Москалькова заявила, что получает тысячи обращений от украинцев помочь переехать в Россию — Газета.Ru
Москалькова заявила, что получает тысячи обращений от украинцев помочь переехать в Россию — Газета.Ru | Новости
Размер текста
А
А
А
close
100%
Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова заявила о тысячах обращений, поступающих от граждан Украины, которые из-за русофобии «чувствуют себя чужими» в этой стране. Об этом она сообщила на XI Петербургском международном юридическом форуме, передает РИА Новости.
«Появилась еще одна категория русофобии. От подконтрольных Украине территорий ко мне приходят тысячи обращений от граждан Украины, которые просили бы помочь переместиться в Россию, поскольку они чувствуют себя чужими на этой территории», — сказала она.
Москалькова отметила, что эти граждане боятся оставаться жить на Украине, говорить про День Победы, высказывать свое мнение по поводу русской литературы.
Ранее член комитета Государственной думы по обороне Дмитрий Кузнецов заявил, что пилотный проект по социальной интеграции беженцев может начать работать в Воронежской области. Авторы проекта предложили обеспечивать беженцев временным и постоянным жильем, содействовать получению ими российского гражданства, оказывать помощь в поиске работы.
В прошлом году президент РФ Владимир Путин подписал указ о социальных выплатах беженцам Донбасса и Украины. В феврале 2023 года он потребовал улучшить систему пропуска беженцев через российско-украинскую границу.
Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Новости
Дзен
Telegram
Алена Солнцева
О чем будут новые российские сериалы
Ключевые темы продемонстрировали на фестивале «Пилот» в Иванове
Джомарт Алиев
Как повысить рождаемость в России
О демографической ситуации в стране
Арам Тер-Газарян
Почему магия и эзотерика заменили коммунистическую идеологию
Что на самом деле скрывается под верой в астрологов и тарологов
Анастасия Миронова
Почему перестали кошмарить бизнес
Выпускники отравились в ресторане: при чем тут мораторий на проверки предпринимателей
Юлия Меламед
История матери убийцы, рассказанная ею самой
О фильме «После моста»
Политические беженцы из России: как их встречает Украина
Для проукраински настроенных граждан России, которым отвратителен путинский режим, эмиграция в Украину могла бы стать привлекательным и вариантом. Но простого желания переехать оказывается мало. Даже если человек достаточно мотивирован, если у него хватает и средств, и решимости изменить жизнь своей семьи, он все равно вынужден будет «добиваться взаимности» от миграционных служб Украины.
Для проукраински настроенных граждан России, которым отвратителен путинский режим, эмиграция в Украину могла бы стать привлекательным и вариантом. Но простого желания переехать оказывается мало. Даже если человек достаточно мотивирован, если у него хватает и средств, и решимости изменить жизнь своей семьи, он все равно вынужден будет «добиваться взаимности» от миграционных служб Украины.
И практика показывает, что это задача почти неразрешимая. Такое впечатление, что миграционные законы Украины писались для того, чтобы создать максимум неудобств для тех, кто хочет у нас обосноваться. Даже если иммигранты настроены проукраински. Напомним, в это же время в Минске контактная группа ищет способы амнистии и реализации прав граждан для тех, кто поднял оружие против Украины либо иным образом поддержал ЛДНР и российскую агрессию.
Трагическая смерть 18-летнего Влада Колесникова из Подольска снова вернула общественное внимание к проблемам иммиграции из России. Журналист Айдер Муждабаев (который и сам недвано перебрался в Киев из Москвы), написал в фейсбуке:
«Я прошу вас, уважаемый президент Украины, премьер-министр, депутаты Верховной Рады, дорогие украинские волонтеры, – замечайте, спасайте, приглашайте и принимайте в Украине таких людей. Это для вас – дело чести и совести, а для таких, как Влад, – вопрос жизни и смерти. Принимать таких людей в Украине – это как спасать евреев во время Второй Мировой войны. Примите, пожалуйста, необходимые законы, разработайте облегчённые процедуры предоставления статуса беженца. Такие люди не должны умирать, если рядом с этим бесчеловечным адом есть свободная страна Украина!»
Можно считать использованные журналистом исторические аналогии натянутыми (а можно и не считать), но невозможно закрывать глаза на то, что миграционные законы Украины чрезмерено усложнены и делают полностью легальный переезд в Украину для политических беженцев из России почти невозможным.
По данным пресс-службы ГМС Украины, за 8 месяцев 2015 года было подано 906 прошений о предоставлении убежища, из которых было удовлетворено 29, а еще 70 соискателей были признаны лицами, которые обоснованно нуждаются в защите. То есть, положительное решение принято для 99 обращений из более чем девяти сотен.
Мы поговорили с одним из переселенцев, чье прошение пока остается без удовлетворения. Его история – показатель качества работы украинской госмашины в отношении политических иммигрантов.
Алексей Шумак – инженер с двадцатилетним стажем из Петербурга, работал системным администратором в крупных компаниях («Дом Ленинградской торговли», интернет-магазин «Озон» и другие). В Украину переехал год назад, мягко говоря, с большими приключениями. К этой зиме почти закончил ремонтировать для семьи убитый домик в селе под Днепропетровском.
– Начнем с того, как ты вообще дошел до решения иммигрировать из России в Украину.
Раньше я был как все. Ну, не знаю, был я ватником или нет, но не сильно заботился о своём будущем, жил, как живётся. Днём работа, вечером ужин с пивом. Но после рождения дочери начал задавать себе вопросы – что её ждёт в будущем, как она будет жить в этой стране… И сразу почувствовал страх за неё – страна разворована, законы и милиция защищают только окопавшихся у власти бандитов, обычный гражданин полностью беззащитен, медицина и образование с каждым годом всё хуже и хуже, коррупция зашкаливает…
Решил, надо что-то с этим делать. Если уж не ради «строительства идеального общества», то хотя бы для своей совести и для ответа на будущий вопрос дочери – «папа, а почему ты всё это видел и ничего не сделал?»
