Что такое кашрут и кошерная еда?
Что такое кашрут и кошерная еда?
Что такое кашрут и кошерная еда?
Иудаизм |
Изображение:
pixabay
Хорошо известно, что в разных странах и у разных народов существуют свои традиции, предпочтения и даже требования к еде. И это неудивительно, ведь особые правила приема пищи у разных народов вырабатывались веками.
Они зависели от места жительства людей. Тщательное исполнение данных правил давало возможность представителям той или иной народности выжить в конкретных условиях. Позже они переносились в своды религиозных книг и становились канонами для повсеместного исполнения, даже если в силу ряда причин место жительства народа менялось.
Что такое кашрут?
Давайте разберем известные правила кашрута, часть которых относится и к пище. Данный еврейский термин, обозначающий пригодность чего-либо или соответствие чего-нибудь требованиям еврейского закона Галахи. Основой кашрута являются заповеди Торы, а также дополнительные правила, разработанные еврейскими религиозными авторитетами в более позднее время. Все это было внесено в Мишну и Гемару, образовавшие Талмуд.
Кашрут — это термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения совокупности законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь. В более узком смысле — совокупность законов, содержащихся в Торе.
Своды правил кашрута в еврейской среде имеют широкое хождение и применяются в самых разных аспектах традиционной жизни: ритуальных, бытовых и даже юридических. Однако чаще всего данный термин используется в отношении предписаний, связанных с пищей. Подобная, разрешенная к употреблению пища у иудеев именуется кошерной. История возникновения кошерной пищи уходит на несколько тысячелетий назад, а именно на 3500 лет.
Что такое кошерная еда?
Первые правила относительно разрешения либо запрещения отдельных видов еды появились в период Дарования Торы. Из ее 613 заповедей 50 касаются исключительно правил использования пищи. Согласно Торе, первым человеком, для которого были установлены ограничения по ее приему, стал Адам. Сам Всевышний определил первому мужчине, что ему можно принимать в пищу, а чего нельзя. Правда, тогда ограничения касались только одного растения – дерева познания добра и зла.
Следующим стал праведник Ноах (Ной), который, после того как сумел выжить в период Всемирного Потопа, получил разрешение употреблять в пищу мясо. До этого момента люди питались исключительно продуктами растительного происхождения. С появлением в рационе человека мясных блюд были установлены определенные правила. Важнейшими из них являются запреты на использование мяса от живых животных, на употребление в пищу крови в любом ее виде.
В дальнейшем данные правила получили разъяснения, и с тех пор уже в продолжение нескольких тысячелетий они неукоснительно соблюдаются евреями. Основное требование таково: в пищу можно использовать только мясо от строго определенных видов птиц и животных. Пернатые должны быть либо домашними, либо дикими, но ни в коем случае не хищными. Животные – жвачными и иметь раздвоенные копыта. Те же, кто обладает только одним из означенных признаков, под определение разрешенных не попадает.
Следующим важным фактором кошерности являются правила забоя животного. Этим занимаются специально обученные люди, получившие сертификат. Только они могут правильно убить обреченное животное и полностью освободить его от крови (данный процесс именуется «шхита»). Лишь в таком виде мясо убитого животного употребляется в пищу. Но даже после этого существуют определенные ограничения. К примеру, мясо и молоко категорически запрещается смешивать.
Отдельное правило касается рыб. У них должны иметься чешуя и плавники. При отсутствии какого-либо одного из признаков рыба запрещается к употреблению.
Следующее условие касается продуктов, получаемых от животных, рыб и птиц. Это касается молока, икры и яиц. Все эти продукты должны получаться от кошерных видов.
Кошерный — это удовлетворяющий требованиям кашрута.
У иудеев попали под запрет всевозможные морские и речные животные. В списке запрещенных оказались все виды ракообразных, моллюсков, а также различные виды змей и червей. Относительно насекомых также существуют сильные ограничения. Однако табу не наложено на саранчу. Также допускается прием в пищу меда, хотя сами пчелы к приему в пищу не годятся.
Разработаны также правила отношения к растительной пище и даже к кухонной утвари. И что интересно, если отделить все правила кашрута от религиозной составляющей, получится, что тысячелетия назад еврейские мудрецы разработали самые первые в мире правила о вкусной и здоровой еде. Эти основы правильного питания сейчас рекомендуются практически всеми мировыми диетологами и врачами.
Слово кошерный, как и слово аминь с недавних пор стало сленговым в молодежной, даже в не еврейской среде. Его употребляют, чтобы выразить одобрение, иногда восхищения действия или какой-то вещи. Но еще чаще в качестве порицания с приставкой «не». Например, «Зачем ты Машку за косу дернул — не кошерно!»
Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль.
Автор:
Павел Замир, для IsraLove
Ещё по теме: Кашрут, Иудаизм, кошерная еда, традиции |
Национальная еврейская кухня
Доставка еды
Веселая, кошерная, принципиальная, сдержанная — это еврейская кухня. Как и все, что связано с этой национальностью, еврейская кухня пропитана уникальным юмором, законами и нормами, преемственностью поколений. Когда мы говорим об аргентинской кухне, мы вспоминаем мясо, в рассказе об итальянской кухне — пиццу и пасту, японская кухня — это суши и роллы. Везде вспоминаются продукты и блюда, с которыми ассоциируется страна. В случае с национальной еврейской кухней и тут все не так, как к других. Первое, что всплывает в голове — кашрут. Чтобы понять, что это такое, надо немного разобраться в религии еврейского народа.
Основная священная книга иудаизма, Тора, содержит помимо всего прочего свод правил, норм и законов, касающихся всех сфер жизни верующих евреев. Он регламентирует семейное и общественное поведение каждого гражданина. Эти нормативы объединены в документ под названием Галаха. Все, что Галаха разрешает, является кашрутом, то есть кошерным, допустимым. Все кулинарные традиции национальной еврейской кухни становятся понятными, если знать, что такое кошерная пища. Задавать вопросы типа «А почему так?», «А для чего?» считается неуместным, поскольку Творцу всегда лучше знать, как следует жить и что есть. А потому нужно просто верить, что это ваш правильный путь.
Например, мясо. Какое мясо допустимо, а какое запрещено? Ответ прост: животное должно быть жвачным и парнокопытным, тогда его можно есть. По этой причине в национальных блюдах еврейской кухни вы не встретите свинину, зайчатину, верблюжатину и мясо животных семейства дамановых. Кашрут утверждает: «Не вари козленка в молоке матери его», поэтому использование молочных и мясных продуктов в одном рецепте строго запрещено, а значит, никаких мясных национальных блюд еврейской кухни в сливочном соусе.
Из птиц кошерными считаются домашние породы — куры, утки, индейки, перепелки, гуси и голуби. Кошерные рыбы — те, у которых есть чешуя и плавники. В национальной еврейской кухне есть такое понятие — парве. Это нейтральные продукты, которые сочетаются и с мясом, и с молоком. Многие виды рыб являются парве.
Что касается овощей и пряностей, то тут тоже есть свои разрешения и запреты. К примеру, в небольших количествах можно добавить в свой рецепт национального блюда еврейской кухни лук, чеснок, черный перец, корицу, имбирь, гвоздику, укроп и хрен.
Самая известная закуска в национальной еврейской кухне — фаршированная рыба. Она готовится из кошерных пород, чаще всего из карпа, щуки, пиленгаса и кефали. Внутренности рыбы пропускают через мясорубку вместе с сырым луком, добавляют сырое яйцо, перец, соль, размещают фарш обратно в рыбу и запекают. Другое национальное блюдо еврейской кухни — фаршмак, тоже известно на весь мир. Фаршмак готовится из сельди, тщательно протертой, с белым хлебом, яблоком сорта Антоновка, луком и мелко порезанными яйцами. В традиционной еврейской кухне рецепт фаршмака одной сельдью не ограничивается. Закуску готовят из овощей, говядины, мойвы и тюльки.
«Это же самый цимес!» — исконно еврейское выражение, но не каждый знает, что же это такое — цимес. Оказывается, это национальное блюдо еврейской кухни — сладкое овощное рагу, любимый кошерный десерт многих семей.
Что такое кашрут и чем кашрут не является24 марта 2019 г.
2319 Просмотров
2319 Просмотров
Глава этой недели, Шмини, содержит большинство законов Кашрута, диетического кодекса иудаизма. Антропологи рассматривают законы кашрута как суеверные табу или отражение пищевых привычек и норм древнего Ближнего Востока. Один автор объяснил запрет кашрута чисто экономической необходимостью. Ряд ученых объясняют эти законы древней попыткой диеты, основанной на здоровом питании. Например, закон о запрете употребления свинины объясняется попыткой избежать заражения трихинеллезом. Существование около одного миллиарда китайцев, которые едят свинину в качестве основного продукта питания, по-видимому, указывает на то, что любители свинины не находятся в непосредственной опасности исчезновения. Как однажды написал один из наших величайших библеистов:
«Является ли наша Тора просто кратким медицинским справочником…? Мы видим, что те, кто ест свинью и всех запрещенных животных и птиц, здоровы, многочисленны и не имеют слабости или болезни… И если эти законы предназначены только для цели здоровья, то что же делать со всеми ядовитыми травами и растениями, вызывающими серьезные травмы и даже смерть, которые не запрещены законами кашрута?»
