Декларация по апартеиду и его разрушительным последствиям на юге Африки — Декларации — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы
Принята резолюцией S-16/1 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1989 года
Мы, государства — члены Организации Объединенных Наций,
собравшиеся на шестнадцатую специальную сессию Генеральной Ассамблеи — специальную сессию по вопросу об апартеиде и его разрушительных последствиях на юге Африки, — руководствуясь основополагающими и универсальными принципами, воплощенными в Уставе Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека1, в контексте наших усилий по установлению мира во всем мире путем прекращения всех конфликтов посредством переговоров, и стремясь предпринять серьезные усилия, с тем чтобы положить конец сложившемуся на юге Африки в результате политики и практики апартеида неприемлемому положению путем переговоров, основанных на принципе справедливости и мира для всех:
вновь заявляя о нашей убежденности в том, что там, где существуют колониальное и расовое угнетение или апартеид, не может быть ни мира, ни справедливости, что подтверждает сама история,
подтверждая поэтому, что до тех пор, пока в Южной Африке существует система апартеида, народы Африки в целом не смогут добиться осуществления основных целей справедливости, человеческого достоинства и мира, которые не только имеют решающее значение сами по себе, но и являются основополагающими факторами для обеспечения стабильности и развития на континенте,
признавая, что в отношении южной части Африки весь мир жизненно заинтересован в том, чтобы происходящие в этом регионе процессы, ведущие к достижению подлинной национальной независимости Намибии, а также к установлению мира в Анголе и Мозамбике, в самое ближайшее время увенчались успехом, и признавая также, что мир глубоко заинтересован в том, чтобы дестабилизация стран этого региона, осуществляемая Южной Африкой посредством прямой агрессии, поддержки своих ставленников, подрыва экономики или других методов, была неприемлема во всех ее формах и не могла иметь места,
признавая также ту реальность, что прочный мир и стабильность на юге Африки могут быть достигнуты лишь тогда, когда будет искоренена система апартеида в Южной Африке, а сама Южная Африка превратится в единое, демократическое и нерасовое государство, и вновь подтверждая в этой связи, что именно сейчас необходимо принять все необходимые меры для скорейшей ликвидации системы апартеида в интересах всех народов южной части Африки, африканского континента и всего мира.
считая, что в результате законной борьбы южноафриканского народа за ликвидацию апартеида и международного давления на эту систему, а также глобальных усилий по урегулированию региональных конфликтов имеются возможности для дальнейшего продвижения к решению проблем, стоящих перед народом Южной Африки,
вновь подтверждая право всех народов, включая народ Южной Африки, определять свою судьбу и самим создавать институты и систему государственного управления, при которой, с их общего согласия, они будут жить и совместно трудиться, создавая гармоничное общество, и будучи по-прежнему привержены тому, чтобы делать все возможное и необходимое для оказания народу Южной Африки помощи по тем направлениям, которые он может, через своих подлинных представителей, определить для достижения этой цели,
принимая на себя эти обязательства, поскольку мы считаем, что все люди равны и имеют равные права на человеческое достоинство и уважение, независимо от цвета кожи, расы, пола или убеждений, что все мужчины и женщины имеют право и обязаны участвовать в деятельности их собственного правительства в качестве равноправных членов общества и что никакое лицо или группа лиц не имеет права управлять другими без их демократического согласия, и вновь подтверждая, что система апартеида попирает все эти основополагающие и универсальные принципы,
заявляя, что апартеид, названный преступлением против совести и достоинства человечества, повинен в гибели бесчисленного множества людей в Южной Африке, стремится лишить человеческого достоинства целые народы, навязал региону южной части Африки жестокую войну, вылившуюся в бесчисленные человеческие жертвы, огромный материальный ущерб и массовые перемещения ни в чем не повинных мужчин, женщин и детей, что является таким позором и таким оскорблением для человечества, с которым необходимо бороться и которые необходимо полностью искоренить,
исходя из этого, мы поддерживали и продолжаем поддерживать всех тех в Южной Африке, кто добивается осуществления этой благородной цели. Мы считаем это своим долгом, выполняемым в интересах всего человечества,
оказывая эту поддержку тем, кто борется за нерасовое и демократическое общество в Южной Африке, — в отношении этого вопроса не может быть компромисса, — мы неоднократно заявляли, что наша цель — решение проблемы мирными средствами; мы отмечаем, что народ Южной Африки и члены его освободительных движений, которые были вынуждены взяться за оружие, также отдавали предпочтение этой позиции на протяжении многих десятилетий и предпочитают ее до сих пор,
приветствуя Декларацию Специального комитета Организации африканского единства по югу Африки по вопросу о Южной Африке, принятую в Хараре 21 августа 1989 года2; и впоследствии одобренную главами государств и правительств неприсоединившихся стран на своей девятой Конференции, состоявшейся в Белграде 4–7 сентября 1989 года3, в качестве подтверждения готовности решить проблемы Южной Африки путем переговоров. Декларация соответствует положениям Манифеста4, принятого в Лусаке 20 лет назад, в частности в отношении предпочтения, которое отдают народы Африки мирным преобразованиям, и учитывает изменения, которые произошли с тех пор на юге Африки. Декларация дает режиму Претории новую возможность присоединиться к благородным усилиям, направленным на ликвидацию системы апартеида, — той цели, которой всегда была привержена Организация Объединенных Наций,
отмечая с признательностью, что главы государств Содружества на своей встрече, состоявшейся в Куала-Лумпуре 18–24 октября 1989 года с удовлетворением приняли к сведению решительное предпочтение мирного урегулирования путем переговоров, выраженное в Декларации, принятой в Хараре 21 августа 1989 года, и рассмотрели перспективы переговоров5,
отмечая также с признательностью, что третья Конференция глав государств и правительств франкоязычных стран, состоявшаяся в Дакаре 24–26 мая 1989 года, также призвала к проведению переговоров между Преторией и представителями большинства народа с целью установления демократической и эгалитарной сие темы в Южной Африке,
поэтому мы будем продолжать делать все, что в наших силах, для усиления поддержки законной борьбы народа Южной Африки, включая дальнейшее оказание международного давления на систему апартеида, до тех пор, пока эта система не будет ликвидирована и Южная Африка не превратится в единую, демократическую и нерасовую страну, обеспечивающую справедливость и безопасность для всех своих граждан,
в свете этого торжественного обязательства и стремления непосредственно откликнуться на чаяния большинства народа Южной Африки мы публично заявляем о нашей приверженности содержащимся в настоящем документе положениям, будучи убеждены в том, что их осуществление приведет к скорейшей ликвидации системы апартеида и положит начало новой для всех народов Африки эпохи мира на континенте, который наконец будет свободен от расизма, правления белого меньшинства и колониального господства,
Заявляем следующее:
1. В настоящее время сложились такие условия, которые, если режим Южной Африки продемонстрирует готовность вести подлинные и серьезные переговоры, могут создать возможность для ликвидации апартеида посредством переговоров, поскольку большинство народа Южной Африки неоднократно выражало свое давнее предпочтение политического урегулирования этого вопроса.
