II. Порядок получения паспорта военнослужащими, осведомленными в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях \ КонсультантПлюс
II. Порядок получения паспорта военнослужащими,
осведомленными в сведениях особой важности или совершенно
секретных сведениях
3. Для получения паспорта военнослужащие, осведомленные в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, подают в установленном порядке рапорт (приложение к настоящему Порядку) на имя уполномоченного должностного лица.
4. Решение уполномоченного должностного лица на выезд из Российской Федерации и возможности выдачи паспорта или о временном ограничении права военнослужащего на выезд из Российской Федерации <1> принимается на основании документально подтвержденных фактов доступа военнослужащего к сведениям особой важности и (или) совершенно секретным сведениям с учетом актуальности сведений на момент рассмотрения представленного рапорта.
———————————
<1> Далее — «решение».
5. При принятии решения учитываются заключения об осведомленности военнослужащего в сведениях особой важности и (или) совершенно секретных сведениях <1>, которые оформляются согласно формам 17 и 18, предусмотренным Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1.
———————————
<1> Далее — «заключение об осведомленности».
6. Военнослужащий, в отношении которого вынесено решение, знакомится с его содержанием.
7. Решение может быть обжаловано военнослужащим в порядке, установленном статьей 17 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» <1>.
———————————
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 2004, N 27, ст. 2711.
8. В случае если уполномоченным должностным лицом дано разрешение на получение паспорта, завизированный рапорт передается в кадровый орган, а копия подшивается в дело и хранится в режимно-секретном подразделении в течение 10 лет.
9. Кадровый орган представляет сформированный пакет документов военнослужащего в уполномоченное подразделение органов безопасности <1> для согласования.
———————————
<1> Далее — «орган безопасности».
10. После получения согласования от органа безопасности, военнослужащему для получения паспорта выдается справка по форме, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. N 1598 «О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба» <1>, для представления в государственный орган, оформляющий паспорт.
———————————
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 52, ст. 5929; 2008, N 14, ст. 1412.
11. Военнослужащие получают паспорта самостоятельно.
12. Если срок действия паспорта истек, получение нового паспорта осуществляется в порядке, определенном в пунктах 3 — 11 настоящего Порядка.
III. Порядок учета, хранения и выдачи служебных паспортов \ КонсультантПлюс
III. Порядок учета, хранения и выдачи служебных
паспортов
14. Служебные паспорта являются документами строгой отчетности. Командиры (начальники) воинских частей (организаций) учет и хранение служебных паспортов военнослужащих и членов их семей организуют в порядке, установленном для хранения секретных документов.
Служебные паспорта хранятся в отдельных сейфах или несгораемых шкафах, которые опечатываются должностным лицом, непосредственно осуществляющим учет и хранение служебных паспортов. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, к работе со служебными паспортами не допускаются.
15. Учет служебных паспортов производится в Книге учета лиц, выезжающих из Российской Федерации и въезжающих в Российскую Федерацию, их инструктажа, выдачи и приема служебных паспортов (далее именуется — Книга учета), ведущейся по форме согласно приложению N 6 к настоящей Инструкции. Выдача служебного паспорта производится после записи в Книге учета под роспись владельца.
Записи в Книге учета производятся чернилами фиолетового или черного цвета, разборчиво и без помарок. Ошибки исправляются путем зачеркивания неправильных записей и внесения новых, о чем делаются оговорки за подписью лиц, ведущих Книгу учета. Подчистки не допускаются.
16. При первоначальном получении служебного паспорта военнослужащий (член семьи) проверяет правильность внесенных в служебный паспорт сведений и ставит личную подпись в установленном месте служебного паспорта. При обнаружении в служебном паспорте неверных сведений военнослужащему (члену семьи) оформляется другой паспорт.
