Будет ли бензин в Казахстане дорожать в 2023 году
/budet-li-benzin-v-kazahstane-dorozhat-v-2023-godu
9 января истекают сроки ценового регулирования на ГСМ
Бекзада ИШЕКЕНОВА
15 декабря 2022 года
В министерстве энергетики прокомментировали LS, ожидается ли рост цен на ГСМ в 2023 году.
9 января 2023 года истекает срок установленного госрегулирования на АИ-92 и дизельное топливо.
По информации ведомства, в начале 2023 года резкого повышения цен на ГСМ не планируется.
«Понимая социальную значимость данного вопроса, мы ведем работы по сдерживанию цен на ГСМ», – уточнили в Минэнерго.
На данный момент предельная стоимость на АИ-92 составляет 182-187 тенге за литр в зависимости от региона. Дизтопливо для казахстанцев продается по 230-260 тенге за литр при покупке до 100 л в сутки для физлиц и 300 л для грузоперевозчиков. Для иностранцев и тех, кто покупает ГСМ выше нормы, цена составляет 450 тенге.
Тем временем в Казахстане могут продлить ценовое регулирование на сжиженный газ до 30 июня 2023 года. Его предельная стоимость составляет 50-70 тенге за л. Оптовая цена на СНГ утверждена из расчета установленных розничных цен и составляет 33,6 тыс. тенге за тонну без НДС.
- бензин
- Казахстан
- топливо
- ГСМ
- цена
- Минэнерго
Последние новости:
Жилищный застой: как стагнация на рынке жилья отразится на ценах
сегодня
В Казахстане сократилось производство туалетной бумаги, но выросли ее продажи за границу. Инфографика
сегодня
Инвесторам рекомендуют присмотреться к зеленым бумагам
сегодня
В Казахстане государство продолжает возвращать невостребованные земли
сегодня
Тұрғын үй нарығындағы тоқырау бағаға қалай әсер етпек
сегодня
В Казахстане хотят поддержать молодых бизнесменов 90 млрд тенге
сегодня
В Казахстане хотят открыть новое производство бумаги
сегодня
Бибисара Асаубаева обыграла четырехкратную чемпионку мира по шахматам
сегодня
В регионах Казахстана запланировано строительство 20 производств
сегодня
В Алматы станет легче передвигаться. Но нужно более 1 трлн тенге
сегодня
ЧИТАТЬ ВСЁ
Популярные новости
12 апреля 2023 года
11 апреля 2023 года
13 апреля 2023 года
Из чего складывается цена бензина Аи-92
Розничная цена бензина Аи-92 – наиболее актуальная тема последних месяцев в Казахстане.
Из чего же складывается стоимость наиболее востребованной марки топлива на казахстанском рынке?
С конца марта текущего года стоимость литра бензина Аи-92 выросла со 155 тг/литр до 172 тг/литр. Это средняя цена по Казахстану. На сегодня в отдельных регионах можно встретить и 160 тг/литр, а где-то и 180 тг/литр. Все зависит от удаленности региона от НПЗ.
172 тг/литр. Из чего же они состоят?
Разобраться предлагаю на базе бензина Аи-92 производства Атырауского НПЗ. Почему именно Атырауский бензин? Продукция Шымкентского и Павлодарского НПЗ реализуется в регионах, максимально приближенных к заводам-изготовителям. Это связано в первую очередь с высокой плотностью населения в южных и центральных регионах страны, а Атырауским бензином торгуют не только на западе Казахстана, но и в северных областях, в Нур-Султане, Алматы и Алматинской области. То есть поставки Атырауского топлива имеют наиболее широкую географию.
Таким образом, оптовая цена бензина Аи-92 на АНПЗ складывается на уровне 121 тг/л или 163 500 тг/тн без учета НДС.
Что включает в себя цена бензина «163 500 тг/тонна без учета НДС»?
Отдельным моментом хотелось бы остановиться на стоимости нефти, поставляемой на переработку на казахстанские НПЗ.
