Сравнительная характеристика Германии и Франции по культурно-историческому признаку
часть равнин распахана, а участки
леса приурочены к более бедным почвам.
Однако равнинные районы Франции
отнюдь не лишены деревьев: вдоль дорог
и каналов обычно тянутся лесопосадки.
Они особенно типичны для ландшафтов
Нормандии и Бретани.
Наиболее своеобразна растительность
средиземноморского побережья, где могут
существовать только растения, переносящие
продолжительную летнюю засуху. Вместо
лесов здесь растут изолированные невысокие
деревья и кустарники, между которыми
встречаются выходы коренных пород. Самые
характерные деревья – маслина, пробковый
дуб и алеппская сосна.
Животный мир Франции
сильно обеднен под влиянием
хозяйственной деятельности
Тем не менее, здесь дикая фауна сохранилась
лучше, чем в соседних странах. Встречаются
среднеевропейские, средиземноморские
и альпийские виды животных, особенно
много их в заповедниках и национальных
парках. Например, в Западно-Пиренейском
парке обитают бурые медведи и серны, в
Национальном парке Вануаз в Савойе –
каменные козлы.
Из хищных млекопитающих на территории
Франции распространены лисица, барсук,
выдра, а на юге – генетта. Из грызунов
характерны белки, крысы и мыши. В южных
районах много летучих мышей. Местами
сохранились зайцы, а из копытных в отдельных
крупных лесных массивах встречаются
благородный олень, косуля, кабан и бобр.
На о.Корсика в горах водятся муфлоны,
или дикие бараны (от которых, вероятно,
произошли домашние овцы).
Очень богат и разнообразен мир птиц. Например,
в Пиренеях, двигаясь от предгорий к вершинам,
можно последовательно наблюдать следующие
виды: пеночку-весничку, снегиря, пищуху,
лугового чекана, певчего дрозда, глухаря,
пеночку-трещотку, вальдшнепа, краснокрылого
стенолаза, белозобого дрозда, альпийскую
галку, серую и тундряную куропатку и альпийского
вьюрка. Из птиц, питающихся падалью, выделяются
бородач, белоголовый сип и стервятники.
В горах Франции сохранились крупные пернатые
хищники, включая орлов и орланов. Исключительным
обилием водоплавающих и других птиц отличается
район Камарг в дельте Роны.
Рыбные ресурсы Франции сильно истощены.
Бoльшую часть улова в реках и озерах составляет
форель, которую разводят искусственно.
В Бискайском заливе ведется промысел
сардин, камбалы и сельди, а также омаров,
креветок и моллюсков.
Рис. 5. Журавль. |
Фауна Германии не очень
богата. Наиболее распространенные
на территории Германии
белка, кабан и лисица, благородный
олень, косуля, лань, зайцы, кролики,
мышевидные грызуны. На
лугах обитает сурок. В долине
Эльбы – бобры, лесные куницы,
дикие кошки.
Среди немногочисленных рептилий
выделяется гадюка. Из птиц встречаются
преимущественно воробьи, скворцы, дятлы,
дрозды, кукушки, зяблики, ласточки, иволги,
совы, сороки, луни, фазаны, куропатки.
В заповедниках сохранились дрофы, филин,
каменный орел, цапля, журавль, аист. Из
болотных птиц – вальдшнепы, чибисы, бекасы,
белые аисты. Влажные районы по берегам
Балтийского и Северного морей имеют большое
значение для перелетных птиц Европы,
особенно уток, гусей и болотных птиц.
В прибрежных водах водятся сельдь, треска,
камбала, морской окунь; в реках страны
– карп, форель, сом.
- Структура и особенности экономики и внеш
них связей.
Экономика Германии
характеризуется хорошо
выделяется несколько специфических черт.
Экономика Германии
организована по принципу социа
экономики, характеризующейся сочетанием
социального баланса и рыночной свободы. Данная экономическая модель
предполагает в значительной мере свободные
действия рыночных сил, однако, основной
упор делается на социальном обеспечении.
Концепция социальной рыночной экономики
была впервые разработана и реализована Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армаком в 1947—1949 годах в целях послевоенного
восстановления ФРГ.
Данная модель
представляет собой компромисс
между экономическим
ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы
поставлена предпринимательская
деятельность государства, обеспечивающее
равномерное распределение социальных
благ в обществе. Социальное партнерство
между профсоюзами и работодателями обеспечивает
достаточно прочный социальный мир. Реформы
в системах социального страхования и структурные реформы на рынке труда нацелены на снижение побочных
расходов на рабочую силу и стимулирование
экономического роста.
В последнее время
Германия испытывает
трудности в реализации модели
социально-рыночного
Высокий уровень социальных
привел к тому, что 40 % чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда и на отчисления
в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной
платы в среднем на отчисления работодателей
в социальные фонды приходится 81 евро.
Для поддержания социальных пособий на
должном уровне используется мощный фискальный
пресс на население и компании. Уровень
налогообложения в стране к концу 1990-х
годов достиг значительных размеров. Так,
если в США на налоги тогда отчислялось
около 32 % нераспределенной прибыли, в Великобритании — 45 %, то в Германии этот показатель
достигал 65 %. На сегодняшний день ставка налога на нераспределенную
прибыль в ФРГ составляет 50 %.
Высокий уровень старения населения также обуславливает значительные
расходы на социальное обеспечение пенсионеров.
Высокий уровень пособий для безработных
нередко порождает иждивенческие настроения
в обществе, а также стимулирует неуклонно
высокий процент безработицы (по разным
оценкам, 7,8-8,5 %). Во время экономического
роста в 2010 и 2011 годах процент безработицы
упал до 6,9 %.
