почему в современном мире существует сегрегация — РТ на русском
70 лет назад в Южной Африке на государственном уровне начала проводиться политика апартеида. Миллионы людей были официально лишены элементарных прав человека и заперты в резервациях. И хотя в 1994 году власть в стране сменилась на демократическую и президентом ЮАР стал борец с апартеидом Нельсон Мандела, последствия событий XX века до сих пор значительно влияют на государство. Об истории преступного режима и сегрегации в современном мире — в материале RT.
Началом воплощения в жизнь политики апартеида на государственном уровне в Южно-Африканской Республике (на тот момент — Южно-Африканском Союзе) считаются парламентские выборы 26 мая 1948 года, на которых победила Национальная партия, сделавшая сегрегацию одним из ключевых моментов предвыборной кампании. На самом деле своими корнями апартеид уходит в далёкое прошлое.
Англичане и буры
В 1652 году служащий Голландской Ост-Индской компании Ян ван Рибек основал на южноафриканском мысе Доброй Надежды форт, ставший впоследствии пунктом обеспечения водой и продуктами судов, следующих из Европы в Азию. Поселение было названо Капстадом (современное название — Кейптаун). У колонистов сразу же начались столкновения с местным населением: голландцы захватывали землю и рабов, а коренные жители Южной Африки угоняли у них скот.
Также по теме
За последние 20 лет в ЮАР были убиты 4 тысячи белых жителей
Власти ЮАР заявили, что им удалось прекратить жестокие преступления на расовой почве и тем самым решить проблему, которая, по их…
Из-за того, что климатические условия в регионе напоминали европейские, новая колония привлекла внимание выходцев не только из Голландии, но и из Германии, Австрии, Скандинавии и Франции (из последней в XVII веке массово бежали протестанты-гугеноты). Основой религиозного самосознания переселенцев стал кальвинизм (направление протестантизма). Белые поселенцы в Южной Африке сами себя начали называть бурами, что в переводе означает «крестьяне».
Колонисты изгнали из районов, прилегающих к мысу Доброй Надежды, коренное население, а после банкротства Ост-Индской компании образовали в конце XVIII века две независимые республики — Свеллендам и Граф Рейнерт. Однако просуществовали они недолго. Бывшую голландскую колонию оккупировали англичане, которые в это время стали массово проникать в регион. Наполеон Бонапарт попытался вернуть Южную Африку голландцам, но по итогам Венского конгресса 1815 года мыс Доброй Надежды с прилегающими к нему территориями отошёл Великобритании.
Британцы обложили буров высокими налогами, стали принуждать их подчиняться колониальной полиции, набранной из темнокожих, и ликвидировали в Южной Африке рабство, лежавшее в основе сельскохозяйственного производства. Все выступления буров англичане жестоко подавляли.
В середине XIX века более 150 тыс. потомков первых колонистов Южной Африки покинули британские колонии и двинулись на север, где захватили у коренного населения земли, на которых основали две новые республики – Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство. Неравенство белого и темнокожего населения было официально закреплено в их законодательстве.
- Буры на фоне холма Спион-Коп, 1900 год
- © Wikipedia
Вскоре на территории молодых республик были обнаружены богатые месторождения полезных ископаемых, что привело к очередному витку англо-бурского противостояния. Какое-то время южноафриканские государства отбивались от Великобритании при поддержке Германии, но в 1899 году началась Англо-бурская война, в ходе которой впервые в мире масштабно стали применяться пулемёты, бронепоезда, рассыпчатый строй, форма цвета хаки и концлагеря (в них англичане содержали семьи буров и нелояльное к Британии темнокожее население). В 1902 году война завершилась победой англичан. Под властью официального Лондона оказалась вся Южная Африка. В 1910 году все захваченные британцами колонии были объединены в доминион под названием Южно-Африканский Союз.
Путь к апартеиду
«Система апартеида не возникла в одночасье в 1948 году. Она складывалась на всём протяжении существования доминиона, и даже до его создания, выражаясь во внедрении практики сегрегации, расизма и дискриминации», — рассказала в интервью RT научный сотрудник Института Африки РАН, кандидат исторических наук Александра Архангельская.
Несмотря на то что светлокожие жители Южной Африки составляли меньшую часть населения региона, среди избирателей их было 93%. Темнокожие африканцы, потомки от смешанных браков и переселенцы из Азии, имели право голоса лишь по высокому имущественному цензу, да и то не повсеместно. Нарезка избирательных округов давала определённые преимущества жителям сельских регионов, заселённых консервативно настроенными бурами.
- Южноафриканский политик Ян Смэтс (1870—1950)
- © Hulton-Deutsch Collection/CORBIS/Corbis via Getty Images
В 1917 году заместитель главы правительства и будущий премьер ЮАС Ян Христиан Смэтс впервые публично использовал термин «апартеид» («разделённость», или «раздельное проживание»).
Вскоре после образования доминиона наиболее консервативные представители бурской элиты образовали Национальную партию, выступающую против межрасовых браков и в поддержку языка африкаанс, на котором говорили потомки голландско-германских поселенцев, а также за выход ЮАС из состава Британской империи.
Несмотря на то что между двумя мировыми войнами у власти в ЮАС находились политики, считавшиеся относительно умеренными, в 1920-е годы были официально запрещены «безнравственные» отношения между светлокожим и коренным африканским населением, а также свободное перемещение африканцев по «белым» районам.
В 1930-е годы умеренная Южноафриканская партия официально объединилась с Национальной. В руках единой политической силы оказалась вся полнота власти в ЮАС. Это не понравилось наиболее радикальным правым консерваторам во главе с экс-министром внутренних дел Даниэлем Маланом, официально заявившим об образовании отдельной «Воссозданной национальной партии».
Перед началом Второй мировой войны среди бурских консерваторов царили прогитлеровские настроения. После начала боевых действий, когда проправительственная коалиция в парламенте с незначительным перевесом провела решение об отказе от сепаратного мира с Третьим рейхом и объявила о поддержке Британии, коалиция развалилась и «умеренные» националисты помирились с Маланом.