Майдан нас поразил. Даже не подобрать слов, насколько. Такой контраст по сравнению с менталитетом «типичного россиянина»…
С весны 2005 года стал участвовать в акциях протеста, сам организовал несколько митингов и демонстраций. Занимался защитой прав автомобилистов, потом вступил в партию «Яблоко» – тогда она была реально оппозиционной партией; сейчас, увы, почти всех оппозиционеров из неё выгнали и превратили в политическую пустышку. Осенью 2011 года выдвигался от «Яблока» в Законодательное собрание Санкт-Петербурга – переобщался с огромным количеством петербуржцев, увидел всю подноготную российских так называемых выборов… И после этого понял, будущего у РФ нет. И даже не потому, что вся власть захвачена КГБшными мерзавцами, а потому, что населению либо откровенно пофиг («от нас ничего не зависит»), либо граждане (вот можно после этого этих людей называть «гражданами»?) активно этих сволочей поддерживают. Пришлось осознать, что я среди них белая ворона – только мне и ещё нескольким таким же хочется другой жизни настолько, что мы готовы были на это тратить время и силы. Но это ведь капля в море. Как нарочно, и с первой женой тогда все разладилось.
– Тогда и появилось желание уехать?
Были такие мысли. Но очень робкие – не хотелось быть «крысой, бегущей с корабля», держали поговорки типа «где родился, там и пригодился», песни Талькова…
Да, люди везде примерно одинаковые, но где-то смогли создать нормальные государства, действующие по закону суды, а где-то так и живут на обломках революции 1917 года, не уважая ни собственных законов, ни своих соседей. С другой стороны, есть же люди, которые очень легко меняют страну – живут там, где комфортнее, не заморачиваясь какой-то «миссией».
И тут я встретил Жанну. Бывает такое – находишь своего человека, единомышленника, партнёра по жизни, и всё то, что раньше занимало годы, вдруг начинает получаться намного быстрее, легче, проще, даже веселее. Так произошло и у нас.
– А когда вы решили, что все-таки надо ехать?
Сразу после Майдана. Он нас поразил. Даже не подобрать слов, насколько поразил. Такой контраст по сравнению с менталитетом «типичного россиянина», просто не верилось, что совсем рядом живут люди, такие же как мы, но не единицы, а миллионы! Было желание бросить всё и поехать именно на Майдан. Удержала мысль, что я не украинец, не имею права вмешиваться.
Но я все равно взялся изучать иммиграционные законы Украины и в очередной раз убедился, что шансов легально перебраться на постоянное место жительства с перспективой получения гражданства у нас никаких – украинских родственников нет, ста тысяч долларов для вложения в украинскую экономику – тем более.
Пока у тебя нет удостоверения беженца, невозможно ни открыть банковский счёт, ни устроиться на работу
На этом, наверное, всё бы и закончилось, но тут Путин оккупировал Крым. Нагло, бессовестно, вероломно. В 2008 году я был против войны с Грузией. Но тогда хотя бы в СМИ были выступления против этого вторжения, оппозиция (или те, кто себя так называли) хоть как-то протестовала. А после аннексии Крыма и кампании в прессе в РФ все почти поголовно свихнулись – готовы были рвать и уничтожать «хохлов и прочих фашистов». Сказать, что было стыдно – это не сказать ничего. Свихнулись даже многие уважаемые мною люди, с которыми мы организовывали акции протеста и создавали общественные организации. За год мы с Жанной растеряли почти всех друзей. Захотелось сбежать из этой психушки, куда угодно, хоть на край Земли. Именно сбежать – чтобы сохранить рассудок.
И тут вдруг встречаю комментарий Антона Геращенко (советник министра МВД, народный депута – ред.) под статьей какого-то российского оппозиционера, осуждающего войну с Украиной – «так приезжайте к нам». Я нашёл Антона в фейсбуке, кратенько о нас рассказал и спросил, не может ли он нам помочь с видом на жительство в Украине. На что он ответил – «Сделаем». Я, конечно, офигел от такого
ответа, – как это возможно, если по законам нельзя. Поехал в Украину с надеждой встретиться с Антоном и обсудить, как можно оформить переезд документально. Встретились как раз в День Независимости – 24 августа. Беседа была очень краткой, «переезжайте, а дальше видно будет». Ну, типа, как европейцы переезжали когда-то в Америку. Только у Америки тогда не было законов о депортации…
Мы продали квартиру в Питере (это заняло более полугода, и денег из-за падения рубля и рынка недвижимости мы потеряли на этой сделке просто море), собрали вещи – и под Новый Год двинули в Киев.
Переезжали в два захода. Сначала перевезли вещи в конце декабря. Специально для переезда купил в Петербурге прицеп и сделал для него надстройку. В Киеве тот прицеп сразу украли, а потом звонили и предлагали вернуть за выкуп. Очень похоже, что крали по наводке милиции – иначе как угонщики могли узнать мой номер телефона? Через два месяца, когда формальности с продажей квартиры были закончены, мы перевезли оставшиеся вещи и старшую дочку.
– Границу как проходили?
Лучше не спрашивай. Каждый раз – приключение на много часов.
– А какие варианты легализации в Украине у вас были?
