Зарплаты в Казахстане на бумаге растут, а на деле – уменьшаются. Что изменится в 2019 году?
С 1 января 2019 года жителей Казахстана ожидают увеличения заработных плат и налоговые послабления. В первую очередь, это затронет бюджетников.
В стране повысят минимальную заработную плату, которая напрямую увеличит оплату труда 1,3 млн работников и 275 тысяч бюджетников. Их зарплаты, по обещаниям чиновников, вырастут в среднем на 35%. В Министерстве финансов уверяют, что эти изменения увеличат средний оклад казахстанцев на 9,1% практически во всех сферах, а реальные доходы населения вырастут на 4,6%.
Но, несмотря на неоднократное повышение зарплат, рядовые жители жалуются, что не чувствуют роста своих доходов. О том, почему так происходит и будет ли на этот раз повышение зарплат ощутимым, разбирался журналист Informburo.kz.
В лучшем случае доходы не изменятся, в худшем – уменьшатся
Вопрос, почему зарплаты в Казахстане на бумаге растут, а на деле – уменьшаются, взволновал депутатов Мажилиса ещё в прошлом году. Они в своём обращении на имя главы Кабмина парламентарии заявили, что реальные доходы бюджетников, несмотря на повышение в 2016 году, не выросли, а наоборот, уменьшились.
По их расчётам, предыдущее увеличение зарплат учителей и врачей предусматривало рост в среднем на 30%. В реальности оклад бюджетников вырос всего на 4,5%. По их мнению, это связано с тем, что проценты повышения высчитываются не от получаемой работником зарплаты, а только от базового должностного оклада (БДО), который составляет чуть более 17 тысяч тенге и не менялся с 2011 года.
«В 2016 году реальная среднемесячная зарплата работников здравоохранения выросла всего на 0,7%, а в 2017 году уменьшилась на 4,3%. По факту получается, что заработная плата работников образования, здравоохранения и социальной сферы не увеличилась, а уменьшилась. Таким образом, несмотря на то, что задача повышения реального уровня оплаты труда гражданских служащих, названная в Послании Президента одной из приоритетных, не исполнена», – подчёркивали тогда депутаты в своём запросе.
Они предложили премьер-министру изменить систему расчёта и высчитывать повышение от минимальной заработной платы (МЗП), которая ежегодно индексируется с учётом инфляции и регулируется реальными экономическими факторами.
Однако в Правительстве ответили, что такие изменения приведут к увеличению окладов работников социальной сферы на 69,4%, и это государственный бюджет не потянет.
«Учитывая большую нагрузку на государственный бюджет при изменении БДО, полагаю целесообразным вопросы повышения оплаты труда работников бюджетной сферы рассматривать поэтапно, с учётом темпов экономического развития страны и возможностей республиканского бюджета», – ответил мажилисменам премьер-министр Бакытжан Сагинтаев.
Пленарное заседание Мажилиса / Фото informburo.kz
Если МЗП будет взят как показатель расчёта заработных плат, то из бюджета страны дополнительно потребуется около 875,6 млрд тенге, а с учётом ежегодного роста – это более одного триллиона тенге ежегодно.
С переходом на новую систему оплаты труда в 2016 году из республиканского бюджета на повышение зарплат дополнительно было выделено 290,8 млрд тенге. Для сравнения: на исполнение Послания этого года на те же цели из государственной казны выделяют всего 96 млрд тенге.
Почему так происходит?
В интервью Informburo.kz директор департамента внутреннего аудита Минтруда Гулар Алимбекова рассказала о целесообразности существующей системы начисления заработных плат и причинах, по которым в расчётах используют базовый должностной оклад.
«Базовый должностной оклад – это только один из компонентов для определения заработных плат бюджетных работников, он не является минимальной заработной платой, которую получают служащие. Минимальная заработная плата в бюджетной сфере на текущий год составляет 28 315 тенге, то есть не ниже минимальной заработной платы на 2018 год. Должностной оклад бюджетного работника определяется путём умножения базового должностного оклада на коэффициент по стажу работы. В системе – 11 стажевых групп. То есть чем больше человек работает, чем выше у него квалификация, тем больше у него зарплата», – сказала Гулар Алимбекова.
В качестве примера директор департамента предложила посчитать зарплату учителя начальных классов, который только окончил педагогический колледж:
«17 697 тенге – это базовый должностной оклад, который умножается на коэффициент молодого учителя со стажем до 1 года – 2,34. Получается должностной оклад – это 41 411 тенге, но это ещё не сама зарплата, в данной сумме отсутствуют соответствующие данному учителю надбавки и доплаты за условия труда. К примеру, к этой сумме необходимо прибавить доплату за проверку тетрадей, классное руководство и так далее. Базовый должностной оклад никогда нельзя считать как чистую зарплату, она только её компонент», – разъяснила эксперт.
Должностной оклад молодого казахстанского учителя — чуть более 41 тысячи тенге
Для повышения окладов работников бюджетной сферы нами использовался один из компонентов – коэффициенты по стажу работы, которые были изменены в сторону увеличения, при этом другой компонент – БДО не был затронут, уверяет Алимбекова. Так было в 2016 году, когда по поручению главы государства была внедрена новая модель системы оплаты труда гражданских служащих.
