На грани разрыва: Франция и Германия сильнее отдаляются друг от друга | Статьи
Отношения Германии и Франции трещат по швам. В последнее время между странами накопилось множество противоречий, преодолеть которые будет непросто. Раньше ось Берлин – Париж считалась основой стабильности Евросоюза, а с выходом Великобритании из ЕС партнерство двух локомотивов объединения стало еще более значимым. Однако сейчас у государств возникает всё больше претензий друг к другу. К чему может привести раскол в немецко-французском семействе — разбирались «Известия».
Без согласия
«Эммануэль Макрон и Олаф Шольц улыбались, позируя фотографам перед ужином в Берлине, но отчетливо чувствовалось: в воздухе витал холодок. Банальные фразы о будущем сотрудничестве в сфере обороны и энергетики со стороны президента Франции и канцлера Германии шли вразрез с той напряженностью, которая возникла во время обеда, рассказывали люди, присутствовавшие на встрече», — описывало агентство Bloomberg один из недавних саммитов в Париже.
К этим переговорам было приковано особое внимание. В последнее время отношения между странами пробуксовывают, а взаимные претензии, которые стороны отчаянно стараются замести под ковер, то и дело дают о себе знать. Неприятный момент возник из-за нежелания проводить совместную пресс-конференцию — ее анонсировали немцы. Шольц, летевший в Париж, собрал большой пул журналистов. Однако в последний момент в Елисейском дворце дали заднюю, заявив, что ничего подобного устраивать и не планировалось.
Фото: Global Look Press/XinHua/Rit Heize
Еще больше накалил обстановку перенос ежегодной двусторонней встречи правительств двух стран. Она планировалась в конце октября во французском городе Фонтенбло, но Париж и Берлин не смогли согласовать текст итогового совместного заявления. Проведение форума отложили до января.
Изначально Олаф Шольц еще до того, как стать канцлером, считался идеальным кандидатом для укрепления оси Берлин – Париж. Он был лично знаком с Эммануэлем Макроном, его связывали давние связи с французскими элитами. К тому же он считался преемником курса Ангелы Меркель. Уважения со стороны французов ему добавило еще и то, что вместе с главой Минфина Франции Брюно Ле Мером он сумел пролоббировать создание Фонда восстановления экономики ЕС с беспрецедентным бюджетом.
Но потом что-то пошло не так. Агентство Bloomberg намекнуло, что лидеры не особо сошлись характерами. «Макрон любит пространные речи и витиеватые фразы, а Шольц, как и Меркель до него, предпочитает предметные обсуждения без лишних разглагольствований. Однако с Меркель французский лидер всегда мог найти компромисс. С Шольцем это, кажется, стало сложнее», — говорится в публикации. К тому же, как отмечает агентство, одно из главных противоречий заключается в различии политических систем двух стран. Во Франции она ориентирована на сильного президента, в Германии — на создание коалиций и поиск компромиссов.
Не сошлись характерами
Как писало издание Politico, немецкие и французские чиновники обвиняют друг друга в эгоизме и лицемерии. В Германии сетовали на то, что их несправедливо упрекают в слишком медленных темпах поставок вооружений Киеву, а также в односторонних энергетических субсидиях немецким предприятиям. Французы недовольны тем, что немцы не советуются с ними по ключевым вопросам, а также предпочитают торговаться по разным темам.
«К тому же Макрон всё больше осознает, что Шольц и его команда не рассматривают Францию в качестве приоритетного партнера», — пишет Bloomberg.
Неприятный осадок оставила и отмена со стороны Шольца давно запланированного телефонного разговора с французским премьером Элизабет Борн. Немецкий канцлер тогда сослался на ковид. Однако в этот же день по видеосвязи объявил о возобновлении работы Фонда экономической стабилизации, пообещав выплатить энергетические субсидии в размере €200 млрд немецким компаниям и домохозяйствам. Париж об этом Шольц предупреждать не стал.
Фото: Global Look Press/dpa/Sebastian Kahnert
«Французские чиновники в частных беседах высказывали беспокойство, что немецкий пакет помощи приведет к еще большему экономическому расколу», — сообщает издание. В Париже выступали за то, чтобы всей Европой согласовать ограничение цен на газ, а не выдавать дополнительную помощь.
