Как менялись цены на бензин в Казахстане за последние 24 года
Цены на бензин в Казахстане будут только расти, считают эксперты нефтегазовой отрасли. В беседе с LS специалисты поделились своим мнением о том, как будет развиваться рынок горюче-смазочных материалов в стране.
По мнению экономиста Сергея Смирнова, стоимость топлива будет дорожать в основном из-за двух факторов. Первый – создание единого евроазиатского энергетического рынка.
«Цены на бензин будут выравниваться по российским. Не может быть, чтобы к тому времени в Казахстане автомобильное топливо стоило дешевле, чем у соседней страны. Иначе начнут возникать те моменты, на которые наши власти постоянно жалуются, когда их спрашивают, почему на внутреннем рынке дефицит. В министерстве в таких случаях обычно отвечают «он ушел в Россию», — заметил Смирнов.
Вторым фактором собеседник LS назвал оплату кредитов, взятых на модернизацию трех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Экономист напомнил, что на ремонт заводов были взяты крупные кредиты. Вернуть средства можно только за счет повышения цен на ГСМ.
«Мы видим, что на стоимость топлива цена нефти никак не влияет. Потому что сколько бы ни стоил Brent, топливо дорожает. Что касается того, смогут ли отечественные НПЗ обеспечить страну бензином после модернизации, сильно в этом сомневаюсь. В 2009 году, когда принималась программа, заявлялось, что заводы будут перерабатывать 18 млн тонн нефти. В последний раз говорилось о 17,5 млн тонн. То есть объемы переработки уже сокращены. Сейчас на заводы поступает 14-14,5 млн тонн. Также не решен вопрос, где государство найдет еще 3 млн тонн сырья. Непонятно», — подчеркнул Смирнов.
Он объяснил, что консорциумы, добывающие нефть на Кашагане, Тенгизе, Карачаганаке, в рамках соглашения о разделе продукции не обязаны поставлять сырье на местные заводы и делать этого не будут. Ведь при поставке черного золота за рубеж они возвращают себе НДС, тогда как в Казахстане компании продают нефть по более низкой цене и платят НДС.
«А добыча на наших месторождениях сокращается, что говорит о меньшем количестве сырья для НПЗ. Сейчас, когда наши заводы перерабатывают 14,5 млн тонн, мы импортируем около 1,2 млн тыс. тонн бензина и 400-500 тонн дизеля из России. Поэтому вопрос об импортозамещении остается открытым. Нам нужно пересматривать размах биржевой торговли и, самое главное, менять налоговую политику», — заметил собеседник LS.
Экономист добавил, что заводы модернизируются не только для глубины переработки, но и для повышения экологического класса. Так, с 2018 года в Казахстане будет запрещен бензин ниже класса Евро-5. В 2013 году в страну запретили завозить авто с двигателями ниже класса Евро-4.
«Нам объяснили, что это делается для обновления автопарка. Но если у меня автомобиль на Евро-2 уже много лет, то куда я его дену? Также у нас на заправках нет нормального контроля за качеством топлива. Редко где написано, что на этой АЗС продается топливо класса Евро-4 или Евро-5. Пишется просто АИ-92, АИ-95, АИ-98. Поскольку не запрещено смешивать бензин, то нет гарантии, что я не привожу АИ-92 класса Евро-2 с нашего завода и АИ-92 класса Евро-5 с России, затем смешиваю в одной цистерне и продаю другим», — отметил Смирнов.
Аналогичный прогноз озвучил заместитель генерального директора инвестиционной компании «ФИНАМ» Ярослав Кабаков. Он не исключил, что стоимость ГСМ может снижаться в рамках каких-либо акций на определенный период времени или конкретный вид топлива. Но удорожание будет преобладать.
«Рост цен может происходить по нескольким причинам. Во-первых, в силу стабильного спроса на него со стороны разных групп потребителей. Во-вторых, из-за фискальной нагрузки на отрасль в целом. Причем не только на производителей, но и других ее игроков. Не стоит забывать и о том, что часть топлива в республику доставляется из-за рубежа. Стоимость его производства в других странах и стоимость перевозки также меняется. Рост цен на товары и услуги, которые используют в своей деятельности производители топлива, а также компании, им торгующие, изменение курсов валют, инфляция – все это также будет влиять на конечную стоимость», — пояснил собеседник LS.
Он добавил, что завершение модернизации НПЗ поможет в обеспечении страны. Однако вряд ли Казахстан сразу откажется от импорта. Во-первых, по словам Кабакова, существуют различные договоренности с иностранными поставщиками, имеющие сроки действия, и их надо соблюдать. Во-вторых, потребуется создать новую логистику поставок топлива – с модернизированных НПЗ до АЗС. На этот период импортное топливо может потребоваться.
«Наконец, вряд ли после модернизации НПЗ смогут производить объемы, позволяющие полностью отказаться от иностранного топлива. Так что, скорее всего, его поставки сохранятся, хотя объемы могут постепенно уменьшаться. На полный отказ республики от зарубежных ГСМ может уйти несколько лет. Если говорить о стоимости топлива, то нужно принять во внимание, что модернизация заводов требует серьезных средств, которые нужно возвращать», — заметил Кабаков.
Он добавил, что в таких условиях производители вряд ли пойдут на снижение тарифов. Потому что это будет означать увеличение срока возврата.
«Но и ждать резкого повышения цен на топливо после завершения модернизации также не стоит. Скорее всего бензин будет дорожать постепенно», — заключил он.
В свою очередь директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов добавил, что в прошлые годы, когда цены на бензин падали, они регулировались государством. Сейчас прогнозировать снижение цен на ГСМ сложно.
«С другой стороны, рост стоимости на топливо привел к повышению цен на нефть на внутреннем рынке. Это в свою очередь привело к увеличению поставок на наши НПЗ. От этого вырос объем выпуска нефтепродуктов в Казахстане, что является плюсом», — заметил он и добавил, что наиболее важной причиной удорожания бензина является необходимость сокращения убытков «Разведки Добычи «КазМунайГаз».
Между тем, по прогнозам председателя правления BRB Invest Галима Хусаинова, озвученных в феврале, в текущем году бензин может подорожать на 12%.
Сегодня на отечественных АЗС АИ-92 продается по 142-143 тенге за литр. Сложно поверить, что когда-то литр этого бензина можно было купить по 1,12 тенге за литр. Редакция LS предлагает посмотреть на то, как менялись цены на ГСМ с момента обретения независимости и что на это влияло.
Девяностые
Добыча нефти в Казахстане в 1992 году составила 25,8 млн тонн, а в 2012 году – 80 млн тонн. Функционировали три НПЗ в Павлодаре, Атырау и Шымкенте. Они переработали в том году около 18 млн тонн.
15 ноября 1993 года в Казахстане ввели свои деньги. Бензин марки А-76 стал продаваться по 1,12 тенге. На среднюю зарплату – 128 тенге – можно было купить 107 литров бензина.
