Почему Болгарию не пускают в Шенген
В декабре 2022 года заявка Болгарии на вступление в Шенгенскую зону была заблокирована Нидерландами и Австрией. В связи с новым крайним сроком членства в октябре 2023 года мы спросили политолога Энтони Тодорова, что означает членство в Шенгенской зоне для страны и какие препятствия ей придется преодолеть, чтобы присоединиться.
Мария Касакова: Заявление Болгарии о вступлении в Шенгенскую зону было в очередной раз отклонено в конце 2022 года. Какое внутриполитическое влияние это имело в Болгарии?
Антоний Тодоров: Общественное мнение в Болгарии подавляющее большинство в пользу присоединения страны к Шенгенской зоне, хотя большинство болгар воспринимают это просто как возможность пересечь внутренние границы. Мало кто понимает, что на самом деле это единое правовое пространство, основанное на доверии между партнерами и качестве правовой системы страны. Но отклонение заявки было расценено как национальная неудача, как будто ЕС понизил страну до статуса члена второго сорта.
Этот отказ усилит скептицизм в отношении членства Болгарии в ЕС. Поколение, родившееся после 2000 года, воспринимает членство в ЕС не как радикальную политическую и социальную трансформацию страны после коммунизма, а как факт – нечто банальное, не требующее особых усилий для поддержания. Это не похоже на мое поколение, которое рассматривало событие как принципиальный выбор на будущее, как самоцель. Этот тип скептицизма по-разному воспринимается молодым поколением: как реакция на Европу, которая не уважает Болгарию.
Отклонение заявки также спровоцировало ожесточенные политические дебаты между партиями и предоставило дополнительные возможности для нападок на политических соперников. Партия ГЕРБ, находившаяся у власти с 2009 по 2021 год, воспользовалась возможностью раскритиковать правительство Кирилла Петкова, разнородную коалицию, построенную вокруг новой партии, за то, что оно не сделало достаточно, чтобы убедить Нидерланды и Австрию не применять право вето. ГЕРБ и ее лидера Бойко Борисова до сих пор критикуют за то, что они поддерживали коррупцию и препятствовали существенному реформированию системы правосудия. Но право вето также дает им дополнительные аргументы в свою защиту.
Прочтите его полностью онлайн или получите копию прямо к вашей двери.
ПРОЧИТАТЬ И ЗАКАЗАТЬ
Повлиял ли внутренний политический кризис на это недавнее развитие событий?
Да. Безусловно, ситуацию не спасает и политический кризис, не позволивший сформировать стабильное правительство, поддерживаемое парламентским большинством. Следует помнить, что Шенгенская зона основана на доверии между заинтересованными сторонами, а не только на технических критериях. С апреля 2021 года Болгарией управляют временные правительства, назначаемые президентом и работающие без действующего парламента, в бесконечной избирательной кампании. Постоянное правительство Кирилла Петкова находилось у власти всего семь месяцев, чего было недостаточно, чтобы начать серьезную реформу системы правосудия и дать стране больше аргументов против вето на вступление в Шенгенскую зону.
Я полагаю, что для правительств Нидерландов и Австрии отсутствие постоянного правительства с поддержкой большинства оправдывало их вето. В то же время сохраняется неопределенность в отношении характера возможного постоянного правительства в Болгарии. За очередными парламентскими выборами в апреле 2021 г., которым предшествовал длительный период протестов с требованием отставки премьер-министра Борисова и генпрокурора Гешева, последовали выборы в июле и ноябре 2021 г. Сформированное в декабре 2021 г. правительство Кирилла Петкова было свергнут в июле 2022 года, когда одна партия вышла из правящей коалиции. После ноябрьских выборов 2022 года правительству не удалось сформироваться, поэтому нас ждут новые выборы с небольшими перспективами формирования обычного правительства.
Поколение, родившееся позже, воспринимает членство в ЕС как факт – нечто банальное, не требующее особых усилий для сохранения. Это не похоже на мое поколение, которое рассматривало событие как принципиальный выбор на будущее, как самоцель.
В принципе, у болгар есть выбор между правительством, сформированным вокруг ГЕРБ, или партией Петкова, или большой коалицией обоих. Возвращение ГЕРБ к власти только усилит возражения против присоединения Болгарии к Шенгенской зоне, поскольку партия по-прежнему подвергается критике за неприятие подлинной реформы системы правосудия и стала символом различных коррупционных практик. Согласно последним опросам, большое коалиционное правительство будет настолько построено на компромиссе, что большая часть общественного мнения отвергнет его. Политическая неопределенность в Болгарии благоприятствует наложению вето.
