Евросоюз: состав, порядок вступления
Состав Европейского Союза – это объединение, которое создавалось очень продолжительное время. За много лет, пролетевших с даты образования Европейских объединений, список стран, вошедших в него, приумножился в 4,5 раза, и можно с уверенностью сказать, что это далеко не предел.
Первоисходными членами являлись 6 стран Западной Европы:
- Бельгия;
- Италия;
- Люксембург;
- Нидерланды;
- Федеративная Республика Германия;
- Франция.
В данном составе три Европейских объединения существовали в 1950-е и 1960-е годы XX столетия.
Великобритания, Дания и Ирландия присоединились к данному союзу в 1973 году, что и стало первым расширением Европейского сообщества.
Далее количество стран, вступивших в него, только росло:
- в 1981 г. вступила Греция;
- в 1986 г. – Испания и Португалия.
Таким образом, состав государств – членов Сообществ увеличился с девяти до двенадцати.
Замечание 1
1 ноября 1993 г вступило в действия Соглашение о Евросоюзе, подписанное этими 12-ю странами в 1992 году.
Начиная с данного момента остальные государства входили уже непосредственно в Евросоюз по условиям, прописанным в ДЕС.
Первый раз данная процедура была применена в 1995 году, в то время членами Союза и Сообществ являлись:
- Австрия;
- Финляндия;
- Швеция.
Таким образом, в начале XXI века состав государств Евросоюза достигло 15 участников.
Глобальное увеличения численности восточных стран входящих в ЕС произошло в 2004 году.
01.05.2004 года присоединились к Евросоюзу одновременно 10 государств:
- республики бывшего Советского Союза – Латвия, Литва, Эстония;
- страны из бывшего социалистического лагеря – Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения;
- островные государства в Средиземном море – Кипр и Мальта.
Болгария и Румыния добавились в состав ЕС в 2005 году, когда было подписано соглашение о присоединении этих двух восточноевропейских стран, вступившее в силу 01. 01.2007 г. С этого года число государств – членов ЕС достигло 27 штук.
Однако, это не последнее расширение состава ЕС. В данное время еще некоторые государства формально являются кандидатами и планируют провести переговоры о своем присоединению к Союзу.
В 2011 г. странами – кандидатами объявлены:
- Исландия;
- Македония;
- Хорватия;
- Турция.
Потенциальные кандидаты
Определение 1
В существующей законодательной базе часто употребляется понятие «потенциальные» кандидаты, обозначающее государства, в направлении которых ЕС на политическом уровне объявил о решении принять их в неизвестный промежуток времени в свой состав.
Для получения категории стран-кандидатов им будет необходимо реализовать важные экономические и политические реформы, после которых им можно будет приступить к основным переговорам по поводу вступление в ЕС. К такой группе ближе к концу 2011 г. относились страны Балканского полуострова:
- Албания;
- Босния-и-Герцеговина;
- Сербия;
- Черногория.
В разное время многие государства проявляли желание стать членами ЕС, такие, как Украина, Молдова, Грузия.
Нельзя сказать, что Россия имеет цель стать членом европейского союза, скорее она желает создать с ЕС «общие пространства» в различных сферах социальной жизни, что подразумевает провести слияние права ЕС с законодательством России.
В основных документах ЕС прописаны два аспекта первоочередных условий для присоединения стран к Евросоюзу (ст. 49 ДЕС):
- во-первых, страна должна быть европейской, но не только с точки зрения местоположения на карте, но и с учетом государственных и правовых традиций;
- во-вторых, страна, имеющая желание вступить в ЕС, обязано должна почитать ценности, на которых базируется Европейский Союз, а также пообещать воплощать их в жизнь. К такому рода ценностям относятся: уважение достоинства человека, свободы, демократии, равенства правового государства и соблюдения прав гражданина.
Критерии соответствия
К странам-кандидатам, помимо основных условий, предъявляются и другие требования, так называемые «критерии соответствия» (ст. 49 ДЕС), прописанные высшим институтом политической координации ЕС – Европейским советом, состоящим из председателей всех членов Евросоюза.
Замечание 2
Поскольку эти критерии были приняты на совещании ЕС в Копенгагене 22.06.93г., то и название они получили соответствующее «Копенгагенские критерии».
Жизнеспособность рыночной экономики, умеющей продуктивно реализовываться в рамках единого политического пространства, выступает в качестве экономического условия данного критерия.
Также необходимо, чтобы в стране-кандидате присутствовало продуктивное руководство и неизменное материальное положение. Конкретных численных рамок для данных обязательств не прописано.
Однако, страна, даже отвечающая требованиям в ст.49 ДЕС, не сможет вступить в ЕС, в случае слабого экономического положения.
Существует определенный фонд, подпитываемый бюджетом Евросоюза, называемый «Инструмент помощи в подготовке к присоединению». Он создан для улучшения финансового положения потенциально возможных новых членов ЕС.
Постоянность государственных и социальных институтов, гарантирующих демократию, верховенство права, права человека, почитание и охрану меньшинств относятся к политическим и правовым условиям «Копенгагенских критериев».
Замечание 3
Важную роль играет условие подстроить законодательную базу страны-кандидата к праву ЕС, сделав это еще до даты вступления. Это требование фактически означает обязательность проведение реформы многочисленных структур внутреннего права и законодательной базы стран-кандидатов, на что требуется очень длительный срок.
Таким образом, становится понятно, что вступление в Евросоюз – это очень долгий и многоэтапный процесс, к которому необходима сложная подготовка со стороны страны-кандидата.
Сам Евросоюз выставляет к самому себе требование о способности к продуктивному интегрированию в свой состав различных стран.
Это требование было озвучено 14.12.2006г. И 15.12.2006г. на совещании Европейского совета, по итогам которого были выявлены следующие пробелы в ЕС:
- возможность попадания на площадь участников ЕС беженцев или криминальных структур;
- отсутствие в финансовом фонде ЕС и стран-членов достаточного количества денег на поддержание экономической стороны стран-кандидатов или возможных кандидатов.
Порядок вступления новых государств в ЕС
Процедура вступления новых стран в Евросоюз прописана в статье 49 ЛЕС.
Подача потенциальной страной заявления в Совет Европейского Союза (или просто Совет) с просьбой принять его в члены ЕС является первым этапом.
Определение 2
Совет – это институт Евросоюза, который состоит из глав стран-членов на высшем министерском уровне.
До вынесения решения Совет обязан проконсультироваться с Европейской комиссией – основным исполнительным институтом ЕС, и заречься поддержкой Европейского парламента.
Замечание 4
Но самым продолжительным этапом перед окончательным решением о вступлении в ЕС считается переговоры страны-кандидата с Комиссией. На них заранее обсуждаются конкретные требования и временное ограничение по вступлению страны в Евросоюз, а также контролируется соблюдение страны-кандидата условий необходимых для вступления в данную организацию.
Соглашение о присоединении новой страны – это своего рода источник права, служащий базой для реализации вступление в ЕС.
Оно подписывается двумя сторонами, с одной – это участники ЕС, выступающие как единое целое, а с другой – государство-кандидат.
Например, последний договор о вступлении в Евросоюз подписывался в 2005 году, участниками которого стали:
- с одной стороны, 25 членов Евросоюза;
- с другой – Болгария и Румыния.
Такое соглашение включает в себя разнообразные промежуточные пункты, необходимые для медленного привыканию новых стран, вступивших в Евросоюз, к экономическим и остальным реалиям ЕС.
Замечание 5
Важным моментом является то, что вновь присоединившиеся к ЕС страны оставляют в пользовании свою денежную единицу. Переход на евро возможен только через 2 года с момента присоединения, для чего необходимо обязательное соблюдение множеств требований экономического характера, именуемыми «критериями сближения».
Для того, чтобы договор приобрел силу, он должен пройти обязательный процесс ратификации действующими членами ЕС, т.е. получить одобрение каждой из входящих в Евросоюз стран. Но самым основным требованием было и остается согласие Европейского парламента.
