Речь Ху Цзиньтао на диалоге между руководителями стран-членов «Восьмерки» и развивающихся стран
Речь Ху Цзиньтао на диалоге между руководителями стран-членов «Восьмерки» и развивающихся стран
9 июля 2008 г. на диалоге между руководителями стран-членов «Восьмерки» и развивающихся стран, проходившем в Тояко (Хоккайдо, Япония), председатель КНР Ху Цзиньтао выступил с важной речью, полный текст которой приводится ниже.
Речь на диалоге между руководителями стран-членов «Восьмерки» и развивающихся стран
(9 июля 2008 г. Тояко, Хоккайдо, Япония)
Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао
Уважаемый премьер-министр Ясуо Фукуда! Уважаемые коллеги!
Я очень рад прибыть на живописное озеро Тоя, чтобы обменяться с коллегами мнениями по проблемам глобального характера, представляющим наш общий интерес. Хочу поблагодарить премьер-министра Ясуо Фукуду и правительство Японии за их тщательную организацию нашей встречи.
Прежде всего я от имени правительства и народа Китая выражаю сердечную благодарность правительствам и народам зарубежных стран за выраженное ими сочувствие и оказанную ими искреннюю помощь в связи с мощным землетрясением в китайском уезде Вэньчуань. Ныне борьба с последствиями стихийного бедствия вступила на этап обустройства пострадавших от стихии и восстановления хозяйства. Правительство и народ Китая полны решимости и уверенности при заботе и поддержке международного сообщества победить последствия этого сильного землетрясения и помочь жителям пострадавших районов в скором времени возродить домашний очаг.
В настоящее время экономическая глобализация развивается вглубь, все более тесной становится взаимозависимость стран друг от друга, стремление к миру, развитию и сотрудничеству стало неудержимым течением эпохи, и перед миром открываются редкие шансы развития. Вместе с тем в последнее время увеличиваются факторы, оказывающие неопределенное и дестабилизирующее влияние на экономический рост мира, продолжаются потрясения на финансовых рынках, растут цены на энергоресурсы, с особой силой проявляется проблема продовольственной безопасности, усиливается угроза глобальной инфляции. Строительство гармоничного мира с прочным миром и совместным процветанием сталкивается с немалыми серьезными вызовами.
Численность населения стран «Восьмерки» и Китая, Индии, Бразилии, ЮАР, Мексики, Республики Корея, Индонезии, Австралии занимает 60% мирового населения, а общий объем их экономик – три четверти мирового показателя. И мы обязаны объединить наши усилия, чтобы дать совместный ответ на вызовы и содействовать стабильному развитию мировой экономики. Вместе с тем мы должны на фоне дальних перспектив и с глобальной и стратегической высоты начать с решения базовых проблем, касающихся структур и механизмов, чтобы способствовать сбалансированному, согласованному и устойчивому развитию мировой экономики. В связи с этим я бы хотел выдвинуть следующие предложения.
Во-первых, создать мировую экономическую систему, обеспечивающую устойчивое развитие. Все страны должны, руководствуясь концепцией устойчивого развития, усиливать макрорегулирование в плане политических установок, общими усилиями поддерживать мировой экономический рост. «Восьмерка» должна больше прислушиваться к голосу и мнениям извне. Развитые и развивающиеся страны должны сформировать партнерские отношения глобального развития, основанные на равенстве, взаимной выгоде и обоюдном выигрыше, совместно способствовать процессам экономической глобализации для достижения сбалансированного и взаимовыгодного развития.
Во-вторых, создать всеобъемлющую и упорядоченную международную финансовую систему. Все страны должны совместно способствовать обеспечению права голоса и расширению представительства развивающихся стран в международных финансовых учреждениях, повышать эффективность мировой финансовой системы. Всемирный банк должен приложить больше усилий, чтобы помочь развивающимся странам приспособиться к экономической глобализации и осуществить Цели развития тысячелетия ООН. Международный валютный фонд должен наращивать контроль и предупреждение о рисках на международных финансовых рынках, особенно в сфере краткосрочного движения капитала и финансовых инноваций, играть еще большую роль в сохранении международной финансовой стабильности.
В-третьих, создать справедливую и рациональную международную торговую систему. Все страны должны совместно действовать против торгового протекционизма, поддерживать укрепление многосторонней торговой структуры, способствовать достижению всесторонних и сбалансированных результатов на Дохинском раунде переговоров и осуществлению целей раунда развития. Все страны должны поддерживать инициативу Всемирной торговой организации «оказывать помощь для содействия торговле».
