Погранпереходы – в новый формат
| Транспортная инфраструктура
О современных подходах к развитию автомобильных пунктов пропуска.
В условиях изменения конфигурации транспортно–логистических потоков и санкционной политики недружественных стран вопросы обустройства пунктов пропуска через государственную границу РФ приобретают особое значение.
Важные шаги
На протяжении продолжительного времени развитию пунктов пропуска не уделялось необходимого внимания. Финансовое обеспечение мероприятий по их модернизации и надлежащей эксплуатации в полном объеме не осуществлялось. И, как следствие этого, возросло количество объектов незавершенного строительства, в том числе таких, где проектирование было выполнено с ошибками.
В 2016 году распоряжением Правительства РФ Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (Росграница) было ликвидировано и его полномочия переданы Минтрансу России. Соответственно, к ведению министерства были отнесены и пункты пропуска. Специалистам предстояло в корне изменить ситуацию, свести к минимуму количество незавершенных объектов, реализовать разработанную при поддержке Минтранса России и одобренную Президентом России и Правительством РФ масштабную производственную программу, призванную коренным образом изменить архитектуру и технологическую базу приоритетных пунктов пропуска на границе и создать благоприятный имидж страны для международных перевозчиков и туристов. В том же году согласно распоряжению Правительства РФ ФГКУ Росгранстрой, главной задачей которого является развитие и модернизация пунктов пропуска, было отнесено к ведению Минтранса России.
Важные шаги в сфере погранпереходов были предприняты в 2018–2021 годы. По словам директора Департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Минтранса России Михаила Кокаева, для решения задач по развитию системы пунктов пропуска проведена большая работа по совершенствованию нормативно–правового регулирования в этой сфере. Благодаря проведенной Минтрансом России работе утверждены нормативы затрат на содержание пунктов пропуска, с шести до одного месяца сокращен срок согласования и регистрации Минюстом России приказов об их реконструкции, определены иные места прибытия грузов в ряде пунктов пропуска, где ведется реконструкция (Бурачки, Верхний Ларс, Яраг–Казмаляр). Кроме того, в два раза сокращены регламентные сроки проведения закупочных процедур, нормативно закреплено заключение контрактов «под ключ» (проектирование и строительство – в рамках одного контракта), изданы правила режима в пункте пропуска.
Сократили долгострой
В 2022 году впервые за длительное время был ликвидирован дефицит финансирования на содержание и техническое обслуживание пунктов пропуска, увеличены объемы и периодичность работ. Это позволило провести большую работу по заключению долгосрочных контрактов на содержание пунктов пропуска и организовать масштабные мероприятия по текущему ремонту и дооснащению целого ряда погранпереходов. Что касается объектов незавершенного строительства, то в период с 2019 по 2021 год удалось снизить их количество в два раза.
Так, в 2021 году в Бурятии была завершена реконструкция автомобильного пункта пропуска Кяхта на границе с Монголией, которая длилась с 2012 года. Модернизация погранперехода позволила создать новую инфраструктуру для служб пограничного, таможенного и иных видов контроля. Построено более 40 зданий и сооружений административного, хозяйственного, бытового и инженерно–технического назначения. Проведена работа по оснащению погранперехода современным оборудованием. Благодаря двукратному увеличению количества полос движения разделены транспортные потоки, что позволило повысить безопасность движения в пункте пропуска. Пропускная способность МАПП была увеличена в два раза по количеству транспорта (до 1000 транспортных средств в сутки) и в три раза по количеству людей (до 5000 человек в сутки). Это позволило сократить время прохождения контрольных процедур при пересечении границы и способствует увеличению скорости доставки грузов, основными из которых являются лесо– и пиломатериалы, пищевые продукты, корма.
В апреле прошлого года запущено движение в реконструированном железнодорожном пункте пропуска Забайкальск на границе с КНР, который строился почти десять лет. Забайкальск – один из основных транзитных узлов, на его долю приходится более половины общего объема грузоперевозок между Россией и Китаем. Кроме того, он обеспечивает транзит грузов не только по России, но и в страны Таможенного союза. После модернизации на этом пункте пропуска создан первый в России железнодорожный стационарный инспекционно–досмотровый комплекс. Контроль грузов проходит без вскрытия контейнеров и остановки состава, идущего со скоростью до 70 км/ч, что значительно сократило время транспортировки.