- Премьер-министр Южной Африки Даниэль Франсуа Малан с женой
- AFP
ЮАС официально вошёл в Антигитлеровскую коалицию и участвовал в войне против немцев и итальянцев в африканском театре боевых действий. Однако среди местного светлокожего населения крепли антибританские и антисоветские настроения.
В 1947 году, в преддверии очередных парламентских выборов, Национальная партия объявила о курсе на установление апартеида и о радикальной борьбе с коммунизмом. Позже в партии уточнили, что собираются переселить всё темнокожее население в закрытые резервации.
26 мая 1948 года Национальная партия Малана победила на выборах и, образовав коалицию с Африканерской партией, сформировала правительство, установившее режим апартеида.
«На популярность правых политиков и идей апартеида в ЮАС повлиял начавшийся после Второй мировой войны процесс деколонизации. Белое меньшинство в Южной Африке боялось потерять власть», — пояснил RT главный научный сотрудник Института Африки РАН, доктор исторических наук Андрей Урнов.
Сегрегация и бантустаны
Для разработки теории и практики апартеида вскоре после выборов в ЮАС было создано специальное Южноафриканское бюро по изучению расовых отношений.
По его инициативе парламент принял решение о полном запрете браков «белых» с «не белыми», предполагавшее не только отказ от межрасовых браков на территории ЮАС, но и признание недействительными таких браков, заключённых за границей.
К юридической ответственности по новым законам были привлечены тысячи людей.
Кроме того, был принят акт о «регистрации» жителей ЮАС, делящий людей на три категории: европейцы, темнокожие и цветные (жители Союза неевропейского происхождения, в то же время не являющиеся коренными африканцами). Расовая принадлежность фиксировалась в удостоверениях нового типа и заверялась несмываемой печатью.
«Права разных групп отличались друг от друга. Самой жестокой дискриминации подвергались темнокожие жители ЮАС. Права индийцев и выходцев из Юго-Восточной Азии были шире, но и против них действовал ряд ограничений», — подчеркнула Александра Архангельская.
- Дети живут в трущобах, Южная Африка, 1952
- © Afro American Newspapers/Gado/Getty Images
В начале 1950-х на территории страны был создан ряд резерваций, названных по имени группы народов банту — бантустанами. Хотя темнокожие составляли около 80% населения ЮАС, под их проживание было выделено всего 13% территории государства. Причём территории с самой неплодородной и наименее пригодной для проживания землёй.
Начался снос трущоб, построенных в период индустриализации для темнокожих работников.
Более 3 млн человек в рамках этой кампании подверглись насильственному переселению в гетто.
Образование белые и темнокожие дети получали отдельно. Причём всё, что противоречило националистическим взглядам, было исключено из программы. В учебниках пропагандировалась «иерархия рас», присутствовали оскорбительные утверждения в адрес целых народов, основанные на этнических стереотипах. Чиновники от образования прямо говорили о том, что их цель — вбить в голову маленьким африканцам, что равенство с белыми для них невозможно.
Раздельной была и медицина. Если для лечения жителей ЮАС европейского происхождения были созданы максимально комфортные условия, то в ряде гетто больниц не существовало в принципе.
- © Bettmann / Getty Images
Была введена сегрегация на транспорте, в сфере общественного питания, в кинотеатрах, в религиозных сооружениях.
Коммунистическая партия после объявления режима апартеида оказалась под полным запретом. Во всех сферах жизни пропагандировался воинствующий антикоммунизм.
В 1961 году ЮАС вышел из Содружества наций и преобразовался в Южно-Африканскую Республику. Бантустаны лидеры ЮАР решили объявить формально независимыми. «Власти ЮАР стали создавать фиктивные власти в резервациях», — отметил Андрей Урнов. Сделано это было для того, чтобы окончательно лишить африканцев гражданских прав. Хотя мировое сообщество и не признало «независимость» бантустанов, в ЮАР с их жителями пытались обращаться формально как с иностранцами, закрывая им свободный доступ на «территории для белых».
«Происходящее при апартеиде стало мировым прецедентом из-за того, что расистские и сегрегационные проявления являлись официально провозглашённой политикой государства», — подчеркнула Александра Архангельская.
«Постепенно в стране начали возникать экономические проблемы. Сегрегация не могла привести к благосостоянию и процветанию», — отметила эксперт.
Также по теме
The New York Times: К аресту Нельсона Манделы было причастно ЦРУ
Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США сыграло важную роль в аресте южноафриканского лидера в 1962 году, когда чернокожий. ..
«ЮАР при апартеиде была частью западного мира. Против республики вводились какие-то санкции, но в то же время западные страны щадили её власти и не давали никому подорвать сам режим, опасаясь усиления Африканского национального конгресса (АНК) и южноафриканских коммунистов», — заявил Андрей Урнов.
По словам эксперта, африканцы долгое время пытались бороться за свои права мирным путём. Они находились под сильным влиянием идей Ганди и, выступая против любой дискриминации, требовали не преимуществ, а официального равенства. Но в конце концов, не выдержав массовых избиений и расстрелов мирных демонстраций, темнокожее население взялось за оружие и развернуло партизанскую борьбу.
«В 1980-е годы АНК набрал силу. А вскоре начался развал социалистического лагеря, и западные страны перестали опасаться потенциального роста советского влияния в ЮАР, из-за чего правые в Южной Африке стали утрачивать лояльность со стороны иностранных государств. В националистическом движении произошёл раскол, и представители его умеренной части осознали, что режим апартеида обречён. К счастью, им хватило мужества осуществить передачу власти в стране бескровным путём», — рассказал Андрей Урнов.
Дискриминационные меры были официально отменены. В 1990 году на свободу вышел один из лидеров АНК Нельсон Мандела, находившийся в заключении с 1964 года. На всеобщих выборах 1994 года Африканский национальный конгресс одержал уверенную победу.
- Нельсон Мандела с женой Винни после освобождения из тюрьмы
- globallookpress.com
- © Aftonbladet/ZUMAPRESS.com
«Апартеид остался в прошлом, но его последствия ощущаются до наших дней. Это касается и социально-экономических моментов, когда многие люди так ещё и не получили доступа к нормальной инфраструктуре, и психологических — среди тех, кто помнит о дискриминации, есть люди, до сих пор ощущающие желание отомстить», — отметила Александра Архангельская.
