Как начиналась европейская интеграция и чем она может закончиться
Договор 1951 года об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) снял внутри стран все тарифные и количественные ограничения на торговлю этими товарами. Случившиеся после множественные преобразования форматов сотрудничества европейских государств дали толчок к созданию в 1992 году Евросоюза.
Отношения между Россией и ЕС с тех пор пережили немало взлетов и падений, перейдя в текущую фазу, которую эксперты называют «полным развалом отношений». Тем не менее российские политики и законодатели подчеркивают, что наша страна готова к диалогу с ЕС и выступает за конструктивное сотрудничество, подразумевающее уважительное отношение к национальным интересам стран-соседей.
С чего начинался ЕС
После создания «союза угля и стали» события по историческим меркам развивались стремительно. Уже 25 марта 1957 года был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) на базе ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии. Спустя 10 лет, в 1967 году, эти три интеграционные организации объединились в Европейское сообщество.
Следующим этапным событием в жизни европейцев стало подписанное 14 июня 1985 года Шенгенское соглашение о свободном передвижении товаров, капиталов и граждан. Оно вступило в силу 26 марта 1995 года и прекратило действие 1 мая 1999 года, будучи замещенным Шенгенским законодательством Евросоюза.
7 февраля 1992 года в голландском Маастрихте подписан договор о создании Европейского союза, который начал действовать 1 ноября 1993 года. Высшей формой экономической интеграции между государствами ЕС стал евро — единая денежная единица, которая была введена в безналичном виде на территории государств — членов ЕС с 1 января 1999 года, а наличные банкноты появились с 1 января 2002 года.
В состав ЕС входят 27 государств Европы: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. С 1 января 2007 года — Болгария и Румыния, с 1 июля 2013-го — Хорватия.
Союз хоронить пока рано
Европейский союз стал уникальнейшим межгосударственным образованием в человеческой истории. Он воплотил давнюю мечту многих политиков и мыслителей о «Соединенных Штатах Европы» не только на бумаге, но и на практике, доказав ее практическую реализуемость и прямую пользу для граждан каждой из стран-участниц.
Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев заявил «Парламентской газете», что нужно повременить с пессимистическими прогнозами в отношении судеб Евросоюза, «который сегодня подвергается серьезнейшим испытаниям в своей недолгой истории».
Константин Косачев / Фото: Пресс-служба Совета Федерации
С ЕС лучше, чем без него, — пока именно так думает большинство, хотя и предъявляет совершенно обоснованные претензии к европейским политикам, отметил парламентарий.
«Самый мощный фактор влияния ЕС — это сам факт его существования, — считает Косачев. — Причем сила этого притяжения настолько велика, что, по сути, оказалась опаснейшим (если не роковым) испытанием «на разрыв», например, для таких стран, как Украина или Молдавия». Сенатор напомнил, что вместо налаживания внутреннего диалога и сбалансированной на Запад и Восток внешней и экономической политики к власти в этих странах постоянно рвутся силы, «которые, попросту говоря, используют «мягкую силу» ЕС в своих личных интересах: «Хотите жить в Европе и как в Европе? Голосуйте за нас!». Итогом неизбежно становятся нереализованные завышенные ожидания и опасные внутренние конфликты.
Однако то, как ЕС справляется с самыми серьезными вызовами, пока оставляет больше вопросов, чем ответов. Если угрозы от миграционных волн в какой-то мере удалось минимизировать — не без издержек, в частности в виде роста внутреннего сепаратизма и популярности антимигрантских и националистических партий, — то в случае с пандемией нового коронавируса все пока актуально и серьезно.
«Недавно первый заместитель главы Еврокомиссии Франс Тиммерманс выразил мнение, что стратегия Европейского союза по вакцинации содержала ошибки в части заказа препаратов и соглашения по закупкам, что было скорее в интересах богатых стран, таких как Германия, — отметил сенатор. — Пять стран ЕС — Австрия, Чехия, Словения, Болгария и Латвия призвали Брюссель провести саммит лидеров ЕС, чтобы обсудить неравномерное распределение вакцин от коронавируса между государствами сообщества. А канцлер Австрии обвинил страны ЕС в тайном сговоре с фармацевтическими компаниями по поставкам вакцин. Он выразил мнение, что неравномерное распределение вакцин против коронавирусной инфекции может грозить расколом Европы, возникают «страны — члены ЕС «второго сорта».
Между тем Организация экономического сотрудничества и развития уже ухудшила прогнозы роста для основных экономик еврозоны. И чем больше новых ограничений будет вводиться (а это предсказуемо на фоне третьей волны пандемии, уже официально объявленной Брюсселем), тем больше будет усугубляться ситуация, подчеркнул Константин Косачев.
Главный провал
На фоне происходящего Евросоюз ждет непростая весна, «которая может оказаться весьма важной для европейского проекта в целом», уверен вице-спикер Совета Федерации. С учетом существующих разногласий с США, в частности по проекту «Северный поток — 2», нарастающих проблем с Китаем, которые уже привели к введению антикитайских санкций, а также фактического развала отношений с Россией внутренние вызовы явно вступают в резонанс с внешними.