Одним из основных противоречий в отношениях между странами стала оборонная политика Евросоюза. Согласно проекту «Перспективная авиационная боевая система» (Future Combat Air Sysytem), планируется разработать реактивные истребители шестого поколения, которые к 2040 году должны заменить испанские EF-16 Hornets, французские Rafals и немецкие Typhoons.
Президент Макрон уже давно выступает инициатором этого проекта, стремясь достичь как можно большей независимости от США. «Но Германия и другие страны – члены ЕС рассматривают это в первую очередь как попытку французских компаний укрепить свое влияние. Несмотря на обнадеживающие заявления со стороны министров обороны Франции и Германии, страны рассматривают возможность действовать в одиночку. Если проект провалится, французская реактивная компания Dassault Aviation SA разработает истребитель самостоятельно, в то время как Германия, скорее всего, будет полагаться на импорт из США», — пишет Bloomberg.
Не сошлись стороны и в вопросе создания противоракетного щита, который бы охватывал большую часть Европы. Согласно плану, необходимы совместные закупки систем ПВО. Половина стран ЕС поддержала инициативу. Франция выступила против. В Париже опасаются «возобновления гонки вооружений в Европе», а также хотят придерживаться собственных систем противовоздушной обороны. К тому же французы остались недовольны тем, что Берлин предложил использовать оборудование американского и израильского производства, вместо того чтобы выбрать франко-итальянские аналоги.
Еще одним камнем преткновения стало желание немцев вернуться к проекту строительства трубопровода MidCat, идущего от Пиренейского полуострова до Северной Европы. Берлин, стремясь минимизировать зависимость от российского газа, ищет альтернативные маршруты поставки. Однако в Париже не хотят вкладываться в проект, считая, что он не окупится.
Надо работать над отношениями
«Отчуждение между Берлином и Парижем будет представлять серьезную угрозу сплоченности ЕС. Настало время интенсивно работать над этими отношениями — в первую очередь в сфере культурного обмена между людьми», — пишет немецкое издание Süddeutsche Zeitung.
Впрочем, масштаб разногласий между Францией и Германией всё же преувеличивать не стоит. Скорее всего, они продолжат искать компромиссы, считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.
— Союз Франции и Германии — основа ЕС, это симбиоз, полезный для обеих стран, и он остается таким, несмотря на все сложности. Если этот тандем распадется, то это будет конец Евросоюзу. Скорее всего, они найдут общие решения. Хотя Париж понимает, что Берлин занимает другую позицию. Например, в отношении Украины. Францию очень возмущает, что немцы принимают решения в экономической области и других сферах без консультаций с ними. Яблоком раздора стало решение немцев компенсировать рост тарифов. Франция тоже принимала меры, но такую сумму, которую выделил Берлин, Париж себе позволить не может. Возникли разногласия и по энергетической политике, а потом и по военно-политическим вопросам, — перечислил эксперт.
По словам эксперта, не обрадовало французов и заявление немецких властей о том, что они хотят сделать самую мощную армию в Европе
— Париж считает себя главной опорой европейской обороны. Франция — постоянный член Совбеза, ядерная держава, у нее самая мощная армия в ЕС. Макрон планирует добиться стратегической автономии Европы, немцы с этим соглашались, но неохотно. Шли разговоры о создании отдельного бюджета зоны евро, французы предлагали чуть ли не введение поста министра финансов зоны ЕС. В этом случае президент фактически признавал наличие двухскоростного Евросоюза, — отметил специалист.
Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Alexis Sciard
На фоне этого зависли немецко-французские программы по созданию будущих самолета и танка.
— Фирмы не хотят раскрывать свои производственные секреты. К тому же Германия, как и некоторые другие страны ЕС, хочет закупать военные самолеты у США. В Париже всем этим недовольны. Не понравилось французам и предложение Шольца, прозвучавшее в Праге, о возможном расширении ЕС не только за счет Западных Балкан, но также за счет Украины, Грузии и Молдавии. Франция выступает против этого. Шольц же говорил от имени Германии, не ссылаясь на своего главного партнера по Евросоюзу, — пояснил политолог.
Федоров также отметил, что поездка Шольца в КНР без Макрона также не наладила отношения ФРГ и Франции.
— Это продемонстрировало, что Берлин отстаивает интересы только своей экономики, а Евросоюз для немцев на втором месте. Так что разногласий между Берлином и Парижем достаточно, и в последнее время они наглядно проявились, — подытожил эксперт.