17. Командиры (начальники) воинских частей (организаций) инструктируют военнослужащих и членов их семей, направляемых в служебные командировки, отпуска, на лечение и по другим обстоятельствам, о порядке пересечения государственных границ и обращения со служебным паспортом, а также осуществляют контроль за своевременным (в пятидневный срок после прибытия) возвращением служебных паспортов на хранение в кадровый орган.
18. В случае утраты служебного паспорта военнослужащий и члены его семьи обязаны доложить об этом рапортом (заявлением) или телеграммой командиру (начальнику) воинской части (организации), который немедленно докладывает о случившемся начальнику регионального управления, пограничной и оперативной группы, командиру (начальнику) воинской части (организации) центрального подчинения.
Кадровые органы регионального управления, пограничной и оперативной группы, воинской части (организации) центрального подчинения об утрате служебного паспорта сообщают письменно в Управление кадров, с указанием его серии и номера, на чье имя и кем выдан, срока действия, внесенных в него лиц, а также места и обстоятельств утраты документа.
19. По каждому случаю утраты служебного паспорта проводится служебное разбирательство.
20. Военнослужащим и членам их семей, утратившим служебные паспорта, новые паспорта выписываются в порядке, изложенном в пунктах 10, 11 настоящей Инструкции.
21. Командиры (начальники) воинских частей (организаций) обязаны организовывать проверки наличия, учета, порядка хранения служебных паспортов, законности их выдачи и своевременности возвращения, а также учет военнослужащих и членов их семей, имеющих служебные паспорта.
Проверки организуются в конце каждого квартала. Для их проведения в воинских частях (организациях) приказами соответствующих командиров (начальников) создаются комиссии, в состав которых включаются в числе других должностных лиц работники секретных отделов (отделений) или лица, занимающиеся вопросами соблюдения режима секретности. Выявленные недостатки и предложения по их устранению отражаются в актах проверки.
Акты проверки утверждаются соответствующими командирами (начальниками) воинских частей (организаций). Члены комиссий несут ответственность за полноту проверки и правильность указанных в акте сведений.
22. Кадровые органы региональных управлений, пограничной и оперативных групп, воинских частей (организаций) центрального подчинения сведения за прошедший год о наличии, учете и движении служебных паспортов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинских частях (организациях), дислоцированных на территории государств СНГ, и членов их семей, согласно приложению N 7 к настоящей Инструкции, включают в обобщенное сообщение о выезде за границу Российской Федерации сотрудников и направляют в Управление кадров ежегодно к 10 января.
Война на Украине грозит последствиями для Приднестровья
Дестабилизация ситуации в Молдове, спровоцированная Россией, может побудить Киев и его союзников раз и навсегда лишить Москву всех рычагов влияния там, очистив самопровозглашенную Приднестровскую республику от российского военного присутствия.
Когда Россия начала войну на Украине, одной из ее необъявленных целей было укрепление своих позиций в отколовшемся молдавском регионе Приднестровье, да и в Молдове в целом. Вместо этого непризнанная республика стала одним из самых уязвимых мест на карте того, что Кремль называет «русским миром». Теперь Москва рискует вообще потерять свой форпост на Днестре.
Не так давно Приднестровье было архетипическим замороженным конфликтом, игравшим на руку Кремлю. Правительство главного города сепаратистского региона Тирасполя давно публично заявило, что Приднестровье является российским и однажды будет официально признано таковым.
На протяжении десятилетий во многом символическое военное присутствие 1500 российских военнослужащих в Приднестровье укрепляло там позиции России. Эти войска состоят из двух компонентов: миротворческого контингента, который находился там в течение тридцати лет, в течение которых конфликт оставался замороженным (чем Москва гордится), и российских войск, оставленных для охраны склада боеприпасов советских времен в приднестровском селе Кобасная, недалеко от границы с Украиной.
