Беженцы или «гибридное оружие»? Что происходит на восточной границе ЕС
- Оксана Антоненко & Лина Шайхоуни
- Би-би-си
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
В Латвии завели уголовное дело на двух волонтеров, которые пытались помочь сирийским беженцам на границе с Беларусью. Правозащитники надеются, что этот прецедент поможет рассказать о «пушбэках», жестоком обращении и смертях мигрантов в «закрытых зонах» на границе.
«Меня держали шесть солдат. Они тушили сигареты на месте моего ранения, — рассказывает сириец Абдулрахман Киван. — Латвийские солдаты били нас военными ботинками».
Абдулрахман провел на границе Беларуси и ЕС два зимних месяца. За это время он предпринял несколько попыток пересечь границу. Трижды его выталкивали обратно в Беларусь польские пограничники, то же произошло на границе с Литвой (пушбэк — от английской pushback — буквально «выталкивание»; термин используются для описания практики выдворения иностранцев, пытающихся пересечь границу, без рассмотрения их обстоятельств). Наконец он попробовал перейти в ЕС на латвийской границе. Латвийские пограничники выдворяли его в Беларусь, белорусские толкали обратно в сторону Латвии. Последнюю границу он запомнил особенно хорошо из-за особо тяжелых условий и побоев.
- Amnesty обвиняет Латвию в жестоком обращении с мигрантами на границе с Беларусью
С августа 2021 года Латвия предотвратила 10 524 попытки нелегального пересечения границы со стороны Беларуси. В прошлом году — 4 045. В последние месяцы поток усилился, ежедневно погранохрана разворачивает по 300 — 400 человек.
На фоне 330 000 мигрантов, не допущенных в ЕС, латвийские показатели довольно низкие. Но в отличие от остальной Европы, правительства Балтийского региона официально считают мигрантов гибридным орудием соседних стран — России и Беларуси. А это позволяет властям стран региона легализовать пушбэки, игнорировать правила ЕС о предоставлении убежища и оставлять людей месяцами на морозе.
«Я плакал в этих лесах, — рассказывает Би-би-си другой сириец Иссам. — Так много людей не дошли, многие были ранены, многим пришлось ампутировать пальцы из-за снега и холода».
Иссам выбрался из леса только благодаря латвийским волонтерам, которые написали жалобу в Европейский суд по правам человека. А на самих волонтеров латвийские власти завели уголовное дело за помощь в нелегальном пересечении границы — для Латвии эта ситуация уникальна.
«Мы настаиваем на соблюдении прав человека. А нам говорят, что мы наивны, что мы игнорируем государственную безопасность. В прошлом году нам говорили, что нас надо судить, что сценарии наших высказываний пишут в Москве и Минске», — говорит волонтер, член общественной организации «Хочу помогать беженцам» и фигурант уголовного дела Иева Раубишко.
«По земле, а не по морю»
Эта история началась еще в 2020 году с президентских выборов в Беларуси. Сначала Александр Лукашенко жестоко разогнал протесты, организовав массовые аресты в Минске, как результат — испортил отношения с западными странами.
Затем белорусские власти посадили в Минске самолет Ryanair, чтобы арестовать оппозиционного блогера Романа Протасевича и его девушку Софью Сапегу. А ЕС ввел очередную порцию санкций против минского режима. В ответ Лукашенко пообещал наводнить Европу беженцами и нелегальными подакцизными товарами.
- «Гибридная агрессия». Как мигранты стали оружием в противостоянии Лукашенко с Западом
В результате уже два года подряд на внешней границе Евросоюза пропадают люди, семьи с детьми неделями блуждают в снегу, молодым и пожилым ампутируют стопы после обморожений, и никто не знает, сколько тел остаются не захороненными. Власти Латвии, Литвы и Польши обвиняют Лукашенко в гибридных атаках, Минск обвиняет Европу в негуманном обращении с мигрантами.
«Наша основная задача — защита границ Латвии и внешних границ ЕС от применения орудия нелегальной миграции: злонамеренной инструментализации миграции белорусскими властными структурами и прямого гибридного нападения на внешнюю границу ЕС», — говорит Би-би-си представительница МВД Латвии Гунта Янсоне.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Против притока мигрантов в Латвии протестовали и в разгар сирийской войны. Этот марш состоялся в Риге в сентябре 2015 года
Но в самом начале этих путешествий — еще в Сирии или Ираке — мигранты не знают всех нюансов европейской политики. Всё, что они видят — это радужные объявления местных «турагентств» с обещаниями легкого и — главное — безопасного пути в ЕС.
«Я думал, тут мы хотя бы будем идти по земле, а не плыть по морю с риском утонуть», — говорит Иссам.
Би-би-си нашла десятки объявлений и целых страниц в арабских сегментах соцсетей, где «туристические агентства» предлагают путевки в Европу через Беларусь или в Финляндию через Россию. Цена полного пакета может колебаться от 5 до 10 тысяч долларов.
Абдулрахман продал магазин и квартиру, чтобы оплатить путешествие. Сначала его вывезли в Ливан, потом в Москву, затем в Минск. Оплата обычно происходит после того, как клиент приземлится в Москве. Клиент делает денежный перевод заранее, но держит его в замороженном состоянии, пока не окажется в России.
«Мой единственный шанс»
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Мигранты понимают, что путешествие нелегально, но отчаяние берет верх. Иссам родился в той части Сирии, которая во время войны оказалась под контролем оппозиции, жил в Дамаске, оттуда из-за обстрелов эмигрировал в Ливан. Но там его семье с детьми было тяжело из-за экономических проблем и нетерпимости по отношению к сирийским мигрантам.
«Я клянусь, мы были счастливы в Сирии. Я бегу от войны и тяжелой жизни, куда мне идти? Это смертельное путешествие было моим единственным шансом», — говорит он.
Абдулрахман жил в том же регионе. Он рассказывает, что был ранен во время войны, видел, как умирали его родственники, участвовал в работе гуманитарных организаций. А потом оказался в тюрьме из-за этой работы.
«Сирия превратилась в ужасающие джунгли. Каждый сделал себя президентом, — рассказывает он. — Работа для гуманитарных организаций чревата более серьезным наказанием, чем работа на вооруженных повстанцев».
После тюрьмы он связался с друзьями, которые уже проделали путь до Москвы и убедили его в том, что все работает. Они дали контакты контрабандистов, так он попал сначала в Дамаск, потом в Ливан, оттуда в Москву и Минск.
Только на границе Беларуси он понял, что в этой истории что-то не так: «Мы спрашивали простых людей, они говорили, что Россия использует людей (мигрантов) для давления в ответ на санкции. А Беларусь считается провинцией России… Они (Россия) знают, что люди едут не для учебы или туризма. Они знают, что это беженцы, которые приехали, чтобы попытаться попасть в ЕС».
- Как на польско-белорусской границе оказались тысячи беженцев. Ответы на основные вопросы
Иссам уверен, что местные контрабандисты поддерживают деловые отношения с белорусскими силовиками и даже не пытаются этого скрывать: «Белорусские силовики открывают дорогу через стену на польской границе и пропускают мигрантов. Они получают деньги от контрабандистов и заодно создают давление на Польшу».
Это не единственный способ, которым белорусы пытаются зарабатывать на мигрантах. Абдулрахман рассказывает, как местные силовики поймали их группу и отвезли на некий завод: «Мы два дня без еды кололи бревна и перегружали уголь».
Полтора месяца на границе
После завода Абдулрахман связался с контрабандистами, те дали ему точку встречи. Мигранты предприняли несколько попыток пересечь границу, днями бродя по лесам. Но их ловили и выдворяли в ту страну, из которой они пришли. Это продолжалось полтора месяца: Польша, Литва, потом Латвия.
Каждый пушбэк, по его словам, сопровождался насилием или как минимум нечеловеческим равнодушием со стороны силовиков. Он рассказывает про афганца, который провел на границе четыре месяца, потом заболел, латвийцы взяли его на лечение, а после этого снова выдворили. Абдулрахман вспоминает иракскую семью: женщина была на третьем месяце беременности, упала в реку, потеряла ребенка. Похожие истории рассказывает и Иссам.
