В Казахстане с начала года снизились цены на бензин и дизтопливо — М. Досмухамбетов
В Казахстане с начала года снизились цены на бензин и дизтопливо — М. Досмухамбетов
Увеличение объема нефтепродуктов повлияло на розничный рынок, где наблюдалось снижение цен на бензин с начала года. Об этом в рамках пресс-конференции в Правительстве Казахстана рассказал первый вице-министр энергетики РК Махамбет Досмухамбетов.
«Если говорить по самой популярной марке автобензина АИ-92, то с начала года цена снизилась на 5 тенге и составила 148,5 тенге. При этом для сравнения с Российской Федерацией, этот же бензин стоит больше 259 в пересчете на тенге за литр», — сказал М. Досмухамбетов.
Также произошло незначительное снижение цены на дизельное топливо. Сегодня цена на уровне 193,25 тенге за литр. Для сравнения в Российской Федерации дизельное топливо стоит более чем 283 тенге.
С целью поддержания производства с июля текущего года открыт экспорт автобензина с возможными рынками сбыта за пределы Евразийского экономического союза. Экспортные поставки уже начаты. Экспортировано порядка 32,6 тыс. тонн автобензина.
«Экспорт идет и будет наращиваться. Поскольку на сегодня у нас уже сложился профицит бензина. Вы знаете, что несколько месяцев назад у нас стоял вопрос затоварки. Наши заводы просто вынуждены были сокращать производство, поскольку резервуарные парки были заполнены. Поэтому экспорт будет. Но это уже зависит от конкретных договоренностей», — сказал первый вице-министр.
Также М. Досмухамбетов проинформировал, что на сегодня выработано 481 тыс. тонн керосина, что составляет 212% к объему прошлого года. Как отметил первый вице-министр, отечественные заводы полностью покрывают потребности в авиакеросине, дизтопливе и бензине.
Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-бот
Возможен ли рост цен на бензин в Казахстане
Прогноз стоимости бензина и его экспортного потенциала озвучил LS исполнительный директор по развитию нефтегазовой и энергетической отрасли Ассоциации Kazenergy Яромир Рабай.
В беседе с LS он пояснил, что при различных вариантах повышения ставок акцизов на топливо итоговая цена АИ-92 на АЗС к концу 2020 года может составить 170-180 тенге за литр.
Он напомнил, что в 2025 году в ЕАЭС будет создан общий рынок нефти и нефтепродуктов. К этому времени разрыв в ценах стран союза должен сократиться. Это необходимо для предотвращения «вымывания» с внутреннего рынка отечественных ГСМ и, как следствие, дефицита.
«Наиболее приемлемым инструментом синхронизации розничных цен на ГСМ с Россией являются акцизы. По состоянию на октябрь 2019 года ставка акциза на оптовые объемы составляют 10 500 тенге за литр, по рознице — 500 тенге за литр», – пояснил Яромир Рабай.
Собеседник LS отметил, что при текущей цене АИ-92 в России около 230 тенге за литр психологическая составляющая стоимости бензина в Казахстане должна превысить порог в 200 тенге за литр.
«Идея заключается в поэтапном повышении ставки акциза на оптовом звене. Другими словами, рост розничной цены на ГСМ в Казахстане будет обеспечен исключительно ростом налогообложения, без какого-либо увеличения маржи субъектов рынка нефтепродуктов – недропользователей, трейдеров и АЗС», – заметил он.
Исполнительный директор также коснулся проблем экспорта ГСМ. Он отметил, что после модернизации НПЗ объем потенциального экспорта оценивается в 0,5-1 млн тонн светлых нефтепродуктов. При этом экспортная доходность с тонны таких ГСМ превышает текущие цены внутреннего рынка Казахстана. Это говорит о существенном экспортном потенциале таких продуктов с высокой добавленной стоимостью и возможностях пополнения бюджета страны на перспективу.
«Только предполагаемые дополнительные поступления по КПН и НСП недропользователей и трейдеров от экспорта нефтепродуктов оцениваются в 6 млрд тенге в год», – сообщил Яромир Рабай.
Вместе с тем, по его словам, действующий порядок обложения акцизом экспортируемых ГСМ не соответствует экономической природе обложения косвенными налогами в мировой практике.
«В текущей редакции налогового кодекса экспорт товаров освобожден от обложения и уплаты акциза. Однако в Казахстане исторически применялась процессинговая схема нефтепереработки, когда поставщик нефти предоставляет нефтеперерабатывающему заводу на давальческой основе сырье с последующей обратной отгрузкой без перехода права собственности. В связи с этим НПЗ как производитель нефтепродуктов является плательщиком акцизов, однако перевыставляет сумму такого акциза давальцу (поставщику нефти), который, в свою очередь, включает данную нагрузку в окончательную цену, в том числе и при экспорте ГСМ», – объяснил Яромир Рабай.
Собеседник LS добавил, что наличие акциза при экспорте препятствует свободному перемещению и тормозит продвижение товара от продавца к покупателю. В настоящее время освобождение от акциза экспортных объемов установлено только до конца 2020 года.
«Помимо этого, наблюдается диспаритет ставок ЭТП на светлые нефтепродукты в Казахстане в сравнении со ставками России, который составляет $32 за тонну при текущей цене на нефть (Казахстан – $54 за тонну, Россия – $22 за тонну). Из-за проводимого в России налогового маневра, который предусматривает ежегодное снижение ставки ЭТП на сырую нефть и нефтепродукты на 17% с полной отменой к 2024 году, разница в ставках ЭТП обуславливает значительную разницу в экспортных нетбэках светлых ГСМ в РК и РФ. Из-за этого казахстанские трейдеры не могут конкурировать с российскими компаниями на рынках стран ЕАЭС и Средиземноморья», – описал ситуацию Яромир Рабай.
По его словам, для решения данных проблем нужно освободить от акциза передачу подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, в случае последующей реализации их на экспорт. Также нужно снизить ставки ЭТП до сопоставимого с Россией уровня путем уменьшения действующего поправочного коэффициента с текущего значения 0,9 до 0,3.
Возвращаясь к экспортному потенциалу, собеседник LS отметил, что Казахстан имеет возможность поставки нефтепродуктов в страны ближнего зарубежья: Беларусь, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Грузию.
Кроме того, продукция казахстанского производства пользуется спросом в таких странах, как Россия, Китай, Италия, Турция, Мальта, Нидерланды.
«Только по итогам первого полугодия 2020 года в вышеназванные страны было экспортировано свыше 2,7 млн тонн светлых и темных нефтепродуктов. В случае пересмотра политики ценообразования на нефтепродукты возможно расширение рынка сбыта продукции», – заключил он.
Напомним, ранее LS публиковал информацию о том, что Казахстан снова попал в десятку стран с самым дешевым бензином
Цены на нефть и бензин в Казахстане
ДИНАМИКА
Безусловно, цены на различные виды топлива напрямую зависят от мировых цен на нефть. Чем дороже нефть, тем дороже и топливо. Однако в Казахстане действует своя, внутренняя логика регулирования цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ), не связанная с мировой ценой на нефть.
За период с 2003 по 2012 год мировая цена тонны нефти, по данным агентства по статистике Казахстана, выросла почти в 3,7 раза. В то же время цена литра бензина «ходовой» марки АИ-80 внутри страны выросла всего в 2,2 раза, АИ-92 — в 2,5 раза, но дизельного топлива — в 3,9 раза.
