Диалоги на пороге синагоги в Ростове. Как стать иудеем, и где взять форшмак | ОБЩЕСТВО: События | ОБЩЕСТВО
Здание действующей синагоги в переулке Газетном – памятник архитектуры и одно из самых старых строений в Ростове.
Как показала проведённая в 2018 году здесь «Ночь в музее», еврейская культура вызывает большой интерес у жителей донской столицы, издавна гостеприимной ко всем народам, живущим на нашей земле. Как удалось сохранить здание синагоги, почему она «солдатская» и когда сюда можно прийти, мы узнали у председателя Ростовской еврейской религиозной общины Михаила Потапова.
Наши двери открыты
Михаил Кругликов, «АиФ-Ростов»: Михаил Витальевич, может ли любой желающий прийти в синагогу?
Михаил Потапов: Безусловно, наши двери открыты для всех. Если есть желание прийти и познакомиться, мы только рады. Расскажем, покажем, объясним. Все проблемы, в том числе и межнационального характера, возникают именно из-за незнания и непонимания. Когда человек лично убеждается, что от других людей или религий не стоит ждать зла, все фобии уходят. До пандемии у нас регулярно проводились экскурсии для всех, кто хотел познакомиться с еврейской культурой, в том числе школьников и студентов.
– Может ли человек стать иудеем?
– Может. На этот счёт нет никаких запретов. Но это требует определённых усилий. Прямой запрет в иудаизме есть только на миссионерство – нельзя привлекать целенаправленно адептов.
Михаил Витальевич Потапов родился 18 января 1983 года в Ростове-на-Дону. С 1993 по 1999 годы жил в Израиле, окончил школу «Шевах-Мофет» в Тель-Авиве. В декабре 2011 года избран председателем Ростовской еврейской религиозной общины. С 2018 года – председатель Ростовской региональной еврейской национально-культурной автономии. Женат, имеет дочь.
– То есть человек сам должен решить принять иудаизм?
– Да, и это решение должно идти из глубины души, не быть поверхностным. Но желающему стать иудеем, как ни странно, сразу ответят «нет». Это нужно для того, чтобы убедиться в твёрдости решения человека, чтобы он сам был в нём уверен. Если раввин видит, что настрой серьёзный, то человек может пройти гиюр – порядок принятия иудаизма. Процесс это небыстрый, он занимает от года и больше. В этот период человек изучает обычаи, законы, традиции, начинает соблюдать какие-то из них. Итогом этого является раввинский суд, который констатирует факт, что человек готов вступить в союз с Авраамом. Для мужчин окончательным моментом принятия гиюра является обрезание, для женщин существует другой порядок.
– Раввинский суд принимает решение большинством голосов?
– Нет, он выносит единое мнение. Кстати, в иудаизме нет посредника между Всевышним и человеком, диалог ведётся через молитвы. Раввин выполняет функцию учителя, подсказывает и направляет.
– Верно ли, что синагога – место не только для молитвы?
– Вообще «синагога» – это греческое слово. На иврите правильно называть бейт кнесет – переводится как дом собрания. Это место не только для религиозного культа, но и центр культурной и духовной жизни общины местности. У нас в синагоге проходят разные мероприятия, в том числе концерты.
– Можно ли людям, которые не входят в общину, заказать кошерные блюда?
– Как я говорил, наши двери открыты для всех. Если вы завтра придёте и скажете: «Я хочу форшмак», то, конечно, мы вам его приготовим.
Причём тут солдаты
– Как удалось сохранить здание синагоги во время советского периода?
– За это низкий поклон нашим бабушкам и дедушкам. Вообще, первые упоминания о евреях в Ростове датируются 1840-ми годами, это были буквально несколько семей. Город не входил в черту осёдлости – с 1791-го по 1917 год так в Российской империи называлась граница территории, за пределами которой запрещалось селиться евреям. В 1868 году была построена главная хоральная синагога, сегодня это здание по адресу: ул. Баумана, 70. Одно время её главным раввином был Фабиан Гнесин. Позже его сын основал консерваторию. В советское время здание было национализировано, и с тех пор там находится кожвендиспансер. Вообще, в Ростове насчитывалось 13 синагог и молельных домов. Но каменных и деревянно-каменных было всего три – уже указанное здание, ремесленная синагога на пересечении улицы Станиславского и переулка Газетного, а также действующая и сейчас солдатская синагога на Газетном.
– Почему она называется солдатской?
