Вместо компенсации апатриду быстро дали российское гражданство. Комментирует Константин Добрынин
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) заступился за апатрида, которого хотели депортировать из России после объявления нежелательным. Государству было предложено заплатить лицу без гражданства (ЛБГ) 9 тыс. евро. Ответом стала авральная выдача человеку паспорта РФ, хотя прежде власти больше десятка лет отказывали ему в легализации. Юристы опасаются, что это не более чем уловка, чтобы сэкономить деньги на данном кейсе и сотнях других потенциальных исков от ЛБГ. Когда же ЕСПЧ закроет дело, гражданство можно будет и аннулировать. Тем не менее страсбургская тактика назначения высоких компенсаций по прецеденту, похоже, начинает бить по российскому бюджету.
В сеть правозащитных организаций «Миграция и право» обратился уроженец одной из бывших республик СССР – русский и постоянно проживающий в РФ с шести лет. Сюда переехали его родители, ставшие российскими гражданами, но не добившиеся этого статуса для ребенка. Лицо без гражданства в нулевых годах было осуждено к лишению свободы, а после освобождения признано «нежелательным» апатридом, который якобы представляет угрозу для «безопасности и обороноспособности страны». МВД приняло решение о депортации ЛБГ куда-нибудь из РФ, где у него при этом остались бы семья, двое малолетних детей и единственное жилье.
Российские суды всех инстанций поддержали это решение правоохранителей, тогда «нежелательный» апатрид обратился в ЕСПЧ. В иске речь шла о нарушении ст. 3, 5 и 8 Европейской конвенции, которые запрещают бесчеловечное и унижающее достоинство обращение, гарантируют соблюдение прав на свободу и личную неприкосновенность и на уважение частной и семейной жизни. В Страсбурге властям РФ предлагали пойти на мирное урегулирование спора, для чего надо было выплатить человеку компенсацию за моральный вред в размере 9 тыс. евро, а также представить план по его легализации. Когда сторона ответчика на мировую не пошла, ЕСПЧ приступил к рассмотрению дела по существу.
Как сообщила «НГ» юрист сети «Миграция и право» Жанна Бирюкова, в августе чиновники приняли неожиданное решение: ее подзащитного признали гражданином РФ «в результате определения наличия гражданства РФ по ч. 2 ст. 25 ФЗ «О гражданстве» (то есть по родителям)». По ее словам, выходит, что спустя более 20 лет государство выдает человеку паспорт на том основании, из-за отсутствия которого ему ранее отказывали в этом. Бирюкова пояснила «НГ», что, конечно, в приватных беседах миграционщики не скрывают, что действует по указанию свыше – признать апатрида гражданином в срочном порядке. Поэтому-то она опасается, что на такую хитрость власти пошли для того, чтобы лишить жалобщика формального повода для разбирательств в Страсбурге. Возможно, сейчас аврально предоставить тому гражданство, а когда дело в ЕСПЧ закончится, так же быстро и аннулировать выданный паспорт.
Недаром под этот случай была перевернута вся процедура паспортизации: человека сперва признали гражданином, а уже потом будут проводиться положенные проверки – установление личности, запросы в иностранные посольства и т. д. Власти, по словам юриста, видимо, не захотели платить довольно внушительную сумму, побоявшись, что и другие заявители станут требовать таких же выплат. А таковых могут быть сотни: «Случаев, когда человек становится «нежелательным» на территории РФ из-за того, что ранее он был осужден, очень много», – отметила Бирюкова.