На протяжении многих лет в столице Молдовы Кишиневе правительство чередовало пророссийские и проевропейские силы. Москва надеялась, что однажды она сможет использовать Приднестровье, чтобы вернуть всю Молдову на свою сторону, наблюдая за возвращением отколовшейся республики под контроль Кишинева при условии, что она будет иметь особый статус внутри страны. Москва полагала, что, присоединив пророссийский регион к Молдавии, приднестровские избиратели склонят чашу весов в ее пользу и обеспечат, чтобы страной всегда руководило пророссийское правительство, а не продолжалось дрейф в сторону Запада. Вот почему Москва никогда не признавала независимость Приднестровья.
Но теперь, похоже, вторжение Москвы в Украину свело на нет все шансы на то, что Кишинев когда-либо снова повернется к России. В июне этого года Молдова получила статус кандидата в члены ЕС вместе с Украиной. Любое будущее молдавское правительство будет проевропейским.
Еще весной, когда мало кто мог представить, что украинские вооруженные силы смогут остановить продвижение российских войск, не говоря уже о том, чтобы начать собственное контрнаступление, казалось, что после поражения Украины на очереди Приднестровье и Молдавия. Российский генерал-майор Рустам Миннекаев даже публично заявил, что Приднестровье является одной из целей «специальной военной операции» Москвы.
В то время казалось вполне вероятным, что Россия может взять под свой контроль всю южную Украину, предоставив ей коридор вплоть до границ Молдавии. Сегодня, после унизительного отступления России из Харьковской области, о том, чтобы российские войска взяли Одессу и вышли к молдавской границе, уже не может быть и речи.
Вместо этого общая картина для России с каждым днем выглядит все мрачнее. Даже самые ярые патриоты России не отрицают, что их страна потерпела поражение на украинском фронте. В преддверии объявления президентом Владимиром Путиным 21 сентября о частичной мобилизации в российских тюрьмах набирали свежую кровь для пополнения рядов. Донецк и Луганск, спасение которых было одной из предполагаемых целей «операции», обстреливаются сильнее, чем до вторжения России, а местные чиновники взрываются в собственных офисах.
В других сферах, где Россия также претендует на роль гаранта безопасности, не намного лучше. Азербайджан и Армения возобновили свою войну: боевые действия, которые Москва якобы прекратила в 2020 году. Совсем недавно разразился еще один военный конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном, несмотря на то, что оба они входят в возглавляемую Россией Организацию Договора о коллективной безопасности. Эти факторы не могут не сказаться на авторитете и влиянии России на соседей.
На фоне многочисленных дипломатических и военных неудач Москвы Приднестровье становится заманчивой и относительно легкой целью для соседней Украины. Утверждения Киева о том, что его вооруженные силы могут легко взять под контроль самопровозглашенную республику, — больше, чем просто слова.
Там российские войска служат бок о бок с местными жителями: приднестровцами, имеющими российские паспорта. Для последних военная служба больше связана с получением достойной по местным меркам заработной платы, чем с самоидентификацией. Это ставит под сомнение их готовность воевать, тем более, что отправить подкрепление из России было бы трудно: учитывая, что российская армия не смогла прорубить себе коридор через Южную Украину, они не могли бы пробиться туда по суше, а летать на них было бы невозможно. рискуют стать целью ПВО Украины.
Взятие Приднестровья было бы чистой победой Киева. Для начала он мог бы пополнить свой арсенал оружием из Кобасны. Кроме того, это была бы громкая победа над Россией. Потеря форпоста на Днестре будет для Москвы куда более шокирующей и болезненной, чем ее недавнее отступление из Харьковской области.
На данный момент Украина не предприняла никаких конкретных шагов в отношении Приднестровья: максимум, что она сделала, это в частном порядке попросила Молдову открыть второй фронт против России в сепаратистском регионе, на что Кишинев отказался. Но есть признаки того, что Россия планирует устроить переворот в Кишиневе, что может спровоцировать Киев на действия.
Несмотря на то, что с мая он находится под домашним арестом по обвинению в государственной измене и коррупции, давний партнер Кремля в Молдове, бывший президент Игорь Додон, регулярно призывает к массовым акциям протеста, которые могут привести к досрочным президентским выборам. Владимир Воронин тоже хотел бы увидеть.