Каковы причины разделения Болгарии и Румынии в процессе приема?
Мне сложно сказать, потому что для ЕС это разделение не является официальным. Но кажется, что страны разделены только аргументами голландского правительства. Я не думаю, что ЕС принял бы разделение этих стран по политическим причинам — обе достаточно близки к войне на Украине, и их разделение в этом процессе было бы признаком подлинного конфликта внутри союза.
В то же время Румыния, кажется, знает, как бороться с политической коррупцией на высоком уровне, намного лучше, чем Болгария. Согласно анекдоту, циркулирующему в Болгарии, румыны теперь держат в тюрьмах все правительство. Это не относится к Болгарии, где все попытки предать суду высокопоставленных политиков провалились. А нынешнюю прокуратуру постоянно обвиняют в том, что она покрывает тех или иных политиков. Даже после того, как некоторые политики и бизнесмены были признаны коррумпированными в соответствии со знаменитым законом Магнитского в США, болгарская прокуратура вряд ли начнет какое-либо реальное расследование этих дел.
Считают ли внутренние политические деятели и гражданское общество законной критику со стороны Австрии и Нидерландов в отношении верховенства права и миграционного контроля?
Критика воспринимается некоторыми политическими деятелями как законная и отвергается другими. Но все политические деятели единодушны в отказе принять право вето.
Совершенно очевидно, что вопрос верховенства права до сих пор обсуждается в Болгарии, особенно когда речь идет о работе прокуратуры, которая, согласно конституции, находится под надзором и контролем Генерального прокурора. В 2019 году, после избрания нынешнего генпрокурора Ивана Гешева, которого подозревали в том, что он является предпочтительным кандидатом тогдашнего премьер-министра Бойко Борисова, были оппозиция и протест. Президент применил право вето, но оно было быстро отменено большинством членов Высшего судебного совета. В 2020 году прокуратура провела обыск в канцелярии президента, чтобы арестовать и предъявить обвинения советнику президента по обвинению в коррупции. Это вызвало протесты тысяч людей, требующих отставки генерального прокурора и премьер-министра. С тех пор основным требованием было введение проверок полномочий генерального прокурора в Болгарии. Это сложно, потому что, по мнению некоторых экспертов по конституции, потребуется созыв учредительного собрания для внесения поправок в конституцию, которая, похоже, была отвергнута политическими партиями. Попытки ограничить полномочия генеральных прокуроров и ввести для них механизм ответственности путем принятия обычного закона пока не увенчались успехом.
Большое коалиционное правительство будет настолько построено на компромиссе, что большая часть общественного мнения отвергнет его.
Этот сбой может быть вызван двумя причинами. С одной стороны, отсутствует политическое большинство, которое стабильно и достаточно долго присутствует в парламенте, чтобы поддержать такую реформу. С другой стороны, существует сопротивление или просто бойкот со стороны таких партий, как ГЕРБ или ДПС (партия мусульманской общины Болгарии, которая подвергается резкой критике за клиентелистскую практику) любым попыткам фундаментальной реформы системы правосудия.
Но для контроля над миграцией верховенство закона является частью уравнения. Болгария сильно подвержена миграционным потокам с Ближнего Востока через общую границу с Турцией. Несмотря на то, что различные болгарские правительства заключили соглашения с Турцией о сокращении этих потоков, сегодня турецкое правительство, похоже, гораздо больше озабочено последствиями землетрясения в Анатолии и предстоящими выборами, чем контролем над миграцией. Для решения этой проблемы и значительного потока беженцев из Украины Болгарии нужна помощь ЕС.
Нидерланды годами выступали против членства Болгарии в Шенгенской зоне, тогда как Австрия только что присоединилась к ним в оппозиции. Как вы думаете, почему мы увидели это изменение?
Я думаю, что в обоих случаях причины кроются во внутренней политике. В обеих странах годами опасались неконтролируемого наплыва мигрантов. В этих странах растущую оппозицию открытию границ из-за этого притока обнаруживают среди рабочего класса, но ее также подстрекают популистские партии, чье политическое влияние растет и которые, как в случае с Австрией, иногда пробиваются в правительство. Несмотря на то, что сегодня популисты не находятся у власти ни в одной стране, им все же удается получить от 15 до 20 процентов голосов на парламентских выборах, часто занимая третье место.
В Австрии это вызывает удивление, потому что новый канцлер Нехаммер пытается изменить политику своего предшественника Курца, который тоже был из той же партии. Это также изменение позиции страны, когда популисты были частью правящей коалиции. Но в обществе существуют преднамеренно разжигаемые популистами опасения по поводу иммиграции.
