ГПК РФ Статья 284. Рассмотрение заявления об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно… \ КонсультантПлюс
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
ГПК РФ Статья 284. Рассмотрение заявления об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 284 ГПК РФ
— Заявитель хочет ограничить дееспособность члена семьи
— Заявитель хочет признать иное лицо недееспособным
1. Заявление об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами суд рассматривает с участием самого гражданина, заявителя, прокурора, представителя органа опеки и попечительства. Гражданин, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, должен быть вызван в судебное заседание, если его присутствие в судебном заседании не создает опасности для его жизни или здоровья либо для жизни или здоровья окружающих, для предоставления ему судом возможности изложить свою позицию лично либо через выбранных им представителей.
(в ред. Федерального закона от 06.04.2011 N 67-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если личное участие гражданина в проводимом в помещении суда судебном заседании по делу о признании гражданина недееспособным создает опасность для его жизни или здоровья либо для жизни или здоровья окружающих, данное дело рассматривается судом по месту нахождения гражданина, в том числе в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, или стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, с участием самого гражданина.
(абзац введен Федеральным законом от 06.04.2011 N 67-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Заявитель освобождается от уплаты издержек, связанных с рассмотрением заявления об ограничении гражданина в дееспособности, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами. Суд, установив, что лицо, подавшее заявление, действовало недобросовестно в целях заведомо необоснованного ограничения или лишения дееспособности гражданина, взыскивает с такого лица все издержки, связанные с рассмотрением дела.
3. Гражданин, признанный недееспособным, имеет право лично либо через выбранных им представителей обжаловать соответствующее решение суда в апелляционном порядке, подать заявление о его пересмотре в соответствии с правилами главы 42 настоящего Кодекса, а также обжаловать соответствующее решение суда в кассационном и надзорном порядке, если суд первой инстанции не предоставил этому гражданину возможность изложить свою позицию лично либо через выбранных им представителей.
(часть 3 введена Федеральным законом от 06.04.2011 N 67-ФЗ)
Новости
Муниципалитет
Почетный гражданин города Ярославля Владимир Галагаев отмечает свой день рождения
02.07.2023, 09:00
Город
Семь ярославских журналистов и блогеров стали победителями II Межрегионального конкурса «Дорогами Золотого кольца»
30.06.2023, 16:27
Дзержинский район
МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ №9 ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНФОРМИРУЕТ
30.06.2023, 16:05
Муниципалитет
Юные фармацевты получили дипломы
30.06.2023, 16:02
Муниципалитет
В Ярославле состоялся итоговый региональный форум в рамках проекта «Лидеры Нового времени»
30. 06.2023, 14:00
Муниципалитет
Наградили победителей районного этапа акции «Мой педагог, мой наставник» Красноперекопского и Фрунзенского районов
29.06.2023, 18:18
Муниципалитет
Сергей Калинин поздравил лучших выпускников школ
29.06.2023, 16:53
Город
Вводятся временные ограничения ограничение остановки и стоянки транспортных средств 20.07
29.06.2023, 16:31
Правила поведения на пляже
29.06.2023, 15:46
В Ярославле стартует муниципальный этап областного конкурса творчества лиц с ограниченными физическими возможностями «Преодоление»
29. 06.2023, 14:43
Муниципалитет
Сергей Калинин проинспектировал работы по благоустройству дворов в Ленинском районе города
29.06.2023, 13:56
Центр гражданской защиты
Как обезопасить ребенка от падения из окна
29.06.2023, 13:27
Город
В Ярославле прошла акция «Дети и открытые окна»
29.06.2023, 13:18
Город
В Ярославле отремонтировали улицу Калинина
29.06.2023, 10:32
Муниципалитет
С днем рождения первого русского театра!