Второй особенностью
экономического пути развития
Германии является так
«рейнский капитализм», характеризующийся значительной
ролью банков в экономике страны. Банки являются
в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому они активно вмешиваются
в процесс принятия бизнес-решений. Таким
образом, позиции банков в экономике Германии
с учетом их реального влияния на бизнес
оказываются более сильными, чем в других
странах мира.
Также для экономики
Германии характерна высокая
степень индустриализации. По сравнению со многими развитыми
странами мира здесь очень большую долю
в производстве ВВП составляет промышленность —
основное направление специализации ФРГ в мировой экономике.
В Германии, в силу
исторически обусловленных
наблюдается неравномерное
развитие в рамках территории
страны. Интеграция и модернизация экономики востока Германии
остается проблемой, требующей времени
и больших финансовых затрат. Ежегодные
вклады федерального правительства здесь
составляют около 100 млрд долларов.
Ещё одной особенностью
немецкой экономики является
её экспортная
Государство заинтересовано в
открытом рынке и за последнее
десятилетие были достигнуты
значительные расширения
на мировом рынке. По данным Ме
валютного фонда, с 1997 года экспорт товаров
и услуг рос сильнее, чем объёмы мировой
торговли. Даже в 2001 году, когда объём мировой
торговли сократился на 0,2 %, экспорт ФРГ
вырос на 6,7 %. Важнейшими торговыми партнерами
являются страны Европейского союза, особенно
Франция (в 2004 г. сюда было экспортировано
товаров и услуг на сумму 75 млрд евро) и
Великобритания (61 млрд евро), также США,
Индия, Китай и страны Восточной Европы
в связи с расширением ЕС на Восток.
Традиционная особенность
французской экономической
большая доля государственного сектора,
особенно в стратегически важных областях —
нефтегазовой промышленности, транспорте.
Существует планирование, но оно носит
не нормативный, а индикативный характер
(намеченные показатели не являются нормативными
для частных предприятий). Велика доля
в экономике иностранного капитала (промышленность
до 40 %, недвижимость около 27,5 %, торговля —
20 %, сфера услуг — 9 %). На предприятиях с
иностранным капиталом работают свыше
20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного
капитала в информатике и других отраслях
передовых технологий (свыше 50 %).
Существенную часть
ВВП даёт промышленное
20 %, оно обеспечивает более 30 % рабочих мест,
40 % инвестиций, 80 % экспорта. Франция располагает
значительными запасами полезных ископаемых:
железных и урановых руд, бокситов, калийных
солей и др. Это создаёт базу для горнодобывающей
и тяжёлой промышленности. По уровню развития
цветной металлургии страна занимает
лидирующие места в мировых рейтингах,
по выплавке стали находится на третьем
месте в Западной Европе. Основные отрасли:
машиностроение (2,6 % мирового производства),
химическая (четвёртое место в мировом
экспорте), авиакосмическая (Франция играет
ведущую роль в Европейском космическом
агентстве), автомобильная (третье место
в мире по выпуску автомобилей), пищевая
(по объёму экспорта на втором месте в
мире после США), радиоэлектронная, информатика,
судостроение, электротехническая. Относительно
незначительную роль в общем объёме экономики,
но важную для престижа страны играет
производство и продажа предметов роскоши.
Одна из наиболее передовых стран в области
развития атомной энергетики: свыше 75 %
энергии получают на АЭС.
Сельское хозяйство
является наиболее опекаемой
государством отраслью, хотя основа
его — частное землевладение. Решающую
долю продукции дают крупные хозяйства
(с наделом 20-100 гектаров), но численно преобладают
мелкие и средние. По объёму произведенной
продукции Франция занимает 1-е место в
Западной Европе и 3-е место в мире после
США и Канады. Это крупнейший европейский
производитель пшеницы, сливочного масла,
говядины, сыров (более 400 сортов). Более
50 % продукции даёт животноводство (скотоводство). Традиционно высока доля вин
в экспорте. Французские фермеры являются
главными противниками внедрения генетически
изменённой продукции в Европе, так как
французская продукция традиционно высоко
ценится из-за качества.
Франция располагает
самой развитой в Европе сетью
железных дорог. С 1981 года большинство городов связаны
между собой сетью высокоскоростных магистралей,
такая же ветка проложена в тоннеле под
проливом Ла-Манш. Степень социальной защиты
населения одна из самых высоких в мире.
Примерно 30 % ВВП расходуется на социальные
нужды. В 1998—2008 гг. была официально установлена
35-часовая рабочая неделя (самая короткая
в Европе), но в 2008 году её отменили, теперь работодатель
вправе заключить индивидуальные соглашения
с профсоюзами и определить количество
рабочих часов и сверхурочных.
Глава 2. Культурно-исторический
ресурсный потенциал.
2.1.
Исторический очерк развития.
История обоих государств
берет начало еще в древние
времена, не раз сталкивается друг с
другом, и даже очень тесно пересекается
в определённый период. Тем не менее,
каждая страна шла своим путем развития.
Давайте рассмотрим каждый из них.
Ещё в эпоху
верхнего и среднего палеолита
Германия была местом миграций
древнейших гоминид (
человек, неандерталец). Бронзовый век
связан с носителями древнейших индоевропейских
языков, хотя первоначально это были, по-видимому,
предки не германских, а кельто-италийских
народов (культура шаровидных амфор, баденская
культура, культура полей погребальных
урн и др.). Предки германцев занимали в
основном северную часть Германии, однако
начиная с железного века, они постепенно
вытесняют из Германии кельтов, частично
ассимилируя их, особенно на юге Германии.
