Как проходили референдумы о самоопределении в некоторых странах
23 сентября 2022, 08:10
Голосование о вхождении в РФ
ТАСС-ДОСЬЕ. 23-27 сентября в Донецкой и Луганской народных республиках, а также на освобожденных территориях Херсонской и Запорожской областей пройдут референдумы о вхождении в состав РФ.
О том, как проходили референдумы о самоопределении в некоторых странах, — в материале ТАСС.
Пуэрто-Рико (1967, 1993, 1998, 2012, 2017, 2020)
Остров Пуэтро-Рико в Карибском море с 1952 года имеет статус государства, свободно ассоциированного с США, что означает, что он находится под управлением США, но не является неотъемлемой частью этого государства. С 1960-х годов среди населения Пуэрто-Рико начала набирать популярность идея вхождения территории в состав США на правах штата. Вопрос по статусу острова обсуждался в ходе шести плебисцитов, на которых жителям острова было предложено выбрать из трех вариантов: закрепление текущего статуса, вхождение в США на правах штата или получение независимости. В 1967 году за сохранение статуса ассоциированного государства высказались 60,4% проголосовавших, в 1993 году и 1998 году — 48,9% и 50,5%. В 2012 году идею о вхождении в США на правах штата поддержали 61,2% пуэрториканцев, в 2017 году их доля достигла 97%, в 2020 году сократилась до 52% (предложение о полной независимости острова набирало на плебисцитах менее 5% голосов). Однако референдумы носят консультативный характер. В США против присоединения острова выступает Республиканская партия, которая блокирует принятие соответствующего решения Конгресса. По мнению экспертов, Вашингтон отказывается давать Пуэрто-Рико статус штата из-за финансового кризиса на острове, так как в случае его вхождения США придется полностью взять на себя экономические проблемы этой территории.
Косово (Сербия; 1991)
Косово в 1945 году получило статус автономной области в составе Сербии (занимает площадь 10,9 тыс. кв. км, примерно 12% от территории Сербии), входившей в состав Югославии в качестве одной из шести республик, в 1963 году — статус автономного края (также в составе Сербии). В 1974 году краю были предоставлены широкие полномочия, за исключением права выхода из состава Югославии. В 1981 году произошли первые крупные националистические выступления косовских албанцев, требовавших преобразования края в республику в составе Югославии. В сентябре 1991 года ими был организован референдум, 99% участников которого высказались за отделение от Сербии и Югославии. Явка составила 87%, однако референдум был бойкотирован сербами, живущими в Косове, и не признан Белградом. 22 сентября 1991 года косовские албанцы провозгласили независимость края, тогда ее признала только Албания. В 1998 году конфликт между косовскими албанцами и сербами перерос в кровопролитные вооруженные столкновения, для пресечения которых Белград ввел в Косово армейские части. Западные страны обвинили сербов в геноциде албанского населения, и в марте — июне 1999 года члены НАТО без санкции СБ ООН провели против Югославии военную операцию, результатом которой стал вывод югославских войск из Косова и бегство сербского населения (край покинули более 200 тыс. сербов).
В июне 1999 года в Косово были введены международные гражданские силы ООН и международные силы безопасности под эгидой НАТО (KFOR). С этого времени край стал управляться Временной администрацией ООН. Несмотря на то что в резолюции СБ ООН 1244 от 1999 года говорится о сохранении территориальной целостности Сербии, в 2007 году спецпредставителем генсека ООН в Косове Мартти Ахтисаари был разработан документ, ставший, по сути, планом отделения края. 17 февраля 2008 года косовский парламент в одностороннем порядке провозгласил независимость края от Сербии. Сегодня Республику Косово признают более 90 из 193 стран — членов ООН. Сербия продолжает считать Косово своим автономным краем. Такой же позиции в отношении Косова придерживается Россия.
Восточный Тимор (1999)
Восточный Тимор занимает восточную часть острова Тимор в юго-восточной Азии, территория 15 тыс. кв. км. В 1975 году провозгласил независимость от Португалии и в том же году был оккупирован Индонезией, чье правление продолжалось 24 года. На протяжении этого времени сопротивление индонезийской армии оказывали отряды Революционного фронта за независимый Восточный Тимор (Fretilin). Жертвами войны и массовых репрессий стали от 100 до 200 тыс. человек (население составляло около 600 тыс.).
В январе 1999 года Индонезия предоставила Восточному Тимору широкую автономию и право проведения референдума о самоопределении. Он был организован 30 августа 1999 года. На голосование было вынесено два вопроса: «Принимаете ли вы особую автономию для Восточного Тимора в рамках унитарного государства Республики Индонезии?» и «Отвергаете ли вы предложенную особую автономию для Восточного Тимора, что приведет к выходу из состава Индонезии?». В референдуме приняли участие более 90% зарегистрированных избирателей, 78,5 % из них высказались за независимость. Вслед за объявлением результатов голосования последовала очередная вспышка насилия (спровоцирована сторонниками сохранения территории в составе Индонезии), которую удалось остановить лишь после введения международного миротворческого контингента. Индонезия признала итоги референдума 19 октября, после чего ее войска покинули Восточный Тимор. 25 октября 1999 года Совет Безопасности ООН учредил Временную администрацию в Восточном Тиморе (в качестве комплексной операции по поддержанию мира), на которую была возложена ответственность за управление этой территорией в период ее перехода к независимости. Официально Восточный Тимор был объявлен независимым государством 20 мая 2002 года.
Токелау (Новая Зеландия; 2006, 2007)
Токелау — несамоуправляющаяся территория Новой Зеландии в Тихом океане с населением 1,5 тыс. человек; занимает три острова общей площадью 10 кв. км. 11 февраля 2006 и 20-24 октября 2007 года состоялись референдумы, на которые было вынесено предложение о самоопределении в форме свободной ассоциации с Новой Зеландией. В 2006 году за ассоциацию высказались 60% участников референдума, в 2007 году — 64,5%, но этого оказалось недостаточно для того, чтобы набрать необходимые две трети голосов (66%). Таким образом, Токелау сохранил прежний статус несамоуправляющейся территории.
Трансильвания (Румыния; 2007)
В Румынии проживает около 1,2 млн венгров (6,5 % населения страны), половина из которых принадлежит к субэтнической группе секеев. Большинство секеев компактно проживают на северо-западе страны в административных районах Харгита, Ковасна и Муреш (уезды), относящихся к исторической области Трансильвания. Учрежденный ими в 2003 году Секейский национальный союз неоднократно пытался провести референдум по вопросу создания в Румынии Секейской автономии. Однако законопроекты о подобном голосовании отклонялись румынским парламентом без обсуждения. В 2007 году в трех трансильванских уездах был организован неофициальный референдум, в ходе которого 99% его участников высказались за введение самоуправления. В 2009 и 2010 годах состоялись съезды представителей местных органов власти, на которых было провозглашено создание Секейской автономии, были утверждены гимн, флаг, герб и административная карта. Съезды также выдвинули требование придать венгерскому языку официальный статус на региональном уровне. Центральные органы власти Румынии не признали результаты референдума и решения съездов.