«В масштабах планеты»
«На сегодняшний день расовый апартеид в его привычном виде остался в прошлом, однако в мире существуют явления, которые можно охарактеризовать как апартеид экономический», — пояснил RT главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор экономических наук Владимир Васильев.
По словам эксперта, эта новая форма апартеида существует в двух вариациях: внутри социума и в масштабах планеты. «Во многих странах мира мы можем наблюдать резкую поляризацию общества. Богатые живут в районах, которые я называю «золотыми клетками», а бедные — в подобиях гетто. В тех же Соединённых Штатах неравенство зашкаливает. И, вопреки мифам, оно не имеет чёткой расовой привязки, оно носит социально-экономический характер. Белый тоже может быть бедняком. Так вот, социально-экономическая сегрегация достигла во многих странах такого уровня, что богатые могут вообще физически не контактировать с бедными. Они живут в закрытых районах и передвигаются в закрытых машинах от вертолётной площадки к аэропорту, чтобы вылететь куда-то специальным рейсом. В одной стране, в одной географической зоне люди живут как будто на разных планетах», — пояснил Васильев.
- Бездомные Нью-Йорка
- © Robert Nickelsberg/Getty Images
По его словам, на общемировом уровне глобальная сегрегация существует между западными странами и странами третьего мира. «Люди в них не просто отличаются по уровню доходов. Общества богатых стран элементарно не понимают тех, кто живёт в бедных. Это как разные измерения», — пояснил эксперт. По словам Васильева, такое положение сформировалось в результате проведения неолиберальной экономической политики.
«Хотелось бы, конечно, верить в то, что об апартеиде можно забыть навсегда после избрания Манделы президентом ЮАР. Но, к сожалению, дискриминации в мире за последние десятилетия не стало меньше, скорее даже наоборот. Существует глобальное неравенство, разговоры о «золотом миллиарде» идут не на пустом месте. Кроме того, преследуя свои политические цели, власти некоторых могущественных государств заигрывают с откровенно ультраправыми режимами, в том числе на территории постсоветского пространства, и это во многом напоминает попустительство, существовавшее по отношению к режиму апартеида в Южной Африке. И когда сегодня кто-то может безнаказанно оставлять миллионы людей без воды и электроэнергии или блокировать их свободное перемещение, кто знает, не получим ли мы завтра новые апартеиды?» — задаётся вопросом академик Академии политических наук РФ, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин.
Что такое апартеид в истории? :: SYL.ru
Апартеид — одна из самых позорных страниц в истории человечества. Что такое апартеид? Это принудительная расовая сегрегация (разделение) населения на различные группы. Древний римский принцип Divide et impera («Разделяй и властвуй») был очень хорошо усвоен англосаксами, приводившими его без зазрения совести в 20-м веке. Необходимо вспомнить горькие уроки истории с примерами апартеида и, еще раз бесстрастно взглянув, убедиться: он существует в различных завуалированных формах даже в наше время.
Мировая финансовая элита во главе человеконенавистнических идеологий
При слове «апартеид» в массовом сознании всплывает ЮАР (Южная Африканская Республика) в которой такие события имели место. Если кратко и понятно, апартеид – это ряд политических мер государственной власти, направленных на ущемление основных прав и свобод граждан, отличных по своему расовому происхождению. Основным двигателем внедрения таких идей является так называемая элита мирового капитала.
Вспомнить хотя бы «уважаемого предпринимателя», создателя конвейера — Генри Форда. Он сдружился с Гитлером, финансировал его деятельность. Ай-би-эм также немало потрудилась на ниве учета жертв концентрационных фашистских лагерей. Федеральная резервная система, Банк Англии, компания «Стандарт Ойл» (главой которой был Прескот Буш, дедушка Джорджа Буша) – все они финансировали или оказывали другую посильную помощь Гитлеру.
Общий механизм апартеида
В основе любых конфликтов и войн всегда лежит борьба экономических интересов. Это уже потом за уши притягивается идеология для всех «лишних» людей. Именно они и должны совершать героические подвиги на поле брани, совершенствуясь в искусстве истребления себе подобных. Потому что все эти «лишние», не занятые в добывании невосполнимых полезных ископаемых, в той или иной степени претендуют на различные ресурсы, которые мировая экономическая элита считает своим личным достоянием.
Если говорить кратко и понятно, апартеид — это заинтересованность определенных групп людей в создании абсолютно подконтрольного общества, где нищета, бедность большинства людей воспринимается как данность. Контролировать, усмирять такую массу должна другая категория лиц, отличная по своим расовым, культурным, историческим и другим особенностям. Она обеспечивает бесперебойную работу механизма по увеличению капитала власть имущих. Подконтрольное местное население, как правило, выселяется в резервации, гетто, где никто не будет им мешать погибать из-за отсутствия нормальной работы, медицинского обслуживания, образования и других необходимых условий для развития.
Что такое апартеид в действии, прекрасно видно на примерах народов, обладающих колоссальными природными ресурсами, но к ним пришли научно-технический процесс и глобальные корпорации. Увеличение производительности труда неизбежно высвобождает огромное количество рабочих рук, которые потом становятся обузой (выплата пособий по безработице, компенсации и т. д).
Определение, что такое апартеид, коротко дается в любой энциклопедии. Крайняя форма дискриминации, ограничивающая коренных жителей в правах, территориально их изолирующая.
Апартеид в ЮАР
1948 г. на выборах в данной стране побеждает Национальная партия. Белое меньшинство населения закрепляет за собой положение господ. У них имеются прекрасные условия для жизни. Об этом они позаботились, законодательно закрепив такое положение вещей. Особенно интересны два закона: «Об общественной безопасности» и «О подрывной деятельности».
Их суть заключалась в том, что теперь любого человека можно было схватить прямо на улице по малейшему поводу и сопроводить в тюрьму на неопределенный срок. Такие «глупости», как ордер на арест и прочая ненужная волокита, в целях экономии времени практически упразднялись. Было еще одно «прогрессивное» изобретение местной юриспруденции – общие суды для лиц, совершивших разные преступления.
