Рост цен на бензин и дизель: трудный, но необходимый шаг для стабилизации рынка ГСМ
Стоимость бензина и дизеля в Казахстане повысится на 10 и 20 процентов соответственно.
В целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами. Об этом сегодня заявил исполняющий обязанности министра энергетики Болат Акчулаков во время брифинга на площадке службы центральных коммуникаций, передает inbusiness.kz.
«Как вам известно, после модернизации трех нефтеперерабатывающих заводов их производственная мощность увеличилась на 3 млн тонн и достигла почти 17 млн тонн/год.
За последние 5 лет мы увеличили производство бензина почти на 70% (c 3 млн до 5 млн тонн), а дизельного топлива – на 30% (с 4 млн до 5,2 млн тонн).
При этом в прошлом году, несмотря на рекордный объем выработки дизтоплива – 5,2 млн тонн, мы ощутили нехватку в некоторых регионах страны. Возникший дефицит в объеме порядка 350 тыс. тонн (без учета зимнего ДТ) нам пришлось перекрывать за счет дорогого импортного топлива.
Между тем потребление основными отраслями экономики, такими как ГМК и железная дорога, оставалось на прежнем уровне», – сказал Болат Акчулаков.
По его словам, основными факторами постоянно растущих объемов потребления являются транзитный автотранспорт и «серый» экспорт в соседние страны.
Так, по самым скромным подсчетам, в прошлом году на долю транзитного транспорта пришлось около 150 тыс. тонн дизтоплива. Еще порядка 200 тыс. тонн горючего было вывезено «серым» экспортом (по расчетам IHS Markit).
«Причина тому – значительная разница в цене. Казахстан входит в список стран с самыми низкими ценами на ГСМ. Например, в России стоимость дизтоплива в среднем составляет 345 тенге за литр, что дороже на 45%. А в Кыргызстане цена выше на 64% и составляет 390 тг/л, в Узбекистане оно дороже в два раза – 480 тг/л (101%).
Маржа от перепродажи казахстанского ДТ за границу составляет от 50% до 120% и более, суммарно доходит до 140 млн долларов в год», – подчеркнул и. о. министра.
Он отметил, что есть множество фактов, когда фуры оснащаются дополнительными баками. Таким образом, одна фура может разом заправиться от одной до четырех тонн топлива. Если такая фура заправляется в РК и едет «сливаться» в Узбекистан, с 1 тонны можно заработать 700 долларов; если едет в Кыргызстан – 250 долларов. Даже если заправлять и сливать разрешенные 300 литров, то заработок все равно очень высокий (рентабельность от 50% до 120%).
«Ситуация в сопредельных странах оказывает значительное влияние на внутренний рынок Казахстана. К примеру, в марте прошлого года розничные цены на дизельное топливо РФ снизились до уровня цен РК. В результате на приграничных с Россией АЗС существенно снизились продажи топлива, поскольку пропала заинтересованность в вывозе ГСМ из Казахстана. Но буквально через месяц пошел резкий рост розничных цен в соседних странах и, как следствие, уже осенью, несмотря на увеличение производства ДТ, мы снова столкнулись с острой нехваткой топлива», – сказал Акчулаков.
В этом году диспаритет цен сохраняется. Как итог, в марте 2023 года наблюдается рост потребления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15%.
«В такой ситуации казахстанский дизель будет однозначно «утекать» в другие страны в еще больших объемах. Уже в этом году мы можем столкнуться с дефицитом в объеме до 850 тыс. тонн.
Если раньше дефицит частично перекрывался за счет наращивания объемов производства, то сейчас наши НПЗ работают на пределе своих возможностей. В ближайшие 6 лет существенно увеличить производство ДТ физически невозможно – до расширения Шымкентского НПЗ.
Таким образом, Казахстан своим дешевым топливом фактически субсидирует экономики других стран в ущерб собственным национальным интересам», – заявил спикер.
По его словам, в министерстве «не сидели сложа руки» и принимали все возможные меры, а именно:
- введен запрет на вывоз ГСМ железнодорожным и автомобильным транспортом;
- приняты законодательные нормы, обязывающие ресурсодержателей продавать ГСМ напрямую заправочным станциям;
- устранены непродуктивные посредники при поставках нефти и реализации нефтепродуктов.
