Россия и Европейский союз — 20 лет спустя
Статья Постоянного представителя России при ЕС В.А.Чижова для журнала «Международная жизнь», июнь 2014 года.
Двадцать лет назад, 24 июня 1994 года на греческом острове Керкира, именуемом также Корфу, было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) Россия-ЕС. Оно вступило в силу тремя годами позже, 1 декабря 1997 года, и действует поныне. Без преувеличения можно сказать, что на рубеже столетий эта прорывная договоренность заложила стабильный договорно-правовой фундамент для всестороннего развития диалога Россия-ЕС в самых различных сферах. Соглашением были созданы предпосылки для построения тесных экономических отношений, включая перспективу формирования зоны свободной торговли, учреждена разветвленная архитектура сотрудничества, а также заданы рамки политического диалога Россия-ЕС.
За истекшие два десятилетия Россия и ЕС провели 32 саммита, пять встреч в формате Правительство России – Еврокомиссия. Было налажено взаимодействие на министерском уровне – первоначально в виде Совета сотрудничества, позднее, по взаимной договоренности, – в более гибком формате Постоянного совета партнерства.
СПС способствовало созданию одного из основных инструментов экономического сотрудничества Россия-ЕС – 13 ныне действующих отраслевых диалогов (помимо диалогов по «горизонтальным» вопросам, затрагивающим проблемы инвестиций, госзакупок и защиты прав интеллектуальной собственности). По двум направлениям, а именно по развитию предпринимательства и делового климата и по интегрированной морской политике, ведется работа на предмет институционализации диалогов. Несколько особняком стоит научно-техническое сотрудничество Россия-ЕС — по структуре оно схоже с диалоговым форматом, но выстраивается на базе отдельного межправительственного Соглашения об НТС от 2000 г. – недавно, кстати, продленного на очередной 5-летний срок. Активно, хотя и вне формальных рамок диалога, развивается сотрудничество в области ветеринарии и фитосанитарии.
Мне довелось быть не только свидетелем, но и непосредственным участником усилий по реализации положений СПС, заключенных в его развитие отраслевых соглашений, а также утвержденных на московском саммите в 2005 г. «дорожных карт» о создании общих пространств Россия-ЕС.
Как представляется, за прошедшие два десятилетия сделано немало. Сегодня Европейский союз является крупнейшим торговым партнером России. В 2013 г. доля ЕС составила 49,4% от общего объема российской внешней торговли. В свою очередь, для ЕС Россия – третий по величине торговый партнер, на которого в 2013 г. пришлось 9,5% внешней торговли ЕС. В 2013 г. товарооборот между Россией и Евросоюзом достиг рекордного уровня в 326,3 млрд. евро – иными словами, примерно миллиарда евро в сутки. За 20 лет, прошедших с подписания СПС, товарооборот увеличился более чем в 10 раз. Нельзя переоценить роль России как ведущего поставщика энергоресурсов в страны ЕС. Россия на треть удовлетворяет потребность ЕС в нефти и природном газе, почти на четверть – в угле и нефтепродуктах. Другого партнера, способного обеспечить гарантированное снабжение энергоресурсами в необходимых объемах, Евросоюз в обозримом будущем не найдет.
Постоянно расширяются деловые, туристические, культурные и научно-академические связи. В 2013 г. границы стран Шенгенского пространства пересекли 6,9 млн. граждан России. Важным вкладом в развитие человеческих контактов стало вступление в силу в 2012 г. соглашения между Россией и Польшей о местном приграничном передвижении.
Параллельно развивается сотрудничество Россия-ЕС по борьбе с транснациональными вызовами и угрозами. Моряки ВМФ России и ВМС стран-членов ЕС, участвующих в операции «Аталанта», вместе несут дежурство в пиратоопасной акватории Аденского залива. Стороны продолжают работу над поиском переговорных решений иранской ядерной проблемы, ближневосточного и приднестровского урегулирования, других региональных кризисов и конфликтов. Авиагруппы МЧС России в координации с профильными структурами ЕС борются с наводнениями и пожарами в европейских странах.
Свидетельств того, что мы неразрывно связаны друг с другом, — не перечесть. Европейский континент немыслим без России, равно как и Россия своими корнями уходит в европейскую цивилизацию. И хотя вот уже веками идут споры о принадлежности России к Европе, об альтернативных путях развития нашей страны, нет сомнений в том, что народы европейского континента неразрывно сплетены миллионами «невидимых нитей» греко-римской и христианской культуры, многовековой истории и общего ценностного наследия. Более того, в качестве важнейших глобальных игроков Россия и ЕС призваны вносить вклад в поддержание международной и региональной безопасности, проецировать мир, процветание и стабильность в прилегающие к нашим границам ареалы.
Вот почему разразившийся кризис на Украине становится сегодня не только проверкой на прочность сложившейся за два десятилетия многоуровневой системы взаимодействия Россия-ЕС, но и «моментом истины» для всего евроатлантического пространства.
Позиция Евросоюза в украинском кризисе, скажем прямо, оказалась далека от духа партнерства и сотрудничества, задуманного авторами Соглашения 1994 г. Преамбулой СПС зафиксирована приверженность сторон «поощрению процесса регионального сотрудничества…между странами бывшего СССР в целях содействия процветанию и стабильности региона». Более того, в подписанной в 2005 г. «дорожной карте» по общему пространству внешней безопасности Россия и ЕС признали важную роль процессов регионального сотрудничества и интеграции, в которых они участвуют, в укреплении безопасности и стабильности. В том же документе они обязались «вносить эффективный вклад в формирование большой Европы без разделительных линий» и в этих целях «активно продвигать… взаимовыгодные процессы регионального сотрудничества и интеграции».