«Тогда стояло несколько вопросов: либо снизить коэффициенты, но увеличить базовый должностной оклад, либо наоборот. Но трудность заключалась в том, что БДО является компонентом зарплат не только гражданских работников, но и госслужащих. И его повышение автоматически увеличило бы оклады и на госслужбе. Поэтому мы изменили коэффициенты у гражданских служащих. Основная мысль, которую я хочу донести: нельзя считать, что если БДО не изменяется, то зарплата тоже не растёт», – подчеркнула Алимбекова.
Бюджет страны не потянет существенное увеличение зарплат врачей, учителей и работников соцсферы
Она отметила, что основной причиной, почему в расчёт берётся базовый должностной оклад, а не минимальная заработная плата, заключается в большом количестве бюджетных служащих в стране – учителей, врачей и прочих работников соцсфер, на выплату зарплат которых требуются большие средства из казны государства.
«Во многих частных организациях также есть тарифная система и такие же коэффициенты, но у них нет базового должностного оклада. Они используют для расчётов минимальную заработную плату, которая индексируется с учётом инфляции и каждый год растёт. Когда мы подняли этот вопрос среди руководителей бюджетной сферы, они сказали, что им придётся также ежегодно поднимать заработные платы. Но если взять в учёт, что бюджетных служащих в стране около 1,2 млн человек и около 90 тысяч госслужащих, то это ляжет определённой нагрузкой на бюджет. Поэтому мы сейчас применяем для повышения заработной платы бюджетников коэффициенты по стажу работы, а не базовый должностной оклад», – объясняет специалист.
В этом году для госслужбы внедряется факторно-балльная шкала, которая не зависит от базового должностного оклада. При следующем повышении зарплат гражданских служащих можно будет не повышать коэффициенты, а увеличивать базовый должностной оклад.
Зарплаты пересчитают всем бюджетникам
Рост минимальной заработной платы в 1,5 раза существенно коснётся низкооплачиваемых сотрудников бюджетной сферы, чей оклад в 2019 году будет меньше 42 500 тенге. Это сотрудники, для выполнения работы которых не требуется никакой квалификации, образования, опыта и стажа, – технички или дворники. По словам Гулар Алимбековой, так как эти специалисты находятся на минимальной планке зарплат, то оклады пересчитают всем бюджетникам.
В Казахстане около 1,2 млн бюджетников и 90 тысяч госслужащих
«По действующей системе, труд работника оплачивается дифференцированно и зависит от квалификации, сложности и количества выполняемой работы. Если мы повышаем нижнюю планку окладов, то те работники, у которых больше стажа и выше квалификация, не должны получать ниже или наравне с работниками нижней планки. И, соответственно, у них тоже повышается зарплата из-за разницы в коэффициентах, в данном случае повышение будет незначительное», – отметила она.
133 тенге – подоходный налог для почти 1,3 млн казахстанцев
Ещё одним изменением, которое касается благосостояния населения, является уменьшение подоходного налога. С 1 января 2019 года, если у человека зарплата до 25 МРП (63 125 тенге), его подоходный налог снизится на 90%.
К примеру, если сегодня зарабатывающий 62 тысячи тенге казахстанец платит 2 751 тенге подоходного налога, то в 2019 году он будет платить 133 тенге.
«Это затронет как минимум 1,3 млн человек. В основном это будут рабочие первых разрядов, о которых мы говорили выше. То есть им повышают зарплату и в то же время уменьшают налоговые вычеты», – добавила директор департамента.
Разница в сумме подоходного налога / informburo.kz
За счёт увеличения необлагаемой налогом суммы в зарплате подоходный налог уменьшится и у всех работающих казахстанцев. Каждый трудоустроенный гражданин сможет получить дополнительный доход в 17 тысяч тенге за год, то есть около 1400 тенге в месяц.
Из-за налоговых изменений бюджет недополучит чуть более 32,5 млрд тенге за три года. Эту сумму местным бюджетам в 2019 году выделят из резерва Правительства, а в 2020-2021 годах – из расходов на новые инициативы.
Какой будет реальная зарплата бюджетников
В целом увеличение окладов бюджетников обойдётся государству в 259,1 млрд тенге, то есть по около 86-89 млн тенге с 2019 по 2021 год. При этом большая часть этих денег будет уходить в регионы – около 77 млн каждый год, а министерствам и другим центральным госорганам – по 8,6 млн тенге.
Ранее в Минтруда и соцзащиты населения уже отмечали, что существенное повышение зарплат почувствуют основной, административный и технический персонал со средним специальным образованием без категории и с низким стажем.
для рабочего первого разряда зарплата вырастет на 45,1%, или 14 599 тенге / Фото: sputniknews.kz
Это коснётся воспитателей, методистов, лаборантов, медицинских сестёр, фельдшеров и акушеров. Из числа административного, вспомогательного, технического персонала – техников, переводчиков, методистов, делопроизводителей, архивариусов, секретарей и операторов.
