Типы удостоверений личности \ КонсультантПлюс
ФСС РФ утверждены Спецификации на обмен данными в электронном виде о факте, параметрах нетрудоспособности и других сведений, необходимых для расчета пособий и осуществления выплат. Версия 1.3, Версия 1.4, Версия 1.5, Версия 1.6, Версия 1.6.1, Версия 1.7.1, Версия 1.7.2, Версия 1.7.4, Версия 1.7.5.
Типы удостоверений личности
Значение | Наименование | Описание |
01 | Паспорт гражданина СССР | Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 153 «О признании действительными до 1 июля 2009 г. паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства» |
02 | Загранпаспорт гражданина СССР | Паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, образца до 1997 года (Указ Президента Российской Федерации от 21. 12.1996 N 1752) |
03 | Свидетельство о рождении | Для лиц, не достигших 16-летнего (с 01.10.1997 — 14-летнего) возраста, оформленное в соответствии с законодательством Российской Федерации |
04 | Удостоверение личности офицера | Для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов) — (заменено в 2004 году на Удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации) |
05 | Справка об освобождении из места лишения свободы | Для лиц, освободившихся из мест лишения свободы |
06 | Паспорт Минморфлота | Паспорт моряка Минморфлота СССР (РФ), выданный до 1997 г. |
07 | Военный билет | Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» |
08 | Временное удостоверение, выданное взамен военного билета | Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27. 11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» |
09 | Дипломатический паспорт | Дипломатический паспорт для граждан Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.1997 N 298) |
10 | Паспорт иностранного гражданина | Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина в Российской Федерации (Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») |
11 | Свидетельство о регистрации ходатайства иммигранта о признании его беженцем | Для беженцев, не имеющих статуса беженца |
12 | Вид на жительство в Российской Федерации | Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 N 794 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство» |
13 | Удостоверение беженца | Для лиц (не граждан Российской Федерации), признанных беженцами в соответствии со статьями 1 и 7 Федерального закона от 19. 02.1993 N 4528-1 «О беженцах» |
14 | Временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации | Временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации по форме N 2П (приказ МВД России от 28.12.2006 N 1105, зарегистрированный в Минюсте России 08.02.2007, регистрационный номер 8910) |
15 | Разрешение на временное проживание в Российской Федерации | Для лиц без гражданства, не имеющих документа, удостоверяющего личность (Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации |
19 | Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ | Положение о свидетельстве о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 09. 04.2001 N 274 |
21 | Паспорт гражданина Российской Федерации | Постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» |
22 | Загранпаспорт гражданина Российской Федерации | Паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, образца 1997 года |
23 | Свид. о рождении, выданное уполномоченным органом иностранного государства | Для иностранных граждан, не достигших 16-летнего возраста |
24 | Удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации | Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2003 N 91 «Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации» |
26 | Паспорт моряка | Паспорт моряка (удостоверение личности гражданина, работающего на судах заграничного плавания или на иностранных судах) образца 1997 г. |
27 | Военный билет офицера запаса | Военный билет офицера запаса |
60 | Документы, подтверждающие факт регистрации по месту жительства (пребывания) | Группировка документов (коды 61-69), подтверждающих факт регистрации по месту жительства, но не удостоверяющих личность |
61 | Свидетельство о регистрации по месту жительства | Свидетельство о регистрации по месту жительства |
62 | Вид на жительство иностранного гражданина | Документ, подтверждающий факт регистрации иностранного гражданина по месту жительства |
63 | Свидетельство о регистрации по месту пребывания | Свидетельство о регистрации по месту пребывания |
81 | Свидетельство о смерти | Свидетельство о смерти |
91 | Иные документы | Иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации или международными договорами в качестве документов, удостоверяющих личность |
Право на паспорт – аналитический портал ПОЛИТ.
РУ
Однажды
весной 2005 года Валентина Афанасьева, руководитель Псковского областного Совета солдатских матерей, при посещении
призывной комиссии заметила на столе у её председателя коробку из-под обуви,
полную паспортов. Это были паспорта призывников. В. Афанасьева в письме в
прокуратуру в числе других нарушений при призыве упомянула и это нарушение
статьи 22 «Положения о паспорте гражданина Российской Федерации», утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997г № 828. В ответе прокуратуры
утверждалось, что паспорта собирали только для ознакомления, после которого их
вернут владельцам. Однако это объяснение вызвало сильные сомнения, поскольку
практика изъятия паспортов у призывников в военных комиссариатах и на сборных
пунктах, а также у новобранцев по прибытии в воинскую часть распространена
повсеместно.