В-четвертых, создать беспристрастную и эффективную систему глобального развития. Развитые страны должны по-настоящему выполнять свои обязательства, увеличивать размеры помощи развивающимся странам, частично или полностью освобождать их от задолженностей, открывать рынки, передавать технологии. Развивающиеся страны должны наращивать свои способности. ООН должна и дальше играть направляющую и координирующую роль, призывать международное сообщество увеличить вложения в дело развития, гарантировать ресурсы, необходимые для развития, укреплять структуры в сфере развития. «Монтеррейский консенсус» должен быть реализован на деле. Надо стараться осуществить в срок Цели развития тысячелетия ООН, особенно надо и впредь отдавать предпочтение Африке в освоении ресурсов, необходимых для развития, оказывать ей поддержку в ускорении развития.
Уважаемые коллеги!
В последнее время рост цен на зерно приковывает к себе всеобщее внимание международного сообщества. Древняя китайская пословица гласит: «Для народа основой является пища». Продовольственная проблема не только касается экономики и народного благосостояния всех стран, но и касается развития и безопасности на всей планете. В настоящее время более чем 800 млн. человек в мире все еще грозит голод, а рост зерновых цен значительно увеличит эту цифру, что препятствует осуществлению прочного мира и общего процветания на Земле.
Нынешний рост зерновых цен вызван целым комплексом разных факторов. Утверждение о том, будто в увеличении потребностей в продовольствии виновато развитие развивающихся стран, не соответствует фактам и не представляет конструктивного подхода для решения проблемы. Сегодня в человеческом обществе, где производительные силы в сельском хозяйстве достигли небывалого уровня, у нас достаточно средств для решения зерновой проблемы. Самое главное — надо, руководствуясь концепцией совместного развития, активно и эффективно регулировать политические установки и практические действия и совместно защищать зерновую безопасность в мире.
Сейчас неотложная задача заключается в том, чтобы увеличить размеры помощи, поддерживать координирующую роль ООН, стараться стабилизировать зерновые цены, помочь развивающимся странам как можно быстрее преодолеть трудности. Вместе с тем международное сообщество должно уделить большее внимание сельскому хозяйству, при подходе к зерновой проблеме обратить взор вширь и вдаль, выработать долгосрочную стратегию международного зернового сотрудничества. В этой связи я бы хотел выдвинуть предложения в 4 пунктах.
Во-первых, уделить должное внимание зерновому производству. Все страны должны со стратегической высоты отнестись к фундаментальному положению зерна, поднять сбор зерна за счет научно-технического прогресса, увеличить зерновые запасы на складах. Ведущие страны-производители зерна должны приложить больше усилий в этом направлении. Развивающиеся страны должны непрерывно наращивать свои производственные мощности, а развитые страны — предоставлять необходимую финансовую и технологическую поддержку.
Во-вторых, улучшить условия торговли. Необходимо создать благоприятные международные условия для торговли сельхозпродукцией, сформировать справедливый и рациональный международный порядок этой торговли. Все страны, и в первую очередь развитые страны должны на Дохинском раунде сельскохозяйственных переговоров проявить больше искренности, устранить торговые барьеры, показать гибкость в сокращении сельскохозяйственных дотаций и в других сферах, в полной мере учесть особые озабоченности развивающихся стран-участниц, действительно освободить наименее развитые страны от задолженностей и квот.
В-третьих, усилить макрорегулирование. Правительства всех стран должны ужесточить контроль за рынками сельхозпродукции, содействовать регулированию с помощью политических установок, сдерживать чрезмерную спекуляцию, стараться стабилизировать зерновые цены. Необходимо сформировать механизм международного сотрудничества с ведущей ролью ООН, стремиться создать систему гарантирования глобальной зерновой безопасности, объединяющую в себе раннее предупреждение, мониторинг и контроль, макрорегулирование и оказание экстренней помощи.
В-четвертых, создать благоприятные условия. Все страны должны подходить к зерновой проблеме с точки зрения взаимосвязи, действовать параллельно в сферах финансов, торговли, оказания помощи, охраны окружающей среды, права на интеллектуальную собственность, передачи технологий и др., чтобы создать благоприятные условия для обеспечения зерновой безопасности. При реагировании на вызовы в сферах энергетики, климатических изменений и др. надо одновременно в полной мере учитывать факторы зерновой безопасности, нельзя взяться за одно и забыть про другое.
