Что такое апартеид? | Справка | Вопрос-Ответ
Анастасия Анушевская
Примерное время чтения: 4 минуты
65038
Категория:
История
Апартеид (с языка африкаанс apartheid — «раздельность») — официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся в Южно-Африканской Республике (ЮАР, до 1961 года — Южно-Африканский Союз, ЮАС) с 1948 по 1994 год Национальной партией. Термин был впервые использован в 1917 году Яном Смэтсом, ставшим впоследствии премьер-министром Южно-Африканского Союза.
Суть политики апартеида
Политика апартеида сводилась к тому, что все жители Южной Африки были разделены по расовой принадлежности. Для разных групп были установлены разные права.
Основные законы политики апартеида устанавливали следующие правила:
· африканцы должны были проживать в специальных резервациях (бантустанах). Выезд из резервации и появление в крупных городах могли производиться лишь по специальному разрешению;
· африканцам запрещалось открывать предприятия или работать в областях, обозначенных как «белая Южная Африка» (по сути, все важные города и экономические зоны), без специального разрешения. Предполагалось, что им следует переезжать в бантустаны и работать там;
· африканцы были лишены почти всех гражданских прав;
· больницы и служба скорой помощи были сегрегированы: больницы для белых обычно финансировались хорошо и предоставляли услуги высокого качества, в то время как в больницах для африканцев хронически не хватало средств и работников. Во многих бантустанах больниц не было вовсе;
· были запрещены сексуальные контакты и браки между людьми разных рас;
· африканцам запрещалось покупать крепкий алкоголь, хотя позже это требование было смягчено;
· африканцам не дозволялось присутствовать в «белых» церквях;
· детям африканцев, согласно политике апартеида, нужно было преподавать лишь основные навыки, нужные в работе на белых;
· была предусмотрена сегрегация и в высшее образование: все авторитетные университеты принимали только белых студентов. Для представителей других расовых групп создавались свои высшие учебные заведения, однако количество мест для чернокожих студентов было очень малым.
Скамейка в Кейптауне, предназначенная только для чёрных. Фото: Commons.wikimedia.org
Реакция других стран
Политика апартеида в ЮАР вызывала резкую критику со стороны мирового сообщества. По этому вопросу негативные мнения СССР и западных государств практически совпадали. Апартеид был официально осуждён ООН, признан международными соглашениями одним из преступлений против человечества.
Из-за осуждения и неприятия апартеида странами – членами Британского Содружества в 1961 году Южная Африка выходит из Содружества и становится независимой Южно-Африканской Республикой.
Конец апартеида
К началу 1990-х годов в сознании правящей элиты ЮАР стали происходить перемены. Причиной этого стало общее резкое изменение политической ситуации в мире на рубеже 80–90-х годов.
youtube.com/embed/2f2k6iDFCL4″>
На открытии сессии парламента в феврале 1990 года президент ЮАР Фредерик де Клерк объявил о снятии запрета на деятельность старейшей политической организации африканского населения ЮАР Африканского национального конгресса (АНК), Панафриканского конгресса и о полном освобождении просидевшего в тюрьме 27 лет противника апартеида Нельсона Манделы.
25 июля 1993 года произошёл теракт, имевший серьёзные международные последствия. Четверо чернокожих ворвались во время богослужения в церковь Святого Иакова в Кейптауне. Применив ручные гранаты и автоматы, нападавшие убили 12 и ранили 47 человек.
В сложившейся ситуации, учитывая сильное международное давление, Фредерику де Клерку фактически не оставалось ничего другого, как согласиться на проведение всеобщих демократических выборов.
Выборы состоялись 26–29 апреля 1994 года. Победил АНК, получив 63% голосов избирателей. 9 мая 1994 года Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР Нельсона Манделу. Продолжавшийся почти 45 лет период апартеида в ЮАР завершился. После его отмены коренное население получило реальный доступ к образованию, к государственным должностям и к занятию бизнесом.
Конвенция «О пресечении преступления апартеида и наказании за него» квалифицирует апартеид как преступление против человечества.
Смотрите также:
- «Русофобия хлещет через край». Тезисы выступления Путина на ПМЭФ →
- Что означает выражение «последнее китайское предупреждение»? →
- Что такое анахронизм? →
ЮАР
Следующий материал
Самое интересное в соцсетях
Новости СМИ2
Узаконенная сегрегация – что такое апартеид?
Мы часто слышим, что в современном обществе нет места для разных видов сегрегации, ведь история давала нам множество примеров, когда притеснение различных групп заканчивались трагически для всех. Так еще меньше 30 лет назад на территории ЮАР активно действовала политика апартеида.