Валентина
Бабынина (Организация «За сыновей», г.
Крымск, Краснодарский край) провела опрос в двух воинских частях. Из двадцати
солдат-срочников 17 пояснили, что их паспорта находятся у командиров. Отметим,
что все контрактники сказали, что паспорта у них либо на руках, либо дома.
Иногда
офицеры жёстко требуют отдать паспорт. По сообщению Ирины Кизиловой (Пермский
«Мемориал»), если у
призывника нет с собой паспорта, офицеры на краевом сборном пункте заставляют
его звонить родственникам, чтобы те привезли паспорт. Паспорта собирают
«покупатели» (представители воинских частей, приехавшие за
новобранцами), потом паспорта обычно хранятся у ротного. В большинстве случаев
молодые люди отдают паспорта без возражений, вследствие своей правовой
неграмотности.
По
сведениям Татьяны Кузнецовой (Межрегиональное
движение «Солдатские матери», Москва и Московская обл.), в последнее время масштабы
изъятия паспортов выросли на порядок, причём часто паспорта отбирают не только
непосредственно перед отправкой на сборный пункт, но ещё заранее, на призывных
мероприятиях. Кроме того, паспорта могут отбирать при облавах в метро или на
улице. Происходит это независимо от того, есть ли у молодого человека отсрочка
или освобождение.
Права
солдата-срочника чрезмерно ограничены российскими законами. Без паспорта они
окончательно сводятся к нулю. Валентина Решёткина (Хабаровский краевой Комитет солдатских матерей) рассказала, что военнослужащего
М. из воинской части, расположенной в посёлке Переяславка, сильно избил и чуть
не задушил командир батальона. Против него было возбуждено уголовное дело. Командир
части, у которого хранился паспорт, не отдавал его солдату. Только после
письменного обращения Комитета солдатских матерей к военному прокурору паспорт привезли
солдату в госпиталь, и он смог оформить доверенность правозащитникам на
представление в суде его интересов как потерпевшего. В такую же ситуацию
попадают военнослужащие, передавшие паспорта командирам, если жестокое
обращение или отправка на незаконные работы, иногда – в самое настоящее рабство,
вынуждают их оставить место службы. Добравшись до дома, они сталкиваются с
трудностями, связанными не только с судебной защитой, но и с медицинским
обследованием.
Часто
военные утверждают, что солдаты добровольно сдают паспорта на хранение. Если
это так, то их надежды, что у командиров паспорта будут сохраннее, зачастую не
оправдываются. Известны многочисленные факты пропажи или утраты паспортов,
изъятых у солдат и хранившихся в воинских частях. По оценкам Владимира Мареева
(Комитет солдатских матерей
Калининградской области), не менее одной трети военнослужащих по призыву,
отбывающих служить за территорию области, возвращаются со службы без паспортов,
которые «теряются» в воинских частях и «находятся» в случае вмешательства
прокуратуры или правозащитников.
«Утерянные»
паспорта могут быть использованы в корыстных целях, например, для получения
кредитов. В практике Волгоградской
организации «Материнское право» был случай, когда по «утерянным» в части
паспортам одиннадцати военнослужащих неизвестными лицами в банке были получены
их «боевые» деньги. Организация помогла солдатам вернуть украденное, деньги
пришлось выплатить банку. Добиться этого было нелегко, судебный процесс тянулся
несколько лет.
Расписки
в получении паспортов на хранение должностные лица обычно не дают. В результате
солдаты ещё и платят штраф за утрату паспорта.
Особенно опасные последствия имело изъятие
паспортов при вводе российских войск в Южную Осетию. Многие военнослужащие по
призыву в августе 2008 г.
оказались вовлечёнными в военные действия на территории другого государства,
находясь в неопределённом статусе, без документов, то есть без возможности
защиты своих прав. Элла Полякова (Правозащитная
организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга») в декабре 2008 года участвовала
в поездке в Южную Осетию. Ей стало известно, что при отправке туда по меньшей
мере у 300 военнослужащих по призыву паспорта отобрали на границе. У многих не
было ни контрактов, ни военных билетов, ни паспортов, лишь некоторые имели
командировочные удостоверения (неправильно оформленные). Военнослужащим и по
призыву, и по контракту в течение 6 месяцев не платили ни боевых, ни зарплаты.
Они не состояли на довольствии. Отсутствие официального статуса приводило к
тому, что они не решались жаловаться или протестовать.