29.06.2023, 09:00
Город
В Ярославле предложили проект реставрации Петропавловского парка
28. 06.2023, 18:09
Город
В Ярославле прошёл губернаторский бал
28.06.2023, 16:26
Муниципалитет
Председатель муниципалитета Сергей Калинин помог Фонду содействия возрождению усадьбы Коковцевых с ремонтом асфальтовой площадки
28.06.2023, 16:25
О приеме заявлений на предоставление субсидии на возмещение части затрат на выполнение работ по замене контейнерных площадок.
28.06.2023, 14:59
УФНС России по Ярославской области информирует
28.06.2023, 12:16
03.07.2023 Все события
13:00
Участие в заседании Ученого совета Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского
Место: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, (Которосльная наб., д. 46, зал «Академический»)
Программа
«Сделаем город чище»
Работы по уборке и озеленению любимого города
Программа
«Решаем вместе»
Интерактивная карта благоустройств дворов города
Опека над недееспособным взрослым
В деле об опеке над недееспособным лицом (также известном как дело по статье 81) судья должен решить, является ли лицо недееспособным и нужно ли ему назначать опекуна. Лицо считается недееспособным, если оно:
- не в состоянии заботиться о своем имуществе и/или личных потребностях и
- могут пострадать, потому что они не могут понять последствия неспособности заботиться о своем имуществе и/или личных потребностях
В начале дела этого человека называют «предполагаемым недееспособным лицом» (или AIP), потому что его неспособность позаботиться о своих потребностях является просто утверждением или чьим-то мнением.
Чтобы получить опекуна по Статье 81, физическое или юридическое лицо (старше 18 лет) должно сначала подать иск в суд и доказать, что опекун необходим. Физическое или юридическое лицо, подающее заявление о назначении опекуна по статье 81, называется заявителем. Как правило, заявителем является член семьи предполагаемого недееспособного лица или уполномоченное агентство.
Если судья решает, что лицо недееспособно, предлагаемый опекун по Статье 81 должен пройти обучение и быть утвержден судом, прежде чем он может быть официально назначен. Если нет члена семьи, желающего и способного стать опекуном этого лица в соответствии со статьей 81, судья может назначить ранее обученное лицо для выполнения этой обязанности. Другой вариант – назначить агентство социального обслуживания, которое специально предоставляет этот вид услуг.
Судья может назначить опекуна по статье 81, чтобы помочь человеку справиться с его личные нужды или имущество или оба .
Примеры личных потребностей включают, но не ограничиваются:
- принятие решений о медицинском обслуживании
- решение о том, где человек должен жить
- подача заявления на получение государственных или частных пособий от имени лица
- доступ к конфиденциальным записям
Примеры управления недвижимостью включают, но не ограничиваются:
- оплата счетов
- организация имущества лица
- заключение договоров
- изготовление подарков от имени человека
Важное примечание: Обращение к суду с просьбой о назначении опекуна по статье 81 для принятия решений от имени другого лица является серьезным делом. Прежде чем судья сможет назначить опекуна по статье 81, судья должен провести слушание и заслушать свидетельские показания и доказательства. Если судья принимает решение о назначении опекуна по статье 81, он указывает, какие решения может принимать опекун и какие решения может принимать недееспособное лицо, исходя из потребностей этого лица.
В штате Нью-Йорк дела об опекунстве по статье 81 рассматриваются в Верховном суде или окружном суде и регистрируются в соответствии со статьей 81 Закона о психической гигиене.
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ СУДА
Выберите графствоОлбани Аллегани Бронкс Брум Каттараугус Каюга Чатокуа Чемунг Ченанго Клинтон Колумбия Кортленд Делавэр Датчесс Эри Эссекс Франклин Фултон Дженеси Грин Гамильтон Херкимер Джефферсон Кингс
(Бруклин)Льюис Ливингстон Мэдисон Монро Монтгомери Нассау Нью-Йорк
(Манхэттен) Ниагара Онейда Онондага Онтарио Оранж Орлеан Освего Отсего Патнэм Квинс Ричмонд
(Staten Island)Rensselaer Rockland Saratoga Schenectady Schoharie Schuyler Seneca St. Lawrence Steuben Suffolk Sullivan Tioga Tompkins Ulster Warren Washington Wayne Westchester Wyoming Yates
и/или
Выберите тип судаАпелляционные подразделенияУсловия подачи апелляцииГородской судГражданский суд Нью-Йорка (и жилищное строительство)Окружной судАпелляционный судАпелляционный судУголовный суд Нью-ЙоркаОкружной судСемейный судВерховный судЗаместитель судаГородской судСельский суд
Опекунство: Ключевые концепции и ресурсы | EJI
Какова роль закона штата в делах об опекунстве?