– Здание было построено в 1872 году солдатами-кантонистами. Так называли мальчиков в возрасте 12–13 лет, которых на 25 лет забирали на царскую службу. Среди них были и евреи. После такой длительной службы они тяжело адаптировались в существующих еврейских общинах. И солдаты-кантонисты основали молельное общество и построили свою синагогу.
– Почему здание на Баумана национализировали, а в здании солдатской синагоги службы возобновились уже в 1947 году?
– Национализированы были все объекты культа, и здание солдатской синагоги не стало исключением. Сопутствующие помещения были заняты различными мастерскими, но молельный зал был закрыт, его просто не трогали. В 1947 году власти города неофициально разрешили молиться еврейской общине. В 1956 году умер раввин, и в классическом понимании в Ростове его долго не было. Однако функционал здания сохранялся, его посещали, несмотря на неодобрение на рабочих местах. В конце 1980-х один из старост коллегиально был выбран раввином. Возраст общины мы отсчитываем от начала строительства солдатской синагоги – 1871 года. Таким образом, в этом году нам 150 лет.
Молодёжь становится другой
– В еврейской общине есть большое количество молодёжи. Чем они занимаются?
– Дети и молодёжь – одно из основных наших направлений. Они чаще всего ассимилированы, то есть в семье были утрачены традиции. Это, конечно, наследие 70 лет советской власти. У нас есть и образовательные, и культурные мероприятия. Есть федеральная программа, по которой активнее всего посещающие мероприятия общины ребята могут поехать, например, в Израиль или Европу. Один из важных моментов – после каждой поездки они всегда заезжают в Освенцим. Это имеет воспитательно-образовательный смысл, мы хотим, чтобы ребята своими глазами увидели тот ужас, который пережил еврейский народ. После этого люди становятся другими!
Также мы уделяем много внимания благотворительным проектам, направленным на стариков, людей, которые ограничены финансово. Так, весной 2021 года мы запустили проект, который помогает нашим старикам общаться друг с другом. Волонтёры приезжали к пожилым подопечным с ноутбуком и создавали общий чат в программе Zoom: все бабушки и дедушки могут пообщаться не по телефону, а лицом к лицу.
Мы активно взаимодействуем и с молодёжью других диаспор – армянской, греческой, польской, проводим как городские мероприятия, так и интеллектуальные игры типа «Брейн-ринга».
Также есть у нас гимназия. Это обычная общеобразовательная школа в здании на улице Ульяновской. Выпускникам выдаётся аттестат гособразца, но у нас есть национальный компонент: традиции, язык и так далее.
Михаил Потапов Фото: АиФ-Ростов/ Михаил Кругликов
– Сколько сегодня людей в общине Ростова?
– Всего количество проживающих мы оцениваем как 12–13 тысяч евреев. Конкретно мы знаем о шести тысячах человек. Показательный момент – маца, которую принято есть на Песах. Её расходится около трёх тонн. Один человек может съесть полкилограмма в среднем. Это те люди, которые раз в год приходят и участвуют в жизни общины. Второй показательный пример – праздник Ханука, когда собирается полный зал на 1200 мест.
– Где ещё в регионе есть действующие еврейские общины?
– В Таганроге и Новочеркасске.
– Как евреи относятся к юмору?
– Один из самых главных народов, который любит пошутить – это евреи. Без юмора жить невозможно. Например, в Одессе и вовсе, если друг над другом не подшутишь, то и день плохо прошёл. Есть пронизанный еврейской культурой праздник Пурим. Это история спасения еврейского народа, на него принято устраивать пуримшпиль, по-русски говоря КВН. Он проходит с шутками, маскарадом, переодеваниями – со всем, на что хватает фантазии.
Анекдот от Михаила Потапова
Приходит еврей к раввину:
– Ребе, у меня дома жена, дети, тёща… Ну, совсем места нет! Что мне делать?
– Приведи в дом собаку. Пусть она живёт у вас.
– Но, ребе, у меня же и так нет места!
– Приведи в дом собаку, говорю тебе!
Через месяц еврей опять приходит:
– Ребе, совсем плохо стало, деться некуда. Собака всё время по дому бегает, дети кричат…
– Приведи в дом козу.
– Но, ребе…
– Приведи козу, говорю тебе!
Ещё через месяц:
– Ребе! Коза в доме, все просто стонут, сплошной кошмар!
– Приведи в дом корову.
– Но, ребе, это уж чересчур!
– Приведи корову, говорю тебе!
Ещё через месяц:
– Ребе, я вас всегда уважал, но из-за ваших советов житья совсем не стало. Спасите!