Верно, как указывали некоторые из величайших философов и мудрецов иудаизма, что законы кашрута приносят определенную пользу для здоровья. Однако ни один из них не предполагает, что это единственная мотивация законов.
Текст также указывает на то, что кашрут не связан со здоровьем, экономикой или суевериями. Когда Тора говорит об этих законах, она всегда называет некошерных животных tamei, или нечистыми. Кошерные животные описываются как тахор, чистых, а диета ассоциируется с кедуша, святостью. Тора использует одни и те же концепции чистоты, нечистоты и святости при обсуждении сексуальной этики и идолопоклонства. Использование этих терминов в отношении кашрута ясно указывает на то, что идеи, лежащие в основе диетических законов, имеют духовную и нравственную основу. Нигде Тора не называет некошерную пищу грязной или нездоровой, и нигде Тора не дает явных причин для этих законов. Еврейские ученые всегда понимали эти законы как чуким, уставов, которые человеческий разум не может до конца постичь. Цель чуким состоит в том, чтобы научить нас, что человеческое понимание не является предпосылкой для того, чтобы делать то, что правильно, и критерии для определения добра и зла не находятся в компетенции человека. Иудаизм настаивает на том, что абсолютное добро и абсолютное зло действительно существуют, и эти понятия не являются ни относительными, ни субъективными, но они должны определяться Божественным законом. Мораль, основанная исключительно на человеческом разуме или убеждениях, неадекватна; искренность и вера не обеспечивают нравственного поведения. Искренний, верующий нацист все еще делает то, что является злом, а неискренний филантроп делает то, что является морально правильным. Наше непонимание законов кашрута также учит нас смирению. Истинная нравственность требует смирения в наших отношениях с Богом, Который является высшим источником морального авторитета.
Еврейское слово, обозначающее уставы, chukim , совпадает со словом, используемым для обозначения законов природы. Параллельное использование хуким для заповедей Торы и естественного права преподает нам важный урок в отношении нашего отношения к выполнению заповедей. Законы природы совершенно не зависят от человеческого понимания или непонимания. Гравитация заставит кого-то упасть, даже если он не понимает, как это работает, а огонь будет гореть, даже если мы не знаем химии горения. Раввин Самсон Рафаэль Хирш указывает, что точно так же «составные части Торы остаются законом, даже если мы не открыли причину и связь одного из них».
Что такое кошерная и еврейская еда? — Jewish World
Самые известные запреты в кашруте, своде законов, касающихся кошерности, могут касаться употребления в пищу свинины и одновременного употребления мяса и молока.
- Что такое Шаббат?
- OU Kosher подает в суд на B&D из-за знака кошерности
- Что нужно, чтобы стать кошерным отелем
- Будущее современной еврейской кухни
- Ближневосточная еда захватывает Лондон штурмом
Как и другие еврейские диетические законы, эти ограничения имеют свое происхождение в нескольких лаконичных строчках в Библии, в книгах Левит и Второзаконие. Но только в более поздних текстах на иврите — в Талмуде и более поздних раввинистических трудах — весь спектр законов полностью развит и очерчен, и они далеки от простого «мяса» и «молока».
Слово «кошерный» происходит от древнееврейского «кашер», буквально означающего «пригоден» — в данном случае для употребления в пищу. Те продукты, которые не являются кошерными, называемые треф или трефах, ритуально нечисты или непригодны согласно еврейскому закону. (Треф на идише означает «некошерный», от еврейского слова terefah, означающего «разорванный», относящегося к животному, найденному мертвым или раненым в поле, но используемому сегодня для описания любого запрещенного животного, в том числе умершего естественной смертью. )
Так что же такое кошерная и еврейская еда?
Законы кашрута действуют в течение всего года и подробно описывают сырые продукты, которые разрешено есть, способ забоя животных и ограничения на приготовление и подачу пищи. Во время праздника Песах действуют дополнительные ограничения.
Левит 11:3-8 и Второзаконие 14:3-21 описывают реальных животных, чье мясо разрешено или запрещено к употреблению. Все беспозвоночные, за исключением некоторых видов саранчи — хотя не все раввины согласны с этим — запрещены. Чтобы быть кошерными, млекопитающие должны иметь раздвоенные (раздвоенные) копыта и быть жвачными; то есть они должны жевать, а затем переваривать свою жвачку.
Тора (первые пять книг еврейской Библии) специально отмечает, что свинья, верблюд, даман и кролик запрещены, потому что у каждого из них отсутствует одно из этих двух требований.