2. Исходя из этого, мы содействовали бы тому, чтобы народ Южной Африки, в рамках своей законной борьбы, объединился бы для ведения переговоров, направленных на ликвидацию системы апартеида, и договорился бы о всех мерах, которые необходимы для превращения его страны в нерасовое демократическое государство. Мы поддерживаем позицию большинства населения Южной Африки в отношении того, что именно эти цели, а не корректирование или реформирование системы апартеида должны быть целями переговоров.
3. Мы полностью разделяем мнение народа Южной Африки о том, что результатом такого процесса должен стать новый конституционный порядок, определяемый им самим и основанный на Уставе Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека. Поэтому мы считаем, что важное значение имеют следующие основополагающие принципы:
а) Южная Африка должна стать единым, нерасовым и демократическим государством;
b) все ее население должно иметь общее и равноправное гражданство, независимо от расы, цвета кожи, пола или убеждений;
с) все ее население должно иметь право участвовать в деятельности правительства и управлении страной на основе всеобщего, равного избирательного права согласно нерасовому списку избирателей, путем тайного голосования в единой и нерасчлененной Южной Африке;
d) все должны иметь право создавать любые политические партии по своему усмотрению и вступать в них при условии, что это не содействует расизму;
е) все должны пользоваться общепризнанными правами человека, свободами и гражданскими правами, гарантируемыми в соответствии с прочно укоренившимся биллем о правах;
f) в Южной Африке должна быть создана такая правовая система, которая будет гарантировать равенство всех перед законом;
g) Южная Африка должна иметь независимую и нерасовую судебную систему;
h) должен быть установлен экономический порядок, содействующий повышению благосостояния всех южноафриканцев;
i) демократическая Южная Африка должна уважать права, суверенитет и территориальную целостность всех стран и проводить политику мира, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества со всеми народами.
4. Мы считаем, что принятие этих основополагающих принципов могло бы заложить основу международного приемлемого решения, которое позволит Южной Африке занять принадлежащее ей по праву место в международном сообществе наций в качестве равноправного члена.
А. Климат для переговоров
5. Мы считаем исключительно важным создать необходимый для переговоров климат. Необходимо срочно дать положительный ответ на это требование, получившее одобрение во всем мире, и таким образом создать этот климат.
6. Поэтому нынешний режим Южной Африки должен по меньшей мере;
а) безоговорочно освободить всех политических заключенных и задержанных и воздерживаться от введения против них каких-либо ограничений;
b) отменить все запреты и ограничения в отношении всех объявленных вне закона организаций и лиц, а также организаций и лиц, на деятельность которых введены ограничения;
c) вывести из поселков все войска;
d) отменить чрезвычайное положение и все законодательные акты, такие, как закон о внутренней безопасности, направленные на ограничение политической деятельности;
е) прекратить все политические судебные процессы и казни по политическим мотивам.
7. Эти меры помогли бы создать необходимый климат, в котором может иметь место свободная политическая дискуссия — важное условие для того, чтобы сам народ мог участвовать в процессе преобразования своей страны.
В. Руководящие принципы для процесса переговоров
8. Мы считаем, что заинтересованные стороны, в контексте необходимых условий, должны вести переговоры о будущем своей страны и ее народа честно и в атмосфере, которая по взаимному согласию между освободительными движениями и южноафриканским режимом была бы свободной от насилия. Этот процесс мог бы начаться в соответствии со следующими руководящими принципами:
а) достижение согласия о механизме разработки новой конституции, основанного, в частности, на указанных выше принципах, и об основе для ее принятия;
b) достижение согласия о роли, которую должно играть международное сообщество в обеспечении успешного перехода к демократическому порядку;
c) достижение согласия о переходных мерах и процедурах, связанных с процессом разработки и принятия новой конституции и перехода к демократическому порядку, включая проведение выборов.
С. Программа действий
9. В осуществление изложенных в настоящей Декларации целей мы нижеследующим постановляем:
а) следить за разрешением южноафриканского вопроса политическими средствами;
b) усилить всестороннюю поддержку противников апартеида и развернуть международную кампанию для достижения этой цели;
с) использовать согласованные и эффективные меры — включая полное соблюдение всеми странами обязательного эмбарго на поставки оружия, — направленные на оказание давления с целью обеспечения скорейшей ликвидации апартеида;
d) принимая во внимание цели настоящей Декларации, обеспечивать строгое соблюдение международным сообществом существующих мер, направленных на стимулирование южноафриканского режима к искоренению апартеида до тех пор, пока не будет очевидных свидетельств глубоких и необратимых изменений;
е) оказывать максимально возможную помощь «прифронтовым» и соседним государствам, с тем чтобы они могли: восстановить свою экономику, которая страдает от актов агрессии и дестабилизации со стороны Южной Африки; противостоять любым новым подобным актам и продолжать оказывать поддержку народам Намибии и Южной Африки;
f) предоставлять правительствам Анголы и Мозамбика такую помощь, о которой они могут попросить в целях обеспечения мира для своих народов, и поощрять и поддерживать мирные инициативы, выдвигаемые правительствами Анголы и Мозамбика с целью установления мира и нормализации жизни в своих странах;
g) новая Южная Африка по принятии новой конституции будет в полной мере участвовать в работе соответствующих органов и специализированных учреждений Организации Объединенных Наций.