Тем не менее, данные обязательства не помешали руководству ЕС накануне Вильнюсского саммита «Восточного партнерства» (ВП) в ноябре 2013 г. поставить Украину перед искусственным геополитическим выбором между Россией и ЕС. В этих целях была развернута широкомасштабная кампания пропаганды, экономического давления, а подчас и откровенного вмешательства во внутренние дела страны. Когда же в Киеве приняли решение всего-то навсего повременить с подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС, Евросоюз фактически встал на сторону украинской «уличной» оппозиции и тем самым во многом предрешил февральский вооруженный захват власти в стране силами, опирающимися в значительной мере на радикалов. Бросается в глаза лицемерие наших западных партнеров с их снисходительным, сквозь пальцы, отношением к вопиющим нарушениям прав человека и принципов демократии киевскими властями, экстремистам и откровенным неонацистам в их рядах, аплодировавшим массовой бойне в Одессе. Как здесь не вспомнить о пресловутых двойных стандартах и известном иезуитском догмате «цель оправдывает средства»?
На фоне украинских событий становится ясно, что отношения Россия-ЕС действительно нуждаются в критическом переосмыслении. Признаем очевидное: сбой дала концепция «стратегического партнерства», задумывавшаяся с целью облечь плотную ткань нашего взаимодействия в долгосрочные рамки равноправного и взаимовыгодного сближения. Как выяснилось на оселке украинских событий, наши есовские партнеры с самого начала вкладывали в эту концепцию ошибочное понимание. Полагали, будто Россия – якобы в силу отсутствия иных цивилизационных альтернатив – рано или поздно встроится в фарватер есовской политики и, следовательно, ее интересами, в т.ч. на постсоветском пространстве, можно пренебречь. За глаза к нам относились как к нерадивому «абитуриенту», которого необходимо не мытьем, так катаньем подтягивать к есовским нормам, стандартам и ценностям. Расставим все точки над «i» — подобная шаблонная модель в отношениях с Россией не будет работать ни сегодня, ни завтра, ни через десятки лет.
Зададимся вопросом: так уж неожиданным ли стал кризис в наших отношениях с Евросоюзом?
По большому счету нет. Тревожный дрейф в подходах ЕС к России начался задолго до украинского кризиса. Приведу лишь несколько примеров. Когда в 2009 году стараниями двух энтузиастов – министров иностранных дел Польши и Швеции Р. Сикорского и К. Бильдта на свет появилась концепция «Восточного партнерства», нам сразу же стало ясно, что к развитию партнерского сотрудничества с Россией этот есовский проект никакого отношения не имеет, а имеет иных адресатов. Тем не менее, обозначив, что Россия не считает себя объектом этой инициативы, мы искренне выразили нашим стратегическим партнерам готовность рассмотреть конкретные проекты в рамках ВП, которые могли бы оказаться интересными и для России. И что же? – За все эти годы ни единого такого проекта предложено не было. Что не могло не подтвердить наши худшие опасения относительно истинной направленности этого проекта.
Нелишне также вспомнить, что в том же 2009 году был утвержден «Третий энергопакет», преподнесенный Евросоюзом как очередной шаг на пути совершенствования антимонопольного регулирования в энергетической сфере. Как выяснилось, ретроактивные положения «Третьего энергопакета» прямо противоречат статье 34 СПС о неухудшении сторонами условий учреждений и деятельности компаний друг друга, а также ряду двусторонних соглашений России со странами ЕС. Наряду с инициированным затем Еврокомиссией антимонопольным расследованием в отношении работы ОАО «Газпром», шаги ЕС в энергетической сфере не могли не вести к накоплению проблем для российских инвесторов в Европе. И это при том, что Россия, даже в условиях пертурбаций вокруг Украины – и в 2006-м, и в 2009-м, и в нынешнем году, – своими действиями ни разу не давала повода упрекнуть себя в недобросовестном отношении к выполнению контрактных обязательств по снабжению есовских потребителей.
Об одномерном восприятии Евросоюзом стратегического партнерства Россия-ЕС свидетельствует также откровенное заматывание нашими партнерами вопроса реализации разработанного в 2010 г. (кстати, с подачи канцлера Германии А.Меркель) Мезебергского меморандума о формировании Комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности (КВВПБ). Будь этот механизм принятия совместных внешнеполитических решений своевременно внедрен в архитектуру двустороннего взаимодействия, возможно, удалось бы избежать наиболее болезненных последствий украинского кризиса. Аукнулась неготовность наших есовских партнеров выстраивать политическую надстройку стратегического партнерства под стать динамично развивающемуся торгово-экономическому взаимодействию Россия-ЕС.
Вызывает вопросы поспешность Евросоюза в том, чтобы постараться отдать урегулирование внутриполитического кризиса на Украине на откуп заокеанским союзникам. Не секрет, что интересы и мотивы последних далеко не равнозначны есовским. Расчет Вашингтона в украинском вопросе ясен – раскрутив санкционный маховик, втянуть ЕС в экономически проигрышную кампанию по «изоляции» России, посеять нестабильность в ареале нашего «общего соседства», а заодно придать «свежее дыхание» не знающему, чем себя занять после афганской эпопеи Североатлантическому альянсу. Однако мотивы некоторых стран ЕС, готовых пожертвовать забрезжившим восстановлением экономики региона ради выполнения «союзнического долга», вызывают только недоумение. Разве для того мы кропотливо наращивали ткань нашего торгово-инвестиционного взаимодействия, рассматривая его в том числе как политическую «страховочную сетку», чтобы в самый ответственный момент принести в жертву текущей политической конъюнктуре? Анализируя наглядно проявившуюся в ходе нынешних событий внешнеполитическую несамостоятельность есовского Брюсселя, увы, напрашивается вопрос относительно принципиальной способности ЕС стать для России или кого-либо другого в многополярном мире ценным стратегическим партнером.
С другой стороны, говоря о нынешнем «катарсисе» в диалоге Россия-ЕС, отметим и его благотворное влияние: наверное, он позволяет нам переосмыслить роль тех элементов, которые есовцы не хотели или не могли внедрить в механику наших отношений. Симптоматично, что при принятии Евросоветом известных «санкционных» решений именно они в числе первых пошли «под нож».
