альтернативные средства защиты прав россиян
14 июня 2022
Советы
Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.
Владимир Путин подписал законы о неисполнении на территории РФ постановлений Европейского Суда. Россиянам рекомендуется обращаться в Комитет ООН и следить за рассмотрением Конституционным Судом РФ случаев отказа в исполнении постановлений ЕСПЧ. Специалисты Центра практических консультаций готовы безвозмездно представлять интересы граждан РФ в Конституционном Суде
18 000 россиян лишились права на компенсацию и пересмотр судебных актов
11 июня 2022 г. Президент России Владимир Путин подписал законы о неисполнении на территории Российской Федерации постановлений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ)1. Напомним: физические и юридические лица могли подать жалобу в этот Суд в случае нарушения Российской Федерацией их прав, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская конвенция).
Вынесенные после 15 марта 2022 г. постановления ЕСПЧ не подлежат исполнению на территории РФ. Выплаты по вынесенным постановлениям будут осуществляться до 1 января 2023 г.
Читайте также
Президент подписал законы о неисполнении постановлений ЕСПЧ в России
Устанавливается, что постановления Суда, вступившие в силу после 15 марта 2022 г., не подлежат исполнению в Российской Федерации и не будут основанием для пересмотра уголовных дел
14 июня 2022 Новости
Сейчас жалобы 18 000 российских граждан находятся на рассмотрении Европейского Суда. Они лишаются права на компенсацию и пересмотр судебных актов, вынесенных с нарушением Европейской конвенции.
Новые законы противоречат Конституции РФ и действующему Федеральному закону «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней». Их принятие можно расценивать как введение чрезвычайного правового режима, когда отменяется или приостанавливается действие базовых конституционных норм, обеспечивающих защиту прав и свобод человека.
Однако обсуждение нововведений ничего не поменяет, поэтому примем сейчас этот факт как данность. Лучше посмотрим, что делать россиянам, по чьим жалобам постановления ЕСПЧ вступили в силу после 15 марта 2022 г. или чьи жалобы только ожидают рассмотрения.
Обратитесь в Конституционный Суд РФ
Отказ в исполнении решений ЕСПЧ противоречит:
- ч. 2 ст. 55 Конституции РФ – в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина;
- ч. 3 ст. 46 Конституции РФ – каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты;
- ч. 4 ст. 15 Конституции РФ – общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Специалисты нашего Центра готовы безвозмездно помогать в подготовке жалоб и представлять интересы в Конституционном Суде РФ граждан, чьи жалобы находятся на рассмотрении Европейского Суда, и тех, кто столкнется с неисполнением его постановлений.
Обратитесь в Комитет по правам человека ООН
Если с момента принятия национальным судом последнего решения по делу прошло не более пяти лет, можно обратиться в Комитет ООН с доводами, изложенными ранее в поданной в ЕСПЧ жалобе. В отношении его юрисдикции у Российской Федерации пока нареканий не возникало.
Комитет ООН осуществляет надзор за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах – участницах пакта и рассматривает жалобы на его нарушение. Пакт почти идентичен Европейской конвенции. Он был подписан СССР 18 марта 1968 г. , ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 23 марта 1976 г. Российская Федерация как правопреемник СССР признает компетенцию Комитета ООН рассматривать сообщения лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения положений пакта.
Практика Комитета ООН является предметом пристального внимания Верховного Суда РФ, который регулярно отражает ее в своих обзорах. Решение Комитета ООН является основанием для пересмотра решения национального суда по вновь открывшимся обстоятельствам. Такие разъяснения не раз давали Конституционный Суд и Верховный Суд РФ.
В 2021 г. Комитет ООН внес изменения в порядок своей работы. Была упрощена и структурирована процедура обращения. Комитет ООН обогнал в этой части даже Европейский Суд, который до сих пор принимает жалобы только на бумажных носителях. После изменения формуляра жалобы в апреле 2021 г. Комитет ООН полностью перешел на электронную форму обращения. Бумажную жалобу орган может рассмотреть лишь в исключительных случаях.
При обращении в Комитет ООН возможно применение неотложных мер. Кроме того, там отсутствует «входной фильтр», что повышает шансы заявителя на итоговое рассмотрение его жалобы (если в ЕСПЧ отклонялось до 90% жалоб, то в Комитете этот процент гораздо меньше).