– Выгони собаку, козу и корову во двор!
Через день прибегает еврей вне себя от счастья:
– Вот спасибо вам, ребе. Так стало хорошо, так свободно!
Еврейская мудрость: цените то, что имеете!
Еврейство или как стать евреем.
Проблематичность определения «еврейства» заключается в том, что на иврите термин «יהדות» — означает религию, национальность, происхождение, этническую общность, культуру, а в Израиле ещё и…
Проблематичность определения «еврейства» заключается в том, что на иврите термин «יהדות» — означает религию, национальность, происхождение, этническую общность, культуру, а в Израиле ещё и юридический статус. Если ещё в XVII—XVIII вв. принадлежность к еврейству в глазах общины определялась галахическими критериями (происхождение от матери-еврейки или принятие иудаизма), а в глазах неевреев — вероисповеданием, то с наступлением эпохи эмансипации религия постепенно перестаёт быть единственным и исключительным критерием принадлежности к еврейству. По этим причинам, а также в связи с тем, что различные определения еврейства частично перекрываются и оказывают одно на другое взаимное влияние, вопрос определения «Кто является евреем?» остаётся предметом обсуждения и споров.
А теперь самое интересное на мой взгляд.
Гиюр (ивр. גִּיּוּר) — обращение нееврея в иудаизм, а также связанный с этим обряд.
Любой человек, независимо от происхождения, может стать евреем, то есть членом национально-религиозного сообщества, которое носит название «народа Израиля». Следует подчеркнуть, что еврейство в этом случае рассматривается в качестве полноценной национальной принадлежности к потомкам Авраама. Действие этого принципа подтверждается полиэтничностью народа Израиля, в который входят представители всех рас и самых разнообразных этнических и этнолингвистических групп. Все они, несмотря на этнические различия, объединены общностью религии, духовного наследия и национального самосознания.Необходимость в прохождении гиюра неевреем, желающим перейти в еврейство, принимается всеми течениями в Иудаизме, однако его характер отличается в том или ином течении. Эти различия вызывают множество внутри-религиозных конфликтов, которые на сегодняшний день вызваны, главным образом, юридическим статусом гиюра при получении гражданства Государства Израиль.
Еврей Восточной Европы
Еврей из Йемена
исчезнувшие евреи Китая (XIX век)
Евреи Индии
«Что такое еврей? Этот вопрос вовсе не такой странный, каким он может показаться на первый взгляд. Посмотрим же, что это за особое существо, которого все властители и все народы оскорбляли и притесняли, угнетали и гнали, топтали ногами и преследовали, жгли и топили, и который назло всему этому всё ещё живёт и здравствует. Что такое еврей, которого никогда не удавалось сманить никакими соблазнами в мире, которые его притеснители и гонители предлагали ему, лишь бы он отрёкся от своей религии и отказался от веры отцов? <…> Еврей — символ вечности. Он, которого ни резня, ни пытки не смогли уничтожить; ни огонь, ни меч инквизиции не смогли стереть с лица земли. Он так долго хранил пророчество и передал его всему остальному человечеству, — такой народ не может исчезнуть. Еврей вечен, он — олицетворение вечности.»
— Лев Толстой, эссе «Ковчег Завета», 1891 г
Что мне нужно сделать, чтобы стать евреем?
Очень много людей обращаются к нам с вопросом: «С чего начать? Что важнее?»
Путь каждого уникален, однако мы предлагаем вам общую схему процесса преобразования, пошаговое руководство. Если у вас есть какие-либо вопросы, обратитесь к своему раввину. Вы также можете связаться с Дон Кеплер, если вы живете в районе залива Сан-Франциско; она может помочь. Она на рассвете@buildingjewishbridges.org.
Если вы читаете эту страницу, то вы, вероятно, относительно уверены, что хотите перейти в иудаизм, и вас интересуют подробности. Как мне начать?
Вам следует прочитать одну или две книги, которые в общих чертах объясняют иудаизм. Ищите те, которые отмечены звездочкой (*) в разделе «Что мы читаем?» страница.
Читайте об иудаизме в Интернете. Вероятно, лучшим сайтом для начинающих является JewFAQ.org. Начните с тех страниц, которые помечены как «Основные».
Исследуйте свое сообщество, чтобы увидеть, где есть евреи и особенно где есть синагоги.