«При этом ключевая страна ЕС — Германия — может оказаться «слабым звеном» всей конструкции, поскольку партия Ангелы Меркель, ХДС, переживает свой собственный политический кризис, который сказывается на ситуации не только в стране, но и в Евросоюзе в целом, — отметил Константин Косачев. — Не стал бы пророчествовать Евросоюзу скорый развал или новые «-экзиты», хотя в евро-СМИ уже стали появляться рассуждения на тему, например, возможного «фрекзита» — выхода Франции из состава ЕС. Но пока такие сценарии скорее из разряда утопических».
Здание Европарламента / Фото: europarl.europa.eu
Впрочем, сенатор считает, что потенциальная победа Марин Ле Пен на президентских выборах, которую уже не считают совсем уж невероятной, «может сделать даже такие варианты реалистичными».
Вместе с тем Константин Косачев убежден, что самым главным провалом Евросоюза за последние 10 или даже 20 лет стало обрушение отношений со своим крупнейшим соседом на Востоке: с Россией. Политик напомнил крайне жесткую оценку ситуации министром иностранных дел Сергеем Лавровым: «С Евросоюзом как с организацией отношений нет. Вся инфраструктура этих отношений уничтожена односторонними решениями Брюсселя».
Константин Косачев напомнил, что в 2014 году Брюссель в одностороннем порядке заморозил официальные механизмы политического и экономического взаимодействия с Россией, включая саммиты на высшем уровне, а также различные отраслевые диалоги и межправительственные консультации. Были введены жесткие секторальные санкции против субъектов российской экономики.
«Это, разумеется, не означает полного прекращения связей с отдельными странами Евросоюза, прежде всего с ключевыми партнерами — Германией, Нидерландами, Италией и Францией: на эти страны приходится более половины нашей внешней торговли», — обратил внимание парламентарий. Несмотря на то что объем товарооборота упал с 262 миллиардов долларов в 2019 году до 192 миллиардов долларов в 2020 году, ЕС все еще опережает Китай по этому показателю, оставаясь нашим ведущим партнером.
На 27 стран ЕС приходится 37% внешнеторгового оборота России (42,5% в 2019 году, более 50% в 2013 году), на Китай — 20% (18% в 2019 году, около 11% в 2013 году)
Ошибочная позиция
В Брюсселе, как и в отдельных европейских столицах, уверены, что фактор времени на их стороне: Россия отступит под натиском европейского санкционного единства либо будет вынуждена идти на попятную в крымском или украинском вопросах под напором внутренних проблем. «Однако этого не произошло до сих пор, и все меньше вероятность, что произойдет потом», — уточнил вице-спикер.
По словам Константина Косачева, сегодня ЕС оказался заложником собственных решений прошлых лет, когда принимались многочисленные декларации и решения с упоминанием «аннексии Крыма», «российской агрессии», «кибератак», «вмешательств России в европейские выборы», «отравлений химическим оружием» и иных якобы противоправных действий России, так и не доказанных, но уже заложенных в фундамент отношений Брюсселя с Москвой.
«В итоге Евросоюз уже не может признаться в том, что все эти обвинения были, мягко говоря, преувеличением, — ведь это означало бы не просто просчеты европейских политиков, но ущерб экономикам стран ЕС на многие миллиарды евро. Как и личная ответственность за возрастание угроз, в том числе прямых военных — для всех жителей континента, — сказал сенатор. — Эта патовая ситуация может продолжаться бесконечно долго, но уже понятно, что от этого ничуть не выигрывает ни одна из сторон».
Фото: REUTERS/Mike Hutchings
Как бы то ни было, Россия абсолютно открыта к диалогу и никогда не закрывает двери для него, не выступив инициатором ни одного из обрывов переговорных и диалоговых треков, напомнил замглавы Совета Федерации. «Сегодня все абсолютно в руках европейских партнеров: мы продвинемся по любому направлению ровно настолько, насколько к этому готов Евросоюз. Не дальше, но и не ближе», — подчеркнул Косачев.
Противоречия усиливаются
Между тем противоречия внутри самого Евросоюза усугубляются, считает председатель Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. «Основная причина, на мой взгляд, в отсутствии самостоятельной политики, — считает депутат. — Брюссель до сих пор послушно идет в фарватере Вашингтона и продолжает выполнять директивы из США. Постковидная реальность это наглядно демонстрирует».
Яркой иллюстрацией, по его мнению, стал последний саммит ЕС, где французский президент Эммануэль Макрон предрек «мировую войну нового типа» якобы из-за действий России и Китая по противодействию коронавирусу. По его словам, Евросоюзу нужно приобрести суверенитет в производстве антиковидных препаратов, чтобы, дескать, противостоять «России и Китаю, пытающимся через поставки вакцин получить влияние».
«Тот же Макрон 3 февраля: «Несколько недель назад я принял решение отправить научную делегацию в Россию для консультаций. Эти консультации были положительными. Сегодня мы увидели публикации, которые демонстрируют высокую эффективность вакцины «Спутник V». Это не политический вопрос, это научный вопрос», — напомнил Леонид Слуцкий.
Симптоматично, что президент Франции высказал новую позицию по «Спутнику V» после того, как в саммите ЕС поучаствовал президент США Джозеф Байден, обсуждавший с европейскими союзниками, как эффективнее совместно противостоять России и «отстаивать демократию». «То есть вместо того, чтобы действительно озаботиться жизнью и здоровьем людей, европейские лидеры по-прежнему предпочитают поддерживать линию на сдерживание России «любой ценой», даже ценой человеческих жертв», — констатировал депутат.