Срок обращения в Комитет ООН формально не ограничен. Но на практике подача жалобы спустя пять лет после вынесения последнего судебного акта по делу считается злоупотреблением. Притом что срок обращения в ЕСПЧ с февраля 2022 г. сокращен с шести до четырех месяцев.
К подготовке жалобы в Комитет ООН следует отнестись серьезно. Как это сделать – подробно написано на сайте нашего Центра: https://european-court-help.ru/komitet-oon/.
Комитет ООН готов принимать жалобы на русском языке, но отдельной русскоязычной секции там нет. Поэтому, если вы хотите, чтобы жалоба была рассмотрена быстро и без искажений, составить ее лучше на юридическом английском. Желательно доверить ее подготовку юристам-международникам. Можно составленную на русском языке жалобу отдать переводчикам, специализирующимся на юридических документах, или тем же юристам с хорошим знанием английского языка.
Используйте другие альтернативные варианты
1. Суд ЕАЭС. Это судебный орган Евразийского экономического союза. В ЕАЭС входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия. Суд обеспечивает единообразное применение актов, составляющих право ЕАЭС. В его компетенцию входит в том числе рассмотрение жалоб хозяйствующих субъектов ЕАЭС. Это означает возможность обращения в Суд индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, находящихся на территории государств – членов ЕАЭС и третьих стран.
ИП или юрлицо, независимо от места его регистрации (в государстве – члене ЕАЭС или за его пределами), может обратиться в Суд с заявлением:
- о соответствии решения Евразийской экономической комиссии или его отдельных положений Договору о ЕАЭС и международным договорам в рамках Союза;
- об оспаривании действия или бездействия Евразийской экономической комиссии.
2. Комиссия СНГ по правам человека. Она осуществляет наблюдение за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-членами в рамках Содружества. Комиссия рассматривает индивидуальные и коллективные обращения любых лиц и неправительственных организаций по вопросам, связанным с нарушениями прав человека.
Дождитесь новых средств правовой защиты
Законы о неисполнении постановлений ЕСПЧ в России не вписываются в правовую систему Российской Федерации и противоречат конституционным принципам правового государства. Остается надежда, что через некоторое время они будут отменены или видоизменены. А может, для заполнения возникшего правового вакуума будет создан некий квазисуд по правам человека – внутрироссийский либо на базе СНГ или БРИКС.
После выхода России из Совета Европы стало появляться все больше новостей о создании суда по правам человека в рамках СНГ. В апреле 2022 г. об этом было объявлено официально. На сегодняшний день известно, что орган будет контролировать выполнение государствами положений Конвенции СНГ по правам человека, которая идентична Европейской конвенции. Россия постарается сохранить статус правового и демократического государства, а потому процесс создания суда по правам человека вряд ли займет много времени. Наверняка уже скоро россияне получат еще один механизм защиты нарушенных прав. Правда, в его эффективности многие сомневаются, но не стоит забегать вперед.
Алгоритм для тех, кто только планировал подать жалобу в ЕСПЧ
Стоит ли обратиться в Европейский Суд на всякий случай?
Мы рекомендуем не терять из вида ЕСПЧ. До подписания Владимиром Путиным новых законов Европейский Суд заявил, что продолжит принимать жалобы граждан РФ на нарушения Европейской конвенции, совершенные до 16 сентября 2022 г., т.е. до завершения процедуры денонсации Россией Конвенции (ратифицируя Конвенцию, Россия приняла на себя обязательства по ее исполнению и соблюдению процедуры выхода).
Пока ЕСПЧ не сообщил, что жалобы граждан РФ не будут приниматься и рассматриваться в вышеуказанный период. Значит, обратиться в ЕСПЧ можно будет в 2023 и 2024 гг. На подачу жалобы дается четыре месяца с момента исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты, признаваемых Европейским Судом эффективными. В жалобе стоит дополнительно сослаться на нарушение ст. 34 Конвенции, т.е. на нарушение государством обязательства не препятствовать праву на обращение в ЕСПЧ. Вероятно, Суд будет рассматривать такие жалобы. Под вопросом остается лишь исполнение его постановлений в Российской Федерации.
