За последние десять лет Китай достиг заметных успехов в различных областях
После 18-го Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая в 2012 году, перед лицом меняющейся международной обстановки и множества рисков и вызовов, Центральный комитет партии во главе с товарищем Си Цзиньпином объединил и повел за собой всех партийных товарищей и многонационального народа Китая с целью полного построения среднезажиточного общества, на китайской земле раз и навсегда положен конец абсолютной бедности, и достигнуты цели, приуроченные к столетию Коммунистической партии Китая. Китай продвигается вперед к цели полного построения модернизированной социалистической державы, намеченной к столетию КНР.
В этом году Компартия Китая проведет свой 20-й съезд. Это главный приоритет Китая и КПК, который будет иметь важное и далеко идущее влияние на весь мир. С 18-го съезда КПК в 2012 году по 20-й съезд КПК в 2022 году, каких событий и изменений добился Китай под руководством Коммунистической партии Китая за последние 10 лет? Посол Китая в Кыргызстане госпожа Ду Дэвэнь открыла специальную рубрику, чтобы представить друзьям Кыргызстана изменения, произошедшие в Китае за последнее десятилетие. Первая статья ознакомит читателей с развитием и изменениями в области экономического роста Китая.
За последние десять лет экономическая мощь Китая вышла на новый уровень. Общий объем экономики вырос с 53,9 трлн юаней в 2012 году до 114,4 трлн юаней в 2021 году, а его доля в мировой экономике увеличилась с 11,3% до более чем 18%. ВВП на душу населения Китая вырос с 6,3 тыс. долларов до 12,5 тыс. долларов, что приблизилось к стандартам стран с высоким уровнем дохода. Еще больше укрепился статус Китая как второй по величине экономики в мире. За последнее десятилетие экономический вклад Китая в мировой экономический рост в целом составлял около 30%, что делает его крупнейшим двигателем мирового экономического роста.
За последние десять лет был достигнут значительный прогресс в построении инновационной страны. В Китае считают инновацию основной движущей силой развития, поэтому доля инвестиций в НИОКР по отношению к ВВП увеличилась с 1,91% до 2,44%, а рейтинг глобального инновационного индекса поднялся с 34-го на 12-е место. Строительство высокоскоростных железных дорог, сетей 5G и т.д. занимает лидирующие позиции в мире, крупные прорывы были достигнуты в области пилотируемых космических полетов и исследования Марса.
За последние десять лет китайский народ добился всестороннего улучшения своей жизни. Китай исторически положил конец абсолютной бедности, вывел из крайней бедности почти 100 млн сельских жителей, которые проживали за чертой бедности, внося при этом огромный вклад в дело по борьбе с бедностью в мире. Придерживаясь принципа «народ и жизнь народа - превыше всего» и продвигая динамичный подход «сведения к нулю числа ковидных случаев», были достигнуты крупные стратегические успехи в борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19. Качество и количество занятости значительно улучшилось: в городских районах ежегодно создается в среднем более 13 миллионов новых рабочих мест. Сфера образования улучшается с каждым днем и средняя продолжительность обучения трудоспособного населения достигла 10,9 лет. В сфере трудовых ресурсов Китай превращается с большой в сильную страну. Были построены крупнейшая в мире система социального обеспечения и система медицинского обслуживания и здравоохранения, средняя продолжительность жизни увеличилась с 75,4 до 77,9 лет, что позволило занять лидирующие позиции в странах со средним и высоким уровнем дохода. Доля групп со средним уровнем дохода увеличилась примерно с 1/4 до 1/3, в свзяи с этим уровень и качество жизни людей постоянно улучшаются.
За последние десять лет строительство экологической цивилизации в Китае достигло замечательных результатов. Становится все больше и больше голубого неба и белых облаков, чистой воды и зеленых гор. На облесение приходится около 1/4 мирового объема искусственного облесения, совокупные выбросы углекислого газа на единицу ВВП снизились примерно на 34%. Китай энергично продвигает зеленую промышленную трансформацию и корректировку структуры энергии, решительно пресекает некорректную разработку проектов с высоким энергопотреблением и уровнем выбросов, занимают первое место в мире установленная мощность зеленой энергии, как ветровой, фотоэлектрической и т. д., а также производство и продажа автомобилей на новых источниках энергии. Китай способствовал заключению Парижского соглашения и четко заявил, что будет стремиться к достижению пика выбросов углерода к 2030 году и углеродной нейтральности к 2060 году, внося важный вклад в сотрудничество международного сообщества в борьбе с изменением климата и содействии глобальному экологическому управлению.
За последние десять лет экономическая безопасность Китая была всесторонне укреплена. Производство зерна стабильно держится на уровне более 650 млрд. килограммов уже семь лет подряд, достигнув продовольственной самообеспеченности Китайского народа. Постоянно совершенствуются гарантированный потенциал энергоснабжения и система добычи, поставок, хранения и сбыта угля, электроэнергии, нефти и газа. Возможности гарантии безопасности и стабильности производственной цепочки поставок постоянно улучшаются, темпы развития ключевых базовых технологий в области 5G, базового программного обеспечения, промышленных материнских машин, транспортных средств на новых источниках энергии и интеллектуальных транспортных средств, а также развития возобновляемых источников энергии ускоряются. За последние десять лет смертность от несчастных случаев на производстве на единицу ВВП снизилась на 83,8%, обеспечение безопасности жизни народа осуществляется в лучшей степени.
За последние десять лет масштабы открытости Китая внешнему миру всесторонне расширяются. Доля товарного экспорта на международном рынке выросла с 11% до 15%, укрепился статус торговой Державы. Масштабы иностранных инвестиций постоянно расширяются. Китай активно создает сеть зон свободной торговли, отвечающих высоким стандартам, и количество соглашений о свободной торговле, подписанных с зарубежными странами, увеличилось с 10 до 19. Была построена 21 пилотная зона свободной торговли и Порт свободной торговли Хайнань, формирована новая модель всестороннего и высокого уровня открытости внешнему миру. Сотрудничество в рамках совместного строительства инициативы «Один пояс, один путь» со 149 странами, в том числе с Кыргызстаном, и 32 международными организациями дало практические и плодотворные результаты.
Это десятилетие также стало “золотым десятилетием” для развития двусторонних отношений между Китаем и Кыргызстаном. Уровень отношений между двумя странами постоянно повышается, достигнув исторического скачка от стратегического партнера к всестороннему стратегическому партнеру.
