Предельные розничные цены на бензин и дизтопливо установлены в Казахстане: 12 Апреля 2023, 19:36
АСТАНА. КАЗИНФОРМ — 12 апреля текущего года вступает в силу приказ министра энергетики РК «Об установлении предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен», передает МИА «Казинформ» со ссылкой на официальный сайт Минэнерго.
Согласно документу, предельные цены составят:
– на бензин марки Аи-92 и Аи-93 до 205 тг за литр;
– на дизельное топливо до 295 тенге за литр.
«Установление новых розничных цен на некоторые виды топлива является вынужденной мерой и связано с необходимостью снижения диспаритета его стоимости с соседними странами. Это позволит уменьшить отток нефтепродуктов из страны и обеспечить возрастающие потребности внутреннего рынка», — поясняют в ведомстве.
Отмечается, что в Казахстане цены на ГСМ не менялись с осени 2021 года.
Вместе с тем, стоимость дизтоплива для аграриев до завершения весенне-полевых работ меняться не будет.
«С учетом расходов операторов средняя цена по республике для аграриев составляет 204 тенге за литр, что на 31% ниже рыночной», — сообщили в ведомстве.
По данным Минэнерго, регионам на весенне-полевые работы выделено 419 тысяч тонн удешевленного дизтоплива, это на 19 тысяч тонн больше, чем годом ранее. Утвержденный объем на весенне-полевые работы будет отгружаться в приоритетном порядке. В феврале отгружено 77,1 из 81,1 тысячи тонн, или 95%, в марте – 94,2 из 102,2 тысячи тонн, или 92,2%.
При этом ранее установленные дифференцированные цены на дизтопливо остаются без изменений.
«В частности, граждане Казахстана при предъявлении водительского удостоверения могут купить 100 литров в сутки по цене 295 тенге за литр. Для грузовых, специальных, специализированных автомобилей и автобусов, также при предъявлении свидетельства о регистрации транспортного средства в Республике Казахстан, утвержденный лимит в сутки составляет 300 литров по аналогичной цене. Для остальной категории лиц, а также для тех, кто покупает дизтопливо выше указанных лимитов, цена составит 450 тенге за литр», — пояснили в ведомстве.
Энергетика
Цены и тарифы
Минэнерго РК
Топливо
Поделиться
Лента новостей
Читайте также
Запасы нефти в Западно-Казахстанской области озвучили в Минэнерго
Солнечную электростанцию намерены построить в Туркестанской области
Цены на сжиженный нефтяной газ для внутреннего рынка вырастут с 1 июля в РК
Новости партнеров
Популярно
Димаш Кудайберген представил новый музыкальный клип «Omir»
Ряд кадровых перестановок произвели в акимате Костанайской области
Три объекта водного хозяйства в Жетысуской области находятся в аварийном состоянии – сенатор
Сколько средств предусмотрено на субсидирование стоимости услуг по подаче воды в РК
Площадь новых орошаемых земель превысила 50 тысяч га – Минсельхоз
Урожайность в Казахстане отстает от показателей стран-партнеров по ЕАЭС – сенатор
Пять солдат погибли во время прыжков с парашютом в РК с 2017 года — сенатор
Елена Рыбакина вошла в список Forbes
Отсутствие межотраслевого взаимодействия не позволяет активно производить радиофармпрепараты — сенатор
какие цены на ГСМ прогнозируют эксперты в Казахстане
Стоимость бензина и дизельного топлива пересмотрят в некоторых казахстанских регионах. Проект приказа об изменении розничных цен на ГСМ уже разработали в Минэнерго. Одобрят ли документ — неизвестно. Пока он размещен на портале «Открытые НПА». Публичные обсуждения проекта продолжатся до 8 июля, передает корреспондент Almaty.tv.
На сегодня топливо марок АИ-92 и АИ-93 во всех регионах страны стоит 182 тенге. В Костанайской и Северо-Казахстанской областях его продают по 187 тенге за литр. Ранее глава Минэнерго Болат Акчулаков заявлял, что цены на ГСМ планируют повысить.
