- Часть эксклюзивных талонов хранились в нашей типографии, один был предоставлен нашим сотрудником, в его семье сохранился один экземпляр, датируемый 1996 годом. Кстати, это был самый ранний образец, именно в этом году была выпущена первая партия так называемых «ясавеевок», - рассказывает начальник службы хозяйственного обеспечения Сургутского ЗСК, заместитель председателя Совета депутатов сельского поселения Солнечный Вячеслав Виговский.
В эпоху тотальной разрухи, безработицы, неплатежей, дефицита заводская валюта не просто оставила на плаву завод стабилизации конденсата, она позволила сохранить мощное ядро коллектива. По всем параметрам работники ЗСК в те невероятно сложные годы были в наиболее выгодном положении - благодаря «ясавейкам» они могли приобрести продукты и все необходимое для семьи в заводском магазине.
Он слово сдержал
Виговский пришел на завод в 1997 году и не понаслышке знает, что собственно представляли собой талоны. Их номинальная стоимость тогда составляла 5000 рублей. Это были небольшие деньги, учитывая, что в те годы мы все ходили в «миллионерах». Так, средняя зарплата рабочего ЗСК варьировалась от 7 до 12 млн рублей. Талоны имели хождение вплоть до декабря 2000 года.
Вспоминая лихолетье 1990-х, Виговский заметил, заводская валюта компенсировала до 50 процентов заработной платы, оставшаяся часть периодически выдавалась наличными. Он, кстати, и сам в течение первого полугодия практически не видел наличных, зарплату получал “ясавейками”. Подобный нетрадиционный подход в решении экономической проблемы позволил снять острую социальную напряженность.
Кстати, в 2000 году ЗСК посетил Владимир Путин, тогда еще исполнявший обязанности председателя правительства Российской Федерации. Ветераны предприятия рассказывают, что, узнав о хождении заводской валюты, высокопоставленный чиновник отнесся к данному факту с пониманием. И в разговоре с работниками завода Путин пообещал, что ситуация с тотальным дефицитом и неплатежами исправится в ближайшие год-два.
- Так оно и случилось, Владимир Владимирович слово сдержал. И «ясавейки» вскоре вышли из обращения за ненадобностью, - отмечает Вячеслав Виговский.
Заводчане помнят
«Ясавейки» реально помогли выжить заводчанам в девяностые, кроме того, в деревне Сайгатина при поддержке завода развивалось подсобное хозяйство, так что овощи, зелень, мясо, молочная и хлебобулочная продукция в ассортименте поступали на прилавки заводского магазина. Также на талоны можно было заправиться на заводской АЗС.
- В городе был даже установлен обменный курс - один к одному с государственными денежными знаками. Причем в близлежащих поселках в частных магазинах также охотно отпускали товар в обмен на наши талоны, чтобы иметь возможность заправлять свои автомобили, - вспоминает Виговский. - В Сургуте стали появляться подделки, в связи с чем мы стали выпускать талоны с различными степенями защиты, ежемесячно меняя их цвет и дизайн.
Ушла в прошлое эпоха немыслимо тяжелых, бандитских девяностых, оставив после себя немало немых свидетельств, в том числе и таких неординарных, как заводская валюта, в простонародье - «ясавейка». Немногим предприятиям удалось перейти Рубикон кризисных лет. Решение, которое принял в свое время директор ЗСК Ясавеев, позволило сохранить коллектив предприятия, заводчане по сей день помнят его и относятся с огромным уважением. Виговский вспоминает, как на 30-летнем юбилее ЗСК при появлении на сцене бывшего директора Ясавеева зал встал и взорвался аплодисментами.
http://ugra-news.ru/article/22042016/29215