Родственников у нас тут нет, поэтому оформлять можно только трудовую миграцию. Граждане России могут находится в Украине только 90 дней из 180. За три месяца надо найти работодателя, который готов взять на работу иностранца и нести все сложности и расходы, связанные с получением для него разрешения на работу. И так непросто в Украине работу найти, а с такой нагрузкой вообще… Но даже если удастся получить «трудовую визу» и под нее оформить временный вид на жительство для жены, то для дочери жены от её первого брака вид на жительство на этом основании оформить не получится. По крайней мере, я не нашёл в законе лазейки, которая позволила бы переехать всем сразу. И еще: как только я лишусь работы, то сразу должен уехать из Украины. И оснований для получения гражданства такой вариант не дает. Вроде бы, в Верховной Раде был законопроект, который упрощал получение гражданства для россиян, которые против путинской оккупации Крыма, но он так и остался законопроектом.
– А статус беженца пробовал получить?
Этот вариант нам в миграционной отсоветовали – говорят, там очень много отказов. Я говорил с Натальей Науменко, директором департамента по вопросам беженцев и иностранцев Государственной миграционной службы. Из разговора понял, что единственный осмысленный вариант – просить статус политического беженца. Этим сейчас и заняты.
Обращались в ХИАС (Hebrew Immigrant Aid Society), чтобы они нас проконсультировали и поддержали в процедуре. Но, увы, после первого собеседования связаться с ними больше не удавалось.
В списке документов для упрощения получения гражданства главный – представление о том, что правительство заинтересовано в предоставлении мне гражданства. И кто мне даст такой документ?..
Насколько я понял из законов Украины, мы сможем подать заявление на украинское гражданство после 3 лет пребывания в статусе беженцев (причем срок начинает отсчитываться с момента официального предоставления нам статуса).
Говорят, можно получить гражданство через фиктивные развод и брак с гражданами Украины, но мы этот вариант не рассматриваем.
Мы обращались письменно и к президенту, и к депутатам Верховной Рады с просьбой помочь получить гражданство Украины. Из администрации президента пришёл формальный ответ со ссылками на действующие законы, которые я уже читал, а депутаты почти все мои письма проигнорировали – за исключением Луценко и Кононенко. Юрий Луценко написал запрос в миграционную службу, которая «спустила» этот запрос до паспортного стола по месту моего жительства с резолюцией «разъяснить». Меня пригласили и разъяснили, что оснований для получения гражданства у меня нет. Игорь Кононенко к моему письму приложил своё с просьбой помочь и отправил президенту. Через месяц пришёл ответ со списком документов, необходимых для упрощения процедуры получения гражданства. Среди них главный – представление центрального органа исполнительной власти о том, что предоставление мне украинского гражданства отвечает государственным интересам. И кто мне даст такой документ? Опять мимо…
– Так что вы в итоге решили?
Полгода назад подали заявление на получение политического убежища. По закону, его должны рассмотреть за полтора месяца, но решения нет до сих пор. А пока нет удостоверения беженца, невозможно совершать никакие юридические действия – ни открыть в банке счёт, ни устроиться на работу…
Так что всем, кто собирается просить убежища в Украине, надо готовить финансовую подушку на пару лет.
– Не было мысли из-за всего этого, что, может, стоит вернуться?
Мы уехали из России. Насовсем. В миграционной службе нам уже не раз говорили – мол, не отказывайтесь от российского гражданства, неизвестно еще, что и как будет… Мы знаем сейчас две вещи: Украина победит и мы в Россию не вернёмся. Да, у нас заканчивается срок законного пребывания на территории Украины. Вполне возможно, что мы не успеем оформить вид на жительство в Украине и придётся уезжать. Может, придётся просить статуса беженца в какой-то другой стране. К сожалению, получить статус беженца, вид на жительство, а тем более гражданство в Украине намного сложнее, чем в некоторых европейских странах. Но у нас здесь уже дочь пошла в школу. Ей там нравится – и учителя прекрасные, и одноклассники очень тепло к ней отнеслись, помогают. Но репетитора по украинскому, конечно, надо как можно скорее найти.
Так что пока будем ждать решения миграционной службы. Если получим отказ – будем обращаться в суд, это даст нам еще какое-то время…
***
В День Независимости 2015 года Алексей и Жанна приезжали в Киев – принимали участие в автопробеге в вышиванках вместе с автомайдановцами. Водители прозвали их «руссобандеровцами». Не знаю, рассказывал им Алексей или нет, что машину он «одел в вышиванку» еще в Питере. Как он сам говорит, «для успокоения совести – показать что не трус, не кухонная крыса». И что досталось там его Тойоте за эту «боевую раскраску» по полной программе – вплоть до подстроенных ДТП. Но все-таки не затоптали его там.
А здесь могут. Просто отказав в легализации – на каких-нибудь вполне законных основаниях.
Как уже отказали сотням других.
Сергей Бережной
Источник: liga.net
Россия пытается легализовать военнопленных, воюющих на Украине | Российско-украинская война Новости
Амнистия будет официально предложена преступникам и подозреваемым в совершении преступлений, которые соглашаются служить в войне России в Украине.
Нижняя палата российского парламента, Государственная Дума, одобрила закон, предусматривающий помилование осужденных за уголовные преступления, добровольно вступивших в ряды российских войск, воюющих на Украине. Этот шаг направлен на увеличение численности войск на первых этапах украинского контрнаступления.
Законодательство устанавливает закон о вербовке заключенных и подозреваемых в совершении уголовных преступлений для участия в войне в Украине. Эта практика впервые была принята отрядом наемников Вагнера в прошлом году до того, как Министерство обороны России взяло на себя вербовку заключенных в начале 2023 года, сообщила The Moscow Times во вторник. .
