Словения начала свое полугодовое председательство в Совете ЕС
30 июня 2021, 22:02
БРЮССЕЛЬ/ЛЮБЛЯНА, 1 июля. /ТАСС/. Словения начинает в четверг председательство в Совете Евросоюза, которое продлится до 31 декабря 2021 года. Председательство в Совете ЕС осуществляется по принципу ротации. Словения меняет на этом посту Португалию, а через полгода передаст эстафету Франции.
Смена председательства происходит в 00:00 по брюссельскому времени (01:00 мск).
Приоритеты председательства Любляны
Министерство иностранных дел Словении перечисляет в числе основных приоритетов председательства экономическое восстановление Европы после пандемии коронавируса, проведение конференции о будущем Европы, евроинтеграцию западнобалканских государств и повышение уровня глобальной безопасности. Любляна также намерена провести в период своего председательства саммиты ЕС — Западные Балканы, и встречу европейских лидеров с главами стран «Восточного партнерства», запланированную на декабрь.
Балканский тупик
В Совете ЕС Словения намерена приложить особые усилия, чтобы сдвинуть с мертвой точки процесс запуска переговоров о вступлении в ЕС Северной Македонии и Албании. Речь пока идет не об их приеме, а только о начале переговоров, которые, как продемонстрировал пример Турции, могут длиться более 15 лет и не приблизить страну к вступлению в Евросоюз.
Еврокомиссия уже рекомендовала странам ЕС запустить переговоры со Скопье и Тираной, сочтя, что обе страны приложили достаточные усилия на пути реформ и борьбы с коррупцией, а Северная Македония даже пошла на смену названия государства ради застарелого спора с Грецией.
Однако государства ЕС пока не готовы поддержать в Совете ЕС начало этого процесса.
Соседняя Болгария в ноябре 2020 года заблокировала начало переговоров с Северной Македонией выдвинув ряд требований к этой стране. В частности, София отказывается признавать наличие македонского языка, который она считает одним из диалектов болгарского. Кроме того Болгария требует от Македонии отказаться от любых упоминаний о наличии в Болгарии так называемого «македонского национального меньшинства», численность которого оценивается в 1600 человек. В целом, требования Болгарии направлены на исключение возможности будущих территориальных претензий со стороны Скопье и создают ответные предпосылки для территориальных претензий со стороны Софии.
С другой стороны, ряд ведущих государств Евросоюза не согласны с оценкой Еврокомиссии, что эти две страны готовы к вступлению в ЕС. Они считают, что уровень коррупции там еще чрезмерно высок, политическая стабильность недостаточна, а демократические институты слабы. Перспектива их вступления означает также, что число членов ЕС рано или поздно увеличится до 29, то есть роль крупных государств Евросоюза при голосованиях в Совете ЕС вновь снизится.
Скандал в канун председательства
Евродепутат от германской партии «Зеленых» Сергей Лагодинский разместил 29 июня на своей странице в Twitter текст открытого письма пяти членов Европарламента с призывом в адрес руководства Европейской комиссии временно заморозить выделение Словении финансовых дотаций из средств ЕС до назначения Любляной своих представителей в Европейской прокуратуре. Народные избранники обвиняют словенские власти в «нападаках на свободную прессу и гражданское общество, и обструкции правовой системы ЕС», а также призывают главу ЕК Урсулу фон дер Ляйен добиться от Любляны немедленного утверждения кандидатур словенских представителей в прокуратуре ЕС, используя для этого угрозу применения механизма контроля за соблюдением верховенства права при расходовании европейских средств. Правительство Словении объявило об аннулировании процедуры назначения своих представителей в прокуратуре ЕС в связи с «давлением со стороны СМИ и европейских институтов» 27 мая.
Словения в Евросоюзе
Любляна присоединилась к Европейскому союзу 1 мая 2004 года после того, как на референдуме в 2003 году большинство жителей страны высказались в поддержку данного решения. Словения стала первым из государств бывшей Югославии, вошедшей в состав ЕС. В 2007 году республика также присоединилась к Шенгенскому соглашению и зоне евро.