Беглый политик и бизнесмен Илан Шор пошел еще дальше. Сбежав за границу, чтобы избежать тюремного заключения за мошенничество, он организовал продолжающийся антиправительственный митинг, который начался 18 сентября в центре Кишинева. С заявлениями о том, что соберутся 50 000 человек, с палатками и сценой для выступлений, протесты должны иметь все атрибуты революции.
Фактор, на который опирается Шор, чтобы вывести людей на улицы, — это стоимость российского газа, которая в настоящее время составляет беспрецедентно высокую цену в 1800 долларов за тысячу кубометров в Молдове и привела к росту цен почти на все в обедневшей стране.
Шор, Додон, Воронин и их сторонники утверждают, что страну ждет перспектива очень неудобной зимы, а все потому, что проевропейское правительство Молдовы во главе с президентом Майей Санду поссорилось со своим стратегическим партнером Россией, и ни не хотят, но не могут договориться с Москвой о доступной цене на газ. Если бы они были главными, то, конечно, такой проблемы не было бы.
Россия сделала все возможное, чтобы поддержать такие претензии. Делегация молдавских депутатов от партии «Шор» (названной в честь ее лидера) и Коммунистической партии посетила Москву 9 сентября и встретилась с главой думского комитета по иностранным делам Леонидом Слуцким. По сообщению пресс-службы партии «Шор», среди тем обсуждения был поиск решения по обеспечению Молдовы газом по доступной цене.
Не успели молдаване уехать, как Слуцкий направил Шору официальное письмо с приглашением вернуться для обсуждения дорожной карты решения существующих проблем. Сигнал был четким: Россия готова пойти на компромисс, а нынешнее молдавское правительство — нет, и поэтому его следует обменять на то, что готово. Революционный сценарий, инициированный Шором, предназначен для смены режима, но возможно ли это, еще неизвестно.
Ключевой вопрос заключается в том, насколько далеко готовы зайти Украина, Румыния и Запад в целом, чтобы не допустить возвращения Кишинева в сферу влияния Москвы, особенно пока Россия продолжает войну с Украиной. Ответ невозможно предсказать, но боевые действия в Украине, безусловно, расширили возможности. От нанесения ракетных ударов по Белгородской области России до проникновения в пророссийский анклав в 1000 км от России не такой уж большой скачок.
Есть все шансы, что спровоцированная Россией дестабилизация в Молдавии побудит Киев и его союзников раз и навсегда лишить Москву всех рычагов влияния там, очистив самопровозглашенную Приднестровскую республику от российского военного присутствия там.
Автор:
- Владимир Соловьев
Карнеги не занимает институциональную позицию по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.
Братья по оружию: группа Вагнера и российское государство | Постсоветская почта
Эта статья является частью программы обучения руководителей CSIS Понимание российской армии сегодня .
Российская частная военная компания Группа Вагнера может показаться обычной коммерческой компанией. Однако его управление и операции тесно связаны с российским военным и разведывательным сообществом. Российское правительство сочло, что Вагнер и другие частные военные компании полезны как способ расширить свое влияние за границей без заметности и навязчивости государственных вооруженных сил. В результате «Вагнер» следует рассматривать как доверенную организацию российского государства, а не как частную компанию, продающую услуги на открытом рынке. 1
Историко-правовая основа частных военных компаний в России
Эпоха после окончания холодной войны ознаменовалась возрождением частных охранных компаний (ЧОК) и частных военных компаний (ЧВК). На их услуги часто полагались как государственные, так и негосударственные субъекты, поскольку эти компании более гибкие, дешевые, менее подотчетные и часто гораздо более способные, чем обычные вооруженные силы. В конфликтах 21-го века, особенно в войнах в Афганистане и Ираке, ЧВК привлекались на всех уровнях, от материально-технического обеспечения до высокоинтенсивных операций.