Отношения Брюсселя и Москвы, по словам Слуцкого, сейчас если не в тупике, то явно переживают момент истины. Все «окна возможностей» для диалога последовательно закрываются одно за другим, считает политик.
«Но Евросоюз — это еще не вся Европа. В европейских странах достаточное количество здравомыслящих политиков, которые выступают за конструктивное сотрудничество с Россией, в том числе в вопросах вакцинации. Мы готовы взаимодействовать, но только на равноправной и взаимоуважительной основе. Россия не будет терпеть в свой адрес хамства и провокаций. Это основной постулат», — подчеркнул глава думского комитета.
70 лет назад было создано Европейское объединение угля и стали — РТ на русском
70 лет назад в Париже был подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Первоначально в альянс вошли Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Соглашение стало первым шагом на пути к экономической интеграции стран региона, а в дальнейшем — одной из основ для образования Евросоюза. Формирование общего для шести европейских стран рынка угля и стали помогло значительно ускорить послевоенное восстановление и развитие государств. Со временем стороны начали образовывать новые сообщества, однако расширение числа участников объединений осложнило дальнейшую интеграцию.
Спустя шесть лет после окончания Второй мировой войны Европа всё ещё пыталась оправиться от последствий глобального конфликта. Финансовая помощь европейским странам со стороны США почти на $13 млрд в рамках плана Маршалла постепенно подходила к концу. В этих условиях государства региона решили объединить усилия для пресечения новых войн и поддержания высоких темпов восстановления и развития экономик. Так, 70 лет назад — 18 апреля 1951 года — был подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).
Участниками соглашения стали шесть государств: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. К созданию ЕОУС страны подтолкнула представленная 9 мая 1950 года декларация французского министра иностранных дел Роберта Шумана.
Согласно документу, налаживание совместного производства угля и стали должно было стать первым шагом к европейской интеграции. Итогом этого процесса объединения Шуман видел создание европейской федерации.
«Создание совместного производства угля и стали сразу же заложит основы общего экономического развития как первого этапа европейской федерации и изменит судьбу регионов, ранее обречённых на производство оружия, постоянной жертвой которого сами же они и становились», — заявлял Шуман в 1950 году.
По мнению политика, только интеграция могла спасти Европу от нового военного конфликта. Одновременно сотрудничество в рамках ЕОУС должно было стимулировать развитие промышленности во всех странах-участницах и способствовать их экономическому выравниванию.
- AFP
- © STAFF / INTERCONTINENTALE
Сталелитейная промышленность, как и металлургия в целом, были драйверами экономики Европы тех лет. Об этом RT рассказал старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.
«В свою очередь, уголь в то время был основным видом топлива и важным элементом металлургического процесса. Речь шла о том, чтобы придать рынку регулируемый характер, избежать ненужной конкуренции и максимально аккумулировать потенциал крупнейших стран Европы того периода», — добавил эксперт.
Так, даже в 1962 году производство стали и связанные с этим сектора экономики обеспечивали 38,8% ВВП стран ЕОУС. При этом на уголь приходилось почти 50% всего потребления энергоресурсов участников объединения. Об этом свидетельствуют данные Евростата.
В целях формирования общеевропейского рынка угля и стали страны — участницы ЕОУС устранили торговые барьеры и предоставили взаимный доступ к месторождениям угля и железной руды, а также к производственным мощностям. Для этого в рамках организации были созданы высший руководящий орган, Совет министров, общая ассамблея и суд.
«В результате к 1958 году торговля сталью между шестью странами увеличилась на 151% по сравнению с 1950 годом; торговля углём увеличилась на 21%, железной рудой — на 25%», — отмечал в 2002 году председатель Европарламента Пэт Кокс.
Новые сообщества
Первоначальные успехи европейской интеграции подтолкнули шесть стран — членов ЕОУС к подписанию в 1957 году в Риме ещё двух договоров: о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
Если целью Евратома являлось налаживание сотрудничества шести государств в области мирного использования атомной энергии, то у ЕЭС были гораздо более амбициозные задачи. Об этом RT рассказал научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Сергей Шеин.
«Договор о ЕЭС ставил целью создание в рамках «шестёрки» таможенного союза с последующим переходом к общему рынку. На первом этапе участники ЕЭС планировали отменить таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле промышленными товарами, создать общий таможенный тариф, ввести общую аграрную и торговую политику. На втором этапе предполагалось обеспечить четыре свободы — движения товаров, физических лиц, услуг и капиталов», — пояснил эксперт.
В результате подписания римских договорённостей шесть государств стали участниками трёх организаций одновременно. За соглашениями закрепилось название «Европейские сообщества».
«Органы управления ЕЭС и Евратома повторяли уже известную по ЕОУС структуру. В ней, к слову, была попытка учесть наднациональный интерес — это высший руководящий орган и суд, интересы стран — участниц — это Совет министров, а также интерес европейских граждан — общая ассамблея», — объяснил Шеин.
8 апреля 1965 года в Брюсселе был подписан договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию европейских сообществ. Соглашение вступило в силу в 1967 году.