Говоря о позиции Нидерландов, болгары подозревают, что это скорее вопрос экономических интересов. В средствах массовой информации обсуждаются последствия присоединения Болгарии к Шенгенской зоне, такие как новое значение порта Салоники для импорта с Ближнего Востока в Европу и уменьшение роли порта Амстердама в результате. Мне это кажется немного слабым в качестве объяснения вето Нидерландов, но оно присутствует в публичной сфере в Болгарии.
Болгария и Румыния имеют внешние границы ЕС. Миграционная политика вновь стала приоритетом для ЕС. Как эта важнейшая функция воспринимается местными политическими акторами?
Есть реальная проблема: конфликты на Ближнем Востоке порождают беженцев, но общая экономическая ситуация в странах этих регионов толкает многих искать работу и лучшую жизнь в ЕС. Проблема в том, что Европа не в состоянии изменить ситуацию и умиротворить эти регионы, но в то же время испытывает все большие трудности с приемом этих беженцев и мигрантов. Европейские граждане, которые сами испытывают давление со стороны глобального рынка и сокращающихся государственных ресурсов, становятся очень чувствительными к вопросам, связанным с иммиграцией.
Вопрос иммиграции обсуждается в Болгарии, но с осознанием того, что для мигрантов страна – это просто территория, которую нужно пересечь, а не место для поселения. Иммиграция в основном обсуждается с точки зрения безопасности (для транзитных жителей сел и городов), а также с точки зрения коррупции или участия пограничников в незаконном ввозе мигрантов. Опять коррупция! Очевидно, что это ключевой вопрос для присоединения к Шенгенской зоне.
Но внутренние дебаты также касаются способности такой страны среднего размера, как Болгария, справляться со значительными потоками мигрантов. У Болгарии одна из внешних границ ЕС, и поддержание порядка на этих границах с Турцией — далеко не чисто внутренний вопрос. Тем не менее, в Болгарии мы считаем, что страна могла бы быть более эффективным охранником этих границ, если бы она была частью Шенгенской зоны, а не играла сложную роль буферного государства между ЕС и внешним миром.
Что удерживает Болгарию и Румынию от Шенгена?
И Европейская комиссия, и Европарламент заявили, что страны готовы присоединиться к безпаспортной зоне.
С момента своего создания в 1985 году в маленьком люксембургском городке Шенгенская зона стала одним из наиболее символичных и ощутимых результатов европейской интеграции: целые поколения привыкли пересекать границы без необходимости иметь при себе паспорт или проходить пограничный контроль.
Первоначально Шенген был создан параллельно с Европейским Союзом, но в конечном итоге он был включен в законодательство блока и теперь действует как центральная опора, поддерживающая единый рынок.
В настоящее время зона охватывает 26 стран, в том числе 22 страны ЕС, и почти 420 миллионов граждан.
Но горстке стран ЕС еще только предстоит воспользоваться преимуществами безвизового режима.
Речь идет о Болгарии и Румынии, двух странах, которые присоединились к ЕС в 2007 году и терпеливо ждали на пороге Шенгенской зоны.
Обе заявки никогда не были легкой прогулкой, но после более десяти лет ожидания в очереди этот процесс стал источником разочарования для Софии и Бухареста.
Присоединение к Шенгенской зоне требует, среди прочего, применения общих правил, надлежащего управления внешними границами, обмена информацией о безопасности и эффективного сотрудничества полиции.
Правительство настаивает на том, что оно выполнило необходимые критерии много лет назад. Прошлым летом они даже присоединились к общей 9-ке Шенгенского соглашения.0005 визовая система как участники только для чтения, несмотря на проверки на их границах.
Европейская комиссия и Европейский парламент однозначно на их стороне: исполнительная власть неоднократно подтверждала, что кандидаты выполнили все технические условия, в то время как депутаты Европарламента раскритиковали их исключение как дискриминационное.
Болгария и Румыния настолько убеждены в своей готовности, что пригласили ознакомительную миссию экспертов посетить свои страны и провести дополнительную оценку.
Но остается одно препятствие: политика.
Окончательный зеленый свет должен дать Совет Европейского Союза, в который входят министры из 27 стран ЕС. Утверждение нового члена Шенгенской зоны должно быть подтверждено единогласием, а это означает, что одно «нет» может эффективно заморозить весь процесс.
В 2011 году против двойной заявки выступили Франция, Германия, Финляндия, Швеция, Нидерланды и Бельгия из-за опасений, связанных с коррупцией, организованной преступностью и судебными реформами.
