2020-05-07: Донецкая область лидирует в снижении цен на бензин А-92 евро | Терминал
2020-05-07: Донецкая область лидирует в снижении цен на бензин А-92 евро
Обновлено: Май 07, 2020. Тэги: бензин, бензины, Дизельное топливо, нефтепродукты, новости Украины, сжиженный газ, торговля, цены на АЗС
7 мая 2020 года в Донецкой области отмечалось снижение розничных цен на бензин А-92 Евро.
Сегодня во всеукраинском рейтинге Донецкая область занимает предпоследнее место с конца по стоимости на этот вид топлива на заправках, опередив лишь Луганскую область.
По данным информационно-аналитической системы online-мониторинга и анализа рынков PsycheaFUEL 3.0, более низкие цены были зафиксированы в Сумской (20,28 грн/л), Черниговской (20,29 грн/л) и Волынской (20,36 грн/л) областях.
Средняя розничная цена на топливо в регионе за последние дни снизилась на 30 коп/л и сегодня составляет – 21,89 грн/л. Максимальная цена на бензин А-92 Евро была зафиксирована в регионе7 апреля (24,14).
Динамика средних розничных цен на дизельное топливо в Донецкой области по данным информационно-аналитической системы online-мониторинга и анализа рынков PsycheaFUEL 3.0:
По данным PsycheaFUEL 3.0, заправиться бензином А-92 Евро с наименьшими потерями для кошелька водители региона могли на заправках таких брендов:
- Mango (17.39)
- Укрнафта (20.0)
- Авиас Плюс (20.00)
- BVS (20.89)
- Formula (20.95)
- Протех (21.0)
- Донбасснефтепродукт (21.55)
- Параллель (21.98)
- ROUTE 20 (22.82)
- ОККО (23.49)
Диапазон, в котором менялись розничные цены на бензин А-92 евро на заправках Донецкой области, колебался в пределах от минимальных 17,39 грн/л до максимальных 27,0 грн/л.
Если вы нашли в статье ошибку, выделите ее,
нажмите Ctrl+Enter и предложите исправление
Новые акцизы на топливо: эксперты объяснили, сколько сэкономят водители на бензине и как это скажется на экономике
В Европейском Союзе ставки акцизов примерно одинаковые.
Народные депутаты Украины зарегистрировали в Раде законопроект
«О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно
сбалансированности ставок акцизного налога на топливо».
Сейчас газ в Украине — самый дешевый вид топлива. Стоимость
по сравнению с бензином, ниже почти вдвое, поскольку зависит от акцизного
налога. Чем выше акциз — тем дороже топливо. Однако, так было не всегда. Такой
перекос цен в сторону удешевления газа и подорожания бензина произошел на
украинском рынке в 2010 году, когда газовый бизнес под себя подмяла так
называемая семья Януковича. Тогда были введены специальные низкие акцизы на
сжиженный газ, чтобы он зарабатывал больше. После его бегства из Украины рынок
газа оккупировали русские и приближенные к ним структуры. Сейчас две трети
потребляемого в Украине автогаза — российские. В случае принятия этого
законопроекта, акцизные налоги на автомобильное топливо будет уравнены,
благодаря чему бензин в Украине, по подсчетам экспертов, подешевеет где-то на
2,5 гривны, а стоимость газа, который в основном Сжиженный газ из России
«убивает» автомобили — эксперты Сжиженный газ из России «убивает»
автомобили — экспертыимпортируется из России, подорожает где-то на 2 гривны.
ТСН.ua спросил у ведущих экспертов в сфере энергетики, что
это за инициатива, актуален ли сегодня такой законопроект, сколько сэкономят на
бензине украинские водители и как снижение цен на бензин отразится на экономике
Украины.
Исполнительный директор «УЭА» Алексей Шульга
оценивает этот законопроект как очень важный и нужный для развития собственной
энергетической отрасли, в результате чего будет развиваться инфраструктура и
увеличиваться поступления в государственный бюджет. «В каждом товаре
большая составляющая — транспортировка. И если логистика подешевеет,
производители могут снижать цену на те или иные продукты. Но есть и другие
факторы: курс доллара, цена на нефть, сезонные подорожания нефти. Но сказать,
на сколько уже завтра подешевеет хлеб, нельзя. Я считаю, что законопроект
призван сделать социальное равенство по всем видам топлива, чтобы не было
преференций для какого-либо вида топлива. Отечественное производство сможет
увеличить объемы переработки нефти, тем самым увеличить отчисления в бюджет,
расширить свои производственные мощности, иметь возможность реализовывать
инвестпроекты. То есть, это даст большие поступления в бюджет, новые рабочие
места, а также улучшение инфраструктуры», — убежден Шульга.
Он отмечает, что такая инициатива позволит Украине стать
энергетически независимой от России, а на рынке будут созданы равные условия
для всех. «Важно то, что дизельное топливо остается по такой же акцизной
ставке, какой она и была. Потому что это аграрии, это посевные кампании, и оно
на них никак не повлияет. Конечно поднятия сжиженного газа и снижения бензинов
— это шаг, который нужен, он актуален. Многие профильные ассоциации, которые
мониторят ситуация на нефтеперерабатывающем рынке, они уже выступали
неоднократно за то, чтобы сбалансировать ставку. Потому что сжиженный газ за
последние 7 лет почти в 5 раз увеличил свой паритет на рынке. Цель
законопроекта — вернуть нас к тому, когда у нас производилось горючее в
достаточном количестве. В 2008 году Украина даже экспортировала бензин и
полностью обеспечивала свой внутренний рынок. Затем дисбаланс в акцизах привел
к тому, что мы имеем перекос в сторону сжиженного газа, но мы остаемся
полностью незащищенными, в случае, если северный сосед РФ или Беларусь
прекратят экспорт к нам сжиженного газа. Поэтому это прямая угроза
энергетической безопасности государства», — подчеркнул исполнительный
директор «УЭА».
Шульга также добавил, что если этот законопроект будет
проголосован, в определенной части бензин подешевеет на 3-4 гривны, сжиженный
газ немного подорожает. Но мы получим разницу примерно в несколько гривен, что
не скажется на рядовых гражданах. «Негативный отзыв на законопроект может
были лишь у работников такси потому, что там большие пробеги и большие расходы.
Рядовой гражданин, в принципе, этого сильно не почувствует. У нас каждую осень
и весну кризис, поскольку из-за недостатка сжиженного газа он ежегодно
постоянно дорожает — становится по 14-15 грн. Затем мы насыщаемся, делаем
диверсификацию, делаем танкерные перевозки сжиженного газа, затем Россия вновь
открывает поставки — и газ снова 7-8 грн. Мы зависимы в сжиженном газе от
поставок. Даже сейчас я не уверен в том, что из-за ситуации в Беларуси, в
Украину не прекратится ввоз бензинов и того же сжиженного газа. И мы снова
будем иметь дисбаланс. Поскольку производство собственного бензина мы снизили —
из 5-6 заводов работает только 2. Нам нужно этим законопроектом
«спрыгнуть» с зависимости, которая нами постоянно манипулирует. Да,
возможно, те, кто вложилися в оборудование газовой установки, будут негативно
воспринимать эту инициативу. Но обычный гражданин, сколько он наезжает? 10-15 тыс.
км в год, у него окупаемость установки, пожалуй, 4-5 лет», — говорит
Шульга.
По мнению эксперта, сопредседателя ОО «Фонд
энергетических стратегий» Дмитрия Марунича, этот законопроект, в первую
очередь, приведет к увеличению поступлений в государственный бюджет более чем
на 4 млрд грн, поскольку удешевление бензина, которым Украина может обеспечить
себя сама на 100%, позволит уменьшить зависимость от российского сжиженного
газа. «Решение, которое не может быть принято с радостью всеми участниками
рынка. Те, кто производит бензин и торгует им, получают снижение цен на бензин
примерно до уровней, при текущей конъюнктуре, около 20 грн за литр. А вот
сжиженный газ подорожает до 15 грн за литр. По моему мнению, это справедливая
штука, несмотря на низкую ставку акциза, цена на сжиженный газ была 52 €, а на
бензин превышала 200 € за тонну, у нас деформировалась структура этого
топливного рынка, падало потребление бензина. При том, что в стране нет
мощностей его добычи, и вряд ли появятся, поэтому Украина попала в зависимость
от импорта, со всеми вытекающими последствиями. Поэтому решение является
взвешенным и справедливым. Этот законопроект увеличит поступления в бюджет
более чем на 4 млрд грн», — отмечает эксперт.
Дмитрий Марунич также считает, что кроме государства,
выравнивание цен на топливо будет иметь положительные последствия и на
энергетическом рынке, а также от этого выиграют водители автомобилей на
бензине. Однако, он убежден, что трейдеры, торгующие сжиженным газом, конечно,
будут недовольны.
«В целом рынок будет иметь положительные последствия,
потому что эта ситуация была создана государством искусственно. Сегодня цены на
бензин на уровне 25 грн/л, если снизятся до 20 грн — это будет падение на 20%,
вот вам и вся экономика. Пользователи сэкономят до 20% в зависимости от
передвижения, потребители газа, наоборот, будут платить немного больше.
