Бензин подорожал в Казахстане – K-News
В Казахстане резко подорожал бензин. В Министерстве энергетики заявили, что стоимость горючего давно никто не регулирует, передает Tengrinews.kz со ссылкой на КТК.
В Алматы за несколько дней бензин самой ходовой марки местами поднялся в цене на семь тенге. Стоимость 92-го выросла до 168 тенге за литр. Автовладельцы заявляют: за месяц это уже не первое подорожание. «Что-то дорожает и дорожает. Месяц назад 150 стоил, сейчас уже на 13 тенге дороже стал, это 92-й. И то за один литр», – говорит водитель Дархан Абдралиев.
В некоторых регионах ценники на табло перебивали уже несколько раз. Так, в Актау еще вчера 92-й отпускали по 159, а уже сегодня за литр просят 172 тенге. Еще дороже бензин в Петропавловске. На севере республики стоимость АИ-92 доходит до 178 тенге за литр. Но и это не предел, уверяют операторы. В регионе уже начался дефицит. Ряд заправок отпускают бензин только по талонам.
В Таразе в дефиците оказался бензин марки АИ-95. Цена на эту марку поднялась до 186 тенге.
Еще хуже ситуация на западе страны. Владельцы АЗС установили лимит на продажу — не более 10 литров на бак. Да и найти топливо непросто. По данным телеканала, бензин в Уральске сейчас разливают по талонам. Наиболее дешевый бензин сейчас в Актобе. Там цена хоть и поднялась, но незначительно – до 150 тенге за литр.
На 10 тенге дороже топливо в Семее.
Самый дорогой бензин в стране продают в Атырау. Там за литр просят 200 тенге. На восемь дешевле можно залить АИ-92 в Актау. Замыкает тройку Уральск — 170 тенге за литр.
Отмечается, что цены на топливо растут по нескольким причинам. В числе основных: плановый ремонт на двух нефтеперерабатывающих заводах, импортное сырье и экономический кризис. Все это привело к отложенному росту цен. Впрочем, в Минэнерго ничего страшного в ситуации не видят. Уверяют, топлива в стране достаточно и говорить о дефиците пока рано.
«На сегодняшний день цены на внутреннем рынке нефтепродуктов не регулируются и определяются рынком на основе спроса и предложения. Стоимость АИ-92 по стране варьируется в диапазоне от 154 до 172 тенге за литр. Нефти в резерве достаточно. И нами предусмотрены все ситуации, чтобы не было нехватки», — заявил заместитель директора департамента развития нефтяной промышленности Минэнерго Талгат Курманбаев.
По мнению экспертов, это еще не предел. Треть казахстанских заводов получает сырье из России, где цена на литр давно превысила отметку в 200 тенге. По их словам, если ситуация не изменится, дорожающий бензин может всерьез ударить по стоимости товаров и услуг.
«На казахстанском рынке бензин продавался по ценам ниже себестоимости. Долго это, естественно, продолжаться не могло. Цена на нефть имеет ключевое значение. От цен на нефть зависит абсолютно все. Доставляют хлеб в магазин, доставляют на транспорте, а это нефть. Этот рост цен на нефтепродукты, рост цен на топливо может привести к очень тяжелым последствиям. То есть это начало, может быть, даже неконтролируемого роста цен», — считает директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов.
Что будет с ценами дальше, пока неясно. Чиновники лишь уверяют, что в любой момент готовы направить на заправки резервное топливо. Это почти 300 тысяч тонн.
Поделиться
Почему подорожал бензин в Казахстане — новости на сайте Ак Жайык
Почему подорожал бензин в Казахстане — новости на сайте Ак Жайык
2→
- Все новости
- в Атырау
- О чем писал «АЖ»
- Январские протесты в Атырау
- Дело о мертвом младенце
- Дело Таубаева
- Дело Хаменовой
- Бизнес — класс!
- Власть
- Нефть и Газ
- Мнение
- Здоровье
- Культура
- Общество
- Политика
- Спорт
- Экология
- Экономика
- Происшествия
- Другие новости
- в Казахстане
- Дело Матаевых
- в мире
- в Атырау
- Aq Zhaiyq Video
- Обзор СМИ
- Вопрос-ответ
- Информация
- Еске алу, қаделер
org/InteractionCounter»>
4 364 просмотра
В марте в Казахстане подорожал бензин. В Нур-Султане, Алматы и Шымкенте за бензин марки АИ-92 стали платить в среднем на 10 тенге больше — по 160 тенге. Эксперт нефтегазовой отрасли, ведущий программы «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов объяснил, почему это происходит, передает zakon.kz.
После новостей о росте цен на бензин Министерство энергетики распространило сообщение, что ведомство не в ответе за стоимость ГСМ.