«Честно говоря, если бензин марок АИ-92, АИ-93 будет стоить 182 тенге за литр… В последние полгода мы побеседовали с потребителями, посоветовались, обменялись мнениями. Возникла такая проблема: северный регион является одним из удаленных от нефтеперерабатывающих заводов, туда не могут их доставить по цене 182 тенге. Возможно, к установленной цене добавят 1-2 тенге», — отметил Болат Акчулаков.
Несмотря на то, что цены на дизтопливо остались прежними, в Восточном и Западном Казахстане, в Акмолинской, Актюбинской, Костанайской, Северо-Казахстанской областях, а также в Абайском регионе цену на бензин планируют повысить до 260 тенге за литр. В остальных областях его цена составит 230 тенге за литр. Казахстанцы уже выступают против повышения цен на ГСМ:
«Достаточно для многих большая статья расходов, многие ездят на личном транспорте, на общественном транспорте. Наверное, не очень хорошо. Хорошо, когда цены на топливо пониже», — делится житель города Иван Дегтев.
«Очень отрицательно, цены растут, как грибы после дождя. Как это будет продолжаться, нам интересно узнать?», — говорит жительница города Гульзия Сатыбаева.
«Это плохо, имеем все свое, почему цены не сделать ниже? Мораторий прошел, насколько мне известно. Я думал, цены так и останутся», — сказал житель города Дмитрий Хан.
Небольшое повышение цен на бензин — это целесообразно, считает эксперт Олжас Байдильдинов. По его мнению, во-первых, нефтепродукты в Казахстане намного дешевле, чем в соседних странах. Рыночное равновесие все-таки должно соблюдаться. Во-вторых, за последние 20 лет в стране не запускаются новые нефтеперерабатывающие заводы. Другая проблема заключается в том, что инвесторы не заинтересованы в дешевой нефти, говорит эксперт.
«Ни один иностранный инвестор не заинтересован в том, чтобы приходить сюда, вкладывать доллары, и в конце получить регулируемые цены в тенге, дороже которых ты не сможешь продавать. Естественно, никому это не интересно. Сейчас у нас литр нефти сырой стоит дороже, чем литр 92-го бензина обработанный — это все равно, что у нас сметану продавали бы дешевле, чем молоко», — добавил эксперт Олжас Байдильдинов.
По словам Олжаса Байдильдинова, в случае, если цены на бензин марки АИ-95 отпустят в свободное плавание, многие начнут массово потреблять АИ-92. Это в свою очередь, может привести к его дефициту в конце года. Поэтому отмена системы стабилизации цен — оптимальное решение для выхода из сложившейся ситуации.
Мира Альжанова, Асылбек Тойбек, Данияр Омар, телеканал «Алматы», Нур-Султан
Подписывайтесь на наш Telegram
Узнавайте обо всем первыми. Если есть, что сообщить, пишите нам в WhatsApp
Топливные протесты охватили более 90 стран
Опубликовано
Похожие темы
- Российско-украинская война
Источник изображения, Getty Images
Подпись к изображению,
Протестующие в Эквадоре нанесли удар улицы из-за роста стоимости жизни
Ефрем Гебреаб и Томас Наади и Ранга Сирилал и Бекки Дейл
BBC News
Высокая стоимость жизни заставляет людей протестовать на улицах против снижения цен. BBC нанесла на карту все сообщения о демонстрациях из-за топлива с января 2021 года, выявив огромный рост протестов в этом году.
Расходы на топливо влияют на многие аспекты повседневной жизни — личные поездки, перевозку товаров, энергию для электричества и отопления.
Демонстранты по всему миру призывают к переменам. Они требовали сделать бензин более доступным или сделать его доступным вообще.
Они участвовали в мирных акциях протеста и нападали на правительства.
Некоторые заплатили еще более высокую цену.
Драки из-за топлива
16-летняя Хадиджа Бах стояла на крыльце своего дома, когда ее застрелили.