Относительно трейдеров, торгующих сжиженным газом, и части водителей, которые
перешли на сжиженный газ, они могут быть недовольны. Последние могут
пользоваться бензином, поскольку машины имеют по две установки. Если газ вырос
в цене более чем на 55% бензина, его ставили под сомнение в использовании, он
становился невыгодным, так как газа надо больше на 100 км», — объясняет
Марунич.
Равные налоги для честного рынка, на котором нет льгот для
российского газа и развитие отечественного производства, а заначить сохранение
рабочих мест — о таких последствиях от законопроекта говорит Руслан Ляпка,
первый заместитель председателя правления ПАО «Укртатнафта».
Поскольку для него, как представителя нефтеперерабатывающей отечественной
отрасли, является чрезвычайно важным вопрос поддержки украинского производителя
и честной конкуренции. По его подсчетам, если ничего не делать и не трогать
акцизные налоги на топливо, то уже через год в результате дальнейшего снижения
потребления бензинов, украинские нефтеперерабатывающие заводы просто
остановятся. «Чтобы понять чего мы хотим, надо понять, что было. Началось
это все в 2012 году, когда олигарх Курченко получил доступ к ресурсу сжиженного
газа, который производится. Курченко при Януковиче, имея прямые контракты
поставок из России, пролоббировал необоснованно низкую ставку акциза из-за
желания сбыта российского сжиженного газа на территории Украины. Вследствие
установления акцизного налога на бензин в 4 раза выше, чем на сжиженный газ,
потребление бензина в Украине сократилось до минимума, а потребление сжиженного
газа (а это преимущественно импорт из РФ) превысило использования бензинов и
ежегодно растет на 10%. При сохранении существующих льготных ставок на
российский сжиженный газ украинские НПЗ (Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ)
остановятся через год в результате дальнейшего снижения потребления бензинов и
перехода на сжиженный газ. И тогда здесь будет царство для российского
продукта. Это приведет не только к потере нефтеперерабатывающих предприятий, но
и скажется на добывающей отрасли потому, что что нефть и газовый конденсат
негде будет переделать», — объясняет Ляпка.
Он также добавляет, что потребители украинского топлива не
должны платить в 4 раза больше налогов в цене бензина, чем потребители
российского автогаза. «Это не в пользу Украины, поскольку наше государство
ежегодно недополучает 5 млрд грн в бюджет. Что дадут изменения? На АЗС
произойдет снижение цены на бензин до 18 грн/л, цена на газ вырастет до 14
грн/л. А это значит, что восстановится справедливость — одни граждане Украины
не будут платить налоги на содержание дорог других граждан, которые используют
газ. Строительство дорог в Украине оплачивают те, кто ездят на дизеле и на
бензине, но не те, кто ездит на сжиженном газе», — подчеркнул Ляпка.
Напомним, в Раде зарегистрировали законопроект, которым
хотят уравнять акцизные налоги на автомобильное топливо. В этом году количество
потребленного автомобильного газа превысило потребление бензина. В Верховной
Раде посчитали и обнаружили, что по меньшей мере 5 млрд гривен недополучил
Дорожный фонд.
Подробнее на сайте ТСН.UA: https://tsn.ua/ru/ukrayina/novye-akcizy-na-toplivo-eksperty-obyasnili-skolko-sekonomyat-voditeli-na-benzine-i-kak-eto-skazhetsya-na-ekonomike-1630060.html
В Украине бензин и дизтопливо потеряли 30% в цене — Куюн — Latifundist.com
26 апреля 2020, 13:20
В Украине цены на бензин упали на треть на фоне падения котировок нефти.
Об этом заявил директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн на странице в Facebook.
«Например, бензин 95 в Северо-Западной Европе теперь стоит $119 за т, а дизель — $159. Знаете, сколько это в гривнах? Две с половиной гривны за бензин и 3,5 грн/л на дизтопливо!!! Напомните, сколько стоит литр воды в супермаркете? 5, 10 грн?», — возмущен Сергей Куюн.
По его словам, акциз на бензин в настоящее время составляет 6,3 грн/л или в два с половиной раза выше, чем стоимость самого топлива. Еще 1,75 грн/л составит НДС (начисляется на сумму акциза и стоимости топлива). Акциз на дизтопливо составляет 4,1 грн, суммарный НДС — 1,50 грн/л.
«Если такая цена закрепится на месяц, стоимость А-95 на колонке может упасть до 16 грн/л, ДТ —14 грн/л. Наверное, надо пересчитать, в это невозможно поверить», — отметил директор «Консалтинговой группы А-95»
Вопреки скепсису, подчеркнул он, цены идут вниз. В Украине ежедневно фиксируется снижение в разных сетях.
«Вот и сегодня (22 апреля — прим. ред) некоторые станции сбросили до 1,5 грн/л. Минималка по ДТ уже ниже 18 грн/л, по бензину А-92 — ниже 19 грн/л, по «пятому» — ниже 19,50 грн/л», — рассказал Сергей Куюн.
Такие темпы падения, по его мнению, отвечают темпам среднеевропейскому падению с начала года.
«По бензину идем нога в ногу — 28%, по дизтопливу чуть отстаем: снижение на 26% против 28% на АЗС Европы», — подытожил он.
Напомним, что в понедельник, 20 апреля, минимальный уровень цены на нефть марки WTI с поставкой в мае 2020 г. был -$40,32 за баррель — это абсолютный исторический минимум за все время добычи нефти с конца XIX века.
Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Украины на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, скачивайте приложение в
AppStore, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Почему цены в Украине набирают разгон и что еще подорожает этой весной
Продуктовые ценники в Украине бьют рекорды: в ближайшие месяцы хлеб может подорожать еще на 20%, а овощи — вдвое. Фото из открытых источников
Цены в Украине потеряли берега. Мы уже писали, что с начала года в отечественной рознице стремительно дорожает еда, а на АЗС — бензин, дизель и автогаз.
Эти две товарные категории — продукты питания и автотопливо — скорее всего, станут лидерами ценовой гонки и в последующие месяцы.
«По плодоовощной группе цены к маю могут вырасти еще в 1,5-2 раза. Также будут дорожать, хоть и не так сильно, подсолнечное масло, яйца, крупы», — говорит глава Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.
«Потенциал для роста бензина и дизеля — 1,57-1,77 гривны на литре», — отметил руководитель агентства «А-95» Сергей Куюн.
При этом за последние четыре месяца ценники на АЗС уже выросли на 4,05 гривен на бензин и на 4,19 гривен — на дизель. То есть, если прогнозы экспертов по подорожанию оправдаются, получим едва ли не плюс 6 гривен к литру бензина за полгода.
Но дорожают не только еда и бензин. Есть рост, хоть и не такой резкий как в супермаркетах и на АЗС, на лекарства, бытовую технику, услуги и прочее. Причем, конца этой ценовой гонке пока не видно.
«Страна» разбиралась, почему в Украине все дорожает, и какие ценники еще перепишут.
В Харькове — плюс 20%, в Чернигове — минус 8%
Мы уже подробно писали о динамике цен на продукты питания. В 2020 году больше всего подорожали яйца (плюс 70%), сахар (на 50-60%), подсолнечное масло (до 50%), мука (на 20%). Макароны, крупы, молочка прибавили в цене до 10%.
С нового года ценники снова поползли вверх, и фактически растут уже третий месяц подряд.
По данным Госстата, в январе продукты в отечественной рознице подорожали в среднем на 1,5%, но некоторые позиции — более существенно. Скажем, яйца — на 15,4%, овощи — на 6,5%, подсолнечное масло — на 2,9% и т.п.
Официальных данных за февраль пока нет. Но есть оперативные данные Минагрополитики, и, судя по ним, цены продолжили расти.
Минагрополитики проводит мониторинг средних цен производителей и закупочных цен, то есть, тех прайсов, что в итоге влияют на магазинные ценники.
По этим данным, на конец февраля повысились цены от производителей на несколько товарных наименований. Картофель, по сравнению январским, подорожал на 3%, капуста — на 4%, морковь — на 1%. При этом яйца, наоборот, подешевели на 1%.
В то же время средние закупочные цены (по которым посредники и переработчики готовы выкупать продукцию, и которые в итоге ложатся в себестоимость и магазинные ценники) растут по большинству позиций.
По данным Минагрополитики на 26 февраля, пшеница всего за неделю подорожала в закупке на 1%, кукуруза, ячмень и подсолнечник — на 2%. Гречка за последний месяц выросла в цене на 2%, свинина — на 5%, молоко — на 5-7% и т.д.
Интересно, что подорожание по регионам идет неравномерно. К примеру, капуста в восточных областях (Харьковская, Днепропетроская, Запорожская и др.) взлетела в цене на 22%, тогда как в Херсонской области за это же время подешевела на 21%, а в Черниговской — на 7%. То же самое с картофелем. В Черниговской области — минус 8% к ценнику, в Хмельницкой — плюс 14%, а в Закарпатской — плюс 8%. То есть, полная ценовая вакханалия.
«Уже давно понятно — нужно вводить государственное ценовое регулирование, как минимум, на социальные продукты питания. Но у нас на волне карантина запустили ни к чему не обязывающее декларирование цен (накануне подорожания, поставщик должен сообщить об изменении ценника, но запретить его менять чиновники не могут — Ред.), да и то оно фактически не работает. Идет расчет на то, что рынок сам себя отрегулирует. Но саморегуляция возможна только при наличии свободной конкуренции и на подъеме экономики, а когда идет кризис, как у нас сейчас, работают другие факторы — ценовые сговоры, монополизация отдельных сегментов. В итоге имеем полную неразбериху с ценами», — отмечает Пендзин.