Эти данные публикуются в источниках, выпускаемых информационными агентствами Argus, Thomson Reuters. Выше уже указана стоимость поставки нефти на АНПЗ в размере 76 500 тг/тн. Это эквивалентно 178,5 $/тн или 25$/bbl.
Для сравнения: экспортная стоимость Мангышлакской нефти при июньских котировках на мировых рынках составила около 295$ за тонну за вычетом всех расходов, включающих налоги и сборы на территории РК и стоимость транспортировки до морского порта. Данная стоимость эквивалентна 41 $/bbl.
Указанные показатели наглядно демонстрируют, что нефтедобывающие компании в июне 2021г. при поставке нефти на переработку на АНПЗ предоставили скидку в размере 16 $/bbl или 115 $/тн.
То есть, равнодоходная с экспортом для нефтяника стоимость нефти при поставке на АНПЗ должна составлять около 126 000 тг/тн.
При такой стоимости нефти, складывая все вышеперечисленные расходы при производстве и реализации бензина Аи-92, мы получим оптовую стоимость бензина на уровне 232 000 тг/тн (кстати, подобную цену мы видели на биржевых торгах в начале марта текущего года), и, соответственно, розничную стоимость бензина на уровне 205 тг/литр. Если учитывать существующую разницу в налогообложении между Казахстаном и Россией, то данный уровень розничной цены на бензин Аи-92 можно сравнивать с действующей розничной стоимостью бензина Аи-92 на рынке России 44,88 руб/литр (259 тг/литр).
При этом есть ожидания роста розничных цен на топливо на рынке России, что обусловлено существенным ростом биржевых котировок на российском оптовом рынке, где с середины июля котировки ежедневно пробивают свои исторические максимумы.
Но этой цены нет сегодня, и пока не видно в обозримом будущем. Нефтяники живут тем, что есть, и ждут повышения мировых котировок на сырье, чтобы хоть каким-то образом компенсировать свои текущие расходы и продолжать субсидировать внутренний рынок страны.
В данном обзоре я максимально пытался отразить механизм субсидирования внутреннего рынка нефтепродуктов нефтедобывающими компаниями. Рано или поздно наша страна придет к здоровым рыночным отношениям, когда механизм спроса и предложения будет работать на все 100%.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Разрабатываемые в Казахстане механизмы ограничения резкого роста цен на сжиженный углеводородный газ — Булат Акчулаков
12
январь
2022, 16:31
Меры по реализации поручений Президента Касым-Жомарта Токаева, данных 11 января 2022 года в ходе выступления в Мажилисе Парламента, рассмотрены на заседании правительства под председательством Премьер-министра Алихана Смаилова. Министр энергетики Республики Казахстан Болат Акчулаков доложил о вопросах в сфере энергетики.
Предстоящую работу по исполнению поручений Президента Республики Казахстан Министерство энергетики разделило на краткосрочные и среднесрочные задачи.
Краткосрочной мерой, по словам министра, является установление государственного регулирования цен на бензин и дизельное топливо. В этом направлении министерством приняты соответствующие приказы по установлению предельных цен при розничной реализации нефтепродуктов. В частности, цены на нефтепродукты следующие:
- Бензин АИ-80 — 89 тенге за литр;
- — 182 тенге за литр;
- — 182 тенге за литр;
- — 215 тенге за литр;
- — 230-260 тенге за литр.
Бензин АИ-92
Бензин АИ-93
Бензин АИ-95
Дизельное топливо
Среднесрочными мерами, по словам министра, являются:
Первый. Переход на увеличенный межремонтный период нефтеперерабатывающих заводов. Сокращение времени ремонта.
Второй. Создание резервных запасов нефтепродуктов в количестве 200 тыс. тонн.
Третий. № Согласование сроков ремонтных работ нефтеперерабатывающих заводов и отгрузок дизельного топлива для сельхозпроизводителей, согласно которому отгрузка дизельного топлива для сельхозпроизводителей начнется в феврале, на месяц раньше, чем ранее.
Четвертый. Оснащение нефтебаз контрольно-измерительными приборами.