Постсоветская Россия пошла по пути приватизации государственного насилия относительно поздно, в основном из-за внутреннего сопротивления вооруженных сил, а также экономических трудностей. В то время как в стране действуют тысячи частных охранных предприятий, охраняющих инфраструктуру и предоставляющих услуги VIP-охраны, частные военные компании до сих пор не могут быть легально созданы на территории Российской Федерации. Хотя определенные юридические лазейки, которые будут объяснены позже, позволили нескольким компаниям, напоминающим западные ЧВК, действовать в XIX веке.90-х годов российские частные военные компании привлекли внимание всего мира только в 2010-х, в результате их участия в войнах в Сирии и на Украине.
Россия продолжает долгую историю Советского Союза по использованию марионеточных сил за границей. Например, так называемая «Советская добровольческая группа» представляла собой подразделение ВВС, переброшенное в Китай во время Второй китайско-японской войны в 1937 году. Формально все пилоты и техники были добровольцами, и Москва официально отрицала какую-либо связь с ними; на самом деле они принадлежали советским ВВС. Несколько лет спустя, во время Зимней войны против Финляндии, Советский Союз использовал марионеточное правительство промосковского финского политика Отто Вилле Куусинена в качестве прикрытия для своего нападения на Финляндию. Наступательные силы численностью более 400 000 человек номинально принадлежали правительству Куусинена; однако это прикрытие было настолько слабым, что Москва отказалась от него еще до конца войны.
В эпоху холодной войны Советский Союз отправлял тысячи военных специалистов под прикрытием «советников» во многие конфликты по всему миру, прежде всего на Ближний Восток. Советские советники сыграли важную роль в модернизации вооруженных сил Сирии, Египта, Ливии и ряда других государств. В 1990-х годах российские «добровольцы» участвовали в сепаратистских конфликтах Молдовы и Грузии, а российское государство официально отрицало свою причастность к конфликтам и называло их гражданскими войнами.
Совсем недавно российские военные ученые внимательно изучили, как США и их союзники использовали ЧОК и ЧВК в Афганистане и Ираке. Кроме того, Россия имела прямые, хотя и спорадические контакты с западными ЧОК в Афганистане. Сеть торговцев оружием Виктора Бута иногда даже сотрудничала с несколькими ЧОК, оказывая логистические услуги американским силам в Ираке.
Частные военные компании как инструменты влияния
Кремль выработал свой взгляд на ЧВК. Вместо того, чтобы подходить к вопросу с бюджетной точки зрения, а именно, что ЧВК более гибки и дешевле, чем регулярные вооруженные силы, Россия воспринимает их в основном как военно-политические инструменты государственного влияния, которые можно использовать под прикрытием правдоподобного отрицания. Как указывает Анна Борщевская, в 2009 г.несколько подразделений специального назначения Главного разведывательного управления (ГРУ) подчинялись непосредственно начальнику штаба Николаю Макарову. Хотя прямых доказательств нет, эти подразделения, вероятно, предназначались для того, чтобы в будущем стать источником кадров для частных военных компаний. Через год Макаров публично заявил о необходимости использования частных военных компаний «для деликатных миссий за границей». Логика возобладала: когда в апреле 2012 года тогдашнего премьер-министра Владимира Путина в Думе России спросили, поддерживает ли он идею создания сети российских частных военных компаний, он ответил положительно и подчеркнул, что ЧВК могут быть инструментами влияния за рубежом. , позволяющая реализовать национальные интересы без прямого участия государства. В качестве примеров он отметил, что такие компании могли бы обеспечить охрану важных объектов, а также обучение иностранных военнослужащих за рубежом. Правдоподобное отрицание сыграло ключевую роль в рассмотрении Россией вопроса о создании частных военных компаний, основываясь также на богатом историческом опыте Москвы.