Яблоки по 70 гривен, овощи — по двойному ценнику
Судя по всему, никакого госрегулирования цен на еду в ближайшее время не планируется, поэтому, цены и дальше будут расти.
При этом буквально по каждой товарной категории находятся свои оправдания — почему все дорожает.
В случае с овощами, по словам Олега Пендзина, многое решают хранилища и логистика.
Так как в Украине традиционно не хватает качественных складов под плодоовощную продукцию, плюс зима в этом году выдалась морозной, немалая часть урожая попросту сгнила. Поэтому, по его прогнозам, к середине июня (пока не появится первая продукция нового урожая с открытого грунта) овощи могут подорожать еще на 180-200%.
Но рост цен будет идти неравномерно.
Как рассказал нам руководитель проекта «АПК:овощи и фрукты» Александр Хорев, больше всего дорожает свекла. «В прошлом году под этой культурой уменьшили посевные площади, поэтому недобор по сезону — 60 тысяч тонн. В итоге свеклу уже продают по 5-7 гривен за килограмм, против 3,5 гривен в прошлом году», — говорит эксперт.
Лук, с урожаем которого в этом сезоне проблем нет, и цены на который сейчас невысокие (2,5 гривен за килограмм), уже к апрелю может взлететь до 5 гривен. «Переберут остатки на складах, поймут сколько есть качественной продукции и будут переписывать ценники», — отметил Хорев. Также, по его словам, к маю мы можем увидеть на полках супермаркетов яблоки по 55-75 гривен за килограмм. «В прошлом году были проблемы с качеством урожая. Плюс самые качественные плоды законтрактованы на экспорт, они лежат на складах поставщиков, но все — на отправку за границу, на внутренний рынок не пойдет ни килограмма», — говорит Хорев.
К слову, экспортные цены определяют ситуацию в большинстве сегментов продуктового рынка.
«Так как Украина является крупным мировым поставщиком, цены на внутреннем рынке у нас тоже привязаны к внешней конъюнктуре. К примеру, в мире активно дорожают растительные масла и кукуруза, что тут же отразилось на ценниках на подсолнечное масло в наших магазинах и на комбикорма. Отсюда — рост цен на яйца и курятину. К примеру, в себестоимости яиц 60% — это комбикорм. Рост цена на говядину и свинину, правда, сдерживает потребительский спрос, точнее, его отсутствие. У украинцев попросту не хватает денег на дорогое мясо», — пояснил Пендзин.
Тем не менее, свиноводы уже предупредили о росте цен на свою продукцию. По данным аналитического отдела ассоциации «Мясная отрасль», с начала марта закупочные цены на свиней в живом весе выросли на 2 гривны за килограмм — до 45-46 гривен. То есть, следующий этап — рост цены на свинину и колбасу в магазинах.
«Хлеб социальных сортов будет дорожать примерно на 2% в месяц. Сдоба и кондитерские изделия (печенье, торты) — намного быстрее. Причина — подорожание муки, цены на которую растут из- за высоких мировых котировок на пшеницу», — отметил Пендзин.
По мнению аналитика Tele Trade Сергея Родлера, по итогам первого полугодия, рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия может составить порядка 15-20%.
Бензин и дизель: еще до 3 гривен к ценнику
Бьет ценовые рекорды также автомобильное топливо.
По данным А-95, цены на бензин на украинских АЗС прибавили за последние 4 месяца 4,05 гривен, на дизель — 4,19 гривен.
На многих заправках ценники уже перешагнули психологический уровень в 30 гривен. Причем, это еще далеко не предел — бензин и дальше будет дорожать, — говорит Сергей Куюн.
Причин несколько.
Во-первых, все новые рекорды ставят нефтяные котировки. С октября нефть подорожала с 37 до 67 долларов за беррель. Что тут же отразилось на рынке нефтепродуктов.
«Европейские котировки на бензин выросла на 261 доллар с тонны (около 7,3 тысяч гривен без НДС), на дизель- на 224 доллара (6270 гривен). Соотвественно, оптовые цены в Украине подскочили на 7720 гривен за тонну или на 5,82 гривны на литре бензина и на 6950 гривен за тонну или на 5,76 гривен на литре дизеля (все цены — с учетом НДС). В рознице за те же четыре месяца бензин подорожал на 4,05 гривен, а дизель — на 4,19 гривен за литр. То есть, сохраняется потенциал для дальнейшего роста: по бензину — на 1,77 гривен, по дизелю — на 1,57 гривен за литр. И это — при условии стабильных цен на нефть и стабильного доллара», — отмечает Куюн.
Как пояснил руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев, каждая «лишняя» гривна в курсе доллара — это плюс 60 копеек на литре бензина в течение двух недель с момента курсового скачка.
Также не радуют прогнозы по нефти — ей прочат ценник в 70-100 долларов уже в этом году.
В такой ситуации ценники на украинских АСЗ вполне могут разогнаться до 40 гривен за литр.
По мнению аналитика Tele Trade Сергея Родлера, нынешней весной реальный рост ценников на АЗС вполне может составить 2-3 гривны на литре.
Подорожание немного сдерживает засилье «бодяги» — после прошлогодней зачистки нелегальных заправок, этот сегмент уже практически полностью восстановился, и является для многих водителей едва ли не единственным источником более-менее дешевого бензина. Правда, о качестве речь вообще не идет.
Также динамику роста цен на заправках определяют особенности украинского топливного рынка.
«Почему так рванули цены на заправках именно в феврале? Рост был неравномерным и отложенным. Мы ожидали подъема еженедельно с середины декабря. Крупнейший игрок рынка – группа «Приват»» впервые с начала ноября подняла цены только 27 января, хотя нефть к тому времени уже выросла в полтора раза. Многое предопределил провальный январь: сначала праздники, потом локдаун, затем морозы. Потребление минимальное, а контракты требуют от трейдеров полного выкупа объемов у поставщиков, в итоге часть ресурса по старым ценам перешла на февраль. К тому же очень силен фактор «бодяжников», на рынке огромный объем безналогового фальсификата, который позволяет вообще не замечать рыночных колебаний на легальное топливо. Но к концу месяца запас прочности закончился у всех. И, как видим, еще не конец. Снег сошел, потребление оживает, реакция на мировые тенденции станет более оперативной», — написал в своем «Фейсбуке» Сергей Куюн.
От аптек до химчисток
На фоне магазинных ценников и топливных рекордов динамика по стоимости других товаров и услуг не так сильно бросается в глаза. Тем не менее, на самом деле дорожают не только еда и бензин.
К примеру, хоть и незначительно, повышаются цены на лекарства. По данным исследования «Фармстандарт», стоимость среднестатистической упаковки лекарств на январь 2021 года выросла на 18,3%, а диетических добавок — на 6,5% (при этом больше чем на 6% подешевели медизделия). В итоге тренд на подорожание обвалил продажи лекарств в январе этого года на 5% — и это несмотря на эпидемию.
Бытовая техника, предметы обихода, по данным Госстата, в январе прибавили в цене 0,8%. Дорожают также услуги. К примеру, ценники в системе здравоохранения повысились больше чем на 8% (в частности, пересматривают расценки многие частные клиники), в категории «Отдых и культура» все подорожало за январь на 0,7%, услуги в категории «другие» — на 5,6%, — сообщает Госстат.
Резко взлетели ценники, в частности, на химчистки и прачечные. В январе был мертвый сезон, а в феврале некоторые взвинтили расценки на 10-15%, поясняя это увеличением коммунальных платежей и зарплатного фонда. При этом стимулировать снижающийся спрос стараются за счет различных акций и скидок.
При этом есть и категории, которые, наоборот, дешевеют. Это, к примеру, одежда и обувь, которые с начала года потеряли в цене 5-10% (главным образом, за счет распродаж). Также много акционных предложений по сравнительно дорогим товарам — золотым изделиям, предметам роскоши, мебели и пр.
То есть, получается, что украинцы с более-менее приличными доходами могут даже выгодно скупиться, тогда как заработки небогатых граждан подчистую уходят на дорожающие еду и лекарства.
Рейтинг лучших заправок по качеству бензина в Украине 2020 года
Украинский Институт потребительских экспертиз регулярно исследует качество бензина на разных автозаправках страны: как достаточно популярных, так и малоизвестных. Учёные с тревогой отмечают появление суррогата, который трудно отличить от нормального топлива не только взглядом обычного покупателя, но и с помощью различных профессиональных тестов.
Чтобы было проще сориентироваться, мы расскажем о важных показателях качества бензина, а также о том, на каких заправках в Украине, по мнению экспертов, лучше заправляться.
Показатели кондиционного топлива
В данный момент изготовители бензина ориентируются на требования производителей автомобилей. Для упрощения этой задачи был разработан стандарт «Евро-5»: он подсказывает, каким должно быть топливо, чтобы раскрыть потенциал современных машин и сохранить экологию.
