Беженцы из Украины в Российской Федерации
Особенности потока украинских беженцев.
До 2014г. поток беженцев из Украины в Россию исчислялся единицами. При этом на территории России проживали и работали сотни тысяч граждан Украины. Активизация потока обращений за убежищем началась весной этого года в то время, когда на востоке Украины начались военные действия.
Впервые в России поток беженцев был встречен сочувствием общества и поддержкой государства.
Специфика этого потока лиц, ищущих убежища, в том, что их родной язык русский, они получили такое же образование, как и жители России, с большинством населения у них совпадают традиции и религия. Поэтому интеграция украинских беженцев в российское общество не представляет проблемы.
Можно отметить, что поддержка беженцев из Украины сплотила российское общество, включая ту его часть, которая рассматривает аннексию Крыма и вторжение российских вооруженных сил в Украину.
Большую работу по приему беженцев проделали волонтерские организации, граждане легко жертвовали на беженцев из Украины свои небольшие пенсионные деньги, принимали к себе в дом семьи беженцев. В территориальных органах ФМС России были открыты отдельные приемные для украинцев. На границе с Украиной МЧС разбило хорошо оборудованные лагеря.
Этот энтузиазм к концу лета начал угасать. Начались конфликты между хозяевами и гостями. Приемные ФМС прекратили прием документов, МЧС начало сворачивать лагеря.
Немного статистики
Официальные лица в СМИ оценивают число прибывших из Украины беженцев различно, но всегда огромными числами. Говорят о 800 тыс. и даже миллионе беженцев.
Однако мы оцениваем число беженцев из Украины приблизительно 150-170 тыс. человек. Это чисто экспертная оценка, исходящая из того, сколько обращается граждан Украины к нам в Сеть «Миграция и Право», имеющую пункты юридических консультаций в 45 регионах РФ, а также из официальной информации об обращениях за убежищем на границе.
В то же время есть официальные данные ФМС России, которым можно доверять, поскольку они основаны не на оценочных, а на реальных данных о том, кто, где и когда обратился в территориальные органы.
Согласно этим данным по гражданам Украины с 1 января до 10 сентября 2014г.
5,5 тыс. человек обратились с ходатайством о предоставлении статуса беженца, при это всего
115 человек признаны беженцами;
160 тыс. человек подали заявление на временное убежище,
110 человек получили временное убежище.
Эти данные подтверждают наши оценки, поскольку сотрудники ФМС предлагали всем лицам, ищущим убежища, прибывшим из Украины, обращаться за временным убежищем.
Относительно остальных прибывших в Россию украинских гражданах можно предположить, что они, как и в предыдущие годы приехали в Россию работать, учиться или в гости родственникам.
Кроме того, наша оценка также косвенно подтверждается Постановлением правительства РФ от 22 июля 2014г. № 691 «Об утверждении распределения по субъектам РФ граждан Украины, прибывших на территорию РФ в экстренном массовом порядке». Пунктом 2 указанного постановления предлагается исходить из общего числа беженцев в 150 тыс. в 2014г.
Предоставление убежища.
Из приведенных данных видно, что гражданам Украины предоставляется, как правило, временное убежище, которое дается на один год, не дает никакой социальной защиты, хотя и дает право работать. Специальным Постановлением Правительства от 22 июля 2014г. № 690 процедура принятия решения о предоставлении убежища была упрощена и срок принятия решений был сокращен до 3-х дней.
Вначале временное убежище украинцы получали достаточно легко. Но с в июле 2014г в миграционных органах выросли огромные очереди, для подачи заявлений в Москве и Петербурге назначалось время в конце 2014г. и даже в первой половине 2015г.
Начались и отказы в предоставлении убежища на том основании, что люди прибыли из регионом, где не идут военные действия, или до их начала.
Более того, прием документов у граждан Украины в Москве, Московской области, Петербурге, Ростовской области, Крыму и Севастополе был прекращен полностью. Основанием для этого послужило это же Постановление № 691, согласно которому на эти субъекты РФ не была возложена обязанность по приему украинских беженцев. При этом, обращающимся заявляют, что в Москве «нет квот на предоставление убежища».