Тормозной путь
Участие в Европейских сообществах придавало импульс для быстрого экономического развития. Так, с 1962 по 1967 год темпы роста ВВП шести членов ЕОУС ежегодно составляли 4,4%, а с 1967 по 1973 год — 5,1%.
Тем не менее в 1970-e годы интеграционные процессы в Европейских сообществах замедлились. Как отметил Сергей Шеин, начался период «европессимизма». По словам эксперта, государства стали вести протекционистскую политику и нарушать Римские соглашения. К этому их подтолкнули внешние экономические проблемы.
Также по теме
Финансовая перестройка: как Бреттон-Вудская валютная система изменила мировую экономику
75 лет назад страны антигитлеровской коалиции утвердили создание Бреттон-Вудской валютной системы. Доллар США был твёрдо привязан к…
«В августе 1971 года произошёл крах Бреттон-Вудской валютной системы, основанной на золотодолларовом стандарте. После этого курс той или иной валюты стал определяться на основе рыночной конъюнктуры. Кроме этого, в 1973 году на фоне очередной арабо-израильской войны случился первый нефтяной кризис», — напомнил эксперт.
Трансформация мировой финансовой системы и резкий рост цен на нефть, ставшей к тому времени основным топливом, привели к резкому замедлению деловой активности в странах Европейских сообществ. Среднегодовые темпы роста экономики в 1973—1986 годах опустились до 2%.
По данным Всемирного банка, в 1975 году кризис привёл к падению ВВП Германии на 0,9%, Франции — на 1%, Бельгии — на 2%, Италии — на 2,1%, а Люксембурга — на 6,6%. В свою очередь, Нидерланды продемонстрировали околонулевые темпы роста.
Впрочем, одновременно с этим происходило расширение ЕОУС, ЕЭС и Евратома. В 1973 году к шести странам Европейского сообщества присоединились ещё три государства: Великобритания, Ирландия и Дания. Любопытно, что до этого Великобритания дважды неудачно подавала заявки на вступление, отметил Сергей Шеин.
«Против участия Британии в объединении изначально был Шарль Де Голль, который воспринимал её как троянского коня США», — добавил эксперт.
В 1980-х годах страны Европы продолжали присоединяться к Европейскому сообществу. Несмотря на временные затруднения, европейская интеграция оставалась привлекательной с экономической точки зрения, полагает Владимир Оленченко.
«Сами шесть стран постепенно стали стремиться к привлечению других государств в Европейское сообщество. Например, Германия начала формироваться как экспортно ориентированная экономика. Ей были нужны рынки», — объяснил специалист.
По мнению эксперта, именно по этой причине в 1981 году к ЕЭС и ЕОУС присоединилась Греция, а в 1986-м — Испания и Португалия.
«Эти страны, конечно в развитии отставали, но представляли интерес как ёмкий рынок сбыта. В свою очередь, у них был интерес включиться в общую интеграцию и повысить свой уровень», — добавил эксперт.
В едином союзе
Параллельно с присоединением новых стран к участию в Европейских сообществах, в объединении начала формироваться единая денежная система. Так, ещё в 1971 году появился механизм «валютной змеи». Согласно ему члены сообществ привязывали свои валюты друг к другу и допускали колебания их курсов в заранее заданных границах.
На этой основе в 1979 году появилась Европейская валютная система и расчётная единица экю. Как рассказал Владимир Оленченко, страны Европы постепенно совершенствовали валютную систему, что позволило к 1999 году создать единую европейскую валюту — евро.
В 1986 году страны — участницы Европейских сообществ подписали Единый европейский акт, который вступил в силу с 1987-го. Государства приняли решение вернуться к выполнению целей ЕЭС и сформировать единое европейское пространство со свободой движения людей, капиталов, товаров и услуг.
Спустя шесть лет, в 1993 году, вступил в силу Маастрихтский договор, учредивший новое политическое и экономическое образование на базе Европейских сообществ. Так был сформирован Европейский союз.
В результате на территории Европы появился общий рынок. Для этого европейские власти приняли более 200 законов в области налоговой политики, регулирования бизнеса и других сфер.
- Reuters
- © Francois Lenoir/File
В свою очередь, ЕОУС прекратило своё существование в 2002 году в связи с истечением срока действия Парижского договора. По словам Владимира Оленченко, страны ЕС не стали продлевать договор в связи с потерей угольной и сталелитейной промышленностью былой значимости.
Так, по данным Евростата, доля производства стали и смежных отраслей в экономике ЕС уже к 2000 году опустилась до 21,9%. В свою очередь, в 1999 году на долю угля приходилось лишь 10,9% всего потребления энергоресурсов в ЕС.
Хрупкий баланс
Как полагают эксперты, одним из главных вызовов для Евросоюза стало стратегическое решение о расширении ЕС на восток. Так, в 2004 году в объединение приняли восемь государств Восточной Европы, в 2007 году — ещё два.
«Под это решение необходимы были ресурсы, и тогда был принят план, который предполагал выделение денег на адаптацию этих стран, большинство из которых ранее входили в соцсодружество», — отметил Владимир Оленченко.
По словам специалиста, новые члены ЕС до сих пор продолжают требовать финансовых вливаний. При этом основными странами-донорами остаются Германия и Франция. По последним данным Евростата, в 2019 году на обе страны приходилось соответственно 24,7% и 17,4% ВВП ЕС.