К примеру, для рабочего первого разряда зарплата вырастет на 45,1%, или 14 599 тенге, в 2018 году он получал на руки 32 358 тенге, а в 2019 году будет получать 46 956 тенге.
В сфере здравоохранения повышение заработной платы на 20% коснётся 10 тысяч казахстанских врачей и 30 тысяч медсестёр, работающих в поликлиниках. Также оклады увеличатся у всех медработников без категории – санитарок и технических исполнителей.
Для санитарки четвёртого разряда зарплата увеличится на 28%, или 10 657 тенге, то есть в этом году она получала на руки 38 034 тенге, а в следующем получит 48 691 тенге.
Для медсестры или фельдшера без категории и со стажем работы 3-5 лет увеличение зарплаты будет в 21,2%, или 9 463 тенге, в 2018 году их зарплата составляла на руки 44 657 тенге, в 2019 году будет 54 120 тенге.
Зарплата воспитателя без категории со стажем работы 3-5 года повысится на 18,8%, или 7 886 тенге, то есть с 41 933 тенге в этом году до 49 820 тенге в 2019 году.
Кроме того, как сообщили в МОН РК, зарплаты учителей уже были повышены через установление новых доплат: за работу в условиях обновлённого содержания и за квалификацию педагогического мастерства.
Заработная плата учителя с высшим образованием и высшей категорией со стажем работы 16-20 лет (при наличии всех доплат) за вычетом всех налогов и отчислений составляла до повышения 88 348 тенге, после – 134 104 тенге, то есть рост 52%. Для учителя с высшим образованием без категории, стаж 5-7 лет, зарплата составляет до повышения 68 796 тенге, после – 102 110 тенге.
Предусмотрено также и увеличение окладов 7 207 психологам школ по новой сетке квалификаций: педагогу-мастеру (50% от ДО), педагогу-исследователю (40% от ДО), педагогу-эксперту (35% от ДО), педагогу-модератору (30% от ДО).
Будет ли повышение зарплат ощутимым в этот раз?
Благосостояние населения зависит не только от роста зарплат, но и от потребительских цен на товары, в том числе на продукты питания, услуги и коммунальные тарифы, считает Гулар Алимбекова. По её мнению, в 2019 году работающее население почувствует рост доходов при условии, что в стране не произойдёт резкого скачка цен.
«У нас есть два индекса зарплат – номинальная и реальная. Это совсем разные вещи, первая – это средняя сумма всех фондов заработных плат, которая поделена на количество всех работников, вторая – это покупательная способность номинальной зарплаты, и зависит она от индекса цен на товары и услуги. Если их стоимость повышается, то реальная зарплата уменьшается, и наоборот», – отметила она.
Если по сравнению с прошлым годом номинальная заработная плата за январь-сентябрь 2018 года выросла на 8,8% и составила 158,6 тысячи тенге, то реальная увеличилась всего на 2,4%. Это означает, что цены на товары и услуги выросли на 6,4%.
«Например, в прошлом году по реальной зарплате мы вышли на уменьшение – 98,3%, так как зарплаты не повышались, а цены росли. В этом году у нас наблюдается рост – более 102%. Всё это зависит от индекса потребительских цен, инфляции и многих других факторов. Сейчас Правительством было поручено контролировать ситуацию на местах, чтобы не произошло резкого скачка цен. И я думаю, что по сравнению с прошлыми годами в будущем году у нас будет положительная динамика в плане роста заработных плат и в целом по улучшению благосостояния», – подытожила представитель Министерства труда и социальной защиты.
Повышение минимальной зарплаты не окажет существенного влияния на рост цен, убеждены в Министерстве национальной экономики. По оценке Минфина, среднемесячная зарплата по стране в результате всех повышений и налоговых льгот увеличится на 5,6%, а вклад в инфляцию составит по прогнозу 0,2-0,3 процентных пункта.
Как сообщили в ответе на официальный запрос Informburo.kz в Министерстве финансов, сдерживанием инфляции совместными усилиями будут заниматься Правительство и Национальный банк. Они ожидают, что в этом году она не выйдет за границы обозначенного коридора в 5-7%, в 2019 году замедлится до 4-6% и снизится к 2020 году до 3-4%.
Также в стране планируется усовершенствовать антимонопольную политику, усилить работу с регионами по социально значимым продовольственным товарам и улучшить функционирование стабилизационных фондов. И от того, как качественно и разумно будет реализована эта работу, и будет зависеть, почувствуют ли казахстанцы рост своего благосостояния.
Какой процент от дохода предприятия должен составлять фонд заработной платы?
Автор:
Мустафанова Эльмира
20. 10.2019 09:30
2590
Вопрос:
Какой процент от дохода предприятия должен составлять фонд заработной платы?
Ответ:
В пункте 2 статьи 107 Трудового Кодекса РК от 23.11.2015 г. за № 414-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2019 г.) (далее по тексту – ТК РК) указано, что система оплаты труда определяется условиями трудового, коллективного договоров и (или) актами работодателя.