Автор фото, Abdulrahman
Температура в этих местах уже в ноябре опускается ниже нуля. К балтийским зимам мигранты с Ближнего Востока были не готовы. У них не было ни зимней одежды, ни обуви, на палаток. А костры они не разжигали, потому что боялись быть замеченными.
«Там было около 70 см снега, — рассказывает Абдулрахман. — Мы упали в реку, нас трясло от холода. Мы стелили один спальный мешок и накрывались вторым, но они тут же намокали. У нас были печенья, фиги и два литра воды. Потом вода закончилась и мы начали есть снег. Это было безнадежно. Мы думали, что не выживем, даже отправили сообщения своим семьям, попросили прощения».
За недели скитаний закончилась еда и вода, у людей не хватало сил, чтобы идти, а спать они не могли из-за холода. «Я уже жалел, что нас не арестовали раньше», — вспоминает Абдулрахман.
«Уже не хочу в Европу»
В начале декабря группу задержали латвийские пограничники. Абдулрахман говорит, что его избили прямо в лесу, в раненой ноге начались спазмы. Он рассказывает, что мигрантов отвезли в «офис», сняли отпечатки пальцев, дали по пачке печенья, снова избили, посадили в микроавтобус и отвезли в большую палатку в лесу — что-то вроде изолятора временного содержания перед очередным выдворением.
«Она (палатка) рассчитана на десять человек, но внутри 20. Там не было туалетов, не было воды. Выходить нельзя, — вспоминает Иссам. — Я просидел всю ночь с поднятыми ногами, потому что на полу была вода». МВД Латвии не ответило на вопрос Би-би-си о существовании и предназначении палатки, о которой говорят мигранты.
Снятие отпечатков пальцев — по сути, может означать идентификацию и регистрацию людей. Но латвийская сторона отрицает, что ведет какой бы то ни было учет не допущенных в страну мигрантов.
«Погранохрана рассматривает каждый конкретный случай, но не ведет регистрацию или идентификацию этих людей, поэтому Погранохрана не обладает информацией, сколько раз в среднем каждый человек пытается незаконно перейти через границу, — сказала Би-би-си представительница погранохраны Латвии Кристине Петерсоне — Но нельзя исключить, что люди в группах пытаются незаконно пересекать границу в разных местах».
- Отпор мигрантам на границе Литвы и Беларуси: чем известна Frontex — погранслужба ЕС
После выдворения из Латвии Абдулрахман умолял белорусов пустить его назад в Минск. «Мы уже не хотели в Европу, — говорит Абдулрахман. — Моя нога не выдерживала. Я сел на дороге и сказал остальным, чтобы шли без меня. Лучше умереть мне одному, чем нам всем».
Но все снова пошло по кругу. К третьему посещению палатки Абдулрахман почти не чувствовал свою раненую ногу, но латвийские силовики ему не верили. Он рассказывает, как его били дубинкой по больной ноге, как он потерял сознание, очнулся от холодной воды и боли. Абдулрахман утверждает, что в этот момент об него тушили сигареты.
Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер
Подпись к видео,
«Здесь – гуманитарный кризис»
Би-би-си передала эти утверждения представителям МВД Латвии. «Надо подчеркнуть, что для предотвращения нелегального пересечения границы Государственная погранохрана действует так, чтобы под угрозой не оказались жизни и здоровье людей. Людям, которых удерживают от незаконного пересечения границы, оказывается гуманитарная помощь, в том числе медицинская помощь», — ответила представительница МВД Латвии Гунта Янсоне.
Абдулрахман говорит, что в какой-то момент его действительно переместили в другую палатку — для раненых. Там, по его словам, как минимум у трех человек были ампутированы ноги. Он говорит, что мигрантов кормили раз в день. Лучше Абдулрахману не становилось, он терял сознание. Силовики вызвали скорую. Дальше, рассказывает Абдулрахмана, его отвезли в больницу. В медицинском заключении (есть в распоряжении Би-би-си) упомянуты спазмы и травмы костей, но про ожоги ничего не сказано.
- Польша обвинила белорусских военных в попытке разрушить заграждения на границе
После больницы он попал в центр для беженцев. Затем ему дали пластиковую карту «просителя убежища». Он утверждает, что не просил статус беженца в Латвии. Абдулрахман снова связался с контрабандистами и уехал в Западную Европу. Там он живет в центре для беженцев и ждет документы. Чувствует себя в сравнительной безопасности.
«Мы первый раз видели это своими глазами»
Когда Абдулрахмана отвезли в палатку в третий раз, остальную группу снова выдворили в Беларусь. Среди них был и Иссам. Мигранты связались с латвийскими волонтерами, те написали жалобу в Европейский суд по правам человека.
Волонтеры получили решение ЕСПЧ о временных мерах, это значит, что Латвия должна была временно принять всю группу и оказать им гуманитарную помощь. Но уже через день мигранты снова оказались в Беларуси. Волонтеры распечатали решение суда и отправились на границу, чтобы убедиться, что людей не выдворят снова.
Автор фото, LETA
Подпись к фото,
Иева Раубишко занималась помощью беженцам много лет
Одним из этих волонтеров была Иева Раубишко. Она социальный антрополог, изучает миграцию больше 20 лет. Сначала помогала чеченским беженцам, потом тем беженцам с Ближнего Востока, которые приезжали в Латвию по европейской программе распределения из Италии и Греции. А последние два года пытается добиться справедливости для тех мигрантов, которые оказываются зажатыми на границе Латвии и Беларуси.
«Мы ждали два часа, — рассказывает Иева. — Мы не были уверены, что у них получится прийти. Но у них получилось. Они упали на снег, одного трясло. Мы были в шоке, мы первый раз видели, как это происходит».
Волонтеры, которые годами работают с мигрантами на восточной границе Латвии, никогда раньше не видели, что происходит на этой границе, потому что власти почти никого туда не пускают.
- Кризис на границе Беларуси: польские пограничники стреляют в воздух, Лукашенко грозит перекрыть газ
Латвия объявила чрезвычайную ситуацию в приграничных районах еще летом 2021 года. Это значит, что ни волонтеры, ни журналисты, ни международные организации не могут туда попасть без специального разрешения. В итоге никто не видел палатку в лесу, о которой рассказывают мигранты, никто не может проверить рассказы о жестоких пушбэках и избиениях.
Иева знала, что она нарушает правила и находится на границе незаконно. Тем не менее, она связалась с пограничниками. Двоих мигрантов доставили в больницу, остальных — в центр приема беженцев, волонтеров — в офис погранохраны.
«Институциональный расизм»
Иева была готова подписать административный протокол о нарушении режима ЧС, но вместе с этим на нее и коллегу Эгилса открыли уголовное дело по статье о незаконном перемещении людей через границу.
Максимальное наказание — пять лет тюрьмы. У волонтеров забрали компьютеры и мобильные телефоны, на них обрушился шквал критики со стороны политиков и консервативной общественности.
«И. Раубишко с коллегой из организации «Хочу помогать беженцам», которая поддерживает гибридную войну Лукашенко, пытались нелегально ввезти в Латвию сирийских мигрантов, но их поймали, Погранохрана начала уголовный процесс, — написал в Твиттере член правления коалиционной партии «Национальное объединение» Янис Иесалниекс. — Надеюсь, сядут за заслуги».
«Иева Раубишко и Нил Муйжниекс (директор европейского регионального бюро Amnesty International) своими действиями и высказываниями помогают стране-агрессору осуществлять гибридную войну против Латвии и ЕС/НАТО», — писал в Твиттере политолог Андрис Кудорс.
- «Месть Европе». Что происходит на белорусско-литовской границе?
Упомянутая Иесалниксом организация «Хочу помогать беженцам» функционирует в Латвии много лет, ее основал предприниматель Эгилс Грасманис — тот самый, который вместе с Иевой встречал мигрантов на границе с Беларусью.