Германские племена
обитали на территории
Европы ещё в первом
до нашей эры, обособление
народов от балто-славян
примерно в VIII—VI веках до нашей
эры. Германцы делились на
групп — между Рейном, Майном и Везером
жили батавы, бруктеры, хамавы, хатты и
убии; на побережье Северного моря — хавки,
англы, варины, фризы; от средней и верхней
Эльбы до Одера — маркоманы, квады, лангобарды
и семноны; между Одером и Вислой — вандалы,
бургунды и готы; в Скандинавии — свионы,
гауты.
Со II века н. э. германцы все активнее
вторгаются в пределы Римской империи.
Для римлян, однако, они были просто варварами. Постепенно у них складывались
племенные союзы (алеманны, готы, саксы,
франки). В конце IV века вторжение азиатских
кочевых народов в Европу подтолкнуло
к переселению германцев. Они заселяли
приграничные земли Римской империи, а
вскоре начали вооружённые вторжения
в неё. В V веке германские племена готов,
вандалов и другие создали на территории
разваливавшейся Западной Римской империи
свои королевства. В то же время на территории
нынешней Германии в основном сохранялся
первобытнообщинный строй.
Франция же в доисторический
период была местом древнейших стоянок
неандертальцев и кроманьонцев. В эпоху
неолита на территории Франции существовало
несколько богатых памятниками доисторических
культур. Доисторическая
Бретань была культурно связана с соседней
Британией, на её территории обнаружено
большое количество мегалитов. В период позднего бронзового и раннего железного века территорию Франции населяли кельтские племена галлов, юго-запад современной Франции — иберы, племена неизвестного происхождения.
В результате поэтапного завоевания, которое
было завершено в I в. до н. э. в результате Галльской войны Юлия Цезаря, современная территория Франции
вошла в состав Римской империи как провинция Галлия. Население было романизировано
и к V веку говорило на народной латыни,
ставшей основой современного французского
языка.
Мы видим что
так или иначе история обеих
рассматриваемых нами держав
связана с Римской империей. В
476 году германским
был низложен последний
император. Здесь начинается
история Германии и Франции.
После падения
Западной Римской империи
значительную роль среди
племён сыграли племена франков
франков стал Хлодвиг I. При нём в 486 году была завоёвана Галлия, тем
самым было установлено Франкское государство, а Хлодвиг стал первым королём
династии Меровингов. Из германцев в состав государства
вошли алеманны и большая часть племён
франков. Позднее были завоёваны Аквитания,
Прованс, северная Италия, небольшая часть
Испании, подчинены тюринги, бавары, саксы
и другие племена. К 800 году вся Германия и вся Франция
оказались частью огромного Франкского государства. В VII веке власть короля существенно
ослабла, а реальной силой в государстве
обладали мажордомы, одному из которых, Карлу Мартеллу, удалось в 732 году в битве при Пуатье разбить арабское войско и
предотвратить завоевание арабами Западной
Европы. Сын Карла Мартелла, Пипин Короткий, стал первым королём династии Каролингов, а при сыне Пипина, Карле Великом, франкское государство достигло
наивысшего расцвета за всю историю и
занимало большую часть территории нынешней
Западной и Южной Европы.
Германия, Франция, Италия и Испания сформируют «суперсоюз» в рамках ЕС
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
В мире
08. 03.2017 21:20
Поделиться
Главы Германии, Франции, Италии и Испании на встрече в Версале создают «Суперевросоюз»
Вячеслав Прокофьев (Париж)
В Версале под Парижем состоялся неформальный саммит Евросоюза, участие в котором приняли президент Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель, премьер Испании Мариано Рахой и председатель Совета министров Италии Паоло Джентилони.
Этот мини-саммит был созван накануне 60-летия Римского договора, заложившего фундамент построения единой Европы, которое будет отмечаться 25 марта в итальянской столице. В старинных стенах королевского дворца лидеры четырех ведущих стран ЕС обсудили критическую ситуацию, в которой оказался Евросоюз. Здесь и решение Британии выйти из сообщества, и разброд и шатания внутри самого союза, когда его раздирают острые противоречия, а страны, в него входящие, не в состоянии прийти к единому мнению по многим основополагающим вопросам, в частности в области иммиграционной политики. Более того, евроскептицизм настолько широко распространился на континенте, что этого не могут не признать в самой брюссельской штаб-квартире ЕС. По данным Еврокомиссии, лишь 35 процентов граждан стран-членов ЕС положительно относятся к союзу.
Гипотетический выход из кризиса участники встречи, на которую, отметим, не были приглашены руководители других европейских государств, не обладающих таким экономическим и финансовым весом, как «версальская четверка», предложили искать в «Европе разных скоростей».
В чем суть? Как считает Ангела Меркель, некоторые страны Европы, о чем она заявила на пресс-конференции, должны двигаться вперед более быстрыми темпами, чем другие. «Нам необходимо мужество для того, чтобы ряд стран двигался вперед в условиях, когда не все готовы преодолевать совместные трудности», — заявила канцлер Германии. Она подчеркнула, что «Европа разных скоростей необходима», иначе динамика затормозится».
ЕС может перезапуститься через оборону, как для обеспечения своей безопасности, так и для того, чтобы «действовать по всему миру»
В таком же духе высказался Франсуа Олланд. По его мнению, единство Европы «не тождественно единообразию». Поэтому он поддержал идею «дифференцированной кооперации». При этом Франсуа Олланд особо отметил, что хотя прочие страны «не отстраняются от этих программ, но они не должны иметь возможности чинить препятствия этому процессу». Таким образом, судя по всему, выражая мнение всех тяжеловозов ЕС, французский президент предупредил тех, кому не достанется место в сверхскоростном экспрессе для избранных, чтобы они не роптали и довольствовались малым.