Как сказал «НГ» статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов РФ, старший партнер КА Pen&Paper Константин Добрынин, данная ситуация не выглядит случайным стечением обстоятельств. И скорее всего свидетельствует о существовании некого юридического плана борьбы с неудобными решениями ЕСПЧ, поэтому «риск повторного аннулирования паспорта» у этого человека представляется ему существенным. К сожалению, продолжил Добрынин, власть не очень любит признавать правовые ошибки, даже когда они очевидны. Как в данном случае, когда «человек де-факто является гражданином России, не говоря уже о ситуации де-юре». Оступившимся, но понесшим за это наказание и исправившимся. «А доктрина уголовного права гласит: «наказываем, чтобы исправлять». Дважды наказывать человека точно не стоит, скорее надо помочь социализироваться и приносить пользу обществу», – подчеркнул адвокат.
Эксперт по работе с ЕСПЧ Антон Рыжов заметил, что сложно оценивать процедуру мирного урегулирования, поскольку она носит конфиденциальный характер и детали взаимной переписки ЕСПЧ, властей и заявителя не известны. «Возможно, государство решило ограничиться предоставлением гражданства, а дополнительно выделять деньги из бюджета посчитало излишним. Возможно, это просто несогласованность или асинхронность решений разных ведомств», – допустил эксперт. В любом случае, сказал он, ЕСПЧ в последние годы все чаще и чаще прибегает к предложению закрыть дело мировым соглашением, причем сумма компенсации исходит от самого Страсбурга – и обычно секретариат ЕСПЧ придерживается цифр из предыдущих решений по схожим кейсам. Ведь если дело носит прецедентный характер, то нет смысла тратить время на разбирательство по существу. При этом последовательное увеличение размера компенсаций – это уже устоявшаяся практика ЕСПЧ или некая воспитательная мера: если государство продолжает допускать одни и те же нарушения, отказывается менять законодательство или правоприменительную практику, то штраф со временем объективно растет.
Но конечно, главный вопрос – что будет с делом далее, полагает Рыжов. Возможно, российским властям удастся убедить судей прекратить производство из-за устранения повода для спора. Если же ЕСПЧ в итоге все же вынесет постановление по существу, то «ничто не помешает властям впоследствии аннулировать паспорт и снова признать пребывание заявителя нежелательным на территории РФ». «В моей практике довольно часто приходилось наблюдать, как власти, скажем, возбуждают уголовные дела по событиям 10-летней давности сразу же после коммуникации жалобы ЕСПЧ. А потом успешно эти дела прекращают или тянут до истечения сроков привлечения к ответственности. При подобном раскладе заявителю снова придется проходить российские суды, а потом подавать еще одну жалобу в ЕСПЧ. Мне приходилось так поступать два или три раза по делам клиентов», – рассказал «НГ» Рыжов.
По словам управляющего партнера адвокатской конторы «Бородин и партнеры» Сергея Бородина, действительно масса людей, осужденных по различным уголовным статьям, не может приобрести гражданства РФ и подлежит выдворению за ее пределы. Но и на территорию другого государства ЛБГ не могут вернуться, поскольку и там их отказываются принимать на том же основании – угроза безопасности. Для российской правоприменительной практики показательно в этом плане определение Конституционного суда (КС) по «делу Евгения Кима», который был лишен гражданства из-за судимости по «экстремистской» статье. Сразу после освобождения его задержали под предлогом нарушения миграционного законодательства и на год отправили в центр временного содержания иностранных граждан. Хотя ранее КС признал недопустимым привлечение человека к ответственности за нарушение миграционных правил, если у него не было реальной возможности оформить необходимые документы. Также КС признал неконституционным бесцельное пребывание апатридов в спецучреждениях, однако эта проблема до сих пор не решена. «Апатриды фактически лишаются свободы, пока их не согласится принять какое-либо государство», – подчеркнул Бородин.
Источник
Миграционный учет лиц без гражданства в российской федерации
Журнал «Миграционный эксперт»
Пакина Юлия
Альянс — Трудовая миграция
Опубликовано: 17.06.2021
Среди иностранцев в России отдельной группой находятся лица без гражданства
В последнее время законодатели посвятили им несколько инициатив, которые должны урегулировать их статус и правила пребывания на территории страны. 26 мая было принято Постановление Правительства № 787 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», которое посвящено постановке лиц без гражданства на миграционный учет. Разберем подробнее, о каких изменениях идет речь.