С февраля 2022 года организация занимается в основном украинскими беженцами. За это волонтеры получила массу дипломов, благодарностей и финансовой поддержки от латвийского правительства. Иева говорит, что отношение латвийских властей и общества к беженцам из Украины и Ближнего Востока — это как день и ночь.
«С одной стороны мы — хорошие, с другой — либо наивные, либо орудие в руках российского и белорусского режима, — считает Иева. — Это институциональный расизм».
Автор фото, Abdulrahman
Она вспоминает, как за несколько недель до начала полномасштабной войны в Украине неправительственные организации (НГО) вели переговоры с рабочей группой МВД. Тогда, говорит Иева, в лесу застряли около 50 человек, в основном из стран Ближнего Востока, их постоянно толкали из страны в страну, общественники настаивали на том, что их надо впустить.
А спустя некоторое время власти дали НГО на оценку план приема украинских беженцев — до 10 000 человек.
«Тут мы готовы принимать 10 000 человек, а там мы выдворяем несколько десятков, держим их в жутких условиях, избиваем, применяем электрошок, а потом отрицаем, что это вообще происходило», — говорит активист, отзываясь на многочисленные свидетельства мигрантов.
Иева считает, что расизм распространен и в обществе: она сама видела, как мигрантов с Ближнего Востока оскорбляют в магазинах, как косо смотрят на женщин в платках.
В 2022 году, то есть уже после начала миграционного кризиса на границе с Беларусью, Евробарометр опубликовал исследование об отношении европейцев к мигрантам. Из 27 стран ЕС Латвия оказалась седьмой с конца по показателю информированности общества относительно мигрантов (76% сказали, что они не информированы). Латвийцы реже других общаются с мигрантами (третьи с конца) и чаще других говорят, что не хотят видеть мигрантов своими соседями, докторами или начальниками (пятые с конца).
- Латвия вводит чрезвычайное положение на границе с Беларусью
«Поведение политиков обосновано тем, что они считают социальной нормой, а потом политика влияет на общество», — говорит Иева.
Она понимает, что на ее стороне — меньшинство латвийского общества, но это меньшинство оказалось больше, чем она думала. Письмо в поддержку Иевы и Эгилса собрало 235 подписей, среди подписавших — крупнейшие латвийские НГО.
«Это неприятно, но этот прецедент был необходим, — говорит Иева про свое уголовное дело. — Это заставило выйти из тени всех тех, кто молчал, хотя считал, что эта [ситуация на границе] ненормальна».
Ничего не доказано — ничего не нарушено
В октябре прошлого года Amnesty International опубликовала 40-страничный доклад о насилии и пушбэках на латвийско-белорусской границе: избиения, электрошок, силовики с автоматами, голод и издевательства.
Комментируя этот отчет, МВД Латвии в официальном заявлении сообщило, что к мигрантам не применяется физическая сила и спецсредства. Потом Бюро внутренней безопасности МВД провело проверку и не нашло доказательств применения насилия со стороны латвийских силовиков.
«Призываем СМИ и общественность не распространять непроверенную информацию и критически относиться к новостям, прозвучавшим в публичном пространстве, которые могут быть очередной провокацией белорусских властей, осознанной ненавистью и искажением фактов», — ответила на запрос Би-би-си представительница МВД Латвии Гунта Янсоне.
- Власти Латвии надеются, что беженцы в стране не задержатся
«Это нечестно — просить мигрантов и беженцев доказать что-то, потому что они неоднократно повторяли, что [силовики] у них забирают документы и телефоны. Многие месяцами живут без телефонов, поэтому не могут ничего документировать», — говорит Би-би-си автор отчета Amnesty International Адриана Тидона.
Она не сомневается в том, что люди говорят правду, потому что интервью длятся часами, мигранты описывают события в мельчайших деталях, причем не знакомые между собой люди говорят одно и то же.
«Совпадают их рассказы о применении электрошока, о палатке в лесу, о конфискации документов и получении отпечатков пальцев», — говорит Адриана.
До работы над латвийским проектом она изучала ситуацию на границе между Турцией и Грецией, говорит, положение мигрантов в этих точках очень похоже. Разница в том, как к пушбэкам относится Европа.
«Латвия, Литва и Польша подняли вопрос о необходимости создания регулирования и пакета законодательных мер, которые по сути разрешат государствам отступать от своих обязательств по предоставлению убежища, если мигрантов используют такие страны как, например, Беларусь», — говорит исследователь Amnesty International.
Легализация пушбэков
Ни Иева, ни Адриана не поддерживают идею нелегального трафикинга людей через границу, особенно учитывая политическую ситуацию.
«Но если мы не дадим этим людям возможность легально подать прошение о получении убежища, то нелегальный трафикинг только усилится», — говорит Иева.
- «Увижу — сообщу в полицию». Как Литва готовится к штурму мигрантов с территории Беларуси
Согласно действующим законодательным нормам ЕС, Латвия, Литва и Польша уже сейчас обязаны принимать заявления о предоставлении статуса беженца. Но в большинстве случаев страны это игнорируют, ссылаясь на режим ЧС, угрозу нацбезопасности и гибридную угрозу со стороны Лукашенко.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Кризис на белорусско-польской границе начался больше двух лет назад
Комитеты Европарламента и политики поднимают вопрос о незаконности действий Латвии, Литвы и Польши, но делают это в основном кулуарно, не выступая с громкими заявлениями.
«Политически критиковать Польшу, Латвию, Литву было не модно. Особенно после того, как началась война, но и до этого тоже, потому что это все же Лукашенко», — говорит советник фракции Зеленых в Европарламенте Алексей Димитров.
- Беженцы в Балтии: холодный прием и разбитые мечты о Европе
Более того, Европарламент рассматривает регулу, которая фактически легализует пушбэки на белорусской границе. Согласно тексту, который находится на согласовании в Брюсселе, государства смогут инициировать чрезвычайную процедуру.
Если эту процедуру одобрит Совет ЕС (собрание отраслевых министров), Латвия или другая страна ЕС получит право принимать мигрантов только в отдельных пунктах на границе. А количество пунктов можно сократить из соображений нацбезопасности.
Не факт, что регулу примут, а если и примут, то в нынешнем виде проекта. Но если это произойдет, то на практике мигранты до пунктов приема документов могут просто не дойти — ситуацию с той стороны границы контролируют белорусские силовики, которые как и сейчас будут выталкивать беженцев через границу, либо мигрантов продолжат вводить в заблуждение контрабандисты.
Насколько известно Би-би-си, ни те, ни другие не направляют мигрантов к официальным КПП, где они и сейчас могут совершенно легально подать заявление о статусе беженца. И Латвия обязана была бы его рассмотреть.
- «Всех берут, а нас не берут». Как сортируют беженцев на польской границе
«Напоминаем, что в Латвию можно попасть через официальные пункты пересечения границы, там можно подать прошение о предоставлении убежища. Ни одна страна не обязана впускать на свою территорию всех иностранцев, которые осознанно и незаконно пытаются перейти границу», — говорит представительница МВД Латвии Гунта Янсоне.
Но направлять мигрантов в официальные пункты пересечения границы не выгодно тем, кто пытается использовать кризис: контрабандисты потеряют доход, белорусские силовики — рычаг давления на ЕС.
Беженцы. Большая российская энциклопедия
Термины
- Области знаний:
- Международное публичное право
Бе́женцы, лица, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться данной защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться туда вследствие указанных опасений.