Такие действия, очевидно, противоречат Закону РФ «О беженцах» и Конвенции ООН 1951г. «О статусе беженца». Разумеется, государство имеет право распределять лиц, ищущих убежища по регионам. Однако никаких квот для них быть не может, и они должны иметь возможность обратиться за убежищем там, куда они прибыли. О приеме беженцев регионами можно говорить в плане их обеспечения государством крышей над головой, питанием и т.п., т.п.
Однако у нас есть украинские заявители, которым были предложены хорошо оплачиваемые рабочие места в Москве, они не оказались бы нагрузкой на российский бюджет, а принесли бы нашей стране и ее экономике большую пользу. Предлагать им отправиться в районы, где они не смогут найти себе применения, а поступят на государственное обеспечение, по меньшей мере, невыгодно для страны и негуманно по отношению к людям.
Какой смысл послать PR-менеджера или переводчика в далекую деревню, где им никогда не найти работу?
У многих украинских беженцев в России есть близкие родственники, которые готовы предоставить им приют на долгий срок. Есть случаи, когда дети приезжают к родителям, или престарелые родители к детям. Но перед ними встает альтернатива покинуть Москву или стать через три месяца иностранным гражданином, незаконно пребывающим на территории России.
Правовые льготы для лиц, ищущих убежища, из Украины
Как уже отмечалось, Правительство РФ сделало некоторые позитивные шаги в направлении некоторого облегчения легализации граждан Украины, ищущих убежища в России. Мы уже назвали Постановление Правительства РФ № 690, сократившим принятие решение о предоставлении временного убежища с 3 месяцев до 3-х дней, хотя и сохранившим обязательное медицинское обследование. Кроме того, совсем недавно было опубликовано Постановление Правительства от 2 сентября 2014г. № 856 о в выдаче разрешений на работу вне квот «для граждан Украины, прибывших на территорию РФ в экстренном массовом порядке».
Светлана Ганнушкина как член Правительственной комиссии по миграционной неоднократно предлагала разрешить гражданам Украины работать в России. Теперь как будто такое решение принято, однако четкое понимание того, как будет применяться указанное постановление: относится ли оно ко всем гражданам Украины или к такой невнятной категории как «прибывших в экстренном массовом порядке».
Разработаны и приняты также поправки в закон РФ «О гражданстве РФ», направленные на облегчение его получения, в первую очередь, гражданами Украины. Однако эти поправки пока еще не применяются на практике, а для того, чтобы ими воспользоваться, необходимо постоянно проживать в России.
Последние тенденции
В августе 2014г. ФМС России начала кампанию агитации украинских лиц, ищущих убежища, по привлечению их в Государственную программу добровольного переселения соотечественников в Россию. Эта программа, действующая с 2007г., не стала популярной среди бывших граждан СССР и не оправдала надежд российской власти по привлечению в Россию славянского населения. Причиной этой неудачи была исходная установка на решение за счет соотечественников проблем депрессивных районов России с отсутствующей инфраструктурой. Часто, приехав на место, люди убеждались в том, что для них не приготовлено ни жилья, ни рабочих мест, обещанных им при вступлении в программу. Региональные власти, отчитавшись в подготовке мест для переселенцев, отказываются принимать их. Единственное, что дает статус участника Госпрограммы, возможность быстро получить гражданство РФ. Но для этого необходимо не только приехать по направлению, но и получить на месте регистрацию по месту жительства. Эту регистрацию очень сложно получить, поскольку вновь прибывший житель либо снимает жилье, либо поселяется в общежитии. В обоих случаях он получает регистрацию по месту пребывания, т.е. временную регистрацию.
Руководство ФМС обещает внести в Закон «О гражданстве» изменения, в силу которых для приобретения гражданства участниками Госпрограммы в упрощенном порядке будет требоваться только регистрация по месту пребывания. Это было бы правильным и давно назревшим решением проблемы. В этом случае Госпрограмма стала бы долгосрочным решением для беженцев из Украины и для всех тех, кто стремится остаться в России навсегда.
Причины обращений украинских беженцев
Сотрудники Комитета «Гражданское содействие» в Москве и Сети «Миграция и Право» Правозащитного центра «Мемориал» ведут регулярный прием лиц, ищущих убежища, из Украины. Им разъясняется российское законодательство, их права и обязанности, правовые и практические последствия вступления в Госпрограмму. Заявителям помогают в получении медицинской помощи, устройстве детей в школу, получении документов.