Лица без гражданства — кто входит в эту категорию
Лицо без гражданства — это физическое лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, но при этом не имеющее и никакого другого гражданства тоже. Другое название лиц без гражданства — «апатриды». Для таких лиц является невозможным доказать их принадлежность к гражданству или подданству какого-либо государства.
Когда человек становится апатридом
Человек может стать апатридом в нескольких ситуациях:
- Когда его родители являются апатридами, а законы государства, где он был рожден, не предполагают автоматического присвоения гражданства по праву рождения;
-
Если государство, чьим гражданином он был, лишило его гражданства. Это может, например, произойти по политическим мотивам. Или если гражданство было получено незаконно, а от предыдущего гражданства человек отказался; -
Если человек добровольно отказался от своего гражданства; -
Если государство перестало существовать. В этом случае уместно будет вспомнить Советский Союз — огромное государство, чьих жителей в определенный момент после его распада можно было назвать апатридами.
Федеральный закон № 22-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
Для урегулирования положения лиц без гражданства на территории РФ в последнее время были предприняты некоторые законодательные инициативы. В частности, был принят новый Федеральный закон № 22-ФЗ, который, кроме всего прочего, нормативно описывает временное удостоверения личности такого гражданина. Раньше такого документа не существовало. Мы писали об этом законе в статье «Об урегулировании статуса лиц без гражданства…»
В чем суть изменений
-
Лицо без гражданство обязано встать на миграционный учет в течение 7 рабочих дней с момента въезда в страну либо с момента получения временного удостоверения лица без гражданства. -
Лиц без гражданства, получив временное удостоверение лица без гражданства освобождается от обязанности по заполнению миграционной карты, соответственно, ее номер и серия не могут быть указаны в уведомлении о прибытии. -
Лицо без гражданства не обязано предъявлять принимающей стороне миграционную карту; -
Документом, удостоверяющим личность лица без гражданства, является временное удостоверение личности лица без гражданства РФ.
В Федеральном законе №22 -ФЗ еще много нововведений
Постановка лиц без гражданства на миграционный учет — лишь часть изменений, заложенных в Федеральный закон № 22-ФЗ, регулирующий положение лиц без гражданства в России. Мы продолжим изучать этот закон. А пока напоминаем, что он вступит в силу 24 августа 2021 года
Если вам нужна консультация или помощь в постановке на миграционный учет, вы можете обратиться к нашим миграционным экспертам. Условия и стоимость вы найдете на сайте «
Альянс — Трудовая миграция».
Другие материалы по теме «Лицо без гражданства»:
- Работа лиц без гражданства в России
Работа лиц без гражданства в России зависит от того, какие документы есть у лица без гражданства. От них зависит порядок приема на работу лица без гражданства, а значит, и желания работодателя принимать такого гражданина на работу.
26.04.2023
- Виды трудовых мигрантов в 2023 году
Особенности трудоустройства мигрантов зависят от того, к какой категории принадлежит иностранец.
12.04.2023
- Отказ в выдаче документов в РФ: причины
Чтобы находиться в России дольше 3 месяцев в течение полугода, иностранцу и членам его семьи нужно оформлять документы для пребывания, работы. По каким причинам могут отказать в их выдаче, читайте в статье.
07.04.2023
- #лицо_без_гражданства#Законотворчество#миграционный_учет
Пакина Юлия
Альянс — Трудовая миграция
Опубликовано: 17.06.2021
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Это может быть интересно
Материалы, похожие на этот
Заполнение уведомления: кто подает уведомление от работодателя
ИНН иностранному гражданину
ВНЖ по родителям — гражданам РФ
Уведомления работодателя по иностранцу: ошибки в заполнении
В компанию пришла миграционная проверка
ВНЖ в России по ребенку
Ответственность работодателя за иностранца
Квота на иностранцев в Петербурге
Зелёная карта для иностранцев
Деловые визы и приглашения
Подписаться на новости
Выберите рубирку и получайте обновление только по этой теме. Никакой рекламы. Никакого спама.