Почти год назад в Амурской области было открыто движение по трансграничному автомобильному мосту Благовещенск – Хэйхэ через пункт пропуска Кани–Курган на границе с КНР. Он обустроен по временной схеме. В настоящее время активно возводится постоянный погранпереход, строительство которого должны завершить в декабре 2023 года. Он обеспечит пропуск не только грузового, но и пассажирского трафика. Сейчас через пункт пропуска Кани–Курган в среднем в сутки проходят 190 грузовых автомобилей. Как только погранпереход будет открыт по постоянной схеме, его пропускная способность по грузовикам вырастет до 630 транспортных средств в сутки. Он также сможет пропускать до 160 автобусов и 70 легковых автомобилей. В дальнейшем в районе моста Благовещенск – Хэйхэ планируется создать так называемый сухой порт с необходимой инфраструктурой для того, чтобы обеспечить мультимодальные перевозки грузов с использованием автомобильного, железнодорожного и речного транспорта.
Завершено также строительство железнодорожного пункта пропуска Нижнеленинское и стационарного инспекционно–досмотрового комплекса в районе первого железнодорожного моста, соединяющего российский и китайский берега реки Амур.
С учетом приоритетов
В связи с введением санкционных ограничений в отношении нашей страны произошли значительные изменения в логистических маршрутах для доставки товаров автомобильным транспортом. Для увеличения грузопотоков в минувшем году основной упор был сделан на развитие приграничной инфраструктуры. Дальний Восток фактически стал ключевым направлением перевалки грузов.
Для завершения реконструкции по АПП Краскино и АПП Пограничный в Приморском крае потребовались корректировка проектов, возобновление финансирования и заключение новых контрактов. В прошлом году решения по реализации проектов были найдены. Работы в Краскино продолжились. В декабре был заключен контракт на реконструкцию пункта пропуска Пограничный со сроком завершения строительства в 2024 году. Модернизация погранперехода повысит его пропускную способность в девять раз. Положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» также получено на реконструкцию приморского пункта пропуска Турий Рог.
Всего в Приморье располагается 5 автомобильных пунктов пропуска: Краскино, Пограничный, Марково, Турий Рог и Полтавка. Предполагается, что они будут модернизированы с разными сроками открытия объектов. Реконструкция АПП Полтавка начнется после завершения строительства нового моста через реку Гранитная.
На другом направлении – на подходе к АПП Верхний Ларс на российско–грузинской границе – летом прошлого года построено 12 новых полос движения, позволивших минимизировать очереди легкового транспорта на выезд из России. Строительство еще 12 новых полос на въезд завершено в ноябре. В сентябре–октябре 2022–го заключены контракты на разработку проектов и реконструкцию «под ключ» девяти автомобильных пунктов пропуска через государственную границу РФ (Бугристое, Илек, Маштаково, Караузек, Озинки, Адлер, Торфяновка, Люття и Вяртсиля). Всего за 2022 год отремонтировано и модернизировано 65 пунктов пропуска (за предыдущие пять лет – 64). В 2023 году ремонт запланирован в 73 пунктах.
Проекты «под ключ»
В контексте развития международного транспортного коридора «Север – Юг» и увеличения пропускных мощностей погранпереходов вопросы модернизации пунктов пропуска на южном направлении приобрели особую актуальность. В прошлом году ФГКУ Росгранстрой заключен государственный контракт «под ключ» на реконструкцию погранперехода Караузек – основного в Астраханской области пункта пропуска автомобильного транспорта в Казахстан. Средства на эти цели выделены из федерального бюджета. Сроки реализации проекта – 2022–2025 годы. Работы по проектированию и строительству будет выполнять одна подрядная организация, что позволит ускорить производственные процессы. В рамках реконструкции неподалеку от действующего пункта пропуска будет построен новый погранпереход с учетом растущих потребностей по пассажиро– и грузопотокам. Он сможет обеспечить пропуск до 2000 транспортных средств в сутки.