Речь идет, прежде всего, о давно назревшем упразднении визовых требований при поездках граждан России и ЕС. Слова о том, что сохранение виз между Россией и ЕС являются анахронизмом, слышатся уже не один десяток лет, в том числе из уст руководства Евросоюза. Еще в 2003 году тогдашний Председатель Комиссии ЕС Р. Проди высказал мнение о том, что «отмена виз для граждан России может стать реальностью в течение пяти лет». В том же году лидеры России и ЕС на саммите в юбилейном Санкт-Петербурге обозначили цель отмены виз в качестве долгосрочной перспективы отношений между нашими сторонами.
Россия уже давно готова к введению безвизового режима с Евросоюзом. Для нас очевидно, что любые аргументы в пользу затягивания процесса отмены виз лишены логики, поскольку речь идет не об отмене контроля на границах, а лишь об упразднении морально и финансово обременительных визовых барьеров на пути развития человеческих обменов, экономических связей, для строительства по-настоящему единой Европы. Однако процесс застопорился, причем отнюдь не в связи с кризисом на Украине, к которому формально была «привязана» заморозка визового диалога, а гораздо раньше.
В подтверждение приведу пример работы над поправками к Соглашению об упрощении выдачи виз 2006 г., уже давно практически согласованными. Обновленный документ предусматривает существенное расширение категорий лиц, имеющих право на упрощенный порядок получения виз, в том числе многократных, в число которых включены представители гражданского общества, журналисты, ученые, спортсмены, близкие родственники законно проживающих в наших странах граждан России и ЕС. Однако для принятия решения о подписании модернизированного соглашения в Совете ЕС требуется – замечу, даже не консенсус, а квалифицированное большинство голосов. А вот его не удается набрать уже в течение почти двух лет, и именно этим фактом пользуются некоторые наши партнеры, чтобы обставлять визовые упрощения все новыми «гарантийными» оговорками, пытаться решать вопросы из других сфер отношений Россия-ЕС, играть собственными политическими амбициями. Нас даже пытаются обвинять в том, что столь необходимые людям визовые упрощения якобы стали заложниками интересов неких «привилегированных чиновников». Но на самом деле проблема в том, что не все страны ЕС еще научились доверять своим партнерам, проявлять конструктивный подход в поиске взаимоприемлемых развязок.
Схожая ситуация наблюдается на замороженных ныне односторонним решением ЕС переговорах о заключении Нового базового соглашения Россия-ЕС (НБС). Отмечая двадцатилетие СПС, мы откровенно признаем, что многие его положения устарели и уже не отражают уровня и глубины развития торгово-экономических и политических связей. Ведь за эти 20 лет изменились и Россия, и Евросоюз. Достаточно упомянуть вступление России в ВТО и становление институтов евразийской интеграции, а также вступивший в силу в 2009 г. Лиссабонский договор о реформе ЕС. Именно поэтому лидеры двух сторон пришли к совместному решению о разработке нового юридически обязывающего соглашения.
Не секрет, что у этих переговоров с самого начала была непростая судьба. Россия, со своей стороны, всемерно их продвигала, рассматривая НБС как рамочный, стратегический документ, который определил бы вектор развития нашего взаимодействия, цели на перспективу и способы их достижения.
А что же наши партнеры? Сначала полтора года не могли договориться между собой, согласовывая переговорный мандат, затем дважды подвешивали диалог по НБС – то из-за кризиса на Южном Кавказе в 2008 г., то ввиду нерешенности вопроса присоединения России к ВТО. Наконец, когда наша страна после 17-летнего марафона, пойдя на серьезные компромиссы, все же вступила в ряды ВТО, в ЕС попытались воспользоваться переговорами по НБС с тем, чтобы добиться от нас дополнительных уступок в торгово-экономической сфере – тех, которые они не смогли выторговать на треке ВТО. В этой связи опять-таки впору задаться вопросом, что для наших партнеров первично – разработка прочной нормативно-правовой базы на годы и, возможно, десятилетия вперед или получение краткосрочных экономических дивидендов?
Показательным стало также настороженное отношение ЕС к продвижению интеграционных процессов на пространстве СНГ, включая подписание Россией, Белоруссией и Казахстаном Договора о евразийском экономическом союзе. Кому-то в ЕС, понятное дело, может не нравиться восстановление социально-экономических, инфраструктурных и транспортных связей, сложившихся в тот период, когда наши страны были частью единого государства. Однако это объективные реалии, и с ними надо считаться, – точно так же, как Россия считается с внутренней трансформацией ЕС по итогам нескольких раундов расширения и лиссабонской реформы. В конце концов, при формировании структур евразийской интеграции мы отталкиваемся от жизни, во многом воспроизводя интеграционный опыт самого Евросоюза и учитывая как позитивные, так и негативные его уроки.
В этой связи нельзя не привести достаточно символичный пример. В свое время СССР был настолько непримирим в политике непризнания ЕЭС и, следовательно, глубоких интеграционных процессов на территории Западной Европы, что сотрудникам советских дипмиссий было запрещено даже входить в здание Комиссии ЕС. А проблемы, которые неизбежно возникали в отношениях, приходилось решать в буквальном смысле слова на улице за чашкой кофе. Сейчас об этом смешно вспоминать, но это не анекдот. Помнить об этом было бы небесполезно, поскольку возникает вопрос, не повторяют ли нынешние руководители ЕС ту же ошибку, упорно отказываясь от полновесных контактов с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана и Евразийской экономической комиссией. Убеждены, что логика международных отношений, да и просто здравый смысл рано или поздно все расставят по своим местам и перспектива соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и ЕС станет реальностью.
Как показал украинский кризис, налицо существенный диссонанс между декларативными целями отношений Россия-ЕС, зафиксированными в СПС и других совместных документах, и реальным восприятием России нашими европейскими партнерами. В условиях глобализации, открытости границ и информационной революции они подчас демонстрируют едва ли не большее непонимание мотивов действий России, чем во времена межблоковой конфронтации по линии Запад-Восток. Судя по нашим наблюдениям, многие искренне полагают, будто добровольный выбор крымчан в пользу воссоединения с Россией является «аннексией», а линия Москвы в украинских делах свидетельствует о возрождении неких «имперских амбиций», нацеленных на воссоздание Советского Союза. Досадно, что эти и другие мистификации охотно тиражируют околоесовские СМИ, ныне сорвавшиеся в истеричную антироссийскую кампанию. Подобные надуманные, карикатурные представления друг о друге, пусть и упрощают чью-то «картину мира», но не приближают нас к построению единой Европы, основанной на фундаменте взаимного доверия.