Понятие апартеида неразрывно связано с ЮАР. На волне общих успехов в деле нарушения прав и свобод собственных граждан власти этой страны издали еще несколько законов, после чего ЮАР стала символом людоедской политики расизма.
Для начала запретили вступать в брак представителям разных рас. Коренное население выселили в резервации и запретили покидать его или работать в городах без специального разрешения. Опротестовать что-либо стало невозможно: туземцев лишили гражданских прав, свобод.
Борьба с эксплуататорами
Что такое апартеид, Советский Союз прекрасно понимал. Имел уже горький опыт с фашизмом, прочувствовал. Поэтому для него было естественным шагом выступить в ООН с предложением увеличения эмбарго на поставки оружия в ЮАР в 1975 г. Естественно, на такую инициативу наложили вето представители «цвета европейской демократии» — Франция, Великобритания. США также были против изменения существующего порядка вещей. Достаточно привести пару цифр. До 1943 г. они инвестировали в экономику этого государства около 50 млн долларов, в 1969 г. — свыше 700 млн, и с тех пор финансовые потоки только увеличивались.
А что происходило в самом ЮАР? Без того трудную ситуацию в стране накаляло противостояние племен зулу и коса. Мало того, ЮАР оккупировала территорию нынешней Намибии (до 1968-го — Юго-Западная Африка). Создав самую боеспособную армию в регионе, правительство жесточайшим образом боролось с повстанцами и возросшим криминалом. Несмотря на профессионализм, опыт своих спецподразделений, ситуация медленно, но верно выходила из-под контроля.
Свержение режима апартеида в ЮАР
В начале 90-х наступила эпоха глобальных перемен в мировой политике. Джордж Буш-старший заявил о необходимости построения демократии во всем мире. Деловые круги ЮАР, чутко реагирующие на любые изменения в международной обстановке, расценили это как конец эпохи доминирования белого меньшинства, огромного влияния, важного значения апартеида в жизни целой страны с ее различными народами. Боязнь ограничений, санкций, способных помешать бизнесу, подтолкнула финансовых воротил напрямую обратится к правительству с требованием найти выход из создавшейся щекотливой ситуации.
Поначалу были попытки мирного урегулирования: предлагались проекты создания равного представительство во всех органах государственной власти. Это привело только к тому, что оппозиция, почувствовав свою силу, усилила натиск. 25 июля 1993 года теракт в Кейптауне показал неспособность правящего руководства страны решить эту проблему. Под давлением всей мировой общественности были проведены выборы, на которых с большим отрывом победил Нельсон Мандела. Режим апартеида в ЮАР пал.
Начало политики расовой сегрегации в США в 20-м веке
Эти меры белого населения, желающего максимально отделить себя от «цветных» и «черных», начали приниматься еще с 1905 года. Знаменитый закон штата Калифорнии «О запрете смешанных браков» был направлен в основном против японцев, или, как их презрительно называли, «монголов». Антияпонские настроения выразились также в Законе об исключении азиатов — по своей сути устанавливался практически непреодолимый барьер для получения американского гражданства.
Логичное завершение такой формы апартеида — выселение американских японцев в специальные лагеря. Это случилось во время Второй мировой войны. Таким образом, американское общество еще раз показало степень своего недоверия и неприязни к собственным согражданам.
Отношение к чернокожему населению
Что такое апартеид в истории, как нельзя лучше иллюстрируют события 20-го века, происходившие в США. Общественные места, транспорт, школы, производство, одним словом, все сферы жизни были пронизаны неприкрытым расизмом. Вспышки насилия, происходившие с обеих сторон, – результат общественных противоречий, где потомки европейцев, не самой лучшей ее части, всеми силами пытались сохранить свою главенствующую роль.
Места только для белых в общественном транспорте, школы только для белых нарушали 14-ю поправку Конституции США. Но даже представители Национальной гвардии направляли штыки на чернокожих детей, не пуская их в школы. Штрафами карались случаи, когда белым не уступали места в автобусе. Угнетенной части населения ничего не оставалось делать, как сражаться за свои права.
Мартин Лютер Кинг
Основной заслугой этого выдающегося американского правозащитника является организация борьбы афроамериканцев ненасильственными методами. Градус противостояния в обществе в 50-60-х годах накалился настолько, что Америка вполне могла скатиться к Гражданской войне, предпосылки для этого имелись.
Родившийся в семье пастора, он был «образцовый гражданин, только черный», как его называли средства массовой информации. Он боролся с проявлением любой несправедливости, не только связанной с расизмом, дискриминацией. Организовывал забастовки рабочих, осуждал войну во Вьетнаме, одним словом, жизнь этого человека, погибшего от пули снайпера, проходила в постоянной борьбе ненасильственными методами.
Туманные обстоятельства его убийства, цинизм его исполнения подтолкнули нескольких тысяч американцев к мысли, что эту систему можно сломать только террором.
Черные пантеры
Расовая дискриминация, сегрегация, которым подвергались не только афроамериканцы, но и коренное население Америки, если описать одним словом кратко и понятно, – это апартеид. Появившаяся в 60-х года пария самообороны «Черные пантеры» первоначально в своем движении поставила задачу борьбы с полицейским произволом, наркоторговлей в гетто, достижение равноправия.
Руководство ФБР сразу окрестило эту организацию основной угрозой национальной безопасности, с которой нельзя церемониться. Были брошены все силы на ее ликвидацию. ФБР применяла такие методы, как дискредитация, арест наиболее ярких активистов, но движение только набирало обороты.
В конце концов организацию «Черная пантера» постигла та же участь, что и всех ее «коллег». Существует объективный закон развития всех движений, организаций, партий, выбравших методы террора в качестве последнего аргумента. Они неизбежно сращиваются с криминалом, становясь его органичной частью. Сицилийская мафия вначале своего существования в 16-м веке также боролась «за большое крестьянское счастье и общую справедливость». История доказывает: исключений в этом законе не бывает.
«Черная пантера» была неоднократно замечена в торговле наркотиками, оружием, рэкете. Это и отвернуло многих ее бывших членов.
