Развивающимся экономикам не сулят ничего хорошего
Глава ЕЦБ Кристин Лагард мечтает о «новой экономике» / GEOFFROY VAN DER HASSELT / AFP
2021 год может стать годом восстановления, однако этот процесс, вероятнее всего, будет сопровождаться очень высоким уровнем неопределенности – вплоть до того момента, когда произойдет транзит к некоей «новой экономике». С таким заявлением выступила глава Европейского центробанка на Давосском экономическом форуме, который впервые проходит в онлайн-формате. Когда этот транзит будет запущен в полной мере, пока не ясно. Как отметила глава ЕЦБ Кристин Лагард, из-за новой волны локдаунов, прокатившейся по Европе, переход к восстановлению экономики может затянуться.
При этом глава ЕЦБ подчеркнула, что переход к «новой экономике» среди прочего должен сопровождаться цифровизацией и зеленым развитием. Российские эксперты считают этот тезис излишне абстрактным. «Вклад цифровизации в экономическое развитие пока не совсем понятен, – отмечает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. – Ведь, по сути, она лишь снижает транзакционные издержки бизнеса, во многом связанные с управлением предприятиями, поиском информации и заключением контрактов, но помимо этого вряд ли способна на что-то существенно повлиять». В целом цифровизация – явление не отраслевое, поэтому структурно изменить существующую экономическую систему она не способна, уверен ученый.
С другой стороны, даже если цифровизация и может стать одним из локомотивов транзита к «новой экономике», ее развитие приведет к еще большему расслоению между развитыми и развивающимися странами, считает профессор факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Владимир Зуев. Проблема в том, что богатые и бедные страны существенно отличаются по уровню доступа к цифровым технологиям. Об этой проблеме на Давосском форуме рассуждала вице-председатель Mastercard Энн Кернс, говоря о необходимости устранить подобные барьеры для развивающихся экономик. Однако вряд ли кто-то всерьез рассчитывает, что богатые страны добровольно откажутся от такого преимущества.
В этом смысле дискуссии между экспертами Давосского форума обнажили еще одну очень серьезную проблему, которая будет значительно препятствовать восстановлению мировой экономики в целом: если в 2008–2010 гг. господствовала идея, что из глобального кризиса нужно выбираться всем вместе, и принимались соответствующие меры, сейчас о таком глобализме не может быть и речи. «Нынешняя экономическая логика заключается в том, что каждая страна выбирается самостоятельно. ЕЦБ, особенно после выхода Великобритании из Евросоюза, сконцентрировал свои силы на спасении европейской экономики. Государства Азиатско-Тихоокеанского региона, находящиеся не в самом плохом экономическом положении, тоже не очень заинтересованы в том, чтобы брать на буксир кого-то за его пределами», – говорит Васильев.
В частности, Пекин воспринимает нынешний кризис как возможность для укрепления своих глобальных позиций. Китай по итогам прошлого года стал единственной страной, продемонстрировавшей экономический рост, и явно рассчитывает в ближайшем будущем одержать окончательную победу над своим главным конкурентом – США. По итогам прошлого года Поднебесная уже обогнала Америку по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций ($163 млрд и $134 млрд соответственно), хотя в 2019 г. ситуация была прямо противоположной.
Что касается развивающихся стран, то, учитывая объективные экономические показатели развитых стран – высокую долговую нагрузку и дефицитные бюджеты, – на помощь к ним никто не придет и свои проблемы они должны решать самостоятельно, уверен Васильев. При этом собственные ресурсы развивающихся стран для решения скопившихся проблем весьма ограниченны. Как напомнил на Давосском форуме президент Rockefeller Foundation Раджив Шах, в то время как в период коронакризиса развитые экономики смогли позволить себе пакеты экономических мер в объеме до 30% ВВП, у развивающихся стран этот показатель колебался в районе 0–6% ВВП.
Зуев уверен, что из-за нехватки ресурсов многим развивающимся странам попросту не удастся преодолеть коронакризис. «Развивающиеся страны не способны аккумулировать такие объемы финансовых средств, как развитые, в силу того что они не являются главными мировыми финансовыми центрами, а их валюты не являются общепризнанными, – говорит ученый. – Для сравнения: ЕЦБ запустил программу заимствований на беспрецедентные 750 млрд евро, и это сработает хотя бы потому, что евро является общепризнанной валютой, что, само собой, дает ЕЦБ большое пространство для маневра. Развивающиеся страны, разумеется, позволить себе такого не могут». Это значит, что «новая экономика», о которой говорит Лагард, имеет большие шансы остаться лишь очередной мечтой либералов-глобалистов.
Новости СМИ2
Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку
и читайте, не отвлекаясь
Польше продвигает идею создания собственной империи
В польском Люблине состоялся конгресс муниципалитетов стран «Инициативы трех морей», объединившей 12 государств Восточной и Центральной Европы. В ходе саммита обсуждались вопросы развития общей для этих стран инфраструктуры, призванной соединить государства союза более тесными узами. Наибольшую выгоду в данном случае получает Польша, для которой «Инициатива трех морей» — шаг к исполнению давней мечты о создании собственной империи. Подробности — в материале «Известий».