Поговорите со своими еврейскими друзьями и знакомыми, чтобы узнать о разных взглядах на иудаизм. Это обычная шутка, что если вы поговорите с двумя евреями, вы получите три мнения. Так что ожидайте услышать от этих людей много разных мнений о том, как быть евреем.
Вам придется решить, через какую ветвь иудаизма вы хотите обратиться – православную, консервативную, реформистскую, возрожденческую. Прочтите о каждом из них и посетите службу в ближайшей к вам синагоге.
Чтобы обратиться, вам нужно будет выбрать раввина, который будет вашим спонсирует раввинов для обращения. Этот раввин должен быть конгрегационным раввином, потому что вам нужно будет интегрироваться в еврейскую общину. Это должен быть человек, с которым вам будет комфортно обсуждать многие вопросы и личные аспекты обращения. Ожидается, что вы будете участвовать в жизни общины — посещать службы и праздничные торжества, посещать занятия, помогать волонтерами на мероприятиях. Это позволит вам познакомиться с другими прихожанами и подружиться с ними.
Определите, какие синагоги находятся рядом с вами, проверьте их веб-сайты и узнайте, когда в них проводятся службы и/или занятия. Ищите, в частности, класс «Основы иудаизма» или «Введение в иудаизм».
Позвоните в синагогу и договоритесь о встрече, чтобы поговорить с раввином о том, что вас интересует. Разговаривая с раввином, подумайте, является ли он или она человеком, с которым вам было бы комфортно учиться в течение года или дольше.
Возможно, вам придется побеседовать с несколькими раввинами, прежде чем вы найдете подходящего раввина и общину. В этот момент назначьте встречу с выбранным вами раввином и скажите ему или ей, что вы хотели бы пройти у него обучение для обращения.
Обратите внимание: В прошлом у раввина было обычаем трижды отказывать потенциальному новообращенному. Это уже не обычная практика. Скорее, раввин согласится учиться с вами, но их понимание, которое они могут не выражать, состоит в том, что вы можете закончить обучение в любое время, просто не придя на встречу.
Как правило, вы будете учиться в течение одного или нескольких лет у раввина. За это время вы испытаете полный год еврейского календаря и узнаете о еврейских верованиях, обычаях и истории. Вы можете сделать это в классе, или учиться один на один с раввином, или и то, и другое.
Вы будете посещать синагогу в синагоге спонсирующего раввина в течение всего учебного года.
Когда вы и ваш раввин согласитесь, что вы готовы стать евреем и практиковать еврейство, вы назначите дату вашего официального обращения.
Само преобразование требует этих трех вещей.
- Для мужчин – ритуальное обрезание, а для уже обрезанных – ритуальное взятие капли крови (хатафат дам). Либо ваш раввин, либо моэль сделает эту процедуру и подготовит ее для вас. Читайте об индивидуальном опыте других. Не все раввины-реформисты требуют этого. Однако консерваторы и православные — да.
- Потенциальный новообращенный должен предстать перед раввинским судом (бейт-дин), состоящим из трех знающих евреев, как правило, другого духовенства вместе с раввином, спонсирующим вас. Члены бейт-дина будут задавать вам вопросы о вашем намерении стать евреем. Вопросы будут различаться в зависимости от того, совершаете ли вы ортодоксальное обращение, и в этом случае они должны утверждать, обладаете ли вы достаточными знаниями, чтобы практиковать как еврей, или консервативное или реформистское обращение, которое будет больше сосредоточено на том, обращаетесь ли вы по собственному желанию. свобода воли и понимание того, как со временем увеличить вашу еврейскую практику.
- Как только вас одобрит раввинский суд, вас отведут в микву. Миква – это ритуальная ванна, в которую вы погружаетесь обнаженным. В зависимости от движения, с которым вы конвертируете, опыт отличается. Однако ни в коем случае вас никогда не увидит голым человек противоположного пола. Пожалуйста, прочитайте отдельные описания того, как люди посещают микву.
Выбирать кипу (тюбетейку) и талит (молитвенную шаль) — одно из самых забавных занятий, которые приходится делать новоиспеченным евреям. Мы хотели бы дать вам список книг другой еврейской организации для базовых еврейских знаний. Вы можете ознакомиться со списком My Jewish Learning здесь.
Выбор иудаизма: изучите основы
«Почему некоторые люди думают об обращении в иудаизм?»