Проблема беженцев носит глобальный характер, поэтому она требует принятия международных решений. Согласованные международные усилия по оказанию помощи беженцам стали предприниматься в период после Первой мировой войны, когда только в Европе появилось более 5 млн беженцев из разных стран (Положение беженцев в мире. 2000. [Москва]. С. 17). В июне 1921 г. Лигой Наций была создана Верховная комиссия по делам беженцев, которую возглавил делегат от Норвегии, известный полярный исследователь, учёный и государственный деятель Ф. Нансен. Своей главной задачей он ставил определение правового статуса беженцев в принимающих странах путём выдачи им удостоверений личности (нансеновский паспорт) – временных документов, предоставлявших лицам без гражданства и тем, кто был лишён национальных паспортов, право въезда в другие страны и проезда по их территории, а также обеспечение им возможности для трудоустройства и дальнейшей репатриации. После смерти Нансена в 1930 г. его работу продолжило Нансеновское международное управление по делам беженцев, которое оказало помощь почти миллиону беженцев, за что в 1938 г. было удостоено Нобелевской премии мира.
В 1933 г., в связи с появлением беженцев из гитлеровской Германии, Лига Наций учредила пост Верховного комиссара по делам беженцев, прибывающих из Германии. В 1938 г. в результате слияния Нансеновского международного управления по делам беженцев и поста Верховного комиссара по делам беженцев, прибывающих из Германии, было создано Управление Верховного комиссара по делам беженцев, заменённое в 1946 г. Межправительственным комитетом по делам беженцев, преобразованным, в свою очередь, в 1947 г. в Международную организацию по делам беженцев (МОБ), которая стала первым международным учреждением, комплексно обеспечивающим решение всех проблем беженцев, включая их регистрацию, определение статуса, репатриацию, переселение. В 1949 г. резолюцией 319 (IV) Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций (ООН) МОБ была заменена на Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) (Введение в вопросы международной защиты беженцев: защита лиц, находящихся в компетенции УВКБ ООН. 2005).
С 1943 г. рядом стран – союзных держав во Второй мировой войне, включая СССР, была учреждена также Администрация ООН помощи и восстановления (ЮНРРА), созданная для оказания помощи не только беженцам, но и всем перемещённым в результате войны лицам. После войны её основной целью было содействие в репатриации всех вынужденно перемещённых лиц. ЮНРРА помогла вернуться 7 млн перемещённых лиц, организовала лагеря для 1 млн беженцев. Но в 1947 г. на второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение о ликвидации ЮНРРА, и 30 сентября 1948 г. она прекратила своё существование.
Помощь палестинским беженцам оказывает учреждённое в декабре 1949 г. Генеральной Ассамблеей ООН Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). Эти беженцы исключены из сферы действия принятого в 1950 г. Устава УВКБ ООН и Конвенции о статусе беженцев 1951 г. Географически территория деятельности БАПОР ограничивается Ливаном, Сирией, Иорданией, Западным берегом реки Иордан и сектором Газа. Беженец подпадает под мандат УВКБ ООН или под действие Конвенции 1951 г. лишь в том случае, если оказывается вне рамок деятельности БАПОР.
В 2010-х гг. наиболее массовый отток беженцев наблюдался из стран, охваченных вооружёнными конфликтами, таких как Сирия, Афганистан, Йемен, Эритрея, Нигерия, Мьянма (т. н. Кризис беженцев рохинджа) и др. Главной причиной бегства людей из своей страны считаются вооружённые конфликты, влекущие нарушения прав человека, в результате чего люди покидают страну своего гражданства или обычного жительства и не могут или не желают вернуться обратно в силу угрозы для их жизни, здоровья либо физической неприкосновенности.
Число беженцев в конце 2021 г. составило 27,1 млн человек, из них 21,3 млн – под мандатом УВКБ ООН и 5,8 млн – палестинские беженцы, находящиеся под мандатом БАПОР (Агентство ООН по делам беженцев). Это более чем вдвое превысило количество беженцев (10,5 млн человек) десять лет назад (Агентство ООН по делам беженцев). По состоянию на середину 2022 г. беженцами стали уже 32,5 млн человек (Агентство ООН по делам беженцев).
Особенно серьёзной проблемой становятся массовые потоки беженцев – они влекут за собой значительные риски и тяжёлые испытания для людей. Кризисы беженцев нередко имеют затяжной характер и долгосрочные последствия как для самих беженцев, так и для принимающих их стран и местных сообществ. Как отмечено в Нью-Йоркской декларации о беженцах и мигрантах, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 19 сентября 2016 г., «перемещения больших групп беженцев и мигрантов имеют трансграничные политические, экономические, социальные и гуманитарные последствия и последствия для процесса развития и прав человека». Не случайно начавшийся в 2014 г. европейский миграционный кризис потребовал для обеспечения оперативной поддержки создания двух агентств Европейского союза: в 2005 г. – Агентства Европейского союза по безопасности внешних границ (Frontex) и в 2010 г. – Европейского офиса по вопросам предоставления убежища (EASO).
В основе международной системы защиты прав беженцев лежит право на убежище. Базовые стандарты обращения с беженцами установлены в ряде глобальных и региональных международных актов. Наиболее значимыми из них являются Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев [принят резолюцией 428 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950], Конвенция о статусе беженцев (28 июля 1951) и Протокол, касающийся статуса беженцев (31 января 1967). Помимо международных документов универсального характера, определение и статус беженцев регламентируются международными региональными документами, в частности Конвенцией ОАЕ 1969 г. по конкретным аспектам проблем беженцев в Африке, Картахенской декларацией 1984 г. о беженцах.
Обеспечением защиты прав беженцев на международном уровне в настоящее время занимается УВКБ ООН, деятельность которого носит гуманитарный и социальный характер. УВКБ ООН, определяя статус беженца, выясняет, является ли лицо действительно беженцем. Для признания беженцем лицо должно соответствовать критериям, заложенным в определении беженца. Вместе с тем человек становится беженцем не в силу признания – он оказывается таковым по независящим от него обстоятельствам. Решение о признании человека беженцем только официально подтверждает этот статус. Признание играет непосредственную роль в установлении форм защиты, в которых нуждается беженец, – это может быть материальная помощь, помощь в получении документов, в воссоединении семей и др. Статус беженца может определяться как на основе индивидуальной процедуры после изучения дела каждого заявителя, так и на основе групповой процедуры, когда в срочном порядке имеет место массовый одновременный приток беженцев, что делает индивидуальную процедуру нецелесообразной.
Вопреки распространённому мнению о том, что беженцы стремятся попасть в наиболее богатые страны, статистика свидетельствует, что большинство беженцев остаётся в первых на своём пути безопасных странах. Так, в 2020 г. более 80 % беженцев и лиц, ищущих убежище, находились в странах с низким и средним уровнем дохода (Руководство по вопросам международной защиты беженцев и создания государственных систем убежища. 2017. С. 6.)
Беженцы по своему статусу отличаются от другой категории вынужденных мигрантов – лиц, перемещённых внутри страны. Причины их вынужденного перемещения носят более широкий характер по сравнению с причинами перемещения беженцев – это могут быть также стихийные бедствия, голод, эпидемии и др. Хотя перемещённые внутри страны лица также вынуждены покинуть свои дома, они остаются при этом под юрисдикцией своего государства. Поэтому помощь им со стороны международных органов без согласия государства может квалифицироваться как вмешательство во внутренние дела этого государства.
Главный международный принцип в осуществлении защиты беженцев – запрещение государству, предоставившему убежище, высылать или возвращать беженцев против их воли на границу того государства, которое они покинули и где их жизни или свободе будет угрожать опасность, включая преследования, пытки, жестокое обращение или другие серьёзные нарушения прав человека (non-refoulement). При этом обязательства государства по невысылке лица в страну его происхождения, предусмотренные международным правом в сфере защиты беженцев, превалируют над любым обязательством о выдаче, в том числе они имеют преимущественную силу над соглашением о его аресте представителями другой страны согласно двусторонним или многосторонним договорам, определяющим порядок экстрадиции или сотрудничество в вопросах безопасности.
Международное право рассматривает вопрос предоставления статуса беженца как относящийся к компетенции государства. В РФ статус беженца регламентируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (Закон о беженцах), которым закрепляются экономические и социальные права беженцев, а также устанавливаются полномочия органов государственной власти по обеспечению их прав и законных интересов.