«С учетом приоритетности Караузека будут приложены все усилия, чтобы завершить работы раньше, – подчеркнул руководитель ФГКУ Росгранстрой Геннадий Безлобенко. – Уже сегодня с представителями государственных контрольных органов (пограничная, таможенная служба, Россельхознадзор и Роспотребнадзор) ведется работа по согласованию концепции проекта реконструкции». В настоящее время границу в действующем пункте пропуска Караузек пересекают около 1200 человек и более 600 транспортных средств в сутки. В тесном контакте с государственными контрольными органами и правительством региона решаются вопросы увеличения пропускной мощности погранперехода в целях обеспечения растущих объемов грузоперевозок на юг до момента открытия нового пункта пропуска Караузек.
В Дагестане завершен первый этап модернизации автомобильного пункта пропуска Яраг–Казмаляр на границе с Азербайджаном. Реконструкция самого загруженного в республике сухопутного погранперехода, входящего в створ международного транспортного коридора «Север – Юг», ведется в рамках комплексной модернизации приоритетных пунктов пропуска. В настоящее время на территории МАПП Яранг–Казмаляр построены более 30 новых зданий и сооружений: административно–бытовой комплекс, здания кинологической службы, санитарно–карантинного поста, бокс углубленного досмотра, павильоны, пешеходная галерея, гараж, навесы, складские помещения и другие. Смонтировано современное высокотехнологичное оборудование. После реконструкции пропускная способность Яраг–Казмаляра вырастет почти в три раза (до 1400 транспортных средств и до 5100 человек в сутки).
До конца 2027 года запланирована модернизация целого ряда погранпереходов, входящих в створ международного транспортного коридора «Север – Юг». Это морские, железнодорожные и автомобильные пункты пропуска. Среди них Верхний Ларс, Ново–Филя, Тагиркент–Казмаляр, Караузек, Махачкала, Дербент. Развитие инфраструктуры МТК будет способствовать укреплению торгово–экономических связей, оптимизации транспортно–логистической системы, созданию новых инфраструктурных маршрутов и наращиванию объемов грузоперевозок в Азербайджан, Иран, Индию и другие страны Южной Азии и Персидского залива.
Принятые в 2022 году меры по развитию инфраструктуры МТК позволили устранить пробки на азербайджанском участке и увеличить пропускную способность пунктов пропуска в четыре раза. Раньше в сутки через азербайджанские пункты проезжали 400 грузовиков, теперь – 1700. На российско–грузинской границе пропускная способность увеличилась за прошлый год с 700 до 1200 грузовиков ежедневно. Но решить проблему пробок на этих и других международных пунктах пропуска через государственную границу РФ пока не удалось. Увеличить пропускную способность может не только ремонт и обновление инфраструктуры, но и более активное использование цифровых сервисов.
Реактивный ресурс
Бесплатный сервис, позволяющий не стоять в очередях и вовремя доставлять товары получателям, обеспечит российским и зарубежным автомобильным перевозчикам электронная очередь. Напомню, такой закон Госдума РФ приняла на пленарном заседании в феврале, внеся изменения в ФЗ № 257 об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации, разрешающие введение механизма предварительного резервирования времени подъезда к автомобильным пунктам пропуска для грузовых транспортных средств. Закон вступит в силу с сентября 2023 года.
Забронировать время, дату и место прохождения границы можно будет на Едином портале госуслуг и в государственной информационной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) с 1 марта 2024 года. До этого времени услуга будет доступна на информационном портале или на площадке–накопителе через терминал самообслуживания. Данные будут передаваться в информационные системы контрольно–надзорных органов на пунктах пропуска для использования в своих процессах.
«Электронная очередь – это первый этап комплексного подхода организации и изменения инфраструктуры международных пунктов пропуска. Мы планируем постепенно внедрять технологию резервирования времени. Отмечу, что цифровой сервис, прежде всего, позволит распределять нагрузку на МАПП, сократить очереди. Для участников движения введение механизма предварительного резервирования времени повысит качество планирования сроков перевозки», ? прокомментировал заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов.