Также по теме
«Защищает экономические интересы»: в МИД ФРГ выступили против отказа от «Северного потока — 2» для давления на Россию
Министр иностранных дел Германии Хайко Маас не считает, что отказ от проекта «Северный поток — 2» из-за ситуации на…
«Таким образом, Германия с Францией устраивают своего рода благотворительность. При этом те же Польша и страны Прибалтики выступают против строительства газопровода «Северный поток — 2», отказ от которого означает потерю сырья для промышленности Германии», — рассказал Оленченко.
По его словам, в случае отказа от проекта «Северный поток — 2» Германия будет вынуждена покупать СПГ из США через распределительные терминалы в Польше. В этом случае газ для промышленных предприятий будет на 30—35% дороже, что приведёт к увеличению стоимости конечной продукции, подчеркнул эксперт.
«Соответственно, промышленность Германии не сможет конкурировать на мировом рынке и продавать свои товары. Тут получается абсурд — немецкая казна недополучает доходы, но при этом вынуждена давать новые дотации. А Польша и Прибалтика просят эти дотации и настаивают на их увеличении. В целом если до расширения ЕС был компактным и управляемым, то сейчас это уже не совсем так», — подчеркнул экономист.
Увеличение количества игроков в ЕС привело к затруднению при принятии стратегических решений, считает Сергей Шеин. Более того, по мнению эксперта, непонимание путей развития наблюдается и в «ядре» Евросоюза.
«С середины 2000-х годов ЕС столкнулся с чередой связанных и взаимно усиливающих друг друга кризисов. Попытка превратить Европейский союз в подобие федерации провалилась вместе с результатами референдумов о Конституции Европейского союза во Франции и Нидерландах», — добавил экономист.
Отметим, что противоречия в объединении уже привели к выходу из ЕС Великобритании. Так, страна проголосовала за брексит в 2016 году, а 31 января 2020 года окончательно вышла из Европейского союза.
- Reuters
- © Peter Nicholls
«С момента своего присоединения к Европейским сообществам в 1973 году Великобритания всегда выбирала особый путь. Соединённое Королевство не участвовало во многих интеграционных инициативах. Например, страна не приняла евро и имела собственное представление о европейской интеграции, выступая против её углубления», — отметил Сергей Шеин.
Помимо этого, как подчеркнул эксперт, в настоящий момент ситуацию в ЕС усугубляет кризис политического лидерства.
«Всё чаще возникают алармистские настроения относительно «конца ЕС». На мой взгляд, они несколько преувеличены. Между тем отсутствие солидарности, идейный вакуум и кризис лидерства превращают вызовы экономического, миграционного, эпидемиологического плана для Европейского союза в полноценные кризисы и затрудняют процесс выхода из них», — заключил Шеин.
КЛЮЧЕВЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 9 мая 1950 . Министр иностранных дел Франции Робер Шуман представляет план создания общего рынка угля и стали. Автор плана — глава французской комиссии по генеральному планированию Жан Моне. По этой причине 9 мая теперь отмечается как День Европы. 18 апреля 1951 . Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Германия и Нидерланды подписывают Договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Парижский договор вступает в силу 23 июля 19 г. 52. 27 марта 1957 . Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Германия и Нидерланды подписывают Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) – Римские договоры вступают в силу 1 января 1958 года. 8 апреля 1965 г. . Государства-члены подписывают Договор о слиянии, который устанавливает общие исполнительные органы для всех трех сообществ. Договор вступает в силу с 1 июля 1967. С этой даты используется название Европейского сообщества (ЕС). 6 июля 1968 . Государства-члены Европейского сообщества начинают торговать без внутренних тарифов на импорт. Вводятся единые тарифы для стран третьего мира. 24 апреля 1972 г. . Начинает действовать Европейский механизм обменных курсов (ERM), который допускает лишь незначительное движение обменных курсов между отдельными валютами государств-членов. Это первый шаг к введению единой европейской валюты. 1 января 1973 . Европейское сообщество расширяется за счет присоединения Дании, Ирландии и Великобритании. 1974 Учрежден Европейский Совет – новый институт Европейского Сообщества был создан коммюнике по итогам Парижского саммита 1974 года. Европейский совет – это регулярная встреча глав государств-членов Европейского сообщества. Европейский совет был интегрирован в свод основного законодательства ЕС Единым европейским актом (который охватывает все международные договоры, подписанные государствами-членами). Договор о Европейском Союзе определяет Европейский совет как орган, определяющий политическое направление ЕС. с 7 по 10 июня 1979 г. . Состоялись первые прямые выборы в Европарламент. 1 января 1981 г. . Греция присоединяется к Европейскому сообществу. 14 июня 1985 г. . Государства-члены подписывают Шенгенское соглашение, которое предусматривает отмену внутреннего пограничного контроля, унификацию политик предоставления убежища и виз и создание Шенгенской информационной системы (ШИС). Эта основная информационная система обеспечивает доступ к важной информации для полиции и таможенных органов отдельных государств-членов. 1 января 1986 . Испания и Португалия присоединяются к Европейскому сообществу. 