Далее, по словам министра, в целях обеспечения полного контроля над ситуацией на рынке сжиженного газа введено временное государственное регулирование цен на сжиженный углеводородный газ и утверждены розничные цены со снижением до диапазона 50-75 тенге за литр.
Утверждены два приказа:
- приказ о приостановлении действия Правил торгов до 1 января 2023 года, согласно которому Минэнерго будет продавать сжиженный газ вне электронных торгов;
- приказ о снижении предельной оптовой цены на сжиженный нефтяной газ. В целях соблюдения предельных цен, установленных АЗРК для розничной реализации СНГ.
№
Также на сегодняшний день разработан приказ о внесении изменений в Правила формирования плана поставок сжиженного газа на внутренний рынок вне ЭТП.
«В качестве краткосрочных мер до конца января 2022 года в Правительство будут внесены комплексные меры по дальнейшему совершенствованию торговли сжиженным газом через ЭТП/товарные биржи с учетом внедрения принципов прозрачности и механизмов, ограничивающих резкий рост цен на сжиженный углеводородный газ», — сообщил Акчулаков.
Также, по его словам, в целях увеличения доли обрабатывающей промышленности в структуре экономики и обеспечения импортозамещения в нефтехимической отрасли будет реализован ряд крупных проектов.
В частности, в этом году планируется ввести в эксплуатацию завод по производству полипропилена мощностью 500 тыс. тонн/год.
Кроме того, в центре внимания будет реализация крупных проектов по производству терефталевой кислоты и полиэтилентерефталата мощностью около 1 млн т/год, полиэтилена мощностью 1,25 млн т/год и бутадиена мощностью 189 тыс. т/год.
Реализация данных проектов позволит привлечь в экономику Казахстана около 10 миллиардов долларов инвестиций.
«В этом году консорциумы «Тенгизшевройл», «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» и «Норт Каспиан Оперейтинг Компани» создали Международный центр развития нефтегазового машиностроения. Основной целью Центра является локализация производства товаров этих трех предприятий для нефтегазовой отрасли Республики Казахстан путем открытия новых производств, а также расширения возможностей действующих отечественных производителей», — сообщил Акчулаков.
По словам министра, годовой объем закупок этих предприятий составляет около 5 трлн тенге.
Кроме того, создан Фонд прямых инвестиций для развития местного содержания. Chevron в рамках своих реинвестиционных обязательств перед республикой выделяет средства в размере $248,5 млн на развитие казахстанского содержания.
На сегодняшний день Фонд уже зарегистрирован на сайте Международного финансового центра «Астана». Инвестиции будут приоритетными по трем направлениям: технологии и ИТ, производство товаров первой необходимости и сборка отдельных видов оборудования для нефтегазовой отрасли, охрана окружающей среды. Но ими они не ограничатся.
«Благодаря таким инициативам мы должны построить нашу систему производства товаров для нефтегазовой отрасли», — сказал Акчулаков.
Будьте в курсе событий Премьер-Министра и Правительства РК — подписывайтесь на официальный Telegram-канал
Подписаться
Почему в Казахстане цены растут, а нефти нет
Нефтепереработка в Казахстане пожинает плоды расширенной модернизации отечественных НПЗ и неэффективного государственного управления, а режим по-прежнему вынужден балансировать спрос на топливо за счет поставки из России.
При годовой добыче нефти почти 80 млн. дол. тонн и экспорт более 60 млн. тонн, республика не может обеспечить себя достаточными объемами нефтепродуктов. Особенно сложно обстоит дело с высокооктановыми сортами масла. Годовой расход масла АИ-92 составляет 3,3 млн. кубометров. тонн, однако отечественные НПЗ удовлетворяют потребности внутреннего рынка лишь на 70%; дефицит покрывается за счет импорта из России.
Около двух лет назад, борясь с дефицитом, правительство доверилось «невидимой руке» рынка и прекратило регулирование цен на нефтепродукты, но проблему это не решило. В начале этого года цены на топливо выросли уже в несколько раз. Осень 2017 не стала исключением. В сентябре АИ-9Нефть 2 подорожала в два раза, и к концу месяца ее цена составила 147 тенге.
