Азиатское наступление — Реальное время
Экономика
00:00, 02.06.2023
Как страны Азии наращивают долю в мировой экономике и почему России важно верно определить векторы развития
Азиатский биржевый союз в течение июня запустит свою межбанковскую систему на замену SWIFT. Это ускорит уже начавшийся процесс дедолларизации, считают эксперты. Сначала системой воспользуются страны союза, а в дальнейшем к ним могут присоединиться Китай, Россия и Белоруссия. В этом случае на них придется до 30% мирового объема ВВП. Подробнее о том, как страны Азии наращивают свою долю в мировой экономике, в авторской колонке для «Реального времени» рассказывает экономист Рустем Шайахметов.
Замедление темпов развития западных стран
Если 1990 годы характеризовались усилением влияния развитых стран, и они явно доминировали в мировой экономике и политике, то в начале третьего тысячелетия они стали утрачивать свое влияние. Доля в мировой экономике стран с формирующимся рынком и развивающихся стран за последние двадцать лет увеличилась более, чем в два раза.
Изменения в мировой экономике обусловлено замедлением темпов развития западных стран. Валовой внутренний продукт в текущих ценах стран Запада с 1990 года увеличился в 3,1 раза и составил 57,6 трлн долларов США в прошлом году, а развивающихся стран и стран с формирующимся рынком с 4,2 трлн долларов США до 42,6 трлн, то есть вырос в 10,1 раза, в то время как глобальный ВВП увеличился в 4,4 раза.
При этом доля Латинской Америки, Африки в мировой экономике изменилась незначительно, основной прирост ВВП происходит за счет азиатских развивающихся стран. Если глобальный ВВП за последние 10 лет увеличился на 33%, то валовой национальный продукт формирующейся и развивающейся Азии на 97%, Китая на 112%, Индии на 85%. А у Евросоюза темпы развития экономики оказались в 2,4 раза ниже среднемировых.
Россия не оказалась драйвером мирового развития, в то время как экономика США выросла в 1,6 раза.
В настоящее время восемь азиатских стран входят в топ-20 по размеру ВВП, а три входят в топ-5: Китай, Япония, Индия. За последние 10 лет доля ЕС сократилась в 1,2 раза, России — в 1,3 раза, в то же время доля Китая в мировой экономике увеличилась в 1,6 раза, Индии — в 1,4 раза.
За указанный период Индия по объему ВНП переместилась с 11-го места на 5-е и ожидается, что к 2027 году будет занимать третью позицию. «Азиатское наступление» связано не только с этими двумя гигантами, но и с ростом менее крупных стран. Так, Индонезия находится на пути к тому, чтобы стать к 2028 году 13-й экономикой мира, обогнав Испанию. Таиланд обгонит Норвегию, Бельгию, а Вьетнам — Швецию.
Азия будет доминировать в мировой экономике
Азия становится наиболее значимой региональной экономикой в мире, ее мощь растет за счет углубления интеграции в торговле, инвестиций, инноваций, потоков знаний. Она в обозримом будущем будет доминировать в мировой экономике и определять следующий этап глобализации. При этом доля развитых стран продолжит сокращаться. В этом году половину прироста мирового ВВП сформируют Индия и Китай.
Следует отметить, что доля крупнейших стран с развитой экономикой (G7) сократилась с 65% в 2000 году до 44% в 2022 году, а по прогнозу МВФ в 2028 году она уменьшится до 41%. Вследствие уменьшения роли Запада в экономических процессах, он пытается ограничить поступление товаров и услуг других стран на свои рынки, стремясь защитить своих производителей. Однако в отношении Азии Запад не может действовать радикально, так как внутренний спрос азиатских стран растет опережающими темпами, и он становится более значимым, чем европейский и США. А адекватный азиатский ответ создаст экономические потери для западных государств, которые будут более значительны, чем выгоды от закрытия рынков Запада для азиатских конкурентов. Вследствие этого Запад вынужден учитывать возрастающую роль Азии в мире.