Средние цены на нефть и некоторые виды топлива по годам, в долларах
Показатели | годы | |||||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
нефти/тонна | 221 | 311 | 411 | 462 | 665 | 322 | 540 | 679 | 781 | 807 |
АИ-80/литр | 0,27 | 0,37 | 0,38 | 0,48 | 0,60 | 0,48 | 0,45 | 0,48 | 0,59 | 0,60 |
АИ-92/литр | 0,30 | 0,43 | 0,46 | 0,61 | 0,71 | 0,64 | 0,55 | 0,60 | 0,72 | 0,74 |
дизель/литр | 0,20 | 0,35 | 0,39 | 0,46 | 0,58 | 0,62 | 0,47 | 0,53 | 0,68 | 0,78 |
На составленном Азаттыком таблице можно увидеть непропорциональный рост цен нефти и основных нефтепродуктов. Это можно объяснить, пожалуй, наличием внутренних «специфических» факторов государства. Например, цена нефти в 2009 году выросла на 67 процентов, тогда как стоимость топлива в течение двух лет оставалась низкой. Ряд специалистов связывают это с девальвацией тенге.
На составленном Азаттыком графике видна динамика цен на нефть на внешнем рынке и цен на бензин марок АИ-80, АИ-92 и дизельное топливо в Казахстане (в долларах США).
ПОЧЕМУ ДОРОЖАЕТ БЕНЗИН?
В октябре прошлого года цена (с учетом НДС) на бензин марки АИ-92/93 поднялась с 110 тенге до 115 тенге за литр, марки АИ-80 — 89 тенге, на дизельное топливо — 102 тенге. Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) Казахстана назвало две причины, вызвавшие это повышение. Во-первых, изменение котировок на нефть марки Brent с 109 долларов за баррель в августе до 113,68 доллара в сентябре. Во-вторых, почти 40-процентная зависимость казахстанского рынка бензина марки АИ-92/93 от поставок из России.
Есть и другое объяснение, связанное с некоторыми международными обязательствами страны. Например, произошло увеличение с начала текущего года тарифов на железнодорожные перевозки нефтепродуктов во внутреннем сообщении. Казахстан унифицирует тарифы на перевозки «в соответствии с требованиями ВТО, а также Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, разработанного в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства», говорят в агентстве по регулированию естественных монополий.
Табличка с предупреждением на АЗС. Иллюстративное фото.
Между тем главный редактор портала OilNews.kz Сергей Смирнов в своих статьях указывает и на другие факторы роста цен. Это, по его мнению, прежде всего высокая степень монополизации рынка и низкая глубина переработки нефти.
Председатель наблюдательного совета «Казпотребнадзора» Талгат Абдижаппаров считает, что ссылаться на рост котировок на нефть в мире некорректно.
«В Казахстане бензин производится не из нефти марки Brent, а из гораздо менее качественных и, соответственно, дешевых сортов. Цена на нефть, поставляемую на обеспечение внутреннего рынка, значительно ниже рыночной и в себестоимости бензина доля цены на нефть, по независимым оценкам, составляет менее 60 процентов», — цитирует агентство Tengrinews.kz Талгата Абдижаппарова.
ЦЕНЫ НА БЕНЗИН В АЗЕРБАЙДЖАНЕ И ЕВРОПЕ
По статистическим данным Казахстана, средняя цена на горюче-смазочные материалы (ГСМ) по итогам 2013 года составила: АИ-80 — 0,58 доллара, АИ-92 — 0,75 доллара, АИ-95 — 0,94 доллара, дизельное топливо — 0,75 доллара.
Цены на ГСМ в Казахстане остаются относительно низкими в сравнении, например, с ценами в нефтедобывающем соседнем Азербайджане. Эта страна также в больших объемах экспортирует нефть. Согласно Государственному таможенному комитету Азербайджана, доля этого продукта в общем экспорте страны в 2013 году составила 84,44 процента.
Автозаправочная станция в Баку. 3 декабря 2013 года.
В Азербайджане на протяжении семи лет цены на ГСМ оставались стабильными, и лишь в начале декабря они были подняты. Например, бензин марки АИ-95 стал стоить 1,02 доллара, АИ-92 и АИ-80 — 0,89 доллара, дизельное топливо — 0,77 доллара. Повышение цен на ГСМ вызвало волну недовольства местного населения, в Интернете была опубликована петиция к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, собравшая несколько десятков тысяч подписей.
Что касается январских цен в других странах, то средняя цена на бензин марки АИ-95 в России составляет 0,97 доллара, в Германии — 2,031 доллара, в нефтедобывающей Норвегии — 2,55 доллара, в Италии (импортер казахстанской нефти) — 2,35 доллара.
В подготовке материала участвовал корреспондент Руслан Меделбек.
В Казахстане подорожал бензин. Почему
Эксперты отмечают, что производство бензина впервые превысило производство дизельного топлива, соответственно цена на него выросла, передает Energyprom.kz.
«Объем добычи сырой нефти в январе текущего года составил 6,85 миллиона тонн — на 1% меньше, чем в январе 2019 года», — отмечают эксперты.
В целом же за январь–декабрь 2019 года объем добытой сырой нефти составил 78,6 миллиона тонн — на 1,5% больше, чем за такой же период 2018 года.
В денежном выражении объем добытой сырой нефти в январе 2020 года составил 1,02 триллиона тенге, против 999,6 миллиардов тенге в январе 2019 года.
«Объем добычи сырой нефти за январь–декабрь 2019 года составил 12,3 триллиона тенге, против 12,2 триллиона за аналогичный период 2018 года», — сказано в исследовании.
При этом, производство бензина в январе 2020 года впервые превысило объем производства дизельного топлива: 426,6 тысяч тонн против 390,6 тысячи тонн.
«Объем выпуска бензина вырос по сравнению с январем прошлого года на 12,6%, производство дизельного топлива, наоборот, сократилось на 1,3%», — подчеркивают эксперты.
Примечательно то, что бензин марки АИ-92 за январь вырос в цене на 2,9%, до 151 тенге за литр; АИ-95 — на 1,4%, до 172,4 тенге; АИ-98 — на 1,7%, до 190,9 тенге за литр.
Зимнее дизельное топливо подорожало за месяц на 0,9%, до 277,2 тенге за литр, а цена летнего дизельного топлива осталась без изменений — 193 тенге за литр.
Напомним, в Казахстане с 1 января 2020 года увеличили ставки на акцизы на бензин и дизельное топливо. Акциз на оптовую реализацию бензина производителями увеличился с 10,5 тысяч тенге за тонну до 24,435 тысячи тенге за тонну, а на розничную реализацию производителям бензина — с 11 тысяч до 24,935 тысячи тенге. Постановление введено в действие с 1 января 2020 года.
Эксперты: запрет на вывоз дизельного топлива из Казахстана не окажет влияния на рынок РФ — Экономика и бизнес
МОСКВА, 8 апреля. /ТАСС/. Шестимесячный запрет на вывоз дизельного топлива из Казахстана серьезно не повлияет на рынок России и не приведет к массовой контрабанде. Такое мнение выразили опрошенные ТАСС эксперты.
29 марта на сайте Министерства энергетики Казахстана был опубликован приказ, согласно которому на шесть месяцев вводится запрет на вывоз дизельного топлива из республики автомобильным транспортом. По словам главы минэнерго Каната Бозумбаева, эта мера направлена на снижение риска образования дефицита в стране: розничные цены на бензин и дизельное топливо в Казахстане ниже, чем в России, поэтому транзитный транспорт предпочитает приобретать горюче-смазочные материалы в приграничных областях республики.
Представитель Минэнерго РФ сообщил ТАСС, что в стране на данный момент складывается профицит по дизелю, поэтому запрет на вывоз из Казахстана не повлияет на российский топливный рынок. Позицию ведомства разделяет заместитель главы администрации Купинского района граничащей с Казахстаном Новосибирской области Денис Гусев. «На нас это никак не повлияет абсолютно, у нас все сельхозтоваропроизводители запаслись дизельным топливом и бензином», — сказал он агентству.