Ку-клукс-клан
В начале своего создания это тайное общество не имело четких целей и задач. Но вот замаячила угроза потери главенства белой расы в американском обществе. Это подтолкнуло ее членов развязать террористическую деятельность. Убийства, поджоги, взрывы, избиения на улице, запугивание физической расправой, массовые шествия. Арсенал выражения «своей гражданской позиции» настолько впечатлил власти, что эту террористическую организацию неоднократно запрещали, но она всегда возрождалась, творя еще более страшные преступления.
Что такое апартеид в ЮАР, члены этой организации прекрасно себе представляют. Ку-клукс-клан имеет устойчивые связи в этом регионе. В настоящее время она вновь распущена. Вопрос: надолго ли?
Заключение
Что означает апартеид, на себе испытали и сегодня испытывают индейцы США. Коренное население выселено в резервации. Там процветает безработица, алкоголизм, отсутствует приличное медицинское обслуживание, образование. Тем не менее США и дальше готовы нести «свою священную миссию» по внедрению демократии во всем мире.
Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Переключить оглавление
Из простой английской Википедии, бесплатной энциклопедии.
Флаг, использовавшийся во времена апартеида.
Герб времен апартеида.
Апартеид был расистской политической и социальной системой в Южной Африке в эпоху правления белого меньшинства. Он усилил расовую дискриминацию в отношении небелых, в основном сосредоточенную на цвете кожи и чертах лица. Это существовало в ХХ веке, с 1948 до начала 1990-х гг. Слово апартеид означает «отчужденность» на языке африкаанс. [1] Расовая сегрегация существовала в Южной Африке веками. На выборах 1948 года Национальная партия пришла к власти и в следующие несколько лет приняла новые законы об апартеиде. Новые законы ужесточили сегрегацию. Теоретически это должно было дать независимость африканскому большинству в их собственных маленьких странах, которые должны были быть созданы на территории Южной Африки.
При этой системе жители Южной Африки были разделены по расовому признаку, и разные расы были вынуждены жить отдельно друг от друга. Были законы, чтобы держать их отдельно. Система апартеида в ЮАР была ликвидирована в 1919 г.94 г., когда была ратифицирована новая конституция, отменившая предыдущую систему сегрегации. [2] Последним президентом, занимавшим этот пост в эпоху апартеида, был Фредерик Виллем де Клерк; который отвечал за проведение переговоров с политзаключенным Нельсоном Манделой с целью положить конец апартеиду. [3] После этих успешных переговоров Нельсон Мандела был избран на пост президента Южной Африки после многорасовых выборов, проведенных в апреле 1994 года, и стал первым чернокожим, занявшим этот пост. Ему было 75 лет [4] [5] За свои усилия пара была удостоена Нобелевской премии мира. Сегодня термин апартеид иногда используется для обозначения аналогичных систем сегрегации в других странах.
Как работал апартеид в ЮАР[изменить | изменить источник]
Знак из Южной Африки во времена апартеида. Этот знак означал, что в эту конкретную область допускаются только белые люди.
Во времена апартеида люди были разделены на четыре расовые группы и разделены законом. [6] Система использовалась для лишения многих основных прав небелых людей, в основном чернокожих, живших в Южной Африке. Закон разрешал белым людям находиться в определенных районах. Чернокожие должны были иметь при себе специальные пропуска или разрешение на выезд за пределы отведенного им района или на работу в определенных районах, отведенных для белых. Правительство разделило смешанные общины и насильственно выселило многих чернокожих с их земель (с 1960 по 1983 год применялась политика бантустанов, направленная на насильственное выселение чернокожих южноафриканцев из районов, предназначенных для «белых»). Было принято много других законов, например: межрасовые браки были объявлены вне закона; Чернокожие не могли владеть землей в белых районах или голосовать.
Организация Объединенных Наций не согласна с политикой правительства ЮАР в отношении апартеида. [7] В Южной Африке были протесты, например, в Шарпевиле в 1960 году [8] и в Соуэто в 1976 году. Соединенные Штаты и Великобритания предотвратили это. Восстания в Соуэто начались из-за того, что африканцев заставляли изучать некоторые предметы в школе на языке африкаанс. Многие чернокожие не любили африкаанс, потому что это был язык правительства апартеида и язык их угнетателей. [10]
В 1989 году Ф. В. де Клерк стал президентом Южной Африки. Он хотел реформировать систему. В своей речи в 1990 году де Клерк заявил, что запрет на деятельность Африканского национального конгресса снят. Он также постановил, что Нельсон Мандела будет освобожден из тюрьмы.
В 1991 году ООН подписала Соглашение о национальном примирении . Целью Мирного соглашения было «положить конец политическому насилию» в Южной Африке. [11] Согласовано 27 организациями и правительствами. После этого Конвенция за демократическую Южную Африку (CODESA) была сформирована. CODESA работала над решением проблемы насилия.
Первые многорасовые выборы, на которых могли голосовать все расы, состоялись 27 апреля 1994 года. Нельсон Мандела был избран президентом, а Де Клерк и Табо Мбеки — заместителями. Эта дата считается концом апартеида. Комиссия правды и примирения была создана, чтобы помочь жертвам высказаться и добиться справедливости. В 1990-х годах его возглавлял Десмонд Туту.
Хотя чернокожим южноафриканцам по закону были предоставлены равные права после долгой борьбы, между черными и белыми по-прежнему существует огромное экономическое неравенство. В 2012 году в Южной Африке была проведена первая перепись населения более чем за десять лет. Выяснилось, что средняя черная семья зарабатывала одну шестую (около 17%) того, что зарабатывала средняя белая семья. [12] «Эти цифры говорят нам о том, что в нижней части ступени находится чернокожее большинство, которое продолжает сталкиваться с крайней нищетой, безработицей и неравенством», — сказал президент Джейкоб Зума, когда результаты были обнародованы. Нельсон Мандела потратил большую часть его жизнь в борьбе против законов апартеида, и без его активности многие изменения никогда бы не произошли.
[12]
Знак на пляже: Этот пляж предназначен только для белых .