Подведомственное Минтрансу России ФГКУ Росгранстрой реализует пилотный проект по оснащению погранпереходов новейшим высокотехнологичным оборудованием. В конце прошлого года на АПП Маштаково Оренбургской области на границе с Казахстаном и АПП Тагиркент–Казмаляр в Дагестане на границе с Азербайджаном появились инспекционно–досмотровые комплексы (ИДК) портального типа. В рамках проекта в каждом пункте пропуска установлено по два портальных ИДК (на въезд и на выезд из страны). Финансирование мероприятий осуществляется из федерального бюджета. Специализированное высокотехнологичное оборудование отечественного производителя обладает уникальными возможностями и способно в динамическом потоке сканировать транспортные средства и грузы. Проезжающий через портал грузовик или другой тип транспортного средства с грузом «просвечивается» с целью обнаружения запрещенных к провозу веществ и вложений. Проверка осуществляется без вскрытия и нарушения целостности упаковки грузов.
Такой вид досмотра обеспечивает высокий уровень защиты от перемещения незаконных вложений, существенно сокращает время прохождения контрольных процедур на границе и позитивным образом влияет на скорость доставки товаров. Кроме того, этот вид досмотра абсолютно безопасен для водителей. По сравнению с мобильными и стационарными инспекционно–досмотровыми комплексами портальный ИДК требует минимальных сроков производства и установки и позволяет досматривать в движении 100% транспортных средств оперативно и без пробок.
Власти Псковской области просят создать электронную очередь на границе
Создание электронной очереди и пунктов накопителей поможет решить проблему скопления грузового и легкового транспорта на участке границы России в Псковской области. Об этом, как отмечает ТАСС, заявил и.о. председателя регионального Комитета по транспорту и дорожному хозяйству Станислав Стармолотов в ходе совещания по мерам поддержки грузовых перевозчиков. Власти области просят федеральный центр расширить программу по организации электронной очереди на границе.
«У нас на приграничных дорогах, как на федеральных, так и на региональных, сложилась серьезная, достаточно опасная ситуация — большое скопление автотранспорта, стоящего в очереди. Там уже и криминогенная обстановка накаляется, и экологическая. Большие сложности идут при проведении работ по содержанию автомобильных дорог: невозможно полноценно убирать и окашивать. Эту проблему решило бы создание электронной очереди и пунктов накопителей, откуда будут выдвигаться на пересечение границы грузовые автомобили и гражданские легковые тоже», — подчеркнул Станислав Стармолотов.
Он уточнил, что этим вопросом занимается федеральное Министерство транспорта и что на данном этапе в разработку попал только один международный автомобильный пункт пропуска в Псковской области — МАПП «Бурачки». В связи с чем губернатор Псковской области Михаил Ведерников поручил дополнительно аргументировать и внести в разработку Министерства транспорта РФ и другие пункты пропуска в регионе, в том числе пограничный переход «Куничина гора» в Печорах.
«Проработайте со всеми заинтересованными лицами и службами. Нужно сделать визуализацию, посмотреть, где у нас есть возможность предоставить землю под эти стоянки, каким образом это организовать, может быть, дать техзадание — сколько это должно быть [километров] до пункта пропуска. Надо разгружать дорогу и делать это все цивилизованным путем, чтобы водители в комфортных условиях могли находиться, пока не подойдет соответствующая очередь», — заметил глава региона.
Этой весной на фоне санкций ЕС таможенные службы государств Евросоюза, граничащих с Россией и Беларусью, прекратили допуск на свою территорию грузовых автомобилей из этих двух стран. Запрет коснулся также и транзитных грузовых перевозок.
Это привело к тому, что на российско-эстонской и российско-латвийской границе, проходящей через Псковскую область, образовались многокилометровые пробки из грузовиков. Как ранее сообщали региональные власти, на разных пунктах пропуска может скапливаться от 150 до 500 грузовых машин.
При этом сейчас на федеральном уровне рассматривается возможность введения ответных мер против грузовых перевозчиков из ЕС с тем, чтобы разрешить им только въезд в приграничную зону для выполнения операций по перецепке/перегрузке (по примеру Беларуси). Это может еще больше увеличить нагрузку на существующую приграничную инфраструктуру.
В то время как пограничные переходы падают, администратор Байдена кричит о фиаско, которого никогда не было
«План администрации работает, как предполагалось», — заявил Белый дом.
За несколько недель до 11 мая официальные лица администрации предупреждали о предстоящем сложном периоде, поскольку она отходит от политики эпохи Трампа, которая позволяла пограничным службам немедленно высылать миллионы мигрантов по соображениям общественного здравоохранения. Даже президент Джо Байден заявил 10 мая, что на южной границе «какое-то время» будет царить хаос. | Фотография бассейна Джима Уотсона
Во вторник администрация Байдена одержала победу, заявив, что ее иммиграционный план «работает так, как предполагалось» спустя почти месяц после серьезного изменения политики на южной границе страны.
