сходства и отличия от гражданства
Юридический статус гражданина подразумевает под собой множество аспектов, которые определяют его права в государстве. Подданство — правовой статус человека на территории конкретного государства. Очень часто понятие «подданство» приравнивают к гражданству, но стоит отметить, что в России эти понятия не тождественны. В ряде англоязычных стран между подданством и гражданством нету разницы, употребление терминов абсолютно равнозначно. Команда издания «Let’s leave» расскажет вам о том, что такое подданство.
Содержание
- 1 Понятие подданства
- 2 Подданство: что это
- 3 Гражданство: что это
- 4 О чем говорит словарь
- 5 Что общего: «гражданство» и «подданство»
- 6 В чем сходство и в чем отличие понятий «гражданство» и «подданство»
- 7 Права и свободы граждан и подданных
- 8 Правовой статус личности в России
- 9 Определения подданства и гражданства в русском языке
- 10 Сходство и различия гражданства и подданства
- 11 Факты о гражданстве
- 12 Факты о подданстве
Понятие подданства
Согласно теории права – связь страны и индивида на юридической основе. Она подразумевает правовые обязательства на взаимной основе и ответственность по отношению друг другу. Согласно историческим данным, впервые понятие появилось в странах с монархическим правлением. В них подданство — однобокая связь лица не со страной, а конкретно с правителем.
Согласно лингвистическим понятиям, только в русскоязычных странах между двумя такими понятиями как «подданство» и «гражданство» ставится знак различия. В англоязычных же эти два понятия обозначены одним словом. При необходимости различаются эти два понятия, в каком контексте они употребляются на данный момент. При этом также в англоязычных странах имеются и специфические слова, которые обозначают термин подданства в более узком и более широком диапазоне.
Подданство: что это
В отличие от гражданства, нынешнее российское законодательство такого понятия, как «подданство», не предусматривает. Обычно под термином «подданство» понимается тоже политико-правовая связь физического лица – подданного непосредственно с монархом, как главой государства, а не как с территориальным образованием. При этом такая связь является односторонней: у монарха не возникает обязательств по отношению к подданным. Подданство теоретически возможно лишь в государствах с монархической системой правления, что и имело место в большинстве стран средневековой Западной Европы.
В отличие от гражданства, нынешнее российское законодательство такого понятия, как «подданство», не предусматривает
В своей истории институт подданства тесно связывают с феодализмом – когда землевладелец обладал властью над теми, кто находился на его земле. Оно, к слову, далеко не всегда находило какое-либо нормативное закрепление. Например, русское право до XVIII века вообще не определяло, что значит российское подданство, и не содержало конкретных отличий российских подданных от иностранцев. Только с 1700 года появилась возможность «натурализоваться», однако сделать это можно было лишь путем принятия православной веры. Факт рождения от иностранцев, пусть и на территории тогдашней России, ни о чем не говорил и подданным не делал.
Первую возможность «натурализоваться», то есть вступить в подданство, ввел Петр I.
С 1721 года он ввел такое определение, как «присяга на подданство». Ее мог принести всякий иностранец, желающий приобрести землю или усадьбу в России. Принятие присяги предполагало добровольное вступление на службу государю. Такой смысл присяги – как инструмента натурализации – сохранялся вплоть до начала XIX века.
Законодательство Российской империи XIX века уже различало русских подданных и иностранцев: последние имели значительные ограничения, в частности, в экономических правах из-за наличия иностранного подданства. Однако даже принятие присяги на верность российскому государю для них не означало того, что такое подданство иностранного государства трансформируется в подданство России.4
Даже после принятия присяги и натурализации они все равно не считались «полноценными» подданными, такими, как русские в результате рождения. Хотя и имели ряд привилегий в результате. Стоит отметить, что в те времена существовало несколько категорий подданных, среди которых были как природные, то есть по рождению, уроженцы Финляндии, инородцы и ряд других категорий.
Полноценное же уравнивание подданных в правах произошло лишь в середине 60-х годов XIX века. Подданство в дореволюционной России начинало приобретать уже некоторые характеристики гражданства. Так, несмотря на декларируемую верность государю как единому источнику власти, нравственный долг каждого русского человека заключался в пособничестве благосостоянию в первую очередь государства. После же падения монархического строя в России появился институт гражданства, хоть по своей сути он существенно отличался от современного понимания.
Сложно полноценно ответить, в каких странах подданство смогло сохраниться в том понимании, в котором оно зародилось. Дело в том, что многие монархические страны до сих пор употребляют его по отношению к своим гражданам, однако закладывают в него смысл гражданства, то есть связи с государством, а не с главой государства, что юридически неверно.
Гражданство: что это
Обычно под термином «подданство» понимается тоже политико-правовая связь физического лица – подданного непосредственно с монархом, как главой государства, а не как с территориальным образованием
Достаточно хотя бы того, что гражданство, в отличие от подданства, имеет законодательное определение: согласно статье 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», это политико-правовая взаимосвязь гражданина страны и России как государственного образования, выраженная в возложенных на них по законодательству правах и обязательствах.
Суть такой взаимосвязи в том, что государство стоит на защите прав и свобод человека, предоставляет ему свое покровительство, когда тот находится за пределами страны, в обмен на что гражданин обязуется соблюдать Конституцию, законы и прочие предписания.
Совокупно все это составляет правовой статус гражданина, о котором мы расскажем немного позже.