Отчасти согласна с Гусевым председатель отделения Всероссийского общества автомобилистов еще в одном прилегающем к Казахстану регионе — Самарской области — Ольга Доронина. «Особого резонанса из-за запрета на вывоз дизельного топлива с территории Казахстана не будет, — считает она. — Конечно, в Казахстане дизельное топливо было дешевле, но в основном на наш потребительский рынок выходило топливо российских нефтяных компаний. Изменения коснутся мелких потребителей, которые покупали дизтопливо в Казахстане, и небольших автозаправок».
Слишком мало ввозим
Все опрошенные эксперты соглашаются с тем, что в целом последствия запрета не будут серьезными, так как поставки дизельного топлива из Казахстана в регионы невелики. В министерстве экономического развития Саратовской области, которая также граничит с Казахстаном, сообщили ТАСС, что, хотя в целом по итогам 2018 года республика занимает пятое место во внешнеторговом обороте Саратовской области, поставок этого вида топлива в данный российский регион не производится. По словам президента кировской компании «Движение-Нефтепродукт» Сергея Киселева, в Кировскую область дизельное топливо также не завозится. «Мы его не покупаем, это невыгодно, а у «Лукойла» свои заводы», — отметил он.
Похожая ситуация наблюдается в Алтайском крае, 12 районов которого граничат с Казахстаном. Последний является для региона основным торговым партнером, однако, по данным местного пограничного управления ФСБ, массового потока дизельного топлива с территории республики не наблюдается, речь идет лишь о единичных случаях его ввоза фермерами для личных нужд. В Оренбургской области, по словам заместителя руководителя региональной торгово-промышленной палаты Алексея Ушакова, торговлей топливом с Казахстаном занимаются в основном малые предприятия.
«В целом объемы ввозимого дизельного топлива из Казахстана в Россию настолько мелкие, что не стоит и внимания обращать: на экономике России, на ценах в России это никак не скажется», — подытожил Киселев.
Контрабанда не пройдет
Оценивая возможные последствия ввода запрета, эксперты отмечают, что массовой контрабанды ожидать не стоит.
«У нас были факты контрабанды дизельного топлива, его ввозили под видом котельного топлива. Были суды, несколько серьезных задержаний в Кулунде (приграничное село в Алтайском крае — прим. ТАСС). Но утверждать, что контрабанда усилится сейчас, нельзя. Контрабанда была из-за разницы в цене года два назад, сейчас ценники более-менее сравнялись», — сообщили ТАСС в погрануправлении ФСБ по Алтайскому краю.
Не ожидает массовой контрабанды и Гусев. «Никакой контрабанды с российской стороны ожидать не стоит. Да и мы все-таки приграничный район, поэтому наша пограничная служба не допустит такого», — сказал он.
В целом, по мнению опрошенных ТАСС экспертов, российский рынок спокойно переживет запрет на ввоз дизельного топлива из Казахстана.
Бензин в Казахстане – товар дефицитный | События в мире — оценки и прогнозы из Германии и Европы | DW
О том, что Казахстан может столкнуться с проблемой нехватки ГСМ, эксперты заговорили еще в конце июля текущего года. Тогда представители Независимой ассоциации предпринимателей вместе с руководителями крупнейшей в стране сети АЗС «Гелиос» созвали в Алма-Ате пресс-конференцию. Торговцы топливом дали понять что, если правительство Казахстана не откажется от регулирования цен на все виды ГСМ и не уберет институт посредничества, страна столкнется с уже подзабытым понятием «дефицит бензина». Свое предупреждение владельцы АЗС подкрепили действиями — самовольно подняв отпускные цены на топливо сразу же на 10 процентов.
Ответ правительства
Реакции правительства Казахстана долго ждать не пришлось. Уже через два дня после прошедшей в Алма-Ате пресс-конференции, с заявлением выступил министр нефти и газа Сауат Мынбаев. Из его слов стало понятно, что дефицита бензина нет и не будет, а правительство не откажется от политики регулирования цен на топливо. То есть, если должен АИ-92 стоить не больше 50 евроцентов за литр, значит, так тому и быть! В противном случае будут введены санкции.
Цена на топливо на казахстанских АЗС
Тем не менее, власть Казахстана на уступки бензиновым «королям» все-таки пошла. Буквально за три дня до наступления последнего месяца лета было объявлено, что с августа официально установлены новые тарифы на основные виды ГСМ. Так, литр дизтоплива вырос в цене с 42 до 44 евроцентов, АИ-80 — с 40 до 42, АИ-92 — с 50 до 52. От регулирования цен на высокооктановые марки бензина правительство отказалось окончательно. АИ-96 и АИ-98 стали стоить 70 и 77 евроцентов за литр.
«Злодеи с севера» скупили весь бензин?
В какой-то момент ажиотаж вокруг топлива спал. Но в середине августа из различных регионов страны стали поступать сообщения о дефиците ГСМ. Правительство вновь поспешило успокоить население, сообщив, что явление это временное, правда, с оговоркой — в возникшем дефиците бензина в ряде районов страны виноваты… российские предприниматели. Якобы, пользуясь открытием границ в рамках Таможенного союза, они оптом скупают более дешевое казахстанское топливо, но только на приграничных с Россией территориях.
Впрочем, как язвительно заметили казахстанские СМИ: «Очень скоро «злодеи с севера» добрались и до южных областей страны». Вначале бензин исчез в Южно-Казахстанской области, где находится крупнейший в стране Чимкентский нефтеперерабатывающий завод. Затем дефицит стал ощущаться в Джамбульской области. Наконец, в начале сентября тотальную нехватку топлива стали испытывать на себе и жители благополучной Алма-Аты.
Китайцы-«спасители»
Сегодня, чтобы без проблем заправить свой автомобиль, жители южной столицы Казахстана должны ехать к автозаправке рано утром. Другой вариант — отстоять днем многочасовую очередь, надеясь, что бензина хватит. Наконец, есть третий вариант: купить специальные талоны, которые точно позволяют заправить автомобиль. Но их в свободной продаже нет. Эти талоны по цене на 30-40 процентов дороже номинальной стоимости предлагают молодые люди, которых можно увидеть возле всех крупных казахстанских АЗС. Исключение составляет относительно небольшая китайская сеть автозаправок «SinoOil». В отличие от конкурентов у китайцев всегда есть бензин по установленной государством цене. Как итог, сеть китайских автозаправок рядовые граждане окрестили «спасителями».
На НПЗ не хватает нефти
На АЗС в Алма-Ате
По мнению казахстанских экспертов, нынешний бензиновый кризис имеет явно искусственное происхождение. Подобное явление, отмечают они, наблюдалось только в начале 90-х годов прошлого столетия, когда экономика Казахстана находилась в глубоком кризисе, а ежегодный объем добычи нефти составлял 25 миллионов тонн. Но сегодня в Казахстане ситуация совсем другая. Добыча нефти составляет 80 миллионов тонн в год, а все три имеющихся в стране нефтеперерабатывающих завода были модернизированы.
Как считает известный казахстанский экономист Канат Берентаев, как раз недостаточная загруженность отечественных НПЗ стала основной причиной нынешнего дефицита топлива в стране. Такого же мнения придерживается и ряд других казахстанских экономистов. Они уверены, что властям страны необходимо обязать ведущие нефтедобывающие компании Казахстана в первую очередь отгружать нефть на нужды отечественных НПЗ, а не на экспорт. Если это условие будет выполнено, считают эксперты, дефицит исчезнет, а цены на топливо не только стабилизируются, но даже упадут.
С автомобиля на велосипед
Но не все в Казахстане верят в способность правительства решить проблему топлива в стране. На форумах в интернете широко распространено мнение о том, что «дефицит топлива в стране исчезнет только после того, как бензин в Казахстане будет стоить как в России». Поскольку, отмечают комментаторы казахстанских интернет-форумов, «большая часть сетей АЗС фактически контролируется государством, ждать этого момента осталось недолго». А пока всем активно предлагается зачехлить свои машины до лучших времен и пересесть на велосипеды.