В 1995 году, когда среднемесячный номинальный доход вырос до 4,8 тыс. тенге, А-76 продавался уже по 16 тенге за литр, А-93 стоил 22 тенге. Это около 218-300 литров бензина на одну зарплату.
В 1997 году оплата труда в среднем повысилась до 8,5 тыс. тенге, а ГСМ подорожал до 25 тенге за А-76, и 29 тенге за А-93. В 1998 году топливо подешевело и составило 18 тенге за литр А-76, и 26 тенге за А-93.
В 1999 году в связи с азиатским финансовым кризисом инфляция в Казахстане выросла до 17,8%. Среднемесячные номинальные зарплаты поднялись до 11,8 тыс. тенге, а цены на А-76 достигли 38 тенге за литр. А-93 продавался по 45 тенге.
2000-2014 годы
В 2000 году А-93 продавался по 50 тенге за литр. В отличие от него литр АИ-92 можно было залить за 25 тенге. Номинальный доход одного казахстанца составил 14,3 тыс. тенге.
В 2001 году в Казахстане было зарегистрировано 1,058 млн авто. Потребление находилось на уровне 3,59 млн тонн. Произведено было 1,536 млн тонн бензина и 2,200 млн дизельного топлива.
В 2002 году один литр АИ-92 уже продавался по 45 тенге. В тот год среднемесячная номинальная зарплата составляла 20,3 тыс. тенге.
К 2004 году цены на эту марку выросли до 58 тенге за литр.
С 2003 по 2005 год автопарк вырос на 10% в год. С 2005-2010 – на 25% в год.
В 2009 году в интервью LS управляющий директор по переработке и маркетингу нефти КМГ Данияр Тиесов рассказал, что проблему высокой доли (30%) импортного высокооктанового бензина (АИ-92 и выше) на казахстанском рынке может решить модернизация отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Он раскрыл подробности проектов и суммы, запланированные для реконструкции НПЗ.
Уже через год, в 2010-м, генеральный менеджер КМГ по проектам нефтепереработки и нефтехимии Галимжан Амантурлин пообещл, что после модернизации в 2015 году АНПЗ начнет производить полмиллиона тонн высокооктанового бензина.
В 2011 году Агентство по защите конкуренции РК предложило увеличить акцизы на бензин в Казахстане, а дополнительные средства в результате этого направить на строительство местных дорог. В АЗК отметили, что с начала года до 15% повысились розничные предельные цены на нефтепродукты. Это объясняется необходимостью выравнивания цен с уровнем в России, где стоимость ГСМ на порядок выше, чем в нашей стране. Доля косвенных налогов в литре российского бензина составляет более 50%, в то время как у нас – в среднем 20-25%.
В июле того же года правительство установило предельные розничные цены на ГСМ в размере 106 тенге за литр АИ-92/93, 80 тенге за АИ-80, 90 тенге за АИ-90. Зарплата была на уровне 91,8 тыс. тенге, или около 86 литров бензина.
В сентябре бывший премьер-министр Карим Масимов заявил, что Казахстан может полностью покрыть внутреннюю потребность в высокооктановом бензине за счет производства на отечественных НПЗ с конца 2014 года. К этому времени должна была завершиться реконструкция заводов.
В 2012 году бензин уже стоил 110 тенге за литр, а средний доход поднялся до 98,9 тыс. тенге. Это 90 литров.
В 2013 году Казахстан расположился на 36-м месте по доступности бензина.
В 2014 году среднегодовая цена АИ-92 достигла 115 тенге за литр, а средний номинальный заработок поднялся до 120,5 тыс. тенге.
Также в этом году цены на бензин выросли на 10% и Казахстан занял 31-е место среди стран Европы по дороговизне данного вида топлива. Глобальное падение цен на нефть в два раза привело к тому, что в 25 странах Европы стоимость топлива существенно снизилась. В странах Таможенного союза и Украине цены, наоборот, поднялись.
В феврале из-за девальвации в Казахстане стали ожидать роста цен на топливо на 15%. Однако Серик Ахметов, возглавлявший тогда кабмин, дал поручение не допускать повышения цен на АИ-92 в течение 1-1,5 месяцев. Он отметил, что в стране запасов бензина хватит на 30-45 дней (244 тыс. тонн). В свою очередь Узакбай Карабалин, занимавший должность вице-министра энергетики, сообщил, что, если сдерживать цены на бензин, после того, как кончатся запасы, возникнет дефицит.
Так, в апреле правительство еще раз повысило предельную розничную цену на дизельное топливо. 5 мая дизель подорожал до 115 тенге и сравнялся по стоимости с АИ-92/93.
Тем временем аналитики Wild Bear Capital спрогнозировали, что к лету цена на АИ-95 может достичь 180 тенге за литр.
17 июля интернет облетела информация со ссылкой на постановление Агентства по регулированию естественных монополий, что бензин может подорожать с 1 августа. Цена АИ-92/93 должна была подняться со 115 тенге до 141 тенге за литр. АИ-80 – с 89 тенге до 122 тенге. Дизельное топливо – до 129 тенге за литр.
На следующий день АРЕМ опубликовало опровержение, в котором говорилось, что «скриншот некоего документа, регламентирующего подорожание ГСМ с 1 августа, скорее всего, подделка. Никакие межведомственные совещания с Агентство регулирования естественных монополий (АРЕМ) и Министерство экономики и бюджетного планирования (МЭБП) по поводу изменения цен на топливо не проводились, увеличение розничных цен на топливо в указанный период не планируется».
В конце июля большинство АЗС начали ограничивать продажу АИ-92 и перешли на талонную систему обслуживания.
30 июля Узакбай Карабалин сообщил, что 1 августа цены на бензин и дизельное топливо останутся прежними и сохранятся до конца месяца.
1 августа стоимость не изменилась. Однако глава топливной ассоциации Болат Ауетаев заявил, что на рынке горюче-смазочных материалов сложилась критическая ситуация из-за дефицита нефтепродуктов.
В середине августа пресс-служба КМГ сообщила, что на нефтебазах страны достаточное количество запасов ГСМ. Ожидаемые поставки нефтепродуктов из России, а также объемы производства местными нефтеперерабатывающими заводами остаются стабильными.
15 августа текущие запасы бензина АИ-92 на нефтебазах составили: в Алматы и Алматинской области – 20,05 тыс. тонн, в Западно-Казахстанской области – 2,427 тыс. тонн, в Костанайской области – 8,946 тыс. тонн.
20 августа заправки Алматы подняли цены на АИ-95, АИ-96, АИ-98 на 4-5 тенге. На следующий день на сайте министерства национальной экономики опубликован официальный приказ, подписанный министром Ерболатом Досаевым, в котором говорилось: «Установить предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен в следующих размерах с учетом НДС:
Дизельное топливо – 115 тенге за литр;
Аи-80 – 89 тенге за литр;
Аи-92/93 – 128 тенге за литр.
СОГЛАСОВАНО: министр энергетики Владимир Школьник«.