В качестве областей, где возможен такой подход, французский президент назвал налоговую политику, углубление экономического и валютного союза в рамках еврозоны, совместную оборону. На этом пункте Франсуа Олланд сделал особый акцент. По его мнению, создание единой системы обороны Евросоюза могло бы придать новый импульс оказавшемуся в тупике процессу европейской интеграции. Кстати, в поддержку этого курса он высказался накануне версальского «тет-а-тет на четверых» в интервью, опубликованном в парижской газете «Монд», а также еще в нескольких крупных европейских изданиях. По его словам, «Евросоюз может перезапуститься через оборону», как для обеспечения собственной безопасности, так и для того, чтобы «действовать по всему миру» для решения конфликтов, которые ему угрожают. Причем, как считает Олланд, оборонный проект ЕС «сочетается с НАТО». Каким образом, не стал уточнять, но добавил, что «ни в коем случае ему не противоречит».
Как к инициативе «версальской четверки» отнесутся остальные 23 страны Евросоюза? Многих она вряд ли обрадует. Ранее на этот разноскоростной вариант отреагировала премьер-министр Польши Беата Шидло. «Мы не согласны на разделение внутри ЕС», заявила она.
Между тем
Европейский суд в Люксембурге признал право стран-членов ЕС самостоятельно решать вопросы выдачи гуманитарных виз беженцам из стран Ближнего Востока и Африки. Суд пришел к выводу, что общеевропейское право не обязывает страны-члены Евросоюза выдавать визы на основании того, что подобные вопросы регулируются национальным законодательством каждого отдельного государства. Этот вердикт был вынесен после рассмотрения иска супружеской пары из Сирии, которой посольство Бельгии в Ливане отказало в гуманитарной визе осенью прошлого года. Семья планировала с помощью этой визы попасть легально в Бельгию, а там подать прошение о предоставлении убежища под предлогом того, что им якобы грозили преследования на родине.
Российская газета — Федеральный выпуск: №48(7214)
Поделиться
ГерманияФранцияИталияИспанияЕвропейский союз
Германия и Франция: аргументы в пользу структурной конвергенции в зоне евро
В то время как в преддверии Экономического и валютного союза (ЭВС) был достигнут значительный прогресс с точки зрения номинальной конвергенции, как того требуют Маастрихтские критерии, некоторые из достижения в реальном (доходном) сближении, достигнутые в первые десять лет существования ЕВС, были утрачены после глобального кризиса и кризиса суверенного долга в зоне евро. Основные причины были связаны с лежащими в основе структурными расхождениями, которые привели к накоплению дисбалансов и потребовали дорогостоящих корректировок (Frenkel et al. 2018, Buti and Turrini 2015, European Commission 2008). Действительно, структурные различия в ключевых характеристиках экономик могут привести к значительным различиям в их устойчивости к потрясениям и их способности восстанавливаться после них, что приведет к различным макроэкономическим результатам.
Оценка развития экономики Германии и Франции с точки зрения этой типологии номинальной, реальной и структурной конвергенции внутри ЕВС особенно актуальна, поскольку вместе они составляют почти половину ВВП зоны евро и имеют сильные вторичные эффекты между ними и с другими государствами-членами в зоне евро и ЕС. Они в разной степени очень сложны, диверсифицированы, технологически продвинуты и интегрированы в глобальные цепочки создания стоимости, но в то же время имеют совершенно разные «бизнес-модели» в отношении, например, открытости экономики или важности государственный сектор.
В ряде исследований немецкая и французская экономики сравнивались с разных точек зрения (Praet 2018, Lallement 2017, Piketty 2017, Enderlein/Pisany-Ferry 2014). В недавнем документе сотрудников Европейской комиссии проанализированы причины последнего эпизода расхождения в доходах между Германией и Францией (Cléaud et al. 2019). После мирового кризиса динамика доходов и рынка труда в Германии была заметно более благоприятной, чем во Франции. После первоначального падения, последовавшего за кризисом, экономика Германии восстановилась гораздо быстрее, что привело к появлению разницы в ВВП на душу населения, которая увеличилась примерно со 180 евро в 2005 году до почти 5400 евро в год в 2018 году (см. рис. 1). В то время как уровень безработицы в обеих странах в 2008 году составлял 7,8%, в Германии он составлял около 3,5% по сравнению с 9% во Франции в 2018 г. (см. рис. 2).
Рисунок 1 Доходы в Германии росли быстрее после кризиса…
(ВВП на душу населения в текущих ценах, 1991-2018 гг.)
Примечание : 1991-1998 гг. в ЭКЮ. Сроки относятся к созданию Экономического и валютного союза в 1999 году; пик мирового финансового кризиса в 2009 году; кризис еврозоны в 2011 году; и количественное смягчение, запущенное ЕЦБ в 2015 году.
Источник : Ameco, Европейская комиссия.
Рисунок 2 …с более быстрым ростом, что также способствует повышению эффективности рынка труда
(уровень безработицы, 1991-2018 гг.)
Источник : Ameco, Европейская комиссия.