«На сегодняшний день цены на внутреннем рынке нефтепродуктов не регулируются и определяются рынком на основе спроса и предложений. Конечная цена для потребителей складывается на основании оптовой стоимости нефтепродукта, всех транспортных расходов до АЗС, хранение на нефтебазах, расходы розничного реализатора, а также акцизы и налоги», — говорится в тексте сообщения.
Эксперт Олжас Байдильдинов объяснил, что повышение цен связано с многими факторами, среди них курс валют, инфляция.
«Цены должны были вырасти еще в прошлом году. По факту уже год назад бензин продавали в РК ниже себестоимости. К примеру, нефть на наши НПЗ поставляет по цене около $30 за баррель, то есть в два раза ниже мировых цен. Если перевести баррель сырой нефти в литры, то литр казахстанской нефти на мировых рынках стоит примерно 170 тенге, а бензин сейчас продают по 160-165 за литр. То есть готовый продукт стоит дешевле, чем сырье! Это как если бы сметана, стоила дешевле молока. Такой ситуации ведь никогда не было, а по бензину она сложилась и уже долгое время держится в таком диапазоне. То есть нефть, как и любой товар имеет свою себестоимость, и она с каждым годом растет из-за валютных курсов, инфляции, в том числе и роста заработных плат. Ведь нефтяники и сервисники периодически требуют это», — сказал он.
Он отметил, что Казахстан входит в топ-10 стран по самому дешевому бензину. Если точнее — на 8 месте. В то же время в соседних с Казахстаном странах бензин в среднем дороже на 60-100 тенге. К примеру, в России с начала года наблюдается рост розничных цен на 3% до 270 тенге за бензин марки АИ-92.
«Естественно, дешевый бензин в РК создает благодатную почву для теневых поставок в соседние страны, что и происходит. К примеру, в наших северных регионах в некоторые периоды потребление бензина бывает выше, чем в миллионом Шымкенте! Всем ведь понятно, что этот бензин вывозят, зарабатывая по 80-100 тенге с каждого литра», — рассказал он.
В этом году в стране ремонтируют два нефтеперерабатывающих завода. На вопрос, связан ли рост цен с ремонтом НПЗ, эксперт ответил следующее:
«Плановый и внеплановый ремонт НПЗ, конечно, может влиять на внутренний рынок, однако, Правительство всегда держит на контроле данный вопрос, и перед плановыми ремонтными работами всегда есть задача обеспечить комфортный уровень запасов. В настоящее время дефицита ГСМ нет. И это хорошо. Так как бывали периоды, когда мы сталкивались с табличками «Бензин только по талонам». Однако, цены все же будут расти. Слишком большой разрыв между Казахстаном и соседними странами», — добавил эксперт.
5 апреля 2021, 17:35
Прислать новость на WhatsApp
Поделиться:
Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.
Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на [email protected]
Рост цен на коммунальные услуги в Казахстане может привести к насилию
Решение Казахстана повысить цены на коммунальные услуги на фоне уже растущей инфляции «неизбежно» приведет к падению уровня жизни и может привести к повторению антиправительственных протестов в январе 2022 года, предупреждают эксперты.
Цены на коммунальные услуги в Казахстане вырастут на 10-30% с 1 июля, что правительство обосновывает необходимостью привлечения средств для инвестиций в инфраструктуру. Объявляя о повышении в апреле, президент Касым-Жомарт Токаев сказал: «Если мы не будем постепенно повышать тарифы и приближать их к рынку, мы останемся без инфраструктуры во всех городах и селах».
Но эксперты заявили openDemocracy, что считают этот шаг несущественной политикой, которая ударит по доходам домохозяйств без достаточного улучшения инфраструктуры. Экономист Куат Акижанов предупредил, что повышение также усугубит социальную напряженность, потому что люди не смогут и не захотят платить.
«Формальным триггером январских протестов 2022 года стало повышение цен на сжиженный газ», — сказал Акижанов. «И даже если беспорядки в конечном итоге были организованы элитой, значение этого фактора не следует недооценивать».
Получите бесплатный информационный бюллетень oDR
Еженедельный обзор наших последних новостей о постсоветском мире.
Внезапный рост цен на сжиженный природный газ в Казахстане в начале прошлого года спровоцировал серию безудержных протестов, грабежей и полицейского насилия, получившую название Qandy Qantar , или «Кровавый январь». По данным казахстанских властей, в результате беспорядков погибло около 227 человек.
Инфляция в стране высокая с прошлого года, когда она достигла пика более 20% по официальным данным, которые часто занижают реальную картину. Экономист Касымхан Каппаров говорит, что для многих казахстанцев это компенсировало в прошлом году любой небольшой рост доходов (зарплаты выросли в среднем на 2,8%, по данным Центра прикладных экономических исследований).