22 августа на заправках начал наблюдаться дефицит бензина. Тем временем аналитики Halyk Finance рассчитали, что цена за литр АИ-92 должна быть 170 тенге за литр.
«Такая стоимость обеспечит безубыточность инвестиций в строительство новых мощностей по переработке нефти и решит проблему дефицита топлива», — отметили они.
В сентябре министр энергетики Владимир Школьник признался, что не может гарантировать, что нового повышения цен на бензин не будет. В свою очередь вице-президент по развитию Международного аэропорта Алматы Даулет Мамеков спрогнозировал, что вслед за бензином в стране может вырасти стоимость авиакеросина.
В этом же месяце Карабалин сообщил, что КМГ рассматривает возможность импорта бензина из Азербайджана и Туркменистана. Он отметил, что уже была достигнута договоренность на ввоз 69 тыс. тонн бензина от компании Socar (Азербайджан).
Примечательно, что в этом году казахстанцы задумались, чем выгоднее заправляться в Казахстане: бензином или газом. В 2014 году порядка 15 тыс. казахстанцев установили на своих автомобилях газобаллонное оборудование (ГБО) и перешли на сжиженный газ.
1 ноября Азербайджан отказал Казахстану в продаже бензина. В свою очередь заместитель генерального директора по маркетингу КМГ Ерлан Койбагаров продолжил настаивать на наличие контракта с компанией из этой страны.
2 ноября Минэнерго разместило пресс-релиз, в котором сообщалось, что введение ограничений в Азербайджане не будет иметь негативных последствий для топливного рынка Казахстана.
«В настоящее время с НПЗ России и Беларуси отгружено и находится в пути 37,2 тыс. тонн бензина марки АИ-92/93, которые прибудут в ноябре текущего года. Кроме того, запланировано подписание контрактов на поставку в ноябре текущего года дополнительно бензина марки АИ-92/93 производства Мозырьского и Новополоцкого НПЗ (Беларусь) и ряда российских НПЗ в количестве более 50 тыс. тонн. Данный продукт соответствует требованиям стандарта К3-К5 Технического регламента ТР ТС. В настоящее время на АЗС «КазМунайГаз» реализация бензина марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива осуществляется без ограничений», — пояснили в ведомстве.
В конце ноября депутат сената парламента Ляззат Киинов заявил, что если Казахстан будет получать нефть по мировой цене, то бензин АИ-95/96 будет стоить 1,3-1,5 евро за литр, или 350-370 тенге за литр.
1 декабря азербайджанский вопрос был закрыт не в нашу пользу. Минэнерго официально признало, что ждать топлива оттуда не стоит.
8 декабря другой депутат Мухтар Тиникеев написал у себя в Facebook, что с 1 января 2015 года стоимость бензина марки АИ-92 может снизиться с 128 до 115 тенге, дизтоплива – с 115 до 107 тенге.
Его слова на следующий день подтвердил заместитель министра энергетики Узакбай Карабалин. Он добавил, что в будущем цены будут меняться намного чаще. Потому что в Казахстане устанавливается ежемесячное регулирование стоимости ГСМ в соответствии с колебаниями цен на топливо в России.
10 декабря на сайте министерства энергетики опубликован приказ, согласно которому стоимость составила:
— дизельное топливо – 107 тенге за литр;
— АИ-80 – 89 тенге за литр;
АИ-92/93 – 115 тенге за литр.
30 декабря АИ-92 подешевел на шесть тенге до 109 тенге за литр. Средняя номинальная зарплата казахстанца в том году составляла 120,5 тыс. тенге. Теперь жители страны могли заправиться более чем на 100 литров.
2015 год
Этот год начался со снижения цен, однако во второй половине года стоимость топлива снова поднялась уже до 130 тенге за литр. На среднюю зарплату в 122 тыс. тенге можно было приобрести 94 литра АИ-92.
22 января цены на бензин упали еще на 4 тенге (105 тенге за литр). В феврале снижение продолжилось. Топливо начало продаваться ниже 100 тенге.
Тем временем пресс-служба КМГ сообщила, что Казахстан начнет производить бензин стандарта Евро-5 в 2017 году.
В апреле сеть АЗС «КазМунайГаз» снизила стоимость дизельного топлива (ДТ) на три тенге – 96 тенге за литр.
В конце мая, к печали казахстанцев, Минэнерго повысило цены на ГСМ до 108 тенге за литр. Директор департамента развития нефтяной промышленности министерства энергетики Куандык Кулмурзин, выступая на пресс-конференции по вопросам ситуации на рынке ГСМ в Астане, уточнил, что, несмотря на увеличение предельной стоимости, государство не заставляет автозаправочные станции поднимать цены.
Позже первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин во время правительственного часа сообщил о своем недовольстве мини-НПЗ. По его словам они производят недостаточно качественный бензин.
В июне было объявлено, что Казахстан начнет производить бензин стандарта Евро-5 уже к концу года. Планировалось, что инвестиции в производство Евро-5 в Казахстане окупятся за пять лет.
В сентябре отменили регулирование цен на бензин. По словам первого вице-премьера Бакытжана Сагинтаева, причиной для принятия такого решения послужила неспособность отечественных НПЗ самостоятельно обеспечить внутренний рынок топливом, а также переход на плавающий курс тенге.
«В целях исключения дефицита бензина на АИ-92 и АИ-93 на внутреннем рынке отказаться от государственного регулирования цен на бензин данных марок. Возможно, это повлияет на инфляцию, но, чтобы этого не допустить, мы будем смотреть за поведением рынка. Основные игроки общеизвестны, вы их прекрасно знаете. В случае, если они будут нарушать антимонопольное законодательство, то в отношении них будут применяться меры из-за установления монопольных высоких цен. Мы не будем допускать фактов злоупотребления доминирующим положением на рынке», — прокомментировал он.
При этом Сагинтаев отметил, что цены на дизельное топливо и бензин марки АИ-80, как и раньше, будут регулироваться.
Уже на следующий день почти на всех заправках страны бензин продавался уже от 124 до 129 тенге за литр
В том же месяце Казахстан дополнительно закупил 70 тыс. тонн бензина.
Тем временем министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков сообщил, что вслед за бензином дорожают и продукты.
В тот же период в Казахстане подняли акцизы на бензин. И пока экономисты не понимали, в чем здесь логика, ситуацию объяснил министр национальной экономики Ерболат Досаев. По его словам, это сделали для сокращения маржи производителей.
Тем временем в казахстанских предпринимателей уличили в том, что они незаконно перевозят топливо в Кыргызстан. Только в 2015 году было вывезено из страны около 200 тыс. тонн контрабандных ГСМ.
Напомним, ранее LS публиковал инфографику о том, кто продает бензин Казахстану.
2016 год
Количество авто в этом году достигло 3,924 млн, а потребление – 8,775 млн тонн. В свою очередь заводами было произведено всего 2,9 млн тонн бензина и 4,1 млн тонн дизельного топлива. В этом году казахстанцы узнали, каково покупать АИ-92 за 135 тенге. В 2016 году Казахстан импортировал 424,4 тыс. тонн дизельного топлива на $158,8 млн.