Что было движущей силой этих расходящихся тенденций? Клео и др. (2019) предполагают, что, в частности, значение имели различия в институтах рынка труда. Хотя в обеих странах свою роль также сыграла различная политика на рынке труда, именно применение коллективных переговоров социальными партнерами, в частности на уровне фирм, обеспечило большую гибкость в Германии. Более того, коллективные переговоры по-разному влияли на изменение заработной платы и режим рабочего времени. В частности, реагируя на неблагоприятные циклические изменения, фирмы смогли в большей степени сократить рабочее время в Германии за счет учета рабочего времени и работы неполный рабочий день вместо более масштабного сокращения рабочих мест, наблюдаемого во Франции. Немецкая бизнес-модель с большим (r) экспортным сектором также оказывала устойчивое понижательное давление на рост заработной платы в обрабатывающей промышленности для поддержания ее конкурентоспособности (см. рис. 5, где доля экспорта в ВВП). Однако следует отметить, что более высокая устойчивость и гибкость немецкого рынка труда была достигнута ценой большего количества рабочих мест с более низкой заработной платой по сравнению с Францией, что привело к более высокому рыночному неравенству доходов и бедности с последствиями для внутреннего спроса.
Существуют также различия в их экономической структуре, которые способствуют объяснению различий в доходах, возникших после кризиса. Более крупный государственный сектор во Франции, несомненно, помог поддержать внутренний спрос и сгладить экономические циклы. Тем не менее, более высокое отношение государственных расходов к ВВП подразумевает более высокий государственный дефицит и долг, а также значительно более высокое налоговое бремя, которое при прочих равных условиях оказывает давление на экономический рост (см. рис. 3). Гораздо более важная роль государственных предприятий во Франции также может сопровождаться некоторыми потерями эффективности. Тем не менее, при рассмотрении эффективности государственных расходов вырисовывается более тонкая картина, где Франция показывает лучшие результаты в некоторых областях, таких как здравоохранение и смягчение неравенства доходов и бедности.
Рисунок 3 Государственный сектор играет гораздо более важную роль во Франции
(государственные расходы по отношению к ВВП, 1991-2018 гг.)
Примечание . Всплеск 1995 года для Германии был связан с поглощением долга Treuhandanstalt после воссоединения.
Источник : Ameco, Европейская комиссия.
Несмотря на различия в структуре и деятельности их соответствующих частных секторов, уровни производительности труда постепенно сближаются. В то время как в Германии производительность труда была выше в обрабатывающей промышленности и, в частности, в автомобилестроении (где ее показатели раньше заслуживали внимания и в глобальном сравнении), во Франции уровень производительности труда был выше в сфере услуг. В целом деловая среда в Германии кажется несколько более благоприятной, даже если детальная картина менее убедительна. Очень разные размеры, структура и роль банковских секторов в этих двух странах вряд ли могут объяснить различия в показателях роста ввиду более низкой стоимости заимствований во Франции. Хотя это может быть результатом различных циклических позиций двух экономик и эффективности двух банковских систем в передаче импульсов денежно-кредитной политики, нельзя исключать, что структурные особенности соответствующего банковского сектора будут играть более важную роль в будущем.
Поворот судьбы?
В последнее время картина показателей роста, по-видимому, изменилась, поскольку экономика Германии резко замедляется, в то время как экономика Франции сохраняет траекторию более стабильного роста (см. рис. 4). Некоторые комментаторы уже назвали 2019 год поворотным моментом, связав недавний спад в экономике Германии со структурными факторами, а не с циклическими.1 Стагнация мировой торговли с начала 2019 года особенно ощущалась в Германии, где (технический ) рецессии удалось избежать (European Commission 2019). Это не должно вызывать удивления, учитывая, что экспорт Германии (в процентах от ВВП) значительно больше, чем во Франции (см. рис. 5). Это отражает эскалацию торговой напряженности и сбои в производстве, особенно в автомобильной промышленности, которая занимает центральное место в производственном секторе Германии. Напротив, Франция до сих пор лучше перенесла нынешний глобальный спад, поскольку продолжает больше полагаться на внутренний спрос. Таким образом, прогноз Комиссии на осень 2019 года предсказывает сохранение положительных перспектив для французской экономики выше, чем для экономики Германии. Действительно, эти недавние события подтверждают долгосрочную картину, согласно которой французская модель роста обеспечивает относительно стабильную (хотя в среднем более низкую) траекторию роста, в то время как рост доходов в Германии был значительно более неустойчивым. 9Рис. 4 Источник : Европейская комиссия. Прогноз на осень 2019.
Рисунок 5 Более важное значение торговли в Германии по сравнению с Францией
(экспорт и импорт товаров и услуг, 1991–2018 гг. )
Источник : Ameco, Европейская комиссия.
Забегая вперед, ряд структурных изменений вызывает обеспокоенность по поводу среднесрочных перспектив роста обеих экономик. Продуктовая и географическая специализация немецкого экспортного сектора могут оказаться сложными в ближайшие годы, поскольку спрос на развивающихся рынках, таких как Китай, постепенно смещается с капитала на потребительские товары. Глобализация и растущая потребность в борьбе с изменением климата также влияют на экономику Германии, что может привести к быстрым структурным изменениям в некоторых промышленных секторах (например, в автомобильной промышленности, на долю которой приходится около одной пятой немецкого производства). .
Старение населения приведет к значительному сокращению доли трудоспособного населения в обеих странах, хотя во Франции эта тенденция будет менее серьезной из-за более высокой рождаемости. В то же время, даже если французская экономика может генерировать более стабильную траекторию роста, она также более зарегулирована, а более крупное государство подразумевает более высокое налоговое бремя и/или необходимость обслуживания большего долга. Это может уменьшить будущую способность страны по дальнейшей стабилизации экономики за счет государственных средств. Влияние устойчиво высокого уровня безработицы на человеческий капитал в долгосрочной перспективе также неизвестно. При текущих тенденциях и при неизменной политике среднесрочный прогноз Комиссии за пределами горизонта прогноза, то есть с 2022 по 2024 год, указывает на потенциальный рост в среднем на 1,2% в Германии и 1% во Франции.