Амбициозные планы
«Инициатива трех морей» («Трехморье») объединяет Австрию, Польшу, Болгарию, Венгрию Латвию, Литву, Эстонию, Румынию, Словакию, Словению, Хорватию и Чехию. Союз был в свое время создан по инициативе Польши, и именно в Варшаве генерируется идеология «Трехморья». Первая встреча группы состоялась в 2016 году в хорватском Дубровнике. Ее участники заявили о своем желании «подтянуть» Восточную и Центральную Европу к экономическому уровню Европы Западной. «Адриатика, Балтика и Черноморье — это жизненные артерии Европы. Наш регион представляет 28% территории ЕС, 22% населения, но лишь 10% ВВП. Для развития региона требуется еще около €50 млрд инвестиций», — заявила тогда президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
Однако с самого начала выяснилось, что цели «Трехморья» отнюдь не только экономические. В первую очередь это — проект геополитический. По словам выступавшего на форуме в Дубровнике американского генерала в отставке Джеймса Л. Джонса (бывшего главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе и советника президента Барака Обамы по национальной безопасности), «нынешнее российское правительство использует энергетические ресурсы как рычаг проведения в отношении Европы стратегии «разделяй и властвуй». А потому, как подчеркнул тогда отставной генерал, «соединив север и юг Европы в плане энергетических поставок, «Инициатива трех морей» побьет противника его же оружием».
Официально целью «Инициативы трех морей» названо развитие региональной транспортной и энергетической инфраструктуры по линии Север – Юг. Но при этом никто особо не скрывает, что за «Трехморьем» стоят старые польские геополитические концепции. Еще в начале прошлого века польский государственный деятель Юзеф Пилсудский выдвинул идею конфедерации государств, сосредоточившихся в треугольнике между Балтийским, Адриатическим и Черным морями. После того как Польша восстановила свою государственность, у Пилсудского появилась возможность воплотить эти идеи на практике. У нынешнего «Трехморья» были непосредственные предшественники в межвоенный период 1920–1930-х годов XX века. Среди них наиболее известной была так называемая Малая Антанта, объединявшая новосозданные государства Центральной Европы — Румынию, Чехословакию и Югославию в противовес Венгрии. Также предпринимались попытки создания Балтийской Антанты, состоящей из Литвы, Латвии и Эстонии, куда пыталась присоединиться Польша. Но начавшаяся Вторая мировая война покончила с прежними игроками в регионе, стерла в прах их амбиции и отправила их планы в архив.
Однако в конце ХХ столетия в Польше начали восстанавливать государство эпохи Пилсудского — всё с той же идеологией и амбициями. Пришло время и для того, чтобы извлечь из архивов старые планы и стряхнуть с них пыль. Более того, самые смелые планы современных польских идеологов простираются до восстановления былой Речи Посполитой — в том виде, в котором она существовала в XVI–XVII веках. Для этого был придуман геополитический проект «Междуморье», предусматривающий поэтапное создание вокруг Польши военно-экономического блока восточноевропейских стран.
Фото: Global Look Press/dpa/Monika Skolimowska
«Трехморье» — это, по сути, этап к «Междуморью» — что и не особо скрывается. Так, по мнению профессора Варшавского университета Рычарда Зембы, начав в рамках «Трехморья» с инфраструктурных проектов, польские политики намерены в итоге создать нечто гораздо большее. «Объединение демографического и экономического потенциала региона позволило бы существенно повысить независимость как от России, так и от Германии. Таким образом, по сути, проталкивается давняя идея о превращении Польши в великую державу», — отмечал Земба в своей вышедшей в 2020 году книге «Польская внешняя политика и политика безопасности».
Договор университетов
В этом году президент Польши Анджей Дуда, выступая на открытии конгресса самоуправлений «Инициативы трех морей» в Люблине, заявил, что «в последние годы данное мероприятие стало очень важной площадкой для обмена опытом и обсуждения регионального сотрудничества в нашей части Европы». По словам Дуды, избиратели двенадцати государств «Трехморья» ожидают от своих лидеров обеспечения их безопасности и процветания. Добиться этого, по его мнению, можно, в частности, путем интенсификации трансграничного сотрудничества в регионе. Дуда подчеркнул, что «за последние три десятилетия экономический рост стран нашего региона был на 1,5% выше, чем у крупнейшей экономики Евросоюза — Германии». Президент Польши добавил, что у них есть поводы для гордости, ведь в 2004 году страны, ныне входящие в «Трехморье», генерировали всего 15,2% ВВП Евроcоюза, в то время как в 2018 году он уже составлял более 19,1% ВВП ЕС.
