В Казахстане повысят цены на бензин и дизтопливо
Финансовые рынки от TradingView
ГлавнаяЭкономикаВ Казахстане повысят цены на бензин и дизтопливо
Share
Share
Share
Tweet
Share
Казахстан своим дешевым топливом фактически
субсидирует экономики других стран в ущерб собственным национальным интересам. Об
этом на брифинге в СЦК сказал министр энергетики Болат Акчулаков, сообщает
корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«С текущими ценами сколько бы мы ни увеличивали производство ГСМ, его всегда будет не хватать. С такой
разницей в ценах «переток» в соседние страны как был, так и будет продолжаться.
При этом объемы «перетока» будут только увеличиваться. Никакие ограничительные
меры не дадут должного эффекта. Сохранение диспаритета цен на ГСМ создает
стимулы для работы «теневого» рынка и наносит ущерб национальным интересам
Казахстана», — сказал Болат Акчулаков.
Еще одна причина, по мнению министра, низкие
цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую
отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу. По словам главы ведомства, для стабилизации внутреннего рынка ГСМ необходимо
снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами.
«Поэтому мы должны пойти на сложный, но в то же время нужный шаг – повысить предельные розничные цены, в частности: на бензин марки АИ-92 и АИ-93 со 182-187 (в зависимости от региона) до 205 тенге за литр, рост 11%; а цена на дизель составит 295 тенге за литр. Сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230-260 тенге, в среднем рост составит 20%. Соответствующий проект приказа будет опубликован сегодня. Если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время мы столкнемся с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны», — считает министр.
Читайте также
Экономика
Дизельное топливо в Казахстане подорожало на 16%
Цены на бензин практически не изменились
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено
использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного
материала необходимо разрешение редакции.
Вам может быть интересно
Депутат просит правительство разобраться с ценами на бензин
А вы готовы к росту цен на бензин?
Значительного роста цен на АИ-92 и АИ-93 не будет — Минэнерго
цены на бензин
аи-92
повышение цен на бензин
Минэнерго РК
цены на дизельное топливо
новости Казахстана сегодня
Экономика
Как будут газифицировать восточные регионы Казахстана
QazaqGaz и Газпром изучают вопросы строительства международного газопровода Россия-Казахстан-Китай
Экономика
Для потребителей газа хотят ввести дифференцированные цены
Это поспособствует рациональному потреблению ресурса, считает Болат Акчулаков
Экономика
Регулирование розничных цен на газ хотят продлить до конца 2024 года
Об этом рассказал вице-министр энергетики Асхат Хасенов на встрече с населением Кызылординской области
В Казахстане планируют поднять цены на бензин и дизельное топливо
Власти Казахстана опасаются, что в текущем году республика может столкнуться с дефицитом топлива. Для решения проблемы они планируют в ближайшее время поднять цены на бензин и дизельное топливо. Об этом, как отмечает ТАСС, в понедельник, 3-го апреля, в ходе брифинга сообщил исполняющий обязанности министра энергетики Казахстана Болат Акчулаков.
«Уже в этом году мы можем столкнуться с дефицитом [дизельного топлива] в объеме до 850 тыс. тонн. Если раньше дефицит частично перекрывался за счет наращивания объемов производства, то сейчас наши нефтеперерабатывающие заводы работают на пределе своих возможностей. В ближайшие шесть лет существенно увеличить производство дизельного топлива физически невозможно. Таким образом, Казахстан своим дешевым топливом фактически субсидирует экономики других стран в ущерб собственным национальным интересам», — отметил Болат Акчулаков.
Он подчеркнул, что для стабилизации внутреннего рынка горюче-смазочных материалов необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами, где топливо стоит дороже. «Поэтому мы должны пойти на сложный, но в то же время нужный шаг — повысить предельные розничные цены», — пояснил и.о. министра энергетики.
Так, в частности, цены на бензин марки АИ-92 и АИ-93 повысятся со 182-187 тенге (0,4-0,41 доллара) до 205 тенге (0,45 доллара) за литр. В среднем, рост составит около 11%.