Еще одним мотивом использования ЧВК является то, что это позволяет российскому государству скрывать кадровые потери от российской общественности. Поскольку эти формирования формально являются частными компаниями, их потери не учитываются в официальных сводках Минобороны России о количестве погибших и раненых военнослужащих. Таким образом, отчеты Минобороны России о потерях военнослужащих и (военнослужащих) никогда не включают потери, понесенные российскими частными военными компаниями, действовавшими на том же театре военных действий. Та же логика позволяет России отрицать причастность своих доверенных лиц к конфликтам, так как контрактники ЧВК не считаются за военнослужащие. Это важно, потому что оперативники российских ЧВК часто сражаются на передовой и атакуют сложные позиции, поэтому их потери намного выше, чем у регулярных военных.
Правовая основа
Конституция России прямо предусматривает, что все вопросы безопасности и обороны принадлежат исключительно государству. Следовательно, создание частных военных компаний в России является незаконным, несмотря на неоднократные попытки определенных влиятельных групп изменить это. Аргументы в пользу легализации в основном связаны с широкой международной практикой использования ЧВК, которая оправдывает то же самое со стороны России. Однако, по сообщениям СМИ, Министерство обороны, Министерство иностранных дел и другие силовые ведомства категорически против отмены этого запрета.
Однако в российской законодательной системе есть ряд важных лазеек. В то время как отдельные лица не могут служить наемниками, в соответствии с Уголовным кодексом России государственным предприятиям разрешено иметь частные вооруженные силы и фонды безопасности. В сочетании с обычно густой де-факто сетью субподрядчиков это позволяет гражданам России работать в частных военных компаниях, несмотря на номинальный запрет. Еще один обходной путь — регистрация компаний за границей, что позволяет российским властям игнорировать деятельность «иностранной» ЧВК. Как утверждает Кэндис Рондо, вероятная причина, по которой российское государство не настаивает на полной легализации частных военных компаний, заключается в том, что эта юридическая непрозрачность усугубляет общую неопределенность вокруг этих организаций; таким образом, увеличивается свобода маневра государства в их использовании.
На практике правовая среда настолько либеральна, что большинство российских частных военных компаний предпочитают набирать исключительно российских граждан. Между тем, формальный запрет на службу в качестве наемника дает российскому государству сильные правовые рычаги воздействия на оперативников ЧВК, обеспечивая их полное соответствие предпочтениям государства.
Группа Вагнера — далеко не единственная российская частная военная компания. Анна-Мария Дайнер перечисляет несколько других российских частных военных компаний, действовавших за границей, таких как E.N.O.T. Корпорация в Сирии и группа «Феракс» в Ираке, Афганистане, Иракском Курдистане и Шри-Ланке, а также группа «Антитеррор-Орел» и многие другие.
Прямой предшественник Группы Вагнера: Славянский корпус
В соответствии с ограничительной правовой средой и логикой правдоподобного отрицания в 2013 году в Гонконге была создана так называемая Славянский корпус, частная военная компания. двумя сотрудниками традиционной российской ЧОП: Moran Security Group. Однако, согласно норвежскому исследованию, опубликованному в 2020 году, на самом деле сирийское правительство заключило контракт с Moran Security Group на оказание помощи сирийским правительственным силам в борьбе с «Исламским государством». Поскольку сама Моран не справлялась с этой задачей, хотя и действовала в Сирии уже как минимум год, было принято решение о создании новой организации; он стал Славянским корпусом.
Оперативники Славянского корпуса, переброшенные в Сирию в 2013 году. Их задачей было помочь сирийским силам отбить нефтяные объекты у боевиков Исламского государства. Однако возник ряд проблем с координацией и логистикой. Ключевая проблема заключалась в том, что Славянский корпус полагался на сирийское правительство в плане логистики, но вместо обещанного современного оружия получил устаревшее вооружение в недостаточном количестве. Его первый боевой вылет в Сирии завершился эффектным поражением под Дейр-эз-Зуром. Выживших перевезли обратно в Россию, а роту расформировали.