Первый прогноз по удорожанию цен на бензин в Казахстане дал экономист Сергей Смирнов. Он сообщил, что стоимость должна вырасти уже весной.
Однако 15 марта того года КМГ принял решение понизить цены на свое топливо на семь тенге. АИ-92 стал продаваться по 118 тенге.
В июне вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев сообщил, что после модернизации НПЗ (которое теперь начали ожидать к концу 2017 года) производство увеличится до 17,5 млн тонн в год.
Тем временем LS опубликовал инфографику о том, сколько казахстанцы тратят на бензин.
Всего за полгода в Казахстане было произведено 1,5 млн тонн бензина.
В июле Минэнерго опровергло информацию о грядущем повышении цен на бензин и в августе отказалось от регулирования цен на дизельное топливо. Тогда в министерстве национальной экономики приняли решение повысить акцизы на дизельное топливо, чтобы сократить разницу со ставками в России.
Пока министерства объясняли, почему они так поступили, казахстанцы пытались незаконно вывезти из страны 124 тыс. литров бензина.
В октябре цены на бензин уже превысили 130 тенге за литр. А в ноябре министр энергетики Канат Бозумбаев назвал примерную стоимость бензина до конца 2016 года. По его словам стоимость могла вырасти до 135 тенге за литр. В подтверждение его слов, в декабре АИ-92 стал продаваться уже по 133 тенге за литр. На зарплату в 143,6 тыс. тенге можно было приобрести 111 литров.
Между тем в конце этого года начал продаваться бензин стандарта Евро-5.
Тем временем, в Казахстане уже заговорили об авто на электрической тяге. Тогда президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев спрогнозировал, что электрокары будут дешевле бензиновых авто в 2025 году.
2017 год
В этом году цена АИ-92 превысила отметку 140 тенге за литр, а в правительстве объявили, что закончат ремонт НПЗ уже до конца года.
В первый раз бензин подорожал в феврале, составив 139 тенге за литр АИ-92. Канат Бозумбаев сказал, что на рост цен повлияло изменение курса тенге к рублю. В том же месяце стоимость сырья менялась еще два раза и наконец достигла 140 тенге за литр АИ-92. Пока топливо дорожало, в Казахстане увеличилось количество автомобилей на газе и составило 111,4 тыс. (в 2016 году).
Тем временем LS опубликовал видеоинфографику о том, как отличаются цены на бензин в Казахстане и в мире.
В марте цены на топливо были подняты в четвертый раз. С тех пор АИ-92 можно приобрести за 142 тенге за литр. АИ-95 стал продаваться по 155 тенге за литр. АИ-98 вырос до 168 тенге за литр. АИ-98 Prime превысил 170 тенге. Средняя номинальная зарплата казахстанцев составила 143 тыс. тенге. Таким образом возможности казахстанцев по покупке бензина на 7% меньше, чем в 1993 году.
Весной Минэнерго разработало план для обеспечения НПЗ нефтью и механизм приватизации НПЗ. В апреле казахстанское правительство подготовило приказ о возобновлении работы малых НПЗ. Эти меры должны покрыть Казахстан топливом.
В I квартале 2017 года обеспеченность бензином в Казахстане составила 80,9% при плане 68%.
В июне выросли цены на дизельное топливо. По информации министерства энергетики рекомендованная цена для сельского хозяйства составила 130 тыс. тенге за тонну. В КМГ отметили, что рост цен на ГСМ произойдет из-за повышения акциза на топливо с 1 июня.
«По информации компании, с 1 июня этого года акцизная ставка на реализацию дизтоплива стает 9300 тенге за тонну. Рост оптовой цены только за счёт подорожания акциза составит приблизительно 7,3 тенге за литр, что скажется и на стоимости горючего на АЗС», — указано в сообщении компании.
Между тем министр энергетики Канат Бозумбаев отметил, что снижение цен на бензин приведет к его дефициту. Видимо поэтому казахстанцам не нужно ожидать удешевления ни в этом, ни в следующем году.
Отметим, на сегодня все еще не завершена модернизация всех отечественных НПЗ и пока рынок не может полностью обеспечиваться за счет отечественных заводов.
Стоимость бензина АИ-92 и АИ-93 может составить 130-150 тенге
В текущем месяце может иметь место дефицит бензина в стране
Автор: Айнагуль Елюбаева
12290
Цена на бензин марки АИ-92 и АИ- 93 может составить 130-150 тенге за литр. Об этом сегодня на брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК сообщил министр энергетики РК Владимир Школьник, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«До какой цены он может подняться? Может быть, это будет 140, может быть 150, может быть 142, 143, но где-то в этом районе, конечно, может быть некий всплеск. Потом мы ожидаем, что когда вся ситуация выровняется, правительство, конечно, не допустит злоупотребления и на этом кому- то заработать, поскольку есть антимонопольное законодательство, есть защита конкуренции. Мы ожидаем, что ситуация на рынке войдет в нормальное русло и все будет нормально. Но сейчас трудно ответить, тем более это зависит от волатильности, которая каждый день на рынке меняется», – подчеркнул он.
При этом цена на нефть в любом случае будет ниже в сравнении с другими странами.
«Понятно, что у нас будет ниже все- таки чем с другими странами вокруг нас это будет потому что Казахстан государство все эти годы субсидирует топливо для наших граждан. если нефть, которую мы продаем на рынке, в августе прошлого года при цене 100 долларов за баррель на наши нефтеперебатывающие заводы цена нефти составляла порядка 40 долларов за баррель, сейчас при цене 50 долларов цена на нефть, которая идет а наши перерабатывающие заводы, она составляет чуть больше 20 долларов, гораздо ниже идет субсидирование. поэтому у нас и ниже все время цена не нефтепродукты», – рассказал он.
Вместе с тем, председатель правления АО «НК «Казмунайгаз» Сауат Мынбаев отметил, что по компании «КазМунайГаз» цена может составить 130 тенге за литр.
«Сейчас трудно говорить о цене, поскольку это не единый потолок, каждая компания сама определяет приемлемый для нее уровень, в этом смысле общей цены нет. Но каждая компания за себя говорить может. И я так полагаю, мы сейчас доопределяемся, с учетом этого акциза по Казмунайгазу эта цена может быть 130 (тенге за литр – ред.)», – подчеркнул он.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
На заправках Алматы объяснили повышение цен на бензин
Заправки Алматы подняли цены на бензин, сообщает корреспондент Tengrinews.kz. Стоимость топлива на заправках Алматы поднялась в среднем на 4-5 тенге. Речь идет о бензине марок АИ-98, АИ-96 и АИ-95.
Заправки Алматы подняли цену во второй половине дня, 20 августа. Так, стоимость бензина на заправках Алматы Royal Petrol составили: АИ-98 — 165 тенге, АИ-96 — 153 тенге. «Да, мы подняли цены на нерегулируемые государством марки бензина. (…) Нам невыгодно завозить из той же России топливо, покупать его после девальвации в долларах, а продавать в тенге», — рассказал корреспонденту источник в Royal Petrol. Что касается бензина АИ-92, АИ-80 и дизельного топлива, то собеседник отметил, что цены на них остались прежними, однако наблюдается дефицит.