Закон предусматривает несколько путей того, как можно стать гражданином России, среди них самые распространенные:
- рождение от россиян или на территории России от иностранцев, если страны гражданской принадлежности родителей не предоставляют ребенку индигенат по праву крови;
- натурализация – то есть прием в гражданство иностранцев и апатридов.
Хотя, возможны и другие варианты, например, крымская оптация – выбор гражданства в силу изменения территории страны.
О чем говорит словарь
Даже неопытному обывателю понятно, что оба термина имеют некоторое семантическое сходство. Оба они подразумевают принадлежность гражданина к какому-то государству. Но взаимозаменяемость их не будет считаться ошибкой, только если использовать данные слова в бытовом обиходе. В правовом аспекте и в официальных документах это является недопустимой оплошностью и юридической безграмотностью.
Отличить гражданство от подданства можно по определению. Первое – это некая взаимосвязь индивида и страны как государственного образования. Данные отношения подразумевает определенный набор прав и обязанностей для обеих сторон по отношению их друг к другу. Сам термин «подданство» возник гораздо раньше, еще в эпоху монархического строя большинства держав. В данном случае связь можно назвать однобокой, поскольку установлена она между индивидом и монархом – единоличным правителем государства, а не между личностью и страной.
Важно при этом знать, что такое различие между двумя понятиями обусловлено особенностями исключительно русского языка, поскольку в других странах оба они звучат одинаково и провести между ними грань можно только из контекста.
Что общего: «гражданство» и «подданство»
Довольно часто жители страны интересуются определением таких понятий, как гражданство и подданство. Самостоятельно разобраться с терминологией, понять правовой статус личности в каждом отдельном случае, найти сходства и отличия понятий будет крайне сложно. Чтобы вникнуть в подробности и нюансы данной отрасли, необходимо хорошо знать основы действующего законодательства, следить за всеми нововведениями и изменениями в сфере, уметь применить на практике теоретические знания. Все эти задачи легко сможет реализовать опытный юрист.
Именно к профессионалу в сфере права следует обратиться, если вас волнует соотношение гражданства и подданства, а также правовой статус личности этих принципов. Юридический эксперт в РФ расскажет, чем отличается каждый из представленных вариантов, оценит перспективы, риски, преимущества и недостатки в каждом отдельном случае. Консультация профессионала позволит быть максимально грамотным и осведомленным в указанной правовой сфере, сэкономить время, силы и средства на обращение к коммерческому юристу.
В чем сходство и в чем отличие понятий «гражданство» и «подданство»
Все вышесказанное позволяет нам конкретно сформулировать, чем гражданство отличается от подданства и чем эти понятия схожи. Сходство их, безусловно, в том, что оба они являют собой политико-правовую связь физического лица с субъектом верховной власти, определяющим правовое положение этого физического лица в рамках отношений с этим субъектом власти, другими физическими лицами и так далее. Нужно отметить, что в данном контексте многие языки мира обозначают и гражданство, и подданство одним словом, различая их лишь по контексту.
Тем не менее правовая природа и соотношение понятий гражданства и подданства позволяет нам выделить три главных различия:
Разница между гражданством в том, что последнее является характеристикой демократической страны, хотя возможно его использование и для тоталитарных режимов, и даже для той же монархии, что имеет место сегодня, например, в Саудовской Аравии или Великобритании
во-первых, это субъект, в отношениях с которым определена связь. В случае с подданством речь идет исключительно о правителе, который является единоличным воплощением власти, самодержавия. Гражданство же предусматривает связь с государством, причем в более широком смысле, так как гражданство является в первую очередь инструментом не власти, а гарантии прав;
- во-вторых, это характер связи – дело в том, что отношения подданства – это односторонняя связь, выраженная в верности правителю, преданность своим подданным со стороны монарха, в принципе, не предусматривалась. Граждане же могут рассчитывать на двустороннюю взаимосвязь с государством, в рамках которой на гражданина, ровно как и на государство возлагаются определенные права и обязательства;
- в-третьих, это, конечно же, режим правления – подданство возможно исключительно в странах с монархической формой правления, где источником власти является правитель, король или иной монарх.
Разница между гражданством в том, что последнее является характеристикой демократической страны, хотя возможно его использование и для тоталитарных режимов, и даже для той же монархии, что имеет место сегодня, например, в Саудовской Аравии или Великобритании. В последней, к слову, есть как граждане, так и подданные, которые воспринимаются в более широком смысле далеко за пределами самой страны.
Права и свободы граждан и подданных
Наиболее ярко институты гражданства и подданства отличают права, которые возникают в результате у граждан и подданных соответственно. Так, гражданство как институт демократии является инструментом приобретения широкого спектра равных прав для всех граждан независимо от их социального статуса, материального положения, вероисповедания, национальности или цвета кожи.
Граждане всегда обладают наиболее полным спектром прав, чем кто-либо, ведь государство воспринимает их в качестве наиболее близких к себе субъектов. При этом все права, которые предоставляются гражданам, гарантируются им на территории такого государства.
Что же касается подданства, то в классическом понимании связи с монархом оно вообще каких-либо прав не предусматривало, а заключалось лишь во взятой подданным обязанности оставаться верным государю. Однако по мере развития общества и деления его на классы (что было и в Российской империи) одним из главных критериев такой дифференциации стал комплекс прав: то есть менее привилегированные подданные имели меньше прав, чем более привилегированные. В современном же понимании страны, до сих пор называющие своих граждан «подданными», каких-либо ущемлений по отношению к ним не предусматривают.