Южный Судан (2011)
Еще в период британской оккупации Судан был фактически разделен на арабо-мусульманский север и африкано-христианский юг. После обретения Суданом независимости в 1956 году противоречия между севером и югом обострились из-за проводимой властями насильственной исламизации в южных регионах страны. В стране произошли две затяжные гражданские войны (1956-1972 и 1983-2005). По итогам первой войны южные районы (644 тыс. кв. км) получили статус автономии, по итогам второй — право провести референдум по вопросу о дальнейшем статусе. Плебисцит состоялся 9-15 января 2011 года при явке 97%, за независимость Южного Судана проголосовали 98,8% его участников (население на тот момент порядка 10 млн). Власти Судана признали его результаты. 9 июля 2011 года было провозглашено создание нового государства — Республики Южный Судан, 14 июля она стала 193-м членом ООН.
Южный регион Бразилии (2016 и 2017)
Южный регион Бразилии объединяет федеральные округа Риу-Гранди-ду-Сул, Парана и Санта-Катарина, общей площадью 576,7 тыс. кв. км с населением 30,6 млн человек, что составляет примерно 6,7% и 14,3% от территории и населения Бразилии. Вклад региона в ВВП страны — порядка 16%, однако жителей не устраивает, что их доходы идут в другие области. В 2016 и 2017 годах в Южном регионе были организованы референдумы, в них приняли участие 616 тыс. и 341,5 тыс. соответственно (из 21 млн зарегистрированных избирателей). На голосования был вынесен вопрос: «Хотите ли вы, чтобы Риу-Гранди-ду-Сул, Парана и Санта-Катарина образовали независимую страну?». Оба раза более 95% голосов было отдано за отделение, однако правительство Бразилии не признало результаты референдумов.
Шотландия (Великобритания; 2014)
Шотландия, занимающая территорию 78,7 тыс. кв. км (32% от территории Великобритании) с населением 5,3 млн человек (ок. 8% от населения), является частью Соединенного Королевства с широкой автономией. Однако здесь всегда существовали политические силы, выступавшие за полную независимость. 18 сентября 2014 года в Шотландии после долгих консультаций с британским правительством был проведен референдум о выходе из состава Великобритании, однако большинство участников голосования (55,3%) выразили желание остаться в составе королевства. Вновь вопрос о независимости встал после референдума в Великобритании 23 июня 2016 года, на котором 52% его участников высказались за выход страны из Евросоюза. При этом в Шотландии 62% населения выступили за сохранение членства Великобритании в ЕС. Это обстоятельство дало повод шотландским националистам для продвижения идеи нового референдума о независимости. В июне 2022 года Шотландская национальная партия, обладающая большинством в региональном парламенте, начала кампанию за проведение консультативного референдума 19 октября 2023 года Официальный Лондон последовательно заявляет, что не собирается давать Эдинбургу такое право, считая, что шотландцы уже сделали свой выбор в 2014 году.
Каталония (Испания; 2017)
Каталония — автономная область в Испании, занимает площадь 32,1 тыс. кв. км (6,3% от территории страны) население составляет 7,5 млн человек (16% населения Испании). Стремление к независимости связано как с культурными и языковыми, так и с экономическими причинами, в частности, сторонники отделения считают, что Каталония «кормит Испанию» (доля автономии в ВВП страны — 19%). В 2009-2010 годах в области была проведена серия неофициальных консультативных референдумов, в ходе которых 90% участников высказались за суверенитет. 9 ноября 2014 года в Каталонии был проведен опрос граждан, на котором за независимость высказались более 80,76% респондентов (участвовали 37% жителей региона). 1 октября 2017 года в автономном сообществе прошел референдум, где гражданам было предложено ответить на вопрос: «Вы хотите, чтобы Каталония стала независимым государством с республиканской формой правления?». За независимость высказались 90% участников голосования (явка — 43%). Однако его итоги не были признаны правительством Испании, так как в конституции страны отсутствуют статьи, позволяющие автономным областям проводить такие референдумы без согласования с центральным правительством и объявить о независимости в одностороннем порядке. После того как 27 октября Каталония провозгласила независимость, испанское правительство ввело прямое правление в этом регионе, оно продолжалось пять месяцев, до проведения новых парламентских выборы в автономии.
Иракский Курдистан (2017)
Иракский Курдистан — область этнического расселения курдов на севере и северо-востоке Ирака. Ее площадь 40,643 тыс. кв. км. (9,3% от территории страны), население — более 5 млн человек (12%). Имеет статус автономии (оф. — Курдский автономный район; КАР). В 2014 году в КАР был проведен неофициальный опрос, более 80% участников которого высказались за независимость. 25 сентября 2017 года власти автономного района организовали референдум, в его ходе при явке 72% за независимость проголосовали 92,73% избирателей. Правительство Ирака не признало его результаты. Проведение плебисцита привело к военному столкновению, в результате федеральные силы заняли около 40% курдской территории, в том числе нефтяную провинцию Киркук. В целях снижения эскалации конфликта власти КАР предложили «заморозить» результаты референдума. В ноябре 2017 года Верховный федеральный суд Ирака постановил, что в основном законе страны нет статьи, допускающей отделение какого-либо региона, и исключил выход курдской автономии из состава республики. Власти КАР заявили, что уважают решение суда.
Бугенвиль (Папуа — Новая Гвинея; 2019)
Бугенвиль — регион Папуа — Новой Гвинеи, в состав которого входит ряд островов, крупнейший из которых Бугенвиль (площадь региона — примерно 9, 4 тыс. кв. км, или 2% от территории страны, население — 250 тыс. в 2011 году). Здесь традиционно сильны сепаратистские настроения. С 1988 года сторонники независимости вели вооруженную борьбу с правительственной армией. Противостояние, в ходе которого погибли порядка 20 тыс. человек, завершилось в 1998 году переговорами о мире. В 2001 году регион получил широкую автономию. Тогда правительство страны обещало в течение 10-15 лет провести референдум о будущем политическом статусе автономии. Референдум прошел в ноябре — декабре 2019 г. при явке 85%. На голосование был вынесен вопрос: «Согласны ли вы, чтобы Бугенвиль имел: (1) большую автономию; (2) независимость?». 97% избирателей высказались за отделение от Папуа — Новой Гвинеи. Предполагается, что регион сможет получить независимость к 2027 году.