На соответствие проверяют следующее:
- Октановое число – показатель подверженности топлива сгоранию ещё до того, как оно используется двигателем. Порог допустимого составляет 85 единиц, но для очень мощных моторов может быть 95 и выше. Чем ниже число, тем быстрее изнашивается мотор, тем больше расход бензина и хуже работа двигателя. Более того, дилеры, оформляя гарантию на покупку, могут прямо указать в договоре, что они не несут ответственности за поломку при использовании некондиционного топлива. Постоянный стук в моторе может свидетельствовать как раз о недостаточно хорошем бензине.
- Содержание серы – чем больше элемента S в топливе, тем быстрее двигатель и его составляющие наполняются копотью и теряют работоспособность. Кроме того, выхлопной газ с высоким содержанием серы вредит окружающей среде. По упомянутому стандарту допускается до 10 мг/л. К сожалению, некоторые производители пренебрегают удалением серы, потому что это дорого и требует соблюдения сложной технологии, а также специальных машин.
- Содержание бензола – этот углеводород изначально входит в состав нефти, но в процессе изготовления бензина от него стараются избавиться, оставляя не более 1%. Он создает те же самые проблемы, что и сера: загрязняет атмосферу и изнашивает двигатель. Наличие значительного количества бензола можно распознать по специфическому запаху выхлопного газа – он приобретает сладковатый оттенок.
- Количество ароматических углеводородов – «младшие братья» бензола тоже присутствуют в нефти, и от них активно избавляются при переработке. Ароматические углеводороды, сгорая, оставляют копоть, оседающую на катализаторах, стенках мотора и других деталях топливной системы. Чем их меньше, тем выше качество бензина.
- Содержание ароматических аминов – за счёт них производители хотят повысить устойчивость топлива к преждевременному сгоранию, не прибегая к сложной и дорогой технологии. Однако к использованию разрешен лишь монометиланилин в небольшом количестве, потому что остальные очень быстро образуют смолу, приводящую двигатель в негодность.
Рейтинг АЗС
С учётом соблюдения всех вышеперечисленных норм Институт потребительских экспертиз Украины предлагает следующий рейтинг АЗС по качеству бензина:
- WOG — одна из лучших и наиболее популярных сетей автозаправочных станций на рынке Украины. Крупный импортер топлива из Румынии, Литвы и Белоруссии. АЗС этой фирмы легко найти в любом уголке страны и воспользоваться программой лояльности, по которой бонусные баллы обмениваются на количество бензина. Качество топлива проверяется на каждом этапе доставки: при укладке в стране-экспортере, на границе, перед разливом в резервуары нефтебазы и после этого, при отгрузке на АЗС.
- КЛО – популярные заправки, сконцентрированные, преимущественно, в центральной части Украины: Киеве, Киевской области, Борисполе и близлежащих населенных пунктах. На АЗС можно купить бензин Euro 95, 92 и 95 Shebel, Ventus 95, газ, ДТ и евродизель. Топливо закупается в Европе, а затем доставляется в цистернах и проходит контроль качества.
- ОККО – самая разветвленная сеть заправок в Украине, наряду с WOG, – 406 АЗС в разных областях страны. Бренд ОККО принадлежит концерну «Галнафтогаз» — крупнейшему импортеру и реализатору нефтепродуктов. Компания закупает готовое топливо у таких фирм как: ORLEN LIETUVA (Литва), ORLEN (Польша), MOL (Венгрия), ROMPETROL (Румыния), NAFTAN (Белоруссия). У всех продукция проверена на соответствие стандарту «Евро-5».
Заправка ОККО
- SOCAR – сеть АЗС, принадлежащих одноименной азербайджанской компании. В основном, заправки локализованы в Киеве и области, Одессе, Николаеве, но по одной есть также в Житомире, Черкассах, Борисполе, Кременчуге, Днепре, Умани, Ровно, Каменец-Подольском. Здесь продается высокотехнологичное топливо NANO 95 и NANO Компания не покупает бензин, а сама занимается его производством и привозит в Украину из Азербайджана.
- SHELL – сеть заправок, принадлежащих британской компании Royal Dutch Shell, имеющей представительства в 70 странах. Фирма сама добывает нефть, газ и осуществляет их переработку, согласно стандартам Евро-5. Заправки можно найти во Львове, Киеве, Одессе, Николаеве, Запорожье, Харькове, Белой Церкви, Черкассах.
- AMIC – заправки, выкупленные австрийской компанией у «Лукойла». Она реализует топливо белорусских и литовских нефтеперерабатывающих корпораций, а также двух местных фирм: «Укртатнафты», «Укргазвидобування», которые сами контролируют качество своей продукции и выдают ей сертификаты. Иногда бензин не соответствует ожиданиям и не отличается хорошими характеристиками. Зато найти заправку AMIC можно в любой области страны, в каждом крупном городе.
- БРСМ – украинская национальная автозаправочная сеть, продающая бензин А-92, А-95 стандарта «Евро-5» и фирменный А-95 ЕВРО PLUS. В последний добавлена присадка Octaburn 8062 EP, которая, по словам производителя, «повышает его качество», но нравится не всем водителям. Контролем на постоянной основе занимается Институт потребительских экспертиз и другие независимые организации. Заправки можно найти в любом крупном городе Украины.
- UPG – сеть автозаправок, принадлежащая местной компании «УКРПАЛЕТСИСТЕМ», которая долгое время занималась добычей и продажей нефти, а затем открыла розничные АЗС по всей стране. Готовый бензин импортируется из Белоруссии, и соответствие европейским стандартам подтверждается внутренними тестами производителя без привлечения независимых экспертов.
Заправка UPG
- УКРНАФТА – сеть АЗС, принадлежащая одноименной компании, входящей в большой
национальный холдинг «Нафтогаз Украины». У фирмы есть собственные буровые установки, хранилища, перерабатывающие заводы, полтысячи заправок во всех областях. Бензин не экспортируется в другие страны, и его качество контролирует исключительно собственник. - GLUSCO – заправки, принадлежащие швейцарской компании Glusco Energy и сконцентрированные, преимущественно, в Киевской области и южных городах Украины. Реализуют фирменный бензин MAXX, который закупается в Литве и Белоруссии, а также стандартный А-92 и А-95.
- УКРАВТО (GRAND PETROL) – сеть заправок, представляющих литовское топливо А-98, А-95, А-98+ и А-95+. Бензин А-92, продававшийся на данных заправках, был снят с реализации в 2017 г., как не отвечающий стандартам качества.
Заправка УКРАВТО
Есть также малоизвестные заправки, принадлежащие частным предпринимателям и не распространенные по всей стране. Они закупают бензин у крупных местных компаний, но не всегда поступают честно и порой разбавляют его либо сами становятся жертвами обмана, не имея возможности проверить качество топлива. Выбирая такую АЗС, лучше спросить мнение других водителей, пользовавшихся их услугами.
в Украине дорожают бензин, газ и дизель
Один доллар — за один литр. В Украине дорожают бензин, газ и дизель! Только за месяц цены выросли в среднем на 5 гривен. Но эксперты говорят: это — не предел!
Водители свирепствуют — между тем на АЗС разводят руками. Мол, стоимость топлива подскочила из-за космических цен на нефть! Что повлечет за собой такой топливный скачок?
Александр таксует уже три года. В день мужчина викатывает по 200–300 километров. Цены на топливо, — говорит, — всегда удивляли. Но в последнее время — даже слишком.
«Я сжигаю около 30 литров газа. 150 гривен. Это в день. А в месяц — 4500. Где их взять?» — говорит таксист Александр Шопа.
28 гривен. Именно столько сейчас в среднем стоит литр бензина. Для сравнения: еще в феврале его стоимость была 25 гривен. Значит цена подскочила на 11 процентов. Почти на столько же подорожал и дизель. А вот газ побил все рекорды! Его стоимость выросла на 21 процент.
И это — не предел, — говорят эксперты.
«Будет еще подорожание нефтепродуктов, так как подорожала электроэнергия, которая используется для закачки в машину, подорожал природный газ, который используется на нефтеперерабатывающих заводах», — отметил экономический эксперт Михаил Крапивко.
На АЗС оправдываются: мол, от них ничего не зависит. На некоторых автозаправках говорят, что стоимость горючего хоть и выросла, но вот клиентов меньше — не стало.
Мнения разделились и среди водителей. Некоторые ценами — просто возмущены! Другим — и 28 гривен за литр по карману. А есть и такие, кто вообще не заметил, что стоимость топлива подскочила.
В прошлом году топливо то дорожало, то дешевело. Но с апреля по декабрь стоимость держалась почти на одном уровне: в среднем 24 гривны за литр бензина. Почему же цены пошли вверх в 2021-м году? Объясняют эксперты.
«Основная причина связана со внутренней структурой рынка. Это монопольная составляющая. Им никто не может запретить делать с ценами то, что они хотят. А вторая причина — один вид топлива подорожал. И соответственно решили, чтобы подорожали и другие виды топлива», — отмечает экономический эксперт Кирилл Огданский.
Экономисты успокаивают: подорожание топлива не приведет к повышению цен на продукты. По крайней мере сразу. Потому производители будут пытаться удерживать стоимость товара, чтобы на него был спрос. А вот цены на пассажирские перевозки возрастут вместе с топливом, — прогнозируют эксперты.
Хотите получать оперативные и важные новости?
Подписывайтесь на наши каналы и страницы в соцсетях и присоединяйтесь к группе в
Facebook
: там вы можете размещать собственные новости.