Правовой статус личности в России
Нужно понимать, что правовой статус личности в России – куда более широкое понятие, чем статус гражданина. Если под последним понимается лишь связь определенных индивидов, то под правовым статусом личности – совокупность прав и обязанностей во взаимоотношениях с государством для любого лица.
Закон различает такие понятия, как «личность» и «гражданин», воспринимая последнее в куда более узком смысле. Так, личностью может быть не только гражданин, но и иностранец или апатрид. Для этих категорий государство может предусматривать как общие метрики, так и частные особенности статуса.
Большинство гарантированных всем физическим лицам личных прав и свобод закреплены Конституцией. Среди них фигурирует право на жизнь, свободу, здоровье, защиту частной собственности и так далее. Вместе с такими гарантиями на каждую личность возлагаются определенные обязанности: соблюдать Конституцию и законы, права третьих лиц, платить налоги и так далее. Все это составляет основу правового статуса личности в России.
Определения подданства и гражданства в русском языке
Согласно правовой теории, гражданство – это юридическая взаимосвязь индивида и страны как государственного устройства, представляющая собой взаимные правовые обязательства и ответственность по отношению друг к другу.
Подданство же появилось значительно раньше в странах с монархическим устройством правления. Подданство представляло собой однобокую взаимосвязь индивида непосредственно с единоличным правителем, а не со страной.
Важно отметить, что различаются понятия «подданство» и «гражданство» из-за особенностей русского языка. Во многих иноязычных трактовках эти термины обозначаются одним словом, и различать подданство и гражданство следует исходя из контекста употребления слова.
Сходство и различия гражданства и подданства
Подданство появилось значительно раньше в странах с монархическим устройством правления
Из приведенных выше определений видно, что, имея одинаковую правовую природу, эти два статуса несут вполне четкие отличительные черты.
Таким образом, подданство и гражданство различаются по таким критериям:
- Принадлежность к стране в лице государства (гражданство) или единоличного правителя (подданство).
- Структура взаимосвязей. Взаимные права, обязанности и ответственность при гражданстве, тогда как подданство – это одностороннее обязательство хранить верность, быть преданным, нести обязательства перед монархом, не получая ничего взамен.
- Наличие инструмента власти. Подданство не дает возможности властвовать в своей стране, тогда как сограждане – это первичный орган власти в государстве.
Факты о гражданстве
Под гражданством в международном праве принято понимать юридическую взаимосвязь человека и государства. Она может выражаться в наличии у них взаимных прав и обязанностей, определенных конституцией и иными источниками норм. Как правило, факт гражданства человека закрепляется документально — посредством оформления для него государством паспорта или иного удостоверения личности.
Гражданство как политический институт в большей степени характеризует государства с республиканской формой правления. Данный институт появился как результат развития правовых систем тех стран, в которых изначально связь человека и государства была представлена в виде подданства. Изучим его специфику подробнее.
Факты о подданстве
Под подданством в международном праве принято понимать не только юридическую, но также историческую и культурную взаимосвязь человека и государства
Под подданством в международном праве принято понимать не только юридическую, но также историческую и культурную взаимосвязь человека и государства. Данный статус — более ранний в сравнении с гражданством. Он появился в монархических государствах и сохранился главным образом в них же — стран с соответствующей формой правления и сейчас довольно много.
Закрепление подданства человека в те исторические периоды, когда данному статусу не было альтернативы (в силу неразвитости института гражданства), как правило, выражалось только в установлении факта проживания человека на территории государства. Его подданство могло подтверждаться косвенно посредством документов, удостоверяющих право собственности на землю, источниками, в которых указывалась профессия человека, его вид деятельности.
Большое количество монархических государств в процессе политического развития превратились в республики, в которых связь между жителями и политической властью стала устанавливаться уже в рамках института гражданства.
Основное отличие гражданства от подданства в современном понимании заключается в том, что первый тип связи между человеком и государством закрепляется главным образом юридически, второй — также на основе исторических и культурных традиций, сложившихся в стране.
Можно отметить, что во многих современных государствах институты гражданства и подданства фактически функционируют одновременно. То есть жители данных стран, в силу того, что они являются монархиями, рассматриваются, с одной стороны, как подданные. С другой стороны — они имеют также и юридическую связь с государством — в частности, это может выражаться в наличии у них паспорта, и потому подданные имеют также гражданство страны.
Определив, в чем разница между гражданством и подданством, зафиксируем выводы в таблице.
Источники:
https://nsovetnik.ru/drugoe/chem_otlichaetsya_poddanstvo_ot_grazhdanstva/
https://grazhdaninu .com/grazhdanstvo/migratsiya-v-rf/poddannyie.html
http://lubnitsa.ru/chto-takoe-grazhdanstvo-i-poddanstvo/
Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств — Конвенции и соглашения — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы
Принято резолюцией 55/153 Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 2000 года
Преамбула
Учитывая, что проблемы гражданства, возникающие в связи с правопреемством государств, вызывают озабоченность международного сообщества,
подчеркивая, что институт гражданства по существу регулируется внутренним правом в пределах, установленных международным правом,
признавая, что в вопросах, касающихся гражданства, следует должным образом учитывать законные интересы как государств, так и отдельных лиц,
напоминая, что Всеобщая декларация прав человека 1948 года1 провозгласила право каждого человека на гражданство,
напоминая также, что Международный пакт о гражданских и политических правах 19662 года и Конвенция о правах ребенка 1989 года3 признают право каждого ребенка на приобретение гражданства,
подчеркивая необходимость обеспечения полного уважения прав человека и основных свобод лиц, гражданство которых может затрагиваться правопреемством государств,
принимая во внимание положения Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года4 , Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года5 и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года6 ,
будучи убеждена в необходимости кодификации и прогрессивного развития норм международного права, касающихся гражданства в связи с правопреемством государств, как средства обеспечения большей правовой безопасности для государств и отдельных лиц,
Часть I.