Китай всегда уделяет повышенное внимание сельскому хозяйству и в особенности зерновой проблеме, твердо проводит политику по обеспечению зерновой безопасности, требующую опираться на собственные возможности, в основном добиться самообеспечения и лишь за счет небольшого объема импорта и экспорта регулировать избыток или нехватку. Пахотные угодья Китая составляют лишь около 9% пахотных земель мира, но они кормят около 20% мирового населения, что внесло огромный вклад в поддержание зерновой безопасности на планете. За последние 10 лет самодостаточность Китая в зерновых продуктах постоянно держится на уровне свыше 95%, объем чистого среднегодового экспорта пшеницы, риса и кукурузы составляет 8 млн. тонн. В настоящее время средняя таможенная пошлина на сельхозпродукцию в Китае равна лишь 1/4 среднего мирового показателя.
Китай принимает активное участие в международном продовольственном и сельскохозяйственном сотрудничестве и по мере своих возможностей оказывает другим странам помощь. С 2003 г. Китай предоставил зарубежным странам продовольственную помощь в размере 300 тыс. тонн, построил им 14 комплектных сельскохозяйственных объектов, создал более 20 показательных сельхозтехнологических центров, подготовил для развивающихся стран свыше 4000 управленцев и технических работников сельского хозяйства. Мы готовы и дальше в рамках сотрудничества «Юг — Юг» делиться с развивающимися странами опытом развития сельского хозяйства и оказывать им нашу посильную помощь.
Уважаемые коллеги!
Нынешний год является годом промежуточной оценки Целей развития тысячелетия ООН. Обозревая весь мир в целом, можно сказать, что осуществление этих Целей добилось положительных сдвигов, однако оно идет неравномерно в разных сферах и в разных регионах, особенно перед странами Африки во многих областях еще стоят серьезные вызовы. Сложившееся положение мировой экономики породило новые сложные факторы для осуществления Целей развития тысячелетия. Международное сообщество должно, пользуясь промежуточной оценкой Целей, дальше демонстрировать политическое желание, мобилизовать все ресурсы, превратить промежуточный пункт в поворотный, чтобы стимулировать всестороннее и сбалансированное осуществление Целей во всем мире. Ключевой момент в этом заключается в следующем.
Во-первых, установить настоящие отношения партнерства в развитии. Развивающиеся страны несут главную ответственность за свое развитие, а развитые страны должны оказывать необходимую помощь. Международное сообщество должно создавать развивающимся странам благоприятные внешние условия для их развития и борьбы с бедностью.
Во-вторых, создать рамки справедливой оценки, позволяющие как всесторонне оценивать сдвиги разных стран в осуществлении Целей развития тысячелетия и бросаемые им вызовы, так и строго оценивать выполнение международным сообществом обещаний об оказании помощи делу развития.
В-третьих, оказывать мощную денежную и технологическую поддержку. Развитые страны должны выполнять официальные обещания об оказании помощи, отодвинуть близкие коммерческие интересы, смягчить техническую монополию. Развивающиеся страны, со своей стороны, должны интенсифицировать научно-технические разработки, наращивать свою экономическую конкурентоспособность.
В-четвертых, расширить помощь Африке со стороны международного сообщества. Оно должно учитывать специфические нужды Африки, усиливать финансовую и техническую поддержку, а также уважать суверенные права африканских стран, помогать им нарастить способности к саморазвитию.
В соответствии с национальными реалиями страны Китай поставил перед собой цель – всесторонне построить среднезажиточное общество, вглубь претворяет в жизнь научную концепцию развития, требующую ценить человека как основу основ и осуществить всестороннее, гармоничное и устойчивое развитие, неуклонно идет по пути цивилизованного развития, характеризующегося развитым производством, обеспеченной жизнью и хорошей экологической средой. А все это соответствует Целям развития тысячелетия. К настоящему моменту Китай досрочно выполнил Цели развития тысячелетия в плане ликвидации нищеты. В рамках сотрудничества «Юг — Юг» Китай оказал почти 160 развивающимся странам поддержку в виде безвозмездной помощи, беспроцентного или льготного кредита, помогая им осуществить Цели развития тысячелетия.
Уважаемые коллеги!