Люди обращаются в иудаизм по многим причинам. Некоторые ищут религиозный смысл в своей жизни – с какой-либо связью с еврейским партнером или без нее – и просто обнаруживают, что иудаизм предлагает духовное и религиозное место, в котором им комфортно. Для других отношения или брак с евреем дают им первый шанс изучить иудаизм. Участие в субботнем обеде, субботней или праздничной службе или изучении Торы может быть совершенно новым и необычным опытом и может стать первым шагом к рассмотрению обращения.
Процесс преобразования является самостоятельным и неограниченным. Как только этот путь еврейских исследований и изучения начался, каждый искатель сделает индивидуальный выбор, который лучше всего подходит для его жизни. Некоторые люди принимают решение о переходе вскоре после начала процесса обучения, в то время как другим требуется больше времени, чтобы принять окончательное решение. Некоторых людей мотивирует обращение, потому что они являются частью еврейской семьи и воспитывают или планируют воспитывать еврейских детей. Некоторые люди решают обратиться, прожив в еврейской семье и много лет участвуя в еврейской деятельности.
«Ищут ли евреи новообращенных?»
Много веков назад евреи занимались прозелитизмом, особенно в греко-римский период еврейской истории. В то время тысячи неевреев, живших в Малой Азии, приняли иудаизм, но разрушение Римской империи и смертельные угрозы евреям, искавшим новообращенных, положили конец таким усилиям.
Иудаизм — это открытая религия, которая с готовностью поощряет и приветствует тех, кто обращается к ней за удовлетворением и руководством в решении жизненных проблем. В последние годы реформистские общины — и реформистская еврейская община в целом — заняли более активную позицию в поиске людей, которые могли бы стать евреями. В то же время иудаизм уважает религиозные убеждения других, а также убеждения тех, кто не выбирает никакой религии.
«Как узнать, подходит ли мне иудаизм?»
Лучше всего начать с участия и обучения. Ищите еврейскую общину, возможно, найдя общину в вашем районе. Попробуйте посетить службы или мероприятия там; если у вас есть еврейские друзья или члены еврейской семьи, попросите разделить с ними Шаббат и праздники. По мере того, как вы будете изучать и пробовать еврейскую практику и обычаи в своем собственном темпе, вы будете чувствовать себя в них все более комфортно.
Еще один отличный способ познакомиться с традициями и обычаями иудаизма — записаться на такой курс, как «Вкус иудаизма» ® или Введение в иудаизм.
«Если я пойду на курсы иудаизма, ожидается ли, что я изменюсь?»
Нет. Курсы Союза реформистского иудаизма открыты для всех, кто хочет больше узнать об иудаизме, в том числе для лиц, планирующих обращение, межконфессиональных пар и тех, кто родился евреем и хочет больше узнать о своем наследии. Хотя многие люди проходят этот курс как часть процесса обращения в иудаизм, нет никаких предположений или ожиданий, что вы обратитесь в результате своего участия в классе.
«Если я решу, что хочу стать евреем, как мне это сделать?»
Сначала запишитесь на прием к посвященному раввину или кантору. Они не только обсудят процесс и последствия того, как стать евреем, но также изучат с вами причины, по которым вы хотите это сделать. В прежних поколениях раввины отговаривали потенциальных евреев по собственному выбору, трижды отказывая им, чтобы проверить, насколько они серьезны. Сегодня этот обычай редко соблюдается.
Ожидается, что люди, рассматривающие возможность обращения в иудаизм, изучат еврейскую теологию, ритуалы, историю, культуру и обычаи и начнут внедрять еврейскую практику в свою жизнь. Хотя объем курса обучения варьируется в зависимости от еврейского духовенства и общин, для большинства требуется курс основ иудаизма и индивидуальное изучение с раввином или кантором, а также посещение служб и участие в домашней практике и жизни синагоги.
Имейте в виду, что вы можете сами выбрать раввина или кантора, с которым будете работать. Поговорите с несколькими людьми, чтобы найти того, с кем вам будет комфортно. Затем этот раввин или кантор станет вашим спонсирующим духовенством, проводя вас на каждом этапе вашего обращения.
«Могу ли я перейти в иудаизм онлайн?»
Иудаизм приветствует тех, кто желает обратиться в иудаизм, и в настоящее время в Интернете доступно большое количество информации об иудаизме, что делает его прекрасным способом начать обучение. Однако обращение в иудаизм требует времени и усилий: изучение, поклонение и практика в контексте активной еврейской общины. Иудаизм – это религия людей и общества.
Когда ученик готов к обращению, проводятся значимые ритуалы, отмечающие вступление нового еврея в завет и подтверждающие принятие его обществом. Поэтому конвертация через Интернет просто невозможна или нецелесообразна. Кроме того, многие раввины не признают онлайн-обращение.