Министерство внутренней безопасности сообщило, что после отмены указа об общественном здравоохранении, известного как Раздел 42, в полночь 12 мая количество незаконных пересечений границы сократилось более чем на 70 процентов. В пресс-релизе администрация Байдена упомянула о «выполнении» плана, который сочетал жесткие последствия незаконного въезда с расширением законных путей и процессов для мигрантов в полушарии.
«С тех пор, как 12 мая был отменен приказ CDC, посвященный общественному здравоохранению, раздел 42, и всеобъемлющий план администрации Байдена-Харриса по управлению границей вступил в силу 12 мая, DHS продолжает значительно сокращать количество встреч на юго-западной границе», — сообщает пресса. релиз сказал. «План администрации работает, как задумано».
В течение нескольких недель, предшествовавших 11 мая, представители администрации предупреждали о предстоящем сложном периоде, поскольку она отходит от политики эпохи Трампа, которая позволяла пограничным службам немедленно высылать миллионы мигрантов по соображениям общественного здравоохранения. Даже президент Джо Байден заявил 10 мая, что на южной границе «какое-то время» будет царить хаос.
Но ожидаемого всплеска так и не произошло, и в первые дни после отмены Раздела 42 чиновники Белого дома вздохнули с облегчением. DHS во вторник воспользовался возможностью, чтобы подчеркнуть ожидаемое фиаско на границе, которого так и не произошло.
Служба национальной безопасности раскрыла результаты своего подхода, в том числе последствия нового запрета администрации на предоставление убежища, который запрещает некоторым мигрантам подавать ходатайство о предоставлении убежища, если они незаконно пересекают границу или не подают ходатайство о предоставлении убежища, пересекая по пути другую страну. в США
В прошлом месяце администрация Байдена также вернулась к ускоренному процессу выдворения в соответствии с Разделом 8, который позволяет правительству высылать из страны любого, кто не может установить правовые основания. Высылка по Разделу 8 также запрещает этим мигрантам въезд в страну на пять лет.
С 12 мая по пятницу DHS сообщило, что отправило 38 400 мигрантов, включая одиноких взрослых и семьи, обратно в более чем 80 стран. Из этого общего количества администрация депортировала в Мексику более 14 000 мигрантов с Кубы, Гаити, Никарагуа и Венесуэлы. Администрация заявила, что тысячи других мигрантов были задержаны и рассматриваются для рассмотрения заявлений о предоставлении убежища.
«Те, у кого не было достоверных опасений, были и будут оперативно высылаться», — говорится в пресс-релизе со ссылкой на критерии поиска убежища.
Служба таможенного и пограничного контроля зафиксировала в среднем 3400 столкновений между пунктами въезда в день, что значительно меньше, чем примерно 10 000 столкновений в дни, предшествовавшие окончанию срока действия Раздела 42. И менее 300 мигрантов появились без приложения CBP One. встреч, всего 3700 незапланированных встреч в день.
DHS также сообщила, что Служба граждан и иммиграции США за последние несколько недель провела 11 500 достоверных интервью о страхе и ожидает, что это число будет увеличиваться по мере расширения процессов. Что касается приложения CBP One, которое страдало от технических сбоев, в среднем 1070 мигрантов ежедневно записывались на прием в пункте въезда. Ожидается, что это число вырастет после того, как администрация объявила, что будет предоставлять 1250 назначений в день.
Кроме того, с 12 мая в США прибыло еще 23 000 мигрантов из Кубы, Гаити, Никарагуа и Венесуэлы, прошедших проверку и квалификацию спонсора, сообщила администрация.
В то время как администрация связывала свои политические решения с уменьшением числа пересечений границы, в пресс-релизе предупреждалось, что беспрецедентный уровень миграции в регионе сохранится, как и постоянная угроза распространения дезинформации среди уязвимых мигрантов.
DHS также коснулось еще одного неопределенного элемента своего пограничного плана: судебного разбирательства с обеих сторон политического спектра, которое ставит под сомнение основные аспекты его плана после Раздела 42, включая программу условно-досрочного освобождения по гуманитарным соображениям и запрет на предоставление убежища.