Возврат к тандему едва ли возможен
Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Камкин полагает, что проблемы в отношениях Берлина и Парижа во многом обусловлены амбициями Макрона, который хочет стать неформальным лидером ЕС. По его словам, долгое время в немецко-французском тандеме была «осторожная гегемония» Германии во главе с Ангелой Меркель и второго, младшего, партнера в виде Франции.
— Сейчас, из-за того что ряд европейских компаний всерьез подумывает о том, чтобы перебраться в США, возникают определенные противоречия между Берлином и Парижем. Ранее природный газ поступал во Францию в значительной степени из Германии, поскольку ФРГ долгое время была газовым хабом Европы, в том числе во многом за счет газа из РФ. Доля российского топлива еще год назад составляла порядка 34% в общем объеме газоснабжения. Взрывной рост цен и отказ Германии от российского газа означает в том числе и перекрытие газового канала для Франции, — пояснил германист.
Так что очень жесткая позиция ФРГ в отношении газового партнерства с Россией бумерангом ударила и по французской энергетике. Тем временем в Германии не хватает электроснабжения.
Фото: Global Look Press/imago stock&people
— Париж уже намекнул на то, что не сможет поставлять Берлину электричество, хотя в стране большое количество АЭС, которые не зависят от поставок газа. Довольно неожиданна для европейцев и пассивная роль Шольца. Тем временем Макрон ездил к Байдену, пытается выстраивать более интенсивное сотрудничество в экономике со Штатами. К тому же Берлин нанес удар и по немецко-французскому оборонному сотрудничеству в области военной техники. Например, заявление Шольца о закупке F-35 у США, американских зенитных комплексов фактически ставит крест на совместных германо-французских разработках, — резюмировал политолог.
По словам эксперта, Германия выбрала наиболее тесное взаимодействие с США, что идет вразрез с интересами Парижа.
— Явных свидетельств того, что отношения Парижа и Берлина будут улучшаться и возвращаться к прежним, я пока не вижу. Многое будет зависеть от позиции Макрона, насколько он попытается подвинуть Шольца с пьедестала неформального лидера ЕС, и, конечно, от тенденций развития самого Евросоюза. Пока они достаточно туманны. Некоторые эксперты предрекают разделение как минимум на две-три части: восточно-европейский конгломерат на базе Вишеградской четверки, северо-запад Европы и южную часть. Возврат к немецко-французскому тандему, который был во время правления Ангелы Меркель, едва ли возможен. Вероятно, будут какие-то новые формы взаимодействия, — считает Камкин.
Германо-французская дружба – мотор европейского единства
Европа
Германию и Францию связывает полная перипетий общая историческая судьба. Эти две страны, будучи сейчас партнерами, чувствуют свою ответственность за будущее Европы.
© dpa
Параллельно процессу европейской интеграции Франция и Германия после Второй мировой войны выстроили тесное партнерство, которое сегодня часто рассматривается как модель примирения между двумя народами. Обе страны в 1957 г. входили в шестерку основателей Европейского экономического сообщества (ЕЭС), сердцевины нынешнего ЕС. Германо-французская дружба, связанная узами Елисейского договора 1963 г., поддерживается благодаря тесным связям между гражданскими обществами и многочисленным германо-французским организациям. Обе страны тесно согласовывают свои действия по вопросам европейской и внешней политики и благодаря совместным инициативам постоянно содействуют конструктивному дальнейшему развитию европейской политики.
Аахенский договор, подписанный в январе 2019 года, продолжает и развивает Елисейский договор и переориентирует франко-германские отношения на будущие вызовы. Германия и Франция договорились, в частности, о совместной работе по дальнейшему развитию Европейского Союза вместе с другими государствами-членами ЕС, а также о дальнейшем укреплении общности интересов немцев, француженок и французов. Именно поэтому с 2019 года существует франко-германский комитет по трансграничному сотрудничеству, а с 2020 года — франко-германский гражданский фонд.
Партнеры также хотят расширить свое сотрудничество в области внешней политики, обороны, безопасности и развития. То же самое касается и сотрудничества в области образования и научных исследований – например, осуществляется взаимное признание степеней. Кроме того, предметом сотрудничества все чаще становятся такие глобальные проблемы, как защита климата и здоровье.