Общие положения
Статья 1
Право на гражданство
Любое лицо, которое на дату правопреемства государств имело гражданство государства-предшественника, независимо от способа приобретения этого гражданства, имеет право на гражданство по крайней мере одного из затрагиваемых государств в соответствии с настоящими статьями.
Статья 2
Употребление терминов
Для целей настоящих статей:
a) «правопреемство государств» означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории;
b) «государство предшественник» означает государство, которое было сменено другим государством в случае правопреемства государств;
c) «государство преемник» означает государство, которое сменило другое государство в случае правопреемства государств;
d) «затрагиваемое государство» означает, в зависимости от обстоятельств, государство предшественника или государство преемника;
e) «третье государство» означает любое государство, которое не является ни государством предшественником, ни государством преемником;
f) «затрагиваемое лицо» означает любое лицо, которое на момент правопреемства государств имело гражданство государства-предшественника и на гражданство которого может повлиять такое правопреемство;
g) «момент правопреемства государств» означает дату смены государством преемником государства-предшественника в несении ответственности за международные отношения применительно к территории, являющейся объектом правопреемства государств.
Статья 3
Случаи правопреемства государств, подпадающие под действие настоящих статей
Настоящие статьи применяются только к последствиям правопреемства государств, которое осуществляется в соответствии с международным правом и особенно в соответствии с принципами международного права, воплощенными в Уставе Организации Объединенных Наций.
Статья 4
Предотвращение безгражданства
Затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры для недопущения того, чтобы лица, которые на момент правопреемства государств имели гражданство государства-предшественника, стали лицами без гражданства в результате такого правопреемства.
Статья 5
Презумпция гражданства
С учетом положений настоящих статей затрагиваемые лица, имеющие свое обычное место жительства на территории, затрагиваемой правопреемством государств, считаются приобретшими гражданство государства-преемника с момента такого правопреемства.
Статья 6
Законодательство о гражданстве и других связанных с ним вопросах
Каждому затрагиваемому государству следует принять без неоправданной задержки законодательство о гражданстве и других связанных с ним вопросах, возникающих в связи с правопреемством государств, которое соответствовало бы положениям настоящих статей. Ему следует принять все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы затрагиваемые лица в пределах разумного срока были уведомлены о последствиях его законодательства для их гражданства, о любых возможностях выбора, которыми они располагают в соответствии с этим законодательством, а также о последствиях, которые реализация такого выбора будет иметь для их статуса.
Статья 7
Дата приобретения гражданства
Предоставление гражданства в связи с правопреемством государств, а также приобретение гражданства вследствие осуществления оптации, происходит на момент такого правопреемства, если затрагиваемые лица оказались бы в ином случае лицами без гражданства в период между моментом правопреемства государств и датой предоставления или приобретения гражданства.
Статья 8
Затрагиваемые лица, имеющие свое обычное место жительства в другом государстве
1. Государство преемник не обязано предоставлять свое гражданство затрагиваемым лицам, если они имеют свое обычное место жительства в другом государстве и также имеют гражданство этого или любого иного государства.
2. Государство преемник не предоставляет свое гражданство затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства в другом государстве, против воли затрагиваемых лиц, если только они в противном случае не станут лицами без гражданства.
Статья 9
Отказ от гражданства другого государства как условие предоставления гражданства
Когда затрагиваемое лицо, которое имеет основания для приобретения гражданства какого-либо государства-преемника, имеет гражданство другого затрагиваемого государства, государство преемник может обусловить предоставление своего гражданства отказом такого лица от гражданства другого затрагиваемого государства. Однако это требование не применяется таким образом, чтобы затрагиваемое лицо в результате оказалось, даже временно, лицом без гражданства.
Статья 10
Утрата гражданства при добровольном приобретении гражданства другого государства
1. Государство предшественник может предусмотреть, что затрагиваемые лица, которые в связи с правопреемством государств добровольно приобретают гражданство государства-преемника, утрачивают его гражданство.
2. Государство преемник может предусмотреть, что затрагиваемые лица, которые в связи с правопреемством государств добровольно приобретают гражданство другого государства-преемника или, в зависимости от обстоятельств, сохраняют гражданство государства-предшественника, утрачивают его гражданство, приобретенное в связи с таким правопреемством.
Статья 11
Уважение воли затрагиваемых лиц
1. Затрагиваемые государства учитывают волю затрагиваемых лиц во всех случаях, когда эти лица имеют основания для приобретения гражданства двух или нескольких затрагиваемых государств.
2. Каждое затрагиваемое государство предоставляет право оптации своего гражданства затрагиваемым лицам, имеющим надлежащую связь с этим государством, если эти лица в противном случае стали бы лицами без гражданства в результате правопреемства государств.