Теги:
Словения
Читайте ТАСС
Новости
Дзен
Приоритеты председательства Словении в Совете ЕС
1 июля Словения вступила на пост страны — председателя Совета Евросоюза, приняв эстафету у Португалии. 31 декабря полномочия председателя перейдут к Франции.
Официальная Любляна обозначила ряд приоритетов, которых намерена придерживаться в период своего председательства в Совете ЕС. Все они направлены на сотрудничество в различных сферах, поддержание мира и стабильности, развитие и укрепление связей между государствами, в том числе и с Россией.
В программе Словении речь идет в основном о практических вещах: дальнейшей борьбе с пандемией, восстановлении экономики, укреплении стабильности, поддержании и улучшении связей с соседями. Отсутствует заидеологизированная риторика, которая могла бы иметь место, перейди председательство в Совете ЕС к одной из стран Восточной Европы. В таком случае непременно была бы упомянута борьба с так называемой российской угрозой. Словения же исходит из действительного положения вещей в Евросоюзе и необходимости решать реальные и назревшие проблемы.
1 июля Словения вступила на пост страны — председателя Совета Евросоюза, приняв эстафету у Португалии. 31 декабря полномочия председателя перейдут к Франции.
Официальная Любляна обозначила ряд приоритетов, которых намерена придерживаться в период своего председательства в Совете ЕС. Все они направлены на сотрудничество в различных сферах, поддержание мира и стабильности, развитие и укрепление связей между государствами, в том числе и с Россией.
Андрей Кортунов:
Россия и Евросоюз: обойдемся без саммитов?
Необходимо отдельно отметить, что традиционно отношения Любляны и Москвы носят дружественный характер, о чем свидетельствуют регулярные контакты на высшем и высоком уровне, а также достаточно активное экономическое сотрудничество. Двусторонние отношения России и Словении продолжают таковыми оставаться даже в период крайне обострившихся отношений Москвы и Брюсселя, где нередко можно наблюдать жесткие антироссийские выпады отдельных государств, а порой — и откровенную русофобскую истерию. Словения же исходит из принципов realpolitik, прагматизма и своих национальных интересов. В конце июня состоялась встреча замминистра иностранных дел РФ А. Грушко с Чрезвычайным и Полномочным Послом Словении в РФ Бранко Раковцем, в ходе которой российская сторона была проинформирована об основных приоритетах Любляны в Евросоюзе на ближайшее полугодие. Обсуждались и отношения по линии Россия — ЕС, а также отношения двух стран.
Итак, какие конкретно приоритеты выделяет Словения на период своего председательства в Совете Евросоюза?
Во-первых, наращивание усилий по борьбе с COVID-19. Речь идет о поддержке систем здравоохранения, наращивании темпов вакцинации населения, контроле за санитарно-эпидемиологическими ограничениями и распространении вируса на территории Евросоюза. Напомним также, что Словения официально одобрила российскую вакцину Sputnik V, шел даже разговор о возможной закупке Любляной нескольких партий российского препарата до одобрения на уровне ЕС, однако на сегодняшний день решение так и не было принято. Возможно, в период председательства Словении мы станем свидетелями подвижек на этом направлении.
Второй приоритет — экономическое восстановление Европы после пандемии коронавируса. Не секрет, что из-за весьма жестких и продолжительных локдаунов в странах Евросоюза на фоне роста заболеваемости COVID-19 стала значительно страдать экономика как отдельных государств-членов Союза, так и всего ЕС. По прогнозам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, восстановления европейской экономики и ее возвращения на допандемийный уровень можно ожидать не ранее чем через полтора года. Словения намерена одновременно проявлять гибкость в борьбе с пандемией коронавируса там, где это возможно, но в то же время работать на опережение, чтобы не допустить четвертой волны эпидемии в Европе и дальнейшей деградации экономики, о чем заявил премьер-министр Словении Янез Янша, выступая в Европарламенте.