Сотрудничество между парламентами
Парламенты обеих стран также тесно связаны между собой. С 2019 года Парламентская ассамблея Германии и Франции собирается два раза в год. Она состоит из 50 депутатов от Бундестага Германии и 50 – от Национального собрания Франции. В задачи ассамблеи входит мониторинг выполнения пунктов Аахенского договора, дальнейшее сближение между парламентариями Германии и Франции, а также устранение препятствий на пути единого франко-германского экономического пространства.
Германия и Франция являются одними из самых важных торговых партнеров в Европе. Аэрокосмическая группа Airbus – символ успеха тесного немецко-французского сотрудничества.
Культурный обмен
Немецко-французская молодежная организация (DFJW) показывает пример плодотворного общения между гражданскими обществами обеих стран. Эта организация возникла в результате Елисейского договора 1963 года. С тех пор более девяти миллионов детей и подростков из обеих стран приняли участие в программах обмена и других программах DFJW. Встречи между гражданами обеих стран осуществляются и в рамках коммунальных партнерств между немецкими и французскими городами.
Тесно сотрудничают друг с другом немецкие и французские культурные институты за рубежом. Случаются даже примеры интеграции отдельных культурных институтов под одной крышей. Объединенный телеканал arte (существует с 1991 года) является ярким примером сотрудничества СМИ обеих стран.
Related content
Стратегический треугольник: Франция, Германия и Соединенные Штаты в формировании новой Европы
Издательство
Издательство Центра Вудро Вильсона с издательством Университета Джона Хопкинса, 2007
ISBN
978-0-8018-8563-1 Твердая обложка; 978-0-8018-8564-8 мягкая обложка
ОбзорГлавыОтзывы
Обзор
Главы
Обзоры
Франция является самым важным партнером Германии в процессе европейской интеграции. Соединенные Штаты долгое время были защитником Германии, но теперь они уравновешивают силу Германии в Европе. И франко-американские отношения, хотя и менее заметные, чем два других, оказывают большое влияние на них обоих.
Рассматривая каждую страну по очереди, в этой книге обсуждается ряд экономических и дипломатических эпизодов и задается вопрос, как они повлияли на отношения стран друг с другом, со странами, не входящими в этот треугольник, и с международными организациями, такими как ЕС и НАТО. . Он концентрируется на периоде 1965–1995 годов, исследуя кризис НАТО 1966–67 годов, крах Бреттон-Вудской системы, восточную политику, разрядку и окончание холодной войны. В книге также обсуждается происхождение треугольника после Второй мировой войны и посвящается эпилог треугольнику после 9/11.
Стратегический треугольник основан на конференции, состоявшейся в Потсдаме, Германия, и семинаре в Центре Вудро Вильсона.
Авторами «Стратегического треугольника» являются историки и политологи из всех трех стран. Хельга Хафтендорн — почетный профессор международных отношений Свободного университета Берлина и бывший директор его Центра трансатлантических исследований внешней политики и политики безопасности. Жорж-Анри Суту — профессор современной истории Университета Париж-Сорбонна (Париж IV). Стивен Ф. Сабо — профессор европейских исследований в Школе перспективных международных исследований им. Пола Х. Нитце Университета Джона Хопкинса. Сэмюэл Ф. Уэллс-младший — заместитель директора и директор отдела западноевропейских исследований Международного центра ученых имени Вудро Вильсона.
Введение: отношения в стратегическом треугольнике — Бонн/Берлин, Париж и Вашингтон
Часть I: Европейское сообщество на перепутье
1. Строительство Европы: Европейское сообщество и отношения Бонн-Париж-Вашингтон, 1958–1963 гг.
Десмонд Динан
2. Германия и разногласия между ее союзниками: случай Европейского политического союза
Мартин Купманн
Часть II: Кризис НАТО 1960-х годов и созревание стратегического треугольника
3 Кризис НАТО 19-го66–1967: Противостояние Германии с конфликтом приоритетов
Хельга Хафтендорн
4. Кризис НАТО 1966–1967 гг.: точка зрения Франции
Фредерик Бозо
5. Вызов де Голля: администрация Джонсона и кризис НАТО 1966 г. –1967
Томас А. Шварц
Часть III: Действия в связи с крахом Бреттон-Вудса
6. Поиски новой валютной системы: Закон о балансировании Германии
Майкл Крейле
7. Франция, Европейское валютное сотрудничество и международная валютная система Кризис, 1968–1973
Эрик Бюссьер
8. Соединенные Штаты и поиски новой экономической и валютной системы в 1970-х годах
Уильям Х. Беккер
Часть IV: Восточная политика и разрядка
9. Немецкая Восточная политика в многостороннем окружении
Хельга Хафтендорн
10. Президент Помпиду, восточная политика и стратегия разрядки
Жорж-Анри Суту
Часть V: Испытание разрядки и перезапуск Европы
11. США испытывают разрядку
Гейл А. Маттокс
12. От Euromissiles до Маастриха т: Политика Рейгана-Буша и Миттерана
Samuel F. Wells Jr.
