Цены на бензин 04.01.2020 — где дешевле заправиться — новости Украины
/ Фото: Григорий Салай, Сегодня
Недавний декабрьский ценопад на АЗС, когда топливо ежедневно дешевело на 30-50 копеек на литре, закончился. С начала 2020 года цены на бензин и ДТ упали в среднем всего на 8-10 коп/л, зато перестал дорожать сжиженный газ. Тем не менее, за 10 дней все виды топлива, кроме автогаза, существенно подешевели – на гривню и более. Напомним, что в декабре президент Владимир Зеленский потребовал от трейдеров снизить цены на бензин.
Какие тренды ожидать на наступившей неделе рассказали наши эксперты: директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн и замдиректора Научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
Что изменилось за 10 дней
Цены на бензин и дизель постоянно снижались, в итоге топливо стало дешевле в среднем на 1 гривню за литр. Самое большое удешевление зафиксировано на заправках Житомирской области – на 1,43 грн/л (на 4%), самое незначительное – на Харьковщине – на 70 коп./л, но топливо там по-прежнему самое дешевое.
Разница в цене между самым дорогим и самым дешевым бензином по регионам: по А-92 разброс цен уменьшился с 7% до 5,8% (1,47 грн/л или – 40 коп.), по А-95 он уменьшился с 6,3% до 4,9% (1,30 грн/л, или -41 коп./л), по дизелю уменьшился с 5,9% до 4,2% (1,08 грн/л, или на 40 коп./л). Как видим, разница в цене по регионам после удешевления постепенно сглаживается. По автогазу максимальная разница в цене за неделю сохранилась на уровне 93 коп./л , в процентах это 7,5%.
В Киеве стоимость бензина А-92 теперь 27,37 грн/л (-1,12 грн/л за 10 дней), А-95 – 29,11 грн/л (-1,15 грн/л), ДТ – 27,30 грн/л (-1 грн/л), автогаза – 13,02 грн/л (не изменилась).
Читайте также:
На топливном рынке Украины грядет революция: чем хотят заправлять машины
Цены на А-92
Средняя цена по Украине – 26,18 грн/л (удешевление за 10 дней на 1 грн/л), самая высокая – в Луганской области – 26,08 грн/л (удешевление на 1,12 грн/л), самая низкая – в Харьковской области – 25,49 грн/л (удешевление на 0,72 грн/л).
Цены на А-95
Средняя цена по Украине – 27,21 грн/л (удешевление за 10 дней на 0,98 грн/л), самая высокая – в Луганской области – 27,80 грн/л (удешевление на 1,12 грн/л), самая низкая – в Харьковской области – 26,50 грн/л (удешевление на 0,70 грн/л).
Цены на ДТ
Средняя цена по Украине – 26,74 грн/л (удешевление за 10 дней на 0,92 грн/л), самая высокая – в Луганской области – 27,09 грн/л (удешевление на 1,12 грн/л), самая низкая – в Харьковской области – 26,01 грн/л (удешевление на 0,6 грн/л).
Цены на LPG
Средняя цена по Украине – 12,67 грн/л (цены не изменились), самая высокая – в Одесской области – 13,28 грн/л, самая низкая – в Харьковской области – 12,36 грн/л. В этот раз Харьковская область стала «абсолютным чемпионом» – там самые низкие цены на все виды топлива.
Анализ ситуации на рынке
Прогнозы экспертов о том, что светлые нефтепродукты подешевеют еще на гривню на литре, сбылись.
«Причины снижения цен остались прежними: длительное устойчивое укрепление гривни к доллару, вмешательство Антимонопольного комитета и президента», – говорит Геннадий Рябцев.
Напомним, 5 декабря он направил трейдерам обязательные к исполнению рекомендации по снижению розничных цен на высокооктановые бензины и дизельное топливо.
Сергей Куюн уточнил, что самые известные брендовые сети за период предновогодних и новогодних выходных, с 25 декабря по 2 января, снизили цены на 20-50 коп./л. Цены начали падать еще 5 декабря, по данным консалтинговой группы «А-95», импортные бензин и ДТ подешевели на 2-2,5 грн/л или на 7-8%. Крупнейшая в стране розничная сеть, продающая топливо украинского производства, в декабре опустила цены на 1 грн/л или 3,6%.
По данным участников встречи с президентом Владимиром Зеленским, в качестве ориентира от чиновников прозвучала цена $1,1/л (25,6 грн/л по курсу доллара на тот момент), которая была на рынке в декабре 2018 года. Если учесть, что с тех пор официальный курс доллара чуть вырос – до 23,69 грн/$, арифметически получается, что бензин А-95 должен стоить 26 грн/л, то есть на 1,2 грн/л дешевле, чем сейчас.
Что может измениться в январе
Оба эксперта уверены, что бензин и дизель продолжат дешеветь.
«Основная причина – продолжающееся усиление курса гривни и стабильность цен в опте. Уверен, что сыграла свою роль и встреча у президента, в ходе которой участники рынка донесли информацию об угрожающих масштабах теневого рынка», – говорит Рябцев. – Небольшое укрепление доллара к гривне пока не оказало влияния на рост цен, но чуть затормозило снижение. Учитывая, что на новогодние праздники деловая жизнь замирает, закупок импортного топлива нет, поэтому трейдеры пока выжидают, куда пойдет курс после 15 января когда рынок снова станет активным».
С ним согласен и Сергей Куюн.
«Видим, что по-прежнему не исчерпан потенциал снижения цен, это 26 грн/л бензина А-95 плюс минус 1,5 гривни, в этом коридоре будут цены в ближайшее время, – прогнозирует Куюн. – Что касается рисков, которые могут в будущем вызвать подорожание топлива, то основных для нас два.
Первый – цена нефти повысилась из-за событий в Иране (там возобновился военный конфликт – Авт.), но пока неясно, как будут дальше развиваться там события. Второй – Беларусь, один из наших основных экспортеров, прежде всего дизтоплива (около 35% поставок), с 1 января прекратила его поставки из РФ. Рынок внимательно следит за развитием событий, надеются, что стороны договорятся в ближайшие дни, и поставки нефти будут возобновлены. Пока известно, что запасов нефти на беларусских НПЗ имеется до 20 января. Но если кризис затянется, то это может спровоцировать кратковременный скачок цен».
Подорожание автогаза, по мнению экспертов, пока прекратится, и в ближайшие 7-10 дней его цена останется стабильной.
Борьба властей с нелегалами
Также эксперты ожидают активизации борьбы с нелегальными заправками (они в основном торгуют дизтопливом и автогазом).
Кабмин не стал дожидаться обещанного президентом Владимиром Зеленским совещания с силовиками по борьбе с топливными нелегалами. Премьер Алексей Гончарук поручил создать при обладминистрациях межведомственные группы для проверок АЗС и попросил информировать его о возможном ненадлежащем исполнении распоряжения.
«Данные группы в большинстве регионов созданы в начале осени, – напомнил Сергей Куюн. – Мне довелось побывать на одном из совещаний, где администрации отчитывались о работе. Успехов немного: кто-то не хочет, кто-то не может – это если кратко об услышанном… Надеюсь, сейчас будет получен новый импульс, он нужен, это программа надолго».
Геннадий Рябцев дополнил, что трейдеры очень надеются на власти в борьбе с нелегалами, так как на сегодня каждый пятый литр топлива продается «подпольно». Результат должен быть взаимовыгодным, так как трейдеры из-за нелегалов теряют клиентов и выручку, а государство – налоги. Для казны это порядка 10 грн на каждом неучтенном литре топлива или около 25 млрд грн в год, что составляет до 3% доходов госбюджета!
Эксперты говорят, что нелегальную АЗС мало закрыть, ее нужно демонтировать, вывезти топливо и оборудование, а это не один админресурс, но и работа в судах. Таких комиссий было немало и раньше, но результат очень скромный. Посмотрим, как будет на этот раз.
О том, как водителей обманывают на АЗС, смотрите в сюжете:
Подпишись на наш telegram
Только самое важное и интересное
Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News
Следите за нами в соцсетях
Подписывайтесь на нашу рассылку
Ок
виды топлива, контроль качества и технологии заправки
Каждый день в мире выполняется более 100 тысяч авиарейсов. В год мировая авиация потребляет около 300 млн тонн топлива. Эти цифры прекрасно отражают масштаб и сложность системы авиатопливообеспечения. Системы, от надежной работы которой во многом зависит безопасность миллионов людей, пользующихся авиатранспортом
Чем заправляют самолеты
Топливо для самолетов бывает двух видов. Поршневые двигатели, которыми оборудуются небольшие самолеты и вертолеты, работают на бензине — так же, как и автомобильные моторы. Правда, по составу такое топливо несколько отличается от автомобильного. Газотурбинные двигатели (турбореактивные и турбовинтовые), которыми сегодня оснащены практически все коммерческие воздушные суда, потребляют топливо для реактивных двигателей, которое также называют авиакеросином.
Основная марка авиакеросина, которым в России заправляют почти все пассажирские, транспортные и военные дозвуковые самолеты и большую часть вертолетов — ТС-1 — топливо сернистое. Оно вырабатывается из нефти с высоким содержанием серы.