Во многом это предопределяется не только ростом численности населения Азии, но и производительностью труда. Если ВВП на душу населения в 2012 году в формирующейся и развивающейся Азии был в почти три раза ниже общемирового, то в 2028 году ожидается, что разрыв сильно сократится. Общемировой ВВП на душу населения будет только в 1,6 раза выше. А в Китае объем ВВП на душу населения превысит общемировой в 1,2 раза.
«Важно, чтобы Россия правильно определила свои векторы развития»
Развитые страны перестали быть движущей силой мировой экономики, так как их развитие замедлилось. Сейчас глобальный рост происходит за счет стран развивающейся Азии, и они начинают формировать глобальную повестку дня. Трансформация их экономики приобрела эпические масштабы, напоминающие перемены в конце XIX века в Соединенных Штатах Америки, которые привели США к мировому лидерству.
Сейчас создается огромный азиатский рынок, участие в котором определяется успешностью развития всех национальных экономик. Опережающие темпы развития внутренних азиатских рынков предопределяет их доминирование в экспортно-импортных операциях, что повышает зависимость Запада от азиатских стран. Политические лидеры Азии уже сейчас обозначают решимость реализовать новую международную повестку, которую, по их мнению, должны определять не западные страны, а претендующие на лидерство развивающиеся государства.
Естественно, западные страны за счет существующих конфликтов в Азии пытаются снизить ее роль в мировых процессах, в частности сталкивая Индию с Китаем, включая перенос части инвестиций, производств западных компаний из Китая в Индию. Но в стратегическом плане ускоренное развитие Индии формирует еще одного мощного геополитического конкурента Запада, каким стал Китай, влияние которого пытаются ограничить.
Дело в том, что Индия, как и КНР, стремится перейти от простого участия в глобальных потоках торговли, капиталов и инноваций к определению их содержания и направлений развития. Поэтому сейчас необходимо понять, как Азия будет определять свою роль в мировых процессах, как она предполагает осуществлять свои действия. Сейчас развивающиеся азиатские страны, в первую очередь Индия и Китай, во многом перехватывают роль Запада в глобальном развитии. Соответственно в обозримой перспективе роль Азии в установлении правил в мире будет доминирующей, с чем придется считаться всем странам, включая Запад.
И очень важно, чтобы Россия правильно определила свои векторы развития, так как новые ключевые игроки в мировом пространстве не будут устанавливать для нас исключения. Главное, чтобы Россия не повторила траекторию развития Аргентины, которая 100 лет назад была одной из самых развитых стран мира, а потом упустила свой шанс и перешла в разряд стран догоняющих с большим отрывом от лидеров.
Рустем Шайахметов
Справка
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».
ЭкономикаБизнес
10 крупнейших таможенных союзов – Огонек № 13 (5171) от 04.04.2011
«Огонек» расположил их в порядке убывания доли в мировом экспорте
Европейский союз
25 марта 1957 года шесть стран — Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды — подписали в Риме соглашение об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Составной частью ЕЭС стал Таможенный союз, созданный 1 июля 1968 года. Сегодня его членами являются все 27 стран — членов ЕС, а также Андорра, Монако, Сан-Марино и Турция. На 2008 год доля ЕС в мировом экспорте оценивалась в 36,9 процента. При этом экспорт внутри союза составляет примерно 67 процентов общеевропейского экспорта.
Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива
Совет был создан в 1981 году для координации экономической политики Саудовской Аравией, ОАЭ, Оманом, Катаром, Кувейтом и Бахрейном. Таможенный союз заработал с 1 января 2003 года. В мировом экспорте доля Совета в 1990-2008 годах увеличилась с 2,6 до 4,3 процента. Торговля внутри блока за этот период выросла с 6,9 млрд до 32,7 млрд долларов. Однако его доля в общем экспорте стран-участниц сократилась с 8 до 4,7 процента. Более 2/3 товарооборота внутри союза обеспечивают Саудовская Аравия и ОАЭ.