Казалось
бы, незаконность описанной практики очевидна из статьи 22 «Положения о паспорте»,
цитируемой в самом паспорте: «Запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме
случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Напомним, что
часть 3 статьи 55 Конституции РФ гласит: «Права и свободы человека и гражданина
могут быть ограничены федеральным законом [1] только
в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства».
Однако
у военных особое отношение к закону. В ответ на обращения граждан и организаций
они ссылаются на некие ведомственные нормативные акты.
В своем ответе на обращение Нины Пономарёвой
(председателя организации «Материнское
право») о незаконности изъятия паспортов военный комиссар Волгоградской
области А.С. Кулик сослался на организационно-методические указания штаба СКВО
по организации и проведению в 2008 году призыва граждан РФ на военную службу.
По сообщению Эммы Фельдштейн (Дзержинский правозащитный центр
Нижегородской области) эта организация и другие НКО много лет борются с
изъятием паспортов у военнослужащих. Этой теме было посвящено обсуждение на
областном «круглом столе». При этом сотрудники облвоенкомата, когда
им демонстрировали тексты на самих паспортах о недопустимости их изъятия, возражали,
невнятно ссылаясь на свои внутренние инструкции.
Обращение
Калининградского Комитета солдатских матерей к губернатору области с
требованием прекратить незаконное изъятие паспортов к успеху не привело.
Военкомы жёстко настаивали на том, что так положено, и губернатор, ранее в ряде
случаев поддерживавший Комитет солдатских матерей, в этом деле поддержал
военкомов.
Массовость этой практики и упорство её
защитников заставляют достаточно уверенно предполагать, что существует закрытый
документ или устные указания, предписывающие изъятие паспортов. Однако
небезгрешным оказался и открытый нормативно-правовой акт, на который часто ссылаются
военные, — Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с
призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе, утвержденная
Приказом Минобороны от 2 октября 2007 года № 400. Внимательное прочтение пункта
41 привело к открытию: оказалось, что можно трактовать этот пункт как
предписывающий не только проверку, но и изъятие паспортов. Причём такая
двусмысленность появилась только в новой (от 2007 года) редакции Инструкции,
которая вступила в силу в январе 2008 года.
«В
день отправки призывников на сборный пункт проверяется полнота их явки,
проводится опрос о состоянии здоровья и проверяется наличие:
паспорта
гражданина Российской Федерации;
УДОСТОВЕРЕНИЯ
ГРАЖДАНИНА (в единственном числе),
подлежащего призыву на военную службу, КОТОРЫЕ (множественное число) в этот же день у них изымаются
<…>. »
Между тем военные избегали прямых ссылок на
этот пункт, предпочитая утверждать, например, что призывники и новобранцы по
своей инициативе сдают паспорта на хранение. Таким образом, перед
правозащитными организациями встал вопрос: как рассматривать практику изъятия
паспортов: как исполнение незаконного положения приказа № 400, или как
«самодеятельность» военкоматов на местах.
В пользу первой версии свидетельствует
массовый и повсеместный характер нарушений. Правда, противозаконная практика
существует давно. Одно время она пошла на спад, но в 2008 году – новый всплеск.
Похоже, что в 2007 году её решили «узаконить»?
В
четырнадцати регионах России 18 правозащитных организаций, участвующих в кампании
«Лишний солдат», начали совместную акцию против незаконного изъятия паспортов
при призыве и подписали обращения в Генеральную прокуратуру и Министерство юстиции
с приложением примеров из практики. Эта проблема также обсуждалась на круглом
столе, проводившемся по инициативе Уполномоченного по правам человека 20 мая
2009 года.
В
ответ пришли разъяснения. Министерство обороны объяснило двусмысленность текста
грамматической ошибкой в упомянутой Инструкции по проведению призыва,
утверждённой приказом № 400, и сообщило, что «содержание нормативных
правовых актов Минобороны России не предусматривает изъятие паспортов у граждан,
призванных на военную службу». Вопреки намерениям Министерства обороны
внести исправление в «Гарант» и «Консультант», эта «опечатка» в них до сих пор
не исправлена. Очевидно, исправить её можно только с санкции Минюста. Однако Минюст
с версией грамматической ошибки не согласился, тем самым признав, что
зарегистрировал документ, законность которого вызывает сомнения. Однако и
Минюст подтверждает, что «паспорт гражданина Российской
Федерации изъятию не подлежит».
И это – главное.