Новая Каледония (Франция, 2018, 2020, 2021)
Новая Каледония — особое административно-территориальное образование Франции на одноименном острове и группе мелких островов в юго-западной части Тихого океана, в Меланезии. Территория — 19 тыс. кв. км, население — порядка 275 тыс. человек. В соответствии с подписанным в июне 1988 года французским правительством и представителями НК соглашением (Матиньонское), в течение десятилетнего периода Франция постепенно передавала в ведение местных властей важные вопросы самоуправления. По его завершении в 1998 году предполагалось провести референдум о самоопределении. Однако в мае 1998 года было заключено новое соглашение (Нумейское), которое предоставило НК статус заморского образования и определило порядок постепенной передачи местной администрации полного контроля за всеми сферами жизни НК, в ведении Парижа остались лишь вопросы обороны, правосудия, внутренней безопасности и валютной эмиссии. Референдум состоялся 4 ноября 2018 года. Большинство его участников выступили против отделения от Франции (56,4% при явке более 80%). 4 октября 2020 года и 12 декабря 2021 года прошли еще два референдума, на которых большинство вновь высказалось за сохранение статус-кво (53,26% при явке 85,64% и 96,4% при явке 44%).
Теги:
БразилияУкраинаСШАИндонезияИспанияВеликобританияРумынияРоссияФранцияСербияВосточный ТиморНовая ЗеландияЮжный СуданГолосование о вхождении в РФ
Главная страница — Живая классика
ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ЮНЫХ ЧТЕЦОВ
«ЖИВАЯ КЛАССИКА»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» (далее — Конкурс) — соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей. В рамках Конкурса участникам предлагается прочитать вслух на русском языке отрывок из выбранного ими прозаического произведения.
1.2. В Конкурсе могут принимать участие учащиеся 5-11 классов учреждений общего и дополнительного образования не старше 17 лет (включительно) на момент проведения отборочных туров всероссийского финала конкурса.
1.3. Конкурс проводится ежегодно.
1.4. Участие в Конкурсе является бесплатным. Взимание организационных и прочих взносов с участников недопустимо.
1.5. Конкурс проводится под патронатом Министерства просвещения Российской Федерации.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА
2.1. Целью конкурса является повышение интереса к чтению у школьников.
2.2. Для реализации этой цели конкурс решает следующие задачи:
- развивающие, в том числе формирование привычки к чтению, развитие эмоционального интеллекта, читательского вкуса, навыков выразительного чтения на основе глубокого осмысления текста;
- образовательные, в том числе расширение читательского кругозора детей через знакомство с произведениями русской литературы XVIII-XXI вв.,
с современной русской детской и подростковой литературой, с зарубежной и региональной литературой; - социальные, в том числе поиск и поддержка талантливых детей, создание социального лифта для читающих детей, формирование сообщества читающих детей;
- инфраструктурные, в том числе знакомство школьников с возможностями современных библиотек, создание сетевой среды, пропагандирующей чтение как ценность.
3. УЧРЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ И ЖЮРИ
3.1. Учредителем и организатором Конкурса является Фонд «Живая классика» (далее – Учредитель).
3.2. Руководство организацией и проведением Конкурса осуществляет Организационный комитет (далее — Оргкомитет), формируемый из писателей, библиотекарей, деятелей культуры и искусства, общественных деятелей, учителей русского языка и литературы, педагогических работников системы дополнительного образования, представителей Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Фонда «Живая классика».
3.3. Оргкомитет утверждает Жюри Конкурса. В составе Жюри должно быть 3-7 человек. В Жюри должны входить писатели, актеры, режиссеры, литературоведы, общественные деятели, деятели культуры и искусств, преподаватели литературы, представители Министерства образования и науки Российской Федерации. Председатель Жюри Конкурса должен меняться каждый год. Один и тот же Председатель Жюри не может быть избран дважды.
3.4. Руководство организацией и проведением Конкурса в субъектах Российской Федерации осуществляют Региональные кураторы (представители Комитетов/Министерств/Департаментов) образования и науки и Комитетов (Министерств/Департаментов) по культуре субъектов Российской Федерации, общественные деятели, учителя русского языка и литературы, педагогические работники системы дополнительного образования, сотрудники библиотек).
3.5. Региональные кураторы формируют Региональный оргкомитет Конкурса, который утверждает Жюри Конкурса в регионах не позднее 10.03.2019 г. и предоставляют информацию в Оргкомитет конкурса. В составе Жюри должно быть от 3-7 человек, количество членов жюри должно быть нечетным. В Жюри должны входить писатели, актеры, режиссеры, литературоведы, общественные деятели, деятели культуры и искусств, преподаватели литературы, представители Комитетов (Министерств/Департаментов) образования и науки Российской Федерации. Председатель Жюри Конкурса должен меняться каждый год. Один и тот же Председатель Жюри не может быть избран дважды.
3.6. Организатор размещает координаты Региональных кураторов на официальном сайте Конкурса www.youngreaders.ru.
3.7. Члены жюри оценивают выступление каждого конкурсанта в соответствии с критериями, описанными в приложении 2 к настоящему Положению. При оценивании члены жюри пользуются оценочными листами (см. приложение 6).
4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА
4.1. Конкурс проводится в несколько туров:
- подготовительный этап
- классный тур,
- школьный тур,
- районный / муниципальный тур,
- региональный тур,
- всероссийский тур,
- суперфинал конкурса.
Рекомендации по организации отдельных туров Конкурса – в приложении 1 к настоящему Положению.
4.2. Конкурс проводится для всех желающих без предварительного отбора. Отказ школьнику в участии на первом – классном – туре Конкурса не допускается. Переход в следующий тур осуществляется по решению жюри Конкурса.
4.3. Обязательным условием участия в конкурсе является регистрация участника на официальном сайте конкурса www.youngreaders.ru . Заявки на участие в конкурсе подаются только через официальный сайт Конкурса www.youngreaders.ru. Участник конкурса может зарегистрироваться только от одного учреждения (школа/учреждение дополнительного образования).
4.4. Конкурсанты, не прошедшие регистрацию на сайте, к участию в Конкурсе не допускаются.
4.5. Регистрацию для участия в Конкурсе может пройти как участник, так и законный представитель участника (родители, усыновители, опекуны и попечители, представители таких учреждений, как детский дом, дом для инвалидов, представители органов опеки и попечительства).
4.6. Для получения оперативной информации о ходе Конкурса участникам рекомендуется зарегистрироваться в официальном сообществе Конкурса: http://vk. com/young_readers
4.7. Регистрацию на сайте должны пройти как участники, так и ответственные за его проведение в каждом из туров – в классе, школе/учреждении дополнительного образования, районе и регионе.
4.8. Календарь Конкурса на 2019 год представлен в приложении 4 настоящего Положения.
5. СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРСНОЙ ПРОЦЕДУРЫ
5.1. В ходе конкурсных испытаний участники декламируют отрывки из своих любимых прозаических произведений любых российских или зарубежных авторов XVIII-XXI века.