Автор: Анатолий Вайскопф, Алма-Ата
Редактор: Наталья Позднякова
Цены на бензин. Статистика | Бизнес-мир, деловой журнал Казахстана
Ситуация с ценами на бензин в регионах: наиболее быстро дорожает топливо в ЗКО — на 10,6%, самый медленный рост — в Костанайской области (+6%)
В целом по РК за 9 месяцев бензин подорожал на 8,7%
На казахстанских АЗС вновь наблюдается дефицит топлива — по сообщению СМИ, нехватка бензина зафиксирована в ряде регионов Казахстан, цены на наиболее популярный вид топлива АИ-92 выросла до 150-155 тенге за литр.
Согласно официальной статинформации, цены на автомобильное топливо в этом году действительно резко подскочили, если сравнивать с ситуацией в 2015-2016 годах. Бензин в этом году дорожает с такой же скоростью, что и в 2014 году — в сентябре 2017 по сравнению с декабрем 2016 уровень цен на бензин поднялся на 8,7%. Для сравнения, за аналогичный период 2016 года стоимость топлива увеличилась на 1,5%, в 2015 году — на 4,5%.
Особенно резко растут цены на АИ-92: за 9 месяцев текущего года они выросли на 9,4% — за аналогичный период прошлого года цены поднимались всего на 1,5%. Более значительный уровень роста наблюдался в 2014 году, когда за 9 месяцев цены увеличились сразу на 11,4%.
Дизельное топливо в этом году дорожает менее резко, чем в 2016 году — прирост цен с января по сентябрь составил 11,3% против 27,3% годом ранее.
Цены на остальные виды бензинов в этом году идут след за темпом роста цены на АИ-92: бензин марки АИ-92, АИ-96 подорожал в сентябре по сравнению с уровнем на декабрь 2016 года на 8,8%, бензин АИ-98 — на 5,7%.
Нынешнее увеличение цен на топливо происходит довольно резко и ощутимее для бюджета казахстанских автолюбителей. За месяц (сентябрь к августу 2017) цены на АИ-92 поднялись на 3,1% — это самый резкий уровень месячного прироста цен с января 2016 года.
Дизельное топливо за сентябрь подорожало на 3,6%, более быстрый темп роста был зафиксирован в ноябре 2016 года.
В этом году наиболее резко цены на бензин увеличиваются в нефтяной ЗКО — в сентябре по сравнению с декабрем 2016 году автомобильное топливо подорожало на 10,6%, годом ранее прирост цен в регионе составлял всего 0,9%.
Также резкое удорожание бензина наблюдается в СКО — на 9,8%, ВКО — на 9,7% и Карагандинской области — на 9,6%.
В столице топливо подорожало на 8,7%, в Алматы — на 8,5%.
Самый медленный рост на бензин фиксируется в Костанайской области — прирост составил всего 6%.
Источник: finprom.kz
ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА ИСПОЛЬЗУЮТ ГАЗ ПО ЦЕНЕ НИЖЕ СТОИМОСТИ.
ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ УРОВЕНЬ ГАЗИФИКАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ УВЕЛИЧИЛАСЬ С 30% ДО 50%
T Количество подключенных к газу детских садов, школ, больниц и других социальных и коммунальных объектов увеличилось за пятилетний период на 86,5%.
К маю текущего года незначительно повысились тарифы на газ, поставляемый по распределительным сетям в пределах Республики Казахстан для розничных потребителей; в сегменте природного газа рост составил 1.5% (до 18,7 тенге за кубометр). В сегменте сжиженного газа наблюдалось небольшое снижение: на 0,1% (до 155,8 тенге за кг).
При этом стоимость сжиженного газа, поставляемого в баллонах, увеличилась на 2,1%, до 2 673 тенге за 50 литров.
Количество административно-территориальных объектов в Казахстане, газифицированных природным газом, достигло 984 единиц, снижение — 14. Наиболее высокие темпы газификации природным газом ожидаются в Западно-Казахстанской области: 231 объект.Среди лидеров также Жамбылская (178 объектов) и Туркестанская (148 объектов) области.
Количество административно-территориальных объектов в Казахстане, газифицированных природным газом, достигло 984 единиц, сокращено — 14. Наибольшие темпы газификации природного газа ожидаются в Западно-Казахстанской области: 231 объект. Среди лидеров — Жамбылская (178 баллов) и Туркестанская (148 баллов) области.
Напомним, что за последние пять лет более трех миллионов казахстанцев получили возможность пользоваться газом, а уровень газификации населения увеличился с 30% до 50%.АО «КазТрансГаз» (дочерняя компания АО НК «КазМунайГаз») — национальный оператор в области транспортировки и газоснабжения Казахстана.
По данным АО «КазТрансГаз», сегодня в Казахстане жители 11 регионов страны имеют возможность использовать голубое топливо. Если пять лет назад в республике было 1056402 газифицированных линии, то к ноябрю 2018 года их количество увеличилось до 1777394, увеличившись на 68%. Таким образом, сегодня природным газом пользуются более 9 миллионов казахстанцев.
За последние пять лет увеличилось и количество газифицированных отечественных предприятий: с 23 725 до 44 189, или сразу 86%. Если на 2013 год в стране было 1635 крупных промышленных предприятий, то к ноябрю 2018 года показатель вырос на 82,8% и составил 2990 предприятий.
Растет количество детских садов, школ, больниц, различных социальных и муниципальных объектов, подключенных к распределительным сетям. По данным АО «КазТрансГаз», количество газифицированных коммунальных предприятий за пять лет увеличилось с 22090 до 41189, или 86.5%.
Примечание: АО «КазТрансГаз» продает газ на внутреннем рынке по цене ниже себестоимости, тем самым поддерживая внутренних потребителей. С 1 января снижены предельные оптовые цены на товарный газ — в пределах 17,5% в зависимости от региона. «Это позволило снизить конечные цены на электроэнергию и тепло практически во всех газифицированных регионах страны. В результате сегодня газ, продаваемый на внутреннем рынке, продается по цене ниже себестоимости, что является сдерживающим фактором для развития газовой отрасли.За период с 2014 по 2018 год национальный оператор КазТрансГаз понес убытки на внутреннем рынке около 200 млрд тенге. «Это огромные цифры, о которых следует знать», — сказал вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев на круглом столе в Мажилисе Парламента Казахстана. Он напомнил, что цены на газ для внутреннего рынка ежегодно утверждаются правительством.
Помимо газификации внутри страны, национальный оператор способствует растущему значению Казахстана как поставщика собственного голубого топлива на мировые рынки и ключевого звена на пути международного транзита.Так, например, в этом году АО «КазТрансГаз» возобновило транзит туркменского товарного газа через территорию Казахстана в Российскую Федерацию по газопроводу Средняя Азия-Центр.
Помимо газификации внутри страны, национальный оператор способствует растущему значению Казахстана как поставщика собственного голубого топлива на мировые рынки и ключевого звена на пути международного транзита. Так, например, в этом году АО «КазТрансГаз» возобновило транзит туркменского товарного газа через территорию Казахстана в Российскую Федерацию по газопроводу Средняя Азия-Центр.
Национальный оператор смог начать транзит по своей газотранспортной системе в рекордно короткие сроки: с использованием современных технологий и модернизации газопровода Средняя Азия-Центр, режим транспортировки туркменского газа был налажен и запущен всего за несколько дней.
По данным компании, объем транспортировки туркменского газа в Российскую Федерацию по газопроводу Средняя Азия-Центр составляет 15 миллионов кубометров в сутки. С начала возобновления транзита по территории Казахстана уже транспортировано более 220 миллионов кубометров газа.Ранее транзит туркменского газа по газотранспортной системе Казахстана был остановлен в 2016 году. В начале 2019 года Туркменистан и Российская Федерация достигли договоренности о возобновлении поставок газа в рамках существующего межправительственного соглашения о сотрудничестве в газовой сфере до 2028 года. Это позволило восстановить взаимовыгодное сотрудничество в газовой сфере сразу трем государствам.