Однако есть вероятность, что рассмотрение жалоб граждан РФ будет приостановлено – например, до нормализации политической ситуации. Выходы стран из-под юрисдикции ЕСПЧ случались и раньше. Так, в 1967 г. в Греции произошел военный переворот. Был установлен режим «черных полковников», который продержался до 1974 г. В 1969 г. страна покинула Совет Европы, и Европейская конвенция там не действовала. Но после политических реформ в 1974 г. Греция вернулась в организацию, членом которой является до сих пор.
При этом жалобы россиян на нарушение Европейской конвенции со стороны других стран – членов Совета Европы будут рассматриваться и исполняться как прежде.
Если вы планируете обратиться в ЕСПЧ «на всякий случай», прежде желательно дождаться пресс-релиза Европейского Суда, который наверняка будет опубликован после подписания Президентом РФ новых законов. Все же нужно удостовериться, что Суд будет принимать и рассматривать жалобы граждан РФ.
Можно ли подать жалобы сразу в ЕСПЧ и Комитет ООН?
Одновременно подавать жалобы в ЕСПЧ и Комитет ООН не следует. Европейский Суд ревностно относится к использованию заявителем иных международных средств правовой защиты. Предшествующее обращение в иной международный орган Суд считает одним из оснований для признания жалобы неприемлемой. И пока неизвестно, будут ли для заявителей из России в сложившейся ситуации сделаны исключения.
Рекомендуем придерживаться такого алгоритма. Сперва нужно обратиться в ЕСПЧ, чтобы в жалобе можно было честно указать, что в другие международные органы вы не обращались. После этого можно формировать жалобу в Комитет ООН.
И советуем также следить за рассмотрением Конституционным Судом РФ случаев отказа в исполнении постановлений ЕСПЧ.
1Федеральный закон от 11 июня 2022 г. № 180-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Федеральный закон от 11 июня 2022 г. № 183-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
Фотобанк Freepik
Новый фильтр ЕСПЧ
настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным
агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Для чего был сокращён срок обращения в Европейский суд
В августе вступил в силу 15-й Протокол к Конвенции о защите прав человека – новый документ, крайне важный для всех адвокатов и юристов, работающих с ЕСПЧ. Среди прочего он предусматривает сокращение срока на подачу жалоб в Суд – с шести месяцев до четырёх. «Улица» попросила юриста правозащитного центра «Мемориал» Тамиллу Иманову подробно рассказать об этой и других поправках – и пояснить, почему они были приняты.
Для чего понадобилось менять Конвенцию?
Е СПЧ получает всё больше жалоб – и это давно беспокоит Совет Европы. Ещё в 2010–2012 годах прошли три конференции высокого уровня о том, как повысить эффективность работы Суда. На последней была принята Брайтонская декларация, предписывающая создать новый Протокол к Конвенции.
Комитет министров Совета Европы разработал проект документа, в 2013 году его одобрили ПАСЕ и ЕСПЧ, после чего Протокол открыли для подписания. Для вступления документа в силу нужно получить согласие всех государств – членов Конвенции. Последней – в апреле 2021 года – его дала Италия, поэтому Протокол вступил в силу с 1 августа (но не все поправки начали действовать в этот день).
Как изменилась Конвенция?
Первая из поправок, уже вступивших в силу, дополняет преамбулу Конвенции указанием на принцип субсидиарности в ответственности стран-участниц по обеспечению прав и свобод. Также в преамбуле появилось уточнение, что государства в этой сфере действуют «под надзором» ЕСПЧ и «в рамках пределов их усмотрения, определяемых Судом».
Система Конвенции – субсидиарная, то есть дополнительная по отношению к национальным правовым системам, так как национальные власти имеют
больше возможностей для оценки местных потребностей и условий, чем международный суд, говорится в сопроводительном докладе.
Европейский суд, как он сам не раз указывал, не должен рассматривать фактические или правовые ошибки национальных судов – кроме тех случаев, когда они могут являться нарушением прав и свобод, гарантированных Конвенцией. Роль Суда заключается в проверке решений, принимаемых национальными властями, на соответствие положениям Конвенции.
Теперь выработанное в практике Суда правило о том, что ЕСПЧ не является «апелляционным» судом, – то есть не пересматривает ранее вынесенные решения в качестве четвёртой инстанции – закреплено в тексте Конвенции.
Что поменялось для судей?