«Совершенно очевидно, что действия исполнительной власти не могут решить укоренившуюся проблему миграции в нашем регионе, и что ни одна из сторон не может в одиночку справиться с ее воздействием на нашу границу», — говорится в заявлении DHS. «До тех пор, пока Конгресс не соберется на двухпартийной основе для решения нашей сломанной системы иммиграции и предоставления убежища, мы будем продолжать наблюдать всплески миграции на нашей границе».
- Трудоустройство и иммиграция,
- Иммиграционная служба,
- Департамент внутренней безопасности,
- Куба,
- Джо Байден,
- Джо Байден 2020,
- Гаити,
- Дональд Трамп,
- Дональд Трамп 2020,
- Южная Америка,
- Венесуэла,
- Таможенно-пограничная служба,
- Никарагуа,
- Иммигранты без документов
польских фермеров блокируют грузовики на границе Украины
Новостная лента
3:10
2:46
1:36
00:38
23:57
23:32
23:05
22:54
22:40
22:05
21:36
21:09
20:59
20:35
20:05
19:51
19:26
18:29
17:57
17:35
17:12
16:49
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НОВОСТИ
Самый популярный
1.
Илья Пономаренко: Почему некоторые украинские солдаты носят нацистские знаки отличия
2.
Российская ракета «Кинжал» не является гиперзвуковой. И это не непобедимо
3.
Американский генерал в отставке Петреус: «Теперь это неизбежно — мы должны дать ATACMS»
4.
На южном фронте Украины царит напряженность перед решающим контрнаступлением
смотри нас на фейсбуке
Лента новостей
Отредактируйте сообщение
автором
Мартин Форнусек
7 июня 2023 г., 18:12
2 минуты чтения
Член профсоюза польских фермеров AgroUnia осматривает непроданное зерно в Седзеёво, Польша, 17 апреля 2023 г. (Фото: Бартек Садовски/Bloomberg через Getty Images)
Этот звук создан с помощью ИИ
Польские аграрии заблокировали движение грузовиков из Украины на погранпереходе Медыка-Шегини, требуя от Варшавы усиления поддержки отечественного аграрного сектора, сообщила Государственная пограничная служба Украины 7 июня.
По данным Государственной пограничной службы , легковых автомобилей, автобусов и грузовиков разрешен въезд в Украину в обычном режиме.
«О возобновлении транзита сообщим, а пока просим выбирать другие маршруты в Польшу», — написали в Telegram.
Экспорт продуктов питания из Украины в Евросоюз стал занозой в отношениях Киева с ближайшими соседями на фоне затянувшегося политического конфликта между этими странами и Еврокомиссией.
Дешёвое украинское зерно наводнило рынок ЕС с начала вторжения, чему способствовала отмена Европейским Союзом таможенных пошлин и импортных квот для поддержания работы сельскохозяйственного сектора Украины.
This Week in Ukraine Эп. 6 – Экспорт украинского зерна и тот хаос, который он вызывает в Европе
«Эта неделя в Украине» — видеоподкаст, который ведет корреспондент Kyiv Independent Анастасия Лапатина. Каждую неделю Анастасия садится со своими коллегами из отдела новостей, чтобы обсудить самые насущные проблемы Украины. Эпизод №6 посвящен экспорту украинского зерна и тому, как он дестабилизирует европейское хозяйство…
The Kyiv IndependentАнастасия Лапатина
Приток более дешевой сельхозпродукции вызвал протесты польских фермеров, которые привели их к попытке блок пересечение границы с Украиной в апреле.
2 мая Европейская комиссия ввела месячный запрет на пшеницу, кукурузу, рапс и семена подсолнечника, чтобы «устранить узкие места в логистике», связанные с этими товарами в Польше, а также в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии.
Запрет был продлен 5 мая, срок его действия истекает 15 сентября.
Мартин Форнусек
Редактор новостей
Мартин Форнусек, редактор новостей Kyiv Independent. Ранее он работал редактором новостного контента в медиакомпании Newsmatics и является корреспондентом Euromaidan Press. Он также добровольно работает редактором и переводчиком в чешскоязычной версии Ukraïner.
Leave a Reply