Немцы больше не готовы принимать беженцев? О чем спор в ФРГ – DW – 09.05.2023
ОбществоГермания
Михаил Бушуев
9 мая 2023 г.
Пока власти Германии спорят о финансировании нужд беженцев, опросы показывают, что население становится все менее готовым принимать беженцев. Но есть нюансы. И о них в том числе пойдет речь на миграционном саммите.
https://p.dw.com/p/4R3f6
Место размещения беженцев в Берлине на месте бывшего аэропорта ТемпельхофФото: Bernd von Jutrczenka/dpa/picture allianceРеклама
В среду, 10 мая, правительство ФРГ и главы федеральных земель собираются на специально созванный саммит, чтобы обсудить распределение финансовой нагрузки по приему беженцев и другие темы, связанные с миграцией в Германию. Одна из целей саммита — разрешить спор между федеральным центром и землями, которые на фоне растущих расходов хотят переложить часть бремени на власти в Берлине. Перед встречей стороны далеки от компромисса.
Об этом можно сделать вывод из проекта декларации по итогам саммита, который оказался в руках журналистов ARD. Согласно ему, Федеральное правительство Германии отказывается выделять федеральным землям больше денег, чем уже ранее пообещало (а именно 2,75 миллиарда евро). Объясняют отказ власти в Берлине тем, что федеральный бюджет и так сверстан с дефицитом, тогда как земельные бюджеты, наоборот, — с профицитом. Помимо этого, кабинет министров ФРГ косвенно упрекает руководителей земельных правительств в том, что они не доводят часть федеральных средств до конечных получателей, а именно городских муниципалитетов и местных самоуправлений.
Очередь перед центром приема беженцев в Берлине в марте 2022 годаФото: Jens Schicke/IMAGO
Консенсус по денежному вопросу, по мнению наблюдателей, найти будет сложно, а вот о нефинансовых мерах по преодолению миграционного кризиса стороны, как ожидается, договорятся. Речь идет, в целом, об ужесточении нынешнего порядка предоставления убежища в ФРГ — упрощении законодательных рамок, которые затрудняли депортацию тех, кому в убежище было отказано, ускорении обработки судебных исков по факту отказа в убежище и расширении списка стран, куда депортация беженцев считается безопасной. В этот список, согласно планам правительства ФРГ, должны войти Грузия и Молдова. Также больше полномочий должна будет получить полиция — для проведения обысков у тех, кого власти намерены выслать из страны. План саммита предусматривает и то, что будет дан «зеленый свет» для ускорения дигитализации всего процесса рассмотрения заявок на предоставление убежища, чтобы ускорить их обработку.
Население ФРГ все критичнее к курсу властей и к приему беженцев
Саммит проходит на фоне растущей критики населения Германии в адрес правящей коалиции, и в частности, недовольства тем, что власти, по мнению избирателей, уделяют слишком мало внимания проблемам, возникшим в результате значительного притока мигрантов в Германию. Об этом свидетельствуют, в частности, данные опубликованного 4 мая опроса Deutschlandtrend, проведенного социологическим институтом dimap по заказу медиакомпании ARD.
«Растущим беспокойством» описывают эти настроения социологи из института изучения общественного мнения Allensbach, которые, также, как и Deutschlandtrend, зафиксировали «убежденность жителей ФРГ, что страна достигла предела по приему беженцев». Последняя волна миграции принесла в страну, по статистическим подсчетам, почти 1,3 миллиона мигрантов, из которых около миллиона — это граждане Украины. И эту волну ощутило на себе большинство немцев — 71 процент респондентов опроса Allensbach указали, что рядом с ними размещают беженцев.
При этом нынешний приток беженцев население Германии беспокоит меньше, чем волна 2015-2016-х годов (39% против 53 процентов), что социологи Allensbach объясняют двумя причинами: во-первых, в Германию прибыли люди, которые «скорее соответствуют представлению о беженцах», а именно женщины с детьми, а во-вторых, беженцев из Украины немцы воспринимают как людей «более близкого им социально-культурного круга», чем беженцев из Сирии, Ирака и Афганистана, которые составляли большинство мигрантов в предыдущую волну миграционного кризиса.
Немцы впервые засомневались в праве на убежище
Тем не менее социологи впервые зафиксировали сомнения немцев в необходимости сохранения права на убежище в Германии в нынешнем виде, хотя даже в период острого миграционного кризиса 2015-2016 годов большинство все еще выступало за сохранение этого права. По данным опроса Allensbach, лишь 39 процентов респондентов поддерживают действующее миграционное законодательство, практически каждый второй (49%) требуют его ужесточения. Именно поэтому меры на саммите по упрощению депортации беженцев, чьи прошения были отклонены, вполне могут вызвать одобрение у населения Германии.