13. Германия и возрождение Европы
Markus Jachtenfuchs
Часть VI: НАТО и вызовы после окончания «холодной войны»
14. Расширение НАТО: германо-американский замысел нового альянса
Stephen F. Szabo
15. НАТО и балканский вызов: взгляд с Америки
Кори Шаке
Эпилог: новая геометрия?
«Это будет долгожданное дополнение, учитывая форму книги, ее полноту, а также репутацию и опыт авторов», — Джеймс Голдгейер, Университет Джорджа Вашингтона
«Прекрасный обзор… Хороший пример того, как подходить к основным темам современной международной истории». — Томас В. Маулуччи-младший, H-France
«Этот сборник может похвастаться впечатляющим разнообразием хорошо написанных эссе». — Уильям Гленн Грей, H-Diplo
«Эта книга представляет собой интересный и легко читаемый вклад в литературу о трансатлантических отношениях». — Эндрю Бэррон, Modern and Contemporary France
Правда о Германии и Франции
Allianz SE | Мюнхен | 04 января 2018 г.
Ссылки по теме
Полный отчет
Альянс Экономические Исследования
Как и любая сфера человеческой деятельности, экономика не застрахована от мифов. В Европе многие из самых настойчивых относятся к Германии и Франции — двум крупнейшим экономикам Европы — и их взаимоотношениям. Allianz Research в недавнем отчете развенчивает семь самых больших мифов.
Скачать инфографику
#1 «Более высокий уровень рождаемости во Франции ведет к более высокому потенциальному росту».
Рост населения может способствовать экономическому развитию, но не всегда. Коэффициент фертильности во Франции в 2015 году составлял 1,96 на женщину, что выше, чем 1,5, зарегистрированных в Германии. Тем не менее, в своем последнем экономическом прогнозе Европейская комиссия оценивает потенциальный рост Германии на уровне 1,9% в 2017 и 2018 годах по сравнению с 1,2% во Франции.
Увеличение человеческого капитала способствует потенциальному росту экономики только в том случае, если люди действительно могут работать. В Германии уровень занятости в возрасте от 15 до 64 лет достиг 74,7% в 2016 году. Во Франции он составил всего 64,2%, показывают данные Евростата. Это показывает, что более высокая рождаемость не обязательно означает более высокий потенциал роста.
#2 «Производительность во Франции выше из-за более высокого уровня безработицы».
Средняя выработка на одного работника во Франции является одной из самых высоких в мире и оставалась такой во время недавних кризисов 2008 и 2011 годов. Например, в 2016 году производительность во Франции была на 5 процентов выше, чем в Германии. Даже с поправкой на уровень безработицы производительность труда во Франции остается на 1,4% выше.
Это развенчивает миф о том, что безработица влияет на производительность французских рабочих по сравнению с их немецкими коллегами.
№3 «Бюджетная экономия сильнее в Германии, чем во Франции».
Мир склонен считать немецкое правительство бережливым или, по крайней мере, не таким расточительным, как французское. Тем не менее, с 2013 года государственные расходы Германии росли более чем в два раза по сравнению с французскими (в совокупности 13,6% против 6%). В 2016 году расходы правительства Германии выросли на 4%, отчасти из-за притока беженцев, по сравнению с 1,1% во Франции.
Германия, далеко не скупая, похоже, переключается на курс финансовой экспансии, а Франция не совсем расточительна, какой ее изображают. Франция, кажется, вполне соответствует контрольным показателям ЕС, которые требуют, чтобы рост государственных расходов был на уровне или ниже потенциального темпа экономического роста страны.
№4 «Франция проиграла гонку конкурентоспособности Германии».
Основанием для этого убеждения является то, что более высокая стоимость рабочей силы во Франции делает страну менее конкурентоспособной, чем Германия. Но в единицах стоимости рабочей силы (ULC) этот разрыв в последние годы явно сокращается.