17 февраля 1985 г. . Единый европейский акт (СЕА) подписан в Люксембурге (девять государств-членов) и 28 февраля в Гааге (Дания, Италия и Греция). Настоящий Договор является первым значительным пересмотром учредительных договоров Сообщества. Его главная цель – создание общего внутреннего рынка к концу 1992 года. 1 июля 1987 . Единый европейский акт вступает в силу. 1990 . Начинается первая фаза Экономического и валютного союза. Основными целями являются либерализация движения капитала и участие всех государств-членов в механизме обменного курса (каждая валюта имеет установленный базовый обменный курс по отношению к ЭКЮ, и, следовательно, этот курс является базой для взаимных обменных курсов между валютами). 7 февраля 1992 года . В Маастрихте министры иностранных дел и министры финансов государств-членов ЕС подписывают Договор о Европейском Союзе (ЕС). Это второй крупный пересмотр учредительных договоров Сообщества. Этот Договор вводит термин «Европейский Союз», трехстолпную структуру (Маастрихтский храм), принцип субсидиарности (обеспечивающий принятие решений как можно ближе к гражданину), гражданство Союза и требование создать Экономический и валютный союз к концу 1999. 22 июня 1993 года . Копенгагенские критерии установлены Европейским советом и определяют условия, которым должна соответствовать любая страна, претендующая на членство в ЕС. К ним относятся требования стабильности институтов, гарантирующих демократию, наличие функционирующей рыночной экономики и интеграция acquis communautaire (аккумулирующих законы и постановления, принятые на отдельных этапах интеграции сообщества и создания единого рынка) в национальное законодательство наряду с принятием на себя обязательств, вытекающих из членства в ЕС. 1 января 1994 . Начинает функционировать Европейский валютный институт, координирующий введение единой европейской валюты (евро). 1995 Финляндия, Австрия и Швеция присоединяются к ЕС. 2 октября 1997 г. . Министры иностранных дел стран-членов ЕС подписывают Амстердамский договор, который пересматривает Договор о Европейском Союзе. Европейская комиссия обнародовала свою Повестку дня на 2000 год, которая направлена на подготовку ЕС к дальнейшему расширению. Agenda 2000 также содержит оценку стран-кандидатов, подготовленную на основе Копенгагенских критериев. 1 июня 1997 . Европейский валютный институт сворачивает свою деятельность, и его роль берет на себя Европейский центральный банк, который начинает действовать как центр управления денежно-кредитной политикой стран еврозоны. 1 января 1999 г. Вводится единая валюта для безналичных переводов. 1 мая 1999 . Вступает в силу Амстердамский договор. Март 2000 . На заседании Европейского совета в Лиссабоне главы государств-членов представили новую стратегию на следующее десятилетие (Лиссабонская стратегия), которая направлена на то, чтобы оживить ЕС и к 2010 году сделать его самой динамичной и конкурентоспособной экономикой в мире. мир. 26 февраля 2001 г. . Министры иностранных дел стран-членов ЕС подписывают Ниццкий договор. Этот Договор посвящен институциональной реформе ЕС после его расширения в 2004 году. 1 января 2002 г. . Евро становится законным платежным средством в двенадцати государствах-членах ЕС (Бельгия, Финляндия, Франция, Италия, Ирландия, Нидерланды, Люксембург, Германия, Португалия, Австрия, Греция и Испания). с февраля 2002 г. по июнь 2003 г. . Проходит саммит по будущему развитию ЕС. Результатом саммита является проект договора об учреждении конституции Европы, о котором было объявлено 20 июня 2003 года на заседании Европейского совета в Салониках. 1 мая 2004 г. . К Евросоюзу присоединились Чехия, Эстония, Кипр, Литва, Латвия, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия. 29 октября 2004 г. . В Риме главы государств-членов ЕС подписывают Договор о Конституции для Европы. 2005 Процессы ратификации Европейской конституции начинаются в отдельных государствах-членах ЕС, что необходимо для вступления договора в силу. Из-за результатов референдумов во Франции и Нидерландах, где граждане отвергли договор, договор не может быть ратифицирован. 1 января 2007 . Болгария и Румыния присоединяются к ЕС. Словения принимает евро в качестве своей валюты. 13 декабря 2007 г. . Главы государств-членов ЕС подписывают Лиссабонский договор. Этот договор направлен на обеспечение того, чтобы ЕС мог эффективно функционировать в будущем, после провала Конституции ЕС. 21 декабря 2007 г. . Шенгенская зона расширяется и включает Чешскую Республику, Эстонию, Литву, Латвию, Венгрию, Мальту, Польшу, Словению и Словакию. 1 января 2008 г. . Евро становится валютой Кипра и Мальты. Отдельные государства-члены начинают процесс ратификации Лиссабонского договора. 12 июня 2008 г. . Референдум, проведенный в Ирландии, отвергает договор. 12 декабря 2008 г. . Швейцария присоединяется к Шенгенской зоне. 1 января 2009 г. . Словакия принимает евро в качестве своей валюты. 4-7 июня 2009 г. . Выборы в депутаты Европейского парламента (2009 г.)-2014). 01.12.2009 вступил в силу Лиссабонский договор. 01.12.2009 Президентом Европейского Совета избран Херман Ван Ромпей. 1.01.2010 Испания в четвертый раз принимает председательство в Совете Европейского Союза. Это первая страна, занимающая пост президента в соответствии с Лиссабонским договором и новой «системой трио президентов» . 07.05.2010 Главы государств и правительств еврозоны договорились о более глубокой бюджетной консолидации, усилении экономической координации и бюджетного надзора для защиты евро 17.06.2010 На заседании Европейского совета в Брюсселе лидеры ЕС приняли 10-летнюю стратегию разумного, устойчивого и инклюзивного роста: Европа 2020. 