На АЗС сети Helios цена на бензин АИ-95 составила 154 тенге, АИ-98 — 171 тенге за литр. На заправках «КазМунайГаз» установлена цена: АИ-95 — 150 тенге, АИ-98 — 158. Отметим, что самый ходовой бензин заправок Алматы АИ-92 до сих пор остается труднодоступным. Бензин этой марки по-прежнему разливают только по талонам, либо не более 10 литров в один бензобак. Цены на АИ-80 и дизельное топливо на заправках Алматы остались прежними.
Ранее министр нефти и газа Узакбай Карабалин заявлял, что цены на бензин в августе не изменятся. Компания «ҚазМұнайГаз Өнімдері» (КМГО) также заявляла, что оснований для возникновения тотального дефицита ГСМ в Казахстане нет. Между тем председатель правления Казахстанской топливной ассоциации Болат Ауетаев в начале августа заявлял, что заправки Алматы и всего Казахстана испытывают дефицит нефтепродуктов. «Сейчас на рынке горюче-смазочных материалов сложилась критическая ситуация из-за дефицита нефтепродуктов. Некоторые автозаправочные станции из-за дефицита нефтепродуктов вынуждены ограничить отпуск в одни руки либо полностью перейти на талонную систему обслуживания», — сообщил он.
Подробнее: http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/na-zapravkah-almatyi-obyyasnili-povyishenie-tsen-na-benzin-260505/
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Tengrinews.kz
| |||||
| |||||
| |||||
За последние 10 лет бензин в Казахстане подорожал на 95 процентов
Сейчас стоимость бензина марки Аи-92 в Казахстане составляет 159-164 тенге за литр.
Редакция Today.kz проследила динамику изменения стоимости бензина в Казахстане. За последние 10 лет топливо самой востребованной марки – Аи-92 – подорожало практически вдвое.
Если брать более ранний периоды, то за восемь лет – с 2000 по 2008 годы – цена выросла с 25 тенге за литр до 84 тенге.
В 2005 году начался активный рост автопарка в стране – по 25 процентов в год вплоть до 2010 года.
С ростом автопарка выросло и потребление бензина. Его цена также увеличилась и в 2009 году достигла 95 тенге за один литр Аи-92. Спустя год стоимость выросла на три тенге, до 98. В 2011 году Агентство по защите конкуренции РК предложило увеличить акцизы на бензин в Казахстане, а появившиеся в результате дополнительные средства направить на строительство местных дорог. С начала года до 15 процентов повысились розничные предельные цены на нефтепродукты. Это объяснялось необходимостью выравнивания цен с рынком в России, где стоимость ГСМ была значительно выше.
В июле 2011 года цена поднялась до 106 тенге за литр.
Следующие несколько лет ценники на АЗС стабильно шли вверх. В 2012-2013 годах бензин Аи-92 уже продавался по 110-112 тенге за литр, и в 2013 году Казахстан расположился на 36-м месте по доступности бензина.
В 2014 году среднегодовая цена достигла 115 тенге за литр. Произошло глобальное падение цен на нефть, и в 25 странах Европы стоимость топлива существенно снизилась. В странах Таможенного союза и Украине цены, наоборот, поднялись.
В конце июля 2014 года большинство казахстанских АЗС ограничили продажу Аи-92 и перешли на талонную систему обслуживания.
22 августа на рынке образовался самый настоящий дефицит бензина. Тем временем аналитики Halyk Finance рассчитали, что цена за литр Аи-92 должна составлять 170 тенге за литр. В сентябре министр энергетики Владимир Школьник признался, что не может гарантировать, что нового повышения цен на бензин не будет, и они подскочили до 128 тенге. В декабре депутат Мухтар Тиникеев написал у себя в Facebook, что с 1 января 2015 года стоимость бензина марки Аи-92 может снизиться – с 128 до 115 тенге. Так и случилось. 10 декабря Министерство энергетики РК опубликовало приказ, согласно которому стоимость бензина Аи-92 составила 115 тенге за литр. Позже он даже подешевел и до 109 тенге.
В январе 2015 года ценники АЗС обрадовали водителей еще больше – 105 тенге за литр. В феврале снижение продолжилось и 92-й бензин уже торговался по 99 тенге.
Неприятный сюрприз для автовладельцев профильное ведомство припасло на конец 2015 года: в сентябре было принято решение об отмене регулирования цен на бензин. По словам первого вице-премьера Бакытжана Сагинтаева, причиной принятия такого решения послужила неспособность отечественных НПЗ самостоятельно обеспечить внутренний рынок топливом, а также переход на плавающий курс тенге. Сразу после этого все автозаправки обновили ценники – бензин продавался по 124-129 тенге за литр. Сохранилось лишь регулирование цен на дизельное топливо и бензин марки Аи-80.
В 2016 году цена увеличилась до 135 тенге, в 2017 году – до 140 тенге, позже – до 143 тенге.
Сегодня стоимость бензина марки Аи-92 в Казахстане составляет 159-164 тенге за литр. Таким образом, за последние 10 лет стоимость топлива возросла на 95,2 процента.
Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре
Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей
Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем
Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения
Оставлю свой вариант в комментариях
Обзор цен на ГСМ в Казахстане (ФОТО)
АСТАНА. КАЗИНФОРМ — Международное информационное агентство «Казинформ» предоставляет обзор цен на ГСМ в городах Казахстана на 17 августа.
Астана
На столичной автозаправочной станции «Oil» бензин марки АИ-92 реализуется по цене — 125 тенге за литр, АИ-95 — 142 тенге за литр, АИ-98 — 158 тенге за литр.
На автозаправочных станциях «Газпромнефть» бензин марки АИ-92 реализуется по цене — 125 тенге за литр, АИ-95 — 141 тенге за литр, АИ-98 — 158 тенге за литр, дизельное топливо (стандарта ЕВРО-5) — по 120 тенге за литр.
На автозаправках «Гелиос» бензин марки АИ-92 стоит 126 тенге за литр, АИ-95 — 143 тенге за литр, дизельное топливо — 108 тенге за литр.
На АЗС «Аурика» бензин марки АИ-92 составил 127 тенге за литр, АИ-95 — 143 тенге, дизельное топливо — 108 тенге за литр.
На АЗС «SINOOIL» бензин марки АИ-92 реализуется по 125 тенге за литр, АИ-95- 143 тенге и дизельное топливо — 108 тенге за литр.
На АЗС КМГ бензин марки АИ-92 реализуется по 125 тенге за литр, АИ-95 — 138 тенге за литр, АИ-98 -146 тенге за литр, дизельное топливо — 108 тенге за литр.
На АЗС «Аскар» бензин марки АИ-92 реализуется по 125 тенге за литр, АИ-95 — 138 тенге за литр, дизельное топливо — 99 тенге за литр.