10. Мы просим Генерального секретаря препроводить копии настоящей Декларации правительству Южной Африки и представителям угнетенного народа Южной Африки и просим также Генерального секретаря подготовить и представить Генеральной Ассамблее к 1 июля 1990 года доклад о прогрессе, достигнутом в осуществлении настоящей Декларации.
1 Резолюция 217 A (III)
2 См. A/44/697 (на англ. яз.), приложение.
3 См. А/44/551–S/20870, приложение.
4 См. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, двадцать четвертая сессия. Приложение, пункт 106 повестки дня, документ А/7754.
5 См. А/44/672–S/20914.
Йоханнесбург и апартеид • Расшифровка эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсКак придумать городАудиолекцииМатериалы
Как во второй половине XX века, вопреки заветам Османа об объединении общества, главный город Южной Африки строился для людей с определенным цветом кожи
Автор Дарья Зеленова
18+
Начать свою лекцию я хотела бы с одной важной мысли. Апартеид, или апартхейд, что в переводе с африкаанс означает «разделение», стал логическим продолжением политики сегрегации, начатой колонистами на территории Южной Африки с момента первого европейского заселения в 1652 году. Важно понимать, что до установления режима апартеида в 1948 году Южно-Африканский Союз представлял собой государство переселенческого колониализма. Это такой тип колониализма, который выживает за счет расширения жизненного пространства самих колонистов в ущерб автохтонным, коренным народам. Итак, в 1652 году на территорию современной ЮАР к мысу Доброй Надежды прибывает корабль голландской Ост-Индской компании, участники которой во главе с Яном ван Рибеком образуют первую поселенческую Капскую колонию и ее центр Капстад, ныне Кейптаун.
Чарльз Дэвидсон Белл. Прибытие Яна ван Рибека в Столовую бухту в апреле 1652 года. XIX векWikimedia Commons
Потомки голландских переселенцев создают свое поселение, вступая в конфликт с местными народами банту. Их именуют африканеры. Африканеры говорят на видоизмененном голландском, занимаются земледелием и проповедуют кальвинизм. Через полвека в Капскую колонию приплывают англичане и начинают довольно активно устанавливать там свое присутствие. В череде захватнических войн, кульминацией которых стали две англо-бурские войны, англичане отвоевывают себе право стать частью новой политической и экономической элиты и образуют в 1910 году Южно-Африканский Союз — государство-доминион в составе Британской империи. Получается, что на протяжении 300-летней истории европейского господства в Южной Африке белое меньшинство, африканеры и англичане, занимало высшие позиции в общественной иерархии, а коренное население экономически порабощалось и использовалось преимущественно в качестве дешевой рабочей силы. Именно об этом говорил главный идеолог апартеида, кальвинистский проповедник Малан. Он утверждал, что в апартеиде нет ничего нового, это не что иное, как продолжение традиционной политики сегрегации колонистов, начавшейся 300 лет назад. Политика апартеида, по его мнению, выражала укорененное расовое самосознание белых южноафриканцев, прежде всего африканеров, принципиально отличное от самосознания коренных народов банту. Таким образом, в основе апартеида лежал африканерский национализм.
Исполнительный совет общества «Брудербонд». 1918 годWikimedia Commons
В какой-то момент африканеры создали секретное общество «Брудербонд». Это было такое тайное братство, мозговой центр, который влиял на принятие всех ключевых решений Национальной партии, которая и ввела апартеид в 1948 году. Тем не менее именно английские колонисты ввели законы, которые ограничили доступ африканцев к владению землей. В 1913 году они принимают первый подобный закон, в 1936 году еще один, так называемый Native Trust and Land Act. Африканцам было разрешено владеть землей только на территориях специальных резерваций. Это были самые небогатые и неплодородные регионы страны. В результате колониальной политики белое меньшинство, составлявшее примерно 15 % населения на момент падения режима апартеида в 1994 году, владело примерно 87 % всех земель в стране.
Апартеид стал своеобразной идеологизированной и радикализированной формой колониальной политики, которую проводили сначала африканеры, затем англичане — в течение почти что ста лет своего господства. Важно отметить, что европейская идея гражданства, наделения граждан своего государства правами, политическими свободами и социальными благами, при колониальных системах практически никогда не распространялась на коренное население колоний. Коренное население не считалось гражданами. Это проявлялось в разной степени в португальской, британской и французской колониальных системах. Все эти системы начали терпеть крах сразу после Второй мировой войны и рушились во многом благодаря массовому сопротивлению африканских народов снизу. В этом ряду колониальных империй ЮАР стала уникальным случаем, поскольку система расовых законов просуществовала там вплоть до 1994 года, до первых демократических выборов, в ходе которых к власти пришел первый африканский — или, как было принято тогда говорить, «черный» — президент Нельсон Мандела.
Нельсон Мандела во время предвыборной кампании. Апрель 1994 года© Per-Anders Pettersson / Getty Images
Здесь я хочу обратить ваше внимание, что в своей лекции я буду использовать расхожие и принятые в сегодняшнем научном дискурсе ЮАР расовые категории — «черные», «белые», «цветные» — в кавычках, чтобы подчеркнуть их сконструированный характер.
Итак, установление апартеида произошло в 1948 году. Чтобы рассказать о том, как развивался и жил главный экономический центр ЮАР Йоханнесбург, необходимо понимать, что из себя представлял апартеид как политическая и экономическая система. В 1948 году на выборах, в которых тогда принимало участие только белое население, к власти приходит крайне правая африканерская Национальная партия. Партия установила в стране расовую политику, концептуальную основу которой развил и обосновал кальвинистский пастор Малан.