Постоянно укрепляется политическое взаимодоверие. Председатель КНР Си Цзиньпин дважды посещал Кыргызстан с визитом, а Президенты Кыргызстана шесть раз совершали визит в Китай, обеспечивая стратегическое руководство для развития двусторонних отношений. Наши страны регулярно обмениваются визитами и на различных уровнях партии, правительства, вооруженных сил и парламента. Китай и Кыргызстан всегда твердо поддерживают друг друга в вопросах, затрагивающих коренные интересы двух стран. Китай поддерживает путь развития, выбранный кыргызским народом, поддерживает меры, предпринятые правительством Кыргызстана для защиты национальной независимости, суверенитета и безопасности, является доверительным и надежным другом и партнером Кыргызстана. Кыргызстан всегда оказывает Китаю твердую поддержку по таким вопросам, как Тайвань, Синьцзян и борьба с «тремя силами зла» (терроризм, экстремизм, сепаратизм). Обе стороны тесно сотрудничают в международных организациях, таких как Организация Объединенных Наций и Шанхайская организация сотрудничества.
За последнее десятилетие деловое сотрудничество между Китаем и Кыргызстаном продолжает углубляться. С 2012 по 2021 год объем двусторонней торговли между Китаем и Кыргызстаном увеличился с 5,16 млрд долларов США до 7,554 млрд долларов США, увеличившись на 46,3%. С 2016 года Китай стал самым важным торговым партнером Кыргызстана. В 2013 году Председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул инициативу совместного строительства «Один пояс- один путь». Кыргызстан является одной из первых стран, поддержавших и участвующих в совместном строительстве проекта «Один пояс — один путь». В рамках совместного строительства «Один пояс — один путь» Китай и Кыргызстан совместно реализовали ряд важных проектов в Кыргызстане. Автомагистраль Китай-Кыргызстан-Узбекстан, проект линии электропередачи «Датка–Кемин», Ошская городская больница, проект реконструкции городской дорожной сети Бишкека, проект реконструкции сельской ирригационной системы и Альтернативная автодорога «Север–Юг» принесли реальную пользу народу Кыргызстана. Обе стороны активно продвигают проект железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, Строительство обводного Чуйского канала (ОЧК-2) и проект предоставления Кыргызстану 2 мобильных госпиталей и 100 пожарных машин за грант китайского правительства.
За последние десять лет культурные обмены между Китаем и Кыргызстаном стали более тесными. Обмены между регионами, университетами, аналитическими центрами, СМИ, литературными и художественными группами, взаимная отправка студентов, совместные исследования и взаимный перевод литературных произведений идут полным ходом. Ежегодно около 4000 кыргызских студентов изучают китайский язык в 4 Институтах и 19 Классах Конфуция по всему Кыргызстану. Ежегодно Китай предоставляет Кыргызстану около 300 бюджетных студенческих квот по различным каналам. Две страны торжественно отметили 90-летие со дня рождения Айтматова и успешно провели церемонию выпуска первого тома «Си Цзиньпин о Государственном Управлении» на кыргызском языке в Кыргызстане накануне визита Председателя Си Цзиньпина в 2019 году. Обе стороны прилагают совместные усилия к защите и наследию эпоса «Манас».
За последние десять лет под руководством Центрального комитета КПК, ядром которого является товарищ Си Цзиньпин, экономическая мощь, научно-техническая мощь и совокупная мощь, а также международное влияние Китая продолжают расти. Китайско-кыргызские отношения всестороннего стратегического партнерства также выдержали испытание международными изменениями. Наши страны по-настоящему стали добрыми соседями, хорошими друзьями, надежными партнерами и родными братьями. Мы создали модель межгосударственных отношений с взаимным уважением, равноправным сотрудничеством, взаимной выгодой в международном сообществе. Уверена, что совместными усилиями народов Китая и Кыргызстана мы будем создавать новое “золотое десятилетие” китайско-кыргызских отношений.
Чрезвычайный и Полномочный Посол
Китайской Народной Республики в Кыргызской Республике
Ду Дэвэнь
«Иран: жизнь под санкциями» — Экономика
Фото: Ebrahim Noroozi | AP | ТАСС
Экономика
Макроэкономика
Как Иран, страна с 85-миллионным населением и третья в мире по величине запасов нефти, живет под экономическими санкциями 40 лет, в том числе последние три года – фактически в изоляции.
4 марта 2022
| Ирина Рябова Эконс, Ольга Кувшинова Эконс, Денис Касянчук Эконс
Как Иран, страна с 85-миллионным населением и третья в мире по величине запасов нефти, живет под экономическими санкциями 40 лет, в том числе последние три года – фактически в изоляции.
4 марта 2022
| Ирина Рябова Эконс, Ольга Кувшинова Эконс, Денис Касянчук Эконс
Иран – страна, живущая в условиях международных санкций уже пятый десяток лет, с некоторыми небольшими перерывами. Страна, по
данным ОПЕК, обладает третьими по величине доказанными запасами нефти (после Венесуэлы и Саудовской Аравии), составляющими 13,4% мировых, однако импорт нефти из Ирана заблокирован, как и инвестиции в его экономику и любые бизнес-связи с ней, включая финансовые. Рухнувшая экономика стагнирует, международные переводы осуществляются способом, изобретенным 12 веков назад, находящийся под санкциями центробанк занимается развитием финтеха, а население для защиты сбережений пользуется национальным фондовым рынком.
Эскалация санкций
В 1979 г. в Иране произошла исламская революция, в результате которой светская страна стала Исламской Республикой Иран, а организация ее государственной власти – клерикальной. При сохранении светских органов власти (президент, парламент, правительство) высшая власть в стране пожизненно принадлежит имаму, контролирующему, согласно
конституции страны, законодательную, исполнительную и судебную власть. Последовавшая «культурная революция» затронула СМИ, школы, университеты, театры и
была призвана избавить страну от «развращающего западного и атеистического влияния».
Первые санкции в отношении Ирана были
введены США в 1979 г. после того, как радикальные сторонники новой власти
захватили американское посольство, взяв в заложники 52 человека. Все иранские активы в американских банках, включая золото, были заморожены, бизнес-контакты граждан и предприятий США с Ираном запрещены, введено эмбарго на импорт из Ирана, включая закупки нефти, и на поставки в страну любых товаров, кроме медицинских и продовольственных. В 1981 г., после освобождения иранцами американских заложников, активы Ирана были частично
возвращены, а торговое эмбарго
отменено. Однако уже в январе 1983 г., после взрыва поддерживаемыми Ираном боевиками
посольства США и
казарм морской пехоты в Ливане, США
объявили Иран государством – спонсором терроризма: это лишило Иран возможности получать международную финансовую помощь. В 1987 г. был
возобновлен запрет на экспорт в Иран и импорт из Ирана, включая нефть.