Но нефть по таким ценам продавалась не везде. На некоторых заправках его продавали только по талонам, на некоторых вообще не было топлива, поэтому рост цен продолжался. Тем не менее официальные лица заявили, что о дефиците топлива речи не идет, а сложившаяся ситуация вызвана небольшим дефицитом. Как бы то ни было, с января цена на АЗС выросла со 135 до 155 тенге и это не предел. Правительство планирует продолжить импорт из России (где цена выше, чем в Казахстане), и в результате цены будут продолжать расти.
Причиной сложившейся ситуации является зависимость от российского импорта, неэффективное и непрозрачное управление добычей и переработкой нефти. Например, в Минэнерго сами утвердили план, согласно которому в сентябре-октябре два из трех нефтеперерабатывающих заводов (в Атырау и Павлодаре) будут остановлены на реконструкцию. Казалось бы, все должны быть к этому готовы, а значит, проблем с запасами нефти быть не должно. Зная о предстоящих плановых ремонтах, они могли рассчитать, какой объем, откуда и в какие регионы нужно поставить. Но это в теории; на практике ситуация оказалась плачевной.
Этим летом в связи с ростом цен на границе с 517 до 572 долл./т произошло снижение (с 90 тыс. т в месяц в первые 5 месяцев до 35-50 тыс. т) нефти 92 из России. При этом злую шутку с ценами на моторное топливо натянула девальвация – с 314 до 340 тенге/доллар США. В тенговом эквиваленте стоимость импортируемой нефти на границе выросла со 160 до 196 тыс. тенге/т.
Трейдеры, опасаясь административных дел и сборов за якобы сговор цен, не увеличили импорт дорогой российской нефти (соглашение о том, что «обоснованный импорт и обоснованные цены не будут трактоваться как сговор цен», подписано министерством Энергетического и антимонопольного ведомства только 4 октября), нефтебазы и некоторые АЗС ограничили продажу нефти в ожидании повышения цен на нее. Все это было вполне предсказуемо, и топливного кризиса можно было бы избежать, но… Несмотря на то, что правительство постоянно напоминает нам, что мы живем в условиях рыночной экономики, отечественные НПЗ работают на своих условиях, а нефтепродукты принадлежат тем, кто снабжает растения маслом. При этом сырье для них поставляется недропользователями не по рыночной цене, а по значительно более низкой (условия устанавливаются контрактами на недропользование). Без этого НПЗ в стране остановились бы из-за высоких цен на производимую ими продукцию. Стоит отметить, что глубина очистки там очень низкая (65-68%0, в то время как в странах США и ЕС этот показатель находится в районе 87-9).2%.
Исправить ситуацию и добиться топливной независимости можно, проведя модернизацию НПЗ. Однако сроки действия «Комплексного плана развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан на 2009-2015 годы», принятого правительством в мае 2009 года, предусматривают реструктуризацию трех действующих заводов и увеличение объемов и глубины переработки в 2015 году до 17 ,5 млн. тонна и 90% постоянно меняют дату. Сегодня она перенесена на вторую половину 2018 года.
За это время стоимость реконструкции НПЗ выросла со стартовых 4 млрд. руб. до более 6 млрд. ДОЛЛАР США.
Обещано, что после модернизации НПЗ увеличат производство АИ-92 в 2,2 раза, АИ-95 и АИ- в 9,6 раза, дизельного топлива почти в 3 раза и что в следующем году НПЗ более чем покроют потребности внутреннего рынка этих продуктов. Однако мощности трех заводов вряд ли удастся загрузить на полную мощность, так как нефти не хватит. Ежегодный прирост запасов нефти в стране отстает от объемов добычи нефти примерно на 22%. На месторождениях, из которых нефть идет на внутренний рынок, объемы добычи падают, и на такие крупные проекты, как Кашаган, Тенгиз, Карачангак, рассчитывать не приходится: они работают по договору о разделе продукции.