Целью апартеида было разделение жителей Южной Африки на небольшие независимые государства. Черных называли бантустанами. Южная Африка заявила, что они независимые страны, и обменялись послами, а другие страны — нет. Правительство Национальной партии не хотело тратить много денег на этот проект. Они также хотели оставить большую часть земель Южной Африки для белых людей, особенно самые богатые места, такие как золотые прииски Йоханнесбурга. Они хотели, чтобы чернокожие работали в этих шахтах за небольшие деньги, но их семьи должны были жить далеко, иначе им грозило тюремное заключение.
- Дхимми
- Раса (социология)
- Расовая сегрегация
- Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации Канистер
- ↑ «Апартеид (1948-1994)». Архивировано из оригинала 5 августа 2017 г. Проверено 4 октября 2017 г. .
- ↑ «Конституция Южной Африки». Википедия . 2018-12-23.
- ↑ Абегунрин, Олайивола Африка в глобальной политике в двадцать первом веке: панафриканская перспектива Palgrave MacMillan New York, New York 2009стр. 20
- ↑ «История КС2».
- ↑ Локкард, Крейг А. Общества, сети и переходы, том C с 1750 г., второе издание Wadsworth Cengage Learning, стр.
889
- ↑ Шефер, Ричард Т., редактор Encyclopedia of Race, Ethnicity, and Society Volume 1 Sage Publications Inc. 2008, стр. 83
- ↑ «Организация Объединенных Наций — Управление по правовым вопросам». Legal.un.org .
- ↑ Хаас, Майкл Международные права человека: всестороннее введение Routledge New York 2008 стр. 84
- ↑ Питерс, HJC Сообщение Десмонда Туту: Качественный анализ Уитгеверий Кок, Кампден, Нидерланды, 2001, стр. 17
- ↑ Мартин, Филлис, редакторы Патрика О’Мира Африка: Третье издание Indiana University Press 601 North Morton Street Bloomington, Indiana 1995 402
- ↑ «Соглашение о национальном мире» (PDF) . Объединенные Нации. Проверено 4 октября 2017 г. .
- ↑ 12.0 12.1 Коэн, Майк (30 октября 2012 г.). «Расовое неравенство в доходах в Южной Африке сохраняется, показывает перепись» . Блумберг. Проверено 22 мая 2016 г.
Апартеид и реакция на него
В 1948 году Национальная партия (НП), представляющая африканеров, победила на общенациональных выборах на платформе расизма и сегрегации под лозунгом «апартеида». Апартеид основывался на прежних законах, но сделал сегрегацию более жесткой и применял ее более агрессивно. Все действия и ответные меры правительства основывались на политике апартеида. В свою очередь, апартеид не смог эффективно и адекватно отреагировать на проблемы, которые привели к прерывистым рабочим и гражданским беспорядкам, вспыхнувшим после Второй мировой войны. Следовательно, на протяжении 19В 50-е годы волнения в африканских, цветных и индийских общинах обострились, стали более частыми и решительными. В этот период также наблюдались рабочие волнения.
После выборов 1948 года, когда освободительные движения активизировали свои усилия, правительство обрушилось на них. Он ввел в действие Закон о подавлении коммунизма в 1950 году. Однако в результате решительной реакции освободительные движения заняли более воинственную позицию. Это было прописано в Программе действий, принятой АНК в 1919 г.49. В соответствии с этой политикой первой крупной акцией стала Кампания неповиновения, начатая в 1952 году. Эта кампания объединила африканцев, цветных и индейцев против общего врага и явилась прямой реакцией освободительных движений на несправедливые законы, принятые правительством. Некоторые белые также присоединились к борьбе вместе с африканцами, индейцами и цветными в различных кампаниях.
Другие кампании включали кампанию в западных районах с 1953 по 1957 год и были направлены на то, чтобы подорвать усилия по насильственному переселению сообщества из Софиатауна в Соуэто. Образовательная кампания банту была реакцией на введение образования банту в 1953. Конгресс народа собрался в Клиптауне в 1955 году для принятия Хартии свободы, а женский марш против пропусков в 1956 году выразил недовольство женщин распространением на них законов о пропусках.
Были и другие формы беспорядков, которые были спонтанными, в основном неорганизованными реакциями на меры апартеида. В первую очередь это были бойкоты автобусов, которые были ответом на увеличение транспортных расходов, бойкоты и нападения на муниципальные пивные, которые были направлены на то, чтобы подорвать источник средств к существованию африканских женщин за счет доходов от пивоварения, и реакция на более строгое соблюдение правил контроля за притоком.
Институционализация апартеида
Лидеры Национальной партии Д. Ф. Малан и Хендрик Ф. Фервурд были архитекторами апартеида. Малан использовал термин «апартеид» с 1930-х годов, когда он дистанцировал свою партию от британских традиций либерализма и прежней политики сегрегации, которую он считал слишком снисходительной по отношению к чернокожим. Фервурд, получивший образование в Нидерландах, США и Германии, был главным идеологом апартеида. Он стал министром по делам коренных народов в начале 1950-е годы и премьер-министр в 1958 году.
Платформа железнодорожной станции только для небелых, Йоханнесбург, 1983 год. Фотография Родни Барнетта © South Photographs.
В принципе, апартеид не сильно отличался от политики сегрегации правительства ЮАР, проводившейся до прихода к власти в 1948 году Африканерской националистической партии. Главное отличие заключалось в том, что апартеид сделал сегрегацию частью закона. Апартеид жестоко и насильственно разделял людей и имел грозный государственный аппарат для наказания тех, кто боролся против него. Еще одна причина, по которой апартеид считался хуже сегрегации, заключалась в том, что апартеид был введен в период, когда другие страны отходили от расистской политики. До Второй мировой войны западный мир не так критично относился к расовой дискриминации, во время которой Африка была колонизирована. Вторая мировая война высветила проблемы расизма, заставив мир отвернуться от такой политики и поощряя требования деколонизации. Именно в этот период Южная Африка ввела более жесткую расовую политику апартеида.
Для введения политики апартеида и ее поддержки могут быть выдвинуты различные причины, тесно связанные между собой. Среди причин — расовое превосходство и страх. В Южной Африке белые люди составляют меньшинство, и многие опасались, что потеряют работу, культуру и язык, что объясняет образ мышления людей.