Беженка из Украины: Юлия З. уже работает учительницей в БаварииФото: Privat
Такой же скепсис по отношению к действующей практике приема беженцев зафиксировал и опрос Deutschlandtrend, хотя настроения в нем переданы более дифференцированно. Так, с одной стороны, больше половины опрошенных (52%) хотели бы, чтобы Германия принимала меньше беженцев. В то же время подавляющее большинство респондентов высказались за то, чтобы Германия продолжила принимать беженцев от войн и гражданских конфликтов, жертв голода и стихийных бедствий и жертв политических и религиозных преследований (поддержка — от 84 до 70 процентов).
Экономические беженцы — нет, квалифицированные кадры — да
Из обоих опросов создается однозначная картина — немцы видят от притока мигрантов больше минусов, чем плюсов: 54 процента, по данным Deutschlandtrend и 56% — по данным Allensbach. И хотя в целом немцы испытывают большой скепсис по отношению к шансам прибывших беженцев на трудоустройство, шансы конкретно украинских беженцев они оценивают выше, чем других: 50% против 12%.
При этом значительное большинство участников исследования Deutschlandtrend (61%) против приема иностранцев, приехавших в Германию по экономическим причинам. Но это не означает, что немцы настроены против миграции в принципе, пишут социологи Allensbach в объяснительной части своего опроса. «Население ни в коем случае не настроено в принципе негативно по отношению к притоку мигрантов. Если такой приток ориентирован на интересы страны, то большинство настроено положительно», — говорится в сопроводительной части исследования. Так, 55 процентов респондентов, по данным опроса Allensbach, высказались в пользу такого изменения миграционного законодательства, которое обеспечило легальный статус в ФРГ квалифицированных кадров, пусть и лишь с начальными знаниями немецкого языка и даже при условии, что у них по приезду еще нет рабочего контракта.
Смотрите также:
Беженцы из России и Украины: как они живут рядом в Берлине?
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
Германия трудоустроила каждого восьмого беженца с Украины
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
В мире
21.02.2023 20:15
Поделиться
Василий Федорцев
Власти Германии отчитались о том, что за год в стране было полноценно трудоустроено 65 тысяч украинских беженцев. Еще 21 тысяча получила так называемую «мини-работу», предполагающую частичную занятость и ограниченную зарплату. Отчет, правда, подпортила газета Welt am Sonntag. Ссылаясь на данные Еврокомиссии, издание сообщило, что в Германии официальную работу сейчас имеет только каждый восьмой беженец с Украины, в то время как в Польше и Чехии — каждый пятый, а в Нидерландах — более половины.
Объяснить эту статистику газета не смогла, но предположила, что дело в различных условиях доступа на рынок труда. Немецкий эксперт по труду Томас Либиг в интервью изданию Wirtschaftswoche также не смог дать однозначного объяснения, но предположил, что причин может быть как минимум две. Первая заключается в том, что многие беженцы еще проходят курсы по интеграции и изучению языка и пока не ищут работу. Вторая связана с высоким средним уровнем образования и квалификации украинцев. По данным немецкого Института исследований рынка труда, 72 процента из них имеют высшее образование, и, как отмечает Либиг, поиск подходящей работы для таких кадров «занимает несколько больше времени».
В Германии существует такое понятие как «чрезмерная квалификация», подразумевающее, что образование и навыки претендента на рабочее место выше, чем необходимо. Устроиться на работу «с понижением» можно, но придется объяснять свою мотивацию, и при этом в итоге не исключен отказ — работодатели не слишком охотно берут таких работников, опасаясь, что долго те не задержатся. Кроме того, иностранцам необходимо свой диплом еще подтвердить, так же, как знание языка. Но и после этого нет гарантии получить работу по профессии.
В Германии, например, сейчас крайне востребованы медсестры, при этом высшего образования от них не требуется, но специальные навыки необходимы. Поэтому слова Либига о том, что поиск квалифицированной работы занимает «несколько больше времени», могут вполне означать «очень долго».
При этом сектор теневого трудоустройства в Германии оценивается более чем в 300 миллиардов евро в год, или же почти в 10 процентов от ВВП. И то, что многие мигранты предпочитают именно такую работу, большим секретом не является. Социальная система в Германии устроена так, что получать официальную, но не слишком высокую зарплату в некоторых случаях менее выгодно, чем пособие. «Многие не хотят зарабатывать больше определенного дохода, чтобы продолжать получать госсубсидии на жилье и так далее», — говорит в интервью изданию Merkur владелец небольшой баварской парикмахерской Йоханнес Миттермайер.