Анджей Дуда подчеркивает, что «Польша остается лидером экономического роста со средними темпами развития более 5%». Помимо Дуды в конгрессе приняли участие польские министры обороны и образования Мариуш Блащак и Пшемыслав Чарнек, уполномоченный правительства Польши по «Инициативе трех морей» Павел Яблоньский и другие правительственные и муниципальные чиновники — как из Польши, так и из других государств «Трехморья». Все они твердили, что участие в этом союзе помогает реализовывать «инфраструктурные, экономические и культурные проекты, полезные как отдельным странам-участникам, так и всему региону».
Анджей Дуда на открытии конгресса самоуправлений «Инициативы трех морей» в Люблине
Фото: соцсети
Если говорить о конкретных делах, то участники конгресса подписали договор о создании сети университетов, которая объединит вузы всех двенадцати государств и поможет в деле «интенсификации трансграничного сотрудничества». Польский министр Чарнек отметил, что, для того чтобы догнать и перегнать Западную Европу, членам сообщества не обойтись без всемерного развития науки — а сделать это можно, лишь «используя огромный потенциал, которыми обладают наши университеты в этих двенадцати европейских странах». Министр заявил, что сеть будет нацелена на «проведение совместных научных исследований и инициатив, а также установление прямых связей между наукой, экономикой, общественной жизнью, гуманистическими и религиозными аспектами». Пшемыслав Чарнек также предложил основать исследовательскую программу, которая была бы сосредоточена на «природе российского империализма».
Не обошлось и без шпильки в адрес западноевропейских партнеров. Указывая на идеологический стержень, соединяющий государства «Трехморья», Чарнек сказал, что «у нас общность христианских ценностей определенно сильнее, чем у наших друзей в Западной Европе». Последнее замечание — вполне в духе правящей в Польше консервативной партии «Право и Справедливость», рассорившей Варшаву с Брюсселем из-за демонстративного попрания ею норм «европейской толерантности». Зато оно должно очень понравиться избирателям «ПиС». В этом году в Польше состоятся парламентские выборы. И дабы не потерять власть, в «Праве и Справедливости» напирают на то, что только эта партия способна обеспечить «безопасность от России», построить региональный военно-политический союз с Варшавой во главе и отстоять «духовные скрепы», на которые покушаются «брюссельские безбожники».
Среди других тем, которые обсуждались в ходе конгресса в Люблине — становление «Трехморья» как «газовой коалиции». Это задачу должен выполнить, в частности, «вертикальный газовый коридор» — от польского Свиноуйсьце (где находится терминал сжиженного природного газа) до хорватского острова Крк. И снова наибольшую пользу в данном случае получает Польша, которая все последние годы усердно строит свою собственную «энергетическую мини-империю». В прошлом году поляки наладили поставки газа с месторождений в Норвегии — благодаря введенному в эксплуатацию подводному трубопроводу Baltic Pipe. Кроме того, они получают сжиженный природный газ, доставляемый морем в терминалы, находящиеся на побережье. Поляки рассчитывают благодаря этому газу не только закрыть собственные энергетические дыры, но и заработать на его перепродаже.
Терминал сжиженного природного газа в Свиноуйсьце, Польша
Фото: ТАСС/EPA/Marcin Bielecki
Транспортное сотрудничество
Также не случайным является тот факт, что конгресс в Люблине совпал по времени с подписанием Польшей и Румынией договора о поддержке транспортных коридоров — конкретно речь идет о железнодорожной ветке Rail-2-Sea и автостраде Via Carpathia. «Наше намерение состоит в том, чтобы максимально использовать возможности, открываемые этими проектами, чтобы усилить значение стран Центральной, Северо-Восточной и Юго-Восточной Европы», — сказал румынский министр транспорта Сорин Гриндяну. Ожидается, что данную декларацию подпишут и другие страны, через которые проходят транзитом вышеуказанные дороги: в первую очередь Болгария, Венгрия и Словакия. Обещано, что новые маршруты создадут «современное и быстрое» соединение Черного, Эгейского и Балтийского морей.
Отметим, что Rail2Sea — это проект под эгидой «Инициативы трех морей», включающий в себя развитие и модернизацию железнодорожной линии, пролегающей между балтийским портом Гданьск и черноморским портом Констанца. Данная трасса пересекает четыре страны: Польшу, Словакию, Венгрию и Румынию. В свою очередь, Via Carpathia — строящаяся автомагистраль от Клайпеды до Салоник, которая пройдет по территории семи государств. Ее официально планируется завершить к 2025 году, хотя работа над объектом уже давно отстает от первоначально намеченного графика. Однако для Польши этот проект, который отстаивал в свое время еще ныне покойный президент Лех Качиньский, очень важен.