Вместо статуса беженца лицу может быть предоставлено временное убежище, в случае если оно имеет все основания на получение статуса беженца, но по каким-либо причинам ограничивается заявлением о предоставлении возможности временного пребывания на территории страны либо не имеет оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не может быть выдворено (депортировано) из РФ.
Наряду с беженцами в РФ признаётся также ещё одна категория вынужденных мигрантов – вынужденные переселенцы. Это граждане РФ, покинувшие место жительства вследствие аналогичных причин, что и беженцы, но оставшиеся в пределах РФ. Их статус регламентируется Законом о беженцах.
Андриченко Людмила Васильевна
Дата публикации: 16 января 2023 г. в 23:31 (GMT+3)
Refugee
Беженцы — это люди, которые вынуждены покинуть родной район ради собственной безопасности или выживания. Местом проживания беженца может быть страна, штат или регион. Люди становятся беженцами по многим причинам, включая войну, угнетение, стихийные бедствия и изменение климата.
Большинство законов о беженцах основаны на документе Организации Объединенных Наций 1951 года – Конвенции о статусе беженцев. Конвенция была создана для работы с большим количеством людей, перемещенных во время Второй мировой войны. Согласно Конвенции, беженцы — это люди, которые покидают свои родные страны «из-за вполне обоснованных опасений преследований по признаку расы, религии, национальности или принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям».
Изначально Конвенция ограничивала это определение беженцами из раздираемой войной Европы. В 1967 году ООН расширила его, включив в него беженцев от любого конфликта или стихийного бедствия.
Сегодня беженцы могут искать убежище в любой из 147 стран, подписавших Конвенцию. Убежище – это защита от угнетения или лишений, предлагаемая другой страной. Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) – это международный ресурс для беженцев и стран, предлагающих убежище.
Статус беженца — это официальное решение, принятое страной, предоставляющей убежище, или международным агентством. Лицо, ищущее убежища, но еще не получившее статус беженца, называется просителем убежища. Страны, подписавшие Конвенцию, согласились не депортировать лиц, ищущих убежища, в места, где их жизни или свободе может угрожать опасность. Как только просителю убежища будет одобрен статус беженца, ожидается, что принимающая страна предоставит ему гражданские права, право на работу и доступ к социальным услугам.
Беженцы в истории
История полна историй о людях, вынужденных покинуть свои дома. Например, в 1685 году Франция объявила протестантскую религию вне закона, что вынудило сотни тысяч протестантов бежать из страны. Большинство этих беженцев, известных как гугеноты, переехали в другие европейские страны, такие как Великобритания, Нидерланды и Германия. Некоторые добирались до Южной Африки и британских колоний в Северной Америке. Нетерпимость такого рода повторяется на протяжении всей истории, вынуждая многих покидать свои дома из-за своих религиозных взглядов.
Беженцы создали глобальный кризис после Второй мировой войны. Окончание войны не положило конец страданиям миллионов людей, чьи дома были разрушены, освобождены из лагерей или изгнаны из родных стран. Например, обида на Германию после войны была настолько сильна, что многие страны изгнали этнических немцев, даже если эти люди всю жизнь прожили в своей приемной стране. Около 11,5 млн немцев, проживающих в Восточной Европе, были изгнаны или добровольно покинули свои дома после войны.
Евреи, выжившие в нацистских концентрационных лагерях по всей Европе, часто возвращались домой и обнаруживали, что их собственность и бизнес были захвачены другими людьми. Большинство этих евреев больше не могли выжить в своих родных городах. У них не было дома, мало имущества и мало надежды найти работу. Несмотря на то, что война закончилась, антисемитизм по-прежнему оставался сильной силой в Европе. Многие общины и группы работали над изгнанием евреев из их домов и мест работы. Часто возвращающихся евреев даже встречали с насилием. В некоторых странах, таких как Польша и Словакия, погромы — организованные массовые убийства — заставили выживших спасаться бегством.
После Второй мировой войны Советский Союз и Соединенные Штаты вступили в конфликт, называемый холодной войной. Холодная война была конфликтом между коммунистической политической системой Советского Союза и демократической политической системой США. В холодную войну были вовлечены десятки стран, находящихся в сфере влияния каждой из двух мировых «сверхдержав». Он закончился в 1991 году с распадом Советского Союза. Во время холодной войны тысячи беженцев бежали с советской территории в поисках убежища в других местах, прежде всего в Западной Европе и США 9. 0003
Холодная война включала в себя так называемые «прокси-войны». Прокси-войны — это конфликты, в которых страны противостоят друг другу, поддерживая разные стороны в другом конфликте. Конфликты в Ливане, Корее, Афганистане и Анголе были опосредованными войнами времен холодной войны. Во время конфликта в Корее юг поддерживали США, а север — Китай и Советский Союз. После Корейской войны тысячи северокорейских беженцев хлынули в Южную Корею.
Прокси-войны в Юго-Восточной Азии в 1970-е годы привели к большому количеству беженцев из Вьетнама, Камбоджи и Лаоса. За это время более двух миллионов выходцев из Юго-Восточной Азии покинули свои дома, многие из них на лодках, за что получили прозвище «люди-лодки». Путешествие было жестоким и часто смертельным. Путешествуя на хлипких, переполненных лодках, многие люди потерялись в море, подверглись нападению пиратов или были опустошены болезнями и обезвоживанием.
Refugees Today
По данным УВКБ ООН, в 2017 году число беженцев во всем мире выросло до 19,9 млн и 3,1 млн просителей убежища.
Беженцы из Афганистана, Южного Судана и Сирийской Арабской Республики составляют большинство беженцев в мире. Войны и угнетение в каждом из этих регионов вынуждают беженцев покидать свои дома. Около 2,6 миллиона человек из Афганистана переехали в 69 различных стран убежища, и половина из них была вынуждена бежать более одного раза. Гражданская война, засуха и наводнения привели к перемещению около 2,4 миллиона человек из Южного Судана, в основном в соседние страны убежища. Более 6,3 миллиона беженцев покинули Сирию, источник большинства беженцев в мире.
Около 85 процентов беженцев в мире являются выходцами из развивающихся стран. Большинство беженцев из развивающихся стран ищут убежища в других развивающихся странах. Например, беженцы от конфликта в Афганистане часто иммигрируют в Пакистан, Иран или Европу. Турция принимает самое большое количество беженцев в мире — около 3,5 миллионов человек.
Более половины всех беженцев проживают в городах. Беженцы, как правило, селятся в городских районах по ряду причин. Юридические услуги, доступные лицам, ищущим убежища, включая адвокатов, консульства и дипломатов, часто сосредоточены в городах. Неправительственные организации, такие как религиозные группы, могут быстрее реагировать на беженцев в городских районах. Однако наиболее важным является сообщество других иммигрантов в городах.
Около трети беженцев в мире живут в лагерях беженцев. Лагеря беженцев — это временные сообщества, построенные для предоставления убежища и ресурсов беженцам. УВКБ ООН сотрудничает со страной убежища, предоставляя палатки или другие временные убежища, средства экстренной медицинской помощи, средства связи и безопасность.
Большинство беженцев остаются вблизи своих родных регионов, переезжая в соседние страны. Например, беженцы из Афганистана, скорее всего, переедут в Пакистан. Беженцы, спасающиеся от конфликта в Дарфур регионе Судана, поселились в Чаде. По оценкам УВКБ ООН, более 80% беженцев живут в стране, граничащей с той, откуда они бежали.
Внутренне перемещенные лица
Не все, кому приходится уезжать из дома, покидают свою страну. Беженцы, которые перемещаются в пределах своих национальных границ, называются «внутренне перемещенными лицами» или ВПЛ. Сегодня около 40 миллионов человек во всем мире являются внутренне перемещенными лицами в результате конфликтов или насилия. Это самое большое число, зарегистрированное с 1994 года. Международные законы о беженцах не обеспечивают защиту и поддержку ВПЛ, скорее, ВПЛ вынуждены полагаться на защиту своего собственного правительства.