Законы, которые придумал режим апартеида, должны были привести к полной сегрегации населения в соответствии с расовыми группами. Для этого была проведена расовая классификация всего населения. Согласно этой классификации, все жители делились на четыре группы: «белых», то есть европейцев; коренных, то есть «черных» (это были в основном народы банту). Далее в расовой классификации шли «цветные», это была очень «непонятная» с точки зрения расистской классификации группа, которая состояла из потомков от смешанных браков между африканерами с разными местными народами. «Цветные» говорили на языке африкаанс и исторически проживали в Капской провинции. Индийцев, которые традиционно имели большую колонию в регионе Наталь, и китайцев, которые исторически имели большое сообщество в Йоханнесбурге, относили к четвертой расовой группе — азиатам. К этим разным группам применялись разные подходы в управлении. Начиная с 1950-х годов происходят серьезные изменения в городском пространстве.
Нужно проговорить основные законы, с помощью которых апартеид пытался существовать. Первый закон был принят в 1950 году. С помощью этого закона были созданы сегрегированные районы в городах, и если район назывался белым, все небелые должны были оттуда уехать. Таким образом в период с 1960 по 1983 год порядка трех с половиной миллионов африканцев были выселены из центральных городских районов. Выселены они были в бантустаны, специальные резервации в сельской местности, на периферию городов, в так называемые тауншипы. «Тауншип» можно перевести на русский язык словом «поселок».
Софиятаун. 1955 год© ullstein bild via Getty Images
Интересна история сноса знаменитого тауншипа Софиятаун, который был образован в Йоханнесбурге еще в 1886 году и умудрился просуществовать практически в центре города вплоть до вот бесславно известного закона о городской сегрегации. Как только закон был принят, тауншип начали сносить.
Следующий закон, о котором обязательно нужно сказать, это закон о создании бантустанов: The Bantustan Act 1959 года. По сути, это были анклавы вдали от промышленно развитых городов, и предполагалось, что бантустаны должны стать как бы маленькими государствами с самоуправлением коренного населения. В основном в бантустанах проживали женщины, дети и старики, потому что все трудоспособное активное мужское население работало на производствах. Мужчины, которые выезжали в белые города, становились гастарбайтерами, у них не было официального разрешения оставаться на ночь в городах, и они должны были уезжать после работы в специальные общежития на окраине этих городов или к себе в тауншипы.
Еще один важный закон — о сегрегации в образовании, Bantu Education Act 1953 года. Он предполагал разное обучение для белых и черных студентов. Как говорил министр по делам коренного населения Фервурд: «Африканские дети должны учиться только тому, что позволит им жить в их собственном обществе, зачем им учить то, что понадобится в европейском обществе, ведь они никогда не будут жить рядом с нами». Естественно, эти расовые законы встречали волны сопротивления, причем как в среде так называемых черных жителей, так и в среде цветных, но не только. В среде белых благополучных горожан формировались группы, недовольные такой расовой политикой. Например, в 1955 году в Йоханнесбурге шестеро женщин из среднего класса создали общественную организацию Black Sash. Она выступала против жестких расовых практик апартеида и впоследствии создала адвокатскую контору по защите прав небелого населения.
Протест против расовой дискриминации в Южной Африке. Лондон, 1956 год© Corbis via Getty Images
На международном уровне апартеид вызвал резкое осуждение, прежде всего со стороны социалистических стран и СССР, а также со стороны ряда прогрессивных левых политических партий в Западной Европе. В результате жесткой политики апартеида в 1961 году Южно-Африканский Союз выходит из Содружества наций и становится полностью независимым государством, Южно-Африканской Республикой, или ЮАР. ЮАР восстановила свое членство в Содружестве только в 1994 году, после ликвидации системы апартеида.
Интересно, как такие чудовищные законы сказывались на повседневной жизни горожан. Пример Йоханнесбурга особенно показателен, поскольку в этом городе исторически концентрировалось большое количество мигрантов из разных уголков света. Город был основан в 1886 году австралийским золотоискателем Джорджем Харрисоном и стал магнитом для предпринимателей и авантюристов всех мастей. После открытия рудников и таких крупнейших корпораций, как Anglo American, Йоханнесбург стал местом концентрации рабочего класса, трудившегося на шахтах вблизи города, и растущего числа офисных работников. В городе на разных предприятиях трудились рабочие, которые после рабочего дня разъезжались по сегрегированным жилым комплексам. «Черные» рабочие жили в общежитиях вдали от своих семей, которые, как я уже говорила, оставались в бантустанах. В 50-е годы после введения законов о сегрегации в городской среде государство начало массовое строительство жилых кварталов для «черного» населения, так называемых тауншипов. Идея заключалась в том, чтобы освободить города от коренного населения: оно должно обслуживать «белые» города, а проживать где-то подальше. Где же оно должно было проживать? После того как был введен Group Areas Act, все неформальные поселения в городе, которые исторически там возникали, были уничтожены. Таким образом, все «цветное» и «черное» население предполагалось переселить в компактные жилые массивы на периферии Йоханнесбурга.
Соуэто. Около 1960 года© Archive Photos / Getty Images
Один из самых известных жилых массивов — комплекс Соуэто, который был создан в начале 50-х годов, как раз во времена расцвета апартеида. Создавая серию экспериментальных проектов массового типового жилья, архитекторы, работавшие в Южной Африке, и в частности Калдервуд, использовали классические модернистские идеи. Калдервурд был студентом архитектурного факультета Университета Витватерсран и в своих работах цитировал основополагающие работы Патрика Геддеса и Льюиса Мамфорда. В своем подходе он подчеркивает важность социологических исследований для понимания изменений в урбанизации. Отмечая необходимость социальных исследований, Калдервуд указывал, что, к сожалению, в ЮАР информации касательно пожеланий и предпочтений «черного» населения не существует. Отсутствие социальных данных о том, как живут и чего хотят африканцы, позволило планировщикам пойти по рациональному методу с его упором на технические решения, чтобы минимизировать расходы.