Ещё от авторов Альянс — Трудовая миграция
Статья
ВНЖ по родителям — гражданам РФ
Статья
ВНЖ в России по ребенку
Статья
Зелёная карта для иностранцев
Статья
Ошибка бухгалтера привела к штрафу для ИП
Статья
Прием на работу граждан Украины
Наверх страницы
Что означает покончить с безгражданством к 2024 году?
2014•11•04
Tendayi Bloom
Фото: УВКБ ООН / Лайонел Чаррье
Сегодня Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) начинает свою кампанию по искоренению безгражданства к 2024 году, но что это на самом деле означает?
В соответствии с Конвенцией о безгражданстве 1954 года лицо считается «апатридом», если оно «не считается гражданином какого-либо государства в силу его законодательства». По оценкам УВКБ ООН, в такой ситуации во всем мире находится не менее 10 миллионов человек, хотя отсутствие надежных способов установить, что кто-то не имеет гражданства, и пробелы в отчетности делают эту цифру лишь приблизительной оценкой. Последствия безгражданства огромны, особенно там, где нет другой доступной документации.
Наиболее очевидно, что отсутствие паспорта или других документов, удостоверяющих личность, делает юридически невозможным пересечение международных границ, а иногда и внутренних границ, часто заманивая людей в ловушку в ситуациях, когда они страдают от преследования, связанного с безгражданством. Лица без гражданства без документов, желающие переехать, должны будут сделать это, найдя способы обойти юридические проверки и барьеры, возможно, наняв контрабандистов и подвергнув себя риску стать жертвой торговли людьми.
Что такое безгражданство: личные кабинеты
Однако проблемы, с которыми сталкиваются лица без гражданства, гораздо шире, чем просто лишение права передвижения по закону. Лучше всего это видно на примере историй самих лиц без гражданства. Международные организации и НПО записали показания лиц, сталкивающихся с последствиями безгражданства по всему миру. Они показывают некоторые из ключевых проблем, связанных с безгражданством, и некоторые из них упоминаются здесь со ссылками на видео каждого человека, рассказывающего свою историю.
Некоторые люди могут с самого начала знать, что они лица без гражданства, тогда как другие осознают это гораздо позже. Так было с Тай Ха в Нидерландах, которая уже была аспиранткой в области права прав человека, когда обнаружила отсутствие своего статуса при подаче заявления на государственную работу. Изучив ситуацию, она обнаружила, что не может получить паспорт ни во Вьетнаме, ни в стране своего рождения, ни в какой-либо другой стране, и поэтому она не может натурализоваться в Нидерландах. Она только сейчас начинает понимать, как это может повлиять на ее жизненные решения.
Некоторые потенциальные последствия безгражданства во всем мире можно увидеть на опыте других лиц без гражданства. Например, Кхумбулани Фредерик Нгубане из Южной Африки описывает, как, несмотря на связи с рядом стран, ни одна страна не предлагает ему гражданство. Вытекающее из этого отсутствие юридического признания не позволяет ему заниматься основными видами деятельности, такими как открытие банковского счета, и даже приводит к длительному задержанию. Его история — пример того, как человек может случайно попасть между системами гражданства.
Раиля Абульханова училась в России, когда распался Советский Союз. Она была далеко от своего дома в бывшей Советской Республике Казахстан. Не имея возможности натурализоваться ни в одном из новых штатов, она по-прежнему не имеет гражданства и сейчас живет во Франции. Несмотря на высокую квалификацию, отсутствие у нее гражданства создало серьезные препятствия в ее профессиональной и личной жизни.