Группа Вагнера и ее связи с российским государством
Частная военная компания Группа Вагнера появилась вскоре после прекращения существования Славянского корпуса. Хотя «Вагнера» часто называют частной компанией, связанной с российским олигархом Евгением Пригожиным, есть несколько факторов, указывающих на то, что эта организация тесно связана с российским государством.
Важная деталь — Группа Вагнера не зарегистрирована ни в России, ни где-либо еще — де-юре , общества не существует. В соответствии с описанной выше логикой двусмысленности российское государство не только терпит, но и во многих случаях активно поддерживает его действия.
Карьера Дмитрия Уткина
Дмитрий Уткин — основатель Группы Вагнер. Ветеран обеих чеченских войн, Уткин служил в ГРУ до 2013 года, после чего командовал отрядом СпН , дослужившись до звания подполковника. В 2013 году уволился со службы и присоединился к Moran Security Group, в рядах которой участвовал в вышеупомянутой неудачной операции Славянского корпуса в Сирии. В 2014 году он ушел из Морана и основал группу Вагнера. Компания была названа в честь его старого позывного «Вагнер». Невозможно проверить, был ли Уткин инициатором создания группы Вагнера или был только подставным лицом для кого-то другого.
Оперативники группы Вагнера, а также сам Уткин участвовали в российских операциях на Украине в 2014 году. В период с 2014 по 2015 год украинская радиоразведка перехватила три телефонных разговора Уткина, подчинявшегося полковнику ГРУ Олегу Иванникову, а также что касается генерал-майора Евгения Никифорова, начальника штаба 58-й -й -й армии России. Эти разговоры указывали на то, что Уткин подчинялся как ГРУ, так и российскому военному командованию. Еще одним показателем очень тесной связи Уткина с российским государством является то, что он был сфотографирован на приеме в Кремле, состоявшемся 9 декабря. , 2016 г., где награжден орденом Мужества якобы за заслуги перед Украиной.
Совместная база с ГРУ
Основная база группы Вагнера расположена в городе Молькино Краснодарского края России. Что делает этот объект крайне необычным, так это то, что он эксплуатируется совместно 10-й -й -й отдельной бригадой специального назначения ГРУ России и группой Вагнера. Проехав первый контрольно-пропускной пункт, охраняемый солдатами ГРУ, если ехать налево, они придут к объекту ГРУ, а дорога справа ведет к казармам Вагнера. Отчет о расследовании, опубликованный в российском журнале Знак в марте 2018 года показал, что, несмотря на фиаско в Дейр-эз-Зоре, база постоянно расширялась и строились новые здания.
Крайне необычно, чтобы частная компания делила базу с элитным военным подразделением специального назначения, и особенно странно, что сотрудники ГРУ охраняют дорогу, ведущую к казармам ЧВК. Тот факт, что база «Молькино» работает именно так, говорит о том, что отношения между двумя организациями действительно теплые.
Опора на российскую военную инфраструктуру
Задокументировано несколько случаев, когда оперативники Вагнера использовали транспортную инфраструктуру, связанную с Министерством обороны России. Когда оперативники Вагнера были отправлены в Венесуэлу для оказания помощи президенту Николасу Мадуро, они прибыли на борту транспортных самолетов ВВС России, Ил-62М и Антонов Ан-124. В Ливии российские военные грузовые самолеты Ил-76 снабжают боевиков Вагнера, сражающихся на земле. Сотрудники Вагнера регулярно летают в Сирию и вылетают из нее на военно-транспортных самолетах.
И транспорт — не единственный сектор, где можно документально подтвердить, что Вагнер полагается на российскую военную инфраструктуру. Многочисленные следственные действия подтверждают, что оперативники группы Вагнера проходят лечение и реабилитацию в российских военных госпиталях. Например, после поражения в Дейр-эз-Зоре в феврале 2018 года оставшиеся в живых раненые были эвакуированы российской военно-санитарной авиацией в военные госпитали в Ростове и Москве. Эта деталь указывает на то, что «Вагнер» настолько тесно связан с российскими военными структурами, что их оперативники имеют право на получение специализированной военной медицинской помощи — льгота, которую вряд ли получит какая-либо нормальная частная компания.