В 2003 г. представители Международного агентства по атомной энергии
нашли в Иране признаки работы по обогащению урана, и вскоре санкции в отношении страны ввели также ООН и ЕС. ООН в 2006 г.
запретила импорт в Иран и экспорт из страны ядерных материалов и соответствующего оборудования, в период между 2007 и 2010 гг. – ввела
запрет на оружейный экспорт Ирана, призвала
усилить контроль за некоторыми национальными банками и
запретила инвестировать в заводы по обогащению ядерного топлива, урановые рудники и прочие технологии, связанные с ядерным оружием. Евросоюз в 2010 г.
ввел запрет на поставки оборудования для нефтегазовой и нефтеперерабатывающей отрасли, продажи любых технологий, которые можно использовать для создания оружия, открытие счетов на территории ЕС для иранских банков и граждан, запрет на инвестиции в Иран, на новые кредиты иранскому правительству.
В конце 2011 г. США
ввели санкции против центрального банка Ирана, а в 2012 г. иранские банки отключили от SWIFT. В 2012 г. ЕС
присоединился к нефтяному эмбарго США в отношении Ирана и также заморозил активы иранского центрального банка на территории союза.
В 2015 г. Тегеран заключил с США, Россией, Китаем, Великобританией, Францией и Германией «ядерную сделку» (
Совместный всеобъемлющий план действий, СВПД), которая ограничивала иранскую ядерную программу в обмен на
полную отмену всех санкций после подтверждения, что Иран соблюдает свою часть договоренностей. В январе 2016 г. США и Европа
отменили все санкции в отношении Ирана и разморозили $100 млрд его активов, заблокированных в том числе в банках Японии и Южной Кореи, – этот объем сопоставим с примерно четвертью ВВП Ирана 2015 г.
Однако в 2018 г. США обвинили Тегеран в несоблюдении условий СВПД, в одностороннем порядке вышли из сделки и восстановили жесточайшие
санкции против Ирана: под запретом оказались в том числе продажа и передача наличных долларов Ирану, торговля с ним золотом и драгметаллами, сделки в иранских риалах, операции с госдолгом и центральным банком, экспорт из Ирана энергоресурсов и продукции других ключевых для страны секторов – от автомобилестроения (после нефте- и газодобычи это
третья по значимости отрасль в стране) до производства ковров.
Переговоры о возобновлении СВПД ведутся с 2021 г., но пока
не увенчались успехом; санкции в отношении Ирана продолжают действовать.
Экономика изоляции
Несмотря на периоды снятия санкций и
«экономику сопротивления» – национальные меры по развитию внутреннего производства и ненефтяной торговли с соседними странами, – санкции имели существенные экономические последствия для страны.
За 1980–1981 гг., после первого раунда санкций, спад экономики Ирана, по
данным МВФ, составил более 25%, среднегодовая потребительская инфляция превысила 20% – и с тех пор темпы ее роста практически никогда не опускались ниже двузначных цифр. Исключение – период отмены санкций 2016–2017 гг., когда изолированная экономика Ирана стала возвращаться к интеграции с глобальными рынками. В предпоследний период международной изоляции, 2011–2015 гг., три года из пяти лет иранская экономика провела в рецессии, среднегодовая инфляция за этот период составила 23%. В 2016 г., после отмены санкций в связи с ядерной сделкой, экономика выросла на 13,4% и еще на 3,8% в 2017 г., темпы инфляции в эти два года снизились до 9% и 9,6% соответственно.
После возобновления санкций в 2018 г. иранская экономика вошла в рецессию, которая продолжалась два года; последовавший в 2020–2021 гг. некоторый восстановительный рост не компенсировал этого падения – реальный ВВП остался на том же уровне, что и десять лет назад,
указывает Всемирный банк. Инфляция в эти годы достигала почти 50%, а среднегодовая за 2018–2021 гг. составила 35% в год.
За этот период Иран, согласно данным платежного баланса центробанка страны
(.pdf; календарный год считается по солнечному календарю, летоисчисление ведется с 622 г.), потерял две трети нефтяных доходов – поступления от экспорта нефти сократились с $63 млрд в 2017 г. до $21 млрд в 2021 г., импорт упал более чем на 40%. Оценки ОПЕК
показывают еще более катастрофическую картину: доходы от нефтеэкспорта сократились более чем на 80% в сравнении с 2017 г. , до $7,6 млрд в 2020 г., а импорт упал на 65%.
Цифры могут отличаться из-за множественности валютных курсов, установленных в Иране с 2018 г. (об этом ниже), – в том числе наличия официального и рыночного курса. Например, в оценке долларового ВВП Ирана расходятся даже международные организации: МВФ считает по официальному зафиксированному обменному курсу центробанка Ирана, а Всемирный банк – по рыночному, который примерно вчетверо выше официального. Поэтому исходя из оценок МВФ – экономика Ирана в долларовом выражении за 2018–2020 гг.
почти удвоилась, а исходя из оценок Всемирного банка – сократилась
более чем вдвое, что очевидно при 75%-ном обесценении национальной валюты Ирана к доллару за этот период.
ВВП на душу населения в Иране в 2020 г., по данным Всемирного банка, был
на уровне 1990 г., составив чуть более $2400, – по классификации Всемирного банка это соответствует группе стран с уровнем дохода ниже среднего. Однако по ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, то есть с учетом уровня цен внутри страны, Иран относится к группе стран со средним доходом: в 2020 г. этот показатель составлял
$13300, снизившись на треть с пиковых $18000 в 2011 г. Для сравнения: в России в 2020 г. ВВП на душу населения составлял
$10100 в текущих долларах и $29800 – по паритету покупательной способности.
«Разорвана в клочья»
Из-за революции и последующих санкций в Иране значительно сократились объемы добычи и экспорта нефти – одного из основных источников бюджета (в 2018/19 финансовом году, до введения самых строгих санкций США, экспорт сырой нефти и природного газа из Ирана составлял
около 18% ВВП и около четверти государственных доходов). Перед исламской революцией 1978–1979 гг.
добыча нефти в Иране превышала 6 млн баррелей в сутки, к 2015 г.
составляла менее 3 млн баррелей. Снятие санкций в 2016 г. способствовало восстановлению добычи нефти примерно до 4 млн баррелей в сутки, но после возобновления ограничительных мер к 2020 г. она упала до 1,9 млн баррелей, то есть до
минимума почти за 40 лет. Физические объемы экспорта иранской нефти в 2020 г. были
в 4,5 раза ниже в сравнении с 2017-м, когда санкции отменялись.