Основные жалобы украинских беженцев следующие:
— невыдача свидетельства о предоставлении временного убежища из-за отсутствия бланков. Вместо документа государственного образца, удостоверяющего личность заявителя, выдается справка, которую не принимают ни в одном учреждении. Из 110 тыс. человек, которым было предоставлено временное убежище, только 64 тыс. получили свидетельство;
— сложность прохождения медицинского обследования для получения временного убежища. Обследование не делается бесплатно, беженцы вынуждены обращаться к врачам и платить за каждый визит;
— отсутствие возможности получить легальный статус в месте обращения (Москва, Петербург и т.д), несмотря на наличие работы и родственников;
— отказ в приеме детей в школу;
— отказ в постановке на патронажное обслуживание беременных женщин и детей;
— отказ в предоставлении убежища, в некоторых случаях судебное решение о выдворении, помещение в закрытые учреждения для иностранных граждан, недопуск в эти учреждения представителей общественных организаций;
— отсутствие жилья и средств существования.
В конкретных случаях представителям общественных организаций удается помочь беженцам из Украины, может быть, чаще, чем беженцам других потоков, поскольку государственные структуры так или иначе настроены на их поддержку и сотрудничество с неправительственными организациями. Однако системные проблемы общего характера не решаются достаточно эффективно, что связано с состоянием государственных институтов в целом.
В сентябре 2014г. наблюдается тенденция возвращения украинских беженцев на родину. Поэтому увеличилось число обращений за деньгами на билеты, в таких случаях наши сотрудники предпочитают сами заказывать билеты в авиа и железнодорожных компаниях.
Как иностранцу въехать в Россию и уехать без нарушений?
Минушкина Анна
Адвокат, управляющий партнер Коллегии адвокатов г. Москвы «Минушкина и партнеры»
30 декабря 2021
Советы
Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.
В органах миграционной службы иностранным гражданам поясняют, что официально границы с другими государствами не открыты и визы автоматически продлеваются, а при их выезде из России сотрудники пограничной службы составляют протоколы об административном правонарушении
Смягчение миграционных правил
29 декабря 2021 г. вступили в силу важные поправки в миграционное законодательство (Федеральный закон от 1 июля 2021 г. № 274-ФЗ). Так, продлили сроки пребывания в России для отдельных категорий иностранных граждан. Приказом МВД России от 22 ноября 2021 г. № 926 утвержден порядок принятия решения о продлении или сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Кроме того, теперь иностранцы обязаны проходить медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, а также на наличие или отсутствие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Обязательными стали прохождение государственной дактилоскопической регистрации и фотографирование (подробнее об этих изменениях читайте в статье «Усилили контроль за временным пребыванием иностранцев в России»).
Несмотря на усиление контроля за временным пребыванием на территории РФ иностранных граждан, можно говорить о том, что пандемия привела к смягчению миграционных правил. Многие иностранцы, проживавшие в России незаконно на протяжении длительного времени, смогли легализоваться. Например, у меня были доверители, которые незаконно находились в нашей стране с 2010 г. Указ Президента РФ от 15 июня 2021 г. № 364 позволил таким иностранным гражданам встать на миграционный учет и получить патенты на осуществление трудовой деятельности.
Суды при рассмотрении дел о признании незаконными решений, ограничивающих права иностранных граждан, смягчили стандарты доказывания. Обычной стала практика отмены судами решений о неразрешении въезда в связи с длительным осуществлением трудовой деятельности в России.
Спорные вопросы правоприменения
Спорным остается вопрос применения указов Президента РФ в части окончания срока пребывания иностранных граждан в России. Согласно Указу от 15 июня 2021 г. № 364 приостановлено течение сроков пребывания в стране иностранцев и действия их виз с 16 июня 2021 г. до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством.
На практике сотрудники пограничной службы считают, что открытие границ регулируется Распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2020 г. № 635-р. Соответственно, 90 суток, в течение которых иностранный гражданин должен выехать из России, отсчитывают с момента внесения иностранного государства в приложение № 1 к данному распоряжению. Суды придерживаются аналогичной позиции и привлекают к ответственности иностранцев за нарушение сроков пребывания в России и нахождение в стране без действующей визы. Однако в Управлении по вопросам миграции ГУ МВД России считают по-другому: регулярно появляются разъяснения о том, что границы ни с одном государством официально не открыты, а значит, 90 суток на выезд еще не начали течь. При этом органы УВМ не указывают, какой документ должен подтверждать официальное открытие границ.