Сектор теневого трудоустройства в ФРГ достигает 300 миллиардов евро
Он очень долго пытается найти себе работников, но пока безуспешно. Немцы, по словам Миттермайера, на такую работу идти не хотят из-за низкой оплаты, а мигранты с ходу предлагают договориться «по-черному» — чтобы получать и зарплату, и пособие.
Повысить же зарплаты немецкий малый и средний бизнес не в состоянии, поскольку это сразу же отразится на ценах для клиентов, а значит, и на конкурентоспособности.
Российская газета — Федеральный выпуск: №39(8984)
Поделиться
ГерманияБеженцы в Европе
Правительство Германии соглашается платить больше за беженцев – DW – 11.05.2023
MigrationGermany
Опубликовано 10 мая 2023
Федеральное правительство уступило требованиям штатов платить больше на поддержку растущего числа беженцев.
https://p.dw.com/p/4RA0G
Канцлер Олаф Шольц провел встречу со своим кабинетом и главами 16 федеральных земель Германии Изображение: Bernd von Jutrczenka/dpa/picture Alliance Реклама
Федеральное правительство Германии и 16 земель согласовали ряд новых мер по борьбе с увеличением числа беженцев на встрече в среду, которая длилась до вечера.
Федеральное правительство во главе с канцлером Олафом Шольцем увеличит единовременную сумму, выплачиваемую правительствам 16 штатов для решения проблемы беженцев, на 1 миллиард евро (1,1 миллиарда долларов) к 2023 году.
Однако правительство Шольца до сих пор отказывается подчиняться на требование штатов о выплате единовременной выплаты в размере 1000 евро на каждого беженца, что, по словам штатов, предотвратит дальнейшие дебаты, поскольку оно также покроет любое увеличение числа людей, ищущих убежища.
Федеральное правительство и штаты также договорились модернизировать свои ИТ-системы, чтобы ускорить рассмотрение заявлений о предоставлении убежища, которые в настоящее время занимают в среднем 26 месяцев.
Успешные заявители будут иметь более быстрый путь к убежищу, а неудачные заявители могут быть депортированы быстрее.
«Контроль и ограничение нелегальной миграции» является приоритетом для Германии, сказал Шольц.
Берлин и другие земли построили временное жилье, чтобы справиться с увеличением числа просителей убежища Изображение: Маркус Шрайбер/AP Photo/picture Alliance
Шольц добавил, что федеральное правительство стремится заключить сделки с несколькими странами, которые открыли бы пути для определенного количества «квалифицированных сотрудников» для миграции в Германию в обмен на депортацию нелегальных мигранты, заявления которых были отклонены, возвращаются в страны их происхождения.
За первые четыре месяца 2023 года в Германии было подано более 101 000 заявлений о предоставлении убежища – это на 78 % больше, чем за тот же период прошлого года.
Впереди месяцы переговоров
Несмотря на прогресс по некоторым вопросам, встреча не привела к заключению долгосрочной сделки по финансированию.
В преддверии встречи руководители правительств земель Германии потребовали от национального правительства дополнительных федеральных средств для помощи в размещении беженцев и просителей убежища.
Федеральное правительство и, в частности, министр финансов Кристиан Линднер из ориентированных на бизнес неолиберальных свободных демократов (СвДП) утверждали, что Берлин уже вносит щедрый вклад в покрытие расходов.
Линднер и другие, такие как министр внутренних дел Нэнси Файзер, также указали на продолжающиеся переговоры на уровне ЕС о новых процедурах предоставления убежища, которые, вероятно, будут более ограничительными, заявив, что они также должны снизить финансовое бремя в будущем.
Ожидается, что решение о постоянной схеме долгосрочного финансирования будет принято в ноябре.
Штаты призывают к большей и более гибкой федеральной помощи
Тем не менее, земли Германии призывают к принятию так называемой системы, которая может «дышать». Под этим региональные правительства имеют в виду, что вместо того, чтобы федеральные фонды для земель Германии согласовывались на фиксированные периоды времени (обычно один год), они должны быть гибкими и должны автоматически увеличиваться, если количество прибывающих людей увеличивается.
Это следует за более высоким, чем ожидалось, числом просителей убежища в Европе в 2022 году, что в немалой степени связано с сочетанием вторжения России в Украину и снятием большинства ограничений на поездки через границу, связанных с COVID-19. .