Ещё одна важная поправка отменяет положение об уходе судьи ЕСПЧ в отставку по достижении 70 лет. Её предложил сам Европейский суд, указав, что отмена предельного возраста позволит избирать очень опытных кандидатов в судьи.
Тем не менее в Конвенции появилось новое возрастное ограничение: теперь кандидаты в судьи должны быть моложе 65 лет на момент предоставления государством списка в Парламентскую ассамблею. Этот ценз будет действовать только для кандидатов, представленных в ПАСЕ после 1 августа 2021 года. Судьи, избранные до вступления поправок в силу, должны будут уйти в отставку по достижении 70 лет.
Что поменялось для заявителей?
Следующая поправка устанавливает, что ни заявитель, ни государство-ответчик не смогут возражать против передачи дела на рассмотрение Большой палаты. Напомню, это возможно в тех случаях, когда дело «затрагивает серьёзный вопрос, касающийся толкования положений Конвенции или Протоколов к ней. Либо если решение вопроса может войти в противоречие с ранее вынесенным Судом постановлением». Возражения, поданные сторонами до вступления Протокола в силу, продолжают действовать.
Это изменение в Конвенции также предложил сам ЕСПЧ – чтобы «повысить согласованность прецедентного права». В Пояснительном докладе указано, что поправка ускорит рассмотрение важных дел, влияющих на толкование Конвенции или изменяющих существующую прецедентную практику.
Однако палате Суда всё равно следует консультироваться со сторонами относительно своих намерений о передаче дела в Большую палату, сказано в пояснениях. Большая палата должна подробно объяснять сторонам причины передачи дела.
Также Протокол усиливает принцип «De minimis non curat lex» («Закон не заботится о мелочах»), позволяющий судам не рассматривать дела о незначительных нарушениях. Из текста Конвенции исчезла оговорка о том, что жалобу, не касающуюся «значительного ущерба», нельзя признать неприемлемой, если национальный суд не рассмотрел дело надлежащим образом. Впрочем, сохраняется требование о рассмотрении жалобы по существу, если того требует принцип уважения прав человека. Поправка вступает в силу одновременно с Протоколом и будет применяться ко всем жалобам, решение о приемлемости которых ещё не принято.
Но главной поправкой Протокола, на мой взгляд, стало сокращение срока на подачу жалоб. Теперь заявители должны отправить формуляр в ЕСПЧ в течение четырёх месяцев «с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу». Перед этим по-прежнему необходимо воспользоваться всеми эффективными внутренними средствами защиты.
Напомню, что ЕСПЧ недавно признал эффективной реформированную российскую систему кассации по уголовным делам. Это значит, что теперь срок для обращения начнёт исчисляться только после прохождения кассационной инстанции (конечно, при условии, что в этих уголовных делах обжалование приговоров в «сплошной» кассации допустимо).
Поправка о сокращении сроков начинает действовать через полгода после вступления в силу Протокола, то есть 1 февраля 2022 года. Новый срок не будет применяться к жалобам, в которых окончательное решение внутригосударственного суда было вынесено до этой даты. Как поясняет Суд, эти полгода отсрочки нужны, чтобы все потенциальные заявители точно узнали о новых правилах.
Сокращение сроков – единственная поправка, о полезности которой не говорится в пояснениях. Очевидно, что это ещё один фильтр, который позволит «выбрасывать» жалобы, когда податели не успели уложиться в новые сроки.
Брайтонская декларация, предложившая сократить срок с шести месяцев до четырёх, также призывала ЕСПЧ принять меры по упрощению обработки поступающих жалоб. Например, создать систему для онлайн-подачи формуляров. Увы, даже в условиях глобальной цифровой трансформации, спровоцированной пандемией, возможность отправлять формуляры в Европейский суд через интернет пока остаётся несбыточной мечтой юристов-международников.
* внесён Минюстом в реестр НКО-иноагентов.