В эт В этом году в Китае отмечается 30-летие с начала проведения реформ и открытости. За эти годы экономика Китая стала важной составной частью мировой экономики, внеся позитивный вклад в рост мировой экономики. Мы на практике поняли, что при развитии государства мы должны двигаться в ногу с общей тенденцией развития мира, идти навстречу интересам и требованиям своего народа, исходить из собственных национальных реалий, поставить экономическое строительство как центральную задачу, неизменно проводить реформы и открытость, сосредоточиваться на всем строительстве в целом и вкладывать всю душу в развитие, всесторонне продвигать экономическое, политическое, культурное и социальное строительство, правильно регулировать взаимоотношение между реформированием, развитием и обеспечением стабильности, по-настоящему обеспечивать развитие во имя народа и с опорой на него, а также всенародное пользование плодами этого развития. Китай будет неизменно идти по пути мирного развития, неизменно проводить стратегию открытости, нацеленную на взаимную выгоду и обоюдный выигрыш, неизменно вместе со всеми другими странами мира продвигать строительство гармоничного мира с прочным миром и общим процветанием.
В заключение я хочу заявить, что мы приветствуем мастеров спорта изо всех стран мира в Пекин на Олимпийские игры, приветствуем друзей изо всех стран мира в Пекин смотреть соревнования на Олимпиаде.
Благодарю за внимание!
Развивающиеся и наименее развитые страны \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Развивающиеся и наименее развитые страны
Подборка наиболее важных документов по запросу Развивающиеся и наименее развитые страны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Иное:
- Доплата членам летного экипажа
- Соглашение о доплате
- Линии энергопередачи
- Приготовитель кормов
- Рыбохозяйственные заповедные зоны
- Показать все
Еще
- Иное:
- Доплата членам летного экипажа
- Соглашение о доплате
- Линии энергопередачи
- Приготовитель кормов
- Рыбохозяйственные заповедные зоны
- Показать все
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Статья: Новые векторы развития права ВТО и отдельные вопросы применения инструмента субсидии
(Глазатов М. В.)
(«Актуальные проблемы российского права», 2022, N 5)Многосторонняя система регулирования торговли — сложнейший институт международного права. Членам Генерального соглашения по тарифам и торговле за последние три десятилетия удалось сформировать не только формат переговоров — Всемирную торговую организацию, но и нормы и правила ведения хозяйственной деятельности на мировом рынке, в том числе правила предоставления субсидий. Однако дальнейшее развитие организации претерпевает кризис. Равновесное применение правил международной торговли сейчас невозможно из-за сложившейся конъюнктуры: некоторые развивающиеся страны, которые в момент присоединения к ВТО зафиксировали большое количество изъятий и переходных периодов, сильно подросли экономически и теперь могут конкурировать на равных с развитыми странами. С другой стороны, говорить о каких-то нарушениях невозможно, поскольку эти изъятия были согласованы. Проблема усугубляется тем, что ВТО хотя и использует понятия «развивающиеся», «развитые» и «наименее развитые страны», но не имеет собственной классификации стран по экономическому развитию и не может реагировать на изменения в их развитии. Вопросы, поставленные последним раундом многосторонних торговых переговоров (Доха-раундом), стали затрагивать уже такие области регулирования, в которых уравнивание норм и правил торговли развивающихся стран с развитыми задевает не только экономическую, но и социальную сферу. Кроме того, более глубокий уровень типизации правил регулирования торговли затрагивает механизмы взаимодействия, которые выходят за рамки деятельности такой международной организации, как ВТО, и присущи интеграционным объединениям. Тем не менее активными членами ВТО выдвинуты инициативы по изменению правил выдачи субсидий, направленные на их ужесточение и еще более глубокую унификацию национальных юрисдикций с типовыми международными подходами к регулированию государственной поддержки.
Нормативные акты
Преодоление «большого финансового разрыва» в развивающихся странах
Комментарий
Шари Шпигель,
Шари Шпигель
Начальник отдела анализа и разработки политики
— Департамент Организации Объединенных Наций по экономическим и социальным вопросам
Оливер Шванк
Оливер Шванк
Старший сотрудник по экономическим вопросам
— Департамент Организации Объединенных Наций по экономическим и социальным вопросам
8 июня 2022 г.