Т.е. нет ограничений в трудовом законодательстве, сколько от дохода работодатель должен выделять на заработную плату работников. Систему оплаты труда в частной организации работодатель определяет самостоятельно. На государственной службе и у гражданских служащих оплата труда определяется нормативными актами.
При планировании оплаты труда следует учесть норму пункта 4 статьи 107 ТК РК, а именно:
Система оплаты труда должна обеспечить долю основной заработной платы не менее 75 процентов в заработной плате работников без учета единовременных стимулирующих выплат.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
Вам также может быть интересно:
Автор:
Аманжулова Гульмира
08.06.2023 10:41
18
Ответ:
В соответствии с подпунктом 3 статьи 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции — это операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, а также использование валютных ценностей в качестве платежного средства; ввоз,
Автор:
Исхакова Ариндия
07.06.2023 09:42
19
Ответ:
Согласно пункта 17 статьи 321 Налогового Кодекса РК (НК РК) в годовой доход физического лица включаются все виды его доходов:
17) другие доходы, не указанные в подпунктах 1) – 16) настоящей статьи, полученные на территории Республики Казахстан или из источников за пределами Республики Казахстан.
Автор:
Аманжулова Гульмира
31.05.2023 09:33
40
Ответ:
Обязательство по внесению оплаты (например, за приобретенные товары, работы, услуги) может быть исполнено в пользу кредитора не только должником, но и третьим лицом, то есть, лицом, не участвующим в обязательстве.
Автор:
Аманжулова Гульмира
31.05.2023 09:25
35
Ответ:
Согласно СБУ 6 основные средства (далее — ОС) — материальные активы, действующие в течение длительного периода времени (более 1 года) в качестве средств труда как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.
Автор:
Аманжулова Гульмира
31. 05.2023 09:14
44
Ответ:
Согласно пункта 7 Методики составления баланса основных средств и расчета его показателей в зависимости от сферы применения основные средства подразделяются на две группы:
Автор:
Аманжулова Гульмира
31.05.2023 09:10
43
Ответ:
Маркетинговые услуги — услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров, работ, услуг в целях определения мер по созданию лучших экономических условий производства и обращения товаров, работ, услуг, включая характеристику товаров, работ, услуг, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.
Автор:
Аманжулова Гульмира
31. 05.2023 09:01
48
Ответ:
Подарочный сертификат — это расписка в вольной форме, устанавливающая право её владельца на получение указанного в сертификате товара\услуги либо использование сертификата в качестве «живых денег», если на сертификате указан номинал в денежном эквиваленте.
Автор:
Исхакова Ариндия
29.05.2023 08:32
37
Ответ:
Согласно пп.15) п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РК, в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза доход в виде безвозмездно полученного имущества.
Автор:
Аманжулова Гульмира
26. 05.2023 10:12
32
Ответ:
Статьей 40 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее – Закон) установлено, что участники Товарищества с ограниченной ответственностью (далее – ТОО) имеют право на распределение чистого дохода, полученного ТОО по итогам отчетного периода.
Автор:
Алдангаров Даурен
24.05.2023 08:52
64
Ответ:
С точки зрения Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» акт сверки взаиморасчетов не относится к первичным документам, поскольку не составляется на основании события, влекущего изменения в объеме и (или) составе имущества и (или) обязательств организации, а лишь констатирует факт наличия/отсутствия кредиторской/дебиторской задолженности.
Казахстан – Сельскохозяйственный сектор
Обзор
Сельское хозяйство играет важную роль в экономическом, социальном и экологическом развитии Казахстана. Казахстан является крупнейшим производителем зерна в Центральной Азии и единственным значительным экспортером. Средства к существованию более трети казахстанцев прямо или косвенно зависят от обширных пастбищных угодий страны, используемых для производства продуктов питания, кормов, топлива и лекарственных растений. Животноводство также остается важным видом экономической деятельности: около 75 процентов всех сельскохозяйственных угодий используется для выпаса скота. В то время как овцеводство доминирует в этом секторе, производство крупного рогатого скота, свиней, лошадей и верблюдов является важным источником продовольствия и дохода.
В 2021 году на сельскохозяйственный сектор приходилось около 5,1% производства экономики Казахстана. Примерно 45 % населения страны проживает в сельской местности, а доходы почти 30 % экономически активного населения формируются за счет занятости в сельскохозяйственном секторе. По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики, из общего числа занятых 8,5 млн человек два миллиона человек работают в аграрном секторе. Около 75 % территории страны пригодно для сельскохозяйственного производства, но только около 30 % земель в настоящее время используется для сельскохозяйственного производства.
Общая стоимость сельскохозяйственной продукции Казахстана в 2021 году составила приблизительно 8,4 миллиарда долларов США. Это снижение по сравнению со стоимостью продукции 2020 года, которое, как полагают, было вызвано пандемией COVID-19, а также засухой.