3. Когда лица, имеющие право оптации, осуществляют такое право, государство, гражданство которого они выбирают, предоставляет свое гражданство таким лицам.
4. Когда лица, имеющие право оптации, осуществляют такое право, государство, от гражданства которого они отказываются, лишает гражданства таких лиц, если только в результате этого они не становятся лицами без гражданства.
5. Затрагиваемым государствам следует предусмотреть разумный срок для осуществления права оптации.
Статья 12
Единство семьи
Когда приобретение или утрата гражданства в связи с правопреемством государств влияют на единство семьи, затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры к тому, чтобы эта семья оставалась единой или воссоединилась.
Статья 13
Ребенок, родившийся после правопреемства государств
Ребенок затрагиваемого лица, родившийся после момента правопреемства государств, который не приобрел какого-либо гражданства, имеет право на гражданство затрагиваемого государства, на территории которого этот ребенок родился.
Статья 14
Статус обычно проживающих лиц
1. Статус затрагиваемых лиц как обычно проживающих лиц не затрагивается правопреемством государств.
2. Затрагиваемое государство принимает все необходимые меры к тому, чтобы позволить затрагиваемым лицам вернуться в свое обычное место жительства на его территории, которое они были вынуждены покинуть вследствие событий, связанных с правопреемством государств.
Статья 15
Недискриминация
Затрагиваемые государства не отказывают затрагиваемым лицам в праве на сохранение или приобретение гражданства или в праве оптации в связи с правопреемством государств путем дискриминации по любому признаку.
Статья 16
Запрещение произвольных решений по вопросам гражданства
Затрагиваемые лица не могут быть произвольно лишены гражданства государства-предшественника и им не может быть произвольно отказано в праве на приобретение гражданства государства-преемника или же в праве оптации, которыми они обладают в связи с правопреемством государств.
Статья 17
Процедуры, касающиеся вопросов гражданства
Заявления о приобретении, сохранении или отказе от гражданства либо об осуществлении права оптации в связи с правопреемством государств рассматриваются без неоправданной задержки. Соответствующие решения издаются в письменном виде и открыты для пересмотра в рамках эффективной административной или судебной процедуры.
Статья 18
Обмен информацией, консультации и переговоры
1. Затрагиваемые государства обмениваются информацией и проводят консультации в целях выявления любых отрицательных последствий, которые могут возникнуть в результате правопреемства государств для затрагиваемых лиц в отношении их гражданства и других связанных с этим вопросов, касающихся их статуса.
2. Затрагиваемые государства стремятся, когда это необходимо, найти решение с целью устранения или смягчения таких отрицательных последствий путем переговоров и, в соответствующих случаях, посредством соглашения.
Статья 19
Прочие государства
1. Ничто в настоящих статьях не требует от государств рассматривать затрагиваемых лиц, не имеющих действительной связи с затрагиваемым государством, в качестве граждан этого государства, если только это не приведет к тому, что эти лица будут рассматриваться в качестве лиц без гражданства.
2. Ничто в настоящих статьях не мешает государствам рассматривать затрагиваемых лиц, которые стали лицами без гражданства в результате правопреемства государств, в качестве граждан затрагиваемого государства, гражданство которого они будут вправе приобрести или сохранить, если это отвечает интересам таких лиц.
Часть II. Положения, касающиеся конкретных категорий правопреемства государств
Раздел 1. Передача части территории
Статья 20
Предоставление гражданства государства-преемника и лишение гражданства государства-предшественника
В случае передачи государством части своей территории другому государству государство-преемник предоставляет свое гражданство затрагиваемым лицам, которые имели свое обычное место жительства на передаваемой территории, а государство-предшественник лишает таких лиц своего гражданства, если только осуществление права оптации, предоставляемого таким лицам, не означает иного. Однако государство-предшественник не лишает таких лиц гражданства до того, как они приобретут гражданство государства-преемника.
Раздел 2. Объединение государств
Статья 21
Предоставление гражданства государства-преемника
С учетом положений статьи 8, если два или несколько государств объединяются и образуют одно государство-преемник, независимо от того, является ли государство-преемник новым государством и является ли его правосубъектность идентичной правосубъектности одного из объединившихся государств, государство-преемник предоставляет свое гражданство всем лицам, которые на дату правопреемства государств имели гражданство государства-предшественника.
Раздел 3. Распад государства
Статья 22
Предоставление гражданства государств-преемников
Когда какое-либо государство распадается и прекращает свое существование, а различные части территории государства-предшественника образуют два или несколько государств-преемников, каждое государство-преемник предоставляет свое гражданство, если только осуществление права оптации не означает иного:
a) затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства на его территории; а также
b) с учетом положений статьи 8:
i) затрагиваемым лицам, не охватываемым пунктом a и имеющим надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое стало частью этого государства-преемника;
ii) затрагиваемым лицам, не имеющим право на гражданство любого затрагиваемого государства согласно пункту a и подпункту i пункта b, имеющим свое обычное место жительства в третьем государстве, которые родились или, прежде чем покинуть государство-предшественник, имели свое последнее обычное место жительства на территории, ставшей территорией этого государства-преемника, или имеющим любую другую надлежащую связь с этим государством-преемником.
Статья 23
Предоставление права оптации государствами-преемниками
1. Государства-преемники предоставляют право оптации затрагиваемым лицам, охватываемым положениями статьи 22, которые имеют основания для приобретения гражданства двух или нескольких государств-преемников.