В Европе основа системы авиатопливообеспечения — керосин Jet A-1. Он считается более экологичным как раз за счет меньшего содержания серы — при его производстве прямогонная керосино-легроиновая фракция полностью проходит процедуру гидроочистки. Российский авиакеросин — это смесь гидроочищеного и неочищенного прямогонного дистиллятов. В целом же это аналоги — более того, отечественный продукт может использоваться при гораздо более низких температурах, чем «Джет». ТС-1 сегодня наравне с Jet A-1 включен в международные документы и руководства по эксплуатации не только самолетов российского производства, но и лайнеров семейств Airbus и Boeing (правда, только выполняющих полеты по России). Но это авиакеросин для гражданской авиации, не предназначенный для сверхзвуковых самолетов.
«Газпром нефть» запустила НИОКР по созданию неэтилированного авиационного бензина. Вместе с учеными из Всероссийского научно-исследовательского института нефтяной промышленности специалисты компании в 2014 году занялись разработкой рецептуры неэтилированного топлива с октановым числом 91, и сейчас эта работа уже завершена.
Основное авиатопливо для сверхзвуковой авиации — РТ. При его производстве с помощью гидроочистки из нефтяного дистиллята удаляются агрессивные, а также нестабильные соединения, содержащие серу, азот и кислород. При этом повышается термическая стабильность топлива, что крайне важно при полетах на сверхзвуковых скоростях, когда за счет трения о воздух нагревается весь корпус самолета, а вместе с ним и топливо в баках.
Разумеется, РТ, обладающее такими характеристиками, можно использовать и в обычных воздушных судах вместо ТС-1. Для самых же скоростных самолетов применяется авиакеросин Т-6, обладающий еще большей термостабильностью и повышенной плотностью.
Что касается авиабензина, то это, по сути, автомобильное моторное топливо, но с улучшенными свойствами, влияющими на надежность работы двигателя. Именно потребность в повышении детонационной стойкости, октанового числа, сортности, обеспечивающих запас динамических характеристик и надежности, заставляет производителей авиабензина добавлять в него тетраэтилсвинец (этилировать). Из-за токсичности эта присадка давно запрещена при производстве автомобильного бензина, но двигатель самолета работает в гораздо более напряженном режиме, а создать неэтилированный авиабензин, не уступающий по характеристикам этилированному, октановое число которого превышает 92–95, пока не удалось никому.
При этом самым современным и совершенным самолетам и вертолетам с поршневыми двигателями нужен авиабензин с повышенным октановым числом — не меньше 100. Поэтому разработкой экологичных аналогов этилированного авиабензина 100LL (одна из самых востребованных марок в мире) сегодня занимаются ведущие производители и научные центры во всем мире. В том числе подобная программа существует и у «Газпром нефти».
100 тысяч авиарейсов выполняется в мире каждый день
Заправка в крыло
Правильная организация заправки даже одного воздушного судна — процесс сложный и при этом очень ответственный. Инцидентов и катастроф, причиной которых стала некачественно организованная заправка, к сожалению, в истории мировой авиации произошло немало. Достаточно вспомнить аварию 2000 года, когда у Ту-154 авиакомпании «Сибирь», летевшего из Краснодара, при посадке в Новосибирске отказали все три двигателя. Как показало расследование, топливные насосы просто забило частицами эпоксидного покрытия, кустарно нанесенного на внутренние стенки топливозаправщика умельцами одного из краснодарских ремонтных предприятий. Но если в этом случае благодаря профессионализму пилотов обошлось без жертв, то в Иркутске при падении гигантского транспортника Ан-124 на жилые дома в 1997 году погибли 72 человека. Одна из версий причины отказа трех двигателей «Руслана» из четырех — превышение содержания воды в авиационном топливе, которое привело к образованию кристаллов льда, забивших топливные фильтры. Чтобы такого не случалось, весь процесс заправки очень жестко регламентирован, а само топливо проходит несколько проверок качества на пути от нефтеперерабатывающего завода до бака самолета.
Первый этап — выходной контроль на самом НПЗ. Однако качественные характеристики керосина могут измениться при его перевозке в случае несоблюдения всех правил транспортировки. Поэтому при приеме керосина на топливозаправочном комплексе (ТЗК), вне зависимости от того, каким путем оно пришло с завода: по трубе, как в аэропортах московского авиаузла или санкт-петербургском Пулково; железнодорожным или автомобильным транспортом, как это происходит в большинстве воздушных гаваней страны, или, тем более, если керосин проделал долгий путь, включающий и наземные и водные маршруты, как при доставке в отдаленные точки, такие как Чукотка, — обязательно проводится входной контроль. Из каждой партии берутся пробы для лабораторных исследований, а также арбитражная проба, которую сразу опечатывают и хранят на случай возникновения разногласий в оценке качества у разных участников процесса топливообеспечения. Само топливо при закачке в приемные резервуары ТЗК проходит через фильтры с тонкостью фильтрации не более 15 мкм.
Топливо по бакам на современных лайнерах распределяется автоматически с помощью бортового компьютера. Соблюдение баланса крайне важно, так как влияет на центровку самолета. Контролировать же процесс заправки и скорректировать его можно со специальной панели, расположенной рядом с местом подсоединения рукава.
Затем керосин отстаивается в резервуарах, после чего проходит полномасштабную проверку по всем основным параметрам, определенным ГОСТом, таким как плотность, фракционный состав, кислотность, температура вспышки, кинематическая вязкость, концентрация смол, содержание воды и механических примесей, температура начала кристаллизации, взаимодействие с водой, удельная электропроводность. Если экзамен успешно сдан, керосин получает паспорт качества, который становится для топлива пропуском на перрон аэропорта. Правда, перед выдачей для заправки самолета, керосин проходит еще один этап контроля — аэродромный — и еще раз фильтруется, теперь через еще более мелкий фильтр. Проверке подвергается и сама заправочная техника, которую без специального контрольного талона до самолета не допустят.
Заправляют самолеты двумя способами. В крупных современных аэропортах перрон соединен с ТЗК системой центральной заправки, а на самолетных стоянках установлены топливные гидранты. Из них керосин в баки воздушного судна перекачивается через специальные заправочные агрегаты (ЗА). Однако пока все же более распространен другой способ — с помощью цистерн—топливозаправщиков (ТЗ). В свою очередь в ТЗ керосин наливается на пунктах налива — складских или перронных. В зависимости от размера цистерны топливозаправщик может вместить до 60 тысяч литров керосина.
Перед началом закачки топливо еще раз проверяют, правда, без использования лабораторий. Керосин сливается из резервуаров ТЗ в прозрачную банку, и визуально определяется наличие в нем воды, кристаллов льда или осадка. Также проверяется и наличие воды в баках самолета перед заправкой и после нее. Перед подсоединением рукава топливозаправщика к горловине бака и само воздушное судно, и ТЗ обязательно заземляются. В истории бывали случаи, когда разряды статического электричества воспламеняли топливо и вызывали серьезные пожары. Для обеспечения безопасности людей самолеты практически всегда заправляются до посадки в них пассажиров.
Где хранится керосин
Объем топливных баков самого крупного и вместительного до последнего времени пассажирского лайнера Boeing-747 достигает 241 140 л (у последних модификаций). Это позволяет залить около 200 тонн топлива. Более привычные ближне- и среднемагистральные Boeing-737 и Airbus A-320 могут принять по 15–25 тонн.
В большинстве самолетов топливо размещается в крыльях и баке, расположенном в центральной части самолета. На некоторых моделях еще один бак есть в хвосте или стабилизаторе — для утяжеления задней части самолета и облегчения взлета, а также для регулировки центровки самолета в полете.
Сначала топливо вырабатывается из внутренних отсеков крыла, затем из концевых. Однако непосредственно к двигателям керосин поступает только из одного бака — расходного (как правило, центрального), куда перекачивается изо всех остальных емкостей.
Для того чтобы предотвратить снижение давления при расходе топлива и прекращения его подачи в топливную систему, все баки сообщаются с атмосферой с помощью специальных дренажных баков в концевой части крыла. Попадающий в них забортный воздух замещает объем израсходованного горючего.
Топливо по бакам на современных лайнерах распределяется автоматически с помощью бортового компьютера. Соблюдение баланса крайне важно, так как влияет на центровку самолета, нарушение которой может привести к самым печальным последствиям, вплоть до катастрофы. Контролировать же процесс заправки и скорректировать его в случае необходимости можно со специальной панели, расположенной рядом с местом подсоединения рукава.
Сам оператор топливозаправщика в процессе заправки держит в руке специальный прибор контроля Deadman, кнопку которого необходимо нажимать через определенные промежутки времени. Если этого не происходит, заправка прекращается — система воспринимает пропуск в нажатии как нештатную ситуацию. Как только заданное количество керосина попало в баки, автоматика отключает подачу топлива, и заполняются документы, фиксирующие результаты заправки.