«Цена на дизель составит 295 тенге (0,65 доллара – прим.) за литр. Сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230-260 тенге (0,51-0,58 доллара). В среднем, рост — 20%, — рассказал Болат Акчулаков.
Он уточнил, что соответствующий проект приказа будет опубликован уже сегодня, 3-го апреля. После общественного обсуждения на портале нормативно-правовых актов соответствующие изменения вступят в силу примерно с середины апреля.
При этом глава ведомства еще раз подчеркнул, что если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время Казахстан столкнется с тотальным дефицитом топлива. «Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны», — констатировал и.о. министра.
Предельные цены на горюче-смазочные материалы в Казахстане не менялись уже полтора года, напомнил он.
Еще с лета прошлого года в Казахстане ввели систему дифференцированных цен на дизельное топливо (с 10-го января этого года ее продлили на неограниченный срок). Такой шаг как раз и предприняли для того, чтобы иностранные перевозчики, которые едут транзитом через страну, а также жители приграничных районов соседних государств не вывозили топливо из республики, заправляясь тут под завязку.
Сейчас для них дизельное топливо стоит практически в два раза дороже.
Если для местных жителей или для заправки зарегистрированных в Казахстане транспортных средств литр дизельного топлива в зависимости от региона стоит 230 тенге или 260 тенге, то для иностранцев — 450 тенге.
Такая же цена, кстати, действует и для местных, если они превышают нормы суточной заправки: 100 литров — для легкового автомобиля, 300 литров — для грузовика и автобуса.
Кроме того, до 1-го августа 2023-го года в принципе запрещен вывоз топлива из Казахстана автомобильным транспортом. Исключение составляет только тот объем топлива, который находится в бензобаках транспортного средства.
Что с ценами на бензин в Казахстане?: 11 декабря 2014, 18:53
С 10 декабря вступил в силу приказ Министра энергетики об установлении предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов, подлежащих государственному регулированию цен. сегодня казахстанцы уже покупают бензин по, как говорят в правительстве, «заниженным» ценам, сообщает Tengrinews.
Продолжение
Министерство энергетики Казахстана объявило об установлении предельных цен на дизельное топливо на уровне 107 тенге ($0,59).) за литр, бензин АИ-80 по 89 тенге за литр и АИ-92/93 по 115 тенге ($0,63) за литр.
Первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин заявил, что снижение цен в Казахстане связано со значительным обесцениванием российского рубля и падением мировых цен на нефть.
Но в данном случае удивляют цены на казахстанскую нефть. Самый популярный бензин марки АИ-92 продавался по 115 тенге (0,63 доллара США) за литр до тех пор, пока в августе цена не была поднята до 128 тенге (0,70 доллара США) за литр постановлением правительства Казахстана. Тогда нефть марки Brent торговалась на международном рынке по 105 долларов за баррель.
Сейчас цена бензина в Казахстане снижена до 115 тенге за литр. Но текущая цена на нефть марки Brent держится в районе 65 долларов за баррель и напрашивается вопрос, почему цены на бензин в Казахстане не снизились на те же 35-40%.
Кроме того, новое постановление правительства не гарантирует, что цены на бензин останутся на заданной отметке даже в среднесрочной перспективе. Наоборот, он предусматривает ежемесячный пересмотр цен на топливо и акцизов. Об этом 9 декабря заявил первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин..
Он сообщил, что с 1 января 2015 года предельные значения будут ежемесячно устанавливаться Министерством энергетики РК совместно с МНЭ РК.
Новые правила предусматривают, что трейдеры получают наценки, не допуская при этом непредвиденной прибыли. «Помимо ежемесячных перерасчетов предельных цен на регулируемые государством виды топлива, будет происходить ежемесячный пересмотр акцизов», — сказал Карабалин.
По сообщению пресс-службы министерства, это делается для стабилизации внутреннего рынка топлива Казахстана и защиты его от колебаний цен на топливо в России. Российские цены имеют сильное влияние на Казахстан, потому что Казахстан импортирует треть своего топлива из России.
«Указанные меры призваны защитить поставки топлива на наш внутренний рынок от резких колебаний и шоков, связанных с изменением мировых цен на нефть и налоговым маневром России», — сказали в пресс-службе.