Сельскохозяйственная техника и информационные технологии
Почти 90% техники, используемой в настоящее время в Казахстане, находится в конце своего жизненного цикла и нуждается в замене. Тракторы, находящиеся в эксплуатации более 10 лет, составляют 94% всего парка, а уборочные комбайны в аналогичном состоянии – 77%. Импорт сельхозтехники субсидируется в Казахстане в размере 25% от стоимости, при этом финансовый лизинг предоставляется по 10-процентной процентной ставке. Темпы обновления техники за последние 5 лет колебались в пределах 3–4,9. %, но этот показатель должен достигать 6–8% ежегодно.
В 2020 году казахстанский сектор сельскохозяйственной техники и оборудования оценивался в 500 миллионов долларов США, из которых 300 миллионов долларов США были импортированы. Россия является лидером рынка сельскохозяйственной техники и оборудования с долей рынка 40%. Соединенные Штаты, Германия, Канада, Нидерланды, Беларусь, Турция и Китай являются другими крупными поставщиками.
Местное производство сельскохозяйственных машин и оборудования невелико, но растет, во многом благодаря вступлению Казахстана в Евразийский экономический союз. В последние годы Казахстан запустил несколько сборочных проектов с фирмами из России, Украины и Белоруссии, которые сейчас производят оборудование для рынка. Благодаря различным технологиям это оборудование считается «Сделано в Казахстане», что позволяет местным производителям избегать таможенных сборов и пошлин и получать специальные субсидии. Напротив, импортируемое сельскохозяйственное оборудование облагается налогами и пошлинами, приближающимися к 40% (включая плату за утилизацию, которая должна быть снижена наполовину во второй половине 2022 года), что затрудняет конкуренцию западным фирмам с оборудованием местной сборки. Вышеупомянутая новая плата за утилизацию импортной тяжелой сельскохозяйственной техники была введена Правительством Казахстана в 2020 году и увеличивает затраты фермеров, приобретающих технику, произведенную за пределами Казахстана.
После десятилетий недофинансирования сельскохозяйственные предприятия все чаще ищут современные технологии производства, особенно в животноводстве, производстве мяса и производстве специальных культур. В животноводстве производители крупного рогатого скота все чаще используют технологии управления стадом, дроны и передовые ветеринарные методы для улучшения производства. Компании также ищут оборудование для убоя скота, цифровые технологии и технологии безопасности пищевых продуктов для модернизации мясоперерабатывающих предприятий. Производители специальных культур, включая фруктовые деревья, овощи и ягоды, инвестируют в современные тепличные хозяйства, пестициды, новые сорта растений и капельное и круговое орошение для улучшения производства.
Животноводство и животноводство
Казахстанские производители инвестируют больше ресурсов в современные методы разведения, такие как использование искусственного осеменения, определение пола эмбрионов молочных коров и импорт высококачественной импортной генетики для увеличения производства мяса птицы, говядины, молочных продуктов и яиц. производство. Они также ищут высококачественные корма для животных и кормовые добавки для улучшения здоровья животных и выхода мяса. Согласно Политическому документу Министерства сельского хозяйства на 2021–2030 годы, правительство планирует обучить производителей мясного скота увеличению экспорта говядины, в то время как Национальный план развития сельскохозяйственного сектора на 2021–2025 годы предусматривает увеличение среднего веса крупного рогатого скота, увеличение среднего надоя молока на одну корову, увеличение внутреннего производства ряда «социально значимых продуктов питания», в том числе мяса птицы.
В дополнение к традиционному животноводству правительство также поощряет инвестиции в аквакультуру. За последние семь лет объем выращенной рыбы увеличился в девять раз, с 800 тонн до более чем 7000 тонн. В стране насчитывается около 180 рыбоводческих хозяйств. Правительство объявило о планах дальнейшего увеличения производства продукции аквакультуры за счет использования дополнительных водных ресурсов и производства или импорта кормов для аквакультуры.
Производство зерна
Казахстан остается крупнейшим производителем зерна в Центральной Азии, способным ежегодно экспортировать примерно половину всего производимого зерна. Пшеница является самой крупной культурой в стране по посевным площадям, на ее долю приходится 80% производства зерна, но она также производит ячмень, хлопок, семена подсолнечника и рис. Страна также является крупнейшим экспортером муки в регионе по объему, отгружая ее в основном в другие страны Центральной Азии и Афганистан. По данным Бюро статистики Казахстана, производство пшеницы в 2021 году составило 11,8 млн тонн и, несмотря на увеличение посевных площадей, этот объем на 17,5% меньше, чем в 2020 году (14,3 млн тонн). В свою очередь, производство ячменя в 2021 году по сравнению с 2020 годом уменьшилось на 22,9%, до 3,7 млн тонн (4,8 млн тонн в 2020 году). Это снижение может быть отчасти результатом засухи в 2021 году.
Большая часть казахстанского зерна производится в трех северных областях – Акмолинской, Северо-Казахстанской и Костанайской, при этом крупномасштабное производство также осуществляется в Восточно-Казахстанской, Абайской и Павлодарской областях. . Фермы в этих регионах могут быть довольно большими, некоторые из них достигают 500 000 га и более. Производители в этих регионах полагаются на сельскохозяйственную технику, улучшенные сорта семян и многократное применение удобрений и пестицидов для поддержания производства, в то время как производство на юге менее масштабно.