Дело в том, что в трех польских воеводствах, через которые проляжет дорога, региональную власть осуществляет правящая партия «Право и Справедливость». Продвигая международный транспортный проект, партия хочет сохранить верность своих избирателей. По мнению экспертов, для дальнейшего продвижения этого проекта польские власти будут использовать аргумент о том, что Via Carpatia имеет особенное значение в контексте инфраструктуры НАТО. Ведь дорога проляжет вдоль восточной границы Евросоюза и НАТО — и может в случае необходимости облегчить транспортировку с севера на юг войск и тяжелой техники. К слову, уже сейчас значительная часть финансирования Via Carpatia осуществляется из структурных фондов ЕС.
Фото: AP/Krzysztof Lokaj
Доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина в беседе с «Известиями» отметила, что «Инициатива трех морей» являет пример создания механизма регионального сотрудничества под присмотром США. И хотя именно Польша считается главным выгодополучателем от «Трехморья», процесс осуществляется под «модераторством» Вашингтона, давшего Варшаве «ярлык» на то, чтобы представлять американские интересы в регионе. «С одной стороны, это одна из внешнеполитических задач США — выстраивать отношения с блоками государств внутри ЕС при опоре на наиболее «лояльных» игроков (в данном случае на Польшу). С другой стороны, это реализация амбиций самой Варшавы, претендующей на региональное лидерство. При этом нужно обратить особое внимание на то, что в ходе прошлогоднего саммита организации, состоявшегося в Риге, статус ее «участвующего партнера» был предоставлен Украине», — напоминает Еремина.
По мнению профессора, с полноценным включением в нее Украины (пока еще не состоявшимся) «Инициатива трех морей» становится не только экономической, но и военно-политической. «Поэтому в отношении России данная инициатива точно не является благожелательной. Однако организация довольно разношерстна — поскольку ее участники, их возможности и мнения по тому или иному вопросу довольно отличаются друг от друга. Поэтому, на мой взгляд, «Трехморье» вряд ли может выступать в качестве инструмента реального сплочения стран региона, особенно в контексте военных аспектов. Поэтому мы рассматриваем этот проект скорее как широкую платформу для дискуссий участвующих государств», — говорит Еремина.
Экономическое разнообразие
Экономические структуры различаются в странах еврозоны, что приводит к различиям в экономических показателях между ними.
Разнообразие экономических структур связано, например, с относительной важностью различных видов экономической деятельности для совокупного выпуска. На приведенной ниже диаграмме видно, что в 2012 г. доли различных групп видов деятельности в общей добавленной стоимости экономики существенно различались по странам.
Эти различия в относительной важности видов деятельности отражают специализацию стран в производстве различных товаров и услуг, которая определяется такими факторами, как географическое положение, демография, институциональная структура (включая фискальную политику) и модели потребления.
Одной из основных причин значительных различий в структуре добавленной стоимости между странами является то, что многие товары и услуги отечественного производства продаются между странами-членами, а также между зоной евро и остальным миром. Растущая международная специализация и торговая интеграция являются факторами, способствующими изменению важности видов деятельности с течением времени. Торговля товарами и услугами играет важную роль во всех странах еврозоны. Однако некоторые страны-члены в силу своей специализации и географического положения сильнее зависят от торговли, чем другие, как показано на диаграмме ниже. В зависимости от торговых партнеров и направлений торговых потоков высокая доля внешней торговли в ВВП имеет тенденцию к увеличению потенциала роста, поскольку внешний спрос увеличивается быстрее, чем внутренний спрос. Однако это также влечет за собой более высокую подверженность неблагоприятным внешним шокам через торговый канал.
Экономические структуры демонстрируют ограниченные колебания в течение делового цикла, но в остальном обычно меняются со временем очень постепенно. Быстрые изменения в этих структурах, такие как расширение строительной деятельности в некоторых странах, могут свидетельствовать о накоплении дисбалансов, которые необходимо впоследствии устранить.
Различия в экономических структурах и скорости их адаптации приводят к расхождениям в экономических показателях между странами-членами, как и в случае других крупных валютных зон, таких как Соединенные Штаты.
Глядя на дисперсию показателей роста, как показано в таблице ниже, можно увидеть, что в зоне евро 12, за исключением стран, присоединившихся к зоне евро после 2001 года (Словения, Кипр, Мальта, Словакия, Эстония и Латвия), дисперсия роста была ниже с момента введения евро по сравнению с соответствующим периодом той же продолжительности до этого. Он также был ниже в оба этих периода по сравнению с соответствующей дисперсией роста реального ВВП по штатам США. В то время как меньшую дисперсию в зоне евро по сравнению с США можно было бы ожидать из-за меньшего числа членов зоны евро по сравнению со штатами США, менее выраженная интеграция рынков труда и товаров в зоне евро по сравнению с США предполагала бы обратное. результат. Предостережения относительно проведения таких сравнений касаются сопоставимости (несогласованных) данных и географических объектов. С учетом недавних вхождений в зону евро дисперсия роста реального ВВП в зоне евро 17 оказалась несколько выше, что также отчасти отражает процессы догоняющего роста в этих странах.