Время покажет, смогут ли Россия и ЕС, наконец, преодолеть примитивную модель отношений «поставщик-потребитель» и перейти на новый, более высокий уровень взаимодействия. Многое будет зависеть от взаимной способности отрешиться от устаревших стереотипов и обоюдной готовности к поиску взаимоприемлемых параметров сотрудничества, в том числе в регионе «общего соседства» на основе принципов, зафиксированных в СПС и «дорожной карте» по общему пространству внешней безопасности.
Повторюсь, что, по моему глубокому убеждению, партнерству России и ЕС в долгосрочной перспективе нет альтернативы. Те, кто сегодня пытается столкнуть нас лбами, неплохо понимают перспективность сопряжения энергетических, торгово-инвестиционных, технологических и интеллектуальных потенциалов двух крупнейших игроков на европейском пространстве. Осознают, чем для их глобальных планов чревато формирование по-настоящему автономного континентального «ядра» от Лиссабона до Владивостока, играющего, помимо прочего, роль связующего звена между центрами экономической и политической мощи в Европе и Азии.
Здесь уместно вспомнить слова В.В. Путина, сказанные на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме в мае с.г. Подтвердив, что Европа – наш традиционный, важнейший торговый, экономический партнер, и что мы искренне хотим, чтобы так было и впредь, российский Президент призвал ЕС, европейские страны «последовательно двигаться в сторону заключения Нового базового соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС».
Рассчитываем, что в Евросоюзе все же возобладают трезвомыслящие силы, осознающие меру своей ответственности за поддержание и укрепление с трудом завоеванного нашими предками мира на континенте. Разумеется, для этого придется покончить с привычным разделением стран на «учителей» и «учеников», отказаться от ущербной санкционной логики и навеянными «холодной войной» приемами «игры с нулевой суммой». В основу нашего взаимодействия должны быть положены принципы равноправия, неделимости безопасности и соблюдения баланса интересов. Следует руководствоваться в отношении друг друга вполне применимой к международным отношениям клятвой Гиппократа – «не навреди». Если в Евросоюзе проявят готовность работать на такой основе, то в ретроспективе 20-летний юбилей Соглашения о партнерстве и сотрудничестве может оказаться точкой отсчета для претворения в жизнь многовековой мечты о единстве Европы.
Евросоюзу пророчат распад на мелкие княжества
Поводом для подобных утверждений стали долгие дискуссии в Евросоюзе по поводу очередного, шестого по счету пакета санкций против России. Его согласовывали целый месяц. Камнем преткновения стало эмбарго на импорт российской нефти. В итоге было решено, что запрет будет распространен на её поставки по морю — в течение шести-восьми месяцев. Ограничению не подлежат поставки по трубопроводам.
Однако, пожалуй, именно сегодня, как никогда ранее, Старый Свет находится в самом большом кризисе с начала своего существования.
Социальные системы ряда государств буквально трещат по швам.
Европейцы проедают те ресурсы, которые унаследовали от предыдущих поколений.
Внутри стран Европы сегодня нет консенсуса не только по антироссийским санкциям, но и по миграционной проблеме, по политике климата, энергообеспечению, либеральным ценностям, по общим финансам, по единой безопасности, по стратегии в отношениях с США и китайской угрозе. У населения целого ряда стран растет страх перед исламизацией континента.
Венгрия, Австрия, Швеция, Чехия, Италия. В Евросоюзе эти страны часто называют политическими изгоями. У каждого – свои доводы для выхода из ЕС.
Венгрия — более остальных стран выступала против эмбарго на импорт российской нефти.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Фото: ТАСС.
В Будапеште небезосновательно считали, что запрет поставок российских энергоносителей нанесет серьезный удар по венгерской экономике.
Австрия еще в 2016 году рассматривала возможность начать процедуру выхода из Евросоюза. Многие граждане Чехии все более разочарованы политикой ЕС, где они теряют не только свою культуру, но и собственную юриспруденцию. Отсюда – настроения чехов покинуть сообщество. Разочарования царят и в Швеции, где число сторонников так называемого Swexit постепенно растет.
Покинуть Eвросоюз гипотетически может и Италия. Евроскептики здесь становятся все более популярными.
В эксклюзивной беседе с AMMIAC. политолог, президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что проблемы Евросоюза возникли не вчера, и они охватывают гораздо более широкий список стран. У каждой из них — собственные проблемы.
«Не будем забывать, что из Евросоюза уже вышла Великобритания. А такие страны, как Греция, Италия, Испания, Португалия находятся в сложном положении из-за большой доли социальных расходов. Ситуация с большим количеством государственных обязательств в прошлом уже приводила к кризису, и это может повториться. А ядро европейского союза — Франция, Германия, страны Бенилюкса, у них — своя проблема, связанная с большими инфляционными составляющими. К тому же – на их плечах «вытягивание» более слабых в экономическом смысле стран».
В свою очередь, другой эксперт, политолог, генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов считает, что выход Великобритании в каком-то смысле укрепил Европейский Союз, поскольку он как раз показал, что такого рода действия осуществлять очень трудно, болезненно и затратно.
«Сейчас совершенно ясно, что Великобритания значительно больше потеряла, чем приобрела, когда вышла из Европейского Союза. И это, скорее, послужило уроком другим потенциальным экзитёрам», —
считает А. Кортунов.
Хотя, Лондон до сих не торопится рассчитаться по счетам. И не скучает по прежним временам. К числу явных плюсов выхода из сообщества эксперты называют восстановление суверенитета, большая часть которого в Евросоюзе передается центральным органам. То есть, с выходом из ЕС страна становится явно более независимой.
Так, вышедшая из сообщества все та же Великобритания провозгласила свою самостоятельную внешнюю политику. И отныне единолично подписывает все торговые соглашения, без оглядки на кого бы то ни было.