Калдервуд разработал типовой четырехкомнатный дом площадью 40 квадратных метров, который лег в основу знаменитого жилого комплекса Соуэто. В народе эти домики получили название спичечных коробок, matchboxes. При проектировании тауншипов были установлены минимальные жилищные стандарты, принятые правительством и жилищными властями для воспроизведения тысячами по всей Южной Африке в течение трех десятилетий, начиная с 1950-х годов и заканчивая 1980-ми. В духе идей Ле Корбюзье, на которого также ссылался в своих работах Калдервуд, каждый домик должен был иметь свой придомовой садик, чтобы пространство тауншипа не выглядело скучным. Еще один интересный сдвиг происходит относительно идеи домовладения. Ведь, как мы знаем, апартеид запрещал иметь в собственности дома коренному населению, и даже в тауншипах африканцы и «цветные» не могли выкупать дома до определенного момента.
Восстание в Соуэто. 1976 год© Bettman / Getty Images
После 1976 года, после знаменитого восстания школьников в Соуэто (восстание закончилось убийством более сотни демонстрантов и вызвало огромный резонанс в мире), режим апартеида решил пойти на ряд уступок. В частности, в Соуэто в 1978 году разрешилось выкупать дома в собственность. Какая идея лежала в основе этого решения? Как полагали государственные деятели апартеида, идея частной собственности противоречила идее коммунизма. Иными словами, дав возможность благосостоятельным африканцам выкупать дома в собственность, правительство полагало, что таким образом оно будет способствовать формированию среднего класса и сдерживать протестные настроения, которые существовали в Соуэто. Конечно, необходимо понимать, что Соуэто, как и другие тауншипы, построенные во времена апартеида, несмотря на красивый план Калдервуда, были местами очень отсталыми с точки зрения городской инфраструктуры: далеко не везде было электричество и канализация, плохо были оснащены школы и больницы.
Таким образом, с юго-запада Йоханнесбург был окружен конгломератом тауншипов, которые назывались Соуэто, — на самом деле это целый конгломерат тауншипов. Соуэто существует до сих пор, и там проживает более миллиона человека. Конечно, сейчас он выглядит по-другому: построены хорошие дороги, проведено электричество. Существуют части Соуэто, в которых живут очень благополучные африканцы, существуют менее благополучные районы, но в целом этот тауншип выглядит куда более оптимистично, чем в 50-е, 60-е и 70-е годы.
Что же происходило в центре Йоханнесбурга? Удалось ли архитекторам апартеида реализовать свой безумный план по сохранению этнической гомогенности?
Вид Йоханнесбурга. 1958 год© Claude Jacoby / ullstein bild via Getty Images
Это интересно, потому что, как я уже говорила, по замыслу всей инфраструктурой в городах могло пользоваться только привилегированное «белое» население. Процитирую, как вспоминает свое пребывание в Йоханнесбурге в начале 70-х годов французская журналистка Ани Франкос:
«Всю первую половину дня я разгуливаю по улицам Йоханнесбурга, по сравнению с которым самые большие африканские столицы кажутся глухими деревушками. Всюду бетон, прямые строго распланированные улицы, сверкающие неоном витрины, огромные рекламные щиты. В центре города царит необычайное оживление — здесь расположены административные учреждения, банки, представительства международных компаний и большие магазины. Всюду полно кофеен, точно таких, как в Лондоне. Чаще всего их содержат итальянцы и греки, эмигрировавшие из Египта… Много американских и английских машин. Они протискиваются между двухэтажными красными автобусами, напоминающими о том, что совсем недавно Южная Африка была доминионом Английского королевства. В основном толпа состоит из белых, но во время ланча мне приходилось наблюдать любопытнейшее явление: улица словно меняет окраску — белые устремляются из магазинов и контор к своим огромным машинам, торопясь домой или в ресторан. И тысячи черных в рабочих комбинезонах завладевают улицей. Они рассаживаются группами на земле и тротуарах и, опустив ноги в ручей, играют в домино, читают газеты, о чем-то спорят. Некоторые входят в магазины и выходят оттуда с бутербродом, апельсинами и большими картонными бутылками, на которых написано „Пиво банту“. Я никак не могу понять, почему они сидят вот так, на тротуарах, ведь в кафе, наверное, было бы удобнее. Проверяю надписи на дверях нескольких ресторанов, но нигде не вижу таблички „только для белых“. Обращаюсь за разъяснением к африканской девушке, которая уже давно наблюдает за мной. Сначала она несколько удивилась, потом, уловив по моему акценту, что я нездешняя, ответила: да потому что весь Йоханнесбург только для белых, и напоминать об этом не следует. Как это, изумляюсь я, наверное, африканцам запрещено все-таки посещать какие-то определенные места — и все? Нет, отвечает она, для нас в Йоханнесбурге вообще нет места. Нет ни ресторанов, ни кино, ни столовых — это белая зона. <…> За нарушение городского закона о раздельном пользовании общественными зонами полагался штраф — тюремное заключение до трех лет, штраф в несколько сотен фунтов или 10 ударов плетьми, а то и два наказания сразу».
В период расцвета апартеида, в 50–60-е годы, городские власти Йоханнесбурга благоустраивают центральные районы города. Я бы хотела выделить два района, которые интересны своей потрясающей историей. Они были основаны как мигрантские кварталы — до апартеида, практически с момента образования Йоханнесбурга. Первый район, о котором я хочу рассказать, это Хиллброу. В 1890-х годах там уже были первые сообщества мигрантов. Во времена апартеида он был маркирован как «белый» и, все, кто принадлежал к другим расовым группам, должны были оттуда уехать. Этот район хорошо благоустраивался: в 1960-х годах там строились многоэтажные квартирные дома, которые заселяли молодые «белые» пары. Эти квартиры были стартовым жильем для молодых семей, которые впоследствии покупали более престижные дома в пригородах Йоханнесбурга. Соответственно, во времена апартеида Хиллброу имел особый молодежный вайб и был символом благополучной «белой» жизни. К концу 60-х годов за счет быстрого строительства высотных офисных и жилых домов район был преобразован.