Кроме этого, для снижения дефицита в августе прошлого года был введен механизм дифференцированных цен (для иностранцев – 450 тенге/литр) и лимит заправки (не более 300 литров в день). Однако теневой экспорт всегда находит возможности для обхода ограничительных мер. И каждый раз Казахстан вынужден в срочном порядке закупать дорогое импортное топливо, чтобы не допустить нехватки.
«Первое: с текущими ценами, сколько бы мы ни увеличивали производство ГСМ, его всегда будет не хватать. Второе: с такой разницей в ценах «переток» в соседние страны как был, так и будет продолжаться. При этом объемы «перетока» будут только увеличиваться. Никакие ограничительные меры не дадут должного эффекта. Третье: сохранение диспаритета цен на ГСМ создает стимулы для работы теневого рынка и наносит ущерб национальным интересам Казахстана. Четвертое: низкие цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу», – подытожил Акчулаков.
В целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами, заявил он.
«Поэтому мы должны пойти на сложный, но в то же время нужный шаг – повысить предельные розничные цены, в частности: на бензин марки АИ-92 и АИ-93 со 182-187 (в зависимости от региона) до 205 тенге за литр (рост 11%), цена на дизель составит 295 тенге за литр. Сейчас, в зависимости от региона, цена варьируется от 230-260 тенге (в среднем рост 20%)», – сказал и. о. главы минэнерго.
По его словам, соответствующий проект приказа будет опубликован сегодня.
«Если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время мы столкнемся с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны», – добавил Болат Акчулаков.
Читайте по теме:
Дизельное топливо подорожало на 16% за год в Казахстане
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM
Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Рост цен на бензин ожидается в Казахстане
Астана. 23 июня. КазТАГ – Рост цен на бензин ожидается в Казахстане, передает корреспондент агентства.
«Установить предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен в следующем размере с учетом налога на добавленную стоимость (НДС): 1) бензин марки Аи-80 – Т89 за литр; 2) бензин марки Аи-92 и Аи-93: в Костанайской, Северо-Казахстанской областях – Т187 за литр; в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, в Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской, Туркестанской, Мангистауской областях, а также в областях Абай, Жетісу, Ұлытау – Т182 за литр», — говорится в проекте приказа министерства энергетики о внесении изменений в его приказ «Об установлении предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен».
Тем же проектом намерены на дизельное топливо (летнее, межсезонное): в Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Северо-Казахстанской областях, а также в области Абай установить стоимость в Т260 за литр; в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, в Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской,Туркестанской, Мангистауской областях, а также в областях Жетісу, Ұлытау – Т230 за литр.
Формулировка же пока еще действующего приказа гласит: «Установить предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен в следующем размере с учетом НДС: 1) бензин марки Аи-80 – Т89 за литр; 2) бензин марки Аи-92 – Т182 за литр; 3) бензин марки Аи-93 – Т182 за литр; 4) бензин марки Аи-95 – Т215 за литр; 5) дизельное топливо (летнее, межсезонное): в Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Северо-Казахстанской областях – Т260 за литр; в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, в Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской, Туркестанской, Южно-Казахстанской областях – Т230 за литр».
«Постановлением правительства Республики Казахстан от 20 января 2022 года №22 утвержден план оперативных действий по стабилизации социально-экономической ситуации в Республике Казахстан. В соответствии с пунктом 24 плана, предусмотрено введение ценового регулирования бензина и дизельного топлива на 180 календарных дней, с формой завершения – приказ министра энергетики Республики Казахстан, со сроком завершения – январь 2022 года, июль 2022 года. В январе 2022 года уже принят приказ ИО министра энергетики Республики Казахстан от 6 января 2022 года № 2, предусматривающий введение ценового регулирования бензина и дизельного топлива на 180 календарных дней. В этой связи, во исполнение пункта 24 плана, необходимо введение ценового регулирования бензина и дизельного топлива на 180 календарных дней», — сказано в обосновании к поправкам.
Согласно документу, речь идет о росте цен на бензин для отдельных регионов страны.