В заявлении Госдумы во вторник говорится, что амнистии за участие в боевых действиях на передовой в Украине не распространяются на всех преступников в российских тюрьмах: террористические акты, преступления на сексуальной почве, шпионаж и государственная измена входят в число тяжких преступлений, которые не подпадают.
«Действие документа не распространяется на лиц, ранее судимых за террористические и экстремистские действия, а также преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте Думы.
Если закон вступит в силу, судимость тех, кто пойдет в российскую армию, будет аннулирована после завершения военной службы, получения государственных наград за боевые действия, ранения в бою или достижения пенсионного возраста в 65 лет, сообщает The Moscow Times. .
Подозреваемые преступники также получают отсрочку, если соглашаются служить в Украине.
«В отношении подозреваемых преступников, согласившихся взяться за оружие, власти могут приостановить уголовное преследование против них, если им грозит до пяти лет лишения свободы за умышленные преступления или до 10 лет за действия по халатности. В законопроекте отмечается, что преступления, совершенные после вступления закона в силу, не будут аннулированы», — сообщает The Moscow Times.
Далее законопроект пройдет однократное голосование в верхней палате Совета Федерации России, после чего ожидается его подписание президентом России Владимиром Путиным, сообщает газета.
Еще до принятия закона Евгению Пригожину, миллионеру-владельцу наемников группы Вагнера, было разрешено вербовать осужденных уголовников в качестве наемников, обещая им помилование, если они переживут полгода боевых действий в Украине.
На выходных Пригожин сообщил, что 32 тысячи завербованных из тюрем вагнеровцев вернулись домой после службы на Украине. В мае босс Вагнера заявил, что около 20 000 его бойцов погибли в боях за украинский город Бахмут.
В связи с продолжающейся громкой враждой между силами Вагнера и министерством обороны России Пригожин пожаловался, что ему заблокировали доступ в российские тюрьмы для вербовки.
Аналитический центр Института изучения войны (ISW) из Вашингтона заявил во вторник, что силы Вагнера пытаются набрать новых боевиков «после значительных потерь в Украине».
«Российское оппозиционное издание «Верстка» сообщило 19 июня, что вербовщики Вагнера распространяют сообщения в социальных сетях с призывом к лицам в возрасте от 21 до 35 лет с «игровым опытом» присоединиться к Вагнеру в качестве специалистов по БПЛА», — говорится в сообщении ISW.
«Верстка отметила, что от этих новобранцев не требуется никакого военного опыта», — сказали в институте.
По словам представителей украинских военных, украинские силы постепенно продвигаются в продолжающемся контрнаступлении, а российские войска оказывают ожесточенное сопротивление за укрепленными позициями и минными полями.
Заместитель министра обороны Украины Анна Маляр заявила во вторник, что украинские силы продвигаются вперед, но кампания не будет быстрым наступлением с успехами, как в «кино».
Смена парадигмы: Отношения между ЕС и Россией после войны на Украине — Carnegie Europe
Эта публикация является частью Europe’s East , проекта Carnegie Europe, посвященного европейской политике в отношении Восточной Европы и России.
Вторжение России в Украину, начавшееся в феврале 2022 года, нарушило порядок европейской безопасности после окончания холодной войны и полностью переписало отношения между ЕС и Россией, которые сформировались за последние тридцать лет. На протяжении трех десятилетий основой этих отношений была экономическая и энергетическая взаимозависимость. Теперь, когда Россия представляет самую большую угрозу миру и стабильности в Европе, все сферы отношений были секьюритизированы. Через восемь всеобъемлющих санкционных пакетов, принятых ЕС, государства-члены союза систематически разрывают все экономические связи. Отделение Европы от российской нефти и газа положило конец пятидесятилетним связям и взаимовыгодным энергетическим отношениям. Это окажет давление на экономическую модель России и подтолкнет страну к Китаю и Азии в целом.
Страны-члены ЕС продемонстрировали беспрецедентное единство в своей санкционной политике в отношении России. Падение экономических отношений уже было огромным. Из-за санкций Германия, самый важный торговый партнер России в ЕС, зафиксировала падение экспорта в Россию на 34% в первой половине 2022 года по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Таким образом, Россия опустилась с четырнадцатого на двадцать пятое место в списке направлений немецкого экспорта в этот период. После многолетнего конфликта между государствами-членами ЕС по поводу завершения строительства газопровода «Северный поток — 2» из России в Германию по дну Балтийского моря война на Украине вынудила немецкое руководство внезапно приостановить одобрение проекта. Страны-члены ЕС, такие как Германия, сильно зависящие от российского газа, разрабатывают альтернативные источники энергии на Ближнем Востоке, в Норвегии и США, в основном для поставок сжиженного природного газа.
Война показывает, что ЕС нужны новые краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные стратегии взаимодействия с Россией в совершенно иной реальности безопасности, чтобы изменить саму Россию и повлиять на ее способность действовать по соседству. Такой сдвиг в политике, вероятно, был неизбежен: ключевой причиной войны на Украине было восприятие Россией геополитической конкуренции в ее общем соседстве с ЕС. Российское руководство не хотело терять то, что, по его мнению, было традиционной сферой влияния России, включая фактический контроль над Украиной. Несмотря на недостатки и противоречия в подходе ЕС, политика соседства и «мягкая сила» союза начали способствовать преобразованиям в общем соседстве посредством своего воздействия на общества. Российские элиты, напротив, могли прибегнуть только к военной силе в отчаянной попытке предотвратить дальнейшую потерю влияния на Украине. Но именно жестокое применение силы для подчинения другой страны является причиной дальнейшего упадка мощи России и укрепляет европейское единство против российской агрессии.
Штефан Мейстер
Штефан Мейстер возглавляет Программу международного порядка и демократии Немецкого совета по международным отношениям (DGAP) в Берлине.