Следует отметить, что в последние годы газовая отрасль Казахстана претерпела масштабную модернизацию, и, по мнению экспертов, КазТрансГаз стал важнейшим и технологически мощнейшим оператором газовых потоков в Средней и Центральной Азии.
Напомним, что добыча природного газа в жидком или газообразном состоянии в январе — апреле этого года незначительно увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 18,8 млрд куб. М, из которых газ в газообразном состоянии составил 7,8 млрд кубометров и товарная добыча газа — 4,3 млрд кубометров.
41,9% добычи природного газа в жидком и газообразном состоянии традиционно приходится на Атыраускую область (7,9 млрд куб. М, +1.3% за год), 36,7% — по Западно-Казахстанской области (6,9 млрд кубометров, -2% в год), 12,7% — по Актюбинской области (2,4 млрд кубометров, + 4,4% за год). При этом основная добыча природного газа в естественном состоянии (88,2% Республики Казахстан) приходится на Западно-Казахстанскую область: 6,9 млрд куб. м (−0,7% в год).
Основным оператором добычи газа является головная компания АО «КазТрансГаз» — Национальная компания «КазМунайГаз». «КазМунайГаз» производит 28% от общей добычи нефти и газового конденсата и 16% природного и попутного газа в Казахстане, а также обеспечивает 95% транспортировки природного газа по магистральным газопроводам.
http://www.energyprom.kz/ru/a/monitoring/kazahstancy-polzuyutsya-gazom-po-cene-nizhe-sebestoimosti-pri-etom-za-poslednie-pyat-let-uroven-gazifikacii-naseleniya- vyros-s-30-do-50
Средней Азии требуется финансовое решение для снижения цен на нефть
Казахстанская солнечная электростанция в городе Сарань является крупнейшей в Центральной Азии с … [+] мощностью 100 мегаватт (МВт).
Астана Таймс
Продолжающееся снижение мировых цен на нефть, вызванное новым коронавирусом и вызванное структурными проблемами, включая избыточное предложение от нефтяных гигантов, таких как США.С., Россия и Саудовская Аравия, а также замедление роста спроса — создают новый императив для зависимых от углеводородных доходов государств по диверсификации своей экономики. Это особенно верно для нефтегазодобывающих стран Центральной Азии во главе с Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном, которые зависят от доходов от ископаемого топлива для балансировки своих бюджетов.
Это может стать началом новой тенденции для так называемых нефтегазовых территорий, усугубляемой все более дорогостоящими конкурентоспособными технологиями использования возобновляемых источников энергии.Солнечные, ветряные и электрические автомобили занимают долю рынка традиционных источников топлива как для транспорта, так и для производства электроэнергии. Сейчас мы видим начало внедрения зеленых технологий во всем регионе Центральной Азии, который исторически зависел от ископаемых видов топлива.
При открытии рынка в 9:30 в понедельник, 16 марта, нефть марки WTI упала на 8,38% до 29,07 доллара, в то время как нефть марки Brent упала почти на 10% до 31,92 доллара. Закрытие границ в Европе и глобальные запреты на поездки, в том числе объявленные Соединенными Штатами, привели к тому, что цены на нефть упали до минимума, которого не было со времен кризиса 2016 года.
Цены на нефть марки Brent за 5 лет
macrotrends.net
Более того, в первом квартале этого года ожидается самое большое падение спроса на нефть за всю историю — более 4 миллионов баррелей в день (баррелей в сутки), что может привести к избытку нефти на 5-10 миллионов баррелей в сутки к маю. Нефть за 20 долларов может быть на горизонте, что может иметь разрушительные последствия для экономики государств, зависящих от доходов от нефти и газа.
Экономическая диверсификация — путь вперед
Нефтедобывающие страны, в том числе Саудовская Аравия, много говорили и делали, осознавая надвигающуюся опасность углеводородной зависимости.Достаточно упомянуть Программу принца Мохаммеда бен Салмана до 2030 года и усилия Объединенных Арабских Эмиратов и Катара по диверсификации в средствах массовой информации и финансах. Достижения Центральной Азии более неоднозначны, чем у стран Персидского залива.
Казахстан, самая богатая страна в Центральной Азии, является идеальным кандидатом для экономической диверсификации перед лицом падающих цен на нефть и растущей жизнеспособности возобновляемых источников энергии. Страна занимает 11 место в мире по запасам нефти. Доходы от энергетики составляют почти половину его ВВП, а добывающие отрасли являются основным бенефициаром прямых иностранных инвестиций. Но страна, не имеющая выхода к морю, также может похвастаться одним из самых высоких ветровых потенциалов на планете, а также умеренным солнечным покрытием.
Ветроэнергетический потенциал Казахстана
USAID
Но сейчас большая часть инвестиций в Казахстан направляется в добывающие отрасли, включая угольную, нефтяную и газовую промышленность (49,5%) и металлургию (14,6%). Угольные электростанции вырабатывают около двух третей электроэнергии Казахстана, в то время как природный газ (21%), гидроэлектроэнергия (11%) и нефть (2%) составляют примерно остальное.Сектор возобновляемых источников энергии привлекает лишь 2,2%, что составляет небольшой процент от общего потока прямых иностранных инвестиций. В 2016 году на солнечную и ветровую энергию приходилось только 2% электроэнергии.
Тем не менее, Казахстан взял на себя существенные обязательства по «зеленой» экономике посредством множества политик, программ, планов действий и публичных заявлений как на международном, так и на внутреннем уровнях. Он был участником ряда международных инструментов, включая Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (середина 1990-х гг.), Киотский протокол (2009 г.) и Парижское соглашение (2016 г.).Он является участником Партнерской программы «Зеленый мост», которая направлена на продвижение трансграничного партнерства в целях «зеленой» экономики как в частном, так и в государственном секторах.
Внутри страны Казахстан стал первой страной в Центральной Азии, которая создала институциональную основу для зеленого роста путем принятия ключевых законодательных актов, включая Экологический кодекс (2007 г.), Закон о поддержке использования возобновляемых источников энергии (2009 г.), Концепция перехода к зеленой энергии (2013 г.).В Концепции установлены важные и амбициозные цели в отношении доли возобновляемых источников энергии в электроэнергии: с нынешних 2% до 30% в 2030 году до 50% в 2050 году.
Страна пытается выйти за рамки своей нынешней модели производства и экспорта сырья и перейти к модели переработки сырья и создания добавленной стоимости, развития услуг и высоких технологий с высокой добавленной стоимостью, инвестиционных и финансовых услуг.
Финансирование перехода к зеленой экономике через внутренние инвестиционные механизмы
Для решения этих задач в 2018 году открыл свои двери Международный финансовый центр Астаны (МФЦА).Первое современное финансовое учреждение в Центральной Азии нацелено на поддержку приверженности правительства делу устойчивого развития и ускорение перехода к более возобновляемым источникам энергии.
«МФЦА был создан как региональный финансовый центр, чтобы связывать инвесторов с перспективными проектами, требующими финансирования для полной реализации их потенциала», — говорит управляющий МФЦА Кайрат Келимбетов.
Офисное здание МФЦА, Астана
ea-monitor.kz
Центр использует английское право, применяемое как к коммерческим операциям, так и к судебным решениям.Признавая важность высококачественных услуг по разрешению споров, МФЦА поручил ведущим юристам Великобритании возглавить суд и арбитражный трибунал, управляемый Центром.
Казахстанское финансовое учреждение нацелено на оказание помощи в привлечении инвестиций в экономику страны путем создания благоприятной для бизнеса среды для финансовых услуг, развития рынка ценных бумаг Казахстана и обеспечения его интеграции с международными рынками капитала. МФЦА также намерен развивать рынки страхования, банковских услуг, а также рынок исламских финансов.