Таким образом, сохранится опора на внешние ресурсы, а кто-то в Казахстане продолжит получать маржу от заниженных цен на нефть и высоких оптовых цен на нефть, сформировавшихся на российском уровне. Сохранится и периодический дефицит топлива, так как любая страна, предварительно удовлетворив собственные потребности в энергии, вывозит только избыточный продукт, поэтому такой вывоз, в силу возможных стихийных бедствий, носит небезопасный характер.
Средства правительства – увольнение вице-министра энергетики вместе с вице-президентом госкомпании «КазМунайГаз» чудесным образом совпало с большим импортом российской нефти и падением курса доллара (что позволило снизить оптовые цены на импортируемую нефть) не t решить проблемы на рынке топлива.
Вместо различных декларативных заявлений, административного давления, поиска заговорщиков на топливном рынке правительству следует начать работу по изменению налоговой политики. В частности, чтобы стимулировать экспорт нефти, нужно избавиться от НДС для отечественных НПЗ и ввести этот налог на экспортируемое сырье. Снизить (до нуля) ввозные таможенные пошлины на нефтеперерабатывающее оборудование, ввести плавающую ставку акциза, которая автоматически будет снижаться в период высоких цен на нефть, и наоборот. Им необходимо оптимизировать расходы, встроив НПЗ в иерархию «буровая скважина до АЗС». Формирование государственного нефтяного резерва не только загрузит мощности заводов, но, избавив их от сложившейся схемы, даст им средства на развитие. По мнению специалистов, давальческое производство аффинажа более чем в два раза снижает объем уплачиваемых налогов и почти в двадцать раз снижает рентабельность.
Наличие стратегического запаса нефтепродуктов на случай, например, закрытия НПЗ на реконструкцию избавит страну от панического спроса, а биржевая торговля горючим повысит прозрачность рынка ГСМ. Отметим, что поскольку в России НДС и акцизы сопоставимы с налогами на импорт, нефтеперерабатывающим предприятиям все равно, куда экспортировать нефть; на экспорт или на внутренний рынок и нет вопросов.
Создание к 2025 году общего рынка энергоресурсов в рамках ЕАЭС (включая нефтепродукты) требует выравнивания цен на нефтепродукты на всем пространстве ЕАЭС, а значит, гармонизации налогового законодательства и принятия единого механизма ценообразования на рынке топлива. Пока ценообразование в России и Казахстане сильно отличается. При равных затратах на переработку и транспортировку в Россию в структуре цен на нефть более 50% приходится на налоги и таможенные сборы (НДС, подоходный налог, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых) и около 6% приходится на сырую нефть. Однако в Казахстане около 60% приходится на сырую нефть и около 15% на налоги.
В то же время падение котировок нефти на мировом рынке не приводит к снижению цен на нефть. Так, в мае 2008 года, когда баррель нефти марки Brent стоил 120 долларов США, литр АИ-92 на АЗС продавался всего за 87 тенге. В октябре 2013 года этот паек составлял 107 долларов США за 115 тенге. Сегодня при цене барреля в 57 долларов литр нефти будет стоить 155 тенге.
Это позволяет поставщикам сырья на нефтеперерабатывающие заводы (они же являются собственниками произведенной продукции) сохранить свою прибыль. Пять крупнейших компаний – ТОО «Петросун», АО «КазМунайГаз Переработка Маркетинг», ТОО «Петролеум Оперейтинг», ТОО «Саут Ойл», Litasco SA, контролирующие 80% оптового рынка нефтепродуктов, формируют выгодные для себя цены. Большое количество участников изменит это.
ОТ РЕДАКЦИИ: При этом, исходя из слов министра энергетики Каната Бозумбаева, сказанных им в коридорах правительства, средняя цена на нефть в конце октября-начале ноября должна быть около 160 -161 тенге/помет, значит будет расти. Высокую цену министр объяснил необходимостью импорта из России, но пообещал, что планируется ее снижение. В октябре доля российской нефти, по его словам, должна составить около 40%, а в ноябре снижение до 9%.
Leave a Reply