Автоматизация по всем направлениям
Постоянно автоматизируется не только сам процесс того, как заправляют самолеты. Именно в этом направлении развивается и вся система авиатопливообеспечения. Уже сегодня клиенты лидеров мирового рынка в этом сегменте могут в онлайн-режиме заказать заправку своего самолета в любом аэропорту присутствия топливного оператора. Такую схему развивает, например, Air Total International, свою интегрированную облачную систему управления топливозаправкой создает и Air BP, причем делает он это совместно с глобальным центром планирования полетов RocketRoute, в платформу которого интегрируются данные о топливозаправочной сети по всему миру.
В этом же направлении двигается «Газпромнефть-Аэро» в рамках реализации программы «Цифровой ТЗК».
241 тыс. л — объем топливных баков одного из самых крупных и вместительных в настоящее время пассажирских лайнеров Boeing-747
Сам процесс заправки по такой схеме выглядит как кадр из фантастического фильма. К лайнеру на стоянке подъезжает ТЗ, пилот, как на обычной АЗС, платит за топливо пластиковой картой с помощью мобильного терминала, которым оборудован топливозаправщик. Водитель ТЗ с планшета оформляет и распечатывает документы, подтверждающие факт заправки для пилота — уже через 10 минут в офис авиакомпании приходят необходимые финансовые документы, а баки самолета заполняются топливом.
Наличие такой системы, очевидно, повышает конкурентоспособность топливных операторов, так как значительно упрощает и оптимизирует процесс планирования полетов их клиентам — авиакомпаниям.
Биокеросин производят из биомассы с помощью процесса Фишера — Тропша, из растительного масла, создают горючее для самолетов и на основе этилового спирта. Биокомпоненты в разных пропорциях (максимум 50 50) смешиваются с обычным авиакеросином, что позволяет сократить объем выбросов углекислого газа в атмосферу почти на 50%.
Зеленый керосин
Еще одно направление развития авиатопливного рынка совпадает с вектором движения рынка автомобильного — это снижение уровня вредных выбросов в атмосферу. Главная технология здесь — создание более чистого топлива, в первую очередь за счет разработки и использования биокомпонентов.
На сегодня процедуру сертификации прошли несколько технологий производства авиационного биотоплива. Биокеросин производят из биомассы с помощью процесса Фишера — Тропша*, из растительного масла, создают горючее для самолетов и на основе этилового спирта. Биокомпоненты в разных пропорциях (максимум 50×50) смешиваются с обычным авиакеросином, что позволяет сократить объем выбросов углекислого газа в атмосферу почти на 50 %. При этом конечный продукт по химическому составу эквивалентен традиционному авиатопливу, и его применение не влияет на эксплуатационные характеристики самолетов.
Одним из первых коммерческие заправки биотопливом начал аэропорт норвежского Осло, а пионером в использовании экологичного керосина стала немецкая Lufthansa. Использование биотоплива одобрено Федеральной авиационной администрацией США (FAA), им уже заправляют свои самолеты в США несколько десятков авиакомпаний.
Но у развития этого направления есть одно но — производство биотоплива пока слишком дорого, поэтому сегодня, во времена низких цен на нефть, оно не может на равных конкурировать с обычным «Джетом», а тем более с ТС-1.
Полезные дополнения
Авиакеросин, как правило, не используется в чистом виде. Для улучшения его характеристик используются различные присадки. Основные из них:
Противодокристаллизационная (ПВК-жидкость): наиболее известная присадка этого типа — жидкость «И-М». При полете на большой высоте топливо охлаждается до очень низких температур (от −30°С до −45°С). В таких условиях вода, содержащаяся в топливе, кристаллизуется, частицы льда могут забить фильтры, и двигатель остановится. Присадки эффективно решают эту проблему.
Антистатическая: увеличивает электропроводность топлива, снижая при этом активность накопления статического электричества в топливной системе и, соответственно, риск возникновения пожара.
Антиокислительная: борется с окислением топлива и отложением смолистых образований в топливной системе и двигателе.
Противоизносная: увеличивает срок эксплуатации механизмов топливной системы.
* Процесс Фишера — Тропша — химическая реакция, происходящая в присутствии катализатора, в которой монооксид углерода (CO) и водород h3 преобразуются в различные жидкие углеводороды. Обычно используются катализаторы, содержащие железо и кобальт. Принципиальное значение этого процесса — производство синтетических углеводородов
Беларусь ограничила поставки топлива в Украину: дефицита не будет, а вот цена может увеличиться | Громадское телевидение
1
Почему приостановили поставки?
В Беларуси сообщили, что Россия начала поставлять некачественную нефть, которую невозможно использовать для переработки и которая может повредить оборудование нефтеперерабатывающих заводов. В частности, поступило 700 тыс. тонн некачественной российской нефти — и российская сторона в лице АО «Транснефть» это признала.
В то же время Беларусь должна провести посевную кампанию, для которой понадобятся дополнительные объемы горючего.
Топливный эксперт, директор центра «Психея» Геннадий Рябцев объясняет: «На Мозырском НПЗ, который является основным поставщиком нефтепродуктов в Украине, это [некачественная нефть] привело к перерасходу реагентов, но они не сократили выпуск товарной продукции требуемого качества. Новополоцкий НПЗ временно решил снизить загрузку на 40%».
2
Сколько топлива импортирует Украина?
«В последние несколько лет Украина импортирует 85% дизельного топлива, 50% бензина и 60% сжиженного газа. При этом 40% дизтоплива мы покупаем у России, у Беларуси — треть, 10-15% выработали самостоятельно, остальное — импорт из других стран, например, из Румынии и из Литвы. На рынке бензина ситуация несколько иная: половину потребностей Украина выработала, 30% купили у Беларуси и 20% — у Литвы», — рассказывает директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. То есть в группе риска — треть объемов топлива.
«По оптимистическому сценарию нужно найти 80-100 тысяч тонн, по пессимистическому — 150-180 тысяч. Успех этой непростой программы будет зависеть от того, насколько ответственно белорусские НПЗ и Белорусская нефтяная компания подойдут к информированию рынка о перспективах восстановления отгрузок», — считает Сергей Куюн.
«Очевидно, что в мае поставки из Беларуси в Украину будут существенно уменьшены. Рынок должен заместить большой объем дизельного топлива», — заявил Сергей Куюн.
3
Возникнут ли проблемы с наличием бензина и дизельного топлива?
Топливный эксперт, директор центра «Психея» Геннадий Рябцев призывает бизнес и автомобилистов не паниковать, поскольку о полном прекращении поставок речь не идет:
«Несмотря на проблемы, которые возникли, белорусская сторона заверила своих иностранных контрагентов, что выполнит все свои обязательства».
4
Чем заменить белорусское топливо?
Эксперты отмечают — Украина пока обеспечена достаточным запасом дизельного топлива. Его сформировали под посевную кампанию, которая в этом году сместилась на конец апреля из-за плохой погоды.
Бензин же, по словам Сергея Куюна, заменят украинским или импортом из Литвы и Румынии.
«Основными источниками поставок по замещению белорусских нефтепродуктов станет импорт по морю и, возможно, НПЗ «Укртатнафта», который сможет нарастить переработку. Также в мае сохранится высокий уровень прокачки российского дизтоплива нефтепродуктопроводом «ПрикарпатЗападтранс» — около 280 тыс. тонн», — подчеркивает Куюн.
5
Что подорожает: бензин и дизтопливо?
Сергей Куюн прогнозирует, что цена вырастет максимум до 2 гривен на одном литре: одна гривна — из-за колебаний на мировом рынке, еще одна — из-за перехода на альтернативные поставки дизтоплива в мае.
Однако, он объясняет, что подорожание вызывают не проблемы с поставками в Украину, а то, что на мировом рынке нефти уменьшились поставки из Ирана и Венесуэлы.
Напомним, Россия запретила экспортировать в Украину нефть, битумные нефтепродукты, асфальтовые смеси. Нефтепродуктов и угля запрет не коснулся — на них распространяется режим специальных разрешений.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Россия ограничила экспорт нефтепродуктов и угля в Украине. Эксперты уверяют — проблем не будет
Почему вырастут цены на украинских АЗС
Месяц без «Роснефти»: На украинских АЗС ожидается дефицит и ажиотажный рост цен
Открытые источники
В апреле украинский рынок остался без нефтепродуктов с российских заводов «Роснефти». После того как силовики заблокировали деятельность сети заправок Glusco, швейцарский трейдер Proton, который обеспечивал пятую часть поставок всего потребляемого в Украине дизеля и автогаза, объявил о приостановке деятельности. Заменить трейдера и восполнить объемы отгрузок пока не удалось.
Это значительно усилило напряженность на рынке нефтепродуктов, который и без того переживал не самое простое время: стоимость автогаза на стелах АЗС уже перевалила за 16 грн/л, дизтопливо уверенно подбирается к отметке 30 грн/л, а бензин А-95 отметку в 30 грн/л уверенно перешагнул. Дальше будет еще жарче, предупреждают эксперты. Во второй половине апреля — мае определять ситуацию на рынке будет острая нехватка топлива, которая будет провоцировать рост цен. Даже 5% нехватки в общем балансе потребления любого вида автотоплива достаточно, чтобы цена выросла в полтора раза. Так уже было со сжиженным газом летом 2017 года, напоминают эксперты.