Возобновление в 2018 г. санкций, фактически изолировавших экономику Ирана, обрушило его национальную валюту. Рыночный обменный курс доллара к иранскому риалу за полгода
вырос более чем втрое, а к 2020 г. – вчетверо к уровню 2017 г., с 40000 риалов за доллар до 160000. Инфляция с 8,3% в конце 2017 г. подскочила к концу 2018-го до 48,8%.
В стране действуют три курса обмена валют: официальный курс, курс для экспортеров и импортеров и рыночный курс. Официальный курс остался на уровне 42000 риалов за доллар – он используется для субсидирования закупок товаров первой необходимости, таких как продукты питания и лекарства. Еще один курс, NIMA, действует для экспортеров и импортеров, обменивающих валюту под надзором центрального банка: NIMA – это запущенная центральным банком Ирана онлайн-система валютного обмена. Большую часть 2018 г. доллар на NIMA обменивался в 2–2,5 раза дороже, чем по официальному курсу, но в 1,5–2 раза дешевле, чем по рыночному, затем курс NIMA сравнялся с рыночным.
Изначально, в апреле 2018 г., официальный обменный курс был
объединен с рыночным в попытке сдержать обвал национальной валюты, а обмен по рыночному курсу был приравнен к контрабанде, однако искусственно поддерживать единый курс не получилось, и правительство Ирана было вынуждено отказаться от этой идеи.
В 2002 г. обменный курс составлял 1400 риалов за доллар, в конце 2021 г. рыночный курс достигал рекордных
300000 риалов за доллар.
Из-за девальвации и инфляции правительство Ирана в 2020 г.
приняло решение провести деноминацию, заменив риал на томан – новую национальную валюту: 1 томан равен 10000 риалам. Обмен будет происходить в течение двух лет.
Гуманитарный кризис
Иранское министерство труда ежегодно устанавливает размер минимальной зарплаты, которая определяет базовый доход половины населения – более 42 млн человек в стране с населением 85 млн (по
данным ООН на 2020 г. ): работников, а также пенсионеров и других лиц, зарегистрированных в Государственной организации социального обеспечения Ирана и получающих страховые выплаты и пенсии. Минимальная зарплата растет
гораздо медленнее, чем инфляция, особенно на фоне обесценивания риала. В январе
сообщалось, что на 2022 финансовый год (начинается 21 марта) правительство планирует установить минимальную месячную зарплату в размере, эквивалентном порядка $200 по текущему рыночному курсу, в то время как стоимость потребительской корзины предметов первой необходимости для семьи из трех человек – вдвое дороже.
При этом около 10 млн работающих, или порядка
40% всей рабочей силы, заняты в неформальном секторе, зарабатывая примерно $40 в месяц (по текущему рыночному курсу),
приводит Center for Human Rights in Iran данные иранской Ассоциации исламских трудовых советов.
Демография Ирана
Иран – страна с молодым и растущим населением: по
данным ООН, коэффициент рождаемости здесь превышает 2, люди в возрасте до 25 лет составляют 38% всего 85-миллионного населения (в том числе дети до 14 лет – четверть), пенсионеры – 12,5% (для женщин пенсионный возраст в стране
начинается с 55 лет, для мужчин – с 60 лет). Каждый шестой брак в стране заключается детьми в возрасте до 18 лет. Высшее профессиональное образование есть почти у 60% жителей страны,
следует из данных ЮНЕСКО на 2020 г., – против 50% в 2011 г. и 73% в 2015 г., после которого доля имеющих высшее образование стала снижаться. Уровень грамотности среди 15–24-летних составляет 98,1%, однако среди людей 65 лет и старше составляет менее 37% (для сравнения: в России доля имеющих высшее образование превышает
86%, а уровень грамотности среди всех возрастных групп составляет 99,6–99,7%). Население Ирана относительно урбанизировано – в сельской местности проживают порядка четверти всех граждан (как и в России). Ожидаемая продолжительность жизни на 2020 г. составляет 77 лет (в
России – 72).
Возобновление санкций в 2018 г. привело к резкой нехватке медикаментов в исламской республике – от дефицита жизненно важных лекарств для пациентов с эпилепсией до ограниченности химиотерапии для иранцев, больных раком,
пришли к выводу в Human Rights Watch. Хотя правительство США оговорило исключения для гуманитарного импорта, на практике американские и европейские компании и банки не испытывали желания экспортировать в Иран гуманитарные грузы и финансировать такие поставки из-за рисков попасть под санкции и судебные разбирательства.
Гуманитарный кризис в Иране оказался настолько серьезным, что европейские страны в 2019 г. даже создали специальный механизм (Instrument in Support of Trade Exchanges,
INSTEX), чтобы законно торговать с иранской стороной, не опасаясь попасть под санкции США. INSTEX функционирует как клиринговая палата, облегчающая обмен платежами между Европой и Ираном. Сотрудничая с иранским Special Trade and Finance Instrument (STFI), INSTEX урегулирует взаимные претензии и обязательства путем погашения долгов в рамках финансовой системы «замкнутого цикла», которая сводит к минимуму трансграничные платежи между Европой и Ираном. В рамках INSTEX можно продавать Ирану продукты питания, сельскохозяйственное и медицинское оборудование, лекарства, а также предметы, необходимые для производства, создания, упаковки, транспортировки, хранения и доставки гуманитарных грузов. Однако этот механизм оставался неиспользованным целый год после запуска, и только во время пандемии, в марте 2020 г.,
состоялась первая сделка – по поставке в Иран медицинских товаров.
Конвертация нефти в биткоин
Ирану пришлось искать способы обойти санкции, чтобы продолжать вести торговлю и осуществлять платежи. Криптовалюта стала частью национальной финансовой системы, хотя сначала центробанк страны
пытался ее запретить из-за
опасений по поводу оттока капитала, но уже спустя три месяца после запрета, в июле 2018 г., криптовалюта
была легализована для пополнения доходов бюджета:
по оценкам аналитического центра при президенте Ирана, майнинг может приносить стране $700 млн прямых доходов в год, а также создать рабочие места и помочь обходить санкции.
Криптомайнерам в Иране
необходимо получить лицензию, им предоставляется скидка на электроэнергию, но все намайненные биткоины они должны сдавать центральному банку Ирана. Тысячи обнаруженных нелицензированных криптоферм были ликвидированы, в том числе
в мечетях, где они имели возможность пользоваться бесплатной энергией. Однако из-за майнинга Иран периодически сталкивается с блэкаутами, и правительство периодически вводит
временные запреты на майнинг. По оценкам компании Elliptic, занимающейся анализом индустрии криптофинансов и блокчейна, в начале 2020 г. на Иран
приходилось порядка 4,5% мирового майнинга биткоина, что эквивалентно примерно $1 млрд по курсу на тот период.