Теперь ЕС необходимо сохранить единство, которое он создал в ответ на войну на Украине, чтобы справиться с тремя большими проблемами в отношении России. Во-первых, ЕС должен строить внешнюю политику и политику безопасности по отношению к России, исходя из того, что союз теперь является геополитическим актором, а Россия представляет собой главную угрозу европейской безопасности. Во-вторых, ЕС должен разработать более активную политику для интеграции восточного соседства за пределами России. И в-третьих, ЕС должен разработать новую политику в отношении России, максимально жесткую по отношению к режиму президента Владимира Путина, но при этом сохранить идею постпутинской России, которая является частью Европы.
Отношения между ЕС и Россией С 2014 года
Отношения между ЕС и Россией ухудшились после 2014 года, когда Россия аннексировала Крым и вторглась на восток Украины. С этого года санкции ЕС против России и российские контрсанкции, а также рост импортозамещения в России привели к спаду торговли. Тем не менее, после российской аннексии Крыма и войны в украинском Донбассе страны-члены ЕС не пришли к единому мнению о том, как вести себя с Россией в будущем. Обзор Европейской политики соседства ЕС за 2015 год подчеркнул, что отношения с Москвой сильно ухудшились. В то же время государства-члены выразили надежду, что «конструктивное сотрудничество» по некоторым региональным вопросам будет полезным, «когда позволят условия». В Глобальной стратегии внешней политики и политики безопасности ЕС 2016 года ЕС подтвердил, что ожидает от России соблюдения международного права и принципов, на которых строится европейский порядок безопасности, ссылаясь на 19-ю90 Парижской хартии и Будапештского меморандума 1994 г. Однако ЕС будет готов сотрудничать с Россией, «если и когда [их] интересы пересекутся».
Более конкретными были пять руководящих принципов политики ЕС в отношении России, выдвинутые Советом ЕС по иностранным делам в марте 2016 года. Здесь Брюссель призвал к полному выполнению Минских соглашений, направленных на прекращение войны на Донбассе, и подчеркнул готовность ЕС к дальнейшему развитию отношений с шестью постсоветскими странами в рамках Восточного партнерства (ВП). Министры иностранных дел также подчеркнули, что ЕС хочет укрепить свою устойчивость в отношении энергетической безопасности и гибридных угроз, а также поддержать российское гражданское общество. В то же время союз подчеркнул договоренность между государствами-членами стремиться к выборочному взаимодействию с Россией, то есть к сотрудничеству в областях, представляющих взаимный интерес.
ЕС также отметил, что точек соприкосновения для сотрудничества с Россией немного и что Москва не желает идти на компромисс. Тем не менее в профсоюзе выразили надежду на то, что российское руководство будет более открыто для компромиссов в будущем. Эта двусмысленность выявила наименьшую общую позицию государств-членов до войны 2022 года и отразила желание некоторых государств — особенно Франции, Германии и Италии, а также Австрии и Венгрии — улучшить отношения с Россией. Противоречивые сигналы государств-членов ослабили позицию ЕС по отношению к России и затруднили разграничение готовности к компромиссу и умиротворению. Здесь Германия с ее растущей энергетической зависимостью от России с 2015 года (в 2020 году 65% газа Германии поступало из России) и ее поддержкой газопровода «Северный поток — 2» занимала особенно проблемное положение.
Российское руководство усугубило эту неопределенность, создав путаницу в ЕС посредством влияния на информационное пространство и усиления тех акторов и нарративов, которые ослабляли общую позицию ЕС. Кибератаки, кампании дезинформации против политиков и фейковые новости российских СМИ против стран-членов ЕС усилили отчуждение России. Европейская служба внешних связей заявила в отчете за март 2021 года, что Германия была главной целью российской дезинформации в ЕС, а это означает, что в Москве Германия считалась одной из наиболее уязвимых стран для российского влияния. Российская кампания по дискредитации немецких государственных институтов, политиков и СМИ вновь усилилась после того, как в августе 2020 года в Германию был эвакуирован Алексей Навальный, ведущий оппозиционный политик, отравленный в России9. 0005
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель в своем докладе за июнь 2021 года о новой стратегии России предостерег от дальнейшего ухудшения отношений с Москвой. Он призвал ЕС дать отпор российской агрессии и ограничить отношения до возможного, по возможности сотрудничая с Россией. Это должно, писал Боррелл, лучше защитить государства-члены ЕС и остановить нисходящую спираль в отношениях. Высокий представитель утверждал, что ЕС должен быть готов снова улучшить отношения с Россией, когда он будет к этому готов. А Боррель подчеркнул важность избирательного взаимодействия с Россией в таких областях, как борьба с терроризмом и контакты между людьми.
В целом, когда ЕС пытался сформулировать новую политику в отношении России в свете аннексии Крыма и войны на востоке Украины, разногласия между государствами-членами в отношении того, как вести себя с Россией, ограничивали способность Брюсселя разработать более четкую и конкретную политику. ЕС сохранил санкции, введенные из-за российской агрессии в 2014 году и впоследствии, но избегал действий, которые могли нанести ущерб крупным энергетическим проектам или экономическому сотрудничеству, которые по-прежнему считались ценными для обеих сторон.