«На 180 календарных дней предлагается увеличение цены на Т5/литр на бензин марки Аи-92 и Аи-93 для Костанайской и Северо-Казахстанской областей, в связи с тем, что уровень операционных (логистических) затрат выше из-за удаленности розничных реализаторов от заводов-производителей нефтепродуктов, чем по остальным областям Казахстана», — уточнили разработчики.
Вместе с тем, добавили они, приказом министра энергетики Республики Казахстан от 8 декабря 2014 года №184 утверждены правила определения предельной цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен». Согласно правилам предельная цена на розничную реализацию нефтепродуктов определяется по формуле, которая учитывает мировые цены на нефть и нефтепродукты, транспортные расходы до рынков Европы, акцизов, операционных и других расходов.
«Исходя из цены на нефть $130/баррель предельная розничная цена согласно правил составит: бензин марки Аи-92 – Т236/литр, дизельное топливо – Т420/литр. Учитывая, что резкое повышение цены бензина марки Аи-92 на Т54 может оказать негативный эффект среди населения, предлагается до 2025 года (срок начала функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС) поэтапное повышение предельных розничных цен на (бензин марки Аи-92 и Аи-93). Также, указом президента Республики Казахстан от 3 мая 2022 года № 887 «О некоторых вопросах административно-территориального устройства Республики Казахстан» образованы три области: Абай, Жетісу иҰлытау, которые учтены в настоящем приказе», — добавили авторы документа.
Источник фото: pixabay.com
Вот куда движутся цены на газ (на данный момент) и почему
Повышение температуры. Более высокие цены на газ.
Водители по всей стране стали свидетелями того, как в последние недели разыгрываются сезонные данные. По данным AAA, средний показатель по стране за галлон обычного бензина 28 апреля составлял 3,63 доллара, что на 19 центов больше, чем в предыдущем месяце.
Хорошей новостью является то, что цены на бензин на 51 цент ниже, чем они были 28 апреля прошлого года, и более чем на доллар ниже прошлогоднего максимума в 5,02 доллара за галлон, которого он достиг в июне. И прямо сейчас экономисты не ожидают роста цен этим летом, хотя некоторое небольшое повышение все же ожидается.
«Я ожидаю, что цены будут расти в течение года, но ничего особенного, — сказал Джон Лафорж, руководитель отдела глобальной стратегии в области реальных активов в инвестиционном институте Wells Fargo.
«До 2023 года делать особо нечего», — сказал Лафорж. «Мы приближаемся к автомобильному сезону. … Я не ожидаю, что бензин подорожает на доллар. Я думаю, это будет 10 центов, 20 центов. Это не будет весело. Я не думаю, что мы добьемся такого большого, большого шага. В конце концов, ответ действительно заключается в сохранении и просто не ездите так много».
Конечно, цены на бензин сильно различаются от штата к штату: потребители платят в среднем 4,70 доллара за галлон обычного бензина в Аризоне и в среднем 3,23 доллара в Луизиане 26 апреля.
Так почему же колебания от одного штата к другому? Из месяца в месяц и даже из года в год?
Вот факторы, влияющие на цены.
Летний блюз
Из-за экологических норм заправочные станции меняют бензин на летнюю смесь, которая имеет более низкое давление паров (что делает ее чище), но стоит дороже, поскольку требует дополнительной очистки. Он может варьироваться от пяти до 20 центов в зависимости от региона страны, в которой вы покупаете газ, сказал Эндрю Гросс, представитель AAA.
«В некоторых местах [переключение] уже произошло, а в других местах, например на северо-востоке, оно продолжается», — сказал он. «У розничных продавцов есть время до конца мая, когда они могут продолжать продавать зимнюю смесь, потому что им разрешено продавать то, что все еще находится в их резервуарах».
А некоторые штаты Новой Англии и Калифорния имеют более строгие правила, чем EPA, что делает их газ еще более дорогим.
Другие обстоятельства, влияющие на цены на газ, включают то, что рынок будет нести на этой конкретной заправочной станции, близость к нефтеперерабатывающим заводам и сезон ураганов, который длится дольше, чем раньше, что может нарушить работу нефтеперерабатывающих заводов, сказал Гросс.
И да, летом мы больше ездим, и спрос — важный фактор, хотя и не самый большой.