Для производства электричества необходима нефть, а майнеры получают зарплату в биткоинах и могут тратить их на импортные товары: таким образом, иранское государство эффективно продает свои энергетические запасы на мировых рынках, используя процесс майнинга для обхода торговых эмбарго, заключала Elliptic.
За десятилетия санкций Иран отточил
искусство контрабанды. Например, для доставки своей нефти покупателям в обход санкций Иран разработал
несколько способов: хранение нефти в крупных танкерах, находящихся в море, и тайное перекачивание на легальные суда покупателей; изменение названий и идентификационных кодов судов и танкеров, чтобы скрыть, что они принадлежат Ирану; отключение системы автоматической идентификации судов, чтобы сделать их «невидимыми».
Хавала, финтех и фондовый рынок
В условиях международной финансовой блокады в Иране
резко выросла популярность неформальной системы денежных переводов, полностью основанной на доверии и личных связях, –
хавалы. Она появилась более тысячи лет назад и устроена следующим образом. Например, если торговцу на тегеранском базаре нужно оплатить товар из Китая, он идет к знакомому брокеру и передает ему деньги за товар. Брокер звонит своему коллеге в Пекин, и тот своими деньгами расплачивается с китайским поставщиком. Если нужно из Пекина отправить деньги в Иран, процесс хавалы проходит в обратном порядке. Со временем расчеты брокеров в Пекине и Тегеране балансируются. При этом трансграничных переводов и, следовательно, нарушения санкций не происходит. Кроме того, во многих случаях комиссия при таких переводах или отсутствует, или гораздо ниже официальной.
В 2017 г. в Иране
появилась финтех-ассоциация после того, как эту идею предложил центральный банк страны. Тогда среди ее членов было шесть компаний. В 2019 г. в стране работало уже несколько десятков финтех-компаний,
говорили местные чиновники. Сейчас, по данным исследовательской компании Tracxn, в Иране
работает больше сотни финтех-стартапов, а разработанные ими мобильные приложения позволяют жителям страны и бизнесу получать денежные переводы, покупать страховки, собирать пожертвования. В 2021 г. центробанк Ирана
разработал систему бесконтактных мобильных платежей. В стране также
появились собственный «Aliexpress» – маркетплейс
DigiKala, собственные «Google Play» и «Facebook».
Вопреки обвалу нефтедоходов, риала и экономики, общий индекс Тегеранской фондовой биржи TEDPIX, на которой торгуются иранские компании,
повысился за последние два года примерно на 2300% – хотя обычно фондовые рынки в такой ситуации рушатся. Феномен фондового рынка Ирана обусловлен, с одной стороны, поощрением властями частных инвесторов вкладывать средства в национальные ценные бумаги, с другой – стремлением самих частных инвесторов
защитить свои накопления от обесценивания с помощью вложений в акции национальных компаний, в отсутствие других способов такой защиты. В 2019–2020 гг. на иранской бирже наблюдался настоящий бум IPO, в том числе
прошло крупнейшее в истории площадки размещение – дочерняя компания государственной организации социального обеспечения (Social Security Organization) разместила примерно 10% своих акций и привлекла около 70 трлн риалов (около $450 млн).
К сентябрю 2020 г. количество частных инвесторов в Иране
увеличилось примерно до 50 млн человек, то есть до 70% населения, тогда как в 2010 г. на Тегеранской фондовой бирже были
зарегистрированы только 3,2 млн инвесторов. Однако природа роста фондового рынка, как и
полагали аналитики, была больше спекулятивная и свидетельствовала о
возникновении пузыря, который лопнул к началу 2021 г., когда индекс TEDPIX упал почти в два раза. В результате 77% инвесторов столкнулись с потерями,
показал опрос в середине 2021 г. Однако несмотря на масштабный обвал, индекс TEDPIX остался выше своих средних значений 2016–2018 гг., то есть выше, чем до начала периода бума.
Хотя за последние четыре десятилетия Иран накопил большой опыт жизни в условиях изоляции, сейчас ситуация меняется,
считает Джавад Салехи-Исфахани, профессор экономики Политехнического университета Виргинии, специализирующийся на иранской экономике. Раньше иранцы были готовы мириться с трудностями, вызванными санкциями США, а сейчас они протестуют на улицах. Демонстрации больше не организуются образованным средним классом, требовавшим социальных и политических свобод, недавние протесты были в основном вызваны экономическими и климатическими проблемами,
отмечает FT. Например, в ноябре 2021 г.
водный кризис вызвал массовые протесты в Исфахане, в 340 км к югу от Тегерана, а в конце 2019 г.
во многих иранских городах
прошли массовые протесты из-за повышения цен на бензин.
Ирина Рябова
Редактор Econs. online
Ольга Кувшинова
Главный редактор Econs.online
Денис Касянчук
Редактор Econs.online
Самое популярное
«Ловушка нестабильности»: экономические потрясения и конфликты
Доллар как сырьевая валюта и его «имперский круг»
Роберт Лукас: экономист, который изменил экономистов
Сколько стоит время
Уязвимости финансового сектора: новые и старые риски
Как зависть влияет на экономику
Ирина Рябова
Редактор Econs. online
Ольга Кувшинова
Главный редактор Econs.online
Денис Касянчук
Редактор Econs.online
#санкции
#кризис
#Иран
Самое популярное
«Ловушка нестабильности»: экономические потрясения и конфликты
Доллар как сырьевая валюта и его «имперский круг»
Роберт Лукас: экономист, который изменил экономистов
Сколько стоит время
Уязвимости финансового сектора: новые и старые риски
Как зависть влияет на экономику
Каков военный потенциал Северной Кореи?
Введение
Соединенные Штаты и их азиатские союзники рассматривают Северную Корею как серьезную угрозу безопасности. Северная Корея имеет одну из крупнейших в мире обычных вооруженных сил, что в сочетании с ее ракетными и ядерными испытаниями и агрессивной риторикой вызвало обеспокоенность во всем мире. Но мировым державам не удалось замедлить его путь к обладанию ядерным оружием.
Подробнее от наших экспертов
Скотт А. Снайдер
Углубление подозрений и ограниченная дипломатия
Шейла А. Смит
Момент G7 Японии
Лорен Кан
Альянс AUKUS может предложить гораздо больше, чем подводные лодки
По оценкам Государственного департамента США, несмотря на то, что Северная Корея остается одной из самых бедных стран мира, она тратит почти четверть своего валового внутреннего продукта (ВВП) на военные нужды. Его балансирование на грани войны будет и впредь являться испытанием для региональных и международных партнерств, направленных на сохранение стабильности и безопасности. Переговоры о денуклеаризации зашли в тупик с февраля 2019 года.