Лиссабонский договор в 2007 г. закрепил право за государствами не только о вступлении в ЕС, но и возможности беспрепятственного отделения от Евросоюза (сецессии).
Выход государств из Евросоюза
Процесс отделения от ЕС состоит из 3 этапов и прописан в ст. 50 ДЕС:
- сперва государство-член, имеющее желание покинуть ЕС, высказывает свое решение на счет, собственно, самого выхода из членства ЕС;
- затем, это государство оповещает о таковом решении высший институт политической координации ЕС – Европейский совет;
- с данным государством проводится длительная беседа.
Соглашение о выходе – это официальная бумага, необходимая для оформления отделения страны-участника от Евросоюза. Оно подписывается Советом Европейского Союза после положительного заключения Европейского парламента.
В данном договоре обязательным пунктом является договоренность насчет дальнейших отношений с ЕС, а также прописывается четкая дата начала существования государства не в рамках ЕС.
В том случае, если договор подписать не получилось, то отделение совершится только спустя 2 года после оповещения страной о своем намерении покинуть ЕС. Однако, данная страна имеет право вновь вступить в Евросоюз, если пройдет все этапы заново.
Пример 1
На протяжении всего действия ЕС был зафиксирован единичный случай сецессии.
Но покинуло ЕС даже не государство, а отдельная часть одного из членов-остров Гренландия, в связи с получением свободы в составе Королевства Дании. Он отделился от состава ЕС 01.02.1985г. после единогласного решения всех остальных стран-участников Евросоюза о переводе его в статус «заморских стран и территорий».
Стоит отметить, что ни одно из 27 государств, входящих в состав Евросоюза, не планирует выйти из него в ближайшее время. А вот вступление в его ряды ряда республик бывшего СССР и Турции, наоборот, приобретает всё большую актуальность.
Даже при всем своем продолжительном и многоэтапном вступлении в ЕС, по предварительным расчетам, в скором времени число стран, входящих в ЕС, возрастет до 30 государств. В качестве первых кандидатов на присоединение является страны Балканского полуострова, за счет которых соответственно увеличится площадь, находящаяся под действием норм в рамках правовой системы Евросоюза.
Особое партнерство с Организацией Объединенных Наций: Взгляд из Европы
Об авторе
Томас Матусек
Посол Томас Матусек является постоянным представителем Германии при Организации Объединенных Наций. Его предыдущие дипломатические назначения включают работу послом при дворе королевы Виктории в Лондоне и службу на посту Генерального директора Политического департамента федерального Министерства иностранных дел в Берлине.
Когда 13 октября 2006 года Пан Ги Мун был назначен восьмым Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций, он заявил: «Наша деятельность на благо народов мира не будет эффективной в полной мере, если мы вместе не будем решительно отстаивать идеалы мира, развития и прав человека – трех основ деятельности Организации Объединенных Наций». Эта грандиозная задача, поставленная им на период своего пребывания во главе Организации Объединенных Наций, находит поддержку у Германии и ее партнеров по Европейскому союзу.
Европейский союз (ЕС) глубоко привержен целям и принципам Организации Объединенных Наций. Мы убеждены в том, что Организация Объединенных Наций была и остается краеугольным камнем действенной системы многосторонней дипломатии, «центром тяжести» такой системы, как ее охарактеризовал Хавьер Солана, Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности. Сотрудничество между этими двумя организациями заметно активизировалось и будет продолжаться. В интересах обеих организаций иметь эволюционирующую структуру, которая позволит все более тесно взаимодействовать при решении общих проблем.
В последние годы на Организацию Объединенных Наций и ее Генерального секретаря возлагаются значительно бóльшие надежды. Продолжает возрастать роль Организации Объединенных Наций в обеспечении мира и безопасности, а также в придании процессу глобализации такой формы, чтобы она служила на благо всех людей в мире. Для того чтобы Организация могла отвечать предъявляемым к ней высоким требованиям, необходима перестройка ее внутренней структуры в соответствии с требованиями XXI века. Вот почему реформирование Организации Объединенных Наций по-прежнему остается первоочередной задачей. В ходе шестидесятой сессии Генеральной Ассамблеи удалось добиться прогресса по ряду важных аспектов данной реформы, например создание Совета по правам человека. Была учреждена Комиссия по миростроительству, призванная направлять ресурсы мирового сообщества на консультативное содействие и выработку комплексных стратегий послевоенного восстановления в странах, переживших вооруженный конфликт. Не так давно первые годовщины своего существования отметили Центральный чрезвычайный фонд реагирования, задача которого гарантировать прогнозируемые и своевременные ответные действия в связи с гуманитарными катастрофами, и Фонд демократии, призванный оказывать поддержку процессам демократизации повсюду в мире. Европейский союз готов работать в направлении решения остающихся в программе реформирования вопросов, таких как реформирование системы управления Организации, пересмотр ее мандата, управление деятельностью в области охраны окружающей среды, рассмотрение доклада Группы высокого уровня по вопросу о слаженности в системе Организации Объединенных Наций и реформирование Совета Безопасности.
Значительным шагом вперед в осуществлении важного проекта реформ Генерального секретаря стало утверждение Генеральной Ассамблеей его планов в отношении назначения представителя высокого уровня по вопросам разоружения и реорганизации функций по поддержанию мира в Секретариате Организации Объединенных Наций. Эти предлагаемые изменения направлены на повышение уровня планирования, сокращение сроков развертывания миссий и совершенствование поддержки миссий на местах. Европейский союз будет и впредь поддерживать любые усилия по оптимизации миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций. Сейчас, когда число операции по поддержанию мира достигло рекордного уровня, а суммарный контингент на местах составляет почти 100 тыс. человек и, возможно, в следующем году увеличится еще на 40 процентов, от Европейского союза ожидается выделение еще большего объема средств и военного персонала.
Организация Объединенных Наций нуждается в знаниях, опыте и профессионализме, которые может обеспечить Европейский союз, и ЕС готов оправдать эти ожидания. Вот почему государства – члены ЕС не только финансируют более чем треть миротворческого бюджета Организации Объединенных Наций, но также участвуют в различных операциях по поддержанию мира. Например, они сыграли заметную роль в развертывании в 2006 году Временных сил Организации Объединенных Наций в Ливане. Кроме того, почти 3 тыс. солдат из Германии несут службу плечом к плечу с военнослужащими из многих других государств – членов ЕС в составе учрежденной Организацией Объединенных Наций миссии в Афганистане. Европейский союз также положительно откликнулся на призыв Организации Объединенных Наций поддержать ее миссию в Демократической Республике Конго в период до и в ходе проведения всеобщих выборов в этой стране. На Балканах Организация Объединенных Наций и Европейский союз рука об руку трудятся во имя восстановления мира и стабильности в этом регионе.
В одном из своих недавних выступлений Генеральный секретарь назвал успешное завершение процесса определения будущего статуса Косова среди важнейших задач на 2007 год. Европейские страны также придерживаются мнения, что давно пора урегулировать этот трудноразрешимый конфликт у самых границ Европейского союза. Разрешение данного конфликта не только отвечало бы интересам народа Косова, но имело бы жизненно важное значение для мира и стабильности в регионе. По завершении интенсивных переговоров с соответствующими сторонами Мартти Ахтисаари, Специальный посланник Генерального секретаря по определению будущего статуса Косова, представил Совету Безопасности свое предложение по будущему статусу края. Генеральный секретарь выразил свою полную поддержку как этого всеобъемлющего предложения, так и рекомендаций, сделанных
г-ном Ахтисаари. Будучи членом Контактной группы по Балканам и выполняя в настоящее время функции Председателя Евросоюза, Германия будет и впредь принимать активное участие в этом процессе.