Enkorr: Свежий взгляд на энергетику — Новости
Средняя цена по стране бензина А-92 за неделю (26 февраля-5 марта) выросла на 11 коп./л и составила 27,32 грн/л, на столько же подорожал бензин А-95 — до 28,33 грн/л, а дизельное топливо прибавило 10 коп./л (27,73 грн/л), свидетельствуют данные ежедневного ценового мониторинга Консалтинговой группы «А-95».
При этом за указанный период все виды топлива на станциях «Авантаж» подорожали на 50 коп./л: А-92 подорожал до 25,95 грн/л, А-95 — до 26,95 грн/л, ДТ – до 25,35 грн/л. Цены на топливо в сети Glusco выросли на 21 коп./л: А-92 – до 28,60 грн/л, А-95 — до 29,60 грн/л, ДТ – до 28,60 грн/л.
Также на 50 коп./л бензины и ДТ подорожали на станциях SOCAR и «Укр-Петроль».
KLO подняла цены на бензины на 40 коп./л, ДТ — на 30 коп./л. Так, бензин А-92 в этой сети подорожал до 28,29 грн/л, А-95 — до 29,25 грн/л, ДТ — до 28,29 грн/л.
На станциях «БРСМ-Нафта» дизельное топливо в среднем подорожало на 31 коп./л, бензины – на 51 коп./л. В сети Mango цены на бензины выросли на 50 коп./л, на ДТ — на 70 коп./л, а на Motto топливо подорожало на 35-45 коп./л.
Такие сети как AMIC, BVS, «Параллель», «Автотранс», Chipo, Marshal и SUN OIL в среднем подняли цены на 0,05-1 грн/л (см. табл.).
Ранее директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн заявил, что одной из основных причин повышения цен на нефтепродукты в Украине является несвоевременная реакция украинских сетей АЗС на рост мировых цен на нефть, который наблюдается еще с осени прошлого года.
Изменение розничных цен на бензины и ДТ на АЗС с 26 февраля по 5 марта 2021 г., грн/л
Компания
|
А-92
|
А-95
|
ДТ
| |||
Цена
|
Изм.
|
Цена
|
Изм.
|
Цена
|
Изм.
| |
ОККО
|
29,99
|
0,00
|
30,99
|
0,00
|
29,99
|
0,00
|
WOG
|
29,99
|
0,00
|
30,99
|
0,00
|
29,99
|
0,00
|
Авиас
|
25,95
|
0,00
|
26,95
|
0,00
|
27,00
|
0,00
|
Укрнафта
|
26,00
|
0,00
|
27,00
|
0,00
|
27,00
|
0,00
|
AMIC
|
27,97
|
0,04
|
28,97
|
0,04
|
28,03
|
0,06
|
Shell
|
28,37
|
0,00
|
29,94
|
0,00
|
28,89
|
0,00
|
SOCAR
|
29,98
|
0,50
|
30,98
|
0,50
|
29,98
|
0,50
|
БРСМ-Нафта
|
25,34
|
0,51
|
26,34
|
0,51
|
25,02
|
0,31
|
Glusco
|
28,60
|
0,21
|
29,60
|
0,21
|
28,60
|
0,21
|
KLO
|
28,29
|
0,40
|
29,29
|
0,40
|
28,29
|
0,30
|
Автотранс
|
27,98
|
1,00
|
28,98
|
1,00
|
27,48
|
1,00
|
UPG
|
26,70
|
0,00
|
27,70
|
0,00
|
25,50
|
0,00
|
Параллель
|
30,30
|
0,00
|
31,30
|
0,00
|
30,30
|
0,00
|
BVS
|
27,49
|
0,90
|
28,49
|
0,90
|
27,39
|
0,90
|
Chipo
|
25,96
|
0,24
|
26,96
|
0,24
|
25,72
|
0,32
|
Укр-Петроль
|
25,80
|
0,50
|
26,80
|
0,50
|
26,20
|
0,50
|
Авантаж 7
|
25,95
|
0,50
|
26,95
|
0,50
|
25,35
|
0,50
|
Marshal
|
25,10
|
0,30
|
26,10
|
0,30
|
23,90
|
0,30
|
SUNOIL
|
25,62
|
0,62
|
26,62
|
0,62
|
25,80
|
0,52
|
Mango
|
25,89
|
0,50
|
26,89
|
0,50
|
26,19
|
0,70
|
Motto
|
25,16
|
0,40
|
26,13
|
0,45
|
24,98
|
0,35
|
Средняя цена в Украине:
|
27,32
|
0,11
|
28,33
|
0,11
|
27,73
|
0,10
|
Тарифы на газ для населения снизятся на 30% — Цены на газ для населения Украины снизятся на 30%
Правительство Украины отложило переход на рыночные цены на газ для населения
Открытый исходный код
Президент Украины Владимир Зеленский созвал Кабинет Министров, представителей Национальной комиссии по государственному регулированию энергетики и коммунального хозяйства, главу Нафтогаза Украины и специалистов в области экономики, электроэнергетики и газовой энергетики для решения проблемы высоких цены на газ для украинцев, сообщает пресс-служба Офиса президента.
После долгого обсуждения стороны приняли решение снизить цену на газ ниже рыночной. Это означает снижение более чем на 30%.
По теме: Протесты, вызванные повышением цен на газ, захватили Украину: не перерастут ли они в новый Майдан?
По словам премьер-министра Дениса Шмыгаля, это не означает, что страна отходит от рыночного регулирования цен на газ.
«Сегодня на заседании под председательством Президента Украины принято решение о введении государственного регулирования цен на газ на период карантина.Это не означает, что мы уходим от рыночного регулирования цен на газ, но поскольку сейчас ситуация крайне сложная с карантинными ограничениями, с COVID, с возможностью получения людьми дополнительного дохода, будет введено государственное регулирование. Сегодня некоторые региональные газовые компании продают газ по цене, которая примерно на 10 гривен ($ 0,36) выше, то есть с введением этого регулирования цены на газ снизятся более чем на 30% », — отметил Денис Шмыгаль. .
По словам и.о. министра энергетики Юрия Витренко, это решение должно быть реализовано и вступить в полную силу в феврале.
По теме: Правительство Украины предлагает способы снижения тарифов на газ для населения
«То есть с 1 февраля все потребители в Украине будут платить за природный газ существенно меньше. Могу сказать, что, по нашим данным, средняя цена на газ в Украине в январе была выше 9600 гривен (343 доллара). Соответственно, цена для населения Украины будет снижена в среднем до 6 999 гривен (250 долларов) », — сказал Юрий Витренко.
Как мы сообщали ранее, украинцы протестовали против повышения тарифов на газ в ряде городов.
Митинги прошли в Ивано-Франковской, Полтавской, Херсонской, Винницкой и Львовской областях.
Связано: В Украине отменены жизненные тарифы на электроэнергию
Тотальные реформы рынка газа в Украине: патернализм и политические игры
АНДРИАН ПРОКИП
В начале января 2021 года, всего через полгода после того, как рынок бытового газа в Украине был были либерализованы и цены на газ были освобождены для установления рыночными силами, массовые протесты вынудили правительство вновь ввести временное регулирование цен.Правительство будет контролировать цены на газ до конца марта 2021 года, хотя многие в Раде призывают продлить такой контроль на целый год. Однако это решение является не только ударом по долгожданному свободному рынку энергии, но и представляет серьезный риск для страны в ее постоянных усилиях по ослаблению экономических связей с Россией.
1 августа 2020 года в соответствии с новым законодательством правительство Украины отменило регулирование цен на газ для населения, в соответствии с которым потребление газа отдельными домохозяйствами частично субсидировалось государством.Следовательно, газ для домашних хозяйств должен оцениваться по рыночным ценам и поставляться многочисленными независимыми компаниями, как это было для промышленных потребителей в последние годы (рыночные реформы для промышленных потребителей вступили в силу раньше, чем реформа для домашних хозяйств). После двадцати девяти лет посткоммунистического перехода Украина наконец получила свободный газовый рынок.
Это был важный результат экономических реформ, которые начались после Евромайдана и были поддержаны МВФ и правительствами западных стран.В течение многих лет эффективный газовый рынок считался ключом к энергетической интеграции Украины с ЕС и политической и экономической независимости страны от России. Газовый сектор со всеми его недугами долгое время служил для олигархов и бюрократии рычагом для коррупции и самообогащения. Открытие газового рынка должно было стать поворотным моментом в экономическом и политическом развитии Украины.
Рыночное ценообразование в политическом контексте
Однако с наступлением зимы 2020–2021 годов цены на газ выросли, как это происходит во многих странах с рыночной экономикой, что привело к увеличению затрат для потребителей, которые не привыкли к таким колебаниям.Это повышение произошло в результате принятого в конце 2020 года решения правительства о повышении стоимости электроэнергии для домашних хозяйств — шага, который все еще не покрыл затраты на производство электроэнергии и сделал убыточными энергетические компании, в том числе государственного оператора атомной энергетики Энергоатом. .