Каков ядерный потенциал Северной Кореи?
Подробнее:
Северная Корея
Ядерное оружие
Ким Чен Ын
Оборона и безопасность
Саммит в Корее
Точный размер и мощность ядерного арсенала Северной Кореи неясны. Однако аналитики говорят, что Пхеньян шесть раз испытывал ядерное оружие и разрабатывал баллистические ракеты, способные достичь Соединенных Штатов и их союзников Японии и Южной Кореи.
Краткий обзор ежедневных новостей
Сводка мировых новостей с анализом CFR доставляется на ваш почтовый ящик каждое утро.
Большинство будних дней.
Просмотреть все бюллетени >
Северокорейский режим обладает ноу-хау для производства ядерных бомб с использованием оружейного урана или плутония, первичных элементов, необходимых для производства расщепляющегося материала. В 2017 году представители разведки США подсчитали, что в Северной Корее достаточно расщепляющихся материалов — основного компонента ядерного оружия — для производства шестидесяти единиц оружия, и что каждый год она производит достаточно расщепляющихся материалов для производства двенадцати дополнительных единиц оружия. Такими темпами в 2022 году у Северной Кореи может быть достаточно расщепляющегося материала для более чем ста единиц ядерного оружия. Действительно, в отчете RAND Corporation за 2021 год прогнозируется, что к 2027 году Северная Корея может иметь около двухсот ядерных боеприпасов. Некоторые эксперты считают, что нынешний запас расщепляющегося материала меньше; Бюллетень ученых-атомщиков Ханс М. Кристенсен и Мэтт Корда подсчитали в 2021 году, что у Пхеньяна было достаточно материала для создания сорока-пятидесяти единиц ядерного оружия.
Северная Корея провела шесть ядерных испытаний, сначала в октябре 2006 года, а затем в мае 2009 года при бывшем верховном лидере Ким Чен Ире. При Ким Чен Ыне, сыне Ким Чен Ира, пришедшем к власти в конце 2011 года, ядерная программа заметно ускорилась. Ким руководил четырьмя ядерными испытаниями — в феврале 2013 г., январе и сентябре 2016 г. и сентябре 2017 г. — и 160 испытаниям ракет, что намного превышает количество испытаний, проведенных его отцом и дедом, основателем Северной Кореи Ким Ир Сеном.
Еще от наших экспертов
Скотт А. Снайдер
Углубление подозрений и ограниченная дипломатия
Шейла А. Смит
Момент G7 Японии
Лорен Кан
Альянс AUKUS может предложить гораздо больше, чем подводные лодки
С каждым испытанием мощность ядерных взрывов в Северной Корее росла. Первым взрывом в 2006 году была атомная бомба на плутониевом топливе с мощностью, эквивалентной двум килотоннам в тротиловом эквиваленте, единице энергии, используемой для измерения мощности взрывного взрыва. Испытание 2009 г. имело мощность восемь килотонн; испытания 2013 г. и января 2016 г. дали мощность около семнадцати килотонн; а испытание в сентябре 2016 года имело мощность 35 килотонн, согласно данным Инициативы по ядерной угрозе, беспристрастного аналитического центра в Вашингтоне, округ Колумбия. (Для сравнения, бомба США, сброшенная на Хиросиму в 1945, первая атомная бомба, имела предполагаемую мощность шестнадцать килотонн.)
Ядерные испытания, проведенные 3 сентября 2017 года, по словам экспертов, были значительно более масштабными, и показали, что страна разработала гораздо более мощную технологию изготовления бомб. . Оценки сейсмической активности привели наблюдателей к выводу, что мощность взрыва, вероятно, превысила двести килотонн. Взрыв такого размера подтверждает заявления Северной Кореи о разработке водородной бомбы.
Подробнее:
Северная Корея
Ядерное оружие
Ким Чен Ын
Оборона и безопасность
Саммит в Корее
С тех пор Северная Корея не проводила ядерных испытаний. В 2018 году Северная Корея заявила, что закрыла свою основную площадку по производству ядерных материалов, реакторный комплекс в Йонбёне, после саммитов в том же году с США и Южной Кореей. Но в августе 2021 года Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) сообщило, что Северная Корея снова начала производить расщепляющийся материал в Йонбёне. К середине 2022 года спутниковые снимки показали, что строительство продвинулось вперед, и МАГАТЭ выразило обеспокоенность тем, что Северная Корея готовится к седьмому ядерному испытанию.
Некоторые эксперты предупреждают, что создание Северной Кореей ядерных сил — лишь вопрос времени. «Нам придется научиться жить с тем, что Северная Корея способна нанести удар по Соединенным Штатам с помощью ядерного оружия», — сказал Джеффри Льюис из Института стратегических исследований Миддлбери.
Какие ракеты испытала Северная Корея?
Северная Корея провела испытания более ста баллистических ракет, способных нести ядерные боеголовки, включая ракеты малой, средней, средней и межконтинентальной дальности, а также ракеты подводных лодок.
В июле и ноябре 2017 года режим успешно испытал межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), каждая из которых способна нести большую ядерную боеголовку. (2780 миль), намного выше Международной космической станции, и пролетел около 1000 километров (590 миль), прежде чем приземлиться в море у побережья Японии. По оценкам аналитиков, Hwasong-15 имеет потенциальную дальность полета в 13 000 километров (8 100 миль) и, если стрелять по более плоской траектории, может достичь любой точки материковой части США. Американские аналитики и эксперты из других стран до сих пор спорят о ядерной нагрузке, которую могут нести межконтинентальные баллистические ракеты Северной Кореи, и до сих пор неясно, способны ли межконтинентальные баллистические ракеты выдержать вход в атмосферу. Сообщается, что конфиденциальная оценка разведки США от 2017 года пришла к выводу, что Северная Корея разработала технологию миниатюризации ядерной боеголовки, чтобы она соответствовала ее баллистическим ракетам.
Ким приостановил ракетные испытания в конце 2017 года на фоне потепления отношений с США и Южной Кореей. Но Северная Корея возобновила испытания в середине 2019 года, через несколько месяцев после того, как переговоры между Кимом и президентом США Дональдом Трампом в Ханое, Вьетнам, прервались. Позже в том же году Пхеньян провел подводный запуск баллистической ракеты, свое первое подобное испытание за три года.