Опека регулируется законодательством штата. В каждом штате есть свой набор законов об опеке, и они различаются.
Государства используют различную терминологию. В Едином законе об опеке, попечительстве и других мерах защиты, типовом акте, разработанном Комиссией по единообразному законодательству, используется термин опекун для лица, назначенного судом для управления заботой и благополучием другого лица, и консерватор для лица, назначенного судом для управления имуществом другого лица. Однако государства используют эти термины по-разному. Например, в Калифорнии термин консерватор используется для лица, назначенного принимать личные и финансовые решения за взрослого. В некоторых штатах используются полностью другие слова, например куратор (Луизиана).
Некоторые индейские племена имеют свои племенные законы об опеке и суды.
О каких правах идет речь в деле об опеке?
Опека может лишить человека широкого спектра прав. Несмотря на некоторые различия от штата к штату, когда суд назначает опекуна, этот суд может лишить человека права:
- Определить место жительства
- Согласие на лечение
- Принимать решения об окончании срока службы
- Иметь водительские права
- Управление, покупка или продажа собственности
- Иметь или владеть огнестрельным оружием или оружием
- Контракт или подача иска
- Жениться на
- Проголосовать
Последние тенденции в законодательстве и практике отражают идею о том, что суды должны отменять только те права, с которыми взрослый не в состоянии справиться (например, ограниченное опекунство). В постановлении суда о назначении опекуна должен быть указан объем полномочий опекуна.
Как назначаются опекуны?
- Ходатайство – кто-либо подает в суд ходатайство о назначении опекуна для лица, предположительно недееспособного. В большинстве штатов такое ходатайство может подать «любое лицо». Заявители часто являются членами семьи, друзьями, членами сообщества, поставщиками медицинских услуг, организациями и государственными учреждениями.
- Государства должны обеспечить надлежащую правовую защиту лица, в отношении которого подана петиция (см. ниже).
- Перед слушанием суд может назначить адвоката для лица, если у него нет адвоката, который мог бы защищать его интересы.
- Суд может направить в помощь суду посетителя суда, следователя, следственную комиссию или опекуна ad litem.
- Суд получает доказательства (например, свидетельские показания, письменную оценку дееспособности) на слушании о том, является ли лицо недееспособным и нуждается ли он в опекуне — юридическое, а не медицинское заключение.
- Суд может удовлетворить ходатайство, изменить его, предоставить меньше полномочий, чем запрошено, и может решить, кого назначить. Суд также может отклонить ходатайство.
Каковы процессуальные гарантии для лица, в отношении которого подана петиция об опекунстве?
Поскольку люди рискуют потерять независимость и право принимать решения, законы штатов предусматривают меры защиты лица, указанного в судебном иске, такие как право:
- Получение уведомления о петиции
- Быть представленным адвокатом
- Провести слушание о необходимости опекунства
- Присутствовать на всех судебных заседаниях
- Принуждение, очная ставка и перекрестный допрос всех свидетелей
- Представление доказательств
- Как правило, потребность в опекунстве подтверждается «четкими и убедительными доказательствами»
- Получать уведомления обо всех постановлениях суда
- Обжаловать определение
Существуют ли стандарты, которым опекуны должны следовать при принятии решений после их назначения?