Последствия этих структурных расхождений для корректировки и стабилизации в зоне евро
Помимо особой подверженности глобальному циклу, модель роста Германии, основанная на экспорте, приводящая к высокому положительному сальдо счета текущих операций в сочетании с умеренным ростом и низкой инфляцией, усложнил процесс корректировки в зоне евро (European Commission 2018: 18ff.). Счета текущих операций в странах, ранее имевших значительный дефицит, приблизились к балансу, в то время как в Германии (вместе с профицитом в Нидерландах) сохранился большой профицит. В результате профицит еврозоны заметно увеличился после кризиса 2008 г. и стабилизировался на уровне около 3% ВВП с 2015 г. (см. рис. 6). Несмотря на планы немного расширяющей налогово-бюджетной политики Германии и Нидерландов, корректировка макроэкономических диспропорций в зоне евро в этом отношении все еще неполная и асимметричная. Страны, имевшие в прошлом большой дефицит, по-прежнему характеризуются значительной отрицательной чистой международной инвестиционной позицией в сочетании с большими объемами частного или государственного долга, что представляет собой уязвимость.
Рисунок 6 Устойчивый профицит счета текущих операций в нескольких странах, определяющий баланс в зоне евро
(Эволюция счета текущих операций в зоне евро: разбивка по странам)
Источник : Евростат, данные платежного баланса. Рисунок 7
Более симметричная перебалансировка — не только стран с дефицитом счета текущих операций, но и дальнейшая корректировка стран с профицитом — поможет обеспечить макроэкономическую стабильность в зоне евро в будущем. В странах-чистых должниках сокращение больших объемов внешнего и внутреннего долга, чтобы избежать необходимости проциклического ужесточения в плохие времена, требует поддержания разумного сальдо счета текущих операций и повышения потенциала роста (например, за счет соответствующих инвестиций и реформ). Их относительный прирост конкурентоспособности за счет внутренней девальвации для поддержки ребалансировки, начавшейся в 2012 году, сокращается, в том числе из-за низкой инфляции в других частях еврозоны (см. рис. 7)2. инерция заработной платы помогла бы решить проблему сохраняющихся больших профицитов в странах-чистых кредиторах, одновременно способствуя поддержанию роста и снижая его зависимость от иностранного спроса.
В настоящее время существуют определенные проблемы для координации экономической политики еврозоны в связи с продолжающимся экономическим спадом на фоне внешних рисков. Поскольку денежно-кредитная политика находится на нулевой нижней границе, а количественное смягчение достигает своих пределов, фискальная политика должна взять на себя большую ответственность. Однако фискальное пространство варьируется в зависимости от государств-членов и зависит от соображений устойчивости долга, закрепленных в Пакте о стабильности и росте (SGP) и национальных бюджетных правилах. В странах с крупной задолженностью опасения по поводу устойчивости долга позволят лишь очень ограниченные усилия по стабилизации в случае экономического спада. Кроме того, встроенная асимметрия ПСР, которая сильнее ограничивает, чем рекомендует фискальную экспансию, приводит к тенденции процикличности для зоны евро в целом. Наконец, политика в области заработной платы остается децентрализованной между государствами-членами и внутри них, что в конечном итоге является адекватным отражением значительных национальных, региональных и отраслевых различий в уровнях и росте производительности труда.
Эти соображения вызывают особую озабоченность, поскольку архитектура ЕВС еще не завершена, чтобы повысить устойчивость зоны евро и укрепить механизмы корректировки, которые обеспечивают более плавную реакцию на потрясения. В частности, по-прежнему недостаточна диверсификация рисков частного сектора через финансовые рынки из-за разного прогресса в Банковском союзе и Союзе рынков капитала, а также из-за отсутствия безопасного актива в зоне евро. Более того, фискальной стабилизации в зоне евро препятствует отсутствие бюджетных возможностей зоны евро в сколько-нибудь значительном объеме. Это могло бы обеспечить более целенаправленную фискальную политику еврозоны, которая не является просто суммой бюджетной политики ее членов.
Политика поддержки более сбалансированного, инклюзивного и устойчивого роста в Германии и Франции
Преобразование европейской экономики, которое играет центральную роль в реализации европейской модели более сбалансированного, инклюзивного и устойчивого роста, должно исходить из политики на как на уровне ЕС, так и на уровне государств-членов. Действительно, выбор политики может иметь значение для облегчения этой трансформации. Не так давно, в начале 2000-х годов, Германию окрестили «больным человеком Европы», но ей удалось переломить ситуацию с помощью ряда всеобъемлющих реформ в сочетании с – задним числом, возможно, чрезмерно – осмотрительным поведением социальных партнеры. Франция недавно приступила к процессу реформ своей экономики, которые приносят первые результаты, хотя и не без политических и социальных трудностей. При рассмотрении вариантов политики с целью структурной конвергенции основная цель состоит в том, чтобы сделать экономики зоны евро более похожими по своей устойчивости к потрясениям, повысить их адаптивность и таким образом поддержать их номинальное и реальное сближение.
Было определено несколько приоритетов политических реформ в Германии и Франции, которые принесут выгоду одновременно для каждой из двух стран и для зоны евро в целом.3 В Германии основной целью должно быть укрепление внутреннего спроса таким образом, это также способствует потенциальному росту. Это помогло бы снизить ее зависимость от глобального роста за счет сокращения чистого экспорта и большого положительного сальдо счета текущих операций, в то же время способствуя восстановлению баланса в зоне евро и противодействуя продолжающемуся замедлению экономического роста.