Главный драйвер: Нефть
Цена на бензин, которую вы платите на местной заправке, сильно зависит от цены на сырую нефть. Согласно апрельскому отчету Управления энергетической информации США (EIA), цена сырой нефти составляет 57% от розничной цены бензина, за ней следуют переработка, налоги, распределение и маркетинг.
Объявление производителей ОПЕК ранее в этом месяце о том, что они будут сокращать добычу нефти на 1,2 миллиона баррелей в день, привело к тому, что цена на сырую нефть превысила 80 долларов за баррель. Россия и Саудовская Аравия сокращают добычу на 500 000 баррелей в сутки, начиная с мая. Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Ирак, Казахстан, Алжир, Оман и Габон также сокращают производство.
«Рынок нефти такой же, как фондовый рынок. Это очень важно для заголовков, и любые плохие новости заставят его сходить с ума, и это то, что он сделал», — сказал Эндрю Гросс, представитель AAA. «Цена на нефть сразу подскочила примерно до 85 долларов за баррель (после заявления ОПЕК). Что ж, с тех пор ему действительно было трудно удержаться выше 80 долларов. Если он останется выше 80 долларов, это окажет сильное повышательное давление на цену бензина. Если он упадет ниже 80 долларов, большая часть этого давления исчезнет».
На этой неделе цена упала до 76,73 доллара за баррель.
Сокращения ОПЕК также привели к росту цен на нефть в прошлом году, что привело к максимуму в 123 доллара за баррель. Но на цену на заправке повлияли и другие факторы, в том числе начало войны в Украине, снижение добычи отечественной нефти во время пандемии и всплеск спроса со стороны страны, готовой вернуться к работе после ослабления ограничений из-за COVID. По данным EIA, пока война продолжается, ожидается, что производство как в мире, так и внутри страны достигнет новых рекордов.
Не будем забывать о прибылях
Нефтяные компании сообщили о рекордной прибыли в 2022 году, отчасти благодаря вторжению России в Украину:
- Exxon Mobil: 56 миллиардов долларов
- Shell: 40 миллиардов долларов
- Общая энергия: 36,2 миллиарда долларов
- Шеврон: 35,5 миллиардов долларов
- BP: 28 миллиардов долларов
- ConocoPhillips: 18,7 млрд долларов
В октябре президент Джо Байден заявил, что будет работать с Конгрессом, чтобы заставить компании «прекратить наживаться на войне, выполнить свои обязательства перед этой страной, дать американскому народу передышку и по-прежнему преуспевать». Он предложил более высокий налог на их сверхприбыль и другие возможные ограничения, варианты, которые, как ожидалось, никуда не денутся в Палате представителей, возглавляемой республиканцами.
Вместо налога на непредвиденную прибыль бюджет Байдена предусматривает увеличение налога на выкуп акций с 1% до 4%, шаг, направленный отчасти против нефтяных компаний, которые сообщили о доходах, что они выкупят свои собственные акции запасы, а не инвестировать в увеличение производства.
Тем не менее, сенатор США Шелдон Уайтхаус (Демократическая Республика) в феврале вновь представил законопроект, предусматривающий введение ежеквартального налога за баррель для нефтяных компаний, производящих или импортирующих 300 000 баррелей нефти в день или более, и позволяющий налогоплательщикам получать скидки в сотни долларов. Член палаты представителей США Ро Ханна (штат Калифорния) внес законопроект в Палату представителей.
Могут ли США сделать что-нибудь еще, чтобы снизить цены?
В 2022 году Байден предпринял действия по снижению высоких цен на газ, продав 180 миллионов баррелей нефти из Стратегического нефтяного резерва, что вызвало критику со стороны республиканцев.
«После июня цены начали снижаться. Администрация помогла с использованием Стратегического нефтяного резерва, который действительно сыграл ключевую роль в этом», — сказал Гросс. «Это может остановить тенденцию к повышению цен. Теперь можете ли вы сказать, что это помогло снизить цены на 20 или 10 центов? Мы никогда не сможем сказать, что он сделал, но мы знаем, что он как бы остановил импульс».
Маловероятно, что администрация Байдена снова примет эту меру. Стратегический запас нефти находится на самом низком уровне за последние десятилетия.