Финансирование сельскохозяйственного сектора
Казахстан обладает значительным неиспользованным сельскохозяйственным потенциалом, но его сельскохозяйственный сектор недостаточно развит и недостаточно финансируется. Несмотря на то, что сельскохозяйственный сектор Казахстана является основным работодателем в стране, он уступает промышленному сектору в привлечении внимания правительства для инвестиций и поддержки.
АО «Государственная компания «КазАгроФинанс» — ведущая организация на рынке, оказывающая лизинговые и финансовые услуги агропромышленному комплексу (с 25 июля 2022 года компания является дочерней организацией Аграрной Кредитной Корпорации). Более половины всей импортируемой в Казахстан сельхозтехники осуществляется при финансовой поддержке «КазАгроФинанс». Для расширения сотрудничества и обеспечения легкого доступа к информации о местных и зарубежных производителях сельскохозяйственной техники «КазАгроФинанс» создала Электронную базу поставщиков, которая служит мостом между местным аграрным сектором и международными поставщиками техники. База данных включает более 350 поставщиков и более 10 000 поддерживаемых проектов.
Двумя дополнительными государственными финансовыми организациями в сельскохозяйственном секторе являются АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», которое предоставляет микрокредиты сельскохозяйственным МСП и сельскому населению, и Казахская аграрная кредитная корпорация, финансовое учреждение, предоставляющее кредиты и финансовую поддержку сельскохозяйственным предприятиям. производители.
Ведущие подотрасли
- Сельскохозяйственные химикаты и устройства для внесения удобрений
- Зерновые сельскохозяйственные машины, оборудование для хранения и переработки зерна, технологии повышения урожайности
- Семена и генетика домашнего скота
- Инновационные технологии в животноводстве и птицеводстве, ветеринарные товары и услуги
- Оборудование для пищевой промышленности
- Инновационные водосберегающие технологии в орошении
- Оборудование и технологии точного земледелия
- Технологии мониторинга и прогнозирования погоды в сельском хозяйстве
Возможности
Американская продукция пользуется в Казахстане отличной репутацией. Экспорт американской техники в Казахстан состоит в основном из зерноуборочных комбайнов, жаток, опрыскивателей, тракторов, сеялок, культиваторов, оборудования для сушки и очистки зерна. Наиболее перспективны: тракторы и комбайны мощностью 100-150 л.с. для южных регионов, тракторы мощностью более 250 л.с. и комбайны для северных регионов, пневматические сеялки, жатки, опрыскиватели, технологии сушки и очистки зерна, оборудование для хранения и хранения зерна. системы контроля качества, водосберегающие и ирригационные технологии, инжиниринговые, проектные и ветеринарные услуги для КРС и внутрихозяйственных перерабатывающих предприятий. Также растут рынки для импортируемых из США продуктов питания и сельскохозяйственной продукции, включая говядину, птицу, лесные орехи, алкогольные напитки, генетику домашнего скота и посевные семена.
Ресурсы
- Выставка: КазАгро/КазФарм 2022, Казахстанская Международная Выставка Сельскохозяйственной Промышленности, 12-14 октября 2022, Нур-Султан, Казахстан
- Выставка: AGROWORLD QAZAQSTAN 2022, 16-я Центрально-Азиатская Международная Сельскохозяйственная Выставка, 2-4 ноября 2022, Алматы, Казахстан
- Выставка: АгриТек 2023, 18-я Международная выставка сельского хозяйства, садоводства, животноводства и животноводства, 29-31 марта 2023 г. , г. Нур-Султан, Казахстан (в Минсельхозе
Для получения дополнительной информации о сельскохозяйственном оборудовании и услугах обращайтесь к коммерческому специалисту Нурлану Жангарину.
По поводу сельскохозяйственных товаров обращайтесь к специалисту Службы сельского хозяйства США за рубежом (FAS) Жамал Жармагамбетовой.
Реализация программы повышения доходов: Благодаря инвестиционным проектам в Казахстане к 2025 году будет создано более 2 млн новых рабочих мест Республики Казахстан о программе повышения доходов населения, разработанной в соответствии с поручением Главы государства Касым-Жомарта Токаева и утвержденной постановлением Правительства. Программа предусматривает конкретные меры по увеличению доходов граждан. В том числе сгруппированы задачи, предусмотренные национальными проектами.
По словам Тугжанова, впервые при реализации общегосударственной программы используется международный опыт, основанный на непосредственном участии заинтересованных сторон. В настоящее время в Институте экономических исследований Министерства национальной экономики создан и работает проектный офис для поддержки программы. При рассмотрении обновленного бюджета в Сенате было предложено обратить внимание на опыт зарубежных стран в борьбе с бедностью.