2. Каждое государство-преемник предоставляет право оптации своего гражданства затрагиваемым лицам, которые не охватываются положениями статьи 22.
Раздел 4. Отделение части или частей территории
Статья 24
Предоставление гражданства государства-преемника
Когда часть или части территории государства отделяются от этого государства и образуют одно или несколько государств-преемников, в то время как государство-предшественник продолжает существовать, государство-преемник предоставляет свое гражданство, если только осуществление права оптации не означает иного:
a) затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства на его территории; а также
b) с учетом положений статьи 8:
i) затрагиваемым лицам, не охватываемым пунктом a и имеющим надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое стало частью этого государства-преемника;
ii) затрагиваемым лицам, не имеющим право на гражданство любого затрагиваемого государства согласно пункту a и подпункту i пункта b, имеющим свое обычное место жительства в третьем государстве, которые родились или, прежде чем покинуть государство-предшественник, имели свое последнее обычное место жительства на территории, ставшей территорией этого государства-преемника, или имеющим любую другую надлежащую связь с этим государством-преемником.
Статья 25
Лишение гражданства государства-предшественника
1. Государство-предшественник лишает своего гражданства затрагиваемых лиц, имеющих основания для приобретения гражданства государства-преемника в соответствии со статьей 24. Тем не менее оно не лишает таких лиц гражданства до того, как они приобретут гражданство государства-преемника.
2. Если только осуществление права оптации не означает иного, государство-предшественник не лишает своего гражданства лиц, упоминаемых в пункте 1, которые:
a) имеют свое обычное место жительства на его территории;
b) не охватываются подпунктом a и имеют надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое осталось частью государства-предшественника;
c) имеют свое обычное место жительства в третьем государстве и родились или, прежде чем покинуть государство-предшественник, имели свое последнее обычное место жительства на территории, которая осталась частью территории государства-предшественника, или имеют любую другую надлежащую связь с этим государством.
Статья 26
Предоставление права оптации государством-предшественником и государством-преемником
Государство-предшественник и государство-преемник предоставляют право оптации всем затрагиваемым лицам, охватываемым положениями статьи 24 и пункта 2 статьи 25, которые имеют основания для обладания гражданством как государства-предшественника, так и государства-преемника или двух или нескольких государств-преемников.
1 Резолюция 217 A (III).
2 См. резолюцию 2200 A (XXI), приложение.
3 Резолюция 44/25, приложение.
4 United Nations, Treaty Series, vol. 989, No. 14458.
5 Ibid., vol. 1946, No. 33356.
6 См. A/CONF.117/14.
Верность | Encyclopedia.com
gale
просмотров обновлено 29 мая 2018
Согласно английскому закону, обязанность верности и повиновения перед всеми людьми, родившимися в пределах королевского царства, которая не может налагаться сразу после их рождения. быть освобождены от их собственных действий.
В законодательстве США — обязательство верности и повиновения, которым обязаны рожденные и натурализованные американские граждане Соединенным Штатам, от которых нельзя отказаться без согласия правительства, выраженного в законодательном акте.
Присяга на верность стране, ее законам и правительству является основополагающим требованием гражданства США, отраженным как в законодательстве штата, так и в федеральном законодательстве. Прежде чем иностранные граждане смогут законно иммигрировать в Соединенные Штаты, они должны принести присягу, отказываясь от своей верности всем иностранным суверенам и присягая на верность законам и конституции правительства США. 8 USCA § 1448. Сама Конституция США требует, чтобы законодатели штатов и федеральные органы, судебные приставы и должностные лица исполнительной власти принесли присягу или заявление в поддержку ее положений. КОНСТ USCA Ст. VI кл. 3.
Учащиеся государственных школ во многих штатах учатся произносить Клятву верности с раннего возраста. Двадцать пять штатов плюс территория Гуама требуют, чтобы учителя государственных школ произносили Клятву верности в классе. Семь штатов оставляют это на усмотрение отдельных школьных округов в пределах их юрисдикции, а три штата предоставляют отдельным учителям или администраторам право по своему усмотрению публиковать или читать обещание.
Но присяга на верность правительству не всегда является самой важной ценностью, признанной законодательством США. Завоевав свою независимость и свободу от Англии в результате кровавой революции, Соединенные Штаты имеют долгую и гордую историю уважения свободы слова, свободы религии и права на инакомыслие в своей демократии участия. На самом деле, одна из причин, по которой многие американцы остались непоколебимо лояльными к своей стране, заключается в том, что законы США защищают их право на несогласие, протесты, демонстрации и критику правительства.
Верховный суд США, отменяя закон штата, обязывавший учащихся государственных школ произносить клятву верности, опирался на эту историю, когда писал, что если «в нашем конституционном созвездии есть какая-либо неподвижная звезда, высшие или мелкие, могут предписывать, что должно быть ортодоксальным в политике, национализме, религии или других вопросах мнений, или заставлять граждан исповедовать на словах или на деле свою веру в них». Совет по образованию штата Западная Вирджиния v. Барнетт , 319 США 624, 63 S.Ct. 1178, 87 L.Ed. 1628 (1943) (см. случаи приветствия флага).