Но пока не ожидается, что он понадобится. Первоначально EIA подсчитало, что цены на газ увеличатся в среднем по стране до 3,53 доллара за галлон в апреле и прогнозируют цены на уровне 3,45 доллара за галлон до августа. Но он также подстраховался, заявив: «Дополнительные сокращения производства ОПЕК, остановки нефтеперерабатывающих заводов или изменения основных экономических условий могут способствовать изменениям спроса или предложения бензина и, следовательно, изменить прогноз розничных цен на бензин».
Более высокое внутреннее производство поможет. США производили 12 462 000 баррелей сырой нефти в день в январе, что на 9,6% больше, чем годом ранее.
Если спрос изменится, цены также могут выровняться, но для этого многое должно измениться в экономике, сказал Кевин Л. Клисен, экономист Федерального резервного банка Сент-Луиса. Клизен говорил с отделом новостей штата 19 апреля, до того, как Федеральный комитет по открытым рынкам закрыл доступ к средствам массовой информации. Клизен сказал, что спрос может значительно измениться, если экономика замедлится, но до тех пор, пока ситуация на рынке труда не изменится, он ожидает некоторого повышения цен на газ этим летом.
«Уровень безработицы составляет 3,5%, поэтому, пока рынок труда остается достаточно хорошим, это будет сдерживать потребительские расходы и доходы», — сказал он. «Это будет иметь тенденцию к увеличению спроса на энергию и тому подобное, поэтому людям следует ожидать умеренного повышения цен на бензин».
Политика и действия | Climate Action Tracker
Экономика Казахстана сильно зависит от ископаемого топлива: в 2019 году около 14% ВВП Казахстана приходилось на доходы от нефти, а около 67% товарного экспорта приходилось на топливо (Всемирный банк, 2022a, 2022b). Казахстан входит в число 14 стран, обладающих большими запасами природного газа (Центральное разведывательное управление, 2019 г.).). С 2010 года валовая добыча природного газа ежегодно увеличивается на 4% (IEA, 2022a). В 2019 году 90% электроэнергии было произведено из ископаемого топлива; уголь составляет 70 %, а природный газ — 20 % (МЭА, 2021 г.).
В дополнение к усилиям по преобразованию своего энергетического баланса Казахстан осознает необходимость повышения энергоэффективности. Казахстан включил цели, связанные с энергоэффективностью, в свою «Концепцию перехода Казахстана к «зеленой» экономике» 2013 года, чтобы снизить энергоемкость ВВП на 25% к 2020 году, 30% к 2030 году и 50% к 2050 году по сравнению с уровнями 2008 года (Республика Казахстан, 2015 г. ). , 2019). Эти задачи носят межсекторальный характер и варьируются от инициатив в области централизованного теплоснабжения до тепловой реконструкции домов, энергетических стандартов и категорий энергоэффективности для зданий и бытовых приборов (Республика Казахстан, 2015 г.). Хотя Казахстан не достиг своей цели на 2020 год, он находится на пути к достижению цели по интенсивности выбросов на 2030 год на основе прогнозов ВВП и выбросов после COVID-19.
Ископаемое топливо
Хотя добычу угля планируется сократить в соответствии с климатическими целями, планы по увеличению добычи нефти увеличивают зависимость Казахстана от ископаемого топлива. В 2020 году добыча угля снизилась на 6,8% по сравнению с уровнем 2010 года. В то время как добыча угля, как ожидается, будет постепенно сокращаться в течение следующих двух десятилетий, правительство планирует довести добычу нефти к 2025 году до более чем 100 миллионов тонн, что на 15,8% больше, чем в 2020 году (IEA, 2022b).
Правительство также планирует расширить энергетический сектор, включив в него разведку и добычу метана из угольных пластов в Карагандинской области (казинформ, 2018 г.), а в июле 2019 г. подписало продление на 15 лет соглашения о разделе продукции месторождений Дунга с 2024 по 2039 г. , что позволит добыть дополнительно девять миллионов тонн нефти (The Astana Times, 2019b).
Эти шаги, направленные на дальнейшую эксплуатацию ископаемых ресурсов, не учитывают краткосрочные шаги, необходимые для того, чтобы оставить окно открытым для стабильной траектории выбросов парниковых газов с температурой 1,5°C. В странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза производство электроэнергии на угле должно быть прекращено к 2030 году, а во всем мире — не позднее 2040 года (Climate Analytics, 2019).).