Андрей Кортунов:
Вызовы «европейскому проекту»: взгляд из России
Третий пункт в списке приоритетов — продвижение переговоров о евроинтеграции стран Западных Балкан: Черногории, Албании, Северной Македонии. Речь в данном случае не идет о Сербии, поскольку Белград, несмотря на «европейский путь», пытается проводить политику многовекторности, активно сотрудничая с Россией и Китаем по отдельным вопросам. Ситуация также осложняется отказом Сербии признать независимость Косово и присоединиться к антироссийским санкциям со стороны ЕС. Что касается ранее перечисленных государств, то Любляна заинтересована в том, чтобы помочь сдвинуть с мертвой точки вопрос о принятии в состав ЕС соседей по бывшей Югославии (Черногория, Северная Македония) и региону (Албания). Вопрос явно затягивается на фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса, миграционным кризисом в Евросоюзе и рядом других проблем. На этом фоне ЕС пока не готов на быстрое принятие этих государств в свой состав. В период своего председательства Словения планирует провести саммит ЕС — Западные Балканы, а также встречу европейских лидеров с главами стран Восточного партнерства, намеченную на декабрь. Все это дает понять, что Любляна намерена поддерживать и активизировать там, где это возможно, диалог с государствами-кандидатами и партнерами ЕС.
Наконец, немаловажный приоритет — проведение конференции о будущем Европы и повышение уровня глобальной безопасности. Следование ему означает создание площадки для общеевропейских дебатов, где планируется обсудить будущее ЕС: проблемы, пути их решения, основные направления и сферы сотрудничества на ближайшую перспективу. Речь идет и об укреплении европейских ценностей, прав и свобод человека. Будет подниматься вопрос и об активизации сотрудничества с США. Все вкупе должно способствовать надежному и безопасному Евросоюзу, «способному обеспечить безопасность и стабильность в соседних регионах».
В программе Словении речь идет в основном о практических вещах: дальнейшей борьбе с пандемией, восстановлении экономики, укреплении стабильности, поддержании и улучшении связей с соседями. Отсутствует заидеологизированная риторика, которая могла бы иметь место, перейди председательство в Совете ЕС к одной из стран Восточной Европы. В таком случае непременно была бы упомянута борьба с так называемой российской угрозой. Словения же исходит из действительного положения вещей в Евросоюзе и необходимости решать реальные и назревшие проблемы.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Словения страновой профиль — BBC News
Опубликовано
города и короткая Адриатика береговая линия.
Словения стала первой бывшей югославской республикой, присоединившейся к Европейскому союзу в мае 2004 года – вскоре после вступления в НАТО.
В отличие от Хорватии или Боснии и Герцеговины, независимость Словении от Югославии была завоевана быстро, с относительно небольшим количеством смертей. Страна также нашла переход от государственной экономики к свободному рынку более легким, чем большинство.
Словения, долгое время считавшаяся одним из самых успешных новых членов ЕС, пережила глубокую рецессию из-за европейского финансового кризиса 2012 года. Это вызвало массовые протесты против коррупции и неэффективного управления экономикой со стороны сменявших друг друга правительств.
- Подробнее о странах — Профили BBC Monitoring
РЕСПУБЛИКА СЛОВЕНИЯ: ФАКТЫ
- Столица: Любляна
- Площадь: 78 871 кв. км
- Население: 2,1 миллиона
- Языки: словенский, итальянский, венгерский
- ЛИДЕРЫ
Президент: Наташа Пирц Мусар
Источник изображения, Getty Images
Наташа Пирц Мусар — первая женщина-президент Словении. Она набрала 54% голосов во втором туре президентских выборов в стране 13 ноября 2022 года. Ее соперник, правый политик и бывший министр иностранных дел Анзе Логар набрал 46% голосов.
Юрист и бывший журналист Пирц Мусар сказала, что ее «первой задачей будет начать диалог между всеми словенцами», и поклялась, что сделает все возможное, чтобы «действительно быть президентом для всех». Права человека, верховенство закона и вопросы социального обеспечения были в центре ее кампании.
Роль президента в значительной степени носит церемониальный характер, но он несет ответственность за оборону и иностранные дела.
Премьер-министр: Роберт Голоб
Источник изображения, Getty Images
г. Роберт Голоб неожиданно одержал победу над ветераном правого популизма премьер-министром Янесом Янса на парламентских выборах в апреле 2022 года. Его Движение за зеленую свободу сформировало коалицию с социал-демократами и левыми и обязалось сосредоточиться на экологических проблемах, а также рост цен на продукты питания и энергоносители.