В числе недостатков, конечно, потеря свободного доступа к европейским рынкам, ведь теперь Великобритания считается внешней страной в европейских делах.
Есть и другие недостатки. Например, британец, который живет в Испании, более не имеет тех же прав, которые имеет француз, проживающий в Испании. Социальные вопросы, единые пенсионные льготы, возможности трудоустройства – здесь для «кандидата на выход» есть явные потери.
Тем не менее, аналитики уверены: прецедент выхода из сообщества создан, механизмы отработаны. И если кто-то вновь решится покинуть Евросоюз, дорожка уже протоптана. Очевидно, что наработанный опыт, если он вновь понадобится, будет легче британского.
Любопытно, что российские эксперты называют гораздо большее количество стран, готовых выйти из ЕС. В этом, в частности, убежден политолог, и.о. президента Академии геополитических проблем Араик Степанян.
«Польша, например, вышла бы из сообщества с удовольствием. Но ее не пускает Британия. Британцы держат поляков, как своих агентов в Европе. Поляки не хотят отказываться от своей национальной валюты, они не хотят отказываться от национальных ценностей, от своей культуры и так далее. Поляки даже не приняли беженцев из Северной Африки, потому что посчитали: лучше заплатить штраф, чем принять беженцев», —
рассказывает А. Степанян.
Кстати, буквально на днях экс-президент Польши Лех Валенса предложил распустить ЕС и создать новый. Но уже без Венгрии и Польши.
Распадется ли Европейский Союз — вопрос, вовсе, не праздный. Изначально сообщество рассматривалось, в первую очередь, как некий вид экономического союза, эдакая зона беспошлинной торговли. А потом этот союз превратился во все более политическую организацию.
Никто себе даже представить не мог, что странам, вошедшим в ЕС, придется полностью отказаться от своего национального суверенитета.
Бесконечные антироссийские санкции, зеленая энергетика, ювенальная юстиция, гомосексуальные браки, трансгендеры, воинствующий феминизм, беженцы.
Це — Европа. Фото: ТАСС.
Эти и многие другие вопросы все более разрывают страны Евросоюза на части.
Кстати, комментируя введение Евросоюзом очередного, шестого пакета санкций против России, спикер Госдумы Вячеслав Володин сказал, что РФ в связи с запретом продавать нефть на Запад может терять $22 млрд в год, но при этом способна компенсировать эти потери.
Евросоюз же, по словам политика, «будет переплачивать более €250 млрд ежегодно» из-за рекордно высоких цен на энергоресурсы.
Скорый распад Европейского Союза предсказал в свое время и Президент РФ Владимир Путин. По его мнению, Великобритания не станет последней европейской страной, покинувшей сообщество, и вслед за Лондоном на выход из Евросоюза последуют и многие другие государства. Президент России назвал даже примерную дату предполагаемого распада или переформатирования ЕС – 2028 год.
На смену громоздкой, забюрократизированной структуре под названием Европейский Союз, как считают многие российские эксперты и политики, может прийти некое евроазиатское объединение, основанное на чисто экономическом интересе.
В этом случае странам более не придется отказываться от национальных суверенитетов, от национальных производств, от национальной культуры.
Главное – перестать быть политическим инструментом в заокеанских руках. И тогда Европа вновь может стать экономически развитой, с дешевым российским газом. А сотрудничество Европы с Азией только усилит экономический эффект от взаимовыгодного сотрудничества.
Возьмут ли евроскептики верх над атлантистами и глобалистами – покажет самое ближайшее время.
Читайте больше новостей в Телеграм, ВКонтакте, Яндекс Дзен.
Что такое Европейский Союз? Как это работает? Что ты делаешь?
Сопутствующее содержание
Тридцать лет вместе в Европе
Escuchar
Европейский Союз – уникальное политическое и экономическое объединение
Что такое Европейский Союз?
Европейский союз – это экономическое и политическое объединение, состоящее из 27 европейских стран (по состоянию на февраль 2020 г. с выходом Соединенного Королевства), которые делегировали часть своего суверенитета общим институтам для демократического принятия решений по вопросам общего интерес.
Подробнее
12 уроков о Европе , Европейская комиссия
Европейский Союз, что это такое и что он делает?, Европейская комиссия
Страны-члены и страны-кандидаты , Портал Европа
Сборник «100 памятных книг о Европе», Европарламент
Дебаты о будущем ЕС
Европейский Союз в настоящее время переживает неотъемлемые дебаты о своем будущем.
Белая книга о будущем Европы . Европейская комиссия. 2017
Мы говорим о Европе: консультации для граждан . Выводы гражданских дебатов, проведенных в рамках проекта «Гражданские консультации», будут обсуждаться в Европейском Совете в декабре 2018 года.
История Европейского Союза [Хронология] , Портал Европа
Отцы-основатели ЕС , Портал Европа
Договоры , Портал Европа
ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ:
История Европы [Видео] , документальный сериал BBC об истории Европы.
Дополнительные номера
Чтобы узнать больше…
Политика расширения и соседства, Информационные бюллетени Европейского парламента
Образовательные ресурсы по расширениям , LearnEurope: образовательные открытые электронные инструменты. Университет Лериды и УПЦ
Europa Portal Slides
Страны-члены и страны-кандидаты , Portal Europe
Как работает Европейский Союз?
El Европейский совет , который объединяет европейских национальных лидеров, устанавливает общие приоритеты ЕС.
Депутаты Европейского парламента , избираемые гражданами прямым голосованием, представляют граждан Европы.
La Европейская комиссия , члены которой назначаются национальными правительствами, продвигает интересы Европейского Союза.
Совет Европейского Союза , в котором государства-члены представлены через своих министров, вместе с Европейским парламентом выполняет законодательные и бюджетные функции. Правительства защищают в нем национальные интересы своих стран.
УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
El Portal Europe , официальный веб-сайт Европейского Союза, подробно описывает функционирование ЕС и учреждений и организаций, которые его составляют.
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Европейский парламент составляет пояснительные листы о деятельности и политике ЕС. Один из его блоков посвящен функционированию его учреждений.