За последние два года мировую экономику потрясли многочисленные потрясения — от пандемии COVID-19 до войны в Украине. Но не все страны и люди пострадали одинаково. Как подчеркивается в отчете « Финансирование устойчивого развития за 2022 год» (FSDR) , , разрыв в финансировании резко ограничивает способность многих развивающихся стран реагировать на потрясения и инвестировать в восстановление.
После пандемии COVID-19 развитые страны могут финансировать масштабные пакеты бюджетных мер (стоимостью 18 процентных пунктов ВВП) по очень низким процентным ставкам при поддержке своих центральных банков. Развивающиеся страны были более ограничены. В частности, беднейшие страны были вынуждены сократить расходы в таких областях, как образование и инфраструктура, что способствовало более затяжному кризису. Еще до последствий войны в Украине прогнозировалось, что каждая пятая развивающаяся страна не доживет до 2019 года.доход на душу населения к концу 2023 года, при этом ожидается, что уровень инвестиций не вернется к допандемическому уровню в течение как минимум двух лет.
Вялый рост инвестиций еще больше увеличивает значительный разрыв в инвестициях в области климата и Целей устойчивого развития (ЦУР). Тем не менее, многие страны не в состоянии финансировать необходимый инвестиционный толчок. В начале 2022 года 3 из 5 беднейших стран подвергались высокому риску долгового кризиса или уже находились в нем, а 1 из 4 стран со средним уровнем дохода подвергались высокому риску финансового кризиса. Рост цен на энергоносители и продовольствие из-за войны в Украине оказал дополнительное давление на фискальные и внешние балансы импортеров сырьевых товаров, а ужесточение мировых финансовых условий повышает риск системного кризиса. Проблемы приемлемости долга, которые обычно возникают при более низких уровнях долга в развивающихся странах, выражаются в более высоких премиях за риск. Даже в странах, где задолженность считается устойчивой, высокая стоимость заимствования исключает необходимые инвестиции.
Стоимость и условия капитала в развивающихся странах
Средняя процентная ставка по внешним заимствованиям в развивающихся странах в три раза выше, чем в развитых странах (рис. 1). В условиях низких процентных ставок в последнее десятилетие развитые страны брали займы по процентной ставке в среднем в 1 процент. Наименее развитые страны (НРС), которые в последние годы все активнее выходят на международные рынки, брали займы по ставке более 5 процентов, а некоторые страны платили более 8 процентов. Это увеличило их среднюю стоимость заимствования и привело к уменьшению фискального пространства: НРС выделяют в среднем 14 процентов своих внутренних доходов на выплату процентов по сравнению с лишь около 3,5 процента в развитых странах, несмотря на гораздо больший объем долга последних (рис. 2). ).
В то время как высокая стоимость заимствований отражает более высокие предполагаемые риски, есть свидетельства дополнительной премии, связанной с суверенными заимствованиями. За последние 200 лет среднегодовая доходность долга в иностранной валюте для инвесторов составляла около 7 процентов, даже с учетом убытков от дефолтов, превышая «безрисковую» доходность по облигациям США и Великобритании в среднем на 4 процентных пункта. С начала «эры финансирования облигаций» развивающихся рынков примерно в 1995 году общая доходность для инвесторов (за вычетом убытков от дефолтов) была еще выше, в среднем почти на 10 процентов или около 6 процентных пунктов выше безрисковой ставки — исторический максимум. .*
Облигации в иностранной валюте более чем компенсируют инвесторам риски, с которыми они сталкиваются, даже в периоды повторяющихся финансовых потрясений в развивающихся странах. Действительно, с 1995 года внешние суверенные облигации были классом активов с наилучшей доходностью, опережая другие классы активов (такие как акции или корпоративные облигации) даже после поправки как на дефолты, так и на риск (измеряемый волатильностью рынка). Хотя суверенные спреды и премии за риск могут показаться удаленными из жизни людей, в случае с суверенным долгом они имеют прямое влияние. Высокие доходы инвесторов приравниваются к высокой стоимости заимствований для стран, отвлекая государственные расходы от государственных инвестиций и социальных услуг.