С тех пор Северная Корея представила несколько новых баллистических ракет. Первой, показанной во время военного парада в октябре 2020 года, была межконтинентальная баллистическая ракета крупнее Hwasong-15. Он не был назван или испытан, но аналитики говорят, что потенциально он может нести несколько ядерных боеголовок или ложных целей, чтобы сбить с толку системы противоракетной обороны. В октябре 2020 года также была представлена новая баллистическая ракета подводных лодок «Пуккуксонг-4», а в январе 2021 года была представлена ее преемница, «Пуккуксонг-5». позволит ему нанести удар по Гуаму. В марте 2022 года Северная Корея впервые с 2017 года произвела испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты, нарушив добровольно введенный мораторий на испытания ракет большой дальности. Северная Корея заявила, что этой ракетой была Hwasong-17, которая является самой большой межконтинентальной баллистической ракетой страны и имеет предполагаемую дальность полета 15 000 километров (9321 миль). Однако южнокорейские военные заявили, что испытанная ракета была намного меньше.
Пхеньян также испытал твердотопливные баллистические ракеты малой дальности, разработав технологию, облегчающую транспортировку ракет и ускоряющую их запуск. Кроме того, была испытана более маневренная крылатая ракета большой дальности, способная вывести из строя системы ПРО при пуске в тандеме с баллистическими ракетами. В сентябре Северная Корея впервые испытала ракеты из железнодорожной пусковой установки, что делает их менее заметными для США и их союзников.
К середине 2022 года Северная Корея провела испытательные пуски более тридцати ракет с начала года, побив свой рекорд по пускам за любой год. Скотт А. Снайдер из CFR говорит, что ускорение испытаний Северной Кореей указывает на то, что она «не ожидает возобновления дипломатических отношений с Соединенными Штатами».
Остается много неизвестного, связанного с точностью баллистических ракет Северной Кореи. Наблюдатели говорят, что эти ракеты обычно неточны из-за того, что они полагаются на системы раннего наведения, приобретенные в Советском Союзе. Однако некоторые перебежчики и эксперты говорят, что Северная Корея начала использовать GPS-наведение, подобное тому, что используется в китайской навигационной системе, что вызывает вопросы о происхождении системы и о том, является ли ракетный арсенал Северной Кореи более точным и надежным, чем считалось ранее.
Помогали ли другие страны ядерной программе Северной Кореи?
Программа преимущественно реализуется коренными народами, но на протяжении многих лет получала внешнюю помощь. Москва, например, помогала Пхеньяну в развитии ядерной энергетики с конца 1950-х по 1980-е годы: она помогла построить исследовательский ядерный реактор и предоставила конструкции ракет, легководные реакторы и некоторое количество ядерного топлива. В 1970-х годах Китай и Северная Корея сотрудничали в области обороны, в том числе по разработке и производству баллистических ракет [PDF]. Северокорейские ученые также извлекли пользу из академических обменов с советскими и китайскими коллегами. Хотя обмены, возможно, не были напрямую связаны с разработкой оружия, информация, полученная в результате обмена исследованиями и посещения ядерных объектов, могла быть применена к военизированной ядерной программе, по словам Джозефа С. Бермудеса-младшего, аналитика северокорейской обороны и разведывательные дела.
Пакистан также стал важным военным партнером Северной Кореи в 1970-х годах. Двусторонняя ядерная помощь началась, когда ученые из двух стран работали в Иране над баллистическими ракетами во время ирано-иракской войны (1980–1988). В 1990-х годах Северная Корея получила доступ к пакистанским технологиям и конструкциям центрифуг у ученого Абдула Кадира Хана, руководившего милитаризацией ядерной программы Пакистана. Пхеньян также получил проекты боеголовок с ураном, которые Пакистан, вероятно, получил из Китая. Взамен Пакистан получил северокорейские ракетные технологии. Остается неясным, действовал ли Хан прямо или косвенно от имени пакистанского правительства. (Многонациональная сеть Хана также незаконно продавала ядерные технологии и материалы покупателям, в том числе Ирану и Ливии.) Ядерные ноу-хау, полученные от Пакистана, вероятно, позволили Северной Корее эксплуатировать центрифуги и тем самым найти урановый путь к бомбе.
Третьи стороны также содействовали программе Пхеньяна путем незаконной поставки металлических компонентов, необходимых для строительства центрифуг и создания ядерного оружия. С 1960-х годов Северная Корея разработала тайные сети для закупки технологий, материалов и конструкций для расширения своих программ обычного и ядерного оружия. По словам Бермудеса, эти сети, когда-то находившиеся в основном в Европе, переместились в Азию и Африку, и товары часто продаются несколько раз, прежде чем попасть в руки Северной Кореи.
С какими карательными мерами столкнулась Северная Корея?
Выход Северной Кореи из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 2003 году и проведенные ею ракетные испытания и первое ядерное испытание в 2006 году побудили Совет Безопасности ООН единогласно принять резолюции, осуждающие действия Северной Кореи и введшие санкции против страны. Совет Безопасности неуклонно ужесточал санкции в последующих резолюциях в надежде изменить поведение Пхеньяна. Эти дополнительные меры запрещают продажу оружия Северной Корее, а также любую финансовую помощь и продажу материалов и технологий, которые могут быть использованы для баллистических ракет или ядерного оружия. Эти меры также налагают ограничения на отдельные предметы роскоши и другую внешнюю торговлю, а также на досмотр грузов, направляющихся в Северную Корею. В то время как текущие санкции ограничили доступ Северной Кореи к материалам, трудно регулировать все международные поставки грузов. Дополнительные препятствия возникли, когда Китай и Россия наложили вето на резолюцию Совета Безопасности от мая 2022 года, которая предлагала ужесточить санкции, что стало первым вето в пользу Северной Кореи за пятнадцать лет. Страны заявили, что предыдущие санкции мало повлияли на поведение Северной Кореи, и обвинили Соединенные Штаты в дальнейшем провоцировании Северной Кореи своим предложением.
Кроме того, Северная Корея имеет опыт продажи ракет и обмена ядерными технологиями со странами, включая Египет, Иран, Ливию, Мьянму, Сирию, Объединенные Арабские Эмираты, Вьетнам и Йемен. Организация Объединенных Наций сообщила, что она тайно передала «оборудование, ноу-хау и технологии, связанные с ядерной и баллистической ракетами». Учитывая экономические ограничения Северной Кореи, существуют многочисленные опасения, что Северная Корея может прибегнуть к продаже большего количества ядерных материалов и знаний, тем самым увеличивая потенциал ядерного терроризма.
временная шкала
Северокорейские ядерные переговоры
1985–2022
Посмотреть график
ЦТАК через Reuters
Обладает ли Северная Корея другим оружием массового уничтожения?