В итоге в органах миграционной службы иностранному гражданину поясняют, что границы не открыты и виза автоматически продлевается, а при его выезде из России сотрудники пограничной службы составляют протокол по ст. 18.1 КоАП РФ («Пересечение границы Российской Федерации без действующей визы»).
Что мы получаем? Граждане визовых стран могут пребывать в России только на основании действующей визы. Если срок ее действия истек, человек не сможет выехать из страны без выездной визы. Получит ее иностранец только после привлечения его к административной ответственности. В этом случае применяется ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Так иностранный гражданин оказывается привлеченным к ответственности дважды, т.е. в первый раз – по ст. 18.1 КоАП РФ, во второй – по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ. А это риск принятия решения о неразрешении ему въезда на территорию РФ.
Во избежание неблагоприятных последствий в виде привлечения к административной ответственности рекомендую иностранным гражданам, находящимся на территории РФ по состоянию на 15 марта 2020 г. на основании действующей визы, выехать из России в течение 90 суток с момента открытия авиасообщения со страной гражданской принадлежности (см. приложение № 1 к Распоряжению Правительства РФ от 16 марта 2020 г. № 635-р).
Ответы на вопросы о заключении смешанных браков в пандемию и совместном проживании молодоженов
1. «Гражданин Украины хочет приехать в Россию для заключения брака с гражданкой РФ. Может ли официальное приглашение российского загса стать основанием для пересечения границы Российской Федерации?»
Пока граница с Украиной не открыта согласно приложению № 1 к Распоряжению Правительства РФ от 16 марта 2020 г. № 635-р (далее – Распоряжение № 635-р). Значит, граждане Украины могут въезжать на территорию РФ только при наличии оснований из списка в ч. 2 Распоряжения № 635-р (если есть родственники – граждане РФ или при въезде в страну в целях лечения, обучения и т.д.).
Официального приглашения российского загса для пересечения границы будет недостаточно. Оно не входит в число оснований, предусмотренных ч. 2 Распоряжения № 635-р. Как тогда быть? В России признаются браки, заключенные на территории иных государств (ст. 158 СК РФ). Можно заключить брак в другой стране. После этого гражданин Украины сможет пересечь границу России в качестве члена семьи гражданки РФ.
2. «Мой муж – гражданин Индонезии. Он получил визу на год. Она начала действовать 31 октября 2021 г. и закончится 31 октября 2022 г. Что нам нужно сделать, чтобы ему не пришлось покидать Россию?»
Иностранный гражданин, состоящий в браке с гражданкой РФ, может в упрощенном порядке получить разрешение на временное проживание (РВП) (подп. 4 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115 (далее – Закон № 115)). Для этого он должен обратиться в органы миграционной службы по месту постоянного проживания супруги. РВП выдается иностранному гражданину, находящемуся в России на основании визы, в течение четырех месяцев с момента обращения с заявлением о его выдаче (ч. 4 ст. 6 Закона № 115). Вместе с этим разрешением ему выдадут визу временно проживающего лица. Если гражданин Индонезии получит РВП до момента истечения срока действия визы, которая у него есть в настоящий момент, выезжать из России ему не придется.
Читайте также:
Динамика идентичности украинцев, живущих на фронте
С момента начала российского вторжения в Украину в феврале 2022 года Соединенные Штаты продемонстрировали твердую приверженность поддержке Украины. Понимание отношения Украины в военное время отвечает интересам широкой общественности и способствует информированным дебатам о войне и политической реакции на нее в Соединенных Штатах и за их пределами. Этот блог основан на опросах, проведенных в июле 2022 г. и апреле 2023 г., чтобы выяснить, как украинцы, живущие в прифронтовых районах, видят войну и Украину и как их мнения изменились в ходе войны. Здесь мы обсуждаем динамику идентичности и отношения к России. Следующая статья посвящена изменению восприятия войны.