5.2. В первом – классном – туре конкурса допускается выразительное чтение выбранного текста по книге или иному источнику. В следующих турах конкурсанты читают текст на память.
5.3. Каждый участник Конкурса выступает самостоятельно и не может прибегать во время выступления к помощи других лиц.
5.4. Продолжительность выступления каждого участника — от 2 до 5 минут. Превышение регламента не допускается.
5.5. Во время выступления могут быть использованы музыкальное сопровождение, декорации, костюмы. Однако их использование не является преимуществом и не дает дополнительных баллов.
5.6. Участник Конкурса имеет право выступать в классных, школьных, районных и региональных турах Конкурса как с одним и тем же произведением, так и с разными. Исключением являются выступления в финале и суперфинале, где участник не имеет права менять произведение перед выступлением.
5.7. Победители и финалисты конкурсов прошлых лет принимают участие в новом конкурсе на общих основаниях и обязаны выбирать для выступления отрывки из произведений, с которыми ранее не выступали.
5.8. При нарушении правил участия в Конкурсе участник может быть снят с конкурсных испытания. Решение об этом принимает оргкомитет или жюри соответствующего тура.
6. КВОТЫ УЧАСТНИКОВ ПО ТУРАМ
6. 1. Количество участников первого тура (классного) не ограничено.
6.2. Количество победителей первого тура (классного) – не более 3-х конкурсантов от каждого класса.
6.3. Количество победителей второго тура (школьного) – не более 3-х победителей от каждой школы. Решение о делении участников на возрастные группы школа принимает по собственному усмотрению. Деление на возрастные группы не является обязательным условием Конкурса. Победителями школьного тура Конкурса могут стать учащиеся одной или разных возрастных групп.
6.4. Количество победителей третьего тура (районного / муниципального) – не более 3-х конкурсантов от каждого района/ муниципалитета.
6.5. Количество победителей четвертого тура (регионального) – не более 3-х конкурсантов от каждого региона.
6.6. Количество победителей отборочных туров всероссийского финала Конкурса – не более 15 конкурсантов.
6. 7. Количество победителей финала Конкурса – не более 10 конкурсантов.
6.8. Количество победителей суперфинала Конкурса – не более 3 конкурсантов.
6.9. Оргкомитет имеет право в исключительных случаях изменить количество участников Всероссийского финала и суперфинала.
7. НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ И ПОБЕДИТЕЛЕЙ
7.1. Выступления участников конкурса оцениваются исходя из критериев, представленных в приложении 2 настоящего Положения.
7.2. Каждый участник Конкурса получает в электронном виде свидетельство об участии (свидетельство будет размещено на сайте www.youngreaders.ru в личных кабинетах участников).
7.3. Победителями классного тура Конкурса считаются три участника, набравшие наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Победитель классного тура Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (диплом будет размещен на сайте www. youngreaders.ru в личных кабинетах участников) и становятся участниками школьного тура.
7.4. Победителями школьного тура Конкурса считаются три участника, набравшие наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Победитель школьного тура Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (диплом будет размещен на сайте www.youngreaders.ru в личных кабинетах участников). Победители школьного тура становятся участниками районного тура Конкурса.
7.5. Победителями районного тура Конкурса считаются три участника, набравшие наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Победитель районного тура Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (диплом будет размещен на сайте www.youngreaders.ru в личных кабинетах участников) и призами от спонсоров. Победители районного этапа становятся участниками регионального этапа Конкурса.
7.6. Победителями регионального этапа Конкурса считаются три участника, набравшие наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Победитель регионального тура Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (диплом будет размещен на сайте www.youngreaders.ru в личных кабинетах участников), путевкой в МДЦ «Артек», медалями, изготовленными фабрикой «Гознак» (вручаются в МДЦ «Артек»). Победители регионального этапа Конкурса становятся участниками Всероссийского финала.
7.7. Лауреатами конкурса становятся участники регионального этапа, следующие по списку за вошедшими в тройку победителями, набравшие максимальное количество баллов, но не более 20% от общего количества участников регионального этапа. Они награждаются дипломом «Лауреат Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (диплом будет размещен на сайте www.youngreaders.ru в личных кабинетах участников).
7.8. Победителями Всероссийского финала Конкурса считаются 10 участников, набравших по оценкам жюри наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Суперфиналист Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», подарками от спонсоров Конкурса и возможностью выступить на Красной площади в Москве.
7.9. Победителями Всероссийского Конкурса считаются 3 участника, набравших наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Победителя Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», подарками от спонсоров и путевками в детские летние лагеря «Живая классика».
8. ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНКУРСА
8.1. Финансирование Конкурса в регионах осуществляется за счет бюджета региона.
8.2. Финансирование Всероссийского финала Конкурса в МДЦ «Артек» осуществляется за счет Министерства просвещения Российской Федерации.
8.3. Проезд победителей региональных туров Конкурса в Международный детский центр «Артек» осуществляется за счет бюджета региона.
8.4. Проезд суперфиналистов в Москву осуществляется за счет бюджета региона.
8.5. Призы районного, регионального, всероссийского туров Конкурса предоставляет Фонд «Живая классика».
8. 6. Медали для победителей региональных этапов Конкурса изготавливает
АО «Гознак».
Приложение 1
РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТУРОВ КОНКУРСА
1. Первый тур (классный) проводится среди участников одного класса.
1.1 Организатором классного тура может выступить учитель русского языка и литературы, классный руководитель, педагог дополнительного образования.
1.2. На классном этапе организатор предлагает каждому из учеников самостоятельно выбрать книгу, которая произвела самое сильное впечатление (критерии выбора – интерес к проблематике, яркое впечатление, близкие мысли и переживания автора и героев). Выбранные участниками книги не должны повторяться.
1.3. В течение месяца учитель может предлагать детям обменяться книгами, изменить первоначально выбранное произведение. Затем организатор проводит обсуждение и выясняет, какие книги и почему выбрали ученики. Этот этап важен как возможность вовлечь в дискуссию о литературе и чтении не читающих детей. Желающие могут посоревноваться в чтении отрывков из своих любимых книг (на классном этапе можно читать как по книге, так и на память).
1.4. Организатор классного тура должен оповестить будущих участников о необходимости зарегистрироваться на сайте www.youngreaders.ru.
1.5. Отчет о проведении классного тура Конкурса (имена победителей и названия произведений) должен быть размещен на странице класса на сайте www.youngreaders.ru.
1.6. Три победителя классного тура становятся участниками школьного тура.
2. Второй тур (школьный) проводится среди конкурсантов учреждений общего или дополнительного образования.
2.1. В этом туре конкурса принимают участие по три победителя от каждого класса.
2.2. Ответственным за проведение Конкурса в школе/учреждении дополнительного образования может быть директор, его заместитель, учитель, методист или библиотекарь. От одной школы/учреждения дополнительного образования может быть назначен только один ответственный за проведение Конкурса.