Источники: Евростат, Европейская комиссия, расчеты ЕЦБ. Примечания: 1) 50 штатов США. Данные ULC доступны до 2011 г. 2) 14 столичных статистических районов США. 3) Латвия стала членом еврозоны 1 января 2014 года. | |||
Реальный ВВП | шт. 12 | EA 17³ | США № |
---|---|---|---|
1985-1998 | 2,0 | 2,6 | |
1999-2012 | 1,8 | 2,3 | 2.1 |
ГИПЦ | шт. 12 | EA 17³ | США² |
1985-1998 | 3,7 | ||
1999-2012 | 0,9 | 1,5 | 0,8 |
Удельные затраты на оплату труда | шт. 12 | EA 17³ | США № |
1985-1998 | 4,2 | 2,2 | |
1999-2012 | 1,9 | 2,4 | 1,8 |
Что касается динамики инфляции HICP, то в зоне евро 12, за исключением стран, присоединившихся к зоне евро после 2001 г., инфляционная дисперсия была намного ниже с момента введения евро по сравнению с соответствующим периодом до этого и сопоставима по величине с инфляционной дисперсией ИПЦ между 14 столичных статистических районов США (MSA). При включении более поздних стран, вступивших в зону евро, дисперсия инфляции ГИПЦ была выше в зоне евро 17, отчасти из-за процессов конвергенции в этих странах. Глядя на дисперсию роста удельных затрат на рабочую силу, мы снова видим, что с момента вступления в зону евро она была намного ниже, чем в предыдущий период, сравнима с дисперсией в штатах США и выше, если учесть недавние вхождения в зону евро.
Расхождения в динамике роста, инфляции и удельной стоимости рабочей силы в странах еврозоны в целом были умеренными с момента создания валютного союза. Тем не менее, некоторые государства-члены демонстрируют более низкие показатели роста ВВП и/или более высокие темпы роста инфляции и удельных затрат на рабочую силу, чем другие. Возникшие в результате этого потери конкурентоспособности в этих странах по сравнению с аналогичными странами также отразились в усилении дисбалансов счета текущих операций после создания валютного союза, которые находятся в процессе исправления. Чтобы избежать крупных диспропорций в будущем, неэффективность экономических структур и негибкость структурных преобразований необходимо выявлять на ранней стадии и устранять с помощью национальной политики.
Все страницы этого раздела
Наш веб-сайт использует файлы cookie
Мы постоянно работаем над улучшением этого веб-сайта для наших пользователей. Для этого мы используем анонимные данные, предоставляемые файлами cookie.
Узнайте больше о том, как мы используем файлы cookie
Я понимаю и принимаю использование файлов cookie
Спасибо!
Спасибо!
Мы обновили нашу политику конфиденциальности
Мы постоянно работаем над улучшением этого веб-сайта для наших пользователей. Для этого мы используем анонимные данные, предоставляемые файлами cookie.
Посмотрите, что изменилось в нашей политике конфиденциальности
Я понимаю и принимаю использование файлов cookie
Срок действия ваших предпочтений в отношении файлов cookie истек
Мы постоянно работаем над улучшением этого веб-сайта для наших пользователей. Для этого мы используем анонимные данные, предоставляемые файлами cookie.
Узнайте больше о том, как мы используем файлы cookie
Я понимаю и принимаю использование файлов cookie
Многие в Западной Европе и США хотят экономических изменений, поскольку пандемия продолжается
Демонстрация работников индустрии развлечений в Нанте, Франция, 4 февраля в рамках общенационального дня протеста за сохранение и развитие занятости и общественных услуг. (Лоик Венанс/AFP через Getty Images)
Как мы это сделали
В этом отчете анализируется восприятие экономической системы, экономических возможностей и отношение к государственной политике, которая носит экономический характер, среди людей в Соединенных Штатах, Франции, Германии и США. Королевство. Он включает демографический анализ, сравнивающий ответы на вопросы по таким факторам, как уровень дохода, возраст, пол, уровень образования, взгляды на экономику и политическую идеологию. В отчете также используются данные о долгосрочных тенденциях для контекстуализации этих взглядов.
В этом исследовании мы используем данные общенациональных репрезентативных телефонных опросов 4069 взрослых с 10 ноября по 23 декабря 2020 года в США, Франции, Германии и Великобритании.
Вот вопросы, использованные в этом отчете, а также ответы и методология.
Вспышка коронавируса вызвала, среди прочего, дебаты о том, как лучше восстановить национальную экономику, разрушенную пандемией. Согласно опросу исследовательского центра Pew Research Center, проведенному экономика не нуждается ни в каких изменениях.
Стремление к переменам сильнее всего во Франции, где семь из десяти считают, что экономическая система их страны нуждается либо в серьезных изменениях, либо в полном реформировании. Половина жителей США, Великобритании и Германии разделяют эту точку зрения, в то время как около четырех из десяти в этих трех странах говорят, что незначительные изменения оправданы. Немногие предпочли бы не вносить коррективы в экономическую систему: от 3% во Франции до 12% в США. Те, кто считает общую экономическую ситуацию в своей стране плохой, с большей вероятностью будут призывать к серьезным или тотальным реформам системы.