Паспорта, выданные ГРУ
Согласно сообщениям Службы безопасности Украины (СБУ), подтвержденным расследованиями Bellingcat, оперативники Вагнера часто используют паспорта, выданные специальным паспортным столом в Москве: Центральное миграционное управление, часть 770-001 . Это подразделение выдает паспорта почти исключительно людям, связанным с Министерством обороны России. Это та же часть 770-001, которая выдала паспорта на поддельные личности двух исполнителей покушения на Сергея Скрипаля. Более того, документально оформленные паспорта вагнеровцев выдавались с порядковыми номерами, что означало, что они выдавались группами, организованно. Как заметили журналисты Bellingcat, это свидетельствует о том, что российское государство не только терпит, но и активно поддерживает деятельность подрядчиков Вагнера за рубежом.
Вмешательство на уровне президента в интересах группы Вагнера
Последние недели президентской избирательной кампании 2020 года в Беларуси ознаменовались неожиданным развитием событий: 29 июля -го власти Беларуси арестовали 33 гражданина России, предположительно принадлежавших к Группа Вагнера. В то время как президент Беларуси Александр Лукашенко использовал историю арестованных оперативников Вагнера в своей предвыборной кампании, обвиняя их в планировании вмешательства в выборы, независимые источники показали, что на самом деле группа Вагнера регулярно использует Беларусь в качестве транзитной страны для различных операционные театры; таким образом, их присутствие на территории Беларуси отнюдь не было экстраординарным.
31 июля st Президент России Владимир Путин специально созвал заседание Совета национальной безопасности России для обсуждения этого вопроса. После этого Путин как минимум дважды поднимал этот вопрос во время двусторонних телефонных разговоров с Лукашенко. Неудивительно, что арестованных российских вагнеровцев вскоре после завершения белорусских выборов отпустили без предъявления каких-либо обвинений. Тот факт, что арест вагнеровцев заставил Путина срочно созвать внеочередное заседание Совета национальной безопасности и что он обсудил этот вопрос непосредственно с Лукашенко, свидетельствует о том, что судьба арестованных вагнеровцев имела для Кремля чрезвычайно большое значение, что было бы маловероятно, что Вагнер не был тесно связан с русским государством.
Заключение
Вагнер тесно, часто напрямую связан с Российским государством. Есть данные, свидетельствующие о том, что группа Вагнера подчинялась российским военным на Украине. Вагнер в значительной степени полагается на российскую военную инфраструктуру, от использования общей базы до транспортировки российскими военными самолетами и использования военных медицинских служб. Также задокументировано, что российское государство поддерживало группу Вагнера паспортами и, как следует из недавних событий в Беларуси, даже политическим вмешательством на президентском уровне.
Учитывая эти факторы, трансатлантический научный дискурс о группе Вагнера должен измениться. Вместо того, чтобы использовать российский нарратив, согласно которому «Вагнер» — это частная военная компания, «Вагнер» следует рассматривать как классическую прокси-организацию и обращаться с ней соответствующим образом. В этом контексте тот факт, что «Вагнер» намеревается выступать в качестве частной военной компании, следует рассматривать как имеющий ограниченное значение.
Андраш Рач — старший научный сотрудник Немецкого совета по международным отношениям (DGAP), работающего в Берлине, Германия. Высказанные здесь взгляды являются исключительно его собственными и не отражают официальную позицию CSIS, какого-либо другого учреждения или штата.
Базовое исследование для настоящего исследования было проведено при поддержке исследовательского гранта № 129243. «Традиции и гибкость в политике безопасности и обороны России», предоставленного Национальным управлением исследований, разработок и инноваций Венгрии.
Leave a Reply