Как и для Организации Объединенных Наций, для Европейского союза огромное значение имеет поиск мирного, долгосрочного и всеобъемлющего решения ближневосточного конфликта. Вовлекая обе стороны конфликта в процесс поиска политических решений, Евросоюз одновременно занимается решением гуманитарных проблем в данном регионе, оказывая весомую помощь учреждениям Организации Объединенных Наций на местах и домашним хозяйствам, а также предоставляя социальные и медицинские услуги. Однако именно в рамках ближневосточной «четверки» Организация Объединенных Наций и Евросоюз вместе с Российской Федерацией и Соединенными Штатами определяют перспективы на будущее. В 2007 году «четверка» с удвоенной энергией взялась за содействие противостоящим сторонам в поисках путей к миру и стабильности, и в этом нам помогают ряд соседних стран и региональных сторон. В результате объединения усилий на этом направлении в целях успешного осуществления мирного процесса, вполне вероятно, может открыться новая многообещающая перспектива в разрешении данного конфликта.
Поиск согласованного дипломатического решения в споре вокруг иранской ядерной программы остается одной из наиболее безотлагательных задач. Германия, Франция и Соединенное Королевство при поддержке Соединенных Штатов, Российской Федерации и Китая (так называемая «Евротройка + 3») ведут активную работу на этом направлении. «Евротройка + 3» разделяют глубокую обеспокоенность Генерального секретаря по поводу того, что Иран не прекращает свою деятельность по обогащению урана и другие мероприятия в рамках ядерной программы и упорно игнорирует требования Совета Безопасности. Никто не отказывает Ирану в его праве, закрепленном в Договоре о нераспространении ядерного оружия, использовать ядерную энергию в мирных целях. Однако Совет недвусмысленно дал понять, что международное сообщество ожидает от Ирана сотрудничества и прозрачности в своих действиях. В связи с этим Совет потребовал от Ирана предпринять шаги, которых от него ожидает Международное агентство по атомной энергии и которые необходимы для создания атмосферы доверия в отношении исключительно мирных целей его ядерной программы. Поэтому Европейский союз обращается к Ирану с призывом выполнить эти требования и тем самым открыть путь к поиску согласованного долгосрочного решения данной ядерной проблемы. Международному сообществу необходимо продолжать проявлять единство и твердость в поддержку этой цели.
Положение в Судане – это вопрос, занимающий ведущее место в африканской повестке дня Евросоюза. Европейский союз разделяет обеспокоенность Генерального секретаря по поводу дальнейшего ухудшения положения в области безопасности и прав человека, а также продолжающегося гуманитарного кризиса в Дарфуре, несущего страдания миллионам людей. Мы поддерживаем его призыв к возобновлению более активного политического процесса в Дарфуре в режиме многостороннего диалога и разделяем его надежду на то, что правительство Судана согласится с трехэтапным планом в связи с миротворческой деятельностью в Дарфуре. Европейский союз выделил около 400 млн. евро на поддержку Миссии Африканского союза в Дарфуре (АМИС) и обязуется продолжать оказывать дальнейшую финансовую поддержку этой миссии в период, предшествующий развертыванию в Дарфуре смешанной операции Африканского союза и Организации Объединенных Наций. Что касается ситуации в Сомали, то Генеральный секретарь и Европейский союз придерживаются единого мнения о необходимости приложить все усилия для налаживания подлинного и ответственного диалога по примирению сторон. Важной предпосылкой для достижения долгосрочной стабильности в этой стране является налаживание всеобъемлющего политического процесса в режиме многостороннего диалога с участием представителей всех слоев сомалийского общества. Европейский союз готов оказать содействие этому процессу.
Европейский союз также верен своему обещанию работать в направлении выполнения целей в области развития Декларации тысячелетия (ЦРДТ), и в связи с этим он постоянно увеличивает свою официальную помощь в целях развития, поставив перед собой задачу к 2015 году – целевому году для выполнения ЦРДТ – довести ее до уровня 0,7 процента валового национального дохода. Несмотря на многообещающий прогресс в Азии и Латинской Америке, остается еще немало нерешенных проблем в Африке и Океании. Европейский союз полностью поддерживает усилия по увеличению помощи этим регионам. В период председательства Германии в Европейском союзе задача по интенсификации его партнерства с Африкой в области развития стала приоритетной.
Что касается окружающей среды, то и здесь Европейский союз стремится к достижению существенного прогресса в запланированных на 2007 год дискуссиях. В начале марта Европейский союз принял далекоидущие решения по проблеме изменения климата и энергетической политике. В ходе пятнадцатой сессии Комиссии по устойчивому развитию Европейский союз будет добиваться прогресса в вопросах рационализации энергопользования и освоения возобновляемых источников энергии. Он принимает конструктивное участие в дискуссиях о создании более согласованной организационной структуры природоохранной деятельности в системе Организации Объединенных Наций. Он привержен делу усиления Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде и повышению ее статуса до учреждения системы Организации Объединенных Наций наравне с другими органами Организации Объединенных Наций, занимающимися экономическими и социальными вопросами.
Европейский союз с самого начала является решительным сторонником Глобального договора и с удовлетворением отмечает его эволюцию за прошедшие годы. Идея ответственности бизнеса за процессы глобализации в мире имеет судьбоносные последствия в экономической, социальной и политической областях и в сфере безопасности. Мы видим в Глобальном договоре новаторский подход к расширению роли Организации Объединенных Наций. Вовлекая частный сектор в проводимые Организацией Объединенных Наций мероприятия, он может стать важным подспорьем для Генерального секретаря.
Будучи очередным Председателем ЕС, Германия отвечает за организацию и координацию работы государств – членов Европейского союза в Нью-Йорке. В период своего председательства Германия стремится содействовать диалогу и достижению согласия по вопросу о вкладе ЕС в деятельность Организации Объединенных Наций. Мы уверены в том, что, занимая единую позицию и выступая единым фронтом при голосовании на Генеральной Ассамблее и в других органах Организации Объединенных Наций, Европейский союз может играть важную роль в работе Организации Объединенных Наций.
Особое значение для нас имеет координация сотрудничества Европейского союза с остальными членами и группами государств – членов Организации Объединенных Наций. Тот акцент, который мы делаем на такого рода партнерстве, объясняется глубокой связью с историческим опытом Европы. Прошедшее столетие Европа была разделена – до 1989 года стена и колючая проволока через всю Германию символизировали разделение Европы и мира на два блока, – но в том же столетии Европа узнала, что значит преодолеть разделение. Этот разный опыт сформировал наше видение мира: Европейский союз выступает за политику диалога и мирное согласование противоречивых интересов. Именно в этом духе мы стремимся активно сотрудничать со всеми государствами-членами и группами государств-членов в системе Организации Объединенных Наций.
Мариана Лопес и Карима Вардак
Последняя миля в цифровых сетях: точка, в которой сходятся обеспечение прав человека, устойчивое развитие и расширение прав и возможностей женщин
Одна из важнейших задач Фонда капитального развития Организации Объединенных Наций (ФКРООН), являющегося каталитической финансовой структурой Организации Объединенных Наций для 46 наименее развитых стран мира, состоит в оказании содействия в создании цифровой экономики, учитывающей гендерные аспекты. Однако достижение этой цели требует не только инновационных инструментов и цифровой инфраструктуры. Для ее реализации необходимо заинтересованное гражданское общество, инклюзивное формирование политики и платформы, обеспечивающие стимулы для поставщиков услуг и конечных пользователей.
Петтери Таалас
Будущее погоды, климата и воды от поколения к поколению
В течение последних 150 лет национальные метеорологические и гидрологические службы собирали и стандартизировали данные, лежащие в основе прогнозов погоды, которые мы сегодня воспринимаем как должное. История обмена данными ВМО – это история успеха научного сотрудничества и координации действий для спасения жизней и сохранения средств к существованию.
Жильбер Ф. Унгбо
Найдите время, чтобы подумать о воде
Необходимо, чтобы одновременно произошли две вещи: Организация Объединенных Наций должна взять на себя глобальную ведущую роль в решении критически важной проблемы воды, а вода должна быть включена во все остальные межправительственные процессы, связанные с устойчивым развитием.
World Report 2022: European Union
Европейский союз и большинство государств-членов продолжают поддерживать приверженность правам человека и демократическим ценностям. На практике, однако, политика и действия союза и государств-членов часто не оправдывают ожиданий.