Многогранный политический ответ
При правильных условиях долговое финансирование может позволить странам реагировать на чрезвычайные ситуации и финансировать долгосрочные инвестиции. Производственные инвестиции, в свою очередь, способствуют росту и увеличению бюджетных возможностей, тем самым генерируя ресурсы для устойчивого обслуживания долга. С другой стороны, для стран с большим бременем долга дополнительное кредитование может быть контрпродуктивным, а облегчение бремени задолженности и дополнительное безвозмездное финансирование просто необходимы. Задача состоит в том, чтобы расширить доступ к доступному долгосрочному финансированию (и, при необходимости, грантам) и продуктивно использовать полученные средства. Хотя не существует единого решения для расширения фискального пространства стран, меры для этого включают действия на национальном уровне, международные государственные финансы и усилия по улучшению условий и сокращению кредитных спредов, связанных с коммерческими заимствованиями. «Доклад о финансировании устойчивого развития за 2022 год» » выдвигает рекомендации в четырех областях для преодоления «большого финансового разрыва».
Во-первых, страны должны снизить риски и обеспечить, чтобы все финансирование согласовывалось с ЦУР и действиями по борьбе с изменением климата. Эффективность государственных инвестиций является ключевым фактором, определяющим их рост и устойчивость долга, и во многих странах пробелы в эффективности остаются значительными. Увязывание решений о государственных инвестициях со среднесрочной налоговой и бюджетной структурой и стратегией управления долгом, например, в контексте комплексной национальной структуры финансирования, может снизить изменчивость финансирования капитальных расходов. Но одни национальные действия не могут решить системные проблемы.
Во-вторых, доступ к дополнительным долгосрочным доступным международным государственным финансам имеет решающее значение. Обязательства по официальной помощи в целях развития должны быть выполнены, а кредитование Многосторонних банков развития (МБР) должно быть расширено, в том числе за счет увеличения капитала и перераспределения неиспользованных специальных прав заимствования. Сами МБР могут улучшить условия кредитования, например, за счет сверхдолгосрочных кредитов и систематического использования оговорок о состоянии государства при кредитовании. Кроме того, вся «система банков развития» должна быть укреплена: МБР могут оказывать поддержку потенциалу национальных учреждений, а МБР, в свою очередь, могут извлечь выгоду из знаний национальных банков о местных рынках.
В-третьих, международное сообщество может принять меры для улучшения условий заимствования развивающихся стран на рынках. Поскольку глобальные источники являются доминирующими факторами волатильности потоков капитала, крайне важно решить проблему заемных средств и волатильности в международной финансовой системе. Можно также предпринять шаги для снижения премии, связанной с высокой стоимостью государственных заимствований, например, путем укрепления информационной экосистемы и увеличения временных горизонтов. Расширение горизонта кредитных рейтингов (которые часто выдаются только на срок до трех лет) и оценок устойчивости долга могли бы предоставить информацию для инвесторов, ориентированных на долгосрочную перспективу.
В-четвертых, международному сообществу необходимо срочно активизировать усилия по урегулированию непосильных долговых ситуаций. Многосторонняя инициатива по облегчению бремени задолженности и реструктуризации может стать необходимой по мере роста мировых процентных ставок и рисков системного долгового кризиса. Системные решения следует искать сейчас, до того, как в 2023 году наступят сроки крупных платежей по обслуживанию долга. Их следует обсудить на всеохватном форуме, объединяющем кредиторов и должников. Такую платформу могла бы предоставить Организация Объединенных Наций.
* Примечание: Meyer, Josefin, et al. 2019. Суверенные облигации после Ватерлоо. Ежеквартальный журнал экономики (ожидается).
Связанный контент
Авторы
Развивающиеся страны Меняющие мир торговли
Развивающиеся страны 1 стали крупными игроками в мировой торговле. Их относительный вес значительно вырос, в основном из-за стремительного роста Китая как экспортера. Хотя они частично отражают рост цен на нефть, увеличение экспорта из стран Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА), Восточной Европы и Центральной Азии еще больше увеличило вес развивающихся стран в мировой торговле. Прогнозы ВВП предполагают, что доля развивающихся стран в мировой торговле будет расти и дальше, увеличившись более чем вдвое в течение следующих 40 лет и достигнув почти 70 процентов к 2050 году9.0003
Растущий вес развивающихся стран в мировой торговле
Развивающиеся страны уже играют все более важную роль в мировой торговле. В 2006 г. на их долю приходилось 30 % мирового экспорта по сравнению с 19,5 % в 1996 г. 2 Доля экспорта стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) увеличилась более чем в 12,4 процента. На долю Китая пришлось значительная часть этого роста — его доля в мировом экспорте почти утроилась с 2,7 до 7,6 процента. С другой стороны, Индия, которая также выделяется своей крупной экономикой, мало что сделала для этого. Его доля в мировом экспорте остается очень низкой, немногим более 1% в 2006 г.