01.01.2011 Эстония принимает евро в качестве своей валюты, став 17-м членом еврозоны. Начинают действовать три новых европейских органа финансового надзора: Европейское банковское управление, Европейское управление по страхованию и профессиональным пенсиям и Европейское управление по ценным бумагам и рынкам. 18.01.2011 Начинается первый «европейский семестр» — шестимесячный цикл согласования экономической политики между странами ЕС, призванный помочь предотвратить экономические кризисы, подобные кризису 2008 — 2010 годов. 17.01.2012 Депутаты Европарламента избрали немецкого социалиста Мартина Шульца председателем Европарламента. 02.03.2012 Европейский Совет переизбирает Хермана Ван Румпея Президентом Европейского Совета. 01.04.2012 Европейская гражданская инициатива становится реальностью, впервые позволяя гражданам предлагать законодательство ЕС по конкретным вопросам. Один миллион граждан не менее чем из четверти государств-членов ЕС может предложить Европейской комиссии внести предложения по законодательным актам в тех областях, где она имеет на это полномочия. 08.10.2012 Вступает в силу Европейский механизм стабильности (ESM). Это центральная часть так называемого «брандмауэра», призванного обеспечить финансовую стабильность в еврозоне. 10.12.2012 Европейский союз вручает Нобелевскую премию мира 2012 года на церемонии в Осло. 01.01. 2013 Вступает в силу Договор о стабильности, координации и управлении в Экономическом и валютном союзе (известный в народе как «фискальный договор»). 01.07. 2013 Хорватия присоединяется к ЕС, в результате чего общее число стран-членов достигло 28. ЕС также имеет 24 официальных языка. 02.12.2013 Совет принимает долгосрочный бюджет ЕС на 2014-2020 гг., «Многолетний финансовый план». Это знаменует собой завершение двух с половиной лет переговоров и позволяет реализовать новое поколение программ расходов ЕС с 1 января 2014 года. 01.01 20142011 Латвия принимает евро в качестве своей валюты, став 18-м членом зоны евро
|
Отцы-основатели — Кратко о Совете Европы
Отцы-основатели — Кратко о Совете Европы
Строители
Эти строители Европы были людьми, которые запустили процесс европейского строительства, основав Совет Европы в 1949 году и учредив Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) в 1950 году и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). ) в 1957 году.
Эти люди диалога, пережившие две мировые войны и непосредственно познакомившиеся с рядом европейских культур, были пионерами Европы мира, основанной на ценностях прав человека, демократии и верховенство закона.
Пионеры Европы
12 августа 1949 г., Страсбург
Опасности, угрожающие нам, велики, но велика и наша сила, и нет причин, по которым нам не удалось бы достичь наших целей и создать структуру этой объединенной Европы, моральные концепции которой смогут завоевать уважение и признание человечества. , и чья физическая сила будет такова, что никто не посмеет задержать его мирное путешествие в будущее
Его речь:
За свою долгую историю мы одержали победу над опасностями религиозных и династических войн; после тридцати лет боевых действий я уверен, что мы подошли к концу националистических войн. Неужели после всех наших побед и всех наших страданий мы скатимся теперь в окончательный хаос, в идеологические войны, развязанные среди нас варварскими, преступными олигархиями, подготовленными агитаторами пятой колонны, проникшей и заговорщицкой во многих странах?
Нет, я уверен, что в наших силах преодолеть опасности, которые еще впереди, если мы того пожелаем. Наши надежды и наша работа указывают на эру мира, процветания и изобилия, и неисчерпаемое богатство и гений Европы снова превратят ее в источник и источник вдохновения мировой жизни. Во всем этом мы продвигаемся вперед при поддержке могущественной республики за Атлантикой и суверенных государств, являющихся членами империи и содружества британских народов. Опасности, угрожающие нам, велики, но велика и наша сила, и нет причин, по которым нам не удалось бы достичь наших целей и создать структуру этой объединенной Европы, моральные концепции которой смогут завоевать уважение и признание человечества, и чья физическая сила будет такова, что никто не посмеет задержать его мирное путешествие в будущее.
10 декабря 1951 г.
И еще очень показательно, что здесь, во всяком случае, есть место, где собирается почти вся Европа
Его речь:
Большое значение для политического развития Европы имеет то, что здесь, в органах Совета Европы, у нас есть трибуна, на которой представители Европы встречаются регулярно, обсуждают свои заботы и тревоги, свои желания и свои надежды, платформу, где они пытаются установить общие критерии для оценки своих потребностей, и где, в целом, они сотрудничают друг с другом в духе справедливости и добрососедства. Другими словами, здесь мы находим выражение европейской совести. И еще очень знаменательно, что здесь, во всяком случае, есть место, где собирается почти вся Европа, несмотря на все различные оттенки мнений, проявившиеся в наших усилиях добиться более тесного организационного сотрудничества.
Европейская политика в каждой стране в конечном счете получит импульс от коллективной воли европейских народов. Но нигде это так не проявляется как коллективная воля, как в Совете Европы.
10 декабря 1951 г.