Отвечая на вопрос о различных экономических интервенциях, которые может предпринять правительство, общественность, как правило, выражает высокую степень поддержки каждой потенциальной программы. По пяти различным направлениям экономической политики подавляющее большинство во всех четырех странах считает, что почти все они важны.
Из пяти проверенных политик идея спонсируемого правительством профессионального обучения рабочих набирает наибольшее количество голосов, что очень важно, чтобы их национальное правительство предприняло такие действия во всех обследованных странах.
Значительная часть населения этих стран также считает, что для их правительства очень важно проводить политику, направленную на помощь тем, кто испытывает финансовые затруднения, строительство большего количества государственного жилья и увеличение государственных пособий бедным, все три из которых имеют большое значение для примерно четырех — из десяти или более в каждой стране. Точно так же политика, направленная на перераспределение — повышение налогов на богатых и обеспечение всеобщего базового дохода — является очень важным приоритетом как минимум для трех из десяти. В разных странах люди с более высоким уровнем дохода составляют с меньшей вероятностью поддерживает многие из этих политик. И те, кто хочет серьезных изменений или полной реформы своих национальных экономических систем, также с большей вероятностью считают эти вмешательства очень важными.
Правительственные постановления о бизнесе вызвали неоднозначную оценку общественности в четырех странах. Американцы, в частности, обычно считают, что государственное регулирование бизнеса плохо для страны, и этого мнения придерживается половина взрослого населения США. В трех европейских странах по меньшей мере половина считает регулирование благом. Те, кто находится на идеологическом праве, особенно склонны отрицательно относиться к регулированию в США и Германии.
Тем не менее, многие надеются на личную экономическую мобильность, несмотря на разрушительные экономические последствия пандемии в каждой из этих стран. Две трети или более в США, Германии и Великобритании считают, что у них есть хорошие шансы улучшить свой уровень жизни, и примерно половина во Франции разделяет это мнение. Молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет особенно оптимистичны во Франции, Великобритании и США, в то время как немцы всех возрастов выражают примерно одинаковый уровень оптимизма.
Это результаты опроса Pew Research Center, проведенного с 10 ноября по 23 декабря 2020 года среди 4069 человек.взрослых во Франции, Германии, Великобритании и США. пришлось быстро адаптироваться к изменениям в распорядке дня, включая закрытие школ на длительный срок и ношение масок в общественных местах. Мировая экономика также сократилась на тревожном уровне, что сделало этот период самой серьезной рецессией со времен Великой депрессии. Доля представителей мирового среднего класса резко сократилась, и считается, что более 130 миллионов человек оказались за чертой бедности в результате серьезного экономического спада.
Эта финансовая неопределенность отражена в опросах Исследовательского центра Пью во время пандемии. С 2019 года по лето 2020 года доля взрослых во Франции, Германии, Великобритании и США, считающих, что экономическая ситуация в их стране плохая, выросла двузначными числами. В последнем опросе, проведенном осенью 2020 года, эти мнения стали более позитивными, хотя, за исключением Германии, отношение к экономике по-прежнему остается относительно суровым. В каждой стране выражена уверенность в том, что экономика стагнирует на более низком уровне, чем до пандемии.
Бурный характер глобальной финансовой ситуации может иметь последствия для измерения отношения к темам, связанным с экономикой, в опросах. Полевые работы для опросов в этом отчете проводились с 10 ноября по 23 декабря 2020 года. Примерно в это же время Франция и Великобритания ввели свои вторые национальные блокировки. Ближе к концу полевых исследований в Германии канцлер Ангела Меркель объявила об еще одном наборе ограничений, направленных на замедление распространения вируса по мере роста числа случаев заболевания в Европе. За это время количество случаев заболевания в США резко возросло, и опрос был проведен до двух последних пакетов стимулирующих мер, а также до инаугурации президента Джо Байдена. В экономическом плане изменение уровня безработицы по сравнению с прошлым годом увеличилось во всех четырех странах, а рост валового внутреннего продукта в четвертом квартале 2020 года сократился во всем Европейском союзе. (Экономика США выросла на 1% в четвертом квартале, но в целом сократилась на 3,5% в 2020 году.)
За время, прошедшее после полевых исследований, новости были смесью положительных и отрицательных. Каждая из четырех опрошенных стран начала вводить несколько вакцин против COVID-19, что может значительно ускорить экономический рост и восстановление. В то же время возникли вопросы о темпах развертывания вакцины и новые опасения по поводу вариантов вируса. Хотя этот отчет дает точную картину отношения к экономике и связанным с ней темам в США, Великобритании, Франции и Германии в конце осени 2020 года, такие события, безусловно, могут повлиять на восприятие общественностью их национальной экономики, открытость для экономической политики и оптимизм (или его отсутствие) в отношении финансового будущего отдельных лиц, поскольку ситуация продолжает меняться.