СМИ
Источник изображения, Getty Images
Средства массовой информации Словении разнообразны и свободны. Основные бумаги находятся в частной собственности.
Сектор вещания представляет собой смесь государственной и частной собственности. Многие домохозяйства подключены к кабельному, спутниковому или интернет-телевидению (IPTV). Существует передовая сеть цифрового наземного телевидения (DTT).
- Читать полный профиль
ХРОНОЛОГИЯ
Источник изображения, Getty Images 3 Некоторые ключевые даты в истории Словении: г.
1-5 вв. н.э. — Область является частью Римской империи.
6 век — Славянские племена мигрируют в регион.
в. 750 — Район попадает под власть баварцев, которые начали распространять христианство.
в. 790 — Регион включен в состав Каролингской империи.
955 — Император Оттон I побеждает мадьяр при Лехфельде. Словенская территория становится пограничным регионом Священной Римской империи.
14 век — Большая часть Словакии становится наследственной землей монархии Габсбургов.
XIX век — Растущий национализм, а также югославизм, подчеркивающий единство всех южнославянских народов, распространяется как реакция на пангерманский и итальянский национализм.
1914-18 — Во время Первой мировой войны в районе между австро-венгерской и итальянской армиями происходят ожесточенные бои, особенно двенадцать битв при Изонцо.
1918 — После распада Австро-Венгерской империи Словения присоединяется к Королевству сербов, хорватов и словенцев. Позднее королевство стало называться Югославией.
1941 — Словения оккупирована нацистской Германией и Италией во время Второй мировой войны.
1945 — По окончании войны Словения становится составной республикой коммунистической Югославии.
1987-1990 — Словенская весна. Возникает массовое движение за политические реформы.
1990 — Страна меняет название на Республику Словения. Проводит в нем первые демократические выборы.
1991 — Словения вместе с Хорватией объявляет о своей независимости. Югославская армия вторгается, что приводит к Десятидневной войне. Около 65 человек убиты до того, как ЕС посредничал в прекращении огня. Югославская армия отступает.
2004 — Словения присоединяется к Европейскому Союзу.
2011-13 — Массовые протесты против коррупции и неэффективного управления финансами во время кризиса суверенного долга в Европе.
Источник изображения, Getty Images
Подпись к изображению,
Словения стала частью пути, по которому мигранты направлялись в Северную Европу в 2015–2016 годах
BBC не несет ответственности за содержание внешних сайтов.
221. Юго-восточное расширение Европейского Союза: что поставлено на карту для Хорватии и Словении
Когда Хорватия и Словения провозгласили независимость от Союзной Республики Югославии в 1991 году, они превзошли все другие югославские республики в своей готовности вступить в европейские институты, благодаря своему габсбургскому наследию, географическому положению и развитым гражданским и предпринимательским традициям. Лидеры движений за независимость обеих стран в эйфории заявили о своем «возвращении в Европу» после того, как оказались в «заложниках» балканских федераций.
Тем не менее, почти десять лет спустя Хорватия и Словения находятся в совершенно разных позициях, в значительной степени из-за крайних различий в продолжительности и интенсивности их войн за отделение от Югославии. Словения была одной из первых пяти стран Центральной и Восточной Европы, начавших переговоры с ЕС в 1998 г., имеет самый высокий ВВП среди всех государств-претендентов (70 процентов от среднего показателя по ЕС, почти на одном уровне с беднейшими странами-членами) и, как правило, приветствуется. как региональная история успеха. Хорватия сделала свой первый шаг к членству в ЕС, начав переговоры о стабилизации и соглашении об ассоциации в ноябре 2000 года. Ужасная репутация бывшего президента Хорватии Франьо Туджмана в области прав человека, вмешательство в дела Боснии и Герцеговины и отказ в полной мере сотрудничать с Международным уголовным трибуналом по бывшей Югославии ( МТБЮ) сделал Хорватию изгоем для большинства 1990-х годов и опустошили его экономику.