В Судане, на востоке Африки, проживает одно из крупнейших в мире внутренне перемещенных лиц. С 1983 по 2005 год гражданская война между севером и югом Судана вынудила миллионы людей покинуть свои дома. К концу 2017 года около 4,4 миллиона человек были перемещены по всей стране, особенно в Дарфуре.
По данным неправительственных организаций, таких как «Врачи без границ», большинство ВПЛ в Дарфуре живут в «тюремных» лагерях, забитых во временных убежищах и постоянно подвергающихся риску насилия. Переполненность приводит к быстрому распространению болезней, а недоедание может возникнуть, когда поставки еды сокращаются или задерживаются.
Другими странами с большим количеством ВПЛ являются Колумбия, Ирак, Демократическая Республика Конго, Сомали и Пакистан. Беженцы из Колумбии бегут от внутреннего конфликта, связанного с нелегальной торговлей наркотиками. Ирак является местом крупного международного конфликта. Политический конфликт между повстанцами и правительством заставил конголезцев и сомалийцев покинуть свои дома. Пакистан, убежище для тысяч беженцев из других стран, а также ВПЛ, связан с международным конфликтом в соседнем Афганистане. Правительство Пакистана также должно иметь дело с ополченцами и повстанческими группами.
Экологические беженцы
Экологические беженцы — это люди, которые вынуждены покинуть свои дома из-за экологических нарушений. Стихийные бедствия, такие как землетрясения, ураганы и наводнения, часто вынуждают людей бежать. Извержение Везувия в Италии в 79 году нашей эры вынудило выживших жителей городов Помпеи и Геркуланума стать беженцами. Токсичный вулканический пепел и пемза полностью похоронили города. Жителям городов приходилось искать убежище и работать в других местах Римской империи. В январе 2010 года землетрясение магнитудой 7,0 разрушило гаитянскую столицу Порт-о-Пренс. Многие жители города стали ВПЛ и бежали в другие части страны. Еще больше искали убежища в качестве беженцев в соседней Доминиканской Республике.
Нарушение окружающей среды также может быть вызвано деятельностью человека, например ядерной аварией или загрязнением. По оценкам Всемирного банка, в 1990-х годах 100 миллионов человек были перемещены из-за строительства плотин. Обычно это происходит, когда резервуар с водой, находящийся за плотиной, затапливает города и села, где когда-то жили люди. Кроме того, после высыхания воды люди, живущие ниже по течению от плотин, могут быть не в состоянии обеспечивать себя рыболовством или сельским хозяйством. Строительство массивной плотины «Три ущелья» в Китае, например, привело к затоплению десятков городов и перемещению 1,3 миллиона человек.
В 1986 году на Чернобыльской АЭС в Украине, тогда входившей в состав Советского Союза, взорвался ядерный реактор. Катастрофа выпустила смертельное количество радиации. Более 350 000 человек были навсегда эвакуированы из этого района и вынуждены были переселиться в другие места.
Последствия изменения климата также могут привести к экологическим беженцам. Например, во время последнего ледникового периода люди, жившие рядом с ледниками, были вынуждены мигрировать в более теплые страны по мере того, как ледники и ледяные щиты распространялись по земле.
Сегодня деятельность человека способствует текущему изменению климата, называемому глобальным потеплением. Такие виды деятельности, как сжигание ископаемого топлива и вырубка лесов, добавляют в атмосферу парниковые газы, улавливая солнечное тепло. Повышение температуры вызывает таяние ледников и ледяных шапок, что приводит к повышению уровня моря. Это также приводит к засухам, наводнениям и опустыниванию — превращению пахотных земель в пустыню.
Экологические беженцы, пострадавшие от изменения климата, часто называются климатическими беженцами. Климатические беженцы могут быть вынуждены искать убежище из-за изменений в их экосистеме, например, из-за того, что большая часть Мальдивских островов находится под водой. Климатические беженцы также могут искать убежища, поскольку их экономические средства к существованию исчезают, поскольку фермеры, граничащие с пустыней Гоби в Китае, теряют свои земли из-за опустынивания.
Несмотря на то, что экологические беженцы не защищены международным правом, они часто получают большую помощь. О внезапных крупных бедствиях сообщают в газетах и по телевидению по всему миру. Например, в 2011 году, когда на северо-востоке Японии произошло разрушительное землетрясение и вызванное им цунами, страны со всего мира предложили помощь в оказании помощи.
Других экологических беженцев бывает трудно идентифицировать. Постепенные изменения, которые происходят из-за глобального потепления, труднее увидеть. Люди не часто объединяются, чтобы помочь жертвам этих изменений. Но они могут быть такими же разрушительными, как землетрясение или шторм. Марокко, Тунис и Ливия теряют более 1000 квадратных километров (386 квадратных миль) продуктивных земель в год из-за опустынивания. Фермеры, торговцы и семьи, которые зависят от этих земель, теряют способность выживать и поддерживать себя.
По оценкам Международного Красного Креста, сегодня экологических беженцев больше, чем беженцев от войн. Верховный комиссар ООН по делам беженцев заявил, что 36 миллионов человек были перемещены в результате стихийных бедствий в 2009 году, и около 20 миллионов из них были вынуждены переехать из-за проблем, связанных с изменением климата. Начиная с 2008 года, от 15 до 42 миллионов человек ежегодно перемещаются в результате стихийных бедствий.
Как и ВПЛ, экологические беженцы не защищены международными законами о беженцах. На самом деле, большинство из них также являются ВПЛ. Они не имеют права на такую же защиту и помощь, как другие беженцы.
Многие международные организации признают, что нарушение окружающей среды является растущей проблемой, которую нам необходимо решать. Проблема может также увеличить число традиционных беженцев. Верховный комиссар ООН по делам беженцев отметила: «Изменение климата может усилить конкуренцию за ресурсы — воду, пищу, пастбища — и эта конкуренция может спровоцировать конфликт».
Fast Fact
Беженцы
Страны происхождения беженцев, лиц, ищущих убежища, и внутренне перемещенных лиц, по данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев:
Колумбия: 3 758 127
Ирак: 3 565 375
Афганистан: 3 279 471
Пакистан: 3 040 845
Демократическая Республика Конго: 2 662 821
Fast Fact
90 013 Места убежища
Страны с наибольшим количеством беженцев, лиц, ищущих убежища, и внутренне перемещенных лиц в их границы, по данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев:
Пакистан: 4 744 098
Таиланд: 3 615 552
Колумбия: 3 304 362
Демократическая Республика Конго: 2 362 295
Ирак: 2 026 798
Краткий факт
Город-убежище
Пуухонуа-о-Хнаунау, национальный парк на Большом острове Гавайев, представляет собой древний город-убежище. Это место на западном побережье острова было местом, где люди, бежавшие от закона, могли найти убежище и убежище. Просители убежища могут быть освобождены священником и могут уйти.
Пуухонуа-о-Хнаунау принимал беженцев с 15 по 19 века.
Быстрый факт
Peace Out
Многие граждане США, выступавшие против войны во Вьетнаме и не желавшие быть призванными на военную службу, искали политическое убежище в Канаде. После войны президент Джимми Картер помиловал этих отказников по соображениям совести, позволив им вернуться в США без наказания.
Статьи и профили
Журнал National Geographic: Афганская девушка: раскрытие жизни
Аудио и видео
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев: видеогалереи
Изображения
Новости National Geographic: Выжить в Дарфуре — жизнь африканских беженцев
Рабочие листы и раздаточные материалы
Верховный комиссар ООН по делам беженцев: Статистический ежегодник 2009
Веб-сайт
США Государственный департамент: Бюро народонаселения, беженцев и миграции
Как работает система беженцев США?
Введение
До недавнего времени Соединенные Штаты были страной, занимающей первое место в мире по приему беженцев. От принятия сотен тысяч европейцев, перемещенных во время Второй мировой войны, до приема тех, кто бежал от коммунистических режимов в Европе и Азии во время холодной войны, Соединенные Штаты помогли определить меры защиты беженцев в соответствии с международным гуманитарным правом. Начиная с 1980 года правительство США перешло от специального подхода к постоянной стандартизированной системе выявления, проверки и расселения потенциальных беженцев, которая используется до сих пор.