По мере роста цен на нефть доля экспортеров нефти также значительно увеличилась. Доля MENA увеличилась с 1,4 процента до 4,5 процента, а доля стран Африки к югу от Сахары (SSA) выросла с 0,7 процента до 1,6 процента. После перехода к рыночной экономике в странах Восточной Европы и Центральной Азии также наблюдалось значительное увеличение доли экспорта, что сопровождалось еще большим увеличением импорта и ростом дефицита счета текущих операций.
Торговля и инвестиции выросли не только между богатыми странами Севера и развивающимися странами Юга, но и между странами Юга.
Напротив, доля экспорта промышленно развитых стран снизилась, а доля США уменьшилась с 13,9 до 9,5 процента. Упадок Японии был особенно резким; его доля упала с 8,6% — значительно больше, чем общая доля стран БРИК, — до 5,4%, меньше, чем доля Китая.
Значение развивающихся стран как источника спроса на импорт также возросло, что отражает увеличение доступности иностранной валюты и покупательной способности, быстрорастущий средний класс и большой аппетит к импортным товарам. Импорт ЕС в Китай вырос более чем в четыре раза с 19с 96 по 2006 год, а его импорт в Россию, ЮЮА, Восточную Европу и Среднюю Азию увеличился более чем в три раза. Развивающиеся страны также импортировали 38 процентов от общего объема экспорта США в 2006 году по сравнению с 31 процентом в 1996 году. С другой стороны, импорт в Японию и другие промышленно развитые страны из ЕС вырос на относительно скудные 31 процент и 81 процент соответственно.
Рост торговли Юг-Юг
За последние два десятилетия объемы торговли и инвестиций выросли не только между богатыми странами Севера и развивающимися странами Юга, но и между странами Юга, особенно — хотя и не исключительно — с участием азиатских стран. Китай и Индия значительно увеличили импорт из стран MENA и SSA, отчасти из-за роста спроса на сырьевые товары, при этом в 2006 году Китай получил от них 32,5 миллиарда долларов экспорта по сравнению с 545 миллионами долларов в 1996. Двусторонняя торговля между Китаем и Индией также становится все более значительной, при этом экспорт из Китая в Индию подскочил с 686 миллионов долларов США до 14,5 миллиардов долларов США.
Расширение торговли Юг-Юг способствовало повышению привлекательности развивающихся стран как направлений для прямых иностранных инвестиций (ПИИ), как для доступа к крупным и растущим внутренним рынкам в принимающей стране, так и в качестве экспортных платформ для многонациональных компаний. В 2008 г. на развивающиеся страны приходилось 43% мировых потоков ПИИ, что значительно больше по сравнению с 32% в 2007 г.
Возрастающая роль развивающихся стран в экспорте промышленных товаров
Успешные развивающиеся страны часто проводили политику экономического роста, ориентированную на экспорт, диверсифицировав ее от сырья к промышленным товарам. Следуя этой модели, сегодняшние развивающиеся страны увеличили свое присутствие в экспорте промышленных товаров. Китай превзошел США и Японию в 2006 г., поскольку его доля увеличилась с 3,2% в 1996 г. до 9,8% в 2006 г. Доля промышленных товаров в экспорте других развивающихся стран также увеличилась, при с 7,1% до 18,7%.
Во многом из-за более высоких цен, а также благодаря открытию новых природных ресурсов и повышению эффективности производства развивающиеся страны также увеличили экспорт минерального топлива и химикатов, двух групп товаров, которые демонстрировали самые высокие темпы роста с 1996 по 2006 год. В 2006 году Экспорт минерального топлива из стран БВСА достиг 360 миллиардов долларов, что почти в десять раз больше, чем 36,9 миллиардов долларов в 1996 году. За тот же период экспорт минерального топлива из ЮЮС вырос с 14,5 миллиардов долларов до 80,9 миллиардов долларов.
Роль развивающихся стран как экспортеров и импортеров значительно возрастет в течение следующих 40 лет.
Экспорт промышленных товаров мог бы увеличиться еще больше, а диверсификация экспорта могла бы продвинуться еще дальше, если бы экспорт полезных ископаемых не вырос так существенно, повышая обменный курс и отвлекая инвестиции.