Союз России, Белоруссии и Казахстана
Договор о создании Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном был подписан 6 октября 2007 года. В 1995 году те же страны уже создавали вместе с Киргизией и Таджикистаном экономическое сообщество, но оно как таможенный союз так и не заработало и сейчас существует в качестве зоны свободной торговли. С 1 июля 2010 года вступил в силу единый Таможенный кодекс трех стран. В 2009 году экспорт между ними оценивался почти в 40 млрд долларов. Доля союза в мировом экспорте — более 3 процентов.
Общий рынок государств Южной Америки
Договор о создании общего рынка государств Южной Америки (Mercado Comun del Sur, MERCOSUR) был подписан в 1991 году. Таможенный союз действует с 1994 года. В объединение входят Аргентина, Парагвай, Уругвай, Бразилия, в ближайшее время к ним присоединится Венесуэла. Боливия, Чили, Эквадор, Перу и Колумбия имеют статус ассоциированных членов. С 1990 по 2008 год экспорт внутри блока вырос с 4,1 млрд до 42,7 млрд долларов. Доля MERCOSUR в мировом экспорте — 1,8 процента.
Андское сообщество
Договор о создании Андского сообщества (Comunidad Andina) был подписан в 1969 году. 1 февраля 1995 года для членов сообщества введен общий внешний таможенный тариф. В союз входят Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу. Чили, Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай являются ассоциированными членами. С 1990 по 2008 год экспорт внутри блока вырос с 0,5 млрд до 6,7 млрд долларов. Доля сообщества в мировом экспорте составляет 0,6 процента. При этом на торговлю друг с другом приходится 7,5 процента экспорта участников союза.
Южноафриканский таможенный союз
Считается старейшим в мире таможенным союзом. История его создания восходит к 1889 году, первый договор был подписан в 1910 году. В настоящее время в союз входят ЮАР, Ботсвана, Лесото, Намибия и Свазиленд. Помимо общего внешнего тарифа и свободного движения товаров внутри союза действует единая формула распределения доходов от сбора таможенных и акцизных пошлин. В 2008 году экспорт внутри организации составил 19 млрд долларов. Доля союза в мировой торговле — примерно 0,5 процента.
Экономическое сообщество государств Центральной Африки
Договор о создании CEEAC (Communaute Economique des Etats d’Afrique Centrale) был подписан в 1994 году. В объединение входят Камерун, ЦАР, Габон, Республика Конго, Экваториальная Гвинея и Чад. С 1990 по 2008 год экспорт внутри блока увеличился со 139 млн до 355 млн долларов. При этом его доля в общем экспорте стран снизилась с 2,3 до 0,8 процента. Доля CEEAC в мировом экспорте — 0,3 процента.
Общий рынок государств Центральной Америки
13 декабря 1960 года Сальвадор, Гватемала, Гондурас и Никарагуа подписали договор об экономической интеграции Центральной Америки. В 1962 году к договору присоединилась Коста-Рика. К 1980-м годам из-за политических и экономических противоречий объединение де-факто распалось. Новую жизнь в таможенный союз вдохнуло создание в 1993 году зоны свободной торговли в Центральной Америке. Сейчас ее доля в мировом экспорте составляет около 0,2 процента. Экспорт внутри союза — 6,7 млрд долларов.
Карибское сообщество
Таможенный союз в рамках Карибского сообщества, объединяющего 15 государств бассейна Карибского моря, существует с 1973 года. За последние 20 лет члены союза, за исключением Багамских островов, снизили общий внешний таможенный тариф с 20 до 10 процентов. С 1990 по 2008 год экспорт внутри сообщества вырос с 0,4 млрд до 3,8 млрд долларов, его доля в общем экспорте стран Карибского бассейна за тот же период увеличилась с 8 процентов до 12,9 процента. Удельный вес блока в мировом экспорте — 0,2 процента.