С самого начала МФЦА запустил Центр зеленых финансов, который стремится стать будущей платформой для зеленых инвестиций. Центр помогает правительству и сотрудничает с широким кругом заинтересованных сторон, включая эмитентов и инвесторов, в подготовке к выпуску первых зеленых облигаций Казахстана и зеленых сукуков (исламских облигаций) на торговой платформе МФЦА.
Постоянная роль международных организаций
В прошлом Лондонская фондовая биржа играла роль финансового посредника в регионе.По ряду причин это может быть неоптимальным финансовым рынком для данного региона, как из-за ужесточения нормативной базы, так и из-за недостаточной осведомленности управляющих капиталом в этом регионе.
Таким образом, МФЦА привлекает таких региональных партнеров, как Шанхайская фондовая биржа — 25% -ный акционер новой казахстанской международной биржи «Астана Международная биржа» (AIX), чтобы занять стратегическое положение в качестве финансовых ворот Восточной Азии в Европу и Ближний Восток.
Кроме того, МФЦА обратился к Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) с просьбой о помощи в развитии его Зеленого финансового центра. Учреждение помогает Центру как в концептуальном развитии, так и в наращивании потенциала стремящегося хаба зеленого финансирования.
ЕБРР — крупнейший инвестор в «зеленую» экономику Казахстана, который вложил в общей сложности более 8,85 млрд долларов США в 254 проекта, включая схемы перехода с угля на возобновляемые источники энергии и предоставление экологически чистых источников энергии в городском транспорте.Он был частью крупнейшего в Казахстане солнечной (Бурное солнечная электростанция), ветряной (ВЭС Ерейментау), а также проектов финансирования возобновляемых источников энергии в Казахстане. Реализация проектов позволила сэкономить 10% энергии и сократить выбросы парниковых газов почти на 4 000 тонн в год. В 2018 году Европейский банк пообещал дополнительно инвестировать 244 миллиона долларов США в возобновляемые источники энергии в стране, в том числе 52 новых объекта, которые будут построены к 2020 году.
Но чрезмерная зависимость от международных организаций, таких как ЕБРР, Всемирный банк и Зеленый климатический фонд, может быть рискованной.Внутренние финансовые рынки, такие как МФЦА, имеют решающее значение для развития, диверсификации региона и, в случае Казахстана, выхода из ловушки среднего дохода.
При содействии Джеймса Гранта и Раушан Жандаевых
Падение цен на нефть толкает Казахстан в режим кризиса
АЛМАТЫ, Казахстан — Резкое падение цен на сырую нефть угрожает подорвать экономику Казахстана и отправить его валюту в состояние свободного падения.
Нефть является крупнейшим источником поступлений твердой валюты в стране в Центральной Азии, и падение цен усугубляет другие проблемы, в том числе сокращение экспорта газа в Китай и общее замедление торговли из-за глобальной вспышки коронавируса.
На поспешно организованном заседании правительства в столице, Нур-Султане, в понедельник, президент Касым-Жомарт Токаев пообещал выполнять обязательства по социальным расходам, несмотря на возможное сокращение бюджета, и приказал сформировать группу быстрого реагирования, чтобы помочь стабилизировать экономику и защитить национальную валюту, тенге.
В Алматы, торговом центре, в понедельник царила паника, поскольку обменные пункты по всему городу перестали продавать доллары после того, как люди поспешили конвертировать свои тенге. Курс казахстанской валюты упал с 382 доллара за доллар до отметки 400, что является историческим минимумом.
Беспорядки, разразившиеся в государственный праздник, когда не было официальной торговли валютой, были вызваны падением цены на нефть ниже 40 долларов за баррель после того, как Россия и Саудовская Аравия не смогли достичь соглашения о сокращении добычи.Их ценовая война является серьезной головной болью для Казахстана, который основывает свои бюджетные прогнозы на торговле нефтью на уровне 55 долларов за баррель.
Во вторник Казахстан предпринял дополнительные меры для поддержки своей экономики, повысив базовые процентные ставки на 2,75 процентных пункта до 12%. Он также проводил интервенцию на валютных рынках, потратив значительные средства на стабилизацию тенге на уровне 393,6 за доллар.
9 марта у пункта обмена валюты в Алматы выстроилась очередь, так как люди спешат менять падающий тенге.© Reuters
Аналитики по Центральной Азии отмечают, что чрезмерная зависимость Казахстана от углеводородного сектора делает его экономику уязвимой к колебаниям цен на нефть, как это было во время предыдущих кризисов 2008 и 2015 годов. вспыхнул с 2008 года », — сказал Nikkei Asian Review Лука Анчески, старший преподаватель центральноазиатских исследований в Университете Глазго.
«Пока правительство не будет готово к [политически и буквально] дорогостоящим структурным экономическим реформам, это будет единственным возможным ответом Казахстана на возросшую нестабильность в мировой энергетической политике», — добавил Анчески.
Но сейчас особенно плохое время, чтобы иметь дело с перебоями на нефтяном рынке. Торговля Казахстана с Китаем — его вторым партнером после России — замедлилась в феврале на фоне продолжающегося кризиса с коронавирусом. По данным Министерства промышленности Казахстана, отгрузки грузов из Китая упали на 43% или 150 421 тонну в годовом исчислении.
Еще одним ударом PetroChina 5 марта опубликовала уведомление о форс-мажоре, в котором говорилось, что она сокращает импорт из-за последствий эпидемии коронавируса. PetroChina планировала импортировать около 10 миллиардов кубометров газа в этом году у своего богатого углеводородами соседа. В среду министр энергетики Казахстана Нурлан Ногаев сообщил журналистам, что экспорт газа в Китай сократился на 20-25%.
Президент Токаев проработал почти год, с тех пор как Нурсултан Назарбаев, правивший 28 лет, передал власть.И его первый год был отмечен массовыми и настойчивыми протестами.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в первый год своего правления столкнулся с постоянными общественными беспорядками.
© Reuters
Именно с учетом этих беспорядков Токаев и премьер-министр Аскар Мамин подчеркнули важность выполнения социальных обязательств правительства.
«Наша общая задача — обеспечить социальную стабильность и занятость», — сказал Мамин на заседании правительства во вторник.«Подчеркиваю, что все социальные обязательства государства будут выполнены. Все пенсии и пособия будут выплачиваться вовремя и в полном объеме».
Несмотря на быструю реакцию правительства на кризис, Анчески по-прежнему видит проблемы для Казахстана. Он утверждает, что правительство Токаева «по своей сути слабее», чем правительство Назарбаева, поскольку в его распоряжении меньше возможностей удержать население на своей стороне.
«Снижение доходов от продажи нефти еще больше ограничит способность режима укрепить свою власть с помощью мер покровительства, нацеленных на более широкие слои населения», — сказал Анчески.«Для руководства, которое находится у власти менее года и уже столкнулось с несколькими раундами протестов, это неприятная новость».
Влияние экономического кризиса и волатильности цен на продукты питания и топливо на детей и женщин в Казахстане —
% PDF-1.5
%
1 0 obj
>
эндобдж
2 0 obj
> поток
application / pdf
9.0; изменен с помощью iTextSharp 5.1.3 (c) 1T3XT BVBA2010-02-09T10: 54: 55ZAcrobat PDFMaker 9.1 для Word2013-04-16T17: 36: 53 + 01: 00
конечный поток
эндобдж
5 0 obj
> поток
HWr6} Wd2 [& i6Ӱ 탛 Z-5w /
Энергетическая безопасность — Энергетический профиль Казахстана — Анализ
Казахстан, сильно зависящий от своих значительных запасов ископаемого топлива, является нетто-экспортером энергии и энергоносителей. Однако некоторые жители — в северном и центральном Казахстане — по-прежнему не имеют доступа к сетевому газу, поскольку запасы природного газа находятся в западной части страны, населенные пункты находятся на севере, востоке и юге, а внутренняя трубопроводная система развита недостаточно. . Таким образом, Казахстан полагается на импорт газа из России и Узбекистана для удовлетворения внутреннего спроса: договоренность об обмене газом между Казахстаном и Россией влечет за собой замену карачаганакского газа, который исторически поставлялся в Оренбург для переработки, импортом среднеазиатского газа на юг. часть казахстанского и российского газа в Костанайскую область (https: // www.kmgep.kz/eng/investor_relations/annual_reports/).