Право Европейского Союза
Право ЕС бывает двух типов: «основное» и «производное».
Основным законом является обработанный , который составляет основу или основные правила для всех действий ЕС.
Договоры являются обязывающими соглашениями между странами-членами. Они устанавливают цели ЕС, правила, применимые к его институтам, способ принятия решений и отношения между Союзом и его странами-членами. В соответствии с договорами институты ЕС могут принимать законы, которые затем применяются странами-членами.
Вторичное право вытекает из принципов и целей, установленных в договорах, и состоит из правил, директив и решений.
- Регламент : Это обязательные законодательные акты, которые должны применяться на всей территории Союза с момента их опубликования.
- Директивы : Это законодательные акты, в которых устанавливаются цели, которые должны выполняться всеми странами ЕС, но каждая страна должна разработать свои собственные законы о том, как достичь этих целей, то есть они должны быть приняты («транспонированные ») законодательством каждой страны.
- Решения : Они являются обязательными для конкретных получателей, которым они адресованы (страна ЕС или конкретная компания), и имеют прямое действие.
Необязательными правовыми актами являются Рекомендации и Мнения .
Все законы Европейского Союза доступны на портале http://eur-lex.europa.eu .
Как Европейский Союз принимает решения?
Обычная процедура принятия решений в ЕС называется обычная законодательная процедура , ранее известная как «кодовое решение». Он вступил в силу 1 января 2009 г. и стал основной законодательной процедурой системы принятия решений ЕС. С помощью этой системы Лиссабонский договор расширил области, в которых используется совместное решение, что дало больше полномочий Европейскому парламенту. Таким образом, теперь у него больше возможностей заблокировать предложение, если оно не согласовано с Советом ЕС.
Европейская комиссия со своей стороны поддерживает законодательную инициативу и применяет европейское законодательство. Относительно первой статьи 289Договора о функционировании ЕС относится только к следующим законодательным процедурам:
- Обычная законодательная процедура
- специальные законодательные процедуры
Кроме того, Лиссабонский договор ввел «оговорки о пропусках». Они позволяют при определенных условиях распространить обычную законодательную процедуру на области, изначально выходящие за ее рамки.
Существуют и другие законодательные процедуры, такие как консультация, одобрение, инициатива, мнение и т. д.
Обычная законодательная процедура
Обычная законодательная процедура состоит в совместном принятии Европейским парламентом и Советом Европейского союза постановления, директивы или решения. Это повышает демократическую легитимность Европейского Союза, поскольку предполагает вмешательство парламента как созаконодателя. Со временем она стала основной процедурой принятия решений по утверждению правил ЕС.
Соглашение между Парламентом и Советом может быть достигнуто в первом, втором или третьем чтении.
Со своей стороны, Европейская Комиссия имеет право законодательной инициативы перед Парламентом и Советом. Кроме того, четверть государств-членов, Европейский центральный банк и Суд также имеют право инициативы при определенных обстоятельствах.
Лиссабонский договор улучшил процесс принятия решений в Европейском Союзе, расширив:
- случаи, когда в Совете ЕС применяется голосование квалифицированным большинством
- сфера, в которой Европейский парламент действует наравне с Советом в отношении принятия законодательных актов
- обычная законодательная процедура в новые области
Правилом голосования в обычной законодательной процедуре является квалифицированное большинство. Для принятия решений была установлена система двойного большинства, которая достигается, когда она объединяет не менее 55% государств-членов, представляющих не менее 65% населения Европейского Союза.
Если Совет ЕС не принимает решение по предложению Комиссии, квалифицированное большинство достигается, когда оно объединяет не менее 72% государств-членов, представляющих минимум 65% населения.
Также было создано блокирующее меньшинство, состоящее как минимум из четырех государств-членов, представляющих более 35% населения.
Эта новая система голосования применяется с 1 ноября 2014 г.
специальные законодательные процедуры
специальные законодательные процедуры они пытаются сделать процесс принятия решений в ЕС более ясным и эффективным. Как следует из их названия, эти процедуры отменяют обычную законодательную процедуру.
На практике в специальных процедурах Суд ЕС является единственным законодателем. Таким образом, Европейский парламент ограничивает свою роль консультациями или одобрением, в зависимости от случая.
В отличие от обычной процедуры, Договор о функционировании ЕС не содержит конкретного описания специальных законодательных процедур. Поэтому его условия определяются в каждом конкретном случае в статьях договоров о ЕС и о функционировании ЕС, которые предусматривают его применение.
Пункты шлюза
Лиссабонский договор ввел связующие положения, позволяющие использовать обычную законодательную процедуру в областях, где договоры предусматривали особую законодательную процедуру. Кроме того, эти пункты позволяют использовать голосование квалифицированным большинством в актах, которые должны быть приняты единогласно.
Существует несколько типов пунктов шлюза:
- общий, применимый ко всем европейским политикам. Его активация должна быть санкционирована единогласным решением Европейского Совета
- конкретные , зарезервированы для определенных европейских полисов
Особые положения о шлюзе имеют некоторые процедурные особенности по сравнению с общим. Например, национальные парламенты вообще не имеют права оппозиции, признанного общей статьей. В других случаях Совет Европейского Союза может разрешить применение некоторых конкретных положений. Таким образом, условия использования конкретных положений различаются в зависимости от случая и описываются в статьях договоров, предусматривающих их применение.
Можно использовать шесть конкретных пунктов шлюза:
- в многолетней финансовой структуре
- к общей внешней политике и политике безопасности
- судебное сотрудничество по вопросам семейного права. Это единственная страна, в которой национальные парламенты сохраняют за собой право оппозиции
- на расширение сотрудничества в областях, регулируемых единогласно или специальной законодательной процедурой
- по социальным вопросам
- по вопросам окружающей среды
.
Участие национальных парламентов
Хотя они и не участвуют непосредственно в законодательном процессе ЕС, национальные парламенты присоединяются к нему через механизм раннего предупреждения , посредством которого национальные парламенты могут рассматривать законодательные предложения в соответствии с принципом субсидиарности. Этот принцип устанавливает, что ЕС будет действовать (за исключением областей своей исключительной компетенции) только тогда, когда это будет более эффективно, чем вмешательство стран-членов.