Считается, что Северная Корея располагает арсеналом химического оружия, включая иприт, хлор, фосген, зарин и нервно-паралитические вещества VX. Сообщается, что режим обладает «способностью производить [PDF] нервно-паралитические вещества, волдыри, кровь и удушающие вещества» и, по оценкам, накопил [PDF] от 2500 до 5000 тонн химического оружия. Эти токсины могут быть запущены с использованием различных обычных снарядов, ракет, самолетов и реактивных снарядов. Армия также производит собственные защитные костюмы и системы обнаружения химического оружия.
Считается, что Северная Корея также обладает некоторыми возможностями биологического оружия, хотя в 1987 году она стала участником Конвенции о биологическом оружии, договора, запрещающего производство, разработку, накопление и попытки приобретения биологического оружия. В 1988 г. она присоединилась к Женевскому протоколу, запрещающему использование удушливых, ядовитых и других газов в военных действиях. Утверждается, что Северная Корея способна производить патогены [PDF], включая сибирскую язву, оспу и вредителей (чуму), хотя ее способность использовать их в качестве оружия неясна.
Каковы обычные военные возможности Северной Кореи?
Северокорейские вооруженные силы занимают четвертое место в мире по численности, насчитывая почти 1,3 миллиона активных военнослужащих, что составляет около 5 процентов от общей численности населения. Еще более шестисот тысяч служат солдатами запаса. Статья 86 конституции Северной Кореи [PDF] гласит: «Национальная оборона является высшим долгом и честью граждан», и она требует, чтобы все граждане служили в армии.
По оценкам Государственного департамента США, с 2009 года режим ежегодно тратил на армию в среднем 4 миллиарда долларов.до 2019 года, что составляет почти четверть ВВП Северной Кореи. Соседи и противники Северной Кореи превосходят ее по сравнению с долларом, и эксперты в области обороны говорят, что она использует устаревшее оборудование и технологии. Тем не менее, передовая военная позиция режима и ракеты, нацеленные на Сеул, гарантируют, что обычные возможности Пхеньяна остаются постоянной угрозой для его южного соседа.
Северная Корея разместила боеприпасы вблизи и вдоль своей границы с Южной Кореей, а также имеет обычные ракеты, нацеленные на своего соседа и Японию в попытке сдержать возможные атаки. Согласно отчету за 2021 год Международного института стратегических исследований, базирующегося в Соединенном Королевстве аналитического центра, северокорейские вооруженные силы располагают примерно 550 боеспособными самолетами, 290 вертолетов, 400 боевых кораблей, 280 десантных кораблей, 70 подводных лодок, 4000 танков, 2500 бронемашин и 5500 реактивных систем залпового огня.
Представляет ли это угрозу кибербезопасности?
Возможности Северной Кореи в области кибервойны значительно расширились за последние годы, и ее хакеры используют все более изощренные инструменты для нападения на правительства, средства массовой информации, финансовые и частные учреждения по всему миру. Некоторые эксперты говорят, что возможности Северной Кореи в области кибервойны теперь представляют более непосредственную угрозу, чем ее военные программы.
Пхеньян вложил значительный труд и капитал в развитие своего потенциала кибератак. Он полагался на китайскую и советскую помощь в 1980-х и 1990-х годах, и сегодня его хакеры обучаются в элитных северокорейских технологических школах и посещают ведущие научные и инженерные школы Китая, чтобы получить доступ к передовым технологиям, недоступным в Северной Корее.
Северная Корея продемонстрировала способность разрушать критически важные системы инфраструктуры и проникать в военные, правительственные и разведывательные сети. Кибератаки на южнокорейские банки и СМИ, а также взлом Sony Pictures в 2014 году были связаны с группами, связанными с Северной Кореей. В декабре 2016 года Южная Корея обвинила Северную Корею в нарушении киберкомандования ее вооруженных сил. В 2017 году атака программы-вымогателя Wannacry 2.0 скомпрометировала авиационные, железнодорожные и медицинские сети в США, Азии и Европе. Министерство юстиции США обвинило северокорейца, который, как считается, является членом группы Lazarus, которую подозревают в поддержке Северной Кореи и ответственной за Wannacry и несколько других громких атак, в его причастности к этим инцидентам. Отдельные лица, аналитические центры и правительственные учреждения, работающие в сфере национальной безопасности и внешней политики в США, Японии и Южной Корее, по-прежнему становятся мишенью северокорейского киберподразделения, известного как Kimsuky.
Кибераппарат Пхеньяна также все больше внимания уделяет киберворовству как основному источнику доходов режима и его программы вооружения, краже денег у финансовых организаций и бирж криптовалют. В 2020 году северокорейские деятели преследовали организации в более чем тридцати странах за кражу криптовалюты, а отчет ООН показал, что по состоянию на 2019 год Северная Корея украла более 2 миллиардов долларов в результате киберпреступлений.
Что движет милитаризацией Северной Кореи?
Руководящие философские принципы Северной Кореи были чучхе (самостоятельность) и сонгун (военно-прежде всего политика). Военные играют центральную роль в политических делах, и их положение неуклонно повышалось на протяжении династии Кимов. Северокорейское руководство считает, что нападение могут предпринять враждебные внешние силы, в том числе Южная Корея и США. В результате, в глазах Пхеньяна, единственный способ гарантировать национальное выживание — это развивать асимметричный военный потенциал, чтобы противостоять предполагаемым угрозам.
За десятилетия, прошедшие после перемирия в Корейской войне, режим в Пхеньяне становится все более изолированным, в значительной степени из-за продолжающихся ядерных исследований и других военных провокаций. Экономика Севера и обедневшее двадцатипятимиллионное население все более и более отрезаны от мировой экономики, а средства для приобретения столь необходимой твердой валюты ограничены. Несмотря на репутацию Пхеньяна как государства-изгоя, Ким Чен Ын по-прежнему привержен национальной стратегии совместного наращивания экономики и ядерного потенциала.
Поскольку Ким изо всех сил пытался выполнить свои экономические обещания, он стремится укрепить свое правление, демонстрируя неоспоримую военную мощь. Таким образом, ядерная программа имеет двойную цель: сдерживать внешние угрозы и укреплять имидж Кима.
С тех пор, как Ким Чен Ын пришел к власти, страна избавилась от двусмысленных формулировок, связанных с ее ядерными и ракетными разработками, вместо этого пообещав проводить испытания, когда сочтет нужным. Карательные меры, принятые против Пхеньяна, похоже, только укрепили приверженность Кима укреплению вооруженных сил. И хотя дипломатическое взаимодействие в прошлом временно замедляло темпы испытаний Северной Кореи, оно не привело к денуклеаризации.
Leave a Reply