Что касается миграции, реакция на кризис в Афганистане, чрезвычайная гуманитарная ситуация на польско-белорусской границе и противодействие на этой и других внешних границах ЕС продемонстрировали акцент на закрытии границ и возложении ответственности за беженцев, мигрантов и лиц, ищущих убежища, на за счет прав человека. Ответные меры государства на расизм, насилие и дискриминацию, затрагивающие женщин, этнические и религиозные меньшинства, лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ) и людей с ограниченными возможностями, часто являются неадекватными, а в некоторых случаях усугубляют нарушения прав.
Пандемия Covid-19 усугубила глубокое неравенство и бедность в Европейском союзе, несмотря на некоторые меры государства по его смягчению. Государства-члены ЕС использовали более жесткую риторику для критики посягательств на верховенство закона и демократические институты внутри ЕС, но не предприняли решительных действий, предусмотренных договорами ЕС, или полностью активировали механизмы финансовых условий.
Мигранты, беженцы и лица, ищущие убежища
Государства-члены ЕС эвакуировали тысячи афганцев из Кабула в августе после захвата власти талибами, но впоследствии сосредоточили внимание в основном на мерах, направленных на то, чтобы люди, бегущие из Афганистана, оставались в соседних странах. Во время форума высокого уровня ЕС по обеспечению защиты афганцев, находящихся в опасности, созванного в октябре, государства-члены ЕС не брали на себя никаких конкретных обязательств по переселению.
В мае Испания вернула тысячи людей, в том числе несопровождаемых детей, из Сеуты после того, как примерно 10 000 человек вошли в испанский североафриканский анклав в течение 24 часов при якобы содействии Марокко.
Литва, Латвия и Польша объявили чрезвычайное положение, ввели войска и незаконно вытолкнули людей обратно в Беларусь, заявив, что белорусские власти содействуют въезду людей, в том числе иракцев и афганцев, в страны ЕС. В августе Европейский суд по правам человека обязал Латвию и Польшу оказать помощь группам иракских и афганских просителей убежища соответственно, застрявших на границе с Беларусью, но оставил до полного рассмотрения вопрос о том, должны ли они быть допущены на свою территорию . Ситуация значительно обострилась в ноябре, когда тысячи людей оказались в ужасных зимних условиях на польско-белорусской границе, и, по оценкам, в этом районе погибло не менее девяти человек.
По данным агентства ООН по делам беженцев, к середине ноября 2021 года более 103 889 человек незаконно прибыли к южным границам ЕС, в основном по морю, в то время как по меньшей мере 1319 человек погибли или пропали без вести в Средиземном море, почти столько же (1401), сколько в весь 2020 год. По оценкам Международной организации по миграции (МОМ), 1563 человека погибли в Средиземном море и зарегистрировали 785 погибших или пропавших без вести в Атлантическом океане на пути к испанским Канарским островам за первые восемь месяцев 2021 года. Число погибших может быть намного выше; неправительственная организация (НПО) Walking Borders заявила, что только за первые шесть месяцев погибло почти 2000 человек.
ЕС и государства-члены продолжали сотрудничать с Ливией, в том числе для облегчения перехвата в море и высадки в Ливии, несмотря на известные риски произвольного задержания, пыток и других нарушений. За первые 10 месяцев 2021 года в Ливии высадились по меньшей мере 27 551 человек, что вдвое больше, чем в 2020 году. В расследовании ООН, опубликованном в октябре, говорится, что перечень бесчеловечных действий против мигрантов в Ливии может быть приравнен к преступлениям против человечности. необходимо расследовать ответственность других стран.
Комиссар Совета Европы по правам человека и Верховный комиссар ООН по правам человека в марте и мае соответственно призвали ЕС провести поисково-спасательные работы в Средиземном море, прекратить препятствовать работе неправительственных спасательных организаций и обусловить сотрудничество с Ливией о соблюдении прав человека. По состоянию на сентябрь в эксплуатации находились только пять спасательных судов неправительственных организаций, причем группы заявляли о препятствовании со стороны Италии и Мальты.
В июне Дания внесла поправки в свое иммиграционное законодательство, чтобы лица, ищущие убежища, могли отправляться в другую страну для рассмотрения их заявления без каких-либо гарантий переселения в Данию в случае успеха. Африканский союз решительно осудил этот шаг в августе, и на сегодняшний день нет зарегистрированных стран, согласившихся разместить у себя офшорную обработку.
В июле расследование Европейского парламента пришло к выводу, что Агентство пограничной и береговой охраны ЕС, широко известное как Frontex, не предприняло никаких действий, чтобы остановить незаконные отказы, игнорируя отчеты и преднамеренно задерживая найм наблюдателей за соблюдением прав. Несмотря на наличие многочисленных механизмов подотчетности, Frontex не удалось достоверно расследовать или смягчить отказы там, где они действовали. В конце октября Европарламент заморозил часть бюджета агентства до тех пор, пока оно не внесет улучшения, связанные с правами человека.
В сентябре Европейская комиссия отметила медленный прогресс в реализации своего Пакта о миграции и убежище 2020 года, при заметно ограниченном темпе создания более безопасных и законных путей миграции и более справедливого распределения ответственности за лиц, ищущих убежища. Шаги по созданию независимых механизмов пограничного контроля, предусмотренные в пакте, не соответствовали гарантиям того, что такие механизмы будут способствовать подотчетности и прекращению незаконных возвратов.
Дискриминация и нетерпимость
Согласно июньскому отчету Агентства ЕС по основным правам, пандемия Covid-19 спровоцировала дискриминацию и преступления на почве ненависти, особенно в отношении мигрантов и рома.
Европейский комитет по социальным правам Совета Европы (СЕ) заявил в мартовском отчете, что пандемия оказала серьезное влияние на школьное образование в 2020-2021 учебном году, в том числе в странах-членах ЕС. Неравенство усугублялось, в частности, для маргинализированных и социально незащищенных детей, а также для тех, кто в большей степени нуждался в образовательной поддержке, таких как дети-инвалиды.
Согласно июньскому отчету Агентства ЕС по основным правам (FRA), в некоторых странах просители убежища и незарегистрированные мигранты столкнулись с трудностями при доступе к вакцинам против Covid-19, но другие страны отказались от формальных требований для облегчения доступа.
В ответ на растущий антисемитизм и нападения на евреев во многих частях Европы, в том числе разжигание ненависти в Интернете, Европейская комиссия Совета Европы по борьбе с расизмом и нетерпимостью в сентябре выпустила Рекомендацию по общей политике, призывающую европейские страны, включая государства ЕС, решить эту проблему и В октябре Европейская комиссия опубликовала стратегию по борьбе с антисемитизмом.
Проведенное FRA в мае исследование полицейских остановок в ЕС показало, что в целом этнические меньшинства, мусульмане и лица, не идентифицирующие себя как гетеросексуалы, были среди тех, кого чаще всего останавливали. Выяснилось также, что те, кто подвергается этническому профилированию, меньше доверяют государственным органам, чем те, кто этого не делает.
Пандемия высветила резкий рост оскорблений и разжигания ненависти в отношении лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов (ЛГБТИ), проблемы с доступом к медицинскому обслуживанию, в том числе для ЛГБТИ-людей с ограниченными возможностями. Опрос, опубликованный в апреле, выявил повышенную уязвимость молодых людей из числа ЛГБТИ к бездомности, связанную с пандемией.
В июле FRA призвала страны ЕС устранить барьеры, которые мешают жертвам преступлений на почве ненависти сообщать о себе, и поощрять сообщения, борясь со структурной дискриминацией и предрассудками в обществе, устраняя дискриминационную работу полиции, публично осуждая преступления на почве ненависти и повышая осведомленность жертв об их права и поддержка доступны.
В марте комиссар Совета Европы по правам человека Дунья Миятович выразила обеспокоенность по поводу того, что лица африканского происхождения продолжают подвергаться расистскому насилию, расовому профилированию или другим серьезным формам расизма и расовой дискриминации в Европе, в том числе в государствах ЕС.