Район Хиллброу. 1973 год© Harvey Meston / Archive Photos / Getty Images
Но в 70-е годы Хиллброу становится местом концентрации «белого» гей-сообщества Йоханнесбурга: первые клиники для лечения ВИЧ-инфицированных появились в Хиллброу. И когда молодежь уезжала, квартиры выкупали молодые гей-пары. В 1980-х годах, после отмены режимом апартеида печально известного Group Areas Act, закона о сегрегации городского пространства, режим апартеида уже понимает свою несостоятельность, в тауншипах постоянно идут протесты, бунты, и начинается политика послаблений и уступок. В Хиллброу заезжают индийцы и «цветные» — некоторые районы перестают маркироваться как «белые», и он становится одним из первых районов, куда прибывают иноэтничные группы. Этот район становится более мультикультурным и быстро меняется. Вместе с тем нужно понимать, что режим апартеида ослаб не только благодаря протесту африканцев снизу, хотя, конечно, это было значительной силой, но в том числе благодаря экономическому кризису, который разразился в конце 70-х годов. У режима остается все меньше денег, и благоустраивать городскую среду в центре города в тех объемах, в которых это делалось в 60-е годы, становится невозможно. Хиллброу начинает немного запустевать, а к началу 90-х приходит в упадок.
Еще один район Йоханнесбурга, основанный как мигрантский анклав сразу же после основания города, это Йоувилл. Это один из самых старых районов города. Как и Хиллброу, исторически он был заселен мигрантами, в основном евреями и белыми южноафриканцами. Йоувилл был центром богемной культурной жизни: там были литературные кафе, ночные клубы, рестораны и так далее. Но как и Хиллброу, Йоувилл начал меняться, и в какой-то момент некогда благополучный район превратился в район запустения, как и Хиллброу. Это произошло вследствие экономического кризиса из-за общего упадка центральной части города — государство фактически прекратило обслуживать многоквартирные дома в Хиллброу и в должной степени обслуживать домики в Йоувилле (Йоувилл состоял не из высотной застройки, а из одноэтажных колониальных домиков). Цены на жилье в этих районах упали, и это стало привлекать менее благополучные группы горожан.
При этом я ни в коем случае не хочу истолковывать это как следствие выхода «белого» населения из центральных районов — это неверная логика. Нужно хорошо понимать структуру апартеида, его законы, то, как в 1960-е годы финансировались благополучные районы Центрального Йоханнесбурга и почему в 1980-х годах это финансирование прекратилось.
Таким образом, оказалось, что при помощи технических методов решить социальные проблемы в городе было невозможно. Задумав благоустроенное жилье для отдельных расовых групп и наделив его жителей правом собственности, режим апартеида проводил вместе с тем жесткую расистскую политику, и эта политика на долгие годы укрепила пространственное неравенство Йоханнесбурга. Сегодня, если вы приедете в Йоханнесбург, вам станет очевидно, что география апартеида не преодолена, хотя сегодня она имеет скорее классовое измерение, чем расовое.
Курс подготовлен вместе с Высшей школой урбанистики имени А. А. Высоковского ФГРР НИУ ВШЭ при поддержке компании VEKA Rus в рамках празднования 10-летия школы.
Реклама. Архив. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» («НИУ ВШЭ») / ООО «ВЕКА Рус»
ГусьгусьКандидат игрушечных наук
Когда появились первые стеклянные игрушки? Что нужно сделать, чтобы игрушка блестела? Как английская королева Виктория ввела моду на елочные украшения из стекла? Во втором эпизоде нового детского подкаста химик Иван Сорокин рассказывает про елочные игрушки
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Аудиолекции
19 минут
1/7
Париж и реформы барона Османа
Как в середине XIX века бывший городской префект и друг Наполеона III придумал не только новый облик Парижа, но и парижанина
Читает Алексей Новиков
Как в середине XIX века бывший городской префект и друг Наполеона III придумал не только новый облик Парижа, но и парижанина
18 минут
2/7
Чикаго и Великий пожар
Как в конце XIX века пожар, едва не уничтоживший Чикаго, подарил миру новый город и профессию городского планировщика
Читает Ксения Мокрушина-Аквавива
Как в конце XIX века пожар, едва не уничтоживший Чикаго, подарил миру новый город и профессию городского планировщика
18 минут
3/7
Тель-Авив и план Геддеса
Как в 1920-х годах ботаник-анархист придумал городскую среду раньше городской планировки, а улицу — раньше, чем дом
Читают Алексей Новиков, Марина Сапунова
Как в 1920-х годах ботаник-анархист придумал городскую среду раньше городской планировки, а улицу — раньше, чем дом
17 минут
4/7
Магнитогорск и идеи социализма
Как в 1930-х годах в Советском Союзе хотели сконструировать нового человека, поселив его в городе-конструкторе
Читает Евгения Конышева
Как в 1930-х годах в Советском Союзе хотели сконструировать нового человека, поселив его в городе-конструкторе
18 минут
5/7
Зеленоград и города-спутники
Как к 1950-м годам город-сад уступил место городу-спутнику, каким задумывался спутник Москвы Зеленоград и при чем тут шпионский скандал
Читает Ольга Казакова
Как к 1950-м годам город-сад уступил место городу-спутнику, каким задумывался спутник Москвы Зеленоград и при чем тут шпионский скандал
24 минуты
6/7
Берлин и его разделение
Как в 1961–1989 годах Берлин разделили на два города, а потом снова объединили в один и как это помогло жителям принять свою историю
Читает Екатерина Рыбакова
Как в 1961–1989 годах Берлин разделили на два города, а потом снова объединили в один и как это помогло жителям принять свою историю
25 минут
7/7
Йоханнесбург и апартеид
Как во второй половине XX века, вопреки заветам Османа об объединении общества, главный город Южной Африки строился для людей с определенным цветом кожи
Читает Дарья Зеленова
Как во второй половине XX века, вопреки заветам Османа об объединении общества, главный город Южной Африки строился для людей с определенным цветом кожи
Материалы
Тест: чей это вид из окна?