«Рост цен на коммунальные услуги приведет к снижению реальных доходов населения, особенно малообеспеченных граждан», — рассуждал Каппаров. «Это связано с тем, что расходы на коммунальные услуги имеют приоритет в своих расходах, и их нельзя отложить или оставить неоплаченными».
В Министерстве национальной экономики Казахстана пояснили, что тарифы на коммунальные услуги будут повышены в соответствии с социально-экономической ситуацией каждого региона. Цель правительства состоит в том, чтобы обеспечить постепенное повышение, при этом как министры, так и частные операторы коммунальных услуг настаивают на том, чтобы пользователи в настоящее время пользовались низкими тарифами. Они говорят, что бремя финансирования модернизации ложится на их плечи и приводит к упадку инфраструктуры.
Отсутствие прозрачности
По мнению президента Токаева, люди должны вносить вклад в частные инвестиции в инфраструктуру, в то время как правительство поддерживает владельцев станции через национальные инициативы по финансированию. Он ясно дал понять, что не видит альтернативы. Но экономисты задаются вопросом, идут ли все деньги, выплачиваемые правительством, на улучшение инфраструктуры.
По данным Министерства индустрии и развития Казахстана, в прошлом году региональные правительства помогли 174 000 человек оплатить счета за коммунальные услуги, выплатив в общей сложности пять миллиардов тенге (8,7 миллиона фунтов стерлингов).
Ежегодно в государственном бюджете выделяется определенная сумма – миллиарды долларов – на содержание жилищно-коммунального хозяйства в Казахстане. Энергетические и сервисные компании получают кредиты в рамках этой программы на содержание инфраструктуры и энергетические субсидии для нуждающихся граждан.
Однако бюджет не детализирован, и сумма, которую получает каждая компания, неизвестна. Министерство промышленности и развития, региональные правительства и министерства энергетики и национальной экономики не ответили на запрос openDemocracy о комментариях.
У нас есть проблемы, связанные с качеством управления, коррупцией, прозрачностью и отсутствием общественного контроля
В апреле Токаев заявил, что в 2022 году только Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» потратил один триллион тенге (2,1 миллиарда долларов) на субсидирование цен на энергоносители. Фонд является государственным холдингом, который управляет всеми национализированными предприятиями, в том числе энергетическими.
Коммунальные предприятия также получают целевые трансферты от Национального нефтяного фонда Казахстана, за счет которых финансируются государственные инфраструктурные программы. В рамках внутренней программы экономического стимулирования «Нурлы жол» в период с 2015 по 2019 годы на коммунальную инфраструктуру было выделено не менее 200 миллиардов тенге (1,1 миллиарда долларов США)..
Экономист Шолпан Айтенова, генеральный директор компании Zertteu Research, занимающейся анализом социальной политики правительства, не считает, что все эти деньги пошли непосредственно на улучшение инфраструктуры. А если и было, то масштабы реконструкции должны были быть крайне малы.
«Мы снова сталкиваемся с проблемами, связанными с качеством управления, коррупцией, прозрачностью и отсутствием общественного контроля», — сказала Айтенова openDemocracy.
Разочарование Айтеновой разделил и Акижанов, сказавший: «Ни государство, ни частный сектор не могут предоставить 100% прозрачную информацию о том, как и куда направляются бюджетные и внебюджетные инвестиции на модернизацию.
«Хотя они, безусловно, могут показать на бумаге плачевное состояние инфраструктуры, их деятельность обусловлена необходимостью увеличения арендной платы», — добавил Акижанов. — Следовательно, они не склонны раскрывать реальное состояние заводов и суммы, которые они получают от государства».
Разрушение инфраструктуры, недостающие инвестиции
В ноябре в результате аварии на ТЭЦ в Экибастузе, шахтерском городке недалеко от столицы Казахстана Астаны, дома на несколько дней остались без отопления. В морозную зиму, когда температура приближалась к -30℃, город превратился в арену гуманитарного кризиса.
К моменту ремонта электростанции толстая корка льда покрыла жилые комплексы, а трубы и радиаторы были повреждены и не подлежали ремонту. Жизнь людей была перевернута больше чем на месяц. В отсутствие теплых мест для еды или сна люди вмешались, чтобы помочь спасателям снова сделать квартиры и многоквартирные дома пригодными для жизни, чтобы ускорить возвращение к нормальной жизни.
Официальная проверка через несколько недель показала, что авария на электростанции была вызвана износом коммунальной инфраструктуры. После этого местные прокуроры начали расследование поломки.