Повышение цен, которое произошло сразу после сложного, вызванного пандемией 2020 года, спровоцировало массовые протесты по всей Украине. Протестующие требовали снижения цен на газ и электроэнергию для населения. У украинцев есть устоявшаяся традиция проведения митингов, и мы также склонны считать, что энергия должна быть дешевой.(Я писал об этом ранее, в сообщении в блоге Focus Украина за сентябрь 2020 года.) Митинги стали проблемой для президента Владимира Зеленского, который во время своей предвыборной кампании обещал снизить цены на коммунальные услуги. Год назад вместе с тогдашним премьер-министром Алексеем Гончаруком Зеленский объявил о решении снизить цены на центральное отопление для населения (хотя в то время это заявление не дало значительных результатов). А в прошлом месяце, когда цены выросли, Зеленский в очередной раз получил шанс показать, насколько он заботится о людях.
Однако дьявол кроется в деталях; методы снижения цен имеют значение.
Отклонение от рыночных принципов
Юрий Витренко, и.о. министра энергетики и бывший высокопоставленный чиновник Нафтогаза, внесший большой вклад в победу Нафтогаза над Газпромом в Стокгольмском арбитраже, а также горячий сторонник рыночной экономики, сделал хорошее предложение. : снизить цены для уязвимых домохозяйств только за счет более дешевого газа, добытого внутри страны. Тем не менее, цена должна была определяться рынком.
Такой подход соответствует европейской практике. Однако премьер-министр Денис Шмыгаль выбрал другой способ решения проблемы, установив предельный уровень цен для всех домохозяйств. Таким образом, у него был шанс добиться быстрого снижения цен и сразу обрадовал бытовых потребителей. Но эти методы далеко отошли от рыночных принципов. Премьер считает эти меры временными, но неизвестно, как долго «временные» могут продлиться в Украине.
Я также подозреваю, что у премьер-министра Шмыгаля могла быть личная причина для такого шага: президент хочет назначить Витренко первым вице-премьером, что может поставить под угрозу карьеру Шмыгаля.Быть популярным никогда не плохо для главы кабинета министров.
Более того, «временное» решение может обернуться удачей для государственного Нафтогаза, которым управляет Андрей Коболев. Ожидается, что в новой структуре газового рынка Нафтогаз станет крупнейшим поставщиком газа для населения, предлагая более низкие цены, чем почти все частные поставщики газа. Получить большую долю на рынке будет легко, поскольку в настоящее время «Нафтогаз» контролирует около 75 процентов внутренней добычи газа, а этот газ обычно дешевле импортного.Если административно заниженные цены продлятся какое-то время, частные газоснабжающие компании не смогут конкурировать, и миллионы домохозяйств станут клиентами Нафтогаза, превратив компанию в монополиста на украинском газовом рынке. Здесь важны и личные отношения: именно Коболев уволил Витренко из «Нафтогаза». Их личный конфликт может повлиять на любое будущее решение по стратегии ценообразования на газ.
Политического Fallout и межклановыми Wars
украинское правительство болтовни в отношении реформирования газового рынка подрывает доверие западных правительств, которые стойко поддерживали украинские реформы и стремление страны к экономической и политической независимости от России.МВФ уже выразил обеспокоенность по поводу новых предельных значений цен на газ.
Более года назад украинский олигарх Игорь Коломойский заявил, что Украине необходимо отвернуться от МВФ и восстановить сотрудничество с Россией в энергетической сфере, хотя семь лет назад, во время и после Евромайдана, он был среди тех, кто воевал. Доминирование России и стремились защитить независимость Украины.
Одновременно некоторые политические лидеры Украины призывают к национализации газовых и электроэнергетических компаний, как если бы такой шаг мог привести к снижению цен на энергоносители.Например, эту идею продвигал Вадим Рабинович, народный депутат и соратник Виктора Медведчука; Медведчук, в свою очередь, способствует укреплению связей с Россией, в том числе покупает газ напрямую у России. Медведчук зарабатывает деньги на импорте топлива из России через российскую нефтепродуктовую компанию, контролируемую его семьей. В 2019 году он дважды посетил Москву и провел «официальные встречи» с главой «Газпрома», чтобы обсудить прямые поставки газа на Украину.
Около 75 процентов операторов региональных газораспределительных систем и ряд газоснабжающих компаний принадлежат Дмитрию Фирташу, еще одному известному украинскому олигарху.Таким образом, призывы к национализации могут быть лишь видимой частью межклановой войны. Компании Фирташа теперь являются основными конкурентами Нафтогаза, генеральный директор которого Коболев является личным врагом Фирташа.
Несмотря на годы работы над реформами, на рынке газа по-прежнему царит хаос. Приостановление его свободы ценообразования — это не просто признак того, что правительство «заботится о людях», но еще один акт в многоуровневых войнах кланов с участием магнатов и высших должностных лиц. Именно этому должна была положить конец реформа газового рынка.Однако политические лидеры Украины, движимые патерналистскими и популистскими настроениями, подрывают реформы. И тем самым они рискуют вернуть Украину в полную зависимость от олигархов и России.
Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно авторам и не отражают точку зрения Института Кеннана.
bne IntelliNews
Извините, но вы использовали все свои бесплатные статьи для
в этом месяце для bne IntelliNews.Подписаться
продолжить чтение всего за 119 долларов в год.
Ваша подписка включает:
- Полный доступ к ежедневному контенту bne на bne
интернет сайт - Цифровая подписка на нашу ежемесячную
флагман bne IntelliNews
журнал, доставленный на ваш почтовый ящик - Цифровая подписка на
«редакторский
выбирает «электронные письма» три раза в неделю
выделение наших лучших статей - Полный доступ к 10-летнему архиву bne
статьи
bne IntelliNews
119 долларов в год
А пока мы также предлагаем бесплатный
подписка на
BNE
цифровая еженедельная газета подписчикам
онлайн-пакет.
Нажмите здесь, чтобы узнать больше о вариантах подписки,
в том числе в печатную версию нашего
флагманский ежемесячный журнал:
Дополнительная подписка
опции
Оцените наши ежедневные новости премиум-класса
сервис, ориентированный на профессиональных инвесторов, которые
охватывает 30 стран с развивающейся экономикой
Европа:
Получать
IntelliNews PRO
По любым другим вопросам о наших
товары или корпоративные скидки пожалуйста
свяжитесь с нами по
продажи @ intellinews.ком
Если вы больше не желаете получать
наши электронные письма,
отпишитесь здесь.
Когда цены на природный газ вырастут, у российского «Северного потока-2» появится второе дыхание
ФАЙЛ На фото из архива в пятницу, 9 апреля 2010 года, российский строитель разговаривает по мобильному телефону … [+] в бухте Портовая, примерно в 170 км к северо-западу от Санкт-Петербурга.Санкт-Петербург, Россия, во время церемонии начала строительства газопровода Nord Stream. Решение Датского энергетического агентства утвердить маршрут газопровода «Северный поток-2» в среду — это удар по администрации президента США Дональда Трампа, которая яростно сопротивлялась этому, и победа России и Германии, которые ее решительно поддерживали. (AP Photo / Дмитрий Ловецкий, досье)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕСС
Бытует мнение, что российский газопровод «Северный поток — 2» — мертвая сделка из-за отравления заклятого врага президента Путина.Это правда, по крайней мере, на данный момент. Но у этого трубопровода, который идет из России в Германию, как у кошки, девять жизней — следующая из них появится после того, как закончится коронавирус и цены на природный газ вырастут.
У России много времени и денег на этот трубопровод. Готово на 90%. Поэтому он не хочет оставлять газопровод в затруднительном положении, не имея ничего для этого. Но Россия неправильно сыграла, якобы пытаясь отравить лидера оппозиции Алекса Навального в середине сентября, что привело в ярость цивилизованное общество.И теперь на канцлера Германии Ангелу Меркель оказывается давление, чтобы она прекратила свою поддержку.
Хорошая новость для всех — что Навальный жил. А это означает, что как только политический климат остынет, все стороны вернутся к делу.
«Это неудача для Nord Steam 2», — говорит Роберт Амстердам, международный судебный специалист и ведущий подкаста Departures. «Как только цены начнут расти, появится причина для его перезапуска». История согласится с такой логикой: после того, как Россия вторглась в Крым в 2014 году, европейцы пообещали сократить импорт российского газа.Но в итоге в период с 2016 по 2018 год они купили еще больше.
«Газпрому» принадлежит «Северный поток-2», и это проект стоимостью 10,5 миллиардов долларов, который простирается на 745 миль от газовых месторождений России до побережья Германии на Балтике. Сейчас Россия поставляет 39% природного газа в Европу. По данным Европейской комиссии, Соединенные Штаты поставляют 3,5%, хотя с января по ноябрь 2019 года треть всего СПГ из США пошла в Европейский Союз.
Трубопровод является спутником российского газопровода «Северный поток-1».Это не только позволяет России удвоить объемы природного газа в направлении Европы, но также позволяет ей обходить Украину, где две страны зашли в тупик из-за Крыма.
Хотя линия в основном построена, у России нет технологий для ее завершения. И Соединенные Штаты выступают против трубопровода, заявляя, что он дает России слишком большую власть над Западной Европой, а также над некоторыми частями Восточной Европы, которые также получают часть газа из России: Литва, Польша и Украина, чтобы назвать три.С этой целью Конгресс Соединенных Штатов ожидает принятия двухпартийного закона, который наложит санкции на те компании, которые пытаются помочь России завершить проект. Сюда входят Royal Dutch Shell и Engie, а также немецкие компании Uniper и Wintershall DEA.