Михаил Себастьян также стал лицом без гражданства после распада Советского Союза. Он жил в Соединенных Штатах, когда решил отправиться в четырехдневный отпуск на остров Американское Самоа. Однако, когда он попытался вернуться в США, он обнаружил, что ему нужно будет пройти иммиграционный контроль в США, чего он не ожидал. Потребовалось 14 месяцев, чтобы обеспечить его повторный въезд в США. Лица без гражданства должны тщательно взвешивать правовые последствия деятельности, которую другие люди считают само собой разумеющейся.
Закон о гражданстве, дискриминирующий женщин, является еще одним распространенным способом, которым люди становятся лицами без гражданства. Ум Чади объясняет, что, несмотря на то, что она является гражданкой Иордании, проживающей со своей семьей в Иордании, ее дети не могут быть официально признаны ее детьми, и она не может передать им свое гражданство. Это потому, что ее муж не иорданец. Подобные законы существуют в 31 стране.
Эта невозможность получить официальное признание отцовства также укореняет безгражданство среди некоторых групп. Ситуация для членов общины рома и других групп без гражданства в Сербии демонстрирует, как отсутствие регистрации рождения и безгражданство родителей может привести к ситуациям наследственной изоляции и бедности, наряду с отсутствием прав. Эти и другие группы могут быть использованы в качестве объекта преследования. Это может быть связано с отсутствием у них статуса, или их безгражданство может быть частью преследования, которому они подвергаются. Крайние трудности таких групп можно увидеть, например, на примере народа рохинджа, проживающего в Мьянме, чье крайнее положение преднамеренного безгражданства было явной государственной политикой с 1982 года, когда закон Мьянмы сделал невозможным получение ими полного гражданства.
Кампания УВКБ ООН по безгражданству
Это не первая кампания УВКБ ООН по безгражданству. В связи с низким уровнем присоединения к двум конвенциям о безгражданстве в 2011 г., в ознаменование 50-летия Конвенции 1961 г. о сокращении безгражданства, УВКБ ООН начало успешную кампанию по поощрению государств подписать эти конвенции. Это привело к тому, что большее число государств присоединилось к глобальным усилиям по борьбе с безгражданством. Увеличение количества подписей видно на диаграмме ниже (адаптировано из диаграммы 2 в Докладе УООН-GCM о политике 02/01).
Рисунок: Присоединение к Конвенциям 1954 и 1961 годов о безгражданстве
Кампания, начатая сегодня, идет дальше. Отмечая 60-летие со дня подписания Конвенции 1954 года о статусе апатридов, она призывает мир покончить с безгражданством в ближайшие 10 лет. Для этого кампания «будет добиваться большей политической приверженности разрешению затянувшихся ситуаций безгражданства и предотвращению новых ситуаций массового безгражданства из-за правопреемства государств или произвольного лишения гражданства».
Можете ли вы продвигать признание статуса безгражданства наряду с призывом положить конец безгражданству?
Есть два аспекта борьбы с безгражданством. Это видно из названий двух конвенций. Конвенция 1954 года о статусе апатридов предложила способ идентифицировать людей как апатридов и предложила ряд прав и средств защиты, которые должны сопровождаться признанием такого статуса, используя ту же логику, что и статус беженца. Вместо этого Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. предусматривала меры, направленные на сокращение случаев безгражданства посредством регистрации рождения и отказа от присвоения гражданства на основании места рождения (9).0043 jus soli ) в случаях, когда гражданство неясно, например. Двусторонний подход, заключающийся в признании лиц без гражданства и недопущении того, чтобы люди были лицами без гражданства, имеет решающее значение в кампании по минимизации трудностей, связанных с безгражданством.