Рассказываем, в чем она заключалась, и кто такие африканеры.
Правила апартеида
Апартеид оформился и получил свое название на территории современной Южно-Африканской Республики — тогда Южно-Африканского Союза. Эта политика действовала на территории страны с 1948 года по 1994, и включала в себя правила, которые ограничивали гражданские и человеческие права чернокожего населения на территории государства.
Что было запрещено:
Смешанные браки, сексуальные контакты с белыми людьми.
Представителям банту — коренного населения ЮАС — было разрешено постоянно проживать только на территории выделенных сегрегаций бантустанов, которые составляли меньше 30% общей территории страны. За пределами бантустана житель имел статус трудового мигранта, для работы ему было необходимо разрешение, общаться он мог только на английском языке и африкаансе.
Темнокожие не могли голосовать на выборах.
Использование тех же общественных заведений (комнаты отдыха, общественный транспорт, больницы), которыми пользуются белые.
Цветные не могли учиться в одних университетах с белыми.
Темнокожие не могли жить и работать в «белых зонах», а также нанимать белых на работу.
Темнокожие полицейские не могли арестовывать белых граждан.
Также в рамках апартеида небелое население могло быть лишено жилья, работы и имущества. Людей насильственно переселяли в бантустаны и, если они пытались пробраться в города, отлавливали и депортировали обратно.
Большая часть законов, регулировавших апартеид, были приняты в рамках демографической политики ЮАР, поскольку белое население, составлявшее привилегированную политическую верхушку, шло на убыль, в то время как процент цветного населения увеличивался год от года. В 40-е у руля страны встала националистическая партия, которая была заинтересована в усилении белого превосходства.
Африканеры и колониальное наследие
У руля апартеида находились африканеры — так называют потомков белых колонизаторов Южной Африки. Колонизация этой части континента началась в XVII веке голландцами, затем в конце XVIII контроль перехватила Британская империя и хозяйничала на территории страны до 1910-х. В колониальный период ограничение в правах цветного населения было нормой, и после деколонизации эта норма осталась на сдачу: как раз до XX века темнокожим запрещалось покидать свои поселения и районы без специальных пропусков, а в Кейптауне и Натале — выходить из домов после заката.
Когда в 1948 году к власти пришла Национальная Партия, старые правила достали, отряхнули от пыли и ввели еще раз.
Однако важно понимать, что не все африканеры поддерживали политику апартеида. Представители интеллигенции, преподаватели университетов, политики и ветераны Второй Мировой Войны активно критиковали политику Национальной Партии проводили манифестации и привлекали внимание общественности к тому, что правящая партия в период войны симпатизировала нацизму.
С самого начала правления Национальной Партии цветное население также начало выступать с демонстрациями, манифестациями и акциями гражданского неповиновения. В борьбу включались не только политические организации, но и преступные группировки, участвовавшие в вооруженных стычках с полицией.
Главным движителем борьбы с апартеидом была партия АНК — Африканский Национальный Конгресс. В 1955 году 25–26 июня АНК, совместно с Индийским Конгрессом, собрались на «Конгресс народа» в Клиптауне, недалеко от Йоханнесбурга, где заключили «Хартию свободы», которая объявляла ЮАС государством, свободным от расовой дискриминации. Однако сразу по завершении конгресса политиков обвинили в госизмене и арестовали, среди осужденных были Нельсон Мандела, вождь Альберт Джон Лутули, Уолтер Сисулу, Мозес Котане и другие. Суд оправдал их только в марте 1961 года.
А в 1960-м АНК создала вооруженное крыло «Копье нации» для борьбы с апартеидом. Прецедентом стал расстрел 69 безоружных демонстрантов в поселке Шарпевиль. После этого АНК решила перейти к силовым методам. Уже в 1976 году восстание чернокожего населения в Соуэто — пригороде Йоханнесбурга — и последующие восстания, которые уже не могла гасить действующая власть, начали давать плоды. Отчасти успех был связан с вскрывавшимися коррупционными скандалами, военными поражениями на внешнеполитической арене — политическая верхушка не могла продолжать функционировать, раздираемая внуренними и внешними конфликатми, а также экономическими бойкотами. Поэтому в 1978–1979 годах наиболее жесткие политики, проводившие политику апартеида, были вынуждены уйти в отставку, а новое правительство начало внедрять осторожные реформы, отменявшие сегрегацию в общественных местах, создававшие трехпалатный парламент (для белых, черных и индийцев). Также новое правительство предложило конституцию, объявляющую ЮАР президентской республикой, однако темнокожее население все равно не имело права голоса, что вызвало новый виток демонстраций, которые также заканчивались вооруженными стычками и забастовками, с которыми правительство не могло справиться до конца 1986 года.