«Для остального мира аннексия Крыма была слишком большим шагом», — говорит Амстердам. «Это перекроило карту Европы. Европейцы не готовы принять эту карту. Это замороженный конфликт. В прошлом, если Россия развивает эти замороженные конфликты, она может удерживать контроль с низкими затратами.Но это высокая цена ».
Кто выигрывает, а кто проигрывает?
Полицейские проверяют документы человека, стоящего с плакатом с изображением Алексея Навального … [+] во время собрания, чтобы выразить поддержку лидеру оппозиции после того, как он был доставлен в реанимацию в Сибири, страдая от того, что, по словам его представителя, было подозрение на отравление, в центре Санкт-Петербурга 20 августа 2020 г. (Фото ОЛЬГИ МАЛЬЦЕВОЙ / AFP) (Фото ОЛЬГИ МАЛЬЦЕВОЙ / AFP через Getty Images)
AFP через Getty Images
Стоимость? Россию исключили из того, что было «большой восьмеркой», а теперь это «большая семерка» — самые развитые страны.За это тоже были наложены санкции. Но Амстердам отмечает, что Крым был подарен Украине в 1950-х годах, когда она входила в составе Советского Союза, и что многие из людей, живущих в этом регионе оспариваемого идентифицируют себя как русские.
Таким образом, возникает вопрос, должны ли экономические санкции, нацеленные на «Северный поток — 2» дать американским производителям сжиженного природного газа конкурентное преимущество перед российским трубопроводным газом, или они призваны наказать Россию за вторжение в Украину. Если американские производители природного газа не могут продавать свои газовые приборы дешевле, чем русские, им нужен новый бизнес-план.Но если цель — сделать политическое заявление, это другое дело.
Что касается США, госсекретарь Майк Помпео заявил немецкому изданию Bild, что «Северный поток-2» «ставит под угрозу» энергетическую безопасность Европы, делая континент зависимым от российского газа. Он сказал, что это также подвергает риску Украину:
«Мы надеемся, что« Северный поток — 2 »не будет завершен, и мы работаем над созданием коалиции, чтобы этого не произошло», — сказал Помпео. «Мы надеемся, что правительство Германии также придет к этой оценке, будь то из-за того, что случилось с г-ном.Навального или из-за последствий для безопасности, связанных с зависимостью от российского газа ».
Но у России есть и другие пути доставки природного газа в Европу: «Северный поток-1», а также трубопроводы «Братство» и «Союз», которые проходят через Украину. Между тем, он также может отправлять топливо через танкеры в виде СПГ.
Для ясности: Россия строит «Северный поток-2» в обход Украины, которая взимает транзитные сборы за свои усилия. Эти двое недавно договорились продлить свое соглашение еще на пять лет.Однако загвоздка в том, что Россия будет транспортировать меньше газа по этим старым трубопроводам: 65 миллиардов кубометров вместо 90 миллиардов кубометров, хотя цена за транзит резко возросла.
По данным международной консалтинговой фирмы Wood Mackenzie, завершение строительства «Северного потока-2» в 2021 году будет означать более низкие цены для европейских потребителей: 3 доллара за миллион британских тепловых единиц по сравнению с 4 долларами, если проект задержится. В США есть несколько экспортных терминалов СПГ, и это топливо конкурирует с российским природным газом на европейских рынках.
«Нам нужно посмотреть на последствия, которые повлечет за собой выход из этого проекта. Здесь премьер-министры едины во мнении, что они будут иметь важное значение, прежде всего для энергоснабжения», — говорит Майкл Мюллер, глава Правительство Берлина, которое сейчас председательствует на конференции глав восточно-германских государств, сообщает ТАСС. Правительство Германии предлагает построить больше терминалов для импорта СПГ, чтобы умиротворить Соединенные Штаты.
Россия ослабила свою позицию на переговорах, якобы пытаясь отравить критика правительства.Но политический оппонент выжил, позволив «Северному потоку — 2» жить дальше. И как только нынешние протесты утихнут и темпы мировой экономики восстановятся, русские смогут незаметно завершить этот проект.
Повышение энергетической безопасности Украины: роль энергоэффективности (Технический отчет)
Холод, Назар, Денисенко, Артур, Эванс, Мередидд, Рощанка, Ольга. Повышение энергетической безопасности Украины: роль энергоэффективности .США: Н. П., 2018.
Интернет. DOI: 10,2172 / 1566786.
Холод, Назар, Денисенко, Артур, Эванс, Мередидд, Рощанка, Ольга. Повышение энергетической безопасности Украины: роль энергоэффективности . Соединенные Штаты. https://doi.org/10.2172/1566786
Холод, Назар, Денисенко, Артур, Эванс, Мередидд, Рощанка, Ольга.Мы бы .
«Повышение энергетической безопасности Украины: роль энергоэффективности». Соединенные Штаты. https://doi.org/10.2172/1566786. https://www.osti.gov/servlets/purl/1566786.
@article {osti_1566786,
title = {Повышение энергетической безопасности Украины: роль энергоэффективности},
author = {Холод, Назар и Денисенко, Артур и Эванс, Мередидд и Рощанка, Ольга},
abstractNote = {В этом отчете анализируется связь между энергетической безопасностью и энергоэффективностью в Украине.В статье исследуются корни высокой энергоемкости украинской экономики и ее зависимости от импортируемых энергоресурсов. В последние годы правительство Украины увязывало энергетическую безопасность с энергоэффективностью, что указывает на смену парадигмы в энергетической стратегии страны. Используя обширные статистические данные, в отчете рассматриваются основные варианты повышения энергоэффективности для Украины. Особое внимание уделяется потреблению энергии в жилищном секторе и централизованном теплоснабжении.В отчете анализируются недавние экономические, законодательные и институциональные меры по повышению энергоэффективности и укреплению энергетической безопасности. Анализ показывает, что Украина может значительно снизить свою зависимость от импортируемых энергоресурсов и избежать серьезных рисков для энергетической безопасности, создав благоприятные условия для крупномасштабного повышения энергоэффективности во всех секторах украинской экономики.},
doi = {10.2172 / 1566786},
url = {https://www.osti.gov/biblio/1566786},
журнал = {},
номер =,
объем =,
place = {United States},
год = {2018},
месяц = {10}
}
Цены на газ растут? И виноват ли в этом Джо Байден?
Недавно в сети появилась болтовня о недавнем скачке цен на бензин и о том, виноват ли президент Джо Байден.
В одном из постов на Facebook есть фотография Байдена с подписью: «Цены на бензин растут? Как я вам сейчас нравлюсь?»
В другом посте в Facebook используется другое изображение Байдена и слегка завуалированное сравнение с бывшим президентом Дональдом Трампом. «Цены на газ растут», — говорится в подписи. «Но, слава богу, на этой неделе не было оскорбительных твитов».
Эти сообщения были помечены как часть усилий Facebook по борьбе с ложными новостями и дезинформацией в своей ленте новостей. (Узнайте больше о нашем партнерстве с Facebook.)
Обеспокоенность по поводу роста цен на бензин также достигла Fox News, где ведущий Билл Хеммер 1 марта сказал: «Цены на бензин растут, и если вы не думаете, что Средняя Америка это замечает, подумайте еще раз. Мы видим цены сейчас. чего мы, честно говоря, не видели годами «.
Учитывая очевидную тревогу по поводу цен на газ, мы подумали, что сейчас самое подходящее время, чтобы взглянуть на то, где они сейчас находятся, как они соответствуют исторически и что вызывает колебания цен.
Цены на газ растут?
Да, по федеральным данным, цены на газ в основном росли с момента минимальной отметки в 1 доллар.87 за галлон в конце апреля 2020 года. При цене на газ до 2,72 доллара в конце февраля 2021 года это рост на 45% в течение примерно 10 месяцев.
Частично это произошло под наблюдением Байдена — цены выросли примерно на 10% с момента его вступления в должность в январе 2021 года. Большая часть роста пришлась на Трампа.
Цены на газ выше, чем они были «в последние годы»?
Нет. Сегодняшние цены являются самыми высокими за последние 18 месяцев.
Цены на газ были на уровне или выше их текущего уровня большую часть времени с октября 2017 года по январь 2020 года, то есть более двух лет президентства Трампа.Цены были выше, чем сегодня, все время с марта 2018 года по ноябрь 2018 года и все время с апреля 2019 года по август 2019 года.
Цены на бензин имеют сезонный компонент: спрос возрастает летом и падает в более холодные месяцы, что означает, что летние цены, как правило, выше. Эта картина усугубляется законами, требующими более дорогих составов бензина в летний период для ограничения выбросов.
Если смотреть только на зимний уровень, то сегодняшние цены на бензин примерно соответствуют тому, где они были в аналогичные моменты календаря в 2017, 2018, 2019 и 2020 годах, когда Трамп был у власти.
Виноват ли рост цен на газ Джо Байден?
Некоторые критики Байдена заявили, что его отмена трубопровода Keystone XL в начале его президентства быстро приведет к повышению цен на бензин. Но ранее мы обнаружили, что по нескольким причинам это не так.
Во-первых, трубопровод еще не работал. «Его отмена ничего не делает для сегодняшнего баланса» спроса и предложения, — сказал Марк Финли, научный сотрудник Центра энергетических исследований Университета Райса.