Восточноафриканское сообщество
Создано Танзанией, Угандой и Кенией в 1967 году, однако в 1977 году из-за противоречий между участниками его распустили. В 2000 году был подписан новый договор об учреждении EAC (East African Community). В 2007 году к организации присоединились Руанда и Бурунди. Экспорт внутри блока составляет 1,6 млрд долларов, или 17,6 процента от общего экспорта пяти государств. Более 50 процентов от общего объема товарооборота обеспечивает Кения. Доля сообщества в мировом экспорте — около 0,1 процента.
Подготовил Вадим Зайцев
Вехи: 1921–1936 гг.
— Офис историка
ПРИМЕЧАНИЕ ЧИТАТЕЛЯМ
«Вехи истории международных отношений США» был
выведен из эксплуатации и больше не поддерживается. Для получения дополнительной информации см. полное уведомление.
Введение
В период с 1921 по 1922 год крупнейшие морские державы мира собрались в
Вашингтон, округ Колумбия, для конференции по обсуждению военно-морского флота.
разоружение и способы снятия растущей напряженности в Восточной Азии.
После Первой мировой войны лидеры международного сообщества стремились
предотвратить возможность новой войны. Подъем японского милитаризма и
Международная гонка вооружений усилила эти опасения. В результате политики
работал над снижением возрастающей угрозы. Сенатор Уильям Э.
Бора (Р-Айдахо) возглавил усилия Конгресса, чтобы потребовать, чтобы
Соединенные Штаты вовлекают двух своих основных конкурентов в гонку военно-морских вооружений, Японию.
и Соединенное Королевство в переговорах о разоружении.
Сенатор Уильям Э. Бора
В 1921 году госсекретарь США Чарльз Эванс
Хьюз пригласил девять стран в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы обсудить военно-морские
сокращения и положение на Дальнем Востоке. Великобритания, Япония, Франция
и Италию пригласили принять участие в переговорах о сокращении военно-морских сил, а
Бельгия, Китай, Португалия и Нидерланды были приглашены присоединиться к
обсуждения ситуации на Дальнем Востоке. были заключены три основных договора.
Вашингтонской военно-морской конференции: Договор пяти держав, Договор четырех держав
Договор и Договор девяти держав.
Договор пяти держав
Договор пяти держав, подписанный США, Великобританией, Японией,
Франция и Италия были краеугольным камнем программы военно-морского разоружения. Это называется
для каждой из участвующих стран поддерживать установленное соотношение тоннажа боевых кораблей
что позволило Соединенным Штатам и Соединенному Королевству 500 000 тонн, Японии
300 000 тонн, а Франция и Италия по 175 000 тонн. Япония предпочла
тоннаж распределялся в соотношении 10:10:7, в то время как ВМС США предпочитали соотношение 10:10:5.
соотношение. Конференция в конечном итоге приняла ограничения соотношения 5: 5: 3. Поскольку
Соединенные Штаты и Великобритания содержали военно-морские силы как на Тихом океане, так и на
Атлантический океан для поддержки своих колониальных территорий, Договор пяти держав
предоставил обеим странам самые высокие надбавки тоннажа. Договор также назывался
на всех пяти подписантах прекратить строительство крупных кораблей и уменьшить размер
их военно-морские силы путем списания старых кораблей.
Хотя договор был признан успешным, включение статьи XIX,
который признал статус-кво американских, британских и японских баз в
Тихого океана, но объявили их экспансию вне закона, что вызвало споры среди США.
политики. Особенно многие военнослужащие ВМС США были обеспокоены тем, что ограничение
расширение укреплений в Тихом океане поставит под угрозу владения США в
Гавайи, Гуам и Филиппины.
Кроме того, хотя Договор пяти держав контролировал тоннаж каждого военно-морского флота
боевых кораблей, некоторые классы кораблей остались неограниченными. В результате новая гонка
строить крейсерские корабли появились после 1922 года, что привело к тому, что пять стран вернулись к
за столом переговоров в 1927 и 1930 годах в попытке закрыть оставшиеся
лазейки в Договоре.