Алматы
В Алматы цены на горючее АЗС КМГ, «SINOOIL», «Гелиос» такие же как в Астане, а на автозаправочной станции «Satti zhol» бензин марки АИ-92 реализуется по 122 тенге за литр, а на «Royal Рetrol» АИ-92 стоит 126 тенге за литр, АИ-95- 145 тенге , АИ-98 — 165 тенге.
Петропавловск
В Северо-Казахстанской области стоимость дизельного топлива в розничных сетях АЗС варьируется от 99 (на АЗС «Shelf» и «Эталон Авто») до 108 тенге (на заправках «КазМунайГаз») за литр. Бензин марок АИ-92 и АИ-95 в сети АЗС «КазМунайГаз» — 125 и 138 тенге соответственно. На заправках «Shelf» — 126 и 141 тенге за литр, чуть выше цена на АЗС «Эталон Авто» — 127 и 142 тенге за литр.
Уральск
На автозаправочных станциях КМГ Уральска цена на бензин такая же, как и в столице, на АЗС «ОралЖан-Ойл» АИ-92 реализуется по цене — 125 тенге за литр, АИ-95 — 140 тенге за литр, дизельное топливо — 124 тенге за литр. На АЗС «Нефтэк» бензин марки АИ-92 реализуется по 125 тенге за литр, АИ-95 по 150 тенге, а дизельное топливо — по 125 тенге.
Усть-Каменогорск
Дизельное топливо есть не на всех АЗС Усть-Каменогорска, продается по талонам, «80-ый» бензин лучше искать утром.
На восьми автозаправках крупных компаний, к примеру, таких как «Гелиос», бензин марки АИ-92 продается по 125 тенге за литр, бензина марки АИ-95 (138 тенге) — сегодня не было, бензином марки АИ-80, по 89 тенге за 1 литр, можно заправиться только утром. Дизельное топливо продается по 108 тенге за 1 литр.
Аналогичные цены на ГСМ демонстрировали сегодня и семь городских АЗС в Усть-Каменогорске «Казмунайгаза». Стоимость дизельного топлива на АЗС — 108 тенге за 1 литр (утром), бензин марки АИ-92-126 тенге, АИ-95-138.
Кстати, за пределами областного центра, к примеру, на АЗС в Урджарском районе, АИ-92 стоит 130 тенге за 1 литр.
На девяти городских АЗС более мелких компаний менеджеры (за редким исключением) на вопрос по «топливной» ситуации и ценам ГСМ либо отказывали во встрече с руководством, либо ссылались за закрытие Павлодарского нефтезавода и бросали телефонную трубку.
На АЗС «Ман-Авто» сообщили, что ждут дизтопливо давно.
Ситуацию с проблемами немного прояснил один из владельцев АЗС — «Пограничная», давно работающий в этом секторе бизнеса Денис К. (просил не называть фамилию). Он сообщил, что его АЗС, одна из популярных заправок в городе, перебои с поставками ГСМ испытывает уже более 2-х месяцев. В настоящее время у них нет никакого бензина, нет и дизтоплива. По его словам, «Павлодарский завод стоит», а наиболее крупные поставщики ГСМ успели сделать запасы, которые хранят на «Нефтебазе» и сегодня торгуют. Некоторые компании «среднего бизнеса» экспортируют ГСМ с Омска, но это другой вид качества топлива со всеми «вытекающими» ценами.
Кызылорда
В Кызылорде на заправках «Синойл», «Гелиос» бензин марки АИ-92 реализуется по 125 тенге за литр, АИ-80 — по 89 тенге, дизельное топливо — по 108 тенге за литр.
Талдыкорган
В Талдыкоргане на заправках АЗС «Синоил» АИ-96 реализуется по 143 тенге за литр, АИ — 92 по 125 тенге, дизельное топливо по108 тенге.
На АЗС «Газпромнефть» АИ -95 продают по цене 141 тенге за литр, АИ -92 по 126 тенге, а дизельное топливо по 123 тенге.
Кокшетау
Цены на автозаправочных станциях «Гелиос» и КМГ такие же, как в столице. На автозаправке «Юна» АИ-92 реализуется по 123 тенге за литр, АИ-95 — 135 тенге, на АЗС «Эталон Автода» бензин марки АИ-92 реализуется по 127 тенге за литр, АИ-95 — 142 тенге.
Что с ценами на бензин в Казахстане ?: 11 декабря 2014, 18:53
Приказ Министра энергетики, устанавливающий предельные цены для розничных продаж нефтепродуктов, подлежащих государственному регулированию цен, вступил в силу 10 декабря. И сегодня казахстанцы уже покупают бензин по тому, что правительство называет «заниженными» ценами, Tengrinews отчеты.
Министерство энергетики Казахстана объявило, что предельная цена на дизельное топливо установлена на уровне 107 тенге ($ 0.59) за литр, бензин АИ-80 по 89 тенге за литр и АИ-92/93 по 115 тенге (0,63 доллара США) за литр.
Первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин заявил, что снижение цен в Казахстане связано со значительным обесцениванием российского рубля и падением мировых цен на нефть.
Но в данном случае удивляет цена казахстанской нефти. Самый популярный бензин марки АИ-92 продавался по 115 тенге (0,63 доллара США) за литр, пока в августе постановлением правительства Казахстана цена не была повышена до 128 тенге (0,70 доллара США) за литр.Тогда нефть марки Brent на международном рынке торговалась по 105 долларов за баррель.
Сейчас цена на бензин в Казахстане снижена до 115 тенге за литр. Но текущая цена на нефть марки Brent составляет около 65 долларов за баррель и напрашивается вопрос, почему цены на бензин в Казахстане не снизились на те же 35-40%.
Кроме того, новое постановление правительства не гарантирует, что цены на бензин останутся на установленной отметке даже в среднесрочной перспективе. Напротив, он предписывает ежемесячный пересмотр цен и акцизов на топливо.Об этом 9 декабря сообщил первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин.
Он сообщил, что с 1 января 2015 года лимиты будут устанавливаться ежемесячно Министерством энергетики Казахстана совместно с Министерством национальной экономики Казахстана.
Новые правила предусматривают получение трейдерами наценок, предотвращая при этом непредвиденную прибыль. «Помимо ежемесячных пересчетов предельных цен на регулируемые государством виды топлива, будет ежемесячный пересмотр акцизов», — сказал Карабалин.
По сообщению пресс-службы министерства, это сделано для стабилизации внутреннего топливного рынка Казахстана и защиты его от колебаний цен на топливо в России. Российские цены имеют сильное влияние на Казахстан, потому что Казахстан импортирует треть своего топлива из России.
«Указанные меры призваны защитить поставки топлива на наш внутренний рынок от резких колебаний и потрясений, связанных с изменением мировых цен на нефть и налоговым маневром России», — сказали в пресс-службе.