Что видели из своих окон поэты и писатели
7 утопических городских проектов
Город как сад, город как ландшафт и другие фантастические идеи городского планирования
«Метро-2», госужас и другие городские легенды о страшных местах
Как устроен советский городской фольклор
7 фильмов о городах, которые вы могли пропустить
Мегаполис как один из важных экранных образов
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS
История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Апартеид: определение и Южная Африка
Апартеид в Южной Африке
Расовая сегрегация и превосходство белых стали центральными аспектами политики Южной Африки задолго до того, как начался апартеид. Спорный Земельный закон 1913 года, принятый через три года после обретения Южной Африкой независимости, положил начало территориальной сегрегации, заставив чернокожих африканцев жить в резервациях и запретив им работать издольщиками. Противники Закона о земле сформировали Южноафриканский национальный конгресс коренных жителей, который впоследствии стал Африканским национальным конгрессом (АНК).
Знаете ли вы? Лидер АНК Нельсон Мандела, освобожденный из тюрьмы в феврале 1990 года, тесно сотрудничал с правительством президента Ф. В. де Клерка над составлением новой конституции Южной Африки. После того, как обе стороны пошли на уступки, они достигли соглашения в 1993 году и в том же году разделят Нобелевскую премию мира за свои усилия.
Великая депрессия и Вторая мировая война принесли в Южную Африку растущие экономические проблемы и убедили правительство усилить политику расовой сегрегации. В 1948, Африканерская национальная партия победила на всеобщих выборах под лозунгом «апартеид» (буквально «обособленность»). Их целью было не только отделить белое меньшинство Южной Африки от его небелого большинства, но также отделить небелых друг от друга и разделить чернокожих южноафриканцев по племенному признаку, чтобы уменьшить их политическую власть.
Апартеид становится законом
К 1950 году правительство запретило браки между белыми и представителями других рас, а также сексуальные отношения между черными и белыми южноафриканцами. Закон о регистрации населения 19 г.50 обеспечил базовую основу для апартеида, классифицировав всех южноафриканцев по расе, включая банту (черные африканцы), цветных (смешанная раса) и белых.
Позже была добавлена четвертая категория, азиатская (имеется в виду индиец и пакистанец). В некоторых случаях законодательство разделяло семьи; родитель мог быть классифицирован как белый, а их дети были классифицированы как цветные.
Ряд законов о земле выделил более 80 процентов земель страны для белого меньшинства, а «законы о пропусках» требовали, чтобы небелые имели при себе документы, разрешающие их присутствие в запретных зонах.
Чтобы ограничить контакты между расами, правительство создало отдельные общественные учреждения для белых и небелых, ограничило деятельность небелых профсоюзов и отказало небелым в участии в национальном правительстве.
С 1948 по 1990-е годы в жизни Южной Африки доминировало одно-единственное слово. Апартеид — на африкаанс означает «обособленность» — держал большинство чернокожего населения страны под пятой небольшого белого меньшинства. Сегрегация началась в 1948 году после прихода к власти Национальной партии. Партия ввела политику превосходства белых, которая наделила белых южноафриканцев, потомков голландских и британских поселенцев, и еще больше лишила гражданских прав чернокожих африканцев. Принятие законов и политика апартеида запрещали чернокожим въезжать в городские районы без немедленного поиска работы. Не иметь сберегательной книжки для чернокожего было незаконно. Черные не могли жениться на белых. Они не могли открывать бизнес в белых районах. Везде, от больниц до пляжей, была сегрегация. Образование было ограничено. Расистские страхи и отношение к «туземцам» окрашены в белое общество. Многие белые женщины в Южной Африке научились пользоваться огнестрельным оружием для самозащиты в случае расовых беспорядков в 1919 году.61, когда Южная Африка стала республикой. Хотя апартеид якобы был разработан для того, чтобы позволить различным расам развиваться самостоятельно, он вынудил чернокожих южноафриканцев жить в нищете и безнадежности, поскольку они были ограничены определенными районами. Дети из поселков Ланга и Уиндермир, которые здесь убирают мусор недалеко от Кейптауна, февраль 1955 года. Несмотря на то, что они были лишены прав, чернокожие южноафриканцы протестовали против обращения с ними в условиях апартеида. В 1950-х годах Африканский национальный конгресс, старейшая чернокожая политическая партия страны, инициировала массовую мобилизацию против расистских законов, получившую название Кампания неповиновения. Черные рабочие бойкотировали белые предприятия, бастовали и устраивали ненасильственные акции протеста. В 1919 г.60 октября южноафриканская полиция убила 69 мирных демонстрантов в Шарпевиле, что вызвало общенациональное инакомыслие и волну забастовок. В ответ на протесты правительство объявило чрезвычайное положение, но это их не остановило. 30 000 протестующих проходят маршем из Ланги в Кейптаун в Южной Африке, требуя освобождения чернокожих лидеров, арестованных после резни в Шарпевиле. Хотя они продолжались, они часто сталкивались с жестокостью со стороны полиции и государства. Войска морской пехоты ЮАР остановили этого человека в Ньянге, недалеко от Кейптауна, 19 апреля.60, когда чернокожие протестующие пытались пройти маршем в Кейптаун. Чрезвычайное положение расчистило путь для введения в действие еще большего количества законов об апартеиде. Подгруппа протестующих, уставшая от того, что они считали неэффективными ненасильственными протестами, вместо этого прибегла к вооруженному сопротивлению. Среди них был Нельсон Мандела, который помог организовать военизированную подгруппу АНК в 1960 г. Он был арестован за государственную измену в 1961 г. и приговорен к пожизненному заключению по обвинению в саботаже в 1964 г. 16 июня 1976 г. до 10 000 чернокожих школьники, вдохновленные новыми постулатами черного сознания, вышли на марш протеста против нового закона, заставляющего их изучать африкаанс в школах. В ответ полиция расстреляла более 100 протестующих, и начался хаос. Несмотря на попытки сдержать протесты, они распространились по ЮАР. В ответ лидеры движения в изгнании вербовали все больше и больше людей для сопротивления. Когда президент Южной Африки П.В. Бота ушел в отставку в 1989, тупиковая ситуация наконец вышла из тупика. Преемник Боты, Ф. В. де Клерк, решил, что пришло время вести переговоры, чтобы положить конец апартеиду. В феврале 1990 года де Клерк отменил запрет на деятельность АНК и других оппозиционных групп и освободил Манделу. В 1994 году Мандела стал президентом Южной Африки, и Южная Африка приняла новую конституцию, которая позволила Южной Африке избежать расовой дискриминации. Он вступил в силу в 1997 году
1 / 10: Ejor/Getty Images
Апартеид и раздельное развитие
Хендрик Фервурд, ставший премьер-министром в 1958 году, усовершенствовал политику апартеида до системы, которую он назвал «раздельным развитием». В соответствии с Законом о содействии самоуправлению банту 1959 года было создано 10 родных мест банту, известных как бантустаны. Отделение чернокожих южноафриканцев друг от друга позволило правительству заявить, что черного большинства нет, и уменьшило вероятность того, что чернокожие объединятся в одну националистическую организацию.