Подробнее от наших экспертов
Эдвард Олден
Новый план Байдена по южной границе может сработать
Джеймс М. Линдси
Познакомьтесь с Вивеком Рамасвами, кандидатом в президенты от Республиканской партии
Размер американской программы по приему беженцев часто колебался. Война в Сирии и вызванный ею миграционный кризис в Европе усилили внимание политиков к прибывающим с Ближнего Востока, начиная с администрации президента Барака Обамы. Президент Дональд Трамп усилил эту проверку запретом на прием беженцев из определенных стран и резким сокращением общего числа приемных беженцев, что вызвало новые дебаты о последствиях политики в отношении беженцев для национальной безопасности. Поскольку конфликты в таких местах, как Афганистан и Украина, приводят к перемещению миллионов людей, президент Джо Байден пообещал восстановить программу США по приему беженцев, в том числе путем создания новой инициативы Welcome Corps, которая позволит гражданам США в частном порядке спонсировать беженцев.
Что такое беженец?
Подробнее:
Беженцы и перемещенные лица
Иммиграция и миграция
Соединенные Штаты
Дональд Трамп
Джо Байден
Существует несколько различных терминов, используемых для описания людей, которые перемещаются из одного места в другое либо добровольно, либо под угрозой применения силы. Не имея универсального юридического определения, мигрант — это общий термин для людей, которые покидают свои дома и часто пересекают международные границы, будь то в поисках экономических возможностей или спасаясь от преследований.
Краткий обзор ежедневных новостей
Сводка мировых новостей с анализом CFR доставляется на ваш почтовый ящик каждое утро.
Большинство будних дней.
Просмотреть все бюллетени >
В соответствии с законодательством США и Конвенцией о беженцах 1951 г. беженцы — это мигранты, пытающиеся въехать из третьей страны, которые могут доказать, что они подвергались преследованию, или имеют основания опасаться преследования на основании одного из пяти «охраняемых оснований». : раса, религия, национальность, политические взгляды или принадлежность к определенной социальной группе. По данным агентства ООН по делам беженцев, по состоянию на середину 2022 года во всем мире насчитывалось почти двадцать семь миллионов беженцев, почти половина из которых прибыла всего из двух стран: Сирии и Украины.
Лица, ищущие убежища, — это лица, которые соответствуют критериям статуса беженца, но подают заявление на территории Соединенных Штатов или в пунктах въезда после прибытия с другим статусом. Просители убежища следуют протоколу, отличному от тех, кто подает заявление на получение статуса беженца.
Подробнее от наших экспертов
Эдвард Олден
Новый план Байдена по южной границе может сработать
Джеймс М. Линдси
Познакомьтесь с Вивеком Рамасвами, кандидатом в президенты от Республиканской партии
Как долго Соединенные Штаты принимают беженцев?
На протяжении более семидесяти пяти лет Соединенные Штаты принимают мигрантов, которые согласно действующему международному праву считаются беженцами. После Второй мировой войны Соединенные Штаты приняли свой первый закон о беженцах, чтобы управлять переселением около 650 000 перемещенных европейцев. На протяжении всей холодной войны Соединенные Штаты принимали беженцев, спасавшихся от коммунистических режимов, например, в Китае, на Кубе и в Восточной Европе.
Но официальная федеральная программа страны по переселению беженцев, известная как Программа приема беженцев в США (USRAP), не была создана до принятия Закона о беженцах 1980 г. До 1980 г. законодательство, разрешающее прием беженцев, принималось в основном на на специальной основе, часто в ответ на продолжающиеся массовые миграции. Только после захвата Южного Вьетнама коммунистическими силами в 1975 году, когда Соединенные Штаты начали принимать сотни тысяч беженцев из Юго-Восточной Азии, Конгресс установил более стандартизированную систему.
Подробнее:
Беженцы и перемещенные лица
Иммиграция и миграция
Соединенные Штаты
Дональд Трамп
Джо Байден
Закон 1980 года, подписанный президентом Джимми Картером, установил постоянные процедуры проверки, приема и переселения беженцев в страну; включено официальное определение термина «беженец»; увеличил число ежегодно принимаемых беженцев до пятидесяти тысяч; и предоставил президенту полномочия принимать дополнительных беженцев в чрезвычайных ситуациях. С момента принятия этого закона Соединенные Штаты приняли более трех миллионов беженцев.
Для просмотра этого видео включите JavaScript и рассмотрите возможность обновления веб-браузера до
поддерживает HTML5 видео
Как со временем изменилась система приема беженцев в США?
Как со временем изменилась система приема беженцев в США?
Сколько беженцев пускают в страну?
Число беженцев, ежегодно принимаемых в Соединенные Штаты, в целом снизилось с более чем 200 000 человек в начале программы в 19от 80 до 25 465 в 2022 году. Уровни приема беженцев резко колебались на протяжении всего этого периода, снижаясь в 1980-е годы и вновь достигая пика в 1990-х годах после распада Советского Союза, прежде чем достичь рекордно низкого уровня в 2021 году. прием предлагается президентом и требует одобрения Конгресса. После терактов 11 сентября президент Джордж Буш приостановил прием беженцев на несколько месяцев, сославшись на соображения национальной безопасности. С 2001 по 2015 год ограничения на прием беженцев составляли от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч, хотя администрации Буша и Обамы регулярно принимали меньше людей, чем позволяли ограничения.
В 2016 году президент Обама увеличил ранее утвержденный потолок в восемьдесят тысяч, чтобы принять дополнительно пять тысяч беженцев в рамках усилий по преодолению растущего миграционного кризиса, вызванного обострением конфликта в Сирии. По мере того как гуманитарные кризисы в других местах, в том числе в Афганистане и Ираке, становились все более серьезными, Обама предложил, чтобы Соединенные Штаты установили потолок в 110 000 приемных беженцев на 2017 финансовый год (2017 финансовый год).
Президент Трамп отменил предложенный Обамой потолок, ограничив число беженцев, допущенных в страну в 2017 финансовом году, до пятидесяти тысяч. Он снизил этот потолок до сорока пяти тысяч на 2018 год, затем до тридцати тысяч на 2019 год.и восемнадцать тысяч на 2020 год. Его администрация утверждала, что сокращение было необходимо, чтобы направить больше государственных ресурсов на накопившиеся заявки от почти восьмисот тысяч просителей убежища, которые достигли южной границы США. Несмотря на то, что критики возражают, что программы убежища и программы беженцев мало связаны друг с другом, Трамп установил еще более низкий потолок в пятнадцать тысяч на 2021 финансовый год — безусловно, самый низкий предел с момента запуска программы.
Президент Байден пообещал обратить вспять эту тенденцию к снижению. В мае 2021 года он пересмотрел годовой лимит приема до 62 500 человек на оставшуюся часть года, а в октябре он удвоил потолок на 2022 финансовый год до 125 000 человек. Позже Байден объявил, что он сохранит ограничение в 125 000 человек на 2023 финансовый год, при этом большинство мест для приема будет выделено беженцам из Африки и Юго-Восточной Азии. Он также объявил о создании программы Welcome Corps, которая позволяет группам граждан в частном порядке спонсировать и поддерживать беженцев с помощью консорциума некоммерческих организаций.
Несмотря на это, сокращения эпохи Трампа было трудно обратить вспять. Соединенные Штаты приняли менее двенадцати тысяч беженцев в 2021 году и двадцать шесть тысяч беженцев в 2022 году, что намного ниже предела, установленного администрацией. Некоторые правозащитные группы утверждают, что годовой лимит должен быть увеличен, чтобы пропорционально отражать количество беженцев во всем мире, в то время как эксперты по иммиграционной политике заявили, что даже нынешняя цель приема будет труднодостижима, учитывая медленное время обработки и продолжающиеся последствия COVID-19.пандемия.
Откуда они?