Многие хотят серьезных или полных экономических реформ в условиях пандемии
В разгар глобальной пандемии, которая привела к остановке многих национальных экономик, половина или более из четырех опрошенных стран говорят, что экономическая система их страны нуждается как минимум в серьезных изменениях, с небольшие доли в каждой стране говорят, что она должна быть полностью реформирована.
Семь из десяти взрослых жителей Франции согласны с тем, что экономическая система их страны нуждается как минимум в капитальном ремонте, а 12% говорят, что она нуждается в полной реформе. На момент проведения опроса прошлой осенью Франция ввела второй общенациональный карантин, и уровень безработицы в стране вырос до самого высокого уровня за два года.
В США, Великобритании и Германии значительные акции приходятся на обе стороны вопроса. В то время как половина в каждой стране говорят, что экономическая система их страны нуждается как минимум в серьезных изменениях, примерно четверо из десяти говорят, что ей нужно только незначительные изменения. Небольшие, но существенные доли считают, что никаких изменений вообще не требуется: от 12% в США до всего 6% в Великобритании.
Призывы к реформам чаще звучат среди тех, кто считает, что экономика их страны не в лучшем состоянии. В США подавляющее большинство (69%) тех, кто говорит, что экономическая ситуация в их стране в настоящее время плохая, также говорят, что система нуждается в серьезных изменениях. Только 28% тех, кто считает, что экономика в настоящее время находится в хорошем состоянии, поддерживают такую реформу, разница составляет 41 процентный пункт.
Мнения в Великобритании схожи: 63% британцев, которые говорят, что экономика Великобритании в настоящее время находится в плохом состоянии, призывают к реформированию своей экономической системы; около четверти тех, кто считает экономику хорошей, придерживаются того же взгляда на реформы. Двузначные различия также присутствуют во Франции и Германии.
Точно так же те, кто говорит, что у них мало шансов лично улучшить свой уровень жизни, больше поддерживают реформы во всех четырех странах. В Великобритании и США примерно семь из десяти тех, кто пессимистично настроен в отношении улучшения своего уровня жизни, говорят, что их экономическая система нуждается в значительных изменениях; менее половины тех, кто положительно оценивает свой уровень жизни, говорят то же самое.
Идеология окрашивает взгляды на тему реформ. Самая большая разница, безусловно, исходит от Соединенных Штатов, где 77% респондентов левого толка говорят, что экономическая система страны нуждается как минимум в значительных изменениях. 1 Такого мнения придерживаются менее половины американцев в центре и только треть справа.
В Великобритании разброс аналогичен: примерно три четверти левых поддерживают либо серьезные изменения, либо полную реформу экономической системы, в то время как около половины в центре и четыре из десяти правых говорят то же самое. . Различия более скромны в Германии, где поддержка реформ, как правило, более неоднозначна среди всех идеологических групп, хотя левые поддерживают немного больше, чем правые.
Во Франции целых 77% левых поддерживают реформу — такая же доля, как и в США. Разница, однако, заключается в том, что подавляющее большинство в центре и правых согласны (64% и 69% соответственно).
Те, кто идентифицирует себя как оставшихся в Великобритании, более благосклонны, чем те, кто идентифицирует себя как выходцев из капитального ремонта экономической системы Великобритании. Большинство оставшихся (57%) говорят, что система нуждается либо в полной реформе, либо в серьезных изменениях, в то время как только 43% выбывших согласны с этим.
Решительная поддержка национальных правительств в расширении нескольких видов экономической помощи
Все пять предложений по экономической политике, включенных в обзор, получили широкую поддержку. По меньшей мере половина опрошенных в каждой из четырех стран говорят, что каждая политика по крайней мере в чем-то важна, и большинство предложений получают поддержку более чем шести из десяти в каждой стране. Некоторые из этих подходов регистрируют заслуживающую внимания долю общественности, которая говорит, что они очень важны для национального правительства.
Идея национального правительства, обеспечивающего больше рабочих мест и профессиональной подготовки рабочих, пользуется наибольшей поддержкой: примерно шесть из десяти или более в каждой стране говорят, что это очень важно, чтобы правительство это сделало. Поддержка этой идеи высока во всех группах дохода и возраста в каждой стране, и примерно девять из десяти или более в каждой из четырех стран говорят, что очень важно или отчасти важно, чтобы национальное правительство обеспечивало такое обучение.
Поддержка строительства большего количества государственного жилья также выделяется, так как 44% или более в каждой из стран считают это очень важным. Поддержка этого самая высокая в Великобритании и Германии. В каждой из четырех стран большее количество людей с самыми низкими доходами считают расширение государственного жилья очень важным, чем люди с более высокими доходами. То же самое верно в США, Великобритании и Франции, когда речь заходит о политической идеологии: те, кто слева, чаще, чем правые, говорят, что важно строить больше государственного жилья.
