Профессор кафедры международного права МГИМО Юрий Малеев сообщил РИА Новости, что в науке есть много разных разделений, классификаций. Например, вид классический, основанный на опыте США, вид дуалистический, когда рассматриваются два уровня системных отношений внутри государства, кооперативный вид — объединение усилий центра и субъектов для выполнения общих задач. "Классический федерализм — разделение власти между центральным и региональным правительством, при котором каждый из них в пределах своей компетенции координирует свои действия самостоятельно в условиях автономии", — сообщил профессор.
По его словам, помимо классического федерализма есть исполнительный, чрезвычайный, федерализм с двойным лицом. "Федерализм с двойным лицом — это когда субъекты федерации находятся в неравном правовом положении, имеют различный конституционный статус, и реальные права в той или иной степени различаются. Это тоже для многих федераций характерно", — отметил Малеев.
В качестве примера он привел российский федерализм. "У нас Татарстан является государством по их конституции, и самостоятельностью определенной обладает, и Башкортостан тоже, и, видимо, Севастополь и Крым будет. Ведь Крым до последних событий имел свою конституцию в украинском государстве. Он, войдя в состав РФ, видимо, будет обладать особыми полномочиями. Это федерализм с двойным дном — когда вроде бы субъекты должны находиться в равном положении, а на самом деле они не в равном положении, то есть реальные права и возможности у них разные", — сообщил Малеев.
Помимо видов федерализации, существует разделение на типы: западноевропейский (Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария), северо-американский (США, Канада, Австралия), латиноамериканский (Мексика, Аргентина, Венесуэла, Бразилия), афроазиатский тип (Индия, Малайзия), нигерийский (Нигерия, Эфиопия, Мьянма), российский федерализм.
По словам профессора, обычно федеративное государство строится на трех основных принципах: принцип автономии (каждое из образований наделяется прерогативой принятия законов, то есть своя автономность), принцип равенства (политический контроль над субъектом в сфере компетенции не осуществляется федерацией), принцип участия (федеративное государство основывается на изначальном распределении полномочий и средств их осуществления).
Малеев сообщил, что "есть разделение федерации с точки зрения реального соотношения сил". "Нельзя сказать, что для всех федераций то и то характерно. У каждой федерации по-разному расклад сил между центром и регионом", — сказал он.
По его словам, помимо классического федерализма есть исполнительный, чрезвычайный, федерализм с двойным лицом. "Федерализм с двойным лицом — это когда субъекты федерации находятся в неравном правовом положении, имеют различный конституционный статус, и реальные права в той или иной степени различаются. Это тоже для многих федераций характерно", — отметил Малеев.
В качестве примера он привел российский федерализм. "У нас Татарстан является государством по их конституции, и самостоятельностью определенной обладает, и Башкортостан тоже, и, видимо, Севастополь и Крым будет. Ведь Крым до последних событий имел свою конституцию в украинском государстве. Он, войдя в состав РФ, видимо, будет обладать особыми полномочиями. Это федерализм с двойным дном — когда вроде бы субъекты должны находиться в равном положении, а на самом деле они не в равном положении, то есть реальные права и возможности у них разные", — сообщил Малеев.
Помимо видов федерализации, существует разделение на типы: западноевропейский (Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария), северо-американский (США, Канада, Австралия), латиноамериканский (Мексика, Аргентина, Венесуэла, Бразилия), афроазиатский тип (Индия, Малайзия), нигерийский (Нигерия, Эфиопия, Мьянма), российский федерализм.
По словам профессора, обычно федеративное государство строится на трех основных принципах: принцип автономии (каждое из образований наделяется прерогативой принятия законов, то есть своя автономность), принцип равенства (политический контроль над субъектом в сфере компетенции не осуществляется федерацией), принцип участия (федеративное государство основывается на изначальном распределении полномочий и средств их осуществления).
Малеев сообщил, что "есть разделение федерации с точки зрения реального соотношения сил". "Нельзя сказать, что для всех федераций то и то характерно. У каждой федерации по-разному расклад сил между центром и регионом", — сказал он.