Силовики «закошмарили» топливный рынок
В разгар посевной компании, традиционно съедающей львиную долю запасов дизтоплива в стране, и накануне сезонного роста потребления автогаза в теплое время года зависимый от импорта нефтепродуктов украинский рынок остался без дешевого ресурса, который поставлялся из российских заводов «Роснефти». Единственный поставщик этой продукции, швейцарский трейдер Proton Energy Group S.A., с 1 апреля был вынужден остановить отгрузки в Украину. На долю трейдера по итогам прошлого года приходилось 23,4% всех поставок дизтоплива и 22,3% автогаза – более одной пятой объема потребления в стране.
Новости по теме
Proton предупредил контрагентов об остановке поставок заблаговременно – в середине марта. Последней каплей для трейдера стали масштабные обыски силовиков на объектах сети АЗС Glusco. Силовики парализовали работу топливной сети и возможность выполнить обязательства перед оптовыми покупателями. Станции также атаковали радикалы из «Национального корпуса». Они перекрывают заезды на АЗС сети бетонными блоками, а фасад, двери и окна обливают краской.
Событиям предшествовал незаконный арест технологического объема дизтоплива рыночной стоимостью около 75 млн долл., которое НАБУ заблокировало на украинском участке нефтепродуктопровода «Самара – Западное направление», принадлежащего компании «ПрикарпатЗападтранс». После этого СНБО принял решение о национализации нефтепродуктопровода, что привело к полной остановке работы магистрали. «Как актив нефтепродуктопровод интересен лишь тогда, когда он работает и генерирует прибыль. Без работы труба создает только значительные убытки – ее нужно обслуживать, охранять», — пояснил корреспонденту 112ua.tv логику действий властей по отношению к трубе высокопоставленный источник из окружения президента. Власти не скрывают целей – они хотели любыми способами добиться остановки работы нефтепродуктопровода и нанести убытки его собственникам.
На аналогичных основаниях силовики «кошмарили» весь рынок. Участникам рынка звонили и требовали отказаться от ресурса Proton. Оптовики и крупные топливные сети, работавшие со швейцарским трейдером, небезосновательно опасались, что за этими предупреждениями стоит реальная угроза обездвижения по различным поводам объемов приобретенных ими нефтепродуктов, в том числе и на границе. Это грозило огромными финансовыми потерями.
«С уходом Proton Energy и Нисана Моисеева все понятно: его бизнес в Украине оказался под прессом силовиков. Он решил не дожидаться, пока эти проблемы перекинутся на его контрагентов – крупнейшие компании страны. Решил не подвергать партнеров риску и уйти», — сказал в комментарии 112ua.tv директор «А-95» Сергей Куюн.
Действуя таким образом, власти сознательно шли на риск создания ценовой напряженности на топливном рынке. Источник в окружении президента подтвердил, что с «Роснефтью», ресурс которой поставлял Proton, даже не пытались провести консультации. Ставку делали на то, что компания не захочет терять украинский рынок и сама быстро найдет замену Proton.
Новым трейдером мог стать Coral Energy, но поставок до сих пор нет и в апреле не будет.
«Coral – трейдер с азербайджанскими корнями – компания имеет офисы в различных странах. В Украине она хорошо знакома, привозит большие объемы по морю, поставляет из Беларуси. На рынке компания сообщила, что подписала контракт с «Роснефтью», но поставок пока нет, и это создает большую нервозность», — рассказал 112ua.tv Сергей Куюн.
Но даже если Coral начнет работать с «Роснефтью», понадобится определенное время, чтобы наладить процесс поставок.
«Наладить работу с такой огромной компанией, как «Роснефть», не так просто. Proton тоже не сразу вышел на стабильные рельсы, да и на протяжении всех пяти лет работы были определенные шероховатости», — отмечает Куюн.
Что будет с ценами на АЗС
Украине нужно готовиться к худшему сценарию. Как известно, рынок автотоплива очень зависим от импорта в целом. В прошлом году Украина импортировала 84% дизтоплива, 79% автогаза и половину (51%) всего потребляемого в стране бензина.
А-95
Есть только два пути, с помощью которых мы можем обеспечивать себя импортными нефтепродуктами, – по морю и по железной дороге из России и Беларуси. Морские поставки традиционно дорогие – не только потому, что нефтепродукты закупаются в вотчине европейских трейдеров, но и из-за логистики: после прибытия в порт судов, фрахт которых обходится в кругленькую сумму, нефтепродукты перегружаются в железнодорожные цистерны. Поставки нефтепродуктов из России и Беларуси по железной дороге до последнего времени были альтернативой, микшировавшей цены в сторону понижения.
Самым выгодным способом транспортировки в Украину дизеля был трубопровод «ПрикарпатЗападтранс». Поставки по трубе обходились дешевле железнодорожной логистики и дорогой морской перевалки. Трубопровод возобновил работу в 2017 году благодаря Proton Energy Group S.A., которая подписала контракт на поставки топлива с венгерским концерном MOL. Proton и другие европейские компании вложили в восстановление работы украинского трубопроводного проекта более 550 млн долларов.
Новости по теме
В последние три года загрузка нефтепродуктопровода снижалась, основной причиной было введение летом 2019 года специальной пошлины в размере 3,75% (затем она была увеличена до 4%) на трубопроводные поставки российского дизтоплива. В итоге если в 2018 году импорт через «ПрикарпатЗападтранс» составил 1,98 млн т (30,5%), то в 2019 году – 1,23 млн т (17,76%), а в 2020-м – 635 тыс. т (8,57%), что не способствовало ослаблению цен. Его полная остановка, которая произошла в результате решения СНБО, не добавила оптимизма ситуации.
Еще с зимы, под влиянием общемировых трендов, украинский рынок нефтепродуктов переживает непростые времена. По данным ценового мониторинга консалтингового агентства «А-95», 2 апреля средняя цена автогаза, который в холодные месяцы стоил 12-13 грн/л, достигла 15,77 грн/л. Цена дизтоплива с отметки 26 грн/л выросла до 28,27 грн/л. Бензин А-95 подрос с 26 грн/л до 29,06 грн/л. И это только средние значения. На стелах крупнейших автозаправочных сетей цены уже значительно превышают эти показатели.
WOG
ОККО
Klo
Не вызывает сомнений, что рынок доживает последние спокойные деньки, которые вскоре сменятся ралли. Остановка поставок «Роснефти» в апреле рисует дыру в балансе рынка ДТ в объеме 150-220 тыс. т. При любом из значений данного диапазона избежать ограниченного предложения и роста цен не удастся, пишет издание Enkorr.
«Сказать более определенно, что будет с ценами сейчас, невозможно. Нет ясности, как будет развиваться ситуация. Ясно одно – цена будет расти. Насколько? Прогнозировать сложно. Все зависит от глубины дефицита. Иногда 5% нехватки достаточно, чтобы цена выросла в полтора раза, как было со сжиженным газом летом 2017 года», — сказал 112ua.tv Сергей Куюн.
В апреле розничные цены автогаза полностью отображают изменения оптовых котировок. Но вот в мае ситуация остается под вопросом, сказал 112ua.tv CEO GT group Владислав Колодяжный. «Наличие переходящих с марта остатков и закупленных на апрель спотов в совокупности с интенсификацией поставок с альтернативных направлений позволяет оптимистично смотреть наполнение баланса в апреле, но этих потоков явно недостаточно для мая. Отсутствие объемов «Роснефти» в мае может привести еще к одному скачку цен на фоне ажиотажных закупок спотовых объемов и «высоких» смежных рынков», — говорит эксперт.
Прогнозировать точные значения на стелах не решается никто. Есть четкое понимание, что снижаться они точно не будут, а умеренные ожидания в отношении роста в пределах 1 грн/л больше не актуальны.
Рынок замер в большой неопределенности, говорит Сергей Куюн: «С одной стороны, ситуация напряженная и способствует активизации импортных поставок – с другой стороны, рынок еще не забыл май 2019 года, когда возникла пауза в поставках из-за изменения порядка оформления экспорта из РФ. Тогда объемы поставок «Роснефти» значительно превышали нынешние – они доходили до 300 тыс. т против нынешних 170-180 тыс. т. Бизнес законтрактовал огромные партии более дорогих нефтепродуктов, в частности с моря, но затем российский импорт открылся и многие получили убытки. Это к тому, что рынок будет ждать ясности до конца, пока запасы будут таять».
Дополнительным фактором давления на цены в сторону повышения станет уход в мае на плановый капитальный ремонт ключевого поставщика нефтепродуктов (бензина и дизтоплива) в Украину из Беларуси — Мозырского НПЗ. Новополоцкий НПЗ остановился еще в конце марта.
За все заплатят простые украинцы
Власти действуют без страховки. Лишая украинский рынок пятой части потребляемых объемов дизеля и автогаза, разрушая систему отгрузок, которая работала как часы, Зе-команда не создала никаких инструментов и реальных рычагов, с помощью которых можно было бы остановить ажиотажный рост цен. Ожидаемо, он ляжет на плечи простых потребителей.