Хорватия и Словения в настоящее время сталкиваются с очень разными проблемами европейской интеграции. В последнем раунде отчетов о ходе вступления в ЕС Европейская комиссия обвинила Словению в медленных темпах приватизации, денационализации и прямых иностранных инвестиций и призвала к реформе государственного управления и ужесточению пограничного контроля. Администрация после Туджмана работала над улучшением своего положения в ЕС, признавая территориальную целостность Боснии и Герцеговины, принимая парламентское законодательство, обязывающее сотрудничать с МТБЮ, и содействуя возвращению сербских беженцев в Хорватию.
Переосмысление суверенитета в Хорватии и Словении
Как и другие государства Центральной и Восточной Европы, Хорватия и Словения готовы принять исключительное внешнее влияние на свои внутренние дела, чтобы получить членство в европейских организациях. Если суверенитет определяется как внешне признанное право политического образования на осуществление окончательной власти в своих собственных делах, правящие элиты обеих стран отказались от части своего суверенитета в пользу Брюсселя. Процесс вступления в ЕС требует, чтобы государства-кандидаты согласились полностью соблюдать более 80 000 страниц законов и правил тридцати различных «глав» acquis communautaire. Процесс ассоциации и стабилизации, специально разработанный ЕС в 1999 для балканских государств Албании, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Македонии и СРЮ, требует от государств признать территориальный суверенитет друг друга, решить все нерешенные вопросы правопреемства и обеспечить возвращение беженцев до начала официальных переговоров с Брюсселем.
До сих пор ЕС полагался на заслуживающее доверия предложение о членстве, чтобы придать достаточно сильный импульс реформам в государствах-кандидатах, таких как Словения. Поскольку большинство основных политических партий и большинство их избирателей (66,5% высказались в пользу членства в ЕС в недавних опросах общественного мнения) поддерживают членство в Европейском союзе, такого рода пассивные рычаги были достаточной стратегией, чтобы мотивировать большинство элит соблюдать требования ЕС. . Действительно, это соблюдение часто было добровольным, поскольку многие требования acquis дублируют экономические и политические реформы, начатые до того, как Словения вступила в переговоры о присоединении. Но требования aquis также послужили мощным стимулом, заставившим правящие элиты инициировать реформы, малопривлекательные для общества, такие как законы о защите меньшинств, или отмену законов, пользующихся широкой общественной поддержкой, таких как запрет на покупку земли иностранцами.
Однако пассивные рычаги часто оказывались недостаточными, чтобы убедить националистических лидеров, таких как Туджман, игнорировать внутренние издержки сотрудничества с ЕС. Поскольку Туджман позиционировал себя как отец хорватской суверенной нации и защитник хорватских национальных интересов, любой отказ от суверенитета перед ЕС вызывал негативную реакцию со стороны союзников-националистов. Однако, если Туджман уступил этому националистическому давлению, он подвергся нападкам со стороны либералов, которые утверждали, что его антизападная политика угрожает изолировать Хорватию от международного сообщества. Известный лидер либеральной оппозиции Владо Готовац получил предупреждение в 1996, что «Франьо Туджман, как главный герой балканской антиевропейской политики, загнал нас в глубокую изоляцию, оставив нас безнадежно привязанными к Балканам».
Перед новым хорватским режимом стоит аналогичная дилемма. Действия премьер-министра Ивицы Рачана и президента Стипе Месича сдерживаются свергнутыми националистами, радикальными политическими союзниками и слоями общества, которые изображают свое расширение сотрудничества с ЕС как потворство капризам Запада. Хорватское правительство должно реагировать на внешние требования европейского сообщества и одновременно смягчать внутреннее давление внутренних сторонников жесткой линии. Это конкурирующее давление привело к действиям, которые иногда кажутся наблюдателям хорватской политики непоследовательными, поскольку они иногда способствуют, а иногда препятствуют процессу европейской интеграции. Один вид риторики часто адресован международному сообществу, а другой предназначен для внутреннего потребления.
Этнические националисты в Хорватии выступили против многочисленных попыток нового режима изменить политику Туджмана. Из всех реформ, инициированных новым режимом, две вызвали самую бурную реакцию: 1) расширение сотрудничества с МТБЮ; и 2) участие в балканских региональных ассоциациях.