После распада Советского Союза города изо всех сил пытались найти ресурсы для модернизации своих инженерных сетей. Каждый год почти в каждом городе Казахстана появляется «маленький Экибастуз». Этой зимой в шахтерских городах Риддер, Шахтинск и Степногорск вышли из строя электростанции и сети.
Предыдущая проверка Генеральной прокуратуры Казахстана в 2018 году выявила существенный износ основных электростанций и сетей. «Вместо модернизации генерирующих мощностей энергетические гиганты использовали эти деньги для незаконного обогащения за счет потребителей: выплачивали надбавки и премии своим менеджерам, необоснованно завышали себестоимость продукции и услуг», — заявил тогдашний президент Нурсултан Назарбаев.
Около 85% энергетических объектов Казахстана были приватизированы в конце 1990-х годов, и с тех пор стало ясно, что частный сектор не в состоянии обеспечить рыночную жизнеспособность инженерных сетей. По данным Министерства энергетики Казахстана, стареющие электростанции потеряли около 58% своей стоимости, а тепловые электростанции – 66%.
Повышение цен на топливо
Топливная отрасль Казахстана находится в аналогичном состоянии с коммунальным хозяйством. В течение многих лет нефтяные компании жаловались на то, что правительство вынуждает их продавать бензин местным жителям по субсидированным ценам.
Топливная промышленность и правительство утверждают, что русские пересекают границу, чтобы воспользоваться более низкими ценами на нефть в Казахстане, что приводит к нехватке местных поставок. Они говорят, что повышение цен укрепит сектор и защитит его от российских граждан, наживающихся на казахстанских субсидиях.
«Если сейчас не снизить разницу в цене, в ближайшее время мы столкнемся с нехваткой топлива. Это также остановит дальнейшее промышленное развитие и поставит под угрозу энергетическую безопасность страны», — заявил тогдашний министр энергетики Болат Акчулаков 3 апреля, за несколько дней до увольнения, отчасти из-за отказа инфраструктуры зимой.
Что касается того, как население справится с повышением потребительских цен, остается неясным. Айтенова видит потенциал роста доходов только в теневой экономике.
«Но даже теневые доходы сейчас сокращаются. Уровень жизни населения неизбежно упадет», — сказала она.
Министр энергетики объясняет недавнее повышение цен на бензин в Казахстане, получает выговор
АСТАНА – В последние недели в Казахстане наблюдается рост цен на бензин, вызвавший бурные общественные обсуждения. Министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев объяснил нехватку бензина и последующий рост цен на заседании правительства 10 октября, назвав в качестве основных причин снижение объемов импорта российского бензина и начало ремонтных работ на крупных нефтеперерабатывающих заводах Казахстана.
За первые девять месяцев 2017 года цены на бензин выросли на 8,7% по стране, при этом самый высокий рост на 10,6% зафиксирован в Западно-Казахстанской области.
«Обращаю внимание на ситуацию с нефтью. Есть дефицит в регионах, где он продается в ограниченном количестве, а где-то по купонам. В результате цены пошли вверх», — отметил Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев.
При этом дефицита бензина нет, сказал Бозумбаев, подчеркнув, что общий объем А-9Бензин 2, самый популярный вид бензина в Казахстане, по состоянию на 9 октября составил 138 тысяч тонн.
Повышение цен на российский бензин, который импортирует Казахстан, при добавлении снижения курса тенге к доллару привело к сокращению импорта российского бензина, добавил министр.
«Если в первые пять месяцев этого года мы ввозили ежемесячно по 90 тысяч тонн, то летом объем импорта составил 35-50 тысяч тонн. Цена импортного бензина [из России] выросла со 160 000 тенге (474,24 доллара США) до 196000 (580,94 долларов США) за тонну, что свидетельствует о 22-процентном увеличении», — сказал Бозумбаев, добавив, что это способствовало росту цен на бензин по всей стране.
В январе цена бензина марки А-92 в среднем составляла 135 тенге (0,4 доллара США), по словам министра, а в октябре достигла 155 тенге (0,459 доллара США), увеличившись на 11 процентов.
Начало ремонтных работ на ключевых нефтеперерабатывающих заводах страны в Павлодаре и Атырау с последующим снижением производства способствовало ухудшению ситуации на рынке, отметил Бозумбаев.
Первоначально ремонтные работы планировалось начать в июне, но они были перенесены на сентябрь по запросу казахстанской национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз».
«Мы просили перенести ремонтные работы с весны на осень только в Павлодаре, потому что не хотели два раза останавливать производство, первый раз на плановые ремонтные работы и второй раз на завершение модернизации», — отметил Председатель Правления Казмунайгаз Сауат Мынбаев, поясняя запрос компании.
Однако, по словам Мынбаева, цены на бензин в Казахстане зависят не только от объемов импорта, но и от цен на бензин в соседних странах.
Leave a Reply