Молоко некошерных животных также запрещено. Морские животные должны иметь чешуйки на внешней стороне и плавниках, что исключает все моллюски и некоторых других существ, таких как сом.
Вопреки распространенному мнению, пища не должна получать благословение раввинов, чтобы считаться кошерной. Точно так же кошерными являются не люди, а пища, которую они едят.
Разрешены все фрукты и овощи, но они не должны содержать насекомых.
Щелкните здесь, чтобы узнать больше о кошерной кухне и рецептах. Таким образом, даже потенциально кошерное животное, не убитое в соответствии с правилами, становится трефом.
Метод убоя, известный как шехита, использует заточенное лезвие, чтобы перерезать животному горло. Он предназначен для того, чтобы причинять животному наименьшую боль, и некоторые данные показали, что животные теряют сознание в течение двух секунд после забоя.
В современных условиях употребление мяса разрешено только в том случае, если животное было забито под наблюдением раввинов способом, который считается быстрым и относительно безболезненным. Из мяса животных должна быть высушена кровь, а некоторые куски мяса запрещены в большинстве случаев.
Смешивание мяса и молока
Библейская строка, предостерегающая от «кормления козленка в молоке матери его» (вначале появляющаяся в Исходе 23:9), является основой свода законов кашрута, требующих разделения мяса и молоко.
Мясные продукты нельзя готовить, подавать или даже хранить вместе с молочными продуктами, и по традиции необходимо подождать несколько часов (количество варьируется от одной традиции к другой) после употребления мяса, прежде чем можно будет употреблять молочный продукт. (Для употребления в пищу мяса после молочных продуктов период ожидания не требуется. )
Мясо птицы не было включено в библейский запрет на смешивание мяса и молока, но раввинский указ расширил запрет, включив его.
Разделение потребления мяса и молока привело к разделению кухонной утвари и посуды для двух видов продуктов – «мясных блюд», также называемых fleishig на идише и «молочные блюда», известные как milchig на идише.
Яйца, рыба и все продукты считаются пареве (ни мясо, ни молоко, следовательно, нейтральные), и их можно есть как с молочными, так и с мясными продуктами.
Не кухня или отдельные блюда – например, рогалики, чолнт или фаршированная рыба – определяют, является ли пища кошерной, и термин «кошерный стиль» не имеет значения в еврейском законе. Любая пища может быть кошерной, если ее ингредиенты и способ приготовления соответствуют правилам кашрута.
Зачем соблюдать кошерность?
Существует много теорий относительно обоснования законов кашрута, но правда в том, что Библия не дает им морального оправдания: им нужно следовать, потому что они заповеданы Богом.
В действительности, однако, законы веками служили для отделения евреев от неевреев. До недавнего времени из-за ограничений евреям, большинство из которых соблюдало кошерное питание, было очень трудно преломлять хлеб с неевреями, так что социальное взаимодействие было очень ограниченным. Это был один из факторов, помогавших свести смешанные браки к минимуму, и может частично объяснить долгое выживание еврейского народа.
В наше время движение за реформы сделало кашрут делом личного выбора. В консервативном, или масортском, иудаизме все законы кашрута считаются обязательными, хотя это движение более снисходительно, чем православие, в некоторых вопросах, таких как употребление некошерного вина. (Грубо говоря, вино считается кошерным, если во время его производства с ним не обращались неевреи.)
На практике было подсчитано, что одна шестая американских евреев и три четверти израильских евреев поддерживают кошерность в своих домах. Но даже среди людей, считающих себя приверженцами «строгой» кошерности, всегда существовали значительные различия в том, как соблюдаются законы о питании.
Глатт кошер и мехадрин
В частности, по мере роста уровня православия и ультраортодоксальности различия между общинами (например, между разными хасидскими сектами) часто проявляются в строгости соблюдения кашрута.
Такие термины, как «глатт» и «меадрин», относятся к строгости толкования и применения законов; на практике они означают, что различные ортодоксальные общины будут полагаться только на продукты, приготовление и упаковка которых контролируется органом по кашруту, которому доверяют их лидеры-раввины.
В Израиле, например, в течение нескольких десятилетий различные ультраортодоксальные общины не желали зависеть от надзора за кашрутом, обеспечиваемого Главным раввинатом, и создали свои собственные органы по кашруту, обычно называемые организациями «бадац», аббревиатура на иврите ссылаясь на конкретный раввинский суд, который осуществляет надзор.
В то же время в Соединенных Штатах на упаковках продуктов питания есть несколько кошерных символов, но наиболее узнаваемым является символ OU Союза ортодоксальных еврейских общин Америки.
Leave a Reply