Взаимозависимость и уязвимость
Война 2022 года обанкротила эту политику и большинство лежавших в ее основе концепций. Это особенно относится к Германии, в политике которой в отношении России после окончания холодной войны, обновленной версии восточной политики 1960-х и 1970-х годов, доминировала концепция партнерства для модернизации. Идея изменить Россию за счет экономической взаимозависимости или торговли не предотвратила войну, но вместо этого заставила Путина поверить в то, что из-за энергетических интересов и экономического оппортунизма крупных стран-членов ЕС союз не станет применять серьезные санкции против России. В результате увеличилось количество зависимостей и уязвимостей. Даже после событий 2014 г. на Украине правительство Германии согласилось продать российскому газовому гиганту «Газпром» в 2015 г. несколько хранилищ газа, в том числе одно из крупнейших в Европе. Из-за растущей зависимости Германии от российского газа после 2012 г. быть готовым терпеть отключение российской нефти и газа.
Кремль ожидал нерешительности не только со стороны Германии, но и других стран-членов ЕС, включая Австрию и Италию, зависящих от российского газа. Тем не менее, реакция ЕС была жесткой. В частности, Европейская комиссия с февраля 2022 года сыграла ключевую роль в подготовке и реализации восьми пакетов санкций против России на момент написания этой статьи. При разработке мер президент комиссии Урсула фон дер Ляйен доказала, что Кремль ошибается, считая, что Брюссель не является значимым игроком в конфликте с Россией.
Российское руководство не понимает ни ЕС как многоуровневого актора, ни взаимодействия между институтами ЕС и государствами-членами. Для Кремля отказ от суверенитета транснациональной организации и интеграция с другими странами — это признаки слабости, а не силы. Москва всегда пыталась влиять на принятие решений в ЕС через крупные государства-члены, в частности, Францию, Германию и Италию, при этом оттесняя на второй план более мелкие и агрессивные государства, такие как Польша и страны Балтии. Россия не поняла, что ЕС — это компромиссная машина, в которой крупные государства-члены должны учитывать интересы более мелких.
Однако в одной из ключевых областей спора Россия добилась успеха в своей европейской политике до 2022 года. В то время как предполагаемая нормативная политика передачи верховенства права, прозрачности и подотчетности от ЕС и его государств-членов России потерпела неудачу, Москва добилась успехов в операциях экономического влияния. Российские элиты смогли подорвать институты и заинтересованные стороны в Европе с помощью коррупции и отмывания денег. Европейские банки и финансовые компании сыграли решающую роль в переводе коррупционных денег в реальную экономику и на рынок недвижимости. Энергетический сектор играл центральную роль в предоставлении средств для подкупа лиц, принимающих решения в государствах-членах, и финансирования сторонников благоприятной для России политической и экономической среды, которая принесла бы пользу путинской системе. Государства-члены и институты ЕС не смогли эффективно противостоять корыстным интересам этих враждебных акторов в государствах-членах.
Новая геополитика
Планируя вторжение в Украину, российское руководство рассчитывало, что ЕС является слабым региональным и глобальным игроком, а главный противник России на Западе — США — в основном ориентируется на Китай. Война на Украине вынуждает ЕС доказывать, что Россия неправа, заново изобретая себя в качестве геополитического игрока и игрока в сфере безопасности в своем восточном соседстве, а не только в качестве нормативного и технократического игрока.
Собственная политика России находится под сильным влиянием традиционных представлений о геополитике, сферах влияния и балансе сил. С точки зрения Кремля Россия является великой державой только в том случае, если она сохраняет свою гегемонию на постсоветском пространстве. Утверждения Путина о том, что Украина не имеет права быть независимым государством со своим обществом и что «русские и украинцы [являются] одним народом», являются частью российской колониальной и империалистической традиции. Это мировоззрение разделяет большая часть российского общества.
Реагирование на демонстрацию силы со стороны России является большой проблемой для ЕС. Президент Франции Эммануэль Макрон пытался заполнить пробел, образовавшийся из-за отсутствия лидерства Германии в войне, но без особого успеха. Хотя лидеры Франции и Германии до сих пор общаются с Путиным, ни один из них не может на него повлиять. По умолчанию США остаются лидером западных стран, в том числе европейских, в этой войне. Без военной и финансовой поддержки США не было бы украинского государства. Точно так же НАТО — и Соединенные Штаты как ее самый могущественный член — являются главным гарантом безопасности в Европе в этой ситуации. В Европе больше нет безопасности вне НАТО.
Несмотря на европейское единство в отношении введения санкций и поддержки Украины — за некоторыми исключениями, такими как Венгрия, — пока нет единого подхода к тому, как вести себя с Россией в будущем. Некоторые государства-члены продолжают разговаривать с Путиным и хотят предотвратить дальнейшую эскалацию. Для других только полное поражение России может остановить войну и дальнейшую агрессию против европейских стран, и переговоры с Путиным не имеют смысла.
Задача ответа России неизбежна. Как ревизионистскую слабеющую державу с ядерным оружием, Россию необходимо рассматривать как серьезную угрозу глобальной безопасности. Война против Украины ускоряет распад постсоветского пространства, что является одновременно и опасностью, и возможностью для ЕС. Россия больше не может обеспечивать авторитарную стабильность в регионе, как это видно на Южном Кавказе после нагорно-карабахской войны 2020 года между Арменией и Азербайджаном. Там Азербайджан использовал свое военное превосходство при поддержке члена НАТО Турции, чтобы принудить Армению к так называемому авторитарному миру. Третьи державы, такие как Китай, Иран и Турция, вероятно, будут играть все более важную роль в различных постсоветских регионах. Это означает, что если ЕС не станет более активным, помимо своей поддержки экономических и политических преобразований за счет более активного участия в вопросах безопасности и региональных конфликтах в восточном соседстве, другие игроки с недемократическими моделями управления и авторитарными методами управления конфликтами будут бросать вызов роли России в регионе.