2.3. Участники школьного тура читают выбранный текст наизусть.
2.4. Три победителя школьного тура становятся участниками районного тура.
2.5. Отчет о проведении школьного тура Конкурса (имена победителей и названия произведений) должен быть размещен на странице школы на сайте www.youngreaders.ru Размещение отчета является условием участия в районном туре Конкурса. Фотографии с конкурсного мероприятия размещаются на сайте по желанию ответственного за проведение школьного тура.
3. Ответственным за проведение третьего – районного / муниципального тура Конкурса выступает представитель библиотеки/культурного центра/муниципального учреждения дополнительного образования или органа управления образованием (по согласованию с Региональным куратором).
3. 1. Региональный куратор предоставляет в Оргкомитет списки библиотек, культурных центров и муниципальных учреждений дополнительного образования, участвующих в районном этапе Конкурса, а также контактную информацию координаторов районного этапа Конкурса (телефон и e-mail координатора). Списки мест проведения районных этапов Конкурса по каждому региону размещаются членами Оргкомитета на официальном сайте Конкурса www.youngreaders.ru.
3.2. Районный/ муниципальный тур конкурса может проводиться как без учета возраста участников, так и по возрастным группам. Решение о выделении возрастных групп принимается организаторами районного/ муниципального тура.
3.3. Координатор районного/муниципального тура Конкурса регистрируется на сайте www.youngreaders.ru. Координатор районного/муниципального этапа Конкурса может добавлять на страницу новости, фотографии, имена победителей, список участников Конкурса и названия выбранных участниками произведений.
3.4. Отчет о проведении районного этапа Конкурса (имена победителей, название произведений) должен быть размещен на странице библиотеки или культурного центра, а также на сайте www.youngreaders.ru. Размещение отчета является условием участия в региональном туре Конкурса. Фотографии размещаются на сайте по желанию ответственного за проведение районного тура.
4.1. Четвертый тур Конкурса – региональный – проводится в субъектах Российской Федерации. Руководство организацией и проведением регионального тура осуществляют региональные кураторы (представители Комитетов / Министерств / Департаментов) по образованию или культуре субъектов Российской Федерации, общественные деятели, учителя русского языка и литературы, педагогические работники системы дополнительного образования, сотрудники библиотек).
4.2. Региональные кураторы формируют региональный оргкомитет Конкурса и жюри Конкурса в регионе и предоставляют информацию в Оргкомитет Конкурса. Жюри формируется из писателей, актеров, режиссеров, литературоведов, общественных деятелей, деятелей культуры и искусств, учителей литературы. В жюри должно входить не менее пяти человек, количество членов жюри должно быть нечетным.
4.3. Региональный куратор размещает в своем личном кабинете на сайте www.youngreaders.ru информацию о месте и времени проведения регионального тура Конкурса.
5.1. Всероссийский финал Конкурса проводится в МДЦ «Артек». Для участия победителей регионального тура Конкурса во Всероссийском финале региональный куратор должен разместить в своем личном кабинете на сайте www.youngreaders.ru отчет о проведении регионального тура Конкурса (имена победителей, названия произведений), а также зарегистрировать финалистов в системе АИС «Путевка» на сайте артек.дети для получения бесплатной путевки в МДЦ «Артек».
5.3. Для участия во Всероссийском финале Конкурса региональному куратору необходимо предоставить в Оргкомитет данные билетов в Симферополь (в МДЦ «Артек») победителей и сопровождающих.
5.4. Кураторам всех уровней рекомендуется продолжать работу с участниками Конкурса, не прошедшими на следующий уровень: организовывать участие чтецов в литературных мероприятиях, городских и муниципальных праздниках, приглашать в эфиры на радио, задействовать в других проектах.
Приложение 2
ПРОЦЕДУРА ОЦЕНИВАНИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА
1. Выступление участников оценивается по следующим критериям:
1.1. Выбор текста произведения
1.1.1. Произведение, входящее в список часто исполняемых произведений, оценивается в 7 баллов.
Произведения, входящие в список часто исполняемых, представлены в Приложении 3.
В случае если прочтение произведения, входящего в список часто исполняемых, глубоко эмоционально затронуло слушателей, заставило по-новому взглянуть на известное произведение, то к предыдущей оценке добавляется от 0 до 3 баллов.
1. 1.2. Произведение не входящее в список часто исполняемых:
В случае если произведение не входит в список, представленный в Приложении 3, то оно оценивается в 10 баллов.
Максимальное количество баллов по критерию «Выбор текста произведения» – 10 баллов.
По данному критерию есть условия, при которых из поставленной оценки баллы могут быть вычтены:
1. сокращение текста, при котором искажается содержание произведения, смысл теряется или меняется на противоположный: минус 7 баллов
2. выбор отрывка, не понятный вне контекста: минус 7 баллов
3. произведения, призывающие к жестокости, содержащие нецензурную лексику: минус 10 баллов
4. произведение, рассчитанное на дошкольный возраст или на младший школьный возраст, если исполнитель является старшеклассником: минус 5 баллов.
1.2. Способность оказывать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на слушателей:
1.2.1. Чтецу удалось рассказать историю так, чтобы слушатель (член жюри) понял ее – оценивается по шкале от 0 до 5-ти баллов.
1.2.2. Чтецу удалось эмоционально вовлечь слушателя (члена жюри): заставить задуматься, смеяться, сопереживать – оценивается по шкале от 0 до 5-ти баллов.
Максимальное количество баллов по данному критерию – 10 баллов.
1.3. Грамотная речь.
Правильная расстановка ударений и грамотное произношение слов (за исключением случаев, когда речевые ошибки являются особенностью речи героя произведения). Оценивается от 0 до 5-ти баллов.
Максимальное количество баллов по данному критерию – 5 баллов.
1.4. Дикция, расстановка логических ударений, пауз.
Выразительность дикции, четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Оценивается от 0 до 5-ти баллов.
Максимальное количество баллов по данному критерию – 5 баллов.
2. Максимальное количество баллов по всем критериям оценки – 30 баллов.
Оценки участников жюри вносит в оценочный лист (Приложение 6).
Приложение 3
СПИСОК ЧАСТО ИСПОЛНЯЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
В рамках Конкурса юных чтецов «Живая классика» участникам предлагается прочитать на русском языке отрывок из выбранного ими прозаического произведения.