Однако ведутся работы по расширению сетей для увеличения общего доступа к газу. В соответствии с указом бывшего президента в 2018 году было начато строительство газопровода Сарыарка, который обеспечит газом столицу Нур-Султан, а также центральный и северный Казахстан к 2023 году. Строительство газопровода началось в ноябре 2018 года и в октябре 2019 года. завершен первый этап от Кызылорды до Нур-Султана (https: //ru.sputniknews.kz / economy / 20191129/12161758 / Вторая-очеред-газопровода-Сарыарка-оценивается-в-124-миллионник-долларов.html).
Пропускная способность газопровода составит 2,2 млрд куб. М газа в год, ожидается газоснабжение 171 населенного пункта в Карагандинской и Акмолинской областях. Эти меры должны улучшить качество воздуха в Нур-Султане, поскольку ожидается, что потребление угля сократится на 650 тыс. Тонн в год (https://inbusiness.kz/ru/last/stalo-izvestno-v-kakie-rajony-stolicy-v -первую-очеред-проведут-газ).В апреле 2020 года завершалась прокладка магистрального газопровода в Нур-Султане (https://informburo.kz/novosti/v-nur-spting-montazh-magistralnogo-gazoprovoda-nahoditsya-na-stadii-zaversheniya.html) .
Ожидается, что сильный экономический рост и повышение уровня жизни значительно повысят спрос на энергию в ближайшие годы. Чтобы удовлетворить этот растущий спрос надежным, доступным и устойчивым образом, правительство планирует расширить генерирующие мощности из различных источников топлива за счет новых инвестиций и модернизации существующих мощностей.Однако строительство угольной электростанции мощностью 2640 мегаватт (МВт) на озере Балхаш было приостановлено в 2016 году, поскольку Министерство энергетики приняло решение о модернизации электростанций на сегодняшний день, создании значительных резервов и снижении роста энергопотребления. сделать этот завод ненужным до 2022 года (http://ratel.kz/kaz/v_kazahstane_ne_budet_elektrostantsii_samsung).
Согласно отчету Kazenergy за 2015 год, наличие недорогого угля означает, что установленный парк крупных угольных электростанций будет продолжать доминировать до 2040 года, хотя производство на газе также будет расти по мере расширения газовой сети Казахстана.Kazenergy ожидает лишь умеренного роста производства возобновляемой энергии из-за ее непостоянного характера и технических и экономических проблем интеграции возобновляемых источников энергии в единую энергетическую систему Казахстана, если не произойдет значительных изменений в технической надежности производства возобновляемых источников энергии (в частности, ветровой и солнечной энергии) или сеточные операции (http://kazenergy. com/images/NationalReport15_English.pdf).
Низкие цены на сжиженный углеводородный газ (СУГ) повысили спрос на этот продукт.Рынок сжиженного нефтяного газа регулируется, и правительство устанавливает предельные цены на сжиженный нефтяной газ каждый квартал, но на внутреннем рынке наблюдается дефицит сжиженного нефтяного газа из-за незаконного экспорта в соседние страны, где цена намного выше. Поскольку низкие максимальные оптовые цены и рост потребления на внутреннем рынке привели к убыткам и ухудшению финансово-экономических условий владельцев и производителей СНГ, Министерство энергетики планировало поэтапно отменить государственное регулирование оптовых цен (http: // energo .gov.kz/index.php?id=49), но в 2019 году все еще действовало постановление: министр энергетики утвердил максимальную цену на СНГ (https://www.zakon.kz/4986539-predelnye-tseny-na- сжиженный-газ.html).
Модернизация трех НПЗ, завершенная в 2018 году, помогла снизить потребность в импорте светлых нефтепродуктов. Объем переработки увеличился на 10% в 2018 году до 16,4 млн тонн, обеспечивая 93% поставок бензина на внутренний рынок, 91% дизельного топлива и 62% авиакеросина (https: // www.kazenergy.com/upload/document/energy-report/NationalReport19_en.pdf). Ожидается, что новые нефтеперерабатывающие мощности полностью обеспечат внутренние потребности к 2030 году.
Энергетическое сотрудничество между Казахстаном и Китаем основано в основном на потребности Китая в импорте энергии для развития и диверсификации источников импорта, а также на стремлении Казахстана разнообразить свои экспортные маршруты и увеличить объемы экспорта. Китай является ключевым стратегическим партнером в энергетическом секторе, поскольку китайские компании участвуют в развитии энергетики Казахстана, в основном углеводородного, включая разработку и строительство трубопроводов, а также внутреннюю переработку нефти и газа.Доля Китая в добыче нефти в Казахстане быстро увеличивалась, достигнув 25% в 2009 году, а визит президента Китая Си Цзиньпина в 2013 году привел к подписанию энергетических сделок на сумму 30 миллиардов долларов США, включая приобретение Китайской национальной нефтяной корпорацией (CNPC) компании. 8,3% акций Кашагана, крупнейшего нефтяного месторождения в мире за пределами Ближнего Востока (http://astanatimes.com/2014/01/energy-cooperation-kazakhstan-china/). После завершения строительства газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент в 2015 году (мощность 15 млрд куб. М в год) экспорт в Китай увеличился до 5.2 млрд куб. М в 2018 г. (https://www.kazenergy.com/upload/document/energy-report/NationalReport19_en.pdf).
Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вступил в силу 1 января 2015 года, в него входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. (http://www.eurasiancommission.org/en/Pages/default.aspx). Основная цель заключалась в свободном перемещении товаров, капитала, услуг и людей на едином рынке. Хотя ЕАЭС отменил таможенные пошлины на торговлю между своими государствами-членами, он исключил большинство энергоносителей из своих общих правил торговли.Напротив, торговля энергоносителями между членами Таможенного союза в основном регулируется специальными двусторонними торговыми соглашениями (http://kazenergy. com/images/NationalReport15_English.pdf). Согласно договору о ЕАЭС, общий рынок электроэнергии должен был заработать к 1 июля 2019 года, а общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов — к 1 января 2025 года (http://www.eurasiancommission.org). /en/nae/news/Pages/17-11-2015-15.aspx). В мае 2019 года главы стран ЕАЭС подписали соглашение о едином рынке электроэнергии.Ожидается, что он начнет действовать после вступления в силу правил единой торговли (https://ria.ru/20190530/1555095463.html).
Тарифы на нефтепродукты (кроме А-80 и СНГ) освобождены от прямого государственного регулирования: в декабре 2014 г. регулировались бензины марок А-80, А-92 и А-93, а также дизельное топливо и СНГ, а в сентябре В 2015 году госрегулирование было отменено для бензинов А-92 и А-93, а в июле 2016 года также исключено дизельное топливо. Правительство продолжит административное влияние на цены на некоторые виды нефтепродуктов (А-80 и СНГ) до завершения модернизации НПЗ (http: // www.kazenergy.com/upload/document/energy-report/National_Energy_Report-ENGLISH_03. 09.pdf).
Розничные цены на нефтепродукты в Казахстане продолжают оставаться одними из самых низких в мире (https://inbusiness.kz/ru/news/toplivo-v-kazahstane-ostaetsya-odnim-iz-deshevyh-v-mire). Несмотря на то, что административное снижение цен было поэтапно отменено в течение 2014–2016 годов, Kazenergy (2019) сообщает, что Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей часто штрафует АЗС за «антиконкурентную» практику ценообразования и тем самым удерживает розничную торговлю. цены низкие (https: // www.kazenergy.com/upload/document/energy-report/NationalReport19_en.pdf). С апреля 2020 года крупные АЗС в Казахстане снизили розничные цены на бензин и дизельное топливо в результате мер государственной поддержки, хотя такое административное снижение цен повлияет на их прибыльность на всем протяжении от производства до розничной торговли (https: // inbusiness. kz / ru / news / топливо-в-казахстане-остается-одним-из-дешевых-в-мире).