Россия вводит «налоговый маневр» с 1 января 2015 года. Он будет включать корректировку акцизов и внесение существенных изменений в части своего Налогового кодекса, касающиеся нефтяного сектора. Одно из предложений, например, предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в сочетании с повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Казахстан, как ближайший сосед по потреблению российского бензина, должен учитывать изменения при разработке собственной топливной политики.
Помимо защиты внутреннего рынка, новые казахстанские правила будут служить для гармонизации цен на топливо в Казахстане и России. У этих двух стран общая граница протяженностью более 7000 км, поэтому торговцы топливом в этих странах, как правило, направляют свои продажи в страну, которая предлагает более высокие цены, если только не существует государственного регулирования для контроля потоков. Чтобы решить эту проблему, «наши цены будут соответствовать ценам в России, которая поставляет треть потребляемого нами бензина», — сказал Карабалин.
Управление ценами на топливо — это способ решения многих проблем, но, как показывает практика повышения цены на АИ-92 до 128 тенге за литр, это не было эффективным способом устранения дефицита топлива в Казахстане. Фактически рост цен привел к увеличению прибыли крупных трейдеров в Казахстане, поскольку акцизы в Казахстане были в десять раз меньше, чем в России, где они составляли половину цены на бензин, согласно Forbes Kazakhstan.
Однако этот фактор не мешает политикам в Казахстане руководствоваться ценовой политикой России.Генеральный директор «КазМунайГаз», национальной нефтегазовой компании в Казахстане Сауат Мынбаев заявил, что дефицит топлива в Казахстане будет устранен только при адекватном ценообразовании.
Он напомнил, что с вступлением в силу Единого экономического пространства в 2015 году более дешевый казахстанский бензин будет продаваться в России, что приведет к еще большему дефициту на внутреннем рынке Казахстана. И даже увеличение выпуска нефтеперерабатывающих заводов Казахстана проблему не решит.
Это утверждение противоречит тому, что говорили большинство экспертов рынка: для обеспечения самодостаточности Казахстана на топливном рынке ему необходимо производить достаточное количество собственного бензина.
В Казахстане есть три нефтеперерабатывающих завода, и правительство намеревается модернизировать их все, чтобы увеличить их мощность.
Но Мынбаев сказал, что большая разница в ценах на топливо в России и Казахстане, которая в августе составила 35 процентов, приведет к тому, что все топливо, производимое в Казахстане, будет продаваться в России, а внутренний рынок останется пустым.
Как ни странно это может показаться из-за корректировки цен на топливо в Казахстане, процитированных в начале статьи, политика Министерства нефти Казахстана послужила именно этому. В условиях обесценивания российского рубля и лавинообразного роста мировых цен на нефть текущая цена на бензин АИ-92 в России составляет от 0,56 до 0,62 доллара. Это даже ниже официального потолка Казахстана в 0,63 доллара за литр.
Однако не все верят, что инструмент ценообразования будет работать так же хорошо в долгосрочной перспективе.Талгат Балкияев, аналитик Казахстанского центра частно-государственного партнерства, сказал, что цены на бензин в Казахстане поддерживались на низком уровне «искусственно», и Казахстану пришлось увеличить внутреннее производство топлива не менее чем на 20 процентов, чтобы удержать цены на этом уровне в длинный пробег.
«Низкие цены на бензин в Казахстане сохранятся до тех пор, пока не закончатся закупки бензина « КазМунайГаз », в том числе в России. Запасов хватит до февраля. После этого курс рубля повлияет на [цену]», — сказал Балкияев сказал.
Многие эксперты сомневаются, что есть какой-либо способ остановить рост цен на топливо в Казахстане. Независимый эксперт Сергей Смирнов заявил, что в Казахстане нет прозрачности в ценообразовании на топливо. Кроме того, многие участники рынка были недовольны низкими ценами на топливо. Сохранение низких цен на бензин в Казахстане негативно скажется на процессе реконструкции отечественных НПЗ. «Даже в обычных условиях (при высоких ценах на топливо) модернизация продвигалась очень медленно.Теперь, когда бензин дешевеет, это просто прекратится », — сказал он.
Написано Динарой Уразовой, редакция Татьяны Кузьминой
Нефтяной рынок Калифорнии
На цены на бензин влияет множество факторов, включая стоимость сырой нефти, стоимость нефтепереработки и прибыль, затраты на сбыт, затраты на маркетинг и прибыль. В Калифорнии розничные цены на бензин выше средней цены в США по пяти причинам:
.
- Более высокие налоги на бензин
Государственные и местные налоги с продаж в сочетании с акцизным налогом штата составляют разницу между Калифорнией и США.С. средний. - Более высокие затраты на производство бензина
Уникальная калифорнийская смесь бензина с более чистым сгоранием обходится дороже, чем другие типы бензина, обычно разница в цене между ценами в Калифорнии и США составляет от 10 до 15 центов за галлон. - Стоимость экологической программы
Калифорния является мировым лидером в борьбе с изменением климата. Стандарты качества воздуха в штате более высокие, чем где-либо в США.С. предназначены для защиты здоровья и окружающей среды от вредного воздействия загрязнения воздуха. - Более короткий зимний сезон в Калифорнии
Летний бензин испаряется при более высокой температуре, чем зимний, а это означает, что он с меньшей вероятностью будет способствовать образованию нездорового озона и смога. Летний бензин также дороже в производстве. В результате более теплого климата Калифорнии штат использует летний бензин в течение более длительного периода в течение года, чем где-либо в стране. - Изолированный характер рынка топлива Калифорнии
При нормальных условиях нефтеперерабатывающие заводы Калифорнии производят достаточно бензина, чтобы удовлетворить спрос внутри штата. Нефтеперерабатывающие заводы Калифорнии также экспортируют бензин. При необходимости штат обычно импортирует бензин морским транспортом, доставка которого обычно занимает от трех до четырех недель. Государственные цены должны вырасти, чтобы обеспечить этот международный импорт морским судном, чтобы покрыть дополнительные расходы на доставку.В результате изолированного рынка топлива в штате незапланированные простои нефтеперерабатывающих заводов, требующие технического обслуживания, могут существенно повлиять на поставки бензина в штате, что обычно приводит к временным скачкам цен.
Дополнительные ресурсы:
- Подразделение управления геологической энергией (CalGEM) Департамента охраны природы Калифорнии регулирует бурение, эксплуатацию и закрытие нефтяных, газовых и геотермальных скважин.
- Управление энергетической информации США (EIA) собирает, анализирует и распространяет независимую и беспристрастную информацию об энергетике. Цены на нефть, статистику производства и использования, а также анализ можно найти на странице «Нефть и другие жидкости».
- AAA имеет текущие цены на бензин в каждом штате.