Во-первых, фискальная и структурная политика может использоваться для поддержки частных и государственных инвестиций в ряде областей, таких как образование, исследования и инновации, цифровизация, тем самым поддерживая производительность в целом, преобразование транспортных и энергетических сетей, в частности, как а также доступное жилье. Увеличение конкуренции, особенно в сетевых отраслях, бизнес-услугах и регулируемых профессиях, также будет способствовать достижению этих целей.
Во-вторых, политика может способствовать более высокому росту заработной платы, влияя на резервную заработную плату. Кроме того, Германия должна принять меры для поддержки инклюзивности своего рынка труда, в частности, путем перераспределения налогов с рабочей силы на другие источники, более способствующие росту, снижения стимулов к увеличению продолжительности рабочего дня, в частности для низкооплачиваемых и вторых кормильцев, и улучшение образовательных результатов и уровня навыков групп, находящихся в неблагоприятном положении.
Во Франции основная задача состоит в повышении потенциала роста и восстановлении бюджетного пространства. Это требует повышения эффективности и устойчивости государственного сектора, в частности, для снижения коэффициента общего государственного долга. Путь вперед — это экономия расходов и повышение эффективности во всех подсекторах государственного управления, а также реформирование справедливой и устойчивой пенсионной системы. Налоговая система может быть дополнительно упрощена, в частности, путем ограничения использования налоговых расходов, дальнейшего устранения неэффективных налогов и снижения налогов на производство. Экономическая политика по поддержке инвестиций должна быть сосредоточена на исследованиях и инновациях, энергетике и цифровой инфраструктуре с учетом территориальных различий. Кроме того, французская экономика могла бы стать более динамичной за счет снижения регулятивных ограничений, в частности в сфере услуг, и принятия мер по стимулированию роста компаний. Франция также могла бы сделать больше для улучшения функционирования, устойчивости и инклюзивности своего рынка труда. Для содействия интеграции на рынке труда всех тех, кто ищет работу, особое внимание следует уделять уязвимым группам, в том числе лицам из числа мигрантов, а также решению проблемы нехватки навыков и несоответствия.
Реализация этой политики не только поможет Германии и Франции сблизиться в номинальном, реальном и структурном выражении, но также поможет исправить дисбаланс в еврозоне. Наконец, следует напомнить, что Германия и Франция также являются ключевыми игроками в поиске соглашений для достижения прогресса в углублении ЕВС и улучшении координации экономической политики в зоне евро. Улучшение прогресса в решении их соответствующих проблем также может иметь существенное значение для отказа от бесполезной схемы снижения риска по сравнению с разделением риска, в рамках которой проводятся эти обсуждения.
Примечание авторов: авторы пишут в своем личном качестве, и их мнения не должны приписываться Европейской комиссии.
Ссылки
Бути, М. и А. Туррини (2015 г.), «Три волны конвергенции — могут ли страны еврозоны снова начать расти вместе?», VoxEU.org, 17 апреля.
Клео, Г., Ф. де Кастро Фернандес, Х. Дюран Лагуна, Л. Гранелли, М. Халле, А. Жоберти, К. Мараваль Родригес, Д. Огнянова, Б. Палволги, Т. Цалински, К.Ю. Вайсшедель и Дж. Цимендорф (2019), «Путешествие с разной скоростью: сходства и различия между экономикой Германии и Франции», Дискуссионный документ ECFIN № 103. для Франции, Германии и Европы , отчет министру экономики, промышленности и цифровых технологий Франции и федеральному министру экономики и энергетики Германии.
Европейская комиссия (2008 г.), [электронная почта защищена] — успехи и проблемы после 10 лет существования Экономического и валютного союза , Брюссель.
Европейская комиссия (2018), Отчет механизма оповещения 2019 , Брюссель, COM(2018) 758 финал от 21.11.2018.
Европейская комиссия (2019 г.), Экономический прогноз на осень 2019 г. , предстоит трудный путь, Брюссель.
Франкс, Дж., Баркбу Б., Блави Р., Оман В. и Шолерманн Х. (2018 г.), «Экономическая конвергенция в зоне евро: объединение или разделение?», Рабочий документ МВФ WP/18/10.
Lallement, R (2017), «Социально-экономические мутации в стране: баланс и перспективы», рабочий документ France Strategie №. 2017-04.
Пикетти Т. (2017 г.), «О производительности во Франции и Германии», блог, 9 января.
Прает, П. (2018 г.), «Улучшение функционирования Экономического и валютного союза: уроки и вызовы для экономической политики», Выступление на симпозиуме NABE, Мадрид, 16 апреля.
Примечания
[1] См., например, следующие газетные статьи: «Avantgarde statt Tristesse», Handelsblatt , 27 сентября 2019 г.; «Frankreich, Du hast es besser – oder doch nicht?», Franfurter Allgemeine Zeitung , 14 августа 2019 г .; La France résiste mieux que l”Allemagne au ralentissement économique”, Le Monde , 28 августа 2019 г. ; «Face au ralentissement européen, l’économie française Resistance», La Tribune , 4 октября 2019 г.; «Франк — новый двигатель экономического роста Европы», Bloomberg News , 6 ноября 2019 г.
[2] Страны-«чистые кредиторы»: DE, LU, NL, BE, MT. Страны с чистой международной инвестиционной позицией (NIIP) от 35% до -35% ВВП: FI, EE, IT, LT, FR, SI, AT. Остальные страны зоны евро находятся в группе NIIP<-35% ВВП. Разделение по странам основано на средних значениях NIIP за период 2016-2018 гг. Страны-чистые кредиторы, как правило, зафиксировали положительное сальдо счета текущих операций по сравнению со средним значением за тот же период. Дальнейшие пояснения и анализ можно найти в готовящемся к публикации Отчете о механизме оповещения Европейской комиссии.