В соответствии с планом климатической нейтральности Казахстана, президент Токаев заявил, что правительство рассматривает возможность полного отказа от всех угольных электростанций не ранее 2050 года. Отдавать приоритет модернизации существующих угольных электростанций, а также планам по замене угля природным газом недальновидно, учитывая, что газ не является долгосрочным решением для необходимой глубокой декарбонизации (Climate Action Tracker, 2017).
В январе 2022 года по всей стране вспыхнули протесты, первоначально из-за резкого повышения цен на сжиженный нефтяной газ (СНГ). Из-за нехватки сжиженного нефтяного газа правительство Казахстана постепенно переходило к рыночной модели, отменяя субсидии, которые прекратились в первый день нового года и вызвали скачок цен там, где был высокий спрос (Kumenov & Lillis, 2022). В ответ на беспорядки были установлены максимальные цены на моторное топливо, а розничная торговля сжиженным газом стабилизировалась (IEA, 2022b). Инцидент подчеркивает риски, связанные с зависимостью Казахстана от ископаемых видов топлива и волатильностью цен на них.
Эта проблема была дополнительно подчеркнута влиянием российского вторжения на Украину на экспорт энергоносителей Казахстана. Экспорт сырой нефти составляет 14% ВВП Казахстана и 57% всего экспорта (O’Byrne, 2022). Большая часть этого экспорта проходит через Россию в Украину, откуда нефть обычно поступает в европейскую трубопроводную сеть. Помимо закрытия экспортных маршрутов, понесенная страховая премия от военных рисков привела к высоким ценам, которые отпугнули покупателей (O’Byrne, 2022).
В июле 2022 года российский суд постановил временно закрыть Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) в связи с предполагаемыми экологическими нарушениями. Продолжаются дискуссии об увеличении экспорта казахстанской нефти для смягчения влияния санкций на потоки российской нефти (Сарымбетова, 2022).
Возобновляемые источники энергии
Несмотря на большой потенциал возобновляемых источников энергии в Казахстане, который оценивается в более чем 1000 ТВтч в год (МЭА, 2015 г.), на них приходится незначительная доля энергии и производства электроэнергии, менее 2% и 10,9% соответственно. (МЭА, 2022b). Ископаемое топливо в основном дополняется гидроэнергетикой, на долю которой в 2019 году приходилось примерно 9% производства электроэнергии (МЭА, 2021).
Другие возобновляемые источники энергии, в основном ветровая и солнечная, в последние годы начали вносить свой вклад в энергетический баланс Казахстана. В 2019 годудоля возобновляемых источников в первичном энергоснабжении составила почти 1,5% – преимущественно за счет гидроисточников с 1,2% от общего энергоснабжения (IEA, 2022a). Несмотря на недавнее увеличение выработки электроэнергии из возобновляемых источников, количество электроэнергии, вырабатываемой из возобновляемых источников, и доля возобновляемых источников энергии в структуре производства электроэнергии снизились в 2019 году впервые с 2011 года, в основном из-за сокращения выработки гидроэлектроэнергии.
В сентябре 2019 года Правительство Казахстана объявило, что в стране 900 МВт установленной мощности в области возобновляемых источников энергии и подтвердил цель 50% доли альтернативных и возобновляемых источников энергии в электроэнергии к 2050 году (The Astana Times, 2019a). В том же месяце итальянская нефтегазовая компания Eni выиграла третий аукцион по возобновляемой энергии, проводимый в Казахстане (после первых двух аукционов, проведенных в 2018 году), на строительство ветряной электростанции мощностью 48 МВт в Северной зоне, строительство которой, как ожидается, будет завершено. к 2022 г. (Эни, 2019 г.).
В 2020 году было запущено 25 проектов по возобновляемым источникам энергии, что позволило увеличить мощность на 600 МВт (The Astana Times, 2021). В ноябре 2020 года был подписан контракт на строительство ветряной электростанции «Жанатас» мощностью 100 МВт на юге Казахстана (Константов, 2020). Также внедряются и развиваются другие проекты в области возобновляемых источников энергии, контракты на которые составляют до 3000 МВт дополнительных мощностей возобновляемых источников энергии (PrimeMinister.kz, 2019 г.).).