Соединенные Штаты постоянно принимают беженцев из Азии, Африки, Европы и Латинской Америки, хотя общее количество принятых беженцев резко изменилось в некоторых регионах с момента создания американской программы переселения беженцев. Сразу же после принятия закона 1980 г. в страну было допущено более двухсот тысяч беженцев — самое большое количество беженцев в новейшей истории; подавляющее большинство из них родом из стран Юго-Восточной Азии, включая Камбоджу и Вьетнам.
Количество беженцев, допущенных в Соединенные Штаты из стран бывшего СССР, резко возросло за десятилетие, начавшееся в 1989 году. С 2010 по 2020 год наибольшее число беженцев прибыло из Мьянмы, Ирака и Бутана (в порядке убывания). Для сравнения, в 2022 году странами с наибольшим количеством беженцев, допущенных в Соединенные Штаты, были Демократическая Республика Конго, Сирия, Мьянма и Судан, именно в таком порядке.
В 2017 году Трамп издал указ, который временно запрещал въезд гражданам семи стран с мусульманским большинством — Ирана, Ирака, Ливии, Сомали, Судана, Сирии и Йемена — и на неопределенный срок запрещал всем сирийским беженцам. (Прием сирийцев возобновился в январе 2018 года.) Указ также ужесточил визовые ограничения , введенные при Обаме для этих семи стран. Администрация Трампа дважды пересматривала приказ из-за юридических проблем, до апреля 2018 года, когда Верховный суд оставил в силе третью версию приказа.
Трамп также резко раскритиковал соглашение о переселении с Австралией, заключенное Обамой, по которому Соединенные Штаты должны были принять 1250 беженцев, которые в настоящее время содержатся австралийскими властями в оффшорных центрах содержания под стражей. Многие из этих беженцев были из Ирана и Сомали, стран, включенных в третью итерацию запрета на поездки. К январю 2022 года в рамках сделки Соединенные Штаты переселили почти тысячу беженцев.
Как беженцы проверяются и утверждаются?
Государственный департамент США, консультируясь с рядом других агентств и организаций, управляет процессом через свою программу приема беженцев, USRAP. Первым шагом потенциального беженца за границей чаще всего является регистрация в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Должностные лица УВКБ ООН собирают документацию и проводят первоначальную проверку, а затем направляют подходящих лиц в Центры поддержки переселенцев (RSC) Государственного департамента, которых насчитывается семь по всему миру. Иногда это направление делает посольство США или неправительственная организация.
Затем официальные лица RSC беседуют с заявителями, проверяют их личные данные и передают их информацию для проверки биографических данных ряду агентств национальной безопасности США. Эти проверки безопасности [PDF] включают несколько форм биометрического скрининга, таких как перекрестные проверки глобальных баз данных отпечатков пальцев и медицинские тесты.
Если ни один из этих запросов не даст проблемных результатов, включая информацию о криминальном прошлом, иммиграционных нарушениях в прошлом, связях с террористическими группами или инфекционных заболеваниях, заявителю может быть разрешен въезд в Соединенные Штаты. Весь процесс поступления обычно занимает от восемнадцати месяцев до двух лет.
Какие правительственные учреждения вовлечены?
Тремя основными федеральными правительственными учреждениями, участвующими в процессе переселения беженцев, являются Государственный департамент, Департамент внутренней безопасности (DHS) и Департамент здравоохранения и социальных служб (HHS). Бюро по делам народонаселения, беженцев и миграции (PRM) Государственного департамента является первым контактным лицом правительства США; он координирует процесс со всеми другими учреждениями до тех пор, пока беженец не будет переселен.
Через свое отделение Службы гражданства и иммиграции (USCIS) DHS является основным агентством, ответственным за проверку заявителей на получение статуса беженца; USCIS принимает окончательное решение о том, следует ли одобрять заявки на переселение. Его проверка безопасности использует ресурсы и базы данных нескольких других агентств национальной безопасности, включая Национальный контртеррористический центр, ФБР, Министерство обороны и несколько разведывательных агентств США.
Поселившись в Соединенных Штатах, беженцы, как правило, попадают в руки благотворительных и других волонтерских организаций, специализирующихся на переселении, таких как Международный комитет спасения. Программа Госдепартамента по приему и размещению предоставляет средства на аренду жилья, мебель, еду и одежду беженцев. Через три месяца эта обязанность переходит к HHS, которая предоставляет долгосрочную денежную и медицинскую помощь, а также другие социальные услуги, включая языковые курсы и профессиональную подготовку. После того, как администрация Трампа урезала потолок приема беженцев, все девять неправительственных организаций, помогающих переселению, сократили штат, закрыв офисы или уволив сотрудников. Однако с тех пор администрация Байдена предприняла некоторые шаги для их восстановления, в том числе выделив более 6 миллиардов долларов [PDF] дополнительных средств для Управления по расселению беженцев в 2023 финансовом году.
Несколько межправительственных организаций играют решающую роль в различных вопросах. Организация Объединенных Наций несет основную ответственность за направление квалифицированных заявителей властям США, а Международная организация по миграции координирует поездки беженцев в Соединенные Штаты.
Куда переселяют беженцев?
Сегодня беженцы расселены в сорока девяти штатах США, хотя есть несколько штатов, в которых обычно переселяется большее количество беженцев, чем в других. По данным Государственного департамента США, Техас, Калифорния, Нью-Йорк, Кентукки и Вашингтон приняли наибольшее количество беженцев по состоянию на январь 2023 года, что составляет примерно 31 процент [PDF] всех принятых беженцев на данный момент в 2023 финансовом году. За десятилетие с 2010 по 2020 год треть всех 601 000 переселенных беженцев переехала всего в пять штатов.
Какую роль играют правительства штатов и местные органы власти?
Логистика переселения беженцев в основном осуществляется девятью местными агентствами по переселению, многие из которых являются религиозными организациями, такими как Всемирная церковная служба и Конференция католических епископов США. Представители этих организаций встречаются и изучают биографические данные беженцев, отобранных Центрами поддержки беженцев Государственного департамента за рубежом, чтобы определить, куда их следует переселить. В рамках этого процесса федеральный закон требует, чтобы агентства по переселению консультировались с местными властями [PDF], включая правоохранительные органы, службы экстренной помощи и государственные школы.
Хотя эта консультация является обязательной, Закон о беженцах 1980 г. дает федеральному правительству окончательное право решать, принимать ли беженцев и куда их следует переселять. После терактов 2015 года в Париже, совершенных гражданами ЕС, которые могли вернуться в Европу с Ближнего Востока через потоки беженцев, более тридцати губернаторов США выразили протест против переселения любых сирийских беженцев в свои штаты. Эксперты по правовым вопросам говорят, что, хотя штаты не могут напрямую блокировать решения федерального правительства о том, где размещать беженцев, они могут усложнить процесс, предписав агентствам штата отказаться сотрудничать с агентствами по расселению, как это сделали губернаторы Техаса и Мичигана в 2015 году9. 0003
Представляют ли беженцы угрозу безопасности США?
Из более чем трех миллионов беженцев, принятых Соединенными Штатами за последние четыре десятилетия, горстка была замешана в террористических заговорах. Согласно исследованию либертарианского института CATO, проведенному в 2019 году, из 192 террористов иностранного происхождения, совершивших теракты в Соединенных Штатах в период с 1975 по 2017 год, двадцать пять были беженцами. Из этих нападений только три оказались смертельными, и все три произошли до 1980, когда Закон о беженцах создал текущие процедуры проверки.
Многие из виновных в недавних нападениях были гражданами США, в том числе стрелок в ночном клубе Орландо в 2016 году, один из виновных в терактах в Сан-Бернардино в 2015 году и стрелок в Форт-Худе в 2009 году. Угонщики самолетов 11 сентября находились в стране по туристическим или деловым визам. Другие были детьми просителей убежища, в том числе террорист на Манхэттене в 2016 году, чей отец был афганским беженцем, и братья Царнаевы, устроившие взрыв на Бостонском марафоне и чьи родители бежали из охваченной войной Чечни.
Leave a Reply