После того, как Верховный суд объявил о своем решении в Barnette , ни правительство штата, ни федеральное правительство не могли на законных основаниях принуждать учащихся государственных школ произносить обещание, хотя они могли требовать, чтобы школьные учителя и администраторы возглавили обещание, если они разрешали учащимся право воздержаться от его чтения самостоятельно. Но решение Barnette не положило конец спорам о клятве верности. В 1954 Конгресс изменил официальную версию обещания, включив в нее заявление о том, что Соединенные Штаты являются «одной нацией под Богом». 4 USCA § 4.
Ссылка на божество в обещании вызвала несколько конституционных споров, поскольку Конгресс внес поправки в официальную версию. Чаще всего эти проблемы поднимаются в соответствии с пунктом об учреждении первой поправки, который обычно запрещает правительствам штатов и федеральным правительствам «учреждать» официальную религию в пределах своей юрисдикции. Но подобно американской валюте с девизом «Мы верим в Бога», заседаниям Конгресса, которые открываются молитвами, возглавляемыми оплачиваемыми капелланами, и судебным заседаниям, которые начинаются с просьбы «Боже, храни этот почтенный суд», почти каждый суд, рассматривающий «под Богом «Ссылка в Присяге на верность нашла ссылку поднять только пустяковую или de minimus Касается пункта об учреждении. например, Шерман против Консоли сообщества. Школьный округ , 980 F.2d 437 (7-й округ, 1992 г.).
Единственным исключением в отношении владений de minimus стало рассмотрение этого вопроса Апелляционным судом девятого округа США. Постановив, что формулировка «под Богом» нарушает принципы пункта об учреждении, Девятый округ в значительной степени опирался на два дела Верховного суда США, Lynch v. Donnelly , 465 U.S. 668, 104 S.Ct. 1355, 79L.Ed.2d 604 (1984) и Ли против Вейсмана, 505U.S. 577, 112 S.Ct. 2649, 120 L.Ed.2d 467 (1992).
В деле Lynch Верховный суд применил то, что он назвал тестом одобрения , в соответствии с которым предполагаемые нарушения Учредительного пункта оцениваются, чтобы определить, поддерживает ли правительство религию, посылая неверующим сообщение о том, что они являются аутсайдерами, а не полноправными членами политическое сообщество и сопутствующее сообщение верующим о том, что они являются инсайдерами и привилегированными членами политического сообщества. В Ли Верховный суд применил то, что он назвал тестом на принуждение , чтобы отменить призывы к несектантским молитвам на публичных
школьных выпускных церемониях, установив, что надзор и контроль школьного округа за выпускной церемонией оказывают недопустимое давление на учащихся, чтобы участвовать или, по крайней мере, проявлять уважение во время молитвы.
Девятый окружной суд пришел к выводу, что ссылка «под Богом» в Клятве верности аналогичным образом оказывала принудительное воздействие на молодых и впечатлительных школьников, которые вынуждены смотреть, как их сверстники встают и произносят клятву. Это поставило школьников в «невыгодное положение выбора между участием в упражнении религиозного содержания или протестом», — написал суд.
Повторить клятву «не означает описать Соединенные Штаты», продолжил Девятый округ. Вместо этого «это означает клятву верности ценностям, которые символизирует флаг: единство, неделимость, свобода, справедливость и — с 1954 года — монотеизм». Согласно Девятому округу, «заявление о том, что мы являемся нацией «под Богом» идентично для целей Учредительного пункта провозглашению того, что мы являемся нацией «под Иисусом»… нацией «под Зевсом» или нацией «под нет бога ». Ни одно из этих утверждений, по мнению суда, не является нейтральным по отношению к религии. «Практика школьного округа по чтению Клятвы под руководством учителя направлена на то, чтобы привить учащимся уважение к идеалам, изложенным в Клятве, включая религиозные ценности, которые она включает». Таким образом, Девятый округ заявил, что ссылка «под Богом» в Присяге на верность нарушает пункт об учреждении.
Менее чем через год после террористических атак 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне, округ Колумбия, решение девятого судебного округа вызвало бурю неодобрения по всей стране. Сенат США осудил решение 99-0 в тот день, когда суд обнародовал свое заключение. Палата представителей США приняла аналогичную резолюцию 416 голосами против 3. Президент Джордж У. Буш заявил, что Девятый округ «не идет в ногу» с остальной частью страны.
27 июня 2002 г., через день после того, как коллегия из трех судей опубликовала решение Девятого окружного апелляционного суда, суд в полном составе проголосовал за отмену решения до дальнейшего рассмотрения. Пребывание заставило многих наблюдателей предположить, что Девятый округ может полностью измениться. Тем не менее, 28 февраля 2003 г. суд в полном составе подтвердил свое решение о том, что политика школьного округа, требующая произнесения Клятвы верности под руководством учителя, нарушала Учредительный пункт Первой поправки, недопустимо принуждая к религиозному акту 9 .0010 Ньюдоу против Конгресса США , 328 F.3d 466 (9-й округ 2003 г.). Однако в своем новом исправленном мнении Девятый округ отказался принимать решение о конституционности языка «под Богом» в федеральном законе. 30 апреля 2003 г. генеральный солиситор США Теодор Олсон подал ходатайство о судебном иске с просьбой к Верховному суду США отменить решение Девятого округа.
дальнейшее чтение
Бергман, Джерри. 1997. «Современное религиозное возражение против обязательного салюта флага в Америке: история и оценка». Journal of Church and State 39 (весна): 215–36.
Канипе, Ли. 2003. «Под Богом и антикоммунист: как клятва верности приобрела религию в Америке времен холодной войны». Journal of Church and State 45 (весна): 305–23.