Не обсуждается даже теоретически создание стабилизационных запасов нефтепродуктов и рыночных инструментов ресурсных интервенций для недопущения спекулятивного и ажиотажного роста цен на нефтепродукты. Власти не понимают, за счет каких источников запас мог бы быть профинансирован, подтвердил 112ua.tv источник из окружения президента.
До сих пор нет органа контроля над рынком, системы мониторинга ценовой ситуации, которая позволила бы понимать, что на нем происходит, и принимать упреждающие действия по его стабилизации.
Единственная инициатива, которую предложили власти, вызвала шквал критики и не была воспринята рынком. Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства направило на рассмотрение правительства проект постановления, которым предусматривается введение государственного регулирования цен на топливо в период карантина. В частности, предусматривается подача информации об изменении цен в электронном виде в Госпродпотребслужбу за 20 дней до повышения.
Такие действия будут нарушать принципы конкуренции на рынке, сообщили в Нефтегазовой ассоциации Украины. Это также может усилить позицию «теневых АЗС», которым, в отличие от официальных игроков рынка, не нужно подавать свои декларации, считают в НАУ: «Преимущества получат «теневые операторы», которые эксплуатируют нелегальные АЗС, уклоняются от обязательных декларативных процедур ценообразования и в условиях практически отсутствия конкуренции и острой востребованности потребителями «наличного топлива» смогут значительно увеличить объем незаконных операций реализации нефтепродуктов, манипулировать ценами и продолжать уклоняться от уплаты налогов».
Сегодня в Украине и без этого нелегально продается пятая часть бензина и треть объемов автогаза.
Елена Голубева
Может ли нефть и газ спасти самую бедную страну Европы?
Украина в настоящее время является самой бедной страной Европы (на душу населения), обогнав давнего лидера Молдову в 2018 году. Страна, чьи богатые запасы угля стимулировали ее превращение в ведущую промышленную и сельскохозяйственную державу Советского Союза, в течение последнего 30 лет, стать хронически неуспевающим придатком Европы. Положение дел в энергетическом секторе Украины отражает состояние экономики в целом — устаревшая инфраструктура, отсутствие долгосрочных инвестиций и непоколебимая склонность к плохому менеджменту создали тройной удар, с которым Киев до сих пор не мог справиться.В то же время ее восточный сосед Россия внесла ощутимый вклад в хаос и неразбериху, и именно на фоне все еще бушующего конфликта на Донбассе украинские власти пытаются реанимировать добычу нефти и газа.
Борясь с постепенно снижающейся добычей газа на зрелых месторождениях, которые были открыты еще в советское время в 1960-1970-х годах, Украина рассматривает свою национальную нефтегазовую компанию «Нафтогаз» как канал к увеличению внутренней добычи и, как следствие, к повышению энергетической безопасности.Традиционно Нафтогаз контролировал почти четыре пятых украинской добычи газа — это, безусловно, верно для среднего показателя 2010-х годов, хотя необходимо отметить, что в 2010 году Нафтогаз произвел 89% всей добычи газа в Украине по сравнению с 76% в 2020 году. Основная причина поскольку эта тенденция проистекает из зрелости добывающих активов Нафтогаза, коэффициент выработки Шебелинского и Крестишенского месторождений вырос до 90% к концу десятилетия, в то время как новые газовые активы эквивалентного количества, планируемые к реализации, похоже, отсутствуют.
График 1. Добыча газа в Украине в целом и Нафтогазом в частности в 2010-2020 гг. (Млрд куб. М в год).
Источник: Минэнерго Украины, Нафтогаз Украины.
Принимая во внимание все вышесказанное, кажется несколько нелогичным, что премьер-министр Украины Денис Шмыгаль объявил, что к 2025 году Украина должна отказаться от импорта газа. От украинских политиков часто можно услышать, что Украина стала более самодостаточной с точки зрения своих потребностей в газе, однако единственная причина, по которой это произошло, заключается в том, что общее потребление в Украине резко упало с 2014 года.Лишь в последние пару лет спрос вернулся в фазу роста. Общий спрос на газ в Украине увеличился на 8% в годовом исчислении до 32,29 млрд кубометров в 2020 году, в то время как добыча газа снижается — на первый взгляд кажется, что все указывает на то, что такие сжатые сроки предвещают верную неудачу.
График 2. Ежемесячное потребление газа Украиной в 2014-2021 гг. (Млрд куб. М в месяц).
Источник: Министерство финансов Украины.
Государственное вмешательство было основной первопричиной бесхозяйственности в современной истории Нафтогаза — искушение легких денег, поступающих за счет транзитных сборов Газпрома, или соблазн мутных схем в контрактах на импорт газа никогда не было легко избавиться.Генеральный директор Андрей Коболев попытался ослабить контроль правительства над тем, как распределяются доходы Нафтогаза, и теперь, когда его мандат продлен до 2024 года и больше никаких выборов на горизонте, он, наконец, может провести пару лет «молчания», сосредоточившись на украинской ННК. основная роль, обеспечивающая энергию. В то же время необходимо сказать, что государственное вмешательство может иметь и положительную сторону, как показали недавние шаги в Министерстве энергетики Украины. Стремясь противодействовать прохладному международному интересу к первому в стране раунду международного лицензирования, правительство выделило Нафтогазу несколько многообещающих лицензионных блоков.
Связано: Нефтяные месторождения крупнейшие однодневные убытки с апреля 2020 года
Эти активы могут обеспечить резервную базу для будущего роста. Блок «Дельфин» является наиболее многообещающим оффшорным активом Украины (предполагается, что на украинском Черном море находится 150 млрд кубометров газа), в то время как блок «Юзовский» является наиболее многообещающим сланцевым участком Украины, хотя и расположен относительно недалеко от линии фронта на Донбассе. В отношении этих блоков «Нафтогаз» сталкивается с двойной дилеммой. Учитывая, что большая часть добываемых в настоящее время береговых активов компании носит традиционный характер, ей не хватает опыта и ноу-хау в сланцевых и морских месторождениях, однако, что, возможно, еще более важно, у нее нет финансовых средств для запуска своей амбициозной кампании по бурению.Спад на рынке, вызванный COVID, поставил в тупик финансовое положение Нафтогаза, упав на отрицательную территорию после периода получения прибыли 2018-2019 гг. В то же время правительство Украины поддерживает амбициозные долгосрочные цели для своего крупнейшего национального налогоплательщика:
- Инвестирование 21 миллиарда долларов США в геологоразведочные работы в период 2021-2030 годов, из которых 7,3 миллиарда долларов США в 2021-2025 годах
- Утроение компании база доказанных запасов с текущего уровня в 158 млрд куб. м до 500 млрд куб. м к 2025 г.
- Расширение использования возобновляемых источников энергии, включая строительство ветряных электростанций в Черном море
Уравновесить эти интересы, особенно в неспокойном политическом климате Украины, непросто подвиг.Например, средняя цена, которую Украина платит за импортный газ, снова начала расти (см. График 3) — и, хотя для Киева было полезно, что Газпром перестал публиковать свои цены с летних месяцев 2020 года, стоимость все равно снизится. на плечах Нафтогаза. В то же время Нафтогаз больше не может рассчитывать на то, что доходы от транзита улучшат его финансовое положение. Одним из ключевых принципов трансформации украинской ННК в рыночную компанию было выделение всех ее транспортных активов в отдельное предприятие — Магистральные газопроводы Украины (Магистральные газопроводы Украины, МГУ).
График 3. Средняя цена на газ Газпрома в Европе в сравнении со стоимостью обратных закупок газа Украиной в 2015-2021 гг. (Долл. США за 1000 м3).
Источник: Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины; Газпром.
Таким образом, Нафтогаз избавился от гигантской задачи по модернизации ветхой газотранспортной инфраструктуры всей страны, то есть освободил ее баланс, а также устранил один из главных геополитических раздражителей своей деятельности — казалось бы, бесконечный российский рынок. Украинский газовый спор.С другой стороны, доходы от транзита могли предоставить временную помощь в финансировании расширения добычи Нафтогаза. Украинское правительство по-прежнему будет получать доход от транзита, поскольку МГУ является государственной компанией, однако Нафтогаз будет исключен из этой цепочки транзакций.
Это не означает, что амбициозные планы Нафтогаза обречены на провал. Украина по-прежнему обладает значительными запасами углеводородов, и, несмотря на разговоры о достижении углеродной нейтральности к 2040 году, Киев полностью поддержит увеличение добычи нефти и газа, независимо от того, будет ли это традиционная добыча на суше, на море или в сланцах.Таким образом, изменения, спонсируемые ЕС / МВФ, в какой-то момент позволят Нафтогазу стать более прибыльным в будущем, хотя эффект от этих изменений, скорее всего, будет действовать в гораздо более длительные сроки, чем предполагают украинские власти. Тем не менее, если есть время для наращивания производства, так это сейчас. Газовые войны между Москвой и Киевом маловероятны в ближайшие годы благодаря 5-летнему контракту на транспортировку, подписанному в конце 2019 года, но конфликтный потенциал все еще существует, особенно по мере приближения к 2024-2025 годам.