В данном списке представлены авторы и произведения, которые оцениваются жюри
в 7 баллов. Баллы могут быть добавлены в том случае, если прочтение классики, глубоко эмоционально затронуло слушателей, заставило по-новому взглянуть на известное произведение (плюс от 0 до 3 баллов)
Зарубежная литература
Г. Х. Андерсен
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
А. Линдгрен «Пеппи длинный чулок»
О. Генри «Дары волхвов»
Русская литература:
Айтматов Ч. «Материнское поле», «Плаха»
Алексиевич С. «Цинковые мальчики»
Васильев Б. «А зори здесь тихие»
Ганаго Б. «Зеркало», «Письмо Богу», «Машенька»
Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Петербургские повести», «Записки сумасшедшего», «Мёртвые души», «Ревизор»
Гончаров И. «Обломов»
Горький М. «Старуха Изергиль»
Горин Г. «Ёжик»
Грин А. «Алые паруса»
Достоевский Ф. «Преступление и наказание»
Драгунский В. «Тайное становится явным», «Главные реки», «Слава Ивана Козловского», «Где это видано, где это слыхано», «Девочка на шаре», «Друг детства», «Заколдованная буква», «Куриный бульон», «Надо иметь чувство юмора», «Он живой и светится», «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах», «Чики-брык», «Заколдованная буква», «Друг детства», «Бы», «Если бы я был взрослым»
Дружинина М. «Гороскоп», «Мой приятель — супермен», «Звоните, вам споют», «Лекарство от контрольной»
Екимов Б. «Говори, мама, говори»
Железников В. «Чучело», «В старом танке»
Закруткин В. «Матерь Человеческая»
Зощенко М. «Аристократка», «Жених», «Калоша»
Карамзин Н. «Бедная Лиза»
Лермонтов М. «Герой нашего времени»
Тэффи Н. «Жизнь и воротник», «Экзамен», «Демоническая женщина», «Катенька», «Счастливая», «Раскаявшаяся судьба»
Носов Н. «Затейники», «Живая шляпа», «Федина задача»
Осеева В. «Динка», «Бабка»
Островский А. «Гроза», «Бесприданница»
Петросян Т. «Записка»
Пивоварова И. «Сочинение», «О чем думает моя голова», «Весенний дождь», «Селиверстов не парень, а золото»
Писахов С. «Как купчиха постничала», «Громка мода»
Пономаренко Е. «Леночка»
Постников В. «Жених из 3 Б»
Приставкин А. «Фотография»
Пушкин А. «Дубровский», «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Пиковая дама»
Русские народные сказки: «Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»
Толстой Л. «Война и мир»
Тургенев И. «Отцы и дети», «Ася», «Записки охотника»
Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья»
Чарская Л. «Записки маленькой гимназистки»
Чехов А. «Каштанка», «Смерть чиновника», «Размазня», «Толсты и тонкий», «Злой мальчик», «Чайка», «Лошадиная фамилия», «Дама с собачкой», «Человек в футляре»
Шолохов М. «Тихий Дон», «Судьба человека», «Нахаленок»
Яковлев Ю. «Гонение на рыжих», «Игра в красавицу», «Сердце земли», «Девочки c Васильевского острова»
Индекс экологической эффективности | Индекс экологической эффективности
Перейти к основному содержанию
Просмотреть сведения о стране
Просмотреть сведения о категории
ИЭП 2022 обеспечивает количественную основу для сравнения, анализа и понимания экологических показателей для 180 стран. Мы оцениваем и ранжируем эти страны по их экологическим показателям, используя самые последние доступные данные, и рассчитываем, как эти оценки изменились за предыдущее десятилетие.
Индекс экологической эффективности
Страна | Ранг | Рейтинг EPI | 10-летняя смена |
---|---|---|---|
Дания | 1 | 77,90 | 14.90 |
Соединенное Королевство | 2 | 77. 70 | 23.00 |
Финляндия | 3 | 76.50 | 21.00 |
Мальта | 4 | 75.20 | 25.40 |
Швеция | 5 | 72.70 | 15.80 |
Люксембург | 6 | 72.30 | 13.50 |
Словения | 7 | 67.30 | 8,60 |
Австрия | 8 | 66.50 | 7.20 |
Швейцария | 9 | 65.90 | 8.20 |
Исландия | 10 | 62.80 | 4. 40 |
Нидерланды | 11 | 62,60 | 5.90 |
Франция | 12 | 62.50 | 6.40 |
Германия | 13 | 62.40 | 2.20 |
Эстония | 14 | 61.40 | 6.10 |
Латвия | 15 | 61.10 | 8.20 |
Хорватия | 16 | 60.20 | 17.20 |
Австралия | 17 | 60.10 | 10.30 |
Словакия | 18 | 60.00 | 3.20 |
Чехия | 19 | 59. 90 | 5.20 |
Норвегия | 20 | 59.30 | 5,80 |
Бельгия | 21 | 58.20 | 6.10 |
Кипр | 22 | 58.00 | 6.00 |
Италия | 23 | 57.70 | 6.00 |
Ирландия | 24 | 57.40 | 2,50 |
Япония | 25 | 57.20 | 3.20 |
Новая Зеландия | 26 | 56.70 | -0,40 |
Испания | 27 | 56.60 | 7. 30 |
Греция | 28 | 56.20 | 4.30 |
Багамы | 28 | 56.20 | 9,80 |
Румыния | 30 | 56.00 | 5.30 |
Литва | 31 | 55.90 | 3.20 |
Сейшелы | 32 | 55,60 | 7.00 |
Венгрия | 33 | 55.10 | 2,00 |
Северная Македония | 34 | 54.30 | 3,60 |
Ботсвана | 35 | 54.00 | 8. 20 |
Сент-Винсент и Гренадины | 36 | 53.20 | 8,90 |
Барбадос | 36 | 53.20 | 12.70 |
Сан-Томе и Принсипи | 38 | 52.90 | 7.00 |
Антигуа и Барбуда | 39 | 52.40 | 9,70 |
Объединенные Арабские Эмираты | 39 | 52.40 | 15.90 |
Болгария | 41 | 51.90 | 4,60 |
Доминика | 42 | 51.20 | 10. 20 |
Соединенные Штаты Америки | 43 | 51.10 | 3.30 |
Сингапур | 44 | 50.90 | 3,70 |
Намибия | 44 | 50.90 | 16.40 |
