана Джефферсона ничего не вышло. Рабство в новых Соединенных Штатах Америки продлится еще 89 лет до окончания Гражданской войны. Но и тогда в обещанном в Декларации независимости равенстве было отказано не только афроамериканцам, но и другим меньшинствам и женщинам. Даже сегодня американцы до сих пор не уверены, что означает равенство в таких областях, как позитивные действия, дискриминация по признаку пола и права геев.
Декларация независимости не имеет юридической силы. Он не является частью основного закона Соединенных Штатов, как Конституция и Билль о правах. Но его слова нашли отклик как идеалы Соединенных Штатов. Аболиционисты в 19 веке просили американцев жить в соответствии с идеалом равенства и ликвидировать рабство. Движение за гражданские права 20-го века заставило Америку выполнить обязательства, взятые в декларации. Этот документ до сих пор говорит нам о правах американцев, как и в 1776 г.
Полный текст Декларации независимости
Для обсуждения и написания
- Перечислите основные идеи теории естественного права и революции Джона Локка.
Затем прочитайте первые два абзаца Джефферсона в Декларации независимости. Какие сходства и различия вы видите?
- Напишите письмо Томасу Джефферсону, в котором изложите свое мнение о его идеях о равенстве и рабстве.
- «Все люди созданы равными.» Как вы думаете, что это значит для нас сегодня?
Для получения дополнительной информации
Два интервью с Полин Майер, профессором истории Массачусетского технологического института и автором книги Американское писание: принятие Декларации независимости . PBS Newhour
Booknotes
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Жизнь, свобода и стремление к счастью»
В этом упражнении учащиеся обсуждают некоторые идеалы Декларации независимости.
- Сформируйте небольшие группы для обсуждения значения трех естественных прав, которые Джефферсон определил в Декларации независимости: «Жизнь, свобода и стремление к счастью».
Leave a Reply