Насилие и домогательства по признаку пола и пола, в том числе в отношении ЛГБТИ, оставались широко распространенными. Опрос FRA, опубликованный в марте, показал, что 83 процента женщин и девушек в возрасте от 16 до 29 лет ограничивают себя тем, куда они ходят и с кем проводят время, чтобы защитить себя; более 1 из 4 женщин (28 процентов) сообщили, что подвергались домогательствам в течение года, предшествовавшего опросу, и женщины значительно чаще подвергались сексуальным домогательствам, чем мужчины; когда женщины сталкиваются с несексуальным физическим насилием, по их словам, чаще всего это происходит со стороны члена семьи или родственника (32 процента) и часто в их собственном доме (37 процентов). Более двух третей респондентов заявили, что не сообщали о случаях насилия в полицию. На момент написания статьи шесть государств-членов и ЕС еще не ратифицировали Стамбульскую конвенцию СЕ о борьбе и предотвращении насилия в отношении женщин; некоторые государства-члены активно выступали против ратификации или угрожали выйти из конвенции.
Мартовское исследование Европейского института гендерного равенства показало, что, хотя все 27 стран ЕС предприняли шаги для поддержки и защиты женщин, ставших жертвами насилия со стороны интимного партнера, и их детей в контексте Covid-19, лишь немногие из них имели комплексные планы действий. для решения ситуации.
В марте Европейская комиссия приняла стратегию защиты прав людей с инвалидностью на 2021–2030 годы, уделяя приоритетное внимание доступности; деинституционализация и независимая жизнь; противодействие дискриминации и достижение равного доступа к занятости, правосудию, образованию, здравоохранению и участию в политической жизни; и поощрение прав инвалидов во всем мире. В годовом отчете Агентства по основным правам за 2021 год отмечены особые риски для людей с ограниченными возможностями в учреждениях во время Covid-19.пандемии, а также возросшие препятствия для доступа к основным услугам, образованию и здравоохранению.
В июле Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил разрешить работодателям дискриминировать людей, которые носят религиозную одежду, что вызвало обеспокоенность по поводу защиты свободы вероисповедания, в частности, для женщин-мусульманок.
Бедность и неравенство
По официальным оценкам, в ЕС проживает 91,4 миллиона человек (около пятой части населения), из которых 17,9миллионов были детьми, находятся под угрозой бедности или социальной изоляции (определяемой как жизнь в условиях серьезных материальных лишений или хронической неполной занятости), при этом уровень неравенства не изменился или усугубился после финансового кризиса 2008–2009 годов.
Европейская федерация продовольственных банков подсчитала, что в сентябре ее организации-члены предоставили продовольственную помощь 12,8 миллионам нуждающихся, что на 34,7 процента больше, чем до пандемии, что подчеркивает резкое увеличение помощи, предоставляемой людям, которые потеряли свои рабочие места. Временная финансовая помощь от правительств многих стран ЕС помогла частично смягчить негативное воздействие Covid-19.пандемия неравенства, которая, тем не менее, расширилась.
Специальный докладчик ООН по вопросам крайней бедности завершил визит в учреждения ЕС в январе, предупредив, что национальным правительствам и региональным учреждениям необходимо уделить приоритетное внимание социально-экономическим правам и «переосмыслить [свои] основные экономические правила», чтобы добиться существенного прогресса в сокращении бедности в предстоящее десятилетие. , а также отмечая непропорциональное воздействие бедности на женщин, людей с ограниченными возможностями, пожилых людей и рома.
В марте Европейская комиссия приняла Европейскую гарантию для детей, вызванную опасениями роста детской бедности во время пандемии, в которой изложены конкретные шаги в отношении права детей на питание и права на достаточный уровень жизни. Предложение Европейской комиссии для Европейского совета призывает государства-члены «гарантировать нуждающимся детям эффективный доступ к здоровому питанию и достаточному жилью».
В мае государства-члены ЕС подписали Портускую декларацию, в которой обязуются внедрить Европейский компонент социальных прав, подтвердив цель вывести 15 миллионов человек из бедности к 2030 году и указав на необходимость модернизации схем минимального дохода во всем ЕС. . Спецдокладчик ООН по вопросам крайней бедности оценил цели Портуской декларации как «недостаточно амбициозные».
Группы по борьбе с бедностью и защите окружающей среды раскритиковали июльское объявление Европейской комиссии о пакете законодательных актов по энергетике за неспособность защитить людей с низкими доходами от колебаний цен на энергоносители и недостаточное решение задач по сокращению выбросов. Поскольку цены на энергию выросли, по оценкам исследователей, к октябрю около 80 миллионов домохозяйств будут бороться за оплату энергии зимой.
Цыгане по-прежнему подвергались непропорционально высокому риску бедности и социальной изоляции. Активисты за права рома задокументировали дискриминацию и сегрегацию в отношении рома в отношении жилья, выселения и отсутствие доступа к воде, санитарии и основным общественным услугам в некоторых странах ЕС, включая Болгарию, Чехию, Францию, Венгрию, Ирландию, Италию, Румынию и Словакию. . Европейский центр по правам рома сообщил, что дети рома были чрезмерно представлены в государственных учреждениях в Болгарии, Чехии, Венгрии, Италии, Румынии и Словакии, что часто является побочным продуктом дискриминационной политики, бедности и социальной изоляции.
Верховенство закона
В июне 2021 года в Совете ЕС состоялись слушания по Польше и Венгрии в соответствии со статьей 7 — договорная процедура ЕС для тщательного изучения угроз ценностям ЕС в отношении прав и верховенства закона.
В июне 18 ЕС государства-члены совместно осудили венгерское законодательство, дискриминирующее ЛГБТ. В июньской резолюции Европейский парламент призвал Совет выдать конкретные рекомендации в отношении верховенства права Венгрии и Польше в соответствии со статьей 7.
закон. В сентябре он раскритиковал ухудшение свободы СМИ и эрозию судебной независимости в Польше. В октябре он призвал Комиссию подать в суд на Польшу в отношении функционирования и состава Конституционного трибунала после решения трибунала, нарушающего законодательство ЕС.
В октябре Суд ЕС наложил на Польшу ежедневный штраф в размере 1 миллиона евро (примерно 1 132 000 долларов США) за несоблюдение июльского запроса СЕС о блокировании закона 2020 года, подрывающего независимость судей. В сентябре Комиссия ЕС возбудила последующую процедуру против Польши за неисполнение отдельного постановления СЕС, в котором дисциплинарный режим в отношении судей был признан незаконным. В июле комиссия инициировала еще один судебный процесс против Польши по поводу «зон, свободных от ЛГБТ-идеологии» в нескольких муниципалитетах. В октябре председатель Комиссии ЕС Урсула фон дер Ляйен заявила, что она глубоко обеспокоена решением скомпрометированного Конституционного трибунала Польши о неконституционности законодательства ЕС и обязалась использовать все полномочия в соответствии с договорами для защиты обязательного характера решений СЕС.
В феврале комиссия возбудила последующее дело против Венгрии за невыполнение постановления СЕС от 2020 года о признании незаконным закона об НПО, финансируемых из-за рубежа, и в ноябре потребовала, чтобы СЕС наложил финансовые санкции на Венгрию за невыполнение постановления от декабря 2020 года. Решение суда о признании закона о предоставлении убежища незаконным. В ноябре СЕС постановил, что принятый в Венгрии в 2018 году закон о предоставлении убежища, ограничивающий доступ к международной защите и криминализирующий законную деятельность в поддержку мигрантов, нарушает законодательство ЕС. Комиссия открыла новые юридические нарушения против Венгрии за прекращение эфира независимой станции Klubradio, а в июле за закон, нарушающий права ЛГБТ.
Группа наблюдателей Европейского парламента продолжала оценивать ситуацию в других странах ЕС, включая Болгарию, Словакию, Словению и Мальту.
В июле Европейская комиссия опубликовала свой второй доклад о верховенстве права, охватывающий все 27 государств ЕС. В сентябре председатель Комиссии фон дер Ляйен объявила, что с 2022 года отчеты о верховенстве закона будут предоставляться государствам-членам с конкретными рекомендациями, и обязалась принять закон о свободе СМИ в течение года.