[3] См. также рекомендации ЕС для Германии в июле 2019 года (http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-10158-2019-INIT/en/pdf). и Франция (http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-10163-2019-INIT/en/pdf).
Франция-Германия: наглядное сравнение заработной платы в государственном секторе
Опубликовано 18.10.2017
Поделиться ссылками
Мари Аурири и Элоиза Турну
Дебаты о государственных расходах заслуживают точного сравнения. Заработная плата в государственном секторе во Франции была выше, чем в Германии, на пять процентных пунктов ВВП на протяжении более 20 лет. Однако она завышена почти на два процентных пункта из-за того, что работа в больницах не учитывается в Германии как занятость в государственном секторе. Что касается образования, то более одного процентного пункта можно объяснить демографическими и организационными различиями. Тем не менее, для других государственных функций все еще существует значительная разница: Франция тратит на два процентных пункта ВВП больше, чем Германия.
За последние 15 лет удельный вес государственных расходов Франции и Германии в ВВП значительно различается. Разница между двумя странами достигла 13 процентных пунктов ВВП в 2015 г. (57% ВВП во Франции по сравнению с 44% в Германии) после стабильной и относительно небольшой разницы в пять процентных пунктов ВВП между 1996 и 2002 гг. долг, который был одинаковым во Франции и Германии до 2008 года, составлял 96% ВВП во Франции по сравнению с 71% в Германии.
Разбивка разницы в государственных расходах по функциям правительства (Классификация функций правительства Евростата (COFOG) , см. Диаграмму 2a) позволяет сделать несколько выводов. Некоторые различия — образование, здоровье и оборона — оставались стабильными с течением времени. В основном это можно объяснить демографическими факторами и различными затратами, которые несет государственный или частный сектор (см. Rue de la Banque No. 46). С другой стороны, шесть процентных пунктов ВВП приходится на социальную защиту. За последние 15 лет эффект ножниц на расходы на пенсии, пособия по безработице и расходы на жилье привел к увеличению разницы между двумя странами, отчасти из-за обширных реформ, проведенных в Германии в 2000-х годах (Riester, Hartz и т. д.).
Заработная плата в государственном секторе: значительная разница, но частично завышенная
Разбивка расходов по типам показывает значительную разницу в заработной плате, которая является квазипостоянной во времени и составляет более пяти процентных пунктов ВВП (см. диаграмму 2b). . В 2015 году компенсация в государственном секторе составила 12,9% ВВП во Франции по сравнению с 7,5% в Германии. Эта разница связана с количеством сотрудников, которых насчитывается 6 миллионов, что составляет 22 % от общей занятости, во Франции на основе концепции гражданской занятости в национальных счетах (более широкое понятие, чем государственная служба, в соответствии с которым экономический критерий связан применяется к финансированию) по сравнению с 4,7 млн, или 11% от общей занятости, в Германии. Перекрестная проверка с разбивкой по государственным функциям показывает, что более высокая компенсация в государственном секторе во Франции касается каждой области государственного вмешательства (см. диаграмму 1).
При анализе этих различий необходимо учитывать несколько факторов. Например, по всей видимости, аутсорсинг или использование субподрядчиков снижает расходы на заработную плату, но они остаются затратами для государства. Кроме того, некоторые бухгалтерские классификации (см. ниже) могут усложнить сравнение между Францией и Германией.
60% разницы в расходах на здравоохранение и образование легко объяснимо
Во Франции почти половина фонда заработной платы приходится на секторы здравоохранения и образования, которые составляют 60% разницы между Францией и Германией.
Хотя государственные расходы на здравоохранение в этих двух странах относительно схожи, во Франции почти 30% этих расходов направляется на оплату труда работников (в основном работников больниц), тогда как в Германии эта доля намного ниже и составляет 6%. Это связано с бухгалтерской классификацией государственных больниц в Германии, где они классифицируются как нефинансовые корпорации в национальных счетах Германии, поскольку в соответствии с немецкой ценовой системой больницы классифицируются как рыночные производители. Такой подход к бухгалтерскому учету отражен в разбивке расходов по типам: во Франции фонд заработной платы больше, а в Германии больше пособий в натуральной форме. На самом деле расходы на больницы в Германии по-прежнему в значительной степени покрываются государственными расходами за счет государственного финансирования (субсидии или трансферты больницам) и из-за того, что расходы на стационарное лечение покрываются системой государственного медицинского страхования (социальные трансферты в натуральной форме). Когда расходы больниц корректируются с учетом этих несоответствий в учете, разница в фонде заработной платы в государственном секторе сокращается примерно на два процентных пункта ВВП.
Что касается образования, то заработная плата составляет значительную часть государственных расходов. Во Франции с более молодым населением и иной организацией дошкольного образования рост расходов на образование неизбежен (см. Rue de la Banque No. 46). Кроме того, Германия в большей степени полагается на аутсорсинг, что отражено в счетах более значительной долей промежуточного потребления.
Остаточная разница в расходах в размере двух процентных пунктов ВВП на каждую из других государственных функций
Даже с учетом упомянутых выше поправок, Германия с меньшим количеством работников в государственном секторе тратит меньше средств на заработную плату в государственном секторе, чем Франция.
Сравнение работников государственного сектора на основе статистических классификаций экономической деятельности NACE в Европейском союзе подтверждает эту разницу, помимо институционального статуса и исключая здравоохранение и образование. Раздел O (Государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение), в частности, включает общее государственное управление, оборону, правосудие и судебную деятельность, а также полицию (включая любые частные органы, если они несут ответственность за типичную деятельность государственного управления). Согласно этой классификации, занятость в государственном управлении в 2015 году составила 9% от общей занятости во Франции и 7% в Германии.
Leave a Reply