Хорватия и МТБЮ
Хотя ЕС официально не обусловил вступление Хорватии ее сотрудничеством с МТБЮ, хорваты обоснованно считают, что их статус в глазах Запада зависит от их дальнейшего сотрудничества с Трибуналом. Прошлой весной хорватский парламент принял закон, требующий полного сотрудничества Хорватии с Гаагой, включая экстрадицию всех обвиняемых в совершении военных преступлений. Оппозиция этому закону достигла апогея осенью, когда националистические партии, высшее армейское руководство и группы ветеранов выступили против возможной экстрадиции офицеров, участвовавших в 19-й войне.95 Хорватское наступление в Краине — война, которую большинство хорватов до сих пор считают оборонительной акцией. Даже другие члены коалиции (такие как президент HSLS Дражен Будиса или вице-президент СДП Здравко Томак) критиковали Ракана за обесценивание так называемой «Отечественной войны».
Это противодействие сотрудничеству с МТБЮ усилилось после недавних изменений в Сербии и реакции Запада. Многие хорваты обвиняли Запад в применении двойных стандартов к Хорватии и Сербии. Новое правительство Хорватии, несмотря на сотрудничество с прокуратурой Гааги, сталкивается с дополнительным давлением по выдаче военных преступников, а отказ президента Югославии Коштуницы признать полномочия Трибунала и выдать Милошевича не помешал ООН немедленно признать Югославию. Как заметил бывший президент ХДС Иво Корски:
«Если мы сейчас войдем в Европу, то останемся на ее заднем дворе. Время покажет, что не нужно было быть таким скромным и что цена этой скромности была велика. У Дании есть свои причины, по которым она не приняла евро и Сейчас эти причины обсуждаются.Мы видим, что Белград открыто говорит о том, что он не готов выполнять определенные условия и это соблюдается. Однако, когда Хорватия говорит, что принимает все условия, как тогда мы можем просить кого-либо уважать наши национальные интересы? »
Однако это возмущение было вызвано не только чувством несправедливости. Некоторые хорваты открыто выражают опасения, что, как только Сербия восстановит расположение Запада, Хорватия потеряет свою лидирующую роль в регионе и ассигнования западной помощи Сербии, которая больше, представляет больший стратегический интерес для Запада и более остро нуждается в помощи.
Сотрудничество Хорватии с балканскими ассоциациями
26 мая 1999 г. ЕС ввел новый Процесс стабилизации и ассоциации для Балкан в дополнение к Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы, принятому 10 июня 1999 в Кёльне. ЕС заверил Хорватию в том, что, хотя Процесс требует определенной степени регионального сотрудничества между государствами, переговоры о вступлении будут проходить в тех же двусторонних рамках, что и для других стран-кандидатов.
С тех пор, как хорватская администрация продемонстрировала свою поддержку этим региональным инициативам, согласившись на проведение саммита лидеров Балкан и ЕС в Загребе в ноябре, правые националисты в Хорватии предупредили, что это событие ознаменует возрождение «югославских ассоциаций». Обозреватель «Слободной Далмации» выступил с особенно яростной критикой вершины:
«Мы столкнемся с новым веком королевства сербов и хорватов, минус словенцы плюс пять миллионов албанцев. В этом государстве через десятилетие или два не будет хорватов. Вместо этого у нас будет неопределенное количество жирных «граждане Хорватии», кроткие и безнадежно сетевые подданные большой оруэлловской Европы».
Йозко Ковач, глава Хорватской крестьянской партии, спросил: «Почему ЕС не ведет совместные переговоры с Чехией и Словакией, почему Словения не входит в пакет, почему страны Бенилюкса не входят в пакет?» Он предупредил, что встреча вызвала серьезные волнения среди хорватов, и пообещал, что «мы снова будем защищаться, если это будет необходимо. Возможно, не армейская, а политическая война».