В последующие годы этот вопрос несколько раз выдвигался на передний план, но затем отодвигался назад. Миграционный кризис 2015 года, ставший лакмусовой бумажкой Шенгенской зоны, еще больше подорвал надежды на прием. Но ситуация начала меняться после кризиса COVID-19.
Ранее в этом году президент Франции Эммануэль Макрон открыл двери для вступления Болгарии и Румынии, обнародовав планы по реформированию безпаспортной зоны, в том числе путем создания Шенгенского совета на уровне министров для ускорения коллективных действий во время кризиса.
«Мы должны реформировать Шенген», — сказал Макрон в феврале. «Не может быть свободы передвижения, если мы не будем контролировать наши внешние границы».
Несколько месяцев спустя, в августе, канцлер Германии Олаф Шольц выразил свою поддержку и публично пообещал работать над тем, чтобы Румыния и Болгария «стали полноправными членами».
«Шенген — одно из величайших достижений Европейского Союза, и мы должны защищать и развивать его. Это означает, кстати, ликвидировать оставшиеся пробелы», — сказал Шольц аудитории в Праге.
Как и в случае с любой другой темой в разработке политики ЕС, одобрение Парижа и Берлина было необходимо, чтобы продвинуться вперед и повлиять на другие сопротивляющиеся страны, чтобы они заняли позицию.
Финляндия и Дания в равной степени смягчили свою позицию, сообщили Euronews чиновники, в то время как шведскому правительству удалось найти достаточное количество голосов, чтобы высказать положительное мнение.
В октябре Европейский парламент принял новую резолюцию – пятую в своем роде с 2011 года – оказывая давление на политиков, чтобы они одобрили немедленный прием Болгарии и Румынии.
Парламент «встревожен тем, что за 11 лет Совет так и не принял решения», — написали депутаты в своем тексте, не имеющем обязательной юридической силы.
Но всего через несколько дней парламент Нидерландов принял собственную резолюцию, призывающую правительство премьер-министра Марка Рютте наложить вето на два заявления до проведения дальнейших расследований.
Голландские законодатели заявили, что распространенность коррупции и организованной преступности в Болгарии и Румынии представляет «риск для безопасности Нидерландов и всей Шенгенской зоны».
Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте (справа) встречается с президентом Румынии Клаусом Йоханнисом (слева) в середине октября. DANIEL MIHAILESCU/AFP или лицензиары сказал, что Нидерланды не были «в принципе» против приема обеих стран.
«Мы говорим, что все страны, которые соответствуют условиям, должны присоединиться к Шенгенской зоне», — сказал Рютте во время недавнего визита в Бухарест.
Представитель Министерства иностранных дел Нидерландов заявил, что правительству необходима актуальная информация по «всем областям, имеющим отношение к политическим решениям» вокруг вступления в Шенгенскую зону, включая новые отчеты Европейской комиссии о так называемом Механизме сотрудничества и проверки. (ЦВМ).
«Нам нужно будет взвесить всю информацию, в том числе на политическом уровне, включая диалог с [национальным] парламентом», — сказал Euronews представитель Нидерландов.
«Это требует времени. Со временем мы увидим, какие шаги необходимы.»
Запущенный в 2007 году CVM оценивает прогресс, достигнутый Болгарией и Румынией в области судебных реформ, борьбы с коррупцией и, в случае Болгарии, борьбы с коррупцией и отмыванием денег.
Эти две страны занимают самые низкие позиции в рейтинге государств-членов ЕС в Индексе восприятия коррупции , ежегодно публикуемом Transparency International, хотя их оценки не уступают показателям Венгрии и Греции, двух давних членов Шенгенской зоны.
Несмотря на их очевидную связь, Европейская комиссия «никогда не связывала» CVM и заявки на Шенгенскую зону, сообщил Euronews представитель. CVM был официально закрыт для Болгарии в 2009 году и для Румынии в 2022 году после того, как обе страны выполнили все необходимые критерии.
Решение приходит к политикам.
Добровольная миссия по установлению фактов, предложенная Софией и Бухарестом, состоялась в первой половине октября. Основываясь на своих выводах, Комиссия выпустила безоговорочное одобрение о том, что обе страны «готовы» присоединиться к Шенгенской зоне.
«Пришло время поприветствовать вас», — сказала Илва Йоханссон, еврокомиссар по внутренним делам. «Ожидание было долгим, я бы сказал, слишком долгим. Ожидания высоки, и это правильно, от властей, но, по крайней мере, не от граждан».
Чешская Республика, которая в настоящее время председательствует в Совете ЕС поочередно и которой поручено руководить дебатами, сделала расширение Шенгенской зоны одним из своих главных приоритетов.
Leave a Reply