Политическое убежище в Европе для россиян
Уезжать из своей страны в другую и просить о защите могут граждане, которых преследуют на родине, и если есть угроза их здоровью и жизни. Политическое убежище для россиян в Европе чаще дают Германия, Польша и Франция. Реже удается получить особый правовой статус в Бельгии, Австрии, Хорватии, Литве, Исландии. Те, кто отправляется в Евросоюз в качестве беженца, получают следующие преимущества.
- Для переезда нет нужды в оформлении и подготовке кипы документации, не нужно знать язык и иметь средства к существованию.
- Можно подать ходатайство в момент пересечения границы, сразу получив право пользоваться рядом льгот, пока миграционные службы выносят решение по делу.
- Беженцам положен социальный пакет (финансовое обеспечение, медобслуживание, коммунальные услуги и пр.).
- Нет нужды отказываться от имеющегося гражданства.
- Есть возможность взять с собой семью.
- Есть перспектива получения гражданства ЕС.
Согласно Женевской конвенции, принятой в 1951 г., для просителей политического убежища Европа открыта вне зависимости от того, откуда человек приехал. Если есть риск для здоровья и жизни, можно воспользоваться правом уехать из родной страны в другое государство и попросить защиты. Аналогичное наблюдается в отношении членов семьи.
Важно: настоятельно рекомендуется отправляться прямым рейсом в ту страну, где планируется ходатайствовать о защите. Поездка с пересадками приведет к тому, что прошение придется адресовать властям той страны, граница с которой была пересечена первой после покидания родины.
Отправляясь на получение политического убежища в Европу, нужно иметь веские основания и документальное их подтверждение. В качестве оснований можно привести политические, расовые, религиозные и национальные мотивы. Кроме того, можно акцентировать внимание на притеснениях, связанных с принадлежностью к конкретным группам (сексуальные меньшинства и пр. ). Соискателю нужно привести доказательства того, что на родине не соблюдают права человека, государство не оказывает правовую защиту, и есть угроза жизни.
Нужно обратиться в префектуру, отделение полиции или ведомство, занимающееся вопросами беженцев. Запрос будет рассматриваться около 6 месяцев. После подачи заявления на получение убежища проводится предварительное собеседование. В ходе опроса специалисты миграционных служб определяют, есть ли основания у заявителя просить о помощи. На собеседование нужно прийти с документами и материалами по делу.
Специалисты RPI SOLUTIONS проконсультируют по всем вопросам, касающимся решения уехать за политическим убежищем Европу — как получить, что отвечать миграционным службам, какие документы подготовить и пр. Опытные юристы обладают богатым практическим опытом и знают тонкости миграционного законодательства разных стран. Узнать больше можно уже на первой консультации. Звоните, чтобы записаться к международному юристу.
Отправить заявку специалистам
RPI Solutions
Прикрепите файл
*соберите все необходимые файлы в архив, прикрепите здесь или оставьте ссылку на документы
нажимая кнопку “Отправить”, я принимаю условия Соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных.
Есть ли смысл запрашивать убежище в Европе? Правда ли, что Германия принимает уклонистов?. «Бумага»
14 октября 2022
Многие россияне на фоне мобилизации рассматривают вариант с получением политического убежища в Европе. Финляндия за две недели с начала мобилизации получила столько заявок, сколько раньше россияне подавали за год. О готовности предоставлять убежище россиянам, не желающим воевать, заявляли власти Германии. Но, как пояснили «Бумаге» правозащитники, речь шла только о дезертирах.
Специалисты по вопросам политического убежища считают его крайней мерой. Отказы обычно получают до 90 % заявителей, а повестка в военкомат по существующим критериям не считается достаточным доказательством преследования. С одной стороны, на время рассмотрения прошения заявителя не смогут депортировать, с другой — у него не будет возможности устроиться на работу и переехать из общежития.
Процедура может занять месяцы при низкой гарантии успеха. А в случае отказа заявитель может получить запрет на повторный въезд в страны Шенгенской зоны на несколько лет.
«Бумага» отвечает на главные вопросы о том, как запросить убежище в Европе и стоит ли это делать.
Почему страны ЕС обязаны рассматривать прошения об убежище и кому оно положено? ↓
Политическое убежище человеку предоставляют, если в родной стране ему грозит опасность. При получении убежища человека наделяют статусом беженца. В Евросоюзе он действует десять лет. Но если беженец вернется на родину, он лишается своего статуса.