Любое влияние на цену решения о трубопроводе или другой политики Байдена по ограничению использования ископаемого топлива будет «через годы», — сказал Патрик Де Хаан, руководитель отдела нефтяного анализа GasBuddy, веб-сайта, отслеживающего цены на газ.
Кроме того, большая часть нефти, которая должна транспортироваться по трубопроводу Keystone XL, шла бы на экспорт, а это означает, что клиенты из США не увидят прямого влияния на цены.
Эксперты считают, что политика Байдена в конечном итоге может повлиять на цены на газ.Но при недавнем изменении цен на газ никакого воздействия не будет.
Так почему цены на газ растут?
В целом, президент имеет ограниченный контроль над еженедельными и ежемесячными изменениями цен на бензин. В краткосрочной перспективе цены на газ зависят в основном от мирового спроса и предложения.
Что касается предложения, нефтяной картель ОПЕК и Россия добровольно сократили добычу, что привело к повышению цен, сказал Финли.
Кроме того, Финли сказал, что У.Компании С. меньше инвестируют в поиск новых источников нефти. Это связано с сочетанием факторов, в том числе с низкими ценами на нефть за последний год, которые мешают компаниям разрабатывать новые буровые площадки, а также с растущим давлением со стороны защитников окружающей среды с целью отказа от ископаемого топлива.
«Нефтяные компании сильно пострадали в 2020 году», — сказал Де Хаан. «Они не в режиме роста. Они в режиме выживания».
Но самым большим фактором недавнего скачка цен стало медленное, но устойчивое восстановление экономики после пандемии коронавируса.
Когда в первом квартале 2020 года началась пандемия, цена на нефть упала с обрыва. Это отразило резкое падение спроса: пандемия закрыла некоторые основные отрасли промышленности на несколько недель и резко ограничила способность людей путешествовать (в самолетах) и добираться до работы (на машинах). Цены на сырую нефть внимательно следят за ценой на насосе.
Однако то, что унесла пандемия, начало восстанавливаться.
«Число коронавирусов в каждом штате движется в правильном направлении», — сказал Де Хаан.«Сейчас мы наблюдаем самый высокий спрос с начала пандемии. А теперь, когда спрос растет, а добыча нефти нет, это привело к росту цен на нефть».
Трудно сказать, заслуживает ли Байден заслуги в улучшении прогнозов по коронавирусу и улучшении экономики. Но Де Хаан сказал, что на самом деле можно привести противоположный аргумент, чем в сообщениях в Facebook, — что рост цен на газ является положительным признаком растущего доверия потребителей.
«Вы можете утверждать, что при Байдене экономические перспективы улучшились, — сказал он, — что« вселило дозу оптимизма среди потребителей », что привело к росту цен на насосе».
Европейские цены на газ падают, поскольку сделка Украины и России предотвращает кризис
Цены на газ и электроэнергию в Европе продолжили снижаться после того, как последнее соглашение между Россией и Украиной о потоках природного газа предотвратило кризис поставок в зимний период.
Два бывших советских союзника поздно в понедельник подписали все соглашения, необходимые для продолжения поставок на основные западные рынки ПАО «Газпром» в течение следующих пяти лет. Стабильные поставки от доминирующего европейского поставщика в сочетании с рекордными объемами сжиженного природного газа в этом году означают, что переизбыток топлива скоро закончится.
«После пяти дней непрерывных двусторонних переговоров в Вене были приняты окончательные решения и достигнуты окончательные договоренности», — сказал генеральный директор «Газпрома» Алексей Миллер в заявлении по электронной почте, добавив, что пакет соглашений гарантирует, что Россия будет поставлять газ через Украину. после 31 декабря. Срок действия текущей транзитной сделки истекает 1 января.
Ориентир Цены на газ в Нидерландах упали, упав в этом году до 44% в год, что является самым большим падением за всю историю. Электроэнергия Германии торгуется на самом низком уровне с июня 2018 года.
Потоки природного газа — ключевая особенность напряженных отношений между Россией и Украиной, и заключение окончательной сделки до конца года успокоит торговцев энергоносителями по всей Европе. Поставки в регион сокращались дважды за последние 13 лет во время пикового спроса из-за финансовых и политических разногласий между двумя соседними странами.
«Это конец года, но не конец достижений», — сказал Президент Украины Владимир Зеленский в отдельном заявлении.«Украинская газотранспортная система будет заполнена, а это означает энергетическую безопасность и благополучие для украинцев».
Несмотря на напряженные политические отношения, Украина остается основным экспортным маршрутом российского газа в Европу. По словам Зеленского, в ближайшие пять лет страна получит от транзита газа не менее 7 миллиардов долларов.
«Газпром» стремится уменьшить свою зависимость от украинской трубопроводной сети советских времен для транспортировки своего газа и строит трубопровод «Северный поток-2» по дну Балтийского моря непосредственно в Германию.Работа над этой связью, которую планировалось завершить в этом году, была остановлена в этом месяце из-за санкций США в отношении компании, которая ее прокладывает.
Страны Восточной Европы категорически против «Северного потока — 2», поскольку он может позволить «Газпрому» прекратить их поставки, продолжая снабжать свои основные рынки в Западной Европе.
«Введение санкций США в отношении проекта« Северный поток — 2 »способствовало переговорам», — сказал Андрей Коболев, генеральный директор украинской национальной газовой компании АО «Нафтогаз».
В соответствии с рамочной сделкой, достигнутой ранее в декабре с помощью официальных лиц Европейского Союза, Россия и Украина договорились продолжить транзит газа до 2024 года. Обе страны выполнили все предварительные условия, изложенные в этом соглашении, включая взаимные правовые вопросы, Они сказали.
Однако «Нафтогаз» не отказывается от претензий к России в отношении своих активов, захваченных на Крымском полуострове, аннексированном в 2014 году, сообщила украинская компания.
Первые двусторонние переговоры между Зеленским и Владимиром Путиным в начале этого месяца добавили импульса для заключения сделок.Лидеры встретились во время так называемых нормандских мирных переговоров с Францией и Германией по поводу военного конфликта на востоке Украины. Эта встреча также ускорила процесс обмена пленными между Украиной и двумя сепаратистскими регионами, поддерживаемыми Кремлем.
Подробнее о том, как Россия и Украина предотвратили европейский газовый кризис
Соглашения между Россией и Украиной поддерживают энергетическую безопасность Европы, поскольку Россия была крупнейшим и зачастую самым дешевым поставщиком энергии в ЕС, а в прошлом году «Газпром» обеспечил около 37% топлива региона.
Российский производитель газа выплатил украинской газовой компании «Нафтогаз» 2,9 миллиарда долларов, присужденных Стокгольмским арбитражным судом в 2018 году. В ответ «Нафтогаз» отозвал свой иск в размере 12,2 миллиарда долларов, касающийся транзита. В то же время правительство Украины одобрило «мировое соглашение» с «Газпромом» об отмене антимонопольного иска на сумму около 7,2 миллиарда долларов.
Судебные иски
Обе компании договорились не возбуждать новые иски по газу друг против друга, связанные с текущим контрактом, и отменить все свои текущие судебные иски, не подлежащие решению суда.
«Газпром» также подписал соглашение о взаимоподключении с новым оператором газотранспортной системы Украины и соглашение с «Нафтогазом», которое будет организовывать транзит топлива через территорию Украины. «Газпром» будет платить «Нафтогазу» за предоставленные услуги. В то же время «Нафтогаз» заключил отдельное соглашение о транзите с национальным оператором газопровода о резервировании необходимых мощностей. Тариф будет принимать национальный регулирующий орган.
Именно «Газпром» настаивал на присутствии «Нафтогаза» в транзитной цепочке.
«Дело в том, что« Газпром »не готов работать по стандартному контракту и брать на себя все риски украинского законодательства и нормативных актов, особенно риски изменений нормативно-правовой базы, которые могут произойти в любой день», — Юрий Витренко, исполнительный директор Директор Нафтогаза заявил 21 декабря. «Нафтогаз более приспособлен к таким рискам, поскольку это национальная компания, принадлежащая правительству Украины».
Украина зарезервирует пропускную способность трубопровода для российского газа в размере 65 миллиардов кубометров в следующем году и 40 миллиардов кубометров в год в 2021-2024 годах, согласно протоколу.Это минимальные объемы, а фактический транзит может быть больше, заявил в интервью РБК министр энергетики России Александр Новак. По словам коммерческого директора «Нафтогаза» Юрия Витренко, есть также пункт «накачивай или плати», который обеспечивает украинский доход.
В прошлом году «Газпром» отправил 87 миллиардов кубометров через Украину, что немного меньше общего объема потребления в Германии, крупнейшем потребителе топлива в Европе.
Компании также согласились рассмотреть вопрос о транзите до 2034 года. По сообщению Министерства энергетики Украины, продление может быть на тех же условиях, что и пятилетняя сделка.
В пакет газовых соглашений не входит сделка о прямых поставках российского газа на Украину.
«Нафтогаз отметил заинтересованность Газпрома в возобновлении поставок газа в Украину» на основании цен на газовом хабе NetConnect в Германии, — заявила украинская компания, подтверждая ранее сделанное заявление российского производителя.
Источник: Bloomberg
.
Leave a Reply