Каждый чернокожий южноафриканец был назначен гражданином одного из бантустанов, система, которая якобы давала им полные политические права, но фактически исключала их из политического тела страны.
Одним из самых разрушительных аспектов апартеида стало то, что правительство насильно выселило чернокожих южноафриканцев из сельских районов, обозначенных как «белые», на родину и продало их землю по низким ценам белым фермерам. С 1961 по 1994 год более 3,5 млн человек были насильственно выселены из своих домов и отправлены в бантустаны, где они погрузились в нищету и безысходность.
Оппозиция апартеиду
Сопротивление апартеиду в Южной Африке на протяжении многих лет принимало различные формы: от ненасильственных демонстраций, протестов и забастовок до политических акций и, в конечном итоге, до вооруженного сопротивления.
Вместе с Южно-Индийским национальным конгрессом АНК организовал массовый митинг в 1952 году, во время которого участники сожгли свои паспорта. Группа, называющая себя Конгрессом народа, приняла Хартию свободы в 1955 году, утверждая, что «Южная Африка принадлежит всем, кто в ней живет, черным или белым». Правительство разогнало митинг и арестовало 150 человек по обвинению в государственной измене.
Резня в Шарпевиле
В 1960 году в черном городке Шарпевиль полиция открыла огонь по группе безоружных чернокожих, связанных с Панафриканским конгрессом (ПАК), ответвлением АНК. Группа прибыла в полицейский участок без пропусков, предлагая арест в качестве акта сопротивления. По меньшей мере 67 человек погибли и более 180 получили ранения.
Резня в Шарпевиле убедила многих лидеров противников апартеида в том, что они не могут достичь своих целей мирными средствами, и как ПАК, так и АНК создали военные подразделения, ни одно из которых никогда не представляло серьезной военной угрозы для государства.
Нельсон Мандела
К 1961 году большинство лидеров сопротивления были схвачены и приговорены к длительным срокам тюремного заключения или казнены. Нельсон Мандела, основатель Umkhonto we Sizwe («Копье нации»), военного крыла АНК, находился в заключении с 19с 63 по 1990 год; его тюремное заключение привлечет международное внимание и поможет заручиться поддержкой дела против апартеида.
10 июня 1980 года его последователи пронесли в тюрьму письмо Манделы и обнародовали его: «ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! МОБИЛИЗУЙТЕСЬ! БОРИСЬ! МЕЖДУ НАКОВАЛЬНЕЙ ОБЪЕДИНЕННЫХ МАССОВЫХ ДЕЙСТВИЙ И МОЛОТОМ ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ МЫ СРАЗИМ АПАРТЕИД!»
Президент Ф. В. де Клерк
В 1976 году, когда тысячи чернокожих детей в Соуэто, поселке чернокожих за пределами Йоханнесбурга, протестовали против обязательного изучения языка африкаанс для чернокожих африканских студентов, полиция открыла огонь слезоточивым газом и пулями.
Последовавшие за этим протесты и репрессии правительства в сочетании с национальной экономической рецессией привлекли внимание международного сообщества к Южной Африке и разрушили все оставшиеся иллюзии о том, что апартеид принес стране мир и процветание.
Генеральная Ассамблея ООН осудила апартеид в 1973 году, а в 1976 году Совет Безопасности ООН проголосовал за введение обязательного эмбарго на продажу оружия в Южную Африку. В 1985 году Великобритания и США ввели экономические санкции против страны.
Под давлением международного сообщества правительство Национальной партии Питера Боты попыталось провести некоторые реформы, включая отмену законов о пропусках и запрет на межрасовый секс и браки. Однако реформы не привели к каким-либо существенным изменениям, и к 1989 году Бота был вынужден уйти в отставку в пользу другого консервативного президента, Ф. В. де Клерка, который поддерживал апартеид на протяжении всей своей политической карьеры.
Когда закончился апартеид?
Несмотря на то, что он был консерватором, Де Клерк перешел к более прагматичной политической философии, и его правительство впоследствии отменило Закон о регистрации населения, а также большинство других законов, которые легли в основу правовой основы апартеида. Де Клерк освободил Нельсона Манделу 11 февраля 19 года.90.
Новая конституция, которая предоставила избирательные права чернокожим гражданам и другим расовым группам, вступила в силу в 1994 году, и выборы в том же году привели к созданию коалиционного правительства с небелым большинством, что ознаменовало официальный конец системы апартеида.
Источники
Конец апартеида. Архив: Государственный департамент США.
История апартеида в Южной Африке. История Южной Африки в Интернете.
Южная Африка: двадцать пять лет после апартеида. Университет штата Огайо: Фонд Стэнтона.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Самые популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и многое другое. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
Leave a Reply