Законы об апартеиде
При создании государства апартеида в 1950-е годы; это десятилетие можно охарактеризовать как эпоху «мелкого апартеида », когда националисты приняли множество новых расистских законов, чтобы обеспечить расово обособленный и неравный общественный порядок. Закон 1953 года о резервировании отдельных удобств, например, ввел сегрегацию во всех общественных местах, включая почтовые отделения, пляжи, стадионы, парки, туалеты и кладбища, а также автобусы и поезда.
Вот несколько столпов, на которых держался апартеид:
- Закон о регистрации населения, 1950 — Этот закон требовал, чтобы люди регистрировались в соответствии с их расовой группой. Это означало, что в Министерстве внутренних дел будут вести учет людей в зависимости от того, были ли они белыми, цветными, черными, индийцами или азиатами. Тогда к людям будут относиться по-разному в зависимости от их группы населения, и поэтому этот закон лег в основу апартеида. Однако не всегда было так просто решить, к какой расовой группе принадлежит человек, и это вызывало некоторые проблемы.
- Закон о групповых территориях, 1950 — это был закон, положивший начало физическому разделению рас, особенно в городских районах. Закон также призвал к перемещению некоторых групп людей в районы, отведенные для их расовой группы.
Хорошо известные переезды были в Шестом округе, Софиатауне и Леди Селборн (также см. Поместье Като, Фиеты и Фонтан Карри (район Серой улицы)). Затем люди из этих районов были размещены в поселках за пределами города. Они не могли владеть здесь собственностью, только арендовать ее, так как земля могла принадлежать только белым.
- Закон о содействии самоуправлению банту, 1959 . Этот закон вынуждает представителей разных рас жить в разных районах. Только небольшой процент Южной Африки остался для чернокожих (которые составляли подавляющее большинство), чтобы сформировать свою «родину». Как и Закон о групповых районах, этот закон также избавил от «черных пятен» внутри белых районов, переместив всех чернокожих из города. Этот акт вызвал много трудностей и негодования. Люди потеряли свои дома, были перемещены с земель, которыми они владели в течение многих лет, и были перемещены в неосвоенные районы вдали от места их работы.
- Закон об образовании банту 1953 г.
— установил систему образования низшего уровня для африканцев, основанную на учебной программе, предназначенной для подготовки работников физического труда и послушных предметов. Подобные дискриминационные законы об образовании были также наложены на цветных, которые потеряли право голоса в 1956 году, и индейцев. Правительство отказало в финансировании миссионерским школам, отказавшимся от обучения банту, что привело к закрытию многих лучших школ для африканцев. В секторе высшего образования Закон о расширении университетского образования от 19 г.59 запретил чернокожим студентам посещать «белые» университеты (кроме как с разрешения правительства) и создал отдельные и неравные учебные заведения для африканцев, цветных и индийцев соответственно. Правительство апартеида также подрывало интеллектуальную и культурную жизнь посредством жесткой цензуры книг, фильмов, радио- и телепрограмм.
- Закон о подавлении коммунизма 1950 г. (первоначально представленный как Закон о незаконных организациях) — Закон был принят в попытке обуздать влияние CPSA и других формирований, выступавших против государственной политики апартеида.
Он санкционировал запрет / наказание CPSA или любой группы или отдельного лица, намеревающихся добиться политических, экономических, промышленных и социальных изменений путем пропаганды беспорядков или беспорядков, использования незаконных действий или поощрения чувства враждебности между европейскими и неевропейскими расами. Южно-Африканского Союза. Закон был постепенно ужесточен в 1951, 1954 г. и ежегодно с 1962 по 1968 г.
. Некоторые другие важные законы были:
- Закон о запрете смешанных браков 1949
- Закон о поправках по имождению 1950
.
Сопротивление до 1959 года
*Южная Африка и Организация Объединенных Наций*Внешняя политика Южной Африки
Этот период 1948-1959 характеризовались более воинственными формами протеста, в том числе «немедленный и активный бойкот, забастовка, гражданское неповиновение и отказ от сотрудничества», (как указано в Программе действий АНК 1949 г. ) и африканские рабочие были организованы в союзы. Все эти протесты по-прежнему носили ненасильственный характер, политику, которую отстаивал АНК (в следующую эпоху освободительной борьбы, вынужденного подполья, АНК и его союзники приняли новую тактику. Что наиболее важно, движения начали кампанию вооруженной борьбы) .
Помимо тех, кто страдает от негативных последствий дискриминации, сопротивление апартеиду исходило и из других кругов, в том числе из других стран, и некоторые из них оказывали поддержку южноафриканским движениям за свободу. В 1950-е годы также наблюдалось сопротивление бантускому образованию и принудительное переселение во многих сельских районах и городских общинах, а также широкомасштабные кампании против пропусков.
Программа действий АНК 1949
17 декабря 1949 года АНК на своей конференции принял «Программу действий». Это стало одним из самых важных поворотных моментов в истории существования организации до того времени. Принятие было ускорено победой Национальной партии и ее решимостью проводить политику апартеида. Программа действий призвала АНК приступить к массовым акциям, включая гражданское неповиновение, забастовки, бойкоты и другие формы ненасильственного сопротивления, подобные 1946 Кампания пассивного сопротивления, организованная Конференцией южноафриканских индейцев (SAIC). Поэтому, вдохновленный стремлением к национальной свободе, АНК был преобразован в 1950-х годах; теперь оно стало более воинственным освободительным движением.
Кампания неповиновения
Часть большой толпы, собравшейся в Фордсбурге для протеста. Кампания неповиновения зародилась годом раньше, в Йоханнесбурге, в июле 1951 года, когда лидеры встретились и решили сформировать Совместный совет по планированию для координации освободительных движений, «чтобы начать немедленную массовую кампанию за отмену репрессивных мер». Фотография Юргена Шадеберга
Кампания неповиновения в 1952 году была первой крупномасштабной многорасовой политической мобилизацией против законов апартеида под общим руководством — Африканского национального конгресса, Конгресса южноафриканских индейцев и Конгресса цветных людей. Более 8000 обученных добровольцев отправились в тюрьму за нарушение закона . ’ Добровольцы были заключены в тюрьму за отсутствие пропусков, нарушение комендантского часа и вход в места и общественные объекты, предназначенные только для одной гонки.