Увеличение государственных пособий для бедных также хорошо воспринято в четырех опрошенных странах. Около половины жителей Великобритании, Германии и США считают увеличение пособий очень важным, в то время как примерно четыре из десяти говорят то же самое во Франции. Во всех четырех странах поддержка особенно сильна среди людей с меньшим доходом и, за исключением Германии, среди идеологически левых.
Повышение налогов на богатых получает несколько меньшую поддержку со стороны четырех слоев населения. Поддержка самая высокая в Великобритании, где около половины (48%) говорят, что это очень важно поднять налоги на богатых. В каждой из четырех опрошенных стран идеологически левые чаще, чем правые, говорят, что очень важно, чтобы национальное правительство повысило налоги для богатых.
Американцы, британцы, французы и немцы из группы с самым высоким доходом более противятся повышению налогов для богатых, чем люди из группы со средним или низким доходом. Тем не менее, около четырех из десяти опрошенных в США и Великобритании работников с самым высоким доходом заявили, что эта политика 9.0171 очень важен для национального правительства, в то время как около четверти французов и немцев с более высокими доходами сказали то же самое.
Идея всеобщего базового дохода (УБД), предоставляемого государством, получила наименьшую поддержку в каждой из четырех стран среди политик, участвовавших в исследовании. UBI получил известность в США как центральный пункт президентской заявки Эндрю Янга на 2020 год. Он был протестирован в меньших масштабах в таких местах, как Финляндия и Кения, а форма УБД действует в богатом нефтью американском штате Аляска с 1919 года.82.
Около трети американцев и примерно четыре из десяти французов и немцев говорят, что для национального правительства очень важно обеспечить БОД, в то время как половина британцев говорят то же самое. Хотя БОД получил наименьшую поддержку из пяти опрошенных политик, около половины и целых 79%, в опрошенных странах говорят, что это, по крайней мере, несколько важно. В Германии, где проходит испытание БОД, и в Великобритании, где более 100 законодателей призывают к запуску пилотной программы, люди всех возрастов примерно в равной степени считают, что БОД важен. Но молодые американцы и французы особенно склонны придерживаться этой точки зрения, как и идеологически левые во всех четырех странах.
Существуют резкие расхождения во мнениях по поводу БОД среди групп с разным доходом. В каждой из четырех опрошенных стран люди с самым низким уровнем дохода, скорее всего, заявят, что для национального правительства очень важно обеспечить БОД. Эта разница является самой большой в США, где 51% людей из группы с самым низким доходом полностью поддерживают это, по сравнению с только 16% из группы с самым высоким доходом.
Американцы и немцы с низким уровнем образования чаще говорят, что для национального правительства очень важно обеспечить всеобщий базовый доход, чем люди с более высоким уровнем образования.
В разных странах мнения о ценности регулирования неоднозначны
На вопрос о государственном регулировании бизнеса целых две трети британцев говорят, что это хорошо для их страны, и почти шесть из десяти во Франции сказать то же самое. Взгляды на регулирование в этих странах практически не изменились с момента, когда этот вопрос задавался в последний раз в 2017 году.
Примерно половина немцев согласны с тем, что регулирование в целом полезно для их общества, хотя 43% считают, что оно плохо для Германии. Примечательно, просмотров по сравнению с немного увеличились с тех пор, как вопрос был задан в последний раз (36% в 2017 году против 43% сейчас).
Меньше поддерживают регулирование в США, где половина говорит, что это плохо для общества, а 46% считают, что оно имеет положительный эффект.
Во Франции и США молодые люди чаще, чем их сверстники старшего возраста, считают регулирование благом; в обеих странах люди с более высоким уровнем образования также с большей вероятностью считают регулирование хорошим.
Во всех четырех странах идеология разделяет различия во взглядах на регулирование. Самый большой разрыв на сегодняшний день наблюдается в США, где почти три четверти левых считают, что регулирование бизнеса — это хорошо, в то время как только четверть правых говорят то же самое.
В других опрошенных странах различия более скромные. В Германии 64% левых считают регулирование хорошим, и примерно половина правых с этим согласны. Во Франции и Великобритании, хотя большинство всех идеологических групп видят преимущества регулирования, левые настроены умеренно более позитивно, чем правые респонденты.
Большинство говорит, что у них есть хорошие шансы улучшить уровень жизни в США, Германии и Великобритании
Несмотря на кризис с коронавирусом и связанный с ним экономический спад, половина или более жителей четырех опрошенных стран заявили, что у них есть как минимум неплохое шансы на улучшение своего уровня жизни, когда опрос был проведен в ноябре и декабре 2020 года. По сравнению с тремя другими странами, общественное мнение более разделилось во Франции, где 51% считают, что их перспективы улучшения их средств к существованию несколько или очень хорошие, по сравнению с с 48%, которые говорят, что они несколько или очень плохие. А американцы выделяются своим оптимизмом, так как почти трое из десяти считают, что их шансы равны 9.
Leave a Reply