Для обеспечения работы механизма раннего предупреждения парламент Испании принял Закон № 22/2009.. В нем парламент адаптировал свои внутренние процедуры к новым руководящим принципам. Это предоставило больше полномочий Объединенному комитету по делам Европейского Союза. Эта комиссия отвечает за контроль за соблюдением принципа субсидиарности ЕС и за представление европейских законодательных предложений в региональные парламенты.
Чем занимается Европейский Союз?
Зарубежная деятельность и сотрудничество в целях развития
Сельское хозяйство и рыболовство
Магазины
Закон
Консумидорес
Культура
Экономика и налогообложение
Образование, обучение, молодежь и спорт
Занятость и социальная политика
Компании
Исследования и инновации
Правосудие и иммиграция
Окружающая среда
Интерьерный рынок
региональная политика
Общественное здравоохранение
Общество информации
Транспорт
ИНОСТРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО ПО РАЗВИТИЮ
(PDF) Руководство по политике ЕС на 2021 год. Политика развития и сотрудничества
(PDF) Руководство по политике ЕС до 2021 г. Внешнее действие Европейского Союза
ЕС по темам: Развитие и сотрудничество. Портал Европа
ЕС по темам: Внешняя политика и политика безопасности. Портал Европа
Синтез европейского законодательства: Разработка. EurLex
Синтез европейского законодательства: Внешняя политика и политика безопасности. EurLex
Синтез европейского законодательства: Международные отношения. EurLex
Европейская служба внешних действий
Европейская комиссия. EuropeAid: международное сотрудничество и развитие
Европейская комиссия. Международное сотрудничество и развитие
Европейская комиссия. Европейская политика соседства
Европейская комиссия. Политика внешней политики и безопасности
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБАЛКА
(PDF) Руководство по политике ЕС 2020. Политика в области сельского хозяйства и рыболовства
ЕС по темам: Сельское хозяйство. Портал Европа
Синтез европейского законодательства: Сельское хозяйство. Еврлекс
Синтез европейского законодательства: рыболовство и морские дела. EurLex
Европейская комиссия. Сельское хозяйство и развитие сельских районов
Европейская комиссия. Рыболовство
Европейская комиссия. Главное управление по морским делам и рыболовству
ТОРГОВЛЯ
ЕС по темам: Торговля. Портал Европа
Синтез европейского законодательства: Внешняя торговля. EurLex
Европейская комиссия. Торговля [RU]
Европейская комиссия. Торговля
Европейская комиссия. Главное управление торговли (DG TRADE)
КОНКУРЕНЦИЯ
(PDF) Руководство ЕС по политике 2021. Политика в области конкуренции
90 003
ЕС по темам: Конкуренция. Портал Европа
Синтез европейского законодательства: Конкуренция. EurLex
Европейская комиссия. Конкурс
Европейская комиссия. Генеральная дирекция по конкуренции (DG COMP)
ПОТРЕБИТЕЛИ
ЕС по темам: Потребители. Портал Европа
Синтез европейского законодательства: Потребители. EurLex
Европейская комиссия. Потребители
Европейская комиссия. Главное управление юстиции и защиты прав потребителей (DG JUST)
КУЛЬТУРА
(PDF) Руководство по политике ЕС 2021. Политика в области культуры
9 0003
ЕС по темам: Культура. Портал Европа
Синтез европейского законодательства: Культура. EurLex
Европейская комиссия. Культура и СМИ
Европейская комиссия. Главное управление образования, молодежи, спорта и культуры
ЭКОНОМИКА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
(PDF) Руководство по политике ЕС 2018. Экономическая, финансовая и фискальная политика
90 002
ЕС по темам: Экономические и денежные дела. Портал Европа
ЕС по теме: Налогообложение. Портал Европа
Синтез европейского законодательства: экономика и валюта. EurLex
Синтез европейского законодательства: Налогообложение. EurLex
Европейская комиссия. Экономика, финансы и евро
Европейская комиссия. Налогообложение
Европейская комиссия. Главное управление по экономическим и финансовым вопросам (DG ECFIN)
Европейская комиссия. Союз финансовой стабильности, финансовых услуг и рынков капитала (DG FISMA)
Европейская комиссия. Главное управление налогообложения и таможенного союза (DG TAXUD)
ОБРАЗОВАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, МОЛОДЕЖЬ И СПОРТ
(PDF) Руководство ЕС по политике 2021. Политика в области образования и обучения
9002 1 (PDF) Руководство по политике ЕС на 2021 год. Sports Policy
(PDF ) Руководство по политике ЕС 2021. Молодежная политика
ЕС по темам: Образование, обучение и молодежь. Портал Европа
ЕС по темам: Спорт. Портал Европа
Синтез европейского законодательства: Образование, обучение, молодежь и спорт. Еврлекс
Европейская комиссия. Образование и образование
Европейская комиссия. Спорт
Европейская комиссия. Молодежь
Исполнительное агентство по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре (EACEA)
Европейская комиссия. Главное управление образования, молодежи, спорта и культуры (DG EAC)
ЗАНЯТОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
(PDF) Руководство ЕС по политике 2021. Социальная политика и политика занятости
ЕС по темам: Занятость и социальные вопросы. Портал Европа
Синтез европейского законодательства: Занятость и социальная политика. EurLex
Европейская комиссия. Занятость и социальные вопросы
Европейская комиссия. Главное управление занятости, социальных дел и социальной интеграции (DG EMPL)
ДЕЛОВАЯ РАБОТА
ЕС по темам: Компания. Портал Европа
Синтез европейского законодательства: Компании. Еврлекс
Европейская комиссия. бизнес и промышленность
Исполнительное агентство по малым и средним предприятиям
Европейская комиссия. Главное управление внутреннего рынка, промышленности, предпринимательства и МСП (DG GROW)
ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИИ
(PDF) Руководство по политике ЕС на 2021 год. Политика исследований и инноваций
ЕС по темам: Исследования и инновации. Портал Европа
Синтез европейского законодательства: Исследования и инновации. Еврлекс
CORDIS: Информационная служба общественных исследований и разработок
Европейская комиссия. Исследования и инновации [EN]