Опекуны должны следовать постановлению суда о их назначении, а также законам штата при принятии решений в отношении лица, находящегося под опекой. Но большинство законов об опеке и судебных постановлений, как правило, предоставляют опекунам только общую помощь в принятии решений, и опекуны часто нуждаются в дополнительных рекомендациях по стандартам практики.
Национальная ассоциация опеки имеет Этические принципы и стандарты практики, которые обеспечивают такое руководство. Стандарты объясняют, что опекуны стоят на месте человека при принятии решений. Опекун должен максимально вовлекать человека в процесс принятия решений.
- Сначала опекун должен попросить человека сделать выбор и помочь ему его выразить
- Если это невозможно, опекун должен определить, чего хотел бы человек, когда он был в состоянии принять решение
- Только в том случае, если цели и предпочтения лица не могут быть определены, опекун может принять решение, исходя из того, что опекун считает наилучшим интересом человека.
Что такое личностно-ориентированное планирование?
Лицо, находящееся под опекой, должно быть в центре всех решений и планов на будущее. «Личностно-ориентированное планирование» относится к подходам, разработанным для управления изменениями и преемственностью в жизни человека. Опекун должен стремиться понять уникальные характеристики человека и обеспечить, чтобы человек имел положительный контроль над своей жизнью и получал поддержку в своем сообществе. Опекун должен активно вовлекать человека в процесс планирования и давать ему возможность управлять процессом планирования в максимально возможной степени. Там, где это поможет опекуну определить и следовать целям и предпочтениям человека, опекун должен привлечь соответствующих членов семьи и друзей.
Стражи должны разрабатывать и реализовывать письменные планы, определяющие краткосрочные и долгосрочные цели. Законы ряда штатов требуют, чтобы опекуны представляли в суд планы опеки. Стандарты практики Национальной ассоциации опеки (Стандарт 13) требуют разработки и реализации плана с использованием «философии, ориентированной на человека».
Единый закон об опеке, попечительстве и других мерах защиты (UGCOPAA), типовой закон, одобренный Комиссией по единообразному законодательству в 2017 году, требует от опекунов взрослых подавать в суд индивидуальный план ухода за взрослыми. Суд должен рассмотреть план и иметь систему контроля за его выполнением. Точно так же у опекунов (которые управляют деньгами и имуществом взрослого) должен быть план, учитывающий ценности и предпочтения человека.
Какую роль играет суд в надзоре за опекуном после его назначения?
Государства требуют, чтобы опекуны лица периодически (обычно ежегодно) представляли в суд отчет о благополучии человека. Точно так же опекуны имущества должны подавать ежегодные или периодические отчеты после первоначальной инвентаризации денег и имущества лица. Законодательство штата различается в зависимости от того, есть ли у суда конкретные процедуры, которым он должен следовать, чтобы контролировать опекунство. UGCOPAA требует, чтобы у суда были процедуры для мониторинга отчетов опекунов и определения того, достаточно ли отчеты указывают на то, что опекун выполнил свои обязанности. Степень судебного надзора на практике сильно различается. Руководство по судебному мониторингу см. в Протоколе проверки опекунства: Протокол бухгалтерского учета или Протокол благополучия.
UGCOPAA также требует, чтобы суд выявлял лиц, заинтересованных в благополучии человека, которые должны быть уведомлены об определенных ключевых изменениях или подозрительных действиях и могут служить дополнительными «глазами и ушами» для суда.
Суды могут рассматривать жалобы на опекунов, а в законодательстве некоторых штатов предусмотрен особый порядок рассмотрения жалоб. После получения жалобы суд может расследовать деятельность опекуна. Суды могут проводить слушания по жалобам и предписывать опекунам предпринимать определенные действия, например разрешать свидания с членами семьи.
Для получения дополнительной информации о судебных действиях в ответ на жестокое обращение, пренебрежение или эксплуатацию со стороны опекуна, см. [ссылка на раздел об опекунах, жестоко обращающихся с пожилыми людьми].
Можно ли отменить опекунство?
Опекунство обычно заканчивается со смертью человека.
Leave a Reply