Договор четырех держав
В Договоре четырех держав США, Франция, Великобритания и
Япония договорилась консультироваться друг с другом в случае будущего кризиса на Востоке
Азия, прежде чем действовать. Этот договор заменил англо-японский
1902 г., что вызвало некоторое беспокойство в Соединенных Штатах. в
Спустя годы после Первой мировой войны американские политики считали Японию величайшей восходящей
военная угроза. Сильно милитаризованный и стремящийся расширить свое влияние и
территории, Япония потенциально могла угрожать колониальным владениям США в Азии.
и прибыльная торговля с Китаем. Из-за 1902 соглашение между Соединенными
Королевство и Япония, однако, если Соединенные Штаты и Япония вступили в
конфликт, Соединенное Королевство может быть вынуждено присоединиться к Японии против Соединенных
Состояния. Разорвав этот договор и заключив соглашение четырех держав, страны
гарантировало, что никто не будет обязан участвовать в конфликте, но
механизм для дискуссий существовал бы, если бы он появился.
Договор девяти держав
Окончательное многостороннее соглашение, достигнутое на Вашингтонской военно-морской конференции,
Договор девяти держав, ознаменовавший интернационализацию политики открытых дверей США.
в Китае. Договор обещал, что каждая из подписавших сторон — Соединенные Штаты,
Соединенное Королевство, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Португалия,
и Китай — будут уважать территориальную целостность Китая. Договор
признал японское господство в Маньчжурии, но в остальном подтвердил важность
равных возможностей для всех стран, ведущих бизнес в стране. Для его
части, Китай согласился не дискриминировать любую страну, стремящуюся сделать
дела там. Как и договор четырех держав, этот договор по Китаю предусматривал
дальнейшие консультации между подписавшими сторонами в случае нарушения. Как
В результате у него не было метода принуждения, чтобы гарантировать, что все полномочия соблюдаются
его условия.
Помимо многосторонних соглашений, участники заключили несколько
двусторонние договоры на конференции. Япония и Китай подписали двустороннее
соглашение, Шаньдунский (Шаньдунский) договор, который вернул контроль над этим
провинция и ее железная дорога в Китай. Япония взяла под свой контроль этот район с
немцами во время Первой мировой войны и сохраняли контроль над ней в течение многих лет, которые
последовал. Сочетание Шандунского договора и Договора девяти держав было
чтобы заверить Китай в том, что его территория больше не будет скомпрометирована
Японская экспансия. Кроме того, Япония согласилась вывести свои войска из
Сибирь, США и Япония официально договорились о равном доступе к кабелю
и радиотехнические средства на контролируемом японцами острове Яп.
Вместе договоры, подписанные на Вашингтонской военно-морской конференции, служили для защиты
статус-кво в Тихом океане: они признавали существующие интересы и не
внести в них принципиальные изменения. В то же время США обеспечили
соглашения, которые усилили его существующую политику в Тихом океане, в том числе
Политика открытых дверей в Китае и защита Филиппин, ограничивая
максимально расширить масштабы японской имперской экспансии.
Пять основных вопросов, за которыми стоит следить в 2023 году
1. Политическая нестабильность, поляризация и год выборов
Политика, вероятно, будет занимать большую часть времени и внимания Пакистана в 2023 году, как это было в 2022 году. нестабильность прошлой весной не закончилась драматическим вотумом недоверия в парламенте в апреле прошлого года, который отстранил тогдашнего премьер-министра Пакистана Имрана Хана от должности. С тех пор нестабильность и поляризация только усилились: Хан возглавил народное оппозиционное движение против действующего коалиционного правительства и вооруженных сил, организовав в течение года серию крупных митингов по всей стране.