Изменившийся мир торговли в 2050 году
Сохранятся ли эти тенденции? Если исключить геополитические или вызванные климатом катастрофы и предположить, что мир не скатится к протекционизму, роль развивающихся стран как экспортеров и импортеров значительно возрастет в течение следующих 40 лет, что отражает их высокие темпы роста и подъем их среднего класса. Кроме того, прогнозируется ослабление их зависимости от рынков развитых стран.
Модели сравнительных преимуществ будут меняться, открывая двери для стран с низким уровнем заработной платы.
В соответствии с текущей тенденцией стоимостная доля экспорта развивающихся стран в мировой торговле увеличится с 30 процентов в 2006 году до 69 процентов в 2050 году. Доля Китая увеличится с 7,6 процента до 24 процентов, а доля Индии достигнет 6,4 процента. до всего лишь 1,2 процента. И наоборот, доля промышленно развитых стран будет снижаться, при этом доля США уменьшится с 90,5 процента до 7 процентов, а в Японии резко упал с 5,4 процента до всего лишь 2,4 процента.
Развивающиеся страны как экспортный рынок
Роль развивающихся стран как экспортного рынка значительно возрастет. Основываясь на консервативной эластичности торговли по ВВП 3 , равной 1 (более реалистичный прогноз был бы между 1,3 и 1,5), импорт Китая из США и ЕС составит 3,1 процента от общемирового объема в 2050 году, что составляет более двукратное увеличение его значения как экспортного рынка с 2006 года. Поскольку большая часть экспорта США и ЕС ориентирована на средний класс — сегмент, который быстро растет в развивающихся странах, — эти цифры, вероятно, занижают рост экспорта из развитых стран в Китай. и другие развивающиеся гиганты.
По мере увеличения доли и значения развивающихся стран доля развивающихся стран в мировой торговле будет продолжать расти. Импорт Китая из Индии и России к 2050 году составит 2,4 процента мировой торговли, что представляет собой огромный рост по сравнению с 0,21 процента в 2006 году. Быстро развивающийся Китай и Индия указывают на высокий спрос не только на сырьевые товары, но и на нишевые производства и услуги, поскольку а также для промышленных ресурсов и оборудования из других развивающихся стран.
Политика
Поскольку заработная плата, капиталовооруженность и уровень образования в наиболее успешных развивающихся странах растут быстрее, чем в менее успешных, модели сравнительных преимуществ будут меняться. Нынешнее сравнительное преимущество наиболее быстрорастущих развивающихся стран в интенсивности труда будет ослабевать по мере роста заработной платы в них, открывая возможности для выгоды стран с более низкой заработной платой. Однако масштабы этого сдвига будут зависеть от способности развивающихся стран с более низкой заработной платой расширить экспорт продукции обрабатывающей промышленности и повысить способность производить и распределять сельскохозяйственную продукцию и сырье. Для этого потребуется ликвидировать высокую степень защиты импорта, все еще существующую в некоторых секторах и странах. Политика может включать изменение логистических и таможенных процедур, которые в настоящее время делают торговлю очень дорогой, а также улучшение делового климата для поощрения инвестиций и расширения производственных мощностей.
Успех развивающихся стран в экспорте промышленной продукции заставит богатые страны внедрять инновации и еще больше дифференцироваться, если они хотят сохранить свои позиции на рынке продукции с высокой добавленной стоимостью.
Создание открытой, основанной на правилах системы, подходящей для мировой экономики двадцать первого века, далеко не обязательно. Нужны далеко идущие реформы Всемирной торговой системы, включая Всемирную торговую организацию.
В ближайшие 40 лет вероятны значительный рост мировой торговли, а также заметный рост эффективности, инноваций и, в конечном счете, благосостояния людей. Однако, как показывает умирающий Дохинский процесс, создание открытой, основанной на правилах системы, подходящей для мировой экономики двадцать первого века, далеко не обязательно. Далеко идущие реформы Всемирной торговой системы, включая Всемирную торговую организацию, необходимы для обеспечения того, чтобы прогресс мировой торговли не был затруднен или, что еще хуже, обращен вспять в разгар следующего экономического и финансового кризиса.
Шимелсе Али — экономист Международной экономической программы Карнеги. Беннет Стэнсил — младший научный сотрудник Международной экономической программы Карнеги.
1 Включает страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) и другие развивающиеся страны MENA (Ближний Восток и Северная Африка), SSA (Африка к югу от Сахары), Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Восточной Европы, и Средней Азии.
Leave a Reply