16 землям часто трудно прийти к консенсусу для переговоров с федеральным правительством, учитывая, что все они имеют свои собственные различные коалиции и правительства, противопоставляя консервативные регионы, такие как Бавария и Северный Рейн-Вестфалия (по крайней мере, в настоящее время) против заведомо левые города-государства, такие как Бремен и Берлин.
Как немецкие города справляются с беженцами?
Для просмотра этого видео включите JavaScript и рассмотрите возможность перехода на веб-браузер, поддерживающий видео в формате HTML5. согласовали документ с изложением позиции для представления правительству канцлера Олафа Шольца — документ, в котором, похоже, предвидится, что этот спор будет продолжаться в течение нескольких месяцев.
«Федеральный канцлер и главы правительств штатов снова встретятся не позднее ноября 2023 года, чтобы обсудить конкретную реализацию этой модели», — говорится в их документе.
Штаты определяют четыре области, в которых они надеются на помощь: полная компенсация расходов на проживание и отопление лиц, ищущих убежища, выплаты на душу населения, которые будут расти с увеличением числа, и федеральные взносы на усилия по содействию интеграции ( например, уроки немецкого языка) и для ухода за несопровождаемыми несовершеннолетними.
Министры указывают на новые, вероятно более жесткие правила ЕС
Тем временем министры федерального правительства утверждают, что ЕС в настоящее время находится в процессе более строгого ограничения беженцев на внешней границе блока.
Эти новые правила все еще обсуждаются на уровне ЕС и еще не созрели, чтобы вернуться в законодательный орган Германии для утверждения, но несколько европейских политиков намекнули на некоторые вероятные изменения, которые рассматриваются.
Министр финансов Германии Линднер был одним из них, выступая по немецкому телевидению во вторник вечером перед встречей.
«Я считаю, что для того, чтобы вернуть себе контроль, следует также принять во внимание физическую защиту внешней границы [ЕС]», — сказал Линднер в интервью партнерским вещателям RTL/ntv. Когда его спросили, что именно он имел в виду под физической защитой, он использовал немецкое слово, которое, вероятно, лучше всего переводится как «забор».
Министр внутренних дел Фаезер, социал-демократ, сделал аналогичные комментарии в газетах на выходных. Она сказала Bild am Sonntag , что ЕС должен сделать больше, чтобы попытаться обеспечить, чтобы только люди с реальными шансами на получение убежища пересекали его внешние границы.
«В будущем решения о предоставлении убежища для людей, у которых практически нет шансов получить защиту внутри ЕС, должны приниматься на внешних границах [блока]», — сказал Фаезер. Люди без реальных шансов, например, если они прибыли из страны, которую члены ЕС считают в целом безопасной, и не могут продемонстрировать личную причину бегства, должны «вернуться оттуда в свои дома», сказал Фаезер.
zc, msh/jcg (AFP, dpa, Reuters)
Пока вы здесь: каждый вторник редакторы DW рассказывают о том, что происходит в немецкой политике и обществе. Вы можете подписаться здесь на еженедельную рассылку по электронной почте Berlin Briefing.
Реклама
Пропустить следующий раздел Узнать больше
Узнать больше
Пропустить следующий раздел Главные новости DW Страница 1 из 30001
По оценкам Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев ( UNHCR ), в общей сложности 101 миллион человек во всем мире были насильственно перемещены (по состоянию на июнь 2022 года). В конце 2021 года эта цифра составляла 89 миллионов человек, из которых около 53 миллионов были внутренне перемещенными лицами. В частности, миллионы украинцев, вынужденных покинуть свои дома, а также другие перемещения перемещенных лиц, например, в регионе Сахеля и Мьянме, привели к резкому росту этих цифр в последнее время. Почти половину перемещенных лиц составляют дети и несовершеннолетние, нуждающиеся в особой защите. Основными причинами, по которым люди покидают свои дома или становятся насильственно перемещенными лицами, являются конфликты, преследования и массовые нарушения прав человека. В частности, страны, непосредственно граничащие с зонами конфликтов и, следовательно, являющиеся странами первого приема или странами транзита, несут наибольшее бремя, когда речь идет о перемещении беженцев и перемещенных лиц. Однако другие мотивы, такие как отсутствие экономических перспектив и разрушение государственных структур, могут заставить людей покинуть свои дома. В таких случаях мы говорим о миграции. Мигранты не имеют особого права на защиту, как в случае с беженцами и перемещенными лицами. (Прямые и косвенные) последствия изменения климата также приводят к тому, что все большее число людей покидают свои дома или мигрируют. Только в 2021 году, по оценкам Центра мониторинга внутренних перемещений, произошло 23,7 миллиона новых случаев перемещения из-за изменения климата или стихийных бедствий, из них 5,9 миллиона.миллионов человек, перемещенных на постоянное место жительства.