Федерация для Украины
Заведующий кафедрой права МГУ Сурен Авакян считает, что "пусть у Украины будет вариант федерализации, который называется децентрализацией полномочий". По словам эксперта, это означает, что многие вопросы, которые исходят из центра, решаются на местах. "Центр отдает их на места, оставляя за собой функцию общего надзора и общего контроля. Хотите решать, как использовать централизованные средства, поступившие в регион, используйте, но не делайте так, чтобы их воровали. В этом плане федерация должна выполнять функцию надзора, но все это делать на местах самостоятельно, не доводя до абсурда. Надо учитывать и местные интересы и общегосударственные", — сказал Авакян РИА Новости.
"Федерализация не означает, что воинские части будут находиться под командованием той или иной области. Они были и останутся едиными. Собирали едино налоги и будут собирать. И это не изменится. Если это изменится, то государство погибает", — сообщил эксперт. Он отметил, что "должны быть системы определенных сдержек, противовесов и сотрудничества". "Это и есть тот самый федерализм, который мы им предлагаем. А они хотят командовать из Киева. Конечно, и в унитарном государстве можно сделать хорошую порцию децентрализации. Есть пример Италии, Испании и Великобритании, когда Шотландии отдали много возможностей, но они хотят большего. Но этот вопрос нужно обсуждать", — считает Авакян.
Дуалистический федерализм?
Малеев считает, что на Украине, в случае принятия решения о федерализации, "будет признак дуалистического федерализма, когда действует власть в пределах своих полномочий независимо от других". Он сообщил, что такой федерализм существует в США, в некоторых латиноамериканских государствах, а также Португалии, Испании.
Профессор кафедры международного права МГИМО отметил, что "при этом вновь образованные федеративные субъекты должны не торопиться с реализацией своей власти". "То есть надо мудро, постепенно ее реализовывать, поскольку у них нет кадров, нет культуры руководства. Они получают полномочия, отдельные от центра, но настолько они еще охвачены политизированными эмоциями, готовы, конечно, взяться за осуществление власти, но не в состоянии. Кадры надо воспитывать год за годом", — сообщил эксперт.
Он считает, что украинские власти "будут стараться у России набраться опыта или могут взять что-то полезное из бывшей унитарной Украины".
http://ria.ru/world/20140408/1003024553.html#ixzz2yJivQkn2
"Федерализация не означает, что воинские части будут находиться под командованием той или иной области. Они были и останутся едиными. Собирали едино налоги и будут собирать. И это не изменится. Если это изменится, то государство погибает", — сообщил эксперт. Он отметил, что "должны быть системы определенных сдержек, противовесов и сотрудничества". "Это и есть тот самый федерализм, который мы им предлагаем. А они хотят командовать из Киева. Конечно, и в унитарном государстве можно сделать хорошую порцию децентрализации. Есть пример Италии, Испании и Великобритании, когда Шотландии отдали много возможностей, но они хотят большего. Но этот вопрос нужно обсуждать", — считает Авакян.
Дуалистический федерализм?
Малеев считает, что на Украине, в случае принятия решения о федерализации, "будет признак дуалистического федерализма, когда действует власть в пределах своих полномочий независимо от других". Он сообщил, что такой федерализм существует в США, в некоторых латиноамериканских государствах, а также Португалии, Испании.
Профессор кафедры международного права МГИМО отметил, что "при этом вновь образованные федеративные субъекты должны не торопиться с реализацией своей власти". "То есть надо мудро, постепенно ее реализовывать, поскольку у них нет кадров, нет культуры руководства. Они получают полномочия, отдельные от центра, но настолько они еще охвачены политизированными эмоциями, готовы, конечно, взяться за осуществление власти, но не в состоянии. Кадры надо воспитывать год за годом", — сообщил эксперт.
Он считает, что украинские власти "будут стараться у России набраться опыта или могут взять что-то полезное из бывшей унитарной Украины".
http://ria.ru/world/20140408/1003024553.html#ixzz2yJivQkn2