Словения и иностранные иски о собственности
Конкурирующие требования к словенским правящим элитам соблюдать европейские мандаты и умиротворять сторонников жесткой линии проявляются в совершенно ином контексте и в иной степени, чем в Хорватии. Поддержка членства в Европе высока среди основных словенских политических партий и их избирателей. Но, как и в большинстве стран-кандидатов, в Словении членство в ЕС не имеет универсального характера. Призывы защитить словенский суверенитет от посягательств Брюсселя находят значительную поддержку у некоторых словенцев.
Вопрос о том, разрешено ли иностранцам покупать землю в Словении, вызвал наибольшее общественное сопротивление ЕС. В 1997 году Италия пригрозила наложить вето на заявку Словении в ЕС, если они не нарушат конституционный закон, запрещающий иностранное владение землей. Словения уступила требованию Италии, внеся первое изменение в свою конституцию с момента обретения независимости. Недовольство этим эпизодом вновь возникло недавно, когда Австрия потребовала уступок, связанных с реституцией имущества немецкого меньшинства, изгнанного из Словении после Второй мировой войны.
Члены словенской националистической, пенсионерской и реформистской коммунистических партий утверждали, что министр иностранных дел Лойзе Петерле, уступив итальянским, а теперь и австрийским требованиям, «разрушил словенское государство», и потребовали его отстранения от должности. Небольшая коалиция евроскептиков, состоящая из бывших членов первой правящей партии Словении Демос, предупредила, что словенский суверенитет переходит «из Белграда в Брюссель». Другие самопровозглашенные евроскептики выразили большие опасения среди многих словенцев, что свободное движение капитала, обусловленное членством в ЕС, делает Словению уязвимой для продажи своим более крупным и богатым соседям, в результате чего Словения становится «банановой республикой». Или, как выразился другой критик, если австрийские и итальянские меньшинства не смогут получить землю, подав иски о реституции, это всего лишь вопрос лет, прежде чем они смогут просто купить ее.
Сопротивление иностранному владению землей может быть связано с ксенофобскими артикуляциями евроскептицизма. Обособленная защита суверенитета Словении может также придать правдоподобность описанию бывшего посла в Югославии Уоррена Циммермана словенского национализма как «национализма Гарбо». Но это также отражает реальный страх словенцев перед экономической зависимостью. Один из самых видных и уважаемых евроскептиков в Словении, бывший министр финансов и ректор Люблянского университета Йозе Менчингер публично заявляет, что словенцы должны продолжать сопротивляться разрешению иностранных инвестиций в Словению, чтобы предотвратить дешевую распродажу словенского капитала. имущества и избежать турбулентности на своих финансовых рынках. Такие настроения отражаются в общественном мнении. На вопрос, сможет ли Словения успешно развиваться, даже если она не вступит в ЕС, положительно ответили 48 процентов опрошенных в недавнем опросе общественного мнения.
Выводы
Противодействие Европейскому Союзу как в Хорватии, так и в Словении в основном выражалось в политически регрессивных формах. Аргументы против сотрудничества с МТБЮ в Хорватии, продажи земли иностранцам в Словении или сопротивления балканским ассоциациям в обеих странах имеют две общие черты:
- желание защитить целостность территориально определенного суверенного государства; и
- забота о сохранении национальных интересов и, одновременно, существенной национальной идентичности.
Антизападные заявления Воислава Коштуницы, особенно его аргумент о том, что МТБЮ не обладает юридической юрисдикцией в отношении внутренних дел Югославии, основаны на тех же предпосылках. Неудивительно, что некоторые националисты в Хорватии с завистью смотрят на Коштуницу, поскольку, в отличие от уступок Рачана и Месича, он не только мешает МТБЮ, но и не уклоняется от своих националистических принципов.
Такая защита суверенитета, особенно самая резкая разновидность, может показаться анахронизмом в эпоху глобализации и «гуманитарного вмешательства». Как отмечает хорватский социальный критик Борис Буден, несмотря на всю его легалистскую защиту суверенитета, Коштуница должен первым признать, что суверенитет почти утратил свою политическую силу в мире. Тем не менее эти примеры показывают, что эрозия суверенитета как принципа мировой или региональной политики не влечет за собой параллельной эрозии суверенного национального государства как мощного источника коллективной идентичности.
Leave a Reply