В течение нескольких дней Хадиджа наблюдала за растущими толпами демонстрантов, собравшихся всего в нескольких метрах от ее дома в восточной части столицы Сьерра-Леоне, Фритауна.
Но 10 августа протесты переросли в насилие. Когда вооруженная полиция столкнулась с протестующими, в Хаджи попала шальная пуля. Она упала на землю и почти сразу умерла.
Ее мать, Мария Сесай, все еще пытается смириться со смертью дочери. Ученица местной средней школы, Хадиджа мечтала однажды стать медсестрой.
Подпись к изображению,
Родители Хадиджи, Мария (слева) и Абдул (справа)
«Мне так грустно», — говорит ее мать. «До сих пор я так тяжело боролась, чтобы вырастить свою дочь. Но теперь она мертва. Мне так больно».
Такого насилия в этой маленькой западноафриканской стране не было уже много лет. На этот раз причиной стали рекордные цены на топливо.
В августе месяце в результате ожесточенных столкновений в столице погибли 25 человек, в том числе пятеро сотрудников полиции.
С марта цена топлива в стране почти удвоилась: с 12 000 леоне (0,86 доллара; 0,73 фунта стерлингов) за литр до рекордно высокого уровня в 22 000 леоне (1,58 доллара; 1,35 фунта стерлингов) в июле.
В июле центральный банк ввел новые банкноты, убрав три нуля с леоне, чтобы восстановить доверие к своей валюте, пострадавшей от инфляции.
Источник изображения, AFP
Подпись к изображению,
Протестующие вышли на улицы Фритауна 10 августа
В конце концов насилие было подавлено после того, как власти объявили общегородской комендантский час. Интернет также был задушен, чтобы протестующие не могли общаться и организовывать очередной митинг.
Президент Сьерра-Леоне Джулиус Маада Био позже заявил, что протесты были насильственной попыткой свергнуть его правительство. Однако многие жители оспаривают это, рассказывая Би-би-си, что вышли на улицы, чтобы выступить против роста цен на топливо и продукты питания.
Но Сьерра-Леоне далеко не одинока в своей борьбе с ростом цен и протестами против стоимости жизни.
Глобальный бензиновый кризис
Анализируя данные о демонстрациях по всему миру, собранные Проектом данных о местах и событиях вооруженных конфликтов (Acled), BBC установила, что в период с января по сентябрь этого года люди более чем в 90 стран и территорий вышли на улицы из-за цены или доступности топлива.
Треть — это страны, в которых в 2021 году вообще не было протестов по поводу топлива. Например, в Испании в 2021 году их не было, но только в марте этого года было 335 отдельных митингов.
Ваше устройство может не поддерживать эту визуализацию
Кроме Антарктиды, за последние девять месяцев ни один континент не остался без топливных протестов.
В этом году в Индонезии прошло более 600 протестов против бензина по сравнению с 19в 2021 году. В Италии за первые восемь месяцев 2022 года их было более 200 по сравнению с двумя в прошлом году. А в Эквадоре только в июне было более 1000 протестов против горючего.
Самое удивительное для Генри Уилкинсона, главного офицера разведки Dragonfly, службы безопасности и разведки, то, где происходят протесты.
«Что необычно в этот раз, так это то, что мы наблюдаем протесты в местах, которые обычно не склонны к протестам. Война в Украине оказала огромное непропорциональное влияние. Урегулирование конфликта значительно ослабило бы глобальный кризис», — говорит он. .
Причины повышения
Война в Украине — лишь один из многих факторов, влияющих на мировые цены на топливо.
Сырая нефть была дешевле в начале пандемии Covid, потому что многие предприятия временно закрылись, а спрос на энергию рухнул. Но по мере того, как жизнь возвращалась к «новой норме» и спрос на энергию увеличивался, поставщики изо всех сил пытались не отставать от спроса, что привело к росту цен.
Доллар США находится на рекордно высоком уровне по отношению к другим основным валютам; фунт, евро, китайский юань и японская иена. Нефть, используемая для производства бензина, оплачивается в долларах США. Так что слабая местная валюта по отношению к доллару делает топливо еще дороже.