В 90-х экономические круги ЮАР усилили давление на политиков в связи с изменениями на мировой политической арене 80–90-х годов и объявлением «Нового мирового порядка», призванного бороться с расизмом во всем мире. В 1989 году президент ЮАР Фредерик де Клерк отменил запрет на деятельность АНК, в феврале 1990 года Нельсон Мандела был освобожден из-под заключения и в том же году он стал вице-президентом ЮАР и отменил все законы расовой сегрегации. До 1994 года новое правительство разбиралось с законодательством, в рамках которого все население страны должно было иметь равные права, также предстояло решение вопросов об ответственности за вооруженные действия и преступления, совершенные во время апартеида. Белое население активно вооружалось и проводило демонстрации, то же самое делало цветное население — страна несколько раз оказывалась на пороге гражданской войны.
Режим апартеида полностью прекратился в 1994 году с проведением демократических выборов, на которых победил Нельсон Мандела, в 1993 получивший Нобелевскую премию мира. В связи с изменением политического курса страна испытала экономический спад, рост безработицы, который в начале 2000-х составлял 25–30%, бывшие деловые районы превратились в гетто. Процесс восстановления продолжается до сих пор.
Что посмотреть про апартеид?
Мандела. Долгий путь к свободе
2013, реж. Джастин Чедвик
Британско-южноафриканский биографический фильм, основанный на автобиографии Нельсона Манделы. Повествование идет о юности будущего политика, 27 годах в застенке и непрекращающейся борьбе с апартеидом.
Непокоренный
2009, реж. Клинт Иствуд
1995 год, идет первый президентский срок Нельсона Манделы, а ЮАР принимает у себя Кубок Мира по регби. Президент замечает, что за ЮАР болеют все, кроме жителей самой страны, и ему предстоит за год изменить это, чтобы в следующем году, на Чемпионате Мира по футболу, спорт объединил все еще разрозненных апартеидом людей.
Район №9
2009, реж. Питер Джексон
Фантастический фильм, в котором апартеиду подвержены не люди, а инопланетяне, вышедшие на контакт с населением земли. Их селят в гетто, запрещают работать и заводить контакты с людьми, но все меняется, когда главный герой обретает способность пользоваться инопланетными технологиями.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Призраки: правда или вымысел?
Самое ужасное убийство: самые ужасные смерти римско-католических святых
Почему мы получаем выстрелы в руку? Все дело в мышцах
Апартеид | Южная Африка, определение, факты, начало и конец
пляж в Южной Африке эпохи апартеида
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Дэниел Ф.
Малан
Хендрик Фервурд
Йоханнес Герхардус Стрейдом
- Похожие темы:
- Южная Африка
расовая сегрегация
принять закон
Просмотреть весь соответствующий контент →
Популярные вопросы
Что такое апартеид?
Апартеид (африкаанс: «обособленность») — название политики, которая регулировала отношения между белым меньшинством и небелым большинством в Южной Африке в 20 веке. Хотя расовая сегрегация существовала там уже давно, название апартеид впервые было использовано около 19 г.48, чтобы описать политику расовой сегрегации, проводимую правительством белого меньшинства. Апартеид диктовал, где южноафриканцы в зависимости от их расы могли жить и работать, какое образование они могли получить и могли ли они голосовать. События начала 1990-х годов ознаменовали конец узаконенного апартеида, но его социальные и экономические последствия остались глубоко укоренившимися.
Южная Африка: Вторая мировая война
Узнайте больше об апартеиде в контексте более широкой истории Южной Африки.
Когда начался апартеид?
Расовая сегрегация долгое время существовала в Южной Африке, управляемой белым меньшинством, но эта практика была распространена при правительстве, возглавляемом Национальной партией (1948–1994 гг.), и партия назвала свою политику расовой сегрегации апартеид (африкаанс: « обособленность»). В Законе о регистрации населения 1950 года южноафриканцы классифицировались как банту (черные африканцы), цветные (лица смешанной расы) или белые; позже была добавлена азиатская (индийская и пакистанская) категория. Другие акты апартеида диктовали, где южноафриканцы, на основе их расовой принадлежности, могли жить и работать, тип образования, которое они могли получить, могли ли они голосовать, с кем они могли объединяться и какие сегрегированные общественные объекты они могли использовать.
Национальная партия
Узнайте больше о Национальной партии.
гонка
Узнайте больше о понятии гонки.
Как закончился апартеид?