Европейская комиссия. Главное управление исследований и инноваций (RTD)
ПРАВОСУДИЕ И ИММИГРАЦИЯ
(PDF) Руководство ЕС по политике 2021. Юстиция и иммиграционная политика
90 002
ЕС по темам: Правосудие и внутренние дела. Портал Европа
Синтез европейского законодательства: Справедливость, свобода и безопасность. Еврлекс
Книжный магазин ЕС: Публикации ЕС: Убежище и иммиграция
Европейская комиссия. миграция и убежище
Европейская комиссия. границы и безопасность
Европейская комиссия. Правосудие и права человека
Европейская комиссия. Главное управление по миграции и внутренним делам (DG HOME)
Европейская комиссия. Главное управление юстиции и защиты прав потребителей (DG JUST)
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
(PDF) Руководство по политике ЕС 2020. Экологическая политика и меры по борьбе с изменением климата
ЕС по темам: Окружающая среда. Портал Европа
ЕС по темам: Действия для климата. Портал Европы
Краткое изложение европейского законодательства: Окружающая среда и изменение климата. EurLex
Европейская комиссия. Окружающая среда
Европейская комиссия. климатическая деятельность
Европейская комиссия. Генеральный директорат по борьбе с изменением климата (DG CLIMA)
Европейская комиссия. Главное управление окружающей среды (DG ENV)
ВНУТРЕННИЙ РЫНОК
(PDF) Руководство по политике ЕС 2021. Политика внутреннего рынка
ЕС по темам: Единый рынок. Портал Европа
Синтез европейского законодательства: Внутренний рынок. EurLex
Европейская комиссия. единый рынок
Европейская комиссия. Внутренний рынок, промышленность, предпринимательство и МСП
Европейская комиссия. Главное управление внутреннего рынка. Промышленность, предпринимательство и МСП (DG GROW)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
(PDF) Руководство по политике ЕС 2021. Региональная политика
ЕС по темам: Региональная политика. Портал Европа
Синтез европейского законодательства: Региональная политика. EurLex
Европейская комиссия. региональная политика
Европейская комиссия. Главное управление региональной и городской политики (DG REGIO)
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
(PDF) Руководство по политике ЕС до 2021 г. Политика общественного здравоохранения
ЕС по темам: Здоровье. Портал Европа
Синтез европейского законодательства: Здравоохранение. EurLex
Европейская комиссия. Общественное здравоохранение
Европейская комиссия. Главное управление здравоохранения и безопасности пищевых продуктов (DG SANTE)
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
(PDF) Руководство по политике ЕС на 2021 год. Политика информационного общества
(PDF) Руководство по политике ЕС 2021. Политика единого цифрового рынка
Синтез европейского законодательства: аудиовизуальные средства и средства массовой информации. EurLex
Синтез европейского законодательства: информационное общество. EurLex
Европейская комиссия. Единый цифровой рынок [EN]
Европейская комиссия. Главное управление сетей связи, контента и технологий (DG CONNECT)
ТРАНСПОРТ
(PDF) Руководство по политике ЕС до 2021 г. Транспортная политика
ЕС по темам: Транспорт. Портал Европа
Синтез европейского законодательства: Транспорт. EurLex
Европейская комиссия. Транспорт
Европейская комиссия. Главное управление мобильности и транспорта (DG MOVE)
Что Европа делает для меня. Европейский парламент. Страница, разработанная Исследовательской службой Европейского парламента, которая предлагает сотни текстов, иллюстрирующих положительное влияние Европейского Союза на жизнь людей, сгруппированных по темам и по регионам.
Европейский союз
Европейские институты
Европейский парламент
Европейская комиссия
Совет Европейского союза
Европа
Мадрид в мире
Главная — Римский договор
Эврика
EUREKA онлайн-каталог библиотек Совета!
Контакты
- Подключить
- Доступ
908:43 часов
По любым вопросам, комментариям и предложениям обращайтесь к библиотекарю по телефону
Посетите наш веб-сайт для получения дополнительной информации и наш блог для новостей.
Вы можете отправить свои запросы по электронной почте или через онлайн-каталог Eureka.
Читальный зал открыт с понедельника по пятницу с 12:30 до 15:30.
Библиотека находится в здании Юстуса Липсиуса (JL 02 40 GH) возле входа в Фруассар. Для других пользователей, пожалуйста, проверьте полную информацию.
Доступ к ресурсам по подписке может быть ограничен пользователями Совета или пользователями подписавшихся учреждений. Многие публикации доступны в открытом доступе.
Римский договор
Римский договор, или Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, был подписан 25 марта 1957 г. и вступил в силу 1 января 1958 г. Он учредил Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), объединяющее Бельгию, Германию, Францию, Италию. , Люксембург и Нидерланды работать вместе для интеграции и экономического роста посредством торговли, создания общего рынка, основанного на свободном перемещении товаров, людей, услуг и капитала.
Цель ЕЭС состояла в том, чтобы преобразовать условия торговли и производства на территории его 6 государств-членов, а также послужить шагом к более тесному политическому объединению Европы. Договор создал общий рынок, на котором подписавшие его страны договорились постепенно согласовывать свою экономическую политику. Он создал единую экономическую зону со свободной конкуренцией между компаниями и широко запрещенными ограничительными соглашениями и государственными субсидиями, которые могли повлиять на торговлю между 6 странами. Заморские страны и территории шести членов также были включены в эти договоренности в целях содействия их экономическому и социальному развитию. Созданный Таможенный союз отменил квоты и таможенные пошлины между 6 подписавшими его сторонами и установил общий внешний тариф на импорт из-за пределов ЕЭС.
Страны-члены приняли совместную политику: общую сельскохозяйственную политику, общую торговую политику и транспортную политику. Договор позволял в будущем проводить другие совместные политики, если в этом возникнет необходимость.
Leave a Reply