Наконец, украинско-российский конфликт привел к тому, что многие страны объявили запрет на импорт российской нефти. Это означает, что спрос на другую нефть от других производителей вырос, что привело к повышению цен.
От экономического к политическому коллапсу
Из всех 92 стран и территорий, переживающих гражданские беспорядки из-за цен на топливо, именно Шри-Ланка попала в заголовки международных газет в начале этого года после того, как массовые протесты поставили правительство на колени и привели к свержению бывший президент Готабая Раджапакса.
Учитывая один из самых высоких уровней инфляции в Азии, жители Шри-Ланки страдают от серьезного кризиса стоимости жизни, поскольку цены на топливо, продукты питания и лекарства продолжают расти.
Image caption,
Полиция применяет слезоточивый газ для разгона студентов, протестующих в столице Шри-Ланки Коломбо из-за экономического кризиса в стране. Она говорит, что ее семья сейчас живет впроголодь.
«Цены на все взлетели до небес. Наша стоимость жизни растет, но наши доходы не изменились», — говорит она.
«У меня трое детей, и стоимость проезда на автобусе выросла настолько резко, что теперь проезд в школу стоит 100 рупий (0,27 доллара США; 0,24 фунта стерлингов) на ребенка. Таким образом, это 600 рупий (1,65 доллара США; 1,44 фунта стерлингов) на всех троих каждый день. »
Вимала говорит, что больше не может позволить себе заправлять свой маленький грузовик бензином, чтобы возить продукты на рынок и обратно. Вместо этого ей приходится управлять общественным транспортом или делить лифты с другими продавцами.
«Цены такие высокие, мои клиенты не хотят много тратить. Люди, которые раньше покупали 500 граммов или один килограмм овощей, теперь просят 100 граммов или 250 граммов. А те, кто раньше приезжал на машине или мотоцикле сейчас либо ходят пешком, либо используют велосипед».
Конца не видно
Пока правительства всего мира пытаются найти выход из экономического кризиса в своих странах, протесты продолжаются. Но для некоторых это дорого обходится.
Исследование BBC показало, что за последние девять месяцев более 80 человек погибли из-за протестов против стоимости топлива. Сюда входят лица из Аргентины, Эквадора, Гвинеи, Гаити, Казахстана, Панамы, Перу, Южной Африки, а также Сьерра-Леоне.
Вернувшись во Фритаун, на улицы вернулось спокойствие, и большинство торговцев снова открыли свои магазины. Но для отца Хадиджи Абдула и всей его семьи жизнь уже никогда не будет прежней.
«Моя дочь была таким многообещающим ребенком. Теперь ее нет», — говорит он.
- Российско-украинская война
- Сьерра-Леоне
- Стоимость жизни
- Топливо
Автозаправочные станции: под угрозой банкротства
Автозаправщики ЮКО просят вернуться к госрегулированию цен на бензин
Катастрофическая ситуация в Южно-Казахстанской области, может привести к банкротству 300 средних и мелких трейдеров нефтепродуктов. Причина тому — цены на самые популярные марки бензина устанавливаются государством. Об этом заявил председатель Ассоциации «Жанар-Жагармай» ЮКО Кайпбек Камбаров на встрече с руководителями местных АЗС. Он считает, что если не вернуться к госрегулированию цен на нефтепродукты, крупные игроки топливного рынка просто поглотят средние и мелкие субъекты. Кстати, тут же пошел и обратный процесс — сегодня закрывается каждый пятый бизнес, занимающийся продажей топлива в Южном Казахстане. На встречу был специально приглашен заместитель акима области, рассчитывающий на немедленную помощь на местах.
«Пока потребность в нефтепродуктах в стране не будет полностью покрыта, было преждевременно снижать цены на дизельное топливо и бензин А-92, который признан действительно «народным». Регулирование цен на нефтепродукты осуществляется необходимо, так как наша страна зависит от импорта и около 30% нефти импортируется извне», — сказал К. Камбаров.