Борьба за власть в Пакистане продолжается до 2023 года. Хотя действующее правительство не уступило требованию Хана о досрочных выборах, общенациональные выборы по конституции должны быть проведены к октябрю этого года. Политически правительству выгодно сдерживать их как можно дольше, поскольку оно пытается выбраться из острого экономического кризиса Пакистана и его слабых внутренних показателей (его дипломатический подход к внешней политике показал себя лучше, но это может не иметь значения для выборов) . Прошлый год стоил ей драгоценного политического капитала, и партия Хана очень хорошо показала себя на дополнительных выборах, состоявшихся в июле и октябре. Государство пыталось запутать Хана и его партию в судебных делах, полагаясь на знакомый сценарий, используемый против оппозиционных политиков в Пакистане, хотя и с ограниченным эффектом, с участием судов.
Партия Хана по-прежнему контролирует две из четырех провинций Пакистана, Пенджаб и Хайбер-Пахтунхва (КП), и попытки действующего федерального правительства (внезаконные) попытаться вырвать у него власть в Пенджабе, крупнейшей провинции, не увенчались успехом (спасибо в суды). Год начался драматически: в этом месяце партия Хана инициировала процесс роспуска ассамблей Пенджаба и КП, чтобы оказать давление на федеральное правительство и провести досрочные выборы.
Для одержимого политикой Пакистана остается самый большой вопрос, кто победит на следующих всеобщих выборах. Вернется ли бывший премьер-министр Наваз Шариф (брат нынешнего премьер-министра Шехбаза Шарифа) в Пакистан, чтобы баллотироваться в качестве главы своей партии PML-N? Сможет ли Имран Хан победить благодаря своей народной поддержке, несмотря на противостояние с военными? Независимо от результата, мы можем сказать следующее, учитывая истории основных претендентов: направление страны вряд ли изменится.
2. Тяжелая экономическая ситуация
Экономика Пакистана уже несколько месяцев находится в кризисе, еще до катастрофических летних наводнений. Инфляция непосильна, стоимость рупии резко упала, а его валютные резервы теперь упали до сомнительно низкого уровня в 4,3 миллиарда долларов, что достаточно для покрытия импорта только за один месяц, что повышает вероятность дефолта.
Каждые несколько лет в Пакистане наступает экономический кризис, вызванный экономикой, которая производит недостаточно и тратит слишком много, и поэтому зависит от внешнего долга. Каждый последующий кризис усугубляется по мере того, как увеличивается долговая нагрузка и наступает срок погашения. В этом году его усугубили внутриполитическая нестабильность и наводнение. Кризис также имеет значительный внешний элемент, а именно рост мировых цен на продовольствие и топливо после войны России на Украине. Сочетание всех этих факторов создало, пожалуй, самую большую экономическую проблему, с которой когда-либо сталкивался Пакистан. Тем не менее, правительство погрязло в политиканстве, и выделение транша кредита в размере 1,1 миллиарда долларов от Международного валютного фонда (МВФ) по-прежнему застопорилось, поскольку Исламабад отклонил условия МВФ. В настоящее время правительство прибегает к ограничению импорта и досрочному закрытию торговых центров и свадебных залов — небольшие меры, которые не могут адекватно решить проблему.
Связанные книги
Пакистан может на какое-то время избежать дефолта с помощью МВФ и кредитов дружественных стран, особенно Саудовской Аравии и других стран Персидского залива. Но они не устранят явное основное недомогание экономики — и тот факт, что что-то фундаментальное должно измениться с точки зрения того, сколько экономика производит по сравнению с тем, сколько она тратит, чтобы избежать дефолта в будущем. Но ни у одной из политических партий Пакистана, похоже, нет политической воли или способности добиться таких изменений.
Сообщается, что к 2025 году Пакистан должен выплатить 73 миллиарда долларов; это невозможно без реструктуризации долга.
3. Восстановление после наводнения
«Муссон на стероидах», напрямую связанный с изменением климата, вызвал наводнение летом в Пакистане настолько катастрофическое, что оно неоднократно описывалось как библейское. Он оставил под водой треть страны, затопив целые деревни, убил более 1700 человек, разрушил дома, инфраструктуру и обширные пахотные земли, а миллионы людей покинули свои дома.