«Если я стану евреем, будут ли мне рады в еврейской общине реформаторов?»
Современные евреи-реформисты искренне приветствуют тех, кто решил обратиться в иудаизм, признавая, что наша еврейская община становится сильнее благодаря тем, кто активно стремится стать евреем. По мере того, как все больше и больше евреев по выбору входят в еврейскую общину и публичное обсуждение такого выбора становится все более распространенным явлением, евреи по выбору обнаруживают, что их признание в еврейской общине растет. На самом деле реформистская еврейская община в целом гордится своими многочисленными лидерами конгрегации, а также рядом раввинов и канторов, которые являются евреями по своему выбору.
«Если я обращусь вместе с раввином или кантором, посвященным реформистами, все ли раввины будут считать меня евреем?»
Раввины-реформисты, реконструкционисты и, при определенных обстоятельствах, консервативные раввины признают действительность обращений, совершенных раввинами всех ветвей иудаизма. Однако большинство ортодоксальных раввинов не признают неправославных обращений. Ваш спонсирующий раввин обсудит с вами любые последствия обращения под его руководством.
«Если я стану евреем, придется ли мне расставаться с родной семьей?»
Нет. Обращение в новую религию не превращает вас во что-то совершенно новое и не требует разрыва семейных уз или воспоминаний. Большинство евреев по своему выбору поддерживают теплые отношения со своей родной семьей. Однако некоторые новообращенные в иудаизм обнаруживают, что, особенно поначалу, их семья может быть задета или сбита с толку их выбором.
Такие чувства часто возникают из-за непонимания или незнания иудаизма и поэтому вполне понятны. Терпение и готовность открыто обсудить свой выбор с семьей будут важны на протяжении всего процесса обращения. Ваш рукоположенный раввин или кантор должен быть готов обсудить это с вами, так как он или она, вероятно, уже имели подобные беседы с будущими евреями в прошлом. Вы не одиноки!
«Если я решу не становиться евреем, но у меня есть партнер, который им является, могут ли наши дети вырастить евреев?»
Да. Многие межконфессиональные пары воспитывают своих детей как евреев, и во многих таких семьях родитель-нееврей по-прежнему играет ключевую роль в обеспечении еврейского образования своих детей и создании благоприятной еврейской домашней среды.
Чем больше вы узнаете об иудаизме, тем легче вам будет. Многие евреи видят в таких родителях драгоценный дар и благословение для еврейского народа.
«Если я решу не становиться евреем, могу ли я по-прежнему молиться в синагоге со своей еврейской семьей?»
Большинство реформистских и реконструкционистских общин, а также некоторые консервативные и ортодоксальные общины горячо приветствуют участие межконфессиональных семей в различных формах жизни синагоги.
В соответствии со стихом из Книги Исайи 56:7 — «Ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» — почти все еврейские богослужения открыты для публики, так что вы и ваша семья можете посетить посещать. Субботние богослужения проводятся в пятницу вечером и в субботу утром, но вам следует позвонить в собрание в течение недели, чтобы узнать конкретное время богослужений.
«Если я еще не готов принять иудаизм или решу этого не делать, какие варианты есть у меня и моего партнера-еврея для нашей свадебной церемонии?»
Это очень деликатный вопрос, по которому существует широкий спектр мнений. Во-первых, найдите рукоположенного раввина или кантора, с которым вы чувствуете себя комфортно, чтобы вы могли подробно обсудить свои варианты. Независимо от того, какая у вас свадебная церемония, реформистская еврейская община считает себя порталом в еврейскую жизнь для смешанных пар. Благодаря организованным информационно-просветительским программам и общей атмосфере открытости межконфессиональные пары обнаружат, что реформаторские общины приветствуют их самыми разными способами.
«Как я могу узнать больше об иудаизме и о процессе обращения?»
Здесь, на ReformJudaism.org, созданном, чтобы помочь людям изучить реформистский иудаизм, вы найдете ответы на вопросы, информацию о Шаббате и еврейских праздниках, способах празднования дома с благословениями и рецептами, комментарии к разделу Торы на неделю и более.
Если вы хотите посетить службу или поговорить с раввином, найдите ближайшую общину или раввина с помощью этого удобного инструмента «Найти общину».
Вы также можете записаться на курсы, чтобы узнать больше об иудаизме:
- Найдите классы «Вкус иудаизма» ® в вашем районе.
Leave a Reply