Чтобы запустить процедуру, достаточно оказаться на территории Евросоюза и сообщить пограничнику о своем намерении получить убежище. Сделать это в посольстве или консульстве нельзя: нужно оказаться в границах государства. Пока заявку не рассмотрят, по общеевропейским законам заявителю должны разрешить оставаться в государстве, в котором подано прошение, а также на время апелляции в случае отказа. Даже если вы въедете в страну незаконно и запросите убежище, по Женевской конвенции вас не могут наказать.
По Дублинскому регламенту, обязанности по рассмотрению заявления и решению вопроса о предоставлении убежища принимает на себя страна, чья виза с наибольшим сроком действия стоит в паспорте заявителя. То есть если вы приедете в Финляндию по немецкой визе и запросите убежище, финны перенаправят запрос в Германию и депортируют вас туда — и наоборот. А если визы нет, заявку рассматривает первая страна, в которую вы въехали. В Дублинском регламенте участвуют страны Евросоюза, а также Великобритания, Норвегия и Исландия.
Несмотря на то что миграционная политика ЕС предполагает предоставление убежища тем, кому грозит опасность на родине (есть подтвержденный факт преследования — например, уголовное дело), а также людям, которых на родине пытаются склонить к участию в военных преступлениях, — на практике неизвестно, как страны Европы будут обходиться с бегущими от мобилизации россиянами. Многие государства уже выразили нежелание помогать российским беженцам (об этом ниже).
Германия обещала предоставить убежище бегущим от мобилизации. Как на самом деле? ↓
Русскоязычная редакция Deutsche Welle со ссылкой на МВД страны писала о том, что не желающие воевать россияне могут запросить убежище в Германии. Однако в правозащитной организации InTransit, помогающей россиянам с релокацией в Германию, «Бумаге» сказали, что в распространившемся сообщении имелось в виду убежище для дезертиров, сбежавших из армии уже после начала службы. О том же пишет немецкая организация помощи беженцам ProAsyl. Несмотря на поддержку принятия россиян со стороны отдельных немецких политиков, на практике никто не гарантирует, что статус беженца дадут.
Как «Бумаге» объяснили в InTransit, критерии никак не изменились, несмотря на заявления официальных лиц. Для одобрения статуса беженца требуется верифицированное политическое преследование, угрожающее личной безопасности человека, от которого тот не мог скрыться на территории России, например, переехав в другой регион. «Повестка не является таким критерием, [так как] можно не прийти в военкомат и получить административный штраф, можно уехать в другой регион, можно не жить по прописке», — объясняют в InTransit.
На отсутствие прописанных критериев, под которые попадали бы уклонисты, указывает и основательница проекта помощи российским эмигрантам с антивоенной позицией Анастасия Буракова. Расширение критериев в ближайшем будущем вряд ли возможно, считают в InTransit, так как с конца весны лагеря беженцев в Германии переполнены, не хватает ресурсов для расселения.
В InTransit допускают, что в своих заявлениях немецкие политики говорили об уклонении от армии как о дополнительном факторе либо речь шла о дезертирстве из действующий армии. «Однако это кажется на данный момент бюрократической ловушкой — чаще всего у таких людей нет загранпаспорта, нет возможности его сделать и, соответственно, нет легальной возможности оказаться на территории Германии», — говорят в организации.
Почему правозащитники считают беженство крайней мерой? ↓
Процедура получения убежища долгая и непростая, а доля отказов в Германии достигает девяти случаев из десяти, говорят в InTransit. В ходе рассмотрения заявки у вас не будет возможности получить легальный статус в Германии иными способами, а выйти из процедуры можно, только вступив в брак с немцем или немкой (живущими в регионе, где вас содержат). Германия не депортирует нелегальных мигрантов, но и права на работу в стране они в случае отказа в предоставлении статуса беженца не получат. А еще власти обяжут вас жить в специальном общежитии — лагере для беженцев. На время рассмотрения заявки действуют такие же ограничения.
Об изнурительности процедуры говорит и глава объединения Solidarus Алексей Козлов. Заявителю необходимо предоставить доказательства преследования — и помимо повестки, по словам Козлова, может потребоваться подтверждение попытки оспорить повестку в суде. Факт преследования должен быть «реальным, а не потенциальным», поясняет правозащитник.