В начале 1953 г. правительство ввело суровые наказания за протесты против дискриминационных законов, включая крупные штрафы и тюремное заключение на срок до пяти лет. Затем он принял Закон об общественной безопасности, разрешающий объявление чрезвычайного положения иметь преимущественную силу над существующими законами и надзором со стороны судов. Хотя Кампания неповиновения не достигла своих целей, она продемонстрировала широкомасштабную и растущую оппозицию апартеиду. Кроме того, использование ненасильственного гражданского неповиновения было частью важной международной традиции, начиная с кампаний пассивного сопротивления, начатых Ганди в Южной Африке и продолжавшихся двумя десятилетиями ранее движения за независимость в Индии, до сидячих забастовок и других ненасильственных акций протеста. в движении за гражданские права Соединенных Штатов более десяти лет спустя.
Смена руководства АНК, вождь Альберт Лутули 1898–1967
После болезни и смерти Джона Л. Дубе в 1946 г. вождь Альберт Лутули победил Селби Мсиманга на дополнительных выборах преемника Дубе от туземцев «Представительский совет. При поддержке Молодежной лиги АНК Натала и Джордана Нгубане в Инкундла-я-Банту он сделал еще один шаг на национальную арену в начале 1951 года, с небольшим перевесом победив А.В.Г. Чемпион провинции Натал, президент АНК. Его публичная поддержка 1952 Кампания неповиновения привела его, наконец, к прямому конфликту с правительством Южной Африки, и после его отказа уйти из АНК он был уволен со своего поста вождя в ноябре 1952 года. В ответ Лутули опубликовал «Дорога к свободе лежит через Креста», пожалуй, самое известное изложение его принципов: вера в ненасилие, убежденность в том, что апартеид унижает всех, кто к нему причастен, и оптимизм в отношении того, что белые рано или поздно будут вынуждены изменить свое мнение и принять общее общество. Известность, полученная в результате его увольнения, его красноречие, его безупречный характер и продемонстрированная им лояльность к АНК сделали Лутули естественным кандидатом на пост президента АНК Джеймса Морока. На ежегодной конференции 19 декабря52 года Лутули подавляющим большинством голосов был избран генеральным президентом АНК. Он был переизбран генеральным президентом в 1955 и 1958 годах.
Хотя запреты ограничивали его проживанием в сельской местности на протяжении всего президентского срока, он, тем не менее, мог писать заявления и речи для выступлений на конференциях АНК, а иногда обстоятельства позволяли ему посещать конференцию лично. В декабре 1956 г. он был привлечен к арестам за измену Родине, но был освобожден. Он наслаждался периодом относительной свободы между освобождением в конце 1957 и мае 1959 года, когда новый запрет на пять лет ограничил его пребыванием в районе Нижняя Тугела. Во время этого перерыва в ограничениях он произнес ряд широко разрекламированных речей перед белыми и смешанной аудиторией, кульминацией которых стал тур по Западно-Капской провинции. Через шесть дней после чрезвычайной ситуации в Шарпевиле в 1960 году Лутули попытался сплотить африканцев для сопротивления, публично сжег свой пропуск в Претории в соответствии с решением АНК и призвал объявить национальный день траура. 30 марта он был задержан и содержался под стражей до августа, когда его судили и приговорили к штрафу в размере 100 фунтов стерлингов и шестимесячному условному заключению. Ему разрешили поехать в Осло, чтобы получить Нобелевскую премию мира 19 декабря.61, награда, которую Die Transvaler назвал «необъяснимым патологическим явлением». На самом деле было иронично, что через несколько дней после вручения награды, в день, выбранный потому, что это был исторический праздник африканеров, АНК приступил к своей первой кампании саботажа.
Создание Федерации южноафриканских женщин (FEDSAW)
9 августа 1956 года женщины снова прошли маршем к зданиям Союза, неся петиции в знак протеста против законов о пропусках. Этот марш также был организован FEDSAW и возглавлялся Софи Уильямс, Рахимой Мусой, Хелен Джозеф и Лилиан Нгойи, которые видны на этом снимке. Фотография Эли Вайнберга © UWC Robben Island, Mayibuye Archives.
После образования Женской лиги в 1943 году женщины продолжали борьбу против апартеида в 1950-х годах. За формированием Женской лиги АНК последовало создание 17 апреля 1954 года в Йоханнесбурге другой более широкой южноафриканской женской организации под названием Федерация южноафриканских женщин (FEDSAW). ANCWL, Организация цветных людей, а также Индийский конгресс демократов Трансвааля и Натала объединились, чтобы создать эту федерацию. На учредительной конференции FEDSAW была принята Женская хартия. Эта организация была детищем Рэя Саймонса, Хелен Джозеф, Лилиан Нгойи и Амины Чачалия, которые вместе сформировали руководящий комитет FEDSAW.
Ключевыми мероприятиями или кампаниями, в которых женщины стали активно участвовать в 1950-х годах, были Кампания неповиновения 1952 года и Кампания против прохода 1956 года. В Кампании 1952 года женщины выступили против правительства Фервурда с Женской хартией. Кампания Anti-Pass собрала около 20 000 женщин всех рас на массовую демонстрацию. 9 августа 1956 года женщины со всей страны собрались у здания Союза в Претории, чтобы подать петиции против пропуска премьер-министру Дж.Г. Стрейдом. Эта демонстрация состоялась после того, как закон о пропусках был распространен на всех женщин в стране.
Также имело место насильственное выселение людей из западных районов Йоханнесбурга, включая Софиатаун; их переселили в поселки чернокожих в Соуэто.
Конгресс народа и Хартия свободы
Брэм Фишер (слева) и вождь Альберт Лутули (в центре) на суде по делу о государственной измене в Претории. © Архивы африканской истории Бейли.
Еще одним знаменательным событием этого десятилетия стал Народный конгресс. Он был созван 26 июня 1955 года в Клиптауне, где АНК принял Хартию свободы, чтобы усилить борьбу. Конгресс был очень представительным собранием. В нем приняли участие 3 000 делегатов от разных организаций и представителей разных рас.
Leave a Reply