На момент написания, комиссия еще не начала использовать новый механизм обусловленности верховенства закона для финансирования ЕС, что вызвало судебный иск со стороны европейских парламентариев. В сентябре комиссия объяснила, что задержки в утверждении фондов восстановления после Covid в Польше и Венгрии были оправданы соображениями верховенства закона. В сентябре четыре польских региона отозвали свои анти-ЛГБТ-декларации, опасаясь потерять средства ЕС, предназначенные для регионов.
Отсутствие ответственности за убийство журналистов за их работу остается проблемой. В апрельской резолюции Европейский парламент призвал Мальту привлечь к ответственности виновных в убийстве в 2017 году журналистки Дафны Каруаны Галиции. В феврале один из трех обвиняемых в убийстве был приговорен к 15 годам лишения свободы; двое других ожидали суда. В августе генеральный прокурор Мальты призвал к пожизненному заключению Йоргена Фенека за его причастность к планированию убийства. В июле в отчете о независимом судебном расследовании была отмечена ответственность государства за атмосферу безнаказанности, приведшую к убийству Каруаны Галиции.
В июне Верховный суд Словакии оправдал и распорядился о повторном рассмотрении дела человека, обвиняемого в причастности к убийству журналиста Яна Куцяка и его невесты Мартины Кушнировой в 2018 году. В Афинах, Греция, в апреле был застрелен журналист-расследователь Гиоргос Караиваз. 2021. Следствие продолжается. В Нидерландах журналист-расследователь Питер Р. де Врис был застрелен в центре Амстердама 6 июля и скончался через девять дней; два человека находились под стражей по подозрению в их причастности. По версии следствия, убийства Караиваза и де Вриса связаны с организованной преступностью.
В своем ежегодном отчете о верховенстве закона Европейская комиссия указала, что организации гражданского общества сталкиваются с серьезными проблемами в некоторых странах ЕС. В Венгрии группы гражданского общества продолжают сталкиваться с клеветническими кампаниями и законами, криминализирующими законную деятельность. В Польше правозащитники сталкиваются с притеснениями и лишением финансирования, а защитники прав женщин сталкиваются с растущими угрозами. Высший административный суд Франции в сентябре подтвердил постановление правительства о роспуске антидискриминационной группы. В Греции, на Кипре и в Италии группы гражданского общества, занимающиеся вопросами миграции, сталкиваются с враждебной средой.
Политика и последствия изменения климата
27 государств-членов Европейского Союза входят в десятку крупнейших источников выбросов парниковых газов в мире, внося значительный вклад в климатический кризис, который наносит все больший ущерб правам человека во всем мире. В июле Европейская комиссия приняла ряд законодательных предложений, в которых излагается, как она намерена достичь климатической нейтральности к 2050 году, цель, установленная в Европейском законе о климате 2020 года, принятом в июне, включая промежуточную цель — чистое сокращение выбросов не менее чем на 55 процентов. выбросы парниковых газов к 2030 году. По данным Climate Action Tracker, обязательств на 2030 год «почти достаточно» для достижения цели Парижского соглашения по удержанию потепления на уровне ниже 1,5°C.
Несмотря на обязательство постепенно отказаться от экологически вредных субсидий, включая субсидии на ископаемое топливо, к 2020 году, в 2021 году члены Европейского парламента проголосовали за продление субсидий на газ до 2027 года, что подорвало усилия по сокращению выбросов.
Несколько европейских официальных лиц, в том числе президент Франции и тогдашний канцлер Германии, заявили, что они выступают против соглашения о свободной торговле между ЕС и МЕРКОСУР или имеют серьезные оговорки из-за игнорирования Бразилией своих обязательств по Парижскому соглашению по климату и неспособности обуздать незаконные вырубка лесов в Амазонке, «поглотителе углерода», имеющем решающее значение для смягчения последствий изменения климата.
Foreign Policy
Европейская комиссия продолжала возражать против временного отказа от некоторых правил интеллектуальной собственности и торговли в Соглашении о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), которые облегчили бы всемирное производство тестов на Covid-19, лечение и вакцины, необходимые для борьбы с пандемией.
Венгрия неоднократно использовала правило единогласия ЕС, чтобы предотвратить принятие нескольких заявлений ЕС о правах человека, а также выводов министров иностранных дел ЕС о репрессиях Китая в Гонконге.
Подчеркнув основные двойные стандарты во внешней политике, ЕС и его государства-члены не предприняли решительных действий для устранения серьезных нарушений прав человека в Египте, странах Персидского залива, Израиле и Палестине и Индии. Торговля, управление миграцией и предполагаемые геостратегические интересы якобы имели приоритет над проблемами прав человека в отношениях ЕС с этими и другими странами, что привело к нежеланию публично осуждать злоупотребления или обусловливать военную, бюджетную или политическую поддержку государствам, ответственным за серьезные человеческие жертвы. нарушения прав. Точно так же ЕС выразил озабоченность по поводу верховенства закона и прав человека в Турции, но не сделал это приоритетом в отношениях. Когда было достигнуто единодушие, ЕС удалось предпринять смелые шаги, в том числе в отношении России, Никарагуа, Венесуэлы, Мьянмы и Беларуси.
ЕС в совокупности и несколько его государств-членов продолжали играть важную роль в нескольких инициативах ООН, а также спонсировали, соавторами или поддерживали важные резолюции, в том числе по Афганистану, Беларуси, Эфиопии, Судану, Сирии, Шри-Ланке, Мьянма, Никарагуа, Северная Корея и изменение климата. Но поддержка государствами-членами ЕС совместных заявлений по Египту и Китаю была фрагментарной, и никто не поддержал создание комиссии по расследованию в отношении Израиля.
Неспособность серьезно заняться нарушениями прав человека государствами-членами ЕС и двойными стандартами ЕС по-прежнему создавала риск обесценивания важных деклараций ЕС и политики в области прав человека, включая новый План действий ЕС по правам человека и демократии.
В феврале ЕС пересмотрел свои руководящие принципы для диалогов по правам человека с третьими странами, признав необходимость максимизировать их влияние. Диалоги по правам человека часто были непродуктивными мероприятиями, часто проводимыми непосредственно перед встречами на более высоком уровне лидеров ЕС со своими коллегами, что создавало впечатление не более чем упражнения для галочки.
В апреле министры иностранных дел ЕС приняли новую стратегию для Сахельского региона, признав настоятельную необходимость реформы сектора безопасности, улучшения управления и подотчетности, включая правосудие за нарушения, совершенные силами безопасности. Сохраняются опасения по поводу его реализации в меняющемся сценарии и неопределенность в отношении присутствия ЕС в регионе.
В марте в соответствии с новым режимом глобальных санкций ЕС в области прав человека ЕС внес в список в общей сложности 15 физических и 4 юридических лица из России, Китая, Северной Кореи, Ливии, Южного Судана и Эритреи. На момент написания это были единственные обозначения в соответствии с новым режимом глобальных санкций ЕС в области прав человека. Санкции против китайских чиновников, считающихся ответственными за то, что Хьюман Райтс Вотч и другие определили как преступления против человечности в Синьцзяне, были первыми ограничительными мерами против китайского правительства с 19-го века.Резня 90 площади. Пекин ответил контрсанкциями против нескольких организаций ЕС и Европы, а также членов Европейского парламента; в ответ Европейский парламент заморозил любое рассмотрение двусторонней торговой сделки с Китаем. Существующие режимы санкций и эмбарго на поставки оружия были подтверждены или усилены, в том числе в отношении Мьянмы, Беларуси, Сирии и Венесуэлы.
В марте Европейский парламент принял отчет о законодательной инициативе, открывающий путь для принятия законодательства ЕС об устойчивом корпоративном управлении. Предлагаемый закон должен ввести в действие обязательные положения для компаний, которые должны проводить комплексную проверку прав человека и окружающей среды на протяжении всей цепочки создания стоимости, предусматривая штрафы в случае несоблюдения и устанавливая средства правовой защиты для затронутых лиц и сообществ. В сентябре председатель Комиссии Урсула фон дер Ляйен также объявила о готовящемся законе, запрещающем поступление на рынок ЕС товаров, произведенных с использованием принудительного труда.