«Я его [процесс получения убежища] не могу рекомендовать никому, если у вас нет на то достаточных оснований», — говорит Козлов. В InTransit считают, что подача заявления на статус беженца в Германии для противников войны — это «самый крайний, самый негарантированный, самый долгий и психологически тяжелый вариант легализации», который стоит запрашивать только в случае, если вы рассмотрели все возможные другие варианты. Вероятность получения убежища у тех, кто еще не получил повестку, организация считает «ничтожно малой».
При этом первые решения по запросам россиян правозащитники ждут не раньше, чем через четыре месяца. Как рассказали «Бумаге» в InTransit, самые очевидные отказы приходят через три — четыре месяца, в более сложных кейсах — через полгода. А одобрение может занимать от полугода до двух лет, правозащитникам известны случаи одобрения, полученного спустя четыре года.
Если же вы все-таки решитесь подать заявку на получение статуса беженца, происходит следующее. Сначала вы сообщаете пограничнику (или полицейскому, или сотруднику центра приема беженцев) о намерении получить убежище. Вас допрашивают, затем доставляют в лагерь беженцев. В течение нескольких месяцев вас ждут два интервью. InTransit рекомендует перед первым интервью нанять немецкого миграционного адвоката — это будет стоить около 1500 евро. В это время вы никак не интегрируетесь в общество, не можете работать и получаете небольшое пособие. В случае отказа решение можно будет оспорить в суде.
Можно ли сейчас получить убежище в Финляндии? ↓
В Финляндии действуют те же правила предоставления убежища, что и в Германии. При этом в МВД Финляндии прямо говорят, что просто попадание под призыв не станет основанием для предоставления убежища в стране.
Заявителю нужно доказать, что ему угрожает политическое преследование. Это следует из материала Yle, написанного на основе разговоров с главой МВД Кристой Микконен, руководителем финского отделения правозащитной организации Amnesty International Франком Йоханссоном и замруководителя миграционной службы Юхой Симиля.
Основанием для предоставления убежища может служить угроза участия в военных преступлениях. Однако неясно, как установить это основание: правовой определенности в том, что считается потенциальным участием в военных преступлениях, а что просто участием в войне, сейчас нет, говорит профессор немецкого Университета имени Мартина Лютера Винфрид Клут.
В финском МВД добавили, что ждут от комитета ООН по вопросам беженцев инструкцию, регламентирующую право на получение статуса беженца для отказавшихся от военной службы — это должно прояснить ситуацию для финских чиновников.
Тем временем количество прошений об убежище в Финляндии от россиян резко выросло: с начала мобилизации к 12 октября Финляндия получила более 400 заявок — при том что прежде набиралось 200−500 таких заявлений за год.
Что говорят другие страны ЕС? ↓
Хотя все страны Евросоюза соблюдают единую миграционную политику и должны следовать общеевропейским законам, некоторые государства уже выразили нежелание принимать российских беженцев. Но прямо о том, что россияне не смогут получить политическое убежище, никто не говорит.
Так, в МИД Чехии сказали, что не будут выдавать отказникам и дезертирам гуманитарные визы. Речь, впрочем, не об убежище — эти заявки будут рассматривать. Но без исключений — наравне со всеми другими прошениями, заявил премьер-министр Чехии Петр Фиала.
В Нидерландах заявили о приостановке на шесть месяцев рассмотрения запросов на убежище для российских отказников и дезертиров. С одной стороны, это означает, что сейчас у таких просителей нет возможности легализоваться в стране. С другой — в течение этого срока просители получат жилье и не могут быть депортированы в Россию.
Франция занимала второе место после Германии по запросам на убежище от россиян. Судя по официальным высказываниям, страна в целом солидарна с позицией Германии по приему бегущих от мобилизации россиян. В МИД Франции считают, что в Европе должны откликнуться на желание граждан РФ «выражать свою позицию и в некоторых случаях покидать Россию». Представители как минимум двух парламентских партий поддержали предоставление убежища бегущим от мобилизации. Однако, как и другие страны, никаких особых правил, которые облегчили бы процедуру получения убежища россиянам, бегущим от армии, Франция не вводила.
Министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу заявил, что для властей страны дезертирство не будет служить основанием для предоставления убежища. В МИД Латвии заявили, что гуманитарные визы бегущим от мобилизации не полагаются, но про убежище заявлений не делали. Польша на официальном уровне не комментировала возможность предоставления убежища. В разговоре с EUObserver анонимный польский дипломат от своего лица заявил, что страны Прибалтики и Польши не обязаны предоставлять убежище и запрашивать его россияне могут в других странах — вроде Франции или Италии. МИД Литвы пообещал рассматривать все прошения об убежище в общем порядке. Швеция заявлений не делала, но ранее предоставляла политическое убежище россиянам — читайте историю петербургского политика Павла Чупрунова.
У «Бумаги» пока нет информации о подтвержденных случаях высылки россиян, запросивших убежище после начала мобилизации.
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Поддержите «Бумагу», чтобы мы с вами могли оставаться на связи 💚
поддержать
Что еще почитать:
- История петербуржца, который нелегально эмигрировал в США и запросил убежище.
- Как экс-кандидат в мундепы Павел Чупрунов получил убежище в Швеции после стычки с ОМОНом.
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox
Mozilla Firefox
или
Chrome.
Общеевропейская система предоставления убежища
Квалификационное постановление
Замена Квалификационной директивы (Директива 2011/95/ЕС) постановлением направлено на достижение большей конвергенции в принятии решений о предоставлении убежища. Постановление изменит существующие факультативные правила, устанавливающие общие критерии для признания лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища, на обязательные правила, дополнительно разъяснив и конкретизировав содержание международной защиты, в частности, в отношении срока действия видов на жительство и социальных прав, а также установив правила, направленные на предотвращение несанкционированных перемещений. .
Заменив Квалификационную директиву регламентом, стандарты защиты будут гармонизированы по всему ЕС, что приведет к большему сближению уровней признания и форм защиты. Новый регламент вводит более строгие правила, санкционирующие несанкционированные перемещения и усиливающие стимулы к интеграции для лиц, пользующихся международной защитой. Новый регламент уточнит критерии предоставления международной защиты, в частности, сделав применение альтернативы внутренней защиты обязательным для государств-членов в рамках оценки ходатайства о международной защите. Содержание охраны также прояснит права и обязанности бенефициара международной защиты.
Переработанная Директива об условиях приема
Директива об условиях приема обеспечит достойные условия для лиц, ищущих убежища, на всей территории ЕС, уменьшит стимулы к жестокому обращению и повысит возможность для лиц, ищущих убежища, быть самостоятельными.
Государства-члены будут обязаны иметь планы на случай непредвиденных обстоятельств, чтобы обеспечить достаточную пропускную способность в любое время, в том числе во время непропорционального давления. Лицам, ищущим убежища, будут предоставлены полные условия приема только в государстве-члене, ответственном за их заявление о предоставлении убежища. Это поможет предотвратить поездки лиц, ищущих убежища, из государства-члена в государство-член.
Для обеспечения эффективной процедуры государства-члены смогут распределять лиц, ищущих убежища, по географическому району на своей территории, назначать им место жительства и налагать обязательства по отчетности, чтобы воспрепятствовать их побегу. Просителям убежища с обоснованными требованиями будет предоставлено право на работу не позднее чем через шесть месяцев после регистрации их заявления. Несовершеннолетние получают образование в течение двух месяцев после подачи заявления о предоставлении убежища. Несовершеннолетние без сопровождения будут немедленно получать помощь, и им будет назначен представитель не позднее, чем через 15 дней после подачи заявления о предоставлении убежища.
Усиленное Агентство по убежищу Европейского Союза
Ввиду решающей роли, которую предыдущее Агентство — EASO играло в решении миграционного кризиса и его ограниченных полномочий, 4 мая 2016 года Комиссия представила новое предложение для Агентства по убежищу Европейского Союза ( ЭУАА). После политического согласия соучредителей по этому предложению в 2017 году Комиссия призвала к быстрому принятию предложения для Агентства ЕС по убежищу в Пакте об убежище и миграции. После успешного завершения переговоров с Европейским парламентом и Советом регламент агентства был принят 15 декабря 2021 года и впоследствии вступил в силу 19 декабря.Январь 2022 г.