При администрации президента ЮАР Ф. В. де Клерка в начале 1990-х гг. было отменено законодательство в поддержку апартеида, а в 1993 г. была принята новая конституция, предоставившая избирательные права чернокожим и другим расовым группам. в 1994 году привело к созданию правительства черного большинства во главе с видным активистом борьбы с апартеидом Нельсоном Манделой из партии Африканский национальный конгресс. Хотя эти события ознаменовали конец узаконенного апартеида, социальные и экономические последствия апартеида глубоко укоренились в южноафриканском обществе.
FW de Klerk
Узнайте больше о FW de Klerk.
Нельсон Мандела
Узнайте больше о Нельсоне Манделе.
Что такое эпоха апартеида в истории Южной Африки?
Эпоха апартеида в истории Южной Африки относится к тому времени, когда Национальная партия возглавляла правительство белого меньшинства страны, с 1948 по 1994 год. политика сегрегации, основанная на истории расовой сегрегации страны между правящим белым меньшинством и небелым большинством. В течение этого времени политика апартеида определяла, где южноафриканцы в зависимости от их расы могли жить и работать, тип образования, которое они могли получить, могли ли они голосовать, с кем они могли общаться и какие отдельные общественные объекты они могли использовать. .
Южная Африка: Вторая мировая война
Узнайте больше об апартеиде в контексте более широкой истории Южной Африки.
апартеид , (африкаанс: «обособленность») политика, которая регулировала отношения между белым меньшинством Южной Африки и небелым большинством на протяжении большей части второй половины 20-го века, санкционируя расовую сегрегацию и политическую и экономическую дискриминацию небелых. Хотя законодательство, легшее в основу апартеида, было отменено к началу XIX в.90-х, социальные и экономические последствия дискриминационной политики сохранились и в 21 веке.
Расовая сегрегация, санкционированная законом, широко практиковалась в Южной Африке до 1948 года. Но когда в том же году к власти пришла Национальная партия во главе с Дэниелом Ф. Маланом, она расширила политику и дала ей название апартеид . Реализация апартеида, часто называемого «раздельным развитием» с 1960-х годов, стала возможной благодаря Закону о регистрации населения 1950, в котором все южноафриканцы классифицируются как банту (все чернокожие африканцы), цветные (лица смешанной расы) или белые. Позднее была добавлена четвертая категория — азиатская (индийская и пакистанская). Одним из других наиболее значительных актов с точки зрения формирования основы системы апартеида был Закон о групповых территориях 1950 года. Он устанавливал жилые и деловые районы в городских районах для каждой расы, а представителям других рас запрещалось жить, работать. , или владения землей в них, что привело к тому, что тысячи цветных, чернокожих и индейцев были изгнаны из районов, классифицированных для занятия белыми. На практике этот акт и два других в 19Законы № 54 и 1955 г., которые стали известны под общим названием «Законы о земле», завершили процесс, начатый аналогичными законами о земле, принятыми в 1913 и 1936 гг.
: конечным результатом стало выделение более 80 процентов земель Южной Африки для белого меньшинства. Чтобы усилить сегрегацию рас и предотвратить вторжение чернокожих в белые районы, правительство ужесточило существующие законы о «пропусках», которые требовали от небелых иметь при себе документы, разрешающие их пребывание в запретных зонах.
Другие действия также привели к физическому разделению рас. В соответствии с Законом об органах власти банту 19 г.51 правительство восстановило племенные организации для чернокожих африканцев, а Закон о содействии самоуправлению банту 1959 г. создал 8 (позже расширенных до 10) африканских хоумлендов, или бантустанов. Закон о гражданстве родины банту 1970 года сделал каждого чернокожего южноафриканца, независимо от фактического проживания, гражданином одного из бантустанов, которые были организованы на основе этнических и языковых групп, определенных белыми этнографами. Чернокожие были лишены южноафриканского гражданства и, таким образом, исключены из южноафриканской политической системы. Правительство Южной Африки манипулировало внутренней политикой, так что уступчивые вожди контролировали администрацию большинства этих территорий. Четыре из бантустанов — Транскей, Бопутатсвана, Венда и Сискей — позже получили независимость как республики, хотя ни один из них никогда не был признан иностранным правительством, а остальные бантустаны имели разную степень самоуправления. Независимо от их независимости или статуса самоуправления, все бантустаны оставались зависимыми как в политическом, так и в экономическом плане от Южной Африки. Однако зависимость южноафриканской экономики от небелой рабочей силы мешала правительству проводить эту политику раздельного развития.
Отдельные образовательные стандарты были установлены для небелых. Закон об образовании банту (1953 г.) предусматривал создание государственных школ, которые должны были посещать чернокожие дети, с целью обучения детей ручному труду и черной работе, которую правительство считало подходящей для представителей их расы.
Leave a Reply