Можно
с удовлетворением констатировать, что Главная военная прокуратура всерьёз
взялась за проблему изъятия паспортов. Она проинформировала об этом все подчинённые
ей прокуратуры и просит сообщать ей обо всех случаях незаконного изъятия
паспортов. Один за другим «подписанты» обращений встречаются с военными
прокурорами — по инициативе прокуроров, ведущих проверки на предмет выявления
описанных нарушений. Получены письменные ответы от трёх военных прокуратур.
Ответили: Военная прокуратура Северного флота, Военная прокуратура Московского
округа и Военная прокуратура Приволжско-Уральского военного округа. Ответ ВП
МВО смахивает на отписку, два других содержат сообщение о выявленных
нарушениях. По-разному выглядят и беседы с прокурорами. В одних регионах
правозащитников приглашают к сотрудничеству, в других – не скрывают
раздражения.
В
Перми сотрудники военкомата с правозащитниками не согласились: не поверили, что
в Инструкции опечатка. Очевидно, у них на столах лежит текст, официально
опубликованный в «Российской газете», который они однозначно трактуют как указание
об изъятии паспортов.
Между тем, в ещё одном ответе Минобороны говорится:
«Ваше обращение по вопросу официального доведения до военных комиссариатов
правильной трактовки пункта 41 Инструкции <…>, утвержденной приказом Министра
обороны РФ 2007 года № 400, <…> рассмотрено. Официальная редакция данного
нормативного правового акта Минобороны России, в соответствии с которой при
отправке призывников на сборный пункт паспорт гражданина РФ не изымается, а
только проверяется его наличие, установленным порядком в 2007 – 2008 годах
доведена до военных комиссариатов <…>. Принимая во внимание, что
Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утверждённым
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828, уже
предусмотрен запрет на его изъятие, доводить дополнительные указания по данному
вопросу представляется нецелесообразным».
Однако,
учитывая неоднозначную реакцию на местах, «дополнительные указания» очень бы не
помешали. Тем более что военные позволяют себе и у родителей солдат отбирать
паспорта.
В Хабаровский Комитет солдатских матерей обратилась мать
военнослужащего по призыву. По её словам, чтобы сына отпустили в увольнение, на
КПП части сержант собирает у родителей паспорта и передает их офицеру. Когда родители
возвращают сына в часть, им ещё приходится побегать за товарищем капитаном,
чтобы получить свой паспорт.
Можно
не сомневаться, что без внимания общественности ситуация с солдатскими
паспортами вернётся на круги своя. Теперь многие общественные организации на
консультациях для призывников и их родителей разъясняют, что изъятие паспортов
незаконно, и сдавать их не следует, чтобы не попасть в бесправное положение, а
также избежать материального ущерба.
По
мнению участников кампании «Лишний солдат», предъявив паспорт перед отправкой
на сборный пункт, следует отдать его родителям или другим провожающим, которым
призывник доверяет. Документом, удостоверяющим личность военнослужащего, является
военный билет.
Описанная
ситуация — лишь один пример того, что нормативно-правовое регулирование военной
службы в РФ полно недомолвок и двусмысленностей, которые позволяют командирам
ловить рыбу в мутной воде. В этом году Минобороны подготовило проекты законов,
призванных заменить ныне действующие «Закон о воинской обязанности и военной
службе» и «Закон о статусе военнослужащих». На сайте МО была представлена (а
вскоре снята) редакция этих законопроектов, позволяющая предположить, что ими
это положение не будет исправлено, а в чём-то, возможно, будет ухудшено[2].
Проекты эти дорабатываются, и контроль общественности над этим процессом как
никогда необходим.
[1] Но отнюдь не подзаконными актами
[2]
Вахнина Л. Эти проекты бессмысленно править // Права человека в России. 2008. 8 июля
Вахнина Л.
Министерство обороны перешло в наступление. Проекты «армейских» законов лишают
призывников надежды // The
New Times. 2009. № 25. 29 июня.
90 000 россиян используют паспорта в качестве оружия на оккупированной Украине — Великобритания Intel
Мир
Автор
Изабель ван Брюген
Мир
Россия
Русско-украинская война
Украина
Война
Власти незаконно аннексированных и частично подконтрольных российским силам областей Украины используют паспорта в качестве оружия, заявило министерство обороны Великобритании.
В своей последней оценке конфликта в Украине, который в понедельник достиг 14-месячной отметки, министерство оценило, что власти на оккупированных территориях Украины «почти наверняка принуждают население принимать паспорта Российской Федерации».