Сэнфорд, Билл В., младший, 2003 г. «Разделение против патриотизма: исключение обещания из школы». Юридический журнал Святой Марии 34 (зима): 461–502.
перекрестные ссылки
Граждане; несогласие; Пункт об учреждении; Первая поправка; Свобода слова; Иммиграция и натурализация.
Клятвы верности | Энциклопедия Первой поправки
Физик из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Дэвид Саксон (справа) ждет своей очереди выступить на ретроспективе, посвященной 50-летию «Университетского симпозиума по присяге на верность» в 1999 году в Беркли, Калифорния. Саксон был одним из 31 преподавателя, уволенного из Калифорнийского университета в 1950 году за отказ подписать «клятву верности», отрекающуюся от какой-либо партии, выступающей за свержение правительства США. Преподаватели отказывались подписывать не потому, что они были коммунистами, а потому, что считали, что соблюдение ущемляет академическую независимость. (AP Photo/Ben Margot, использовано с разрешения Associated Press)
Клятва верности — это заявление человека о верности правительству и его институтам и отказ от поддержки иностранных идеологий или ассоциаций.
Конституционность присяги на верность является частью более крупной борьбы между властью правительства регулировать предполагаемые угрозы национальной безопасности и правами граждан, закрепленными в Первой поправке, свободно говорить и объединяться.
Клятвы верности были важным инструментом в ранней Америке
Когда Соединенные Штаты стали самоуправляемой республикой, клятвы верности новой политической системе стали важным инструментом, помогающим поддерживать ее.
Статья 2, 1, ст. 8 Конституции США требует, чтобы президент принес присягу. Статья 4, кл. 3 требует принесения присяги членами Конгресса США; федеральная судебная система; и должностные лица государственной законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Клятвы верности также играют важную роль в процессе натурализации. Лица, родившиеся в Соединенных Штатах, являются гражданами по рождению, но иностранцы-резиденты, желающие стать гражданами, должны сначала принести присягу на верность Соединенным Штатам.
Во время и после мировых войн правительство принимало клятвы верности для сотрудников.
Клятвы верности считались важным инструментом защиты Соединенных Штатов от врагов как внутри страны, так и за ее пределами, особенно во время войны.
Во время и после Первой и Второй мировых войн, а также во время холодной войны широко распространенный страх перед коммунизмом, фашизмом и социализмом и сопутствующее беспокойство по поводу того, чтобы американцы были и оставались лояльными Соединенным Штатам, возглавляли федеральные и государственные правительства принять законы, чтобы отсеять подрывные организации и тех, кто их поддерживает.
Конгресс активно расследовал лояльность граждан, в частности, через специальный комитет Палаты представителей по антиамериканской деятельности (HUAC) и постоянный следственный комитет Сената под председательством сенатора США Джозефа Маккарти (R-WI).
Он также принял законодательные акты, такие как Закон Смита 1940 года и Закон Маккаррана о внутренней безопасности 1950 года, направленные на сдерживание подъема коммунизма в Соединенных Штатах.
В отдельных штатах были похожие законы. Как федеральное правительство, так и правительства штатов также приняли программы безопасности, которые включали присяги на верность для государственных служащих и членов профсоюзов и профессиональных организаций.
Верховный суд отменил обязательное приветствие флага для школьников Западной Вирджинии
Клятва верности является формой присяги на верность.
Законы штата, требующие, чтобы учащиеся приветствовали американский флаг и произносили Клятву верности в государственных школах, привели к знаменательному решению Верховного суда по делу Совета по образованию штата Западная Вирджиния против Барнетта (1943), отменяющему обязательное приветствие флага Западной Вирджинии. статута как нарушение Первой поправки. Неизменная популярность Клятвы верности как признания патриотизма проявляется в продолжающемся конфликте по поводу ее формулировки.
Не все дела о присяге на верность основаны на Первой поправке
Суд вынес решения по многим делам, связанным с присягой на лояльность государственных служащих, но не все они были разрешены исключительно на основании Первой поправки. Некоторые из них были основаны на праве на надлежащую правовую процедуру, а другие — на привилегии Пятой поправки не давать показаний против самого себя.
На самом деле, когда Верховный суд впервые интерпретировал конституционность присяг на верность сразу после Гражданской войны, он объявил их постфактум законами и законами об аресте.
Суд рассматривал «явную и реальную опасность» для государственных интересов при рассмотрении присяги на верность
В делах о присяге на верность, связанных с Первой поправкой, Суд применил критерий «явной и реальной опасности», сформулированный судьями Оливером Венделлом Холмсом-младшим и Луи Д. Брандейс в деле Шенк против Соединенных Штатов (1919 г.) и уточнен судом в последующие годы.
Правительство может по конституции требовать от государственных служащих присяги на верность, но формулировка присяги имеет первостепенное значение.
Чтобы выдержать конституционный смотр, присяга должна конкретно определять и наказывать поведение, которое представляет собой явную и непосредственную угрозу существенным государственным интересам.
Три заслуживающих внимания дела, в которых Суд отменил клятвы государственной верности как неконституционно расплывчатые:
Многие дела, связанные с присягой на верность, возникали в академической среде, где вопросы академической свободы и свободы преподавать и учиться были первостепенными.
Тест из четырех частей для присяги на верность, чтобы пройти проверку на соответствие Первой поправке
В деле Cole v.
Leave a Reply