В сентябре Европейская комиссия предложила новый регламент для замены нынешней Всеобщей схемы преференций (ВСП), срок действия которой истекает в 2023 году. Эта схема предоставляет странам-бенефициарам тарифные льготы на их экспорт в ЕС при различной степени соблюдения прав человека. . Хотя новое предложение включает в себя некоторые улучшения, несколько правозащитных групп, в том числе Хьюман Райтс Вотч, призвали Европейский парламент и Европейский совет устранить некоторые из давних ключевых недостатков схемы.
Текущие бенефициары ВСП включают страны с очень серьезными недостатками в области прав человека, в том числе Шри-Ланку, Филиппины, Пакистан, Бангладеш и Мьянму. В апреле ЕС предоставил Узбекистану GSP+, несмотря на сохраняющиеся серьезные опасения по поводу прав человека. Давление со стороны Европейского парламента в преддверии оценки ЕС соблюдения Шри-Ланкой своих обязательств по схеме ВСП помогло придать импульс обеспечению реформы части неправомерного законодательства страны о борьбе с терроризмом и ответных мер.
Европейский парламент продолжал играть важную роль наблюдателя за внешней политикой ЕС, часто осуждая злоупотребления, совершаемые правительствами, которые ЕС и его государства-члены не желали публично критиковать, включая Египет, Руанду, Индию, Саудовскую Аравию, Бахрейн, ОАЭ и Вьетнам. К сожалению, призывы европейских парламентариев к конкретным действиям ЕС часто игнорировались Европейской комиссией, Европейской службой внешних связей, Европейским советом и государствами-членами ЕС. Европейский парламент присудил Сахаровскую премию 2021 года российскому диссиденту Алексею Навальному.
Просмотр стран
Выбрать
Афганистан
Алжир
Ангола
Аргентина
Армения
Австралия
Азербайджан
Бахрейн
Бангладеш
Беларусь
Боливия
Босния и Герцеговина
Бразилия
Буркина-Фасо
Бурунди
Камбоджа
Камерун
Канада
Центрально-Африканская Республика
Чад
Чили
Китай
Колумбия
Куба
Демократическая Республика Конго
Эквадор
Египет
Сальвадор
Эритрея
Эсватини
Эфиопия
Евросоюз
Франция
Грузия
Германия
Греция
Гватемала
Гвинея
Гаити
Гондурас
Венгрия
Индия
Индонезия
Иран
Ирак
Израиль и Палестина
Италия
Япония
Иордания
Казахстан
Кения
Кувейт
Кыргызстан
Ливан
Ливия
Малайзия
Мальдивы
Мали
Мексика
Марокко и Западная Сахара
Мозамбик
Мьянма
Непал
Никарагуа
Нигерия
Северная Корея
Пакистан
Папуа — Новая Гвинея
Перу
Филиппины
Польша
Катар
Россия
Руанда
Саудовская Аравия
Сенегал
Сербия/Косово
Сингапур
Сомали
Южная Африка
Южная Корея
южный Судан
Испания
Шри-Ланка
Судан
Сирия
Таджикистан
Танзания
Таиланд
Тунис
Турция
Туркменистан
Уганда
Украина
Объединенные Арабские Эмираты
Великобритания
Соединенные Штаты
Узбекистан
Венесуэла
Вьетнам
Йемен
Зимбабве
ЕС: профиль акционера ЕБРР
ЕС владеет 3% капитала ЕБРР. Европейский союз, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и государства-члены ЕС в совокупности владеют 54 процентами капитала ЕБРР.
ЕС и ЕБРР: краткий обзор
Крупнейший единый донор ЕБРР
Около 3,4 млрд евро: общая сумма донорских взносов 90 139
293 млн евро: взносы в 2021 году на проекты ЕБРР
3-процентная доля капитала
Каналы финансирования включают Инструмент помощи на этапе до вступления (IPA) для Турции и стран Западных Балкан, Европейский инструмент добрососедства для стран на восточной и южной окраинах Европы и Инструмент сотрудничества в целях развития, финансирующий проекты ЕБРР в Центральной Азии. Проекты ЕБРР в государствах-членах ЕС также получили финансирование через Структурный фонд и Фонд сплочения, Европейский структурный и инвестиционный фонд (ESIF), Программу поддержки структурных реформ и программу «Горизонт 2020».
Помимо доступа к финансированию ЕС на двусторонней основе, ЕБРР является активным участником региональных механизмов объединения, которые объединяют гранты с инвестициями европейских и международных финансовых учреждений. К ним относятся:
- Инвестиционная структура Западных Балкан (WBIF),
- Инвестиционная платформа соседства (NIP),
- Инвестиционный фонд для Центральной Азии (IFCA),
- Азиатский инвестиционный фонд (AIF) и
- План внешних инвестиций (EIP), который включает Европейский фонд устойчивого развития (EFSD).
Региональный трастовый фонд ЕС «Мадад» предоставляет гранты для поддержки проектов в рамках программы ЕБРР по оказанию помощи беженцам.
ЕС также имеет решающее значение для операций ЕБРР, поддерживая политический диалог. ЕС является движущей силой политики и законодательства во многих странах, в которые ЕБРР инвестирует. Кроме того, Банк сотрудничает с учреждениями ЕС по текущим и новым политикам, независимо от того, связаны ли они с планами роста МФУ, экологическими проблемами или инициативами, такими как Вена 2.0, платформа частного и государственного секторов, созданная для обеспечения адекватной поддержки капитала и ликвидности со стороны банковских групп для их филиалы в центральной, восточной и юго-восточной Европе.
Финансирование ЕС предоставляется через региональные кредитно-грантовые механизмы, а также на двусторонней основе.
Инвестиционная платформа соседства (NIP) поддерживает проекты в транспортном, энергетическом, финансовом, социальном и экологическом секторах, объединяя грантовые ресурсы ЕС с кредитами европейских учреждений по финансированию развития.
Проекты, совместно финансируемые НПВ, включают проект водоснабжения Саисс и Гарет в Марокко, механизмы финансирования «зеленой» экономики в пяти странах ЮВС, проект дороги Сисиан-Каджаран, проект пересечения границы Мегри и проект солнечной электростанции Масрик в Армении, расширение Механизма финансирования малого и среднего бизнеса ЕБРР и программы FINTECC в странах Восточного партнерства, поддержка ТС для защиты экономической конкуренции в Армении и действующая структура муниципальных инвестиций в Украине.
Региональный трастовый фонд ЕС в ответ на сирийский кризис, Фонд MADAD, удовлетворяет образовательные, экономические и социальные потребности сирийских беженцев, а также поддерживает перегруженные сообщества принимающих стран и их администрации. Фонд MADAD принял участие в финансировании проекта ЕБРР по строительству канализационной сети Западного Ирбида в Иордании, предоставив в 2018 году инвестиционный грант в размере 20 млн евро.
Инвестиционный фонд для Центральной Азии (ИФЦА) играет ключевую роль в поддержке деятельности ЕБРР в Центральной Азии. Он охватывает Казахстан, Кыргызскую Республику, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. С 2010 года МФЦА и ЕБРР поддерживают очень прочные партнерские отношения с 90 процентов средств IFCA, выделенных ЕБРР в виде грантов и распределения рисков для инвестиций ЕБРР в регионе в муниципальную инфраструктуру, МСП и энергоэффективность. Недавние проекты, совместно финансируемые МФЦА, включают новые подпроекты Рамочной программы реабилитации водных ресурсов Кыргызстана, расширение регионального Механизма финансирования МСП и Проект по снижению потерь энергии в Хатлонской области в Таджикистане.
Азиатский инвестиционный фонд (АИФ) поддерживает деятельность ЕБРР в Монголии. ЕС и ЕБРР подписали свое первое соглашение в рамках АИФ в 2015 году. АИФ софинансирует проекты ЕБРР по поддержке диверсификации экономики, предоставляя доступ к финансированию для МСП в Монголии, по модернизации сектора твердых отходов и централизованного теплоснабжения в столице Улан-Баторе и установить защиту от наводнений и уменьшить потери воды в городе Эрдэнэт.