Агентство ЕС по вопросам убежища заменило Европейское бюро поддержки убежища (EASO) с усиленным мандатом. Это представляет собой важный шаг вперед в отношении Пакта о миграции и убежище, поскольку новый мандат укрепляет оперативный потенциал EUAA, снабжая его необходимым персоналом, инструментами и финансовыми средствами. Оперативная поддержка EUAA имеет решающее значение для укрепления европейской системы убежища, чтобы гарантировать, что решения о предоставлении убежища будут приниматься быстро и справедливо, с одинаковым высоким качеством во всей Европе, что сделает системы убежища государств-членов ближе друг к другу.
Рамочная программа ЕС по переселению
Рамочная программа ЕС по переселению устанавливает постоянную структуру с единой процедурой переселения на территории ЕС. В то время как государства-члены будут оставаться теми, кто будет решать, сколько людей будет переселяться каждый год, путем координации национальных усилий и действий в целом, ЕС будет иметь большее влияние и сможет коллективно и единым голосом внести свой вклад в глобальное усилия по переселению.
В 2018 году Комиссия также предложила изменить Директиву о возвращении в ответ на существующие препятствия для эффективной политики возврата. Переработка направлена на то, чтобы привести правила ЕС в соответствие с поставленной задачей: успешно снизить риск побега, оказать помощь в добровольном возвращении, обеспечить надлежащий мониторинг национальных процедур и рационализировать административные и судебные процедуры. В 2019 году, Совет достиг частичного общего подхода к тексту, за исключением пограничной процедуры возвращения. В Европарламенте продолжается работа по выработке переговорного мандата.
Пакт о миграции и убежище
В сентябре 2020 года Комиссия приняла Новый Пакт о миграции и убежище, содержащий ряд решений посредством новых законодательных предложений и поправок к находящимся на рассмотрении предложениям по внедрению гуманной и эффективной системы , что представляет собой важный шаг вперед в том, как Союз управляет миграцией.
- 2020 Новый PACT по миграции и убежище
- 2019 Европейская повестка дня по миграции
- 2019 Европейская повестка дня по миграции
, которые имеют квалификацию для международной защиты
Квалификационная Директива
The Current Amers Directive 2004 Directive 2004 Direcials 2004 Direcialive 2004 Direcials 2004 Direciative 2004 STACTICAIL 2004 AMENDS. 83/ЕС от 29 апреля 2004 г. о минимальных стандартах квалификации и статуса граждан третьих стран или лиц без гражданства в качестве беженцев или лиц, которые иным образом нуждаются в международной защите, а также о содержании предоставляемой защиты.
Квалификационная директива устанавливает критерии для претендентов на получение статуса беженца или статуса дополнительной защиты, а также устанавливает права, предоставляемые лицам, получившим один из этих статусов. Они включают право на вид на жительство, проездной документ, доступ к трудоустройству, доступ к образованию, социальному обеспечению, здравоохранению, доступ к жилью, доступ к интеграционным учреждениям, а также особые положения для детей и уязвимых лиц. Точнее, это:
- разъясняет основания для предоставления и лишения международной защиты
- регулирует основания для исключения и прекращения
- улучшает доступ лиц, пользующихся международной защитой, к правам и мерам по интеграции
- учитывает конкретные практические трудности, с которыми сталкиваются лица, пользующиеся международной защитой
- обеспечивает учет наилучших интересов ребенка и гендерных аспектов при оценке заявлений о предоставлении убежища, а также при выполнении правил содержания международной защиты
№
Директива позволяет странам ЕС вводить или сохранять более благоприятные стандарты, чем те, которые изложены в ее положениях.
Пересмотренное предложение о квалификационном регламенте
В целях дальнейшей оптимизации стандартов признания и защиты, предлагаемых на уровне ЕС, в 2016 году Комиссия предложила предложение по квалификационному регламенту. Предложение 2016 года о новом квалификационном регламенте направлено на:
- дальнейшую гармонизацию общих критериев для получения международной защиты, тем самым обеспечивая дальнейшее сближение решений о предоставлении убежища в странах ЕС
- кодификация соответствующих прецедентов Суда Европейского Союза в этой области
- обеспечение предоставления защиты только до тех пор, пока сохраняются основания для преследования или причинения серьезного вреда, не затрагивая перспективы интеграции лица
- решение вторичных перемещения бенефициаров международной защиты
- дальнейшее уточнение и согласование прав, которыми обладают бенефициары международной защиты.
Комиссия поддерживает быстрое принятие текста политического компромисса, согласованного Европейским парламентом и Советом в 2018 году.
Leave a Reply