Виктор Катона
Другие популярные материалы с сайта Oilprice.com:
Украина отклоняет предложение российского газа, поскольку переговоры заканчиваются без сделки
11.06.2014
Украина отклонила предложение российского газа, так как переговоры завершились без сделки
ЕВА КРУКОВСКАЯ, ЕЛЕНА МАЗНЕВА и ВОЛОДИМИР ВЕРБЯНЫЙ
БРЮССЕЛЬ, Бельгия (Bloomberg) — Украина отклонила предложение России о цене будущих поставок природного газа, поскольку переговоры при посредничестве Европейского Союза в Брюсселе завершились без соглашения.
Россия предложила поставлять газ по цене примерно на 20% ниже нынешней. Украина заявила, что этот уровень все еще больше, чем она готова платить, заявил на пресс-конференции после трехсторонней встречи комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер. Министр энергетики России сказал, что страна также требует 1,95 миллиарда долларов на прошлые поставки топлива до 16 июня, в противном случае она может сократить поставки.
«В следующие 48 часов мы постараемся добиться прогресса, а не тратить время зря», — сказал Эттингер. «До понедельника совсем скоро, так что еще есть хорошая возможность.”
ЕС, зависящий от российского газа, поставляемого через Украину примерно на 15% его поставок, пытается заключить сделку по поддержанию поставок в условиях спора по поводу платежей за топливо. На Украине правительственные силы и повстанцы, заявляющие о своей принадлежности к России, продолжают столкновения на востоке страны.
Спор
Эттингер надеется, что в ближайшие дни может быть достигнуто соглашение о прекращении спора о цене на газ, сказал он на пресс-конференции.
Россия предложила «компромиссный» пакет, поставляя Украине топливо по цене 385 долларов за 1 000 кубометров, что на 100 долларов ниже текущей цены, сказал Новак.По его словам, эта скидка аналогична той, которую Россия предоставила Украине с 2010 по апрель этого года.
Россия может гарантировать скидку с апреля по следующие 12 месяцев, если Украина будет готова погасить свои долги, по словам Новака.
Украина должна сначала выплатить 1,45 миллиарда долларов за последние два месяца 2013 года и дополнительно 500 миллионов долларов в качестве части долга за газ, полученного в апреле и мае, сказал Новак. По его словам, если к утру 16 июня не будет произведена оплата, Украина будет получать топливо только за предоплату по текущей цене.
Следующим шагом будет погашение остальной части долга за апрель и май, которая, по словам Новака, составит 2,35 миллиарда долларов по новой цене.
Аннулирован
«В течение года мы готовы предоставить соответствующие гарантии или подписать необходимые документы», — сказал Новак.
В ответ министр энергетики Украины Юрий Продан заявил, что его страна готова платить, как только Россия установит «справедливую» рыночную цену. По его словам, предложенная правительственная скидка может быть отменена в любой момент.Россия уже делала это однажды, заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк сегодня, 11 июня, накануне переговоров в Киеве.
«Мы знаем русские фокусы», — сказал Яценюк.
Государственная энергетическая компания НАК «Нафтогаз Украины» подает в международный арбитраж в Стокгольме, если Россия не сможет согласовать цену. По словам Продана, Украина могла бы получать газ из ЕС по значительно более низкой цене по так называемому обратному маршруту. Если Россия прекратит поставки, «Украина сделает максимально возможный реверс и дождется решения Стокгольмского арбитража», — сказал он.
Украина отказалась платить после того, как в апреле Россия подняла цену на газ на 81%. Поставщик ОАО «Газпром» отменил ценовую скидку, предоставленную в декабре из-за растущих долгов Украины, в то время как Россия лишила своего соседа льготы по экспортной пошлине 2010 года, которую она обменяла на аренду порта своего Черноморского флота в Крыму, который президент России Владимир Путин аннексировал в Марш.
Скидка
«Если наши предложения будут отклонены, события дойдут до совершенно другой стадии», — сказал Путин сегодня в Москве за несколько минут до завершения переговоров в Брюсселе.
Если Украине нужны гарантии, что Россия не отменит новую скидку, правительство в Москве должно рассмотреть этот вопрос. Но если меньшая страна сочтет скидку слишком низкой и захочет больше, «все это дело заведомо заведет в тупик», — сказал Путин.
Нет никаких гарантий, что в ближайшие дни будет достигнута договоренность, потому что с приходом лета давление снимается, — сказала Екатерина Родина, нефтегазовый аналитик банка ВТБ в Москве.
Россия продемонстрировала свою готовность к переговорам, предложив скидки и продление срока погашения долга, в то время как Европе и Украине удалось накопить значительные запасы газа в подземных хранилищах, сказала Родина.
«Когда все будет удобно и нет насущного вопроса — морозной погоды — переговоры могут быть продлены до сентября».
ЕС добивается переговоров с Россией в середине апреля, Украина по газу
Барбара Льюис, Герт Де Клерк
БРЮССЕЛЬ (Рейтер) — Европейская комиссия намерена в этом месяце провести больше переговоров между Россией и Украиной, чтобы попытаться продлить скидку о ценах на газ для Киева, заявил в среду вице-президент Комиссии Марош Шефчович.
Рабочий поворачивает вентиль в подземном хранилище газа возле Строго 21 мая 2014 года. REUTERS / Глеб Гаранич
Россия, Украина и Европейская комиссия провели предварительные переговоры в Брюсселе в прошлом месяце.
После этого вводного раунда Шефкович сказал, что написал в Россию и Украину и нацелился на дальнейшие трехсторонние обсуждения в середине апреля.
Он сказал репортерам, что вопросник, включенный в письмо, поднял ряд вопросов, в том числе пункт «бери или плати» Газпрома, который обязывает Украину покупать объемы газа, даже если они ей не нужны.
Последняя газовая сделка между Россией и Украиной истекла во вторник, и Шефкович выразил надежду, что для Киева можно будет договориться о более выгодных условиях.
Во вторник информационное агентство ТАСС сообщило, что Россия продлит скидки на газ для Украины на второй квартал, но любые дальнейшие решения будут приняты через три месяца и будут зависеть от цены на нефть.
В прошлом году Россия отключила газ Украине из-за спора по неоплаченным счетам. Потоки газа возобновились после того, как сделка была проведена при посредничестве Комиссии, которая сильно заинтересована в обеспечении поставок на Украину, поскольку это основной маршрут транзита российского газа в Европейский Союз.
ЕС стремится снизить свою зависимость от российского газа, на который приходится около 30 процентов поставок ЕС, и разрабатывает маршрут, известный как Южный коридор, для транспортировки азербайджанского газа, а также топлива от других поставщиков за пределами России.
Шефкович выразил надежду, что в конечном итоге газ из Ирака и Ирана сможет помочь обеспечить безопасность поставок газа в ЕС, особенно после любой сделки с Ираном по обузданию его ядерной программы.
Переговорщики из шести мировых держав и Ирана встречаются в Швейцарии, чтобы попытаться выработать общее ядерное соглашение.
Отредактировано Филипом Бленкинсопом и Криспианом Балмером
Обладая ценой на природный газ против Украины, Путин, возможно, просчитался — Американский проект безопасности
Джейкоб Гласс, научный сотрудник ASP
Российский производитель природного газа «Газпром» объявил на прошлой неделе о повышении более чем на 40 процентов цены, которую Украина должна платить за свою энергию. Это заявление усиливает давление на новое правительство Украины, которое импортирует 60 процентов своего природного газа из России и балансирует на грани финансового кризиса.Повышение цен, которое широко рассматривается как наказание за разворот Украины в сторону Европы, не стало неожиданностью для международного сообщества. С 2006 года Россия дважды закрывала газовые клапаны, чтобы добиться от Украины политических уступок и напомнить европейским странам, которые их поставляют. Таким образом, президент России Владимир Путин попытался использовать монополию Москвы на поставки природного газа, чтобы сохранить влияние на бывший советский блок и использовать энергетически зависимые европейские правительства.
Но ландшафт, на котором будет вестись эта последняя геополитическая битва, основанная на энергии, меняется. Сдвиг энергетических рынков и возобновление обязательств Европы по отказу от импорта российского газа означают, что расчеты Путина могут оказаться дорогостоящими. Может ли это означать конец использования Путиным природного газа в качестве инструмента государственной власти в России?
«Это радикально изменившийся рынок», — сказал в недавнем интервью Карлос Паскуаль, бывший посол США в Украине, который возглавляет Бюро энергетических ресурсов Государственного департамента.
Посол Паскуаль прав.
Когда Россия в последний раз прервала экспорт газа, зависимость Европы была до боли очевидна. Москва сократила поставки газа на Украину в 2009 году после того, как Киев не согласился с требованиями России по ценам и торговым тарифам. Последующий кризис привел к экономическим проблемам на Балканах и в таких странах, как Венгрия и Словакия, и оставил многих жителей Центральной Европы без тепла в январе. В то время ресурсы сланцевого газа в Европе не разрабатывались, и полный масштаб американской газовой революции еще не был известен.Короче говоря, Россия была единственной игрой в городе и, таким образом, могла манипулировать газовым рынком по своему желанию.