ЕБРР принимал активное участие в реализации Плана внешних инвестиций (ПИИ) Европейского союза (ЕС), который направлен на увеличение масштабов и воздействия внешнего финансирования развития ЕС за счет привлечения инвестиций частного сектора. EIP включает в себя новый Европейский фонд устойчивого развития (EFSD), который сочетает в себе существующие возможности смешивания с новым гарантийным механизмом.
На данный момент заключены две программы ЕБРР:
· Рамочная программа увеличения инвестиций в возобновляемые источники энергии на сумму 50 млн евро в виде гарантий
· Муниципальная, инфраструктурная и промышленная программа устойчивости (MIIR) с гарантиями на сумму 100 млн евро.
Основной акцент EFSD на содействии переходу к «зеленой» экономике был временно переориентирован на борьбу с негативным воздействием пандемии Covid-19. Это позволит ЕБРР и ЕС совместно отреагировать на кризис и активизировать программу восстановления в южном и восточном странах соседства с ЕС, а также в Восточной Европе и на Кавказе.
В рамках этих двух программ ЕБРР и ЕС разделяют риск неуплаты основной суммы долга и процентов, ограниченный фиксированным процентом. В течение четырех лет Программа MIIR будет оказывать поддержку софинансирующим организациям из частного сектора, финансовым посредникам или конечным бенефициарам в муниципальных, инфраструктурных или промышленных проектах, чтобы:
· обеспечивают краткосрочную ликвидность, необходимую для сохранения бизнеса, активов и занятости и/или для дальнейшего повышения экономической активности
· увеличить финансирование для ускорения перехода к «зеленой» экономике с низким уровнем выбросов углерода за счет предоставления финансирования и технической поддержки со стороны ЕБРР.
Ожидается, что эти инвестиции пойдут на финансирование десятков фирм, обеспечат тысячи людей доступом к услугам, поддержат занятость и будут способствовать повышению эффективности использования энергии и воды. Это принесет пользу окружающей среде и создаст более конкурентоспособные отрасли.
Европейский союз является крупнейшим донором ЕБРР на Западных Балканах с более чем 700 млн евро9.0195 [2] взносов за последние 5 лет. Эти средства предоставляются через Инвестиционную структуру для Западных Балкан (WBIF) и на двусторонней основе для поддержки работы ЕБРР по развитию частного сектора и созданию устойчивой инфраструктуры в странах Западных Балкан. Финансирование ЕС в регионе поддерживает, среди прочего, программы, направленные на повышение конкурентоспособности сектора МСП и улучшение их каналов доступа к финансированию как на национальном, так и на региональном уровне. Кроме того, ЕБРР мобилизует эти средства для поддержки инфраструктурных и энергетических проектов, имеющих большое влияние на переходный период.
ЕБРР пользуется преимуществами WBIF с момента его запуска в качестве платформы сотрудничества, объединяющей бенефициаров, доноров и международные финансовые организации (МФУ) в 2009 году. WBIF поддерживает социально-экономическое развитие и вступление в ЕС во всем регионе, сочетая техническую помощь и инвестиционные гранты от Инструмент ЕС для помощи перед вступлением (IPA) и взносы двусторонних доноров в виде займов от МФУ. Секторы, поддерживаемые в рамках WBIF, включают цифровые технологии, энергетику, окружающую среду, социальную сферу, транспорт и развитие частного сектора.
Европейский объединенный фонд для Западных Балкан (EWBJF), управляемый ЕБРР и ЕИБ, представляет собой многосторонний донорский фонд в рамках WBIF и является ключевым инструментом для объединения грантов и займов в рамках WBIF.
С момента своего создания Руководящий комитет WBIF утвердил гранты на сумму более 600 миллионов евро для проектов под руководством ЕБРР, из которых cc. 553 миллиона евро будут профинансированы ЕС.
ЕБРР также управляет секретариатами двух многосторонних донорских межведомственных фондов, инициированных Европейским союзом и общей суммой более 400 млн евро:
Фонд Экологического партнерства Северного измерения (ППСИ) , созданный в 2002 году, объединяет средства правительств стран-доноров и ЕС, которые используются в качестве грантов для приоритетных проектов в области охраны окружающей среды и ядерной безопасности в зоне Северного измерения (т. е. на северо-западе России и в Беларуси). . Вкладчиками в Фонд являются Европейский Союз, как крупнейший вкладчик, и 12 стран: Беларусь, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Нидерланды, Норвегия, Россия, Швеция и Великобритания. Фонд разделен на «окно ядерной безопасности» в размере 167 млн евро, посвященное наследию советского Северного флота, и «окно экологического финансирования» в размере 182 млн евро, предназначенное для софинансирования преимущественно проектов по очистке сточных вод для улучшения экологии Балтийского моря.
Восточно-Европейский фонд партнерства в области энергоэффективности и окружающей среды (E5P) – это многосторонний донорский и межведомственный фонд на сумму 311 миллионов евро, созданный во время председательства Швеции в ЕС в 2009 году. E5P поддерживает создание устойчивой инфраструктуры и муниципальных услуг во всех страны Восточного партнерства Украины, Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии и Молдовы. Его основная цель заключается в содействии инвестициям, которые сокращают выбросы парниковых газов, одновременно стимулируя структурные реформы и политический диалог. К приоритетным секторам относятся: централизованное теплоснабжение, меры по повышению энергоэффективности зданий, управление твердыми отходами и очистка сточных вод. Доноры, заявляющие о своей поддержке, — это Европейский Союз (крупнейший донор — 145 миллионов евро), Армения, Азербайджан, Беларусь, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Грузия, Германия, Исландия, Ирландия, Латвия, Литва, Молдова, Норвегия, Польша. , Румыния, Словацкая Республика, Швеция, Швейцария, Украина, Фонд технического сотрудничества TaiwanBusiness-ЕБРР, Турция и Соединенные Штаты Америки. В качестве межведомственного фонда E5P предоставляет гранты клиентам муниципального сектора через ЕБРР, ЕИБ, НЕФКО и СЕБ.
ЕС является крупнейшим донором многостороннего донорского счета ЕБРР-Украина для стабилизации и устойчивого роста с взносами в размере 28,7 млн евро за последние пять лет. Многосторонний донорский счет позволяет Банку оказывать поддержку политическим реформам, которые крайне необходимы для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата, помогая проложить путь для инвестиций в страну. Участниками MDA для Украины являются: Дания, ЕС, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Япония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Швеция, Швейцария, Великобритания и США.
Совсем недавно ЕС и ЕБРР объединили усилия посредством ряда других инструментов финансирования:
Европейские структурные и инвестиционные фонды (ESIF) , которыми совместно управляют Европейская комиссия и страны ЕС, нацелены на поддержку инвестиций в создание рабочих мест и устойчивую и здоровую европейскую экономику и окружающую среду. На данный момент ЕБРР подписал соглашения с Кипром и Болгарией, согласно которым средства ESIF находятся в ведении ЕБРР для поддержки местных МСП и увеличения инвестиций в водное хозяйство, соответственно.
Программа поддержки структурных реформ (SRSP) предоставляет индивидуальную поддержку всем странам ЕС в их институциональных, административных и стимулирующих рост реформах. В этом контексте ЕБРР сотрудничает с ЕС почти в 40 проектах на общую сумму 7,9 млн евро, чтобы помочь государствам-членам ЕС в осуществлении реформ и программ наращивания потенциала в финансовом секторе и доступе к финансированию, росте и бизнес-среде, а также управлении и общественной жизни. администрация.
Horizon 2020 — крупнейшая программа исследований и инноваций ЕС. В 2018 году ЕС и ЕБРР договорились о совместной работе над пилотным проектом, направленным на оказание помощи инновационным малым и средним предприятиям, а также крупным компаниям в Болгарии, Латвии и Румынии.
Leave a Reply