Логопеды и аудиологи Формы
Логопеды и аудиологи
На этой странице:
- Речево-языковая патология
- Логопеды
- Стажер по патологии речи Повышение квалификации до специалиста по патологии речи
- Интерн по специальности «Речево-языковая патология 9»0010
- Ассистент по патологии речи и языка
- Аудиология
- Аудиологи
- Стажер в области аудиологии Повышение квалификации до аудиолога
- Стажер в аудиологии
- Ассистент аудиологии
- Другие формы
Логопеды
SPA006 Заявление на логопедию (включая ASHA Waiver) (PDF)
Стажер в логопедии Повышение квалификации до логопеда
SPA010 Up Стажер класса в заявлении логопеда (PDF) )
SPA015 Отчет о заполненной форме интернатуры по патологии речи (PDF)
Стажер по патологии речи
SPA008 Заявление на стажировку по патологии речи (PDF)
SPA012 Речь- План стажировки по языковой патологии и соглашение о надзоре (PDF)
SPA016 Форма стажера по патологии речи и клинического опыта (PDF)
SPA031 Оценка стажировки и План согласования и супервизии стажера по патологии речи (PDF)
Ассистент по патологии речи
SPA007 Заявление о приеме на работу по патологии речи (PDF)
SPA013 Заявление об ответственности по надзору за патологией речи (SRS) (PDF)
SPA017 Клиника al Форма наблюдения и опыта для речи-языка Ассистент по патологии (PDF)
SPA021 План клинического дефицита ассистента по патологии речи и языка (PDF)
Формы супервизии для ассистента по патологии речи и языка
SPA013 Заявление об ответственности по надзору за патологией речи (SRS) (PDF)
SPA029 Журнал надзора за лицензированным ассистентом по патологии речи и языка (PDF)
План клинической недостаточности для ассистента по патологии речевого языка
900 02 SPA021 Ассистент в План клинического дефицита речевой патологии (PDF)
SPA023 Ассистент плана клинического дефицита речевого языка Патология Завершение обучения и рейтинговая шкала (PDF)
SPA024 Ассистент по плану клинической недостаточности речевой патологии, журнал наблюдений (PDF)
SPA025 Журнал непосредственного наблюдения плана клинической недостаточности ассистента по патологии речевой патологии (PDF)
Аудиологи
SPA005 Приложение для аудиологии (включая ASHA или A отказ от БА) (PDF)
SPA014 План стажера-аудиолога и соглашение о надзоре (PDF)
SPA020 Форма курсовой работы и клинического опыта стажера-аудиолога (PDF)
Стажер в области аудиологии
SPA002 Стажер в области аудиологии (PDF)
SPA014 Аудиологический стажер План стажировки и соглашение о надзоре (PDF)
SPA019 Отчет о завершении в стажировке в форме аудиологии (PDF)
SPA020. Форма клинического опыта (PDF)
SPA030 Оценка стажировки и План согласования и супервизии стажера в области аудиологии (PDF)
Стажер в области аудиологии Повышение квалификации до аудиолога
SPA004 Заявление о прохождении интернатуры по аудиологии (PDF)
SPA019 Форма отчета о прохождении интернатуры по аудиологии (PDF)
Ассистент по аудиологии
SPA001 Приложение для помощника по аудиологии (PDF)
Ассистент в Аудиология (PDF)
SPA018 Заявление об ответственности ассистента по аудиологии (SRS) (PDF)
Другие формы
SPA026 Уведомление об изменении патологии речи и аудиологии и запрос дубликата лицензии (PDF)
SPA027 Форма подтверждения лицензии в области патологии речи и аудиологии (PDF)
Заявление на получение лицензии на профессиональную деятельность с заявлением об отсутствии номера социального страхования Анкета (PDF )
Дополнительное заявление для военнослужащих, ветеранов вооруженных сил или супругов военнослужащих (PDF) — см. Часто задаваемые вопросы для супругов военнослужащих
Запрос исполнительному директору на продление лицензии с истекшим сроком действия (PDF)
Письмо об оценке криминального прошлого
Заявление свидетеля-эксперта
Политика форм
Обратите внимание на следующую политику в отношении подачи форм, в которых собирается личная информация человека:
«Лицо, которое заполняет и подает эту форму в Департамент Техаса Лицензирования и регулирования (Департамент) имеет право на получение от Департамента:
(1) получать информацию об информации, которую Департамент собирает о человеке, по запросу человека и с некоторыми исключениями;
(2) для получения и просмотра информации в соответствии с разделами 552.021 и 552.023 Кодекса правительства Техаса; и
(3), чтобы Департамент исправил неверную информацию о лице в соответствии с разделом 559.
Leave a Reply