В Грузии, Молдове и Украине нормативный подход ЕС принес свои плоды за последнее десятилетие. Кремль был не прав, преуменьшая возможную преобразующую силу Восточного партнерства с его соглашениями об ассоциации и глубокими и всеобъемлющими зонами свободной торговли в этих трех странах. Только в 2013 году российское руководство осознало, что соглашения об ассоциации изменят характер отношений ЕС с подписавшими их государствами и в долгосрочной перспективе ослабят способность Москвы влиять на эти страны. В то время как российская политика и бизнес влияют на соседей России через неформальные связи и коррупцию и извлекают выгоду из отсутствия верховенства закона и слабых институтов, ЕС поддерживает прозрачность и верховенство закона и стремится укреплять институты. Таким образом, российское руководство смогло помешать Армении подписать соглашение об ассоциации с ЕС в 2013 году и заставить страну присоединиться к возглавляемому Москвой Евразийскому таможенному союзу, а затем к Евразийскому экономическому союзу. Но та же тактика не сработала с Украиной: принуждение украинского руководства не подписывать соглашение об ассоциации стало спусковым крючком для Евромайдана 2013–2014 годов, приведших к падению тогдашнего президента Украины Виктора Януковича, аннексии Крыма Россией и войне на Донбассе. .
Решение ЕС в июне 2022 года предоставить Молдове и Украине статус страны-кандидата в ЕС, а Грузии статус потенциальной страны-кандидата в ответ на войну на Украине, было признанием геополитического соперничества союза с Россией. Точно так же создание в октябре 2022 года Европейского политического сообщества отразило попытку более тесного сотрудничества с европейскими странами, которые не поддерживают Россию в текущей войне.
Будущее отношений ЕС и России
При нынешнем режиме в Москве перезагрузки отношений ЕС и России не будет. Только глубокая смена режима в России создаст возможность для принципиально иной политики ЕС в отношении страны. Сама Россия изменилась быстро — и в худшую сторону — с тех пор, как началась война. Он становится более закрытым и более репрессивным по отношению к гражданскому обществу и любой оппозиции. Ключевым условием политических перемен в Москве — но не их гарантией — является поражение России на Украине, что означает вытеснение российских войск с украинской территории.
Интеграция Грузии, Молдовы и Украины в ЕС, которая поможет создать успешные примеры трансформации, демократизации и реформ в постсоветских странах за пределами Прибалтики, имеет решающее значение для перемен в России. Если Украина выиграет войну, перестроится и при этом интегрируется в ЕС, это окажет серьезное влияние на Россию. Это противоречило бы аргументу российского руководства о безальтернативности авторитарного правления и подтверждало бы, что демократизация и успешные реформы возможны в постсоветских странах, а также возможны для России.
Помимо продолжающейся войны на Украине, европейским странам нужны долгосрочное видение и стратегия для другой России в Европе. Важнейшим элементом новой общеевропейской политики в отношении России является повышение устойчивости государств-членов ЕС и их обществ к российскому влиянию. Особенно важна лучшая координация между государствами-членами. Самозащита от дезинформации и гибридных атак, военное сдерживание, экономическое и энергетическое разъединение для снижения уязвимости станут основными элементами политики ЕС в отношении России в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Предложение о том, что Германия не должна вести новую политику в отношении России, потому что подход Берлина в прошлом потерпел неудачу, требует критического осмысления. Требуется сбалансированный подход между интересами больших и малых государств-членов, а это означает, что такие страны, как Франция и Германия, не должны доминировать в политике ЕС в отношении России и должны извлекать уроки из прошлого. Тем не менее, ЕС может иметь более эффективную политику в отношении России только в том случае, если более крупные государства-члены изменят свои подходы и станут менее уязвимыми для внешних воздействий, таких как роль России в поставках газа или огромный рынок и роль Китая в цепочках поставок. Для этого ЕС необходимо учесть прошлые неудачи, чтобы пересмотреть свою политику на будущее.
Если ЕС хочет стать глобальным игроком, его внешняя политика в отношении таких держав, как Китай и Россия, должна проявлять больше амбиций. Те государства-члены, которые имеют исторические и социальные связи с Россией, всегда будут оказывать влияние на отношения между ЕС и Россией. В то же время энергетическое и экономическое отделение Европы от России облегчит формулирование общеевропейской политики в отношении Москвы. Экономическая составляющая в подходах ряда государств-членов к России будет снижаться. Но разные традиции в отношениях с Россией сохранятся. Для ЕС также важно координировать свою политику в отношении России с Вашингтоном, сохраняя при этом европейский профиль в отношениях с Москвой и странами восточного соседства.
Семь принципов новой стратегии ЕС в отношении России
В заключение, вот семь принципов, которым ЕС должен следовать, чтобы сформировать основу новой стратегии ЕС в отношении России.
Ставьте Украину на первое место: Работать по соседству с Россией означает оказывать влияние на Россию. Но ЕС не должен проводить политику «Россия прежде всего», а вместо этого направить свою энергию на реформы и трансформационные партнерства с государствами восточного соседства, которые стремятся к демократии, верховенству закона и рыночной экономике. В то время как Восточное партнерство сосредоточилось на трансформации без интеграции, эта новая политика должна быть сосредоточена на реформах с целью интеграции в ЕС. Расширение европейского демократического и правового пространства в сторону восточного соседства сейчас приобретает еще большее значение. Целью должны стать политические перемены в самой России, подкрепленные успешной демократизацией и реформами в других постсоветских государствах. Из-за своего размера, местоположения, истории и динамичного гражданского общества Украина должна играть ключевую роль в этом системном соперничестве с Россией. Поэтому в среднесрочной перспективе ЕС должен отдавать приоритет политике «Украина прежде всего» не только для обеспечения выживания Украины как государства, но и для продвижения реформ страны и политики интеграции в ЕС в качестве примера для других.