Россия вводит «налоговый маневр» с 1 января 2015 года. Он будет включать корректировку акцизов и внесение существенных изменений в части Налогового кодекса, касающиеся нефтяного сектора. Одно из предложений, например, предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты при одновременном повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Будучи близким соседом, потребляющим российский бензин, Казахстан должен учитывать изменения при разработке собственной топливной политики.
Помимо защиты внутреннего рынка, новые казахстанские правила послужат гармонизации цен на топливо в Казахстане и России. Две страны имеют общую границу протяженностью более 7000 км, поэтому торговцы топливом в этих странах, как правило, направляют свои продажи в страну, которая предлагает более высокие цены, если только не действует государственное регулирование для контроля потоков. Чтобы решить эту проблему, «наши цены будут соотнесены с ценами в России, которая поставляет треть потребляемого нами бензина», — сказал Карабалин.
Управление ценами на топливо — это способ решения многих проблем, но как показывает практика повышения цены на АИ-92 до 128 тенге за литр, это не было эффективным способом устранения дефицита топлива в Казахстане. На самом деле повышение цен увеличило прибыль крупных трейдеров в Казахстане, поскольку акцизы в Казахстане были в десять раз меньше, чем в России, где они составляли половину цены на бензин, по данным Forbes Kazakhstan.
Однако этот фактор не мешает политикам в Казахстане ориентироваться на российскую ценовую политику. Генеральный директор КазМунайГаз, национальная нефтегазовая компания Казахстана, Сауат Мынбаев заявил, что дефицит топлива в Казахстане будет устранен только при установлении адекватных цен.
Он напомнил, что с вступлением в силу в 2015 году Единого экономического пространства более дешевый казахстанский бензин будет реализовываться в России, что приведет к еще большему дефициту на внутреннем рынке Казахстана. И даже увеличение мощности казахстанских нефтеперерабатывающих заводов не решит проблему.
Это заявление противоречит тому, что говорило большинство экспертов рынка: для того, чтобы обеспечить Казахстану самодостаточность на топливном рынке, ему необходимо производить достаточное количество собственного бензина.
В Казахстане есть три нефтеперерабатывающих завода, и правительство намерено модернизировать их все, чтобы увеличить их мощность.
Но Мынбаев сказал, что большая разница в ценах на топливо в России и Казахстане, составившая в августе 35 процентов, приведет к тому, что все производимое в Казахстане топливо будет продаваться в России, оставляя внутренний рынок пустым.
Как ни странно, учитывая приведенные в начале статьи корректировки цен на топливо в Казахстане, политика Министерства нефти Казахстана послужила именно этому. В условиях обесценивания российского рубля и лавинообразного роста мировых цен на нефть текущая цена российского бензина АИ-92 составляет от 0,56 до 0,62 доллара. Это даже ниже официального потолка Казахстана в 0,63 доллара за литр.
Однако не все верят, что инструмент ценообразования будет работать и в долгосрочной перспективе. Аналитик Казахстанского центра частно-государственного партнерства Талгат Балкияев сказал, что цены на бензин в Казахстане удерживались на низком уровне «искусственно», и Казахстану пришлось увеличить внутреннее производство топлива не менее чем на 20 процентов, чтобы удержать цены на этом уровне в длинный пробег.
«Низкие цены на бензин в Казахстане продержатся до тех пор, пока не закончатся бензины, закупаемые КазМунайГаз , в том числе из России. Запасов хватит до февраля. После этого курс рубля повлияет [на цену]», — Балкияев сказал.
Многие эксперты сомневаются, что есть какой-либо способ остановить новый рост цен на топливо в Казахстане. Независимый эксперт Сергей Смирнов заявил, что в Казахстане отсутствует прозрачность ценообразования на топливо. Кроме того, многие участники рынка были недовольны низкими ценами на топливо. Сохранение низких цен на бензин в Казахстане негативно отразится на процессе реконструкции отечественных НПЗ. «Даже в обычных условиях (при высоких ценах на топливо) модернизация шла очень медленно. Сейчас, когда бензин дешевеет, она просто остановится», — сказал он.