Перейти к основному содержанию
- Дом
- Около
- Членство
- Карьера в API
- Главный экономист
- Контакт
- Поиск
- Меню
- Природный газ и нефть
- Меню
- Обзор природного газа и нефти
- Wells к потребителю
- Природный газ и нефть
- Wells to Consumer
- Разведка и добыча
- Скважины к потребителю
- Разведка и добыча
- На берегу
- Офшор
- Гидроразрыв
- Натуральный газ
- Нефтяные пески
- Горючий сланец
- Арктика / Аляска
- Транспортировка нефти и природного газа
- Скважины к потребителю
- Транспортировка нефти и природного газа
- Нефтяные танкеры
- Трубопроводы
- Система отслеживания стратегических данных трубопроводов (PSDTS)
- Железнодорожный транспорт
- Топливо и переработка
- Скважины к потребителю
- Топливо и нефтепереработка
- НПЗ
- Топлива
- Информация для потребителей
- Природный газ и нефть
- Информация для потребителей
- Налоги на моторное топливо
- Информация для потребителей
- Налоги на моторное топливо
- Налог на дизельное топливо
- Налог на бензин
- Потребительские ресурсы
- Информация для потребителей
- Потребительские ресурсы
- Часто задаваемые вопросы о СТО
- Безопасность на насосе
- Безопасное копание вокруг инженерных сетей
- Факты об энергоэффективности
- Разумно расходуйте энергию дома
- Безопасность угарного газа
- В классе
- Информация для потребителей
- В классе
- Ресурсы для онлайн-образования
- Энергетические ресурсы
- API Energy Excellence
- Энергетические праймеры
- Природный газ и нефть
- Энергетические грунтовки
- Власть Америки в прошлом — невозможно
- Энергия и сообщества
- Заработок в перспективе
- Энергия и налоги
- Аляска — состояние энергетики
- Что такое гидроразрыв?
- Энергетические грунтовки
- Что такое гидроразрыв?
- Почему так важен гидроразрыв для природного газа?
- В чем разница между удалением сточных вод и гидроразрывом?
- Какие химические вещества используются при гидроразрыве пласта?
- Каковы альтернативы снижению эффективности гидроразрыва пласта?
- Я слышал, что гидроразрыв пласта связан с раком.Это правда?
- Сколько воды используется для гидроразрыва пласта?
- Как защищаются грунтовые воды во время гидроразрыва пласта?
- Вызывает ли гидроразрыв водопроводных кранов возгорание?
- Сколько рабочих мест создано в нефтегазовой отрасли?
- Вызывает ли гидроразрыв землетрясений?
- Что такое мифы о ГРП?
- Природный газ — альтернативная энергия
- Каковы претензии активистов по борьбе с гидроразрывом?
- Что EPA говорит о загрязнении воды?
- Открытие природных ресурсов Америки
- Факты о NAAQS
- Американская энергия — это американский прогресс
- Изменение климата и энергия
- Energy Works for America
- Экспорт СПГ
- Разблокировка оффшорной энергетики Америки
- Энергетические грунтовки
- Открытие оффшорной энергетики Америки
- Оффшорная энергия, которая нам нужна
- Когда вы ищете ресурсы, вы их находите
- Сейсмические исследования: зачем и как
- Морские сейсмические исследования: безопасность, наука и исследования
- Стандарты безопасности и технологий на море
- Стандарт возобновляемого топлива
- U.S. Экспорт сырой нефти
- Что случилось с ценами на бензин
- Рынки сырой нефти и нефтепродуктов
- Рынки природного газа
- Окружающая среда
- Природный газ и нефть
- Окружающая среда
- Экологические принципы
- Чистый воздух
- Окружающая среда
- Чистый воздух
- Озон
- Твердые частицы
- Другие стандарты воздуха
- Токсичные вещества в воздухе
- Разрешения на воздух
- Чистая вода
- Окружающая среда
- Чистая вода
- Качество поверхностных вод
- Исследование почвы и подземных вод
- Исключения из водоносного горизонта
- Сохранение воды
- Предотвращение разливов нефти и реагирование на них
- Группы чистой воды
- Изменение климата
- Энергоэффективность и переработка
- Экологические показатели
- Окружающая среда
- Экологические характеристики
- Корпоративная отчетность
- Охрана окружающей среды
- Рекомендуемые методы освещения
- Здоровье и безопасность
- Природный газ и нефть
- Здоровье и безопасность
- Ресурсы по безопасности рабочего и рабочего места
- Здоровье и безопасность
- Ресурсы по безопасности рабочего и рабочего места
- Правила API, по которым нужно жить
- Стандарты безопасности и гигиены труда API
- Возможности обучения нефтяников и газовиков
- Руководство по планированию пандемии API
- Безопасность при разведке и добыче
- Здоровье и безопасность
- Безопасность разведки и добычи
- Береговая безопасность
- Безопасность на море
- Безопасность при транспортировке
- Здоровье и безопасность
- Безопасность на транспорте
- Безопасность трубопроводов
- Железнодорожная безопасность
- Готовность к разливам нефти и аварийное реагирование
- НПЗ и безопасность предприятий
- Здоровье и безопасность
- Безопасность нефтеперерабатывающих и заводских предприятий
- Стандарты противопожарной защиты
- Профессиональная безопасность
- Безопасность процесса
- Потребительская безопасность
- Защита общественного здоровья
- Здоровье и безопасность
- Защита общественного здоровья
- Управление продуктом
- Измерение повышения безопасности
- Продукция и Услуги
- Меню
- Обзор глобальных отраслевых услуг (ГИС)
- Стандарты и оценки
- Стандарты
- Продукты и услуги
- Стандарты
- Важные Stds.Анонсы
- Приобрести стандарты API и программное обеспечение
- План стандартов
- Комитеты по стандартам
- Оценка производственной безопасности на площадке
- Продукты и услуги
- Оценка производственной безопасности на объекте
- Запросить оценку PSSAP
- Программа оценки трубопроводов SMS
- Продукты и услуги
- Программа оценки SMS для трубопроводов
- Запросить оценку
- Программа свидетелей API
- Продукты и услуги
- Программа-свидетель API
- 19Б Перфоратор
- Центр морской безопасности (COS)
- Статистика
- Продукты и услуги
- Статистика
- Еженедельный статистический бюллетень API
- Ежемесячный статистический отчет API
- Обзор экономики отрасли API
- Индивидуальные сертификаты и обучение
- Индивидуальный сертификат.Программы (ПМС)
- Продукты и услуги
- Индивидуальный сертификат. Программы (ICP)
- Расписания и сборы
- Шаг 1. Сертификаты
- Шаг 2: Подать заявку
- Шаг 3. Запланировать экзамены
- Политики
- Найдите инспектора
- Важные ссылки ICP
- Обучение
- Продукты и услуги
- Обучение
- Онлайн-обучение
- Календарь обучения под руководством инструктора
- События
- События
- Продукты и услуги
- События
- Календарь
- Узнать больше
- Справочники по сертификации
- Представители по всему миру
- Получить цитату
- Сертификаты качества
- Монограмма API и APIQR
- Продукты и услуги
- API Monogram и APIQR
- Советы и обновления
- Применить / обновить / изменить
- Составной список API
- Важно — Предупреждение о мошенничестве
- Моторное масло (EOLCS)
.
Leave a Reply