Теперь Управление энергетической информации США прогнозирует, что европейские страны располагают примерно 470 триллионами кубических футов доступных ресурсов газа — огромная сумма, учитывая, что Европа потребляет всего 18 триллионов кубических футов в год. Сама Украина предприняла многообещающие шаги по развитию внутреннего производства. В прошлом году Chevron и Royal Dutch Shell подписали сделки по инвестированию 350 миллионов долларов в пятилетние программы разведки газа и 10 миллиардов долларов в развитие бурения в западной части страны.
В Соединенных Штатах достижения в области гидроразрыва пласта или гидроразрыва пласта привели к тому, что добыча природного газа в США превзошла объем добычи в России. Газовый бум в США побудил производителей и законодателей изучить возможность экспорта сжиженного природного газа (СПГ) в Европу, что, по мнению некоторых, может серьезно подорвать стратегические позиции России. На сегодняшний день американские компании подали 21 заявку в Министерство энергетики на экспорт в страны, не имеющие Соглашения о свободной торговле с США.S. (для стран, имеющих соглашения о свободной торговле, получить разрешения намного проще), шесть из которых были приняты. Хотя большинство американских экспортных терминалов находятся на ранних стадиях развития, первый, Sabine Pass, Texas, управляемый Cheniere Energy, планируется открыть в конце 2015 года, что повлечет за собой геополитические последствия, которые могут изменить правила игры в экспорте природного газа из США.
Несмотря на эти достижения, решение энергетической зависимости Европы от России будет нелегким. В большей части Европы отсутствует инфраструктура или режим регулирования для увеличения добычи газа, чтобы компенсировать импорт из России.Более того, «гидроразрыв» вызвал споры со стороны защитников окружающей среды и правительств по всей Европе. Такие страны, как Нидерланды, Германия, Дания и Ирландия, имеют исключительно строгие (и длительные) процедуры утверждения, вызванные нежеланием общественности, в то время как Франция и Болгария полностью запретили гидроразрыв. Хотя лидеры США заявляют, что хотят дополнить Европу американским природным газом, у США могут быть ограниченные возможности противодействия России. Отсутствие инфраструктуры по обе стороны Атлантики означает, что в ближайшее время газ перестанет поступать.Между тем, цены также являются серьезным препятствием — Европа имеет неиспользованные импортные мощности для СПГ, потому что цена на СПГ в Азии намного выше, чем в Европе.
Забегая вперед всего на несколько лет, окончание игры в России становится неясным. Подобно тому, как Европа зависит от импорта газа, Россия в равной, если не большей степени, зависит от экспорта газа. На энергоресурсы приходится примерно 70 процентов годового экспорта России, а объем продаж газа «Газпромом» составляет 13 процентов. Прибыль от газа была финансовой основой, на которой Путин модернизировал российскую армию и финансировал Олимпийские игры в Сочи.Без устойчивого европейского рынка газа российская экономика сильно пострадает.
Богатство, полученное за счет экспорта газа, также позволило Путину сохранить общественную поддержку в России и снискать расположение деловой элиты страны. Большая часть этого богатства была выведена российскими олигархами и теперь находится на счетах в кипрских банках или в лондонской недвижимости. Но если его геополитические маневры начнут урезать прибыли Газпрома и других производителей газа, Путин, возможно, больше не сможет рассчитывать на политическую поддержку со стороны тех, кто разбогател за счет государства — конечно, нет, если его внешнеполитические цели значительно расходятся с их коммерческие амбиции.
Их зависимость от поставок российского газа может послужить тревожным сигналом для Европы. Если это так, то это заставило тех, кто находится в Брюсселе, предпринять серьезные шаги по снижению зависимости от Москвы. Ударяя Украину резким повышением цен на газ, Путин руководствуется своим традиционным сценарием. Но по мере того, как энергетический ландшафт меняется, на этот раз он, возможно, недостаточно думает о том, чтобы двигаться вперед.
Россия и Украина договорились о транзите газа | Новости | DW
Россия и Украина в четверг подписали «принципиальное соглашение» о продолжении транзита российского газа через территорию Украины.
Вице-президент Европейской комиссии Марош Шефкович объявил об этом в Берлине за несколько дней до истечения срока сделки в конце 2019 года.
Подробнее: Мнение: Европа должна сохранить контроль над своей энергетической безопасностью
«После этих очень интенсивных переговоры Я очень рад сообщить, что мы достигли принципиального соглашения по всем ключевым элементам », — сказал Шефчович, добавив, что более подробная информация о соглашении будет обсуждена в пятницу.
По словам представителя Европейского Союза (ЕС), соглашение охватывает «все ключевые элементы» и говорит, что это «очень хорошие и очень позитивные новости для Европы, для России, для Украины, для газовых рынков и для граждан во всех странах. .»
Ряд стран-членов ЕС полагаются на поставку природного газа через Украину из России, которая часто прерывалась из-за споров.
Напряженность Москва-Киев
» Сегодня мы действительно хорошо поработали, мы подготовил подробный протокол », — сказал министр энергетики России Александр Новак.« Я надеюсь, что мы скоро сможем прийти к постоянным договоренностям ».
Ранее сегодня президент России Владимир Путин заявил на пресс-конференции, транслированной местными СМИ, что Москва хочет сохранить природный газ транзит через Украину после ввода в строй двух новых газопроводов.
«Несмотря на строительство новых инфраструктурных проектов, таких как Северный поток, Северный поток 2 и Турецкий поток, мы сохраним транзит через Украину», — сказал российский лидер.
Эта сделка особенно важна для Украины, поскольку она имеет собственные поставки газа в несколько частей страны.
Киев искал долгосрочную сделку, которая также обеспечивала бы такие поставки.
«Приоритетом для Украины является подписание долгосрочного соглашения с определенными объемами транспортировки газа для обеспечения стабильности на европейских энергетических рынках и снижения цен для конечных потребителей», — говорится в заявлении Министерства энергетики Украины на этой неделе.
Сообщается, что Россия ищет только краткосрочную сделку.
Напряженность между Киевом и Москвой обострилась в последние годы после аннексии Россией украинского полуострова Крым в 2014 году, а также ее поддержки сепаратистов на востоке Украины.
mvb / rc (AP, AFP, dpa)
DW рассылает ежедневную подборку новостей и функций дня. Подпишите здесь.
• Украина: поставки и потребление природного газа в 2019 году
• Украина: поставки и потребление природного газа в 2019 году | Statista
Попробуйте наше корпоративное решение бесплатно!
(212) 419-8286
Хэдли[email protected]
Другая статистика по теме
Пожалуйста, создайте учетную запись сотрудника, чтобы иметь возможность отмечать статистику как избранную.
Затем вы можете получить доступ к своей любимой статистике через звездочку в заголовке.
Зарегистрироваться
Пожалуйста, авторизуйтесь, перейдя в «Моя учетная запись» → «Администрирование».После этого вы сможете отмечать статистику как избранную и использовать персональные статистические оповещения.
Аутентифицировать
Сохранить статистику в формате .XLS
Вы можете загрузить эту статистику только как премиум-пользователь.
Сохранить статистику в формате .PNG
Вы можете загрузить эту статистику только как премиум-пользователь.
Сохранить статистику в формате .PDF
Вы можете загрузить эту статистику только как премиум-пользователь.
Показать ссылки на источники
Как премиум-пользователь вы получаете доступ к подробным ссылкам на источники и справочной информации об этой статистике.
Показать подробные сведения об этой статистике
Как премиум-пользователь вы получаете доступ к справочной информации и сведениям о выпуске этой статистики.
Статистика закладок
Как только эта статистика будет обновлена, вы сразу же получите уведомление по электронной почте.
Да, сохранить в избранном!
…и облегчить мою исследовательскую жизнь.
Изменить параметры статистики
Для использования этой функции вам потребуется как минимум Единственная учетная запись .
Базовая учетная запись
Познакомьтесь с платформой
У вас есть доступ только к базовой статистике.
Эта статистика не учтена в вашем аккаунте.
Единая учетная запись
Идеальная учетная запись начального уровня для индивидуальных пользователей
- Мгновенный доступ к статистике 1 м
- Скачать в формате XLS, PDF и PNG
- Подробные ссылки
59 $ 39 $ / месяц *
в первые 12 месяцев
Корпоративный аккаунт
Полный доступ
Корпоративное решение, включающее все функции.
* Цены не включают налог с продаж.
Самая важная статистика
Самая важная статистика
Самая важная статистика
Самая важная статистика
Самая важная статистика
самая важная статистика Дополнительная статистика
Темы
Природный газ в Канаде
Узнайте больше о том, как Statista может поддержать ваш бизнес.