«Мы провели детальное изучение и анализ международной практики. Китай принял такие меры, как улучшение ирригационной инфраструктуры для повышения производительности сельскохозяйственных товаров, которые успешно применяются в сельской местности. Европейская модель борьбы с бедностью направлена в основном на развитие системы страхования. Чем дольше человек работает, тем выше его уровень социальной защиты (увеличивается размер пособий). Эта модель характерна для таких стран, как Германия, Нидерланды, Франция. А в странах Южной Европы социальные выплаты и субсидии из бюджета предоставляются в ограниченных размерах. Поэтому мы также не ограничились включением в программу только прямых мер, направленных на повышение заработной платы» 9 . 0084 пояснил Тугжанов.
Важной частью программы является то, что она включает направления, способствующие новому экономическому росту страны, созданию условий для трудоустройства граждан, а также косвенные меры, прививающие новые навыки. Что касается прямых мер, то программа предусматривает повышение заработной платы более чем 1,1 млн работников. Среди прочего, будет повышена заработная плата более 850 тысяч работников бюджетной сферы.
«Зарплата врачей увеличится с 320 000 до 531 000 тенге, среднего медицинского персонала — со 173 500 до 250 000 тенге (в 2023 году по сравнению с 2021 000 тенге). С апреля текущего года заработная плата 258 тысяч производственного персонала группы компаний АО «ФНБ «Самрук-Қазына» повышена с 5 до 48%. При этом приоритет отдавался низкооплачиваемым должностям. Так, зарплата водителя-курьера Казпочты увеличилась со 144 тысяч тенге до 237 тысяч тенге. Таким образом, уже реализованы конкретные меры по увеличению доходов граждан», сообщил вице-премьер.
При этом будет продолжена работа по увеличению доходов работников за счет внутренних резервов фонда. До конца года заработная плата производственного персонала еще в 4-х компаниях увеличится с 5% до 18%.
Кроме того, за счет установления обязательств в отношении крупного бизнеса, получающего меры поддержки со стороны государства, увеличится средняя заработная плата 2,8 млн работников.
«Две недели назад мы услышали предварительные итоги работы в этом направлении с участием крупного бизнеса Карагандинской области. В результате в Казахстане уже удалось повысить заработную плату на крупных промышленных предприятиях с 15% до 30%. Среди них «Казминералс» (15%), «КазАзот» (20%), ERG (25%), «Казахмыс» (30%)», — сказал вице-премьер.
За счет реализации инвестиционных проектов в различных отраслях экономики к 2025 году будет создано более 2 млн новых рабочих мест. Из них 950 тысяч в промышленности и предпринимательстве, 583 тысячи в инфраструктурных проектах, 458 тысяч в агропромышленном комплексе, 59 тысяч в сфере туризма.
В частности, в промышленной сфере (горно-металлургический комплекс, машиностроение, химическая промышленность, производство кирпича и цемента) всего запланировано 713 проектов. Из них в текущем году будет запущено 165 проектов с созданием более 16 тысяч новых рабочих мест (к 2025 году – 126,5 тысяч рабочих мест).
В настоящее время стоит задача повышения благосостояния населения путем инвестирования в крупные проекты в экономике страны. По этой причине новые производства охватывают не только крупные города, но и сельские поселения (52,4 тыс. мест) и моногорода (11,1 тыс. мест).
Итак, на примере города Сарань Карагандинской области стоит задача восстановления моногородов. Три основных проекта, которые будут запущены в городе, направлены на производство шин (КАМАТЫРЕСКЗ), бытовой техники (АРТЕЛЬ), грузовых автомобилей (КАЗТЕХНА). Всего в нем будет создано 2500 рабочих мест.
Косвенные меры направлены на повышение производительности производства, развитие предпринимательства, содействие занятости и профессиональное обучение.
В целях увеличения доходов граждан в сфере предпринимательства в стране предусмотрено создание пояса малого и среднего бизнеса вокруг более 50 крупных предприятий. Таким образом, стекольный завод в Кызылординской области образует вокруг себя пояс малого и среднего бизнеса, состоящий из 8 малых заводов.
Как подчеркнул Тугжанов, в прошлом году общий объем закупок товаров и услуг недропользователями в сфере энергетики составил 4,7 трлн тенге, из них около 40% закуплено в других странах. Сегодня это один из самых актуальных вопросов повестки дня.
Среднеотраслевой показатель доли казахстанского содержания составил всего 61,8% (на 2,9 трлн тенге), то есть имеется достаточный потенциал для локализации (1,7 трлн тенге). В связи с этим планируется создание высокопроизводительных рабочих мест за счет локализации новых производственных мощностей на 19виды востребованных промышленных товаров в нефтегазовой отрасли. Один из них – строительство первого Комплексного газохимического комплекса в Атырауской области (ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries Inc. »).
Также ведутся работы по развитию отечественной продукции для нужд крупнейших операторов (Тенгизшевройл, Карачаганак Петролеум Оперейтинг, Норт Каспиан Оперейтинг), на долю которых приходится 75% закупок недропользователей.
«Уже сегодня начаты работы по локализации производства по 3 группам продукции – это запорная арматура, контрольно-измерительные приборы для автоматики, электрооборудование. Заключено 4 договора с компаниями, производящими данные виды техники» сказал Тугжанов.