Польша | 46 | 50.60 | нет данных |
Панама | 47 | 50.50 | 9,90 |
Португалия | 48 | 50.40 | -1,60 |
Белиз | 49 | 50.00 | -2.10 |
Канада | 49 | 50. 00 | 4.00 |
Габон | 51 | 49.70 | -0,30 |
Украина | 52 | 49.60 | 6.20 |
Сент-Люсия | 53 | 49.40 | 0,30 |
Кирибати | 54 | 49.00 | 4,80 |
Беларусь | 55 | 48.50 | 3,50 |
Армения | 56 | 48.30 | 4,80 |
Израиль | 57 | 48.20 | 1,90 |
Гренада | 58 | 47. 90 | 7.10 |
Тринидад и Тобаго | 59 | 47.80 | 19.00 |
Куба | 60 | 47.50 | 6,80 |
Джибути | 60 | 47.50 | 12.90 |
Албания | 62 | 47.10 | 9,90 |
Южная Корея | 63 | 46.90 | 1,80 |
Черногория | 63 | 46.90 | 8.50 |
Чили | 65 | 46,70 | 6,80 |
Эквадор | 66 | 46. 50 | 9.20 |
Венесуэла | 67 | 46.40 | 0,20 |
Коста-Рика | 68 | 46.30 | 4.00 |
Зимбабве | 69 | 46.20 | -0,70 |
Суринам | 70 | 45.90 | -8.00 |
Бруней-Даруссалам | 71 | 45.70 | 7.40 |
Ямайка | 72 | 45.60 | -2,00 |
Мексика | 73 | 45.50 | 12. 40 |
Тайвань | 74 | 45.30 | 7.00 |
Центральноафриканская Республика | 75 | 44.90 | -0,70 |
Эсватини | 75 | 44.90 | 1,50 |
Маврикий | 77 | 44.80 | 10.00 |
Экваториальная Гвинея | 77 | 44.80 | 15.30 |
Сербия | 79 | 43.90 | 8.50 |
Тонга | 80 | 43.80 | -3,00 |
Бразилия | 81 | 43. 60 | 5.40 |
Иордания | 81 | 43.60 | 7,80 |
Афганистан | 81 | 43.60 | 23.90 |
Молдова | 84 | 42.70 | -4,80 |
Бутан | 85 | 42.50 | -7,90 |
Коморские острова | 85 | 42.50 | 1,00 |
Колумбия | 87 | 42.40 | -0,50 |
Кувейт | 87 | 42.40 | 15.20 |
Доминиканская Республика | 89 | 42. 20 | -3.10 |
Бахрейн | 90 | 42.00 | 5.70 |
Кабо-Верде | 91 | 41.90 | 4,80 |
Аргентина | 92 | 41.10 | 7,80 |
Парагвай | 93 | 40.90 | -6.00 |
Казахстан | 93 | 40.90 | 11.80 |
Сальвадор | 95 | 40.80 | 7,60 |
Тунис | 96 | 40.70 | 8.10 |
Малави | 97 | 40. 60 | -4,50 |
Гвинея-Бисау | 98 | 40.20 | 3,50 |
Боливия | 99 | 40.10 | 0,60 |
Республика Конго | 99 | 40.10 | 6.20 |
Перу | 101 | 39.80 | -0,40 |
Босния и Герцеговина | 102 | 39.40 | 10.00 |
Грузия | 103 | 39.10 | 2,60 |
Азербайджан | 104 | 38.60 | -1,30 |
Гайана | 105 | 38. 50 | -6.10 |
Замбия | 106 | 38.40 | -6,90 |
Узбекистан | 107 | 38.20 | 1,90 |
Таиланд | 108 | 38.10 | 7.20 |
Саудовская Аравия | 109 | 37.90 | 9.50 |
Нигер | 110 | 37.70 | -2,80 |
Никарагуа | 110 | 37.70 | -0,90 |
Россия | 112 | 37.50 | 1,60 |
Микронезия | 113 | 37. 40 | -5,90 |
Уругвай | 113 | 37.40 | 3.30 |
Мальдивы | 113 | 37.40 | 9.00 |
ЮАР | 116 | 37.20 | 10.10 |
Таджикистан | 117 | 37.10 | -1,60 |
Туркменистан | 118 | 37.00 | 8,90 |
дем. Республика Конго | 119 | 36.90 | -0,20 |
Вануату | 119 | 36.90 | -9,20 |
Гондурас | 121 | 36. 50 | 7.20 |
Самоа | 122 | 36.40 | -7,40 |
Гамбия | 122 | 36.40 | 5,60 |
Маршалловы Острова | 124 | 36.20 | 0,70 |
Уганда | 125 | 35.80 | 3.10 |
Кыргызстан | 126 | 35.70 | 1.20 |
Буркина-Фасо | 127 | 35.50 | 2,00 |
Египет | 127 | 35.50 | 6.50 |
Тимор-Лешти | 129 | 35. 10 | -0,30 |
Соломоновы острова | 130 | 35.00 | 0,80 |
Малайзия | 130 | 35.00 | 10.30 |
Шри-Ланка | 132 | 34.70 | -2,60 |
Иран | 133 | 34.50 | 6,90 |
Танзания | 134 | 34.20 | 3.40 |
Того | 135 | 34.00 | -2,40 |
Сенегал | 136 | 33.90 | -0,90 |
Катар | 137 | 33. 00 | -2,30 |
Кот-д’Ивуар | 138 | 32.80 | -8,20 |
Руанда | 138 | 32.80 | -4,20 |
Сьерра-Леоне | 140 | 32.70 | 7.20 |
Лесото | 141 | 32.30 | 1.40 |
Ливан | 142 | 32.20 | -4,70 |
Эфиопия | 143 | 31.80 | 3,60 |
Эритрея | 144 | 31.70 | -5,50 |
Мозамбик | 144 | 31. 70 | 0,60 |
Гвинея | 146 | 31.60 | 0,20 |
Фиджи | 147 | 31.30 | -3,70 |
Кения | 148 | 30.80 | -1,80 |
Лаос | 149 | 30.70 | -1,30 |
Оман | 149 | 30.70 | 6.40 |
Бурунди | 151 | 30.50 | -13.00 |
Ангола | 151 | 30.50 | 0,20 |
Камерун | 153 | 30. 20 | -2,00 |
Камбоджа | 154 | 30.10 | 2,00 |
Монголия | 155 | 29.60 | -5,20 |
Алжир | 155 | 29.60 | -4.00 |
Бенин | 155 | 29.60 | -1,60 |
Филиппины | 158 | 28.90 | -7,50 |
Мали | 159 | 28.50 | -1,80 |
Марокко | 160 | 28.40 | 2,60 |
Китай | 160 | 28. 40 | 11.40 |
Непал | 162 | 28.30 | -10.30 |
Нигерия | 162 | 28.30 | -6.10 |
Индонезия | 164 | 28.20 | 4.10 |
Мавритания | 165 | 28.10 | -3,30 |
Чад | 165 | 28.10 | нет данных |
Мадагаскар | 167 | 28.00 | -5,40 |
Гватемала | 167 | 28.00 | -3,00 |
Ирак | 169 | 27. 80 | -5,30 |
Гана | 170 | 27.70 | -6.10 |
Судан | 171 | 27.60 | 1,70 |
Турция | 172 | 26.30 | -0,50 |
Гаити | 173 | 26.10 | 2.40 |
Либерия | 174 | 24.90 | -4.00 |
Папуа-Новая Гвинея | 175 | 24.80 | 0,20 |
Пакистан | 176 | 24.60 | 1.40 |
Бангладеш | 177 | 23. 10 | -1,90 |
Вьетнам | 178 | 20.10 | -0,60 |
Мьянма | 179 | 19.40 | -3,80 |
Индия | 180 | 18.90 | -0,60 |
Факты и цифры: лидерство женщин и участие в политической жизни | Что мы делаем
Равное участие женщин и лидерство в политической и общественной жизни необходимы для достижения Целей устойчивого развития к 2030 году. Однако данные показывают, что женщины недопредставлены на всех уровнях принятия решений во всем мире и что до достижения гендерного паритета в политической жизни еще далеко .