Развитие национальной идентичности
Россия создала Украину, объединенную для сопротивления вторжению. Отрицание Путиным украинской национальной идентичности и зверства, совершенные российской армией, с самого начала объединили украинцев. Характер нации военного времени, как и следовало ожидать, резко антироссийский и антироссийский. Президент Владимир Зеленский недавно подписал два законопроекта. Первый делает знание украинского языка и истории Украины обязательными для получения гражданства. Украинский язык уже является эксклюзивным языком общественной жизни (даже если первый язык Зеленского — русский). Второй новый закон запрещает русские топонимы в Украине. Артикулируя настроения военного времени, один из советников Зеленского говорил о необходимости «искоренить все русское» в Крыму.
Тем не менее, с этими действиями сосуществует образ Украины как гражданской, а не этнической нации, восприятие, которое отмечают многие ее международные сторонники. Посещая Киев, когда Россия отмечала День Победы 9 мая, президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен приветствовала Украину как «бьющееся сердце сегодняшних европейских ценностей».
Объясняя эту загадку, один украинский социолог утверждает, что украинцы все больше наполняют свою гражданскую идентичность все более эксклюзивным этническим содержанием.
Наше исследование украинцев, живущих на фронте, подавляющее большинство из которых являются русскоязычными, в июле 2022 года подтвердило популярность гражданской, а не этнической концепции украинской нации. Повторный опрос 500 человек из этой группы (305 внутренне перемещенных лиц, 195 местных жителей) в апреле 2023 г. подтверждает это с некоторыми заметными изменениями. Вот что эта самобытная группа украинцев думает о национальной идентичности после четырнадцати месяцев войны.
Украинцы, проживающие в прифронтовых районах, считают свой народ гражданским и многоязычным.
Мы спросили украинцев, что значит быть хорошим гражданином Украины. Только 47% наших респондентов согласились с тем, что речь идет только об украинском языке (26% высказались нейтрально, а 24% не согласились).
В 2015 году Украина приняла ряд законов о декоммунизации против советских памятников и памяти в Украине. В нашем опросе 49% согласились с тем, что отказ от советской истории означает быть хорошим гражданином Украины. Четверть были против, а 24% не согласились с таким отношением. Когда мы спросили, означает ли быть хорошим гражданином Украины уважение к различным культурам и национальностям граждан, 9С этим утверждением согласились 2 процента респондентов, не согласились менее 1 процента. Точно так же 96 процентов респондентов согласились с тем, что быть хорошим гражданином Украины означает лояльность к Украине независимо от этнической принадлежности, языка и культуры.
В нашем опросе, проведенном в апреле 2023 года, респонденты выразили гражданскую идентичность, которая была многоязычной и включала культурные пространства всех граждан. Наибольшую поддержку гражданскому смыслу национальной идентичности оказали ВПЛ в Днепре и Запорожье и местные жители Днепра и Полтавы.
Украинцы, живущие на фронте, чувствуют себя ближе к Европе.
Большинство респондентов (67 процентов) идентифицировали себя как европейцы, а 17 процентов не идентифицировали себя как таковые. Это знаменует собой сдвиг в сторону этой идентичности, поскольку 56 процентов идентифицировали себя как европейцы в нашем опросе, проведенном в июле 2022 года. Однако идентификация с русской культурой и языком (а не с российским государством) остается стабильной: 14% считали себя связанными в апреле 2023 года и 17% в июле 2022 года. язык был обнаружен среди ВПЛ и жителей Днепра.
Украинцы, живущие на фронте, различают российских граждан и российское правительство, но все же считают российских граждан аморальными.
Наши респонденты испытывали сильное негативное отношение к российскому руководству. Оценивая свои эмоции по десятибалльной шкале, где 10 означает «абсолютно верно», 77% украинцев, проживающих в прифронтовых районах, поставили 10 баллов за чувство ненависти и 79% — 10 баллов за гнев. Это небольшое снижение по сравнению с результатами нашего опроса, проведенного в июле 2022 года, когда 82 процента указали наивысшую оценку ненависти и 83 процента гнева. Однако чувство страха усилилось: если в июле 2022 г. сильный страх выражали только 35%, то опрос в апреле 2023 г. показал, что сильный страх испытывали 47% респондентов.