Кроме того, в целях импортозамещения и экспорта впервые в этом году через Фонд развития промышленности выделены средства в размере 335 млрд тенге для финансирования проектов прорывной переработки при условии выполнения встречных обязательств. Для МСБ по 3%, импортозамещение и экспорт — по 7%.
До 2025 года в целях защиты покупательной способности населения будут реализованы меры по 100% импортозамещению продуктов питания, кроме сахара. Эти меры будут реализованы за счет ввода в эксплуатацию 87 крупных молочно-товарных ферм, 14 мясокомбинатов, 17 птицефабрик и строительства 6,6 тыс. га садов и одного сахарного завода в Павлодаре.
Кроме того, планируется создать 280 сельскохозяйственных кооперативов, объединяющих более 9 тысяч семейных ферм по производству бахчевых, молочных и медовых продуктов. В целом, как отметил вице-премьер Тугжанов, к 2025 году в рамках развития агропромышленного комплекса планируется создать более 450 тысяч рабочих мест за счет реализации проекта «Ауыл аманац».
Одновременно в рамках пилотного проекта ведутся работы по развитию эффективно реализуемой семейной фермы в Жамбылской области и других регионах страны. Пилотный проект реализуется в 11 сельских округах с 2019 года.. В результате доходы 2,5 тысяч семей, принявших участие в проекте, увеличились в 4 раза.
Количество получателей адресной социальной помощи в этих селах уменьшилось на 65%. Эффективность проекта позволила государству сэкономить 1 млрд тенге. Количество предпринимателей увеличилось с 966 до 3248, «то есть каждая третья семья занимается предпринимательством», — подчеркнул в ходе доклада Ералы Тугжанов.
Вице-премьер также отметил, что сейчас объем ежегодных налоговых поступлений от 11 сел достиг 125 миллионов тенге. Программа включает комплекс мер по формированию стабильных доходов для социально незащищенных слоев населения.
В частности, планируется создать условия для получения дохода на дому для многодетных матерей, а также матерей, воспитывающих детей-инвалидов. По официальной статистике, в стране насчитывается около 440 тысяч многодетных матерей и 92 тысячи детей-инвалидов.
В рамках проекта женщины проходят краткосрочные курсы по востребованным на рынке труда профессиям и получают бесплатные консультации по открытию собственного дела.
По словам Тугжанова, в итоге расчет идет на ежегодное трудоустройство до 20 тыс. женщин. Эта работа координируется советом матерей и осуществляется центрами поддержки семьи в регионах. Также в этом направлении будут совершенствоваться механизмы трудоустройства людей с инвалидностью.
«К 2025 году планируется трудоустроить не менее 30% трудоспособных инвалидов. В целом количество трудоспособных инвалидов на сегодняшний день составляет 417 тысяч, в 2021 году трудоустроено 24,8% из них», — сказал Тугжанов.
На сегодняшний день одной из новых и потенциальных сфер для увеличения доходов является творческая индустрия. По словам Е.Тугжанова, финансовый оборот креативной индустрии в мире составляет $2,3 трлн.
«Южная Корея, принявшая специальную программу в этой сфере 12 лет назад, в 2020 году заняла седьмое место на мировом рынке медиа-развлечений. Сегодня объем креативного экспорта этой страны превысил 12 миллиардов долларов. Поэтому особое внимание уделяется развитию креативной индустрии» , подчеркнул в своем выступлении Заместитель Премьер-Министра РК.
Говоря о преимуществах и пользе креативной экономики, вице-премьер-министр отметил следующее:
- во-первых, в стране около 3000 организаций культуры, и в первую очередь открытость этих организаций к творческим идеям обеспечено;
- , во-вторых, обеспечение доступности для граждан, желающих производить новую творческую продукцию с использованием оборудования в организациях культуры;
- в-третьих, в настоящее время разрабатывается законопроект, регулирующий механизмы эффективного использования имущества организаций культуры в целях получения прибыли.
№
Также есть ряд вопросов по механизму защиты авторских прав. В целом будут разработаны и внесены в парламент законопроекты, направленные на развитие креативной индустрии.
Как известно, Программа повышения доходов населения разработана в соответствии с поручением Главы государства и утверждена постановлением правительства. На встрече с представителями бизнеса Глава государства отметил важность увеличения доли заработной платы в валовом внутреннем продукте. Программа направлена на увеличение этого показателя с 31% до 38,5%. Доля доходов от занятости в общем доходе увеличится с 70% до 82%.
Программа предусматривает конкретные меры по увеличению доходов граждан. В том числе сгруппированы задачи, предусмотренные национальными проектами.
Реализация программы напрямую связана, прежде всего, с правильным разъяснением, доведением ее до сведения населения.
В реализации программы участвуют все министерства и местные акиматы. Совместно с Министерством национальной экономики были заслушаны отчеты министерств сельского хозяйства, промышленности, энергетики, труда, Фонда «Самрук-Казына».
Leave a Reply