Четыре области Украины — Донецкая и Луганская области, Херсонская и Запорожская — были незаконно аннексированы президентом России Владимиром Путиным осенью 2022 года по итогам «фиктивных» референдумов. Россия не полностью контролирует ни один из регионов, и иностранные правительства, в том числе Соединенные Штаты, заявили, что этот шаг был незаконным.
Протестующий держит свой украинский паспорт во время митинга против военной операции России в Украине во время митинга в Ренне, западная Франция, 24 февраля 2022 года. Власти в незаконно аннексированных областях Украины используют паспорта в качестве оружия, заявили в Великобритании.
ДЭМИЕН МЕЙЕР/AFP/Getty Images
Бывший украинский омбудсмен Людмила Денисова заявила, что через несколько недель после начала войны у граждан Украины, насильственно депортированных в Россию, отбирают паспорта и заменяют их российскими документами.
Денисова, бывший уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, заявила об этом во время выступления на русскоязычном пражском телеканале «Настоящее время».
«Отбирают [у депортированных украинцев] паспорта. У них [паспорта] отбирают в фильтрационный лагерь», — сказала тогда Денисова.
Министерство обороны Великобритании сообщило в понедельник, что жителей Херсона предупредили, что те, кто не примет российский паспорт до 1 июня, будут «депортированы», а их имущество конфисковано.
«Россия использует паспорта как инструмент «русификации» оккупированных территорий, как это было в Донецке и Луганске до вторжения в феврале 2022 года», — заявили в министерстве.
«Россия, вероятно, ускоряет интеграцию оккупированных территорий Украины в бюрократию Российской Федерации, чтобы помочь представить вторжение как успешное, особенно в преддверии президентских выборов 2024 года», — говорится в заключении.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил в декабре, что процесс присоединения территорий, аннексированных Москвой у Украины, идет «полным ходом».
С тех пор премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение правительства, предписывающее ФСИН России создать 24 новых исправительных колонии в присоединенных регионах, а Кремль заявил, что на территориях будет введен московский часовой пояс.
«В ближайшее время ДНР [самопровозглашенная Донецкая народная республика], ЛНР [самопровозглашенная Луганская народная республика], Запорожская и Херсонская области войдут во второй часовой пояс, в котором действует московское время», Об этом в январе сообщил Минпромторг России в своем Telegram-канале.
Тем временем украинские официальные лица заявляют, что предстоящее весеннее контрнаступление направлено на освобождение оккупированных территорий.
«Уверен, что мы продолжим освобождать временно оккупированные территории, как это было сделано в Киеве, Чернигове, Харькове, Херсоне, в городе Сумы и на острове Змеиный», — заявил министр обороны Украины Алексей Резников в интервью эстонскому каналу ERR. опубликовано в конце прошлого месяца.
Newsweek связался по электронной почте с министерством обороны России для получения комментариев.
У вас есть подсказка о мировых новостях, которые должен освещать Newsweek ? У вас есть вопрос о российско-украинской войне? Дайте нам знать через [email protected].
Запрос на перепечатку и лицензирование, внесение исправлений или просмотр редакционных правил
Граждан оккупированной Украины заставили принять паспорта Российской Федерации, Министерство говорит
Минобороны заявило, что Россия «использует паспорта как инструмент «русификации» оккупированных территорий» (Фото: ZUMA Press/Alamy Stock Photo).
Россия
Минобороны заявило, что Россия «использует паспорта как инструмент «русификации» оккупированных территорий» (Фото: ZUMA Press/Alamy Stock Photo).
Россия «почти наверняка принуждает население» оккупированных территорий Украины «принимать паспорта Российской Федерации», заявило Министерство обороны (МО).
В последнем сообщении Минобороны сообщило, что жителям Херсона угрожают депортацией и конфискацией имущества, если они не примут российский паспорт до 1 июня.
«Россия использует паспорта как инструмент «русификации» оккупированных территорий, как это было в Донецке и Луганске перед вторжением в феврале 2022 года», — говорится в сообщении Минобороны.
«Россия, вероятно, ускоряет интеграцию оккупированных территорий Украины в бюрократию Российской Федерации, чтобы представить вторжение как успешное, особенно в преддверии президентских выборов 2024 года».
Это произошло после того, как российские военные начали вербовочную кампанию, призывающую «настоящих мужчин» бросить свою гражданскую работу водителей такси и охранников и стать солдатами-контрактниками.
Leave a Reply