При поддержке Программы развития Организации Объединенных Наций Казахстан также разработал программу развития ветроэнергетики до 2030 года с запланированной мощностью ветра 2000 МВт (Международная торговая администрация, 2022).
Потоки государственного финансирования для возобновляемых источников энергии значительно увеличились в последние годы, увеличившись с 1,33 млн долларов США в 2010 году до 145,93 млн долларов США в 2018 году (IRENA, 2019), и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) недавно утвердил Расширение Казахстанской программы возобновляемой энергетики на 300 млн евро для поддержки проектов в области солнечной, ветровой, гидроэнергетики, биогаза, распределения и передачи. На первом этапе было поддержано создание 262 МВт мощностей по выработке возобновляемой энергии по всей стране (ЕБРР, 2019 г.).).
В «Концепции зеленой экономики» Казахстана предложен сценарий производства 30% электроэнергии за счет альтернативных и возобновляемых источников энергии (в том числе атомной) к 2030 году и 50% к 2050 году, а также снижения текущих выбросов CO 2 при производстве электроэнергии на 40% к 2050 г., а также увеличить долю газовых электростанций до 30% к 2050 г. (Республика Казахстан, 2015 г.).
Правительство объявило целевые показатели развития сектора возобновляемой энергетики в ноябре 2016 года. Эти цели включают долю возобновляемых источников энергии в 3% от общего объема производства электроэнергии к 2020 году; всего 1700 МВт установленной возобновляемой мощности от ветра (933 МВт), солнечные фотоэлектрические (467 МВт), гидроэнергетические (290 МВт) и биогазовые (10 МВт) (Республика Казахстан, 2016b).
Казахстан выполнил свой целевой показатель по возобновляемым источникам энергии к 2020 году и в ответ увеличил свой целевой показатель к 2030 году с 10% до 15% (Сатубалдина, 2021a). Тем не менее, в стране, богатой ископаемыми видами топлива, в прошлом переход был медленным, и для достижения Казахстаном своих целей в области климата и возобновляемых источников энергии необходимы еще более решительные усилия.
Для достижения своих долгосрочных целей Казахстану необходимо стать привлекательным вариантом для частных инвесторов. С этой целью Казахстан реформировал свои тарифы на электроэнергию, которые считаются одной из основных причин недостаточного инвестирования (International Crisis Group, 2011). В январе 2019 г.Правительство запустило рынок мощности с зеленым тарифом, разделенным на две части, включая тариф на электроэнергию (переменный) и тариф на мощность (фиксированный) (Mondaq, 2019).
Казахстан также ввел систему аукционов по возобновляемым источникам энергии вместо фиксированных тарифов (Международная торговая администрация, 2022). Казахстан также столкнулся с трудностями при наращивании гибких мощностей, необходимых для систем возобновляемой энергетики, и недавно объявил аукционы для инвестиций в новые гибкие генерирующие мощности, включая крупные газовые и гидроэнергетические проекты (IEA, 2022b).
Несмотря на эти изменения в политике, большинство инвестиций осуществляется через финансовые институты развития. Около 70% финансирования проектов в области возобновляемой инфраструктуры поступает от международных банков развития. Восприятие низкой доходности, вероятно, привело к отсутствию крупных иностранных инвесторов, а также к небольшому рынку возобновляемой энергии по сравнению с такими соседями, как Узбекистан (Куменов, 2021a).
Из-за резкого роста тарифов на электроэнергию Казахстану грозит дефицит электроэнергии в ближайшие два года. Для устранения рисков нехватки мощностей в электроэнергетическом секторе Министерство энергетики заявило, что дополнительно 19Требуются ГВт генерирующих мощностей, из которых 10 ГВт должны приходиться на возобновляемые источники энергии (Ишекенова, 2022).
Официальные лица Казахстана все чаще настаивают на включении атомной энергии в энергетический баланс. В Казахстане находятся одни из крупнейших в мире месторождений урана, и он является крупнейшим в мире производителем урана (International Trade Administration, 2022). Ссылаясь на потенциальную нехватку электроэнергии к 2030 году, президент Токаев поручил правительству всесторонне оценить возможность создания атомной энергетики в Казахстане (Аббасова, 2021).
Leave a Reply