Отчет по энергетическому рынку Казахстана | Исследование энергетического рынка Казахстана
Данные по энергетическому рынку Казахстана с 1990 г. по 2017 г. включены в файл Excel, прилагаемый к страновому отчету Казахстана.
Он демонстрирует историческую эволюцию, позволяя пользователям легко работать с данными.
Ключевые данные включены в таблицу Excel:
- Экономические показатели: годовые исторические экономические показатели, энергетическая безопасность, энергоэффективность и выбросы CO 2 .
- Показатели предложения: Годовые исторические запасы, мощности, производство и внешняя торговля (импорт (+) экспорт (-) баланс).
- Показатели спроса: годовое историческое потребление на душу населения, тенденции потребления, общее потребление, конечное потребление (по энергии и по сектору) и общее потребление электроэнергии по сектору.
- Энергетический баланс: общий и по энергии.
- Цены на энергоносители в Казахстане: В дополнение к анализу, представленному в отчете, мы также предоставили набор данных, который включает исторические данные о ценах на энергоносители в Казахстане по следующим статьям: цена на бензин премиум-класса (включая налоги), цена на дизельное топливо (включая налоги). .), цены на электроэнергию в промышленности (включая налоги), цены на электроэнергию для населения (включая налоги), цены на природный газ в промышленности (включая налоги), цены на природный газ для населения (включая налоги).), спотовая цена на Brent и выбросы CO 2 (от сжигания топлива).
Страновой отчет по Казахстану дополнен национальной панелью управления выработкой электроэнергии (файл Excel) из нашей службы отслеживания электростанций.
Данные включены в таблицу Excel:
- Новые мощности: текущая структура мощности, установленная мощность на дату, мощности в стадии строительства и разработки.
- Показатели электроэнергетического сектора: исторические данные об установленной мощности, выработке электроэнергии, вводе тепловых электростанций, средней эффективности тепловых электростанций, CO 2 выбросов электроэнергетического сектора, углеродном факторе электроэнергетического сектора. ВНИМАНИЕ !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Топливный кризис обнажил энергетические противоречия Казахстана — The Diplomat
Реклама
Цена на бензин в Казахстане в сентябре достигла 144 тенге (40 центов) за литр. В начале октября он уже преодолел психологический потолок в 150 тенге за литр. В отчете из одного села в Западном Казахстане зафиксировано целых 200 тенге за литр. Правительство недавно сняло потолок цен на бензин, который когда-то был полностью установлен правительством.
Топливный кризис вышел на новый уровень, когда флагманская авиакомпания «Эйр Астана» заявила, что ей придется сократить количество регулярных рейсов, чтобы справиться с ограниченными поставками бензина.Шымкентский НПЗ — единственный в стране, который производит авиакеросин, который удовлетворяет лишь около 30% годовой потребности гражданской авиации страны. Остальное завезено из России.
Россия сыграла большую роль в создании дефицита предложения в Казахстане. Председатель национальной нефтегазовой компании «Казмунайгаз» Сауат Мынбаев в интервью пояснил, что продажа импортного бензина в Казахстане означает потерю денег.
«Это не только наши внутренние производственные затраты.В России бензин продается по 220 тенге (эквивалент) за литр. У нас в Казахстане наша цена 150. В таких условиях никто не будет торговать, ни мы, ни другие крупные компании. Так образовался дефицит », — сказал Мынбаев.
Diplomat Brief
Еженедельный информационный бюллетень
N
Получите краткую информацию об истории недели и разработке историй для просмотра в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Получить информационный бюллетень
Стремясь обуздать кризис, правительство ввело систему квот, чтобы все регионы могли получать минимальное количество бензина.На следующий день, 10 октября, премьер-министр Бахытжан Сагинтаев уволил заместителя министра энергетики Асета Магауова и сделал выговор своему боссу Канату Бозумбаеву. Сагинтаев посетовал, что плановое техническое обслуживание местных НПЗ должно было проводиться с лучшим планированием.
Вам понравилась эта статья? Нажмите здесь, чтобы подписаться на полный доступ. Всего 5 долларов в месяц.
Бозумбаев оправдал свои действия, заявив, что нефтеперерабатывающие заводы должны были справиться с периодом повышенного потребления, упомянув ЭКСПО в Астане как часть повышенного спроса. Министр также подчеркнул, что с начала года импорт вырос на 40 процентов по сравнению с инфляцией цен на бензин, которая составила около 11 процентов.
Несмотря на свои оправдания, Бозумбаев был подвергнут высшей в Казахстане ругани. 11 октября президент Нурсултан Назарбаев подал официальную жалобу в советском стиле на свои действия. Назарбаев повторил выговор несколько дней спустя во время пленарного заседания с участием правительства.
Депутаты парламента заявили, что увольнение или брань государственных чиновников не решит проблему нехватки топлива, которая больше связана с управлением и мониторингом.
Объявление
В качестве меры, казавшейся экстренной, министерство энергетики обеспечило отгрузку из России 100 000 тонн бензина, поставляемого «Роснефтью» и «Газпром нефтью». Эта сумма, по мнению министерства, будет гарантировать поставки топлива на среднесрочный период. В то же время Бозумбаев объявил, что в ноябре цены на бензин вырастут примерно до 160 тенге за литр, что, по его мнению, ниже рыночного уровня в 170 тенге за литр.
По словам местного эксперта по энергетике Сергея Смирнова, отсутствие финансирования могло сыграть важную роль в сокращении плана полной реконструкции трех существующих нефтеперерабатывающих заводов.
«Первоначально план был нацелен на расширение до 18,5 млн тонн, после чего правительство даже хвасталось, что он может достичь 19,5 млн тонн. Однако на 2017 год была поставлена цель — 16,5 млн тонн », — сказал Смирнов местным СМИ. Однако в этом году мощность осталась неизменной — 14,5 млн тонн.
Дефицит топлива в богатом нефтью Казахстане может показаться парадоксом, но тем не менее это повторяющаяся тема. Минэнерго повысило прогноз добычи нефти в 2017 году до 84,5 млн тонн, чему способствовал стабильный рост добычи на Кашагане.Однако внутренние перерабатывающие мощности остаются скудными и зависят от стареющих заводов. Переговоры о строительстве четвертого НПЗ на западе страны как никогда непостоянны.
Как подчеркивает Казмунайгаз, импортировать дорогой бензин и торговать на месте по более низким ценам просто невыгодно. Однако это означает, что автомобилистам приходилось часами стоять в очереди на заправках, чтобы обеспечить минимальную поставку, которая продавалась по завышенной цене. Это переросло в резкую публичную критику правительства.
Как будто ситуация не была достаточно напряженной, угледобывающий район Караганды также пострадал от нехватки угля из-за несезонных холодов в сентябре. Сагинтаев сделал резкий выговор губернатору области Ерлану Кошанову за то, что он не справился с ситуацией. Несколько дней спустя Бозумбаев опроверг слухи о нехватке угля, призвав губернаторов ужесточить контроль над поставками.
Топливный кризис также повлиял на макроэкономическое планирование, опровергнув расчеты Центрального банка в отношении инфляции.Когда цены на топливо растут неравномерно, цены на большинство других потребительских товаров также растут.
Вам понравилась эта статья? Нажмите здесь, чтобы подписаться на полный доступ. Всего 5 долларов в месяц.
Теперь правительству Казахстана нужно залатать несколько дыр в своих счетах.
Leave a Reply