Значительный разрыв в ULC между двумя странами возник после 2000 года, когда реформы Харца, жесткие изменения на рынке труда привели к снижению стоимости рабочей силы в Германии. С 2002 по 2012 год стоимость рабочей силы выросла на 9 процентов в Германии по сравнению с 21 процентом во Франции. Однако в период с 2012 по 2017 год, после того как Франция решила заняться своей отстающей конкурентоспособностью, рост стоимости рабочей силы в Германии был почти в три раза выше (9 процентов), чем во Франции (3,4 процента). Это сокращает разрыв в конкурентоспособности.
Продолжится ли их сближение, будет зависеть от политики, принятой соответствующими правительствами в отношении реформ трудового законодательства, налоговых льгот и требований к минимальной заработной плате.
№5 «Немецкие МСП работают лучше, чем французские».
Знаменитый немецкий Mittelstand (малые и средние компании) получил высокую оценку за то, что он стал основой четвертой по величине экономики мира. Они, безусловно, создают впечатляющий экспортный двигатель. В Германии 300 000 экспортеров, а во Франции всего 125 000.
Тем не менее, с точки зрения нормы прибыли малые и средние предприятия (МСП) Франции превосходят предприятия Германии. Во Франции норма прибыли составляет 3,1%; в Германии это всего 2 процента. Французские малые и средние предприятия добились большего успеха и по другим параметрам. Например: во Франции рентабельность вложенного капитала составляет 22,4%, а в Германии — всего 15,3%, а денежная позиция — 4,9% против 4,1%.
Справедливости ради следует отметить, что различия могут быть связаны с определением МСП в двух странах и с наличием данных. Финансовая информация доступна для 100% немецких МСП, но только для 47% французских МСП. Это может привести к искажению данных.
№6 «Франция является основным торговым партнером Германии».
Германия является ведущим двусторонним торговым партнером Франции, на ее долю приходится 16,5% всего импорта и экспорта. Но Франция не является главным двусторонним торговым партнером Германии. Это Китай с 7,9%; Франция занимает второе место с 7,7%.
Франция является вторым направлением экспорта Германии (8,4 процента) после США (8,9 процента) и только третьим поставщиком импорта после Китая (90,8 процента) и Нидерланды (8,8 процента). Для сравнения, Германия явно остается для Франции самым важным источником импорта (16,9%) и местом назначения экспорта (16,1%).
Франция теряет значение как торговое направление для Германии, но не только она. В 2000 году около 46 процентов немецкого экспорта приходилось на еврозону, а к 2016 году этот показатель снизился до 37 процентов.
#7 «Поскольку Германия растет быстрее, она должна инвестировать больше, чем Франция».
Казалось бы, да, но все наоборот. С 2002 года отношение общего объема инвестиций к ВВП во Франции неизменно выше, чем в Германии.
Отношение инвестиций к ВВП показывает, сколько страна инвестирует в новое оборудование, технологии и исследования. Высокий показатель может указывать на то, что страна пытается догнать другие страны или что она пытается повысить свою международную конкурентоспособность.
В 2016 году это соотношение составляло 22 процента для Франции и 20 процентов для Германии. Как государственный, так и корпоративный сектор Франции имеют более высокие коэффициенты инвестиций, чем их немецкие коллеги. Это говорит о том, что Германия сталкивается со значительным отставанием в инвестициях.
О Allianz
Allianz Group — одна из ведущих мировых страховых компаний и компаний по управлению активами, обслуживающая более 86 миллионов частных и корпоративных клиентов. Клиенты Allianz получают выгоду от широкого спектра услуг личного и корпоративного страхования, начиная от страхования имущества, жизни и здоровья и заканчивая услугами помощи, страхованием кредитов и глобальным бизнес-страхованием. Allianz — один из крупнейших в мире инвесторов, управляющий более чем 650 миллиардами евро от имени своих страховых клиентов, в то время как наши управляющие активами Allianz Global Investors и PIMCO управляют дополнительными сторонними активами на сумму 1,3 триллиона евро. Благодаря систематической интеграции экологических и социальных критериев в наши бизнес-процессы и инвестиционные решения мы занимаем лидирующие позиции в индексе устойчивости Доу-Джонса. В 2016 году более 140 000 сотрудников в более чем 70 странах достигли общего дохода в размере 122 миллиардов евро и операционной прибыли в размере 11 миллиардов евро для группы 9.
Leave a Reply