В некоторых случаях, как, например, в случае Тай Ха в Нидерландах, получение статуса лица без гражданства станет первым шагом к получению гражданства. В других случаях статус безгражданства открывает доступ к трудовым, социальным и другим правам. Таким образом, продвижение статуса безгражданства может быть частью кампании по искоренению безгражданства. Некоторые не согласны. Можно возразить, что предоставление статуса безгражданства позволяет принять второй лучший вариант, а не преследовать реальную цель — доступ к гражданству. Действительно, право на гражданство уже содержится в статье 15 Всеобщей декларации прав человека:
- Каждый имеет право на гражданство.
- Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
Полезность статуса безгражданства как промежуточного звена между отсутствием какого-либо статуса и гражданством можно увидеть и в случаях де-факто безгражданства. Де-факто Безгражданство относится к лицам, которые фактически являются лицами без гражданства, даже если они явно не соответствуют определениям в законе (распределение статуса на основе строгого юридического определения упоминается как де-юре ). То есть, хотя теоретически человек может иметь гражданство, он не может им воспользоваться. Для многих, работающих в этой области, нет большой разницы между де-факто и де-юре безгражданства, поскольку, если человек не может использовать свое гражданство, это происходит потому, что он или она не считается гражданином для всех практические цели.
Одним из примеров этого в проекте, над которым работает ГКМ УООН, является ситуация с лицами, которым было отказано в убежище, которые не могут быть депортированы из страны, в которой они пытались получить убежище, из-за барьеров, установленных страной их происхождения. Такие лица, не имеющие доступа к статусу беженца и без доступа к любому другому статусу, могут оказаться не в состоянии покинуть свою новую страну, но в то же время не могут работать или получать там социальную поддержку. Доступ к статусу безгражданства позволит им иметь документы той или иной формы и получить доступ к общественному благосостоянию и рынкам труда в условиях, когда полное гражданство вряд ли будет доступно.
Цели развития тысячелетия и повестка дня в области устойчивого развития на период после 2015 года
Лица без гражданства часто относятся к наиболее уязвимым, бесправным и бедным слоям общества. У них может не быть доступа к национальным программам помощи, некоторым или всем рынку труда, медицинским и другим социальным благам. Они могут подвергаться произвольным арестам и задержаниям и могут не иметь доступа к правовой системе. Поэтому крайне важно обеспечить участие лиц без гражданства в разработке глобальных целей, касающихся человеческого развития, искоренения нищеты и доступа к правам.
Запуск УВКБ ООН кампании по искоренению безгражданства также приходится на важное время в глобальной повестке дня, поскольку период времени Целей развития тысячелетия скоро подойдет к концу, и в настоящее время разрабатываются планы для нового набора целей, Цели устойчивого развития на период после 2015 года, поставленные Генеральным секретарем. В рамках этой системы будет крайне важно обеспечить, чтобы в этих глобальных процессах учитывались потребности неграждан, и особенно лиц без гражданства.
Гражданство или некоторая форма документально подтвержденного статуса в государстве по-прежнему необходимы для получения многих основных прав. Процедура определения безгражданства направлена на то, чтобы дать людям временный способ доступа к своим правам. Однако это может быть лишь промежуточным решением, а конечной целью должно быть, как ясно заявило сегодня УВКБ ООН, ПОЛОЖЕНИЕ БЕЗГРАЖДАНСТВА — и, если возможно, к 2024 году. и подписать Открытое письмо УВКБ ООН о ликвидации безгражданства.
•••
В этой статье обобщается работа, проведенная в рамках исследовательской программы Института глобализации, культуры и мобильности Университета Организации Объединенных Наций по проблемам безгражданства и трансконтинентальной миграции. В частности, в нем представлены материалы, разработанные в серии докладов о политике, выпущенных в этой области. Вы также можете обратиться в миграционную сеть УООН, чтобы узнать больше о миграции и гражданстве.
(не)принадлежность – кому выгодно безгражданство?
Лицо без гражданства везде рассматривается и рассматривается как иностранец, нигде как гражданин.