Спустя более четырех месяцев после сильнейшего наводнения почти 90 000 человек все еще вынуждены покинуть свои дома, а в некоторых районах вода все еще стоит. Любой стране было бы чрезвычайно трудно оправиться от такой катастрофы и восстановить утраченную инфраструктуру, включая дороги и школы, не говоря уже о правительстве, сталкивающемся с нехваткой наличности, как в Пакистане.
Но пакистанское правительство – в частности, министр иностранных дел Билавал Бхутто Зардари, который с лета дважды посещал Соединенные Штаты, и министр по вопросам изменения климата Шерри Рехман – проделали замечательную работу по привлечению внимания общественности к катастрофе наводнения. мировая сцена. Конференция доноров, организованная Шарифом совместно с Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Антониу Гутерришем в Женеве в этом месяце, собрала более 9 долларов США.миллиардов на восстановление после наводнения в течение следующих трех лет (деньги в основном в виде проектных кредитов). Пакистан также сыграл важную роль в дискуссиях о разрушительных последствиях изменения климата для развивающихся стран, возглавив усилия по включению потерь и ущерба в повестку дня COP27 впервые и подтолкнув делегатов COP в Египте к согласию на потерю и фонд ущерба.
Обещая помощь в миллиарды долларов, правительство преодолело одно препятствие. Но путь к восстановлению будет трудным: перемещенные лица все еще спят под открытым небом в провинции Синд. Осуществление устойчивого восстановления потребует огромного потенциала, ресурсов и прозрачности в стране, которая уже погрязла в других проблемах.
4. Растущая нестабильность
Пакистанские талибы (или ТТП), террористическая группировка, ответственная за убийство десятков тысяч пакистанцев с 2007 по 2014 год, набралась смелости – что и следовало ожидать – в Афганистане, управляемом талибами, и однажды снова представляют угрозу для Пакистана, пусть и в географически ограниченном регионе (пока). В прошлом году группировка совершила не менее 150 нападений в Пакистане, в основном на северо-западе. Поскольку у ТТП есть убежище в Афганистане, у пакистанского государства все больше и больше не остается выбора, когда дело доходит до эффективного взаимодействия с этой группировкой. Переговоры государства с ТТП неоднократно терпели неудачу, как и неизбежно, потому что группа принципиально выступает против понятия пакистанского государства и конституции в том виде, в каком они существуют сегодня. Неудивительно, что афганские талибы также не помогли в борьбе с ТТП, а отношения Пакистана с афганскими талибами в то же время значительно ухудшились по другим вопросам, включая границу, разделяющую две страны.
В этот момент Пакистан в первую очередь будет наносить кинетические удары по целям ТТП в пределах своих границ, но это будет ограничено перемещением ТТП через границу в Афганистан. Именно это движение оставляет Пакистан перед трудноразрешимой проблемой ТТП и усложняет ситуацию, помимо военной операции, которую оно начало против группировки в 2014 году. Тем не менее пакистанские талибы на данный момент не являются самой большой угрозой, с которой сталкивается Пакистан, учитывая большую политические и экономические вызовы, но если их не остановить, это может перерасти в серьезный кризис.
5. Военно-гражданские отношения
29 ноября прошлого года в Пакистане назначен новый начальник штаба армии. Генерал Асим Мунир сменил генерала Камара Джаведа Баджву, занимавшего всемогущий пост шесть лет (из-за трехлетнего продления). Назначение главнокомандующего армией в прошлом году стало предметом значительных политических разногласий; Основная причина отстранения Хана от власти заключалась в его ссоре с военными из-за вопросов о назначениях высших армейских чиновников.
Все внимание сейчас приковано к тому, как складываются военно-гражданские отношения при Мунире. При Баджве военные укрепили свой контроль над всеми видами закулисной политики. Баджва руководил тесными отношениями «на одной странице» с Ханом; когда это пошатнулось, ПМЛ-Н стремилась занять место Хана в качестве союзника военных и главы гражданского правительства.
Leave a Reply