Обновление политики соседства ЕС: В связи с войной России против Украины политика соседства и расширения ЕС нуждается в обновлении. ЕС нужна стратегия для усиления своей роли и целей в Восточной Европе, на Западных Балканах, на Южном Кавказе и в Черноморском регионе. Это включает в себя укрепление связности и безопасности торговых путей и повышение устойчивости партнеров, особенно в более широком черноморском регионе, в то время, когда Россия активно участвует в Украине. С этой целью ЕС должен содействовать соединению между Черным и Каспийским морями и далее в Центральную Азию, а также для дальнейшей диверсификации источников нефти и газа для ЕС. Союз должен быть более активным и выдвигать более жесткие условия, чтобы не допустить, чтобы важные, но в настоящее время трудные партнеры в регионе, такие как Грузия, отдалились от Европы в сторону третьего пути, и помочь Армении сохранить свой суверенитет и оставаться на пути демократизации и реформа. Из-за своего географического положения и правительства, ориентированного на реформы, интеграция Молдовы является главным приоритетом в контексте интеграции Украины.
Не бросать российское гражданское общество: Системная работа с прогрессивными россиянами, покинувшими свою страну в связи с войной, должна быть в центре внимания отношений с российским гражданским обществом. В России правительство использовало так называемые законы об иностранных агентах и ограничительные меры, чтобы исключить любой обмен гражданским обществом с внешними субъектами, в том числе из ЕС. Не забывая о тех деятелях гражданского общества, которые все еще находятся в стране, ЕС должен разработать интегративную, основанную на ценностях и стратегическую политику для людей, покинувших Россию и пытающихся адаптироваться к ситуации или построить новую жизнь в Европе. Создание площадок в науке, образовании, СМИ и политических советов для разработки концепций другой России в Европе и влияния на русскоязычное информационное пространство — это политика, направленная на устойчивые изменения. При этом ЕС должен поддерживать русских эмигрантов в развитии российского видения мирной России в Европе. Это тем более важно, что многие россияне до сих пор находятся под влиянием имперского и колониального прошлого своей страны и разделяют ценности своих политических лидеров.
Разработайте более разумную визовую политику: В то время как все больше и больше россиян эмигрируют в ЕС, государства-члены разделились во мнениях относительно того, представляют ли эти беженцы угрозу безопасности или их следует поддерживать. Непосредственные соседи России, такие как страны Балтии и Финляндия, хотят более строгих правил въезда в Шенгенскую зону без паспортов, чем такие государства-члены, как Франция, Германия и Италия. В ответ страны ЕС согласились приостановить действие соглашения об упрощении визового режима между ЕС и Россией, действовавшего с 2007 года, усилить ограничения на туристические визы и начали пересматривать действующие в настоящее время визы. Государства-члены ЕС сейчас редко принимают заявления россиян на получение визы в третьи страны.
Тем не менее, ограничительная визовая политика ЕС и полная социальная изоляция России работают против изменений в стране. Нужна общеевропейская визовая политика в отношении России, которая была бы прозрачной и не менялась постоянно. Эта политика должна быть связана с четкими и менее бюрократическими решениями для получения вида на жительство в ЕС. Помимо гуманитарных виз, которые выдаются в ограниченном количестве, туристические визы являются ключевыми для тех, кому нужно срочно покинуть Россию, и этот вопрос будет становиться все более острым по мере того, как режим становится еще более репрессивным. ЕС должен создать европейскую систему проверки биографических данных и возможных угроз безопасности мигрантов. Приграничные страны, такие как страны Балтии и Финляндия, нуждаются в большей поддержке в управлении вновь прибывшими, и ЕС мог бы разработать альтернативные маршруты через ограниченное число третьих стран с более широкими возможностями для проверки людей и выдачи въездных виз.
Сопротивление полному разъединению: Полная экономическая и технологическая изоляция России в долгосрочной перспективе нецелесообразна. Определенный уровень финансовой и технологической интеграции с Россией отвечает интересам Европы. Если Россия станет полностью зависимой от китайских технологий и отключится от мировой банковской и финансовой системы из-за западных санкций, возможности влияния и информации Европы сократятся. Как показывает пример введения санкций против Ирана, полная изоляция авторитарного государства не обязательно ведет к изменению политики. Наоборот, оно укрепляет изоляционистские элиты силовых структур и ослабляет либеральные части элит и общества. При этом ЕС должен уменьшить свою зависимость от России и лишить Москву возможности использовать энергию в качестве оружия против европейских государств и общих соседей.
Укрепление энергетической безопасности Европы: Интеграция энергетических и электрических сетей между государствами-членами ЕС и восточными соседями укрепляет энергетическую безопасность в Европе. Поставки газа и нефти являются основными объектами влияния России через коррупцию. ЕС необходимо разработать, внедрить и контролировать общие европейские правила, чтобы свести к минимуму эту возможность. Политика ЕС по энергетической интеграции с Украиной и другими восточными соседями, а также реформы и инвестиции в рамках Европейского зеленого соглашения 2020 г. — набора инициатив, направленных на то, чтобы к 2050 г. и проект безопасности.
Станьте миротворцем: Наконец, ЕС должен позиционировать себя в большей степени как актор в сфере геополитики и безопасности, а также работать над укреплением многосторонних институтов, основанных на международном праве. С этим должна быть связана готовность организовывать больше операций ЕС по поддержанию мира и наблюдению в зонах конфликтов в странах, соседствующих с Европой и за ее пределами, а также укреплять институты судебного преследования за военные преступления и международную коррупцию путем увеличения персонала, финансирования и обмена информацией между государствами-членами и странами-партнерами.
Leave a Reply