Автор: Динара Уразова, редактор: Татьяна Кузьмина
Адаптация к низким ценам на нефть, впереди трудные времена в условиях снижения внутреннего и внешнего спроса. После существенного падения во второй половине 2014 года цены на нефть в 2015 году оставались низкими, составив в среднем около 53 долларов США за баррель в период с января по октябрь 2015 года, что имело негативные последствия как для внутреннего потребления, так и для доверия инвесторов.
Между тем, темпы роста ВВП Китая, по оценкам, замедлились до менее чем 7 процентов, а экономика России, по оценкам, сократится на 3,8 процента в 2015 году, что повлияет на спрос на казахстанский экспорт и, таким образом, приведет к более низкому экономическому росту и инфляции в Казахстане. .
Рост ВВП Казахстана замедлился с 4,1 процента (в годовом исчислении) за первые девять месяцев 2014 года до примерно 1 процента за тот же период 2015 года.
Цены на нефть упали более чем на 50 процентов в период с июня 2014 года по октябрь 2015 г., сократив экспортную выручку почти наполовину и создав в 2015 г. двойной дефицит бюджета и баланса текущих операций9.0003
Кроме того, сократился приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и ухудшился общий внешний баланс, что оказало понижательное давление на тенге .
Инфляция снизилась с 7,5 процента (в годовом исчислении) в начале 2015 года до исторического минимума в 3,8 процента в августе из-за более слабого внутреннего спроса и более низких цен на топливо. Тем не менее, инфляция, похоже, снова растет после недавней корректировки обменного курса.
Макроэкономическая политика
Официальные органы отреагировали на падение мировых цен на нефть путем быстрой бюджетной корректировки, за которой последовали соответствующие корректировки денежно-кредитной и валютной политики.
В марте 2015 года правительство Казахстана сбалансировало ранее выделенные расходы на программу развития инфраструктуры, «Нурлы жол», , сокращением или отсрочкой других неприоритетных капитальных затрат, что позволило удержать дефицит государственного бюджета (или долг накопления) в пределах 3 процентов ВВП в 2015 году9. 0003
Тем временем центральный банк ужесточил свою денежно-кредитную политику в поддержку режима фиксированного обменного курса для обеспечения стабильности цен и обменного курса. Ужесточение денежно-кредитной политики сократило кредитование экономики, несмотря на предоставление государством субсидированных кредитов определенным секторам.
Защита режима фиксированного обменного курса повлияла на официальные международные резервы. Это также способствовало реальному удорожанию тенге и долларизации депозитов в банковской системе.
В августе 2015 года властями было принято решение о переходе к плавающему обменному курсу и переходе денежно-кредитной политики страны к режиму таргетирования инфляции. К концу октября 2015 года тенге потерял треть своей стоимости по отношению к доллару США. доходов в условиях снижения цен на нефть.
Прогноз
Сложные внешние условия продолжат влиять на среднесрочный прогноз Казахстана. Однако в долгосрочной перспективе диверсификация экономики повысит устойчивость страны к внешним потрясениям.
В соответствии с нашим базовым сценарием ожидается, что цены на нефть останутся на низком уровне в течение 2016 года, а затем постепенно восстановятся в 2017 году, что будет способствовать увеличению потребления и повышению уверенности инвесторов в среднесрочной перспективе. Рост ВВП будет низким и составит около 1 процента в 2015 и 2016 годах, но может увеличиться до 3,3 процента в 2017 году9.0003
Нижний сценарий предполагает, что в 2016 году цены на нефть упадут дальше, чем в базовом сценарии, что ухудшит финансовое и внешнее положение Казахстана и приведет к дальнейшему снижению внутреннего спроса и роста ВВП.
По обоим сценариям ожидается, что внутренняя добыча нефти начнет расти в 2017 году, если Кашаганское морское нефтяное месторождение будет введено в эксплуатацию, что повысит рост ВВП и улучшит бюджетное сальдо и баланс текущих операций.
Тем не менее, экономика продолжает сталкиваться со значительными риски снижения , в том числе возможность задержки добычи Кашаган нефти или затяжной рецессии в России и дальнейшего замедления в Китае.
Leave a Reply