На этой странице:
- Женщины на руководящих должностях в правительстве
- Женщины в национальных парламентах
- Женщины в органах местного самоуправления
- Расширение участия
- Примечания
г.
Женщины на должностях в органах исполнительной власти
- По состоянию на 1 января 2023 года в 31 стране 34 женщины занимают посты глав государств и/или правительств [1]. При нынешних темпах гендерное равенство на высших постах власти не будет достигнуто еще 130 лет [2].
- Всего в 17 странах женщина возглавляет государство, а в 19 странах женщина возглавляет правительство [3].
- Данные, впервые собранные Структурой «ООН-женщины», показывают, что по состоянию на 1 января 2023 года женщины составляют 22,8 процента членов кабинета министров, возглавляющих министерства и возглавляющих политические направления [4]. Всего в 13 странах женщины занимают 50 и более процентов должностей членов кабинета министров, ведущих политические направления [5].
- Пять наиболее часто занимаемых женщинами-министрами портфелей – это «Женщины и гендерное равенство», за которыми следуют вопросы семьи и детей, социальная интеграция и развитие, социальная защита и социальное обеспечение, а также дела коренных народов и меньшинств [6].
г.
Женщины в национальных парламентах
- Только 26,5% парламентариев в одной или нижних палатах составляют женщины, по сравнению с 11% в 1995 году [7].
- Только в шести странах 50 или более процентов женщин в парламенте в одной или нижней палате: Руанда (61 процент), Куба (53 процента), Никарагуа (52 процента), Мексика (50 процентов), Новая Зеландия ( 50 процентов) и Объединенные Арабские Эмираты (50 процентов) [8].
- Еще 23 страны достигли или превысили 40 процентов, в том числе 13 стран Европы, шесть стран Африки, три страны Латинской Америки и Карибского бассейна и одна страна Азии [9].
- В мире насчитывается 22 государства, в которых женщины составляют менее 10 процентов парламентариев в одной или нижних палатах, включая одну нижнюю палату, в которой вообще нет женщин [10].
- При нынешних темпах прогресса гендерный паритет в национальных законодательных органах будет достигнут не раньше 2063 года [11].
- Женщины занимают 36 процентов мест в парламентах Латинской Америки и Карибского бассейна и составляют 32 процента парламентариев в Европе и Северной Америке. В странах Африки к югу от Сахары 26 процентов женщин-законодателей, за ними следуют Восточная и Юго-Восточная Азия с 22 процентами, Океания с 20 процентами, Центральная и Южная Азия с 19 процентами и Северная Африка и Западная Азия с 18 процентами. процентов женщин-депутатов [12].
г.
г.
Женщины в органах местного самоуправления
- Данные из 136 стран показывают, что женщины составляют почти 3 миллиона (34 процента) избранных членов местных совещательных органов. Только две страны достигли 50 процентов, а еще в 20 странах женщины составляют более 40 процентов в органах местного самоуправления [13].
- Также отмечаются региональные различия в представленности женщин в местных совещательных органах по состоянию на январь 2022 года: Центральная и Южная Азия — 41 процент; Европа и Северная Америка — 36 процентов; Океания — 32 процента; Восточная и Юго-Восточная Азия — 28 процентов; Латинская Америка и Карибский бассейн — 25 процентов; страны Африки к югу от Сахары — 25 процентов; Западная Азия и Северная Африка — 18% [14].
г.
Расширение участия
- Сбалансированное политическое участие и разделение власти между женщинами и мужчинами в процессе принятия решений – это согласованная на международном уровне цель, поставленная в Пекинской декларации и Платформе действий [15].
- Хотя большинство стран мира не достигли гендерного паритета, гендерные квоты существенно способствовали прогрессу за эти годы. В странах с законодательно закрепленными кандидатскими квотами представительство женщин на пять процентных пунктов и семь процентных пунктов выше в парламентах и местных органах власти соответственно по сравнению со странами без такого законодательства [16].
- Имеются установленные и растущие доказательства того, что лидерство женщин в процессах принятия политических решений улучшает их [17]. Например, исследование панчаятов (местных советов) в Индии показало, что количество проектов по обеспечению питьевой водой в районах, где советы возглавляют женщины, на 62% выше, чем в районах, где советы возглавляют мужчины. В Норвегии была обнаружена прямая причинно-следственная связь между присутствием женщин в муниципальных советах и охватом услугами по уходу за детьми [18].
- Женщины демонстрируют политическое лидерство, работая вне партийной линии в рамках парламентских женских собраний — даже в самых политически конфликтных условиях — и отстаивая вопросы гендерного равенства, такие как искоренение гендерного насилия, отпуск по уходу за ребенком и уход за ребенком, пенсии, гендерное равенство. законы о равенстве и избирательная реформа [19].
г.
Примечания
[1] Расчет структуры «ООН-женщины» основан на информации, предоставленной постоянными представительствами при Организации Объединенных Наций. Страны с монархическими системами исключаются из числа глав государств.
[2] Расчеты структуры «ООН-женщины».
[3] Расчет Структуры «ООН-женщины» основан на информации, предоставленной постоянными представительствами при Организации Объединенных Наций. Два лидера занимают должности как главы государства, так и главы правительства. Страны с монархическими системами исключаются из числа глав государств.
[4] Межпарламентский союз и Структура «ООН-женщины» (2023 г.). Женщины в политике: 2023.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Межпарламентский Союз. Женщины в национальных парламентах по состоянию на 1 января 2023 г.
[8] Там же.
[9] Там же.
[10] Там же.
[11] Расчеты Структуры «ООН-женщины».
[12] Межпарламентский Союз. Женщины в национальных парламентах, по состоянию на 1 января 2023 г.
[13] Структура «ООН-женщины», Женщины в органах местного самоуправления. Данные на 1 января 2022 г., данные получены 27 февраля 2023 г.
[14] Там же.
[15] Организация Объединенных Наций (1995). Пекинская декларация и Платформа действий, Критическая область G, «Женщины, власть и принятие решений».
[16] Организация Объединенных Наций, Экономический и Социальный Совет (2021 г.). Полное и эффективное участие женщин и принятие решений в общественной жизни, а также искоренение насилия для достижения гендерного равенства и расширения прав и возможностей всех женщин и девочек: доклад Генерального секретаря (E/CN.
Leave a Reply