НАК Нафтогас Украины. (7 февраля 2020 г.). Потребление и поставка природного газа из России и Европы в Украину с 2008 по 2019 год * (в миллиардах кубометров) [График]. В Statista. Получено 5 апреля 2021 г. с сайта https://www.statista.com/statistics/1006510/ukraine-natural-gas-supply-and-consuming/
НАК Нафтогас Украины. «Потребление и поставка природного газа из России и Европы в Украину с 2008 по 2019 * (в миллиардах кубометров)». Диаграмма. 7 февраля 2020 года. Statista. По состоянию на 05 апреля 2021 г.https://www.statista.com/statistics/1006510/ukraine-natural-gas-supply-and-consuming/
НАК «Нафтогас Украины». (2020). Потребление и поставка природного газа из России и Европы в Украину с 2008 по 2019 * (в миллиардах кубометров). Statista. Statista Inc .. Дата обращения: 5 апреля 2021 г. https://www.statista.com/statistics/1006510/ukraine-natural-gas-supply-and-consuming/
НАК Нафтогас Украины. «Потребление и поставка природного газа из России и Европы в Украине с 2008 по 2019 год * (в миллиардах кубических метров).«Statista, Statista Inc., 7 февраля 2020 г., https://www.statista.com/statistics/1006510/ukraine-natural-gas-supply-and-consuming/
НАК Нафтогас Украины, Потребление и поставка природного газа из России. и Европа в Украине с 2008 по 2019 год * (в миллиардах кубических метров) Statista, https://www.statista.com/statistics/1006510/ukraine-natural-gas-supply-and-consuming/ (последнее посещение — 5 апреля 2021 г. )
Обмен заключенными, арест в аэропорту, счета за газ и многое другое — Еженедельный отчет по Украине № 2, 11 — 17 января
Ситуация в зоне боевых действий
17 января украинские войска зафиксировали два нападения противника в зоне боевых действий на Донбассе, сообщает командование Операции объединенных сил.Так, в районе Широкино поддерживаемые Россией боевики вели огонь из противотанковых гранатометов.
Обмен заключенными. 16 января несколько российских СМИ заявили, что поддерживаемые Россией боевики на Донбассе готовы передать украинской стороне часть украинских заключенных, которых они удерживают, в то время как Виктор Медведчук, пророссийский политик на Украине, и закадычный друг Владимира Путина будет действовать как посредник.
По словам главы украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Леонида Кравчука, заявления лидеров марионеточных групп на Донбассе о том, что они хотят передать некоторых из пленных при посредничестве Медведчука, являются очередной попыткой Российской Федерации избежать этого. международные обязательства.
«Мы не можем не приветствовать возвращение наших граждан на подконтрольную правительству территорию», — сказал Кравчук, комментируя сообщения СМИ об освобождении украинских пленных на оккупированной территории.
«Посторонние лица не могут вмешиваться в межгосударственное или международное урегулирование вооруженных конфликтов. Не могу припомнить прецедента, когда непризнанное юридическое лицо передавало граждан физическому лицу », — добавил глава украинской делегации.
Граждане Украины будут возвращены в соответствии с нормами международного и внутреннего права, подтвердил Кравчук.
Протесты против повышения тарифов на коммунальные услуги заставляют правительство отступить
На прошлой неделе в Украине прошла серия митингов протеста против повышения коммунальных платежей.
15 января несколько десятков демонстрантов протестовали против повышения тарифов на коммунальные услуги на Майдане в Киеве. Подобные акции протеста прошли по всей Украине.
Митингующие требовали снизить счета за газ и электричество, а газопроводы передать в собственность общины.
Насколько выросли ставки? С 1 января в Украине резко выросли счета за газ. Цены, предлагаемые газораспределительными компаниями, варьируются от 6,99 до 10,8 грн (0,25–0,38 долларов США) за кубометр. Подорожали и цены на отопление, которые в зависимости от региона выросли на 5,5-50%.
Подорожали и цены на электроэнергию для бытовых потребителей. В последние дни декабря 2020 года правительство отменило сниженную цену на электроэнергию на первые 100 киловатт-часов и установило фиксированную цену для бытовых потребителей в размере 1 гривны.68 (0,06 доллара США) за киловатт-час. Ставка будет действовать до 31 марта 2021 года. После этого цена на электроэнергию для бытовых потребителей вырастет (в среднем на 30%). Точная дата неизвестна.
украинцев также будут платить более высокие счета за холодную воду. С января 2021 года тарифы на воду вырастут в среднем на 10-15 процентов.
Обещания правительства. Под давлением критики и падения рейтинга одобрения президент и правительство пообещали пересмотреть его повышение.Правительство намерено принять постановление 19 января о снижении цены на газ для бытовых потребителей до 7 гривен (0,25 доллара США) за кубический метр. С 1 февраля цена на газ по Украине будет ограничена 6,99 грн за кубометр, ставка распределения — 1,79 грн (0,06 доллара США).
Цена будет практически одинаковой по всей стране, в отличие от текущих различий.
Правительство подчеркнуло ответственность региональных газовых компаний: премьер-министр Шмыгаль отметил неправомерное поведение газовых компаний, поэтому правительство хочет ограничить цену на газ, чтобы избежать ситуации, когда «компании, обладающие региональной монополией, будут поднимать цены и манипулировать коммунальными услугами. счета.”
В декабре 2020 года 18 региональных газовых компаний группы РГК Дмитрия Фирташа были оштрафованы на 380 миллионов гривен (13,4 миллиона долларов США) за злоупотребление монопольным правом со стороны Антимонопольного комитета.
Антимонопольный комитет в ближайшее время рассмотрит обоснованность и прозрачность ценообразования на газ. При обнаружении нарушений контролирующим органам придется исправить ситуацию.
Министр финансов Украины Сергей Марченко заявил, что Международный валютный фонд обеспокоен возможным государственным регулированием цен на газ в нарушение обязательств Украины по меморандуму.
Лидер российской оппозиции Навальный арестован в аэропорту
Вечером 17 января лидер российской оппозиции Алексей Навальный был задержан на паспортном контроле в московском аэропорту Шереметьево по прибытии из Берлина, где его лечили после отравления.
Российская пенитенциарная служба сообщила, что Навальный был задержан из-за пропущенных им посещений уголовного органа исполнительной власти, ранее приговоренных к условному наказанию.
Amnesty International признала Навального узником совести и требует его немедленного и безоговорочного освобождения.
Навальный доставлен в отделение милиции в Химках Московской области.
Реакция ЕС. Президент Европейского совета Шарль Мишель и верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррелл призвали российские власти немедленно освободить Навального.
Реакция Украины. Украинская делегация в Парламентской ассамблее Совета Европы проводит разумные дебаты об отравлении Навального и последующем аресте в рамках оспаривания полномочий российской делегации.
Мария Мезенцева, глава украинской делегации, которая недавно сменила Лизу Ясько, заявила, что Навальный должен был выступить на заседании комитета ПАСЕ по правовым вопросам и правам человека 19 января. После ареста это вряд ли произойдет.
Мезенцева отметила, что украинская делегация обсуждает дело Навального и его возможные сроки. Между тем украинцы мало интересуются этим делом.
Навального по Украине и Крыму: 2014. Напомним, что в последние годы Навальный неоднократно заявлял, что Крым является частью России. Его заявления лишили его поддержки в Украине.
В октябре 2014 года Алексей Навальный дал интервью радио «Эхо Москвы». Интервью высоко оценили его сторонники, в частности, из-за того, что он сказал о Крыме.
Отвечая на вопрос «Крым наш?» Политик заявил: «Крым принадлежит людям, которые живут в Крыму», добавив, что «полуостров был захвачен с вопиющими нарушениями международного права, но теперь он является частью России.”
Навальный также сказал, что украинцы не должны дурачить себя: «Крым останется в составе России и никогда не станет частью Украины в ближайшем будущем». Он добавил, что, когда его изберут президентом Российской Федерации, он не вернет полуостров Украине: «ICrimea — это не мясной бутерброд, чтобы передавать его туда-сюда».
2015: проблема, быстрого решения которой нет. В интервью российской службе Радио Свобода в мае 2015 года Навальный сказал, что Россия захватила Крым в нарушение международного права, стратегически это нанесет России большой вред.
«Стратегически то, что (Россия) сделала с Крымом, не говоря уже об Украине, нанесет России большой вред. Но проблема Крыма не может быть решена быстро. Его нельзя просто вернуть, как бутерброд », — сказал Навальный.
2017: «Проведу честный референдум». В интервью «Эху Москвы» в июле 2017 года политик сказал, что в случае избрания президентом он проведет «честный референдум» в оккупированном Крыму и попытается привлечь Украину и ЕС.
«Как Президент я могу гарантировать только честное проведение референдума, постараюсь нормализовать ситуацию.Мы постараемся вовлечь Украину и Европейский Союз в трехсторонние комиссии. Если честно, я сомневаюсь, что Украина признает референдум », — продолжил Навальный.
2019: «Беспорядок, который трудно исправить». Ситуация с оккупированным Крымом не имеет простых решений, заявил Навальный «Эху Москвы» в ноябре 2019 года.
«То, что произошло в 2014 году, несомненно, было незаконным. Но мы дошли до того момента, когда в политике нет простых решений », — сказал политик, добавив, что два миллиона крымчан являются гражданами России.«Два миллиона человек имеют российские паспорта. Это беспорядок. Этот беспорядок не исправить. Поэтому простого решения крымской проблемы нет », — заключил Навальный.
Как Украина борется с COVID-19
Согласно официальным сообщениям,
выздоровевших от коронавируса превысили количество новых случаев заражения. 17 января в Украине было зарегистрировано 3034 новых случая заболевания; 5 236 случаев выздоровления; 1304 госпитализации и 67 смертей.
Leave a Reply