Институт безгражданства и инклюзивности
Что значит быть апатридом сегодня, когда весь наш мир пронизан идеей национального государства? Существуют разные сценарии безгражданства: некоторые лица становятся лицами без гражданства насильно, некоторые отказываются от своего гражданства добровольно. В некоторых случаях люди чувствуют себя апатридами, потому что они не отождествляют себя с государством, к которому они принадлежат, или, возможно, государство, к которому они хотели бы принадлежать, не существует.
Мы рассмотрели различные вопросы, связанные с безгражданством. Что это такое? И кому-то это выгодно?
Лица без гражданства, согласно международному праву, это лица, которые не считаются гражданами ни одного государства. Они могут родиться в какой-то стране, они могут даже жить там, но они ей не принадлежат. Они не граждане.
По официальным оценкам, в мире насчитывается более 10 миллионов лиц без гражданства. Их может быть даже 15 миллионов. Но официально было подсчитано только 3,5 миллиона человек в 80 странах. Три четверти из них проживают всего в пяти странах: Мьянме, Кот-д’Ивуаре, Таиланде, Зимбабве и Латвии.
Быть лицом без гражданства — это не то же самое, что быть беженцем. На самом деле ООН не включает беженцев в число лиц без гражданства, чтобы не учитывать дважды одних и тех же людей. Палестинцы также не считаются лицами без гражданства, потому что Палестина не является общепризнанным государством. ООН проводит кампанию по искоренению безгражданства к 2024 году. В 2017 году предстоит еще долгий путь.
Интервью с Гонсало Матиасом, экспертом в области конституционного права, административного права, международное публичное право и миграционное право. В настоящее время он является действующим директором Миграционная обсерватория в Португалии. Его тезис о праве на гражданство, под названием «Гражданство как право человека» была опубликована издательством Palgrave Macmillan.
Безгражданство впервые стало проблемой во время Первой мировой войны. В 1930-х годах нацистская Германия выслала противников, таких как Томас Манн и Ханна Арендт, часто вместе со своими семьями. Сегодня большинство европейских государств подписали и ратифицировали «Европейскую конвенцию о гражданстве». Конвенция делает невозможным недобровольную утрату гражданства. Сегодня даже лица без гражданства имеют некоторые права, гарантированные Конвенциями ООН 1954 и 1961 годов.
Европейские иммиграционные законы имеют своих критиков, включая мэра Палермо Леолука Орландо. Он сказал Guardian, что Европе нужны мигранты для заполнения низкоквалифицированных рабочих мест, например, в сельском хозяйстве. Мигранты могут оживить некоторые районы Европы с уменьшающимся населением. Орландо утверждает, что вид на жительство должен быть отменен, поскольку он вынуждает слишком многих людей вести нелегальную жизнь.
С тех пор, как около 200 лет назад родилась идея гражданства, она была связана с национальными государствами и национализмом. Поскольку национализм был одной из главных движущих сил Первой и Второй мировых войн, европейский проект был построен на идее поддержки регионов, а не наций. Ульрике Геро, профессор Дунайского университета Кремса и основатель Европейской лаборатории демократии (EDL), недавно предложила способ снова преодолеть национализм. По ее мнению, многие национальные государства причиняют вред, сосредоточившись исключительно на своих интересах. Построив «европейскую республику», оторванную от национальных государств и национализма, она надеется, что европейский проект и демократическая культура смогут укрепиться.
Сегодня «право на гражданство» является частью Всеобщей декларации прав человека. Быть гражданином страны по-прежнему считается важным способом обеспечения безопасности и защиты отдельных лиц. Всеобщая декларация прав человека гласит, что «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства».
Отказ от гражданства может показаться утопическим жестом. Те, кто добровольно решили стать лицами без гражданства – обычно в качестве акта политического протеста – определенно видели это именно так.
Но на самом деле отсутствие гражданства — это не то, чего хотелось бы большинству людей.
Leave a Reply