Опрос показал, что респонденты четко различают российское руководство и русский народ. Сильные чувства к русскому народу выразили только треть респондентов: ненависть — 32%, злость — 39%, страх — 26% опрошенных. Подобно эмоциям, испытываемым по отношению к российскому руководству, чувство ненависти и гнева по отношению к гражданам России немного снизилось (с 38 процентов за ненависть и 43 процента за гнев), но значительно увеличилось чувство страха (12 процентов в июле 2022 г. против 26 процентов). в апреле 2023 г.). Эта тенденция может быть частично объяснена растущей верой в безнравственность русского народа в его поддержке войны. Оценивая утверждение о том, что украинцы лучше русских, в апреле 2023 года с ним согласился 71 процент респондентов по сравнению с 61 процентом в июле 2022 года9.0003
Заключение
Исследования военного времени имеют ограничения. Наше исследование показывает, что большинство граждан Украины испытывают сильную гордость за свою национальную идентичность и объединяются в противостоянии вторжению. Украинцы, живущие в прифронтовых районах, как правило, поддерживают гражданство, основанное на множественном, а не единственном этническом содержании. В ходе войны они все больше идентифицировали себя с Европой и дистанцировались от России.
Эти результаты показывают, что Украина рискует оттолкнуть часть своих граждан, приняв позицию «искоренить все русское». Инклюзивная гражданская национальная идентичность будет иметь жизненно важное значение для послевоенного восстановления. Сравнительный анализ пятнадцати мирных процессов одной из нас (Коростелиной) показал, что те, которые устанавливают гражданскую национальную идентичность, поддерживают мир и процветание, тогда как предложения, подчеркивающие этническую идентичность, ведут к дальнейшему насилию. Поддержка различных меньшинств и свобода самовыражения укрепляют силу нации, а навязывание одной культуры, одного языка или одной истории дестабилизирует национальное развитие.
То, что украинцы, живущие в прифронтовых районах, проводят различие между российским правительством и гражданами России, служит хорошим предзнаменованием возможности будущего примирения между двумя народами, когда нынешний российский режим изменится. Примирение между Германией и Францией привело к стабильности послевоенной Европы после 1945 года. Точно так же будущее примирение между народом Украины и народом России, пусть и отдаленное, заложило бы основу для предотвращения будущих вспышек насилия и ограничения поддержки. для войны среди простых людей в регионе.
Сейчас реальностью является затяжная война, а вместе с ней и понятное желание мести и кажущаяся очищающая разлука. Создать либеральную, инклюзивную национальную идентичность в этих обстоятельствах сложно, но она может открыть путь к устойчивому миру. В следующем блоге мы опишем мнения людей, наиболее пострадавших от войны.
Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно автору и не отражают точку зрения Института Кеннана.
Это исследование было поддержано премией Национального научного фонда № 2226741.
Опрос IRI в Украине показывает сильное доверие к президенту Зеленскому, всплеск поддержки членства в НАТО, Россия должна платить за реконструкцию
Киев, Украина – Последний опрос общественного мнения в Украине, проведенный Центром аналитических исследований (CISR) Международного республиканского института (IRI), показывает устойчивое доверие к президенту Зеленскому, всплеск поддержки членства в НАТО и сильное желание России заплатить за послевоенная реконструкция.
На вопрос о деятельности президента Зеленского 91% одобрили его действия. 97% украинцев верят, что выиграют войну против России, а 74% считают, что Украина сохранит за собой все территории в пределах своих международно признанных границ, определенных в 1991 году. Украинцы продолжают сплачиваться вокруг своего военного лидера, президента Зеленского», — сказал Стивен Никс, старший директор IRI по Евразии. «Владимир Путин не только не смог подорвать их решимость, но и укрепил украинскую поддержку победы в войне без каких-либо территориальных уступок», — сказал Никс.
Опрос также показал, что поддержка вступления в НАТО возросла. 82% поддержали бы вступление в НАТО, если бы референдум состоялся сегодня. Это на десять процентных пунктов больше по сравнению с опросом, проведенным в июне 2022 года, и на 23 процентных пункта по сравнению с апрелем 2022 года.
украинцев считают, что Россия должна платить за любое послевоенное восстановление. 89% заявили, что изъятые Россией активы или платежи должны финансировать поврежденную инфраструктуру. Кроме того, 54% считают, что решения о восстановлении должны приниматься жителями пострадавших городов, а 37% поддерживают принятие этих решений местными выборными властями.
«Украинцы непоколебимы в своем убеждении, что Россия должна заплатить за причиненный ими ущерб, — сказал Никс. «Они также уверены, что их сограждане и местные власти примут лучшие решения о том, как восстановить свои города и поселки, когда война закончится».
Leave a Reply