Совет Европы, безусловно, является лабораторией, в которой проводятся эксперименты в области европейского сотрудничества
Его речь:
Совет Европы, безусловно, является лабораторией, в которой проводятся эксперименты в области европейского сотрудничества, до тех пор, пока он не будет преобразован в органический институт европейского единства. Мы все еще находимся на стадии ранних разочарований и очевидных неудач, но они никогда не являются достаточным основанием для разочарования, поскольку иногда они могут оправдывать спасительное нетерпение. Как и законы природы, истинные идеи в конце концов признаются и применяются. Именно наша несостоятельность, отсутствие мужества и наши страсти ответственны за задержку в их открытии и исполнении.
Было бы неправильно и опасно недооценивать трудности достижения интеграции Европы. Для достижения успеха нам потребуется большое упорство и терпение как внутри наших стран, так и в переговорах между самими правительствами. Но какого бы результата мы ни достигли, проблема объединения Европы поставлена, и от нее уже не уйти. Если мы окажемся бессильными решить ее из-за нашего колебания, то события и чаяния народов возьмут на себя задачу заставить нас принять необходимые решения. Если мы вовремя не решимся, дамы и господа, мы рискуем упустить последний шанс на спасение Европы и наших стран.
15 мая 1962 года
Потому что именно здесь собирается вся Европа, и потому что бывают случаи, подобные сегодняшнему, когда возникают […] проблемы, которые должны быть рассмотрены всеми странами Европы
Его речь:
Господин Председатель, дамы и господа, пожалуй, я могу начать с того, что я рад вернуться на эту трибуну. Мое удовлетворение слегка окрашено эмоциями, когда я думаю обо всем, что произошло в этой Ассамблее, обо всех прениях, в которых я принимал участие, и о наших успехах и неудачах. Прошло много времени с тех пор, как я был здесь, и мне говорили, что Ассамблея иногда была немного разочарована и сомневалась в своей полезности.
Было бы нескромно с моей стороны сказать, что мое присутствие здесь сегодня, по крайней мере, доказывает, что ряд министров по-прежнему доверяют этой организации и считают, что Ассамблею следует использовать больше и лучше, чем в прошлом. Со своей стороны, я мог бы фактически выбрать любую из нескольких организаций и выступить в другом собрании. Почему я остановил свой выбор на этом? Потому что у него есть свое призвание, потому что именно здесь собирается вся Европа, и потому что бывают случаи, подобные сегодняшнему, когда возникают проблемы, выходящие за рамки шести стран и требующие рассмотрения всеми странами Европы.
10 декабря 1951 г.
Пока мы ее строим, наши действия всегда должны быть такими, чтобы цель оставалась ясной, определенной и общепринятой
Его речь:
Если мы не более чем создадим общие администрации, без какой-либо высшей политической воли, черпая жизнь из центральной организации, в которой могут сойтись воли различных наций, чтобы получить новое решение и теплоту в высшем союзе возникнет опасность, что эта европейская деятельность может оказаться по сравнению с динамической силой отдельных наций лишенной тепла и духовной жизненности; временами это могло даже показаться просто излишним и обременительным атрибутом, сравнимым с тем, что обременяло Священную Римскую империю в определенный период упадка.
В таком случае молодые люди Европы, прислушиваясь к более ясному зову своей крови и своей родины, рассматривали бы европейское единство, если оно было построено таким образом, как препятствие или инкуб. В этом случае существовала бы очевидная опасность вырождения.
Вот почему, несмотря на ясное осознание необходимости построения этой конструкции поэтапно, мы считаем, что при ее построении наши действия всегда должны быть такими, чтобы цель оставалась ясной, определенной и общепринятой.
Я прекрасно понимаю, что этот европейский идеал еще недостаточно прочно овладел общественным сознанием: есть только группа политиков, интеллектуалов и идеалистов, готовых отрешиться от постоянной озабоченности проблемами своих стран реконструкции, чтобы посвятить свои усилия подготовке общего будущего. Вы, члены этой Ассамблеи, входите в их число благодаря доверию, оказанное вам вашими коллегами, которые, как и вы, были избраны народом.
5 мая 1949 года
Сегодня мы являемся свидетелями создания общего демократического института на этом древнем европейском континенте
Его речь:
Господа, Мы собрались вместе для церемонии подписания Устава Совета Европы и соглашения об учреждении подготовительной комиссии.
Как и остальные мои коллеги, я хочу выразить свое чувство, что это действительно историческое событие. Этот Статут, который мы подписываем сегодня, является результатом многомесячных дружеских переговоров между десятью основными странами Западной Европы. Она сложилась в Париже в ходе дискуссий в конце прошлого года под председательством выдающегося французского государственного деятеля г-на Эррио и была продолжена в Лондоне дипломатическими представителями десяти стран. Теперь она окончательно оформлена в этом договоре. Это соглашение закладывает основу чего-то нового и многообещающего в европейской жизни. Сегодня мы являемся свидетелями создания общего демократического института на этом древнем европейском континенте.
Знаете ли вы?
Совет Европы является отдельной организацией от ЕС, состоящего из 27 членов. Ни одна страна не вступила в ЕС, не вступив сначала в Совет Европы.
Гостевая книга Совета Европы
Совет Европы разработал ряд юридических документов, известных как договоры (конвенции, хартии, соглашения).
Leave a Reply