Чем помогает немецкая внешняя политика?
Германия упорно работает над устранением причин вынужденной миграции и защитой беженцев. Ключевым элементом осторожной внешней политики Германии является принятие на себя более активной роли в укреплении мира и безопасности во всем мире. Дипломатия играет в этом решающую роль. В своих национальных и европейских интересах и в соответствии со своими международными гуманитарными обязательствами Германия также призывает активно управлять миграционными потоками и формировать их. Цель состоит в том, чтобы противодействовать нелегальной миграции и укреплять безопасную, упорядоченную и легальную миграцию.
Аспекты участия Германии во внешней политике включают:
• Предотвращение кризисов: Проекты по предотвращению кризисов помогают гарантировать, что у людей не будет причин покидать свои дома. Наряду с участием в миротворческих миссиях такие проекты включают меры по поддержке проведения реформ полиции в Нигерии или по поддержке инклюзивных выборов на африканском континенте.
• Разрешение кризисов: Внешняя политика Германии активно работает над деэскалацией насильственных конфликтов как на двустороннем, так и на европейском и многостороннем уровне. Стабилизационные проекты, например, в районе/бассейне озера Чад, открыли перед людьми перспективы либо остаться, либо вернуться в конфликтных и постконфликтных ситуациях. Они также восстанавливают безопасную среду и восстанавливают базовое здравоохранение и функционирующую инфраструктуру.
• Предоставление гуманитарной помощи на местах: Германия оказывает непосредственную помощь пострадавшим от кризиса регионам в виде срочного жилья, продуктов питания, медицинского обслуживания и образования. Поддерживая гуманитарные организации ООН, такие как Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев ( UNHCR ) и Всемирную продовольственную программу ( WFP ), а также НПО, Германия помогает облегчить страдания наиболее пострадавших от конфликтов или перемещенных лиц в результате изменения климата или стихийных бедствий. Предоставив 2,57 миллиарда евро, Германия является вторым по величине донором гуманитарной помощи в мире.
• Совместное формирование европейского ответа: Германия находится в постоянном контакте со своими европейскими партнерами с целью достижения совместного решения ситуации с беженцами и миграцией. Основой для этого являются солидарность и общая ответственность. Для этого необходимы как защита внешних границ ЕС, так и индивидуальное партнерство на европейском уровне с ключевыми странами происхождения и транзита. Кроме того, Германия принимает активное участие в приеме беженцев, нуждающихся в особой защите, в рамках ЕС Программа переселения. В 2022 году Германия предоставила до 6000 мест для переселения, схему гуманитарного приема с Турцией и программы для беженцев, проводимые землями.
• Помощь в поиске решений на международном уровне: Германия играет активную роль в содействии более справедливому распределению ответственности на международном уровне для решения и предотвращения крупных и затяжных ситуаций с беженцами и улучшения управления миграцией в рамках Организации Объединенных Наций. , на уровне G20 и G7. В этой связи Германия активно поддерживает осуществление Глобального договора о беженцах (ГДБ) Организации Объединенных Наций, цель которого заключается в обеспечении более справедливого распределения международной ответственности в отношении беженцев, а также Глобального договора о безопасности, Упорядоченная и регулярная миграция (GCM), международная структура для расширения сотрудничества в сфере миграции.
• Информирование людей о бегстве и миграции: Федеральное министерство иностранных дел и его представительства за рубежом предоставляют информацию на местах и по цифровым каналам об опасностях бегства и нелегальной миграции, а также о возможностях легальной миграции. Цель состоит в том, чтобы предоставить информацию о фактических и правовых условиях для беженцев и мигрантов в Германии, противодействуя преднамеренно распространяемой дезинформации, а также слухам. Кроме того, Федеральное министерство иностранных дел поддерживает информационные проекты в странах происхождения и транзита, что позволяет потенциальным мигрантам принимать обоснованные решения .
• Усиление защиты беженцев: Люди, нуждающиеся в защите, должны ее получить. Таким образом, страны, которые принимают особенно большое количество беженцев, должны получить поддержку. С этой целью, например, Германия помогает принимающим странам заботиться о беженцах и мигрантах из Венесуэлы.
Leave a Reply