Как известно, в период госрегулирования нефтепродукты поставлялись в регионы через операторов согласно объемам, выделенным Министерством энергетики Казахстана. Часть объемов была передана крупным компаниям, так называемым ресурсодержателям, которые затем сбрасывали нефть для свободной торговли. У Минэнерго был четкий график поставок, пошаговый контроль реализации ГСМ до последнего получателя по всей этой цепочке. После отмены государственного регулирования канули в Лету прозрачность, доступность, учет, контроль и мониторинг цен местными исполнительными органами на поставку нефтепродуктов в каждом районе, поселке и на каждой станции. Как следствие — цена на нефть выросла и намного выше той, что была установлена Министерством по выделяемым ими нефтепродуктам.
«Мы хотим пройти через жесткое распределение через акиматы, потому что сейчас нет прозрачности, нет огласки, кто сколько получает», — посетовал председатель ассоциации.
С каждым годом уменьшается количество выделяемых нефтепродуктов операторам и увеличиваются объемы для таких крупных доминантов, как SinoOil, Helios, КазМунайГаз, которые отправляются затем в свободную торговлю. За два года объем увеличился с 13 процентов до 47. Из-за этого более 300 АЗС вынуждены закупать масло по высокой оптовой цене. В связи с выходом цен на нефтепродукты, сегодня оптовые ресурсодержатели реализуют нефтепродукты субъектам малого и среднего бизнеса по цене несколько ниже розничной цены на нефтепродукты, реализуемые на их АЗС. Например, если бензин АИ-92 на свободном рынке 135 тенге, оптовая цена этого топлива 132-133 тенге.
На сегодняшний день регулируется только цена бензина АИ-80, количество которого в ЮКО составляет 3-4 тонны в месяц при потребности в нем 15 тыс. тонн в месяц.
«Все это приводит к тому, что субъекты малого и среднего предпринимательства становятся неконкурентоспособными, так как вынуждены продавать закупленные ими нефтепродукты по более высокой цене (с надбавкой 7-8 тенге на покрытие своих затрат и получать по хоть какой-то доход). Они не выдерживают и гибнут в этой нечестной конкуренции».
По словам председателя ассоциации, есть факты поставки некачественного бензина, возможно, это А 80, который просто вручную конвертируется в 92. Зачем это делается? Лишь бы выжить на рынке топлива.
Участники встречи затронули проблему отсутствия информации о нефтепереработке и, самое главное, о реализации нефтепродуктов Шымкентского НПЗ.
«Неизвестно, сколько продукции перерабатывается и куда уходит переработанная нефть с местных НПЗ. Прозрачности нет. И это тоже влияет на рост цен на бензин. Во время ремонта НПЗ операторы были вынуждены закупать нефтепродуктов на Павлодарском НПЗ, однако ремонтируемый завод постоянно продавал нефтепродукты по высокой цене (!)
Основной итог встречи: пока все три НПЗ не удовлетворят потребности страны, Министерству энергетики необходимо продолжить поставку нефтепродуктов в полисе по графику распределения, с участием операторов и объемы продаж на каждую сельскую АЗС. Необходим мониторинг цен через региональные акиматы, контроль за ценообразованием, изменением процентного распределения нефтепродуктов в интересах субъектов малого и среднего бизнеса, вовлеченных в этот рынок.
«Просим НПП «Атамекен» о содействии, так как от этого зависит социальная стабильность и успешное развитие экономики Южно-Казахстанской области», — подписали петицию все участники.
Что насчет местного самоуправления? Заместитель акима области Бауржан Джамалов поддержал предпринимателей:
«Отмена государственного регулирования – это, безусловно, политическое решение нашего правительства для усиления бизнеса на топливном рынке страны. вводится в пилотном режиме, сложно.Но в любом случае нужно самому все обосновать: сколько налоговых поступлений потеряет регион, если вы вдруг потеряете малый и средний бизнес на нефтяном рынке?сколько рабочих мест пропадут и социальные отчисления? Вы сможете дать отпор и доказать, что лучше вернуть госрегулирование, тогда эксперимент отменят», — заключил он.
Leave a Reply